Китайцы в гражданской войне на юге россии. Китай и гражданская война в россии Освободительное движение в Индии

1. Подъем национального движения.

2. Создание политических партий.

3. Сунь Ятсен и создание Объединенного Гоминьдана.

4. Национальная революция и ее итоги.

К окончанию I мировой войны Китай оставался отсталой полуколониальной страной. За годы войны ускорилось развитие национальной промышленности, т.к. иностранное вмешательство в экономику ослабло. Однако иностранный капитал стал занимать сильные позиции в Китае. Иностранцы контролировали таможни и внешнюю торговлю, добывающую промышленность, транспорт, финансовую систему, почти половину лёгкой промышленности страны. В политическом отношении Китай после Синьхайской революции распался на зоны влияния милитаристских группировок. Они вели между собой постоянные войны, которые использовали иностранные державы для усиления своего влияния в стране. Возникла реальная угроза раскола Китая на несколько частей и полной утраты независимости.

В то же время за годы войны в китайском обществе усилились националистические настроения, выросло стремление к созданию сильного независимого Китая. В наибольшей степени эти настроения охватили городские слои: студенчество, интеллигенцию, предпринимателей, ремесленников, рабочих. В годы войны патриотические настроенная интеллигенция создала «движение за новую культуру», выступившее за преодоление конфуцианства и за обновление страны.

Подлинным вождём китайских националистов стал Сунь Ятсен, разработавший программу модернизации страны. Эта программа сочетала традиционные и западные идеи и была нацелена на создание в Китае развитого и справедливого общества. В основе программы Сунь Ятсена лежала идея «ускорения прогресса», чтобы вывести Китай в число наиболее передовых и сильных стран мира. В экономической сфере Сунь Ятсен выступал за быстрое развитие промышленности, инфраструктуры и сельского хозяйства на базе достижений мировой науки и техники. При этом Сунь Ятсен главную роль в экономике отводил государству, а частному сектору отводил подчинённую роль, т.к. он считал буржуазию группой безнравственных стяжателей, вносящих раскол в общество. Такую экономическую систему Сунь Ятсен называл государственным социализмом. В социальной сфере Сунь Ятсен считал, что государство не должно допустить резких разрывов в доходах населения и тем самым обеспечить социальный мир в стране. В политической сфере Сунь Ятсен хотел создать демократическую республику, но считал, что для её создания революционная партия должна установить опеку над обществом, чтобы приучить народ к жизни по принципам демократии.

Сразу после войны в Китае произошёл подъём национального движения, вызванный политикой великих держав. На Парижской мирной конференции они отказались даже рассматривать вопрос об отмене неравноправных договоров с Китаем и передали Японии часть его территории, хотя Китай участвовал в войне на стороне Антанты. 4 мая 1919 г. студенты Пекина подняли антииностранное движение, которое быстро охватило крупные города страны. В нём объединились студенты, интеллигенция, буржуазия, ремесленники, рабочие. Однако незначительных уступок правительства оказалось достаточно для того, чтобы в июне 1919 г. это движение прекратилось, хотя положение в стране никак не изменилось.


В то же время Движение 4 мая подтолкнуло процесс создания политических партий, т.к. оно показало политикам страны, что борьбу за обновление и независимость надо готовить. Первый шаг в этом направлении сделал Сунь Ятсен, разочаровавшийся в своих попытках возродить Китай с помощью милитаристов и западных держав. В октябре 1919 г. он создал Китайскую национальную партию (Гоминьдан). Одновременно он установил контакты с СССР, увидев в нём союзника в борьбе за независимость страны. С помощью инструкторов из ВКП (б) он в начале 20-х годов реорганизовал гоминьдан, сделав партию прочной политической организацией с чёткой структурой, программой и уставом. В мае 1921 г. на базе марксистских кружков была создана Коммунистическая партия Китая (КПК). Она выступила за немедленную социалистическую революцию в Китае и отвергала сотрудничество с другими партиями, в т.ч. и с гоминьданом. В Гоминьдане также было много противников сотрудничества с коммунистами.

Тем не менее, Сунь Ятсен взял курс на создание союза Гоминьдана и КПК, встретив на этом пути поддержку СССР, который подтолкнул КПК к сотрудничеству с партией Сунь Ятсена. В январе 1924 г. был создан союз Гоминьдана и КПК, получивший название единый фронт. По условиям этого союза члены КПК вступали в Гоминьдан, коммунисты входили в партийное руководство, но при этом КПК сохраняла свою идейную самостоятельность. Своими целями единый фронт назвал объединение страны, отмену неравноправных договоров, введение демократических свобод, улучшения положения крестьян и рабочих. Свою работу единый фронт перенёс на юг Китая, где началось создание рабочих и крестьянских союзов, а также была создана военная школа для формирования собственной армии. Эти действия сделали единый фронт реальной силой.

В 1925 г. в Китае начался новый подъём национального движения, вскоре переросший в национальную революцию 1925 – 1928 гг. В мае 1925 г. англичане расстреляли антияпонскую демонстрацию в Шанхае, что вызвало целую волну антииностранных выступлений в крупных городах страны. Однако в июне 1925 г. после некоторых уступок великих держав движение пошло на спад. В этих условиях гоминьдан решил начать вооружённую борьбу за объединение страны. В июне 1925 г. он создал своё правительство на юге страны, объявившее себя единственной законной властью, и переименовал свои отряды в Национально-революционную армию (НРА). К началу 1926 г. НРА разбила милитаристов Южного Китая и поставила под свой контроль 2 южные провинции. В июле 1926 г. она начала Северный поход и в апреле 1927 г. контролировала уже весь Южный Китай до р. Янцзы. В апреле 1928 г. НРА возобновила Северный поход, и в декабре 1929 г. весь Китай оказался под властью Гоминьдана. Национальная революция завершилась победой.

Однако в ходе революции единый фронт распался. Причиной распада стал конфликт между коммунистами и правым крылом Гоминьдана. В ходе революции КПК решила подчинить себе Гоминьдан и начала выдвигать лозунги социальных преобразований, рассчитывая возглавить революцию. Это обеспокоило правую часть Гоминьдана, боявшуюся, что коммунисты расколют национальное движение своими призывами передать землю крестьянам, а фабрики рабочим. В 1926 г. лидер правого крыла командующий НРА Чан Кайши убрал коммунистов из руководства Гоминьдана и сосредоточил в своих руках всю власть в партии. Но от союза с КПК не отказался, чтобы не потерять поддержку СССР перед Северным походом. В начале 1927 г. коммунисты вместе с левой частью Гоминьдана сумели лишить Чан Кайши контроля над партией. В ответ он в апреле 1927 г. создал собственное правительство и развернул репрессии против коммунистов. Левое крыло Гоминьдана в июле 1927 г. разорвало союз с коммунистами и признало власть Чан Кайши. После распада единого фронта КПК начала открытую борьбу с Гоминьданом за то, чтобы возглавить революцию. Осенью 1927 г. коммунисты подняли восстания крестьян на юге Китая. Эти восстания не получили широкой поддержки и были подавлены. Гоминьдан доказал, что является главной силой Китая.

Незадолго до Первой мировой войны, 12 февраля 1912 г., в Китае была официально упразднена монархия. Немаловажную роль в низвержении маньчжурской династии сыграл Сунь Ятсен, всемирно известный революционер, взгляды которого были близки идеям социал-демократии. Из-за недовольства Версальским мирным договором, передавшим Японии нрава на германские владения в Шаньдуне, сформировалось движение Гоминьдана. После смерти Сунь Ятсена в 1915 г. к власти в движении приходит Чан Кайши. Новая армия двигалась на север страны, в 1928 г. завершилось объединение Китая.

