«Булыгинская Дума. Манифест об учреждении законосовещательной государственной думы Смотреть что такое "Булыгинская дума" в других словарях

Перед Россией на рубеже XIX-XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государствен­ного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережит­ками.

Возникли и получили развитие монополии в промышлен­ной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капита­лах. Крупнейшие монополистические объединения действо­вали при участии англо-французских финансовых кругов.

Также следует отметить сильное отставание социаль­но-экономического развития деревни. Сохранялись полукре­постнические методы эксплуатации крестьян, непомерно вы­сокие платежи и т. д.

Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теря­ло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.

К началу XX в. в России обострились национальные и на­ционально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, проис­ходили крупные крестьянские выступления. Поражение Рос­сии в русско-японской войне 1904-1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государ­ственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевла­дельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Ду­мы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании го­сударственного порядка» объявлялся переход страны к новому Строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.

Основные законы устанавливали двухпалатную парламен­тарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.


Сделанные правительством конституционные уступки бы­ли обусловлены усилением революционного движения, а не воз­действием либеральных идей и программ.

В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухсту­пенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.

Но уже 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издан Указ об изменении Положения о выборах в Государст­венную думу, которым значительно расширился круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Для контроля за ходом выборов создавались губернские и городские комиссии по делам о выборах, в которых председательствовали чиновни­ки Министерства юстиции (председатели окружных судов, уездные члены окружных судов и т.п.). В составе Министерства внутренних дел создавалось делопроизводство по выборам в Думу, которое руководило деятельностью комиссий.

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладель­цами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) не­посредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голо­совавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы вы­бирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый пол­ный ценз.

Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбира­ли представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд упол­номоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избира­лись выборщики на избирательное собрание губерний или крупных го­родов.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

К последней четверти 19 века правительство России все больше осознавало, что приближается время превращения государства в При этом правящие круги стремились соединить медленные экономические преобразования на рыночной основе и старую представленную в форме неограниченной монархии.

К началу 20 столетия под достаточно сильным давлением радикалов и либеральных оппозиционеров правительство вынуждено было пойти на "некоторое обновление" госстроя. При этом дело реформирования попало в руки тех кругов, для которых установление парламентаризма и введение конституции было равно потере политического всевластия. Разумеется, Император и люди, приближенные к нему, разрабатывали проекты и планы по учреждению представительного органа в стране, исходя, прежде всего, из своих личных интересов. Именно поэтому Первая Гос. Дума формировалась так сложно и долго, в условиях применения различных возможностей правящих кругов для замедления этого процесса.

В 1905 году, к середине февраля в обществе начал развиваться достаточно острый конфликт. 18 февраля Николай Второй издал рескрипт. В нем он объявлял о намерении привлечь людей, избранных населением, к участию в обсуждении и предварительной разработке законодательных предложений. При этом император оговаривал условие " непременного сохранения за монархией всей полноты данной власти".

Реализация этого установления возлагалась на Особое совещание, председателем которого был А. Булыгин. Это Особое совещание и разработало проект формирования нового представительного органа (который тут же получил название "Булыгинская Дума"). Обладал новый орган законосовещательным статусом. По истечении практически шестимесячных дебатов (по ходу которых многие приближенные к императору стремились как можно больше ограничить думское право) был, наконец, издан Манифест.

В соответствии с ним страны формировался в качестве "законосовещательного установления". "Булыгинская Дума" формировалась не только с целью участвовать в обсуждении законодательных предложений. Этот орган наделялся правом рассматривать росписи расходов и доходов, задавать вопросы правительству, а также указывать на присутствие незаконности в деятельности властей. При этом никакие решения, которые принимала "Булыгинская Дума", не были обязательными для исполнения ни для правительства, ни для самого императора.

При определении выборной системы разработчики основывались на структуру, существовавшую сорок лет назад. Как и тогда, депутаты должны были выбираться "избирательными собраниями". Избиратели же разделялись на три курии: городских жителей, крестьян и землевладельцев. Для горожан выборы были двухступенчатыми, для землевладельцев трехступенчатыми, а для крестьян четырехступенчатыми. Выборы не были равными, всеобщими и прямыми.

По словам Ленина "Булыгинская Дума" являлась самым наглым и бесспорным издевательством над представительством народа. Положенные в ее основу принципы были безнадежно устаревшими.

Большая часть либералов, а также все революционные движения и партии заявили единогласно о намерении бойкотировать новый представительный орган. Согласившиеся же принять участие в выборах, говорили о том, что используют свои права в целях легального разоблачения "псевдонародного псевдоправительства".

