Какие славянские племена мы знаем? Древнеславянские племена Племенной центр волынян.

Племенные союзы восточных славян и их расселение.

Лучше (так как реально) выучить эту тему из Справочника по истории России с древнейших времен Л.М Пятецкого, изд-во Московский лицей: М. – 1994.:

«По среднему течению Днепра, т. е. в районе города Киева, жили поляне; южнее полян – уличи; к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Десне – северяне; по верхнему течению Днепра и по Западной Двине – кривичи; по берегам Припяти – древляне; к Северу от Припяти до Западной Двины -дреговичи; по рекам Оке и Москве – вятичи; в междуречье Днепра и Десны – радимичи; вокруг озера Ильмень – ильменские славяне (словене)»

Но полезно знать и следующую информацию (Стариков Н. В., История России. Справочник Студента – М.: Приор, 200, - 464 с.):

Бужане название группы племен восточных славян, живших в верховья Западного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства.

Волыняне – одно из восточнославянских объединений, возникших на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов» (городов). Центр – Волынь (в летописи упоминается с 1018). В 907 г. – союзник Киева.

Вятичи – союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки. В составе Киевской Руси с сер. X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Древляне – племенное объединение, занимавшее в VI - X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с волынянами, бужанами, дреговичами. Главный город – Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевской Руси. Были обложены данью Олегом в 883 г.

Дреговичи – племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. В составе Киевской Русис X в. Стали основой Туровского княжества.

Дулебы - племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград. Под именем Бужан и Волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.

Ильменские словене – одно из самых многочисленных славянских объединений, располагавшихся у о. Ильмень, по рр. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Соседи – финно-угорские племена Чудь и Меря. В нач. IX в. вместе с Кривичами и Чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.

Кривичи - союз восточнославянских племен в VI – X вв. Располагался на водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Главные города – Смоленск, Полоцк и Изборск. С IX в. в составе Киевской Руси. В XI – XII вв. территория кривичей – в Смоленском и Полоцком княжествах, северо-западная часть – в новгородских владениях.

Поляне – восточнославянский племенной союз VI - IX вв. по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Составили ядро древнерусского государства.

Радимичи – племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и Вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом- воеводой князя Владимира.

Северяне – союз племен в VII – IX вв., располагающийся по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 входили в состав Руси.

Тиверцы – племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная. В 907 и 944 принимали участие в походе на Царьград. С сер X в. в составе Киевской Руси. Под ударами печенегов и половцев к XII в. отошли на север, где постепенно смешались с другими племенами.

Уличи – одно из племенных объединений восточных славян, живших, согласно ПВЛ, в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. В течении трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом. Под натиском кочевых племен отошли на Север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.

Объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в т. н. «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян. Аналогичной точки зрения придерживалась И. П. Русанова , Г. Н. Матюшин , а также В. В. Богуславский и Е. И. Куксина . Иным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».

Расселение

Источники

Археологические источники

Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка , литьё и гончарство .

Письменные источники

Волыняне упоминаются в Повести временных лет в именном списке племён Руси в начале повести, где ещё нет летоисчисления, в периоде (до Рюрика) между смертью братьев, основателей Киева, и началом межплеменных столкновений, последовавших после смерти братьев:

Арабский географ аль-Масуди сообщал во второй половине X в. о племенах «валинана» и «дулаба», которых в исторической литературе принято считать волынянами и дулебами. Вот что он говорит о волянынах:

Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена; ибо (верховная) власть была у него, и прочие цари ему повиновались… Мы уже выше рассказывали про царя, коему повиновались, в прежнее время, остальные цари их, то есть Маджак , царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных племен славянских, оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок их был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя.

Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами.

Вятичи

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное государство – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне

Поляне не имеют никакого отношения к Польше. Считается, что эти племена пришли с Дуная и обосновались на территории современной Украины. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.




По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике.

Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Но в VII веке, под давлением немцев и поляков, хорваты начали покидать свое государство и уходить на восток.

Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как "четыре мести Ольги древлянам". Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» - болото. Дреговичи - одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.

Откуда пришли дреговичи неизвестно, но существует версия, что их родина была на юге, на полуострове Пелопоннес. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Радимичи не были славянами, их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их.кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) - самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».

Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы - понтийской.

Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи

Уличам не везло. Изначально они жили в районе нижнего Днепра, но кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении на Днестр. Постепенно уличи основали собственное государство, столицей которого стал город Пересечень, находившийся на территории современного Днепропетровска.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Бужане , прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.

Поляне были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи , а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое названиевятичи .

Этноним «ляхи » - это наименование жителей Польши, которым наградили их восточные славяне по имени какого-нибудь местного предводителя, которого звали Олегом. Название народа по личному имени очень часто встречается в истории. У западных славян «олег» - это дух человека, живущий в легких.

19 век Александр Гильфердинг: «Северо-западные славяне, составлявшие ляшское племя, т. е. ветви польские и балтийские, сами себя никогда не называли ляхами. Видно, они не ощущали себя единым племенем. Ляхами звали их восточные соседи, литва и русские славяне, выражая этим словом местность, в какой они жили. Лях, без сомнения, значило житель низменности, луговой земли. Так, по-литовски Lenkas - лях, а lenke - луг, низменное место; польское (lag, lеka) луг, русское (в Архангельской губернии) ляга - лужа и др. относятся к этому же корню. Не имея племенного названия, ляхи обозначали себя лишь одним самым общим именем всего поколения, славянами, и затем знали только частные прозвища отдельных ветвей, взятые, как и у других славян, большей частью от местности…»

Саки-массагеты, булгары, балкары, болгары и гунны, один и тот же народ.

Прокопий Кессарийский называл гуннов массагетами. А этноним гунны возник в Европе и означал «союз племен». Этот этноним имеет европейское происхождение. Можно привести аналогичный более поздний этноним – бургунды, означающий «союз городов», который, по-видимому, относился в большей мере к городам Ганзейского союза. Этноним массагеты имеет иранское происхождение и означает рыбаки или охотники на рыбу. Но если слово «рыба» перевести на тюркский язык, то он будет звучать как балык, а слово массагеты при переводе на тюркский будет звучать как балыкар или балкар. Историки болгарского народа помнят, что их предки жили на Северном Кавказе, а народ разделился на два племени, которые мигрировали на север вдоль реки Волги и на запад вдоль побережья Черного моря. Один народ стал называться булгары – северные рыбаки, так как булан – на их языке – северный олень, а другой - болгары – умные рыбаки, так как бояр (боир) –на их языке – умная голова. Известно, что высшим органом власти племенного союза являлась Хаса – общее собрание вождей племен, на котором решались организационные вопросы и выборы вождей - Хасанов –Хаканов- Каганов. Благодаря этому возникло государство Хазар ия и этноним хазар - тюркский аналог европейского слово гунн. В наследство от Хазарии остались названия городов Хасавюрт – город, где собиралась Хаса, Астрахань – еще Афанасий Никитин упоминал об этом городе как Хас-Тархан – освобожденный от налогов по решению Хасы, Казань – Хасань- место сбора Хасы.

Савиры,сабиры – народ, носящий меховые или соболиные шапки, так как сабур – тюркское название соболя. Сабирами называли хазар все тюркские племена. Близкими наследниками этнонима являются башкиры – «носящие волчьи головы или меховые волчьи шапки». Существует вероятность ошибочного появления этнонима савир из-за того, что его использовали вместо более характерного для этих мест этнонима – сувары. Так называли угро-финские племена все тюркоязычные народы со времен гуннов по наши дни. Сувары - народы живущие по берегам рек (тюркское «су»-река), что соответствует современному этнониму мордва. В состав сувар могли входить народы веси, меря , мещеры, муромы, марийцы, мордвы, удмурты и коми.

В эпоху гуннов и хазар они проживали значительно южнее, занимая территорию между Днепром и Уралом. В истории Геродота они могли упоминаться под фисагетами, массагетами, агрипеями. Основообразующим племенем было племя веси, что по фински значит вода. При этом часть веси жила в болотах и называлась суоми – болотная весь, часть жила по берегам озер и называлась меря, мари, основные племена жили по берегам рек и назывались мордва, вятичи, ватка, ватяки (удмурты), емь, кемь, коми. У некоторых племен приток реки назывались чер, шур, шер, ша, поэтому дочернии племена они называли притоками мери – мещера, еми –черемьсын-черемисы(угрофинское название марийцев). Племена чужие, говорящие на другом языке назывались чудь , чувесь-чуваш, т.е. протобулгары не являлись угрофинскими племенами, а являлись переселенцами, вытеснившими сувар на север.

