Цель чтение сказок для детей. Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора методическая разработка по развитию речи на тему

КОНСПЕКТ НОД ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Чтение сказки. «Волк и семеро козлят»

Цель: познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»

Задачи: - воспитывать у детей умение слушать сказку внимательно;

Сопереживать героям сказки;

Развивать память, внимание;

Подвести детей к пониманию соблюдений элементарных правил послушания;

Развивать целостное восприятие: узнавать и называть сказку по иллюстрации;

Ход занятия.

Перед занятием воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть. Физминутка.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Вот присела на карниз,

А с него свалилась вниз.

За дверью слышится стук. Воспитатель подходит к двери и берет куклу, наряженную бабушкой.

Бабушка здоровается и говорит о том, что зовут ее бабушка Рассказушка. Она знает много сказок, предлагает отгадать про них загадки. Бабушка загадывает загадки о сказках:

  1. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (репка)

  1. Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? … (медведь)

  1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя)

  1. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три поросенка)

  1. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (колобок)

  1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (козята)

а на мультимедиа показываются иллюстрации - отгадки из сказок. Дети называют названия сказок и главных героев. Последняя иллюстрация сказки «Волк и козлята». Дети эту сказку называют, а бабушка ее не узнает. Воспитатель предлагает бабушке и ребятам не только послушать, но и при помощи настольного театра посмотреть сказку.

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Однажды волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тоненьким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать, и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать: (МОЖНО ПОСТАВИТЬ АУДИОЗАПИСЬ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ «Волк и семеро козлят, да на новый лад» ПОСЛЕДНИЙ КУПЛЕТ).

Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.

После просмотра сказки воспитатель задает детям вопросы по тексту:

Где жила коза?

С кем она жила?

Куда уходила коза каждое утро?

Вспомните, какую песенку пела коза своим деткам. Каким голосом?

Как отреагировала коза на произошедшее?

После беседы воспитатель напоминает детям о том, что в отсутствие взрослых детям нельзя даже подходить к дверям, что может случиться.

Ребята, а как вы думаете, где коза хранила молоко? (в кувшинчиках). Но волк разбил всю посуду. Давайте поможем козе в ее беде. Воспитатель приглашает детей к столам, на которых лежат на клеенках вырезанные из картона кувшинчики. Воспитатель предлагает детям украсить кувшины (барельефная лепка). Но перед этим предлагает сделать пальчиковую гимнастику и подготовить руки и пальцы к работе.

Козочка.

Шел старик дорогою

идти пальчиками по стол

Нашел козу безрогую.

показать пальчиками рога

Давай, коза, попрыгаем,

постучать пальчиками по столу

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

снова показать рога

А старик ругается.

погрозить пальчиком.

Дети выполняют работу, показывают бабушке, она их хвалит. Бабушка благодарит детей за сказку, прощается, уходит. Дети рассматривают свои работы.

Занятие окончено.

Викторина по сказкам

Цель:1.Закрепить знания детьми русских народных сказок, сказок русских

писателей.

2.Развивать связную речь, память, смекалку.

3.Прививать любовь к чтению, бережное отношение к книгам,

чувство коллективизма.

Оборудование: литературные герои, мозаика, фишки, книжки-малышки,

рефлексия, детали для закладок, магнитофон и диск с

детскими песнями, сигнальные карточки.

Ход викторины.


1.Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы вспомнить и

поговорить о ваших любимых сказках. Ещё с малых лет ваши мамы, папы,

бабушки читали вам сказки о животных, о сказочных героях и разных

существах. Вы знаете много сказок, любите их слушать и читать. Поэтому

я предлагаю вам отправиться в страну сказок. Согласны?


2.Вступительная беседа.

Для того, чтобы успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас

по пути в страну сказок, необходимо разделиться на 2 команды. Каждая

команда должна дать себе название.

А вы знаете, где находится страна сказок? И я не знаю. Для того, чтобы

не заблудиться по дороге, мы возьмём с собой провожатого. Кто же это,

вы узнаете, отгадав загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

А Ёжик наш непростой. У него в корзине много заданий - конкурсов. Ёжик

возьмёт с собой самых умных, самых смелых. Давайте же выполним все его задания, чтобы поскорей узнать, где страна сказок!

