Князь Ярослав (Константин) Святославич. Князь Ярослав (Константин) Святославич Имя в истории и искусстве

Первое знакомство с младшим Святославичем дает нам не совсем выгодное понятие о его личности. Ярослав в повиновении у своего брата, и подле него не обнаруживает никаких признаков собственной воли; на поле битвы он является несчастным вождем, и первый обращается в бегство, услыхав о приближении передового неприятельского отряда. Наконец до 1097 г. он как будто не имеет собственного удела, потому что Олег распоряжается в Муроме и в Рязани как полный хозяин. Но было бы слишком поспешно заключать о его ничтожности с первого поверхностного взгляда. Деятельность Ярослава действительно обнаруживает в нем присутствие кроткого, не воинственного характера. Как младший брат он, по духу того времени, почитает Олега вместо отца; но впрочем, подчиняется ему именно там, где дело идет об их общих интересах, т. е. о возвращении отцовского удела на юге; в случае успеха за Ярославом оставались все Муромо-рязанские волости, а по смерти братьев он, конечно, надеялся перейти в Чернигов. Но если Ярослав не обнаружил личной отваги и стремления к военным подвигам – тех качеств, которые составляли принадлежность современных ему князей; зато он имеет право на сочувствие историка по своему участию в успехах русской цивилизации на северо-восточном краю России. Мы уже говорили о том, что он не был чужд строительной деятельности, и, вероятно, ему обязаны своим началом некоторые древние города Рязанского княжества, как например, Переяславль и Пронск. Еще более великая заслуга Ярослава, отличавшегося глубоким благочестием, заключается в его усилиях утвердить христианскую религию между подвластными племенами.

В землях Мещеры на средней Оке христианство, без сомнения, появилось вместе с первыми городами; на тесную связь этих двух начал указывает известие о первоначальном основании Переяславля Рязанского, который был заложен у церкви Св. Николы Старого. Мы не имеем никаких сведений об успехах проповеди в собственно Рязанской области; можно, однако, с достоверностью предположить, что христианство за стенами городов распространялось здесь очень медленно; хотя ничего не слышно об упорном сопротивлении со стороны туземцев. Не так тихо утвердилась новая религия в стране Муромской. Крещение муромы, начатое Св. Глебом, после него почти прекратилось на некоторое время. Язычники, пользуясь смутною эпохою междоусобий и отдаленностью от главных центров русской жизни, начали сильно теснить малочисленную христианскую общину; но не могли, однако, ее уничтожить (церковь св. Спаса в Муроме 1096 г.). Вместе с язычеством, – которое у муромцев стояло на некоторой степени развития и, вероятно, имело особый класс жрецов-кудесников, – против русского влияния соединился магометанский элемент, занесенный сюда болгарами; последние не только имели постоянные торговые сношения с поволжскими и поокскими племенами, но даже несколько времени господствовали в Муроме. Между тем как болгары поддерживали мусульман, язычники находили опору в соседней мордве.

Получив в свое распоряжение все Муромо-Рязанское княжество, Ярослав решился вступить в борьбу со всеми элементами, враждебными христианству. Когда, его сыновья Михаил и Федор прибыли в Муром, как наместники отца, языческая партия встретила их явным восстанием, и один из княжичей, Михаил, был убит. Тогда Ярославу пришлось вооруженною рукою брать непокорный город. Но он по характеру своему не любил крутых мер, а старался действовать на народ путем кротких увещаний, и только в некоторых случаях прибегал к угрозам. Предание рассказывает, что в самом городе возобновилась попытка к мятежу и сделано было покушение на жизнь князя; но что он укротил язычников одним появлением своим перед ними с иконою Богоматери. Борьба окончилась победою христианства, и, по словам предания, даже совершилось торжественное крещение Муромских язычников на реке Оке, подобно крещению киевлян при Св. Владимире. Мы думаем, что поход Ярослава на мордву 1103 года произошел в связи с этою религиозною борьбою. Закоренелые язычники, по-видимому, оставили Муром, и с толпами мордвы открыли нападение на русские волости. 4 марта Ярослав дал битву дикарям. Но уже замечено было, что он не имел удачи в военных предприятиях и не отличался талантами вождя; князь потерпел поражение. Вероятно, были и другие столкновения с ними, но летопись запомнила только самую значительную битву.

