Фон Штейн и Лассаль: консервативный синтез как упущенный шанс для Германии? Мошенница по призванию ольга фон штейн Роман с начальником колонии. И вновь продолжается бой

Впервые концепция социального государства оформилась в трудах немецких ученых XIX в.: Л. фон Штейна, Ю. Оффнера, Ф. Науманна, А. Вагнера. Она была продуктом немецкой консервативной мысли.

Известно, что консерватизм возник как реакция на Великую французскую революцию 1789 г. и подготовившие ее идеи Просвещения. Дальнейшее развитие консервативной мысли подпитывалось революционными событиями 1848 г. и развивающейся революционной идеологией. Исходным пунктом консервативной философии всегда была установка на недопустимость революционных перемен, угрожавших основам существующего строя. В любых призывах к переустройству жизни консерваторы видели опасное прожектерство, идущее вразрез с реальностью. Другими словами, теория социального государства стала ответом немецкого консерватизма на угрозы революционных преобразований, однозначно прозвучавшие в середине XIX в. в европейских странах.

Однако, отвергая революционные перемены, немецкие консерваторы не были против изменений как таковых. Поэтому чем острее и очевиднее была опасность революции, чем активнее проявляла себя либеральная и социалистическая мысль, тем решительнее росла готовность политических деятелей консервативного толка к социальному реформаторству «сверху». В целенаправленных реформах, осуществляемых государством, они видели единственную альтернативу кровавой и разрушительной революции по французскому типу.

Эти идеи в сфере идеологии и практической политики нашли свое теоретическое воплощение прежде всего в трудах немецкого философа, историка, экономиста Лоренца фон Штейна (1815-1890). Именно ему принадлежит научный приоритет в разработке первой теоретической концепции социального государства, содержащей новаторские для своего времени взгляды о возможностях и средствах государственной политики.

Л. фон Штейн исходил из того, что любая монархия станет впредь пус­той тенью, превратится в деспотию или погибнет в республике, если не найдет в себе нравственного мужества стать монархией социальных реформ. Тем самым Л. фон Штейн заложил основы теории социальной монархии, которая впоследствии трансформировалась в теорию социального государства.

Наиболее последовательное изложение теории социального государства представлено в труде Л. фон Штейна «История социального движения Франции с 1789 г.» . Автор поставил перед собой цель – найти возможности устранить классовые противоречия, неизбежно возникающие в буржуазном обществе, средствами самого государства. Тем самым он пытался решить назревший «социальный вопрос», обострение которого могло привести к разрушительным последствиям. Л. фон Штейн предложил следующее решение: с помощью государственной власти неимущие классы (прежде всего рабочий класс) должны «изменить свое зависимое положение, обусловливаемое природой труда, в положение независимое, материально-свободное» . Такое решение «социального вопроса» созвучно самой революционной риторике того времени. Если не знать, что данная формулировка принадлежит консерватору, то можно подумать, что ее автором является представитель социалистического направления. Неслучайно известный немецкий историк и философ Э. Трёльч назвал Л. фон Штейна «предшественником Маркса, поскольку он ставит пролетариат в ту же диалектическую противоположность и, исходя из этого, дает ту же конструкцию будущего» .

Безусловно, Л. фон Штейн и К. Маркс, будучи современниками, хорошо знали научные труды друг друга. Так, в частности, К. Маркс в работе «К критике политической экономии» критикует Л. фон Штейна за то, что он рассматривает товар как «благо» вне его стоимостных характеристик . А в работах «Немецкая идеология» и «Святое семейство» К. Маркс делает ряд критических замечаний в адрес Л. фон Штейна как «переводчика идей французского социализма на язык Гегеля» .

Хотя открытая дискуссия по «социальному вопросу» между К. Марксом и Л. фон Штейном отсутствовала, по всему видно, что они были непримиримыми оппонентами, предлагающими совершенно разные способы решения социальных проблем. Как утверждает Э. Трёльч, «у Л. фон Штейна разрешение противоречий происходит не революционным путем, а при помощи государственного социализма... < > У Маркса разрешение классовой борьбы приводит к автономному, основанному на добровольном коллективном труде и несущему в себе человеческое общество и хозяйство анархизму» . Если К. Маркс и Ф. Энгельс высказывают представление о капитале как коллективном продукте, который должен приобрести характер общественной собственности, и выступают за захват пролетариатом политического господства с целью вырвать у буржуазии весь капитал , то Л. фон Штейн показывает, что капитал есть сконцентрированное в руках части общества средство сохранения общественной зависимости рабочих классов и что устранить порабощение рабочих можно путем социальных реформ.

