Биография. Боо тпвет цбл фатзп Смотреть что такое "Тюрго Анн Робер Жак" в других словарях


Биография Родом из Нормандии. Его прадед выдвинулся в Генеральных штатах 1614 года в качестве представителя нормандского дворянства; его дед состоял в конце XVII века интендантом в Меце, затем в Туре; его отец был одним из выдающихся деятелей городского управления в Париже (купеческим прево Парижа). Третий сын в семье, Тюрго был предназначен к духовному званию. Запуганный матерью, тихий, застенчивый мальчик, прятавшийся под диванами и стульями, когда в дом родителей его являлись посторонние, он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис, а потом поступил в Сорбонну для окончания богословского образования. По словам Морелли, сотоварища Тюрго, последний уже тогда обнаружил в полной силе отличительные качества своего ума: способность ясно понимать соотношение идей и группировать все разнообразие фактов в одну систему. Под влиянием двух просвещённых учителей, а также чтения произведений Вольтера и Локка талантливый юноша, упросил отца освободить его от обязанности быть священником.


Основные труды Основное его произведение «Размышления об образовании и распределении богатства» вышло в свет отдельной книгой в 1766 году. Среди его работ: «Ценности и деньги» (1769). Произведения Тюрго базировались на принципах рыночных экономических отношений, предполагающих свободную конкуренцию и свободную торговлю. План работы о торговле, денежном обращении, проценте и богатстве государств Учреждение фондов Похвальное слово Венсану де Гурнэ Торговля зерновыми Докладная записка о рудниках и каменоломнях Размышления о создании и распределении богатств Поощрение мануфактур Письмо Юму


Разработанные вопросы В учении о классах он дает детальный срез социальной структуры общества, давая более зрелое толкование классовой структуры общества. Разделяя взгляды Кенэ, выделял в обществе три класса: производительный, бесплодный и собственников земли. Однако первые два класса он называл работающими или занятыми классами, полагая, что каждый из них распадается на два разряда людей: на предпринимателей, владеющих собственностью, и наемных работников, не имеющих ничего кроме рабочих рук и ремесла.


Тюрго изучал процесс формирования цен на рынке. Он выделил цены текущие, которые устанавливаются соотношением спроса и предложения, и основные, равные тому, чего данная вещь стоит работнику. Основные цены являются минимумом, ниже которого цена опуститься не может. Тюрго ввел понятие «капитал». Ренту считал источником прибыли. Признавал промышленную и торговую прибыль как доход на капитал. Тюрго исследовал происхождения ссудного процента. Он обосновал необходимость предоставления денег в виде займа и естественность получения за это процента, поскольку заимодавец теряет доход, который мог бы получить. Величина процента, по мнению Тюрго служит на рынке индикатором, свидетельствующим об избытке или недостатке капитала. Например, низкий процент - это показатель и следствие избытка капитала.


Тюрго и теория денег Тюрго внес дополнения в теорию денег. Отмечая их связь с товарным миром, подчеркивал товарную природу золота и серебра. Золото и серебро измеряют и представляют ценность других товаров и изменяются в цене по сравнению с другими товарами в зависимости от изобилия. Бумажные деньги с его точки зрения ведут к неудобству, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг. Он отмечал негативные последствия протекционистской политики, считая, что свобода покупки и продажи является необходимым условием обеспечить продавцу цену, способную поощрить производство, а покупателю - наилучший товар по наименьшей цене.


Государственная деятельность В качестве министра финансов Франции Тюрго показал себя как выдающийся государственный деятель. Он опубликовал и претворил в жизнь шесть законоположений (эдиктов), составленных от имени короля: 1) о превращении натуральных дорожных повинностей в денежные сборы; 2) о полном уничтожении местных сборов на торговлю хлебом; 3) об уничтожении других сборов с торговцев; 4) об уничтожении цехового ремесла; 5) об уничтожении пошлин на ввозимое во Францию сало (из сала делали свечи); 6) об уничтожении сборов с мясной торговли. Все эдикты имели своей целью уничтожение феодальных ограничений и развитие буржуазных торгово-денежных отношений.