Почти в одно время с торжеством христианства в Муромской земле побеждено было язычество у вятичей. Успехи христианской проповеди в этой части России замедлились особенно потому, что власть русских князей до самого XII в. ограничивалась здесь только некоторыми укрепленными пунктами; а масса населения находилась в слабой зависимости от потомков Игоря, управляясь собственными князьями или старшинами, которые не всегда признавали над собою господство русских князей. Так, например, Мономах должен был предпринимать походы для их усмирения: «въ Вятичи ходихомъ по двh зимh, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходихъ первую зиму», говорит он в своем поучении (Лавр. 103); а несколько выше сказано: «первое къ Ростову идохъ; сквозh Вятичh, посла мя отецъ». Слова «сквозh Вятичh» намекают на то, что подобный путь был не совсем легок и безопасен. В первой трети XII в. св. Кукша с учеником своим Никоном, оставив Киево-Печерскую обитель, проповедовал слово Божие в стране диких вятичей, крестил много народу, и смертью мученика запечатлел здесь торжество новой религии. Христианство в свою очередь помогало распространению княжеской власти в славянских и финских землях: так в половине XII века вятичи уже спокойно повинуются наместникам черниговских князей. С тех пор христианская проповедь могла свободно проникать в Рязанскую область с юго-западной и северо-восточной стороны.

18 марта 1115 года скончался знаменитый Олег Гориславич, а в 1123 г. умер в Чернигове и старший брат его кроткий Давид. Из сыновей Святослава в живых оставался только Ярослав, который имел теперь неоспоримое право на первый стол в уделе своего отца. Действительно, он тотчас переходит на юг и садится в Чернигове. Пока был жив Мономах, Ярослав спокойно пользовался своими правами. Спустя два года по кончине Владимира, он остался старшим в целом роде Игоревичей; но киевский стол по желанию граждан занимает его племянник Мстислав Владимирович, и Ярослав не обнаруживает никакой попытки присвоить себе фактическое старшинство. Он совершенно доволен своим Черниговским уделом, ничего не ищет кроме спокойствия, и берет с Мстислава только клятву поддерживать его в Чернигове. Если существовала подобная клятва, стало быть существовали и причины, по которым ее требовали. Вероятно, кто-нибудь из родных племянников Ярослава, Давидовичей или Ольговичей, показывал неуважение к правам дяди, который по своему личному характеру не мог приобрести влияния на младших князей. Опасения Ярослава вскоре оправдались.

В 1127 г. Всеволод Ольгович нечаянно напал на Чернигов, захватил дядю в свои руки, а дружину его перебил и ограбил. Такая удача Всеволода объясняется сочувствием к нему черниговских граждан, которые, может быть, тяготились княжением не воинственного Ярослава. Великий князь изъявил намерение наказать Всеволода и возвратить удел своему дяде; поэтому он вместе с братом Ярополком начал готовиться к походу на Чернигов. Всеволод поспешил отпустить Ярослава в Муром и призвать на помощь половцев. Последние действительно пришли в числе 7000 человек, но от реки Выря воротились назад. Ольгович прибегнул к переговорам, начал упрашивать Мстислава, подкупал его советников и таким образом протянул время до зимы. Когда пришел из Мурома Ярослав и стал говорить Киевскому князю: «ты целовал мне крест, ступай на Всеволода», Мстислав находился в затруднительном положении: с одной стороны обязанность наблюдать справедливость между младшими родичами и крестное целование побуждали его вступиться за дядю; с другой виновный Всеволод приходился ему зятем, потому что был женат на его дочери. За последнего стояли лучшие киевские бояре; в пользу его подал голос Андреевский игумен Григорий, который пользовался расположением еще Владимира Мономаха и был почитаем всем народом. Великий князь в раздумье обратился к собору священников, так как после смерти митрополита Никиты место его оставалось тогда незанятым. Не трудно было предвидеть решение собора, потому что большая часть голосов уже заранее принадлежала Всеволоду. К тому же наше древнее духовенство считало одною из главных своих обязанностей отвращать князей от междоусобий и пролития крови. Так оно поступило и теперь: собор принял на себя грех клятвопреступления. Мстислав послушался; но дорого стоила ему впоследствии эта несправедливость, «и плакася того вся дни живота своего», говорит о нем летописец. Ярослав оставил всякую попытку поддерживать свои права, с грустью воротился в Муром, и прожил там еще два года. Он скончался в 1129 г.