Проведение социальных реформ Л. фон Штейн связывал с целенаправленной политикой государства, так как государство стоит выше капитала и труда и само «сильно терпит от зависимого положения низшего, чисто рабочего класса» , так как чем многочисленнее этот класс, тем беднее само государство.

Государство может разрешить «социальный вопрос» путем создания такого государственного устройства и таких установлений, которые позволили бы труду самому вести к приобретению собственности. Этот путь превращает государство в социальное и позволяет обеспечить каждому человеку условия благосостояния. Под этими условиями Л. фон Штейн понимал «не духовное или хозяйственное богатство как таковое, а именно живое и свободное движение [межклассовое движение], которое делает это богатство достижимым для каждого человека» .

Необходимо отметить, что социальное государство не стремится изменить классовую структуру общества и уничтожить классовые противоречия, оно лишь пытается сгладить, минимизировать, сбалансировать эти противоречия. Реальным способом достижения этого является возможность перехода человека из одного класса в другой путем изменения отношения к собственности.

Если же государство «не в силах выполнить свою высшую социальную функцию, которая заключается не в подчинении одного интереса другому, а в гармоническом разрешении их противоречий, тогда ее место занимает элементарная власть физических сил и гражданская война уничтожает вместе с благосостоянием всех и само государство, которое не могло понять и сохранить этого благосостояния» .

Миссия социального государства на уровне управления выражается в двух основных задачах: во-первых, способствовать свободному межклассовому движению, во-вторых, помогать тем, кто терпит лишения. Л. фон Штейн показал, как эти две задачи реализуются в конкретных управленческих функциях государства:

1) устранение юридических препятствий свободному межклассовому движению;

2) попечение об общественной нужде, которое призвано обеспечить каждой личности физические условия самостоятельности;

3) содействие труду, не обладающему капиталом, в достижении хозяйственной самостоятельности, например через вспомогательные кассы, страховое дело, самопомощь в форме союзного строя неимущих .

Таким образом, Л. фон Штейн рассматривал «социальный вопрос», по сути, как рабочий вопрос, что, безусловно, соответствовало конкретно-исторической интерпретации его теории в момент создания.

В понимании Л. фон Штейна государство является единственным гарантом социальной справедливости и тем самым «возвышается над всеми остальными общественными институтами и интересами» . На этом основании философ XX в. Питер Козловски считает Л. фон Штейна апологетом государства и защитником полной независимости государства от власти общества .

С такой обобщающей трактовкой трудно согласиться, поскольку Л. фон Штейн в разработке своей социально-философской концепции однозначно стремился обеспечить органическое участие народа в образовании государственной воли. Но для него «участие» народа «означает не народное представительство, а максимальный учет интересов, пожеланий, самого духа народа при выработке и проведении государственной политики. Только такое участие народа не будет подрывать самостоятельность государственной власти» .

Определяя сущность социального государства, Л. фон Штейн писал: государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» .

Данное определение социального государства считается классическим. Современный исследователь А. Э. Евстратов считает, что «отмечаемого многими исследователями развития концепции социального государства с момента введения самого термина в 1850 г. фактически не происходило (в штейновском понимании), так как обращалось внимание лишь на отдельные аспекты деятельности государства в социальной сфере (в области страхования, здравоохранения, бедности), а не на все проявления социальной государственности» . В действительности это, конечно же, не так. Современное понимание социального государства ушло вперед по сравнению с теорией Л. фон Штейна, но любое исследование в этой области должно отталкиваться от определения немецкого ученого, так как в нем преодолевается подход к государству как арене классовой борьбы и впервые утверждается приоритет соотношения «личность – государство» взамен прежнего «общество – государство», а главной целью государства объявляется экономический и социальный прогресс.

В определении Л. фон Штейна можно выделить следующие сущностные характеристики социального государства.

Первое. Социальное государство имеет долженствовательную, обязательственную природу. Л. фон Штейн писал, что социальное государство не просто поддерживает абсолютное равенство в правах для всех общественных классов и отдельной личности, а обязано это делать; государство не просто способствует экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, а обязано способствовать этому. Государство не просто выполняет некие функции социального характера, а обременено обязанностью выполнять их, предоставляя своим гражданам право требовать от государства выполнения этих обязанностей.

Внешним правовым проявлением сущности социального государства являются те социальные обязанности государства перед человеком, которые, как правило, закрепляются на конституционном уровне в виде системы прав человека и гражданина. Именно обязанность государства заботиться о человеке, а не сама забота, составляет главное принципиальное отличие социального государства от всякого другого.