Утигуры, оногуры – угро-финские племена как правило имеющие в своем названии числительные – семь(чувашское ути) племен, десять (тюркское он) племен.

Летописные дулебы . По всему славянскому миру, от сербской реки Дулибы до новгородской деревни Тулебли, от чешских Дудлебов до московского микрорайона Жулебино - всюду встречаемся с этим выразительным славянским самоназванием. В словаре Даля "дулебая баба" значит "глупая, некрасивая, грубая". Оказывается, как показал О.Н. Трубачев,дулебы - от герм. daud-laiba - дословно "имущество, наследство умершего", "выморочная земля". Но на угро-финских языках дулебы означает сопливые.

Черемисы – народ мари-эл, марийцы.

Славиюны, славины, славяне – народ дунайских болгар или полян.

До половцев-куманов на территорию Причерноморья переселились племена огузов – печенегов . Византийские источники называли их пачинаки. Анализируя греческое значение этого слова, можно привести известное русское слово, пришедшее из греческого – починок – новое поселение, поэтому пачинаки – новые, первые переселенцы.

Тюркологи связывают этот этноним с родоплеменным именем одного из огузких племен – беренче, однако, анализ образования европейских этнонимов показывает, что византийские авторы редко использовали чужие непонятные им этнонимы, а старались использовать собственные, указывающие на характерные особенности того или другого народа. Можно привести в качестве основы образования этнонима булгарское слово печен – сено. Действительно, основной особенностью существования этих кочевых племен, как и половцев были заготовки сена и соломы для питания скота в зимнее время либо его конфискация при набегах на население, ведущее оседлый образ жизни. Русские князья отлично знали зависимость набегов кочевников от наличия у них запасов кормов, поэтому регулярно проводили операции по сжиганию сена половцев и печенегов в пограничных районах. Кочевники вынуждены были уходить в южные районы и ослабевшие, слабо откормленные лошади не позволяли совершать набеги на южные районы Руси в зимнее время. Учитывая, что слово «полова» означало раньше солому, то вполне возможно использование двойного родственного этнонима по отношению к родственным племенам как сено - солома или печенеги – половцы. Остается выяснить откуда пришел этот этноним из Византии на Русь или из Руси на Византию. Скорее всего из Византии, т.е. первоначально он означал первых переселенцев, а затем учитывая фонетическое сходство пачинаков с печенегами мог означать и разбойников ворующих сено. Первыми с огузкими племенами столкнулись хазары-булгары. Учитывая тесные контакты народов Руси с хазарами – булгарами вполне допустима передача этнонима печенеги из Булгара на Русь.

Анализируя происхождение этнонимов, которые использовал Нестор можно остановиться на авторском варианте объяснения, но можно предположить, что этноним поляне идревляне относились к населению только, что переселившемуся предположительно полочан-полян, и коренному населению этих мест - древлян, более старому древнему населению этих мест. В языке того времени трудно подобрать более точное определение для коренного населения этих мест. Следует учесть, что переселенцы старались жить на чужой территории, строя города-остроги или крепости, чтобы защитить себя от коренного населения, которое всячески препятствовало переселенцам. Другим вариантом деления полян и древлян может быть деление по признаку проживания новых переселенцев в городах, которые имели греческое название «поль» и деревенскому проживанию коренного или ранее пришедшего населения древлян. В греческих источниках это деление оформилось в виде этнонимов славяне и анты – древние, старые, коренные, а как еще греки могли подчеркнуть разницу между двумя группами населения, проживающих на одной территории.

Угр о – финское происхождение. Опять же покопавшись в словаре коми – пермяцкого языка, самого архаичного из всех существующих угро - финских языков, Николая Рогова, выпущенного 1869 году (Низкий поклон ему за это.) можно найти значение слова вин – убийство, умервщление кровопусканием, так как оно связано со словом вир – кровь. В русском языке это нашло отражение в слове вина, обвинение. Ярослав Мудрый хорошо знал это слово, так как в его своде законов существовала плата за убийство - вира, т.е. плата за пролитие крови. Благодаря этому слову становиться понятно и такое международное слово как вино. В украинской мифологии осталось наследие этого слова в лице страшного Вия - кровопийца, кровепускатель. Исходя из этого, можно заключить, что основным занятием венетов на территории проживания угро - финнов были грабежи и убийства. И буквальный перевод слова викинг на угро- финский язык звучит как кровавые руки, т.е. головорезы, что вполне соответствовало их сущности в те времена. Становиться понятным и европейское значение слова склавин – раб, связанный, охраняемый убийца или убивающий мечом. В русском языке еще остался парный синоним меч- кладенец.

