Михаил всеволодович. Михаил черниговский - князь михаил всеволодович русский святой мученик Михаил чернигов

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители - братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица - их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 - 1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение - его особое разрешение - ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35 - 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

"Род праведных благословится", - говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь - преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука - святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Михаил Черниговский - герой, князь мученик, который не поступился принципам веры и чести. За свои идеалы, князь поплатился жизнью. Он причислен к лику святых. Его история - пример служения Богу.


Князь Михаил Черниговский биография

Михаил родился в Киеве в 1179 году. Он происходил из знатного рода. Отец его Всеволод Святославич Чермный. Его мать была полячкой по происхождению, звали ее Мария, она дочь польского короля Казимира II.

В предках Михаила по мужской линии был сам Ярослав Мудрый. Все деды и прадеды Михаила хоть ненадолго, но занимали Киевский престол. Мальчик был старшим сыном в семье, поэтому по праву мог рассчитывать на высшую власть в русском государстве.

На Руси феодальная раздробленность обретает новую фазу. Усобицы залили кровью русскую землю. Так в в 1198 году Всеволод Святославич начинает княжить в Стародубском княжестве. Стародубское княжество один из уделов княжества Черниговского. С этого момента Всеволод, отец Михаила, активно участвует в борьбе за Киевский престол.

Отец Михаила серьезно поругался с , который правил во Владимирско-Суздальском княжестве. Из Киева выбросили ставленников Всеволода. Отец попытался занять Киевский престол, а Михаилу во владение вручил земли Черниговские.
Уже через год ставленник Вселовада большое Гнездо - Рюрика Ростиславич вернулся в Киев, и победил своего дядю. После переговоров, Рюрика отправили княжить в Чернигов, а Всволод сумел остаться в Киеве. Вскоре Рюрик умер.

В 1206 году в Чернигове состоялся съезд князей, в котором участвовал Михаил. Князья поделили имеющиеся земли между собой, а так же заключили военный союз.

Дальнейшее упоминание о Михаиле в исторических источниках пропадают аж до 1223 года.
В этом году состоялась . Объеденное русское войско дало хороший бой татаро-монголам. Много храбрых воинов полегло в этой битве, в том числе и князь Мстислав Святославич. Мстислав Святославич княжил в Черниговской земле, и был дядей Михаила.

Михаил крепко сражался в битве, и сумел выжить. После возвращения домой, стал княжить в Черниговской земле, по праву старшего в роде. Михаил активно участвовал в междоусобных войнах русских князей. Проиграл борьбу за Новгородские земли. Но сумел занять Киевский престол. На Киевском престоле князь восседал с 1235 года.

Спустя три года русское государство ощутило всю мощь войск монгольского хана. Татары опустошили , Владимир и . Спустя два года, татары подошли к Киеву. Ордынцы отправили к граду своих послов, просили выдать большую дань и обещали уйти из города.

Михаил, незадолго до появления татар отправился в Европу, в Венгрию. Он пытался найти союзников в борьбе с Ордой, прекрасно понимая, что русские одолеть противника сейчас не в состоянии. Искал он союза и с Польшей, и с Германией. Все отказали Михаилу. По возвращению домой Киев был разрушен. Некоторое время князь жил неподалеку от града, а потом уехал обратно в Чернигов.

В 1245 году во Франции проходил Лионский Собор. Михаил отправил на мероприятие своего митрополита Петра. Петр молвил слово, хотел объединить христианские силы для борьбы с ордой. Орда исповедовала язычество, и этот шаг был очень логичный. Папа Римский своей выгоды здесь не увидел. А немцы, так вообще, нашествие орды воспринимали как возможность захватить Новгородские земли. Но вместо Новгородской земли, тевтонцы получили ледовое побоище.


Жена Михаила Черниговского

Основной источник информации о истории древней Руси летопись. Очень часто путаются даты. Точно не известно когда женился Михаил. Жена его - дочь Романа Мстиславича Галицкого. Дата свадьбы - точно неизвестна. Есть версия, что брак был заключен в 1189 или 1190 году. Но мальчику тогда было примерно 10 лет? Могли быть так рано заключен брак? Другая версия гласит, что свадьба состоялась не позднее 1211 года. Она более правдоподобная.
Михаил черниговский и боярин его Феодор.

Убийство в Золотой Орде

Русское государство попало в полную зависимость от Золотой Орды. Хан обложил Русь дань, провел перепись населения, знал, сколько и где можно собрать. Каждый год в Орду угоняли воинов, ремесленников, и крестьян для работы во благо хана.

Каждый русский князь, правивший в своей земле, получал одобрение хана, на княжение. Одобрением был документ, подтверждающий волю ордынцев - ярлык на княжение.

