Кто такой доржи банзаров написать по бурятски. Доржи Банзаров – первый бурятский учёный

История шахматнасчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия. Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников. Превращение шахмат в международный вид спорта С ХVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо́льшую популярность. Первый шахматный журнал «Паламед» начал издавать в 1836 году французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне. В 1837 году шахматный журнал появился в Великобритании, в 1846 - в Германии. В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-го) и турниры (с 1851-го). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. В последствии это звание оспорил Пол Морфи(США), выигравший в1858 годуматч со счётом +7-2=2, однако после ухода в1859 годуМорфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в1866 годуВильгельм Стейниц выиграл у Андерсена матч со счётом +8-6 и стал новым «некоронованным королём». Первымчемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот жеВильгельм Стейниц, победивИоганна Цукертортав первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира». Таким образом, явочным порядком сложилась система преемственности звания: новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего, при этом действующий чемпион оставлял за собой право согласиться на матч или отвергнуть соперника, а также сам определял условия и место проведения матча. Единственным механизмом, способным принудить чемпиона играть с претендентом, было общественное мнение: если сильный, по общему признанию, шахматист долгое время не мог добиться права на матч с чемпионом, это рассматривалось как признак трусости чемпиона и он, спасая лицо, оказывался вынужден принять вызов. Как правило, в соглашении о матче предусматривалось право чемпиона на матч-реванш в случае проигрыша; победа в таком матче возвращала чемпионское звание предыдущему владельцу. Во второй половине XIX века на шахматных турнирах начали использоватьконтроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре английским шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном (T.B.Wilson) были изобретены специальныешахматные часы, позволявшие удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. К концу XIX века официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот». Благодаря введению контроля времени возникли специальные формы шахматных турниров с сильно укороченным лимитом времени: «быстрые шахматы» с лимитом порядка 30 минут на игру каждому игроку и «блиц» - 5-10 минут. Впрочем, широкое распространение они получили гораздо позже. Шахматы в XX веке В конце XIX - начале XX века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была созданаМеждународная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад. До 1948 годасохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом. До1921 годачемпионом оставалсяЭмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по1927 -Хосе Рауль Капабланка, с 1927 по 1946 -Александр Алехин (в 1935 годуАлехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в1937в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году). После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ.Первый официальный чемпионат мира по шахматамбыл проведён в1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили взональные турниры, победители зональных соревнований выходили вмежзональный турнир, а обладатели лучших результатов в последних принимали участие вкандидатском турнире, где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель становится чемпионом мира. Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграласоветская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городеСССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и дораспада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад). В 1993 году Гарри Каспаров, бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт, ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию -ПША, и сыграли матч под её эгидой. Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман, которые на тот момент имели наивысший шахматныйрейтингпосле Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом - Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в2000 годуи отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004. До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов. Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре - матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» - контроль времени с добавлением после каждого хода. Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием -компьютерные шахматыдостигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 - с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеруDeep Blue. Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баздебютовитаблицы малофигурных окончанийещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практикиоткладывания партий. Сократилось иотводимое на партию время: если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях - даже до 100 минут) на 40 ходов. Современное состояние и перспективы После объединительного матча Крамник - Топалов в 2006 годувосстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира сталВладимир Крамник(Россия), выигравший этот матч. До 2013 года чемпионом мира был Вишванатан Ананд, победивший вчемпионате мира 2007 года. В2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. В 2010 годупроведён очередной матч, в котором приняли участие Ананд иВеселин Топалов; Ананд вновь отстоял звание чемпиона. В 2012 годупроведён матч, в котором приняли участие Ананд и Гельфанд; Ананд отстоял звание чемпиона в тай-брейке. В2013 годуАнанд уступил звание чемпиона мира Магнусу Карлсену, досрочно победившему вматчесо счётом 6½:3½. Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира. Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры.

Уро-женец Забайкалья кроме родного и русского языков в совершенстве знал монгольский, маньчжурский, калмыцкий, тибетский и немец-кий. Автор более 25 работ, монголовед был назначен в Иркутске чиновником по особо важ-ным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. И именно здесь блестящий уче-ный обрел свой покой.

Наука и «Черная вера»

Доржи Банзаров родился в 1822 году в Иче-туйской долине, в семье погранич-ных казаков. Кроме него в семье было еще четы-ре сына - Лочон, Дзондуй, Бадма и Харагшан. Отец, Банзар Боргонов, был урядником-пятидесятником (офицером) бывшего Ашебагатского полка.

Родители решили обучить Доржи русской грамоте, поскольку 9-летний сын всего за один год окончил Харанцайское приходское учили-ще. После этого, в сентябре 1833 года, его от-дали в Троицкосавскую войсковую русско-мон-гольскую школу.

В 1835 году по ходатайству тайши Селенгин-ской степной думы Банзаров в числе четырех бурятских мальчиков был направлен на учебу в 1-ю Казанскую гимназию. Именно за период учебы в гимназии он кроме родного и русского в совершенстве овладел монгольским, маньч-журским, французским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в ла-тинском, тюркском, и английском. В 1842 году совет гимназии за отличные успехи в учебе на-градил Банзарова золотой медалью.

После окончания гимназии, в том же 1842 году, Банзаров поступил на восточное отделение философского факультета Казанского универ-ситета. Университет открыл Банзарову мир на-уки. Здесь в течение пяти лет он формировался как ученый: написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику мон-гольского языка»; перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буд-диста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского - «Путешествие Тулишеня Аюб хану». Первые публикации молодого ориенталиста были вос-торженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских гу-бернских ведомостях».

В 1846 году Доржи окончил университет, за-щитил диссертацию «Черная вера, или Шаман-ство у монголов». Кроме этого, составил «Маньч-журско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). Особое место в научных трудах занимает исследова-ние такого памятника, как «Чингисов камень». Памятник древнемонгольской письменности представляет собой плоскую гранитную плиту, ее нашли на берегу реки Кыркыра - одного из притоков Амура. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Окончив Казанский университет со степе-нью кандидата, Банзаров по Высочайшему по-велению в августе 1849 года получил разреше-ние поступить на службу в Восточной Сибири с преимуществами, полагавшимися при ученой степени. На основании данного разрешения генерал-губернатор Восточной Сибири опреде-лил Банзарова на должность чиновника особых поручений ГУВС и произвел в чин коллежского секретаря.