Между тем как деятельность Ярослава, главным образом, сосредоточивалась около Мурома и Чернигова, для нас замечательна та роль, которую приняла на себя в то время Рязань. С тех пор, как Тмутракань, отрезанная половцами от южной России, исчезает в наших летописях, ее значение отчасти перешло к Рязани, которая также лежала на Русской украйне: младшие безудельные князья, обиженные старшими, – так называемые изгои – находят здесь для себя убежище. Под 1114 годом есть известие о кончине двух таких князей в Рязани: один из них был Роман Всеславич Полоцкий, неизвестно каким образом сюда попавший; другой Мстислав, внук Игоря Ярославича и племянник известного Давида Игоревича; последний являлся верным помощником своего дяди, участвовал в половецких походах, а потом грабил суда на каком-то море. В Рязани же скончался в один год с Ярославом Михаил Вячеславич, внук Мономаха. Кроме того есть известие, что Ярослав Святославич, изгнанный в 1127 г. из Чернигова, на пути в Муром оставил в Рязани какого-то Святополка, но потом о Святополке более не упоминается. По смерти Ярослава Святославича все Муромо-Рязанские земли достаются его сыновьям Юрию, Святославу и Ростиславу.

С Ярославом оканчивается тесная связь между княжествами Чернигово-Северским и Муромо-Рязанским. Еще внимание Ярослава обращено на юг. Он делает усилие, чтобы утвердиться в Приднепровье, но сыновья его уже не возобновляют никаких притязаний на старшинство в роде Святославичей и не думают покидать своих северо-восточных волостей для того, чтобы отыскивать неверные земли на юге. С того времени среднее течение Оки все более и более выделяется из общей системы уделов, и начинает жить своею собственною жизнью, подобно княжеству Полоцкому и Галицкому.

В 1096 г. Олег, собрав войско в Смоленске, двинулся на Муром и потребовал от Изяслава уйти из его вотчины в вотчину Владимира Мономаха - в Ростов и Суздаль. Но Изяслав собрал войско для обороны Мурома из ростовцев, суздальцев и белозерцев.
В битве под стенами Мурома 6 сентября 1096 г. Изяслав погиб.
«В лето 6604... Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день... Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса...»

Князь Константин Муромский

Ярослав Святославич (в крещении Панкратий, в местных святцах упоминается как Константин (Ярослав) - сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, вероятно дочери маркграфа Луитпольда Бабенберга, внук Ярослава Владимировича Мудрого.
По некоторым сведениям, воспитывался в Германии.

Князь муромский: 1096 - 1123 гг.
Впервые появляется на страницах летописи в 1096 г., когда он помогал Олегу Святославичу Гориславичу овладеть Ростово-Суздальской землей. Святославичи были тогда разбиты под Ростовом братьями Мстиславом Владимировичем и Вячеславом Владимировичем. После поражения Ярослав ушёл в Муром.

Датой основания города Рязани считается ее первое упоминание в летописи в 1096 г. Ярослава Святославича. Иловайский считает первым независимым Рязанским князем. От него пошли линии независимых Муромских и Рязанских князей.
В 1097 г., вместе с братьями Олегом и Давыдом участвовал в съезде князей в Любече, на котором они получили Черниговское княжество.

Крещение Мурома

Именно князя Ярослава и его семейство историки и церковное предание отождествляют с крестившими муромскую землю святым князем Константином, княгиней Ириной, убиенным муромскими язычниками княжичем Михаилом (сын) и княжичем Феодором (второй сын).
«Повесть о водворении христианства в Муроме» рассказывает, что муромские жители пребывали в язычестве, соблюдали свои обряды. Они считали своим пророком «Моамефа» и приносили в жертву собственных детей, поклонялись рекам, озерам, потокам, колодцам и деревьям, мертвых хоронили по обычаям, отличным от христианских.
Ревнуя об утверждении христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. "Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий", испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина, опасаясь за его жизнь. Но Константин решился на все ради святой веры.

В 1097 г. сын киевского князя Святослава князь Константин испросил благословения на просвещение муромских язычников вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, епископом Василием , духовенством, воинами и слугами из славного города Киева пришел к городу Мурому.
Святой благоверный князь Константин послал сына своего Михаила для увещания в покорности и обещал дары, отчины и легкие оброки. Муромцы обманом призвав князя Михаила в город для мирных переговоров, убили его, и тело бросили за городом, а сами затворились в городе и стали приготовляться к бою. Вскоре подступил к стенам Мурома Константин со всем своим войском и по осаде, взял город без кровопролития.

На месте, где лежало «извергнутое из города» тело убиенного князя Михаила, существовала деревянная божонка или часовня, «рубленая в клетку, съ шатровымъ верхомъ, возстановляемая время отъ времени въ прежнемъ виде», позже была заменена каменной церкви-часовни.


