Какие социальные институты в халифате обслуживали язык. Арабский халифат: особенности и этапы развития общества, гос строй, право
Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все большее число областей; этот процесс затронул прежде всего те регионы, где было развито земледелие. Там же, где господствовало кочевое скотоводство, преобладали родоплеменные отношения. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, делились на южноарабские (йеменские) и североарабские.
Особо следует сказать о предшествующей истории Йемена, которая относится к I тыс. до н. э. Последнее рабовладельческое государство в Йемене - Химьяритское царство, возникшее во II в. до н. э., прекратило свое существование в конце первой четверти VI в. Основой экономики здесь было земледелие, связанное с наличием обильных водных источников. Население делилось на благородных (знать), купцов, свободных земледельцев, свободных ремесленников и рабов. Более раннее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена стимулировалось той посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а со II в. н. э. и всего Средиземноморья с Эфиопией (Абиссинией) и Индией .
На западе Аравии была расположена Мекка - важный перегрузочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли. Другим крупным городом Аравии была Медина (Ятриб), которая была центром земледельческого оазиса, но и здесь проживало некоторое количество купцов и ремесленников.
К началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения. Рабовладельческое же общество Йемена переживало в VI в. острый кризис.
Доисламская арабская религия основывалась на многобожии. Существовало представление и о верховном божестве, которое называли Аллахом (арабское ал-илах).
Разложение родоплеменного строя и появление феодальных отношений привели к упадку старой религиозной идеологии. Торговля арабов с соседними странами способствовала проникновению в Аравию христианства (из Сирии и Эфиопии, где христианство утвердилось в IV в.) и иудейства. В VI в. в Аравии появилось движение ханифов, признававших единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые верования, общие в этих двух религиях. Это движение было направлено против племенных и городских культов за создание религии, признающей единого бога Аллаха. Новое учение возникло в тех центрах Аравии, где феодальные отношения получили большее развитие, - прежде всего в Йемене и городе Ятрибе, Движением была захвачена и Мекка, где одним из виднейших представителей был купец Мухаммед, который и явился основателем новой религии - ислама (слово «ислам» означает покорность воле Аллаха). В Мекке новое учение встретило оппозицию со стороны знати, поэтому Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. бежать в г. Ятриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Город Ятриб получил название Медины, т. е. города Пророка (Пророком стали называть Мухаммеда); здесь была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в политическую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство, ислам с его проповедью братства всех мусульман независимо от племенного деления был принят прежде всего простым народом, который давно потерял веру в могущество племенных божков, не защищавших их от кровавой родоплеменной резни, бедствий и разорения.
Вначале знать (прежде всего мекканская) враждебно отнеслась к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам, видя, что происходящее под их главенством политическое объединение Аравии было и в интересах богатых - ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. противоборствующие силы достигли соглашения, по которому Мухаммед был признан Пророком и главой Аравии, а ислам - новой религией. Вскоре представители родоплеменной и торговой знати вошли в состав высшей иерархии мусульман.
К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком.
Историю Арабского государства можно поделить на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы: Мекканский период (622-661) - это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; Дамасский (661 - 750) - правление Омейядов; Багдадский (750-1055) - правление династии Аббасидов.
После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей Пророка). Первые халифы были сподвижниками Пророка; при них начались обширные завоевания. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию; но многие города (Антиохия, Дамаск и др.) сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для христиан и иудеев, их религии. Вскоре арабы завоевали Египет и Иран. В результате этих и дальнейших завоеваний создалось огромное феодальное государство. Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных феодалов в их владениях, привела к распаду этого относительно централизованного государства, начавшемуся уже с конца VIII в.
Наместники халифов - эмиры постепенно добиваются независимости от центральной власти и превращаются в суверенных правителей.
Многие покоренные страны освобождаются из-под власти халифов. К середине X в. завершился политический распад Халифата, ослабленного в результате роста феодальной раздробленности, освободительной борьбы стран Передней и Средней Азии и восстаний народных масс. Правящая в Западном Иране династия Бундов в 945 г. захватила Ирак вместе с Багдадом, лишив халифа светской власти и сохранив за ним лишь духовную власть.
Окончательно Багдадский халифат был завоеван турками-сельджуками в середине XI в.
Общественный строй. Феодалы во главе с халифом составляли господствующий класс; более всего возвышались многочисленные сородичи халифов, племенные вожди, крупные сановники, высшие военные чины, верхушка духовной иерархии, местная знать. Особенностью арабского феодального строя являлось то, что там не было четкого сословного деления как в европейских странах; больше уделялось внимания различиям мусульман и немусульман. Например, иудеям и христианам запрещались браки с мусульманами; они не могли иметь рабов-мусульман; носили особое одеяние.
Следует отметить, что в VII-VIII вв. в Халифате были еще очень крепки рабовладельческие отношения, что сказывалось на замедленном развитии феодализма в большей части Аравии; в то время как, например, в Египте, Ираке, Сирии феодализм практически господствовал безраздельно.
Крестьянство разделилось на многие этнические группы; арабы-мусульмане имели ряд привилегий; так, например, они были освобождены от некоторых налогов. Положение покоренного крестьянства было очень тяжелым: росли налоги, натуральные и денежные поборы; увеличивались различные повинности; в некоторых районах крестьян начали прикреплять к земле.
Большая часть земельного фонда и оросительных сооружений в основных областях Халифата являлась собственностью Халифата. Меньшую часть земельного фонда составляли земли, находившиеся в частной собственности (мульк). Быстро стала развиваться форма условной феодальной земельной собственности - икта (надел), которая давалась в пожизненное или временное держание служилым людям.
Появились в Халифате и земельные владения мусульманских религиозных учреждений - неотчуждаемые вакфы. От налогового обложения были освобождены земли халифской знати, вакфные и икта.
Положение крестьян на землях государственных и на землях феодалов было крайне тяжелым. Поземельный налог (харадж) взимался либо натурой - в виде доли урожая, либо деньгами - в виде постоянных платежей с определенной земельной площади независимо от размеров собранного урожая.
