Анализ работы учителя-логопеда за учебный год учебно-методический материал по логопедии на тему. Анализ коррекционной работы учителя-логопеда Анализ учителя логопеда в школе

Анализ работы учителя-логопеда

Главной целью работы в 2013-2014 учебном году являлось оказание квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопедического пункта, определены задачи:

¾ осуществление диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

¾ развитие у детей подвижности артикуляционного аппарата, произвольного внимания к звуковой стороне речи, фонема тического восприятия, связной речи, психических процессов (внимание, память, мышление);

¾ обогащение словарного запаса;

¾ воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи;

¾ пропагандирование логопедических знаний, проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов.

Работа на логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

¾ организационному;

¾ диагностическому;

¾ коррекционно-развивающему;

¾ просветительно-профилактическому.

Организационное направление

Целью данного направления являлось создание благоприятных условий для процесса коррекции. В разделе организации и оптимизации учебного процесса была запланирована и выполнена следующая работа: к началу занятий был подобран и систематизирован материал; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования, подготовлен раздаточный материал. Велась работа по систематизации диагностического и программного материала:


¾ шел подбор и изучение методической литературы для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с обучающимися начальной школы в связи с большим притоком детей, имеющих общее недоразвитие речи;

¾ оформлены диагностические материалы для обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма.

В сентябре-октябре оформлена документация по логопункту:

1.Составлены списки детей, занимающихся на логопункте. 2.Журнал консультаций. 3. Речевые карты. 4. Исходя из результатов обследования, составлены планы работы на текущий учебный год (перспективный план работы, тематические планирования для занятий в группах, индивидуальные планы работы сформированы по характерам нарушений).

На основе анализа за истекший учебный год определена цель на 2014-2015 учебный год:

продолжить работу над созданием условий по оказанию квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Определены следующие задачи:

1. Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи детей; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость обучающихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.

2. Расширить сотрудничество со специалистами школьным ПМПк, родителями.

3. Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.

4. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Анализ по коррекционно-развивающей работе

в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет

за 2016-2017 год

учителя-логопеда

Тропиной Татьяны Дмитриевны

пгт. Высокий, 2017

Организация коррекционно-логопедической помощи детям

В 2016-2017 учебном году коррекционно-логопедическая помощь была оказана 12 воспитанникам (согласно протокола заседания ТПМПК от 15. 13.11.2016 года).

В С Е Г О: -12 чел.

C ЗПР, общее недоразвитие речи - 1 чел.

С общим недоразвитием речи 3 уровня - 12 чел.

С общим недоразвитием речи 4 уровня - 1 чел.

Количество выпущенных детей в школу, получивших коррекционно-логопедическую помощь составило 3 чел. (Приложение 1)

С хорошей речью (100%) - 3 чел.

Количество детей, которые продолжают курс (2 год обучения) – 9 чел

Речевая готовность детей подготовительной группы, получивших коррекционно-логопедическую помощь к школе:

Группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Высокий уровень (норма) – 38%

Низкий уровень - 62%

Состояние словаря:

Высокий уровень (норма) – 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень- 50%

Готовность к обучению грамоте:

Высокий уровень- 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Состояние связной речи:

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Группа компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Выше среднего уровня - 50%

Низкий уровень - 50%

Состояние грамматического строя речи:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень 50%

Состояние связной речи:

Выше среднего уровня- 50%

Средний уровень – 50%

Состояние словаря:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень – 50%

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выше среднего уровня - 25%

Средний уровень - 50%

Низкий уровень – 2 5%

Коррекционная работа в 2016-2017 учебном году осуществлялась на основе «Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет». Целью работы являлось создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР для реализации поставленных задач: формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи; подготовка к обучению грамоте, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

    создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

    развитие речеслухового внимания;

    развитие фонематического слуха;

    подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;

    развитие слоговой структуры слова;

    расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

    развитие грамматического строя речи;

    развитие фразовой и связной речи;

    развитие коммуникативных умений и навыков;

    развитие общей и мелкой моторики;

    развитие психических функций.

Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) для реализации поставленных задач была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год. Разработаны и оформлены конспекты, презентации к лексико-грамматическим занятиям и связной речи, речевые карты, оформлены результаты диагностики состояния речи детей-логопатов.

В запланированные сроки был проведён мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка, занимающегося в группе компенсирующей направленности.