3.Конкурсная программа.

(Дети работают в командах; отвечают на вопросы те, кто первыми под-

нимают сигнальную карточку и дадут правильный ответ. За верный ответ

дети получают фишку. За соблюдением правил следит жюри, оно же подводит итоги конкурсов.)

Задание № 1.

Узнать, из какой сказки отрывок:

А дорога – далека,

А корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(«Машенька и медведь»)


Ах ты, Петя-простота,

Схлопотал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Петушок-золотой гребешок»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка.

(«Снегурочка»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода-

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)


Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят»)
Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл я сказки?

(«Колобок»)
(Жюри подводит итоги первого конкурса).

Задание№2.

Собрать мозаику и назвать, из какой сказки получившийся герой.
4.Физминутка.

Мы всё ближе к стране сказок. А, чтобы было побыстрее,нам надо проехать

поездом, потом вплавь переплыть речку, ещё немного пробежать и пролезть

по тоннелю.(Дети имитируют все движения).


Задание № 3.

Отгадать сказочных героев:


Всех на свете исцелит.

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Добрый доктор…

(Айболит)
У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына

Шалунишку…

(Буратино)
Кто навстречу Красной Шапочке попался,

Потом бабушкой в кровати притворялся?

(Волк)
Он к мёду поднимался

И умудрялся петь:

-«Я тучка, тучка, тучка,

А вовсе не медведь!»

(Винни-Пух)
Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше лепестка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

(Дюймовочка)
Конёк дивный был у Вани,

На спине с двумя горбами.

Помогал добыть Жар-птицу,

Деву в царскую светлицу.

(Горбунок)
Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому, что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Что зовётся… (Чебурашка)


Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил)

Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

Из театра Карабаса убежала,

Звери и птицы её обожали.

Занималась воспитанием Буратино

Голубоволосая… (Мальвина)

Курочка жила-была,

Яичко редкое снесла.

Жаль, разбила его мышь.

Так капризничал спросонок

Глупый маленький … (Мышонок)


Задание № 4.

Угадать мелодию, назвать из какой сказки или мультфильма она.


Задание № 5.

Ребята, все вы читаете книжки или же разглядываете картинки. И,

признайтесь честно, всегда спешите и небрежно переворачиваете страницы.

А что помогает вам всегда найти нужную страницу, даже если вы забыли её номер? Конечно же, закладка. А этот конкурс состоит как раз в том, чтобы

сделать быстро и из подручных материалов закладку. Вам даётся три минуты.
Задание № 6.

Ребята, помогите найти ошибки. Какой-то поэт-неумейка неправильно написал буквы в стихах, отчего стихи утратили смысл. Помогите исправить.


Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.(сом)


В глазах у Машеньки испуг:

Ползёт большой зелёный лук.(жук)


Мы собирали васильки.

На головах у нас щенки.(венки)


На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.(лес)


На волке - сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.(на полке)


На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок! (по кочкам)

5. Подведение итогов.

Ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Мы почти добрались до цели. А чтобы узнать, где же манящая нас страна сказок, надо отгадать

Последнюю загадку Ёжика:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь лучше и умней!

(Книга)


-Да, ребята, естественно, что страна сказок находится в книге. Ведь только из

книги мы узнаём все интересные сказки и рассказы, ведь только при помощи

книги вы выучили или ещё выучите буквы и цифры, чтобы уметь читать и

писать. Только благодаря книге вы обретёте нужные вам знания. Книга- ваш

друг, который поможет вам стать умными людьми. Поэтому книги надо ценить и беречь.

(Жюри подводит итоги викторины).

увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковёр-самолёт; гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим языком Серого Волка или ещё

случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги?! Я хочу подарить вам

книжку-малышку со сказкой, чтобы вы почаще заглядывали в страну сказок.»


Подготовила и провела

Елена Кузина
Чтение и рассказывание сказки в детском саду

ВВЕДЕНИЕ

Издревле люди использовали сказки в воспитательных целях. Почему именно сказки ? Да потому, что сказка – это наиболее понятный для ребенка способ передачи и получения информации. Несмотря на то, что наши дети смотрят телевизор и играют в компьютерные игры, им по-прежнему нравится, когда воспитатели, а, иногда и родители читают и рассказывают сказки . Поэтому, на мой взгляд, тема чтения и рассказывания сказки в детском саду наиболее актуальна в данный момент.