Любое государство выполняет социальные функции, проявляя заботу о своих гражданах. Но только на определенном этапе исторического развития в условиях обострения классовой борьбы государство признает это своей обязанностью, тем самым предоставляя человеку право получать помощь от государства не в виде милостыни, а по своей собственной инициативе, гарантированно, быть правомочным требовать от государства выполнения взятых на себя социальных функций. Взяв на себя обязательства обеспечить определенные условия жизни своим гражданам, социальное государство уже не может сложить их с себя, так как возложенная или принятая на себя обязанность неотвратима. Если же государство в конкретный исторический момент по каким-то причинам не может выполнять взятые на себя обязанности в полном объеме, то данный факт не лишает нас возможности рассматриватьтакое государство как социальное, поскольку обязанность существует и тогда, когда она не выполняется или выполняется не полностью.

Другими словами, главная отличительная черта социального государства – это признание и закрепление со стороны государства своих обязанностей перед гражданами. Именно этим социальное государство отличается от патерналистского государства, также заботящегося о своих гражданах. Сегодня для современной России важным является недопущение теоретического и практического отождествления социального государства с патерналистским.

Второе. Социальное государство не только обязано, но и может выполнять свои функции. Эту возможность ему дает власть. Необходимость применения власти обусловлена тем, что выполнение социальных обязанностей может быть сопряжено с государственным принуждением, например когда речь идет о перераспределении доходов для выполнения социальных программ. Действительно, права и интересы более сильных членов общества могут быть ограничены в интересах более слабых членов общества. В этих условиях, предупреждал Л. фон Штейн, государству придется сдерживать натиск господствующих классов, не желающих делиться своими доходами. Однако государство не должно бояться этого, так как именно оно обладает высшей властью в обществе, и долг каждого гражданина независимо от его классовой принадлежности – выполнять решения государственной власти, то есть той власти, которая имеется у социального государства не в силу того, что оно социальное, а в силу того, что оно – государство.

Третье. Социальное государство само заинтересовано в выполнении взятых на себя обязанностей. Если рассматривать государство как «высшую личность», как самостоятельный субъект, обладающий собственными интересами и целями, то главной целью государства является самосохранение, то есть поддержание существующего политического и социального строя. Воля к самосохранению заставляет государство использовать все возможные способы для разрешения противоречий, опасных для его целостности. Прежде всего речь идет о неуничтожимых классовых противоречиях. Поэтому борьбу за свое существование на определенном этапе развития государство вынуждено вести не на языке политических идей, а на языке реальных интересов трудящихся масс. Смысл становления государства в качестве социального заключается в том, что человек, будучи удовлетворенным уровнем и качеством своей жизни, имея возможности для свободного развития, скорее всего, не будет стремиться радикально менять свое положение – так обеспечивается естественная стабильность общественной структуры, в том числе политическая стабильность, что составляет главную цель социального государства.

Другими словами, когда обнаруживается, что государство может быть разрушено в результате революционных изменений и что единственной альтернативой этому является обеспечение каждому человеку условий достойной жизни или как минимум гарантий достойного существования, то государство, наделенное властью, выбирает эту (вторую) альтернативу в качестве предпочтительной, в силу чего и становится социальным.

Таким образом, конечная цель социального государства – это сохранение социально-политической стабильности, то есть условий, при которых государственная власть чувствует себя в полной безопасности. Поэтому в деятельности социального государства нет ничего альтруистического, то есть того, что бы государство делало себе в ущерб. Государство так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем сохранении и развитии. Л. фон Штейн писал, что развитие отдельных личностей, составляющих государство, становится степенью развития самого государства: «…чем ничтожнее его граждане, тем оно само ничтожнее; чем меньше они развиты, тем менее развито и само государство» .

В этой связи некоторые современные авторы дают ошибочную интерпретацию сущности социального государства, определяя ее как «максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания» .

Заметим, что государство, в том числе и социальное, не может ставить перед собой неосуществимых целей, выражающих мечты граждан о полном удовлетворении всех своих потребностей. Подобное представление о цели социального государства скорее всего могло возникнуть у российского автора под влиянием пропаганды периода развитого социализма. В основе подобных определений социального государства лежит представление о полном совпадении интересов государства и личности, что на самом деле не одно и то же. Как показал Л. фон Штейн, главная цель государства – сохранение социально-политической стабильности путем установления баланса между различными общественными интересами. Эта цель включает в себя не «снижение социального неравенства», а снижение его остроты с помощью создания достойных условий жизни для всех граждан. Шанс социального государства на существование заключается в том, что главная его цель не противоречит интересам личности, поскольку лишь в условиях социальной и политической стабильности возможно безопасное существование и свободное развитие человека.