Работа с педагогами, родителями

Целевым ориентиром образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Перспективным планом на 2016-2017 учебный год было предусмотрено проведение ряда организационно-методических, педагогических мероприятий.

С целью повышения педагогического мастерства для воспитателей дошкольного образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия:

Консультации:

«Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»;

«Использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР»;

«Игровые приемы в обучении грамоте»;

«Формирование образности речи у детей старшего дошкольного возраста»;

Консультация-практикум «Учим стихи – развиваем память».

Собеседования с воспитателями об уровне знаний и умений детей их возрастной группы;

Для воспитателей группы компенсирующей направленности были проведены следующие консультации:

«Работа над развитием дыханием»;

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом»

«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Проведение пальчиковой гимнастики и других упражнений для развития мелкой моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией»;

Практикумы:

Практикум «Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе» (в соответствии с ФГОС);

Семинар-практикум «Формирование правильного произношения»;

Семинар – практикум «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»;

«Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре»;

Беседа «О необходимости контроля за правильным произношением детей – логопатов в спонтанной речи»;

Индивидуальная беседа с инструктором ФИЗО «О необходимости проведения с детьми, имеющими спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, упражнений на мышечную релаксацию».

Для родителей в течение учебного года были подготовлены и проведены консультации:

«Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»;

«Роль родителей в развитии речи детей»;

«Психологическая характеристика готовности к обучению в школе»;

Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр»;

Конкурс среди родителей «Мама, папа, я – читающая семья»;

Семинар – практикум «Причины речевых нарушений. Участие семьи в коррекции речевого развития».

«В школу без дефектов речи»;

О необходимости формирования у детей – логопатов положительной мотивации к школе «Речевая готовность ребенка к школе»;

«Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?»

Индивидуальные беседы «Трудности и успехи вашего ребенка»;

Для родителей-логопатов в течение года проводились индивидуальные консультации, где рассматривались следующие вопросы:

Состояние речевого развития ребенка;

Приемы автоматизации звука в речи;

Приемы развития фонематического анализа и синтеза.

Приняла участие в подготовке и проведении 3 родительских собраний для родителей детей-логопатов.

Профилактическая работа

Мною проведено экспресс-обследование детей групп общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет для определения состояния звукопроизношения воспитанников и с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи (приложение № 2).

На основании решения ТПМПК от 05.05.2016 г., от 14.11.2016г., от.05.2017 года в 2017/18 учебном году логопедическую помощь продолжат получать 14 детей (приложение № 3).

Повышение профессиональной квалификации

осуществлялось через участие:

В ПМП консилиумах ДОУ;

В работе ГМО;

Распространение педагогического опыта на мини-сайте (http://nsportal.ru/tatjana-0 ); https://infourok.ru/user/tropina-tatyana-dmitrievna;

Через работу с научной, методической литературой, знакомством с инновационными технологиями;

Курсы повышения квалификации;

В вебинарах, мастер-классах;

Через работу по самообразованию на тему «Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста»;

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете (систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для индивидуальных и фронтальных занятий, по развитию речи; пополнена картотека методических рекомендаций для родителей);

Подбор методической литературы для организации коррекционно-развивающего процесса.

Вывод: работа в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР выполнена на 48%, в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР выполнена на 85% (частые пропуски, низкая работоспособность и мотивация к занятиям, быстрая утомляемость, ММД. У детей диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) 2, 3 уровня, псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести, ЗПР, моторная алалия. Логопатам с таким диагнозом требуется длительный срок для нормализации всех речевых компонентов) (приложение 4).

Учитель – логопед ________________________Тропина Т. Д.

Приложение1

Состояние речи детей МБДОУ ДС №13 «Родничок», выпущенных в школу и получивших логопедическую помощь, на май 2017 года

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Заключение ГПМПК на 2014-2015 учебный год (начало кор. курса)

Итог логопедической работы на май 2015 года

Примеча-ние

Приложение 2

Список детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, посещающих

МБДОУ ДС №13 «Родничок»,

имеющих нарушения в звукопроизношении на май 2016 г.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Примечание

Приложение 3

Состав группы компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Заключение ГПМПК

Анализ работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №10

Улитиной Юлии Петровны

за 2013-2014, 2014-2015 уч. года

В процессе педагогической деятельности учитель-логопед школы решает следующие задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и определение причин затруднений в овладении письменной речи.
3. Анализ письменных работ учащихся вторых, третьих и четвёртых классов.
4. Описание типологии ошибок, выявленных в письменных работах, в индивидуальные речевые карты.
5. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
6. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных на школьный логопедический пункт.
7. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Разъяснительная работа среди них по подготовке учащихся к ПМПК.

