Экспедиции 19 20 века в таблице. Современные путешественники и их открытия

Без русских первооткрывателей карта мира была бы совсем другой. Наши соотечественники - путешественники и мореплаватели - совершили открытия, обогатившие мировую науку. О восьми самых заметных - в нашем материале.

Первая антарктическая экспедиция Беллинсгаузена

В 1819 году мореплаватель, капитан 2-го ранга, Фаддей Беллинсгаузен возглавил первую кругосветную антарктическую экспедицию. Целью плавания было исследование вод Тихого, Атлантического и Индийского океанов, а также доказательство или опровержение существования шестого материка — Антарктиды. Снарядив два шлюпа — «Мирный» и «Восток» (под командованием ), отряд Беллинсгаузена вышел в море.

Экспедиция длилась 751 день и вписала множество ярких страниц в историю географических открытий. Главное из них — — было сделано 28 января 1820 года.

Кстати, попытки открыть белый материк предпринимались и ранее, но не принесли желаемого успеха: не хватало немного удачи, а, может, русского упорства.

Так, мореплаватель Джеймс Кук, подводя итоги своего второго кругосветного плавания, писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».

За время антарктической экспедиции Беллинсгаузена было открыто и нанесено на карту более 20 островов, сделаны зарисовки видов Антарктики и обитающих на ней животных, а сам мореплаватель вошел в историю, как великий первооткрыватель.

«Имя Беллинсгаузена можно прямо поставить на ряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи», — писал немецкий географ Август Петерман.

Открытия Семенова Тянь-Шанского

Центральная Азия в начале XIX века была одной из наименее изученных областей земного шара. Неоспоримый вклад в исследование «неведомой земли» — так называли Центральную Азию географы — внес Петр Семенов.

В 1856 году сбылась главная мечта исследователя — он отправился с экспедицией на Тянь-Шань.

«Работы мои по азиатской географии привели меня к обстоятельному знакомству со всем тем, что было известно о внутренней Азии. Манил меня в особенности к себе самый центральный из азиатских горных хребтов — Тянь-Шань, на которые еще не ступала нога европейского путешественника и которой был известен только по скудным китайским источникам».

Исследование Семенова в Центральной Азии длилось два года. За это время на карту нанесли истоки рек Чу, Сырдарьи и Сары-Джаз, вершины Хан-Тенгри и другие.

Путешественник установил расположение хребтов Тянь-Шаня, высоту снежной линии в этом районе и открыл громадные тянь-шанские ледники.

В 1906 году указом императора за заслуги первооткрывателя к его фамилии стали добавлять приставку — Тянь-Шанский .

Азия Пржевальского

В 70−80-х гг. XIX века Николай Пржевальский возглавил четыре экспедиции в Центральную Азию. Эта малоизученная область всегда привлекала исследователя, и путешествие в Центральную Азию было его давней мечтой.

За годы исследований были изучены горные системы Кунь-Луня , хребтов Северного Тибета, истоков Хуанхэ и Янцзы, бассейнов Куку-нора и Лоб-нора .

Пржевальский был вторым человеком после Марко Поло, добравшимся до озера-болота Лоб-нора !

Кроме того, путешественник открыл десятки видов растений и животных, которые названы его именем.

«Счастливая судьба дала возможность совершить посильное исследование наименее известных и наиболее недоступных стран внутренней Азии», — писал в своем дневнике Николай Пржевальский.

Кругосветка Крузенштерна

Имена Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского стали известны после первой русской кругосветной экспедиции.

За три года, с 1803 по 1806 гг. — именно столько длилась первая кругосветка — корабли «Надежда» и «Нева», пройдя через Атлантический океан, обогнули мыс Горн, а затем водами Тихого океана добрались до Камчатки, Курильских островов и Сахалина. Экспедиция уточнила карту Тихого океана, собрали сведения о природе и жителях Камчатки и Курил.

Во время плавания русские моряки впервые пересекли экватор. Отпраздновали это событие, согласно традиции, с участием Нептуна.

Матрос, одетый в повелителя морей, спросил у Крузенштерна, для чего он прибыл сюда со своими кораблями, ведь ранее российский флаг в этих местах не видели. На что командующий экспедицией ответил: «Для славы науки и отечества нашего!».

Экспедиция Невельского

Одним из выдающихся мореплавателей XIX века по праву считается адмирал Геннадий Невельской. В 1849 г. на транспортном судне «Байкал» он отправляется в экспедицию на Дальний Восток.

Амурская экспедиция продолжалась до 1855 года, за это время Невельской сделал несколько крупнейших открытия в районе нижнего течения Амура и северных берегов Японского моря, присоединил к России огромные пространства Приамурья и Приморья.

Благодаря мореплавателю стало известно, что Сахалин — остров, который отделяется судоходным Татарским проливом, а устье Амура доступно для входа судов с моря.

В 1850 г. отрядом Невельского был основан Николаевский пост, который сегодня известен как Николаевск-на-Амуре .

«Сделанные Невельским открытия неоценимы для России, — писал граф Николай Муравьев-Амурский , — множество предшествовавших экспедиций в эти края могли достигнуть европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы, по крайней мере в той степени, как исполнил это Невельской».

Север Вилькицкого

Целью гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910—1915 гг. было освоение Северного морского пути. По воле случая обязанности руководителя плавания принял капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» вышли в море.

