Фронтальное занятие по логопедии в коррекционной школе. Логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляции

Задачи:

Образовательные.

Развивающие.

Воспитательные.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Прогулка с Красной Шапочкой»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК”

(МАДОУ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

«Прогулка с Красной Шапочкой»

Исполнитель: учитель-логопед

Е.К. Сумина

Задачи:

Образовательные. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи и фрукты, ягоды» на основе систематизации и обобщения знаний. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи. Закреплять четкое произношение гласных звуков и умение выделять их из звукового ряда.

Развивающие. Развитие зрительного внимания, фонематического восприятия, артикуляционной моторики; повышение общего тонуса организма путём мышечной стимуляции.

Воспитательные. Воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих; чувство товарищества, умение работать в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности.

Оборудование. Комплект фруктов и овощей, корзины, интерактивная доска, развивающая интерактивная игра «Меткий стрелок», дидактический дом с окошками, карточки символы гласных звуков, картинки на гласные звуки, костюм Красной Шапочки, волшебная палочка.

Ход занятия

    Организационный момент.

(Создание эмоционального, положительного фона. Логопед организует приветствие, говорит детям, что рад видеть их. Приглашает детей отправиться в сказку Шарля Перро, а как называется, сказка воспитанники должны догадаться. (Дети закрывают глаза)

Логопед. Один, два, три сказка в гости к нам приди. (В этот момент появляется Красная Шапочка).

Логопед. Ой! Кто это? В какую сказку мы с вами попали? Давайте не просто расскажем эту сказку, по новому, но и покажем её.

    Артикуляционная гимнастика.

Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась. Упражнение «Улыбка». Удержать 10 секунд. Приготовила чашечку, чтобы попить чай. «Чашечка», повторить 5 раз. А чай она пила с вкусным вареньем. «Вкусное варенье» - слизать кончиком языка «варенье» с верхней губы. Затем она почистила зубки. «Почистим зубки». После завтрака Красная Шапочка стала играть на дудочке. «Трубочка» - удерживать 10 секунд. Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакала лошадка. «Лошадка» - пощёлкать кончиком языка. Лошадка стала стучать копытом, а Красная шапочка взяла барабан и начала бить в барабан. «Барабанщик».

Но тут пришла мама и попросила Красную Шапочку сходить к бабушке и отнести ей корзинки.

Логопед. О чём ты задумалась Красная Шапочка?

Ребёнок (СОНЯ). Мама оставила много корзинок для бабушки, как я их одна отнесу?

Логопед. Что же делать ребята?

Логопед. Наши ребята дружные, они всегда приходят на помощь другу, и они помогут тебе.

Логопед. Обращает внимание детей. Домик бабушки находится далеко и нам придётся пройти много испытаний, чтобы туда попасть.

Логопед. Чтобы нам не было страшно идти, давайте скажем чистоговорку.

КА-КА-КА – ух дорога далека.

КО-КО-КО – мы пройдём её легко.

Логопед. Предлагает мальчикам взять корзины, а девочкам взять мальчика за руку. Дети подходят к панно с деревьями и видят, что много листьев опало.

    Дыхательное упражнение «Листопад».

Красная Шапочка и дети подходят к домику.

Логопед. Жители дома, наверно, ещё не проснулись. Все окна в домах тёмные. Давайте попробуем отгадать, кто живет в этом доме? Откройте окошки.

    Упражнение «Отгадай».

По артикуляции, изображённой на карточке, дети определяют, какие звуки живут в доме и подбирают картинку, которая начинается на данный звук.

Логопед. Какие это звуки, каким цветом мы их обозначаем в схеме?

Логопед. Вижу впереди охотника. Пойдёмте, посмотрим на кого он охотиться.

    Интерактивная игра «Меткий стрелок» - закреплять умение анализировать звуковой состав слова, развивать фонематический слух.

Логопед. Вы были меткими стрелками, молодцы. Я предлагаю вам отдохнуть.

