1378 год событие на руси река вожа. Литературно-исторические заметки юного техника

13:24 — REGNUM

Битва на реке Воже. 1378 г. Миниатюра лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI века

1378 год. 11 августа русское войско Дмитрия Донского разбило ордынцев в битве на реке Воже

«В августе 1375 года Димитрий с союзниками вступил в тверскую землю, взял Микулин, осадил Тверь. Он простоял там четыре недели, а между тем его воины жгли в Тверской области селения, травили на полях хлеб, убивали людей или гнали их в плен. Михаил, не дождавшись ниоткуда помощи, выслал владыку Евфимия к Димитрию просить мира. Казалось, пришла самая благоприятная минута покончить навсегда тяжелую и разорительную борьбу с непримиримым врагом, уничтожить тверское княжение, присоединить тверскую землю непосредственно к Москве и тем самым обеспечить с этой стороны внутреннее спокойствие Руси. Но Димитрий удовольствовался вынужденным смирением врага, который в крайней беде готов был согласиться на какой угодно унизительный договор, лишь бы оставалась возможность его нарушить в будущем. Михаил обязался за себя и своих наследников находиться в таких отношениях к Москве, в каких был Владимир Андреевич, считать московского князя старейшим, ходить на войну или посылать своих воевод по приказанию московского князя, не искать и не принимать от хана великокняжеского достоинства, отречься от союза с Ольгердом и не помогать ему, если он пойдет на смоленского князя за его участие в войне против Твери. Михаил обязывался не вступаться в дела кашинской земли, и, таким образом, тверская земля разделялась с этих пор на две независимые половины, и власть Михаила Александровича простиралась только на одну из этих половин. В удовлетворение Новгороду, тверского князя обязали возвратить церковное и частное имущество, пограбленное в Торжке, и освободить всех новгородских людей, которых он закабалил себе посредством грамот. Михаил обязался возвратить Новгороду все земли, купленные его боярами, и все товары, когда-либо захваченные у новгородских гостей. Наконец, что всего важнее в этом договоре, постановлено было по отношению к татарам, что если решено будет жить с ними в мире и давать им выход, то и Михаил должен давать, а если татары пойдут на Москву или на Тверь, то обеим сторонам быть заодно против них; если же московский князь сам захочет идти против татар, то и тверской должен идти вместе с московским. Таким образом, Москва, возвысившись прежде исключительно татарскою силою, теперь уже имела настолько собственной силы, что обязывала князей других земель повиноваться ей и в войне против самих татар.

Несчастные беглецы, подстрекнувшие Михаила на новую борьбу с Димитрием, были, по договору, преданы Михаилом на произвол судьбы. Всем другим боярам и слугам обеих земель предоставлялся вольный отъезд, и князья не должны были "вступаться" в их села, а имения Ивана и Некомата предоставлялись без изъятия московскому князю. Через несколько лет после того их самих заманили хитростью и привезли в Москву. Там, на Кучковом поле (где теперь Сретенский монастырь), 30-го августа 1379 года над ними была совершена публичная смертная казнь, насколько известно - первая в Москве. Народ с грустью смотрел на смерть Ивана, красивого молодца; вместе с головой Ивана отсекались для него все заветные предания старинной вечевой свободы. Казнь его, однако, не помешала братьям его служить Димитрию и воеводствовать у него. Усмирение тверского князя раздражило Ольгерда, но не против Димитрия, а против смоленского князя, за то, что последний, которого он считал уже своим подручником, участвовал в войне против Михаила. Ольгерд опустошил в отмщение смоленскую землю и взял много людей в плен. Гораздо сильнее раздражился за Тверь Мамай и притом на всех вообще русских князей: он видел явное пренебрежение к своей власти; его последний ярлык, данный Михаилу, был поставлен русскими ни во что. Тогда один татарский отряд напал на нижегородскую землю, объявляя ей наказание за то, что рать ее ходила на тверскую землю; другой отряд за то же самое опустошил землю новосильскую. Вслед за тем, в 1377 году, татарский царевич Арапша из Мамаевой Орды сделал опять нападение на нижегородскую землю. Соединенная суздальская и московская рать по собственной оплошности была разбита у реки Пьяны, и последствием этого поражения было взятие и разорение Нижнего Новгорода. Наконец, в 1378 году Мамай послал мурзу Бегича на великого князя. Ополчение его шло через рязанскую землю. Великий князь предупредил Бегича, перешедши Оку, вступил в рязанскую землю; здесь, на берегах реки Вожи, 11-го августа, татары были разбиты наголову.