Вилькицкий продвигался северной акваторией с востока на запад, и за время плавания сумел составить подлинное описание северного побережья Восточной Сибири и многих островов, получил важнейшие сведения о течениях и климате, а также стал первым, кто совершил сквозное плавание из Владивостока в Архангелск.

Участники экспедиции открыли Землю Императора Николая I. I. , известную сегодня как Новая Земля — это открытие считают последним из значительных на земном шаре.

Кроме того, благодаря Вилькицкому на карту нанесли острова Малый Таймыр, Старокадомского и Жохова.

По окончании экспедиции началась Первая мировая война. Путешественник Руаль Амундсен, узнав об успехах плавания Вилькицкого, не удержался от восклицания в его адрес:

«В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь мир!»

Камчатская кампания Беринга и Чирикова

Вторая четверть XVIII века была богата на географические открытия. Все они были сделаны в ходе Первой и Второй Камчатских экспедиций, которые увековечили имена Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

В ходе Первой Камчатской кампании Беринг — руководитель экспедиции и его помощник Чириков исследовали и нанесли на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-восточной Азии. Открыли два полуострова — Камчатский и Озерный, Камчатский залив, Карагинский залив, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия, а также пролив, который сегодня носит имя Витуса Беринга.

Соратники — Беринг и Чириков — также возглавили Вторую Камчатскую экспедицию. Целью кампании было найти путь к Северной Америке и исследовать острова Тихого океана.

В Авачинской бухте участники экспедиции заложили Петропавловский острог — в честь кораблей плавания «Святой Петр» и «Святой Павел» — который позже переименовали в Петропавловск-Камчатский.

Когда корабли вышли в плавание к берегам Америки, по воле злого рока, Беринг и Чириков стали действовать поодиночке — из-за тумана их судна потеряли друг друга.

«Святой Петр» под началом Беринга достиг западного побережья Америки.

А на обратном пути участников экспедиции, на чью долю выпало немало трудностей, штормом выбросило на небольшой остров. Здесь и закончилась жизнь Витуса Беринга, а остров, на котором остановились зимовать участники экспедиции, назвали в честь Беринга.
«Святой Павел» Чирикова также достиг берегов Америки, однако для него плавание закончилось более благополучно — на обратном пути он открыл ряд островов Алеутской гряды и благополучно вернулся в Петропавловский острог.

«Неясачные землицы» Ивана Москвитина

О жизни Ивана Москвитина мало что известно, однако этот человек все-таки вошел в историю, и причиной тому открытые им новые земли.

В 1639 году Москвитин, возглавив отряд казаков, отправился в плавание на Дальний Восток. Основной целью путешественников было «отыскание новых неясачных землиц», сбор пушнины и рыбы. Казаки преодолели реки Алдан, Маю и Юдому, открыли хребет Джугджур, отделяющий реки бассейна Лены от рек, впадающих в море, и по реке Улье вышли в «Ламское», или Охотское море. Исследовав побережье, казаки открыли Тауйскую губу и вошли в Сахалинский залив, обогнув Шантарские острова.

Один из казаков сообщил, что реки в открытых землях «собольные, зверя всякого много, и рыбные, а рыба большая, в Сибири такой нет… столько-де ее множество — только невод запустить и с рыбою никак не выволочь…».

Географические данные, собранные Иваном Москвитиным, легли в основу первой карты Дальнего Востока.

На карте мира конца XVIII - начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.

Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли - Антарктиды. Честь этого открытия, совершенного в 1820 г., принадлежит русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

При создании современной карты обобщались картографические знания и географические сведения различных народов и разных эпох. Так, для европейских географов XIX в., изучавших Центральную Азию, большую ценность имели старинные китайские карты и описания, а при исследовании внутренних областей Африки они пользовались старинными арабскими источниками.

В XIX в. начался новый этап в развитии географии. Она стала не только описывать земли и моря, но и сравнивать явления природы, искать их причины, открывать закономерности различных природных явлений и процессов. На протяжении XIX и XX столетий были сделаны крупные географические открытия, достигнуты немалые успехи в изучении нижних слоев атмосферы, гидросферы, верхних слоев земной коры и биосферы.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем - продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 - 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега островов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 -1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана.

Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 -1876 гг. на специально оборудованном судне - парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем - редактором трудов

экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции.

Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных.

За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров.

Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации 1 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

1 Девиация - отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие - торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,- рассказывал он,- что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения».

Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение.

Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886-1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70- 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°.

В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого - отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном - влево).

Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества.

В 1895-1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у острова Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова - радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890-1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит - ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.



Большую роль в организации географических экспедиций, в исследовании территории России во второй половине XIX - начале XX в. сыграло Русское географическое общество (РГО), созданное в 1845 г. в Петербурге. Его отделы (в дальнейшем - филиалы) были организованы в Восточной и Западной Сибири, Средней Азии, на Кавказе и в других районах. В рядах РГО выросла замечательная плеяда исследователей, получивших мировое признание. Среди них были Ф.П. Литке, П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, П.А. Кропоткин, Р.К. Маак, Н.А. Северцов и многие другие. Наряду с географическим обществом изучением природы занимались общества естествоиспытателей, существовавшие в ряде культурных центров России. Значительный вклад в познание территории огромной страны внесли такие правительственные учреждения, как Геологический и Почвенный комитеты, министерство земледелия, комитет Сибирской железной дороги и др. Основное внимание исследователей было направлено на изучение Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Центральной и Средней Азии.