Важную роль в жизни Халифата играли города; в стране шел интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства и развития феодального города как центра товарного производства. Необходимо отметить рост техники текстильного, керамического, парфюмерного и бумажного ремесел, а также обработки металлов. Все более расширялся товарооборот, возросла караванная торговля, не только внутренняя, но и внешняя - с Индией, Китаем, со странами Восточной Европы, в том числе и с Русью (с IX в.), и со странами побережья Средиземного моря. В связи с этим получила развитие система кредита, употребление чеков и обменные операции у менял.
Среди горожан были богатые купцы, ремесленники, мелкие торговцы, поденщики. Города были заинтересованы в сохранении устойчивых экономических связей между отдельными регионами страны.
Государственный строй. Халифат представлял собой феодально-теократическое, централизованное государство во главе с халифом - преемником Пророка (представителя Аллаха на земле). Власть халифа являлась практически восточной деспотией, он - верховный собственник земли, глава государства, обладающий всей полнотой светской и духовной власти. В основном власть его была наследственной, он пользовался правом назначать своего преемника. На практике неограниченную, самодержавную власть имели лишь некоторые халифы из династии Омейядов. Так, в связи с распадом Халифата в IX в. прежние арабские племенные ополчения утратили свое значение; поэтому появляется наемная конная гвардия тюркского происхождения. Эта гвардия (мамлюки) скоро приобрела решающую силу в стране и начала свергать одних халифов и возводить на престол других; начиная с 60-х годов IX в. халифы стали практически заложниками в руках собственной гвардии.
На систему органов управления халифата при Аббасидах оказал сильное влияние государственный механизм Ирана. Заместителем халифа и вторым лицом в государстве стал визирь, который руководил следующими ведомствами (диванами): финансов, войска, учета земель, организации ирригационных работ, внутренних дел, чиновников. В Халифате имелся также штат сановников, которые осуществляли надзор за другими чиновниками Халифата, ведали имуществом халифа; руководили полицией; контролировали начальника телохранителей; заведовали почтой (его функции заключались, например, в собирании сведений для халифа о состоянии земледелия, об урожае, о сборе налогов, о настроениях местного населения, деятельности администрации).
Территория Халифата делилась на провинции, обычно соответствовавшие завоеванным государствам и областям. Управляли ими, как правило, наместники халифа - эмиры, в ведении которых были вооруженные силы и местный аппарат административно-финансового управления. Более мелкие административно-территориальные подразделения управлялись преимущественно на основании обычаев. Должностные лица, стоящие во главе городов и селений, носили разные названия. В Аравии их звали старшинами-шейхами.
Как уже указывалось, в конце VIII в. в развитии Халифата наметилась децентрализация. Стремление крупных феодалов к политической самостоятельности привело к образованию местных наследственных эмиратов, превращавшихся постепенно в самостоятельные государства. Так появился Кордовский эмират в Испании, в 788 г. образовалось независимое от багдадского халифа государство в Марокко, в период с 800 по 909 г. сложились самостоятельные государства в Тунисе и Алжире; в IX в. самостоятельным государством стал и Египет, возродилась местная феодальная государственность в Азербайджан, Армении, Грузии, Средней Азии. После этого халиф сохранил свою власть лишь над частью Месопотамии и Аравии.
Арабский Халифат возник в VII в. в юго-западной части Аравийского полуострова в результате разложения родового строя у населявших эту территорию арабов - оседлых земледельцев и кочевников и объединения их под знаменем религии ислама.
До образования Арабского Халифата подавляющее большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Они населяли обширные пространства аравийских степей и полупустынь, известных под названием «бадави». Это слово перешло в европейские языки в форме арабского множественного числа - бедуин. Бедуины занимались скотоводством, преимущественно верблюдоводством.
Каждое племя (в зависимости от его численности и размеров занимаемой территории) состояло из большого или малого числа кланов и родов.
Во главе каждого племени стоял его предводитель - сейид (господин); в более близкое к нам время его стали называть шейхом.
Отдельные кланы и большие группы кочевников тоже имели своих сейидов. В мирное время сейид ведал перекочевками, выбирал место для становища, был представителем своего племени и вел от его лица переговоры с другими племенами. Если в племени не было судьи , он разбирал споры и тяжбы своих соплеменников, в особых случаях мог выполнять обязанности служителя религиозного культа. В набегах и на войне сейид командовал вооруженным отрядом своего племени; тогда он назывался раисом (главарем).
Каждое племя, а то и большой клан было вполне самостоятельной, ни от кого не зависимой организацией.
Мусульманские юристы детально разработали учение о способах приобретения права собственности . К ним относились: завоевание, находка, передача вещи собственником, наследование, договор и др.
Завоеванные земли рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на несколько частей. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая передавалась государству, третья - мечетям, медресе и т. д.
Шариат регулировал особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это воздух, море, мечети, пустыня и т. п. Регулировалось отношение и к так называемым «нечистым вещам» (вину , свинине, неисламским книгам и т.п.), запрещенным положениями ислама. В ходе завоевательных войн такие предметы нередко подвергались массовому уничтожению.
Подробно разработан в мусульманском праве вопрос о земельной собственности. В основу положена теория, согласно которой земля является достоянием божьим, право распоряжаться ею принадлежит лишь халифу как его наместнику. Он может передавать землю частным лицам с обязательством платежа подати. Исходя из этой теории, законоведы считали, что завоеванная у неприятеля земля является неприкосновенной для частных лиц и обращается в пользу всего мусульманского общества. Завоеванные земли могут быть переданы отдельному лицу лишь на основе права пользования (хотя бы и вечного), но не права собственности.
Виды земельных владений. Хиджаз (святая земля) - часть Аравийского полуострова, где по преданию жил Мухаммед (город Мекка с прилегающей к нему территорией). На этой земле запрещалось селиться и проживать более трех дней неверным, нельзя было охотиться, рубить деревья, предавать погребению неверных и т. д.
Икта - временное пожалование государственной земли вместе с проживающим на ней крестьянским населением отдельным представителям феодальной верхушки за военную и государственную службу (соответствовало бенефициям). Владельцам икты предоставлялось право взимать в свою пользу поземельные подати с населяющих и обрабатывающих их земли крестьян. Со временем икта стала передаваться по наследству и фактически ее положение стало приближаться к землям, закрепленным на праве частной собственности (мульк).