    Физкультминутка с элементами самомассажа «Строим дом»

Где ты, носик?

Носик, носик! (Провести указательными пальцами по крыльям носа.)

Лобик, лобик!

Где ты, лобик? (Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам.)

Щёчка, щёчка!

Где, ты щёчка? (Пальцами погладить щёки сверху вниз.)

Буду чистеньким я очень. (Погладить ладонями шею, уши, ладони друг о друга.)

А братья с утра до ночи работают, не покладая рук.

Целый день тук да тук. (Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.)

Раздаётся звонкий стук. (Похлопывание ладонью по правой руке.)

Молоточки стучат, (Поколачивание правым кулачком пор левой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, (Поколачивание кулачком по правой руке.)

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек, (Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.)

Этот дом для зайчиков, (Растирание кулачком правой руки.)

Это дом для девочек, (Быстро «пробежаться» пальцами правой руки по левой от кисти к плечу.)

Этот дом для мальчиков. («Пробежаться пальцами по правой руке.)

Вот какой хороший дом, (Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживём, (Погладить ладонью правую руку.)

Будем песни распевать. (Скользящие хлопки ладоней друг о друга.)

Веселиться и плясать. («Пружинка»)

Логопед. А вот и дом бабушки. Бабушки дома нет. Давайте мы посмотри, что в корзинках поможем бабушке разложить все предметы по группам. Для этого вы посмотрите, что у вас в корзинке или в мешочке. Посчитайте, сколько предметов и с помощью картинки расскажите, что можно приготовить из этого предмета. (Ответы детей.)

Логопед. У нас получилось 3 группы предметов. Давайте скажем, чего стало много. (Ответы детей).

Логопед. Я думаю, бабушка будет довольно, как мы всё разложили.

Логопед. Нам пора возвращаться в детский сад! (Дети делают круг, закрывают глаза, Красная Шапочка уходит.) 1,2 в детский сад нам пора!

Итог занятия.

Логопед. Скажите, в какой сказке мы побывали. Кто просил у нас помощь? Что мы раскладывали по группам. Какие звуки нам встретились.

Логопед. А это, что за корзина? Это Красная Шапочка отблагодарила вас за помощь и отзывчивость.

Конспект открытого логопедического фронтального занятия, проведенного студенткой факультета психологии и специального образования ПГСГА Смородиновой М.В. во второй подгруппе с детьми ЗПР с ОНР.

Дата проведения : 11.02.2016г.

Время проведения: 9.00 – 9.30

Продолжительность занятия: 30 минут

Логопедическая тема: «Звуки Л и Л».

Цель занятия: «Автоматизация звуков Л и Л».

Задачи:

1)коррекционные задачи:

Закрепление акустических характеристик голоса

Закрепление артикуляторных характеристик голоса

Развитие фонематического восприятия

Развитие мыслительных операций

Развитие внимания

Развитие фонематического анализа (умение определять местоположение звука в слове: в начале, в конце и в середине)

Развитие эмоциональной сферы

Развитие связной речи

Развитие общей моторики

Развитие словообразовательных умений

Закрепление навыков связной речи

Развитие абстрактного мышления.

2)воспитательные задачи:

Воспитание умения работать в коллективе

Воспитание умения слушать

Воспитание взаимопомощи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Предметные картинки

Наборное полотно

Конструкция дома

Костюмы для детей

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1) Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! (Логопед читает стихотворение)

Сегодня к нам на занятие пришел веселый учитель и принёс много картинок и рассыпал их. Ему на помощь пришел клоун-чудак, который делал........

(на наборном полотне выкладываются картинки).

Что клоун сделал не так?

2)Сообщение темы занятия:

Логопед называет слова: лампа, клетка, лодка, белка, стол, выделяя звук Л и Л*.

О каком звуке мы с вами будем говорить?

Правильно!

3) Уточнение акустико-артикуляторных характеристик звуков Л и Л*:

звук Л – гласный или согласный?

глухой или звонкий?

Как вы думаете, звук Л бывает только мягкий, только твердый или и твердый и мягкий?

