Монголы, их общественный строй и военная организация. Социальная структура монгольской империи Образование Монгольского государства

Создание Монгольской империи. Монгольские племена, гра- ничившие с Керейским, Найманским и Жалаирским ханствами, в начале XIII века жили между собой то в дружбе, то в раздорах. 11о сведениям летописи «Сокровенное сказание», Керейское ханство 11 монгольские племена в тот период находились в мирных, добрососед- оких отношениях. Большую роль в воспитании будущего великого монгольского хана Чингисхана сыграл керейский хан Торы.

Основатель первой монгольской империи Чингисхан (в дет­ские годы - Темучин) родился в 1155 году (по некоторым источ­никам, в 1162 году) в местности Кендитау на берегу реки Онон в Монголии в семье Есугей-батыра. Отец его погиб в схватке с мон­гольским племенем татар, когда Темучину исполнилось 9 лет.

В 1206 году в междуречьи Онона и Керулена состоялся курул­тай кочевой знати - сторонников Темучина, к тому времени хана не­скольких монгольских племен, на котором он торжественно, под раз- иевающимся белым священным знаменем, был провозглашен вели­ким всемонгольским ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Те- мучином имя Чингисхан, заменившее его прежнее. Также, объединив все монгольские племена под властью единого вождя, курултай создал Монгольскую империю, избрав ее великим ханом Чингисхана.

Общественный строй Монгольской империи. Чингисхан еди­нолично управлял Монгольским государством. Его окружали ве- зиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов. В каждом было по 10 тысяч воинов. Тумены в свою очередь состояли из аймаков. Каж­дая тысяча воинов делилась на десять сотен, сотня - на десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживавшие его нойоны - представители мон­гольской знати. В военном отношении вся Монголия и ее населе­ние подразделялись на три военно-административных улуса: Пра­вое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное кры­ло (Кул). Эти крылья управлялись на основе деления их на выше­указанные тумены.

Чингисхан поручил охрану и защиту системы управления им­перией самому преданному и сильному из туменов, а самой отбор­ной из тысяч - свою личную охрану. Но и за ними осуществлялся строжайший контроль.

Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингис­хана и конкретные, неукоснительно выполняемые условия по управ­лению страной. Вторая часть содержала общие законы по военным и гражданским делам и различные правила, установления по наказа­нию нарушителей этих законов.

По «Ясе» высшим органом государства был курултай - учре­дительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. Глав­ным образом на нем разрабатывались планы предстоящей войны. Решались также вопросы, где должен состояться сбор войск, и сколько людей обязаны выделить каждая семья, род и племя для выполнения воинской службы. Определялись на курултае и сроки начала войны. Кроме того, на нем обсуждались внутренние вопро­сы жизни империи.

Завоевание монголами Казахстана. После победы над тюр­коязычными Найманским, Керейским и Жалаирским ханствами на территории Монголии Чингисхан стал нападать и на другие со­седние страны. В 1207-1208 годах его старший сын Жошы (Джучи) подчинил себе енисейских кыргызов и северные сибирские на­родности. А в 1207-1209 годах захватом Тангутского государства руководил лично Чингисхан, затем он завоевал Турфанское уйгур­ское княжество. Напав на Китай в 1211-1215 годах, монголы пе­реняли у китайцев осадные стенобитные и метательные орудия:

Покорив все соседние страны, Чингисхан стал стремиться к завоеванию Средней Азии и Казахстана. Судя по письменным ис­точникам, Чингисхан очень тщательно готовился к этим походам. Через путешественников и торговцев из Средней Азии и Казах­стана он собирал сведения об их внутреннем политическом поло­жении, взаимоотношениях между собой, составе войск шаха Хо­резма, государств Караханидов и каракитаев. В 1217 году Чин­гисхан направил в Жетысу, которым владел Кучлук хан, войско но главе с Джебе-нойоном. Прибыв сюда, нойон объявил свободу религии и право на исповедание людьми любой религии. А най­ма некий хан Кучлук, наоборот, запрещал исполнение мусульман­ских обрядов местным населением. Воевавший в то время с кара- китаями с целью распространения исламской религии Арслан хан запросил помощи у военачальника монгольских войск Хубилая. Используя эту обстановку, вызванную межрелигиозным противен стоянием, в 1218 году монголы вторглись в Жетысу.

Джебе-нойон объявил через глашатаев указ, по которому мон­гольским воинам запрещалось грабить имущество местного насе­ления. Поэтому, не раз испытывавшее на себе насилие и произвол Кучлук хана и каракитаев, местное население не оказало сопро­тивления монголам. Многие города сдавались без боя. Например, монголы столицу государства Караханидов - город Баласагун -

гисхан с берегов Иртыша направился к Сырдарье. Тумены под предводительством его сыновей Чагатая и Угедея осадили Отрар, а другое войско под командованием старшего сына Чингисхана Жошы (Джучи) ушло дальше для захвата городов в нижнем тече­нии Сырдарьи. Третья часть войск направилась по верхнему тече­нию Сырдарьи с целью захвата городов и кентов-зимовок. Сам Чин­гисхан с младшим сыном Тулуем с основными силами войск по­шел на Бухпру.


Население Отрара сопротивлялось в течение 6 месяцев. Толь­ко из-за предательства хорезмского военачальника Караджа-Хажиба, присланного шахом Хорезма на помощь Отрару, открывшего ворота города монголам, он пал. Также в течение трех месяцев ока­зывал сопротивление монголам город Сыгнак, а Ашнас - в течение 15 дней. Местное население отчаянно и героически сражалось за каж-

дую пядь родной земли. Монголы жестоко расправлялись с горожа- нами и грабили их имущество. Города Узгенд и Баршикент тоже были захвачены завоевателями. В 1219-1220 годах все присырдарьинскиегорода полностью оказались под властью монголов.

Последствия завоевания. Последствия монгольского наше­ствия были катастрофическими. Монгольское нашествие стало ве личайшим бедствием для Казахстана и других завоеванных стран.