Исследование Л. фон Штейна и вся последующая история показывают, что по своей природе феномен социального государства носит ярко выраженный политический характер, что означает со-знательное взятие властью на себя социальных обязательств в целях сохранения социальной и политической стабильности. В этом плане современный теоретик социального государства Е. А. Лукашева подтверждает правоту выводов Л. фон Штейна, говоря: «Социальное государство пришло вслед за правовым, потому что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние и выполнения им новых функций» .

Новыми функциями, вытекающими из теории социального государства, становятся:

– ограничительная функция, которая проявляется по отношению к господствующим классам и с помощью которой решаются такие задачи, как ограничение монополизации, регламентация трудовых отношений, регулирование экономики, концентрация средств на социальные программы и нужды;

обеспечительная функция, решающая задачи социального страхования, социального обеспечения, предоставления возможностей для получения образования и медицинского обслуживания;

гарантирующая функция. Давая гарантии и закрепляя их на конституционном уровне в виде системы прав человека и гражданина, государство, по сути, становится должником человека, предоставляя ему право не просто получать помощь от государства, а получать ее гарантированно.

Подводя итоги, можно сказать, что теория социального государства Л. фон Штейна стала не только набором новых методов государственного управления, а явилась парадигмой деятельности государства на определенном этапе своего развития. Безусловно, теория социального государства возникла в результате борьбы рабочего класса Европы за свои права и в дальнейшем дала ощутимые результаты европейским народам в плане достижения высоких стандартов жизни и социальных гарантий в XX в. Однако в начале XXI в. наметились новые проблемы, требующие своего осмысления и решения в рамках теории социального государства.

Во-первых, необходимо выяснить, каково в современном мире оптимальное соотношение между индивидуальной свободой и активной регулирующей ролью государства. Насколько совместимы права и свободы человека с дирижизмом социального государства.

Во-вторых, требует специального анализа роль гражданского общества в социальном государстве. В этой связи следует уточнить формы взаимодействия гражданского общества и социального государства.

В-третьих, известно, что теория социального государства возникла как теория национального государства в эпоху становления монополистического капитализма. Но в современном мире рушатся рамки национального государства, а международное право приобретает доминирующий характер. Сегодня при построении социального государства невозможно не учитывать реалии глобализации. Поэтому в социальной философии очень актуальным становится соотношение национального и глобального (международного) при решении социальных вопросов. Но это уже тема другой статьи.

Штейн, Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. – СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1872. – с. XXVIII.

Македонская, Ж. Х. Правовая природа Российской Федерации как социального государства: дис. … канд. юр. наук. – М., 1997. – с. 56.

Лукашева, Е. А. Социальное правовое государство. Проблемы обшей теории права и государства / под ред. B. C. Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – с. 79.

В то смутное время, когда знаменитая авантюристка Сонька Золотая Ручка отбывала наказание в ссылке на острове Сахалин, по России и Европе прокатилась очередная волна преступлений, в которых подозревали женщину, очень схожую с знаменитой Сонькой. Среди народа даже пошла молва, мол отбывает срок не настоящая Сонька, а ее двойник. Нет Сонька была в ссылке, а в преступном мире взошла на небосклон новая звезда- Ольга Фон Штейн, по наследству получившая кличку Сонька Золотая Ручка.

Детство Ольги Штейн

Ольга Штейн родилась в 1869 году в семье мещанина, знаменитого царскосельского ювелира Сегаловича. В 25 лет, потеряв надежду выйти замуж за дворянина(Сегаловичи не были дворянами), Ольга вышла замуж за друга отца Альберта Цабеля, который был старше ее на 34 года и переехала жить к нему в столицу. Всему своему окружению профессор-арфист говорил, что взял «презрелую» 25-летнюю девицу Ольгу Сегалович в жены из сострадания. В скором времени он пожалел о своем «благородном» поступке, т. к. его супругой стала красивейшая женщина, привыкшая себе ни в чем не отказывать и жить на широкую ногу. Толпы молодых поклонников у ног элегантной жены, да ее графские замашки тащили семейный бюджет в долговую яму. Через семь лет супружеской жизни, профессор подал на развод и неравный во всех отношениях брак распался.

