Лиепая - военный городок, царские береговые укрепления и непарадные районы. Karosta - Военный городок Лиепая военный городок бывший подплав



Большой пост о Лиепае, включающий в себя три части: военный городок, построенный как база флота Российской империи в конце ХIХ века, береговые укрепления того же времени и один из нетуристических районов города, сформировавшийся опять же на на рубеже ХIХ-ХХ веков.

// conrad.livejournal.com


Лиепайский военный городок, он же Karosta (военный порт - лат.), он же бывший порт Александра III, на мой взгляд наиболее впечатляющая и известная часть города, сформировавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ веков в качестве крупного военно-морского порта и форпоста Российской империи на Балтике. Лиепая (тогда город назывался Либава) обладала незамерзающим коммерческим портом и было принято сомнительное решение обустраивать опорную базу Балтийского военно-морского флота именно здесь. Сомнительное, ибо она (база) не могла представлять надёжного и безопасного прикрытия ввиду чрезвычайной близости к прусской границе, которая была километрах в 60-ти от Либавы. Да и для флота потенциального противника не составляло труда блокировать выход в море для русской эскадры. Кстати, ещё за несколько десятилетий до сооружения военного порта Либаве было отдано предпочтение перед Виндавой (Вентспилсом) в выборе кандидатуры главного торгового порта России на южной Балтике, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам.

В конце ХIХ века Либава вновь вышла на авансцену - здесь решили сооружать военный порт, причём специальная Комиссия "О связи и совместности действий сухопутных и морских сил в обороне государства" отвергла такие варианты как Виндава, Моонзунд и Екатерининская гавань, что аж на севере Кольского полуострова. В итоге судьба истории сыграла с Лиепаей злую шутку уже после распада СССР - ничего не скажу за Моонзунд и Екатерининскую гавань, но Вентспилс, что в 100 км севернее Лиепаи, в советское время превратился в мощный торговый порт с современными причалами и пирсами, и пережил действительно бурный расцвет, что при умелом руководстве оставленным наследием положительно сказалось на благосостоянии города уже в наши дни - а Лиепая, получив статус закрытого города как база военно-морского флота СССР, осталась в 1991 году у разбитого корыта. Одно из подтверждений тому - жесточайшее запустение военного городка (он же Karosta) в последние два десятилетия.

// conrad.livejournal.com


Так или иначе, сегодня это впечатляющий и уникальный памятник архитектуры, район со своими особенностями и своеобразной аурой, тяжело переживший смутные 90-ые, а ныне, как говорят латвийские источники информации, понемногу превращающийся в цельный туристический объект. Однако до большой известности ещё далеко, так как при всём желании явление в два с половиной прибалта и полтора немца, приезжающие посетить наиболее известный объект городка Лиепайскую гарнизонную тюрьму, я не могу назвать массовым. Привлечение туриста - задача тяжёлая и творческая, на это требуется не одно десятилетие. Так что можете считать, что этим постом я продвигаю Лиепаю в интернете, хотя от местного туристического центра я не получил не копейки. Шутка!

// conrad.livejournal.com


На самом деле прогулка получилась не совсем целостной, потому что планировал приехать сюда на следующий день вновь, но не вышло, так что наверстаю упущенное в следующий раз, который будет, надеюсь, летом.

// conrad.livejournal.com


Я вам так скажу - ещё недавно, лет пять назад, военный городок являлся страшнейшей дырой, но в последнее время местные власти вроде бы взялись за облагораживание этого района. Ремонтируют дороги, прокладывают новые тротуары, выделяют жилье малоимущим слоям населения. Лично я ожидал увидеть ситуацию намного печальнее, но заметил, что процесс медленно продвигается в позитивную сторону. Очень медленно, но продвигается. Предстоит пройти долгий путь, когда массовый турист, да что турист - обычный лиепайчанин, сможет приехать в городок и сказать, что здесь круто.

// conrad.livejournal.com


Административное здание судоремонтного завода, некогда производившего ремонт боевых кораблей. Сейчас вроде бы предприятие работает, но далеко не в прошлых масштабах. С распадом СССР и обружением плановой экономики город покинули тысячи военнослужащих и гражданских лиц, для которых не осталось работы, а 90-ые ознаменовались повальным исходом активной, трудоспособной части населения.

// conrad.livejournal.com


Неподалёку можно увидеть удручающее зрелище на месте бывшего дома культуры "Балтика". Подобных заколоченных и забытых зданий в Каросте и Тосмаре (Tosmare - прилегающий район) здесь немало, но опять же, повторюсь, необходимо время.

// conrad.livejournal.com


В во времена СССР в военном городке проживали военные, их семьи, рабочие с окрестных производств и гражданские вольнонаёмные. Район был приятный и ухоженный, а в середине 90-ых соваться сюда было опасно для здоровья. Вдруг появилось огромное количество разнообразных гопников, люмпенов и маргиналов, криминальная обстановка была крайне неблагоприятной.

// conrad.livejournal.com


Сейчас в Каросте живёт порядка 7 тысяч человек. Разговаривал с людьми, там живущими. Настроены позитивно, не жалуются, магазины есть, транспортное сообщение с основным городом хорошее и регулярное. Бедность вот только, зарплаты совсем невысокие, пенсии тоже маленькие, работы мало.

// conrad.livejournal.com


Это жилой массив Тосмаре, внутренний двор между пятиэтажками. Обращает на себя внимание граффити с российским флагом, ярко выделающееся на фоне февральской серости. Кстати, национальному состав нынешних резидентов городка примерно такой: 70% русскоговорящие, а для остальных 30% родным языком является латышский.

// conrad.livejournal.com


Одна из местных достопримечательностей - водонапорная башня, построенная в 1905 году и обеспечивающая водой всю территорию Военного порта.

// conrad.livejournal.com


Территория военного городка буквально нашпигована железнодорожными путями, особенно при подъезде к нему. Те пути на снимке ведут к зернопогрузочному терминалу на берегу Военного канала, о котором чуть ниже.

// conrad.livejournal.com


Так называемый в простонародье Красный магазин, по цвету строительного материала. Неподалёку есть ещё и Белый магазин, в смысле там тоже какая-то местная торговая сеть, но местные жители называют магазины по-прежнему: красным и белым.

// conrad.livejournal.com


Какую-то часть городка занимает подобный жилой фонд - дома, построенные после войны.

// conrad.livejournal.com


Некоторые дороги в Каросте ещё заасфальтированы бетонными авиационными плитами, которые постепенно снимают.

// conrad.livejournal.com


Большой ремонт, замена дорожного покрытия и коммуникаций на улице, где находился Подплав - военная база подводного плавания. Поясню, что в 1906 году в Подплаве был организован первый в России учебный отряд подводного плавания. Родина российского подводного плавания находится именно здесь, в Лиепае. А в советское время здесьбыла база подлодок Балтийского флота.

// conrad.livejournal.com


Эта часть городка наиболее запущена. Состояние зданий плачевное.

// conrad.livejournal.com


Здесь располагались службы Подлава и казармы, когда-то тут базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота. Сейчас в Военном городке ни подводных лодок, ни Подплава, зато функционирует единственный в Балтии центр подготовки водолазов. И сапёров там тоже обучают.

// conrad.livejournal.com


Где-то здесь был большой плавательный бассейн, но от него не осталось и следов. Здесь, кстати, вроде бы есть открытый проход к гавани Подплава, но и запрещающие надписи тоже имеются. Так что не пошёл я дальше на закрытую территорию порта.

// conrad.livejournal.com


Ещё немного советского жилого фонда Каросты. Хотите узнать сколько стоит недвижимость в таких домах? 2-хкомнатную и требующую небольшого косметического ремонта квартиру в 48 кв.метров можно взять за 4-5 тысяч евро. Желающих пока откровенно немного.