Здесь сподвижником Димитрия явился Ольгердов сын Андрей. Ольгерда уже не было в живых. Воинственный князь не только принял христианство, но перед смертью постригся в монахи и умер, как говорят, схимником. Андрей Ольгердович не поладил с преемником отца, своим единокровным братом Ягеллом, и бежал в Псков, где был посажен князем, а потом со псковичами служил Москве против татар. После вожской битвы этот князь, вместе с Владимиром Андреевичем и с воеводою (называемым в летописях иногда и князем) Димитрием Михайловичем Боброком, волынцем, взяли бывшие под властью Литвы города Трубчевск и Стародуб в северской земле с их волостями. Брат Андрея, князь Димитрий Ольгердович, княживший в Брянске и Трубчевске, также недовольный Ягеллом, отдался добровольно под руку великого князя, который дал ему Переяславль-Залесский со всеми пошлинами, т. е. доходами княжескими. Эти враждебные отношения к Литве вызвали со стороны преемника Ольгердова Ягелла вражду против Москвы и заставили его войти в союз против нее с Мамаем.

После вожской битвы Мамай прежде всего подвергнул каре рязанскую землю, за то, что поражение татар произошло в рязанской земле. Татарские полчища ворвались туда, разорили много сел, угнали в плен много людей и сожгли Переяславль рязанский. Олег не успел собрать своих сил и убежал, а потом, чтобы не подвергать вновь опасности своей волости, поехал к хану, поклонился ему и обещал верно служить Мамаю против Москвы»

Цитируется по: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Астрель, 2006

История в лицах

Летопись по Типографскому списку:

В лѣто 6886 приидоша Татарове изгономъ к Новугороду Нижнему. Князь же не бѣ на городѣ, но на Городцѣ, а гражане, поврьгше градъ, бѣжаша за Волгу. И посла князь Дмитрей къ Татаромъ, дая имъ окупъ з города. Они же не взяша окупа и пожгоша градъ. И отшедше, повоеваша Березовъ, Поле и уездъ весь и много зла сътвориша и отъидоша. О побоищи, иже на Вожи. Того же лѣта Ординский князь Мамай поганы, събравъ воа многы и посла Бѣгыча ратию на великого князя Дмитреа Ивановича и на всю землю Русскую. Се же слышавъ князь великий Дмитрей Ивановичь и събравъ воа многы, и поиде противу ихъ съ многою силою своею. И перешедъ рѣку Оку и поиде в землю Рязаньскую и срѣтеся с Татары на рецѣ на Вожи. И стояху промежи собою о рецѣ о Вожи немного дний, потомъ же переидоша Татарове на сю сторону и ударивша в кони свои, кликнуша и скочиша вборзѣ и потомъ на грунахъ поидоша; Рустии же полци потекоша противу имъ. И удари на нихъ съ сторону князь Данило Пронский, а Тимофѣй, околничей великого князя, с другую сторону, а князь великый с полки своими в лице. Татарове же в томъ часѣ поврѣгша копиа своа и побѣгоша за рѣку Вожю, и князь же великый погна за ними с полки своими, избиваа ихъ, и множество избиша ихъ, а инии в рецѣ истопоша. А се имена избитыхъ князей Татарскихъ: Хазибий, Коверга, Карубулукъ, Кострокъ, Бегичка. По сихъ же приспѣ вечеръ и зайде солнце и бысть нощь, и не лзѣ бѣ гнатися за ними за рѣку. Въ утрии же бѣ мгла велика, а Татарове такыи побѣгоша с вечера и черезъ всю нощь бѣгоша. Князь же великый на утрии уже предъ обѣдомъ поиде по нихъ слѣдомъ ихъ и, шедше далече за ними, обрѣтоша в поли повръжены дворы ихъ и вежи и шатры и телѣги ихъ, а в нихъ товару многое множество, то все помѣташа, а самихъ не обретоша, бяху бо такии побѣгли къ Ордѣ. Изъимаша тогда на войнѣ той нѣкотораго попа, оть Орды пришедша, Иоаннова Васильевича, и обрѣтоша у него злыхъ и лютыхъ зелей мѣшокъ и истязавше его много и послаша его в заточение на Лаче озеро, идеже бѣ Данилъ Заточеникъ. Великый же князь Дмитрей Ивановичь възвратися к Москвѣ съ побѣдою великою и съ многою корыстью и рати разспусти кыйждо въсвоаси. Убьен же бысть тогда на томъ бою Дмитрей Монастыровъ да Назаръ Даниловъ Кусакова. Бысть же побоище сего мѣсяца августа въ 11, в среду, при вечерѣ. Окааннии они Измаилтѣни, елици уидоша со бою того, прибегоша въ Орду къ царю своему, паче же к пославшему ихъ Мамаю, понеже царя имѣаху у собя въ Ордѣ невладьюща ничем же предъ Мамаемъ, но все старейшиньство сдержаше Мамай и всѣми владѣаше въ Ордѣ. Видѣвше Мамай изнеможение посланыхъ отъ него, избьение князей Ординскихъ и множество во нихъ изгибшихъ, и възьярися зѣло и събра остаточную силу и поиде изгономъ на Рязанскую землю. Князь же Олегъ Рязанский не успѣ собрати силы своеа вборзѣ и не ста противу на бой, но покинувъ градъ свой и перебежеа на сю сторону рѣки Оки и съ всѣми людми своими. Татарове же, пришедше, взяша градъ его Переаславль и огнемъ пожгоша. Волости же и села повоева, а людей много посѣкоша, а иные в полонъ поведоша и възвратишяся въ страну свою и много зла сътвориша. Того же лѣта бысть великъ мятежъ в Литвѣ, Богу попущешу на нихъ гнѣвъ свой, въсташа сами на ся и убиша великого князя Кестутиа Гедимановичь и бояръ его избиша, а сынъ его, князь Витовтъ, бѣже в Нѣмцы и много зла твори земли Литовской, подъялъ бо бяше Кестутей великое княжение подъ княземъ Ягайломъ.

Цитируется по: Полное собрание русских летописей.Том 24. Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921

Мир в это время

В 1378 году началась Великая Схизма — раскол в Римской католической церкви.

Карта Великого раскола. Красным отмечены регионы, поддерживающие Авиньон, синим — Рим

«Еще до того, как поднялся сфумато (белый дым, означающий, что папа избран), вооруженная группа нетерпеливых римлян силой ворвалась в конклав. Кардиналы, над жизнями которых нависла опасность, не осмелились сообщить результаты голосования и обратились в бегство. Это стало возможным благодаря тому, что один из них вдруг накинул на плечо престарелого и почти не способного передвигаться римского кардинала Тибальдески паллий. Старец не мог бежать, и, несмотря на все его возражения, ликующая толпа возвела его на престол. Насильно надели на него папские регалии, на голову возложили тиару. Пока ему воздавали почести руководители города, сброд разграбил римский дворец кардинала. К тому же существовала традиция, согласно которой если у кардинала, избранного папой, в Риме было жилье, то оно подвергалось грабежу на том основании, что переезжающему в папский дворец это добро и не нужно. Только после того, как к вечеру удалось утихомирить толпу, истина прояснилась.