8. Работа по оформлению логопедического кабинета, изготовлению наглядных пособий, пополнению кабинета дидактическим материалом и его дальнейшей систематизации.

Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:

1. Индивидуальное обследование ребенка.
2. Консультирование детей, родителей, педагогов.
3. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые и групповые).

В кабинете логопеда на школьном логопункте за прошедшие 2 года проводилась следующая работа:

I . Диагностическая работа

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

1. Выявляются учащиеся из числа первоклассников с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа грамматического строя речи, связной речи, обусловленной первичным речевым нарушением.

2. Выявляется группа школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определяется характер и причина нарушения письма и чтения.
3. Определяются пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
А) логопедическое обследование детей;
Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
В) анкетные опросы родителей и устные беседы с педагогами.
В рамках данного направления в течение учебного года проводится исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)
Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей, дети направляются в лечебно- профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Логопедическая диагностика учащихся проводится по следующим направлениям:
- звукопроизношение
- обследование состояния общей моторики
- исследование произвольной моторики пальцев рук
- обследование артикуляционного аппарата
- обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
- обследование фонетико-фонематических представлений
- звукового анализа и синтеза
- зрительного восприятия и узнавания
- пространственных представлений и ориентации
- общих представлений о предметах
- представлений о времени
- сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям предлагаются такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же предлагаются тематические картинки и т.д.

Результаты работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов за период с 01.09.2013 по 25.05.2015 г.

2013-2014уч.год

Обследовано

Зачислено

Отчислено

Оставлено

2-4 классы

2014-2015уч.год

Обследовано

Зачислено

Отчислено

Оставлено

2-4 классы

В первую очередь на школьный логопункт зачисляются те учащиеся, речевой дефект которых мешает успешному школьному обучению: дети с дислалией, с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР, НВОНР, ФФНР, а так же учащиеся с ОВЗ.
Дети комплектуются в подгруппы в соответствии с их речевым нарушением и разрабатываются перспективные планы работы и учебные программы, а также проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Контроль посещения занятий осуществляют учитель-логопед, классный руководитель и родители.

По данному направлению проводится следующая работа: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на исправление нарушения звукопроизношения, коррекцию нарушений письменной речи, развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводятся на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год и учебных программ.

На логопедических занятиях широко применяются здоровьесберегающие технологии: используются физминутки, электронные физминутки (создана подборка электронных физминуток на CD диске), упражнения для глаз, динамические паузы, пальчиковая гимнастика с применением различных шариков, мячиков, грецких орехов, развитие мелкой моторики с применением палочек, зубочисток, круп. Используются упражнения для развития правильного речевого дыхания с применением трубочек для коктейля, флюгеров, пенопластовых шариков и др.
Применяется ароматерапия, элементы логоритмики, сказкотерапия с логосказками, Суджок терапия. Используются наглядно-дидактические материалы, настольные печатные игры, логопедические лото и т.д. На групповых занятиях по коррекции нарушения письменной речи для развития графомоторики и развития пространственной ориентировки проводятся графические диктанты с элементами штриховки. Используются самодельные маракасы, наполненные различными крупами, для определения глухости-звонкости звуков. Большой и маленький плюшевые медведи для определения твёрдости-мягкости звуков. Применяются пластмассовые крышки от бутылок трёх цветов: зелёный, красный, синий, для фонетического анализа слова.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Поэтому в систему обучения каждого ребенка включаются ИКТ, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя ученикам свободу выбора форм и средств деятельности. Для этого в кабинет приобретена компьютерная логопедическая программа коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры“ разработанная Ларисой Рейновновной Лизуновой в Пермском краевом ИПКРО. Систематически используются логопедические игры на портале «Мерсибо» онлайн и на дисках. Приобретена в 2015 году в рамках программы «Доступная среда» компьютерная программа «Дельфа» для коррекции речи. Это позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности устной речи детей, составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ, а также специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон речи детей и в целом содействуют гармонизации развития.

Пополняется копилка продуктивной деятельности: рисунки домиков гласных букв; цветы на настенных полянах с фотографиями детей и их ласковыми именами после внеклассных занятий “Назови меня ласково, мама!”; творческие графические диктанты.