Рисунок деревянной часовни на месте убиения князя Михаила


Каменная церковь-часовня на месте убиения князя Михаила



Памятный крест на месте убиения князя Михаила около Благовещенского монастыря

Когда же князь подошел к городу со своей большой дружиной, жители смирились и согласились принять его, но заменить свое язычество на православную веру не пожелали.

Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба . Он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем.

Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», - повествует летописец.

После общего поста князь «повеле всем людям идти на реку, глаголемую Оку. И тако все люди с великой радостию идяху на реку с женами и детьми, и всяк возраст града Мурома мужеский пол и женский бродяху в реке… пресвиторы же, по берегу стоящи, молитвы глаголаху». По местному преданию, крещение муромцев проходило в озере Кстово, соединенном с рекой Окой. Название Кстово произошло от слова «крестить» («кстить»). Теперь этого озера нет, а находилось оно недалеко от современной пристани. Чудотворная икона Богоматери после этого чудесного крещения муромцев получила название Муромской.


Благоверные князья Константин (Ярослав) и чада его Михаил и Феодор Муромские

После крещения муромцев надлежало позаботиться об умножении храмов. Святой Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские», и учредил в епископскую кафедру.
Согласно летописи, в 1098 г. в Муроме уже был построен Спасо-Преображенский монастырь.

В 1101 г. Ярослав вместе с другими князьями собрался в Золотче и участвовал в заключении мира с половцами.
В 1110 г. потерпел поражение от мордвы.

До смерти Давыда в 1123 г. Ярослав владел Муромским княжеством, в которое входила в то время и Рязань.

Князь черниговский: 1123 - 1127 гг.


В 1127 г. Всеволод Ольгович выгнал Ярослава Святославича из Чернигова, а дружину всю его посёк и разграбил.
Князь киевский Мстислав Владимирович, объединившись с братом Ярополком Переяславским, пошёл на Всеволода, требуя, чтобы тот вернул Чернигов Ярославу. Всеволод же действовал более не оружием, а подарками, задаривая киевских бояр, чтобы они были ему заступниками перед великим князем, и так тянулось до самой зимы.
Зимой Ярослав пришёл из Мурома в Киев и стал торопить Мстислава, моля его о помощи. Мстислав, ещё прежде обещавший защищать Ярославову Вотчину и целовавший на том крест, совсем уже было собрался в поход, но тут игумен Андреева монастыря Григорий, всем известный, как человек праведный и честный, отговорил его. Мстислав помирился со Всеволодом, а Ярослава отослал в Муром, не вернув ему вотчину.

Самостоятельность Муромо-Рязанского княжества

В самостоятельное княжество Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в 1127 г. при князе Ярославе Святославиче.

Скончался святой князь в 1129 г. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца. Похоронили у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором.


Муромский Свято-Благовещенский собор


Рака с мощами князя Константина и сыновей его Михаила и Федора в Свято-Благовещенском мужском монастыре

Святой благоверный князь Константин и его чада Михаил и Федор Муромские
Юрий Кузнецов. Точечная техника, 60х45. Дерево, левкас, темпера, лак

В 1345 г. потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и его сыновей, так как у гробов их стали совершаться чудеса.
В 1547 г. на Соборе, созванном святителем Макарием, Митрополитом Московским, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В Муроме местно чтилась и память княгини Ирины, супруги князя Константина.
В 1553 г. царь Иоанн Васильевич Грозный, идя в поход против татар к городу Казани, зашел в город Муром и пробыл там две недели. Совершив молебен у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и невредимыми. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению различную церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь.

Память

3 июня/21 мая - память святые благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII).
23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых .

Молитва благоверному князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору

О храбрый воине и избранный воеводо Небеснаго Царя Христа, победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли: благовернаго князя Михаила, послушнаго тебе до смерти, и кровь свою пролиявшаго за град сей, и, яко незлобиваго агнца, заколена бывша, и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию. Испросите своими молитвами стране нашей мир, на враги победу и одоление. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию и живущия и труждающияся в ней соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим и к мощем вашим с верою прибегающим безбеднии правителие будите; злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: о благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наши заступники, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Константин днесь весело ликовствует, предстоя престолу Святыя Троицы, видя отечествие свое, мастию духовною сияющее, емуже последоваша Михаил и Федор, сынове его, и молятся вси трие вкупе о душах наших.

Кондак, глас 8:

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома его вкупе отечество его, хваляся, вопиет, имеюще его начальника и заступника, яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския. Сего ради вопием ему сице: радуйся, княже Константине преблаженне.