12 апреля 1850 года, после 15-летнего пребы-вания в Европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка - боль-шого чиновника да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе. К сожалению, отец Банза-рова уже умер и не мог порадоваться успехам сына.

Что жизнь, что смерть - легенда

Вернувшись в Иркутск, Доржи Банзаров по-лучил должность титулярного советника. В это время он занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников, и привлекал их к ответственности. Но, несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географические карты, совер-шил поездки в Тункинский край для исследо-вания происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с мон-гольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет». В 1851 году был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества.

Короткая жизнь не позволила в полной мере раскрыться таланту Банзарова. Он умер 27 фев-раля 1855 года в Иркутске. Соответствующая запись имеется в «Иркутской летописи 1661- 1940 гг.» Ю.П.Колмакова:

«...27 февраля 1855 года в Иркутске скончал-ся Доржи Банзаров - известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управле-ния Восточной Сибири (ГУВС).

Достоверная причина смерти Банзарова не-известна. Один из его современников, Юмды-лык Ломбоцыренов, автор летописи «Бичихан запискэ» (сводной хроники родов селенгинских), писал, что Банзаров пристрастился к вину. Однако на родине ученого записана иная леген-да. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил Бан-зарова ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд, и наказал своему кучеру, чтобы он, как бы-вало раньше, повез его прежде молиться в цер-ковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Дор-жи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказыва-ют, на похоронах Доржи Банзарову таки было присвоено звание генерала».

Когда Доржи умирал, рядом с ним были его ученик Холзан Мозоев и лама. О кончине Банза-рова правитель дел Сибирского отдела Русского географического общества И.С. Сельский сооб-щил генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву.

В начале марта состоялись похороны Бан-зарова. Тело его было воздвигнуто на погре-бальные дроги в виде пышной колесницы, на которой находился Гомбо-лама в яркой одежде. Следом в желтых одеждах, читая буддийские молитвы, шли ламы, за ними - представите-ли местной власти, горожане и буряты. Про-цессия проследовала от квартиры покойного по Любарскому переулку, вышла на Ланинскую улицу и двинулась по Жандармской к Острож-ному мосту. Перейдя мост, направилась к горе за Иркутским тюремным замком, где находилось кладбище. После совершения религиозных це-ремоний тело предали земле. Увы, вскоре моги-ла была затеряна.

Жизнь коротка - история вечна

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои оригинальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фоль-клорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятско-го народа, выдвинувшего из своей среды даро-витого ученого.

К научным трудам Доржи Банзарова и се-годня обращаются многие ученые - не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высо-ко чтит память своего первого ученого. Его име-нем названа улица в родном улусе. В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский пединститут, ныне госуниверситет. Перед зда-нием института установлен памятник.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Казани и селе Кырен Тункинского района.

Доржи Банзаров (1822-1855)

Банзаров

(Дорджи, по мнению академика В. П. Васильева, надо писать Дордже) - ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, буддист ], принадлежал к древнему роду Урянхай. В г. его определили на казенном содержании, вместе с другими четырьмя бурятскими мальчиками, в 1-ю казанскую гимназию, в которой в том году усилено было преподавание восточных языков. В гимназии Б. учился отлично, наряду с лучшими учениками из русских, и по окончании ее переведен был в Университет, где ревностно продолжал заниматься восточными языками и в г. получил ученую степень кандидата, написав диссертацию: «О черной вере, или шаманстве, у монголов» (напечат. в «Ученых Записках Каз. универс.», г., кн. 3). В конце г. Б. прибыл в Петербург . Здесь главным занятием его было изучение монгольских и маньчжурских книг и рукописей, хранящихся в Азиатском музее Академии наук и Публичной библиотеке; для Музея Акад. наук он составил каталог его книгам на маньчжурском языке (напечат. в «Bulletin de la classe historico-philologique de l’Acad. d. sc.», t. V). Своими учеными трудами и знанием многих восточных и европейских языков он обратил на себя внимание ученых и пользовался большим авторитетом среди ориенталистов , которые многого ожидали от его исследований в области монгольского языка . Ожидания эти не сбылись. Уволенный из сословия казаков , к которым причислены некоторые бурятские роды, и назначенный чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири , с переименованием в чин коллежского секретаря , Б. в мае г. уехал в Иркутск . Здесь ученая деятельность его пошла на убыль. Он стал чуждаться всякого общества и знакомства и братался лишь со своими родичами, полудикими бурятами. Последние годы своей жизни он часто прихварывал, но за советами к врачам не обращался, не доверяя им, а сам составлял для себя лекарства по бурятским рецептам. Он умер в последних числах февраля г. и торжественно похоронен по буддийскому обряду 2 марта того же года. Из 13 статей его, напечатанных в различных изданиях, назовем еще две: 1) «О происхождении имени Монголы » (в «Библиотеке Восточ. историков», изд. И. Березиным, т. I, приложение II) и 2) «Пайзе , или металлические дощечки с повелениями монг. ханов» (в «Зап. археолог, общ.», т. II; здесь Б. попутно объясняет ярлык Бирдибек-Хана, данный Алексею, митроп. Киевскому). В г. Б. был избран в члены-корреспонденты архелогического общества.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Банзаров Доржи (около 1822, Кутетуевский улус Забайкальской области , - 1855, Иркутск), первый бурятский учёный-востоковед. Родился в семье казака-бурята. В окончил Казанский университет , был учеником О. М. Ковалевского . В 1847-48 жил в Петербурге , занимаясь научными исследованиями в Азиатском музее . В 1850-55 служил чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Вост. Сибири. Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами ; Н. А. Бестужев написал его портрет. Научное наследие Б. составляют главным образом филологические исследования. Основной труд Б. - «Чёрная вера, или Шаманство у монголов» (1846) - первая научная работа о шаманизме . Именем Б. назван (1947) Бурятский педагогический институт в

Издавна у бурят была мечта о свободе, счастье и независимости. Ярким выражением этой мечты о светлом будущем явилось сказание (улигер) о храбром и мудром Гэсэре. Оно повествует о том, что в старину чудовища наводили ужас на людей своими злодеяниями, но на защиту обездоленных выступил неустрашимый Гэсэр со своими тридцатью тремя баторами, а за ними поднялись на борьбу лучшие сыны народа. Чудовища были истреблены. Люди вздохнули свободно и стали жить богато и счастливо.