Ольга не сильно то и расстроилась и в том же году нашла себе нового мужа. Она вышла за статского советника фон Штейна, человека не соответствовавшего бесконечным материальным потребностям Ольги Зельдовны, но довольно весомого в высшем обществе. Ольга стала жить, как мечтала. В их доме стали проводиться частые приемы со сливками высшего общества, да и сама она стала вхожа в высокие круги знати того времени. Именно в этот период у роковой красавицы начали проявляться ее криминальные таланты.

Материальные потребности Ольги Штейн

Окруженная многочисленными поклонниками, она мастерски находила причину выманить деньги практически у любого человека, а отдавать занятые в долг деньги не спешила. Да у многих и язык не поворачивался просить возврата денег у такой весомой и вращающейся в знатных кругах особы. Те немногие, что позволяли себе ожидать генеральшу для беседы, уходили прочь, завидев высокопоставленных гостей. Действительно, у кого спрашивать и кому жаловаться, когда здесь в друзьях элита власти?

В те годы (впрочем как и сейчас) была популярна кадровая афера. Ольга тоже воспользовалась этим, и обещая пристроить какого нибудь кандидата на работу в свои мифические золотые прииски, брала у пострадавшего денежный залог в качестве подтверждения добропорядочности и естественно на этом дело и заканчивалось. Кандидат оставался без денег и без работы, а некоторые даже умудрялись приехать на «прииски» в Сибирь. Много человек попались ей на «крючок», но из за больших связей аферистки, боялись сообщать в полицию, тем более, что доказательств в передаче ей денег у них не было.

Аферы Ольги Штейн

Некого мещанина Маркова Ольга отправила не в Сибирь на прииски, а в живописную Вену, якобы для покупки там виллы семье фон Штейнов. Из 3000 рублей залога, полученного от него же, ему была выдано 100 на расходы и загранпаспорт в виде бонуса. Марков быстро нашел приличный вариант, завалил хозяйку телеграммами, но в итоге обнищал и был возвращен по ходатайству русского консула в вагоне для бродяг. Именно настрадавшийся Марков первым написал заявление на имя прокурора о злодействах бессовестной авантюристки.

А тем временем коварная генеральша, почувствовав вкус дармовых денег придумывала все новые и изощренные способы обогащения. На своем поприще она ворочала чужими деньгами, золотом, драгоценностями, картинами великих художников и даже краденными автомобилями. А самое странное, что муж о ее проделках и не подозревал, несмотря на то что у их дома на Литейном со временем все активнее стали толпиться приказчики магазинов, кандидаты на должности и прочие кредиторы.

Когда источаемые ею мольбы и подкупы для предотвращения публикаций о ее нечистоплотности стали неэффективны, Ольга выдумала парижское наследство несуществующей тетушки на крупную сумму денег. Подделав для наглядности телеграмму о крупных поступлениях, генеральша фон Штейн уговорила немало людей поспособствовать взносами от 3000 рублей на оформление наследства. Но вдруг один из чиновников МИДа установил подлог телеграммы, и над Ольгой навис меч правосудия.

Следствием нависло над Ольгой Штейн

Летом 1906 года, несмотря на многочисленные знакомства и связи с «нужными» людьми из высшего общества, Ольга фон Штейн оказалась под следствием. По настоянию прокурора она содержалась в Доме предварительного заключения. Однако авантюристка и здесь со свойственной ей хитростью притворилась больной и по рекомендации врачей была отпущена домой, где находилась как бы под арестом. Бесконечно тянувшееся следствие и два раза отложенные заседания суда заставляли уже думать, что суд над Ольгой так никогда и не состоится. Наконец, под давлением общественности, 30 ноября 1907 года состоялось первое заседание суда.

Когда дело явно запахло каторгой, поклонник, советник и адвокат Ольги депутат Госдумы Пергамент насоветовал ей бежать за границу, в чем и сам ей немало поспособствовал, создав «коридор» через Финляндию. Долго бы искала полиция беглянку, если бы сыщики не обратили внимание на письмо Пергаменту от некой Амалии Шульц из Нью-Йорка с просьбой о переводе денег. Американская полиция задержала и отправила беглянку в Россию.

Осуждение Ольги Штейн

Уже 9 декабря 1908 года в России продолжились слушания по делу фон Штейн. На этот раз внимания на процесс не обратили, некоторые потерпевшие на суд не явились, а на защиту встал знаменитый адвокат Бобрищев-Пушкин. В итоге суд за присвоение ценностей и их растрату осудил Ольгу фон Штейн всего на 16 месяцев заключения.