Выводы Труды и реформы физиократов выражали интересы не только сельского хозяйства. «Наука естественного порядка» открывала путь для развития рыночных, капиталистических отношений в городе и деревне. Провозглашенная ими формула «laissez faire, laissez passer» означала требование свободы промышленной деятельности, развития инициативы, экономического прогресса, не связанного лишь с аграрными интересами. Труды А. Тюрго представляют собой несомненный шаг от физиократии к классической политэкономии.


1)Классы. Признавая правильность трехчленную структуру общества, определенную в экономической таблице, Тюрго ввел еще понятие о наемном рабочем и капиталисте, причем правильно объяснил происхождение наемного рабочего отделением непосредственного производителя от земли. 2)"Чистый продукт" он подразделял на земельную ренту и прибыль, которая, в свою очередь, делилась на процент и предпринимательский доход. 3)Капитал Тюрго трактовал как "накопленную ценность", указывая на ее способность к самовозрастанию. 4)Стоимость и цена. Стоимость у Тюрго определяется полезностью вещи, а цена спросом и предложением, в основе которых лежат оценки вещи покупателем и продавцом. Это положение отличало теорию Тюрго от классической политической экономии.
Список литературы: 1. История экономических учений: Учебник / С.А. Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2007 г. История экономических учений 2. История экономических учений: Учебник/ под общ. ред. А.Г. Худокормова. - М. ИНФА-М с. - (серия «Высшее образование»). История 3. История эконом. учений: Учеб. пособие: под общ. ред. Т.А. Шмарловской. - МН.: ООО «Новое знание», с. 4. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. -М.: Гуманит с.

Замечание 1

Анн Робер Жак Тюрго (1727 – 1781) является одним из основоположников экономического либерализма.

Тюрго родился в Нормандии в дворянской семье. Прадед Тюрго был представителем нормандского дворянства в Генеральных штатах 1614 года, дед был военнослужащим (интендантом) в Меце и Туре, отец был выдающимся деятелем городского управления в Париже.

Тюрго был третьим сыном в семье, и ему решено было дать духовное образование. С детства Тюрго рос запуганным, тихим и застенчивым ребенком. Он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис, а после ее окончания Тюрго продолжил богословское образование и поступил в Сорбонну.

В годы своего обучения Тюрго обнаружил отличительные качества своего ума: он ясно понимал соотношение идей и был способен объединять и группировать разнообразные факты в одну систему. В результате общения с двумя просвещенными учителями и чтения Вольтера и Локка Тюрго не смог далее следовать своим старым верованиям и упросил отца освободить его от обязанности быть священником.

Обучаясь в Сорбонне, он высказывал важные историко-философские идеи, продемонстрировав тем самым очень обширное знание истории и широкое понимание хода развития человеческой мысли.

Окончив Сорбонну, Тюрго поступил в парламент Парижа, где через два года стал рекетмейстером. Однако судебные дела не увлекали Тюрго. Он изучал географию, литературу, естествознание и быстро вошел в круг всего учено-литературного мира Парижа. Он стал членом салона мадам Жоффрен (собрания ученых и литераторов), где встречался с такими известными личностями как Монтескье, д’Аламбер, Гельвеций, Гольбах, Адам Смит и др.

Особенно важным для него стало знакомство в 1755 году с Кене (главой школы физиократов) и Гурнэ (коммерсантом и реформ атором экономики Франции). С Гурнэ Тюрго объездил всю Францию, изучил состояние ее промышленности и торговли, экономическую политику правительства и ее результаты.

В это время Тюрго издает множество произведений, где не разделял настроения, враждебного существующему строю. Он придерживался умеренного образа мыслей. Тюрго являлся защитником неравенства, так как видел в нем благо, без которого невозможно развитие даже искусства. Ученый соглашался с Кенэ в том, что нужно сохранять центральную власть неограниченной, то есть выступал за монархию.

Находясь на должности интенданта с 1761 года, Тюрго продолжает научную деятельность, изучая самые разные вопросы философии, этики, политической экономии.