11есмотря на то, что население Жетысу почти не оказало особого сопротивления монгольским завоевателям, города и поселения были опустошены. Если до нашествия в этом крае насчитывалось до 200 населенных пунктов, то в XIII - XIV веках из них осталось всего около 20 городов и поселений. До сих пор не известно даже место расположения Баласагуна.

Археологические раскопки показали, с какой жестокостью были захвачены и разрушены присырдарьинские города. Так, в одном из помещений дома, раскопанного в городе Отрар, были найдены черепа.40 жителей, что является доказательством бесчеловечного отноше­ния монголов к городским жителям.

Монгольское вторжение затормозило развитие городской куль­туры. Произошел упадок оседлой культуры. Была разрушена сис­тема землепользования. Были прерваны связи между странами. Самое главное, был нарушен этнический состав населения и от­брошено на многие годы формирование казахской народности. Монгольское нашествие имело разрушительные последствия для со­циально-экономического развития Казахстана. Оно сопровождалось массовым истреблением людей, разрушением производительных сил, уничтожением материальных и культурных ценностей.

Создание улусов. Завоеванные территории Чингисхан поде­лил между своими четырьмя сыновьями. Земли Казахстана пол­ностью перешли в руки его трех сыновей. Розданные земли стали называться улусами.

Улусу Жошы (Джучи), старшего сына Чингисхана, принадле­жали земли к востоку от Иртыша до Восточной Европы, куда дошли монгольские завоеватели. На территории Казахстана к улусу Жошы относились восточная часть Дешт-и-Кыпчакской степи,

11риаралье, нижнее течение Сырдарьи и северо-восточная часть Жетысу, весь Центральный, Северный и Западный Казахстан. Судя по некоторым источникам, центр улуса находился на берегу Ир­тыша, а по другим - у слияния рек Сарысу и Кенгир. По всей ве­роятности, вторая версия ближе к истине, потому что захороне­ние Жошы (Джучи) находится в местности этого междуречья.

В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили юг и юго- восток Казахстана (Жетысу), а также Средняя Азия. Центром улу са являлся город Алмалы. Летняя ставка Чагатая располагалась в местности Куяш на берегу реки Или. В состав улуса входили так­же земли Восточного Туркестана.

Во владения улуса Угедея, третьего сына Чингисхана, входи­ли земли Западной Монголии, Алтая, Тарбагатая, верхнее тече­ние Иртыша. После получения титула хана он жил в Каракоруме на берегу реки Орхон.

Младший сын Чингисхана Тулуй правил Монголией.

Между этими улусами, которые управлялись путем насилия и произвола, не было никаких политических, экономических и эт­нических связей. Между улусами все время происходили междо­усобные распри за власть и захват территории. Со временем, пос­ле смерти Чингисхана в 1227 году, родственные отношения меж­ду его сыновьями были практически прекращены. После смерти в 1259 году великого монгольского хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.

1. Расскажите о создании Монгольской империи.

2.Что вы знаете о курултае кочевой знати, на котором великим ханом был избран Темучин?

3.Каков был общественный строй империи?

4.Что такое «Яса»?

5.Запишите в свои тетради по истории сведения о завоевании мон­голами соседних стран.

6.В какое время монголы стали завоевывать территорию Казахстана?


7.Какие города оказали монголам ожесточенное сопротивление?

8.Какие последствия для Казахстана имело монгольское наше­ствие?

9.В состав каких монгольских улусов вошли земли Казахстана?

Вопросы для самопроверки

1.Укажите год создания Монгольской империи Чингисхана.

A.1155 г. С. 1207 г.

B.1206 г. D . 1208 г.

2.На какое количество административных владений-туменов была разделена Монгольская империя?

A.на 59 С. на 95

B.на 80 D . на 55

3.В каком году монголы вторглись в Жетысу?

A.в 1207 году С. в 1218 году

B.в 1217 году D . в 1219 году

4.В каком году монголы осадили и захватили город Отрар?

A.в 1218 году С. в 1217 году

B.в 1219 году D . в 1211 году

В XII в. монгольские племена занимали территорию, входящую в нынешнюю Монголию и Бурятию. Это было обширное пространство Центральной Азии: бассейны рек Орхона, Керулена, Толы, Селенги, Онгина, Онона, у озер Хубсутул на западе и Буир-Нур и Кулун-Нур на востоке (около р.Халкин-Гол). Монгольские племена носили различные названия: собственно монголы, мерниты, кедриты, ойраты, найманы, татары. Последние были наиболее многочисленны и воинственны. Поэтому соседние народы название татар распространили на другие монгольские племена.

С конца XII в. у монгольских племен происходил процесс распада родоплемениого строя. Особенностью этого строя было то, что он развивался на базе кочевого скотоводческого хозяйста. Для этого способа производства характерна собственность не на землю, а на стада и пастбища.

Академик Б.Я. Владимирцов пишет: «Можно высказать предположение, что образование степной аристократии, появление вождей-ханов, которых она выдвигала и поддерживала, образование племенных объединений зиждилось на переходе от куренного способа кочевания к аильному и связанном с этим изменении в способах организации облавных охот. Действительно, Рашид-ад-дин, описывая монгольский курень (Kuriten), отмечает, что так было в „старинные времена». Можно указать несколько текстов, которые дают понять, что уже во время молодости и средних лет Чингисхана кочевали аилами» (1).

Уже из этих слов ясно, какое важное место в системе общественного строя монголов занимали «курень» и «аил». На первом зиждилось хозяйство первобытной кочевой общины, на втором -- индивидуалистическое хозяйство семьи кочевого феодального общества. Насколько курень стал к концу XII в. пережиточной формой, которая сохранилась только в военной организации, видно из слов крупнейшего персидского историка конца XIII и начала XIV в. Рашид-ад-дина, замечательные материалы которого послужили одним из основных источников книги Б.Я. Владимирцова. Вот слова Рашид-ад-дина: «Значение куреня есть кольцо. В старинные времена, когда какое-нибудь племя останавливалось на каком-нибудь месте наподобие кольца, а старейший из них был подобен точке в середине круга, это называли курень. В нынешнее время, когда приблизится неприятельское войско, располагаются по той фигуре, дабы не вошел в середину чужой и неприятель» (2).