Мульк- частные земельные владения. Поскольку права владельцев этих земельных наделов были очень обширны, эти земли фактически принадлежали им на праве частной собственности. В разряд этих земель входили земли, население которых приняло ислам после завоевания; земли, завоеванные мусульманами и перешедшие к победителям в силу того, что прежние владельцы их были убиты или бежали; позже - наследственные земельные пожалования арабским военачальникам и местной аристократии.
Вакф - пожалования государственных, а также и частных земель на какие-либо религиозные и благотворительные цели мечетям, медресе. Они не подлежали продаже или какому-либо отчуждению. Налоги в казну с них не взимались. То есть это была одна из форм условного держания. Частное лицо, передавшее таким образом землю на благотворительные цели, теряла на нее право собственности, но сохраняло право выступать управляющим вак- фом и резервировать определенный доход с вакфа для себя и своих наследников.
Общинные земли. Размеры общинных земель после арабских завоеваний уменьшались в результате насильственного изъятия завоевателями. Крестьяне вынуждены были на условиях издольной аренды обрабатывать государственные и частные земли, попадая таким образом в феодальную зависимость. Земля предоставлялась крестьянам на условиях выплаты четверти, шестой или восьмой доли урожая в зависимости от того, кому (издольщику или землевладельцу) принадлежат скот, орудия производства и семена.
Обязательственное право. Развитие товарно-денежных отношений в Халифате обусловило широкое развитие обязательственных отношений, хотя общая концепция их не была сформирована. Но практические вопросы договорного права получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на двусторонние и односторонние, возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные.
Источниками возникновения обязательств были договоры, причинение вреда и неосновательное обогащение.
Будучи по существу выражением согласной воли сторон, договор признавался заключенным в момент, когда воли сторон оказывались согласованными. Действительность сделки по мусульманскому праву не подчинена условию соблюдения установленных законом формальностей: изложению в письменной форме или участию в совершении сделки должностного лица.
Договор, заключенный с безнравственными или противными закону условиями, считался недействительным. Обязанность соблюдать свои договоры рассматривалась в Коране как священная.
В шариате подробно регламентированы различные виды договоров : купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, союз, товарищество и др. В связи с развитием торговли наиболее разработанным был договор купли-продажи .
Для брачно-семейных отношений арабов периода VI-VII вв. характерным являлось наличие остатков матриархата и полиандрии- многомужества.
Остатки матриархата выражались в том, что женщина после выхода замуж оставалась проживать в прежней семье, муж временами ее навещал. Дети от такого брака оставались в племени матери.
Пережитки многомужества состояли в том, что женщина состояла в браке с несколькими мужчинами (каждый из них проживал с женщиной один месяц). Отцовство в этом случае устанавливалось по указанию женщины. Женщине принадлежала инициатива развода. Для этого ей достаточно было повернуть шатер входом в обратную сторону, а мужу вручить палаш и копье. Пережитки многомужества выражались в том, что у арабов были распространены и временные браки(ръ. несколько месяцев, дней и даже часов). По-видимому, это объяснялось кочевым характером жизни, длительными отлучками мужа, сопровождавшего караваны.
В исламскую эпоху у арабов получила развитие полигамия (многоженство) и утвердилось господство в семье мужа. Коран разрешал правоверному мусульманину иметь до четырех жен. Но муж обязан был предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы ее положению. Кроме того, разрешалось иметь любое число рабынь-наложниц.
Мусульманская религия рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Брак оформлялся договором (устным или письменным) либо соглашением между родителями жениха и невесты. Брачный возраст не имел жестких границ. Считалось, что в брак по согласию могут вступать лица, достигшие половой зрелости.
За невесту вносился выкуп. По Корану выкуп поступал в собственность жены и оставался за ней в случае развода.
В языческий период приданое не считалось обязательным. Однако, после того как Мухаммед дал своей дочери Фатиме в приданое ковер и подушку, это стало обязательным. Коран запретил браки между близкими родственниками.
Расторжение брака осуществлялось сравнительно легко. Процедура расторжения была проста - достаточно было трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей : «ты свободна», или «таляк» - «развод», после чего жена должна была собрать вещи и покинуть дом. Взрослые дети после развода оставались с отцом, а малолетних могла взять мать, чтобы завершить кормление. Имело место расторжения брака по суду. Причинами расторжения брака могли быть: смерть, вероотступничество одного из супругов, отсутствие мужа больше полугода, обоюдное согласие, нарушение супружеской верности, инициатива мужа, неисполнение всех условий брачного договора, длительное жестокое обращение с женой.
Наследственное право . В доисламскую эпоху у арабов действовало правило: «Тот, кто не способен ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство». Коран и шариат сохранили эту традицию. Однако при Мухаммеде под влиянием обычаев Мекки было допущено ограниченное право наследования для женщин или родственников по женской линии. Доля женщины, как правило, была в два раза меньше, чем доля мужчины.
В мусульманском праве предусмотрено наследование по закону и наследование по завещанию. Однако завещание рассматривается как второстепенное основание наследования. Характерной чертой правил о наследовании является требование абсолютно точного их выполнения.
При наследовании по закону основаниями открытия наследства являются: смерть наследодателя (действительная или предполагаемая); вероотступничество.
Из имущества умершего в первую очередь покрывались расходы , связанные с его погребением, затем выплачивались его долги и только после этого оставшееся имущество переходило к законным наследникам. Законные наследники делились на несколько категорий. В первую очередь наследовали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д.
Завещание по мусульманскому праву освобождено от соблюдения каких бы то ни было строгих формальностей. Оно может быть либо письменным, либо устным. Присутствие двух свидетелей считается достаточным для законности завещания.
Преступления и наказания. Уголовному праву была присуща архаичность его норм, не существовало четкого отделения норм права от религиозных и моральных норм ислама, отсутствовало общее понятие преступления, не были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, рецидив, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.