Однажды ордынцы вызвали к себе русских князей, среди которых был и Михаил. Население Орды исповедовало язычество. Обряды проводили волхвы. Перед тем как зайти в ханский шатер, каждый путник должен был пройти языческий обряд очищения. Очищение производили огнем. Гостю нужно было пройти через огонь и повторять определенные заговоры. После обряда мысли и помыслы человека очищались.

Михаил и его сподвижник боярин Федор от участие в обряде отказались. Хану донесли об отказе русских пройти обряд. Над князем и боярином долго издевались. Первым умертвили Михаила. После обратились к Федору, предложили пройти обряд, предлагали разные богатства и уважение. Федор отказался. После ему отрубили голову.

Тела русских людей бросили на съедение собакам. Собаки к трупам не притронулись. Под покровом ночи, христиане выкрали трупы и похоронили согласно православным обычаям.

Михаил Черниговский документальные фильмы



Подвиг Михаила Черниговского

После случая с князем Михаилом и боярином Федором, в Орде поняли силу и стойкость русского духа. Обряд очищения для гостей из Руси использовать перестали. Но смерти Михаила и Федора были не последними в Орде. Роман Рязанский, Михаил Тверской, князья Федор, Дмитрий и Александр - были замучены и убиты в Орде.

Всех русских людей укреплял подвиг Михаила Черниговского, его самопожертвование, желание служить Богу.

Иконы Михаила Черниговского


Канонизация(причисление к лику Святых) Михаила Черниговского

Канонизация Михаила Черниговского и Федора произошла 14 февраля 1578 года, во время правления царя Ивана Грозного. С благословения митрополита Антония, мощи оказались сначала в Сретенском Соборе, а потом, а Архангельском соборе Московского Кремля.
В 16 веке Зиновием Отенским было составлено житие святых Михаила и Федора.


День памяти Михаила Черниговского

  • 14 февраля день памяти перемещения мощей
  • 20 сентября день памяти.


Житие Михаила Черниговского



Интересные факты

У Михаила Черниговского точно было трое детей: Мария, Ростислав и Ефросинья. Есть источники, которые утверждают еще о четырех детях - Роман, Семен, Мстислав и Юрий.

После смерти Михаила, все его знатные родственники обязательно упоминали о родстве с князем
Из рода Ольговичей, которые всегда говорят оо родстве с Михаилом выходят такие знатные фамилии как: Долгорукие, Репнины, Волконские, Горчаковы, Оболенские, Воротынские.


Итоги

Жизнь и правление Михаила Черниговского оставила после себя много тайн и загадок. В летописях о нем не так много упоминаний, информации. Его христианский подвиг заслуживает уважения и почитания. Михаил был грамотным политиком, раз долгое время был одной из самых важных политических фигур своего времени.

Переяславль-Южный и посадил там сына, но Михаил продержался в городе недолго и вскоре был изгнан .

В 1223 году Михаил участвовал в битве на Калке и чудом сумел спастись. Поскольку его дядя был замучен татарами, Михаилу достался черниговский стол. А в 1224 году его пригласили к себе новгородцы, но у них он провёл лишь несколько месяцев и вернулся в Чернигов. В 1229 году Михаил вновь княжил несколько месяцев в Новгороде, но затем его опять потянуло домой.

В 1236 году после изгнания из Киева Михаил развязал усобицу против и при помощи половцев ненадолго завладел Киевом. Более удачным для него оказался 1238 год, когда ему удалось закрепиться в Киеве и отнять у Перемышль. Однако когда осенью 1239 года Южную Русь начали опустошать монголо-татары, Михаил не нашёл сил противостоять им и бежал на Запад. Он безуспешно пытался поднять на борьбу с монголами , и , но не нашёл там поддержки. А вскоре вслед за Русью были разгромлены и , и . В 1241 году Михаил вернулся на Русь и поселился на острове близ разорённого Киева, а затем перебрался в родной Чернигов. Не теряя надежды на создание общеевропейской антимонгольской коалиции, он направил на Лионский собор посла – митрополита Петра. Однако папа был занят борьбой с германским императором, а тот, в свою очередь, рассчитывал поживиться за счёт Руси, ослабленной татаро-монголами.

В 1245 году Михаил Всеволодович отправился в Орду, чтобы получить ярлык, подтверждающий его права на Черниговское княжество. Его спутником был черниговский боярин Фёдор. 20 сентября 1246 года, перед тем, как пропустить Михаила к хану , татары заставили его пройти обряд очищения огнём и поклониться языческим богам. Михаил отказался, и тогда татары забили его до смерти, а затем отсекли голову. Отступник Доман-северянин, собственноручно отсёкший голову святому Михаилу, был родом из .

Фёдору предложили за отступничество сохранение жизни и княжеское достоинство, но боярин не пожелал предать память своего князя и тоже был убит. Тела Михаила и Фёдора были брошены на съедение псам, но те не тронули их. Жившие в Орде христиане тайно похоронили останки, а затем перевезли в Чернигов. После смерти Михаила Черниговское княжество распалось на уделы.