Как только авантюристка освободилась, сразу же стала придумывать новые аферы.Благодаря прежнему обаянию генеральская вдова вновь обрела право на жительство в столице. Решив сменить фамилию, Ольга знакомится с нищим бароном, обещает ему 10 000 рублей за фиктивный брак и становится Ольгой фон дер Остен-Сакен. Естественно, «муженек» не получает ни копейки. Имея большой опыт в мошенничестве она вновь вымагает деньги и ценности у доверчивых чиновников среднего уровня и приезжей знати. И не без успешно.

В итоге в 1915 году над ней начинается очередной судебный процесс. Ее обвиняют в следующих мошеннических действиях:фиктивный брак, аферы с заемными векселями в особо крупных размерах, шантаж чиновников Городской думы и прочая, и прочая, и прочая…21 февраля 1916 года суд присудил аферистке 5 лет тюремного заключения. Но от пяти лет тюрьмы ее спасла революция. Однако чуть позже нерастраченная тяга к опасным приключениям, да и ужасные послереволюционные условия заставили Ольгу вновь взяться за старое.

Новый приговор для Ольги Штейн

В 1920 году она «кинула» простого советского гражданина Ашарда - увела его драгоценности, пообещав взамен мануфактуру, крупу и сахар. Ольгу в очередной раз осудили. Приговор гласил: пожизненные общественно-принудительные работы. Мотая срок в костромской колонии, Ольга, разменявшая пятый десяток, соблазнила ее начальника Кротова и бежала с ним в Москву.

И конечно же она взялась за старое- получала деньги по подложным документам, используя Кротова. Тот совсем обезумел от больших денег и красивой жизни. Однажды, решив покататься с шиком, Кротов угнал государственный автомобиль, посадил Ольгу и помчался с ветерком. Но попал в засаду. В перестрелке его убили чекисты, а на ручки Ольги Штейн надели наручники.

И тут она выкрутилась, рассказав новой власти про покойного Кротова как насильника, запугавшего несчастную женщину и принудившего ее к преступным действиям и разврату. Лишь год условно получает в 1923 году Ольга за свои приключения и направляется в Петроград к родне на перевоспитание.

По слухам, в 30-е годы Ольга торговала на Ямском рынке квашеной капустой. По другой версии, она укатила за границу, где разорила еще немало мужчин…

Дорогие друзья. Если вам нравятся мои статьи Вы можете подписаться ниже и на Ваш e-mail будут приходить анонсы новых записей.

von Stein ) - дворянский род

Родовой герб остзейских Штейнов

Известны несколько русских дворянских родов «Штейн». Один из них внесён в Дворянскую Родословную Книгу Харьковской губернии, другой - Волынской.

Описание герба

В черном щите три серебряных в золотой оправе алмазных четырехугольных камня (два и один).

В серебряной главе лазоревые ромбы в ряд. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: три черных страусовых пера, на среднем золотая монета. Намет: черный, подложен серебром. Герб рода Штейн внесен в Часть 16 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 44.

Известные представители

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фон Штейн" в других словарях:

    Шарлотта Альбертина Эрнестина фон Штейн (нем. Charlotte Albertine Ernestine von Stein; 25 декабря 1742, Эйзенах 6 января 1827, Веймар) придворная дама герцогини Анны Амалии Саксен Веймар Эйзенахской и близкое доверенное лицо герцогини Луизы… … Википедия

    Фон Штейн (нем. von Stein) дворянский род родовой герб Известны несколько русских дворянских родов «Штейн». Один из них внесён в Дворянскую Родословную Книгу Харьковской губернии, другой Волынской. Герб рода Штейн внесен в Часть… … Википедия

    Генрих Фридрих Карл фом унд цум Штейн нем. Heinrich Friedrich Karl Reichsfreiherr vom und zum Stein … Википедия

    Шарлотта фон Штейн Шарлотта Альбертина Эрнестина фон Штейн (нем. Charlotte Albertine Ernestine von Stein; … Википедия

    Лоренц фон Штейн Лоренц фон Штейн Дата рождения … Википедия

    Константин Львович фон Штейн Дата рождения 1829 год(1829) Дата смерти 1888 год(1888) Место смерти Санкт Петербург … Википедия

    Содержание 1 Топоним 2 Фамилия 3 В технике 4 См. также … Википедия

    Памятник в городе Веттер (Рур). Генрих Фридрих Карл фом унд цум Штейн (нем. Heinrich Friedrich Karl Reichsfreiherr vom und zum Stein; род. 26 октября 1757 г. Нассау ум. 29 июня 1831 г. замок Каппенберг, Вестфалия) немецкий прусский… … Википедия