Эта прекрасная легенда о Гэсэре и его богатырях, боровшихся за свободу всех угнетённых тружеников, произвела неизгладимое впечатление на молодого бурятского учёного и демократа-просветителя Доржи Банзарова.

В 1848 г., когда в Европе поднялся могучий вал революционного движения, Банзаров (ему было тогда 26 лет) писал своему другу А. А. Бобровникову: "У обитателей Запада настало теперь смутное время: они повыгоняли своих ханов и владельцев... Судя по характеру настоящего временя, не явится ли снова Гэсэр. Тогда нам предстанет случай быть в числе тридцати трёх богатырей его" 1 .

В переломные моменты истории народов резче всего проявляются истинные устремления людей: становится очевидным, на стороне какой партии стоит тот или иной деятель. Из немногих слов Доржи Банзарова, выраженных в письме иносказательно, языком народной бурятской легенды о Гэсэре и его тридцати трёх богатырях, отчётливо видно, что светильник демократических идей неугасимо озарял внутренний мир Доржи Банзарова.

Банзаров горячо приветствовал революционные события на Западе. И если бы революция произошла в царской России, он был бы одним из её богатырей. Он был страстным патриотом своей родины и горячо верил в светлое будущее как бурят, так и великого русского народа. Беспредельно любя свой народ, Банзаров в то же время не был национально ограниченным.

Он с огромным уважением относился к русской культуре, оказавшей решающее влияние на его мировоззрение, жизнь и деятельность. Доржи Банзаров мечтал стать одним из богатырей национально-освободительной борьбы бурятского народа за своё счастье, свободу и независимость. На крутом повороте мировой истории Банзаров был в лагере Герцена, Белинского, Чернышевского - великих русских демократов-просветителей XIX столетия.

Он был видным новатором в науке. "Научная деятельность Доржи Банзарова возвеличила его родной народ. В учёном мире заговорили о бурятах как о народе, который выдвинул из своей среды выдающегося деятеля науки. Прав был его биограф и друг П. С. Савельев, который писал: "Блеск примечательной личности отражается и на народе, и буряты отныне приобрели право на большее внимание потому, что из среды их вышел Доржи Банзаров" 2 .

Доржи 3 Банзаров родился в 1822 г. в семье забайкальского казака-бурята Банзара Боргонова, в урочище Усть-Ичетуй, расположенном в долине реки Джиды 4 .

В 1832 г. десятилетнего Доржи родители отдали в троицкосавскую 5 войсковую русско-монгольскую школу. Здесь Доржи проявил незаурядные способности. В 1834 г., по окончании школы, Доржи Банзаров в числе других бурятских мальчиков, которых готовили в писари и переводчики селенгинской степной думы, поступил в 1-ю казанскую гимназию. О периоде жизни Банзарова в Казани известный синолог В. П. Васильев писал: "Я уже второй год учился в Казанском университете.., когда зимой 1834 г. привезли из Забайкалья четырёх бурятских мальчиков в первую гимназию... Я знал их всех. Один... скоро умер; другой... не уступавший Доржи в учении, тоже не выдержал; остались Будаев и Банзаров. Первый... был отдан в солдаты за

1 "Чёрная вера или шаманство у монголов и другие статья Доржи Банзарова". Сборник под ред. Г. Потанина с приложением его статьи "Очерк жизни и деятельности Д. Банзарова", стр. Ш. СПБ. 1891.

2 Петров Л. Доржи Банзаров, стр. 5. Предисловие И. Тугутова. Улан-Удэ. 1943.

3 Доржи - по-русски "алмаз".

4 В настоящее время Джидинский аймак, Бурят-Монгольской АССР.

5 Троицкосавск - ныне город Кяхта, Бурят-Монгольской АССР.

дело с инспектором гимназии Скорняковым. Доржи Банзаров казался всех моложе, сухощавым, но крепко сложенным; учился отлично, наряду с лучшими учениками из русских" 1 .

В гимназии Доржи занимался с исключительным трудолюбием и проявил блестящие способности. Он закончил полный гимназический курс "с успехом и отличием". В 1842 г. Доржи Банзаров, двадцатилетний юноша, поступил в Казанский университет. Попечитель округа писал о нём министру просвещения: "Утвердительно сказать можно, что молодой Банзаров, окончив образование в университете и поступив на службу на родине, будет иметь самое благодетельное влияние на своих соплеменников..."

Банзаров поступил в Казанский университет в сравнительно благоприятный момент: в то время ректором университета был гениальный математик Н. И. Лобачевский.

Проводниками просветительных идей в Казанском университете в 30 - 40-х годах" прошлого века наряду с Н. Лобачевским были Д. Мейер, Е. Аристов (казанский Грановский), Н. Иванов, О. Ковалевский и другие профессора. В этот период с кафедры раздавались голоса о необходимости обслуживать народ. Несомненно, на развитие мировоззрения Банзарова большое влияние оказала передовая русская литература, которой в то время идейно руководили Герцен и Белинский.

Банзаров был знаком с философией Гегеля 2 , с трудом А. Гумбольдта "Космос" и с другими произведениями современной ему западноевропейской научной литературы. Он знал до десяти языков и, в частности, свободно владел французским, английским и немецким. Благодаря инициативе петрашевцев, приехавших из Петербурга, и сосланных поляков - студентов Киевского университета - идеи утопического социализма, в частности учение Фурье, широко распространялись среди казанского студенчества 40-х годов. Банзаров, общительный, жизнерадостный, жадно тянувшийся к науке, к новым идеям, быстро и глубоко воспринимал эти идеи. Неслучайно петербургские учёные, сочувствовавшие социалистическим идеям Фурье, встретили в лице Банзарова не ученика, а равного им передового деятеля. "При светлой голове ему понятны были самые утончённые вопросы и требования эрудиции, и во всех своих суждениях и направлении обнаруживал он чисто европейский склад ума, сочувствие к современным идеям, соучастие в жизни и движениях человечества" 3 .