Новый папа избрал себе имя Урбана VI (1378-1389). Несмотря на то что он был сведущ в делах управления церковью, он как личность вряд ли соответствовал столь высокому положению, ставшему к тому же весьма деликатным. Ему были незнакомы терпение и компромисс; это был напористый, высокомерный человек, которому свойственна неукротимость, более того, грубость. Его непригодность вскоре поняли и современники; поговаривали, что он был нервнобольным. Урбана VI короновали папой 10 апреля 1378 года, и кардиналы выразили ему почтение как законно избранному папе. Тем самым они задним числом признали каноничность избрания. Позднее концепция курии и идентифицирующаяся с ней историческая литература считали канонически избранным ряд пап, начиная с Урбана VI. Однако последние исторические исследования подвергают сомнению то, что при коронации кардиналы по доброй воле отдавали почести папе; по всей вероятности, это происходило по принуждению. <…>

Бурный ход конклава, избравшего Урбана VI, однозначно показал, что церковь созрела для реформ. Первым шагом здесь могло бы стать реформирование курии и кардинальской консистории. Когда папа заявил о подобного рода намерениях, французские кардиналы, наблюдавшие и до этого с подозрением за его действиями, вступили на путь открытого сопротивления, покинули Урбана и собрались в Ананьи, где открыто стали утверждать, что избрание Урбана VI происходило под принуждением и потому якобы недействительно. Поэтому папский престол следует считать свободным и необходимо избрание нового папы.

Возглавлял партию, выступившую против Урбана, кардинал Амьенский. Оппозиционные кардиналы находились под вооруженной защитой графа Фонды Гаетани. Они вступили также в связь с французским королем Карлом V, который заверил их в своей поддержке. В то же время Урбан втянулся в конфликт с неаполитанским королевством, с королевой Иоанной, против которой он поддерживал союзника венгерского короля Лайоша I - герцога Карла Дураццо. Теперь уже все кардиналы, за исключением одного Тибальдески (который вскоре скончался), были в Ананьи. В ответ папа Урбан назначил 29 новых кардиналов, естественно, из приверженцев своей партии, в том числе и многих своих родственников.

Кардиналы, собравшиеся на выборы нового папы, расположились в Фонди, на неаполитанской территории, где 20 сентября 1378 года папой был избран кардинал-француз Роберт Женевский, принявший имя Климента VII (1378-1394). Новый папа был скорее политиком и полководцем, чем живущим в святости иерархом церкви. Следовательно, у него и шансы были выше в надвигающихся схватках. После того как Урбан, прочно удерживавший свои позиции в Риме, предал анафеме антипапу и его кардиналов, то же самое в отношении Урбана сделал и Климент VII, временно пребывавший в Фонди. Тем самым церковный раскол стал свершившимся фактом.

Юрисдикция обоих пап внутри вселенской церкви признавалась в зависимости от политико-властных интересов. Законность Урбана VI признали Германо-римская империя, Венгрия, Польша, Скандинавские страны и Англия; к церквам, которые выразили послушание Клименту VII, принадлежали церкви таких государств, как Франция, Шотландия, Неаполь, Сицилия и государства Пиренейского полуострова. Это деление в основном отражало состав противостоящих друг другу блоков в Столетней войне. Естественно, были и исключения; так, например, австрийский герцог Леопольд занял сторону Климента. Университеты, провинции монашеских орденов, епископства сами решали вопрос о своей юрисдикции. Факт формирования национальных церквей свидетельствует о том, что церкви, как правило, следовали за линией поведения, принятой светской властью. А в монашеских орденах разделение происходило по провинциям.