Экономика Китая динамично развивалась в первой четверти XX в., но в этом процессе роль национальной буржуазии была невелика, она больше проявлялась в сфере торгового капитала и мелкого предпринимательства. Сохранял с XIX в. позиции английский капитал, ему начинал противостоять японский. В этих условиях гоминьдановское правительство основную роль в экономике отводило государственному сектору. Рычагами их влияния в этом секторе стали банки, налоговая и таможенная служба. Занималось правительство и государственным планированием экономики. Частное предпринимательство допускалось, но лишь в форме участия в смешанных государственно-частных предприятиях. Были проведены законы - аграрный, о труде, минимальном уровне зарплаты, т. е. управление централизованным государством проводилось по утвердившемуся веками сценарию: государство регулировало экономические и социальные отношения в стране. И лишь впоследствии, во время гоминьдановского правления на Тайване (с 1949 г.), главным в экономике этого острова станет частный предпринимательский сектор.

Этому процессу в самом Китае помешала японо-китайская война, начавшаяся в 1937 г. В борьбе за национальную независимость усилились позиции компартии Китая, которая под руководством Мао Цзэдуна и пришла к власти. Континентальный Китай почти на 30 лет превратился в арену гигантских социальных экспериментов. Со смертью Мао Цзэдуна в 1976 г. страна вступила в полосу реформ, добившись, как известно, больших экономических успехов на этом пути.

Индии на этапе между двумя мировыми войнами оставалась колонией Англии. К 1914 г. она еще была аграрной страной, почти две трети ее населения занимались сельским хозяйством. На севере страны сохранились земли крупных помещиков - один из трех типов поземельно-рентных отношений (замендари). В южных и западных районах крестьяне арендовали государственные земли (райятвари). Мелкое крестьянское землевладение распространилось на северо-западе (махальвари). Многие крестьянские семьи разорялись из-за высоких налогов и арендной платы. Помещики по-прежнему не занимались хозяйством, предпочитая передавать землю в аренду ростовщикам и торговцам, в конечном итоге она попадала к крестьянам, т. е. была распространена субаренда. Таким образом, в Индии культивировались не столько феодальные отношения, сколько земельные, приближенные к капиталистическим.

Города Бомбей, Калькутта, Мадрас становились промышленными центрами, в них преимущественно действовали предприятия текстильной и джутовой промышленности, т. е. производство предметов потребления и переработки сельскохозяйственного сырья. Не развивались горнодобывающая, металлургическая и машиностроительная отрасли.

Зависимость страны от Англии усилилась в годы Первой мировой войны. Индийцев мобилизовывали в армию, англичане вывозили сырье - чай, шелк-сырец и т. д., путем займов и налогов забирали денежные ресурсы. Было подорвано сельское хозяйство, это привело к голоду среди населения. Но война активизировала развитие национальных производств. Наблюдается рост национальной буржуазии, особенно в легкой промышленности На 30% выросло в войну производство тканей на фабриках. Во главе общественного движения встал Индийский национальный конгресс - партия национальной буржуазии во главе с М. Ганди. Деятельность ИНК приведет через 30 лет страну к независимости.

Своеобразным было отношение страны-метрополии к проблеме развития индийской промышленности в послевоенный период. Английское правительство ввело протекционистские пошлины на промышленные изделии, поступающие в Индию из других стран... и проиграло - потоки более дешевых товаров продолжали поступать на индийский рынок из Японии, Германии и США. Возникают акционерные компании, в основном в легкой промышленности. Появилось даже два небольших металлургических предприятия.

Своеобразие развития национальной экономики проявилось в "забвении" всех классических образцов индустриализации: параллельно развивались все три стадии - простая кооперация, мануфактура, фабрично-заводская промышленность. В стране большую роль продолжало играть традиционное производство: сельское хозяйство, ремесло, промыслы. Английский капитал контролировал индийскую экономику с помощью филиалов банков метрополии. Продолжали властвовать князья и помещики, ростовщики.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. стал катастрофой для сельского хозяйства страны: цены на пшеницу сократились в три раза. Общий кризис в аграрной сфере продолжался вплоть до конца 1930-х гг. Существовал завышенный курс основной денежной единицы - руш1и.

И все же общее число фабрик к 1939 г. увеличилось до 10,4 тыс. (с числом рабочих более 20 человек в каждой). Крепнет экономически национальная буржуазия. Действуют индийские монополии: концерны Тата, Бирла, Гупта и др. - в металлургической, сахарной, цементной промышленности. Очень неоднородным был состав их правлений: промышленники, помещики, ростовщики, торговцы. Все это свидетельствовало об экономической слабости национального предпринимательства. Отсутствовало по-прежнему машиностроение. Таким образом, можно сделать вывод, что промышленный переворот в Индии не был завершен к началу Второй мировой войны.

В целом в странах Восточной цивилизации кардинальных изменений накануне 1939 г. не произошло. Некоторые страны, как, например, Индия, развивались в рамках колониальных империй, другие, как Китай, уже боролись против агрессии милитаристской Японии. Но в недрах этих двух крупнейших стран Азии накапливаюсь предпосылки для принципиально важных перемен.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.) стала вторым кризисом мировой цивилизации по масштабам и разрушительным итогам военных действий. В войне приняло участие около 60 стран, в них находилось 4/5 материальных богатств человечества. Основной удар пришелся на Россию, Белоруссию и Польшу со стороны Германии и ее европейских союзников. Япония воевала на территории Китая, стран Юго-Восточной Азии и островах Океании. Состоялось ее нападение и на Тихоокеанскую эскадру США. Отмстим кратко, к чему неотвратимо стремились страны-агрессоры, какими планами и идеями руководствовались.

Премьер-министр Италии, вождь итальянских фашистов Муссолини мечтал о присоединении Савойи, Ниццы, Корсики, о. Мальты и о. Корфу, даже Австрии. Но отсутствие боеспособной армии привело лишь к захвату слабой в экономическом и военном отношении Абиссинии (1936) и оккупации отсталой во всех отношениях Албании (1938). Итог приближающейся войны виделся Муссолини в создании Великой афроевропейской Римской империи.

Рейхсканцлер Германии и глава фашистской партии Гитлер вскоре после 1933 г. поспешил от имени своей страны отказаться выполнять статьи Версальского договора. Далее последовали выход из Лиги Наций и оккупация Рейнской демилитаризованной зоны. Таким образом, Германия и Италия определили вектор выхода из мирового экономического кризиса - начать новую войну. С примкнувшей к ним Японией они заключили так называемый Антикоминтерновский пакт. Конечной целью своей активной военной деятельности считали установление мирового господства.

Преградой к достижению этой цели были три страны - СССР, Англия и США. СССР, как известно, оказывал через Коминтерн (Коммунистический интернационал) большое влияние на коммунистов всех стран, в том числе с агрессивно настроенными правителями. Поэтому нужно было разгромить СССР, обеспечив себя хлебом на все времена (Украина, Кубань и др.) и нефтью с Кавказа. Интересовали, особенно Германию, и другие ресурсы, они пригодились бы в войне против Англии. У этой страны они собирались отобрать все колонии. Не давали покоя и богатства США.