Итак, курень в далеком прошлом -- структурная форма первобытной кочевой общины. Однако уже в XII в., когда монгольское скотоводческое общество доживало высшую ступень варварства, монголы кочевали аилами, т. е. отдельными семьями. Если семья была богатой, то кочевала с некоторым количеством зависимых от нее людей. Естественно, что переход от куреня к аилу, к индивидуалистическому хозяйству, т. е. к образованию классового феодального общества, происходил через выделение из куреня, в первую очередь, богатого кочевника. В XIII в. уже не наблюдается кочеваний куренями. В жизни монголов эпохи завоеваний большую роль играл род. Подавляющее большинство ученых, писавших о монголах, считало, что монголы до и после образования империи жили родовым строем. Здесь явное недоразумение. Родовые институты -- только старая оболочка, в которой действуют уже новые, классовые (феодальные) отношения. Вот как определяет монгольский род эпохи зарождения кочевого феодализма Б. Я. Владимирцов: «Монгольский род -- обох -- является довольно типичным союзом кровных родственников, основанным на агнат-ном (3) принципе и экзогамии, союзом патриархальным, с некоторыми только чертами переживания былых когнатных отношений, с индивидуальным ведением хозяйства, с общностью пастбищных территорий, с представлением некоторых особых прав младшему сыну при соблюдении известных прав в отношении к старшему, союзом, связанным институтом мести и особым культом» (4).

Вышеприведенные слова особо подчеркивают индивидуальное ведение хозяйства при общности пастбищных территорий; XIII век -- время сложения монгольской империи -- знает дальнейшее разложение рода, не только его социального существа, но даже и оболочки. Роды распадаются на части, которые отделяются друг от друга территориально, и уже на одном пастбище оказываются «общества» разных родов, объединенные подчиненностью какому-нибудь нойону.

Распадение старых родов происходит не только путем выделения богатых аилов из куреня, т. е. внутреннего процесса, но и путем прямого завоевания. «Когда Чингисхан, -- пишет Рашид-ад-дин, -- покорил совсем племя Тайджиют и племя Урут и Манкгут, по понесенному вреду и ослаблению, покорились, он повелел большую часть их убить, а остальных сполна отдать Джида-нойону в рабство... хотя они были родственники его, однако стали рабами его по приказу указа, и доныне войско урутское и манкгутское состоит рабами рода Джида-нойона» (5).

Фактов подобного рода Б.Я. Владимирцов приводит в своей книге немало, и они со всей убедительностью показывают, как в процессе полного распада первобытно-общинного строя выделяется, с одной стороны, кочевая аристократия (нойонство) и как, с другой, все больше растет количество тех, кого на монгольском языке именуют unagan bogol(унаган богол). Б. Я. Владимирцов правильно отвергает перевод термина «unagan bogol» как «раб». В лице unagan bogol, по мнению Б.Я. Владимирцова, мы имеем отличную от xaracu (харачу) и вместе с тем своеобразную категорию отношений зависимости. Монголия XI--XII вв. знает почти непрерывную борьбу одних родовых и племенных вождей (baatur, mergen, seсen и т.д.) против других. Борьба эта имеет своей целью захват добычи, пленных, а вместе и усиление власти победителя. На почве этой борьбы и возникает такое положение, когда побежденный род становится в целом зависимым от рода-победителя.

В чем же реально выражалась эта своеобразная зависимость одного рода от другого? Ведь покоренный род внутри себя был расчленен на классово различные слои. Неужели же они после покорения были поставлены на одну доску? Б. Я. Владимирцов сумел показать и доказать, как это было на самом делe. Unagan bogol-- не однородная масса. Одно -- unagan bogol из классовой верхушки рода и другое -- unagan bogol из xaracu того же рода. В первом случае мы имеем зависимость, так сказать, «благородной» службы, в другом -- обычные повинности непосредственного производителя.

В полном соответствии с этим находится и «судьба» этих различных групп. Основная масса трудящихся кочевого скотоводческого хозяйства, эксплуатируемого в оболочке рода, носит имя xaracu. В.Я. Владимирцов ставит вопрос: имел ли xaracu, т.е. черный, простой народ, в личном владении скот, который является основой кочевого хозяйства. По словам Рашид-ад-дина, «человек простой, т.е. из черни, если будет жаден к питью вина, покончит лошадь, стадо и все свое имущество и станет нищий». Xaracu владеет скотом, орудиями труда, живет и ведет хозяйство аилом, но пастбищем пользуется, целиком завися от воли и распоряжений того, кто в рамках рода является собственником условий производства (baatur, secen, merger» и вообще нойон). В отношении к нему и несет хаrасu свои повинности, которые в условиях кочевого общества выражаются, по словам В.Я. Владимирцова, «в предоставлении мелкого скота на убой и в отправлении в ставки феодалов на срок известного количества дойных животных, главным образом кобылиц, чтобы в ставках могли пользоваться их молоком». Б.Я. Владимирцов склонен феодальные отношения, вполне сложившиеся, видеть уже в монгольском обществе еще до образования в нем государства во главе с Чингисханом. Эти отношения тогда еще только начинали складываться и полное развитие получили лишь в XIII в., в период Монгольской империи, когда в состав последней вошли завоеванные страны с развитыми феодальными общественными отношениями.

