Коляда праздник. Русская Сила Когда праздник коляда
Как празднуют колядки в России? Праздник Коляда пришел к нам из глубокой древности. А слово «колядки» произошло от латинского слова «календа», которое обозначает первый день месяца или года (от этого же слова происходит и слово «календарь»).
Этот праздник берет начало в языческих временах. В конце года славяне отмечали праздник зимнего солнцестояния. После принятия христианства он был приурочен к Рождеству и Святкам, которые начинаются в Рождественский сочельник (6 января, с появления на небе первой звезды) и длятся до Крещенского сочельника (18 января).
Как праздновали Коляду на Руси
Как праздновали Коляду? Вечером накануне Рождества семьи собирались за праздничным столом, а затем молодежь отправлялась колядовать. Ряженые со звездой на шесте обходили дома своих соседей.
Они пели колядки, славя хозяев дома и желая им хорошего урожая, богатства, здоровья и благополучия в наступающем году.
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест да лопата,
Корова горбата.
Уже несколько тысячелетий празднуют колядки в России. Как праздновали Коляду раньше? Ряженые чествовали членов семей, в которые приходили колядовать. Считалось, что таким образом хозяев дома благословляют духи умерших предков.
Поэтому к ряженым обычно относились доброжелательно и подавали им угощенье – домашнюю колбасу, вареные яйца, пироги, блины и другие блюда.
Как праздновать Коляду в 2020 году?
Весело и широко праздновали Коляду на Руси. Этот праздник у нас отмечают и сейчас.
Как праздновать коляду дома? Можно обойти соседей по подъезду, а можно устроить веселый праздник с конкурсами и танцами дома, пригласив друзей и знакомых.
Можно исполнять не старинные, а современные колядки, например, такие:
Колядуем, колядуем,
От семьи, к семье кочуем.
Мы расскажем вам стишки,
Вы нам дайте пирожки,
Ну а лучше бы монет:
Сами купим мы конфет.
А еще орехов горстку
И вина возьмем наперсток!
А как праздновать Коляду в детском саду? Устройте в группах костюмированные представления, попросив ребят надеть русские народные костюмы, костюмы и маски зверей.
Устройте для ребят веселые игры и конкурсы. Используйте в качестве музыкальных инструментов трещотки, свистульки, бубны.
Выучите с детьми несколько колядок, например, такие:
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко!
***
Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Отворяй ворота, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Познавательный материал о русском народном празднике «Пришла Коляда — отворяй ворота»
Коляда — так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и сама песня.
В Древней Руси это был наиболее любимый праздник. На Руси в зимние вечера, когда совсем смеркнется, по домам ходила Коляда — в вывороченной шубе, со звериной маской на лице, с ухватом или палкой. «Уродилась Коляда накануне Рождества», — распевали за окнами колядовщики — деревенские парни и девушки. Постращает Коляда детей, напотешит взрослых, да и уйдет с толпой к соседям. Колядовщики на Святках еще дадут много представлений, в рождественский сочельник же они совершают как бы свой первый обход.
Когда-то на Руси Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали, как это делали и по отношению к божествам меньшим — Таусеню и Плуге. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи. Кстати, когда в течение долгих столетий из народной памяти исчезло божественное значение Коляды, этим словом стали называть не только рождественского лицедея — ряженого, но в некоторых местах (например, на Тамбовщине) огородное чучело, а «колядовщиками» ругали нищих. Таков был конец языческого кумира.
В Сибири, на Енисейщине, колядовщики на Рождество распевали «Виноградье». Хор подростков, а иногда и взрослых «робят» отправлялся со звездой в руках под окна изб. Сперва испрашивалось позволение хозяев пропеть «Виноградье». Если позволялось, толпа входила в избу с благодарственными словами:
Как хозяин во дому, будто пан во раю;
Как хозяюшка во дому, будто пчелочка во меду,
Малы детушки во дому, как оладышки во меду...