Но вначале у ног Гитлера и Муссолини должна была оказаться вся Европа. В целом ряде европейских государств к концу 1930 г. находились уже у власти профашистские правительства (Испания, Португалия, Румыния, Болгария, Венгрия и др., на американском континенте). В 1938 году Германия присоединила Австрию (аншлюс), была расчленена в пользу Германии Чехословакия.

В ночь с 1 на 2 сентября 1939 г. германские войска перешли границу Польши, организовав с помощью провокации повод к войне - casus belli. Польша находилась в зоне влияния Англии и Франции, которые объявили войну Германии. Так началась Вторая мировая война. Через полгода пал Париж, перед этим - страны Бенилюкса.

Ресурсы присоединенных стран и союзниц фашистско-милитаристского блока были задействованы в войне против СССР, развязанной 22 июня 1941 г.

Кроме всею прочего, это было противоборство трех идеологий: буржуазной демократии и коммунистической (социалистической) идеологии - против античеловечной фашистской.

Итоги Второй мировой войны известны, они были сокрушительными для всех трех стран - зачинщиков войны. Апогеем ее явился Нюрнбергский процесс (конец 1945 - 1946) над военными преступниками.

Цинское правительство на рубеже XX века переживало самый тяжелый политический кризис за всю историю Поднебесной. Раздел империи западными державами, неспособность правительства контролировать ситуацию в стране, с новой силой вспыхивающие народные восстания и все более громкие требования перемен породили ряд революционных движений. В 1894 году из пламени восстаний родилось первое в Китае революционное общество «Синчжунхой» («Общество возрождения Китая»), организованное Сунь Ятсеном, получившим в последствии посмертный титул «отца нации» и «отца революции».

Сунь Ятсен родился в 1866 году в провинции Гуандун в окрестностях Макао, учился в Ханое и Гонконге. После неудачной попытки восстания в 1895 году он вынужден был бежать за границу, где, путешествуя по Европе, США, Японии и Канаде собирал средства, преимущественно у эмигрировавших китайцев, на революционную борьбу.

В 1905 году Сунь Ятсен основал в Японии новую революционную организацию «Тунмэнхой» («Объединенный союз»), объединив множество революционных групп по всей стране. Программой Тунмэнхой стало свержение цинского правительства, восстановление суверенитета китайской нации и создание буржуазно-демократической республики. Свои идеи Сунь Ятсен отразил в «трех народных принципах»: восстановление суверенитета нации, народовластие и народное благосостояние. Несмотря на то, что многочисленные восстания в первые годы XX века, организованные сподвижниками движения, терпели поражение, закат династии Цин неумолимо приближался. Во многом это было связано с тем, что революционные идеи стали проникать в сознание императорской армии.

10 октября 1911 года революционная организация «Вэньсюехой» и «Гунцзинхой» в Хубэе после ожесточенного боя успешно захватила город Учан, положив таким образом начало китайской революции. Мятежники создали военное правительство в провинции и объявили о создании республики. Этот успех вызвал революционный подъем по всей стране, против цинской власти поднимались все новые и новые провинции. За семь недель больше десяти провинций объявили о своей независимости. В декабре 1911 года доктор Сунь Ятсен при помощи революционеров из Нанкина объявил о создании временного правительство Китайской Республики, а сам «за огромный вклад в дело революции и высокий авторитет» вступил на должность временного президента. 1911 год по лунному календарю был Синьхай (xinhai, 辛亥), поэтому революция получило название Синьхайской.

Спустя несколько месяцев, 12 февраля 1912 года малолетний император Пу-И, подчиняясь «воле провидения и народа», отрекся от престола. Вскоре после этого иностранные государства признали новую власть, Сунь Ятсен вышел в отставку и рекомендовал на пост президента Юань Шикая, цинского генерала.

Юань Шикай фактически установил в Китае единоличную диктатуру, распустив парламент и отправив Суня в ссылку. Но на этом его планы не заканчивались: Шикай планировал основать свою собственную династию, в чем ему помешала смерть. Генерал внезапно умер в 1916 году. Однако, во время жизни Юань Шикай успел подписать несколько договоров, возмутивших общественность и послуживших поводами для новых восстаний. Так, китайское правительство в тайном соглашении признавало Внешнюю Монголию территорией России, а в 1914 году было вынуждено удовлетворить большую часть японского ультиматума («21 требование»), в числе которых - предоставление прав на разработку полезных ископаемых и использование железных дорог на Шаньдунском полуострове, а также аренда всей Маньжурии. В 1919 году Версальский договор, подписанный в Париже, подтвердил права Японии, что вызвало новую волну ненависти китайцев к японским оккупантам. 4 мая 1919 года три тысячи студентов, среди которых были и женщины, устроили демонстрацию на площади Тяньаньмэнь, а на протяжении следующих дней митинги вспыхнули в более чем 200 городах. Этот день стал легендарным в истории нового Китая, дав название целой эпохе, для которой был характерен разрыв с прошлыми привычками и новые течения в культурной и политической жизни.

После Синьхайской революции север Китая оставался под властью генералов, в то время как на юге под предводительством Сунь Ятсена с 1912 года действовала оппозиционная партия Гоминьдан (Китайская национальная народная партия).
В 1917 году в России произошла Великая Октябрьская революция, было создано первое в мире социалистическое государство. Этот пример привлек внимание китайцев, так как в стране продолжался разброд и волнения и требовалась эффективная власть, способная положить конец этой неопределенности. 1 июля 1821 года при поддержке Советской России в одной из школ французского района Шанхая около 10 китайцев из числа интеллигентов и несколько членов Коминтерна объявили о создании коммунистической партии, в руководстве которой состояли молодой Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай.

На начальном этапе коммунистическая партия сотрудничала с гоминьдановцами в их военных кампаниях против северных генералов, но после смерти Сунь Ятсена в 1925 году от рака две партии вскоре превратились во врагов. Новый лидер Гоминьдана Чан Кайши был яростным националистом и с недоверием относился к коммунистам и их планам ликвидировать классы в обществе. В 1927 году он, все еще пользуясь помощью коммунистов, захватил Шанхай, а затем Нанкин. Власть северных милитаристов пошатнулась, но одновременно с этим разрыв между Гоминьданом и Компартией неумолимо разрастался. Вскоре после захвата Шанхая Чан Кайши обратил оружие против своих бывших союзников, казнив и уволив тысячи коммунистов. Гонения на коммунистов продолжались в Гуандуне, Цзянсу, Чжэцзяне, Хунани и других провинциях. В ответ на контрреволюционный переворот в городе Наньчан вспыхнуло восстание, организованное Компартией. Мятежником удалось занять город, после чего национальное правительство перебросило к Наньчану армию, повстанцы были вынуждены отступить в Гуандун. Это был первый вооруженный конфликт между коммунистами и гоминьдановцами, ставший предвестником будущей гражданской войны.

В Китае начался белый террор. Коммунисты, которым удалось остаться в живых, рассеялись по всей стране, склоняя на свою сторону все больше новых сторонников.

Охота на коммунистов продолжалась, но вместе с тем коммунистическая сила росла под руководством молодого и энергичного Мао Цзэдуна. В основном силы коммунистов были сосредоточены в провинции Цзянси.
Мао Цзэдун - сын хунаньского крестьянина верил в революцию, поддерживаемую крестьянами - самым многочисленным и бесправным сословием в Китае даже после свержения империалистического строя, и видел возможность изменения настоящих порядков только через вооруженное восстание.