Схватка двух пап завершилась бесславной вооруженной борьбой в Италии, в которой помимо французов и неаполитанцев приняли участие и венгры. Интересы Климента VII защищали французские войска, союзные с Иоанной Неаполитанской, в то время как Урбан, признавая притязания венгерских Анжу на Неаполь, мог опереться на итальянское и венгерское оружие. Рим вновь раскололся на две партии; во главе оппозиции Урбану стоял род Орсини. В начале 1379 года победу одержали наемники Урбана, так что в их руки попал и Замок Святого Ангела, и Ватикан; Урбан укрепил свою власть и в Церковном государстве. Климент VII бежал из Фонди в Неаполь, а в июне 1379 года он окончательно поселился в Авиньоне. Из своих французских сторонников он назначил новых кардиналов и в не остывших еще папских дворцах тотчас приступил к новой организации курии. Таким образом, у святой матери-церкви появилось две главы - двое пап, две курии, и соответственно поступающие из Рима и Авиньона, в равной степени претендующие на свою исключительность и законность параллельные назначения, противоречащие друг другу постановления, налагаемые и той и другой стороной налоги - все это создавало анархию в управлении церковью. В этой обстановке блюстителями распадающегося церковного порядка стали выдавать себя светские князья; от их воли зависело осуществление того или иного папского постановления, заполнение бенефиций. Тем самым соперничающие между собой папы сами предоставляли возможность государству стать над церковью и содействовать созданию национальной церковной автономии».

Цитируется по: Гергей Е. История папства. М.: Республика, 1996

Дмитрия Константиновича Нижегородского , главного союзника московского князя Дмитрия Ивановича , всесильный тогда в Орде темник Мамай спешил нанести такой же удар как самой Москве, так и другому её союзнику – Олегу Рязанскому . Одержав победу на Пьяне, татарский царевич Арапша осенью того же 1377 г. изгоном (набегом) ходил на Рязанскую землю и часть ее попленил и пограбил. Захваченный врасплох, Олег Иванович попал было в плен, но вырвался и убежал, весь израненный татарскими стрелами.

Летом следующего 1378 года Мамай отправил на Рязань и Москву большое войско под начальством мурзы Бегича. Дмитрий Иванович московский понял грозившую опасность, лично приспел со своей ратью на южную сторону Оки и встретил татар на берегах ее правого притока, реки Вожи, верстах в 15 от Переяславля-Рязанского. Несколько дней оба войска стояли друг против друга на разных берегах. 11 августа 1378 татары первые перешли Вожу и вступили в бой. Но Дмитрий уже изготовил к битве свою рать. Одним ее крылом начальствовал Даниил Пронский, другим – московский окольничий Тимофей Вельяминов. Сам великий князь ударил на врагов с главным полком. Татары недолго выдерживали битву и побежали обратно за Вожу. При этом много их было побито и перетонуло в реке. В числе павших находился сам Бегич и некоторые другие знатнейшие мурзы: Хазибей, Коверга, Карулук, Кастрок. Наступившая ночь помешала преследованию со стороны русских. На следующее утро после битвы на Воже был густой туман. Только когда он рассеялся, Дмитрий перешел через реку и погнался за татарами. Нагнать их было уже невозможно; но зато Русь собрала большую добычу, потому что враги в поспешном бегстве побросали свои шатры и телеги, наполненные разным добром. Памятником битвы на Воже 1378 г. служат высокие курганы, под которыми погребены павшие воины.

Битва на реке Воже 1378 г. Миниатюра второй половины XVI века

Доселе Дмитрий Иванович сохранял еще даннические отношения к Орде, хотя платил гораздо меньше дани, чем его предшественники. В битве на Воже 1378 г. была одержана первая большая победа Руси над своими поработителями. Это уже было открытое и решительное восстание московского князя против Золотой Орды, предвестье состоявшейся два года спустя Куликовской битвы . Можно представить себе ярость Мамая и золотоордынских мурз, когда беглецы принесли им весть о своем поражении на Воже. Прежде всего Мамай спешил выместить свою досаду на Рязанской области. Собрав остатки разбитой рати, он бросился на Рязань. Не ожидая такого скорого возвращения татар после их поражения, Олег Рязанский оказался неготовым к обороне и удалился на левую лесную сторону Оки. Татары пожгли его стольный Переяславль и некоторые другие города, разорили множество сел и увели большое количество пленников. За этим внезапным нападением должно было последовать и опустошение Московского княжения. Но, испытав в битве на Воже его могущество, Мамай решил вначале приготовить большие силы, чтобы напомнить Руси Батыево нашествие . Приготовления его совершались тем успешнее, что Мамаю удалось восстановить после долгих смут единовластие в Золотой Орде. Он велел убить молодого хана Мухаммеда и сам принял ханский титул, хотя и не принадлежал к царскому роду Джучидов (правивших в Золотой Орде потомков старшего сына Чингисхана , Джучи).