Созыв так и не состоялся. Статус нового представительного органа не удовлетворял антиправительственное движение. В результате в стране наступило обострение кризиса власти, которое осенью 1905 года (в октябре) вылилось во всероссийскую политическую стачку. Из-за стремительного развития революционного взрыва правящие круги вынуждены были пойти на уступки в вопросе о статусе будущего представительного органа.

Булыгинская дума

в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в соответствии с опубликованным в тот же день «Положением о выборах в Государственную думу». Проект был разработан в министерстве внутренних дел, которое с 22 января по 22 октября 1905 года возглавлял А.Г. Булыгин (1851-1919), рассмотрен в Совете министров и утвержден на совещаниях в Новом Петергофе 19, 21 и 26 июля 1905 года под председательством царя Николая II Александровича, в которых участвовали великие князья, члены Государственного совета, министры. Булыгинская дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 года. Большинство населения, согласно проекту, не имело избирательных прав, в том числе рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся. Для крестьян предполагалось установить четырехстепенные, для помещиков и буржуазии - двухстепенные выборы; 42% выборщиков должно было избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% - съездами уездных землевладельцев (ценз от 100 до 800 десятин) и 24% - съездами городских избирателей (ценз - недвижимое имущество стоимостью 1500 рублей, в столицах - 3000 рублей). Созыв Булыгинской думы был сорван революционными событиями в октябре 1905 года, вынудившими царя издать Манифест 17 октября 1905 года о создании Государственной думы с законодательными полномочиями.

  • - ...

    Этнографические термины

  • - стихотворение философско-исторического содержания...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - «ДУМА», стих. зрелого Л. , обнажающее обществ.-духовный кризис последекабрьского поколения; оно замыкает предшествующие нравств...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - Дума 1. Размышление...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - речитативный вид укр. эпического музыкально-поэтич. творчества. Tермин "Д." применяется в фольклористике c 30-x гг. 19 в. Hap. названия Д.: рыцарские песни, невольничьи плачи или псальмы, песни o старине...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Ангел Безмолвия в Каббале...

    Религиозные термины

  • - с 1993 г. название органов представительной власти в ряде субъектов РФ...

    Словарь юридических терминов

  • - с 1993 г. название органов представительной власти в ряде субъектов РФ. * * * - 1) собрание, совет бояр, земских выборных и т.п. в древней и средневековой Руси...

    Большой юридический словарь

  • - 1) в Средние века в Русском государстве - сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в соответствии с...

    Политология. Словарь.

  • - "", принятое в литературе название высшего законосовещательного представительного органа Российской империи...

    Русская энциклопедия

  • - 1. представительное, выборное, законодательное, совещательное, административное учреждение, а также здание этого учреждения 2. собрание, совет...

    Большой экономический словарь

  • - вошедшее в историю наименование проекта представительного законосовещательного органа в России, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 в соответствии с «Положением о выборах...
  • - наименование различных учреждений в царской России...

    Большая Советская энциклопедия

  • - законосовещательное представительное учреждение в России; органы городского самоуправления...

    Современная энциклопедия

  • - в литературе название высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения не имело избирательного права...

    Большой энциклопедический словарь

"Булыгинская дума" в книгах

Ночная дума

Из книги Ты спросил, что такое есть Русь… автора Наумова Регина Александровна

Ночная дума Тишь ночная дышит тенью странной… Лунный свет в окне и в сердце свет… Дума муравьишкой неустанным Трудится, заслон творя от бед. Чуток дух мой в живости бессменной; Внемлет ночи мексиканской он - Древним видам… И неизреченной Тишью неземною поражён. Год

Дума

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

Дума Я в Думе с 1993 года. Первые созывы все грозились разогнать, теперь уже и не заикаются - Дума абсолютно подконтрольна Кремлю.В записных книжках великого князя Андрея Владимировича я нашел запись, датированную началом 17 года:«Конечно, Дума - дрянь. Но разогнать ее

Былое и Дума

Из книги SEX в большой политике. Самоучитель self-made woman автора Хакамада Ирина Мицуовна

Былое и Дума Теперь, когда выборы все больше и больше походят на первомайскую демонстрацию – колонны, оцепление, кивки с мавзолея, «ура, товарищи!», кампании начала девяностых прокручиваются в памяти, словно старое советское кино: «Весна на Заречной улице» или «Начало» –

Дума

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Дума Наконец были назначены выборы в Первую Государственную думу. Ни о чем ином, кроме партий и их программ, в Петербурге не говорили. Формировались различные блоки. Из Ростова-на-Дону я получил письма, приглашающие меня прибыть и выставить мою кандидатуру в Думу.Поехал.