Исследования средней Азии

В 1851 г. П.П. Семенов по поручению совета Русского географического общества приступил к переводу на русский язык первого тома "Землеведения Азии" Риттера. Большие пробелы и неточности, имевшиеся у Риттера, вызвали необходимость специальных экспедиционных исследований. Эту задачу взял на себя сам Семенов, лично познакомившийся с Риттером и посещавший его лекции во время своего пребывания в Берлине (1852-1855). Семенов обсуждал с Риттером детали перевода "Землеведения Азии", а возвратившись в Россию, в 1855 г. подготовил первый том к печати. В 1856-1857 гг. состоялось весьма плодотворное путешествие Семенова на Тянь-Шань. В 1856 г. он посетил котловину Иссык-Куля и прошел к этому озеру через Боомское ущелье, что позволило установить бессточность Иссык-Куля. Перезимовав в Барнауле, Семенов в 1857 г. пересек хребет Терскей-Алатау, вышел на тянь-шаньские сырты, открыл верховья р. Нарына - главного истока Сырдарьи. Далее Семенов пересек Тянь-Шань по другому маршруту, вышел в бассейн р. Тарима к р. Сарыджаз, увидел ледники Хан-Тенгри. На обратном пути Семенов исследовал хребты Заилийский Алатау, Джунгарский Алатау, Тарбагатай и озеро Алакуль. Основными результатами своей экспедиции Семенов считал: а) установление высоты снеговой линии в Тянь-Шане; б) открытие в нем альпийских ледников; в) опровержение предположений Гумбольдта о вулканическом происхождении Тянь-Шаня и существовании меридионального хребта Болор. Результаты экспедиции дали богатый материал для исправлений и примечаний к переводу второго тома "Землеведения Азии" Риттера.

В 1857-1879 гг. изучением Средней Азии занимался Н.А. Северцов, сделавший 7 крупных путешествий в разные районы Средней Азии, от пустынных до высокогорных. Научные интересы Северцова были очень широки: он занимался географией, геологией, изучал флору и особенно фауну. Северцов проник в глубинные районы центрального Тянь-Шаня, в которых до него не был ни один европеец. Комплексной характеристике высотной зональности Тянь-Шаня Северцов посвятил свою классическую работу "Вертикальное и горизонтальное распределение туркестанских животных". В 1874 г. Северцов, возглавляя естественноисторический отряд Амударьинской экспедиции, пересек пустыню Кызылкум и достиг дельты Амударьи. В 1877 г. он первым из европейцев достиг центральной части Памира, дал точные сведения о его орографии, геологии и растительном мире, показал обособленность Памира от Тянь-Шаня. Работы Северцова по делению Палеарктики на зоогеографические области на основе учета физико-географической зональности и его "Орнитология и орнитологическая география Европейской и Азиатской России" (1867) позволяют считать Северцова родоначальником зоогеографии в России.

В 1868-1871 гг. высокогорные районы Средней Азии изучали А.П. Федченко и его жена О.А. Федченко. Они открыли грандиозный Заалайский хребет, сделали первое географическое описание Зеравшанской долины и других горных районов Средней Азии. Изучая флору и фауну Зеравшанской долины, А.П. Федченко впервые показал фаунистическую и флористическую общность Туркестана со странами Средиземноморья. За 3 года путешествия супруги Федченко собрали большую коллекцию растений и животных, среди которых оказалось много новых видов и даже родов. По материалам экспедиции была составлена карта Ферганской долины и окружающих ее гор. В 1873 г. А.П. Федченко трагически погиб при спуске с одного из ледников Монблана.

Друг А.П. Федченко В.Ф. Ошанин в 1876 г. совершил экспедицию в Алайскую долину и в 1878 г. - в долины рек Сурхоба и Муксу (бассейн Вахша). Ошанин открыл один из крупнейших ледников Азии, названный им в память друга ледником Федченко, а также хребты Дарвазский и Петра Первого. Ошанину принадлежит первая полная физико-географическая характеристика Алайской долины и Бадахшана. Ошанин подготовил к изданию систематический каталог полужесткокрылых Палеарктики, изданный в 1906-1910 гг.

В 1886 г. Краснов по заданию Русского географического общества исследовал хребет Хан-Тенгри с целью выявить и обосновать эколого-генетические связи горной флоры Центрального Тянь-Шаня с сопредельными флорами Прибалхашских степей и песчаных пустынь Турана, а также проследить процесс взаимодействия между сравнительно молодой флорой четвертичных аллювиальных равнин Прибалхашья и значительно более древней (с примесью третичных элементов) флорой высокогорий Центрального Тянь-Шаня. Эта эволюционная по своей сущности проблема была разработана и выводы из нее хорошо изложены в магистерской диссертации Краснова "Опыт истории развития флоры южной части Восточного Тянь-Шаня".

Плодотворной была экспедиция под руководством Берга, изучавшая в 1899-1902 гг. и в 1906 г. Аральское море. Монография Берга "Аральское море. Опыт физико-географической монографии" (СПб., 1908) явилась классическим образцом комплексной региональной физико-географической характеристики.