С целью выявления нарушений чтения и письма у учащихся, а также с целью контроля произношения детьми поставленных звуков в самостоятельной речи, для установления контроля между учителем и логопедом в совместной работе по развитию речи и установления межпредметных связей логопедом посещаются уроки чтения и письма в первых классах. Учителям начальной школы даются рекомендации по развитию мелкой моторики на уроках, а также по проведению пальчиковой гимнастики.

Регулярно ведётся работа в составе школьного ПМПк, а именно: проводится обследование устной и письменной речи учащихся, представленных на комиссию, с выдачей логопедического заключения и рекомендаций по обучению. Каждый год логопед школы присутствует на ПМПК в качестве представителя школы. А также является ответственным за подготовку и проведение ПМПК в Правобережном округе.

В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для родителей по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявляются причины и даются рекомендации по их преодолению, по исправлению нарушения звукопроизношения, по подготовке детей к ПМПК.

Активная работа проводится по запросам педагогов, администрации, родителей. После консультирования, родителям даются рекомендации или направления для обследования врачами- специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом, ортодонтом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Два раза в год проходят выступления на родительских собраниях. Оформлены стенды для родителей в фойе начальной школы “ ЛОГОПЕДиЯ” .

При подготовке к консультациям и беседам с родителями, педагогами осуществляется работа с методической литературой. При подготовке к индивидуальным и подгрупповым занятиям составляются конспекты занятий.

Вы ступления с докладами:

26.03.2014 г. Выступление с докладом «Формирование обще учебных универсальных действий через элементы моделирования на логопедических занятиях» на секционном заседании логопедов, дефектологов ОУ «Управление введением и реализацией ФГОС в образовательных учреждениях г. Иркутска: опыт, проблемы, перспективы» в рамках весенней сессии «Школа современного педагога и руководителя».

15.02.2014 г. награждена Всероссийским порталом интерактивных проектов «Учитель» благодарностью за качественную организацию работы по участию образовательного учреждения во Всероссийских олимпиадных проектах;

15.02.2014 г. ученик 2Б класса Улитин Антон награждён дипломом победителя 3 степени во всероссийском конкурсе предметных проектов для учащихся 2-4 классов. Номинация «Олимпиада по информатике». Руководитель Улитина Ю.П. награждена Благодарностью педагогу за подготовку ученика к участию во Всероссийской олимпиаде;

15.02.2014 г. ученик 2Б класса Улитин Антон награждён дипломом победителя 3 степени во всероссийском конкурсе предметных проектов для учащихся 2-4 классов. Номинация «Олимпиада для начальных классов». Руководитель Улитина Ю.П. награждена Благодарностью педагогу за подготовку ученика к участию во Всероссийской олимпиаде;

Февраль 2014 г участвовала в сетевом проекте для педагогов и руководителей «Учительская планета блогов и сайтов» в рамках IX городского образовательного форума «Образование Иркутска - 2014»;

25-27 марта 2014 г. приняла участие в работе «Школы современного педагога и руководителя». Тема «Управление введением и реализацией ФГОС в образовательных организациях г. Иркутска: опыт, проблемы, перспективы»;

12.04.2014 г. Улитина Анастасия награждена Дипломом 1 степени за научную статью, занявшую первое место в секции «Естествознание» региональной научно-практической конференции школьников «Иркутск и Иркутская область.Спорт и здоровый образ жизни» в Колледже бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

12.04.2014 г. Улитина Ю.П. награждена благодарственным письмом за участие в III региональной научно-практической конференции школьников «Иркутск и Иркутская область.Спорт и здоровый образ жизни» и сотрудничество с Колледжем бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП»;

24.04.2014 г. Улитина Анастасия ученица 9А класса награждена грамотой за 3 место в VII школьной НПК «Хочу всё знать!». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

24.04.2014 г. Улитин Антон ученик 2Б класса награждён грамотой за 1 место в секции начальных классов в VII школьной НПК «Хочу всё знать!». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

20.05.2014 г. ученики начальных классов, зачисленные на школьный логопункт,приняли участие в предметных олимпиадных анаграммах на Всероссийском портале интерактивных проектов «Учитель» в номинации «Начальные классы» под руководством учителя-логопеда Улитиной Ю.П. Итоги: Диплом 1 степени – 4 человека, Диплом 2 степени – 21 человек, Диплом 3 степени – 6 человек;

20.05.2014 г. Улитина Анастасия 9А кл. награждена дипломом 1 степени, Ощепков Александр 3Г кл. награждён дипломом 3 степени за участие в предметных олимпиадных анаграммах на Всероссийском портале интерактивных проектов «Учитель» в номинации «Экология» под руководством учителя-логопеда Улитиной Ю.П;

20.05.2014 г. Улитин Антон 2Б класс награждён Дипломом Победителя в Международной олимпиаде для начальных классов «Первые открытия» Центр дистанционного развития креативности Teachers .kz Наставник Улитина Ю.П.