В 1774 году с вступлением на престол Людовика XVI Тюрго был назначен сначала морским министром и в том же году переведен на должность генерал-контролера финансов. У Тюрго к тому времени уже определились свои убеждения, и была готовая программа действий и реформ, которую он представил королю. Предлагаемые реформы были построены на выработанной Тюрго экономической и политической теории. Свои теории он уже пытался применять на практике, будучи интендантом, однако тогда он имел влияние на небольшой территории и был во многом зависим от королевского совета, не имея достаточной самостоятельности.

В 1776 году Тюрго был снят с должности по личному приказу короля. Остаток жизни ученый занимался литературной деятельностью.

Вклад в развитие экономики

В 1766 году Тюрго написал самую знаменитую его работу – «Раз- мышления о создании и распределении богатств», где высказал одну из основных мыслей физиократов о труде земледельца:

«Ни один работник не может трудиться, пока земледелец не обеспечит ему средства для жизни».

У простого рабочего, как считал Тюрго, нет ничего, кроме умения работать, поэтому он сможет заработать лишь на продаже своего труда. Цена труда является результатом соглашения с тем, кто оплачивает труд рабочего.

Замечание 2

Таким образом, Тюрго впервые в истории экономической мысли выделил внутри класса земледельцев и ремесленников предпринимателей и наемных работников. При этом в работе Тюрго провозглашалась свобода любой экономической деятельности.

Анн Робер Жак Тюрго родился 10 мая 1727 года в Париже (Paris). Он был младшим сыном Мишеля-Этьена Тюрго (Michel-Étienne Turgot), который с 1729 по 1740 год занимал должность парижского прево – сегодня мы сказали бы, что он бы мэром Парижа, - и Мадлен Франсуаз Мартино де Бретиноль (Madeleine Francoise Martineau de Brétignolles), из старинного нормандского рода.

Образование, которое получил Тюрго, подразумевало, что он выберет стезю церковного деятеля, он учился в Сорбонне (Sorbonne), куда поступил в 1749 году, и назывался в то время Аббат де Брикур (abbé de Brucourt). В Сорбонне Тюрго представил две замечательные диссертации на латыни, "Les avantages que la religion chrétienne a apportés à l"espèce humaine" ("О преимуществах, которые христианская религия даровала человечеству") и "L"Histoire du progrès dans l"esprit humain" ("Исторический прогресс человеческого разума").

Первым свидетельством его интереса к экономике стало письмо о бумажных деньгах, опровергающее защиту аббата Жана Террасона (Jean Terrasson) системы Джона Лоу (John Law), датированное 1749 годом и адресованное его товарищу по университету, аббату де Сисе (abbé de Cicé). Кроме того, Тюрго любил стихосложение и пытался ввести во французскую поэзию правила латинской просодии, переводя четвертую книгу "Энеиды" (Aeneid) классическим гекзаметром. К концу обучения Тюрго решил не принимать духовный сан, аргументируя это тем, что "не смог бы носить маску до конца своей жизни".

Впервые Тюрго выразил занимавшую его идею прогресса в его "Tableau philosophique des progrés successifs de l"ésprit humain" ("Философский обзор последовательных достижений человеческого разума") от 1750 года. По Тюрго прогресс должен охватывать не только искусство и науку, но и, на их основе, всю культуру – манеры, нравы, учреждения, юридические кодексы, экономику и общество.

В 1752-м он стал сначала субститутом, а затем и советником в парижском парламенте, в 1753-м – мастером прошений, т.е. чиновником высокого ранга в судебных инстанциях, а в 1754-м – членом королевской палаты. Тюрго стал завсегдатаем парижских салонов, где познакомился с лидерами школы физиократов Кенэ и Венсаном де Гурне (Vincent de Gournay) и другими экономистами.

В 1760-м, путешествуя по восточной Франции и Швейцарии (Switzerland), он посетил Вольтера (Voltaire), который стал одним из его главных друзей и сторонников. Все это время Тюрбо изучал различные отрасли науки и языки, как древние, так и современные, и занимался занимался переводами и литературной деятельностью, писал статьи, памфлеты и работы на экономические и религиозные темы. В августе 1761-го Тюрго был назначен интендантом, т.е. сборщиком налогов Лиможа (Limoges), одной из беднейших частей страны, и занимал этот пост 13 лет, пытаясь применить свои экономические познания к выгоде вверенных ему территорий. В это же время была написана самая знаменитая его работа, "Réflexions sur la formation et la distribution des richesses" ("Размышления о создании и распределении богатств"), в 1769-1770 напечатанная в журнале "Ephémérides du citoyen" и в 1776 году опубликованная отдельным томом.