Начиная с 80-х годов XIX в. большое внимание уделялось изучению среднеазиатских песков. Эта проблема возникла в связи со строительством в Среднюю Азию железной дороги. В 1912 г. на железнодорожной станции Репетек была основана первая постоянная комплексная научно-исследовательская географическая станция по изучению пустынь. В 1911 и 1913 гг. в Средней Азии и Сибири действовали экспедиции Переселенческого управления. Наиболее интересные географические сведения получил отряд Неуструева, совершивший переход из Ферганы через Памир в Кашгарию. На Памире были обнаружены явные следы древней ледниковой деятельности. Сводные результаты исследований Средней Азии в XIX - начале XX в. с большой полнотой изложены в издании Переселенческого управления "Азиатская Россия".

Исследования центральной Азии

Начало ее исследованию было положено Н.М. Пржевальским, который с 1870 по 1885 г. совершил 4 путешествия в пустыни и горы Центральной Азии. В начале своего пятого путешествия Пржевальский заболел брюшным тифом и скончался около оз. Иссык-Куль. Начатая Пржевальским экспедиция была закончена под руководством М.В. Певцова, В.И. Роборовского и П.К. Козлова. Благодаря экспедициям Пржевальского впервые были получены и нанесены на карты достоверные данные об орографии Центральной Азии. Во время экспедиций регулярно проводились метеорологические наблюдения, давшие ценные материалы о климате этого края. Сочинения Пржевальского изобилуют блестящими описаниями ландшафтов, растительного и животного мира. Они содержат также сведения об азиатских народах и их быте. Пржевальский доставил в Петербург 702 экземпляра млекопитающих, 5010 экземпляров птиц, 1200 - пресмыкающихся и земноводных, 643 - рыб. Среди экспонатов были неизвестные ранее дикая лошадь (названная в его честь лошадью Пржевальского) и дикий верблюд. Гербарий экспедиций насчитывал до 15 тыс. экземпляров, принадлежащих к 1700 видам; в их числе оказалось 218 новых видов и 7 новых родов. С 1870 по 1885 г. были опубликованы следующие описания путешествий Пржевальского, написанные им самим: "Путешествие в Уссурийском крае 1867-1869 гг." (1870); "Монголия и страна тангутов. Трехлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии", т. 1-2 (1875-1876); "От Кульджи за Тянь-Шань и на Лоб-Нор" (Изв. Русск. Геогр. об-ва, 1877, т. 13); "Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки" (1883); "Исследования северной окраины Тибета и путь через Лоб-Нор по бассейну Тарима" (1888). Труды Пржевальского были переведены на ряд европейских языков и сразу получили всеобщее признание. Они могут быть поставлены в один ряд с блестящими сочинениями Александра Гумбольдта и читаются с исключительным интересом. Лондонское Географическое общество в 1879 г. присудило Пржевальскому свою медаль; в его решении отмечалось, что описание тибетского путешествия Пржевальского превосходит все, что было обнародовано в этой области со времен Марко Поло. Ф. Рихтгофен назвал достижения Пржевальского "поразительнейшими географическими открытиями". Пржевальскому были присуждены награды географических обществ: Русского, Лондонского, Парижского, Стокгольмского и Римского; он был почетным доктором ряда зарубежных университетов и почетным членом Петербургской академии наук, а также многих зарубежных и русских ученых обществ и учреждений. Город Каракол, где умер Пржевальский, получил впоследствии название Пржевальска.

Современниками Пржевальского и продолжателями исследований Центральной Азии были Г.Н. Потанин (много занимавшийся этнографией), В.А. Обручев, М.В. Певцов, М.Е. Грум-Гржимайло и др.

Исследования Сибири и Дальнего Востока

Развитие России настоятельно требовало изучения всех азиатских окраин, в особенности Сибири. Быстрое ознакомление с природными богатствами и населением Сибири могло осуществляться только с помощью больших геолого-географических экспедиций. Сибирские купцы и промышленники, заинтересованные в изучении природных ресурсов края, материально поддерживали такие экспедиции. Сибирский отдел Русского географического общества, организованный в 1851 г. в Иркутске, используя средства торгово-промышленных компаний, снаряжал экспедиции в бассейн р. Амура, на о. Сахалин и в золотоносные районы Сибири. В них участвовали по большей части энтузиасты из разных слоев интеллигенции: горные инженеры и геологи, учителя гимназий и профессора университетов, офицеры армии и морского флота, врачи и политические ссыльные. Научное руководство осуществлялось Русским географическим обществом.

В 1849-1852 гг. Забайкальский край исследовала экспедиция в составе астронома Л.Е. Шварца, горных инженеров Н.Г. Меглицкого и М.И. Кованько. Уже тогда Меглицкий и Кованько указали на существование месторождений золота и каменного угля в бассейне р. Алдана.

Настоящим географическим открытием явились результаты экспедиции в бассейн р. Вилюя, организованной Русским географическим обществом в 1853-1854 гг. Возглавил экспедицию учитель естествознания Иркутской гимназии Р. Маак. В составе экспедиции были также топограф А.К. Зондгаген и орнитолог А.П. Павловский. В тяжелых условиях тайги, при полном бездорожье экспедиция Маака обследовала огромную территорию бассейна Вилюя и часть бассейна р. Оленека. В результате исследований появилось трехтомное сочинение Р. Маака "Вилюйский округ Якутской области" (ч. 1-3. СПб., 1883-1887), в котором с исключительной полнотой описаны природа, население и хозяйство большого и интересного района Якутской области.