14 февраля 1572 года по желанию мощи святых мучеников Михаила и Фёдора Черниговских были перевезены в Москву и захоронены в храме, посвящённом их имени. В XVIII веке останки были перенесены сначала в Сретенский собор, а затем в Архангельский собор Кремля.

Чем можно было удивить монголов – великую империю кочевников, за считанные годы опустошивших древнерусскую цивилизацию, бравших один за другим русские города, разрушавших храмы и истреблявших русский народ? Князь Михаил Черниговский, один из первых князей-мучеников, ценой своей жизни заставил монголов спросить себя: почему русские так дорожат своей христианской верой.

В жизни князь Михаил Черниговский был отнюдь не примером для подражания. В междоусобных войнах он воевал с Олегом Курским и Даниилом Галицким. Князь оставил опустошенный монголами Киев, чтобы отправиться в Венгрию и женить там своего сына на венгерской принцессе. А когда к нему от лица рязанских князей прибыл былинный воевода Евпатий Коловрат, чтобы просить помощи в битвах против захватчиков, то князь Михаил отказал ему в такой любезности, мотивируя отказ своей прежней обидой: когда он воевал на Калке, рязанские князья с ним не пошли, – так и сейчас нечего его просить об одолжении.

Однако вскоре князя ожидает кардинальная метаморфоза, с какого-то момента, по выражению летописца, «блаженный князь разгорелся благодатью божию». Блаженным он назван еще до того, как поедет к хану Батыю брать ярлык на княжение в Киеве. Вернее, никакого ярлыка князь брать изначально не собирался, и вместо подчинения воле великого хана, он препоручит себя божественной благодати и отправится на духовный подвиг…

Перед походом к хану Михаил Черниговский заезжает к своему духовному отцу и делится с ним необычным даже по тем временам планом. Духовный наставник предупреждает: многие князья ехали к хану, но прельстились славой власти и погубили свои души. Чтобы не последовать их примеру, не надо делать того, что недостойно христианина: кланяться кому-либо, кроме бога. Дело в том, что до того как князья возьмут ярлык, монгольские волхвы приказывали им проходить через огонь костров и поклоняться идолам и «кусту» (сонму языческих богов), да еще к тому же отвешивать поклон на восток тени Чингисхана.

Михаил Черниговский ради укрепления духа берет с собой освященные дары и вместе со своим боярином Феодором едет к хану принимать добровольную смерть за свою веру.

У шатров Елдеги, воеводы Батыя, разыгрывается настоящая драма. Князь отказывается кланяться языческим идолам. Монгольский царь приходит в ярость и ставит князю ультиматум: либо тот кланяется богам, остается жив и получает княжение, либо умирает злой смертью. Находившиеся рядом с князем бояре в один голос просят Михаила поклониться, чтобы сохранить себе жизнь, а епитимью за нехристианский поступок предлагают разделить на всех. «Не хочу только именем христианским называться, а дела поганых творить», – отвечает им князь.

Далее Михаил Черниговский формулирует концепцию, которой будут придерживаться все последующие русские князья, когда будут приезжать в Орду. «Тебе, царь, кланяюсь, потому что бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, – не поклонюсь», – говорит он. Нашествие монголов расценивалось тогда как кара за грехи Русской земли, поэтому, если уж бог попустил, чтобы Русь была завоевана, то признать монгольского царя владыкой не было святотатством, в отличие от поклонения его языческим идолам.

После этого, как говорит летописец, Михаил сорвал с себя княжеский плащ и швырнул его в ноги к своим боярам, которые не переставали просить князя поклониться языческим богам. Плащ – это символ княжеской власти. Жест Михаила означал окончательное решение принять смерть за христианскую веру, вместо того, чтобы соблазниться властью, которую мог даровать хан.

Когда же вдали уже показались головорезы монгольского царя, Михаил и Феодор стали петь про себя песнопения и приняли причастие, которое им дал святой отец. Среди убийц был и вероотступник – некто по имени Доман, который и отрезал князю голову. После расправы над князем Елдега предложил Феодору отвесить поклон, чтобы получить за это все княжество Михаила. «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» – ответил тот, и его постигла та же судьба.

Для монголов, видевших такое мужество русских, случившееся было своего рода трезвлением. Некоторые из монголов, дивясь поведению русских, через какое-то время даже перешли в христианство. Самым ярким примером был Петр, царевич Ордынский. Он был правнуком Чингисхана, но обратился в православие, основал монастырь и стал русским святым.

Около середины XIII века (1237-1240 г.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.
Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.
Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году.
Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: "Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари".
Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: "Я христианин!" После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.
В начале XIV века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем, ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, - и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской Церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри Русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время.



Похожие публикации