Когда мы произносим звук Л, где у нас язычок?

А за какими зубками: верхними или нижними?

А что делают губки?

Молодцы, ребята!

Дети приветствуют логопеда и повторяют за ним стихотворение.

всё не так!

Дети отвечают.

О звуках Л и Л.

Согласный

Звонкий

Твердый и мягкий

За зубками

Верхними

Улыбаются

4) Развитие фонематического восприятия:

Ребята, а теперь, когда услышите звук Л, поднимите руку (логопед произносит слова: дом, шар, лодка, пила, пол, самолет, собака, кошка, лопата)

Молодцы!

А сейчас я вам расскажу рассказ «Про лягушонка», а вы мне назовите слова со звуком Л.

5) Развитие мыслительных операций:

Сейчас мы с вами поиграем в игру « Какое слово лишнее?» (логопед произносит цепочки слов:

лампа, Мила, мука, лом

школа, лодка, лужа, дом

лавка, кошка, лужа, стол).

6)Развитие внимания и фонематического анализа :

Сейчас я буду произносить предложения, а вы будете считать, сколько в предложении слов со звуком Л:

Мышка весело жила, на пуху она спала.

Веник пол подметал, веник очень устал.

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

Молодцы!

7)Развитие фонематического анализа:

(определить местоположение

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

мука

дом

кошка

звука Л в слове: в начале, в конце и в середине)

Ребята, вы должны назвать картинки, где звук Л стоит в середине, в начале и в конце слова и назвать твердый это звук или мягкий?

Итак, найдите картинки, где звук Л стоит в конце слова,

в середине слова,

в начале.

А теперь, где звук Л – мягкий.

Молодцы!

8) Развитие эмоциональной сферы, общей моторики и связной речи:

А не пора ли нам немножко пойти отдохнуть во двор (дети встают, становятся около логопеда).

Мы вышли во двор, делаем ледяные фигуры, солнышко пригревает, и фигуры тают (дети садятся). Весна, цветочки расцветают. Решили ребята лес посмотреть. Вдруг на встречу идет красная шапочка (дети поют песню и одновременно совершают движения руками, показывая большие горы).

Молодцы!

9) Закрепление способа образования существительных с помощью суффиксов:

стул, козел

белка, телевизор, самолет, елка

лягушка, лейка

лягушка, кольцо, лейка, самолет, телевизор.

Дети изображают фигуры.

Дети поют.

(Логопед продолжает сказку) Красная шапочка в лесу встретила волка.

У волка не глаза, а …

не лапы, а …

не усы, а…

не зубы, а …

Молодцы!

10) Закрепление образования притяжательных прилагательных:

(Логопед продолжает сказку)

Но красная шапочка не испугалась, ведь у нее много друзей в лесу. Она увидела хвост, как вы думаете чей(логопед показывает картинку)?

А чьи же уши она увидела?

А хвост?

А лапы?

Молодцы!

11)Закрепление навыков связной речи:

Логопед говорит: « На поляне стоит дом. Этот дом построил Джек. (Дети произносят по одной строчке из стихотворения, сопровождая произнесение соответствующими движениями).

Молодцы!

12) Итог занятия:

Логопед прощается с детьми.

Глазищи

Лапищи

Усищи

Зубищи

беличий

заячьи

лисий

медвежьи

Дети выполняют задание.

Дети прощаются с логопедом.

Самоанализ: все занятие построено в соответствии с темой и целями занятия. Задания предъявлялись к детям по степени сложности от простого к сложному. Задания разнообразные, с применением различных наглядных пособий. Во время занятия поддерживалась доброжелательная обстановка и хорошая дисциплина. По ходу занятия исправлялись речевые ошибки детей. Во время занятия работали все дети: отвечали на поставленные вопросы полными ответами. На занятии проводилась работа по уточнению знаний, относящихся к данной теме. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать каждого ребенка, поддержать его рассуждения, создать ситуацию успеха для каждого из них.