В июле 1774 года, с воцарением Людовика XVI (Louis XVI), Тюрго был назначен морским министром, а затем, месяц спустя, генерал-контролером финансов. Его назначение было встречено всеобщим одобрением, философские и экономические круги восприняли его с энтузиазмом. Финансовое положение Франции было отчаянным, и Тюрго немедленно приступил к реализации давно готовой у него программы, одним из основных пунктов которой была строжайшая экономия средств во всех отраслях – все ведомственные расходы должны были проходить через руки генерал-контролела, синекуры безжалостно сокращены, злоупотребления прекращены. Также он настаивал на том, что не следует повышать налоги, зато рекомендовал королю увеличить пенсии и создавать рабочие места.

Тюрго сразу же приступил к разработке указа, разрешавшего свободную торговлю зерном, но этот законопроект встретился с сильнейшей оппозицией, даже в королевском совете. Другие министры и те, кто был заинтересован в спекуляциях зерном, возненавидели прогрессивного экономиста.

Лучшие дня

Превращаясь в Барби
Посетило:329

Тюрго Анн Робер Жак Тюрго́ Анн Робер Жак

(Turgot) (1727-1781), французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. На посту генерального контролёра (министр) финансов (1774-76) провёл ряд реформ в духе учения физиократов (свобода торговли зерном и др.); в 1776 уволен в отставку, его реформы отменены. Выдвинул один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса.

ТЮРГО Анн Робер Жак

ТЮРГО́ (Turgot) Анн Робер Жак (1727-81), французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. На посту генерального контролера (министр) финансов (1774-76) провел ряд буржуазных реформ в духе учения физиократов (см. ФИЗИОКРАТЫ) (свобода торговли зерном и др.); в 1776 уволен в отставку, его реформы отменены. Сочетал сенсуалистические взгляды с признанием Бога-творца первоисточником бытия. Выдвинул один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса.
* * *
ТЮРГО́ (Turgot) Анн Робер Жак, барон д"Ольн (10 мая 1727, Нормандия - 18 марта 1781, Париж), французский государственный деятель, экономист.
Тюрго происходил из богатой семьи чиновного дворянства («дворянства мантии»). Получил образование в парижской семинарии и на теологическом факультете Сорбонны (1752), однако избрал гражданскую карьеру. Служил в Парижском парламенте (1752-61), интендантом провинции Лимузен (1761-74), был генеральным контролером финансов (1774-76).
Тюрго-ученый
Разносторонний ученый, Тюрго был автором сочинений по языкознанию, философии, истории, географии, политике, религии. Он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и Д"Аламбера. Тюрго сформулировал идею общественного прогресса: «Масса человеческого рода... всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству». Наиболее известны его работы по экономике: «Похвала Гурнэ» (1759), «Размышления о создании и распределении богатств» (1766), «Письма о свободе торговли зерном» (1770). Последователь физиократов (см. ФИЗИОКРАТЫ) , Тюрго рассматривал землю как главнейший источник богатства. Он считал необходимым максимально способствовать развитию земледелия, создавать благоприятные условия производителям сельскохозяйственных продуктов, отстаивал свободу экономической деятельности.
Интендант Лимузена
В 1761 Тюрго возглавил администрацию Лимузена, бедной провинции на юго-востоке страны. Он занялся строительством дорог, поощрял нововведения в сельском хозяйстве, способствовал развитию текстильных мануфактур. Под его руководством началось составление земельного кадастра (описи земель). Чтобы сделать распределение налогов более разумным, Тюрго заменил обременявшую крестьян натуральную повинность по содержанию дорог всеобщим денежным сбором.
Реформы Тюрго
Вступив на престол, Людовик ХVI Бурбон (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон) назначил Тюрго генеральным контролером финансов (август 1774). Убежденный сторонник сильной монархической власти, Тюрго был уверен, что при поддержке короля сумеет провести свои идеи в жизнь. Он немедленно выпустил эдикт о свободе торговли зерном (13 сентября 1774), упразднявший ограничения в этой области. Тюрго настаивал на отмене монополии и привилегий в важной для Франции торговле вином. Он ликвидировал цеха, объединения ремесленников, сковывавшие развитие производства; одновременно запрещались и союзы подмастерьев и рабочих. Была создана система регулярной почтовой связи и перевозок. Он также реформировал налогообложение: дорожная барщина была заменена денежным сбором, раскладывавшимся на все сословия. Тюрго планировал ввести взамен старых налогов всеобщий поземельный налог. Для распределения налогов на местах он собирался создать систему выборных провинциальных собраний.
Однако новшества Тюрго затрагивали интересы всех сословий Франции. Их отвергли дворянство и духовенство (Тюрго покушался на их привилегии), а также беднота, пострадавшая от спекуляций и вздорожания хлеба. 12 мая 1776 Тюрго был отправлен в отставку, а реформы отменены. Его идеи реализовались 15 лет спустя, во время Великой французской революции.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Тюрго Анн Робер Жак" в других словарях:

    Анн Робер Жак Тюрго Дата рождения … Википедия

    - (Turgot) (1727 81) французский государственный деятель, философ просветитель и экономист. На посту генерального контролера (министр) финансов (1774 76) провел ряд буржуазных реформ в духе учения физиократов (свобода торговли зерном и др.); в 1776 … Политология. Словарь.

    Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10.5.1727, Париж, ‒ 20.3.1781, там же), французский государственный деятель, философ просветитель и экономист. Окончил теологический факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 чиновник Парижского… … Большая советская энциклопедия

    Тюрго\ Анн-Робер-Жак - (1727 1781), французский политический деятель и экономист, министр финансов при Людовике XVI, предпринявший крупные финансовые реформы с целью оздоровления национальной экономики … Биографический словарь Франции

    Анн Робер Жак Тюрго (фр. Anne Robert Jacques Turgot, baron de l’Aulne, барон д Ольн; 1727 1781) французский экономист и государственный деятель. Содержание 1 Биография 1.1 Детство и юность … Википедия

    Представитель французской экономической школы физиократов, министр финансов франции 1774 1776 гг. Тюрго развил и углубил физиократическое учение в своем основном сочинении лРазмышления о создании и распределении богатств Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов

    - (1727 8..1) французский государственный деятель, философ просветитель и экономист. На посту генерального контролера (министр) финансов (1774 76) провел ряд буржуазных реформ в духе учения физиократов (свобода торговли зерном и др.); в 1776 уволен … Большой Энциклопедический словарь

    - (1727 1781 гг.) государственный деятель, философ, экономист Чем меньше человек знает, тем меньше он сомневается; чем меньше он открыл, тем меньше он видит то, что еще остается открыть. (

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727 - 20 марта 1781) - французский государственный деятель, экономист и философ-просветитель.

Родился в Париже в старинной нормандской дворянской семье, имевшей вековые традиции государственной службы. Его отец занимал в Париже должность, соответствующую современной должности префекта или мэра. Т. был третьим сыном, и согласно традиции семья предназначала его для церкви. Благодаря этому он получил лучшее образование, какое было возможно в то время. Окончив с отличием семинарию и готовясь в Сорбонне к ученому званию лиценциата богословия, 23-летний аббат, гордость Сорбонны и восходящая звезда католицизма, неожиданно оставил духовную карьеру.

Много занимаясь в эти годы философией, изучая английских мыслителей, Т. склоняется к материализму и деизму.

В это время Т. пишет ряд философских работ, направленных против субъективного идеализма, который объявлял весь внешний мир порождением сознания человека. Способности Т. с юных лет поражали учителей и товарищей. Он хорошо знал шесть языков, изучал множество разных наук, обладал феноменальной памятью. Его соученик и друг аббат Морелле рассказывает, что он мог со второго и даже первого чтения запомнить 160 стихотворных строк.