Мусульманские правоведы еще в средние века разделили все преступления на три группы.
Первую группу составляли преступления, выводившиеся из основных источников шариата и восходящие к самому Мухаммеду. К совершившим такое преступление не применялось прощение. Сюда относили отступление от ислама, восстание и сопротивление государственной власти, каравшиеся смертной казнью . К этой же группе относились кража , разбой , наказанием за которые было отсечение правой руки. В случае прелюбодеяния, а также ложного обвинения в прелюбодеянии виновного забивали камнями. Употребление вина влекло наказание 40 ударами плетью.
Вторую группу преступлений составляли насильственные действия против лиц. К этой группе относили умышленное убийство, неосторожное убийство, умышленное ранение, неумышленное ранение и др.
Умышленное убийство или смертельное ранение допускало кровную месть. Если родственники убитого прощали убийцу, шариат предусматривал возможность замены кровной мести выкупом. Выкуп был непосилен для простого человека (100 верблюдов и 1000 динаров золотом).
За неумышленное убийство и неумышленное ранение причитался лишь выкуп. Для других преступлений данной группы, в частности, нанесения телесных повреждений, применялся принцип талиона («око за око»). Убийство немусульманина и женщины влекло меньшую ответственность.
Третью группу составляли действия, которые не рассматривались как уголовно наказуемые и не упоминались в основных источниках шариата. Такими действиями были бродяжничество (нарушение места жительства), ложное свидетельство, азартные игры, хулиганство . Наказание за них - простое увещание, денежный штраф , изгнание и др.
Анализ норм уголовного права показывает, что наказания за преступления первой и второй группы носили строго фиксированный и суровый характер. Наказания же за третью группу преступлений были разнообразными, и также несли в себе карательную функцию. Все наказания мусульманского права были типичны для средневековья и призваны были устрашать. Так, смертная казнь производилась путем повешения, четвертования, утопленйя, закапывания заживо. Членовредительные и телесные наказания предусматривали отсечение рук, бичевание, избиение камнями. Распространены были также позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму; тюремное заключение; ссылка и высылка.
Судебный процесс. Процесс носил, как правило, обвинительный характер. Возбуждение дела осуществлялось обычно потерпевшим или его родственниками. По некоторым преступлениям (преступления против религии, прелюбодеяние) дело мог возбудить любой правоверный мусульманин.
Когда преступление против общественного строя было сопряжено с причинением ущерба частному лицу, предъявлялось два иска: уголовный (предъявлялся судьей) и гражданский (предъявлялся потерпевшим).
Процесс проходил устно. Только при Аббассидах по гражданским делам стали вести судебные протоколы. Срок исковой давности устанавливался только для гражданских дел и составлял 10 лет.
При Аббасидах была учреждена по иранскому образцу уголовная полиция - шурта. Начальник шурты вел розыск и расследование об убийстве, сам расследовал эти дела и применял установленные законом наказания, соединяя, тем самым, в одном лице и полицейские, и судебные функции.
Доказательствами являлись: собственное признание (четырежды повторенное на заседании суда), свидетельские показания (как правило, достаточными считались показания двух очевидцев из числа «почетных» мусульман). По делам о прелюбодеянии требовалось подтверждение четырех свидетелей, обязательно мужчин. Показания женщин равнялись половине показаний мужчин. Иногда при отсутствии доказательств обвиняемые приводились к присяге.
Если убийца не был обнаружен, население той местности, где был найден труп, обязано было выставить 50 свидетелей, которые давали властям клятву в том, что убийца им неизвестен. Однако в этом случае местное население обязано было выплатить родственникам убитого «цену крови». При разбое и грабеже применялся опрос местного населения.
На огромном пространстве Аравийского полуострова проживали многочисленные арабские племена, среди которых преобладали скотоводы-кочевники, называемые бедуинами. В V–VI веках арабы находились в стадии первобытнообщинных отношений и жили в условиях родоплеменного строя, основанного на кровнородственных связях. Равенства между людьми не было: из богатой знати выдвигались шейхи (главы племен) и сейиды (племенные старейшины). Глава племени осуществлял внутреннее и внешнее руководство, разбирал споры между соплеменниками, председательствовал на собраниях знати, в некоторых случаях исполнял обязанности служителя религиозного культа. Между племенами велись постоянные войны, а в VII веке началось разложение родоплеменных отношений. Появились состоятельные люди – купцы, ростовщики, владельцы обработанных земель, крупных стад и рабов. Однако рабовладельческий уклад в Аравии не развился – преобладал ранеефеодальный способ производства.
Арабский халифат как средневековое феодальное государство сложился в результате кризиса рабовладельческих отношений на территории Аравии, разложения первобытнообщинного строя и возникновения классовых противоречий в арабских племенах, а также необходимости противостоять внешним завоевателям. Характерной чертой формирования государства у арабов в VII веке была религиозная окраска этого процесса, тесная связь между образованием феодальной государственности и возникновением новой монотеистической религии – ислама «покорность Богу».
Пророк Мухаммед (570–632), имя которого означает «дар Божий», стал основателем новой государственности и нового образа жизни. Он призвал людей к исламу (покорности, миру с богом, Аллахом) - ведь древнесемитское слово «ал» означает единый всемогущий бог. Мусульмане (покорные) должны были теперь верить в единого бога, служить ему в ожидании конца света и судного дня. Основой ислама стал Коран – священная книга и свод законов мусульман (от араб. al koran – чтение вслух). Текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через Джебраила (аналог библейскому архангелу Гавриилу). Джебраил читал Мухаммеду начертанные на небе письмена – откровения, а Мухаммед передавал их через проповеди людям. Проповеди записывались секретарями-писцами, приверженцами Мухаммеда на пальмовых листах, плоских костях, камнях, еще чаще заучивались наизусть и произносились речитативом. Было записано 114 сур (сура – глава), состоящих из аятов (чудо, знамение, стих).
Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничение ростовщичества, установление милостыни беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда. Примечательно, что Мухаммед лично не стремился к богатству и роскоши, но впоследствии обеспечил членов своего рода, постановив (Коран, гл. 8, стих. 42), что с любой военной добычи пятая часть принадлежит богу, посланнику его, (т.е. Мухаммеду), родственникам его, а также сиротам воинов, погибших в «священной войне», нищим и странникам. В 622 году пророку пришлось бежать с группой ближайших сподвижников из Мекки в Ясриб (позднее – Медина, «город пророка»). В Медине проповеди и деятельность Мухаммеда имели большой успех. Люди толпами обращались в ислам. Здесь пророку удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения: каждый истинно верующий в Аллаха должен был совершать пять молитв в день. Мечеть во главе с имамом (т.е. стоящим впереди) стала местом проповедей, молитв, богослужения, культурным и образовательным центром. С помощью новой религии и военных отрядов началась борьба с противниками новой социально-политической структуры. Если в Мекке Мухаммед был непризнанным и гонимым религиозным проповедником, то в Медине он проявил талант дипломата и военного вождя, вокруг которого объединились широкие слои населения Аравии. Здесь сложилось учение первоначального ислама, причем учение об ангелах, антихристе, о воскрешении умерших и Страшном суде, загробном воздаянии за добрые и злые дела, о дьяволе и об аде почти не отличается от христианского учения. В то же время в Медине произошло окончательное размежевание мусульман с «людьми писания» – сначала с иудеями, а потом с христианами. 8 июня 632 года. Мухаммед умер и был погребен в Медине.
Отличительной чертой ислама является учение о «священной войне за веру» – джихаде, возникшее в огне войн мусульман с «идолопоклонниками» Мекки и иудеями Медины. Религия, таким образом, сыграв в Арабском халифате объединительную роль, способствовала не только сплочению арабов в единое государство, но и стала основной целью завоевательных походов. Если в других государствах Древнего Востока, Античности, Средневековья религия была вспомогательным фактором при покорении иных народов, то у арабов ислам оказался фактором определяющим. Так, тридцатилетнее правление первых четырех халифов: Абу Бекра (632–634 гг.), Омара I ибн аль-Хаттаба (634–644 гг.), Османа ибн Аффана (644–656 гг.) и Али ибн Абу Талиба 1 (656–661 гг.) – было периодом обширных арабских завоеваний. Неслучайно этих халифов назвали «праведными», а период их правления изобразили как счастливое время господства исламского правоверия и чистой теократии.
Исследователи, кроме того, считают, что ислам – самая последовательная монотеистическая религия. В Коране Аллах выступает как единственный, высший, всемогущий, мудрый, всемилостивейший творец всего сущего и верховный судья – он есть недетерминированная воля. Таким образом, ислам – классическая теократия. При этом сам Мухаммед не отвергал учения Авраама, Моисея и Христа, а считал себя их продолжателем; кроме того, он провозгласил арабов единым народом, независимо от их племенного происхождения.
Первыми идеи ислама восприняли бедняки, движение приобрело народный характер, и уже к 20–30 годам VII века завершилось первоначальное оформление религиозной мусульманской общины (уммы) во главе с Мухаммедом. Она стала основой исламской государственности, суть которой – равенство перед Аллахом; соответственно все были равны перед властью халифа. Такой принцип организации уммы способствовал ее быстрому расширению за счет новообращенных в ислам. Именно ислам стал идеологическим стержнем нового государства, а община верующих – основой государственной организации.
Историю раннефеодального Арабского халифата специалисты условно подразделяют на два больших периода:
· Дамасский, или период правления династии Омейядов (661–750 гг.),
· Багдадский, или период правления династии Абассидов (750–1258 гг.).
Под руководством халифов в VII–VIII веках были завоеваны обширные территории, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабы попытались захватить всю континентальную Европу, но в битве при Пуатье (Франция) в 732 году были остановлены ополчением государства франков под руководством Карла Мартелла.
Между тем уже к IX веку обнаружился различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, и отчетливо стала видна слабость хозяйственных связей между ними. Произошла концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, в связи с чем возникла борьба внутри класса феодалов. Она усугубилась народно-освободительными и антифеодальныеми восстаниями (например восстание Абу-Хабра в 841 году), в различных частях Халифата. Все эти факторы в совокупности обусловили распад единого государства и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX века отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века и Египет. Халиф же сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. В ХШ веке восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями и Хулагу, последний халиф бывшего могущественного Халифата, был убит. А в западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась вплоть до начала XVI века.
2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата
Государство в Арабском халифате приобрело форму централизованной теократической монархии . Халифу принадлежала высшая неделимая духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, а важными сановниками они стали позже, при Омейядах. Центральными органами государственного управления в мусульманской монархии были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634–644 годах, слово «диван» означало список распределения доходов государством, а также место хранения этих списков). К этим ведомствам относились:
· военный диван, ведавший оснащением и вооружением
войска;
· диван внутренних дел, т.е. налогово-финансовое ведомство;
· диван почтовой службы, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.
Территория Халифата была разделена на провинции, управляемые военными наместниками – эмирами (по-арабски «повелитель», «князь»). Эмиры назначались халифом из своих приближенных, а также из представителей местной знати. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей – наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей религиозных местных мусульманских общин (старейшин-шейхов).
Что касается организации судопроизводства, отделенного в халифате от административных функций, то Мухаммед и назначенные им управители территорий, сами рассматривали важнейшие судебные дела. Позже суд стали вершить знатоки шариата – мусульманского права, которые составили группу профессиональных судей (кади). Кади, не будучи связанным определенным порядком судопроизводства, осуществлял надзор за передачей наследства, установлением опеки, проверял законность землепользования, наблюдал за исполнением судебных решений и осуществлял надзор за местами заключения. Судебные решения и приговоры кади, как правило, являлись окончательными и обжалованию не подлежали.
Общественный строй Арабского халифата формировался при религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни и явном доминировании государственной собственности на землю. Индивидуальная земельная собственность – мульк (похожа на западноевропейский аллод) не получила в халифате распространения. Зато повсеместно практиковались земельные пожалования аристократии на условиях несения военной службы – икта (аналог западноевропейскому бенефицию). В халифате широко применялся рабский труд, особенно в хозяйственных государственных структурах – в рудниках, ирригационных сооружениях. Крестьяне платили ренту – налог в пользу правящей верхушки. Вообще специфика арабского феодализма кроется в устойчивой многоукладной экономике, когда ведущий феодальный уклад соседствовал с патриархально-родовыми и рабовладельческими отношениями. Естественно, что широкое использование рабского труда замедляло темпы развития феодализма.
