Чокан валиханов на казахском языке. Шокан Уалиханов: биография

Ш. Ш. Уалиханов - одна из замечательных личностей в среде казахского народа в дореволюционный период, просветитель-демократ, путешественник, этнограф, филолог. Появление на исторической арене такого всестороннего ученого и передового человека совпало с важным этапом истории казахского народа - оживлением развития производительных сил Казахстана и углублением его столетнего экономического и культурного общения с Россией.
Огромное значение Ш. Уалиханова для нашей отечественной науки еще в XIX веке было обще известным. Профессор Н. И. Веселовский говорил: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Шокан Шынгысович Уалиханов: русские ориенталисты единодушно признали в лице его феноменальное явление». Ученый и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский считал Уалиханова одним из «самых просвещенных людей из национальных окраин». Исследователь Азии Г. Н. Потанин писал: «В среде казахов не найдется ни одного, за которым было бы признать значение, равное с Шоканом». Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью». Жизнь и деятельность. Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан - прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в урочище Кушмурун Кокшетауской (ныне - Северо-Казахстанская) области, в семье старшего султана - правителя Шынгыса Уалиханова, впоследствии получившего чин полковника, одного из влиятельных, образованных для своего времени людей. Бабушка Шокана была умной, образованной, знавшей несколько языков женщиной. Она оказала большое влияние на духовное развитие Шокана Уалиханова. Светлые воспоминания о бабушке - наставнице, носи-теаышпе лучших традиций народа, обычаев - Шокан сохранил на всю жизнь. Он записал ряд памятных встреч с ней. Будучи уже офицером особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири, Шокан, получив сообщение о смерти Айганым, специально поехал в Сырымбет,чтобы попрощаться и проводить ее в последний путь»,- писал один из исследователей жизни и деятельности ученого академик Академии наук Казахстана А. X. Маргулан.
После получения первоначального обучения в ауле Шокан в 1847-1853 годах учился в Сибирском кадетском корпусе в г. Омске.
Кадетский корпус - дореволюционное закрытое военное учебное заведение преимущественно для детей офицеров, основанное в 1730-х годах. В стенах этого учебного заведения будущий ученый получил первые знания, которые помогли формированию личности Ш. III. Уалиханова, его мировоззрен-ческой платформы. Такая жажда знаний и настойчивость в приобретении их для казахов того времени само по себе было незаурядным, многозначащим явлением.
На работу в корпусе были приглашены опытные препода-ватели, среди которых были люди, испытавшие влияние русской передовой общественной мысли, такие как капитан И. В. Ждан-Пушкин, Н. Ф. Костылецкий, друг юности Н. Г. Чернышевского, В. П. Лабодовский, Гансевский. В бытность Ш. Ш. Уалиханова в Омске он общался с образованными людьми города.
В корпусе Уалиханов проявил способности в изучении географии, истории, литературы. Он много и вдумчиво читает, как отмечается в ряде воспоминаний современников. Уже тогда он записывал произведения казахского фольклора, изучал историческую топографию некоторых районов Степи, делал чертежи и зарисовки архитектурных памятников. Знаменитый путешественник Г. Н. Потанин, учившийся вместе с Шоканом в корпусе, вспоминает: «Мечта уносила Уалиханова в загадочную даль, в экскиргизские страны, к подошвам Тянь-Шаня, в Тибет... Он еще на школьной скамье готовился к роли путешественника, перечитывал Палласа, Рычкова, Левшина, Вельяминова-Зернова и массу других книг. Шокану было только 14-15 лет, когда преподаватели корпуса на него смотрели как на будущего исследователя и, может быть, ученого».
Большое значение для формирования общественно-политических взглядов Уалиханова имело его знакомство с представителями передовой демократической интеллигенции - поэтом С. Ф. Дуровым, писателем Ф. М. Достоевским, в то время отбывавшим ссылку в Омске и Семипалатинске.
Трогательна была дружба Уалиханова с Достоевским. В одном из писем Достоевский писал:«... Я так Вас люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням. Конечно, в мечтах я устраивал и лелеял судьбу Вашу. Но среди мечтаний была одна действительность: это то, что Вы первый из Вашего племени, достигший образования европейского. Уж один этот случай поразителен, и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности... Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дала Вам и душу, и сердце...».
В 1854-1857 годах Уалиханов путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, по Киргизии, где собирает богатый географический, этнографический и исторический материал о казахском и киргизском народах, о котором высоко отзывался известный путешественник-географ П. П. Семенов-Тян-Шанский. Он же рекомендовал Ш. Ш. Уалиханова как обладателя совершенно выдающихся способностей в члены научного Русского географического общества, и Шокан был избран в 1857 году в его действительные члены.
В 1858-1859 годах Уалиханов совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, в Китай, которая принесла ему славу отважного путешественника и крупного ученого. Результаты этой поездки, труды, посвященные истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана были опубликованы на русском, немецком, английском и французском языках.
В конце 1859-1861 годов Ш. Уалиханов жил в Петербурге, где работал в высшем военном учреждении - Генеральном штабе, Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, Русском географическом обществе, членом которого он был избран в 1857 году, слушал лекции в Петербургском университете. Он работал над составлением и изданием карт Средней Азии и Восточного Туркестана, принимал участие в подготовке к изданию трудов ученого К. Риттера, обобщал материалы по географии, этнографии, истории Средней Азии и Казахстана, читал лекции о Восточном Туркестане, Тянь-Шане, Киргизии. В Петербурге познакомился с идеями русских революционных демократов-шестидесятников. Повседневно общаясь с русскими учеными и писателями, Шокан пробуждал у них интерес к Средней Азии и Казахстану, способствовал укреплению дружеского расположения к народам этих окраин. Поэтам подсказывал сюжеты, темы из восточной жизни. Под влиянием бесед с Уалихановым поэт А. Н. Майков написал стихи «В степях», «Альпийские ледники», «Емшан». В письме А. Н. Майкова читаем: «...мы немного времени провели вместе, но я так полюбил Вас...» . В ученой и литературной среде, в которой вращался Ш. Уалиханов во время пребывания в Петербурге, он пользовался большим уважением и любовью. Многие потом вспоминали о Уалиханове, писали о нем с душевной теплотой и искренней доброжелательностью.
Весной 1861 года тяжелая болезнь заставила Ш. Уалиханова оставить Петербург. Живя в ауле, он занимался изучением быта, истории народа, собиранием образцов устной поэзии. Много писал об отсталости, средневековье, страданиях бесправных народных масс, томившихся под двойным гнетом чиновников - колонизаторов и феодалов, об их произволе и насилии. Он выступает в защиту прав народных масс, против угнетения и несправедливости. Увлекшись утопическими идеями, веря в то, что можно «от власти создать счастье народа», Уалиханов писал Достоевскому: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защитить их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз».
Умер Шокан Уалиханов очень рано, в возрасте 30 лет. Он похоронен вблизи дороги у подножия Алтын-Эмельского хребта, примерно в 250 километрах от Алматы.
Шокан Уалиханов был патриотом, просветителем. «Народ свой он любил... Он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой»,- писал Г. Н. Потанин, первый биограф и друг Ш. Уалиханова. Уалиханов прекрасно знал жизнь казахского народа, его быт, нравы, обычаи, многовековую духовную культуру, прекрасно разбирался в сложнейших политических проблемах, в нуждах и чаяниях своего народа, глубоко чувствовал его потребность в развитии, в выходе из темноты. «Свои демократические убеждения,- вспоминает Потанин,-Шокан высказывал резко». По своим социально-политическим взглядам Ш. Уалиханов примыкал к прогрессивному демократическому лагерю России, выступавшему против самодержавно-крепостнического строя, против колонизаторской политики царизма.
Ш. Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического и культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, в образовании. «Для нормального роста и развития народа,- писал он,- необходимы прежде всего свобода и знания». Вся его деятельность носит просветительский характер. Ш. Уалиханов сумел глубоко и верно понять историческую необходимость взаимного сближения России и Казахстана для того, чтобы возможно быстрее вывести свой народ в ряд развитых народов.
Ш. Уалиханов решительно выступал против царских колониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи. «В каждом действии русского начальства киргизы видят одно только зло, посягательство на их свободы и льготы»,- пишет он о реакции людей на действия степной царской администрации. «С местными султанами и богачами я не лажу,- писал он в одном из писем,- потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами... я требовал не раз, чтобы они платили им жалованье и чтобы обращались, как с человеком, в противном случае грозил законом. Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе и скоро сходимся».
В работе «Записки о судебной реформе» Шокан Уалиханов, ставя вопрос о сущности и природе реформ,их экономической и социальной сторонах, страстно защищает интересы народных масс, высказывает мысль о том, что реформы должны учитывать «насущные нужды народа», «полезны те реформы, которые способствуют улучшению быта человека».
Идеи Уалиханова о необходимости просвешения, образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитие общественной мысли в Казахстане.
Огромно научное наследие Ш. Ш. Уалиханова -«Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды», «Тенгри», «Письмо профессору И. Н. Березину», «Ханские ярлыки», «Образец причитаний», «Песня об Алае», «Киргизское (казахское - Ш. С.) родословие», «О формах казахской народной поэзии», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах», «Заметки по истории южно-сибирских племен», «Дневник поездки в Кульджу», «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи» и другие. Объемистое пятитомное сочинение Ш. Ш. Уалиханова на русском языке было издано Академией наук Казахстана в 1961, а затем в 1972 году. В них поражает одна особенность - сплав стиля ученого и писателя-художника.