// conrad.livejournal.com


Лиепайский Свято-Никольский морской собор, освящение которого состоялось в 1903 году в присутствии Императора Николая II и его семьи. Во времена Латвийской СССР в соборе располагался обычный матросский клуб и кинотеатр.

// conrad.livejournal.com


От собора по прямой 300 метров до берега. На горизонте виднеется северный мол, защищающий Лиепайский порт от ветра и песчаных наносов.

// conrad.livejournal.com


Затем я направился к руинам Либавской морской крепости. Это интересное место для фанатов и почитателей военной истории, крепостей и различного рода фортификационных сооружений. Это так называемая 3-я береговая батарея, расположенная на северной окраине военного городка.

Мощную и современную по тем временам морскую крепость решили строить в 1890 году в качестве прикрытия военного порта на Балтике, необходимость создания которого назревала уже давно. Однако судьба крепости сложилась трагично и в какой-то степени бездарно, менее чем через 20 лет её просто упразднили и ликвидировали, и это несмотря на колоссальные средства потраченные на строительство, а само сооружение крепости было признано стратегической ошибкой.

// conrad.livejournal.com


Вообще, система подобных укреплений опоясывала всё побережье города и относительно неплохо сохранилась до наших дней, являясь сегодня городской достопромечательностью наравне с военным городком Каростой, лиепайским трамваем и успешно сохранившейся городсой застройкой конца 19 века. Причём артиллерийские батареи, подземные сооружения и склады даже пытались взрывать, но это не дало желаемого результата.

// conrad.livejournal.com


В наши дни, особенно летом, эти места чрезвычайно популярны у местных жителей. А я попал на форты в февральский туман и на море стоял штиль, с волнами, конечно, вид был бы более эффектным. Тут вообще настоящее раздолье для профессиональных фотографов. Пишу эти строки и улыбаюсь, вспомнил как с десяток лет назад я увидел царский форт в на страницах одного латвийского мужского журнала. И одну из бывших одноклассниц на его фоне в весьма интересном и пикантном виде))

// conrad.livejournal.com


На самом деле повезло с погодой, я считаю, ибо сильный пронизывающий холодный ветер, какой обычно дует в этих краях, не самый приятный спутник для приморской прогулки, а так получилось хорошо и спокойно прогулятся. Хотя из всех фортов в этот раз я был только на 3-ей береговой батарее, именно она и на снимках. Личного времени в этот раз в Лиепае у меня практически не было, я пытался совмещать частные встречи со своими интересами. Получилось в целом, считаю, неплохо, посмотрел, пусть и в стиле "галопом по Европам", практически всё, что планировал.

// conrad.livejournal.com


Здесь всё очень впечатляюще, эта система фортов и приморские укрепления, опясывающие город действительно уникальны в своем роде. Что происходит с фортами сейчас? Природа берт свое. Ветер и море с годами подтачивают былую мощь и разрушают старую крепость, бетонные куски зданий отваливаются и падают в воду.

// conrad.livejournal.com


Зрелище грустное и печальное одновременно.

// conrad.livejournal.com


Мегапроект прошлого, на который было потрачены огромные деньги без смысла и без прока.

// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


Следующие две фотографии сделаны в полукилометре или около того от фортов. Действительно нереально красиво, мои фото не передадут, конечно, подобных впечатлений. Невысокий отвесмый берег Балтийского моря, свержайший воздух, сосновый лес, поваленное ветром дерево на жёлтом песке и многокилометровая безлюдная полоса пляжа. Красота. Baltic Beauty.

// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


Выезжал я через известный разводной мост, что на Военном канале. Мост был спроектирован по эскизу того самого Эйфеля и предназначался для обеспечения судоходства по каналу военного городка либавской базы и сухопутного сообщения между Каростой, являющейся отдельной административной единицей и Либавой. Мост образован из двух одинаковых разводных ферм, которые поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.

// conrad.livejournal.com


Немного информации о мосте. Он считается технический памятником, ето единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Интересно, что сам Александр Густав Эйфель лишь набросал технический эскиз, по которому в Петербурге был разработан окончательный проект, а металлические конструкции привезли из Брянска.

// conrad.livejournal.com


Мост неоднократно выходил из строя, он был повреждён и немецкой армией в ходе Первой мировой войны, и во время Великой Отечественной войны. А чуть менее 10 лет назад произошёл и вовсе анекдотический случай - танкер "Анна", ходивший под флагом Грузии, врезался в северный пролёт моста, вновьповредив его, причём случилось это перед долгожданной масштабной реконструкцией. Проэкт реконструкции вновь пришлось пересматривать.

// conrad.livejournal.com


Военный канал, сооружение которого потребовало грандиозных дорогостоящих гидротехнических работ.

// conrad.livejournal.com


Хмурая, но спокойная Балтика на горизонте.

// conrad.livejournal.com


И немного о наиболее колоритном районе города на мой скоромный взгляд. Это Яунлиепая или Новая Лиепая, расположенная между железнодорожным вокзалом и Торговым каналом, соединяющим Балтийское море с Лиепайским озером и делящим город на две части. Здесь отлично сохранилась архитектура рубежа XIX-XX веков, когда Лиепая развивалась фантастическими - не побоюсь этого громкого определения - темпами. Судите сами, в 1871 году сюда пришла железная дорога, давшая серьёзный импульс для развития города и торгового порта, спустя два десятка лет в Лиепае начале сооружать уже военный порт для флота Российской империи, семимильными шагами стала развиваться промышленность, включая металлургическую, появился первый в Прибалтике трамвай. К началу Первой мировой войны население Лиепаи насчитывало более 100 тысяч человек, почти в два раза больше, чем во Владивостоке (сейчас для сравнения 70-80 тысяч, данные разнятся). В общем, для города существовали объективные предпосылки вырасти в масштабный город уровня Кёнигсберга либо Хельсинки. Исторический, однако, жребий Либаве выпал крайне неудачный, мрачноватый в какой-то степени жребий.

Весь в будущем предполагаемый авторитет города затонул в пучине двух мировых войн, нестабильности и смены государственных режимов. Сейчас, откровенно говоря, Лиепая - это провинциальный латвийский городок, из года в год теряющий активных и работоспособных людей, которые уезжают либо в Ригу, либо в Европу. Скажу сразу, видно, что общая картина визуально медленно улучшается, городские власти пытаются что-то делать, но кардинально и быстро изменить положение к лучшему не получится. Но если не вдаваться в перипетии нынешней экономической ситуации города, а просто приехать с целью туризма, то Лиепая безусловно хороша своим удивительным шармом запущенности, который проявляется именно в районе, о котором идёт речь. 100-летние деревянные и кирпичные дома, бывшее рабочее предместье, почти не затронутое разрушениями последней войны, в отличии от центра города, претерпевшем значительные изменения в своём облике.

// conrad.livejournal.com


Яркий образец архитектуры города - добротный трёхэтажный дом из красного кирпича.

// conrad.livejournal.com


На главной площади Новой Лиепаи, раньше тут был неплохой рынок с местной крестьянской продукцией.

В предыдущей части я показал немного Лиепаи и местный трамвай, а эта - посвящена собственно главной цели осмотра, а именно военного городка Лиепайской ВМБ, заповедника военно-морской истории двух великих государств - СССР и Российской империи. Сейчас этот самый северный район города называется Karosta, район чуть восточнее - Tosmare, а начиналось всё это когда-то с грандиозного строительства новой базы императорского флота в Либаве, получившей тогда название Порт Александра III.

Место это в целом оказалось невезучее - дважды базу отдавали врагу (1915 и 1941), дважды она оказывалась в распоряжении осколка-лимитрофа после распада государственности (1920 и 1991); с самого начала строительства базы (1892) никак не могли определиться с её ролью, постоянно меняя планы. Огромные средства империи тут были в буквальном смысле закопаны в землю: сперва тут строилась мощная крепость, а всего лишь через несколько лет начался её демонтаж. Отсюда ушла в морскую могилу под названием "Цусима" Вторая Тихоокеанская эскадра вице-адмирала Рожественского, произошло несколько восстаний...

