Особенности поэтической речи и стихосложения. Особенности поэтической речи и стихосложения Особенности поэтической речи

1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки теории и истории русского стиха» приводит любопытное высказывание на сей счет французского исследователя стиха: «Говорить стихами значит самой мерностью своей речи как бы высказывать: «Яслишком страдаю или слишком счастлив, чтобы выразить то, что чувствую, обыкновенным языком» .

Повышенная эмоциональность, эффектность обусловливает непосредственность, искренность и задушевность в выражении мыслей и чувств. Поэзия – это самовыражение, исповедь, поэт, как близкий друг, раскрывает свою душу перед читателем. «Я сердцем никогда не лгу», говорит С.Есенин. А известный критик К.Зелинский имел основания сказать: «В строчках стихов Есенина бьется обнаженное сердце поэта».

2. Вторая важная особенность стихотворной речи - ритмичность. Ритм - равномерная повторяемость определенных элементов во времени или в пространстве. Ритму принадлежит огромная роль в жизни природы и человека.

Ритм составляет основу строения и движения материи: ритмичны смена времен года, дня и ночи, ритмичны у человека дыхание, биение сердца, движения. Ритм в стихотворении - это равномерная повторяемость определенных речевых единиц во времени. Ритмичный строй стиха оказывает эмоциональное воздействие на читателя, создавая определенное настроение. Что же повторяется в стихе? Прежде всего, повторяются строки. Основной ритмической единицей стиха является с трока - стих в собственном смысле слова. Однако повторяются определенные речевые единицы и внутри строк. Например:

Буря | мглою | небо | кроет

Сейчас мы не будем уточнять, какие это речевые единицы, а просто отметим это как факт. Повторяются созвучия в конце строк - рифмы, повторяются группы строк строфы. Стих - явление полиритмическое: ритм охватывает внешнюю и внутреннюю ткань стиха. Ритм - «основная сила, основная энергия стиха» (В.Маяковский).

Художественной прозе также присущ ритм, однако, во-первых, он не так сильно выражен, а во-вторых, имеет переменный характер.

3.Особая интонация. Стиховое слово по своей интонации близко слову поющемуся (С.Бонди). Не случайно сами поэты называют себя певцами, а стихи песнями. Стих читается в соответствии с ритмом, в определенной музыкальной тональности. Один исследователь справедливо заметил, что если стих прочитать в соответствии с правилами грамматики, следуя только знакам препинания, логическим ударениям и лог ическим паузам, то от него ничего не останется. Нельзя «прозаизировать» стих в чтении, но нельзя впадать и в напевную монотонность, которой грешат некоторые современные поэты.


4. Ритмические паузы. В отличие от логических пауз в коште предложения или периода, выражающих законченную мысль, ритмические паузы в стихе определяются ритмом. Постоянные ритмические паузы всегда в конце строк, независимо от того, совпадают ли строки с предложением или нет. В длинных строках всегда есть ритмическая пауза в середине строки - цезура .

Большое значение ритмическим паузам придавал В.Маяковский. В его стихах они наполняются смыслом и выделяются графически с помощью «лесенки». В статье «Как делать стихи?» поэт свое понимание роли паузы показывает на примере строк Пушкина из «Бориса Годунова»:

Довольно, стыдно мне

Пред гордою полячкой унижаться...

Маяковский считает необходимым такое написание этих строк:

Довольно,

стыдно мне... .

5.Наличие рифм - созвучий в конце стихов. Рифмы имеют ритмико-интонационное и смысловое значение.

6.Строфическое построение. Строфа - группа стихов, объединенных по интонационно-смысловому принципу и по способу сочетания рифм. Строфа всегда выражает законченную мысль или рисует целостную картину.

7. Насыщенность тропами и фигурами. Это объясняется тем, что
стихотворная речь - аффектная. Именно в состоянии волнения человек
прибегает к различного рода уподоблениям и эмоциональным
высказываниям.

Сделаем некоторые выводы. В искусстве слова существует два разных типа художественной речи-поэтическая и прозаическая. Поэтическая речь эмоциональная, оценочная, монологическая, насыщенная тропами и фигурами.

Прозаическая речь – простая и естественная, отличающаяся точностью и конкретностью. Глубокие мысли о своеобразии прозаической речи высказал М.Бахтин. Принципиальное отличие прозы, по его мнению, состоит в том, что в ней предстает «изображенная речь». Это означает, что в прозе речь является не только средством изображения, но и предметом изображения. Задача прозаика - «изобразить» речь так, «чтобы в произведении при простом его чтении про себя были как бы слышны живые голоса автора и героев» . В прозе индивидуализация речи персонажей первое и непременное условие художественности. В поэзии индивидуализация речи, то есть «изображение» ее совершенно не обязательна.

Стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего - важнейший принцип художественного мышления Есенина, поэтому всеобщий метафоризм - один из основных законов его поэтического мира. В его поэзии мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека. Единство есенинского поэтического мира - в него одушевленности. Оно приводило поэта к мысли о том, что все люди - «братья» (Жирмунский 2000: 110).

Одной из основных формально-содержательных единиц поэзии является поэтический образ, который может по-разному формироваться звуковыми комбинациями, сопоставлениями и противопоставлениями, ритмико-методическими способами, словообразовательными смещениями и новыми морфологическими делениями, всем разнообразием грамматических и словесно - семантических средств речи. Вместе с тем образ структурно входит в систему соотношений, составляющих единство целого (Прокушев 1998: 127).

Следует отметить, что поэтичность стихов зависит не только от комбинации тех или иных художественных средств внутри поэтического образа, но, прежде всего от сочетания, связи этих образов в стихотворном произведении и творчестве поэта в целом.

С одной стороны, поэтические образы организуются Есениным в произведения, из которых составляются циклы и книги, а с другой - отдельное слово, художественная деталь или образ в рамках цикла или книги превращается в сквозной образ или мотив, в образ персонажа, лирического героя или автора. Совокупность же всех этих единиц и составляет поэтический мир Сергея Есенина.

Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Целый ряд фольклорных жанров: былины, частушки, обрядовые, лирические, исторические песни и сказки - получили свою собственную жизнь в его стихотворениях. Крестьянский мир не просто описан Есениным, поэт заглянул ему в «душу» и увидел «нежность грустной русской души», увидел героическое в нем, запечатленное исторической песней и былиной.

В дореволюционном творчестве Есенина прослеживается прямое воздействие на поэта народной поэтической культуры, «стихи народной песни, выплескивавшейся из окошек сельских хат и изб на «Рязанские раздолья», стала одной из причин, побудивших Есенина к собственному сочинительству, и послужила ему художественным образцом», - говорит в этой связи Е. Самоделова (Цит. по: Марченко 2000: 99).

В этот период для стиля Есенина характерно образование устойчивых эпитетов с помощью существенных типа: «Схимник - ветер шагом осторожным // Мнет листву по выступам дорожным».

Сердце - вещун, мать - голубица, сокол - ветер, березка - невеста, девица - вьюга, лес - хородовик, туча - борода, месяц - ягненок - вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лабораторий народного творчества, секреты которого он узнал досконально: «Это все есть у народа, - говорил он - мы тут только наследники Народа. Это только надо найти, услышать, прочитать, осмыслить» (Цит. по: Марченко 2000: 99).

К этому же этапу есенинского творчества можно отнести и стихотворения, подчеркнуто «портретирующие фольклорные источники»:

Ты играй, гармонь, под трещель,

Осыпай, плясунья, дробь!

На платке краснеет вензель,

Знай прищелкивай, не робь! (Есенин 1999: 357).

Говоря о воздействий фольклора на творчество Сергея Есенина, нельзя не отметить, что оно связано с активным использованием нелитературных языковых форм, в частности диалектизмов, фонетических, морфологических, синтаксических, лексических, семантических.

Идеи, темы, мотивы и образы, композиционно связанные воедино, воплощаются Есениным с помощью систем различных художественных приемов и средств, которые наиболее близки ему и взяты из богатого арсенала народного творчества. При этом он развивает и обогащает народные художественные приемы, создавая свои неповторимые образы, свой поэтический мир. «Узловая связь природы с сущностью человека» и его творчества, глубинная связь Есенина с устной народной поэзией «заставила» его положить в основание своей художественной системы прием олицетворения, наложивший отпечаток на всю систему речевых средств поэта (Есин 2004: 122). Примечательно то, что эволюция речевых систем поэта шла от олицетворения к сравнению, от метафоры к «есенинскому символу» - внешне простому образу, несущему скрытый, глубинный смысл. Образного воспроизведения действительности поэт достигает умелым употреблением сравнений, которыми он выделяет и показывает наиболее яркие и существенные признаки предметов, явлений, чтобы вскрыть более глубоко их сущность.

Сравнение - это такое сопоставление двух образов, в котором один из них привлекается для более яркого изображения другого и имеет, следовательно, вспомогательное значение. Построенные на сближении двух или, что гораздо реже, нескольких явлений, предметов, процессов, сравнения призваны образно пояснить одно явление через другое на основе или реального сходства явлений, или субъективного представления о них говорящего, пишущего.