Если колядовщиков не впускали, они подхватывали совсем другое: «Хозяин во дому, что дьявол во аду» и т. д. Обыкновенно в каждой избе колядовщики находили радушие и гостеприимство. После обращения к домохозяевам и их деткам запевала и хор исполняли «Виноградье».
На звезде, которую несли колядовщики, изображали бурное море, корабль и богатырей на нем. Середину звезды делали из короба сита, в который вставляли рисунок корабля и свечу, снаружи короб оклеивали промасленной бумагой и углами с бахромой. Звезду насаживали на рукоятку.
На второй день после Рождества начинались святочные забавы и увеселения. С большой выдумкой изготовлялись маски, которые до XVI в. называли харями и рожами. Для маскарадов рядились медведями, козами, слепыми лазарями, бойцами, старухами и даже курицами — рукава вывороченного полушубка натягивали на ноги, крючки застегивали на спине, полусогнутому на голову надевали маску с гребешком, сзади привязывали хвост. Многие шутники мазали свои щеки сажею или натирали кирпичом, искусно приделывали усы, на голову натягивали косматые шапки.
Ряженые под новогодье водили «кобылку»: двух парней связывали спина к спине, передний держал вилы с насаженной соломенной головой лошади. Сверху «кобылка» покрывалась попоной, на которую усаживался мальчик- всадник. Образ лошади, конечно, был весьма дорог крес- тьянину-землепашцу.
На новогодье в старой русской деревне «кликали ов- сень». Колядовщики, а в иных местах — пастухи, ходили по домам разбрасывать из рукавов зерна — на плодородие. Если встречали приветливо, кликающие пели песню, в которой сулили хозяину густую, ужинистую рожь, от которой «ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна — пирог». Хозяева благодарили колядовщиков «козульками» — фигурным печеньем и пирогами. «Кто не даст пирога — мы корову за рога», — стращали шутники.
Для этнографов долгое время было загадочным происхождение слова «овсень». Одни исследователи народного быта утверждали, что слово это происходит от овса, которым обсыпали, обсеивали в новогодье, другие «овсень» возводили к языческому божеству Авсеню или Таусеню. И только языковеду А.А. Потебне в 80-х гг. XIX столетия удалось доказать, что слово «овсень» связано со старинным названием января — просинец, иначе со словом «прояснять». После хмурых, рано вечереющих дней становится светлее. Это еще раз подтвердило, что новогодние обряды прежде всего аграрно-солнечного происхождения.
Но вот и новогодний, щедрый, или, как говорили когда-то, Васильев вечер. Крестьянские семья усаживались в эту пору разбирать свиную голову. По народной символике, свинья олицетворяет плодовитость, благополучие. Чтобы во весь год дому сопутствовал достаток, и усаживались «вепреца ломать»: глава семьи разделял вареную голову на части, раздавая куски по старшинству. Самый маленький из ребят залезал под стол подражать хрюканью поросенка. Кости со стола хозяйка выкидывала в свиной закут: пусть свиньи не переводятся. Потом семья принималась есть кашу, затертую из разных полевых злаков и гороха. Перед тем как выложить кашу из горшка и сдобрить ее конопляным маслом и медом, приметливые хозяйки присматривались к тому, как она выглядит в горшке: коли каша румяная, раздымчатая — предстоящий год сложится удачливым
Днем на Святках устраивали санные катания. Дуга в дугу саней по пятьдесят выстраивались поездом. В Сибири в ходу были рысистые бега: иноходцы и рысаки вихрем мчались под гиканье удальцов.
На Святки повсеместно на Руси справляли свадьбы. Считалось, что время вплоть до Масленицы — лучшее для этой цели. Много невест на Святках дожидались сватов, потому-то январь иногда даже в официальных старинных документах называли «свадебником». Так и писали: «От свадеб до Вербной недели», или: «Приехал о свадьбах».
В посленовогодний период Святок, в так называемые страшные вечера, оберегали хлебные амбары, дома и скот от проделок нечистой силы.
Под Крещенье последний раз совершались гадания. К разнообразным способам предсказания судьбы относится и бросание обуви за ворота: «Куда покажет носок — в той стороне и замужем быть».