Если Ф. Кенэ начал заниматься политической экономией в 60 лет, то Т. в 22 года пишет замечательную по глубине мысли работу о бумажных деньгах, анализирует систему Ло и ее пороки. Но это пока исключение. В основном экономические вопросы занимают Т. лишь в рамках широких философско-исторических проблем, которыми он в эти годы увлекается.

В 1752 Т. получил судебную должность в парижском парламенте, а в следующем году купил на свою скромную долю наследства место докладчика судебной палаты. Служба не мешала ему усиленно заниматься науками и вместе с тем посещать салоны, где концентрировалась умственная жизнь Парижа.

Как в светских, так и в философских салонах молодой Т. скоро становится одним из лучших гостей. Он сближается с Дидро, д’Аламбером и их помощниками по «Энциклопедии». Т. пишет для «Энциклопедии» несколько статей - философских и экономических.

Т. признавал Бога-Творца первоисточником бытия. Выдвинул один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса.

Впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества.

Важнейшую роль в жизни Т. сыграл видный прогрессивный чиновник Венсан Гурнэ, ставший в области экономики его наставником. Гурнэ в отличие от физиократов считал промышленность и торговлю важнейшими источниками процветания страны.

Однако вместе с ними он выступал против цеховых ограничений ремесла, за свободу конкуренции. Ему иногда приписывают знаменитый принцип laissezfaire, laissezpasser. В 1755-1756 Т. совершил вместе с Гурнэ, занимавшим пост интенданта торговли, ряд поездок по провинциям с целью инспектирования торговли и промышленности. Когда по возвращении в Париж Т. стал вместе с Гурнэ бывать в «антресольном клубе» Кенэ, он был уже закален против крайностей физиократии. Хотя Т. был согласен с некоторыми основными идеями Кенэ и относился к нему лично с большим уважением, он во многом шел в науке своим путем. Гурнэ умер в 1759. В «Похвальном слове Венсану де Гурнэ», написанном сразу после его смерти, Т. не только дал характеристику взглядов своего покойного друга, но и впервые систематически изложил свои собственные экономические идеи.

Научная и литературная деятельность Т. была прервана в 1761 назначением его на должность интенданта далекой Лиможской провинции. В Лиможе Т. провел 13 лет, периодически приезжая в Париж и живя там в зимние месяцы.

Интендант как главный представитель центральной власти ведал всеми хозяйственными вопросами в провинции. Но главная его обязанность состояла в сборе налогов для короля.

Оказавшись в этой глуши, Т. писал: «Почти нет крестьян, умеющих читать и писать, и очень мало таких, на ум или честность которых можно рассчитывать; это упрямая раса людей, которые сопротивляются даже таким переменам, которые направлены на улучшение их жизни».

Но у Т. не опустились руки. Человек энергичный, даже самоуверенный и властный, он вопреки всем трудностям начинает проводить в своей провинции реформы: он стремится упростить систему взимания налогов; заменяет ненавистную для крестьян дорожную повинность вольнонаемным трудом и строит хорошие дороги; организует борьбу с эпидемиями скота и вредителями посевов; внедряет среди населения картофель и, подавая пример, приказывает повару ежедневно готовить к обеду для себя и гостей картофельное блюдо.

Т пришлось столкнуться с неурожаем и голодом. Действуя в борьбе с бедствиями смело и разумно, он по необходимости отступал от своих теоретических принципов, требовавших все предоставить частной инициативе, свободной конкуренции и естественному ходу событий. Т действовал как прогрессивный и гуманный администратор.

Из Лиможа и во время поездок в Париж Т следил за успехами физиократов. Он сблизился с Дюпоном, познакомился с приехавшим в Париж А. Смитом. Однако его основные труды в эти годы - бесконечные доклады, отчеты, служебные записки и циркуляры.

Лишь в редкие свободные часы, урывками, может он заниматься наукой. Так, почти случайно, пишет Т. в 1766 свою главную экономическую работу - «Размышления о создании и распределении богатств»: основные идеи давно сложились у него в голове и фрагментами были уже изложены на бумаге, в том числе в официальных документах.