Икона Муромских святых князя Константина со чадами

Ирина Муромская (ок. +1129, память 21 мая) – жена святого князя Константина (Ярослава) Святославича Муромского.

Всеволод Давыдович

Всеволод Давыдович сын Черниговского и Муромского князя Давыда Святославича.

Князь Муромский: 1123 - 1127 гг.
С переходом Ярослава из Мурома в Чернигов в 1123 г. в Муроме сел Всеволод Давыдович.
1124 г.- Женитьба в Муроме Всеволода Давыдовича - племянника кн. Ярослава на полячке.
"В лето 6632... В се же лето ведена бысть Леховица в Муромъ за Давидовича Всеволода" ПСРЛ. - Т.7. - Воскресенская летопись. - СПб., 1856. - С.26.

Князь Ярослав (Константин) Святославич

Князь Муромский: 1127 - 1129 гг.
В 1127 г. пришел в Муром князь Ярослав Святославич, изгнанный из Чернигова Всеволодом Ольговичем.
"В лето 6635... И приде Ярослав из Мурома и поклонися Местиславу, река: "Хрестъ еси ко мне целовал, поиди на Всеволода" ПСРЛ. - Т.1. - Лаврентьевская летопись. - СПб., 1846. - С.130.
В 1129 г. умер и погребен князь Ярослав Святославич.
"В лето 6635... а Ярославъ седе на Муроме и на Рязане и сиде два году и преставися и положенъ в Муроме. А на Муроме и на Рязани остались дети его... Ростиславъ да Святославъ были на Рязани, а Юрий на Муроме" ПСРЛ. - Т.7. - С.242.

Юрий Ярославич

Князь Муромский: 1129 - 1143 гг.
В 1129 г. после кончины князя Ярослава Святославича на муромский стол сел его сын - Юрий (Феодор) Ярославич.

Братья:
- Святослав (умер 1145) - князь рязанский (1129-1143) и муромский (1143-1145).
- Ростислав (умер 1153) - князь пронский (1129-1143), рязанский (1143-1145) и муромский (1145-1153).
- Михаил - почитается общероссийским святым; погиб в Муроме в малолетстве от рук язычников.
- Фёдор - почитается общероссийским святым; историки отождествляют его со старшим братом Юрием.
Сведений о жене и потомстве Юрия Ярославича не сохранилось.

В 1131 г. произошло столкновение муромо-рязанских князей с половцами.

Святослав Ярославич

Святослав Ярославич - сын св. муромского князя Ярослава (Константина) Святославича.

Князь рязанский: 1129 - 1143 гг.
После смерти Юрия Ярославича в 1129 г., Рязанская земля досталась Святославу вместе с братом Ростиславом в совместное владение. Святослав княжил в Рязани, а Ростислав - в Пронске.

Князь Муромский: 1143 - 1145 гг.
В 1143 г. после смерти старшего брата Юрия занял муромский престол, одновременно передав рязанский престол младшему брату Ростиславу.

Святослав Ярославич умер в Муроме в 1145 г.
"В лето 6653... Той же зиме умре Святослав, сын Ярославль, у Муроме, а братъ его Ростиславъ седе на столе" ПСРЛ. - Т.2. - С.21. Князь Глеб Владимирович . 988 - 1015 гг.
После Глеба Владимировича в Муроме сидели Киевские великокняжеские, затем черниговские наместники.
Князь Давид Святославич. 1076 - 1093 гг.
В 1088 г. Муром был сожжён.
Князь Олег Святославич Гориславич . 1094 г. и 1096 г.
Князь Изяслав Владимирович . 1095 - 1096 гг.
Князь Ярослав (Константин) Святославич. 1096 - 1123 гг. 1097 г. - крещение жителей Мурома.
Князь Всеволод Давыдович . 1123 - 1127 гг.
Князь Ярослав (Константин) Святославич. 1127 – 1129 гг.
Князь Юрий Ярославич. 1129 - 1143 гг.
Князь Святослав Ярославич. 1143 - 1145 гг.
Илья Муромец/ Илия Печерский . 1143 - 1188 гг.
Князь Ростислав Ярославич . 1145 - 1147 гг. и 1149 - 1153 гг.
Князь Владимир Святославич . 1147 - 1149 гг. и 1155 - 1161 гг.
Князь Юрий Владимирович . 1161 - 1176 гг.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Ярослав- славящий Ярилу или сильный и славный, или яркая слава (древнеславянское). Воистину княжеское имя, в настоящее время не очень распространенное.

Зодиак имени. Лев.

Планета: Солнце.

Цвет имени: альт.

Камень-талисман: янтарь.