И тем не менее, позитивные страницы тут тоже были: имперская Либава стала колыбелью подводного флота России - именно здесь в 1906 г. был сформирован легендарный "Учебный отряд подводного плавания". После войны советская Лиепая стала базой подплава Балтфлота СССР и успешно играла эту роль вплоть до 1991-го.
* * *
Мне с посещением тоже не очень повезло: когда я достиг этого места, начался дождь, то сильный, то утихавший. Он не прекращался до темноты. Кроме того, весьма короткий осенний световой день сильно ограничил мои возможности и поставил перед жёстким выбором осмотра объектов. Слишком велика была территория ВМБ и бывшего гарнизона, волей-неволей пришлось выбирать приоритеты и только наметить точки для более подробного осмотра этого места. Поэтому я осмотрел Тосмаре, центральную часть Каросты с собором, берег канала и царский мост, а также несколько гарнизонных кварталов. Ни мол аванпорта, ни территория Подплава, ни тюрьма, ни ряд других руинированных объектов - детсады, клубы, казармы ВЧ в мой маршрут на этот раз не вошли.
Но то, что увидел - покажу. Военный городок я собрал в два поста - не хочу делить более дробно, поэтому фоторассказ получился весьма объёмным.

Костлявая с косой окончательно настигла военный городок в 1994 году


Однако начнём рассказ с географического обзора местности.
Так вот. Главное, что поражает своей странностью, как только вникаешь в историю этого места - какого вообще рожна была начинать колоссальное строительство стратегического военного порта в 35 вёрстах от границы своего главного соперника по противостоящей коалиции - Второго Рейха?

2. Вот посмотрите карту Балтики 1900-х годов, Либава тут отмечена мною красным пунсоном. С юга территорию подпирает выступ границы кайзеровской Германии с прекрасно оборудованным портом Мемелем и развитой железнодорожной сетью Восточной Пруссии.

В общем, совершенно непонятно, зачем именно тут - при том, что создание порта потребовало рытья судоходного канала, устройства внутренней гавани и масштабных дорогостоящих гидротехнических работ. Была ведь более северная и отдалённая от границы Виндава или, скажем, остров Эзель, более защищённый от нападения. Последующая история наглядно показала, насколько неудачно расположена Либава при таком раскладе: сперва её постоянно обстреливали немцы, располагавшие более мощным флотом и дальнобойной артиллерией; а в апреле 1915-го порт просто оставили, разрушив мост и остатки укреплений, куда затем вошли кайзеровские войска. Затем, в Первую Мировую, Второй Рейх активно использовал бывший царский военный порт - в частности, отсюда был предпринят осенью 1917-го десант на Моонзунд, завершившийся захватом островов.

То же самое и в довоенном СССР: латвийская Лиепая досталась ему в относительной целости и сохранности, однако расположение базы не давало никаких иллюзий. При нападении Германии базу оставили 27-го июня, обороняя её всего пять дней. Для сравнения: Моонзундский архипелаг Советский Союз оставил только 19 октября (аж через полтора месяца после начала блокады Ленинграда), и оттуда же ВВС РККА летали на Берлин и другие объекты, при том, что на северном участке успехи вермахта были очень впечатляющими.

3. Вот тут на атласе, изданном в июне 1940 г., хорошо видно, как уязвима была Лиепая при той конфигурации границ, особенно после того, как Гитлер отжал в марте 1939-го у перепуганной Литвы бывший немецкий порт Мемель. Полноценно безопасной она стала только в послевоенном СССР, после присоединения Восточной Пруссии.

Но как бы то ни было, ценой колоссальных затрат к началу 1900-х тут был сооружён крупный военный порт, крепость с артиллерией, а также военно-морской городок, строившийся по регулярному плану. Территория Порта Александра III была административно отдельной от гражданской Либавы единицей, имевшей свой почтовый индекс и ограниченный доступ.

4. Печально известная 2-я Тихоокеанская эскадра на либавском рейде, готовится отправляться на Тихий океан. 2 октября 1904 года.

* * *
Ну ладно, от небольшого экскурса в историю перейдём к современности - от начала октября 1904-го к середине октября 2012-го.

5. Вот фрагмент карты современной Лиепаи. Кароста и Тосмаре - это самый север города, стрелочками показан мой путь до Морского Собора. Правда, начиная от Тосмаре (перелом направления с северо-запада на запад), я его проделал пешком. Выступ судоходного канала на север и западный его берег - это и есть район Учебного Отряда подводного плавания (основан в 1906 г.), затем его занимали подводники советского Балтфлота. Восточная часть - тут был СРЗ и сухие доки для ремонта кораблей флота. Крест - это Морской Собор.

6. Что сразу же привлекает внимание на местности - это пронизанность её ж/д путями, которые тут приходят к береговой линии буквально везде. Здесь показан вид на подходы к портовому нефтетерминалу, он расположен на южном берегу канала.

7. Далее автобус №3 следует на север. Когда он огибает тупиковую часть гавани, у поворота дороги на запад, к Каросте, сразу же начинаются старые дома Порта Александра III. И хотя начал крапать дождик, я тут же и сошёл, чтобы смотреть устройство военного городка с самой его границы.

8. Итак, вышли и идём вдоль типовых царских капитальных домов, видимо, сооружённых для служащих судоремонтного завода или офицеров базы. Понятное дело, что все улицы сейчас тотально переименованы лимитрофной Латвией на свой лад, и эта называется им. Генерала Баложа. Вот вдоль неё мы и пойдём.

9. Вывески кое-где, тут и в жилгородках, остались ещё советские - независимая Латвия в этой страшной дыре особо не заморачивается полной вычисткой русского духа, как в других, более цивилизованных местах.

10. Магазины также размещаются в царском казённом фонде. Обратите внимание, что и тут на вывеске в оформлении попадаются русские слова.

12. "Музей" истории базы тут может попадаться практически во всех местах - например, в сохранившихся старых заборах.

13. Подъездных путей и тут много, проходят прямо через жилые районы.

14. Есть и полуразрушенные дома.

15. Посмотрим один из них изнутри.

16. Мощение во многих дворах и переходах старое, каменное, начала века. Видно, что строили надолго, основательно.

17. А вот жилой дом, в хорошем состоянии.

18. Двери, мелкие детали - многое уцелело ещё Бог знает с каких времён. Заглянем внутрь?

19. Изнутри тоже фактурно. Сохранились и лестничные перила с коваными элементами, и двери, опять же, оригинальные. Несмотря на то, что пережили много хозяев, оккупаций и войн.

20. Вдоль улицы с южной стороны также сохранился царский производственный фонд.

21. Есть с этой стороны и жильё, немного.

23. Однако мы сейчас перейдём опять улицу на северную сторону и углубимся в жилгородок Тосмаре, где располагалась советская в/ч 54605.

24. Показывать этот жилгородок я не буду, ввиду ограниченности объёма поста; более подробно мы осмотрим такие же здания в Каросте. Просто выходим оттуда и перпендикулярной улицей опять выходим на основную улицу. Этот 2-этажный дом, кстати, тоже частично заброшен.

25. Напротив, на южной стороне, уже видны припортовые сооружения внутреннего бассейна. Высокие краны - со стороны СРЗ, восточной, а западная сторона (правей кадра) - территория Подплава.

26. Здесь же есть и демонтированные линии, при том, что многочисленные пересечения оставшихся веток я просто не показываю - они все похожи друг на друга (см. кадр №13).

27. Идём по каростинской дороге на запад дальше. Сейчас виден парк, а далее будет гарнизонное кладбище.

28. Завернул и на гарнизонное кладбище. Фамилии почти все русские, украинские, немного татарские, подписи кириллицей. В центре стоит военный мемориал 1941-45 гг.

