Что такое вотчина и чем она отличается от поместья? Вотчина - это что означало на Руси? Кто владел вотчиной на руси.

Вотчина - древнейший вид частной земельной собственности на Руси. Принадлежала вотчина князьям и боярам, то есть высшему слою общества. Наряду с боярами, вотчинами владели монастыри, высшее духовенство.

Происходит термин от слова « отчина», то есть это собственность, принадлежащая отцу.

Признаки вотчины:

    Вотчина передавалась по наследству

    Являлась личной собственностью. Её можно было менять, продавать.

    Вотчина включала в себя не только землю, постройки, но и зависимых крестьян.

    Вотчина – это господское хозяйство (домен) + крестьянские держания (крестьяне не владели землёй, а были ей « держатели»).

    В пределах вотчины собственник имел административное, судебное право, право взимания налогов (часто в форме барщины или оброка).

    Трудились на вотчине зависимые крестьяне и холопы.

    История вотчин

  • Первые сведения о вотчинах относятся ещё в 10 веку. Их имели бояре - старшая дружина.

    В период феодальной раздробленности на Руси вотчина стала основной формой землевладения.

    В 16 веке многие крупные землевладельцы продали свои земли или заложили их. На смену вотчинам постепенно стало приходить поместье.

    В 17 веке дворяне за верную службу даже награждались землями старых вотчин.

    Наконец, в 1714 году указом Петра 1 вотчина и поместье юридически сравнялись и слились в такой вид собственности, как имение.

В X столетии на территории Киевской Руси появились первые феодалы, которым принадлежали большие земельные наделы. Тогда же в русских документах появляется слово вотчина. Это особая правовая форма древнерусского землевладения. До конца XIII столетия вотчина была основной формой владения земельным участком.

Происхождение термина

В те далекие времена землей можно было обзавестись тремя способами: купить, получить в дар, унаследовать от своих родственников. Вотчина в Древней Руси - это и есть земля, полученная третьим способом. Слово произошло от древнерусского «отчина», что означало "собственность отца". Такая земля не могла передаваться дядям, братьям или кузенам - в счет шло только наследование по прямой линии. Таким образом, вотчина на Руси - это и есть имущество, переданное от отца к сыну. Под эту же категорию попадало наследство дедов и прадедов по прямой линии.

Бояре и князья получали вотчину от своих предков. Богатые землевладельцы имели в подчинении несколько вотчин и могли увеличить свои территории с помощью выкупа, обмена или же захвата общинных крестьянских земель.

Правовые аспекты

Вотчина - это собственность одного конкретного человека или организации. Общинные и государственные земли вотчинными правами не обладали. Хотя общественное владение было малозначащим в то время, но оно давало возможность прожить миллионам крестьян, обрабатывавших эти земли без права на них.

Обладатель вотчины мог совершить обмен, продажу или разделение земельного участка, но лишь с согласия своих родственников. По этой причине владельца вотчины полноправным собственником назвать было нельзя. Позднее к классу частных землевладельцев присоединилось духовенство.

Собственники вотчинных земель владели рядом привилегий, особенно в сфере судопроизводства. Также вотчинники имели право собирать подати, имели административную власть над проживавшими на их землях людьми.

Что входило в понятие вотчины

Не нужно думать, что земля, переходящая по наследству, представляла собой лишь угодья, пригодные для сельского хозяйства. Вотчина в Древней Руси - это строения, пашни, леса, луга, домашний скот, инвентарь, а главное, крестьяне, проживающие на вотчинной земле. В те времена крепостного права как такового не существовало, и крестьяне могли свободно переходить с земельных наделов одного вотчинника к другому.

Боярская вотчина

Наряду с частной и церковной земельной собственностью, существовала и боярская вотчина. Это земля, предоставляемая в качестве награды царем своим личным слугам - боярам. На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси - земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр.

Феодальная вотчина

Такая форма землевладения, как поместье, возникла в XIII веке. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением - вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом. Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель. Платила только земля, а службу несли только люди. Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам. Постепенно вотчинное землевладение стало привилегией служивых лиц, находящихся в подчинении у самого царя. Так формировалась феодальная вотчина. Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее.

Возникновение поместий

В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками, которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев. Отныне их право владеть и управлять вотчинами было стеснено - унаследовать землю и распоряжаться ею позволялось лишь узкому кругу лиц.

В Московии XVI века в гражданской переписке практически не встречается слово «вотчина». Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем. Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству. С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели.

Две формы землевладения

Вотчина и поместье - это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия - ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения.

Земельные законы середины XVI века

Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю.

Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию.

Итоги поместной реформы

Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели:

  • поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе;
  • не допустить переход «служебных» земель в частные руки.

Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи.

Развитие частного землевладения

Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву. В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель - точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство. Вотчина - это старинное правовое землевладение, на тот момент оно значительно уступало поместному. Например, в 1624 году Московский уезд насчитывал поместных земель около 55% от всех имеющихся сельскохозяйственных угодий. Такое количество земель нуждалась не только в правовом, но и в административном аппарате управления. Типичным местным органом защиты землевладельцев стали уездные дворянские собрания.

Уездные общества

Развитие поместного землевладения вызвало рождение уездных дворянских обществ. К 16 веку такие собрания были уже достаточно организованны и выступали весомой силой местного самоуправления. За ними закреплялись и некоторые политические права - например, складывались коллективные челобитные государю, формировалось местное ополчение, писались ходатайства царским властям о нуждах таких обществ.

Имение

В 1714 году вышел царский указ о единонаследии, согласно которому вся земельная собственность подчинялась единым правам наследования. Возникновение этого вида земельной собственности окончательно объединило понятия «поместье» и «вотчина». Это новое правовое образование пришло в Россию из Западной Европы, где на тот момент давно уже существовала развитая система землеустройства. Новая форма землевладения получила название «имение». С этого момента вся земельная собственность становилась недвижимым имуществом и подчинялась единым законам.

древнейший вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное владение. Возникла в X-XI вв.; в XIII - XV вв.-господст. форма феод. землевладения. С конца XV в. противостояла поместью (условному феод. землевладению), с которым постеп. сближалась и в нач. XVIII в. объединилась под общим термином имение (недвижимость).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОТЧИНА

от «отчина», т.е. доставшееся от отца) - в Древней Руси и Московском государстве земельное имущество с правами полной частной собственности на него. В Древнерусском государстве иногда приобретало роль государствен но-правового термина, обозначающего территорию княжеского удела и даже право князя владеть какой-либо областью. В древности вотчинник обладал широчайшим объемом прав: вотчина означала не только право собственности на землю, но и административно-судебную власть над всем населением этой земли (которое в то время еще не было закрепощено). Права вотчинника закреплялись в жалованных, льготных и тарханных грамотах 15-16 вв. В Московском государстве вотчинники постепенно превращались в княжеских вассалов и лишались права суда и управления на своей земле, прежде всего по делам о душегубстве, разбое и татьбе с поличным. С В. отбывалась такая же обязательная служба, как и с поместья (с 1556). Переход на службу другому государю карался как измена, с конфискацией у преступника В. - временного земельного владения, обусловленного службой князю. Существовало три типа вотчинного землевладения: родовая (собственно «вотчина»), выслуженная («жалованье»), купленная («купля»). Основное различие между ними заключалось в объемах права и распоряжения. В отношении родовых В. это право ограничивалось как государством, так и самими вотчинниками. В. запрещалось отдавать в монастырь по душе, передавать чужеродным в наследство. Родичи вотчинника пользовались правом родового выкупа только в определенный срок и по определенной цене. Примерно те же ограничения действовали для В. выслуженных, хотя обычно все права и ограничения их оговаривались жалованной грамотой. Наиболее обширное право распоряжения существовало для купленных В. Указ о единонаследии 1714 установил общий правовой статус для всех «недвижимых имений», существенно ограничив право распоряжения землей и установив единый порядок наследования недвижимого имущества. Лит.: Блюменфельд Г.Ф. О формах землевладения в Древней Руси. Одесса, 1884; Лакиер Б. О вотчинах и поместьях. СПб., 1848. Л.Е. Лаптева