После завершения этой экспедиции Русское географическое общество организовало Сибирскую экспедицию (1855-1858) в составе двух партий. Математическая партия во главе со Шварцем должна была определять астрономические пункты и составить основу географической карты Восточной Сибири. Эта задача была успешно выполнена. В состав физической партии вошли ботаник К.И. Максимович, зоологи Л.И. Шренк и Г.И. Радде. Отчеты Радде, изучавшего животный мир окрестностей Байкала, степной Даурии и горной группы Чокондо, были опубликованы на немецком языке в двух томах в 1862 и 1863 гг.

Другую комплексную экспедицию - Амурскую - возглавил Маак, опубликовавший две работы: "Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела РГО в 1855 г." (СПб., 1859) и "Путешествие по долине реки Уссури", т. 1-2 (СПб., 1861). Работы Маака содержали много ценной информации о бассейнах этих дальневосточных рек.

Наиболее яркие страницы в изучение географии Сибири вписал замечательный русский путешественник и географ П.А. Кропоткин. Выдающимся было путешествие Кропоткина и учителя естествознания И.С. Полякова в Лено-Витимскую золотоносную область (1866). Главная их задача состояла в отыскании путей для перегона скота от г. Читы к приискам, расположенным по рекам Витиму и Олекме. Путешествие, начатое на берегах р. Лены, закончилось в Чите. Экспедиция преодолела хребты Олекмо-Чарского нагорья: Северо-Чуйский, Южно-Чуйский, Окраинный и ряд возвышенностей Витимского плоскогорья, в том числе Яблоновый хребет. Научный отчет об этой экспедиции, напечатанный в 1873 г. в "Записках Русского географического общества" (т. 3), явился новым словом в географии Сибири. Яркие описания природы сопровождались в нем теоретическими обобщениями. В этом отношении интересен "Общий очерк орографии Восточной Сибири" (1875) Кропоткина, подводивший итоги тогдашней изученности Восточной Сибири. Составленная им схема орографии Восточной Азии существенно отличалась от схемы Гумбольдта. Топографической основой для нее служила карта Шварца. Кропоткин первым из географов обратил серьезное внимание на следы древнего оледенения Сибири. Известный геолог и географ В.А. Обручев считал Кропоткина одним из основоположников геоморфологии в России. Спутник Кропоткина зоолог Поляков составил эколого-зоогеографическое описание пройденного пути.

Член Петербургской Академии наук Шренк в 1854-1856 гг. возглавил экспедицию Академии наук на Амур и Сахалин. Круг научных проблем, охваченных Шренком, был очень широк. Результаты его исследований опубликованы в четырехтомном труде "Путешествия и исследования в Амурском крае" (1859-1877).

В 1867-1869 гг. изучал Уссурийский край Пржевальский. Он первым отметил интересное и единственное в своем роде сочетание северных и южных форм фауны и флоры в уссурийской тайге, показал своеобразие природы края с его суровой зимой и влажным летом.

Крупнейший географ и ботаник (в 1936-1945 гг. президент Академии наук) В.Л. Комаров начал исследования природы Дальнего Востока в 1895 г. и сохранил интерес к этому краю до конца жизни. В своем трехтомном труде "Flora Manschuriae" (St.-P., 1901-1907) Комаров обосновал выделение особой "маньчжурской" флористической области. Ему принадлежат также классические работы "Флора полуострова Камчатка", т. 1-3 (1927-1930) и "Введение к флорам Китая и Монголии", вып. 1, 2 (СПб., 1908).

Живые картины природы и населения Дальнего Востока обрисовал в своих книгах известный путешественник В.К. Арсеньев. С 1902 по 1910 г. он изучал гидрографическую сеть хребта Сихотэ-Алинь, дал обстоятельную характеристику рельефа Приморья и Уссурийского края и блестяще описал их население. Книги Арсеньева "По Уссурийской тайге", "Дерсу Узала" и другие читаются с неослабевающим интересом.

Существенный вклад в изучение Сибири внесли А.Л. Чекановский, И.Д. Черский и Б.И. Дыбовский, сосланные в Сибирь после польского восстания 1863 г. Чекановский изучал геологию Иркутской губернии. Его отчет об этих исследованиях был отмечен малой золотой медалью Русского географического общества. Но главные заслуги Чекановского заключаются в изучении неизвестных до того территорий между реками Нижней Тунгуской и Леной. Он открыл там трапповое плато, описал р. Оленек и составил карту северо-западной части Якутской области. Геологу и географу Черскому принадлежит первая сводка теоретических взглядов на происхождение впадины оз. Байкал (он высказал и собственную гипотезу о ее происхождении). Черский пришел к выводу, что здесь расположена древнейшая часть Сибири, не затоплявшаяся морем с начала палеозоя. Этот вывод использовал Э. Зюсс для гипотезы о "древнем темени Азии". Глубокие мысли высказал Черский об эрозионном преобразовании рельефа, о выравнивании его, сглаживании резких форм. В 1891 г., уже будучи неизлечимо больным, Черский начал свое последнее большое путешествие в бассейн р. Колымы. По пути из Якутска в Верхнеколымск он открыл огромный горный хребет, состоящий из ряда цепей, с высотами до 1 тыс. м (впоследствии этот хребет был назван его именем). Летом 1892 г. во время путешествия Черский скончался, оставив законченный "Предварительный отчет об исследованиях в области рек Колымы, Индигирки и Яны". Б.И. Дыбовский со своим товарищем В. Годлевским исследовал и описал своеобразную фауну Байкала. Они же измерили глубину этого уникального водоема.