29. К сожалению, в этот момент дождь буквально полил, поэтому вышло нерезко. Но выбора у меня не было, Каросту надо было смотреть обязательно сегодня, т.к. завтра с утра надо было покидать Лиепаю - сообщение с Литвой тут мизерное, висит буквально на тонкой ниточке.

31. Напротив неё - принципиальная развилка. Идти ли на Подплав (в кадре - направление прямо), с риском не успеть из-за темноты осмотреть центр гарнизона, или всё-таки к Собору с мостом и каналом? Я подумал, и выбрал второе. К тому же дождь шпарит, намокнешь весь в руинах и развалинах...

32. Так что идём в основной жилгородок гарнизона, где собор. Вон он, уже показался из-за домов.

33. Взгляд назад, на главную Водонапорку. Прямая дорога ведёт на Тосмаре и далее в город.

34. А мы вступаем в гарнизонный жилгородок и сворачиваем с главной дороги направо. К собору подойдём позже.

35. Примерно треть домов тут заброшена, некоторые - заброшены частично или недостроены из-за краха СССР.

36. Выглядит это несколько жутковато - как будто кто-то подошёл и внезапно выключил рубильник стройки.

37. Вот ещё недострой.

38. А вот рядом напротив друг друга недострой и жилая пятиэтажка.

39. Надписи на цоколях, если вокруг ходить, отражают географию СССР - тут можно найти и Ровно, и Чимкент, и Красноярск, и Львов, и Череповец.

40. Тем не менее, жизнь на этом Марсе теплится - правда, явно хреново. Есть и детишки. Я постоял, послушал - тут во дворах только русский язык.

41. Некоторые из домов вроде и не заброшены, но куски фасадов закрыты гигантскими тряпками. Причём не только тут. Я так и не понял - это, что ли, ремонт такой, или что? Дом дальше этого - заброшен или недостроен.

42. С инфраструктурой тут явная деструкция, видимо, нет денег совсем - везде попадаются импровизированные решения, типа вот таких водоотводов.

43. У подьезда кто-то нарисовал Костлявую. Да, дух тут очень депрессивный и печальный.

44. И много где попадается год местного Апокалипсиса - 1994. Применительно к Лиепайской базе он именно такой, ведь бывшие советские войска, последние арьергарды, с этой базы ушли в ельцинскую Россию именно тогда - одновременно с эвакуацией ГСВГ (ЗГВ). 94-й вмурован в здания, начерчен на бетоне, накорябан на трубах... в общем, попадается нередко.

45. Выходим опять на центральную дорогу...

46. Магазинный вход. Тут видна ещё одна беда бывшего гарнизона - вывоз мусора. С ним, определённо, явные траблы - городское хозяйство в этом районе в большой заднице, почти на нуле. И тоже попадаются импровизированные решения по его складированию.

47. Какое-то историческое здание. Пожилой русак рядом, увидев мой интерес, сказал - "Красный Гастроном". Однако в нём ничего нет, окна заделаны.

48. Приближаемся к самому центру. Ряд старых зданий представлен тут только фундаментами - как будто кто-то огромный пришёл и произвольно стёр ластиком целые здания.

49. Пробираемся вдоль сильно замурзанных царских двухэтажек с сараями на задних дворах. Собор уже близко.

50. И вот наконец он, лиепайский Морской Собор... смотрит с высоты на все эти печальные окрестности и запустение, как град Китеж ушедшей отсюда русской цивилизации.

Продолжение следует

В северной части Лиепаи находится пригородное селение под названием Кароста, которое занимает примерно треть всей ее территории. Этот городок является исторической достопримечательностью. Военный городок Кароста был основан еще в девятнадцатом столетии.

Чтобы в него попасть, нужно преодолеть два моста. Первый из них проходит через канал, который связывает находящееся неподалеку озеро под названием Лиепайское и Балтияское море. Второй мост расположен над Каростским каналом, который течет на несколько километров и врезается… в сушу. Когда-то здесь находились доки Балтийского флота, принадлежащего Советскому Союзу, а для большинства простых граждан путь сюда был строжайше воспрещен.

В период первых крестовых походов Лиепая стала главным торговым поселением. Связано это было с тем, что находящаяся неподалеку бухта не замерзала даже в зимнее время года. В девятнадцатом столетии город стал основой для Балтийского Военно-морского флота, который принадлежал Российской империи. Кроме того, Лиепая находилась максимально близко к Пруссии, что тоже послужило немаловажной причиной для размещения здесь военно-морской базы. Эта база стала последний из тех, которые были созданы во времена существования российской империи.

Возраст военного городка под названием Кароста – чуть более века. Он был построен в 1890 году по приказу русского императора Александра Третьего. Именно тогда были возведены крепость, морской порт и военный городок. Порт рос и развивался, в следствии чего начала расти и развиваться мощная фортовая система на побережье Балтийского моря. После того, как трагически скончался император Александр Третий, его сыном Николаем Вторым было решено назвать порт в честь отца. Название порта было изменено в 1919 году. Именно тогда вместо порта Александра Третьего он стал называться Кароста. Что просто означало «Военный порт».

Изначально порт Александра Третьего проектировался как самостоятельный комплекс, который бы включал в себя не только всю портовую инфраструктур, но и собственную электростанцию, канализационную систему, почту, церковь и даже школу. Интересен тот факт, что не смотря на наличие собственной почты, отправленные Александром Третьим письма из Лиепаи стоили не одну копейку, как обыкновенные письма, отправленные в черте города, а целых три, что было равноценно стоимости письма, отправленному за границу.

Сегодня городок Кароста, пожалуй, наиболее интересная часть города Лиепая для посещения туристами. Здесь сохранились памятники еще со времен Первой Мировой войны. Например, интерес представляет разводной мост, который выполнен из стали. Он был возведен еще в 1906 году, однако отлично функционирует и по сей день. Невероятной красоты собору Святого Николая так же стоит уделить внимание. Он был возведен в 1901 году. Кроме того, на территории городка Кароста размещается военная тюрьма. Это комплекс двух- и трехэтажных построек, которые построены из красного кирпича. Первыми заключенными этой тюрьмы стали матросы, которые являлись участниками революционных действий 1905 года. На территории тюрьмы они и были расстреляны. Напротив было создано братское кладбище, на котором хоронились расстрелянные. Во времена советской власти тюремный комплекс функционировал как гауптвахта, а позднее как одно из зданий латвийской армии. Однако, армейцы здесь не прижились, после чего власти решили отдать здания для туристических экскурсий.

В тюремных помещениях сейчас размещаются музей, который может посетить все желающие туристы. В камерах была тщательно воссоздана атмосфера времен функционирования тюрьмы. Эдесь можно увидеть грязные матрасы, табуретки тех времен, металлические кружки. Осмотреть можно не только тюремные камеры, но и административные здания, в которых можно увидеть ленинские портреты, милицейскую форму тех лет, а так же знаменитые казенные столы, которые были созданы из металла.

Особый интерес представляют Северные форты. Эти укрепления, которые были установлены в прибрежной зоне, функционировали совсем мало времени. В 1908 году их взорвали по условиям мирного договора, который был заключен между Германией и Россией. Спустя всего шесть лет между этими государствами вновь развернется жесточайшая борьба. Уничтожение фортовой системы крайне неблагоприятно сказалось на позициях Российской империи, которая буквально через три года и вовсе прекратит свое существование. В коридоры Северных фронтов можно попасть с экскурсией. Особый шарм этому приключение придаст освещение от выдаваемых туристам факелов.

14.

15.

16.

Само здание дворца потрясающе изысканно, я бы скорее подумал, что это усадьба какого-нибудь остзейского барона из числа первых лиц Российской империи, построившего у себя электростанцию с трубой из любви ко всему современному.

17.

Да и здания с прошлых кадров - дворцы дворцами. Будто бы тут и не Порт Александра III был, а конгломерат баронских усадеб поближе к морю:

18.