Дума

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора

Дума Толстой говорил: "То страшное напряжение, с которым люди нашего времени стремятся к одурманиванию себя вином, табаком, опиумом, картами, чтением газет, всякими зрелищами и увеселениями, - все эти дела производятся как серьезные, важные дела. Они, действительно,

Дума

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Дума Спросили пса: "Чего ты целый день брешешь?" "А уж такая моя служба", - отвечает. Много сейчас таких служащих. Скобелеву донесли о неприятельских потерях трехсот человек: "Чего их жалеть, убей их три тысячи!"В нашей личной жизни мы не раз восчувствовали вражескую ложь.

Дума

Из книги 1612 год автора Скрынников Руслан Григорьевич

Очерк сорок второй Образование Союза русского народа. Первая Дума и погром в Белостоке. Вторая Дума. Массовое бегство евреев из России

автора Кандель Феликс Соломонович

Очерк сорок второй Образование Союза русского народа. Первая Дума и погром в Белостоке. Вторая Дума. Массовое бегство евреев из России В еврейском еженедельнике «Рассвет» появилась рубрика «Тревожное настроение»‚ где из номера в номер печатали сообщения о мелких

Очерк сорок четвертый Третья Дума. Применение ограничительных мер. Четвертая Дума. Убийство П. Столыпина

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович

Очерк сорок четвертый Третья Дума. Применение ограничительных мер. Четвертая Дума. Убийство П. Столыпина «Ярославль. В один из ресторанов ворвалась группа студентов Демидовского лицея и с криком «бей жидов» тяжко избила сидевшего в общем зале

Дума

Из книги автора

Дума Полагают, что Лжедмитрий провел реформу управления, преобразовав Боярскую думу в «сенат». В доказательство ссылаются на список «сената», написанный рукой Бучинского весной 1606 г. В подлинном польском тексте дума названа «Радой», а ее члены - не сенаторами, а боярами.

Булыгинская дума

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Дума

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Дума

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Дума Когда в раздор с самим собою Мой ум бессильно погружен, Когда лежит на нем порою Уныло-праздный полусон, - Тогда зашепчет вдруг украдкой, Тогда звучит в груди моей Какой-то отзыв грустно-сладкий Далеких чувств, далеких дней. Жаль небывалого мне снова, Простор

Л. Троцкий. БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА И НАШИ ЗАДАЧИ

Из книги Наша первая революция. Часть I автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА И НАШИ ЗАДАЧИ (Письмо к товарищам) Каждый день можно ждать объявления закона о «привлечении выборных от населения к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов,

21:11–12 Дума

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

21:11–12 Дума Дума - сокращенное название Эдома, однако здесь название Дума (ср.: Быт. 25:14) могло быть выбрано за его зловещее значение «тишина». Смысл вопроса «сколько ночи?» относится к времени страдания. Ответ вовсе не банальный, но содержит предупреждение о том, что любая

«Булыгинская Дума»

булыгинский дума государственный манифест

«Булыгинская Дума» - название представительного законосовещательного органа -- Государственной думы. О ее создании было объявлено манифестом императора Николая II от 6 августа 1905 года в соответствии с «Учреждением Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную думу».

Непосредственным началом разработки проекта стало обращение А. С. Ермолова к императору Николаю II с предложением введения выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов.

В феврале дважды собирался Совет министров, но решение принято не было из-за противодействия С. Ю. Витте, великого князя Владимира Александровича и государственного контролера П. Л. Лобко. 18 февраля на имя А. Г. Булыгина был дан рескрипт, поручавший ему председательство в Особом совещании для разработки проекта. В его состав также вошли: помощник начальника Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел С. Е. Крыжановский, директор Общей канцелярии Министерства финансов А. И. Путилов, А. Ф. Трепов, профессор государственного права И. М. Ивановский и Ф. Д. Самарин.

23 мая подготовленные Булыгиным «Соображения» были переданы императором Николаем II в Совет министров, который одобрил предлагавшуюся избирательную систему, внеся ряд поправок. Окончательный проект был утвержден на совещаниях под председательством императора Николая II 19, 21, 26 июля, с участием великих князей, ряда государственных деятелей.