Все дело здесь в особенностях детского восприятия – дети воспринимают всю информацию через НАШИ чувства. Ведь они смотрят на мир НАШИМИ глазами. Они запоминают НАШИ жесты и мимику, НАШУ реакцию на предметы и ситуацию. Они внимательно наблюдают проявления НАШИХ чувств и эмоций, а потом также смотрят на мир.

Например, мама в присутствии ребенка искренне порадовалась распустившемуся цветку, голубому небу или красивой бабочке. Ребенок понял : «Это что-то очень хорошее, раз так порадовало маму, значит, я буду это воспринимать, как хорошее, буду радоваться цветам и небу…» А если мама вскрикнула при виде маленького мышонка, и на ее лице отразился страх, то ребенок будет воспринимать мышей, как нечто опасное для себя и своих близких. Скорее всего, он тоже начнет бояться мышей или испытывать к ним неприязнь.

Поэтому дети воспринимают только ту информацию, которая передается им в непосредственном общении с взрослыми и которая окрашена множеством интонаций и эмоций. А где же, как не в сказках , искать яркие образы, которые так легко и живо представляются детским сознанием и остаются в нем на долгие годы?

Слушая сказку , ребенок «видит» ее героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот, дает себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает душу ребенка, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, доброта и жестокость. Без лишних сложностей сказки прямо и доходчиво , на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим – значит действовать себе во вред, а быть хорошим – правильно и выгодно. Ведь положительного героя всегда ждет награда.

Язык сказок гораздо ближе и понятнее ребенку, нежели скучные родительские нотации и замечания.

Сказка не вызывает внутреннего сопротивления, поэтому ребенок способен к ней прислушаться. В сказках детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах – они просто слушают и делают свои собственные выводы. Сказка может очень многое : помогает избавиться от страха темноты и спокойно заснуть, учит, как преодолеть тревоги и конфликты.

Через сказку ребенку можно преподнести любую информацию, даже ту, которую он отказывался слушать и воспринимать в разговоре с взрослыми. Ведь, слушая сказки , дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими проблемами. Сказка способна вселить в ребенка надежду, а значит, у него появятся силы идти к успеху.

ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки , стихи, рассказы . Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и, в то же время, оказывают на него воспитательное воздействие.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы , сказки , стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.

Художественное слово воспринимается путем чтения и слушания . В первом случае восприятие непосредственное, во втором – через исполнителя (чтеца или рассказчика , который является как бы посредником между автором и исполнителем.

Овладеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя детского сада .

Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа над произведением – работа творческая. В процессе подготовки нужно хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Понимание идеи поможет определить свое отношение к произведению в целом, к действующим лицам и их поступкам, поможет яснее увидеть образы, обстановку действия.

Чтобы овладеть вниманием детей-слушателей, речь воспитателя должна быть эмоциональной и убедительной. А это произойдет лишь в результате тщательной подготовки, во время которой воспитатель настолько вживается в данное произведение, что сможет передать свое отношение к тому, о чем говорит.

Большую помощь в исполнении художественного произведения оказывает творческое воображение. Нужно видеть то, о чем рассказываешь .

В процессе творческой работы над произведением намечаются и средства художественной передачи. Основное средство выразительного звучания произведения – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы, темп чтения , соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения.

Задача воспитателя – умело использовать все богатство оттенков своего голоса.

В процессе подготовки к чтению или рассказыванию большое внимание следует уделить и усвоению текста. Независимо от вида исполнения (чтение по книге , чтение или рассказывание наизусть , от жанра исполняемого произведения, воспитатель обязан хорошо усвоить текст. Знание текста художественного произведения для рассказывания в большинстве случаев должно быть дословным.

Произведения для детей дошкольного возраста невелики по объему, легко запоминаются. Дословная передача текста при рассказывании сохраняет стиль и целостность всего произведения.