Начатый в 1380 поход Мамая на Русь закончился поражением татар в битве на поле Куликовом .

По материалам произведений выдающегося русского историка Д. Иловайского

В нём великий князь Дмитрий Донской сражался с ордынским войском, которым командовал мурза Бегич.

Несмотря на свою скоротечность и относительную малоизвестность, битва на Воже имеет важное значение: это первая крупная победа русского войска над татарами.

Предпосылки битвы

Русские князья уже длительное время оказывали сопротивление кочевникам, хотя и не всегда успешное. В 1376 году воевода Дмитрия Донского князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский разгромил Волжскую Булгарию, победив её войско.

Князь взял откуп в размере 5 тысяч рублей и посадил там русских чиновников. В том же году хан Синей Орды Арапша, соратник Мамая, разгромил Новосильское княжество. В следующем году Арапша победил в сражении на реке Пьяна плохо организованное московско-суздальское войско, после чего разорил и Рязань.

Мамай, окрылённый успехами своего верного товарища Арапши, решил направить свою армию прямиком на московского князя Дмитрия.

Ход сражения

Со своим войском смог перекрыть брод на Воже, отрезав путь армии Бегича. Затем русские воины расположились на близлежащем холме, откуда открывался удобный вид на переправу. Как сообщает летопись, татарская конница не решилась переходить реку на виду у русской армии, поэтому решила переждать, и её ожидание длилось много дней.

Затем русский князь распорядился немного отступить, чтобы позволить татарам перейти реку. Бегич охотно воспользовался «подачкой» и перебрался на другой берег. Однако это была ловушка: русская армия настигла татарское войско врасплох.


битва на реке Воже фото

Построение армии Дмитрия Донского имело форму дуги, что позволило наброситься на врага одновременно с разных сторон. Татары пришли в панику, однако разбежаться и так спастись не могли. Оставался один путь - отступать к реке. А поскольку бежать приходилось поспешно, большая часть татарских воинов вместе с лошадьми утонула в реке.

В битве погиб сам Бегич и четыре татарских князя. Оставшимся воинам врага удалось спастись лишь благодаря тому, что наступила темнота. Ночью татары бежали налегке, бросив свой обоз, который утром достался русичам.

Последствия битвы

Битва на Воже показала, что ордынское войско хоть и сильное, но не всемогущее. В Орде Мамай стал быстро терять популярность - подданные склонились к Тохтамышу. Сам Мамай также понял, что его армия теряет силу, и пожелал для дальнейших походов приобретать наёмников, среди которых, между прочим, были и генуэзцы.

Есть версия, что благословлял Дмитрия Донского на поход против Орды именно во время сражения на Воже, а к это событие приписали авторы жития, посчитав её более важным сражением. Летопись упоминает среди погибших на Воже князя Дмитрия Монастырёва, и он же «погиб» в Куликовской битве.