В 1846 г. Доржи Банзаров окончил Казанский университет и защитил кандидатскую диссертацию на тему "Чёрная вера или шаманство у монголов" 4 . Эта работа Банзарова получила высокую оценку учёных-востоковедов России и Европы. "Чёрная вера" свидетельствует не только о всесторонней образованности Банзарова, но и о его ясном и зрелом философском миропонимание, передовом для 40-х годов прошлого столетия. Тогда же, мечтая заняться научной деятельностью, Банзаров подал ходатайство об освобождении его от казачьей службы, которую он как бурят-казак должен был отбывать в течение 25 лет. В связи с этим он провёл полгода (с конца 1847 по июнь 1848 г.) в Петербурге, Здесь он встретился с известными русскими учёными-востоковедами, не чуждыми передовых общественных идей того времени: П. Савельевым, В. Григорьевым и др. Они оказали Банзарову тёплый, дружеский приём.

Во время своего кратковременного пребывания в Петербурге Банзаров проявил огромную энергию: он с утра работал в Азиатском музее Академии наук или в Публичной библиотеке, а затем дома обрабатывал выписки, как бы предчувствуя, что ему больше не представится благоприятная возможность для научной деятельности. За короткий срок он выполнил пять научно-исследовательских работ, задумал ряд новых тем и приступил к их выполнению.

В 1848 г. Банзаров получил определение Государственного совета об увольнении его из сословия казаков и неожиданно для себя и своих русских друзей-учёных был назначен чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Назначение Банзарова на этот пост и устранение от научно-педагогической деятельности подействовали на него угнетающе. Петербургский период жизни Банзарова несмотря на его кратковременность сыграл значительную роль в дальнейшем развитии и укреплении его демократических взглядов и окончательном формировании его как учёного.

В письме из Казани от 18 августа 1848 г., т. е. вскоре после возвращения из столицы, Банзаров признавался: "Здесь я... скучаю и сожалею о Питере, а в особенности о том кружке, в котором я бывал" 5 . В состав этого кружка входили, как известно, П. Савельев, В. Григорьев и др. В 30-х годах они поддерживали связь с кружком П. Ершова (автор "Конька-Горбунка"), в 40-х годах-с кружкам Н. Надеждина. Значительный интерес представляет письмо Банзарова из Петербурга к своему другу Бобровникову

1 Венгеров С. Критико-биографический словарь русских писателей и учёных. Т. II, стр. 88. СПБ. 1891.

2 Ильминский Н. Воспоминание об Алексее Александровиче Бобровникове. "Известия и учёные записки Казанского университета". Вып. IV - VI, стр. 428 - 429. 1865.

3 Савельев П. О жизни и трудах Доржи Банзарова. "Записки Археологического общества". Т. IX, стр. 78. СПБ. 1856.

5 Венгеров С. Указ. соч., стр. 126.

в николаевской России. Доржи Банзаров с горечью писал: "Мир сей подобен океану, наполненному подводными скалами. "Жизнь каша сопряжена с мучениями, которые ожидать должно каждую минуту" 1 . О петербургской жизни он с иронией писал: "Люди ходят здесь, как бешеные.. невинных, и безгрешных, и простодушных здесь легко обманывают и надувают" 2 . Банзаров, которого царское правительство отправило в Восточную Сибирь в качестве "чиновника по особым поручениям губернатора", а по существу в ссылку, поехал сразу же в родные края, в родной улус, где и прожил целый год. Буряты встретили его, как родного. В письме к И. Березину от 4 сентября 1852 г. Банзаров писал: "Я был между бурятами, которые из преданности ко мне... осаждали меня дома или зазывали к себе" 3 .

В тогдашнем Иркутске пытливый ум Банзарова не находил себе пищи. Банзаров всюду видел своекорыстие и зависть и всё больше и больше старался забиваться в медвежьи углы. Он часто пропадал целыми месяцами в далёких улусах, в деревнях и делал всё возможное, чтобы облегчить положение бурят. Он с нескрываемым презрением относился к взяточничеству, широко распространённому среди чиновничества. В одном из своих писем Банзаров писал: "Я живу одним жалованием, хотя на руках у меня бывают такие дела, от которых другие толстеют; я же от них худею" 4 .

Банзаров горел желанием принести пользу своему народу, но его донимало православное духовенство: оно стремилось "крестить" Банзарова и направить его на путь миссионерской деятельности. И. Сельский в письме к П. Савельеву сообщал: "Высокопреосвященный Нил, знаток монгольского языка, очень хотел сблизиться с Банзаровым и желал, чтобы он советами своими был полезен при переводе литургии на монгольский язык. Вместе с тем преосвященный пламенно желал, чтобы Банзаров принял христианство. Монгол сердился за эти попытки и перестал посещать преосвященного" 5 . Донимали Банзарова и ламы: они пытались спаивать его. Банзаров ясно понимал реакционную роль религии и служителей того и другого культов и оставался в буддийском вероисповедании, так как в тогдашних условиях необходимо было принадлежать хотя бы официально к какому-нибудь культу.

В 1851 г. Банзаров был избран членом-сотрудником иркутского отделения Сибирского отдела Русского географического общества. И с чиновничьей интеллигенцией он не нашёл общего языка. Сибирская чиновная бюрократии и нойонство враждебно относились к общественной деятельности Банзарова. Они добились того, что Банзаров был арестован и посажен на гауптвахту. Доржи Банзаров рассказывает об этом следующее: "Я долго прожил между бурятами, производил следствия строго, одним словом, дела вёл не политично; меня на десять дней посадили на гауптвахту, но всё-таки ничего со мной нельзя было сделать" 6 . Банзаров несмотря на заговор против него, несмотря на болезнь и тяжёлые условия не прекращал научных исследований и борьбы за интересы своего народа.