Сравнения придают большую изобразительность описанию, помогают понять способы воплощения мысли и чувств в слове. Сравнение - одно из самых распространенных поэтических средств изобразительности у Есенина. И здесь проявилась его тонкое поэтическое мастерство, присущее только большим художникам слова: его сравнения точны и яркие (Арзамасцева 2000: 223).

Обычно есенинские сравнения - не психологическая мотивировка, а конкретный зрительный образ человека, состояния природы; чаще они включаются в конструкцию посредством союза, реже входят в нее непосредственно. Есенин сравнивает различные понятия: предметы и вещи, качества и свойства, действия, процессы и состояния. Сравнение действий, процессов, состояний обычно происходит союзным способом (с помощью сравнительных союзов как, что и словно).

Облако, как мышь, подбежал и взмахнул

В небо огромным хвостом.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна (Есенин 1978: 189).

Бессоюзные сравнения также встречаются редко:

Руки милой - пара лебедей

В золоте волос моих ныряют (Есенин 1978: 189).

Есть у Есенина сравнения, выраженные именем существительным в творительном падеже. Собственно, эти выражения являются не столько сравнениями, сколько уподоблениями, например:

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Опять весенним гулом

Приветствует нас дол,

Младенцем завернула

Заря луну в подол (Есенин 1978: 190).

Таким образом, сравнения рождаются, живут, умирают, и воскресают вновь. И поэтому искусство сравнения постоянно ищет новые сочетания, новые отношения во всем, пересматривает привычные представления о «высоком» и «низком», помогая тем самым ощущать свою кровную причастность к жизни. Его чуткое импрессионистическое мировидение, умеющее постичь значительное в малом, мастерски вычленяло из синкретических картин индивидуальное, не нарушая при этом внутреннего единства:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Зеленое вымя сосет (Чернец 2004: 545).

Следует отметить, что в основе большинства есенинских тропов лежит глагол: предметы, явления и существа сопоставляются по их действиям «Вечер, как сажа, льется в окно», то есть вечер льется в окно, как льется сажа, хотя смысл сравнения в том, что вечер черен как сажа. Это сравнение объясняется тем, что поэт считал глагол главным двигателем русской речи, а сопоставление предметов через «сходственность в движении» - основным для всей русской поэзии. Так, на основе простых сопоставлений Есенина создает сложные сравнительные композиции, делая распространенным один или оба члена структуры:

О месяц, месяц!

Рыжая шапка моего деда,

За кинутая озорным внуком на сук облака (Есенин 1999; 200).

Позднее у поэта появляются отрицательные сравнения:

Не заутренние звоны, а венчальная переклик… (Есенин 1999; 201).

Не кукушки загрустили - плачет Танина родня… (Есенин 1999; 202).

Оно постепенно приобретает глубоко психологический, чисто есенинский смысл («… мир мне не монашья схима»). Есенин спорит с самим собой и с другими, спорит с прошлым. Отрицательные сравнения Есенин использовал и при передаче чувств смятения, неопределенности или непонятности явления:

Немолчный топот, громкий стон,

Визжит тачанки и телеги.

Ужель я сплю и вижу сон,

Что с копьями со всех сторон

Нас окружают печенеги?

Не сон, не сон, я вижу въявь,

Ничем не усыпленным взглядом (Есенин 1999; 378).

Так осложняются сравнения и олицетворения в творчестве Сергея Есенина.

В палитре изобразительных средств языка Есенина особое место занимает метафора - важнейший способ создания переносных значений слов и словосочетаний. Поэтическая метафора - важный элемент художественной авторской системы. Тесно связанная с художественным образом, поэтическая метафора стимулирует творческое воображение читателя в ходе восприятия произведения. Есенин часто прибегает к метафоре как средству изобразительности, подвергая метафорическому употреблению названия живых существ и природные явления (Ржевусская 1999: 145).

Посредством метафор он создает замечательные словесные образы - портреты, образы - картины, передает тончайшие оттенки чувств, состояния природы. Больше всего у Есенина встречаются глагольные метафоры, использованы для яркого изображения явлений природы:

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка (Есенин 1999; 27).