Завершение всей этой системы - Никольский Морской собор (1900-03) высотой 54 метра (хотя "на глаз" я был дал и все 70), возможно крупнейший православный (купольный) храм всей Прибалтики. Как и тёзку в Кронштадте, его строил Василий Косяков. Обратите внимание на центральный крест-якорь:

19.

Особенно интересен собор изнутри - у него бесстолпный зал, поддерживаемые арками в форме гигантской полусферы... но когда я достал фотоаппарат, ко мне подбежала смотрительница и без всякой агрессии, но очень проникновенно сказала что-то вроде: "Пожалуйста, не снимайте здесь! Это Божий храм, а не музей!", и мне не хватило ушлости и самоуверенности наплевать на просьбу. Надо заметить, Латвийская православная церковь мне вообще показалась довольно недружелюбной (более всего похоже на "московские" епархии Западной Украины), а в Лиепае мне не разрешили снимать помимо православного собора ещё и в одной из кирх. Достойных фотографий интерьера Морского собора я не нашёл и в интернете, но в общем оказавшись здесь - обязательно зайдите вовнутрь:

20.

Недалеко от собора есть и скромный памятник погибшим в Цусиме, и я даже честно пытался его найти, но так и не нашёл - однако несколько фотографий есть у Перископа .

21.

А собор, кто бы что ни говорил, хорош. Я вообще не люблю эти псевдорусские стилизации, в 9/10 случаев они банальны и примитивны, но здесь всё-таки почерк мастера:

22.

За собором начинается советский военный городок - вот таких, как я понимаю, по бывшим странам Варшавского блока разбросано очень много, вплоть до Восточной Германии.

23.

Облезлые, а часто и заброшенные пятиэтажки, как в каком-нибудь депрессивном городке на Урале при закрывшейся шахте или обанкротившемся заводе:

24.

Люди в Каросте живут весьма своеобразные:

25.

26.

27.

Причём во-первых уже не только русские, а во-вторых тут хватает и детей. Вот жизнеутверждающая зарисовочка - старый моряк играет с внучкой:

28.

Отсюда я сходил на Северный мол (о чём было в прошлой части) и дальше по запутанной траектории, которую уже не воспроизведу, отправился к Подплаву, то есть удаляясь от моря. Одно из самых запоминающихся зданий Каросты - так называемый Красный гастроном. На фото Перископа он ещё заброшен, а сейчас вновь занят магазином одной из популярных в Латвии сетей:

29.

В целом же восточная половина Каросты ещё мрачнее западной. Застройка ещё более разреженная, растительность ещё более буйная, а здания за ней могут быть не видны от соседних:

30.

Сталинки советской ВМБ - она была, конечно, не второстепенной, но и не флагманской, как царская.

31.

Названия этих улиц вполне современные, и среди прочего тут есть даже улица Британского флота (на фото не она): с одной стороны, именно последний прикрывал пароход "Саратов" с первым латвийским правительством, а с другой - есть конечно особый понт назвать так улицу в бывшем гнезде российского и советского ВМФ. Впрочем, это гораздо изящнее, чем многочисленные улицы Дудаева в восточно-европейских городах.

32.

Так, не торопясь (здешние расстояния можно только прочувствовать!), я добрался до Каростинской тюрьмы - одного из самых внушительных.зданий бывшего Порта-Александра. Вернее, это даже и не "гражданская" тюрьма, а корпус дисбата. В современной Латвии же из неё сделали анекдот в стиле "развесистая клюква":

33.

Вот хоть забор. Я конечно понимаю, что с точки зрения евро-обывателя советскую тюрьму, в которую приезжает teplushka (кстати, где она?!) может окружать только такой вот zabor iz gnilyh dosok, но например мне ничего не стоило сделать кадр через него. В общем, серьёзным препятствием для побега или передачи чего-нибудь запрещённого такая штука служить не могла:

34.

Ворота... нет, ну хотя бы видно, что люди старались, однако поручили это дело явно молодым латышам, знавшими об СССР по фильмам с Джеймсом Бондом:

35.

Американский (судя по белой звезде) девайс-амфибия, видимо, приехал спасать узников:

36.

Но главный фейспалм меня ожидал внутри. У нас вот экстремальную ночь можно получить совершенно бесплатно, скажем, 31 числа каждого месяца на Триуфмальной, а уж шоу там даже не элементы. Ещё можно взять фотоаппарат и сделать прау-тройку кадров в метро Ташкента, Баку или Тбилиси (в последних двух, впрочем, как повезёт). Только там будет настоящий экстрим, а не пародия.

37.

Внутри хотя и не выветрился тяжёлый дух и эхо неприятно гулкое, носятся дети. открыто кафе... В общем, извините, но я считаю - с такими вещами не шутят.

38.

Посмотрите для сравнения (это о том, реабилитирован ли сталинизм в России) или . Впрочем, можно и без развлекательного элемента такого пафосу нагнать, что клюква получится ещё бОльшая - как скажем в казахстанской . Интересно, что с обратной стороны Каростинская тюрьма смотрится вполне убедительно:

39.

А сквозь дыру в забре на заднем дворе просматриваются старые казармы и убогий современный быт:

40.

Ещё какие-то заросли, заброшки, мрачная тишина:

41.

Где-то, впрочем, попадаются и более благовидные "островки" - видимо, всё от жильцов зависит:

42.

Некоторые улицы, как например Лазаретная, впрочем ремонтируются. Водонапорная башня с котельной насосной станции стоит уже на улице Генерала Баложа - главной в Карсоте из перпендикулярных морю:

43.

По которой я вышел в Тосмаре - восточную половину бывшего Порта-Александра III. Как я понимаю, если Кароста была городком собственно военных, то группировавашаяся вокруг гавани и судоремонтных заводов Тосмаре - городком осблуги у судоремонтного завода. Её особенность - многочисленные железнодорожные ветки, одна из которых запечатлена на вводном кадре:

44.

Сюда же заходит Подплав - хорошо заметное на карте (см. прошлую часть) прямоугольное ответвление военного канала, и в общем-то именно Подплав - самое интересное, что здесь есть: Порт Александр III считается родиной подводного флота России, которого в Холодную войну так боялась Америка. Вернее, начиналось всё во Владивостоке в годы русско-японской войны, для которой Российская империя спешно покупала или заказывала подлодки со всего света, проектировала свои и отправляла их туда поездами. Названия их были подводными, но совсем не грозными - "Дельфин", "Скат", "Сом" и даже "Форель" и "Налим", однако свою задачу они выполняли, и их наличие было не последней причиной того, почему японцы не напали на Владивосток. К 1906 году, когда Николай II подписал указ о выделении подлодок в самостоятельных класс боевых кораблей, у России их было 19 (в точисле 13 на Дальнем Востоке - у победительницы-Японии для сравнения - всего 6). Однако Учебный отряд Подводного плавания был создан именно в Либаве - на Балтике это было особенно актуально (ведь лидером подводного флота была Германия, и в случае большой войны надо было как-то прикрыть Петербург), но опять же - почему здесь, а не, скажем, в Ревеле или на Моонзундах? Базой подводных лодок Либава служила и при СССР... и проходя мимо подплава, я обнаружил вдруг открытый проход и направился туда по заросшей колее. На берегу подплава сидели-общались какие-то девицы школьного возраста (не фотографировал) и стояло опустевшее "гнездо" подводной лодки непонятного возраста:

45.

На той стороне - старые корпуса судозавода:

46.

Один из которых - совершенно грандиозного размера:

47.

В поисках как можно более удачного вида, пребывая в уверенности, что тут всё всем пофиг, я пошёл вдоль берега. Судоремонтный завод, похоже, действует, а вдалеке три трубы металлургического завода:

48.