В дореволюционной России в святочные ночи народ не спал: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, т. е. пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В эти дни царило всенародное веселье. Даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поко- лядовать. Праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом — ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову, — бегство в Египет, явление ангелов, поклонение волхвов. В верхнем ярусе представлялась смерть царя Ирода, в нижнем — пляски.
Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение.
На Руси церковью святочные игрища, гаданья, ряженые («масководство и надевание звероподобных харь») порицались, и в указе патриарха Иоакима от 1684 г., запрещающем святочные дурачества, говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех». Но полностью запретить обычай хождения ряженых так и не удалось.
Рядились (наряжались) тоже по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни — гусарами, а юноши, наоборот, — дамами. В деревнях было попроще — ряжеными, как правило, колядовали парни, надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных — медведей, баранов, коз и т. д.
Распространенными колядками были шуточные припевки, где девушки запевали:
Уродилась коляда
Накануне Рождества
За рекою за быстрою...
А ребята подпевали:
Чтобы царева золота казна
Была век полным-полна,
Чтобы большим-то рекам
Слава неслась до моря.
Малым речкам — до мельницы.
А эту песню хлебу поем,
Хлебу поем, хлебу честь воздаем.
Во многих литературных произведениях описываются коляды, но, пожалуй, самое яркое описание праздника — у Н.В. Гоголя в «Ночи перед Рождеством»: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков.... Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только, вместе с степенными отцами, оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал ком снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком, стремглав, на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться...»
Данный праздник уместно провести с ребятами 25 декабря или 7 января. Это может быть отдельным праздником классного коллектива (всех учащихся начальных классов, нескольких параллелей классов, кружка по интересам) по окончании первого учебного полугодия или в середине декабря. Праздник можно приурочить к новогоднему торжеству — все зависит от коллектива учащихся, от фантазий организаторов.
Место проведения праздника выбирается исходя из возможностей учебного заведения: школьный двор, актовый или спортивный зал.
Доброго времени суток, друзья. Мы продолжаем тему зимних славянских праздников. На очереди еще один — ключевой, можно сказать — Коляда. Праздник, имя которого прошло через века и сохранилось по сей день.
Вы все, наверное, хоть краем уха, но что-то слышали про день Коляды. Но слышать одно, а знать — совсем другое. Давайте отмотаем пленку на много-много лет назад, и узнаем, что и как.
Коляда, что это за праздник
День Коляды — это очень древний праздник. Древний и крайне важный. У наших предков было 4 фундаментальных праздника. Все они связаны с яркими астрономическими явлениями — солнцестояниями и равноденствиями, это еще раз подчеркивает глубокую связь людей древности с природой.
Коляда связан с зимним солнцестоянием. Этот день, по сути своей, приветствие Нового Солнца, которое родилось после зимнего солнцеворота. В день Коляды люди радуются, что Свет вновь победил Тьму, что день начал прибывать (становиться дольше), а солнце повернулось на весну. В народе говорят: «день на воробьиный скок прибавился» или «на заячью лапку длиннее стал».
Но, это не только праздник. Коляда — это имя одного из древнеславянских богов. Это тоже надо помнить и учитывать.
Раз уж речь зашла о древнеславянской мифологии, давайте разбираться.
Коляда — солнечный бог. Бог мира, дружбы и пиршеств, повелитель перемен в жизни людей.
Он пришел в этот мир в 7-ом тысячелетии до нашей эры, чтобы спасти человечество от духовного вырождения.
Подарил людям первый календарь (календарь — Коляды Дар) и свои мудрые наставления.
Изображали Коляду по-разному:
иногда в образе младенца (символично — солнце-младенец);
а иногда в образе взрослого юноши/мужчины, часто с мечом в руке. Клинок этого меча опущен вниз, что символизирует мудрость и ее сохранение. Коляда — мирный бог.