Большой интерес представляют научные отчеты В.А. Обручева о его геологических исследованиях и его специальные статьи о природе Сибири. Наряду с геологическим изучением золотоносных россыпей Олекмо-Витимской страны Обручев занимался такими географическими проблемами, как происхождение вечной мерзлоты, оледенение Сибири, орография Восточной Сибири и Алтая.

Западная Сибирь с ее плоским рельефом мало привлекала внимание ученых. Большая часть исследований проводилась там силами любителей-ботаников и этнографов, среди которых можно отметить Н.М. Ядринцева, Д.А. Клеменца, И.Я. Словцова. Принципиальное значение имели проведенные в 1898 г. Л.С. Бергом и П.Г. Игнатовым исследования соляных озер, изложенные в книге "Соляные озера Селеты-денгиз, Теке и Кызылкак Омского уезда. Физико-географический очерк". Книга содержит подробную характеристику лесостепи и отношений леса и степи, очерки флоры и рельефа и т.д. Эта работа знаменовала собой переход к новому этапу исследований Сибири - от маршрутных исследований к полустационарным, комплексным, охватывающим широкий круг физико-географических особенностей территории.

На рубеже XIX и XX вв. и в первом десятилетии XX в. географические исследования Сибири были подчинены двум проблемам большой государственной важности: строительству Сибирской железной дороги и сельскохозяйственному освоению Сибири. Комитет Сибирской дороги, созданный в конце 1892 г., привлек к исследованиям широкой полосы вдоль трассы Сибирской железной дороги большое количество ученых. Изучались геология и полезные ископаемые, наземные и грунтовые воды, растительность, климат. Большое значение имели исследования Танфильева в Барабинской и Кулундинской степях (1899-1901). В книге "Бараба и Кулундинская степь" (СПб., 1902) Танфильев, рассмотрев взгляды прежних исследователей, высказал убедительные соображения о происхождении грядового рельефа Барабинской степи, о режиме многочисленных озер Западно-Сибирской низменности, о характере почв, в том числе черноземов. Танфильев объяснил, почему леса в степях Европейской России размещаются ближе к речным долинам, а в Барабе, наоборот, леса избегают речных долин и размещаются на водораздельных гривах. До Танфильева Барабинскую низменность изучал Миддендорф. Его небольшая работа "Бараба", опубликованная в 1871 г. в "Приложении" к "Запискам имп. Академии наук", представляет большой интерес.

С 1908 по 1914 г. в азиатской части России действовали почвенно-ботанические экспедиции Переселенческого управления министерства земледелия. Ими руководил выдающийся почвовед, ученик Докучаева, К.Д. Глинка. Экспедиции охватили почти все районы Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Научные итоги экспедиций изложены в 4-томном труде "Азиатская Россия" (1914).

Исследования Европейской России, Урала и Кавказа

В то же время внимание ученых и министерства земледелия привлекали поиски причин обеднения почв, высыхания рек, уменьшения уловов рыбы и часто повторявшихся неурожаев хлебов в густонаселенной Европейской России. Исследования с этой целью проводились в европейской части страны естествоиспытателями разных специальностей: геологами, почвоведами, ботаниками, гидрологами, изучавшими отдельные компоненты природы. Но каждый раз при попытке объяснить названные явления исследователи неизбежно приходили к необходимости рассматривать и изучать их на широкой географической основе, с учетом всех природных факторов. Почвенные и ботанические исследования, вызванные необходимостью установить причины повторяющихся неурожаев, вылились в комплексное изучение территории. Изучая русские черноземы, академик Ф.И. Рупрехт доказал, что распространение черноземов тесно связано с географией растений. Он определил, что южная граница распространения ели совпадает с северной границей русских черноземов.

Новым этапом в области почвенно-ботанических исследований явились работы Докучаева, руководившего в 1882-1888 гг. Нижегородской почвенной экспедицией, в результате которой был составлен научный отчет ("Материалы к оценке земель Нижегородской губернии. Естественноисторическая часть...", вып. 1-14. СПб., 1884-1886) с двумя картами - геологической и почвенной. В этом сочинении рассмотрены климат, рельеф, почвы, гидрография, растительный и животный мир губернии. Это было первым такого рода комплексным исследованием большого сельскохозяйственного района. Он позволило Докучаеву сформулировать новые естественноисторические идеи и обосновать генетическое направление в почвоведении.

Танфильев подвел итоги 25-летнего исследования болот России, организованного министерством государственных имуществ. В своих статьях "О болотах Петербургской губернии" (Труды Вольного экономического об-ва, № 5) и "Болота и торфяники Полесья" (СПб., 1895) он раскрыл механизм образования болот и дал их детальную классификацию, заложив, таким образом, основы научного болотоведения.