Не малое место в монгольском обществе занимали рабы, добываемые на войне как внутри самой Монголии, так и за ее пределами. «Можно подумать, -- пишет Б.Я. Владимирцов, - что последние (рабы) в большинстве случаев переходили, если не сразу, то по прошествии некоторого времени, например, во втором поколении, на положение вассалов, bogol, unagan bogol и переставали отличаться от простых людей, харачу, иногда они подымались и выше» (6). С unagan bogol не следует смешивать тех, которых называют по-монгольски nоkоd, в единственном числе nоkоr, что в переводе значит «друзья», «друг». Nоkоr, nоkоd -- в полном смысле этого слова дружина, напоминающая древнегерманскую или древнерусскую дружину.

Из какого класса выходят эти nоkоr, какова их служба своему господину, каково их положение и какова, наконец, роль, которую они играют в монгольском феодальном обществе? На все эти вопросы мы находим вполне исчерпывающие ответы в труде Б.Я. Владимирцова. Прежде всего основные кадры nоkоr -- выходцы из господствующего класса, однако в их состав могли входить и люди простого происхождения. По большей части они сами избирали себе нойона, которому решили служить по устному договору. Да и договор, сопровождаемый «присягой», или «клятвой», напоминает hommagium.

Иногда родители с детства определяют своих сыновей в nоkоr какого-нибудь кочевого нойона. «Сокровенное сказание», памятник XIII в., где в форме и красках «эпического» сказания даны главные события сложения Чингисова государства, дает очень интересную иллюстрацию к тому случаю, когда родители определяют своих сыновей в nоkоr. «По возвращении Темучжиня (7) домой пришел к нему от горы Бурхань старик Чжарчиудай с кузнечным мехом за плечами и ведя с собой сына, по имени Чжелме, и сказал ему: „Когда ты родился в урочище Делиунь-болдаха, я подарил тебе пеленкy, подбитую соболем, и отдал тебе сына моего Чжелме, но как он был еще молод, то я взял его к себе и воспитал. Теперь отдаю его тебе; пусть он седлает тебе коня и отворяет дверь» (8).

Nоkоr, nоkоd -- дружина монгольского нойона -- выполнила почетную службу при нем. Она ходила с ним на охоту, которая занимала важное место в хозяйстве монгола, билась с ним при набегах, которые часто происходили внутри самой Монголии и на границах с оседлыми странами, служила ему охраной, участвовала в пирах, принимала участие советом в важных решениях и т. д. Для Чингисхана, как это мы увидим ниже, nоkоr, nоkоd -- это те кадры, из которых он черпал весь командный состав военного и гражданского управления при образовании империи.

По словам Б.Я. Владимирцова, «нукеры как постоянное военное содружество, сожительствующее вместе со своим вождем, были эмбрио-армией и эмбрио-гвардией; каждый нукер -- будущий офицер и полководец. Дружина древнемонгольского предводителя была, следовательно, своеобразной военной школой» (10). Число и качество нукеров определяли силу и авторитет вождей, общее имя которых было нойон (noyan), хотя они и могли носить титулы: baatur -- богатырь, mergen -- меткий стрелец, bilge -- мудрый и т.д. В степи все время шла между отдельными вождями борьба за лучшие пастбища, за скот, за влияние на соседние племена, за большое количество unagan bogol. Одним словом, нукеры, образующие дружину, и были источником и орудием того внеэкономического принуждения, которое создавало возможность феодальной эксплуатации и специфических условиях монгольских кочевий.

К «моменту» образования большого государства во главе с Темучином -- Чингисханом в Монголии разыгралась ожесточенная борьба, из которой и родилось само это государство. На образование его и сопровождавшую его борьбу существуют и русской востоковедческой литературе две точки зрения. Представителем одной из них является В.В. Бартольд (11). По его словам, «в рассказе монгольского предания об образовании империи Чингисхана вполне определенно говорится о борьбе между степной аристократией и народными массами... Без момента обострения классовой борьбы даже в условиях кочевого быта нет почвы для возникновения сильной правительственной власти».

Этой точкой зрения и проникнуты работы В.В. Бартольда, касающиеся вопросов образования монгольской империи. Для него Чингисхан -- глава степной скотоводческой аристократии, а его противник Джамуха -- представитель демократических кругов кочевой степи.

Б.Я. Владимирцов, в течение долгого времени разделявший взгляды В.В. Бартольда по этому вопросу, в своей последней работе рассуждает иначе (12). «В настоящее время, -- пишет Б.Я. Владимирцов, -- я должен в значительной мере изменить свой взгляд. Анализ общественных явлений, которые можно наблюдать у монголов в XI--XII вв., заставляет меня считать, как это было показано выше, что процесс образования степной аристократии и подчинения ей низших классов в условиях родового строя завершился при образовании сложных родовых единиц к концу XII в. В ту пору степная аристократия была могущественным и многочисленным классом... О каком-либо движении, имевшем явно демократический характер, наши источники прямо ничего не говорят».

Думается, что положения В.В. Бартольда Б.Я. Владимирцов не опроверг. Та грандиозная борьба, которая развернулась в самой Монголии в первые годы XIII в., ни в какой мере не может быть рассматриваема только как борьба внутри класса степной скотоводческой аристократии (нойонства). Такое огромное государство, как монгольское, на заре феодального общества в условиях кочевой степи могло родиться только в обстановке классовой борьбы.

Выросши в классовой борьбе, монгольское государство немало обязано и личности своего создателя и руководителя Темучина -- Чингисхана. Родился Темучин в 1155 г. Отцом его был Есугей-баатур. Осиротев десяти лет, он с братьями из обстановки богатой и влиятельной семьи попадает почти в бедственное положение, так как мать его со смертью главы семьи лишилась не только средств к существованию, но и нужной поддержки покинувших ее нукеров. Однако Темучин, благодаря личным дарованиям и счастливо для него складывающимся обстоятельствам быстро возвращает не только утерянное имущество (стада), но и нукеров, которые составляют главную силу кочевого нойона. Рядом набегов Темучин объединил около себя такую дружину, которая сумела по всей Монголии создать славу себе и своему господину. Разгромив ряд подобных себе вождей, Темучин повел удачную борьбу сначала с Ван-ханом Кереитским, а потом с найманами и Джамухой, своими главными и наиболее сильными противниками.