Воспитателю необходимо на основе глубокого, полного понимания содержания исполняемого текста легко находить и использовать соответствующие приемы художественного чтения и рассказывания .

Цель нашей работы – научить детей осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению их самосознания, развивать умение управлять своими чувствами посредством народных сказок .

На начальном этапе работы ставится задача пробудить у детей желание слушать рассказывание сказки , следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Для детей младшего возраста мы сказки не читаем , а рассказываем : это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысла сказки . Ведь, когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком, и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

При рассказывании сказок хорошо использовать для показа настольный театр, магнитную доску или фланелеграф, показ иллюстраций. Чтобы заинтересовать детей предстоящим рассказом сказки можно использовать также присказки или небольшие стихи собственного сочинения.

При поступлении детей в группу многие воспитатели сталкиваются с тем, что в индивидуальных беседах с родителями выясняется – мало, кому из детей родители читают сказки , а, уж, тем более рассказывают , пытаясь заменить «живое» слово показом видеокассет или DVD дисками.

Поэтому хорошо провести родительское собрание на тему «Чему учит сказка , на котором воспитатель расскажет о том , что такое сказка , даст рекомендации в адрес родителей по отбору сказок в соответствии с возрастом детей, а так же методические советы (место и время чтения или рассказывания сказок ; необходимость готовить ребенка к слушанию сказки , возвращаться к прочитанному; беседы по прочитанному – отношение к героям и оценка их поступков; пересказывание сказок детьми ; рассматривание иллюстраций , рисование на темы сказок ).

И воспитатели, и родители должны всегда помнить, что читать и рассказывать сказки детям дошкольного возраста необходимо, так как :

Дошкольный возраст – это возраст сказки .

Сказка – это особый способ освоения мира, позволяющий дошкольнику понять и по-своему систематизировать тот поток событий, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным» . А такая, пусть ненаучная, пусть временная систематизация ребенку необходима : она снижает «напряженность понимания» , гармонизирует сознание малыша, делает мир понятным, а значит, приятным и удобным. Делает его миром, в котором интересно жить, который хочется лучше исследовать и глубже понять.

Сказки играют очень важную роль, так как в них мощно звучит жизнеутверждающий мотив, который каждый ребенок открывает для себя. Они дают ребенку возможность верить в то, что Зло всегда будет наказано, Добро восторжествует.

Сказка открывает перед ребенком ворота богатейшего мира культуры, помогая ему лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического… Она учит его мужеству и верности, учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды» от «кривды» .

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собственное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее это впечатление отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы , стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь.

Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Морозко»

Сценарий образовательной деятельности «Морозко»


Место работы: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ «Планета», г. Томск.
Описание : конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста, предназначен
для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Цель : Знакомство с содержанием сказки «Морозко»
Задачи :
Учить слушать и воспринимать сказку.
Учить анализировать произведение и характеры героев сказки. Отличать добро от зла.
Расширять словарный запас детей.
Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Развивать навыки связной речи, памяти, логического мышления.
Материал к занятию : музыка «Времена года» Чайковского, на ТВ панели иллюстрации к
сказке «Морозко», костюм Зимы, корзина с искусственными снежками.
Словарная работа : веретено, трескучий мороз, в злате, в серебре, отворилась дверь.
Ход занятия :
1.Организационный этап.
Приветствие, стихи на организацию внимания .
«Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.
Обними соседа слева, обними соседа справа.
Обнимитесь все, друзья,
Вместе мы - одна семья.
Улыбнёмся солнцу, лугу,
И травиночке любой,
Улыбнёмся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой»
2.Подготовительный этап .
Звучит музыка . (Чайковский «Времена года «Зима").
Педагог читает стихотворение Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»
О каком времени года идёт речь в стихотворении?
Появляется ребёнок в костюме зимы.
Загадка :
«Кто я, угадай-ка
Седая хозяйка:
Тряхну перинки –
Над миром пушинки?"
Я принесла с собой снег, покрыла белым покрывалом поля, леса, заковала в лёд реки. А ещё я могу
непослушным детям заморозить ручки и носы. Не боитесь? Ну, если вы смелые, выходите, поиграем.
Физкультминутка. Подвижная игра «Заморожу» (Дети становятся в кружок, вытягивают вперёд
руки, звучит быстрая музыка, Зима, пробегая по кругу, старается дотронуться до детских рук, а
дети быстро убирают их за спину, кто не успел, того Зима заморозила)
Зима: «Но зато я подарю вам катанье с гор, коньки, лыжи, а ещё самый любимый праздник в году-
Новый год. Только в этот праздник приходит Дед Мороз с подарками. Разве вы не любите зимы?
А теперь послушайте мою зимнюю сказку».
3.Основной этап :
Чтение сказки (сопровождается показом иллюстраций на ТВ панели)