В исследованиях, проводившихся во второй половине XIX в. на Урале, основное внимание уделялось изучению его геологического строения и размещению полезных ископаемых. В 1898-1900 гг. Оренбургское отделение Русского географического общества организовало барометрическое нивелирование южной части Уральского хребта. Результаты нивелирования были опубликованы в "Известиях Оренбургского отделения Русского географического общества" за 1900- 1901 гг. Это способствовало возникновению специальных геоморфологических исследований. Первую такую работу на Урале произвел П.И. Кротов. Он критически рассмотрел историю орографических исследований на Среднем Урале, дал общую картину строения его рельефа, описал множество характерных форм поверхности и объяснил геологические условия их возникновения.

Основательное изучение климата Урала началось с 80-х годов XIX в., когда там была создана 81 метеорологическая станция. К 1911 г. количество их увеличилось до 318. Обработка данных метеонаблюдений дала возможность выявить картину распределения климатических элементов и определить общие черты климата Урала.

С середины XIX в. начали появляться работы по специальному исследованию вод Урала. Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог министерства путей сообщения с 1902 по 1915 г. издало 65 выпусков "Материалов для описания русских рек", в которых содержались и широкие сведения о реках Урала.

К началу XX в. флора Урала (кроме Северного и Полярного) была уже достаточно хорошо изучена. В1894 г. главный ботаник Петербургского ботанического сада С.И. Коржинский впервые обратил внимание на следы древней растительности на Урале. Сотрудник Петроградского ботанического сада И.М. Крашенинников первым высказал соображения о взаимоотношениях леса и степи в Южном Зауралье, поставив тем самым важные ботанико-географические проблемы. Значительно запоздали на Урале почвенные исследования. Только в 1913 г. сотрудники Докучаева Неуструев, Крашенинников и другие начали комплексное изучение почв Урала.

Во второй половине XIX в. начались систематические работы по триангуляции и топографическим съемкам Кавказа. Военные топографы в своих отчетах и статьях сообщали много общегеографических сведений. Используя данные геодезических работ и геологических исследований Г.В. Абиха, Н. Салицкий в 1886 г. издал "Очерк орографии и геологии Кавказа", в котором изложил свои представления о географии этого горного края. Много внимания уделялось изучению ледников Кавказа. Большую научную ценность представляет работа К.И. Подозерского, давшего качественную и количественную характеристику ледников Кавказского хребта ("Ледники Кавказского хребта". - Записки Кавказского отд. РГО, 1911, кн. 29, вып. I).

Воейков, изучая климат Кавказа, первым обратил внимание на взаимосвязь климата и растительности Кавказа и сделал в 1871 г. первую попытку природного районирования Кавказа.

Важный вклад в исследование Кавказа сделал Докучаев. Именно при изучении природы Кавказа оформилось окончательно его учение о широтной зональности и высотной поясности.

Наряду с этими известными учеными, Кавказ изучали многие десятки геологов, почвоведов, ботаников, зоологов и т.д. Большое количество материалов о Кавказе напечатано в "Известиях Кавказского отдела Русского географического общества" и специальных отраслевых журналах.

Исследования в Арктике

В 1882-1883 гг. русские ученые Н.Г. Юргенс и А.А. Бунге участвовали в исследованиях по программе Первого международного полярного года. Россия организовала тогда полярные станции на островах Новой Земли (остров Южный, пос. Малые Кармакулы) и в с. Сагастыр в устье р. Лены. Созданием этих станций было положено начало русским стационарным исследованиям в Арктике. В 1886 г. Бунге и молодой геолог Толль исследовали Новосибирские острова. Толль охарактеризовал геологию островов и доказал, что север Сибири подвергался мощному оледенению. В 1900-1902 гг. Толль руководил Полярной экспедицией Академии наук, пытавшейся на яхте "Заря" отыскать "Землю Санникова", слухи о существовании которой держались с 1811 г. За два летних сезона "Заря" прошла из Карского моря в район Новосибирских островов. Первая зимовка у Таймырского п-ова была использована для сбора географических материалов. После второй зимовки у о. Котельного Толль с тремя спутниками на собачьих упряжках вышел в сторону о. Беннета. На обратном пути путешественники погибли. Существование "Земли Санникова" не подтвердилось и последующими поисками.

В 1910-1915 гг. на ледокольных транспортах "Таймыр" и "Вайгач" проводились гидрографические исследования от Берингова пролива до устья р. Колымы, обеспечившие создание лоций морей, омывающих Россию на севере. В 1913 г. "Таймыр" и "Вайгач" открыли архипелаг, называемый теперь Северной Землей.

В 1912 г. лейтенант флота Г.Л. Брусилов решил пройти из Петербурга во Владивосток по Северному морскому пути. На частные средства была снаряжена шхуна "Святая Анна". У берегов п-ова Ямал шхуна была затерта льдами и унесена течениями и ветрами на северо-запад (севернее Земли Франца-Иосифа). Экипаж шхуны погиб, в живых остались только штурман В.И. Альбанов и матрос А.Э. Конрад, посланные Брусиловым на Большую землю за помощью. Судовой журнал, сохраненный Альбановым, дал богатые материалы. Проанализировав их, известный полярный путешественник и ученый В.Ю. Визе в 1924 г. предсказал местонахождение неизвестного острова. В 1930 г. этот остров был найден и назван именем Визе.