К концу занятия дети хорошо ориентировались в материале.

Конспект логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

Тема: В поисках буквы М

Цель: обучение различению и правильному произношению звука М

Задачи:

коррекционно-образовательные

  • закрепить понятие о механизме образования звука [М]
  • закрепить различение изученных букв и звуков
  • формировать навыки словообразования и словоизменения

коррекционно-развивающие

  • автоматизировать у детей звук [М] в слогах, в словах и предложениях
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
  • развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы
  • развивать фонематический слух и восприятие
  • развивать звукобуквенный анализ
  • уточнять и расширять словарь
  • развивать внимание и память

коррекционно - воспитательные

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью
  • воспитывать у детей наблюдательность

Образовательная область: Коммуникация (интеграция)

Вид деятельности : развитие речи

Оборудование: буквы на доске, картинки к загадкам, конверт, стрелочки, плакат с зашифрованными буквами, разрезные буквы, плакат солнце, буквы, картинки.

Ход занятия

Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь мне и друг другу.

Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте гостей кивком головы.

Давайте покажем нашим гостям, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем.

Что такое буква? (Это то, что мы пишем и видим)

А, что такое звук? (То, что мы слышим)

Какие звуки синего и красного цвета мы знаем?

Красные это, какие звуки- одним словом? (Гласные)

Давайте назовем их. (А,У,О,И,Ы,Э)

Почему они гласные? (Мы их поем)

А синего цвета, какие звуки мы обозначаем? (Согласные)

Назовите их. (П,Т,К,Х)

Ребята, а ведь согласные звуки мы еще обозначаем зеленым цветом, почему, что означает зеленый цвет? (Мягкость согласного звука)

Назовите мягкие пары звукам: ПЬ, ТЬ, КЬ, ХЬ

А теперь отгадайте загадки:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос . (Морковь)

Целый день летает,

Всем надоедает.

кружок.

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

Зверь забавный, сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Медведь)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

(Логопед выставляет картинки на доску)

Ребята, как вы думаете, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомимся?

(С буквой и звуком [ М] )

А, как вы догадались? (Первый звук – [М] в словах)

Молодцы!

М – нам губы звук смыкает!

Если нет – тогда… молчанье!

Л.: А теперь вы произнесите звук [ м ].

Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.

Л.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?

Д.: Да.

Л.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

Д.: Нет, не можем.

Л.: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?

Д.: Согласный.

А какая мягкая пара этого звука? (МЬ)

Придумайте слова с мягким зв МЬ.

А обозначаются звуки М, МЬ – буквой ….

- Ребята, это вредная Шапокляк решила нас проверить сможем ли мы найти букву и показать, что мы знаем и умеем. Покажем? (Покажем)

Логопед находит конверт. В конверте инструкция прохождения испытаний.

Физкультминутка. Раз, два!
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)

Идите по стрелочкам

1 испытание: Найдите знакомые буквы (плакат с наложенными буквами друг на друга)

2. Соберите знакомые буквы (разрезанные картонные буквы)

3. Составьте и прочитайте слоги (работа в кассах)

4. Звукобуквенный анализ слов – мак, кит, мука

5. Отремонтируйте предложения (картинки) :

Кушать, Мишка, мед.

Катать, на машина, Маша.

- Ребята, посмотрите, вот нашлась наша буква (ЭМ), какие вы молодцы, вы справились со всеми испытаниями.

Давайте посмотрим, на что похожа буква М?

(ответы детей)

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Теперь давайте заштрихуем букву М.

Благодарность за работу (подарочки)


Лексические

  • активизация и обогащение словаря по теме «Наземный транспорт»;
  • уточнение и закрепление знаний об основных назначениях транспорта (пассажирский, грузовой, специальный);
  • повторение значения сигналов светофора;
  • актуализация слов, обозначающих составные части грузовой машины.

Грамматические

  • развитие навыков построения высказываний-рассуждений;
  • упражнение в образовании существительных множественного числа, закрепление умения согласовывать числительное с существительным.