Т. написал эту работу по просьбе друзей в качестве учебника или руководства для двух молодых китайцев, привезенных иезуитами-миссионе- рами для обучения во Францию. Дюпон опубликовал ее в 1769-1770. По своему обычаю он отредактировал текст Т. под физиократа, в результате чего между ними возник острый конфликт. В 1776 Т. сам выпустил отдельное издание.

«Размышления...» представляют собой 100 сжатых тезисов, своего рода экономических теорем. Теоремы Т. четко делятся на три части.

До 31-й теоремы включительно Т. - физиократ, ученик Кенэ. Но теории чистого продукта он придает оттенок, который заставляет К. Маркса заметить: «У Тюрго физиократическая система приняла наиболее развитый вид». Т. приближается к пониманию прибавочной стоимости, незаметно переходя от «чистого дара природы» к создаваемому трудом земледельца излишку продукта, который присваивает собственник главного средства производства - земли.

Следующие 17 теорем посвящены стоимости, ценам, деньгам. На этих страницах Т., а также в некоторых других его сочинениях буржуазные экономисты через 100 лет обнаружили первые зачатки субъективных теорий, которые получили распространение к концу XIX в.

Право на одно из самых почетных мест в истории экономической мысли дают, как считают исследователи, Т. в основном последние 52 теоремы. В системе физиократов общество состоит из трех классов: производительного (земледельцы), собственников земли и бесплодного (все прочие). Т. делает дополнение к этой схеме. Последний класс у него «распадается как бы на два разряда: на предпринимателей-мануфактуристов, хозяев- фабрикантов; все они являются обладателями больших капиталов, которые они употребляют для получения прибыли, давая работу за счет своих авансов. Второй разряд состоит из простых ремесленников, которые не имеют ничего, кроме своих рук, которые авансируют предпринимателям только свой ежедневный труд и прибыль которых сводится к получению заработной платы». О том, что заработная плата этих пролетариев сводится к минимуму средств существования, Т. говорит в другом месте. Совершенно аналогично «класс земледельцев, как и класс фабрикантов, распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату».

Эта модель общества, состоящего из пяти классов, несравненно ближе к действительности, чем модель Кенэ, делящего общество на три класса. Она как бы представляет собой мост между физиократами и английскими классиками, которые четко выделили три главных класса с точки зрения их отношения к средствам производства: землевладельцев, капиталистов и наемных рабочих. Они избавились от принципиального разграничения промышленности и сельского хозяйства, на что еще не может решиться Т.

Другим его замечательным достижением был анализ капитала, значительно более глубокий и плодотворный, чем у Кенэ. Последний толковал капитал в основном лишь как сумму авансов в различной натуральной форме (сырье, оплата труда и т.п.), поэтому капитал у него недостаточно связан с проблемой распределения продукта между классами общества.

В системе Кенэ не было места прибыли; капиталист у него, так сказать, «сидел на зарплате», и Кенэ не исследовал, какими законами определяется эта «зарплата».

Здесь Т делает большой шаг вперед. Он уже не может обойтись без прибыли и даже начинает ее рассмотрение с промышленного капиталиста: здесь происхождение прибыли, действительно, видно яснее, так как глаза не закрывает физиократический предрассудок о том, что «весь избыток происходит из земли».

Т.-физиократ, далее, извиняется за то, что он «несколько нарушил естественный порядок» и лишь во вторую очередь обращается к земледелию. Но он напрасно извиняется. Напротив, он рассуждает очень верно: фермер-капиталист, использующий наемный труд, должен иметь по меньшей мере такую же прибыль на свой капитал, как и фабрикант, плюс некоторый избыток, который он должен отдать землевладельцу в качестве ренты.

Самая удивительная теорема - 62-я. Вложенный в производство капитал обладает способностью самовозрастания. Чем определяется степень, пропорция этого самовозрастания?

Т. пытается объяснить, из чего состоит стоимость продукта, создаваемого капиталом (в действительности - трудом, который эксплуатируется данным капиталом). Прежде всего в стоимости продукта возмещается затрата капитала, в том числе заработная плата рабочих.

Остальная часть (в сущности, прибавочная стоимость) распадается на три части.