Благоприятное растение: дуб, крапива.

Покровитель имени: фазан.

Счастливый день: воскресенье.

Счастливое время года: лето.

Основные черты: индивидуальность, честолюбие.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Ярослав Святославич Муромский, князь, 3 июня (21 мая).

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

Ярилин день у древних славян 7 июля (ныне Ивана Купалы).

ИМЯ И ХАРАКТЕР

В детстве Ярик капризный, упрямый, неуравновешенный ребенок. С детьми часто ссорится, пытается навязать свои правила игры, обижается, когда его не слушают. Внешне он похож на мать, но по характеру ближе к отцу. Ребенок вспыльчивый, может совершать необдуманные поступки. Родителям необходимо завоевать его доверие, иначе он "уйдет в себя", и добиться от него чего-либо будет трудно. Настроение его часто меняется, он пере-борчив в друзьях, то приходит в восторг от одного из них, то слишком в нем разочаровывается, вплоть до ссоры. Ярик очень рано начинает читать и писать, любит сказки, позже приключения, фантастику, военные рассказы, сам мечтает стать военным. Он очень самолюбивый, но по натуре добрый, поддается влиянию, и вырастает таким, каким его воспитают родители.

Взрослый Ярослав также сильно зависит от окружения. Он с трудом сдерживает свою гордыню, жизненные невзгоды встречает стойко, мобилизуется, не дает им себя сломать. Стремится приспособиться к самым суровым условиям жизни и довольствоваться малым.

Ярослава глубоко интересуют тайны мироздания, космос, философия, психология, он натура тонкая и впечатлительная. Нередко становится священником или серьезно, с помощью науки, уходит в эти проблемы. Ярослав может быть также учителем, инженером, музыкантом, писателем, рабочим, но всегда думающим о жизни, для чего он существует, что должен сделать.

В любом деле Ярослав талантлив, но скромен, жизненного успеха добивается с трудом. Он человек утонченный, дипломатичный, всегда корректен, обожает детей, цветы, любит животных, держит в доме не обязательно породистую собаку, сам за ней ухаживает. Он очень чувствителен, остро переживает обиды и неудачи, не стесняется искать утешения у друзей и близких людей. Но если глубоко задеть его душевные струны, он может быть мстительным, жестко расправиться с обидчиком, унизить его. Никто даже не ожидает, что Ярослав может показать себя с такой стороны. Это доказывает, что Ярослав - натура сложная, неоднозначная.

Ярослав сексуально сильный мужчина, способный подчинить себе женщину. Инициатива всегда принадлежит ему. Его возбуждает, когда женщина в его объятиях слабая и покорная.

Первый брак у Ярослава чаще всего неудачен. Но любит он обычно свою первую жену. Сравнивает с ней других, что не делает последующие браки счастливыми. Лишь после десяти лет второго или третьего брака он наминает особенно ценить ту, с которой живет и которая его любит. Вполне счастлив Ярослав с Анной, Ларисой, Светланой, Елизаветой.

Отчество:
Ярославич, Ярославович, Ярославна, Ярославовна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Ярослав Владимирович (982-1054) - великий князь Киевский и всея Руси, сын Владимира Святого и полоцкой княжны Рогнеды, которая дала ему хорошее образование, приставив к нему учителей греческих, болгарских, варяжских и латинских.

Будучи старшим сыном великого князя, Ярослав был законным наследником престола, но его занял силой Свято-полк с нелестным прозвищем Окаянный, убивший князей Бориса и Глеба, а также Святослава, князя древлянского.

Ярослав, бывший князем в Новгороде, пригласил варягов, вместе с ними и новгородцами пришел к Киеву и на реке Альте, на том самом месте, где погиб князь Борис, победил своего сводного брата в 1019 году.

Еще один брат Ярослава - Мстислав, пришел вое-II вать за Киевский престол. Его не зря называли Удалым, Мстислав выиграл сражение. Однако он не воспользовался своим счастьем, а предложил разделить Россию на две части по Днепру: все земли, лежащие по левую сторону реки, принадлежали Мстиславу, по правую - Ярославу. Через десять лет Мстислав заболел и умер, после него не осталось наследников, и Ярослав стал один государем России.

Ярослав был крупным государственным деятелем, дипломатом, градостроителем и военачальником. Под самыми стенами Киева в 1036 году сразился с печенегами. Битва продолжалась целый день, и Ярослав одержал самую счастливую для Отечества победу, навсегда освободив Россию от постоянных жестоких набегов.