Наиболее прозрачным из всех является этноним дреговичи , для которого в русском языке можно при большом желании отыскать забытое слово дрягва –болото. Рассматривая этимологию этого слова, следует заключить, что оно имеет угро-финское происхождение и означает определенный вид болота, а именно болото поросшее мелким сосновым лесом, хотя в самом этнониме дрегов – может означать мелколесье, малолесье, так как «гов» - имеет значение нищий, бедный.

С точки зрения лингвистики близким по смыслу этнонимому дреговичи также является более поздний этноним голядь, по которому, вероятно, можно отследить возможную миграцию дреговичей в 15-16 веке.

Исходя из этого в 8-9 веке к славянскому населению уверенно можно отнести лишь полян ,полочан, новгородцев и волынян . Следует отметить, что все славянские этнонимы были даны по названию городов, что подтверждает объяснение этнонима поляне из греческого «поль» -город.

По поводу полочан Нестор дает информацию «…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.»

Самым загадочным является этноним поляне . Где жили, чем занимались, какие города построили, непонятно. По Нестору - сидели сначала в поле. В каком поле. Потом начали сидеть по Днепру. В каком городе. Если в Киеве, то должны называться киевляне. Полочане, волыняне и новгородцы понятно где сидели, а где сидели поляне. Единственно, что известно, собирали дань с древлян и северян и отдавали князьям. Даже не примучивали древлян и северян. Этим занималась княжеская дружина. И еще они сочиняли былины о богатырях русских. Кроме Нестора и Владимира Мономаха о полянах, судя по источникам, никто не знал. Потом поляне пропали не оставив после себя ни городов, ни поселков, ни великих мужей.

В свое время А.Шлецер на почве того, что в первом пересчете восточнославянских племен Лаврентьевская летопись не упоминает кривичей, посчитал невозможным относить последних к славянам и признавал их за латышей. П.Шафарик опроверг эту мысль. Он заметил, что латыши называли всех восточных славян "кревами", это значит кривичами , которые были их непосредственными соседями.

Говоря о северянах, мы имеем ввиду всего лишь одно конкретное племя, про которое написано в ПВЛ следующее: «А друзии же с ѣ доша на Десн ѣ , и по Семи, и по Сул ѣ и наркошася с ѣ веро . И тако разидеся словенескъ языкъ , т ѣ мьже и прозвася словеньская грамота». Это отрывок из известного рассказа Нестора о расселении славян, изгнанных с Дуная волохами. Вроде всё просто и понятно. Но это не совсем так. В частности у Нестора нет ясности в причинах появления этнонима «северяне ». Северяне, поселившиеся на Десне, Суле и Сейме отмечены ПВЛ, как славянский народ. Истории также известны савиры (сабиры, сабары), народ хоть и европеоидной внешности, но говорящий на тюркском языке. Булгарские летописи сообщают нам о сербийцах (сэбэрцах, сюрбийцах) племенах финно-угорского и гуннского происхождения. Приведу два примера. Гази-Барадж пишет о времени правления балтавара Масгута (конец 6 века):«Будучи по природе добрым, он выкупил у сабаров сто хонских биев и большое количество их людей и присоединил их к булгарам под именем сюрбийцев ...». Здесь: Сула - Дунай; Джалда - Крым. Почему тогда Нестор называет это племя славянским? Второй отрывок рассказывает о скитаниях Булюмара, который был вынужден в середине 4 века мигрировать на запад. В западной Сибири он столкнулся с башкортами:«Царь принужден был уйти к башкортам, которые приютили хонов и палучили от них название "сэбэрцы» ("союзники"). Башкорты, которых тюрки называли угырами, были своевольны…».

Мы уже касались истории происхождения термина «северяне». Он неразрывно связан с савроматами, племенами индоарийского происхождения. Савроматы, согласно Геродоту, говорили на языке скифов. А это значит, что данный народ был индоарийским и близким к праславянам.