2. Коррекционно — развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности детей;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие у детей смекалки и сообразительности;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы учителя).

3. Воспитательные:

воспитание самостоятельности и активность на занятии.

Оборудование:

  • демонстрационный материал - рисунки с изображением наземного транспорта;
  • круги из цветного картона: ЖЁЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ;
  • грузовичок из картона для повторения «Шутки» с использованием плаката;
  • плакат с изображением составных частей грузовой машины;
  • фломастеры.

Лексический материал:

Наземный транспорт: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, электричка, грузовик, экскаватор, пожарная машина, машина скорой помощи

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»

Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о наземном транспорте.

Ожидаемый результат (для обучающихся): Закрепить знания о наземном транспорте, совершенствовать грамматическую сторону речи на материале данной темы.

Время занятия – 30 минут

Ход занятия:

I. Организационный момент

Цель: Активизировать субстантивный словарь по теме «Транспорт».

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а чему оно посвящено, вы скоро поймёте сами. Сегодня вы будете не просто учениками, вы водители автомобилей! Возьмите по одной перевёрнутой карточке и садитесь в свои машины (садятся за парты, сзади на стульях изображения наземного транспорта).

Логопед: Теперь по очереди будем называть у кого что изображено на картинке. Я начну. У меня грузовик…(Дети продолжают по цепочке.) Как же называется всё это, одним словом?
Дети: Машины, транспорт.

Логопед: Верно, вот вы и назвали сами тему занятия, это транспорт! Именно о нём мы и поговорим.

II. Основная часть

Беседа с детьми по теме «Виды транспорта»

Цель беседы: Повторить основные виды транспорта.

Логопед: На прошлом занятии я рассказала вам о видах транспорта. Какие из них вы запомнили? Я помогу: транспорт, который передвигается под землёй какой? — подземный; транспорт, который передвигается по воде какой?, по небу? — воздушный, по земле? – наземный.
Дети: Наземный, воздушный, водный и подземный.

Логопед: Молодцы, вы постарались вспомнить все виды транспорта, но мы сегодня поговорим об одном из них, который окружает нас каждый день — о наземном транспорте.

Логопед: Итак, ребята, транспорт, который передвигается по земле — наземный. Назовите наземный транспорт, который вы видите каждый день на улицах нашего посёлка.

Дети: Легковые и грузовые машины, автобусы и т.п. Какой ещё наземный транспорт вы знаете? Те, кто затрудняются ответить, посмотрите на ваши стульчики, там находятся подсказки!

Дети: троллейбусы, трамваи и т.п. (при затруднении демонстрируются изображения).

Логопед: Молодцы, ребята, вы были внимательны и точны. Итак, мы с вами назвали: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус.

Физкультминутка «Машина»

Цель: Упражнять в координации речи и движения.

Логопед: Давайте встанем у своих мест и повторяйте за мной.

Не летает, не жужжит, (Два раз руки выдвигаем вперёд, затем ставим на пояс.)
Жук по улице бежит. (Дважды руки выдвигаем в стороны, затем ставим на пояс.)
И горят в глазах жука (Два раза выдвигаем руки вверх и ставим на пояс.)
Два блестящих огонька (Присесть.)

Логопед: Подумайте и скажите, для чего нужен транспорт?
Дети: Он перевозит людей и грузы.

Логопед: Молодцы, мы каждый день встречаем на улицах разный транспорт, который перевозит грузы и людей. Но машины создаются не только для того, чтобы на них ездили или перевозили грузы. Есть автомобили, которые созданы для оказания помощи в различных ситуациях. Их называют специальным, или служебным транспортом. Мусоровозы убирают мусор, снегоуборочные и поливальные машины чистят дороги, «скорая помощь» помогает людям, попавшим в аварию, или тем, кому требуется помощь врача и т.д. Чтобы нам вспомнить некоторые такие машины, я предлагаю угадать транспорт, который я зашифровала для вас. Двум желающим нужно будет переставить буквы на доске в обратном порядке, а остальные проверяют!