Коляду наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
У этого бога много имен: сербских, латинских, славянских, персидских и прочих - Каледа, Колодий, Calenda, Калёнда, Кадм. А этимология имени различна. Ученые всегда много споили на этот счет:
от слова «колед» (вокруг идущий),
или «коледа» (круговые яства),
возможно, от слова «коло» (колесо),
также зажженный пень - «колода»,
от латинского «calendae» в значении «первый день месяца».
Когда отмечают Коляду
Так как праздник тесно связан с плавающим астрономическим явлением, то он не имеет четкой даты. Скорее некую формулу, по которой его вычисляют. Но все это относительно. Давайте разберемся с датами.
Начнем с солнцестояния и преддверия Коляды — Карачуна. Эти два дня тесно связаны друг с другом. Один — логическое продолжение другого (и я настоятельно советую прочесть статью про День Карачуна). По сути своей, Карачун — начало Коляды, и плюс ко всему — зимнее солнцестояние, от него отсчет и идет.
Смотрим дату солнцестояния (в 2017 году — это 21-е декабря было). От него отсчитываем несколько дней:
до полнолуния (если оно рядом, через пару тройку дней, то Коляда придется именно на этот день и будет называться «Сильной Колядой»;
до любого удобного дня (тут важно помнить, что Коляда имеет свою праздничную неделю, до и после самого события, и вот по этой святой неделе, его можно аккуратно сдвигать, на удобное время (без фанатизма, конечно).
Но это в идеале, я даже не уверена, что сейчас пользуются этой формулой. В наши дни праздник вычисляют проще — три дня после Карачуна. То есть (для 2017 года) 21+3=24.
Ко всему прочему, есть даже четкая дата: в ночь с 24 на 25 декабря. По сути, это Христианское Рождество. Скорее всего, из-за такого совпадения дат, часть обычаев и обрядов сохранилась и по сей день — один праздник «накрыл другой» и «законсервировал его», правда, частично.
В любом случае, важно одно: даты с 21-е по 25-е декабря — овеяны магической силой. Это даты разрыва Колеса Года, это время, когда формируется новая Явь, новый мир, если хотите. По сему, и отношение к ним особое.
Как празднуют Коляду: традиции и обряды
Как уже выше упоминалось, Коляда — это праздник имеющий свои святые недели — Святки . Примечательно то, что сам праздник не являлся святочным, в отличии от дня до него и дней после.
Кстати, о Святках. Помимо Зимних, есть еще и Летние. Так называемая Русальная неделя. Подробнее .
Главным атрибутом празднования Коляды являлся огонь и его зажжение. Похожие обряды мы можем увидеть у многих народов (у тех же германцев, например). Это символизирует возрождение солнца и то, начало нового солнечного цикла.
Также, неотъемлемая часть славянского праздника Коляды — обряд колядования . Я не буду ничего о нем писать в этой статье, дабы не перегружать ее. Но вы можете прочитать о колядовании в соответствующей статье блога.
Обряды на Коляду
Но, помимо колядования было еще несколько традиционных славянских обрядов.
- Обход дворов с «солнышком»;
- Пение обрядовых песен «колядок»;
- «Кормление мороза» (забавный обычай, который по сути своей является откупом). В ходе этого обычая старший в семье выглядывал в окно, звал Мороз и предлагал ему какую-нибудь вкусняшку (чаще всего ложку киселя или кутьи). А потом перечислял злаки, которые в новом году мороз не должен был «побить»;
- Гоняли «балду» - толстый обрубок бревна. Его поджигали и против движения солнца гоняли вокруг деревни. Если удавалось прокатить балду вокруг деревни и вернуть обратно в костер так, чтобы огонь не погас, то деревню в новом году ждало благополучие. Иногда, чтобы бревно точно не погасло, его умасливали или «кормили маслом»: в первом случае просто поливали маслом, а во втором, в бревне выдалбливали отверстие, в которое забивали паклю, пропитанную воском и маслом.
- Настоянной на углях ночного костра водой поили детей, домашнюю живность и всячески употребляли в быту.
- Считалось, что на второй день праздника нельзя пировать дома. Поэтому все ходили друг к другу в гости.