В 1206 г. на реке Ононе из наиболее видных представителей кочевой монгольской аристократии был собран курилтай (сейм), на котором Темучин был провозглашен всемонгольским кааном с именем Чингисхана. С этого времени можно считать монгольское государство существующим официально. В системе кочевого общества Монголии структура этого государства сложилась в следующем виде. Во главе всех «поколений, живущих в войлочных кибитках», т.е. монгольского народа стоит род Чингисхана. Все монгольские племена и роды -- его улус, а вся территория, на которой они живут, -- его юрт.

Отдельные части государства распределяются между членами рода, которым, в свою очередь, подчиняются все кочующие на данной территории нойоны со своими нукерами, феодально-зависимыми аилами и рабами.

Монгольское государство Чингисхана сложилось в интересах господствующего класса -- нойонства, силою нойонства и его нукеров. Само же нойонство в конце XII и начале XIII в. представляло собой складывающийся класс феодалов, т. к. процесс формирования монгольского феодализма был еще на ранних ступенях своего развития. Характерно, что основная масса кочевников монголов в начале XIII в. еще не знала закрепощения; это произошло лишь при преемниках Чингисхана в период расцвета Монгольской империи (1227--1259).

- 198.50 Кб

Введение………………………………………………………… …………………………….3

ГЛАВА 1. Становление Монгольского государства…………………………………….…4

1.1.Монголия до образования государства…………………………………….…….4

1.2.Образование Монгольской империи…………………………… ………….…….4

ГЛАВА 2. Устройство жизни общества монгольской империи…………………….……..8

2.1.Общественное устройство. ……………………………………………………….8

2.2.Военное устройство Монгольской империи. ………………….……………….12

2.3. Судебная система Монголии в XIII веке по «голубой книге» указов Чингисхана…………………………………………………… ……………………………….16

ГЛАВА 3. Государственный строй………………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………… ………………………………25

Список литературы…………………………………………………… ……………………...27

Введение

Актуальность темы исследования. Монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего, к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.

На протяжении веков личность Чингисхана (1155 -1227) привлекает неизменный интерес. Оценки его дел противоречивы. В отечественной историографии образ этого полководца и государственного деятеля в целом отрицателен: считается, что формирование его державы сопровождалось особой жестокостью, что «монголо-татарское иго» замедлило социально-экономическое развитие завоеванных стран, а рассеяние монголов по значительной территории привело к их ассимиляции другими народами, подрыву потенциала самой Монголии и ее слабости после распада империи. Отчасти эти оценки справедливы. В то же время, не следует забывать, что Средневековье (вообще) не отличалось гуманностью - ни в Европе, ни в Азии. Более того, монголы проявляли исключительную религиозную и национальную терпимость. В отличие от многих завоевателей, приходивших и до, и после, они не ставили целью огнем и мечом навязать свою религию или образ жизни, разрушая историческое и культурное наследие других народов. Ханы Монгольской империи покровительствовали всем религиям в равной мере, не навязывая ни одну из них. В этом они надолго опередили свое время. И, хотя верхушка правящего класса государства формировалась из монголов, национализма или национального гнета не было.

Таким образом, даже столетия спустя, в наше время усиления религиозной и национальной нетерпимости есть в чем взять пример с Чингисхана и его преемников.

Обновление исторического знания, а также необходимость многоплановых исследований, охватывающий сложный по своему содержанию исторический период монгольского общества и Золотой Орды, имеет важное значение для исторической науки.

Значительное внимание к истории монгольского господства в Азии проявляется в Китае. Китайское общество по изучению истории монголов и Китайское общество по изучению династии Юань систематически собирают свои конференции с привлечением не только ученых КНР, но зарубежных монголоведов для обсуждения вопросов, связанных с историей дома Чингисхана. Таким образом, обращение к данной теме является актуальным.

Цель данного исследования – рассмотрение устройства монгольского быта до и после образования монгольского государства, влиялие, которое оказал Чингизхан для монгольского общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотреть общественное устройство Монгольского государства; исследовать процессы образования государства монголов; рассмотреть государственный строй монгольского царства.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения с краткими выводами по каждой главе, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. Становление Монгольского государства

1.1.Монголия до образования государства

В XII веке племена, которые впоследствии стали называться монголами, занимали обширные степные территории от Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенами монголов, сыгравшими важную роль в последующих событиях, были татары, кереиты , найманы , меркиты и собственно монголы. Племена монголы занимали большую часть бассейна рек Орхона и Керулена.

Этноним «монгол» в форме «мэнгу», «мэнгу-мо», «мэнгу-ва» - впервые встречается

в китайских хрониках династии Тан. Так китайцы называли группу «варваров» (все степ-

ные народы), которые кочевали на их северных границах, что, очевидно, отражало их са-

моназвание. Северо-монгольские племена китайцы называли «чёрными» татарами, а

кочевников, примыкающих к Великой Китайской стене «белыми» татарами. Встречает-

ся и такое понятие как «дикие» татары, применимое к народам, занимающихся охотой и

рыболовством и жившим в самых отдалённых северных районах Монголии.

Монгольские племена в XII веке занимались скотоводством и охотой. Жили они в войлочных кибитках. Кочевать их заставляла необходимость перемены пастбищ для их скота.

Монголы жили родовым бытом. Делились они на рода, племена и улусы. Монгольское общество XII века делилось на три класса: степную аристократию, простолюдинов (карача) и рабов.

Каждое племя или род управлялось своим ханом и являлось как бы небольшим государством, включавшим в себя определенное количество семей, обязанных поставлять военные отряды-улусы и имевшим достаточное для их содержания пространство земли-юрт. Как правило, ханы в указанное время являлись уже наследственными правителями, хотя продолжала существовать выборная система эпохи военной демократии, когда хана как военного предводителя выбирали представители родоплеменной аристократии.