После событий в Шанхае в 1927 году Мао приступил к формированию рабоче-крестьянской армии в городе Чанша, которую поднял на восстание Осеннего Урожая на стыке провинций Хунани и Цзянси под лозунгом «ни одного зерна помещику из нового урожая». Несмотря на поражения, Компартии удалось сформировать революционные опорные базы во многих городах и заручиться поддержкой крестьян. 1 сентября 1931 года была официально учреждена Китайская Советская Республика и Временное Советское правительство, которое возглавил Мао Цзэдун.

В 1933 году Чан Кайши направил миллионную армию на уничтожение Компартии и опорных баз, коммунисты после ряда поражений оказались окружены. Главные силы Красной армии были вынуждены оставить центральные опорные базы и перейти к стратегическому наступлению, впоследствии получившему название «Великий поход в 25 тысяч ли».

Восемьдесят шесть тысяч человек покинули Центральный советский район в Цзянси и выступили в «великий поход», направляясь на север Китая через западные районы страны. За два года армия пересекла 12 провинций, 18 горных цепей, 24 реки и зыбкие болота, пройдя в общей сложности более 10 тыс. км. Два года лишений, жестоких боев, голода и холода унесли жизни более 70 тыс. человек. До Ваяобао дошли только 7-8 тысяч коммунистов, составивших впоследствии костяк компартии и армии в войне против Японии, а затем народно-освободительной борьбе. Несмотря на потери, Великий поход принес коммунистам славу, уважение и авторитет - армия, способная выдержать нечеловеческие условия похода, была способна на все, а выжившие солдаты стали народными героями. В это время Мао Цзэдун стал бесспорным лидером КПК.

Одновременно с борьбой внутри Китая над страной давно нависла внешняя угроза: Япония продолжала вынашивать агрессивные планы, которые вылились в катастрофическую Японско-китайскую войну (1937 - 1945 гг.). Еще в 1933 году японцы окончательно подчинили себе Маньчжурию, создав там марионеточное государство Маньчжоу-Го, поставив во главу низложенного цинского императора Пу-И, однако, этого им оказалось мало. Японцы хотели создать «Великую Восточную Азию», началом осуществления этих планов было завоевание Китая, обладающего огромными сырьевыми резервами и другими ресурсами.

Поводом к полномасштабной войне послужил инцидент на мосту Марко Поло, где произошла стычка между ротой китайский войск и гарнизонной японской армией, после чего Япония объявила Китаю войну.

В сложившейся ситуации коммунисты и гоминьдановцы были вынуждены заключить временное перемирие: в сентябре 1937 года была опубликована Декларация о сотрудничестве Гоминьдана и Компартии.

К концу 1937 года японцы оккупировали большую часть Восточного Китая между Пекином и Гуанчжоу, уничтожив более миллиона солдат гоминьдановской армии. Еще ужаснее стала «кровавая бойня в Нанкине». В ноябре 1937 года после захвата Шанхая японцы атаковали Нанкин, после чего устроили там настоящую резню. За шесть недель японские солдаты уничтожили более 300 000 безоружных жителей города, среди которых были женщины и дети. После окончания Второй мировой войны это военное преступление было осуждено Токийском трибуналом, многие японские военнослужащие были казнены.

В общей сложности японо-китайская война продолжалась восемь лет и закончилась только в 1945 году, когда две атомные бомбы были сброшены на Хирасиму и Нагасаки, и Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил.
Несмотря на освобождение от японцев, мир в Китае так и не наступил. Конфликт между коммунистами и гоминьдановцами, отложенный на время японо-китайской войны, вспыхнул с новой силой. К тому времени Красная армия насчитывала около миллиона человек, а коммунистические идеи прочно вошли в сознание широких слоев населения.

В августе 1945 года США спровоцировали мирные переговоры между двумя сторонами в Чунцине по вопросу создания коалиционного правительства, однако, между гоминьдановцами и коммунистами возникли ожесточенные споры. Чан Кайши отказался включать в правительство коммунистов, считая, что пока существует Красная армия, их политика может быть неадекватной.

Вскоре после этого инцидента в июне 1946 года Чан Кайши отдал приказ о всеобщем наступлении на освобожденные районы. Население поддержало коммунистов, и Красная армия смогла дать отпор гоминьдановцам. В 1948 году коммунистическую армию переименовали в Народно-Освободительную Армию (НОА), и зимой того же года коммунисты одержали победу над противником в решающей битве при Хуайхае в провинции Аньхой. Зимой 1949 года НОА вступила в Шанхай, а Чан Кайши бежал на Тайвань, прихватив с собой весь золотой запас страны. Вместе с двумя миллионами сторонников, последовавших за ним на Тайвань, и при поддержке американского правительства Чан Кайши основал на острове Республику Китай.

После съезда победившей коммунистической партии столица Китая вновь была перенесена в Пекин, где 1 октября 1949 года Мао Цзэдун на площади Тяньаньмэнь провозгласил о создании Китайской Народной Республики. Мао стал во главе нации, начитывающей около миллиарда человек. До него такой властью не обладал ни один правитель в истории человечества. Самая многочисленная нация в мире стала коммунистической.

1. В начале XX в. Китай — аграрная, полуфеодальная, полуколониальная страна.

2. Лишь со второй половины XIX в. в Китае начала зарождаться промышленность.

Ее развитие особенно ускорилось в годы Первой мировой войны. За период с 1913 по 1919 количество предприятий увеличилось вдвое.

С развитием промышленности формировался китайский рабочий класс, который в 1919 г. насчитывал 3 млн. чел. Условия труда и быта рабочих были тяжелыми, не было никакого рабочего законодательства.

3. С развитием промышленности окрепли позиции национальной буржуазии.

4. Дальнейшему развитию национального капитала в Китае препятствовал иностранный капитал:

Существовали низкие таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары;

Процветала ничем не ограничена для иностранцев торговля.

5. На селе господствовали феодальные отношения.

В сельском хозяйстве — феодальные притеснения, безземелье, ростовщичество.

6. Была политическая раздробленность страны. Пекинское правительство было слабым, вся власть в провинциях находилась у феодальных диктаторов, враждовавших между собой.

«Движение 4 мая» 1919 в Китае

Причины:

1. Политическая раздробленность Китая, слабость центральной власти, что облегчало иностранцам эксплуатировать Китай.

2. Внутренняя нестабильность создавала благоприятную почву для вмешательства иностранных государств во внутренние дела Китая.

3. Недовольство различных слоев населения привилегиями, которыми пользовались иностранцы в Китае.

Поводом для протеста стали решения Парижской мирной конференции передать Японии немецкие владения в китайской провинции Шаньдун, Циндао с территорией, граничащей с ними.

С мая 1919 студенты организовали в Пекине пятнадцатитысячную демонстрацию протеста против решений Парижской Мирной конференции по Китаю.

Демонстрацию разогнали, многих участников арестовали.

В ответ студенты объявили забастовку-бойкот.

К движению присоединились интеллигенция, рабочие, ремесленники, средние городские слои населения и национальная буржуазия:

  • в стране бойкотировались японские товары;
  • демонстранты требовали отставки министров прояпонской ориентации;
  • вцелом произошло 66 крупных забастовок, многие из которых носили политический характер.

Организатором событий 4 мая 1919 был М. Да-чжао — профессор политической экономии Пекинского университета.