Май 2014 г. награждена Дипломом за руководство учеником, представившим работу «Театр Петрушки на Руси» на Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» в Издательский дом «Первое сентября» г. Москва;

15.11.2014 г. Улитин Антон 3Б кл. награждён дипломом Лауреата во II городской научно-практической конференции среди 1-4 классов «Ступеньки открытий». Секция «Окружающий мир». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

20.12.2014 г. Улитина Анастасия награждена Дипломом Призёра городской научно-практической конференции «Юность. Творчество. Поиск» секция «Биология». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

13.02.2015 г участвовала в сетевом проекте для педагогов и руководителей «Учительская планета блогов и сайтов» в рамках X городского образовательного форума «Образование Иркутска - 2015»;

25-28.03.2015 г. Улитиной Анастасии ученице 10 класса присужден Диплом III степени XXI Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» г. Усолье-Сибирское за исследовательскую работу

Анализ работы учителя-логопеда МОУСОШ №1

Замковой О.М.за 2015-2016 учебный год

В 2015-2016 учебном году деятельность логопедической службы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми актами

в области защиты прав ребенка: Законом РФ « Об образовании»;

Положением о логопедическом пункте; Должностной инструкцией

учителя – логопеда.

Основная цель коррекционно-развивающей работы - устранение у обучающихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом, создание предпосылок для успешной учебной деятельности каждого

обучающегося, независимо от начальных стартовых возможностей

В соответствии с поставленной целью в течение учебного года

решались следующие задачи :

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического

восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи

первоклассников.

2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и

определение причин затруднений в овладении письменной речи.

3. Анализ письменных работ учащихся вторых и третьих классов.

4. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по

предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у

учащихся начальных классов.

5. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных

на школьный логопедический пункт.

Логопедическая работа в течение учебного года проводилась по следующим направлениям:

    диагностическое, цель которого - логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;

    коррекционно-развивающее - проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи согласно циклограмме рабочего времени;

    консультативная деятельность.

    Анализ работы учителя-логопеда по направлениям:

Диагностическое :

Обследование с учетом инициатора обращения

Запрос педагога

Запрос родителя

Результаты обследования учащихся первых классов.

Выявлено с нарушениями речи --30 уч-ся.

Количество уч-ся, прошедших диагностику

Количество уч-ся с проблемами

Результат обследования с учетом выявленных проблем

Фонетическое нарушение речи

Системное недоразвитие речи ЗПР

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематических процессов

Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи

Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью языковых средств

Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Используемые диагностические методики

Обследование уровня речевого развития

Фотекова Т.А.

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Волковская Т.Н.

Иллюстративная методика логопедического обследования

Тестовая методика на выявление дисграфии

Акименко В.М.

Логопедическое обследование детей с нарушениями речи с ЗПР, СНР

Обследования письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов

Проанализировав данные логопедического обследования на начало 2015/2016 учебного года, можно сделать следующие выводы:

1. В 2015-16 учебном году значительно увеличилось количество учащихся 1-х классов, имеющих сложную речевую патологию. Коррекционно-развивающая работа в основном проводилась с уч-ся 1-х классов. Это дети с «Общим недоразвитием речи», «Задержкой психического развития», системным недоразвитием речи. Нужно отметить повышение количества учащихся с диагнозами:«дизартрия»,фонетико-фонематическое недоразвитие речи, даже фонетическое недоразвитие речи.

Тенденции к уменьшению количества учащихся с данной патологией не отмечается.

2. Дети пришли в первый класс с непоставленными звуками. Это говорит о недостаточной работе логопедов ДОУ.

3.Речевые диагнозы при обследовании: ОНР, Дисграфия, Дислексия, ЗПР, ФФНР, ФНР,СНР.