После окончания учебы в Сибирском кадетском корпусе, находясь на службе, Ш. Ш. Уалиханов в 1854-1857 годах совершает большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, Заилийскому Алатау, принимает участие в крупной военно-научной экспедиции по изучению водного бассейна Иссык-Куля, в сложной дипломатической миссии России с Китаем, в поездке в Кульджу, по пути которой посещает ряд пограничных пунктов Западного Китая. Научные результаты этих первых путешествий молодого Ш. Уалиханова отражены в талантливо написанных путевых очерках «Дневник поездки на Иссык-Куль». «Западная провинция Китайской империи», «Кульджа», «Дневник поездки в Кульджу». В них много исторических, этнографических, археологических, фольклорных материалов. Поразительно, что эти дневники, написанные в двадцатилетнем возрасте, являются плодом наблюдательного и эрудированного ученого, прекрасно знающего географию Тянь-Шаня и Семиречья, историю и быт, нравы и поэзию народов, населявших эти места с древних времен.
«Дневник поездки на Иссык-Куль» Ш. Ш. Уалиханова начинается с описания пути из Семипалатинска в Аягуз. О реке, воспетой в преданиях жителей, автор отзывается так: «Я очень люблю и восхищаюсь Аягузом, может быть, поэтическая легенда о любви прекрасной Баян к золотоволосому Козы-Корпешу, действие которой происходило на этой реке, есть немаловажная тому причина». В «Дневниках...» дано подробное научное описание надгробного памятника Козы-Корпешу и Баян-Сулу, который находится на правом возвышенном берегу реки Аягуз, против железнодорожной станции Тансык. Мастерски описывая пейзажи маршрута своего путешествия, Ш. Ш. Уалиханов пишет: «После однообразных горных видов, беспрестанно торчащих скал, немолчно шумящих ключей, густо заросших цветов этот дивертисмент как-то приятно действует на человека. Все нам надоедает: живем на широкой и гладкой Руси - рвемся на Кавказ, где стоит белоснежный Казбек, хочется видеть Альпы, нужны горы, «столпообразные раины» и «звонко бегущие ключи», а как бросит судьба в такую местность - сначала восхищаешься, потом все это начинает надоедать: «и столпообразные раины» и «звонко бегущие ключи» и опять хочется на свободу, на дол, на ровную степь, где растет береза белая, родная сосна. Там дыхание как-то свободнее, и мысли текут шире как-то, привольнее... Все безгранично, как степь,- и желания и дела. Угрюмые, дикие виды гор, хотя живописные, как-то, заботят, отягощают вас: то вас поражает великолепный водопад, вы как-то усиленно направляетесь мыслями, то какая-нибудь пропасть устрашает вас своей теснотой, громадные скалы, ревущие реки - все как-то сердито, во всем сказочно, и вы настраиваетесь под этими впечатлениями к какой-то лихорадочной деятельности. Вам все чего-то недостает. Нет возможности жить в горах и быть народом веселым, беззаботным.
... Вокруг стоят твердые, угрюмые скалы, внизу пенится, шумит, ревет, ворочает камни какой-нибудь Терек. Совсем другой ландшафт, другая природа окружает степняка» . Далее следует проникновенное поэтическое описание природы степи.
Читая дневниковые записи Ш. Ш. Уалиханова, невольно вспоминаешь строки М. Ю. Лермонтова из поэмы «Демон», которые, об этом можно говорить без тени сомнения, он знал наизусть, иначе смысловых и словесных совпадений быть не могло. Так, «столпообразные раины», «звонко бегущие ключи» взяты из IV песни первой части «Демона» М. Ю.Лермонтова:
...Столпообразные ранны. Звонко бегущие ключи, ручьи По дну из камней разноцветных. И куши роз, где соловьи Поют красавиц безответных, На сладкий голос их любви.
У Ш. Ш. Уалиханова вместо ручьи - «ключи». Столпообразные раины, как и у Лермонтова, употреблены в значении пи¬рамидальных тополей. Молодому Шокану вспомнилось описание ландшафта Кавказа, белоснежная вершина Казбека, твердые, упрямые скалы, пенящийся, шумящий, ревущий Терек, где каждый житель «рождаясь, борется с природой», «каждый шаг его есть риск».
Сравним у Лермонтова:
И над вершинами Кавказа. Изгнанник рая пролетал: Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял, И. глубоко внизу чернея. Как трещина, жилище змея. Вился излучистый Дарьял, И Терек, прыгая, как львица С косматой гривой на хребте, Ревел,- и горный зверь, и птица, Кружась в лазурной синеве, Глаголу вод его внимали.
Лермонтовские строки «... Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял», «И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел...» у Уалиханова трансформируются в «белоснежный Казбек», внизу «пенится, шумит, ревет, ворочает камни». Почти фактическое совпадение: только вместо «ревел - ревет».
В дневниках Уалиханова много красочных описаний селений, городов, встреч с жителями незнакомых местностей. Как писатель, молодой Ш. Уалиханов фиксировал все, что увидел в многодневных, многомесячных путешествиях. В дневниках немало эпитетов, сравнений: «... увидели снежные верхи Алашовс-ких гор. Дальняя синева этих гор пестрела высоко, соединяясь с облаками. Местами верхи выходили из-за туч. восходящее солнце разливало на них багрово-блестящий свет. «Картина удивительная», «высокий утесистый лог», «в виде тонкой ленты извивалась довольно быстрая речка Мерке», «кружевные берега, обставленные громадными утесами, пирамидальные ели растут под скалами и на скалах. Внизу с шумом, пенясь, струит свои зеленоватые волны Чарын», «разные широколиственные растения, зонтичные, полузонтичные и метельчатые стебли только начинают подниматься и цвести». Описание эпизода, когда путешественник шел по самому краю отвесного обрыва мимо огромного гранитного утеса, вдавившегося навесом в реку, а лошадь его упала и рухнула вниз по обрыву, и сам он чудом спасся, передано впечатляюще и зримо. Встречаются в очерках такие сравнения, как «верблюды любят песок, мягкие и мясистые их ноги ступают на уступчивые пласты песка», «как поездка по какой-нибудь нубийской долине». «Нубийская долина»- это Нубийская пустыня в Африке, большей частью на территории Судана, между рекой Нил и Красным морем, поверхность - плато с островными горами: «впалые, углубленные глаза, тонкий и изогнутый, как сабля, нос, узкие губы и бедренная худощавость отличают их от других среднеазийцев», «скакали и резвились, как егозы», «черные, как угли», «глаза как-то болезненно живы, и они блуждают то направо, то налево: как глаза кошек, которыми украшались старинные стенные часы», «народу здесь было, как в муравейнике, кишмя кишели, как говорил мой учитель татарского языка», «китайцы живут, как римская чернь, площадкой, уличной жизнью», «лето для китайца рай», «думать о прошедшем, заботиться о настоящем».
Уалиханов известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь фольклорных произведений и письменной поэзии казахского народа. В трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Древности», «Язык», «Самородная словесность» Уалиханов приводит и исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданий казахского народа. «Народ наш имеет богатую и не лишенную поэтических достоинств замечательную литературу»,- писал Ш. Ш. Уалиханов. Уалиханов сделал первую научную запись киргизского героического эпоса «Манас», сопроводил ее историко-литературным анализом и частично перевел на русский язык. Уалиханов считал «Манас» «национальной святыней киргизского народа». «Манас» в оценке Уалиханова - это «энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное около одного липа - богатыря Манаса. Это нечто вроде степной Илиады. Образ жизни, обычаи, нравы, география, религиозные и медицинские познания киргизов и международные отношения их нашли себе выражение в этой ог¬ромной эпопее».
Прекрасно зная восточную, русскую и западно-европейскую литературу, Уалиханов изучал художественные памятники казахского и киргизского народов в сравнительном плане.
Вершину научной славы Ш. Уалиханова составляют труды, написанные по результатам его Кашгарской экспедиции, совершенной им в 1858-1859 гг. Среди них особенно интересна работа «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу» (в Малой Бухарин), которую современники считали подлинным географическим открытием. Этот труд Уалиханова явился крупным вкладом в народоведение, в отечественную и мировую науку.
Поездка в Кашгарию, в Восточный Туркестан была сопряжена с необычайными трудностями, лишениями, опасностями, утвердила за Уалихановым славу отважного путешественника и неутомимого ученого-исследователя. Уалиханов был первым ученым, открывшим для науки, для Европы Кашгарию.
Долгое время восточная часть Китая оставалась загадкой для науки. Кроме знаменитого землепроходца Марко Поло и голландского путешественника Гоэса никому не удалось побывать в этих краях. Попытки ученых путешественников Конолли, Стодтарта, позднее Шлагинтвейта не увенчались успехом. Свирепые властители этих краев по дикому обычаю умерщвлять чужеземцев казнили их. Смело отправляясь в столь опасное путешествие, Уалиханову пришлось «превратиться в купца Алимбая». Эту вынужденную роль он играл в течение десяти месяцев, пока не переступил границу родной земли.
Научный подвиг Уалиханова в свое время стал центром внимания ученого мира России, да и не только ее. Труды Уалиханова об этом крае печатались и в Лондоне, и в Берлине. В предисловии к английскому изданию трудов путешественников читаем: «... Среди отчетов о путешествиях в Среднюю Азию, представленных здесь, выдающееся место принадлежит сообщениям капитана Уалиханова «О Джунгарии и Восточном Туркестане». Со времени Марко Поло и иезуита Гоэса ни один европеец, за исключением А. Шлагинтвейта, как нам известно, не попадал в эти страны. Он и офицер русской службы, и хорошо образованный человек, он сын киргизского султана и уроженец степей». В сообщении о путешествии Уалиханова в Кашгарию, напечатанном в одном из немецких журналов, также писалось, что «господин Уалиханов... единственный из европейцев, кроме несчастного Шлапдатвента, кто ступил на эту землю».
Таково было широкое признание русской и мировой общественностью научной деятельности первого казахского ученого Ш. Уалиханова. Любовь к родной земле, глубокая связь с народом делали Уалиханова великим казахским провидцем, позволяли ему заглянуть далеко вперед. Вся его деятельность пропитана страстным желанием просветить родной народ, приобщить его к сознательному определению своей судьбы, развитию национальной культуры в содружестве с передовой русской культурой. Уалихановские традиции были поддержаны всем ходом общественного развития.
Уалиханов был передовым деятелем своего времени, замечательным патриотом, ученым, просветителем, отдавшим себя служению своему народу.