Правовое положение человека определялось в Халифате, прежде всего, его вероисповеданием. Безусловно, важнейшим легальным критерием разграничения населения была принадлежность к исламу, т.е. деление на мусульман и немусульман (зиммиев). Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем немусульмане. Если поначалу отношение к немусульманам было терпимым, то с развитием основ мусульманского права религиозная вражда стала очевидной. Очень скоро зиммии утратили самоуправление, им запрещалось вступать в браки с мусульманами, налогообложение их было весьма тяжелым. Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, то со временем их гражданские права были существенно ограничены. Зиммии находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог, причем принявший ислам освобождался от него. Но другие виды налогов немусульмане платили под страхом смертной казни. Их взаимоотношения с мусульманами регламентировались только шариатом – зиммии не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).
Характерной чертой общественного строя Арабского халифата являлось отсутствие у городского населения особого правового статуса, а также реальных свобод и привилегий.
По исламу, наряды, рабы, лошади принадлежали послу божьему – пророку. Кроме того, налогоплательщики обязаны были платить часть урожая с пальм, часть рыбного улова и часть того, что могли выпрясть женщины. Укрывавшие налоги и подати подвергались суровым наказаниям: их пытали, сажали на кол, вешали, распинали, зашивали в сырую бычью шкуру, которая, высыхая, причиняла человеку невыносимые муки, и он умирал.
3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.
Его источники и общая характеристика отраслей.
Шариат – это целостная система религиозного права. Шариат (мусульманское право) состоит из религиозной догматики, этики и практических норм, которые находятся в неразрывном единстве. Все мусульмане обязаны жить по шариату. Шариат исходит от Корана, который позволяет постигать божественные истины и включает нормы государственной, гражданской, уголовной и процессуальной отраслей, опираясь на ортодоксальные источники – Коран и Сунну .
Коран – священная книга мусульман – считается важнейшим источником шариата. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стихов (аятов). Большая часть Корана имеет мифологический характер. Лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман, и не более 80-ти из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила о браке и семье); остальные относятся к религиозному ритуалу.
Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизация его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Османе (644–656 гг.). Коран предписывал арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».
Существуют пять основных критериев шариатского образа жизни:
1) признание единого Бога и его пророка;
2) пятикратная ежедневная молитва;
3) пост в месяц рамазан (рамадан);
4) обязательная, узаконенная очистительная милостыня с имеющих постоянный доход;
5) хадж – паломничество к святыням (это, по сути, второе духовное рождение).
В Коране понятие «священной войны» появилось впервые. По учению Мухаммеда, должно торжествовать на земле «дело божье», а оно торжествует через добровольную преданность и вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника божьего, злые принуждаются к повиновению его мечом. Важнейший институт шариата – малый джихад, который обязывает мусульман вести священную войну за распространение ислама, в том числе с оружием в руках. «Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам», – говорится в 11-й суре Корана. Большой же джихад обязывает вести газават – оборонительную войну против неверных, покушающихся на шариатский образ жизни. Вообще все права мусульман связаны с выполнением религиозного долга, а невыполнение долга влекло потерю всех прав, в том числе права собственности.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была, как упоминалось, Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены ортодоксальные сборники Сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма , складывавшаяся как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к наиболее авторитетным источникам шариата. Практически иджма включала коллективные мнения по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (их насчитывалось более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текстов Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указаний Мухаммеда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает». Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского Халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества и учитывающие специфику завоеванных стран.
В VIII–IX веках в связи с широким распространением метода амостоятельного толкования мусульманское право активно развивалось доктринальным путем. Поэтому к иджме в качестве источника права, дополнявшего шариат, примкнула фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В X веке рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к тому времени обширного правового материала.
Источником мусульманского права, вызывавшим острые разногласия, был кияс – решение правовых дел по аналогии. В качестве суждения по аналогии, представляющего собой нечто среднее между европейской аналогией права и аналогией закона, он был признан дополнительным источником мусульманского права. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволил быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата от теологического налета. Однако в руках мусульманских судей кияс часто становился орудием откровенного произвола.
Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов – фирманы. Впоследствии с развитием законодательной деятельности в мусульманских государствах в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы – кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего, нормами, которые регламентировали деятельность государственных органов и административно-правовые отношения государственной власти с населением.
Шариат, особенно поначалу допускал в качестве источника права и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных арабскими завоевателями или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).
Переходя к характеристике отдельных отраслей шариата, отметим, что он не имеет четкого деления на отрасли, институты и т.п. Впрочем, это не препятстсует тому, что гражданско-правовые отношения, связанные, в частности, с вещным правом, получили в мусульманском праве достаточно широкое развитие. Важное место в шариате занимали нормы, регулировавшие отношения собственности . Прежде всего, большое внимание уделялось классификации вещей, особенно земельного имущества. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. В особые группы выделялись государственные земли, а также земли, принадлежавшие отдельным частным лицам, непригодные для обработки, брошенные участки и т.д. Частная феодальная собственность (мульк) в Арабском Халифате вообще была в подчиненном положении по отношению к государственной собственности и общинному землепользованию и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела иерархической структуры, не связывалась условиями службы. Особую категорию составляли вещи, которые не могли находиться в частной собственности, а рассматривались как общее достояние. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода считалась общим достоянием, но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера перешли в собственность крупных землевладельцев. Лишь большие реки и озера по-прежнему входили в систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проводить совместные ирригационные работы, осуществляемые под контролем должностных лиц. Не признавалась шариатом собственность и на так называемые «нечистые» вещи – вино, свинину, книги, запрещенные исламом, которые в ходе арабских завоевательных походов нередко подвергались массовому уничтожению.