Вдруг мне преградила дорогу девушка в полицейской форме, красивая как в американских боевиках - пышные белые волосы, чёрные очки, рация и кобура на крепких бёдрах. Увидев её, я решил дать задний ход, но она меня окликнула по-латышски. Я развёл руками, сообщил, что я турист из России, извинился, что не владею латышским, забрёл сюда случайно и теперь ищу выход. Девушка вежливо сказала, что проводит меня к выходу и повелела следовать за ней, но что-то сообщила по рации, и даже не владея латышским, суть я примерно понял, ибо подобные разговоры слышал на русском, украинском, казахском и молдавском (хотя и без раций) не раз, и они не сулили мне ничего хорошего. В общем, понимая, что тут как бы всё равно постсоветское пространство, при этом "вероятный противник", и вдобавок зная немало историй о том, как даже в самых цивилизованных странах типа Германии, Финляндии или Канады полицейская машина редко, но всё-таки давала сбои в работе и калечила судьбы вполне в тоталитарном стиле, я ощутимо напрягся. Однако всё оказалось проще: во-первых, я забрёл не на завод и не на военный объект, а на что-то транспортное; во-вторых, мужик-"главный", ждавший нас на вахте у таки действительно выхода, был расслаблен и доброжелателен, и мы с ним успели неплохо поговорить за жизнь, пока всё та же девушка переписывала мои паспортные данные, пообещав никуда их не передавать без надобности. Главный припомнил, что в советское время всё было иначе и как его отец, тогда сельский мужик, забредя куда не надо провёл под арестом несколько дней, ожидая пока все инстанции согласуют, что он не опасен. Сильнее всего латвийских охранников озаботило отсутствие в моём паспорте "персонального кода" - у нас ведь его действительно нет. Самым же постсоветским моментом было то, почему я беспрепятственно прошёл на территорию (а объясняя, как это вышло, я упирал на принцип "что не запрещено - разрешено", а запрещающих знаков не было) - знак "проход запрещён" недавно украли как цветной лом...
Но в общем, всё было сделано корректно и цивилизованно, и заняло минут 20, а затем мне вернули паспорт и выпроводили к главной улице у здания дирекции СРЗ, где я сел на подошедший автобус (новенький) и уехал в центр.

49.

Вид на СРЗ через Военный канал:

50.

Да нефтехранилища на его южной стороне - возможно, ещё дореволюционные:

51.

В следующей части - о промышленных районах Новой Лиепаи.

Лиепая
.
Кароста.
Вокзал и Северное предместье.
Новый город.
Старый город. Дома и улицы.
Старый город. Церкви и рынок.