Чокан Валиханов: на небе вспыхнула звезда, когда в горах звезда погасла

Именно так можно охарактеризовать недолгую, но яркую и плодотворную жизнь первого ученого-казаха, который оставил свой след как в изучении истории, так и фольклора, как этнографа, так и просветителя казахского народа. Помимо этого, он был офицером Генерального штаба и одновременно сотрудником Министерства иностранных дел, а также обладал членством Русского географического общества. Не считая того, что он был разведчиком под прикрытием в составе торгового каравана, отправившегося в Уйгурское государство, когда там скрестились интересы трех держав: России, Китая и Великобритании.

Удивительно, как много смог сделать проживший чуть больше 29 лет казах. Один лишь стал достоянием мировой литературы, и уже этого было бы достаточно для того, чтобы Чокан Чингисович Валиханов навсегда был причислен к истории.

Кстати, имя Чокан – это его псевдоним, по одной версии таким прозвищем называла в детстве его мать, а по другой – Чоканчиком его называла бабушка. На самом деле его настоящее имя — Мухаммед-Ханафия.

Родился Чокан в ноябре 1935 года в крепости под названием Кушмурун, теперь это в Костанайской области Республики Казахстан. Род будущего первого казахского ученого происходит от Чингисхана, в частности потомком того самого великого полководца был прадед Чокана – хан Аблай. Что определило и судьбу его отца, который был наместником российских властей Кушмурунского округа, имея звание полковника и султана Чингиса Валиева.

Детство Чокана

Формирование мировоззрения Чокана происходило в детстве среди казахских степей и простого народа. Что касается грамоты, и постижение поэзии Востока вместе с изучением арабского языка пришло к нему в процессе учебы в местном Кушмурунском медресе.

Отец в это время развил у него способности к рисованию и к этнографии, привлекая для сбора и записывания устных легенд и преданий казахов, что впоследствии сказалось на одной из сфер его будущих научных изысканий. Вероятно, уже в это время у Чокана, зародились основы и еще одной области его деятельности, о которой мало уделено внимания в его биографии.

Речь идет о том, что в медресе он стал задумываться о природе шаманизма и мусульманства. О существующих между ними противоречиях и общих чертах, что впоследствии воплотилось в исследованиях, посвященных как шаманству у киргизов (так в России называли тогда казахов), так и о степном мусульманстве.

Кстати, далеко забегая, вперед, следует сказать, что при изучении шаманизма именно Чокану Валиханову удалось первому указать на зороастрийскую (в основе которой учение Заратустры) природу этого явления.

Отрочество и юность

В 12 лет жизнь казахского мальчика резко меняется, когда отец его направляет на учебу в кадетский корпус, расположенный в Омске. Именно здесь происходит окончательное духовное становление Чокана как личности.

Надо сказать, что со времен детства и отрочества Пушкина лицеи и кадетские корпуса были настоящими «кузницами» не только высокообразованных офицеров, которые кроме военных знаний получали хорошую подготовку по истории, литературе, осваивали музыкальное искусство, занимались танцами. Они обучались наукам, как точным — физики и математики, а также получали знания по зоологии и ботаники, так и прикладным наукам — геодезии, географии, топографии, картографии.

Для будущих офицеров также важны были знания иностранных языков. Что впоследствии оказались Чокану кстати, в качестве дополнения к арабскому языку, когда он занимался разведывательной деятельностью.

Оказавшись в кадетском училище, казахский мальчик едва ли знал пару-тройку десятков русских слов. А через шесть вышел оттуда офицером с европейским образованием, свободно владея не только русским и арабским, а также европейскими языками.

При этом формируют личность не только знания, но и круг общения. Так вот в период учебы Чокана Валиханова его общению можно только позавидовать, где были не только преподаватели кадетского корпуса, но и в круг его общения входили и такие выдающиеся личности, как Семенов-Тян-Шанский, Дуров, Ковалевский.

Не смотря на разницу в возрасте, своим другом его называл Достоевский. В Омске с писателем Федором Достоевским Чокан познакомился, когда тот, отбыв 4 года каторги, почти на месяц задержался в этом городе, перед тем как отправиться в качестве рядового в Семипалатинский батальон.

Служба в качестве адъютанта его превосходительства

После окончания кадетского корпуса в ноябре 1853 года Чокан Валиханов получает не только эполеты офицера кавалерии, но и назначение адъютантом наместника Западной Сибири, генерала Гасфорда, где в обязанности вменяется составлять от его имени письма, а также быть историографом губернии. Что дало возможность молодому офицеру иметь доступ к губернскому архиву и документы этого учреждения позволили Чокану Валиханову не только в первоисточниках изучать как историю и географию, так и экономику тюркских народов, входящих в зону административного подчинения этой российской губернии.

Кроме этого в процессе службы и по своей инициативе, он имел возможность совершать поездки в отдаленные места губернии: в Кокандское ханство, в Семиречье, после чего делал подробные отчеты о своих командировках. Он отметил на карте своих посещений такие места, как Копал и Аягуз, долину Алматы (где впоследствии будет заложено сначала укрепление Верный, которое станет Алма-Аты), Кокчетав и Баян-Аул, а также Кара-Кала станут помеченными на его карте, как и Джунгарские ворота.

И везде Чокан изучает древние развалины, наскальные изображения, изваяния, записывает устные предания, легенды, песни акынов и казахские сказки.

В 1856 году после того, как Чокан Валиханов получает досрочно звание поручика его отправляют за реку под названием Или, где ему предстоит в составе экспедиции под началом полковника Хоментовкого разбираться в противостоянии киргизских родов между собой. По пути он заезжает в Семипалатинск для встречи с Достоевским.

В долине реки Каркары, он впервые слышит легенду о киргизском богатыре по имени Манас и 26 мая в том же 1856 году записывает ее часть «Поминки Кукетай хана». Эта дата становится знаменательным историческим событием первой записи киргизского эпоса, который был назван «Манас».