Первая - прибыль, равная доходу, который капиталист может получить «без всякого труда», как собственник денежного капитала. Это часть прибыли, соответствующая ссудному проценту.

Вторая часть прибыли оплачивает «труд, риск и искусство» капиталиста, который решается вложить свои деньги в фабрику или ферму. Это предпринимательский доход. Таким образом, Т. наметил распадение промышленной прибыли, ее деление между ссудным и функционирующим капиталистом.

Третья часть - земельная рента. Она существует только для капиталов, занятых в земледелии. Безусловно, этот анализ был новым словом в экономической науке.

Но тут же Т сворачивает на иной путь. Сначала он сводит прибыль к проценту: это тот минимум, на который имеет право всякий капиталист. А если он, вместо того чтобы спокойно сидеть за своей конторкой, лезет в дым и гарь фабрики или жарится на солнце, следя за батраками, то ему полагается некоторая надбавка - особого рода зарплата.

Далее, процент, в свою очередь, сводится к земельной ренте: ведь самое простое, что можно сделать с капиталом, - это купить участок земли и без хлопот сдавать его в аренду. Теперь основной формой прибавочной стоимости оказывается земельная рента, а остальные - производные от нее. Опять все общество «сидит на зарплате», которую производит только земля.

Рассматривая различные формы приложения капитала, Т ставит важнейшие вопросы о конкуренции капиталов, о естественном уравнивании нормы прибыли благодаря возможностям их перелива из одной сферы приложения в другую. Следующий важный шаг в решении этих проблем, в сущности, сделал уже Д. Рикардо. Эти поиски французской и английской классической экономии постепенно подводят к решению, которое дал Маркс в 3-м томе «Капитала» теорией прибыли и цены производства, теорией ссудного капитала и процента и теорией земельной ренты.

Т. заложил научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда. Серьезным вкладом Т. в развитие экономической науки была формулировка «закона уменьшения земельного продукта», согласно которому увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, т.е. действует закон убывающего плодородия почв, который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

Кроме того, Т. разработал следующие идеи: доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента); обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ; уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды; текущие цены на рынке формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

На посту генерального контролера (министра) финансов в 1774-1776 Т. провел ряд реформ в соответствии с учением физиократов (свобода торговли зерном и пр.), многие из которых задевали привилегированные сословия.

Самой насущной задачей, за которую с первого дня взялся Т., было оздоровление финансов государства. Он имел долгосрочную программу, включавшую такие радикальные реформы, как ликвидация системы налоговых откупов и обложение доходов от земельной собственности. Наиболее важным элементом реформ Т. было налогообложение дворянского сословия, которое до этого вообще не платило налогов.

В перспективе планировалось полностью отказаться от сбора налогов с крестьян, заменив их единым поземельным налогом с дворян. Эту программу Т. не стремился оглашать, понимая, как будут на нее реагировать заинтересованные круги. Пока же он с большой настойчивостью проводил многочисленные частные меры, устраняя самые очевидные недостатки в налоговой системе, облегчая бремя налогов для промышленности и торговли, прижимая налоговых откупщиков. С другой стороны, Т. попытался ограничить расходы бюджета, из которых главным было содержание двора. Здесь его воля скоро столкнулась с капризной и злой волей расточительной Марии Антуанетты.

Т. удалось добиться некоторого улучшения в бюджете и восстановления кредита государства. Но зато число врагов министра быстро увеличивалось, а их активность возрастала.

Т. ввел свободную торговлю зерном и мукой и ликвидировал монополию, которую захватили при поддержке прежнего министра ловкие торговцы. Эта в принципе прогрессивная мера создала, однако, для него большие осложнения. Урожай 1774 был небогатый, и следующей весной цены на хлеб заметно поднялись. В нескольких городах, особенно в Париже, произошли народные волнения. Хотя доказать это никому не удалось, биографы Т. считают, что волнения были в большой мере спровоцированы и организованы врагами Т. с целью подорвать его положение. Т. подавил беспорядки. Возможно, он полагал, что народ не понял собственного интереса и ему надо объяснить этот интерес любыми средствами. Все это было использовано против Т. его недругами.



Похожие публикации