Последствия «Движения 4 мая»:

1. Китайская делегация в Париже отказалась подписать Версальский мирный договор.

2. Правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки:

Уволили арестованных;

Сняты с должностей некоторых министров.

1. Это было первое в Китае общенациональныое антиимпериалистическое выступление народных масс.

2. Оно способствовало росту политического сознания национальной буржуазии, прогрессивной интеллигенции и народных масс.

3. Это движение произвело огромное влияние на сплочение национально-патриотических сил, развитие революционной активности интеллигенции и студенчества.

4. Способствовало консолидации политических партий.

5. Развернуло борьбу за «новую культуру» — введение в литературу бытовой речи, что облегчило овладение грамотой широких кругов молодежи.

Революция 1925-1927 гг. в Китае

Характер революции: национальная, демократическая, антиимпериалистическая, антифеодальная.

Предпосылки революции

Политические:

1. Раздробленность Китая:

Слабость пекинских властей;

Господство в различных частях Китая феодально-милитаристских режимов.

2. Зависимость Китая от иностранных государств:

Господство в крупных городах колониальных администраций;

Контроль иностранных государств над ведущими отраслями экономики, внешней торговлей, финансами;

Существование колониальных порядков.

Экономические:

1. Отсталость экономики Китая.

2. Господство феодального землевладения и феодальных пережитков:

Более половины пашни находилось в руках помещиков;

75% городского населения было безземельным;

Безземельные крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков на кабальных условиях.

3. Тяжелые условия жизни и труда рабочих.

Причины революции:

1. Недовольство широких народных масс продолжением политики иностранных государств о разделе Китая на сферы влияния.

2. Междоусобная борьба между различными феодальными группировками и стремление национального объединения Китая.

3. Недовольство крестьянства феодальными порядками в стране.

Задача революции:

1. Ликвидировать иностранное засилье в Китае.

2. Ликвидировать неравноправные договоры Китая с иностранными государствами.

3. Уничтожить северные феодально-диктаторские режимы.

4. Осуществить национальное объединение Китая, восстановления его суверенитета и создание единого демократического государства.

5. Провести демократизацию страны и важные социально-экономические преобразования.

Движущие силы революции: рабочие, ремесленники, крестьяне, городская мелкая буржуазия, национальная буржуазия, интеллигенция. Руководитель революции: национальная буржуазия.

Особенности революции:

1. Она проходила в полуколониальной, полуфеодальной стране.

2. Антиимпериалистический характер революции способствовал участию в ней национальной буржуазии.

3. В Китае переплелись различные виды борьбы:

Борьба с иностранными государствами;

Борьба различных слоев населения за свои права;

Крестьянская борьба;

Борьба различных политических сил за власть.

4. Был создан единый революционный фронт.

Последствия революции:

1. Революция потерпела поражение.

2. Она не решила задач, которые стояли перед ней.

3. Росло противоборство между Гоминьданом (Национальной партией) и Коммунистической партией Китая (КПК), произошел раскол единого революционного фронта.

4. Началась гражданская война между сторонниками Гоминьдана и сторонниками коммунистов.

Причины поражения революции:

1. Неблагоприятная расстановка сил в революции, недостаточный уровень и размах революционного движения народных масс.

2. Отсутствие единства в рядах Гоминьдана и КПК.

3. Постоянная борьба за власть между сторонниками Гоминьдана и КПК.

4. Помощь иностранных государств в подавлении революции.

5. Выступление против революции объединенных сил иностранных государств, феодалов и большой (компрадорской) буржуазии.

Компрадорская буржуазия — часть буржуазии, деятельность которой была связана с иностранным капиталом.

Гоминьдан (Национальная партия) представлял интересы национальной буржуазии, был основан Сунь Ятсеном в 1912 г.

Цель деятельности партии — провозгласить республику и превратить Китай в мощное национальное государство.

В 1919 г. деятельность этой партии была восстановлена ​​Сунь Ятсеном в Шанхае и она была переименована в Национальную партию Китая.

Образование единого революционного фронта

Сближение Гоминьдана и Коммунистической партии Китая привело к образованию единого революционного фронта.

1921 — На нелегальном съезде представителей марксистских групп и кружков в Шанхае была основана Коммунистическая партия Китая (КПК).

1923 — Сунь Ятсен возглавил революционное правительство, созданное на юге страны в г. Гуанчжоу (Кантоне). Южный Китай стал центром массового революционного движения. Сунь Ятсен начал создание собственной армии.

По просьбе революционного правительства на юг Китая были направлены советские специалисты и техника. СССР оказывал экономическую и военную помощь: нефтепродукты, винтовки, пулеметы, боеприпасы и тому подобное. Главным политическим советником Сунь Ятсена стал большевик М. Бородин, а главным военным советником — выдающийся советский военачальник В. Блюхер, с его помощью началось формирование Национально-революционной армии (НРА).

Январь 1925 — Состоялся I Всекитайский съезд Гоминьдана, на котором было решено принять коммунистов к Гоминьдана.

1925 — Умер Сунь Ятсен и лидером Гоминьдана стал молодой военачальник Чан Кайши.

Чан Кайши (1887-1975)

Активный участник национально-освободительного движения в Китае. После смерти Сунь Ятсена (1925) постепенно захватил руководство в Гоминдане и стал главнокомандующим НРА. Он решительно отмежевался от коммунистов, вытеснив их с ответственных должностей в армии, правительстве и совершил государственный переворот (апрель 1927 г.).

Сначала позиции Чан Кайши были слабые. Реально Гоминьдан управлял только пятью провинциями. Остальная территория была в руках местных генералов, а коммунисты под руководством Мао Цзэдуна развернули свои базы в Центральном Китае.

Чан Кайши сумел договориться с провинциальными лидерами. На конец 1928 было полностью признано власть Чан Кайши.

Революционные события 1925-1927 гг.

Весна 1925 — По всей стране развернулось мощное забастовочное движение. Полиция жестоко расправилась с бастующими. В ответ шанхайские студенты вышли массовой демонстрацией протеста. Прибегнув к оружию, их остановили английские полицейские.

30 мая 1925 — В Шанхае в знак протеста вспыхнуло восстание, которое поддержали рабочие, ремесленники, мелкая буржуазия, интеллигенция.

Революционное движение переросло в Всекитайскую революцию.

1 июля 1925 — Правительство в Гуаньчжоу провозгласило себя Национальным правительством Китайской республики.

Весна 1926 — Лидер правого крыла Гоминьдана Чан Кайши создал гоминдановское правительство, стал председателем ЦИК Гоминьдана и главнокомандующим вооруженных сил.

Позиции коммунистов в Гоминдане были ослаблены.

Июль 1926 — Гоминдановские войска (НРА) выступили в поход на север, чтобы объединить Китай под властью Национального правительства. План похода разработали советские специалисты во главе с В. Блюхером.

Конец 1926 — Под контролем Национального правительства Китая находилось уже 7 провинций, население которых составляло более 159 млн. человек.

Февраль — март 1927 — НРА заняла Нанкин и Шанхай.

12 апреля 1927 — Чан Кайши совершил в Шанхае переворот. Он сформировал свое Национальное правительство, установил свою власть, устроил массовые расстрелы коммунистов.

Вследствие преследования коммунистов их число уменьшилось с 58 до 10 тыс. чел.

Произошел раскол единого революционного фронта, росло противостояние между Гоминьданом и коммунистами.