Коррекционное (состав коррекционных групп, направления коррекционно-развивающей работы, реализуемые учителем-логопедом; название программ, утвержденных директором).

В течение учебного года коррекционные занятия проводились согласно циклограмме рабочего времени логопеда.

Основной формой организации являются подгрупповые и индивидуальныезанятия. Группы комплектовались с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа была проведена по коррекции звукопроизношения у учащихся 1-х классов.

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводились в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.

Расписание логопедических занятий составлено учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводились как индивидуально, так и в группе. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 мин., индивидуального – 20 мин.

Индивидуальная работа (кол-во детей)

Подгрупповая работа

Используемые коррекционно-развивающие методики

Коррекция нарушений речи у детей

Прием «Рисование буквы»

Прием «Пальчиковая азбука»

Методика И.Н. Садовниковой

Здоровьесберегающие технологии

С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности»

Ефименкова Л.Н. Нарушение устной и письменной речи младших школьников и пути их преодоления

Коррекция нарушений речи у детей ФФНР

Метод наглядного моделирования

Коррекция нарушений речи у детей с ОНР

Коррекция заикания

«Интеллектуально-развивающие словесные игры»

Е.В. Кузьмина, Бланковые методики в работе логопеда для коррекции дисграфии.

Методика Садовниковой

Методика Е.В. Мазановой

Методика Ястребовой и Бессоновой

Дыхат. гимнаст А.Н.Стрельниковой

В течение года после дополнительного обследования и результата коррекционных занятий четверо детей были отправлены на консультацию к неврологу и психиатру.

Шесть учащихся 1-х классов были направлены на ПМПК.

На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции.

Здоровьесберегающие технологии способствовали охране и укреплению физического и психического здоровья детей-логопатов.

Подгрупповые способы обучения . Коррекционные логопедические занятия на основе этого метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у учащихся.

Индивидуализация – это способ, который позволяет мне работать с воспитанниками, учитывая их возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи.

    Аналитическое направление

Динамика развития учащихся

Звукопроизношение

Значительно улучшилось

Незначительно улучшилось

Динамика отсутствует

1 –е классы

Результативность

Результаты логопедической коррекции с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе

    Консультативно-просветительское направление

Консультации

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР, для направления на ПМПК

Примеры формулировок задач к коррекционным занятиям

Родительские собрания

Выводы:

Работа на школьном логопункте за 2015-2016 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась коррекционно-развивающая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.

Результаты логопедического обследования учащихся в мае 2015 - 2016 учебного года и коррекционно-развивающей работы показали положительную динамику. Но не все дети посещали логопедические занятия. Из учащихся 1-х классов родители 2-х детей отказались от коррекционных занятий. Это Майорова З., Максаев К. Очень редко посещали занятия учащиеся 1«а» класса цыганской национальности: Волошина Л.и

Мариенко К.

Все вышеизложенное позволяет определить основные задачи работы учителя-логопеда на 2016/2017 учебный год:

1.Продолжить коррекционную работу по последовательной реализации комплексного подхода при выявлении и коррекции речевой патологии учащихся школы, усилить личностно-ориентированный подход к детям в процессе обследования речи и осуществления динамического наблюдения с целью уточнения состояния и особенностей развития устной и письменной речи учащихся.

2.На следующий учебный год необходимо зачислить тех учащихся

(второй класс), с которыми не закончена коррекционно- развивающая работа, а также первоклассников, которые посещали речевые группы детских дошкольных, имеющих медицинское предписание для логопедческого сопровождения учебного процесса.

3.Совершенствовать работу по изучению и внедрению современных диагностических методик, проводить психолого-педагогические консилиумы для решения наиболее сложных проблем диагностики и коррекции речевых нарушений у учащихся школы.

Проблемы логопедического пункта

1. Увеличился процент учащихся, имеющих сложную структуру дефекта, часто сопровождающуюся интеллектуальной недостаточностью; увеличилось количество учащихся, имеющих различные проявления речевого недоразвития, что не может не сказаться на результатах обучения.

2. Не систематическое посещение логопедических занятий без уважительной причины, не оказание помощи в улучшении речи ребенка со стороны родителей.

Анализ работы

Учителя – логопеда МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка» Муксиновой Д.Х.

за 2014– 2015 учебный год

ЦЕЛЬ

Основными задачами являются:

I. Диагностическая работа.

IV. Экспертная работа.

I. Диагностическая работа

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Уточняются списки детей, предварительно укомплектованных в мае предыдущего учебного года из числа воспитанников от 5 до 6 и от 6 до 7 лет.