Борьба за преобладание верховной власти в степи между кочевниками была долгой и упорной. В начале XII века при Хабул-хане и Амбагай-хане, возвысилось племя монголов. Однако в 1161 году чжурчжени и татары нанесли монголам крупное поражение. Внук Хабул-хана, Есугэй уже не был ханом, а носил титул багатура. Тем не менее, он оставался крупной фигурой. Будучи удачливым, в походах и набегах на другие племена, Есугэй-багатур имел множество подданных и большие стада скота. Он внезапно скончался около 1165 г., отравленный своими врагами татарами. После смерти Есугэй-багатура собранный им улус распался. Наиболее могущественными племенами делаются татары, кочевавшие около озера Буир-Нур. Этническая принадлежность татар по сей день остается предметом дискусии. Многие историки полагают, что по языку они были не монголами, а тюрками, хотя и могли иметь в подчинении каких-то монголов, которые в связи с этим также именовали себя татарами. Как бы то ни было, название «татары» прикрепилось в дальнейшем именно к тюркским народам. Новое возвышение монголов произошло при сыне Есугэя, Темучине.

1.2.Образование Монгольской империи

Во второй половине XII века среди монгольских племен, с учетом кочевой специфики, происходили те же социальные процессы, что и в Западной Европе в V - VII вв., у восточных славян VIII - IX вв. Шло разложение первобытнообщинных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой монгольского общества стал уже не род, а отдельная семья. Это изменило весь уклад жизни монголов. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов Западной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Основная часть монгольских племен, в первую очередь те, кто жили на юге, в степных районах, были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были несметные табуны лошадей, стада рогатого скота, овец. Северные племена, жившие в лесостепной и лесной полосе, в основном занимались охотой, звероловством, рыбной ловлей. На огромных пространствах монгольских земель не было равномерного развития отдельных племен. Южные племена были наиболее развиты в хозяйственном отношении, наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные пастбища давали здесь возможность отдельным семьям выделяться в хозяйственном отношении. В первую очередь такую возможность получали племенные вожди-ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредотачивались тысячи голов скота, которые либо путем насилия, либо путем купли, заклада захватывали себе лучшие, наиболее удобные пастбища. Так формировалась племенная знать, племенная верхушка во главе с ханом. Основная часть скотоводов-аратов все чаще попадала в зависимость от богатой верхушки монгольского общества.

Создание первой государственной организации монголов связано с деятельностью Темучина, сына батыра Есугея, владельца крупного улуса, кочевавшего в долине Онона.

Тимучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона Есугей бахадура. По монгольскому преданию Темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его Оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. Рано (9лет) потеряв отца, в юности Темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки Онон и питаясь сырой рыбой.

Однажды предводитель тайчиутов, Таргутай-Кирильтук послал своих людей к стойбищу Темучина, и те захватили его в плен. На юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. Однако спустя какое-то время Темучину удалось бежать.

Сразу после этого началось великое восхождение Темучина к вершинам власти и могущества. Когда ему исполнилось 17 лет он женился на Борте (Дай-сечен отец Борте). Выдававшийся ростом и физической силой, а также своим незаурядным умом, сын Есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. Постепенно число его приверженцев росло, и в 1189 году Темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. После этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. Оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским родам. Вслед за тем Темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. Предводитель племени Ван-хан-самый могущественный владетель тогдашней Монголии-был убит. Следующими противниками стали найманы.

В 1204 году Темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. Их предводитель Таян-хан погиб. Затем пришла очередь меркитов , которые также были разгромлены. Однако их хан Токтая успел бежать. В 1206 году Темучин совершил поход на Алтай и окончательно победил найманского хана Кучлука и меркитского хана Токтою. Последний был убит, а Кучлук бежал в Семиречье. Таким образом, Темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.

В вопросе объединения выявилось 2 тенденции:

Большая часть аристократии предпочитали объединение на уровне племенной конфедерации с сохранением своей реальной власти на местах. Но это не могло обеспечить социально-политической стабильности, т.к. племенные союзы в Монголии разваливались также быстро, как и возникали. Носителем этой тенденции был Джамуха, которого поддерживали татары.

Тенденция к жёстко централизованному государству, сторонником которой был Чингисхан, поддерживаемый монголами.

Прежде чем стать великим ханом, Темучину пришлось свыше 20 лет вести жестокую борьбу со своими противниками, и ни его родной народ, ни его соседи не знали от него пощады. Темучину было уже за 40 лет, когда он вышел победителем из смертельной схватки за единоличную власть. В 1206 году на хурале - съезде всех монгольских князей - на берегу Онона он провозгласил себя их верховным повелителем - Чингисханом («великим ханом», «посланным небом») .

Все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. Так осуществилась на 52 году жизни Чингисхана давно лелеемая им мечта.

Описание работы

Актуальность темы исследования. Монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего, к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.

Содержание

ГЛАВА 1. Становление Монгольского государства…………………………………….…4
1.1.Монголия до образования государства…………………………………….…….4
1.2.Образование Монгольской империи……………………………………….…….4
ГЛАВА 2. Устройство жизни общества монгольской империи…………………….……..8
2.1.Общественное устройство. ……………………………………………………….8
2.2.Военное устройство Монгольской империи. ………………….……………….12
2.3. Судебная система Монголии в XIII веке по «голубой книге» указов Чингисхана…………………………………………………………………………………….16
ГЛАВА 3. Государственный строй………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………………...27

Общественный и государственный строй империи Чингизидов

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общественный и государственный строй империи Чингизидов
Рубрика (тематическая категория) Государство

Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.).

Монгольская империя - государст­во, созданное в Центральной Азии талантливым военачальником Темучином (Чингис-ханом) в начале XIII в. В короткое время монголы завоевали огромную террито­рию в Азии и Европе от Тихого океана до Адриатического моря и Цент­ральной Европы. Столицей империи стал ᴦ. Каракорум.