Доржи Банзаров, ещё будучи студентом Казанского университета, много временя уделял научно-исследовательской и научно-популяризаторской деятельности. Трудолюбие и блестящие дарования Банзарова отразились на его всесторонней эрудиции, особенно в области истории и филологии. Один из видных русских ориенталистов, современник Банзарова, характеризуя степень его учёности, писал: "Он мог бы надеть с честью докторский колпак в любом европейском университете" 7 .

Ещё в студенческие годы Банзаров написал для своего народа научно-популярные книги на монгольском языке: "Всеобщую географию" и "Монгольскую грамматику" 8 . Тогда же Банзаров перевёл с французского на монгольский язык "Странствование китайского буддиста IV века по имени Фа-Сяна", а также помогал монголоведу А. Бобровникову в составлении монголо-калмыцкой грамматики. В 1846 г. в "Казанских губернских ведомостях" была опубликована статья Банзарова "Белый месяц-праздник нового года у монголов", представляющая в историко-этнографическом отношении большой интерес 9 .

Облик Доржи Банзарова как передового учёного того времени характеризует его кандидатская диссертация "Чёрная вера или шаманство у монголов" 10 .

Эта работа, написанная Банзаровым, когда ему было всего 24 года, выдвинула его имя в первые ряды не только русских, но и западноевропейских учёных-востоковедов.

Банзаров темой своей работы избрал ещё никем до него не разработанный вопрос о шаманстве. Он кропотливо рылся в монгольских рукописях, сверял отрывочные показа-

1 "Чёрная вера...", стр. 10.

3 Там же, стр. 119.

5 Там же, стр. XXXVI.

6 Там же, стр. 120.

7 Григорьев В. Монгол с европейской учёностью. "Географические известия", стр. 28. СПБ. 1848.

8 Рукописи этих книг, находившиеся на отзыве у известного монголоведа профессора О. Ковалевского, погибли во время пожара.

9 "Казанские губернские ведомости N 30 за 1846 год.

ния русских и западноевропейских путешественников, использовал манчжурские, китайские и арабские источники, личные воспоминания и рассказы лекторов-бурят Казанского университета, сочинения многих европейских ориенталистов и научно-философские труды.

Как показывает диссертация. Банзаров не был рабом фактического материала (ползучим эмпирикам) и установленных норм в науке. Он творчески отнёсся к собранному им фактическому материалу, стремясь раскрыть объективную историческую закономерность в развитии шаманства. "Светло и философически понимал свой предмет юный кандидат, только что оставивший университетскую скамью, а десять лет тому, дитя природы, росший среди стад родимых степей!" 1 - писал о нём его первый биограф - П. Савельев.

Исследование о шаманстве Банзаров начал с установления того факта, что внимание востоковедов до последнего времени "преимущественно обращалось на военные дела монголов, между тем как нравы, обычаи и вера их оставались в стороне и составляли как бы посторонний предмет истории" 2 . Следовательно, Банзаров уже с первой страницы своего труда критиковал абстрактно-метафизические взгляды своих предшественников и современников, исцеловавших судьбы народов Центральной Азии. Он требовал приложения исторического метода к исследованию не только военных дел монголов, но и их нравов, обычаев в религии. Банзаров рассматривал шаманство как конкретно историческое явление в жизни древних монголов. Он утверждал и доказывал, что чёрная вера (или шаманство) - такая же религия, как и другие религии, и что она возникла у монгольского народа самостоятельно, как у китайцев и у тунгусов, в очень древние времена. Он очень искусно отвергал туманные, метафизические представления о шаманстве, уподоблявшие его буддизму, зороастризму и другим религиозным культам. Многие учёные 40-х годов прошлого столетия, да и в более позднее время, наблюдая сходство в некоторых установлениях религиозного, юридического и других порядков, искали заимствований. Им была чужда идея параллельного развития, которой придерживался Банзаров. Мысль Банзарова о естественном сходстве между шаманством и другими религиями древних народов является передовой для того времени.

Исследование шаманства Банзаров проводит в целом с позиций антропологической теории происхождения религии. Объективными источниками возникновения шаманства у древних монголов он считал воздействие природы "на младенчествующего человека", бессильного на этой ступени своего исторического развития перед силами природы, а также внутренний мир человека. Второй источник шаманства - внутренний мир человека - у Банзарова есть не что иное, как страсти народа, которые он и считал одной из основ религиозной фантазии, подобно французским материалистам XVIII века. В целом же взгляды Банзарова на источники шаманства как религии очень сходны со взглядами на источники религии Людвига Фейербаха. Но в ряде случаен Банзаров идёт дальше: он объясняет возникновение религиозных верований у древних монголов исходя из наличия у них такого объективного источника, как кочевой быт.

Он подчас указывает на скотоводство и войны, эти атрибуты кочевых народов, как на основу особенностей религиозного культа древних монголов, высказывая замечательные материалистические догадки о реальной почве, на которой формировалось шаманство как религия. Но и эти и другие догадки не устраняют исторической ограниченности работы Банзарова.

Тем не менее, исследуя шаманство у древних монголов, Банзаров глубже, чем кто-либо другой из его современников, выяснил специфические отличительные признаки, характеризующие содержание шаманства как древнейшей религии. Он убедительно доказал, что в древней шаманской религии не было понятия единого бога. Она, как правильно установил Банзаров, непосредственно олицетворяла силы природы и прежде всего "синее" небо, и лишь с дальнейшим развитием шаманства появляется такая абстракция, как "вечное" небо и представление о его всемогуществе. Таким образом. Банзаров решительно восстал против положения европейских учёных о наличии у древних монголов в шаманской религии понятия Deus, как и против утверждения мусульманских историков о наличии в ней понятия аллаха.

Банзаров справедливо указал, что в шаманской религии скорее можно найти древнегреческий Олимп, чем представление или понятие о едином боге. Он установил, что шаманисты, помимо неба, поклонялись земле, солнцу, луне, звёздам, огню и другим явлениям и стихиям природы. Банзаров установил наличие в шаманстве почитания духов или второстепенных богов (тенгри) и душ умерших (онгоны), сначала (по временя) родственников, а затем людей вообще. Впервые он дал мифологию древних монголов, правда краткую, а также подробно показал праздники древних монголов: весенний, летний и осенний, или белый, месяц. Так например весенний праздник "урус", отмечавшийся монголами с древнейших времён, "есть, - писал Банзаров, - праздник обновления природы и наступления той поры в году, когда стада приносят номаду новый приплод и обильное молоко; поэтому и жертвы, которые в это время благодарный народ приносит богам своим, состоят из молока, кумыса, пива и трав" 3 . Таким образом, Банзаров при объяснении шаманских праздников исходил из объективных, материальных условий жизни кочевников - древних монголов.