ВОТЧИНА, вид феодальной земельной собственности. Возникла в Древнерусском государстве в 10-11 веках как наследственное родовое (позднее и семейное) или корпоративное владение («отчина»). Владельцами вотчины были князья, бояре, церковь. Формирование русских княжеств и земель с середины 11 века привело к тому, что неприкосновенность вотчин-княжений была подтверждена Любечским съездом 1097 года. В 13-15 веках вотчина - основной вид землевладения, пополнявшийся в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований, купли и т.п. Формирование системы вотчинного землевладения в Новгородской республике завершилось к середине 14 века. С конца 14 века началось увеличение количества монастырских вотчин в Северо-Восточной Руси. Во 2-й половине 15 века значительную часть этой территории охватывали также княжеские и боярские вотчины. В рамках вотчинного землевладения отсутствовало право майората. Большая часть наследуемых земель закладывалась, дробилась между многочисленными наследниками или продавалась и отдавалась монастырям для посмертного поминания. Вотчинники обладали рядом привилегий (судебных, финансовых и др.). В 15-17 веках наряду с вотчиной существовало поместье как условная форма землевладения. В конце 15 - начале 16 века многие крупные землевладельцы Новгородской и Псковской республик, Тверского великого княжества были лишены своих вотчин великими князьями московскими. При этом росли вотчины крупных монастырей (Троице-Сергиева, Иосифо-Волоцкого, Кирилло-Белозерского и др.). Различались родовые («старинные»), купленные, с 1610-х годов также выслуженные вотчины. Многие вотчинники потеряли свои владения в период опричнины, продали или заложили свои вотчины, желая избежать их конфискации государством. В 1580-х годах монастырям было запрещено покупать или получать вотчину в виде вклада от частных лиц. В 17 веке вотчинное землевладение вновь начало расти. Различия между поместьем и вотчиной в 17 веке постепенно стирались. В конце 17 века вотчинное землевладение значительно превосходило поместное. Указ царя Петра I от 23.3(3.4). 1714 о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья. Большинство монастырских и церковных вотчин ликвидировано в ходе секуляризации 1764 года. В 18-19 веках термин «вотчина» употреблялся по отношению ко всякой наследственной земельной собственности, при этом сохранялось правовое различие между родовой вотчиной и приобретённой.

Лит.: Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. 3-е изд. СПб., 1903; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1; Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. 2-е изд. М., 1952-1954. Кн. 1-2; Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960; Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV - 1-й половины XVI в. Л., 1979; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981; Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985; Шватченко О. А. Светские феодальные вотчины России в 1-й трети XVII в. М., 1990; он же. Светские феодальные вотчины в России во 2-й половине XVII в. М., 1996; он же. Светские феодальные вотчины России в эпоху Петра I. М., 2002; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1996; она же. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). М., 2004; Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. 2-е изд. М., 2006.

Первые появились во времена Киевской Руси (X-XII века) когда формировалась частная феодальная собственность на землю. В это время была одной из основных форм земельной собственности и принадлежала крупным землевладельцам (князьям, боярам).

Князья получали в наследство от отца — это и являлось основным отличием от других форм земельной собственности. Сам термин происходит от древнерусского слова «отчина» — т.е. отчая, собственность отца.

Как правило, владения знатных бояр складывались из нескольких , которые обычно находились в разных местах. Бояре могли увеличивать количество и размеры , захватывая общинные крестьянские земли, покупая и обменивая их.

Были разных категорий: приобретенные, даренные, родовые. Собственники могли распоряжаться землями: продать, поделить, обменять или сдать землю, но только между родственниками. Без согласия членов своего рода не мог её продать или обменять. Это говорит о том, что хоть и была частной собственностью, но еще не была приравнена к праву безусловной собственности на нее.

Наряду с князьями и боярами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. После принятия христианства сформировалось и церковно-вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты, епископы) и большие монастыри.

В состав входили:

  • пашни
  • строения
  • инвентарь
  • животные
  • крестьяне, проживающие на этих землях.

В отношении к населению их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. Права были закреплены в своде законов — Русская правда XI-XII веках.

В больших формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. Владелец земель пользовался административной и судебной властью над населением, жившим на его земле, и взимали с них подати. Несмотря на это жители были свободными и при желании могли переходить в другие вотчины.

Помимо общих прав, владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов и уплате торговых пошлин.

Позже административная и судебная власть владельцев была ограничена, а потом они и вовсе были лишены ее.

К XIII-XV векам в период раздробленности Руси стала преобладающей формой землевладения, вытеснив государственную форму собственности.

К концу XV века вместе с развивается поместье.

В 1550-х годах были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа . Серьезный удар родовитым нанес опричный террор Ивана Грозного. Во второй половине XVI века многие крупные продали или заложили свои земли. В результате в конце XVI века преобладающей формой феодального землевладения стало поместье.

С начала XVII века землевладение вновь увеличивается. Правительство награждало дворян за службу, раздавая им земли старых . Расширились юридические права владельцев поместий, шел процесс стирания различий между поместьем и . В конце XVII века в центральных районах страны наследственное () землевладение преобладало над поместным (служебным).

К началу XVIII века было велено поместья и называть одинаково недвижимым имением или вотчиною. К XVIII веку владельцы поместий и стали равны в правах. А с конца XVI века был введен новый закон, по которому поместье могло быть унаследовано, однако новый владелец должен был также служить государству, как и прежний. В XVIII веке Указом от 23 марта 1714 года о единонаследии поместья юридически были приравнены к и слились в один вид земельной собственности — имение.

С тех пор понятие иногда употреблялось в России в XVIII-XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.

Источники:

— Свободная энциклопедия WikipediА — http://ru.wikipedia.org
— Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907 г.в.
— Энциклопедический словарь. 2009 г.в.



Похожие публикации