Специальная техника:

ЪЩОМОП ЯАРОКС Скорая помощь
АНИШАМ ЯАНРАЖОП Пожарная машина

Сигналы светофора

Логопед: Вы отлично справляетесь с заданиями. А сейчас мы с вами повторим сигналы светофора. Вы знаете, что обозначает красный сигнал? Дети (…) А жёлтый, зелёный? (Дети отвечают).
Логопед: Правильно. Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! Жёлтый: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет нам путь открыт.

Логопед: Ребята, представьте себя на несколько минут шофёрами. Вращая руками воображаемый руль, мы будем быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то налево, то направо. И вы, как шофёры, должны правильно реагировать на зелёный, красный, жёлтый сигналы. Когда я показываю красный кружок — вы «застываете» (можно вызвать ведущего)

А в конце нашего занятия для того чтобы лучше запомнить транспорт, я предлагаю вам соединить нарисованную машину и её контур (предлагаются индивидуальные карточки, на которых предлагается соединить рисунки транспорта и их силуэты линиями)

III. Итог

Логопед: О чем мы говорили сегодня?
Дети: О наземном транспорте.

Логопед: На какие еще группы по назначению можно разделить транспорт?
Дети: На пассажирский, грузовой и специальный.

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕ

Тема занятия : Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «моя», «моё» с существительными.

Цель : различение категориальных значений рода имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.В. Михеева, учитель-логопед

КОУ «Нефтеюганская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ» г. Нефтеюганск, ХМАО – Югра

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕ

Тема занятия : Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «моя», «моё» с существительными.

Цель : различение категориальных значений рода имён существительных.

Образовательная задача : закреплять умение согласовывать местоимения «моя», «моё» с существительными.

Коррекционно – развивающая задача : обогащать словарный запас через узнавание новых слов, развивать и корректировать слуховую память, мышление через упражнения в подборе пар слов, отгадывание загадок, совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через упражнение на определенное движение в соответствии с заданным словом.

Воспитательная задача: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; самоконтроль.

Этапы занятия

Виды заданий

Деятельность специалиста

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Организационный

И.п. – о.с.

1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад;

3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Проговаривает инструкцию

Выполняют упражнения.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

Актуализация знаний, постановка задач занятия

Посмотрите на картинки. Назовите только те, про которые можно сказать она «моя». К какой части речи они относятся? Какого они рода? Назовите окончания? К этим картинкам мы подобрали слово «моя». А какое слово можно подобрать к оставшейся картинке? К какой части речи относится эта картинка? Какого рода? Назовите тему занятия сегодня?

Предлагает назвать картинки и выполнить задание

Называют картинки. Отвечают на вопросы, формулируют тему занятия.

Сформулировать цель занятия. Развитие зрительного восприятия; умения согласовывать местоимения «моя», «моё» с существительными

Для чего нам нужно изучать эту тему?

Задаёт вопрос

Чтобы уметь различать женский и средний род существительных, правильно писать и читать.

Формирование положительной мотивации и интереса к логопедическим занятиям.

Формирование новых знаний, первичная проверка усвоения

Какая картинка лишняя? Почему? Посмотрите что это? (картинка МАНГО), объяснение значения слова- это тропический фрукт со сладким вкусом, с кожурой в красных, жёлтых и зелёных тонах. Мякоть жёлтого или оранжевого цвета. Растет в Индии, Китае, Тайланде.

Объясняет значение нового слова, задаёт вопросы.

Запоминают слово, отвечают на вопросы.

Обогащение словаря.

Что же нам помогает определить род существительных? (Посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения-помощники.)

На доске появляется таблица – род имен существительных.

Показывает таблицу, задаёт вопросы.

Рассматривают таблицу, приводят свои примеры, отвечают на вопросы.

Развитие мыслительных операций.

Игра «Пары слов».