С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений появились условные формы земельных владений. Часть захваченных земель – икту получали отдельные представители феодальной верхушки за военную или государственную службу. Владелец такой земли – иктадар имел право собирать в свою пользу подати с подвластного населения, ибо земля, как правило, давалась не в собственность, а во владение, но вместе с проживающими на ней крестьянами. И феодал стремился выжать из икты как можно больше выгоды. Со временем икта стала передаваться по наследству. По своему фактическому положению она приблизилась к землям, закрепленным на правах собственности. Знаменитый арабский законодатель Ал-Мавердий, разрабатывая теорию государственного устройства, писал о том, что поголовная подать и харадж (поземельная подать) – это два права, дарованные богом мусульманам по отношению к многобожникам. Оба этих налога взимаются с многобожника в знак его унижения и презренности. Причем налоги Халифатом рассматриваются не иначе как военная добыча. Кроме того, существовал еще налог – ушур, т.е. взимание подати в пользу Халифата с имущества, предназначенного для продажи.
Подробно в шариате определялись способы возникновения права собственности, причем завоеванные земли, по общему правилу, рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на доли: одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была передаваться государству, третья – мечетям. Широкое распространение имели такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка.
Подробную разработку получил и вопрос о гражданской дееспособности , которая считалась необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находящимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находящихся в состоянии опьянения, и т.д.
Обязательства делились на: возмездные и безвозмездные; двух- и односторонние; срочные и бессрочные. По поводу обязательственных отношений в Коране сказано: «Блаженны те, которые блюдут врученное им на хранение и договоры» (сура 23 «Верующие», аят 8). Договор по шариату воспринимался как правовая и одновременно божественная связь, возникающая из взаимного соглашения сторон. Однако в условиях имущественного неравенства согласие экономически более слабой стороны на вступление в договор обычно носило чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, неофициальном письме, устно. Заключенные договоры были незыблемы, однако в случае обнаружения скрытых недостатков в приобретенных вещах покупатель мог требовать возврата уплаченной суммы. Обязанность соблюдать свои договоры являлась священной. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями или с использованием «нечистых» либо изъятых из оборота вещей.
Кроме того, в шариате подробно регламентировались различные виды договоров, таких, как: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с развитием торговли одним из наиболее разработанных стал договор купли-продажи, которая допускалась только в отношении уже существующих вещей. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество, но на практике они часто нарушались. Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма долговой ответственности в полной мере соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации. Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, особенно аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем детально разрабатывались вопросы размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союзов и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов.
Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно (при условии, что он может достойно их содержать). Для заключения брака требуется согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе выразить и ее родители, поэтому брак часто выступает как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Фактически отец распоряжался судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан достаточным для вступления женщин в брак, а для мужчины необходимо было достижение возраста половой зрелости.
Ислам закрепил зависимое положение женщины в семье. Жена не участвует самостоятельно в имущественном обороте; она обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Целомудренная девушка, потом женщина в браке должна пройти три стадии:
1) благоговейный страх; 2) уважение; 3) любовь.
Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые должны соответствовать его положению в обществе. На практике содержать несколько жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные.
Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Однако муж, обладая широким правом на развод, должен исходить из положения Корана о том, что развод – одно из самых неприятных для Аллаха действий, совершаемое в крайних случаях. В шариате подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков можно было расторгнуть; число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный испытательный срок. В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество «согласно с обычаем». Муж мог развестись путем простого произнесения ритуальных фраз «ты отлучена» или «соединись с родом», либо трижды сказанного слова «талак». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы можно было определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был остаться в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд (жалуясь кади) лишь по строго определенным основаниям. Такими основаниями были: физические недостатки мужа; невыполнение супружеских обязанностей; жестоко обращался с женой; отказ в средствах на ее содержание.
По шариату сложным и запутанным было наследственное право . Наследование осуществляется по принципу патриархальности, причем наследственная доля женщины была значительно меньше, чем мужчины (половина доли мужчины). На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, виновные в смерти наследодателя.
Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:
1) завещание не могло составляться в пользу законных наследников;
2) завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;
3) составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.
Нормы уголовного права в Арабском халифате представляли собой наименее разработанную часть шариата: они отличались архаичностью, отражая примитивный уровень юридической техники. Все преступления по шариату доктринально считались преступлениями против религии. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как: покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, хотя в ряде случаев принимались во внимание такие факторы, как незнание законов, раскаяние, рецидив и т.п.
По одной из классификаций в мусульманском праве преступленияподразделяются на три группы. Первую из них составили преступления, которые были определены согласно мусульманской доктрине самим Мухаммедом. Они трактовались как посягательства на права Аллаха и не допускали прощения. К таким составам, прежде всего, относилось отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Также карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления – бунт и сопротивление государственным властям. К той же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии. Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства на права отдельных лиц. Нормы, регулировавшие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего над обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекло за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За умышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие преступления данной группы, в частности, за телесные повреждения, ответственность наступала также по принципу возмездия, т.е. талиона. Наконец, в третью группу преступлений входили действия, которые не упоминались в основных источниках шариата. Это такие проступки, как: неуплата налога в пользу бедных; несоблюдение поста; легкие телесные повреждения; оскорбления; хулиганство; обвешивание и обмеривание; взяточничество; растрата государственных средств; азартные игры и др. Мера наказания по таким делам зависела от судейского усмотрения.
В шариате на начальном этапе предусматривались типичные для феодализма устрашающие наказания:
· смертная казнь в различных видах;
· членовредительские и телесные наказания;
· лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);
· имущественные санкции (конфискации, штрафы);
· позорящие наказания: бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д.;
Некоторые наказания носили особо жестокий характер. Смертная казнь обычно проводилась публично путем повешения или четвертования, затем тело казненного выставляли на всеобщее обозрение и поругание. Применялись также утопление и закапывание заживо в землю. Кораном предписывалось за воровство отрубать руку мужчинам и женщинам: за первую кражу отсекали правую руку, а за повторную – левую. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заключение.
Широко использовался принцип талиона: «душа – за душу, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны – отмщение». Но по соглашению сторон возможны были материальное возмещение ущерба и прощение. В Коране сказано: «Если же кто-либо откажется от возмездия, то это послужит искуплением ему за прошлые грехи» (сура 5 «Трапеза», аят 45).