Противоборства между Гоминьданом и коммунистами

1 августа 1927 — В г. Наньчане 30 тыс. солдат — участников Северного похода вместе с вооруженными отрядами рабочих и крестьян выступили против гоминдановских войск. Повстанцы потерпели поражение.

Это восстание положило начало борьбы против Гоминьдана.

С восставших частей началось создание Красной армии.

КПК взяла курс на вооруженную борьбу против гоминдановского правительства, в стране началась гражданская война.

Опорой для коммунистов стало крестьянство. Коммунисты выбрали тактику партизанской борьбы и создания советских районов.

К концу 30-х гг. КПК стала в основном крестьянской.

1930 — В 11 провинциях Южного и Центрального Китая было создано 15 советских районов.

Ноябрь 1931 — Было провозглашено центральное рабоче-крестьянское правительство, председателем которого стал Мао Цзэдун. Чан Кайши активно боролся с коммунистами.

1930-1934 гг. — Гоминдановские вооруженные силы совершили 5 походов в советские районы, в результате которых были разгромлены основные силы Красной армии и ликвидировано советские районы.

1934-1936 гг. — Партизанские армии под руководством Мао Цзэдуна перебазировались в Северный Китай, где на пересечении трех провинций — Шеньси, Ганьсу и Нинся был образован Особый пограничный район, который стал базой коммунистического движения.

1937 — Две влиятельные силы Китая на некоторое время прекратили войну между собой и объединились против общего врага — Японии.

Мао Цзэдун (1893-1976)

Сын сельского богача. Получил среднее образование, работал учителем начальной школы. Большое влияние на формирование его взглядов имела китайская философия, особенно конфуцианство, идеи социализма и анархизма.

Ему удалось захватить руководство в КПК, укрепить свое влияние в военных частях. Занимал враждебную позицию касательно Гоминьдана и его лидера Чан Кайши.

Теги: ,

В 1919 году некий М. Коган в харьковской газете «Коммунист» писал:
«Без преувеличения можно сказать, что великий русский социальный переворот в действительности является делом рук евреев. Разве темные, угнетенные массы русских крестьян и рабочих были бы в состоянии собственными силами сбросить иго буржуазии? Безусловно, нет, евреи были теми, кто дали русскому пролетариату зарю Интернационала, и не только дали, но и теперь ведут дело Советов, крепко находящееся в их руках. Мы можем быть спокойны, пока верховное командование Красной Армии находится в руках товарища Троцкого.
Хотя среди рядовых Красной Армии евреев нет, но, находясь в комитетах, в советских организациях и в командном составе, евреи ведут храбрые массы русского пролетариата к победе...
Символ еврейства, вековая борьба с капитализмом, сделался символом русского пролетариата, что видно из принятия красной пятиконечной звезды, которая, как известно, в старые времена являлась символом сионизма и еврейства. Под этим знаком придет наша победа и смерть тунеядцам — буржуазии...
За те слезы, которые пролило еврейство, она заплатит кровавым потом».

Лет тридцать назад нашлись и другие лица, без которых русский народ не мог «сбросить с себя оковы буржуазии». В 1966 г. один из китайских официальных представителей заявил в Пекине нашей делегации, «будто мы, советские люди, скрываем, что Октябрьскую революцию нам помогали совершить китайцы. Мы уличили его во лжи, рассказав, что в СССР историки, литераторы... не раз писали... о том, что в обороне Царицына участвовало небольшое подразделение, состоявшее исключительно из китайцев, что на наших сценах уже сороковой год идет пьеса Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69», в которой действует китаец Син Бин-у... Нам ответили криками, антисоветскими лозунгами, угрозами».

А действительно, чем занимались в годы гражданской войны в России наши китайские «друзья» ?

Известно, что в составе Красной Армии и ЧК в войне участвовало около 50 тысяч китайцев. Не зарегистрировано ни одного случая участия китайцев в Белой армии. Правда, в Харбине был сформирован отряд из 400 китайцев, которым командовал полковник Маковкин. Однако, по свидетельству А.В. Колчака, «на китайцев смотрели так, что они вообще драться не будут и на них надеяться нельзя. На них смотрели как на возможность изъятия русских из охраны железной дороги». Кроме того, в 1918-20 гг. части китайской армии в соответствии с японо-китайским «договором о совместной обороне» были введены в некоторые районы Сибири и Дальнего Востока. Эти части были немногочисленны и, видимо, активной роли в событиях не играли. Пограбили немного — и вернулись на родину.

Что касается «красных китайцев», то здесь дело обстояло по-иному. Всего в Красную Армию в рассматриваемый период вступило около 300 тысяч иностранных граждан — столь большое число иностранцев в воюющей армии считается уникальным для новейшей истории.
И, таким образом, китайцем был каждый шестой из них. А откуда они, вообще говоря, взялись в России?

Появление китайцев в Российской империи было связано с двумя волнами эмиграции из Китая: первая из них — после подавления «боксерского восстания» 1900-1901 гг.; вслед за этим в северных районах Китая усилились голод и нищета, и тысячи людей бежали в соседнюю Россию в поисках лучшей доли. А ведь Россия наряду с другими европейскими странами и Японией приняла участие в подавлении восстания. Однако китайцы уже были, видимо, наслышаны о доброте и отходчивости русского народа и понимали, что в России им нечего бояться.

Вторая волна китайских эмигрантов обрушилась на Россию после революции 1917 года, когда оказались разрушенными те структуры российского государства, которые могли бы регулировать этот процесс. (Здесь напрашивается аналогия с 1991-93 гг.).

В этом плане представляет интерес и свидетельство современника о нэпмановской Москве 1922 года: «Почти все магазины в руках евреев. Получается вообще впечатление, будто русский человек попал в дореволюционное время в черту еврейской оседлости. Свыше половины современного населения Москвы — евреи...

В советских учреждениях поражает обилие служащих евреев... Кроме евреев в Москве встречается довольно много китайцев и латышей».
А теперь замените латышей на кавказцев, а слова «довольно много» — на «очень много». Вам это ничего не напоминает? Но вернемся в годы революции и гражданской войны .

Точное число китайцев, проживавших в рассматриваемый период в России, неизвестно, однако приведенные выше цифры (50 тысяч — в Красной Армии и ЧК, ни одного — в Белой ) достаточно красноречивы. Было ли это стихийным порывом к свободе и «интернациональному братству людей труда»? Для человека, знающего Китай, такое утверждение представляется смехотворным. Известно, что в китайском жестко структурированном обществе свобода выбора для индивидуума и сегодня, за редким исключением, весьма ограничена либо практически отсутствует. Перевод этого теоретического положения на язык общественно-политической практики означает, что в революционной России рядовой китаец и не подумал бы о вступлении в Красную Армию, не имея на то согласия, а точнее — указания главы своего родственного или земляческого клана, который, в свою очередь, не мог не согласовать решение по такому важнейшему вопросу с руководителями всей китайской общины в России.

В целом же руководство кланов и общин китайцев, проживающих за границей, было в те годы, как это достаточно хороню известно, тесно связано с китайской мафией. В значительной степени это верно и по сей день. С учетом вышесказанного сложные чувства вызывает пассаж небезызвестного Розенберга, писавшего в своей также небезызвестной книге «Миф XX века» (1930 год), что «еврейские деньги в союзе с азиатской мафией (главным образом армянской и китайской) разожгли в России революционный пожар...»
Что это — пропаганда «человеконенавистнической доктрины» или же мнение, пусть тенденциозное, человека, знакомого с фактической стороной дела?