    Штейн Генрих Фридрих Карп, барон фон - (Stein, Heinrich Friedrich Karl, Baron von) (1757 1831), прус, гос. деятель, реформатор. После ряда назначений на дип. и адм. должности стал мин. торговли (1804 07). Был отправлен в отставку Фридрихом Вильгель мом III за попытку расширить… … Всемирная история

Книги

  • Петер Хакс. Пьесы , Петер Хакс. П. Хакс - известный драматург, поэт, сказочник, эссеист, теоретик литературы ГДР. В настоящий сборник вошли следующие произведения Хакса: "Колумб", "Амфитрион", "Омфала", "Маргарита в Эксе",…

Лоренц фон Штейн (нем. Lorenz von Stein; 18 ноября 1815, Борби (ныне в черте Эккернфёрде), Шлезвиг-Гольштейн, Германский союз, - 23 сентября 1890, Хадерсдорф-Вейдлингау (ныне в черте Вены), Австро-Венгрия) - немецкий философ-гегельянец, правовед, историк, экономист, советник японского правительства, автор идеи социального государства. Сторонник идей надклассовой социальной монархии, критик марксистского коммунизма, идейный предшественник правой социал-демократии (оказал влияние на Лассаля, австромарксизм).

Биография

Родился в Борби. Изучал философию в Кильском и Йенском университетах. Стажировался во Франции, изучая социализм. Результатом его исследований стал труд «Социализм и коммунизм в современной Франции» (1842), который познакомил немецкую общественность (в том числе Маркса и Энгельса) с социалистическими идеалами. В 1846 году Лоренц фон Штейн стал профессором Кильского университета, но в 1851 году был уволен за продатскую позицию в вопросе присоединения Шлезвига к Пруссии. С 1855 по 1885 год профессор Венского университета, где в 1882 году его лекции посещал японский министр-реформатор Ито Хиробуми. 13 декабря 1874 года был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Основные сочинения

  • Der Socialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs, 1842 («Социализм и коммунизм в современной Франции»)
  • Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage, 1850 («История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней»)
  • Die Verwaltungslehre, 1865-1868 («Учение об управлении»)
  • Gegenwart und Zukunft der Rechts- und Staatswissenschaft Deutschlands - Stuttgart, 1876 («Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии»)

Введение в научный оборот термина «социальное государство» осуществил в 50-е годы XIX века немецкий экономист и государствовед Лоренц фон Штейн (1815–1890). Он видел в классовом неравенстве и значительном количестве неимущих, бесправных членов общества непо- средственную опасность для государства: «существование зависимых людей делает само государство зависимым от них»1 . В его понимании социальное государство было обязано поддержи- вать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посред- ством своей власти. Характеризуя социальное государство, Лоренц фон Штейн подчеркивал: «Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»2 . Таким образом, в качестве отличительного принципа социального государства выделялась его на- правленность на создание достойного уровня жизни всем гражданам и социальным группам. Согласно теории Л. Фон Штейна, социальное государство должно обладать рядом особенностей. Одной из них является признание и закре- пление со стороны государства своих обязанностей перед гражданами. Другой – способность государства выполнять социальные функции, что обеспечивается властью. Необходимость применения власти обусловлена тем, что выполнение социальных обязанностей может быть сопряжено с государственным принуждением, например, когда речь идет о перерас- пределении доходов для выполнения социальных программ. При этом социальное государство само заинтересовано в выполнении взятых на себя обязанностей. Воля к самосохранению заставляет государство ис- пользовать все возможные способы для разрешения противоречий, опас- ных для его целостности.

Л. фон Штейн исходил из того, что любая монархия станет впредь пус­той тенью, превратится в деспотию или погибнет в республике, если не найдет в себе нравственного мужества стать монархией социальных реформ. Тем самым Л. фон Штейн заложил основы теории социальной монархии, которая впоследствии трансформировалась в теорию социального государства..

Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835–1917) рассматривал социальную миссию государства с позиций христианского социализма. Он утверждал, что на смену буржуазного государства должно прийти государство культуры и «всеобщего благоденствия». А. Вагнер предлагал передать значительную часть собственности государству, в том числе железные дороги, горнодобывающую промышленность, банковское дело. В то же время, он являлся убежденным противником революционных выступлений рабочего класса, верил в возможность мирного сосущество- вания классов. Таким образом, на первом этапе развития теории социального го- сударства исследователи признавали одной из его главных отличитель- ных черт наличие равных социальных обязательств перед всеми без ис- ключения членами общества. Важно отметить, что уже в конце XIX века некоторые идеи теоре- тиков социального государства стали использоваться в практике государ- ственного управления. На базе предложенной А.Вагнером доктрины со- циального страхования были приняты законы о формировании институ- тов обязательного социального страхования в Германии в 1882–1890 го- дах. Вагнер также обосновал необходимость законодательного установ- ления имущественной ответственности работодателей за вред, причинен- ный жизни и здоровью рабочих. 1

БИЛЕТ 8 «План Бевериджа» и связь социальной политики с государственной экономической политикой.

По заданию британского правительства 1942 года было создана комиссия для подготовки мероприятий по улучшению социального обеспечения в Великобритании. Эту комиссию возглавил лорд Беверидж, известен многочисленными публикациями по социальным вопросам и как разработчик системы социального страхования на случай безработицы в Англии в 1908 и 1915 годах.

Он внес существенный вклад в развитие концепции соц.гос-ва, заложивл основы социальной политики в Великобритании. Ядро «плана Бевериджа» – тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости; считал необходимым наделение государства полномочиями по регулированию социальных процессов на принципах всеобщности и единообразия, т.е. одинакового для всех граждан гарантированного размера пенсий и пособий, предотвращение массовой безработицы, равнодоступность бесплатной медицинской помощи и образования.

Лорд Беверидж оправдывал более активное вмешательство государства в социальную жизнь, если такое вмешательство не будет посягательством на личную инициативу: "Создавая систему социального страхования, государство не должно подавлять дух предпринимательства и инициативы в смысле личной ответственности; вводя национальный прожиточный минимум, государство должно стимулировать личные стремления каждого индивидуума добиваться для себя и своей семьи большего дохода, чем этот минимум".

План Бевериджа определял три главных принципа, лежащих в основе организации системы социального обеспечения: универсальность, единство и интеграция.

Принцип универсальности обеспечение означал разрыв с традиционной логикой системы Бисмарка - обеспечения работающих - и гарантировал обеспечение на все случаи социального риска для всего населения. В Великобритании было предложено полную систему обеспечения на любой случай, как-то - здоровья, индивидуальный, семейный доход для всех людей, которые оказались в затруднительном положении. Следовательно, основана на национальной солидарности и гарантированном минимальном доходе для всех, эта политика социального обеспечения целого общества положила начало утверждению права на труд, медицинские услуги, минимальный гарантированный доход.

Второй принцип единства в обеспечении включает несколько понятий, а именно: адекватный характер взносов и выплат, одинаковый характер организации системы.

Беверидж хорошо знал систему Бисмарка, которая привязывала взносы и выплаты к заработной плате, но отказался от нее. Ведь действенность системы социального страхования должна определяться на основании ее способности бороться с нищетой и бедностью, а не только по способности поддерживать уровень жизни работающих. Речь шла о том, чтобы помощь находилась в прямой зависимости не от заработной платы или уровня потери трудоспособности, а от нормальных потребностей человека в конкретной ситуации. Это означало также, что помощь должна быть достаточной по объему, так и по качеству. Только дальнейшее развитие страхования сможет позволить установить пропорциональную зависимость между помощью, которая заменила заработок, и суммой которую лицо получало до наступления страхового случая.

Принцип единства означал также единый характер организации системы, основанной на едином взноса в унифицированной системы национального страхования (за исключением социального страхования от несчастных случаев на производстве, а также семейной помощи, финансировалась из общественных фондов (государственного бюджета)). Управление этой системой необходимо было поручить государственным органам под руководством одного из министерств, компетентных в сфере социального обеспечения.

Третий принцип интеграции означал, что Беверидж высказался за интеграцию различных форм обеспечения: страхования, социальной помощи и сберегательных касс. Только такой подход, по его мнению, давал возможность преодолеть социальное своеволие, которое часто сопровождало социальную помощь. Система Бевериджа, таким образом, сблизила социальное страхование с социальной помощью, обосновывая это настоящим действенным правом, воспользоваться которым человек мог бы в любое время. Принцип интеграции предусматривал координацию трех главных политических направлений: социальной политики, основанной на гарантированном доходе, политики здравоохранения и политики полной занятости, которые внедрялись национальной службой здравоохранения и государственной службой занятости. Эти три столпа настоящей политики обеспечение, объединенные вместе, должны были преодолеть главные факторы социальной необеспеченности.


Похожая информация.




Похожие публикации