Военный городок. Улица Маципана. Дом, больше похожий на «Пожарную башню», чем на строение, только тогда все его называли «Колокольней». Как оказалось, это действительно когда-то была «Пожарная башня» с небольшим колоколом наверху. В определённое время её переоборудовали для проживания людей. Кухни не было, но была печка, которая проходила квадратной башенкой снизу доверху. Это было то единственное, что немного придавало тепла и жилого уюта. Ободранные обои; пол, на котором кое-где сохранилась краска; наспех наклеенная газета на окнах, сквозь которую просвечивалось треснувшее стекло – всё создавало удручающий вид. Хотелось уйти, а если остаться, то как можно быстрее навести чистоту.Чувствовалось, что здесь снимали и, наверное, начинали свою совместную жизнь не одна семейная пара.
«Ну и ладно… лишь бы крыша над головой, лишь бы не на улице – всё остальное не так важно» - произнесла я. «Печку натопим, всё помоем, а чтобы готовить – электрическую плитку купим. Мы дома тоже так готовили или в печке, или на электрической плитке, даже воды не было, сначала с Волги брали, а потом с колонки, с горы носили» - произнесла я, как будто успокаивая себя и мужа.
«Во всяком случае – это единственная квартира, которая сдаётся в военном городке» произнёс он.
«А кто её сдаёт? Сам-то хозяин - где живёт? У него жильё есть?».
«У него имеется хорошая двухкомнатная квартира – там живёт со своей
семьёй, а эту сдаёт».
«Он кто? Гражданский или военный?» - допытывалась я.
«Да военный. Он в военном городке служит мичманом на каком-то складе».
«Видно хорошо служит! Ты знаешь, со мной в автобусе ехала женщина с военного городка, так она рассказывала, что у них на работе один мичман так и говорит, что если он за день ничего из части не вынес, значит, плохо прослужил. Но я думаю, что это шутка – кто же про себя так будет говорить».
«Ты военных не знаешь, они ещё не так могут пошутить…»
«Ну что на счёт съёмной квартиры решать будем? Остаёмся? Вот хозяин и ключи дал. Сказал, если устраивает цена оплаты и условия,то можете сразу заселяться».
«Значит, будем заселяться – правда, чем заселяться? Моим чемоданом и
сумкой, в которой просто личные вещи? И ещё твоей гражданской одеждой,которая занимает не больше сумки?»
«Будем забивать тем, что есть» - засмеялся муж. Мне дали двое свободных суток для поиска и благоустройства нашего жилья. Я получил
подъёмные для семьи и заработную плату, так что при желании и наличии времени такую маленькую квартирку можно успеть облагородить». Если всё учесть, то эти два дня можно использовать как отпуск «в два года». Мы многое успеем сделать, если поторопимся".
"Меня удивляет, что здесь кроме голых стен ничего нет. Неужели все семьи военных так жить начинают, с "ничего"? - спросила я, удивляясь.
"Практически все" - ответил муж.
"Для начала надо подумать о еде и о тепле, как-никак ноябрь месяц, пойду спрошу соседей, может что посоветуют".
Помню, выйдя из квартиры, встретили соседей с нескольких этажей. Они оказались очень приветливыми людьми.
"Вы знаете, у нас дом интернациональный, но очень дружный" -сказали они - «На первом этаже живут латыши, на втором украинцы, на третьем мы –
белорусы".
«А мы русские» - добавила я, не дожидаясь должного вопроса - откуда приехали. "Кто же тогда на четвёртом этаже в вашем интернациональном доме живёт?" - спросила я, смеясь.
"Муж, с какого-то городка около Казани, а она местная. Очень приятная пара. Молоденькие, как вы» - ответила женщина, как мне показалось чуть-чуть с каким-то акцентом.
"Получается, что мы временно вступаем в ваш дружественный союз.
Наверное, здесь поживём, пока квартиру мужу не дадут».
«А у хозяина её и снимали на такой же период».
Сославшись на занятость и извинившись, я побежала в магазины, которых в военном городке оказалось несколько, что меня и порадовало. Во всяком случае, я тогда закупила всё, что нам было необходимо. К вечеру из войсковой части два моряка принесли разобранную кровать с панцирной сеткой и кто-то дал тёмно-синее одеяло со штампом на уголке.
«Жалко, что склад закрыли, а так бы и матрас дали» - произнёс муж.
Ну не всю же радость сразу получать. И так уже полквартиры обставили – кроватью, чемоданом, сумкой. На перевёрнутом чемодане даже посуда
появилась. Кстати, пока ты бегал в часть, соседи принесли нам дров, ты
представляешь – какие люди сердобольные!!! Я им деньги предлагать стала за дрова, всё же они напиленные и наколотые, а они и деньги брать не стали».
"Скажу, что два дня, которые были даны на благоустройство, пролетели быстро. Кто-то из части помог с дровами. Правда иногда, когда муж уходил в море, приходилось пилить и колоть самой, потом подниматься с ними по железной винтовой лестнице на третий этаж. Каждый раз, поднимаясь по ней вверх, у меня складывалось ощущение, что я поднимаюсь на мостик сторожевого
боевого корабля под названием «СЕМЬЯ».
Помню, как в нашей семье появились ещё два четвероногих
маленьких жильца, которые по-своему внесли тепло и уют в нашу необжитую
квартиру.
Как-то, проходя по мосту, который в военном городке назывался
«Воздушным», заметила настолько исхудалого и грязного котёнка, который к каждому прохожему подбегал, жалобно мяукал и ластился. Кто-то проходил
мимо, не обращая внимания, а кто-то, брезгливо отпихивали его ногой и,
топая, пугали, чтобы он за ними не бежал. «Ему тоже одиноко, как и мне» - подумала я. Муж ушёл в море, когда придёт неизвестно. Но у меня от холода есть место, где укрыться. Вот сейчас приду, печку натоплю, кушать себе сготовлю. А у него ничего этого нет. Есть только холод, голод и безразличие людей. От жалости сжалось сердце. Я видела, как он дрожал, да и не удивительно. Был конец ноября. Начинались морозы и с моря всё время дул пронзительный холодный ветер, от которого начинало сводить щёки. Все торопились чуть ли не бегом преодолеть это открытое пространство канала для выхода из гавани в море, которое продувалось со всех сторон, с каких только можно. Мне хотелось его подобрать, но рядом шли настолько опрятные люди, как будто определённого статуса - это военные, начищенные до блеска и эффектно одетые женщины, многие с детьми, которых от котёнка не столько оттаскивали, сколько отрывали, боясь, чтобы они не прикоснулись к нему рукой. «Подобрать бы его, но как это сделать незаметно?» - подумала я. Замедлив шаг, и пропустив основную массу людей вперёд, я поставила сумки, а когда подбежал котёнок, схватила его и засунула под пальто, расстегнув верхнюю пуговицу. Женщина, которая поравнялась со мной, вскрикнула: «Да Вы что!!! Вдруг он заразный!!!».
«Да нет, он просто немножко грязный. Я его отмою. Замёрзнет, жалко. Я всё равно дома одна, а так хоть с кем-то поговорить можно!»
"Я Вас понимаю. У меня муж тоже всё время то на службе, то в море пропадает, но у нас двое детей, а они скучать не дают. А у Вас дети есть?»
Я не успела ей что-то ответить, как со мной поравнялись двое военных.
«Девушка, а можно я тоже Вашим котёнком буду?» - игриво улыбаясь, произнёс один из них. «Я тоже очень одинок».
«Вы знаете, он намного чище того, которого Вы подобрали» - произнёс его напарник. «Его даже мыть не надо. Кстати, Сергеем зовут. Военный билет чист, а сердце свободно» - продолжил он.
«Нет, мне больше не надо» - как можно строже ответила я.
Котёнок, очевидно согревшись, замурлыкал от удовольствия так, что казалось, слышат все идущие. Мне самой стало смешно. Я постаралась как можно быстрее перейти на другую сторону моста, где людей практически не было, потому что основной поток людей шёл на Гвардейский проспект. Там стояли новые многоэтажные дома, где и жили основные семьи военных.
Придя домой, натопила печку, согрела воды и в тазу шампунем и мылом намыла котёнка. А вечером, как будто сговариваясь, муж принёс маленького щенка, который подарил ему мичман, служивший не его же подводной лодки.
«Вот, подарок передали, чтобы тебе одной скучно не было, а то ни телевизора, не приёмника, ни знакомых. А тут хоть какое, но живое существо. Он вытащил из-за пазухи шинели маленького чёрного щенка, с лапками, как спички. Глядя на его наивные и перепуганные глаза, создавалось ощущение, что он вот-вот расплачется, как ребёнок. Когда муж опустил его на пол, щенок действительно так жалобно заскулил, как будто разрыдался.
«Ты не плачь, у тебя вон такой же маленький друг есть». Я из-под одеяла достала маленького котёнка.
«А этот, притаившийся жилец, откуда взялся?» - удивился муж.
«На воздушном мосту подобрала, когда из города в военный городок возвращалась».
Котёнок, толи от того, что его вытащили из тепла, толи из-за прерванного спокойного, сладкого сна расплакался тоже как ребёнок.
«Ну, всё… детский сад!» - засмеялся муж.
«Да какой сад? Ясли, да и только…»
Мы давай их успокаивать, чуть ли не баюкать. К вечеру спали в кровати вчетвером…
Но в чём мне тогда посчастливилось, так это в том, что я быстро нашла работу на судоремонтном заводе. Я устроилась в архив. Время действительно стало проходить быстрее.
Как-то вечером, поднимаясь по винтовой лестнице, встретила соседку со второго этажа. «У вас там что, целый полк по квартире бегает? Как будто война идёт!!!»
«Да какая война, какой полк?» - удивилась я и как бы, оправдываясь, произнесла: «Там кот и собачка в два раза меньше кота, у которой лапки, как спички. Им и топать нечем! Да они всё время спят в посылочном ящике, они не бегают».
«Ну не знаю, мне кажется, что это бегают у вас».
Я, ничего не ответив, прошла мимо, правда вспомнила о недавнем недовольстве на них. Мы ведь туда свою одежду складываем, а они сделают ямку, проваляться в неё вдвоём и спят, согревая друг друга. У кота хоть шерсть, а у щенка маленького и шерсти-то толком нет. Мёрзнут оба. Утром, перед работой топить некогда, печку не оставишь без присмотра, а в шесть вечера прибегаю – в комнате стужа, сама еле согреваюсь. Дрова тогда привезли в виде досок, а их напилить и наколоть надо. Иногда дощечку принесу в квартиру, попилю ножовкой. Помню, что в этот момент всегда испытывала особую благодарность моему отцу, у которого научилась пользоваться молотком, ножовкой и топором. Правда он всегда ругал меня, когда я просила научить, как правильно делать.