Обследование устной речи проводится в два этапа. В течение первой недели сентября проводится предварительное обследование устной речи воспитанников с 5 лет.

В течение второй недели сентября проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 14 мая.

Для обследования устной речи детей использовался «Альбом логопеда» О.Б. Иншаковой, который представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи для старшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря, грамматического строя речи, самостоятельной речи.

На основании заседания ПМПк от 12.09.2014 и заявления родителей в 2014- 2015 учебном году были зачислены на логопункт 28 детей.

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено на логопункт 28 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи III уровня - 2 человека;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 20 человек;

Фонетическое недоразвитие речи - 5 человек.

На конец учебного года:

Общее недоразвитие речи III уровня - 0 человек;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 4 человека.

Фонетическое недоразвитие речи - 9 человек.

Оставлены для дальнейшего обучения:

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 3 человека

Фонетическое недоразвитие речи - 2 человека

индивидуальных – 107.

По программе было запланировано 68 коррекционно - образовательных занятий в I и во II группах. В I группе программу выполнила в полном объёме.

Из них 83.5% детей получили коррекционно- образовательную деятельность и пропустили 16.5%.

Во II группе программу выполнила в полном объёме. Из них 67.6% детей получили коррекционно- образовательную деятельность и пропустили 32.4%.

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь – 22 занятий.

III период – март, апрель, май – 22 занятий.

IV.Экспертная работа

В течение учебного было проведено 5 психолого-медико-педагогических консилиума, где обсуждалось психолого – педагогическое сопровождение 172 воспитанников.

Были подготовлены документы 5 воспитанникам для городского ПМПК (Деревицкой Т., Деревицкой О., Деревицкой Д., Сайфуллиной А., Багаутдинову А.).

Разработала рабочую программу по коррекции ФФНР для детей 6-7 лет;

Оформила паспорт каб. 207;

Оформила памятку «Правила занятий ребенка дома»;

Прошла курсу повышения квалификации «Реализация принципов государственно-

общественного управления образованием в условиях введения федерального

государственного стандарта дошкольного образования с 10.11.2014 по 21.11.2014;

Прошла курсы «Организация целостного интегрированного образовательного процесса в

соответствии с ФГОС ДО» с 20.05.2015 по 23.05.2015;

Провела открытое занятие по теме «Дифференциация звуков С-Ц» 10.04.2015.

Все задачи, которые были поставлены на 2014 – 2015 учебный год выполнены в полном объёме.

МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка»

Предварительный просмотр:

Анализ работы

за 2015– 2016 учебный год

ЦЕЛЬ коррекционной работы направлена на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии и подготовку к школе.

Основными задачами являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их заменяющих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

I. Диагностическая работа.

II. Консультировано – просветительская работа.

III. Коррекционно- развивающая работа.

IV. Экспертная работа.

V. Организационно – методическая работа.

  1. Диагностическая работа

Первые две недели июня (с 1 по 14) отводится для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься в логопедическом пункте в новом учебном году.

Обследование устной речи проводится в два этапа. В течение первой недели июня проводится предварительное обследование устной речи воспитанников из подготовительных групп.

В течение второй недели июня проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий в логопункте в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия в логопедическом пункте проводятся с 1 сентября по 31 мая.

Для обследования устной речи детей использовался «Альбом логопеда» О.Б. Иншаковой, который представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи для старшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря, грамматического строя речи , самостоятельной речи.

В январе было проведено коллегиальное обследование детей 4-5 лет.

На основании заседания ПМПк от 31.08.2015 №115 О и заявления родителей в 2015- 2016 учебном году были зачислены в логопункт 30 детей.

Сведения о движении

Группа

Классификация речевых нарушений

ОНР

ФФНР

ФНР

Заикание

Итого

Зачислены

ОН 45 А

ОН 56 А

ОН 67 А

ОН 67 В

Всего

Выпущено

ОН 67 А

ОН 67 В

Всего

Оставлено

ОН 45 А

ОН 56 А

ОН 67 А

Всего

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено в логопункт 30 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи III уровня - 5 человека;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 16 человек;

Фонетическое недоразвитие речи - 8 человек.

На конец учебного года:

Общее недоразвитие речи III уровня - 5 человек;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 0 человека.