Как использовались китайцы «интернационалистами», захватившими власть в России?
Или поставим вопрос иначе: как они отплатили русскому народу за его гостеприимство?

Исторический опыт свидетельствует, что части, сформированные из иностранцев, лучше всего приспособлены для подавления народных восстаний. Гражданская война в России — не исключение из этого правила. Источники свидетельствуют, например, об особой роли «интернационалистов» в подавлении крестьянского восстания на Тамбовщине. Там «затруднение» новой власти состояло в том, что «требовались какие-то безусловно преданные революции силы, готовые исполнить любой приказ.
Одна из таких сил названа в маленьком сообщении о разгроме крестьянского восстания в Ливнах: «Город сравнительно пострадал мало. Сейчас на улицах города убирают убитых и раненых. Среди прибывших позднее подкреплений потерь сравнительно мало. Только доблестные интернационалисты понесли жестокие потери. Зато буквально накрошили горы белогвардейцев, усеяв ими все улицы».

Имеются сведения о том, что среди этих «интернационалистов» Тухачевского, заливших кровью Тамбовщину, было немало китайцев. Кроме того, под руководством ЧК действовали чисто китайские карательные отряды, выполнявшие такие задания, которые не хотели выполнять русские чекисты и бойцы ЧОН. И «уже современники установили, что самые зверские злодеяния совершали Бог весть откуда взявшиеся китайцы. Большевистский грабеж носил все признаки чужеземной оккупации — не первый раз в русской истории».

А вот как описывает современник расстрел сотрудниками Петроградской ЧК бывшего директора департамента полиции Белецкого: «За несколько минут до расстрела Белецкий бросился бежать, но приклады китайцев вогнали его в смертный круг. После расстрела все казненные были ограблены» . Или вот еще эпизод: «...китайцы гонят целое стадо (имеются в виду осужденные) как баранов на смерть» .
Пожалуй, самое характерное для приведенных свидетельств — спокойный, «само собой разумеющийся» тон повествования, в котором отсутствует удивление или просто стремление подчеркнуть тот факт, что в составе Петроградской ЧК оказались граждане страны, расположенной в добром десятке тысяч километров от «северной столицы» России. Видимо, для современников участие китайцев в такого рода акциях было обычным делом. Сейчас это воспринимается несколько по-иному, так как многие русские о подобных фактах просто не знают. Поэтому продолжим.

По свидетельству князя Н.Д. Жевахова, центральный аппарат ЧК в Москве имел в своем непосредственном подчинении китайские вооруженные формирования . Китайцы играли видную роль и в органах ЧК на местах: «...их низший служебный персонал как в центре, так и в провинции состоял главным образом из жидов и подонков всякого рода национальностей: китайцев, венгров, латышей, эстонцев, армян, поляков...» Согласно этому же свидетельству, «в Одессе свирепствовали знаменитые палачи Дейч и Вихман, оба жиды, с целым штатом прислужников, среди которых, кроме жидов, были китайцы и один негр...»
В Харькове после освобождения этого города Добровольческой армией в ходе раскопок массовых захоронений жертв интернационального террора следственными органами были обнаружены «следы какой-то чудовищной операции над половыми органами, сущность которой не могли определить даже лучшие харьковские хирурги. Они высказывали предположение, что это одна из применяемых в Китае пыток, по своей болезненности превосходящая вес доступное человеческому воображению».
В Николаеве чекист Богбендер, имевший в числе своих ближайших помощников двух китайцев, «прославился тем, что заживо замуровывал людей в каменных стенах».

А в Пскове, «по газетным сведениям, все пленные офицеры были отданы на растерзание китайцам, которые распилили их пилами на куски»].

А вот еще одно свидетельство современника: «При помощи черной силы Востока — китайцев они придумали новую казнь для русской интеллигенции, для последних носителей русской христианской духовности: вшивый мешок. Я уже говорил выше об этой страшной казни, перед которой бледнеет «Сад пыток» Октава Мирабо. Человека сажают в мешок со вшами и те заживо медленно его поедают, все тело обращая в соты... Кошмар! Один из многих кошмаров злейшей изобретательности, но очень характерный для уничтожаемой русской культуры. Ибо вся духовная Россия сидит сейчас во вшивом мешке еврейского засилья, а вши-евреи грызут русское тело, русскую душу, русскую культуру».

Таким образом, в годы русской, а, точнее, антирусской революции и гражданской войны китайцы, как это ни прискорбно, оказались по одну сторону баррикад с сионистами и прочими врагами национальной России и совершили на русской земле вопиющие преступления. И если еврейские «революционеры» в 1937 году, хотя и в минимальной степени, но все же ответили за свои злодеяния, то соответствующий реестр русского народа Китаю еще не только не предъявлен, но и не составлен. В этом направлении предстоит еще большая и трудная работа, однако нет сомнения, что история все поставит на свои места.
Правда, многим китайским гражданам в 1937 году тоже не поздоровилось: по свидетельству Р. Конквеста, тогда органами НКВД проводились массовые аресты китайцев. В оперативных сводках органов госбезопасности СССР иммигранты рассматривались как потенциальные информаторы вражеских разведок. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) за номером 1428-326, подписанным В.М. Молотовым и И.В. Сталиным 21 августа 1937 года, в целях пресечения японского шпионажа в Дальневосточном крае было предложено выселить из пограничных районов все корейское население и переселить его в Южноказахстанскую область, районы Аральского моря, Балхаша и Узбекскую ССР.
В скором времени была осуществлена и депортация китайцев, проживавших в дальневосточных районах нашей страны. Что ж, с учетом фактов, о которых идет речь, судьба последних, откровенно говоря, не вызывает большого сочувствия.

Параллели

Важным элементом идеологии борцов за «светлое будущее» России и Китая стало презрение к традициям, культуре и простым людям своей страны. Например, в 1923 году один из идеологов «Пролеткульта», известный под фамилией Плетнев, писал о человеческой индивидуальности как «винтике в системе грандиозной машины СССР». А в шестидесятые годы китайская пропаганда начала восхвалять солдата по имени Лэй Фэн, после смерти которого был якобы найден дневник, в котором он называл себя «нержавеющим винтиком председателя Мао».

И.Р. Шафаревич, впервые указавший на это весьма примечательное «единство взглядов» [ 300 ], объясняет его «духом командной системы». Что это за дух и откуда им несет — этот вопрос остается из его работы неясным. Приведем еще два-три примера, которые, возможно, помогут дать более, выражаясь современным языком, «адресное» объяснение этому феномену.

Итак, известный писатель и крупный сионист Лион Фейхтвангер пишет о русских крестьянах: «Они не умели ни читать, ни писать, весь их умственный багаж состоял из убогого запаса слов, служивших для обозначения окружающих их предметов, плюс немного сведений из мифологии, которые они получили от попа» .
А примерно в те же годы журналистка Агнес Смэдли из еврокоминтерновского окружения руководства КПК заявляет: «Полагаю, что запас слов, которыми пользуются китайские крестьяне, не достигает и сотни».