Описывая природу, Есенин наделяет ее антропоморфическими чувствами. Все глаголы метафоричны («зазывает», «дремлет», «улыбнулась», «обрядилась», «шепчет», «пляшет», «ползает», «гуляет», «прячет»): они обозначают действия, присущие человеку, но не дереву, дороге, реке, месяцу. Многие глаголы, обозначающие состояние неживых предметов, выражают чувства и состояние человека, способного ощущать, воспринимать, представлять себе, логически осмыслять описанные в стихах явления. Одухотворяя природу, Есенин делает ее понятнее, ближе и ярче. Природа у него, как и человек, может быть веселой и грустной, радостной и печальной, ясной и суровой. Таким образом, метафора Есенина, несомненно, антропоморфичны, но основа большинства из них реалистическая. Ни вообразить, ни представить себе этого нельзя. А если за словами не возникает конкретно - предметный образ, - значит образа нет. Слова «освобождаются» от содержания. К счастью, период увеличения поэта абстрактной символикой оказался кратковременным, и подобные метафоры для его стихов не характерны. Метафора, являясь одночленом, оказывается структурно беднее и потому реже принимает сложную форму.

Другим не менее действенным средством изобразительности является у Есенина эпитет. Эпитет - такое определение предмета, в котором отражается индивидуальность самого писателя. До сих пор среди филологов существуют разногласия по вопросу о том, какими частями речи может быть выражен эпитет. Нам кажется, что в качестве эпитета могут выступать те части речи, которые обозначают признаки и свойства предметов: прилагательное, причастие, иногда существительное. Не может быть эпитетом наречие, ни когда оно не определяет глагол («далеко звенят голоса»), ни когда, сочетаясь с прилагательными, оно становится частью сложного слова («как морская волна, я беспечно волна»). У Есенина наиболее часто встречаются эпитет - прилагательное в полной и усеченной форме (Капачева 1999: 203).

Эпитетам Есенина свойственна, прежде всего, исключительная яркость, определенность и пластичность; их большей частью легко себе представить, возможно, потому, что часто они обозначают чистый, «резкий» цвет.

Загорелась зорька красная

В небе темно - голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом (Есенин 1999; 28).

В поэтической образности Сергея Есенина важное место занимает цветопись. Сергей Есенин использует огромное количество имен прилагательных для обозначения цвета. Характерно для палитры поэта использование прилагательных желто-золотого оттенка: желтый, золотой, злаченый, лимонный, например:

Но им в ответ

Лишь улыбались дали

Да наша жидкая

Лимонная заря (Есенин 1999; 333).

У Есенина нами было отмечено употребление имен прилагательных для обозначения цветов красного тона: красный, алый, розовый, багровый, багряный, например:

Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань.

Я пришел к твоей вечерне,

Полевая глухомань (Есенин 1999; 334).

Реже поэтом используется малиновый, маковый, вишневый, рдяный, огненный, огневой, кровавый, типа:

Уже давно мне стала сниться

Полей малиновая ширь

Спит он, закрытый землей,

С чистой душой, со святыми порывами,

С верой зари огневой (Есенин 1999; 336).

С белом цветом в поэзии Есенина связана многосмысленность и многозначность, философичность бытия, например:

Не омрачен твой белый рок

Твоей застывшею порою… (Есенин 1999; 337).

В русском языке имеется символика цветов: черный - цвет печали, белый - цвет юности, невинности. Через контрастные прилагательные белый - черный поэт выражает раздумья о своей жизни. Это характерно для цикла «Москва кабацкая», когда болезненно ощущается разрыв между той средой, в которой Есенин оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств, например:

Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать

Вижу сон. Дорога черная.

Белый конь. Стопа упорная (Есенин 1999; 338).

Когда Есенин говорит о чистом чувстве юности он пишет: «Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом». «Голубой» - один из любимых цветов Есенина, потому он встречается у него так часто.

Я покинул, родимый дом

Голубую оставил Русь (Есенин 1999; 401).

О боже, боже, эта глубь -

Твой голубой живо (Есенин 1999; 400).

Любит Есенин и синий цвет. («Я хочу покоя. В синюю эту погоду», «Весенний вечер. Синий час», «Синий май. Заревая теплынь»). Синий - мягкий, умиротворяющий цвет целительно действует на поэта, смягчая остроту восприятия жизни. Сквозь призму синего, как и голубого цвета, природа воспринимается нежной и ласковой. Эти цветовые эпитеты органически входят в художественную ткань стиха и придают ей особые эмоциональные оттенки.

Третий любимый цвет, проходящий лейтмотивом через всю цветовую гамму есенинской поэзии, - золотой (Галкина-Федорук 1999: 200).

И горят снежинки

В золотом огне (Есенин 1999; 398).

Лучи ярко - золотые

Осветили землю вдруг (Есенин 1999; 399).