Фонетическое недоразвитие речи - 6 человек.

II. Консультировано – просветительская работа

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя – логопеда с воспитателями и родителями. Практика показывает, что родители, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

Выступление на родительском собрании:

27.10.2016г. в группе общеразвивающей направленности 6-7 А.

Всего было проведено консультаций:

индивидуальных – 40;

Выступление на ППк «Итоги коррекционной работы за 2015-2016 учебный год».

III. Коррекционно - развивающая работа

По программе было запланировано 76 ч. Программа выполнена в полном объёме.

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь – 26 занятий.

II период – декабрь, январь, февраль – 24 занятий.

III период – март, апрель, май – 26 занятий.

Количество коррекционно – образовательной деятельности, реализующих коррекционно-развивающие задачи, соответствует периоду обучения. Задачи коррекционной работы, определяются с опорой на возрастные, речевые, индивидуально-личностные особенности дошкольников-логопатов.

Индивидуальные занятия проводились 2 - 3 раз в неделю в зависимости от тяжести нарушения речи.

IV.Экспертная работа

В течение учебного было проведено 8 психолого-медико-педагогических консилиума, где обсуждалось психолого – педагогическое сопровождение 117 воспитанников.

Были подготовлены документы 5 воспитанникам для территориального ПМПК (Косоногова К., Мамедов О., Ахтямова Н., Зайцев Н., Десятов А.).

V. Организационно – методическая работа

В течение учебного года посещали городские методические объединения учителей – логопедов, методические учёбы, совещания, педсоветы.

Систематически повышаем свою профессиональную квалификацию:

Постоянно изучаю статьи журналов «Дефектология», «Логопед»;

Пополняю личную библиотеку специальной литературой, которую применяю в своей работе с детьми.

Анализ и планирование деятельности;

Разработала рабочую программу по коррекции ФФНР для детей 6-7 лет на 2015-2016

учебный год;

Разработала программы для дополнительных образовательных услуг «Звуковичок»,

«Кроха»;

Дополнила паспорт каб. 207;

Оформила памятку «Значение артикуляционной гимнастики»;

Прошла курс повышения квалификации по теме «Построение партнерских

взаимоотношений между семьей и педагогами: реализация ФГОС дошкольного образования»

с 11.05. по 25.05.2016 г;

Личные достижения:

27.04.2015 участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации»;

30.04.2016 1 место за Всероссийский педагогический конкурс «Тут как тут: Развивающая среда в ДОО»;

Май 2016 участие в III Международном творческом конкурсе «Мир одаренности»;

3.05.2016 3 место во Всероссийском конкурсе «Твори!Участвуй! Побеждай!» «Мое лучшее занятие»;

4.05.2016 1 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Тут как тут: Взаимодействие детского сада и семей воспитанников»;

4.05.2016 2 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Тут как тут: Взаимодействие детского сада и семей воспитанников»;

06.05.2016 участие во Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация»;

10.05.2016 2 место во Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация».

Все задачи, которые были поставлены на 2015 – 2016 учебный год выполнены в полном объёме.

В следующем учебном году планируем продолжить работу по всем перечисленным направлениям.

Учитель – логопед Муксинова Д.Х.

Предварительный просмотр:

Промежуточный анализ работы

Учителя – логопеда МАДОУ №1 «Сказка» Муксиновой Д.Х.

за 2016– 2017 учебный год

ЦЕЛЬ коррекционной работы направлена на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии и подготовку к школе.

Основными задачами являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их заменяющих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Обследование устной речи проводится в три этапа. В течение первой недели июня проводится предварительное обследование устной речи воспитанников из средних групп.

В течение второй недели июня проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий в группе компенсирующей направленности в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.

На основании заседания ПМПк от 31.08.2016 №164 О и заявления родителей в 2016- 2017 учебном году были зачислены в группу компенсирующей направленности 14 детей.

ОН 67 А

Всего

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено 14 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи I уровня - 2 человек;

Общее недоразвитие речи II уровня - 1 человек;

Общее недоразвитие речи III уровня - 10 человек;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 1 человек;

Промежуточное обследование:

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Общее недоразвитие речи II уровня - 2 человек;

Общее недоразвитие речи III уровня - 7 человек;

Общее недоразвитие речи IV уровня - 3 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 1 человека.

Учитель – логопед Муксинова Д.Х.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»




Похожие публикации