В 1206 ᴦ. на курултае - собрании представителœей монголь­ской знати - хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всœех монголов, получив титул Чингис-хана (Великого вождя). Он сумел создать боеспособную армию, в которой была введена желœезная дисциплина.

Вскоре Чингис-хан начал проводить захватническую поли­тику. В последующие пять лет монгольские отряды, объеди­ненные Чингисханом, покорили земли сосœедей, а к 1215 ᴦ. за­воевали Северный Китай. При помощи взятых на служ­бу к монголам китайских специалистов была создана эффективная администрация. В 1221 ᴦ. орды Чингис-хана разгромили основ­ные силы хорезмского шаха, затем покорили Среднюю Азию и Кавказ. В 1223 ᴦ. в битве на р.Калке передовой отряд монгольского войска разгромил объединённые силы русских князей. Русские действовали нерешительно, не всœе полки приняли участие в битве в связи с тем, что возглавляющие их князья занимали выжидательную позицию.

В 1237 ᴦ. огромное войско хана Батыя, внука Чингис-хана, вторглось в русские земли. Были покорены почти всœе княжества, города Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев и многие другие сожжены. До Новгорода монголы не дошли, но вскоре новгородцы вынуждены были согласиться на выплату тяжелой дани монгольскому хану.

В 1241 ᴦ. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. При этом из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи.

Еще при жизни Чингис-хан разделил свою империю на 4 улуса (области), во главе которых поставил своих сыновей. После его смерти, в 40-х гᴦ. XIII в. улусы постепенно превратились в самостоятельные государства. Западный улус, первоначально переданный по начало Джучи-хана, занимал огромную территорию от Иртыша до Дуная. В свою очередь данный улус был разделœен между сыновьями хана Джучи на два удела (юрта). На территории западного юрта͵ владении внука Чингис-хана - хана Батыя, образовалось государство, получившее название Золотой Орды.

Золотая Орда была основана в 1243 ᴦ. и представляла собой раннефеодальную монархию, воспринявшую влияние китайской политической культуры и сохранившую много элементов традиционной для монголов-кочевников догосударственной культуры. Для общественного строя монголов были характерны следующие особенности:

Кочевой и полукочевой образ жизни населœения;

Патриархальный характер рабства;

Значительная роль племенных вождей;

Иерархия кочевого землевладения.

Господствующее положение в обществе принадлежало богатым землевладельцам (ʼʼбелая костьʼʼ), они составляли монголо-татарскую кочевую аристокра­тию.

В первую группу феодалов входили хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу - наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу привилегированного населœения составляли нукеры - они входили в ближайшее окру­жение своего господина и находились на его иждивении. После принятия ислама в качестве государственной рели­гии значительную роль в Золотой Орде стало играть мусульманское духовен­ство.

Феодально-зависимое населœение называлось ʼʼчерной костьюʼʼ и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителœей городов. Крестьянское населœение разделялось на крестьян-общин­ников, имевших свой инвентарь, надворные постройки и т. д., и обедневших членов крестьянской общины.

Монголы, составлявшие ядро населœения Золотой Орды, вскоре стали растворяться среди массы покорённого ими тюркского населœения, прежде всœего - половцев (кипчаков). Уже к концу XIII в. монгольская аристократия и основная масса простых монголов настолько тюркизировались, что монгольский язык был почти вытеснен из официальной документации кипчакским языком.

Государство Золотой Орды воз­главлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии. Столицей государства первоначально был ᴦ. Сарай-Бату, построенный в 1254 ᴦ. на Волге.

Центральным органом управления в монгольском государстве был диван . В него входили четыре эмира , возглавлявшие улусы, на которые была разделœена территория Золотой Орды. Их работу координи­ровал визирь - номинальный глава правительства. Обычно эмиры являлись родственниками хана Орды и сохраняли определённую самостоятельность в местном управлении.

Государственная организация монгольского населœения соответствовала её военной организации. Она основывалась на древней де­сятичной системе. Все населœение улусов было разделœено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделœений яв­лялись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

Своего наибольшего расцвета Орда достигла в 1313 ᴦ., после прихода к власти в результате междуусобной феодальной войны хана Узбека. При нём в Золотой Орде стал весьма распространён ислам. Армия Узбека насчитывала более 300 тыс. воинов. С её помощью он подчинил Синюю Орду (восточная часть империи) и усилил власть над всœеми покорёнными землями, в т.ч. - над Русью.

Начало распада Золотой Орды относят к 70-м гᴦ. XIV века, а во второй половинœе XV в. Орда окончательно распалась на несколько самостоятельных государств.

Общественный и государственный строй империи Чингизидов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественный и государственный строй империи Чингизидов" 2017, 2018.

Урок по истории для 7 класса:

Образование Монгольской империи.

Создание Монгольских улусов.

Цель урока: выявить характер монгольских завоеваний, дать понимание исторической роли

Монгольской империи в истории Казахстана.

1. Обучающая : Учить анализировать, характеризовать, обобщать, делать выводы.

2. Развивающая: продолжить формирование умений выполнять сравнительный анализ,

развивать логическое мышление;

3. Воспитывающая : воспитывать уважение и любовь к родине, воспитание трудолюбия,

творческого мастерства.

Тип урока: интерактивный, системный подход, беседа.

Вид урока : смешанный

Метод урока : изучение новой темы.

Материалы и оборудование : наглядности.

План урока:

I . Организационный момент.

II . Опрос домашнего задания.

1. Вопросно- ответная беседа

2. вывод

III . Изучение нового материала

1.учебно- поисковая работа

IV . Закрепление темы:

1. Вопросно- ответная беседа

2.Вывод

V . Домашнее задание .

Ход урока:

I .Организационный момент.

1. Приветствие с учениками.

2. Подготовка к уроку.

II . Опрос домашнего задания

1- Что способствовало развитию науки в Казахстане?

2. Что вы знаете об Абу Насыре аль-Фараби?

    Кто был первым тюркским ученым-языковедом? Автором какого известного труда он является?