- Устраивали прыжки через костер - «Огненные чистилища». Прыгали как по одному, так и парами. Примечателен обычай так называемого «Огненного заклята» - клятвы на огне. Для закрепления этой клятвы нужно было взяться за руки, и перепрыгнуть костер не разжимая рук.
- Еще один интересный обычай на Коляду — преломление хлеба. «С кем хлеб преломил, — то тебе и брат».
В общем и целом, Коляда веселый, коллективный праздник. Да, славянские обычаи и традиции почти канули в Лету, но Коляда все еще остался с нами.
На этой ноте я попрощаюсь с вами, друзья. Еще увидимся =)
Коляда - бог, особо почитаемый древними славянами. В последние несколько сотен лет его имя упоминается разве что в колядках – песнях-славлениях, которые приносят в дом счастье. Узнайте о старинных традициях праздника в честь Коляды, а также сакральном значении колядок.
В статье:
Коляда - бог славянского календаря
О том, что Коляда - бог, почитаемый древними славянами, сейчас знает далеко не каждый. Некоторые и вовсе считают его персонификацией старинного зимнего праздника, о котором речь пойдет немного ниже, и при этом даже не задумываются о том, откуда произошло его название. Однако даже в те времена, когда наши предки почитали языческих богов, и это не было нарушением закона, Коляда упоминался исключительно в колядках . Только в одной летописи, датированной семнадцатым веком, его упоминают в роли божества.
Славянский бог Коляда подарил людям календарь, этимология этого слова проста - Коляды Дар. Кроме этого, его считают дарителем Мудрых Вед. Коляду считают также покровителем земледельцев и людей, рожденным в . До календаря древние славяне использовали круголет Числобога, в котором было 360 дней.
Коляда не только подарил удобную систему исчисления лет, месяцев и дней. Он также был богом, который сеял мир между соседствующими народами. Легенды гласят, что идущие за Колядой народы всегда жили в полном согласии. Поэтому почитали его не только в посвященный ему календарный период, но и после битв и переговоров между враждующими племенами. Этому же богу были благодарны за переселение в западные земли.
Казаки и вовсе считали его своим родоначальником. Особенным почетом Коляда пользовался у характерников. По казацким легендам, он дал казакам часть своих умений и мастерства. Каждый казак знал, откуда берется казачья сила и для чего им требуется особое благословение, но теперь эти знания считаются утерянными. Характерников практически не осталось.
Коляду считали одним из сыновей Даждьбога, а также самым малым его олицетворением, Новорожденным Солнцем, изображаемым в виде младенца. Коляда - молодое божество. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне, светило во время посвященного этому божеству праздника.
Коляда - праздник у славян
Итак, откуда взялся праздник Коляда? Он посвящен одноименному богу, которого отождествляли с молодым солнцем, сменяющим старое во время зимнего солнцестояния. После него солнце набирает силу, а годовой круг поворачивается к весне. Дневное светило дольше остается на небосклоне, а ночи становятся короче.
Сам праздник Коляда выпадает на день, когда солнце практически не видно, а тепла невозможно заметить. В этот день ночь - самая длинная в году, а день - самый малый. Однако отмечать его было принято далеко не один день. Сейчас эквивалентом считают период Святок , которые длятся от Рождества до Крещения.
Рождение Коляды, молодого солнца, отождествляют с рождением Иисуса Христа. Многие старинные языческие традиции были переделаны на христианский лад с приходом новой религии на славянские земли. На местах капищ были построены церкви, языческие праздники заменили христианские. Однако Рождество, как известно, не совпадает с зимним солнцестоянием, которое отмечается 21-22 декабря и считается первым днем Коляды. Связь с Рождеством заметна также в названии традиционного обрядового блюда - сочиво, которое сейчас называют кутьей. Считается, что слово «Сочельник» происходит именно от него.
Сейчас праздник Коляды заменен на Рождество, и день зимнего солнцестояния отмечают только люди, которые чтят традиции предков. В старину это был один из самых значимых праздников в году - новое, молодое солнце рождается в этот день, чтобы дарить свет и тепло людям на протяжении всего года.