В ходе обсуждения против проекта выступили члены Государственного Совета А. С. Стишинский, директор канцелярии и секретарь имп. Марии Федоровны гр. А. А. Голенищев-Кутузов, гр. В. А. Бобринский, товарищ обер-прокурора Синода кн. А. А. Ширинский-Шихматов. Проект активно поддержали гр. Д. М. Сольский, Э. В. Фриш и др., к работе в совещаниях был привлечен В. О. Ключевский. Проект всесословной избирательной системы поддержали великие князья Николай Николаевич и Владимир Александрович, К. П. Победоносцев, сословную -- Бобринский, Стишинский и др. Большую роль в обсуждении и уточнении проекта сыграл Н. С. Таганцев. «Булыгинская дума» должна была быть созвана не позже середины января 1906 года.

«Булыгинская дума» получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчет Государственного контроля, давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет; оттуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение». «Булыгинская дума» избиралась на 5 лет. В выборах не участвовали женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, воинские чины, состоявшие на действительной военной службе, бродячие инородцы, иностранные подданные. Кроме того, избирательных прав не имели находившиеся под судом или следствием, подвергшиеся несостоятельности, лишенные духовного сана или исключенные из обществ и дворянских собраний, уклонявшиеся от воинской повинности, совершившие уголовные преступления, а также (в течение 3 лет) лица, осужденные за должностные преступления. В выборах не участвовали губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, полицейские чины -- в пределах подведомственных им местностей. Выборы проводились по губерниям и областям и отдельно по столицам и 23 крупным городам.

Для крестьян предполагалось установить четырехстепенные выборы, трехстепенные для мелких землевладельцев, двухстепенные для крупных землевладельцев и городских избирателей. 42% выборщиков должны были избираться уполномоченными от волостей и станиц, 34% -- съездами уездных землевладельцев; владельцы торговых и промышленных предприятий, лица, платившие квартирный налог выше 10-го разряда и др.

Избрание членов «Булыгинской думы» должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей или собранием городских избирателей под председательством городского головы. Созыв «Булыгинской думы» давал России шанс организованно соединить принципы монархической государственности и народного представительства. Однако вместо законосовещательной думы при царе России был навязан другой орган -- законодательная Государственная дума.

Русская история с момента окончания правления Екатерины Великой и до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года — это период, в котором русская власть не успевала, да и не хотела реагировать на вызовы времени.

Реформы Александра II , которые позволили стране значительно продвинуться в развитии государственных институтов, были в значительной мере свёрнуты в период правления Александра III и Николая II.

Недовольство, копившееся в различных слоях общества, власть по старинке пыталась плотно «накрыть крышкой» при помощи репрессивного аппарата.

В этой ситуации «котёл» рано или поздно должен был взорваться. И он взорвался в январе 1905 года, когда в Петербурге царские войска расстреляли мирную рабочую манифестацию, шедшую с петицией к царю.

Кровавое воскресенье вызвало целую волну стачек, которые постепенно стали переходить в вооружённое сопротивление властям.

Революционный хаос, в который стремительно погружалась Россия, для Николая II, не самого талантливого из русских монархов, оказался полной неожиданностью. Русский народ, о любви которого к себе часто говорил император, после 9 января 1905 года повернулся к царю другой стороной, видеть которую Николаю II до того момента ещё не приходилось.

Исключительно репрессивные методы, очевидно, не приносили результата. Против власти ополчились практически все слои общества: от беднейших крестьян до крупных промышленников. Претензии у всех были разные, но в одном сходились все: жить так, как раньше, Россия уже не может.

Как выпустить «пар»?

Императорское окружение с радостью спустило бы «пар» недовольства, но инструментов для этого просто не существовало.

Идея представительного органа при императоре жила в русском обществе с начала правления Александра I, но так и не была воплощена в жизнь за целый век.

В 1905 году это отставание вышло власти боком.

31 января 1905 года, когда революционный пожар стремительно разгорался по всей стране, министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов обратился к Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов.

Император ухватился за эту идею, и в феврале 1905 года по данному вопросу дважды собирался Совет министров. Решение, однако, так и не было принято. Среди министров и в окружении Николая II было очень много деятелей, убеждённых, что бунт можно усмирить силой, а самодержавие должно быть сохранено в неизменном виде.

Но ситуация с каждым днём ухудшалась, и 18 февраля Николай II своим рескриптом назначил министра внутренних дел Александра Булыгина председателем Особого совещания для разработки проекта положения о представительном органе — Государственной Думе.

«Он едва ли представлял, в чём состоит государственная деятельность»

Александр Григорьевич Булыгин стал министром внутренних дел 20 января 1905 года, сменив отставленного от должности после Кровавого воскресенья Петра Святополк-Мирского.

Александр Булыгин. Фото: Commons.wikimedia.org

За плечами у Булыгина было больше трёх десятилетий государственной службы, работа в должности калужского и московского губернатора, пост помощника при московском генерал-губернаторе, великом князе Сергее Александровиче.