1 Савельев П. Жизнь и труды Д. Банзарова. Труды Восточного отделения Археологического общества. Ч. II, стр. 134. СПБ. 1856.

2 "Чёрная вера...", стр. 1.

3 Там же, стр. 38.

Анализируя мифы, свойственные шаманству, как всякой религии, Банзаров правильно подошёл к объяснению мифов об избранниках неба, появляющихся по воле неба: они отражали прежде всего интересы владетельных родов, т. е. родовой аристократии кочевников. Он высказал верную мысль о роли политического фактора в закреплении и использовании шаманства как культа "родовой знатью" - феодалами и крупнейшими из них: Чингис-ханом и китайскими императорами. Банзаров дал правильное объяснение слова "шаман". На основе анализа культа огня у древних монголов Банзаров дал также правильное объяснение процедуры обязательного прохождения русских князей между двух огней, прежде чем они представали перед монгольскими ханами.

Наконец, Банзаров дал очень интересные исторические сведения о борьбе буддизма и ислама против шаманства, приближаясь к раскрытию связи этой борьбы с политическими устремлениями " интересами крупнейших феодалов (например Чингис-хана, Даян-хана и др.), которые пытались создать феодальные монархии и в силу этого покровительствовали религиям, распространявшим культ единого бога и укреплявшим и освящавшим монархию.

В заключение своего исследования Банзаров рассматривал исчезновение шаманства как длительный исторический процесс борьбы науки, народного образования против религиозных предрассудков: "Для окончательного уничтожения шаманства остаётся ещё многое сделать: оно исчезнет ещё не скоро, будучи защищаемо суровой природой от предприимчивости образованных народов" 1 .

Насколько далеко ушёл Банзаров от современников в области научного исследования шаманства, видно из характеристики его диссертации, данной Савельевым; "Какая разница между этим разумным воззрением на шаманство и взглядом покойного о. Иакинфа, который довольствовался извлечением из Манчжурского устава описания обрядов и штатов китайских шаманов 2 . Можно подумать, что эти два писателя о шаманстве имели в виду различную публику и один писал для Европы, а другой - для Пекина, и притом монгол смотрел как европеец, а европеец - как монгол" 3 .

Ценный вклад в развитие науки внес Банзаров и другими своими историческими и филологическими исследованиями. Он брался за разрешение самых запутанных и сложных вопросов востоковедении, особенно монголоведения, возникавших у учёных в 40 - 50-х годах прошлого столетия, когда эта наука только начинала складываться. Банзаров в своей рецензии на калмыцкую грамматику казанского профессора А. Попова, отмечая достоинства этого труда, указал, что автор не учёл влияния монгольского языка на калмыцкий.

В вышедшей вскоре грамматике А. Бобровникова это указание Банзарова было полностью учтено. Молодой учёный написал также следующие статьи: "О двух среднеазиатских алфавитах", "Объяснение монгольской надписи на серебряной дощечке, найденной в Екатеринославской губернии" и "Пайзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов". В последней Банзаров объяснил слово "пайзе": так персидские историки монгольского периода называли жалованные ханами дощечки с надписями. В этой же статье Банзаров дал объяснение и ярлыку Бербидек-хана, вручённому митрополиту Киевскому Алексею, в котором сказано: "Байсу да ярлык с алою тамгою дали есмы на утверждение вам". Это объяснение помогло историкам уяснить взаимоотношения между татарами-завоевателями и русскими, а также роль русской церкви в эпоху татарского ига. В статье "О восточных названиях некоторых старинных вооружений" (1849) Банзаров объяснил значение и происхождение слов "куяк", "бахтерец", "тешляй", "джид" и "тохтуй" и показал пути распространения в древней Руси оружия монголов 4 .

Банзаров написал ряд статей по этимологии некоторых монгольских слов, встречающихся в татарской летописи "Шейбани-Наме": "О происхождении имени "монгол" 5 , "О происхождении слова Чингис" 6 , "О названии Эргене-хон" 7 , "Об ойратах и уйгурах" 8 .

Если гипотеза Банзарова о происхождении имени "монгол" не нашла последователей и подтверждения в науке, то его предположение о том, что монголы приобрели решающее политическое значение в Центральной Азии в первой половине IX в., остаётся и по сей день справедливым.

В статье "О происхождении слова Чингис", основываясь на отрывочных сведениях китайских источников, Банзаров высказал предположение, что чингис - древний титул великих ханов народа Хюн-ну, который владел всей Монголией до конца первого столетия до н. э., равносильный китайскому императорскому титулу "Сын неба".

В этой статье интересен подход Банзарова к выяснению исторических условий, при которых Темучин принял титул чингис. Банзаров писал: "Кому известно политическое состояние Монголии в эпоху появления Чингис-хана, тот легко поймет, что монгольскому завоевателю не нужно было принимать титул великого, могущественного, во-

1 "Чёрная вера...", стр. 46.

2 Иакинф Бичурин. Кита, его жители и проч., стр. 314 - 328. СПБ. 1840.

3 Савельев П. Указ. соч.

4 Напечатано в "Записках Археологического общества". Т. II, стр. 352 - 358. СПБ. 1851.

5 Библиотека восточных историков. Изд. И. Березина. Т. I, приложение II.

6 Там же, приложение III.

7 Там же, приложение IV.

8 Там же, приложение V.

инственного и т. п. Ему нужен был титул в другом смысле. До появления Чингис-хана Монголия была под влиянием Китая и дробилась на множество мелких племён, которые назывались илами, и владетелям их приличествовал титул ил-ханов; если владетель успевал соединить под свою власть несколько илов, что называлось гур, то он получал титул гур-хана. Когда же Темучин покорил себе все племена в Средней Азии, то ему нужен был приличный его положению титул... Принятый, им титул Чингис должен был означать нечто выше гур-хана, соответствующий хуан-ди - император" 1 .