На высоком холме стоит старинное село Глебово-Городище. Раскопки показывают, что во II тысячелетии до нашей эры здесь уже селились люди. В девятом веке эти места заселили славяне и построили город-крепость - Глебов, защищавший границы Руси от набегов степняков. Во время монгольского нашествия Глебов был разрушен.
Согласно современным археологическим данным, именно в этих местах в 1378 году произошла знаменитая Вожская битва между ордой мурзы Бегича и войском под руководством Великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского). В честь этого события была возведена величественная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
В XVI веке город Глебов стал южным форпостом Вожской засечной черты, входившей в комплекс оборонительных сооружений Московского государства. Засечные линии постоянно охранялись отрядами засечной стражи. Разрушения валов быстро устранялись, постоянно устраивались дополнительные завалы и укрепления. Остатки Вожской засеки, пролегавшей по территории всего района, сохранились до наших дней. В Глебовом-Городище вы увидите хорошо сохранив-шийся крепостной вал; в двух верстах от городища находится урочище «Дураковские ворота», через которые осуществлялся проход на территорию Рязанского княжества. В 1878 году во время празднования 500-летия на колокольню Успенской церкви были установлены колокола. На главном колоколе была надпись: с одной стороны - «120 пудов», с другой - «500-летию посвящается». В настоящее время церковь реставрируется.
В 2003 году в честь 625-й годовщины победы на Воже на холме близ Глебова-Городища был воздвигнут монумент - стела. С тех пор ежегодно в начале августа здесь проходят празднования, в ходе которых силами исторических клубов проводится реконструкция битвы. Этому предшествует фестиваль исторических клубов «Вожская битва». Гости праздника с большим удовольствием пользуются возможностью примерить шлем и кольчугу, выстрелить из лука, метнуть копьё, обучиться владению мечом.
В настоящее время ведётся работа по оборудованию круглогодичного туристического маршрута по Вожской засеке и на место Вожской битвы.

Фестиваль «Битва на Воже»

Каждый год вторую субботу августа на Рыбновской земле в селе Глебово-Городище проходит исторический фестиваль «Битва на Воже», который располагается на месте сражения русского полка и татаро-монгольского войска в 1378 году.
Фестиваль поможет окунуться Вам в прошлое, убедиться в мощи богатырского духа наших далеких предков, воочию увидеть страницы истории и почтить память Руси.
Город Глебов запирал русские земли от набегов кочевников. Фестиваль «Битва на Воже» создает погружение в русский быт 14 века.
В честь победы на Воже Русичей на месте сражения была заложена деревянная церковь Успения Борогодицы, которая в 1694 году сменил стены на кирпичные.
По мнение историков сражение проходило именно в этих местах. По течению р. Вожи в районе древнерусского города Глебова неподалеку (20 километров) от современного г. Рыбное Рязанской области.
Фестиваль «Битва на Воже» - это стилизованный средневековый посад, где представлены разнообразные интерактивные программы и площадки.
. Торговый ряд - палатки для торговцев народными промыслами
. Потешный ряд - площадки всевозможных средневековых игр и народных забав
. Ремесленный ряд — мастера будут предлагать мастер-классы по средневековым ремеслам
. Обжорный ряд - предоставляет возможность вкусно подкрепиться - шашлыки, выпечка, разнообразные напитки.
На фестивале имеется центральная площадка, в прошлом «Ристалище», для проведения турниров среди воинов- профессионалов, любительских поединков на макетах оружия, концертной программы и прочее.
Археологи рассказывают о событиях тех времен, а также показывают артефакты. Имеется большой выбор аутентичных оберегов, оружия, сувенирной продукции и костюмов эпохи 13-14 веков.

Сражение на реке Воже (11 августа 1378 год)

Несмотря на смуты и перевороты, которые происходили внутри Золотой Орды, татары зорко следили за политикой Москвы и ее возраставшей мощью. Им становилось все более ясно, что русские выходят за их повиновения. Поэтому темник Мамай, как только стал ханом Золотой Орды (70-е годы XIV века), решил путем нового нападения на Русь укрепить пошатнувшуюся власть татар над русским народом.

В 1375 году совершив набег на рязанское княжество и опустошив его, полчища Мамая двинулись на Москву, но Дмитрий преградил путь татарам. Встав со совей ратью на реке Оке, он не пропустил Мамая ни на шаг дальше и заставил татар повернуть обратно.