Не слишком ли много совпадений? Но это еще далеко не все. Когда наша страна проходила в 20-30-е годы через один из самых тяжелых и кровавых этапов своей истории, действия советского руководства не подвергались «демократами» и «либералами» Запада сколько-нибудь серьезной критике. Вот какие отзывы были получены, например, в 1923 году на рукопись книги, составленной из писем заключенных Соловецкого концлагеря: Э. Синклер: «Я надеюсь, что правительство рабочей России утвердит уровень гуманности более высокий, чем то капиталистическое государство, в котором я живу». К. Чапек: «Я не позволю себе быть несправедливым ни к жертвам, ни к гонителям...» Ромен Роллан: «Я не буду писать предисловия, о котором Вы просите. Оно стало бы оружием в руках одной партии против другой... Я обвиняю не систему, а человека».

В 1934 году А. Эйнштейн отвечает на просьбу подписать протест против расстрелов в Ленинграде после убийства Кирова: «Дорогой г. Левин. Вы можете себе представить, как я огорчен тем, что русские политики увлеклись и нанесли такой удар элементарным требованиям справедливости, прибегнув к политическому убийству. Несмотря на это, я не могу присоединить свой голос к Вашему предприятию. Оно не даст нужного эффекта в России, но произведет впечатление в тех странах, которые прямо или косвенно одобряют бесстыдную агрессивную политику Японии против России. При таких обстоятельствах я сожалею о Вашем начинании: мне хотелось бы, чтобы Вы совершенно его оставили. Только представьте себе, что в Германии много тысяч евреев-рабочих неуклонно доводят до смерти, лишая права на работу, и это не вызывает в нееврейском мире ни малейшего движения в их защиту. Далее, согласитесь, русские доказали, что их единственная цель — реальное улучшение жизни русского народа; тут они уж могут продемонстрировать значительные успехи. Зачем, следовательно, акцентировать внимание общественного мнения других стран только на грубых ошибках режима?».

Здесь мы не можем не сказать: вот уж воистину гнусное сионистское лицемерие! Выражать возмущение по поводу того, что «тысячи евреев-рабочих» лишаются в Германии права на работу, и одновременно сразу же после страшного голода 1933 года, когда несколько миллионов русских и украинских крестьян умерли от голода, не постесняться письменно заявить, что тогдашние правители СССР «доказали, что их единственная цель — реальное улучшение жизни русского народа»! В этой связи процитируем одну из публикаций партии К.В. Родзаевского, датированную 1937 годом. В ней констатировалось, что ложь об отсутствии в СССР голода поддерживала «знатная иностранная сволочь».

Действительно, тут ни убавить, ни прибавить...

Но продолжим. И.Р. Шафаревич в цитированной выше работе отмечает далее весьма любопытное противоречие: оценка западным либеральным общественным мнением положения в нашей стране не была все время одинаковой, она стала резко меняться где-то в 50-е годы: «Раньше они не хотели замечать творившейся у нас трагедии, а потом вдруг стали все строже судить нашу жизнь как раз тогда, когда миллионы заключенных были отпущены и жизнь постепенно начала смягчаться». Добавим к этому, что галдеж по поводу «прав человека» продолжался вплоть до разрушения СССР, но западное общественное мнение осталось в основном равнодушным или одобрило расстрел российского парламента из танковых пушек и еще многое другое, что делается в нашей стране русскоязычными «радикальными реформаторами».

Но вернемся в 50-е годы. Казалось бы, осознав «ужасы сталинизма», западные интеллектуалы прозрели. Но вот в Китае начали «расцветать сто цветов», произошел «большой скачок», закончившийся страшным трехлетним голодом, затем наступило «десятилетие бедствий» — так называемая «великая пролетарская культурная революция», в ходе которой, по оценке Дэн Сяопина, так или иначе пострадало более 200 миллионов китайцев. Отношение же к китайской национальной культуре сильно смахивало в годы «культурной революции» на то, что сионисты творили в 20-е годы в России, что не может не наводить на размышления.

Однако вновь, как и в случае с Советским Союзом 20-30-х годов, виднейшие западные интеллектуалы «прогрессивного» толка — Жан-Поль Сартр, Роже Гароди и др. одобряют китайский «социальный эксперимент». Более того, в серьезных синологических трудах видные западные китаеведы отзывались о безобразной вакханалии «культурной революции» вполне благоприятно. Например, С. Шрамм счел ее «самой решительной попыткой преодолеть пагубное наследие прошлого в специфических условиях Китая», не забыв указать и на то, что она якобы явилась в том числе и результатом «неравноправных отношений между партиями внутри международного коммунистического движения».
А ведь у западных специалистов нет и не было недостатка в информации по Китаю вплоть до специальной, которую исследовательские центры Запада получают через Гонконг и от тайваньских спецслужб. Характерно, что среди «прогрессивной интеллигенции Запада» сочувственное вплоть до открыто одобрительного отношение к «культурной революция» в Китае сочеталось с нараставшей враждебностью по отношению к СССР.

Следует упомянуть и такой феномен. Среди западных синологов достаточно распространено доброжелательное отношение к своему объекту исследования — Китаю. Жесткая критика маоистского режима и даже современной политики Пекина может сочетаться с искренним уважением и любовью к китайской культуре. Это, однако, не свойственно «советологам» и «русоведам», которые обычно одинаково злобно поносят как «советский коммунистический режим», так и историческую Россию.

Не связано ли это с тем процессом «переваривания коммунизма» Россией, о котором говорил В.Г. Распутин? На наш взгляд, это не подлежит сомнению.

А сейчас можно наблюдать, как меняется отношение западных «либералов» к Китаю. Когда Китай вошел в один из лучших периодов своей многовековой истории, а в жизни сотен миллионов китайцев произошли такие изменения к лучшему, которых история этой страны еще не знала, на повестку дня «мировым сообществом» поставлен вопрос о «правах человека» в Китае, В США этой проблеме придается все большее значение по мере изменения в пользу КНР двустороннего торгового баланса, в России же проамериканские сионистские круги следуют в этом вопросе в фарватере своих заокеанских покровителей, а иногда используют его в своих внутриполитических интересах. Пример — шум, поднятый российскими «демократами» по поводу событий на площади Тяньаньмэнь (июнь 1989 г.). Тогда многие средства массовой информации «левого» направления так живописали события в Пекине, что уже четыре года спустя один вполне умный, образованный москвич заявил автору, что на площади Тяньаньмэнь было убито триста тысяч(!) человек.

Летом 1989 года на пресс-конференции, организованной в Московском историко-архивном институте «представителями советской демократической общественности» во главе с Ю. Афанасьевым, была устроена буквально истерика по поводу «зверств китайской армии». В роли очевидцев выступала некая супружеская пара, которая преподавала русский язык в одном из китайских ВУЗов. Поскольку китайским языком ни муж, ни жена не владели, их свидетельства сводились к тому, что ночью они слышали стрельбу, а кому-то из их пекинских знакомых в окно квартиры залетела шальная пуля.

Между тем главной целью шумихи, поднятой московскими сионистами и сочувствующими по поводу пекинских событий, было оказание психологического давления на советских военнослужащих и особенно на офицеров и руководящий состав Вооруженных Сил СССР с целью не допустить активного вмешательства последних в политику и, с другой стороны, дальнейшее нагнетание антиармейских настроений в советском обществе .

Так весьма неоднозначные по своему содержанию события в далеком Пекине были использованы для подготовки грандиозной провокации, успешно осуществленной два года спустя в Москве. А еще два года спустя по указанию и под аплодисменты тех же сионистов был расстрелян Дом Советов России, что, как уже отмечалось, было «с пониманием» встречено в правящих кругах и прессе ведущих стран Запада.



Похожие публикации