Банзаров в этой статье не дал правильного объяснения слова "чингис" в этимологическом отношении. Наиболее правдоподобное объяснение этого слова он дал в своей книге "Чёрная вера". Банзаров писал, что Темучин принял имя одного тенгри, считавшегося сыном неба, при этом он привёл и имя этого тенгри: Хаджир-Чингис тенгри. Академик В. Бартольд это предположение Банзарова считает вполне вероятным 2 . В своём исследовании Банзаров раскрыл общественно-исторические условия, при которых Темучин принял титул чингис, правильно указав на решающую роль в этом событии политических намерений Темучина и поддерживавших его шаманов.

Основная мысль Банзарова в исследовании "Об ойратах и уйгурах": "Уйгуры и ойраты суть два лесных народа тюркского и монгольского племени, составлявшие (с VIII столетия) одно политическое тело". Вместе с тем он отвергал попытку учёных истолковать выражение "дурбэн-ойрат" как политический союз. Банзаров считал, что добавление "дурбен-чентыре" появилось в XIII в., при Чингис-хане, когда он из ойратов составил четыре тумэна, т. е. четыре десятитысячных корпуса, которые и являлись военно-административным делением ойратов, как это было и у монголов. Это объяснение Банзарова не утратило значения и в наше время 3 .

О глубоком историческом подходе Банзарова к исследуемым вопросам ярко свидетельствует, в частности, его статья "Замечания о монголизмах в ярлыке Тохтамыш-хана", написанная в 1850 году. В этой статье он писал: "Требовать от памятника XIV столетия непременно нынешнего татарского языка - значит отвергать всякую перемену в языке народа, продолжающего жить и подвергнувшегося с той поры довольно многим преобразованиям в общественной жизни, значит в древностях отыскивать современность" 4 .

Банзаров критически относился к некоторым ориенталистам типа академика Шмидта. Этот профессор, как истинный пруссак, был рабом дословного чтения (по шаблону), без исторического смысла сущности документа. Банзаров ещё в бытность свою в Петербурге очень метко охарактеризовал этих формалистов или бюрократов от науки: "Хотя и есть люди, знающие санскритский и тибетский языки, и читают они священные буддийские книги, но они сущности их не понимают. Они подобны опрокинутому сосуду, во внутрь которого ничего не попадает" 5 .

В 1851 г. Банзаров опубликовал статью "Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингисхана". В 1852 г. он представил на заседание Сибирского отдела Русского географического общества перевод с монгольского "Путешествие Зая-Хамбы в Тибет".

В последние годы своей жизни Банзаров совершил поездку в Тункинский край для исследования происхождения сойотов и их заграничных соседей, урянхайцев. Кроме того Банзаров работал над историей перехода за нашу территорию различных монгольских племён.

Банзаров был одним из первых европейских учёных, указавших на самостоятельное развитие культуры древних монголов. Эту мысль он развивал и отстаивал, как мы видели, в "Чёрной вере".

Новые идеи Доржи Банзарова не были развиты и как следует оценены и поняты его коллегами-современниками. Научное наследство Банзарова не было в полной мере использовано и последующими исследователями истории древних монголов, хотя оно внесло в её освещение много положительного.

Доржи Банзаров умер очень рано, в 1855 г., 32 лет от роду, в потном расцвете творческих сил. Он похоронен в Иркутске.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда советские учёные взялись за созидание подлинно научной история "бурятского народа, к имени Банзарова и его трудам возрос интерес. Большое внимание изучению деятельности Банзарова как учёного и его научному наследству уделили Ф. Кудрявцев 6 , Г. Санжеев 7 , Б. Санжиев 8 , Н. Румянцев 9 , П. Хаптаев 10 и др.

1 Библиотека восточных историков. Изд. И. Березина. Т. I, приложение III.

2 Бартольд В. Образование империи Чингис-хана, стр. 116. СПБ. 1896.

3 Владимирцев Б., акад. Общественный строй у монголов. XI - 222, стр. 156 - 157, Изд. АН СССР. Л. 1934.

4 "Чёрная вера...", стр. 122, или "Ярлык хана Золотой орды, Тохтамыша, к польскому королю Ягайлу", изд. М. Оболенского, стр. 41 - 42, 47 - 48. Казань. 1850.

5 Там же, стр. 109 - 110.

6 Кудрявцев Ф. История бурят-монгольского народа. Очерки. М. -Л. 1940.

7 Санжеев Г. Банзаров как учёный. "Записки Бурят-монгольского государственного научно-исследовательского института языка литературы в истории". Вып. 2-й. Улан-Удэ. 1940.

8 Санжиев Б. Доржи Банзаров (к 86-летию со дня гибели). "Бурят-монгольская правда" N 62 от 15 марта 1941 года.

9 Румянцев Н. Доржи Банзаров как филолог, "Записки Государственного института языка, литературы и истории". Вып. III - IV, стр. 141 - 153. 1941.

10 Хаптаев П. Краткий очерк истории бурят-монгольского народа. Улан-Удэ. 1942.

Бурят-монгольский государственный научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (Улан-Удэ) в настоящее время подготовляет к изданию полное собрание сочинений Доржи Банзарова, что будет лучшим памятником первому бурятскому учёному.

П. Савельев в некрологе о Банзарове писал: "С Банзаровым рушились надежды ученых на скорое объяснение монгольских древностей Южной Сибири... Много мог бы он сделать для науки; почтим память даровитого учёного-монголоведа и за то, что он успел совершить. Как исследователь среднеазиатской древности, он заслужил себе место между европейскими ориенталистами" 1 .

Доржи Банзаров - первый бурятский ученый, национальная гордость бурятского народа.

В невозвратное прошлое ушло то время, о котором с горечью и гневом писал известный русский историк А. Щапов: "Среди молодых поколений сибирских гибнет множество Ломоносовых, Банзаровых" 2 .