Для судебного процесса по шариату характерен обвинительный характер, но с элементами состязательности. Относительно суда в Коране говорится: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, – они и есть неверные» (сура 5, аят 42, 444, 49).
Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, – против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело под руководством назначенных халифом судей – кади. Мусульманский кади должен судить строго по шариату. При вынесении решений кади, прежде всего, руководствовались Кораном и решали дела на основе его самостоятельного толкования. Истец, ответчик, свидетели и участвовавшие в судебном разбирательстве были равны перед Аллахом. Дело решалось в одно заседание и бесплатно.
Процесс проходил усто, письменное делопроизводство не применялось. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Кади был не вправе отменить вынесенное им решение. Дела в Халифате не разделялись на уголовные и гражданские, не предусматривались также самостоятельные обвинение и защита.
Заметим в заключение, что историческое значение мусульманского права в том, что в относительно короткие исторические сроки появился феномен, который обозначается понятием «мусульманский правовой мир» (в настоящее время 1 млрд. из 6 млрд. населения всей планеты – мусульмане).
Непосредственной причиной возникновение государственности у арабов является зарождение и становление новой религии - - ислама , связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифатабыла созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20-м - - 30-м гг. VII в. В 630- -631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии. Инициатива Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соответствующих ей политеистических религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.
В результате завоеваний Халифат довольно быстро (по историческим меркам) превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее в себя Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии. В нем господствовали феодальные отношения - - при сохранении рабовладельческого и патриархального укладов.
Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую очередь, это были средние и бедные слои населения. Вскоре, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам, к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать (сх. 16).
Ислам в самом зародыше был синтезом религии, политических норм и права, где религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово "ислам" по-арабски означает "преданность", "покорность") и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитарный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных этнических, расовых, культурных групп, населявших Халифат, в единый политико-идеологический организм.
В мусульманской империиобщественный строй отличался следующими характерными чертами:
1. доминирующим положением государственной собственности на землю;
2. широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве;
3. государственной эксплуатацией крестьян посредством ренты - - налога в пользу правящей верхушки;
4. религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни;
5. отсутствием четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, нерегламентированность каких-либо свобод и привилегий.
Характерно, что мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно ограничены. Их взаимоотношения с мусульманами регламентировались шариатом - - мусульманским правом; они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).
Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера. Он являлся светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - - посланника.
После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей всех мусульман - - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - - духовная (имамат ) и светская (эмират ), неделимая и неограниченная.
Государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, а важными сановниками они стали позже, при Омейядах.
Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634- -644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились:
· военный диван - - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;
· диван внутренних дел - - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведомство;
· диван почтовой службы - - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.
Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски "повелитель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - - старейшин (шейхов ).
К XI в. стало значительным действие таких факторов, как: 1) различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, 2) слабость хозяйственных связей между областями Халифата, 3) народно-освободительные и антифеодальные восстания, 4) концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, 5) борьба внутри класса феодалов. Все эти факторы обусловили распад единого государства и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств.
В начале IX в. отделился Кордобский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века и Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШ в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в. (сх. 17).
Право Арабского Халифата
Мусульманское право с возникновения Халифата и до сих пор представлено шариатом - - сводом религиозно-этических и правовых предписаний ислама, одной из сторон этой религии. Шариат или мусульманское право включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на ортодоксальные источники - - Коран и Сунну (сх. 18).
Схема 18.
По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др. В мусульманском публичном праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:
1. хиджаз - - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;
2. вакуф , или вакф, - - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;
3. икта - - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением (сравни: бенефиций); впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;
4. мульк - - личная земельная собственность. В отличие от икты мульк не был обусловлен несением государственной службы. Он мог быть продан, подарен или передан по наследству.
Шариатскому праву уже было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые , характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых . Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.
Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.
Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.
Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь, наследство получали дети умершего, затем его братья, дядья и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:
· завещание не могло составляться в пользу законных наследников;
· завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;
· составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.
Мусульманским правом все преступления классифицировались на три группы:
1. преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились, в первую очередь, отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;
2. преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия;
3. правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду.
В качестве мер наказания предусматривались: смертная казнь в различных видах; членовредительские и телесные наказания; лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); имущественные санкции (конфискации, штрафы); ссылка и т. д.
Для судебного процесса характерен обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, - - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело под руководством назначенных халифом судей - - кади . Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось.
Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Кади был не вправе отменить вынесенное им решение.
Контрольные вопросы
· Каковы периоды в развитии государства Арабский Халифат?
· Почему Арабский Халифат называют «теократическим государством»?
· Определить термин «диван».
· Какие группы населения выделяют в Арабском Халифате?
· Кто такие «кади» и какова их роль в судебной системе Арабского Халифата?
Литература ко второй части.
1. Салическая правда / Пер. Н.П. Грацианского. - -М., 1950.
2. Лебек Ст. Происхождение франков. V-IX вв. / Пер. с франц. В.А. Павлова. - -М., 1993 (Разд. I-III).
3. Раннефеодальные государства в Европе V-IX вв. // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996. С. 98.
4. Вестготская правда // Антология мировой правовой мысли: В 5-ти т. Т. 2. - -М., 1999;
5. Галанза П.М. Феодальное государство и право Германии. - -М.,1963.
6. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе.
7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - -М., 1992.
8. Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. - -М., 1918.
9. Дженкс Э. Английское право. - -М., 1947.
10. Киралфи А. Источники английского права // История права: Англия и Россия. - -М., 1990. С. 148- -167.
11. Кросс, Руперт. Прецедент в английском праве. - -М., 1985.
12. Фримен Э. Развитие английской конституции с древних времен. - -М., 1988.
13. Апарова Т.В. Основные исторические тенденции английского претендентного права // Уч. зап.: ВЮЗИ. Вып. 17. Ч 3. 1968.
14. Великая хартия вольностей 1215 г. // Документы по истории зарубежных стран / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. - -М., 1987.