Беседа по содержанию сказки .
Вопросы:
Понравилась ли вам сказка?
Что запомнилось?
Кого было жалко?
А кого нет?
Как жилось падчерице и старухиной дочке?
Сравните, как вели в лесу себя падчерица и старухина дочь?
Почему Морозко сжалился над падчерицей?
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?
"Добрая, трудолюбивая, вежливая, ласковая, терпеливая"
"Грубая, ленивая, сварливая, злая, вредная"
Почему?
Давайте обобщим, какая же была падчерица? Что она получила от Морозко?
Какая была старухина дочь? Что она получила от Морозко?
Выделим главную мысль:
Как вы думаете, по заслугам они получили?
Какова основная мысль сказки?
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
Вспомните сказку, в которой произошла похожая история с дочкой и падчерицей («Двенадцать
месяцев»)
Как вы понимаете пословицу: «По труду и награда»?
4.Итоговый этап :
Дидактическая игра : «Синонимы и антонимы»
Цель игры: формировать умение подбирать к словам синонимы и антонимы.
Работящая - бездельница, трудолюбивая - ленивая, прилежная, мастерица на все руки - неумеха.
Дочь-падчерица.
Физкультминутка «Игра в снежки»
Слово педагога: «Со сказкой мы прощаемся,
На переменку возвращаемся,
Будем бегать и играть,
Песни петь и танцевать».

Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора.

Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы

Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:

Формирование развития восприятия художественной литературы, фольклора.

Задачи:

Развивать речевое творчество;

Знакомить с книжной культурой, детской литературой;

Развивать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений.

«У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание И. Токмаковой.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми :

Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.

Самостоятельное рассматривание книг.

Организованные занятия.

Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Сотрудничество с родителями по данной проблеме.

Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста).

Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми.

Ежедневное чтение предполагает отбор произведений.

Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

2 – неделя - чтение стихотворений;

3 - неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;

4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем дошкольном возрасте).

После того как книжка прочитана , внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.

В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей:

Узнай, кто это?

Покажи, где, кто или что?

В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками:

Найди картинку к таким словам.

Какие слова подходят к этой картинке?

В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур:

Почему нравится тебе эта картинка?

В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению.

Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.

При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.

С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек.

Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяются на две подгруппы.

В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми. Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Текст художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг. Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно .

Выразительное чтение воспитателя - способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его чувств.

Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой.

Следующим элементом выразительного чтения является сила голоса чтеца.

Чтобы довести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослабевать голос в строгом соответствии с содержанием.

Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.

Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи.

С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц.

Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской роли» литературы, о том, что литература – «правдивая и волнующая запись человеческого опыта» (Д.Б.Пристли), который полезнее усваивать с детства.

Детская литература не только запечатлевает движения детской души, но и формирует их. Она пробуждает в маленьком человеке добрые чувства и благородные стремления.

Свободное общения воспитателя с детьми на основе художественной литературы дает возможность предлагать им тот вид деятельности, который, в настоящий момент их особенно привлекает: драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, «рассказывание стихов руками».

Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия. Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).

Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях. Организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия :

Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

Наличие портретного фонда детских писателей.

Наличие грамматических словарей для воспитателей.

Организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг.

Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления.

Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.

В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей.

В старших группах к починке книг привлекаются и дети.

В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре».

Экспонируются иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов.

Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов.

С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин, С.Я. Маршак, С.В. Михалков.

Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях.

В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит - дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.

В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.

Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя. Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги.

Активно используется в детском саду предметно-развивающая среда: музыкальный зал, студия изобразительного искусства, театральная студия.




Похожие публикации