«Алька, зачем тебе это надо? Ты должна учиться женским делам, а не мужским».
«А вдруг в жизни потребуется. Ведь буду я в городе жить или нет – неизвестно.
Но на всякий случай, я считаю, хотя бы немного, но надо уметь всё. Не только шить, вязать, стирать и готовить».
Помню, что отец немного раздражался, но учил. И печку растапливать учил.
Надо же, удивлялась я иногда, но действительно все уроки идут человеку на пользу.
Лиепая, как первая самостоятельная школа жизни. Просить некого, надо всё делать самой.
Как сейчас помню, что приходя домой с работы, в первую очередь растапливала печку. Кот садился рядом, грелся от печки, а собачку, я как куклу закутывала в тёплый шарф и клала на колени перед печкой, пока не согреется. Один плюс, что от этой печки комнатки быстро нагревались, но и так же быстро остывали. Это не русская печь, от которой тепло может держаться чуть ли не сутки.
Уходя каждый раз на работу, предупреждала своих питомцев, как детей – не бегать, не шуметь, а то выгонят с квартиры и вас и меня. Наш хозяин придёт из моря – где нас искать будет?
Но всё так и случилось, как и должно случиться. С квартиры нас чуть не выгнали. Самое главное, что муж в море был, то есть меня чуть не выгнали с моими питомцами, которые однажды устроили такой дебош, что весь дом всполошился. Кот уронил посылочный ящик с инструментом, а щенок стал растаскивать их по комнатам. Видно хотел взять зубами молоток, а это не удавалось. Рот маленький. Деревянную ручку молотка схватит, а сам молоток поднять не может – сил не хватает. Он рычит, злиться, не понятно на кого. То поднимет, то потащит, то от злости бросит. Так поступал и с другими инструментами, растаскивая их по всему полу. И молотки, и отвёртки и гвозди. Внизу восьмимесячный ребёнок, который от такого шума не мог заснуть. Когда я пришла с работы – это уже был не разговор, а громкое возмушение на весь дом.
«Там или прибивают, или роняют, я не знаю…» - кричала она. Но терпеть это невозможно. Завтра я иду в милицию и пишу заявление, а там ваш хозяин пусть с вами разбирается».
Как всё получилось - не знаю, но на следующий день пришёл хозяин квартиры и сказал, что проблемы с нашими «питомцами» ему не нужны, а милицию он за 10 км обходит. Конечно, я пообещала, что в течение трёх дней постараюсь решить этот вопрос. Очень переживала о случившемся, но чтобы не остаться с мужем на улице стала принимать меры к своим непослушным озорникам. Привязать не привяжешь, а объяснить не объяснишь. Всё равно будут бегать, играть, шуметь. А щенок резвый, может часами бегать за котом и лаять на него.
В течение трёх дней я действительно разрешила эти проблемы, правда все три ночи провела в слезах, сожалея о случившемся. Кота отдала женщине, которая работала у нас в архиве. Даже сходила к ней домой и посмотрела - в каких условиях будет жить мой кот. Я его определила действительно в очень хорошие руки, квартира с удобствами, где всегда тепло и сытно. К тому же её сыновья любили ловить рыбу, чем он и объедался каждый день. Кот стал ещё в два раза больше. Увидев его через три месяца – не узнала, думала это какой-то породисто-элитный кот. Из простого бездомного Барсика он превратился в сеньора Барселона. Его красоте и огромным размерам удивлялись все соседи окрестных домов. Издалека посмотришь, подумаешь, что собака. И жил он уже не в военном городке, а в настоящем городе Лиепае.
Пёсика я определила к одинокой женщине, по годам зрелого возраста – продавцу кваса, который всегда продавался в летний период около гастронома. «Кусочек колбаски хорошей тебе всегда перепадёт, а слово доброе само найдётся, приговаривала я собачке, как будто успокаивала её и себя. Потом, узнав о проживании моего второго питомца, узнала, что спит он не просто на кровати, а рядом с хозяйкой на подушке. Правда он и у меня так же спал. Утром потягивался, как человек, вперед вытягивая из- под одеяла свои лапки-спичинки. Единственное, потягиваясь, пугал своей завывающей зевотой так громко, как будто ворча, от чего я с испугом просыпалась.
«Неужели ты не можешь просто потянуться как кот – без звука» - возмущалась я тогда, ругая его.
Вспоминая этот дом, действительно удивлялась общему содружеству. Смешно сказать бегали в один туалет, который был на улице и приличном расстоянии от дома. Конечно, это добивало всех, но куда деваться. В туалет так же хотелось несколько раз в день, как и кушать. Тогда это выглядело смешным, когда встречая вниз бегущих соседей, мучаешь себя вопросом – куда он бежит. И про себя желаешь ему: «Лучше иди на работу или в магазин..." - который, кстати, находился через три дома по нашей улице. ...» Помню, иногда по утрам, особенно в выходные дни создавалась очередь, словно за дефицитным товаром. Мимо проходящие люди спрашивали: «А вы за чем стоите? Здесь что-то продавать собираются? Наши мужчины иногда отшучивались: «Да тут после нас можете хоть всё бесплатно забрать, но вам очередь отстоять надо, как в магазине. Потому что товар будет особенный». Мы, конечно делали серьёзные лица, но потом еле сдерживали себя от смеха, дабы не произошло что-нибудь непредвиденного.
Сейчас, по прошествии прожитого времени, я понимаю глубокий смысл высказывания из фильма «Москва слезам не верит» той женщины, которая говорит, чтобы стать «генеральшей» по гарнизонам помотаться надо. Тут не только помотаться. Тут столько трудностей испытать надо. И действительно – жизнь у военных и их жён очень нелёгкая. На моих глазах мелькали разные судьбы.
У кого-то семьи рушились, а у кого-то становились крепче. Но скажу, что крепких семей было намного больше, рушились считанные единицы. Да и то это было не из-за личных отношений, просто из-за каких-то жизненных обстоятельств.
Я и сейчас всем говорю, что военные, это особенные люди. Конечно, по сравнению с гражданскими людьми, они не такие эмоциональные, не такие мягкие по отношению, но их смелость, мужество, какая-то своя мужская неординарность, замещает многое. Правда, как я часто говорю, иногда ну очень «ершистые», но зато открытые. У них и шутки такие же. Этого уже не отнимешь. Живя с таким человеком, как закаляешься, чуть ли не как сталь. Уходит наивность, приобретается опыт серьёзных взглядов. Вроде как служит он, а ты только рядом, но половину его службы ты берёшь на себя. Только он служит Родине, а ты служишь его делу и своей семье, за которую на берегу только ты в ответе.
Сейчас я скажу, что не зря у морской воды солёный вкус. Она по вкусу схожа с жизнью всех моряков и их семей. Если на берегу говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти», то на море я бы сказала: «Жизнь прожить – бури, шторма пережить, да несколько пудов соли разлук и ожиданий съесть».
Так вот этим пудом соли жёны военных моряков наедаются сполна. Я это видела.
Моряки, связующее звено моря с берегом, а семьи - берега с морем. Всматриваясь в их образ, невольно ощущаешь мужество в лице, во взгляде – романтика в душе. По форме они практически все похожи друг на друга. Очевидно характер, который формируется на службе, даёт свой штрих.
Помню случай в парке, когда я гуляла с полуторагодовалым сыном. Навстречу нам шли люди, которые формой были похожи друг на друга. Чёрные шинели, погоны со звёздочками, фуражки с золотыми дубками. Сын, завидев военных, долго всматривался, как будто изучал лица, в которых искал что-то своё, родное. И, помню, один раз побежал вперёд с криком: «Папа!!! Папа!!!» Я и сама бы побежала, но во время заметила – походка не та, улыбка и движения не те. А сын бежал в объятия, ничего не замечая. У меня сжалось сердце, и поневоле выступили слёзы. Я знала, что это не его отец, но не хотела его останавливать. Пусть маленькая радость, пусть мимолётная, но он почувствует её.
Что удивительно, мужчина в шинели протянул руки и поднял его высоко вверх, как будто подбросив.
«Ты папу ждёшь, малыш?»
«Да» - перепугано произнёс он, готовый вот-вот расплакаться.
«Я не твой папа. Твой, наверное, в море, но ты не расстраивайся – он скоро придёт».
Он опустил его на землю, а я подошла, чтобы забрать сына.
«Вы извините, что так получилось, просто он забыл, как выглядит его отец. Форму запомнил, а внешность забыл, мне иногда кажется, что и я забывать стала, как он выглядит, грустно улыбнувшись, сказала я. Если бывает, то уходит на службу рано – сын ещё спит. Приходит поздно – сын уже спит.
« Да ничего, ничего…» - весело подбодрил он.
« У меня постарше Вашего и то, как говорит жена, забывает, как выглядит его отец.
Но мы сами себе такую профессию выбирали – Родину защищать. А мы вас, таких жён выбирали, которые умеют ждать. Так что получается, мы люди одной профессии и служим одному делу».
«Вы очень хорошо сказали и всё правильно» - ответила я.
Сейчас, вспоминая такие истории из моей жизни, сопоставляю с воспоминаниями одной из моих единомышленницей, не побоюсь её так назвать. И хотя у нас большая разница в возрасте - мы как две подружки. Нас называю «две хохотушки». У неё муж тоже военным был. Мы часто делимся с ней своими воспоминаниями. И всё, что когда-то было грустным, сейчас в воспоминаниях кажется смешным и по своему счастливым эпизодом жизни. Наверное, просто взгляд стал другим.
Но когда я сказала, что перед жёнами военных моряков мне хочется преклониться, она высказала свой жизненный вывод.
«Ты знаешь, Аля, я за свои восемьдесят с лишним лет видела столько женщин и по работе, и по дружбе, и по общению, но у военных они особые».
«Чем же они особые?» - засмеялась я.
«А тем, что из «ничего» конфетку сделают. Детей накормят. Мужей накормят и сами поедят».
«Вот про конфетку Вы правильно сказали, только чтобы её сделать – сколько терпения, умения, фантазии надо» - отметила я.
«Но, наверное, на то мы и женщины, чтобы своими руками не рушить, а мастерить. Мастерить конфеты из всего, что попадается в жизни, прикладывая к этому всё умение, изобретение, выносливость и силу духа, которую, иной раз не понимаю – из каких же закромов берётся?»



Похожие публикации