В Стране советов буряты нашли свободу и счастье. Благодаря братской помощи великого русского народа трудящиеся Бурят-Монголии под руководствам великой партии Ленина - Сталина за короткий исторический срок добились огромных успехов в социалистическом строительстве и подлинного расцвета хозяйственной и культурной жизни страны. На родине Банзарова исчезли кочевье, нойонство и ламство. Крепнут молодые научные и культурные силы бурятского народа. В свободной Бурят-Монголни введено всеобщее учение.

В Отечественной войне Советского Союза сыны и дочери Бурят-Монголии плечом к плечу со всеми народами СССР мужественно отстаивают свободу, честь и независимость своей родины. Десятки тысяч бурят, подобно легендарным воинам Гэсэра, доблестно разят современных чудовищ - немецко-фашистских захватчиков. Они вместе с миллионами воинов других народов Советского Союза составляют могучую армию богатырей великого Сталина, несущую победу нашей родине и всему прогрессивному человечеству.

1 Савельев П. О жизни в трудах Д. Банзарова. "Записки Археологического общества". Т. IX, стр. 30. СПБ. 1856, или Труды Восточного отделения Археологического общества. Ч. 2-я, стр. 157. 1856.

2 Щапов А. Соч. Т. I, стр. 16 - 23.

В марте 2012 года исполнится 190 лет со дня рождения первого бурятского ученого Доржи Банзарова.

Доржи Банзаров провел немало талантливых исследований в области истории, филологии и философии, не потерявших научного значения до сих пор. Особенно ценным является его сочинение «Черная вера или шаманство у монголов».

Доржи Банзаров родился в 1822 году в Ичетуйской долине в семье казачьего пятидесятника Банзара Боргонова. Родители решили обучить Доржи русской грамоте и в сентябре 1833 года отдали его в Троицко - Савскую войсковую русско-монгольскую школу. Мальчик учился легко и успешно, ко всему проявлял любознательность, обнаружил блестящие способности и отлично окончил курс школы.

В 1835 году Доржи в числе четырех бурятских мальчиков был отправлен в Казань в гимназию. Умный и одаренный юноша в июне 1842 года с золотой медалью окончил 1-ю Казанскую гимназию и в том же году поступил на филологическое отделение философского факультета Казанского университета. Университет открыл Доржи Банзарову новый мир - мир науки. Кроме монгольского и русского он овладел маньчжурским, французским, немецким, английским и латинским языками, а также познакомился с тюркскими языками.

В 1846 году Доржи окончил университет и защитил диссертацию на тему «Черная вера или шаманство у монголов». Диссертация, как одна из лучших, в том же году была напечатана в «ученых записках Казанского университета». Первооткрывателю тайн Черной веры Доржи Банзарову, как сыну казака, нужно было прослужить двадцать лет на службе, но решением государственного Совета он был освобожден от этой повинности и назначен чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири.

12 апреля 1850 года, после пятнадцатилетнего пребывания в европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка большого чиновника, да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе, каждой юрте. К сожалению, отец Банзарова уже умер и не мог порадоваться успехами своего сына. Недолгой оказалась жизнь и самого Доржи Банзарова - оторванный от круга ученых-друзей он умер в возрасте 33-х лет в полном расцвете творческих сил. Похоронили его 2 марта 1855 года в г. Иркутске.

К научным трудам Доржи Банзарова и сегодня обращаются советские и зарубежные ученые. Бурятский народ высоко чтит память своего первого ученого, широко пропагандирует его наследие.

Потомки Доржи Банзарова

Семья Гармаева Ринчин-Доржи Доржиевича

Гармаева Гэрэлма Ринчиндоржиевна родилась 8 января 1973 года в селе Нижний-Ичетуй. Закончила У-Удэнское пед.училище №2, закончила БАК им.М.Н.Ербанова, в данное время работает в г. У-Удэ.

Гармаева Баярма Ринчиндоржиевна - 12 мая 1974 года, закончила БГСХА, замужем, имеет 2 детей. В данное время живет и работает в г.У-Удэ.

Гармаев Амгалан Ринчиндоржиевич- 1977 года. Участник Чеченской войны.

Гармаева Надежда Ринчиндоржиевна - 8 марта 1985 года, после окончания НИСОШ закончила БАК им. М.Н.Ербанова, БГСХА, работает в СПК «60 лет Октября» бухгалтером.

Семья Жигмытова Цырен-Доржи Санжиевича

Жигмытов Виктор Цырендоржиевич - 6 декабря 1973 года. После окончания ПСШ №2 служил в Армии. Имеет дочь.

Жигмытова Оюна Цырендоржиевна - 7 июня 1976 года, закончила БГУ. В данное работает в Верхнесаянтуйской школе г. Улан- Удэ. Воспитывает двоих сыновей.

Жигмытова Валентина Цырендоржиевна - 30 января 1980 года, закончила НИСОШ. После окончания У_Удэнского училища работает в Иркутской облсти в поселке Новый-Нукутск в районной больнице. Замужем, имеет дочь и сына.

Жигмытов Чимит-Доржи Цырендоржиевич - 14 февраля 1982 года, закончил НИСОШ, затем поступил в Иволгинский дацан, проучившись 5 лет, получил диплом магистра бакалавра в Агинском дацане. В данное время работает в дацане с. Петропавловка, женат, имеет 3 детей.

Семья Жигмытовой Екатерины Санжиевны.

Чагдурова Сэсэгма Бальжинимаевна - 25 декабря 1973 года, закончила ПСОШ №2, закончила БАК им. М.Н.Ербанова. Живет и работает в г.У-Удэ. Замужем, имеет 2 детей.

Чагдурова Цырен-Долгор Бальжинимаевна - 24 января 1975 года. Закончила НИСОШ. Учитель бурятского языка и литературы. Замужем, имеет 2 детей. В данное время проживает в г. У-Удэ.

Чагдуров Вадим Бальжинимаевич родился 7 июня 1976 года.Закончил НИСОШ. По профессии столяр-плотник. Женат.

Чагдуров Муслим Бальжинимаевич - 10 января 1978 года. Закончил БГУ. В данное время работает строителем в г. Санкт Петербург.

Чагдуров Баир Бальжинимаевич - 16.06.1979 года,закончил НИСОШ. Выучился в Иволгинском дацане. В данное время живет и работает в табангут-ичетуйском дацане. Женат, воспитывает дочь.



Похожие публикации