Далее его путь пролегает в Кульджу столицу северо-западной китайской провинции, где он исполняет поручение Министерства иностранных дел о налаживании отношений в торговле между Россией и Китаем. За время пребывания в Кульдже, а был он там до поздней осени, Чокан сделал много описаний традиций китайцев, множество рисунков о их быте.

Стоит отметить, что Илийские и Кульджурские очерки были написаны в прекрасном стиле на русском языке.

Экспедиция в Кашгар

Чокан Валиханов в качестве купца летом 1858 года отправляется в Кашгарию, где Россия имела свой экономический и политический интерес в отместку Англии, захватившей к тому времени всю Индию. В процессе разведывательной деятельности Чокан подробно описывает не только о населении, о кишлаках, о состоянии дорог, но и о погоде и природе края, а также о его экономическом положении.

И только почти через год Чокан вернулся из разведки в Китае в укрепление Верное, а затем и в Омск с тяжелым состоянием здоровья настолько, что его друзья всерьез опасались за его жизнь. Но быстрая поправка ему позволила в конце 1859 года отправиться в путешествие теперь уже из Омска в Петербург.

Петербургская жизнь

Вначале 1860-го Чокан Валиханов прибывает в Петербург, где по одной из версий удостаивается аудиенции с Александром II, который лично его награждает орденом Святого Владимира и присваивает чин штабс-ротмистра. Его оставляют, как знатока Средней Азии служить в Генеральном штабе, где он занимается составлением карт этого региона, а начиная с мая 1860-го, кроме этого становится сотрудником Министерства иностранных дел.

А ранее, еще в 1858 году он был избран в Российское географическое общество.

В Петербурге Чокан Валиханов прослужил два года пока сырой климат Северной столицы не вызвал у него приступы легочной чахотки, и он вернулся на свою родину.

Последние годы жизни

В 1864 году Чокан Валиханов принимает участие в последней своей экспедиции на этот раз исключительно военной в Западный Туркестан, где он состоит переводчиком при командовании. Однако несправедливое и даже жестокое отношение военных к местному населению, настолько возмутила штабс-ротмистра, что он подал в отставку и уехал сначала в Верный. А потом, уже тяжелобольной приехал в Омск.

Зимовать он отправляется в горный аул, где в апреле 1865-го умирает от обострения чахотки.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Орда-зимовка Кунтимес, Аман-Карагайский округ, Область Сибирских Киргизов , Российская империя - 10 апреля , урочище Кочен-Тоган, Семиречье) - казахский учёный , а также историк , этнограф , фольклорист , путешественник и просветитель , офицер Генерального штаба Российской армии , разведчик . Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества , также выходили в Берлине (1862 год), в Лондоне (1865 год) (фр. «La Nouvelle géographie universelle» ) Элизе Реклю . Собрание сочинений в пяти томах Ч. Валиханова вышли в Алматы в 1961-1972 гг. и повторно в 1984-1985 гг.

Биография

Чокан Чингисович Валиханов - чингизид , правнук знаменитого Абылай хана . Дед Чокана Уали-хан - один из 30 сыновей Абылай хана. Псевдоним «Чокан» он получил в детстве, так как бабушка называла его ласково Чоканчик. Впоследствии, он так привык к этому имени, что взял его как псевдоним.

Детство и юность

Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аман-Карагайского округа(ныне местность в Аулиекольском районе Костанайской области). Его отец, Чингис Валиханов, был старшим султаном (главой данного округа). При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его матерью прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве (1842-1847 гг.) мальчик учился в казахской школе, открытой в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков . Будучи сыном старшего султана, Валиханов с детства имел возможность общаться с известными поэтами, акынами и художниками, знакомиться с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Первые уроки рисования Чокан получил у русских военных топографов, побывавших в Аманкарагайском (с 1844 года Кушмурунском) округе. Изначально Валиханов использовал тушь и карандаш, но позже стал рисовать и акварелью. Таким образом, работы Чокана Валиханова стали первыми изображениями казахской степи, сделанными её коренным жителем. Рисование обостряло наблюдательность Валиханова. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил её на всю жизнь .

Чокан в 1847 году

Незадолго до окончания учёбы в кадетском корпусе учитель геодезии К. К. Гутковский познакомил Валиханова с семьёй Я. С. Капустина, на чьей дочери от первого брака он был женат. Вторая жена Якова Семёновича была дочерью И. П. Менделеева. Чокан был частым гостем в доме Капустиных. Другом семьи Капустиных была также О. И. Иванова, дочь декабриста И. А. Анненкова . Она познакомила Валиханова с Ф. М. Достоевским и поэтом С. В. Дуровым, гостившим в доме Ивановых после освобождения из Омского острога . В 1852 году Чокан, по просьбе И. Н. Берёзина , написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша», которая считается первой научной работой Валиханова .

Карьера

Адъютант генерал-губернатора

Окончив кадетское училище, Валиханов был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорда . В его основные обязанности входило составлять и отправлять письма от имени Густава Христиановича, а также выполнять функции историографа Западно Сибирской области . Вследствие этого корнет получил неограниченный доступ в Омский архив. Ему было также разрешено уносить домой заинтересовавшие его материалы. Работая адъютантом генерал-губернатора, Валиханов преуспел в изучении истории, географии и экономики тюркоязычных стран. В 1855 году , вместе с Гасфордом и в одиночку, по поручению губернатора и по собственной инициативе, Чокан совершил ряд поездок в отдалённые края страны, в Семиречье и Кокандское ханство , и подробно описал каждую из своих поездок.

Параллельно с исполнением обязанностей адъютанта, Валиханов занимался научными исследованиями истории казахского народа . Одним из его капитальных трудов того времени является работа об исследовании родословной казахов, в котором Чокан сопоставил сведения из восточных писаний, русских летописей и казахских народных преданий. Однако данный труд так и остался незаконченным. Примерно в то же время Валиханов сделал рисунок надгробия Джубан-ана, матери Джубан батыра. Позже надгробие было восстановлено по сделанному Чоканом рисунку .

Валиханов и Достоевский в Семипалатинске, фото 1858 года

Весной того же года Чокану было поручено отправиться в командировку за рекой Или и принять участие в экспедиции полковника Хоментовского в разборе споров между родами Старшего жуза и противостояния между киргизскими родами Бугы и Сарыбагиш. В начале апреля Валиханов отправился в путь. По дороге он посетил Семипалатинск , где повидался с Ф. М. Достоевским. Фёдор Михайлович показал поручику свою новую оду, посвящённую коронации Александра II . Валиханов постарался, чтобы новое творение писателя дошло до Санкт-Петербурга . Далее Чокан Валиханов отправился на Каркару, приток реки Чарын . Там он впервые услышал о киргизской легенде про великого богатыря Манаса и о том, что легенда так велика, что «её можно рассказывать три дня и три ночи». 26 мая 1856 года Валиханов записал одну из высокохудожественных частей легенды «Поминка Кукетай хана», и этот день вошёл в историю, как дата первой записи эпоса Манас . Помимо этого Чокан записал ряд других легенд и сказаний кыргызского народа , сделал несколько рисунков. Далее поручик отправился в Кульджу , по дороге посетив укрепление Верное и Алтын-Эмель. Главной целью поездки являлось налаживание торговых отношений России с Китаем . Инструкция министерства иностранных дел гласила: «Главная цель наша добиться решения дела с Китаем дружелюбным путём и скорее восстановить прерванные торговые отношения». За время поездки в Кульджу Валиханов сделал множество записей и рисунков о традициях, жизни и деятельности китайцев , а также узнал много нового о Кашгарии и всерьёз заинтересовался её исследованием. Обратный путь Чокана вновь пролегал через Семипалатинск , куда поручик приехал в конце октября-начале ноября. Там он посетил своего друга Демчинского, и через него познакомился с известным географом и путешественником П. П. Семёновым (впоследствии Семёнов - Тян-Шанский). Пётр Петрович и Чокан Валиханов обсудили возможную поездку адъютанта в Кашгарию и придумали план её осуществления. 21 февраля 1857 года , по рекомендации П. П. Семёнова, Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества . Зимой того же года Чокан работал над материалами, привезёнными из поездки на Иссык-Куль и в Кульджу : сделал очерки об истории кыргызского народа , о его географическом положении, делении на роды, обычаях и культуре. Данные труды были впервые полностью опубликованы как «Записки о кыргызах ». В том же 1857 году в газете «Русский инвалид » впервые был опубликован один из трудов Чокана Валиханова, описывающий культуру и быт народов Семиречья, Алатавского и Баянаульского округов. .