    Расскажите о Юсуфе Баласагуни.

    В чем заключается смысл стихотворных строк, касающихся язы­ка и образованности?

    Запишите в тетради по истории сведения о Ходжа Ахмеде Йасауи.

III . Новая тема: § 21 Образование Монгольской империи . Создание Монгольских улусов.

Создание Монгольской империи. Монгольские племена, гра­ничившие с Керейским, Найманским и Жалаирским ханствами, в начале XIII века жили между собой то в дружбе, то в раздорах. По сведениям летописи «Сокровенное сказание», Керейское ханство и монгольские племена в тот период находились в мирных, добрососед­ских отношениях. Большую роль в воспитании будущего великого монгольского хана Чингисхана сыграл керейский хан Торы. Основатель первой монгольской империи Чингисхан (в дет­ские годы - Темучин) родился в 1155 году (по некоторым источ­никам, в 1162 году) в местности Кендитау на берегу реки Онон в Монголии в семье Есугей-батыра. Отец его погиб в схватке с мон­гольским племенем татар, когда Темучину исполнилось 9 лет.

В 1206 году в междуречьи Онона и Керулена состоялся курул­тай кочевой знати - сторонников Темучина, к тому времени хана не­скольких монгольских племен, на котором он торжественно, под раз­вевающимся белым священным знаменем, был провозглашен великим всемонгольским ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Те-мучином имя Чингисхан, заменившее его прежнее. Также, объединив все монгольские племена под властью единого вождя, курултай создал Монгольскую империю, избрав ее великим ханом Чингисхана.

Общественный строй Монгольской империи. Чингисхан еди­нолично управлял Монгольским государством. Его окружали ве-зиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов. В каждом было по 10 тысяч воинов. Тумены в свою очередь состояли из аймаков. Каж­дая тысяча воинов делилась на десять сотен, сотня - на десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживавшие его нойоны - представители мон­гольской знати. В военном отношении вся Монголия и ее населе­ние подразделялись на три военно-административных улуса: Пра­вое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное кры­ло (Кул). Эти крылья управлялись на основе деления их на выше­указанные тумены. Чингисхан поручил охрану и защиту системы управления им­перией самому преданному и сильному из туменов, а самой отбор­ной из тысяч - свою личную охрану. Но и за ними осуществлялся строжайший контроль.

Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингис­хана и конкретные, неукоснительно выполняемые условия по управ­лению страной. Вторая часть содержала общие законы по военным и гражданским делам и различные правила, установления по наказа­нию нарушителей этих законов.

По «Ясе» высшим органом государства был курултай - учре­дительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. Глав­ным образом на нем разрабатывались планы предстоящей войны. Решались также вопросы, где должен состояться сбор войск, и сколько людей обязаны выделить каждая семья, род и племя для выполнения воинской службы. Определялись на курултае и сроки начала войны. Кроме того, на нем обсуждались внутренние вопро­сы жизни империи.

Создание улусов. Завоеванные территории Чингисхан поде­лил между своими четырьмя сыновьями. Земли Казахстана пол­ностью перепгли в руки его трех сыновей. Розданные земли стали называться улусами.

Улусу Жошы (Джучи), старшего сына Чингисхана, принадле­жали земли к востоку от Иртыша до Восточной Европы, куда дош­ли монгольские завоеватели. На территории Казахстана к улусу Жошы относились восточная часть Дешт-и-Кыпчакской степи, Приаралье, нижнее течение Сырдарьи и северо-восточная часть Жетысу, весь Центральный, Северный и Западный Казахстан. Судя по некоторым источникам, центр улуса находился на берегу Ир­тыша, а по другим - у слияния рек Сарысу и Кенгир. По всей ве­роятности, вторая версия ближе к истине, потому что захороне­ние Жошы (Джучи) находится в местности этого междуречья.

В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили юг и юго-восток Казахстана (Жетысу), а также Средняя Азия. Центром улу са являлся город Алмалы. Летняя ставка Чагатая располагалась в местности Куяш на берегу реки Или. В состав улуса входили так­же земли Восточного Туркестана.

Во владения улуса Угедея, третьего сына Чингисхана, входи­ли земли Западной Монголии, Алтая, Тарбагатая, верхнее тече­ние Иртыша. После получения титула хана он жил в Каракоруме на берегу реки Орхон. Младший сын Чингисхана Тулуй правил Монголией.

Между этими улусами, которые управлялись путем насилия и произвола, не было никаких политических, экономических и эт­нических связей. Между улусами все время происходили междо­усобные распри за власть и захват территории. Со временем, пос­ле смерти Чингисхана в 1227 году, родственные отношения меж­ду его сыновьями были практически прекращены. После смерти в 1259 году великого монгольского хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.

IV . Закрепление темы:

Расскажите о создании Монгольской империи. Что вы знаете о курултае кочевой знати, на котором великим ханом был избран Темучин? Каков был общественный строй империи? Что такое «Яса»?

Запишите в свети тетради по истории сведения о завоевании мон­голами соседних стран.» В какое время монголы стали завоевывать территорию Казахстана?

    Какие города оказали монголам ожесточенное сопротивление?

    Какие последствия для Казахстана имело монгольское наше­ствие?

    В состав каких монгольских улусов вошли земли Казахстана?

Вопросы для самопроверки

1. Укажите год создания Монгольской империи Чингисхана.

A. 1155 г.С. 1207 г.

B. 1206 г.D . 1208 г.

2. На какое количество административных владений - туменов была
разделена Монгольская империя?

A. на 59С. на 95

B. на 80D . на 55

3. В каком году монголы вторглись в Жетысу?

A. в 1207 годуС. в 1218 году

B. в 1217 годуD . в 1219 году

4. В каком году монголы осадили и захватили город Отрар?

A. в 1218 годуС. в 1217 году

B. в 1219 годуD . в 1211 году

V . Домашнее задание . ПОВТОРИТЬ



Похожие публикации