В 1376 году Дмитрий послал войско во главе с воеводой Дмитрием Михайловичем Волынским и двумя князьями нижегородскими на Казань. В ответ на выступление Москвы Мамай собрал значительные силы для похода на Нижний - Новгород. Предводительствовал татарским войском царевич Арапша, бывший, по словам летописца, «свиреп зело и ратник великий». Узнав о намерении татар вторгнуться на Русь со стороны Нижнего - Новгорода, Дмитрий с большой ратью выступил на помощь Суздальско - Нижегородскому князю. Но татарам удалось обмануть разведку нижегородцев, московские дружины вышли к Нижнему - Новгороду, а о татарах ничего не было известно. Оставив часть войск под начальством воевод, Дмитрий возвратился в Москву. Арапша умело воспользовался уходом большей части московских дружин. На берегу реки Пьяны татары внезапно напали на нижегородское войско и разбили его. 5 августа татары овладели Нижним - Новгородом, сожгли его, захватили в рабство оставшихся жителей, не успевших уйти в Суздаль, и беспрепятственно отошли на восток. Утвердившись на Волге, татары грабили и убивали русских купцов и почти полностью разорили Рязанское княжество. В августе 1378 году после тщательной подготовки большое татарское войско под командованием мурзы Бегича, уничтожая и опустошая все на своем пути, двинулось через рязанские земли на Москву. Получив сведения о замыслах Мамая и о пути движения татаро-монгольских войск, Дмитрий решил не допустить татар в пределы московской земли и разбить их на территории Рязанского Княжества.

На пути движения в рязанские земли к Дмитрию Ивановичу присоединилось войско удельного князя Даниила Пронского.

Русская рать, предводительствуемая Московским князем Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло 11 августа 1378 года большое кровопролитное сражение.

Расположив войско на небольшой возвышенности, Дмитрий построил боевой порядок в форме полукруга - центр и два крыла. В середине были выстроены дружины князя и отборные войска, которыми командовал сам великий князь. Во главе правого крыла он поставил московского окольничего Тимофея Вельяминова с князем Андреем Ольгердовичем Полоцким, а во главе левого крыла Пронского князя Даниила.11 августа 1378 года, после полудня, мурза Бегич начал переправлять свои войска на левый берег Вожи.

Как только отдельные полки перешли реку, татары пошли в наступление. Их встретила грозная и неподвижная стена русских войск с выставленными вперед копьями. Не ожидая такого сопротивления, татары остановили своих коней и открыли стрельбу из луков. В это время по условному знаку Дмитрия русские войска бросились навстречу вражеской коннице.

Передние конники татар, не выдержав удара, повернули обратно, а задние, не понимая, в чем дело, наседали на них. В рядах противника произошло полное замешательство. Русские войска наседали со всех сторон, и многотысячное войско татаро - монголов оказалось прижатым к реке. Началась кровавая битва. Избиение татар продолжалось до самой ночи.

Поражение татар было полное. Здесь был убит предводитель татарского войска - посланец хана Мамая мурза Бегич.

Переправившись в этот же день на правый берег реки, Дмитрий выслал вперед небольшие отряды и, приведя в порядок свои полки, готовился с утра 12 августа продолжить преследование отходивших монгольских войск. Только в середине дня, когда туман рассеялся, русские могли двинуть в преследование.

Так закончилось сражение на реке Воже. Оно явилось переломным моментом в истории взаимоотношений Золотой Орды с Московским княжеством.

Поражение на Воже произвело ошеломляющее впечатление в Орде.

Рис. 1.

Эта первая серьезная победа над татаро-монголами имела большое политическое военное значение. Она доказали, что русский народ уже достаточно окреп для нанесения сокрушительных ударов по врагу; она показала также, что эти удары могут увенчаться полным успехом лишь при дальнейшем объединение русского народа и централизации его государственной власти.

Вывод: Сражение на реке Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия.



Похожие публикации