Мурома́ - финно-угорское племя, которое с середины 1 тысячелетия нашей эры жило в бассейне Оки.

Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу. Было родственно мордве и происходило от племён городецкой и отчасти мощинской культур.

Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремёслами. К XII веку было ассимилировано восточными славянами на начальном этапе формирования русского этноса.

Название «мурома» скорее всего переводится как «возвышенное место у воды», что вполне соответствует местоположению города Мурома.

В зависимости от положения черемис ских поселений относительно Волги в литературе издавна установилось деление нагорных илуговых. До известной степени это деление основывается на том, как обозначают отдельные группы племени сами Ч.: название "горный" соответствует черемисскому "Курук-Марэ", которое обозначает у "луговых" одновременно и горных черемисов, и чуваш; "луговые" Ч. у горных называются лесными, ельниковыми - "Кожла-Мар", от слова кожла = еловый лес.

Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.

Древляне жили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» - дерево.

ВОЛЫНЯ́НЕ - один из племенных союзов вост. славян 2-й пол. 1 тыс. н. э. Другое назв. - бужане. В "Повести Временных лет" при перечислении глав племен сказано: "...бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем стали называться волынянами", и далее - "Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне...". Отсюда считается, что та ч. дулебов, к-рая обитала в бассейне Буга, первонач. наз. бужанами, а позднее - волынянами. Судя по тому, что этноним "бужане" упомянут в зап.-европ. хронике 873, назв. "В." появилось позже. Этимология этнонимов "бужане" и "В", прозрачна: бужане - от гидронима Буг, В. - от назв. города Велынь (Волынь).

Широкую известность получило мнение, согласно которому название Пермь происходит от коми слова "парма" - возвышенная местность, поросшая елью. Но в таком случае земля пермяков именовалась бы скорее Парма Великая, а не Пермь Великая.

По предположению географа Н. И. Шишкина, слово "Пермь" восходит к названиям двух древних племен, пер и емь, которые некогда населяли эту землю. Но такое толкование не получило признания специалистов.

По другой гипотезе, происхождение слова связано с именем героя коми-пермяцкого эпоса Перы - богатыря. В некоторых финно-угорских языках "пери" означает дух (удмуртское "пери" - злой дух, мордовское "пери" - дух ветров). Возможно, камские коми назывались пермяками потому, что им покровительствовал в древности всесильный дух - бог Пера. Однако слово "Пермь" гораздо старше, чем предание о Пере.

Наиболее убедительной является версия, что слово "Пермь" родилось не на исконной земле пермяков. Оно пришло в Прикамье с северо-запада и встречается в разных вариантах: в коми-пермяцком - Перем, в коми-зырянском - Перым, в коми-язьвинском наречии - Перим. Оно появлялось в разных местах, вслед за продвижением русских на восток, то в обозначении территории, то, как этноним. А понятие "земля за чем-либо", "волоком" в прибалтийско-финских языках обозначается словосочетанием "Pera maa", в вепском языке - "пера ма". Это название и пришло в русский язык как Перемь, Пермь.

Название племени произошло от имени реки. Печера или Печора. Древнего финского племени, обитавшего, по летописи, "между Перемью и Самоядью", т. е. на севере от Перми, по р. Печоре.

Русское название емь может быть измененным финским названием Хяме. Это остается неясным, поскольку средневековые источники использовали названия далеко проживающих племён непоследовательно, зачастую вводящим в заблуждение. На востоке от Онежского озера по течению реки Емтца (фин.Jemtsajoki ) находился в средние века погост Емь, и в принципе не исключено, что некоторые военные походы против ями были направлена туда. Некоторые детали описанных военных походов всё-таки указывают на то, что ямь проживали западнее.

Впервые ямь упоминает Повесть временых лет в 1042, когда новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого совершил поход против ями. Если это действительно указывает на территорию нынешней Финляндии, а не на ямь с реки Емтца, то речь идёт о самом первом письменном упоминании, касающемся истории Финляндии. Повесть временых лет не упоминает среди союзников князя новгородцев, но в более ранней Первой новгородской летописи можно найти подтверждение того. Также Повесть временых лет сообщает о том, что ямь платила дань русам.

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «литва » расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Литава (Lietava, приток реки Вилия (лит. Нярис)).