Много сделал для изучения Арктики Г.Я. Седов. Он изучал подходы к устью р. Колымы и губу Крестовую на островах Новой Земли. В 1912 г. Седов на судне "Святой Фока" достиг Земли Франца-Иосифа, затем зимовал на Новой Земле. В 1913 г. экспедиция Седова повторно пришла на Землю Франца-Иосифа и зимовала на о. Гукера в бухте Тихой. Отсюда в феврале 1914 г. Седов с двумя матросами на нартах направился в сторону Северного полюса, но не достиг его и на пути к полюсу скончался.

Богатые гидробиологические материалы получила Мурманская научно-промысловая экспедиция под руководством Н.М. Книповича и Л.Л. Брейтфуса. За время своей деятельности (1898-1908) экспедиция на корабле "Андрей Первозванный" провела гидрологические наблюдения в 1500 точках и биологические - в 2 тыс. точек. В результате экспедиции были составлены батиметрическая карта Баренцева моря и карта течений. В 1906 г. вышла книга Книповича "Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана". Много новой информации о Баренцевом море получили ученые Мурманской биологической станции, основанной в 1881 г.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

] Сборник. Послесловие Е.М. Сузюмова.
(Москва: Издательство «Мысль»: Главная редакция географической литературы, 1973. - Серия «XX век: Путешествия. Открытия. Исследования»)
Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    A.M. Гусев. В СНЕГАХ АНТАРКТИДЫ
    Антарктида (6).
    Шестой материк - Антарктида (24).
    К берегам Антарктиды (24).
    Первые дни на берегу шестого континента (35).
    Строительство обсерватории Мирный (48).
    Полет в оазис Антарктиды (51).
    Открытие обсерватории Мирный (66).
    На ледяном куполе восточной Антарктиды (77).
    Воздушная разведка ледяного купола Антарктиды (78).
    Первый санно-тракторный поход в глубь материка (86).
    Строительство первой внутриматериковой станции на высокогорном плато Антарктиды (103).
    Первая зимовка на станции Пионерская (108).
    Зимой на высокогорном плато Антарктиды (111).
    Особенности климата и погоды внутренних районов Антарктиды (128).
    Смена первого состава зимовщиков Пионерской. Возвращение в Мирный (136).
    Завершающий этап работы экспедиции (144).
    Весна в Мирном (145).
    Некоторые итоги первых научных исследований (146).
    Встреча кораблей и возвращение на Родину (158).
    А.Ф. Трешников. ЗАКОВАННЫЙ В ЛЕД
    Предисловие (164).
    День первый (167).
    В разгар лета (169).
    Трактористы сдают экзамен (172).
    В воздухе и на льду (173).
    В глубь континента (178).
    По московскому времени (181).
    На 100-м километре (183).
    Из путевого дневника (186).
    Станция Пионерская (190).
    Уроки похода (197).
    Ледовый склад (199).
    В поисках места выгрузки (203).
    Катастрофа на ледяном берегу (203).
    Флаг поднят (211).
    Пожар в Мирном (214).
    Санный поезд в пути (217).
    Чрезвычайное происшествие (221).
    Полет на Комсомольскую (224).
    Рождение Востока-1 (223).
    Временное отступление (231).
    Успехи геологов и биологов (235).
    Пингвины и буревестники (237).
    Начало зимовки (240).
    День за днем (244).
    Под вой пурги (247).
    Через трещины (250).
    Первомайские дни (252).
    Наши соседи (254).
    Трудовые будни (259).
    Зимние полеты (263).
    Авиация выручает (267).
    Навстречу весне (271).
    «Коренные жители» этих мест (274).
    Литл-Америка (276).
    Ураган (281).
    Бригада «Ух!» (287).
    Американцы на шестом континенте (288).
    Вести от соседа (292).
    Такова была погода (296).
    Австралийские гости (299).
    Воздушная разведка (302).
    В Оазисе (304).
    Новости американской базы (306).
    Репетиция большого похода (309).
    Курс на юг (311).
    «Зубы дракона» (314).
    На родине Христофора Колумба (318).
    Поселок на санях (320).
    Поезд идет дальше (322).
    Люди станции Восток-1 (325).
    Минус 74° (328).
    Второе открытие Комсомольской (330).
    «Весна» в снегах (333).
    Встреча смены (335).
    После аврала (340).
    Рейд продолжается (342).
    На Южном геомагнитном полюсе (346).
    Самолет над полюсом недоступности (350).
    Летчики и радисты (353).
    Прощание с Антарктидой (356).
    Изучение ледникового покрова (368).
    Погода и климат (361).
    Ледовый режим моря Дейвиса (365).
    Наблюдения геофизиков (367).
    Домой! (371).
    Е.М. Сузюмов. СОВЕТСКИЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ АНТАРКТИДЫ (372).

Аннотация издательства: В 1955 году советские люди впервые высадились на берега Антарктиды. Авторы - Гусев А.М. (доктор физико-математических наук) и Трешников А.Ф. (доктор географических наук) - в своих документальных книгах увлекательно рассказывают о деятельности Первой и Второй советских антарктических экспедиций, о создании научных станций, о внутриконтинентальных походах, об основных научных проблемах Антарктиды.



Похожие публикации