Экспедиция в Кашгарию

Жизнь в Петербурге

Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Чокан Валиханов заболел. В начале 1860 года по вызову Военного министра Н. О. Сухозанета исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен, как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана и по личному распоряжению императора Александра II был награждён орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра. Штабс-ротмистр Валиханов остался в столице для продолжения службы: сначала в Генеральном штабе, где составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана, а с конца мая 1860 года , по ходатайству министра иностранных дел - князя Александра Михайловича Горчакова , он высочайшим повелением был определен ещё и в Азиатский департамент Министерства иностранных дел.

Пребывание в Петербурге (он пробыл там два года) духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай», 1861), изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе - всё это составляло содержание его жизни в Петербурге. Он впервые в мире ввел в научный оборот кашгарские рукописи «Тазкира-йи Богра хан», «Тазкира-йи ходжаган», первым в мире исследовал «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты мирза Мухаммед Али (Александр) Казембек, И. Н. Березин, В. П. Васильев, В. В. Григорьев и В. В. Вельяминов-Зернов . Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П. П. Семёнов-Тян-Шанский . В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом писателем Ф. М. Достоевским . Среди его петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля» . Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации.

Чтение Валихановым литературно-художественных и общественнополитических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки», «Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало утверждению демократических взглядов Валиханова .

По некоторым источникам (воспоминания и письма друзей) , Валиханов в этот период на короткое время съездил в Париж , возможно, с целью публикации своих статей в трудах Географического общества Франции. По другой версии, Валиханов ездил в Париж для встречи с издателями оппозиционной самодержавию газеты «Колокол » - Герценом или Огарёвым . Веским аргументом в пользу этого предположения может служить то, что, начиная с 1861 года , на страницах «Колокола» появились статьи о Казахстане , явно написанные Валихановым .

Но влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана, и он вынужден был вскоре покинуть столицу и вернуться на родину.

Деятельность в ауле и в Омске

Живя в ауле, Чокан находился в постоянном окружении народных поэтов, сказителей, музыкантов, певцов, которые своими песнями, игрой, представлениями не только развлекали его, но и давали ему богатый научный материал. Как ученый-просветитель, он не мог не видеть произвол и насилие, творимые царскими чиновниками , и выставляет свою кандидатуру на пост старшего султана Атбасарского округа.

Намерение Чокана получить ответственную должность в казахском обществе встретило негативный отзыв со стороны омского начальства. Несмотря на то, что он получил большее количество голосов, чем его соперник, областной губернатор отклонил кандидатуру Валиханова. Они боялись, что такой образованный султан-правитель стал бы явлением большой пропагандистской силы, оказывающим влияние на казахов. Именно поэтому то, что произошло с ним на выборах, носило характер показательной расправы. Однако Валиханов, зная об отношении к нему генерал-губернатора, принимает участие в сборе народных мнении о проекте судебной реформы, в мероприятиях правительства по реорганизации местного управления степи, вносит ряд практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде «Записок», поданных на имя властей: «О мусульманствах в степи», «Записка о судебной реформе» и др. .

Участие в походе Черняева

Однако расправа войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году так глубоко возмутила Валиханова, что после нескольких горячих споров с полковником Черняевым , не видя иного выхода, подал в отставку и вернулся в Верный .

Различные версии этапов жизни Валиханова приведены в книге отставного полковника КГБ/КНБ Б. Кыстаубаева «Тайна Чокана Валиханова» .

Смерть

Разочарованный и подавленный, в глубокой депрессии, Чокан уехал зимовать в далёкий аул в горах Алтын-Эмеля. Там он женится на Айсары, двоюродной сестре султана Тезека. Живя в ауле, он занимался изучением исторических преданий казахов Старшего жуза, интересовался ходом восстания дунган и уйгур в Западном Китае, поддерживал связи с начальником Алатауского округа и казахов Старшего жуза (впоследствии военного губернатора Семипалатинской области) генерал-майором Г. А. Колпаковским . Но его застарелая болезнь (чахотка) обостряется и в апреле 1865 г. он умирает. До самой смерти Валиханов числился на службе по Генеральному штабу и по Азиатскому департаменту. В письме к отцу из аула Тезека Чокан писал:

Выдающийся русский востоковед академик Н. И. Веселовский писал о нём:

Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь.

Его друг, великий русский писатель и мыслитель Достоевский так отзывался о нём:

Его имя не исчезнет в истории Киргис-Кайсаков и Кара-Киргисцев, его имя будет в памяти двух народов

После его кончины, в ауле султана Тезека была построена над его могилой сводчатая гробница из жженого кирпича. Посетив могилу Чокана в 1867 году , новый Туркестанский генерал-губернатор , одновременно командующий войсками Туркестанского военного округа и войсковой наказной атаман Семиреченского казачьего войска Константин Петрович фон Кауфман возмутился - такому великому человеку и такой скромный памятник! Срочно выделили деньги из казны на строительство мавзолея, согласно мусульманским канонам. Но хитромудрые строители большую часть денег разворовали, соорудив памятник в виде часовни из плохо обожженного кирпича. По-видимому, они надеялись, что об их «художествах» никто не узнает. Но об этом проведал военный губернатор Семиречья Колпаковский, Герасим Алексеевич , тоже большой друг Валиханова. Подрядчиков он жестоко выпорол и отправил на расправу к Кауфману в Ташкент . Тот сослал нерадивых строителей в ссылку, повелев воздвигнуть новый монумент, при содействии архитектора Павла Матвеевича Зенкова (отца известного архитектора Андрея Павловича Зенкова). Текст надписи был составлен самим фон Кауфманом, (казахский перевод её сделан И. И. Ибрагимовым). В задании Кауфмана относительно установки плиты было сказано: «…Поискать мастера дельного, который бы мог аккуратно и без ошибок вырезать надпись». Плиту заказали в Екатеринбурге и везли её через Омск и Семипалатинск на Алтын-Эмель , где водрузили на могиле Чокана Валиханова. Надпись на плите гласила:

«Здесь покоится прах штабс-ротмистра Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана 1-го, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881»

По замыслу Кауфмана, надгробием должна была быть мраморная плита с молитвой из Корана и надписью «Чокан, сын Чингиза, сына Валия, сына Аблая, знаменитого хана Средней орды и потомка Чингисхана». Новый мазар построили быстро, но с мраморной плитой произошла десятилетняя задержка - не было подходящего материала в Семиречье . Думали, что Кауфман забудет об этом памятнике, но тот не унимался - постоянно пенял Колпаковскому за задержку. В конце концов военный губернатор Семиречья взял это дело под личный контроль. После долгих мытарств мрамор доставили, а ссыльный народоволец Ластовский изготовил плиту и вмонтировал её в надгробие. В 1871 году Кауфман посетил могилу и остался доволен памятником.

Со временем мавзолей ветшал. В конце XIX века чиновник Николай Пантусов докладывал, что памятник находится в полуразрушенном состоянии. В царской казне и у родственников Валиханова денег не было, так что восстанавливать памятник никто не стал. Лишь в 1958 году на могиле Чокана Валиханова установили гранитный обелиск. Причем с той самой мраморной плитой, изготовленной стараниями Константина Кауфмана.

Этапы жизни

  • 1853 год - Окончил кадетский корпус в Омске , где учился и дружил с будущим известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным . Поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско , назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Густаве Гасфорте.
  • 1854 год - Знакомство со ссыльными «петрашевцами » писателем Ф. М. Достоевским и поэтом С. Ф. Дуровым .
  • 1856 год - Экспедиция в Семиречье и на Иссык-Куль . Поездка в Кульджу . Знакомство с ученым-путешественником Семёновым-Тян-Шанским . За отличие на службе произведён в поручики .
  • 1857 год - Избран в действительные члены Императорского русского географического общества . Командировка в Семиречье и на Иссык-Куль для подготовки экспедиции в Кашгар .
  • 1858 год , 28 июня - Под видом купца присоединился к каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар .
  • 1859 год , 12 апреля - вернулся с караваном в укрепление Верное .
  • 1860 год - В начале года приехал в Петербург . Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс-ротмистры , награждён орденом Св. Владимира .
  • 1861 год , май - Возвращение на родину из Санкт-Петербурга .
  • 1862 год - Выбран на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён генерал-губернатором .
  • 1863 год - Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе.
  • 1864 год , март - июнь - Участие в походе М. Г. Черняева против Кокандского ханства . Возмутившись расправой русских войск над мирным населением при взятии крепости Аулие-Ата , он возвращается назад и задерживается в ауле старшего султана Тезек Нуралина в Семиречье .
  • 1865 год , 10 апреля - Скончался в ауле Тезек (южнее Алтынемельского перевала) от туберкулёза.