Литва литъва ») упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называется и племя, и страна - территория Литовского государства. В западноевропейских письменных источниках название «литва » (Lituae ) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год.

Согласно словарю Фасмера, русское название «литва » восходит к древнерусскому «литъва ». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva » («Литва »).

Есть несколько этнонимов в Прибалтике, которые совпадают с этнонимами античного Средиземноморья. Часть Латвии встарь называли Курземе, что буквально означает земля куров (от народа курши /кори/корсь ); более известное название – Курляндия; с эти этнонимом перекликаются индийские куру, восточносибирское племя кури/курыкане, проживавшие возле Байкала, самодийский народ кураки, проживающий в Таймырской тундре. Есть ещё один вариант: Курши, К- уршам, около РУШЕЙ (руссов). То есть названия как первого племя, так и второго указывают на то, что данные племена жили "по соседству" с народом в имени которого отчетливо читается слог RU.

Нарова . Самоназвание и дало имя реке Нарве и одноименному городу.

Скифы.

Василий Абаев, вслед за Юрием Марром, возводил этноним skuta к*skul-ta , где*skul (*skol ) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России ». Но К. Т. Витчак и С. В. Кулланда бъясняют скифское самоназвание так: др.-греч.Σκόλοτοι <*skula-ta <*skuδa-ta <*skuda-ta (то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма*skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч.Σκύϑαι ). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов - оттого и ассир.Ašgūzai илиIšgūzai . К V веку до н. э. - времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход>*l .

Античные схолии к «Илиаде» упоминают следующую этимологию: :

Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них все эллинство... скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными (греч.απεσκυθισμενοι)».

Этноним угры является транскрипцией словаungor и переводится с тюркских языков в значении «десять племён».

Происхождение этнонима хорваты , в основном, объясняют примерно так. Агеева прямо пишет, что «происхождение этнонимахорваты ,по-видимому , иранское. В «Этимологическом словаре славянских языков» (1981,вып.8,стр.151) говорится о «полном этимологическом тождестве» названийхарваты и сарматы , которые возводятся к иранскому прилагательному *sarma(n)t/ *harva(n)t– «женский, изобилующий женщинами».

Известный археолог и этнограф Мария Гимбутас в своей книге «Славяне» упоминает точку зрения К.Мощиньского и предполагает, что «в ираноязычной среде сарматов славянское «serv»могло превратиться в «ksarv» и, если добавить к нему суффикс /at ,то получится слово, очень близкое кHrvat , как называется современный «хорват».

Уличи.

Древность первого варианта обосновывалась более ясной этимологией “от угла”, а также упоминанием ее в летописном фрагменте, описывающем переселение уличей с Нижнего Днепра в Днестровско-Бужскую область. Критики этой точки зрения исходили из того, что эпизод 940 г. помещен, в основном, только в позднейших летописях, которые во вводной части, когда упоминаются уличи, не содержат названия “угличи”. Ранние Лаврентьевская и Ипатьевская летописи ни во вводной части, ни в датированной этого варианта не содержат вообще. Первоначальность первого варианта получила признание у небольшого числа исследователей (Татищев 1963: 31-41, 210; Карамзин 1989: I, 267; Надеждин 1844: 243-253; Брун 1879: 101-106; Веселовский 1900: 20). В послереволюционной историографии она фактически не высказывалась. Единственная попытка заново ее доказать была предпринята О.Н.Трубачевым. При этом исследователь привлекал старое основание - наличие Днепровского “угла”, от которого и могло произойти, по его мнению, это название (Трубачев 1961: 187). То, что форма “угличи” произошла от “угла”, собственно, никто никогда и не оспаривал. Другое дело, первоначальная ли она. Исследование Г.А.Хабургаева, подвергнувшего критике точку зрения О.Н.Трубачева, подтвердило тезис, звучавший и в прошлой историографии, о том, что название “угличи” является позднейшей этимологизацией летописцев, пытающихся осмыслить “непонятное” этническое наименование в плане “народной этимологии” (Хабургаев 1979: 198-199).

Тиверцы.

Вероятно, производное от названия реки *Тивръ, которое могло бы восходить к ир. соответствию др.-инд. tivras "быстрый, резкий", Tivra – название реки (Фасмер).



Похожие публикации