Сохранились легенды о принесении в жертву козла молодому солнцу и последующем произнесении славлений Коляде. В старину верили, что этот обряд поможет солнцу набрать силу и принести хороший урожай в новом году.
Как отмечали Коляду юноши и девочки - колядки, старинная народная традиция
Празднование Коляды в старину было довольно шумным. Без хождений по домам большой компанией молодежи дело никогда не обходилось. При этом пели и читали колядки – особые тексты, которые имели сакральную силу. Обязательным атрибутом при этом было солнце, а с приходом христианства звезда на шесте, которая символизировала рождение Христа. Процессия била палками в ведра, стучала ложками и прочей бытовой утварью, люди громко кричали, подражая голосам животных. Иногда колядование превращалось в настоящее театральное представление.
Старшее поколение в это время устраивало застолья. Сейчас заменившее Коляду для многих людей Рождество считается семейным праздником. Так было и раньше, но в деревне все родственники живут рядом, да и соседей часто считали достаточно близкими людьми для того, чтобы пригласить к столу на Коляду. Нормальным явлением считалось зайти в гости в несколько домов и успеть принять гостей самому за праздничный вечер.
За колядки обязательно вручались подарки и угощения. Тех, кто ничего не даст в награду за исполнение зимних праздничных песен и стихов, ожидает если не разорение, то серьезные проблемы с деньгами - в наказание за жадность.
Молодежь ходила по домам ряжеными, в основном, в костюмах диких животных - шкуры если не медведя, то коровы были доступны каждому. Переодевание символизировало плодородие, взывание к звериной сущности человека. С приходом христианства стало принято считать, что ряженые отгоняют таким образом нечистую силу подальше от деревни. Такое же значение имеет и шум, создаваемый колядующими.
Сейчас нередко колядующие вызывают исключительно негативные эмоции. В старину же приход праздничной процессии в дом был предзнаменованием счастья, благополучия, и обильного урожая в новом году. Люди верили, что колядки, исполненные чужими дому людьми, имеют неоспоримую силу. Они обменивали угощение на благополучие, которое приносили колядующие в их дома. В Воронежской области было принято усаживать самых младших из колядующих на порог и заставлять квохтать - чтобы куры лучше неслись целый год.
Угощением часто служила выпечка в виде фигур животных - это символизировало плодородие, хороший урожай, здоровье домашних животных и достаток. Долгое время домашний скот был одним из главных источников дохода, поэтому изображающие его фигуры были символом и богатства. Караваи также были частым угощением на праздник Коляды, они символизировали тучность коров. Угощения бросали в мешок, который был доверен мехоноше - человеку, отвечавшему за дележ добычи между колядующими. Иногда давали и деньги, после прихода христианства стало принято относить их в церковь после Святок.
Тексты колядок - «Пришла Коляда накануне Рождества» и другие
Если обратить внимание на тексты колядок, можно многое узнать о традициях наших предков. До нашего времени дошло немало текстов, однако большая их часть была придумана уже в христианские времена. Так, большая часть колядок содержит пожелания богатства, урожая и хорошей жизни в целом для хозяев дома, а также просьбу об угощениях:
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему - коврига,
Из полузерна - пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам Господь
Ещё лучше того!
Некоторые колядки содержат призывы заняться тем, чем издавна занимались девушки в - гаданием на гребне. Они призывают девушек к празднованию, и такими колядками нередко зазывали припозднившихся на ежегодное развлечение представительниц прекрасного пола:
Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да кидайте гребени
За грядки,
Да кидайте гребени
За грядки!
Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да пеките блины
Да ладки,
Да пеките блины
Да ладки!
Одной колядкой дело никогда не ограничивалось, и для каждого, кто был в доме, находились разные пожелания. Как правило, хозяину желали урожая, богатства и прочих благ, хозяйке - семейного счастья, если в доме были молодые девушки - желали побыстрее выйти замуж. Несмотря на то, что большинство считало процессию колядующих желанными гостями, находились и скряги, которые жалели угощения или давали слишком мало.