Современники описывали Александра Булыгина как честного служаку, лишённого, однако, каких бы то ни было государственных талантов. Сподвижник Петра Столыпина Владимир Гурко писал о Булыгине: «Прекраснейший и честнейший человек, Булыгин, разумеется, не был государственным человеком и едва ли даже представлял себе, в чём именно состоит государственная деятельность».

Уже по этой характеристике можно понять, что ждать каких-то смелых предложений от Булыгина в деле создания проекта законодательного органа не приходилось.

К работе в Особом совещании были привлечены как видные чиновники, так и специалисты в области права. Первый вариант проекта Булыгин представил Николаю II 23 мая 1905 года, после чего началась длинная череда внесения поправок и исправлений, растянувшаяся ещё почти на три месяца. Положение в стране всё это время только ухудшалось.

Проблема состояла в том, что и в Особом совещании у Булыгина, и в Совете министров преобладали люди консервативных взглядов, старательно ограничивавшие даже те не самые обширные права, что давались Государственной Думе по первоначальному проекту.

Дума без рабочих, женщин и губернаторов

Наконец, 6 августа 1905 года император Николай II подписал манифест об учреждении в России Государственной Думы — высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу».

Согласно утверждённому проекту, Государственная Дума получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт государственного контроля и давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет, откуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение».

Депутаты Думы избирались сроком на 5 лет; при этом большинство населения избирательными правами не наделялось. Не имели избирательных прав лица моложе 25 лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные. К этим категориям добавлялись губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей.

Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23 крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, для помещиков и буржуазии — двухстепенные выборы; 42% выборщиков должно было избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% — съездами уездных землевладельцев (ценз от 100 до 800 десятин) и 24% — съездами городских избирателей (ценз — недвижимое имущество стоимостью 1500 руб., в столицах — 3000 руб.).

Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.

Сравнительно высокое представительство крестьян, особенно в сравнении с рабочими, объяснялось тем, что правительство рассчитывало на сохранение консервативных настроений среди русского крестьянства. Хотя уже к осени 1905 года стало ясно, что расчёт на это не оправдывается.

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург. Фото: public domain

«Издевательство над народным представительством»

Новый законосовещательный орган получил в российском обществе название «Булыгинская Дума».

Если бы подобный законосовещательный орган был учреждён при Александре I, это было бы невероятным прорывом в государственном устройстве России.

Если бы он был утверждён Александром II, это решение было бы своевременным ответом на ожидания общества.

Если бы проект «Булыгинской Думы» был утверждён 8 января 1905 года, накануне Кровавого воскресенья, то этот шаг был бы хорошим способом избежать назревшего кризиса.

Но в августе 1905 года, после семи месяцев революционного пожара, «Булыгинская Дума» выглядела анахронизмом.

Владимир Ленин охарактеризовал её как наглое и бесспорное издевательство над народным представительством. Той же точки зрения, что и большевики, придерживались представители большинства левых партий. «Булыгинской Думе» был объявлен бойкот, к которому присоединились и многие представители либеральных сил. Те же, кто заявил о согласии участвовать в выборах, говорили о том, что используют свои права в целях легального разоблачения «псевдонародного псевдоправительства».

Приговор для бывшего министра

Согласно проекту, «Булыгинская Дума» должна была быть созвана не позднее января 1906 года. На практике этого не произошло. Рост революционной активности привёл в октябре 1905 года к всеобщей политической стачке, и 17 октября был обнародован Манифест Николая II о предоставлении политических прав и свобод, а также учреждении Государственной Думы не как законосовещательного, а как законодательного органа.

Император опоздал и тут. Политические права и свободы даровал народу не Николай II — народ вырвал их у монарха силой. Это обстоятельство ещё скажется на судьбе российской монархии и на личной судьбе Николая II в 1917 году.

Александр Григорьевич Булыгин был отставлен с поста министра внутренних дел через пять дней после опубликования Манифеста 17 октября. Он устарел так же, как и созданный под его началом проект Думы.

На различных менее значимых должностях Булыгин оставался вплоть до Февральской революции. Свержение монархии он пережил тяжело — в марте 1917 года его сразил апоплексический удар, после которого он отошёл от политики и уехал в своё имение в Рязанской губернии.

В 1919 году, в разгар Гражданской войны, прошлое настигло отставного министра. Он был арестован сотрудниками рязанской ГубЧК. 5 сентября 1919 года 68-летний Александр Булыгин был расстрелян «за реакционную политику, проводимую в 1905 году».



Похожие публикации