Я буду называть к данным картинкам пару (картинки висят на доске). Ваша задача - запомнить вторые слова из пары. (Морковь-грядка, капуста-пирог, тыква-каша, яблоко-дерево, свёкла-борщ).

Проверка: логопед называет первое слово, ученик - второе.

Вспомните картинки и определи род данных слов.

Предлагает запомнить картинки и слова, затем проверить правильность выполнения задания.

Запоминают картинки и слова, выполняют задание.

Совершенствование слухового и зрительного восприятия, мышления; развитие навыка определения рода имени существительного

Отгадывание загадок.

Запись слов с проговариванием орфограмм. Определение рода имен существительных- ответов на загадки.

Носит дом с собой она,

В нем живет всегда одна.

И идет от цели к цели

Потихоньку еле-еле (Ч Е Р Е ПАХА)

В этом доме до весны

Бурый мишка смотрит сны (Б Е РЛОГА)

Колыбель для деточек

Из травы и веточек (ГН Е ЗДО)

Не вода, не суша -

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь (Б О ЛОТ О )

Загадывает загадки, дает задание.

Отгадывает загадки, пишет и проговаривает чётко орфограммы, подбирая проверочные слова. Определяет род.

Развитие мыслительной деятельности, орфографической зоркости, формирование грамматических категорий рода.

Динамическая пауза

Выполним упражнения для рук «Змейка» (ученик скрещивает руки ладонями друг к другу, пальцы сцепляет в замок и выворачивает руки к себе. Затем он двигает тем пальцем, на который укажет логопед. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкинезий. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук).

Теперь зажмурьте сильно глаза, дотроньтесь до кончика носа пальцем правой руки! Откройте глаза, зажмурьте - дотроньтесь пальцем левой руки. Повторить 5 раз!

Игра с движениями . Приседайте, если услышите существительное с.р., прыгайте - если существительное ж.р. Будьте внимательны, может быть ловушка!

Логопед называет слова, ученики выполняют движения (колесо, белка, море, лошадь, пальто, муравей, кресло, небо, снег , вода, ромашка).

Даёт словесную инструкцию и показывает образец выполнения упражнений.

Называет в достаточно быстром темпе слова.

Выполняют упражнение.

Внимательно слушают, выполняют движения.

Развитие межполушарного взаимодействия

Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка.

Повышение работоспособности через использование двигательной активности.

Закрепление новых знаний, самостоятельная работа.

Работа в карточке с деформированными словосочетаниями. Подобрать к существительному прилагательное и соединить линиями. Запись в тетрадь. Определение рода имен существительных.

Придумайте предложение с одним из словосочетаний? Сделайте отстукивание предложений.

Составляют словосочетания, утрированно проговаривают, объясняют орфограммы

Составляют и отстукивают предложения, определяют количество слов.

Развитие грамматического строя речи, навыка согласования в роде существительного и прилагательного

Развитие самоорганизации, стройного оформления своих записей.

Работа с пословицами на карточке.

Предлагает выполнить задание.

Объясняет незнакомые пословицы.

Читают пословицы. Выполняют задание. Объясняют знакомые пословицы.

Развитие мыслительных процессов, расширение словарного запаса.

Рефлексия, оценка деятельности детей.

Что вы можете сказать о занятии:

Сегодня на занятии…

☺ Я не знал(а)…

☺ Теперь я знаю…

Мне было трудно…

☺ Теперь я могу…

Мне было легко, потому что…

- Я довольна вашей работой! Теперь подойдите ко мне и получите интересную информацию о вредных свойствах манго, которую вы прочитаете дома или на перемене! На следующем занятии расскажите, что нового вы узнали.

Оценивает деятельность учеников, даёт задание

Отвечают на вопросы, называют задания, при выполнении которых возникали затруднения.

Учить соотносить цель и результат учебной деятельности. Коррекция и развитие учебной мотивации (с учётом индивидуальных возможностей обучающихся), развитие самоконтроля.

Список литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
  2. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
  3. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей: Педагогический университет «Первое сентября». – М., 2013.- 72с.



Похожие публикации