На месте сражения Ярослав заложил каменный собор, посвященный, как и главная церковь Константинополя, Святой Софии. В середине сороковых годов выросло величественное здание, строгих совершенных пропорций, с полосатыми красно-белыми стенами и тринадцатью куполами. Освещенные восходящим или предзакатным солнцем, они были видны далеко за пределами городской черты.

Строгость внешнего облика сочеталась с ослепительной роскошью внутренней отделки. Современники сравнивали Св. Софию с воспетым в Библии храмом царя Соломона.

Ярослав значительно расширил Киев, обнес его крепостной стеной. Главным входом служили Золотые ворота, трехпролетные, укрепленные, они выглядели как настоящее крепостное сооружение. Название "золотые" также связано с воротами Константинополя, на великолепные сооружения которого равнялся в своем строительстве Ярослав.

Ярослав организовал первую на Руси библиотеку, велел переводить священные книги с греческого на славянский язык, заводил школы в Киеве и Новгороде, уговаривал подданных отдавать туда детей, вызывал из Византии художников для украшения церквей и дворцов. Ярослав собрал все законы, по которым предки его управляли землей Русской, и приказал написать их - это была первая книга законов - "Русская правда". По инициативе Ярослава, прозванного "Мудрым", начал создаваться летописный свод.

Ярослав — славящий Ярилу или сильный и славный, или яркая слава (древнеславянское). Воистину княжеское имя, в настоящее время не очень распространенное.

Зодиак имени: Лев.

Планета: Солнце.

Цвет имени: алый.

Камень-талисман: янтарь.

Благоприятное растение: дуб, крапива.

Покровитель имени: фазан.

Счастливый день: воскресенье.

Счастливое время года: лето.

Основные черты: индивидуальность, честолюбие.

Именины, святые покровители

Народные приметы, обычаи

ИМЯ И ХАРАКТЕР

В детстве Ярик капризный, упрямый, неуравновешен-ный ребенок. С детьми часто ссорится, пытается навязать свои правила игры, обижается, когда его не слушают. Внешне он похож на мать, но по характеру ближе к отцу. Ребенок вспыльчивый, может совершать необдуманные поступки. Родителям необходимо завоевать его доверие, иначе он «уйдет в себя», и добиться от него чего-либо будет трудно. Настроение его часто меняется, он пере-борчив в друзьях, то приходит в восторг от одного из них, то слишком в нем разочаровывается, вплоть до ссоры. Ярик очень рано начинает читать и писать, любит сказки, поз-же приключения, фантастику, военные рассказы, сам меч-тает стать военным. Он очень самолюбивый, но по натуре добрый, поддаётся влиянию, и вырастает таким, каким его воспитают родители. Взрослый Ярослав также сильно зависит от окруже-ния. Он с трудом сдерживает свою гордыню, жизненные невзгоды встречает стойко, мобилизуется, не дает им себя сломать. Стремится приспособиться к самым суровым ус-ловиям жизни и довольствоваться малым.

Ярослава глубоко интересуют тайны мироздания, кос-мос, философия, психология, он натура тонкая и впечат-лительная. Нередко становится священником или серьез-но, с помощью науки, уходит в эти проблемы. Ярослав может быть также учителем, инженером, музыкантом, пи-сателем, рабочим, но всегда думающим о жизни, для чего он существует, что должен сделать.

В любом деле Ярослав талантлив, но скромен, жиз-ненного успеха добивается с трудом. Он человек утончен-ный, дипломатичный, всегда корректен, обожает детей, цветы, любит животных, держит в доме не обязательно породистую собаку, сам за ней ухаживает. Он очень чув-ствителен, остро переживает обиды и неудачи, не стесня-ется искать утешения у друзей и близких людей. Но если глубоко задеть его душевные струны, он может быть мсти-тельным, жестко расправиться с обидчиком, унизить его. Никто даже не ожидает, что Ярослав может показать себя с такой стороны. Это доказывает, что Ярослав — натура сложная, неоднозначная.Ярослав сексуально сильный мужчина, способный под-чинить себе женщину. Инициатива всегда принадлежит ему. Его возбуждает, когда женщина в его объятиях сла-бая и покорная. Первый брак у Ярослава чаще всего неудачен. Но лю-бит он обычно свою первую жену. Сравнивает с ней дру-гих, что не делает последующие браки счастливыми. Лишь после десяти лет второго или третьего брака он начинает особенно ценить ту, с которой живет и которая его любит. Вполне счастлив Ярослав с Анной, Ларисой, Светла-ной, Елизаветой.

Отчество: Ярославич, Ярославович, Ярославна, Ярос-лавовна.