Кыргызский эпос «Манас »

Труды

Литература

  • Ядринцев Н. М. Чокан Чингисович Валиханов // Отчёт РГО за 1865 год. - СПб, 1866.
  • Потанин Г. Н. В юрте последнего киргизского царевича // «Русское богатство», 1896, № 8.
  • Сабит Муканов . Чокан Валиханов (Нить Ариадны). Историческая драма в 4-х частях. - Алма-Ата, 1948.
  • Сабит Муканов . Чокан Валиханов. - Алма-Ата, 1953.
  • Забелин И. М. Чокан Валиханов. - М.: Географгиз, 1956. (Замечательные географы и путешественники).
  • Ауэзов М. О. Ф. М. Достоевский и Чокан Валиханов. - Алма-Ата, 1961.
  • Хасанов К. Чокан Валиханов как уйгуровед. - Алма-Ата, 1963.
  • Марков С. Н. Идущие к вершинам (историко-биографическая повесть). - Москва, 1963.
  • Сабит Муканов . Промелькнувший метеор. Роман-трилогия. - Алма-Ата, 1967.
  • Бегалин С. Чокан Валиханов (повесть), - Москва, 1976.
  • Стрелкова И. И. Валиханов. - М .: Молодая гвардия , 1983. - 288, с. - (Жизнь замечательных людей . Выпуск 6 (635)). - 100 000 экз. (в пер.)
  • Ивлев Н. П. И оживают биографии. Записки краеведа. - Алма-Ата, 1983.
  • Бейсенбайұлы Ж. Шоқан (серия «Ғибратты ғүмыр» - «Личность и время»), на казахском языке. - Алматы, 2009.

Память

В топонимике и архитектуре

Памятник Валиханову в Омске. Скульптор А. Баярлин

Казахстан

Россия

  • Улица Чокана Валиханова в центре Омска .
  • На здании Омского кадетского корпуса , где учился Валиханов, установлена мемориальная доска.
  • Памятник на улице Валиханова у здания консульства Республики Казахстан (открыт в 2004 году).

В кинематографе

  • Художественный фильм «Его время придёт». «Казахфильм », 1957 год . Режиссёр Мажит Бегалин, в главной роли Нурмухан Жантурин.
  • Многосерийный художественный телефильм «Чокан Валиханов» (к 150-летию со дня рождения). «Казахфильм», 1985 год . Режиссёр Асанали Ашимов , в гл.роли Саги Ашимов (1961-1999).
  • Документальный фильм «Человек в мундире», . Режиссёр Игорь Гонопольский.

Иллюстрации и почтовые марки

Примечания

  1. Чокан Валиханов. Не одинокий разведчик
  2. Философия жизни: разведка
  3. Британцы оценили труды русского разведчика, переиздав его работу «Chinese Turkestan and Dzungaria» by Capt. Valikhanov and other russian travellers, «The Russians in Central Asia», London, Edward Stanford, 1865)
  4. Стрелкова И. Жизнь замечательных людей:Валиханов. - 1-е изд. - М .: Молодая гвардия, 1983. - С. 285. - 284 с.
  5. Бейсенбайұлы Ж. Ғибратты ғұмыр (Личность и время):Шоқан. - 1-е изд. - Алматы: Қазақстан, 2009. - 608 с.
  6. Бейсенбайұлы Д. Обағандағы орда (Орда в Обагане) // Ғибратты ғұмыр (Личность и время):Шоқан. - 1-е изд. - Алматы: Қазақстан, 2009. - С. 66-82. - 608 с.
  7. Стрелкова И. Правнук хана Аблая // Жизнь замечательных людей:Валиханов. - 1-е изд. - М .: Молодая гвардия, 1983. - С. 26-30. - 284 с.
  8. Бейсенбайұлы Ж. Обағандағы орда (Орда в Обагане), Аққанбұрлық алабында (В долине Акканбурлык) // Ғибратты ғұмыр (Личность и время):Шоқан. - 1-е изд. - Алматы: Қазақстан, 2009. - С. 79-121. - 608 с.
  9. «Страницы великой жизни»: Г. Н. Потанин
  10. Стрелкова И. Правнук хана Аблая // Жизнь замечательных людей:Валиханов. - 1-е изд. - М .: Молодая гвардия, 1983. - С. 36. - 284 с.
  11. Биография Ч. Ч. Валиханова (рус.) (6.02.2005). Архивировано
  12. Бейсенбайұлы Ж. Тағдырлар тоғысы (Скрещение судеб) // Ғибратты ғұмыр (Личность и время):Шоқан. - 1-е изд. - Алматы: Қазақстан, 2009. - С. 147-162. - 608 с.
  13. Личность в истории:Валиханов Чокан (рус.) . Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 21 октября 2010.
  14. Стрелкова И. Адъютант Гасфорта // Жизнь замечательных людей:Руслан. - 1-е изд. - М .: Молодая гвардия, 1983. - Т. 1. - С. 57-91. - 284 с.
  15. Бейсенбайұлы Ж. Ыстықкөл, Жетісу сапары (Путешествие на Иссыккул и Семиречье); Қорғаны биік Құлжа (Крепость Кульджа) // Ғибратты ғұмыр (Личность и время):Шоқан. - 1-е изд. - Алматы: Қазақстан, 2009. - С. 206-350. - 608 с.
  16. Стрелкова И. Путешествие на Иссык-Куль и в Кульджу // Жизнь замечательных людей:Валиханов. - 1-е изд. - М .: Молодая гвардия, 1983. - Т. 1. - С. 92-94, 108-136. - 284 с.
  17. О разведывательной поездке Чокана Валиханова в Кашгарию
  18. Валиханов Ч. Ч. О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859) // Собрание сочинений в пяти томах. - 2-е изд. Доп. и переработанное. - Алматы: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. - Т. 3. - С. 97-218. - 416 с.
  19. Бейсенбайұлы Ж. Керуенбасының туысы (Родственник караванбаши) // Ғибратты ғұмыр (Личность и время):Шоқан. - 1-е изд. - Алматы: Қазақстан, 2009. - С. 351-429. - 608 с.
  20. Бейсенбайұлы Ж. Империя астанасы (столица империи) // Ғибратты ғұмыр (Личность и время):Шоқан. - 1-е изд. - Алматы: Қазақстан, 2009. - С. 443-510. - 608 с.
  21. Духовные воззрения Чокана Валиханова
  22. Чокан Валиханов и Алькей Маргулан
  23. Промелькнувший метеор Шокан Уалиханов
  24. Чокан Валиханов
  25. Бейсенбайұлы Ж. Торығу (Отчаяние) // Ғибратты ғұмыр (Личность и время):Шоқан. - 1-е изд. - Алматы: Қазақстан, 2009. - С. 511-546. - 608 с.
  26. Чокан Валиханов: Жизнь под прикрытием?
  27. ОККУПАЦИЯ РУССКИМИ ВОЙСКАМИ ИЛИЙСКОГО КРАЯ В 1871 г.
  28. Маргулан А. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч.Валиханова // Собрание сочинениий в пяти томах:Ч.Ч.Валиханов. - 2-е изд. Доп. и переработанное. - Алматы: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1984. - Т. 1. - С. 9-77. - 432 с.

Чокан (Мухаммед-Ханафия) Валиханов родился в ноябре 1835 г. в крепости Кушмурун (близ Костаная) в семье старшего султана Аман-Карагайского округа Чингиса Валиханова. Свои детские годы он провел сначала в Кушмуруне, а по­том в Сырымбете – усадьбе своей бабушки Айганым (современная Северо-Казахстанская область). Чокан рано развился, уже в детстве определились основные черты его духовного склада.

Осенью 1847 г. 12-летний Чокан, оставив родную степь, в сопровождении отца прибыл на учебу в Омский кадетский корпус. Глубокие знания и необыкновенная память юного Чокана, сое­диненные с трудолюбием и высокими моральными качествами его личности, вызывали восхищение у многих преподавателей кор­пуса. Особенно проявились незаурядные способности Чокана в изучении истории, географии и восточной филологии, и всем этим он обратил на себя внимание. Сильное влияние на развитие Чокана оказал литератор и ориенталист Н.Ф. Костылецкий, а также преподаватель исто­рии Гонсевский. В стенах кадетского корпуса зародилась дружба Чокана Валиханова с выдающимся ученым Г.Н. Потаниным. Высоко ценили эрудицию молодого Валиханова, особенно в области восточной литературы С.Ф. Дуров, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Ядринцев. Чокан был близко знаком с русским писателем Ф.М. Достоев­ским, отбывавшим каторгу вместе с С.Ф. Дуровым в омской кре­пости.

В 1853 г. в возрасте 18 лет Чокан окончил кадетский корпус и был выпущен корнетом «по армейской кавалерии».

Общественная и литературная деятельность Чокана Валиха­нова началась сразу после окончания учебы. Формально он был определен офицером 6-го кавалерийского полка Сибирского ка­зачьего войска, но фактически оставлен при генерал-губернаторе Западной Сибири, а через год назначен адъютантом генерала Гасфорта, управлявшего тогда Западной Сибирью и северо-восточны­ми районами Казахстана. Одновременно по линии Главного уп­равления края на Ч. Валиханова была возложена должность офицера особых поручений.

Чокан, жаждавший служить своей родине, стремился к плодотворной, творческой дея­тельности. В 1854–1857 гг. Чокан принимает энергичное участие в ре­шении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и киргизских племен бугу, сарыбагыш и солту к России. Одновре­менно он начинает усиленно изучать географию, историю, обычаи, народную поэзию казахов и киргиз.

В 1855 г. Чокан принял участие в поездке генерала Гасфорта и совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Маршрут его пролегал от Омска на Семипалатинск, оттуда через Аягуз и Капал в Заилийский Ала­тау, где в это время происходила закладка укрепления Вер­ного.

Это путешествие положило начало глубокому научному изуче­нию Валихановым истории казахского народа и его быта. Чокан собирал материалы по статистике, обычному праву и древней религии казахов.

В 1856 – 1857 гг. он принимает участие в круп­ной военно-научной экспедиции, организованной под руководством полковника М.М. Хоментовского. Целью экспедиции было озна­комление с киргизским народом и съемка бассейна Иссык-Куля. «Пу­тешествие мое, – пишет Валиханов, – по свойству пройденной мест­ности, можно разделить на два периода. Первый период заключает путь мой по Джунгарии, т. е. в Семирецком и Заилийском крае и на озеро Иссык-Куль... Я посетил Джунгарию в первый раз в 1856 году и участвовал в первой экспедиции, предпринятой полков­ником Хоментовским на озеро Иссык-Куль. Потом три месяца жил в Кульдже. Всего в Джунгарии я находился пять месяцев и ус­пел осмотреть этот край вдоль и поперек от Ала-Куля до Тянь-Ша­ня, на который я поднялся в том году по реке Джиргалан». Во время этой поездки Чокан собрал орнитологическую и энтомологи­ческую коллекцию, составил гербарий, изучил флору и фауну Семиречья и Иссык-Куля, принял участие в съемке Иссык-Куля, в результате которой на новой карте были изменены форма и кон­туры его берегов. В этой экспедиции молодой исследователь впервые обратил внимание на знаменитую поэму киргизского народа «Манас», сде­лал ее первую научную запись, осуществил частичный перевод на русский язык. Он впервые подвергает поэму историко-литера­турному анализу, разбирает образ ее легендарного героя Манаса, а также других персонажей поэмы.

В начале августа 1856 г. Чокан Валиханов направляется в Кульджу. По пути он посетил ряд пограничных пунктов Западно­го Китая. Ч. Валиханов пробыл в Кульджинском крае около трех меся­цев, затем, с наступлением глубокой осени, вернулся в Омск. Поездка 1857 г. являлась для Валиханова по существу проб­ным шагом перед его экспедицией в Кашгар.

Географические и исторические исследования молодого казах­ского ученого через посредство П. П. Семенова-Тян-Шанского ста­ли известны в научных кругах Петербурга. 27 февраля 1857 г. Чокана Валиханова избрали в состав действительных членов Рус­ского географического общества, что означало признание его выдающихся заслуг перед русской наукой.

Расцвет научной и просветительской деятельности Валиханова относится к концу пятидесятых – началу шестидесятых годов XIX столетия. В 1858–1859 гг. он совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, создавшую ему славу отважного путешественника. Изучив географию, историю, политическое устрой­ство, особенности культуры и быта этой почти неизвестной тогда в Европе страны, Ч. Валиханов внес существенный вклад в научное исследование Восточного Туркестана. Посылка экспедиции, в которой были заинтересованы ученые-географы, одновременно соответствовала интересам внешней по­литики русского правительства и была связана с общими поли­тическими мероприятиями, которые тогда проводились на средне­азиатском Востоке, особенно в связи со стремлением к максималь­ному расширению торговли с Востоком. Успешно окончив свое путешествие за десять месяцев и четыр­надцать дней, 12 апреля 1859 г. Чокан прибыл в укрепление Вер­ное (Алматы), имея с собой «богатый запас интересных сведе­ний о Кашгаре»

Главнейшим результатом поездки Валиханова в Кашгар явил­ся его капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести вос­точных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)». Это был первый научный труд, посвященный истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана, написанный с учетом достижений современной Валиханову науки. По охвату новых материалов, а также по широте и глубине их анализа ра­бота его явилась крупным вкладом в отечественную науку. Она не потеряла своего значения и поныне.

С конца 1959 г. до весны 1961 г. Ч. Валиханов находился в Петербурге. Деятельность Валиханова в Петербурге была весьма кипучей и разносторонней. Он работал в нескольких учреждениях: в Во­енно-ученом комитете Генерального штаба, Азиатском департамен­те, Географическом обществе и одновременно слушал лекции в университете. По поручению Военно-ученого комитета он состав­лял карты Средней Азии и Восточного Туркестана. В Географическом обществе он принимал участие в подготовке к изданию трудов Риттера, составлял материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, читал лекции для членов общества о Восточном Туркестане, Тянь-Шане и Киргизии. Его лекции были очень интересны и увлекательны, некоторые из них иногда публиковались в газетах в кратком изложении

Однако кашгарская поездка сильно расстроила здоровье Валиханова. Весной 1861 г. тяжелая болезнь заставила его оставить Петербург. По совету врачей он отправился в родную степь с надеждой поправить свое ослабленное здоровье.

Желая преодолеть отсталость и беззакония в Степи, в 1862 г. Валиханов выставил свою кандидатуру на должность выборного старшего султана Атбасарского окружного приказа, что привело к разногласиям с родственниками. Чокан вскоре уехал в Омск, где принял участие в работе юриди­ческой комиссии областного правления и занимался вопросами казахской судебной реформы.

Весной 1864 г. Валиханов был приглашен в военную экспедицию генерала Черняева, в задачу которой входило присоединение Южного Казахстана к России. В июле 1864 г. с группой офи­церов, недовольных действиями Черняева, он возвратился в г. Вер­ный.

Восстановить свое подорванное здоровье Чокан Валиханов не смог. Он скончался в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кошентоган, недалеко от подножья Алтын-Эмельского хребта

Выдающийся казахский ученый и просветитель Ч. Валиханов оставил после себя обширное литературное наследство. За свою короткую жизнь он успел написать ряд работ, посвященных исто­рии, географии и этнографии народов Средней Азии и Казахстана, а также довольно значительное количество произведений на общественно-политические темы. Несмотря на молодость, это был вполне сформировавший­ся крупный ученый с энциклопедическим складом ума, сумевший поставить по-новому ряд вопросов в современной ему науке.

Источники и литература

1. Маргулан А. Основные этапы жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова. // Валиханов Ч. Избранные произведения. - М.: Наука, 1986. – 414 стр. – С.5-10

2. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. – Алма-Ата, 1984. – 432 стр. – С.9-79

3. Ч.Ч.Валиханов, о нем [электронный ресурс] // www.iie.kz - Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК. – URL: http://www.iie.kz/?page_id=422 (дата обращения – 15.09.2014)

ВАЛИХАНОВ, ЧОКАН ЧИНГИСОВИЧ (полн. Валиханов, Мухаммед-Ханафия) (1835–1865) – первый казахский ученый, просветитель, историк, этнограф, путешественник и дипломат.

Родился в ноябре 1835 в крепости Кушмурун (ныне Семиозерный район Кустанайской области Казахстана) в семье прорусски ориентированного внука хана Аблая Чингиса (прозвище Чокан дано ему матерью). Выучился читать в 4 года и рано пошел в построенную отцом Кушмурунскую частную школу. Здесь учил арабский язык, знакомился с восточной поэзией и литературой. С детства наблюдал степные междуусобицы и политические разногласия между родами, овладевал приемами восточной беседы, когда «сказано все и не выдано ничего» – отец и дядя готовили его к тому, чтобы он стал в будущем видным степным политиком. В крепости Кушмурун подолгу работали русские военные топографы. Они обучали Чокана рисованию карандашом, тушью и акварелью, брали с собой на археологические раскопки.