Имя в истории и ИСКУССТВЕ

Ярослав Владимирович (982-1054) — великий князь Киевский и всея Руси, сын Владимира Святого и полоц-кой княжны Рогнеды, которая дала ему хорошее образо-вание, приставив к нему учителей греческих, болгарских, варяжских и латинских.

Будучи старшим сыном великого князя, Ярослав был за-конным наследником престола, но его занял силой Свято- гголк с нелестным прозвищем Окаянный, убивший князей Бориса и Глеба, а также Святослава, князя древлянского.

Ярослав, бывший князем в Новгороде, пригласил ва-рягов, вместе с ними и новгородцами пришел к Киеву и на реке Альте, на том самом месте, где погиб князь Бо-рис, победил своего сводного брата в 1019 году.

Еще один брат Ярослава — Мстислав, пришел вое-вать за Киевский престол. Его не зря называли Удалым, Мстислав выиграл сражение. Однако он не воспользо-вался своим счастьем, а предложил разделить Россию на две части по Днепру: все земли, лежащие по левую сто-рону реки, принадлежали Мстиславу, по правую — Ярос-лаву. Через десять лет Мстислав заболел и умер, после него не осталось наследников, и Ярослав стал один госу-дарем России.Ярослав был крупным государственным деятелем, дип-ломатом, градостроителем и военачальником. Под самы-ми стенами Киева в 1036 году сразился с печенегами. Битва продолжалась целый день, и Ярослав одержал самую сча-стливую для Отечества победу, навсегда освободив Рос-сию от постоянных жестоких набегов.

На месте сражения Ярослав заложил каменный собор, посвященный, как и главная церковь Константинополя, Святой Софии. В середине сороковых годов выросло вели-чественное здание, строгих совершенных пропорций, с полосатыми красно-белыми стенами и тринадцатью купо-лами. Освещенные восходящим или предзакатным солн-цем, они были видны далеко за пределами городской черты.Строгость внешнего облика сочеталась с ослепительной роскошью внутренней отделки. Современники сравнивали Св. Софию с воспетым в Библии храмом царя Соломона. Ярослав значительно расширил Киев, обнес его кре-постной стеной. Главным входом служили Золотые воро-та, трехпролетные, укрепленные, они выглядели как на-стоящее крепостное сооружение. Название «золотые» так-же связано с воротами Константинополя, на великолеп-ные сооружения которого равнялся в своем строительстве Ярослав.

Ярослав организовал первую на Руси библиотеку, ве-лел переводить священные книги с греческого на славян-ский язык, заводил школы в Киеве и Новгороде, уговари-вал подданных отдавать туда детей, вызывал из Византии художников для украшения церквей и дворцов. Ярослав собрал все законы, по которым предки его управляли зем-лей Русской, и приказал написать их — это была первая книга законов — «Русская правда». По инициативе Ярос-лава, прозванного «Мудрым», начал создаваться летопис-ный свод.

    Князь черниговский (умер в 1129 г.), сын князя Святослава Ярославича. На съезде князей в Любече (1097) вместе с братьями (Олегом и Давидом) получил Черниговское княжество; княжил также в Муроме и Рязани. В 1110 г. Ярослав был изгнан из… … Биографический словарь

    - (г. рожд. неизв. 1129) сын черниговского князя Святослава Ярославича. После смерти отца поддерживал брата, Олега Святославича, в его борьбе с Владимиром Всеволодовичем Мономахом (нападение в 1096 на Ростовскую землю). По решению Любечского съезда … Советская историческая энциклопедия

    Князь черниговский († в 1129 г.), сын князя Святослава Ярославича. На съезде князей в Любече (1097) вместе с братьями (Олегом и Давидом) получил Черниговское княжество; княжил также в Муроме и Рязани. В 1110 г. воевал с Мордвою и был разбит. В… … Большая биографическая энциклопедия

    Кн. черниговский (†1129), сын кн. Святослава Ярославича. На съезде князей в Любече (1097) вместе с братьями (Олегом и Давидом) получил Черниговское княжество; княжил также в Муроме и Рязани. В 1110 г. воевал с Мордвою и был разбит. В 1127 г. Я.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Князь Ярослав Ярослав Александрович (ум. 1344) князь Пронский, великий князь Рязанский. Ярослав Александрович (ум. 1435) князь Городецкий. Ярослав Владимирович Мудрый (около 978 1054) великий князь Киевский. Ярослав… … Википедия

    Ярослав Владимирович Ярослав Мудрый 8 й Великий князь к … Википедия



Похожие публикации