С 12 лет учится в Омском кадетском корпусе (1847–1853), который был для азиатской части России своего рода Царскосельским лицеем. Из его стен вышло множество видных ученых, революционеров и общественных деятелей. Здесь преподавали словесник-востоковед Н.Ф.Костылецкий, историк П.В.Гонсевский и др. Чокан делал большие успехи, уже в 14 лет ему прочили карьеру ученого. Его ближайший друг Григорий Потанин, ставший впоследствии известным географом, вспоминал, что постепенно весь эскадрон стал обращаться к Валиханову за советом в делах тонких и щепетильных, особенно в вопросах чести. Никто лучше него не мог рассудить спорщиков и дать правильный совет. Друзья по корпусу мечтали о путешествиях в глубины Азии, занятиях филологией восточных племен, подборе коллекций для Петербургского ботанического сада и зоологического музея Академии наук.

По окончании корпуса Валиханов был произведен в корнеты армейской кавалерии. Он стал российским офицером и чиновником, исполнявшим поручения царской администрации, русский военный мундир с тех пор он носил всю жизнь. В 1853 корнет Валиханов поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско в должность адъютанта командира Отдельного сибирского корпуса Гасфорта. В его обязанности входило составление бумаг и работа историографом с правом доступа в хранилище тайн русской политики в Азии – Омский архив.

В 1854 Валиханов получает должность советника Областного правления и переезжает в Омск. В этом же году состоялось его знакомство с Достоевским , у них устанавливаются дружеские отношения, сохранившиеся на всю жизнь. Достоевский писал ему: «Я Вам объявляю без церемоний, что я в Вас влюбился... Я Вас так люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням». Валиханов знакомится с поэтом и переводчиком, петрашевцем С.В.Дуровым. Осенью 1855 по особому ходатайству Гасфорта он был произведен в чин поручика.

Весной 1856 Валиханов отправляется в служебную командировку в Семипалатинск и далее в отряд подполковника Хоментовского, чтобы принять участие в разборе споров между киргизскими (в 19 в. так называли казахов) начальниками родов Старшего жуза. Во время своей поездки ведет путевой дневник на русском языке, в котором впервые проявляются особенности его манеры ведения путевых заметок. Описания природы, флоры и фауны – типичный жанр для естествоиспытателя, отходят на второй план, чтобы уделить главное внимание человеку и образу жизни народов Азии, их прошлому и настоящему. В его дневниках ярко проявилась личность передового казаха, получившего европейское образование и воспринявшего лучшие идеи своего времени. Его записи дополняли зарисовки, топографически точные карты и схемы перевалов, торговых путей, рек с притоками и т.д.

По возвращении в Семипалатинск Валиханов знакомится с путешественником и исследователем П.П.Семеновым (Семеновым-Тян-Шаньским), создателем знаменитой школы русских путешественников – исследователей Азии. Он обменивается с ним своими изысканиями и планами. В частности, Валиханов для ведения географических и этнографических исследований предлагает послать себя в качестве купца в крупный азиатский торговый город. 21 февраля 1857 на общем собрании Императорского Русского географического общества он был принят в него по рекомендации Семенова в качестве действительного члена.

Валиханов продолжает работать над материалами, привезенными из экспедиций на Иссык-Куль, в Кульджу, начинает писать свои очерки о киргизах (т.е. казахах) – об их истории, общественном родовом устройстве, нравах и обычаях, мифах и легендах. Многие исследователи считают, что его работы по этногенезу опередили свое время.

Ему удалось первым записать и перевести на русский язык часть героического киргизского эпоса Манас – Смерть Кукотай-хана и его поминки , им также была записана народная эпическая поэма Козы-Корпеш и Баян-сулу . Интересны суждения Валиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, видах песен, ритмике казахского стиха. Ряд его исследований были посвящены изучению зороастрийских корней казахского менталитета и синкретизма шаманства с исламом у степных народов – Следы шаманства у киргизов (казахов ), О мусульманстве в степи . Валиханов был и первым казахским художником – сохранилось большое количество его этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, известны его акварели и рисунки, выполненные в академическом стиле – «Казахи Большой Орды», «Сартай из рода Сары Багиш» и др.

По совету Семенова Гасфорт направляет Валиханова в торговый город Кашгар на границе с Китаем, для этого 28 июня 1858 он присоединяется к семипалатинскому каравану. Под видом мусульманского купца проходит через Тян-Шань, живет в Кашгаре, собирая материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. За время почти годовой экспедиции Валиханов по обрывкам разговоров, по клочкам сведений из семейных преданий и воспоминаний воспроизводит жизнь этого района, ранее недоступного европейским исследователям. Как уроженец Азии, знающий восточные языки, он свободно чувствует себя там, куда русские и европейские путешественники не получили бы доступа. Поскольку у него не всегда была возможность делать записи, многие сведения он хранил в памяти. 13 июля 1859 Гасфорт отправил рапорт министру иностранных дел А.М.Горчакову о том, что поручик Валиханов благополучно вернулся из экспедиции в Кашгар.

По возвращении ему предстояло поправить здоровье (у него была предрасположенность к чахотке) и сделать отчет о поездке в петербургском Азиатском департаменте с личными пояснениями. Однако составление отчета растянулось на год – вместо казенного доклада он писал отчет в свободной манере, свойственной тогдашней прогрессивной публицистике. 27 января 1860 Гасфорт уведомляет письмом в Петербург, что высылает отчет поручика Валиханова и вслед за ним отправляет самого автора.

В мае 1860 Валиханов делает сообщение на заседании Русского географического общества о своем путешествии в Кашгар. В первом и втором томах Записок Русского географического общества весной 1861 были опубликованы его Очерки Джунгарии с рисунками автора (Джунгария – Семиреченский и Заилийский края Семипалатинской области и часть Илийской провинции Китая), а также его основные работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и Востока, в том числе Киргизское родословие , О кочевках киргиз , Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды и др.

«В воздаяние отлично-усердной и ревностной службы состоящего по армейской кавалерии поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении возложенного на него осмотра некоторых из пограничных среднеазиатских владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями...», он был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святого Владимира.

В Петербурге за ним закрепляется слава отважного путешественника, помощника Семенова-Тян-Шаньского, открывшего европейской науке тайны Средней Азии. В столице он руководит составлением карт Средней Азии и Туркестана, посещает некоторые лекции восточного факультета университета, продолжает работать над очерками по истории и этнографии киргизов, начатыми в Омске. Живя в Петербурге в 1860–1861, он ближе знакомится с идеями русских революционных демократов, общается и дружит с многими представителями передовой демократической интеллигенции – Ф.М.Достоевским, Г.Н.Потаниным, И.Н.Березиным, А.В.Васильевым, А.Н.Бекетовым.

Весной 1861 Валиханов уезжает на родину, т.к. петербургский климат плохо действует на его здоровье. В 1862 он был выбран на должность старшего султана Атбасарского округа. В последние годы жизни занимался административной деятельностью – летом 1863 работал в комиссии по судебной реформе, в 1864 составлял сведения об освободительном движении народов Восточного Туркестана.

10 апреля 1865, не дожив до 30 лет, он скончался от туберкулеза в ауле Тезека в урочище Кочен-Таган в местности, называемой Алтын-Эмель (ныне Талды-Курганская область Казахстана). Здесь в память о нем в 1985 был установлен мемориальный комплекс.

По предложению Русского географического общества, в 1867 было принято решение о полном издании рукописей Валиханова. Собрание его сочинений вышло в свет в 1904 под ред. проф. Н.И.Веселовского, полностью заняв XXIX том Записок Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Наследие Валиханова составили ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: Киргизы (1958), Западный край Китайской империи и г.Кульджа (1958), О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-лу в 1858–1859 , Дневники 1858–1859, Выписки из отчета о путешествии в Кашгар поручика Валиханова , Аблай (1861), Записки о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства (1904) и др. В 1961–1972 вышло пятитомное Собрание сочинений Валиханова под ред. А.Х.Маргулана.

Многие русские выдающиеся путешественники – Семенов-Тян-Шаньский, А.Ф.Голубев, М.И.Венюков, полковник Генерального штаба А.Н.Куропаткин высоко оценивали значение открытий Валиханова. Его идеи были развиты впоследствии и в евразийской концепции Л.И.Гумилева .

Годы деятельности Валиханова совпали с исторически значимым периодом жизни казахского народа – казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и воссоединялись в один народ.

Оставаясь идеалистом в понимании общественной жизни, Валиханов осуждал произвол казахских феодалов и колонизаторскую политику царизма, в то же время высказывался в пользу приобщения казахов к русской культуре, за их переход к оседлости и земледелию. Он считал, что правительственные реформы могут содействовать переустройству жизни кочевых аулов. Валиханов полагал, что благодаря передовым силам России, у входящих в нее народностей есть возможность яснее осознать ценность культуры своего народа, возможности его развития в будущем.



Похожие публикации