Помимо полной формы имен прилагательных, Есенин использует и краткую, которая встречается в стилизованных под народные произведениях, например:

Погадала, красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик

Не белы снега по-над Доном

Заметали степь, синим звоном (Есенин 1999; 179).

Зрительное восприятие художника угадывало, улавливало во всем неповторимость, сказочность. Отличительная особенность есенинской цветописи - матирность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе, динамичные, мелодичные, броские, звучащие (Чернец 2004: 545).

Единство цвета и звука у Есенина используется в стихах; передающих различные ситуации из мира животных:

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой нале со дней;

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля (Чернец 2004: 545).

Инверсии, используемые в тексте, создают свои собственные фонационные, силлабические и стилистические акценты, необходимые, усугубляющие выразительность его стиха. Другим важным для Есенина поэтическим средством является прием символизации. Отталкиваясь от народной и религиозно-библейской символики, поэт пошел значительно дальше, создав на их основе свои, сугубо есенинские символы в пределах собственной художественной системы. Символами становятся как отдельные слова («заря» - революция, новая жизнь; «голубой» - молодость), так и целые словосочетания и структуры.

Из вышеизложенного следует вывод, что Есенин, создавая свою образную систему, переходил от преимущественного изображения природы к отражению человека, от предельного мира - к социальному, от внешнего - к внутреннему, от метафорической усложненности - к естественной простоте, к созданию неповторимых есенинских образов и символов.

Творчество Есенина отличается многообразием художественно-философских поисков. Отсюда сложность есенинской поэтической системы. Но силой своего мироощущения, воображения, таланта поэт сумел переплавить все эти противоречивые компоненты и слить их в единый, целый и художественный мир.

2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Стих – строка в стихотворном произведении. Строфа (от греческого букв, поворот) – в стихосложении – группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика – от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы – четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе). Рифмовка Рифмы бывают мужские (когда ударение падает на последний слог в строке) и женские “когда последний слог в строке безударный). Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе. 1. Парная рифмовка – в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема – АА. 2. Перекрестная рифмовка – в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й. Схема – АБАБ. 3. Кольцевая – в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й. Схема АББА. Стопа – повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное – ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер. Двусложные размеры В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов – одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр. : “Мчатся тучи, вьются тучи…” – Пушкин. Или “Выхожу один я на дорогу…” – Лермонтов. Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге. Напр. “Я вас; любил, любовь еще, быть может… ” – Пушкин. Или “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” – Пушкин. Пиррихий – условное название пропуска схемного ударения в хореических и ямбических размерах. Напр. “Три девицы под окном” Пушкин. (трехстопный хорей с пиррихием на месте первой стопы). Или “И лучше выдумать не мог” – Пушкин. (четырехстопный ямб с пиррихием на месте третьей стопы). Спондей – условное название сверхсистемного ударения в стопе хорея или ямба. Напр.: “Швед, русский, колет, рубит, режет” – Лермонтов. Трехсложные стихотворные размеры Состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Дактиль (от греческого букв, палец) – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Напр. “В полном разгаре страда деревенская… ” – Некрасов. (четырехстопный дактиль) Амфибрахий (от греческого букв, с двух сторон краткий) – трехсложный метр с ударением на втором слоге. Напр.: “Гляжу, как безумный, на черную шаль… ” – Пушкин. (четырехстопный амфибрахий). Анапест (от греческого – обратный дактилю, буквально – отраженный назад) – трехсложный метр с ударением на третьем слоге. Напр. : “Что ты жадно глядишь на дорогу…” – Некрасов. (трехстопный анапест) Аллитерация – повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. Является мощным художественно-изобразительным средством. Напр. : “Пора, перо покоя просит…” – Пушкин. Звукоподражательная аллитерация: в басне Сумарокова лягушки говорят: “О как, о как, нам к вам, к вам, боги, не гласить?..” В древнескандинавской и древнегерманской поэзии получил распространение так называемый “аллитерационный стих”, где в каждой строке по меньшей мере 2 или 3 слова должны были начинаться одним звуком. Ассонанс – повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке. Также является изобразительным средством, составляет основу так называемых “неточных рифм”, в которых совпадает ударный гласный и не совпадает согласный: рука – стена – удар – взмах и т. д. Был широко распространен в средневековой романской поэзии (“Песнь о Роланде”).

Главная функция речевой деятельности – коммуникация, то есть связь, общение между людьми. Литературный язык делает возможным создание текстов, которые обладают, помимо коммуникативной, еще и поэтической (или эстетической) функцией. Литературный язык изучается поэтикой, речевая деятельность людей (в том числе поэтов и писателей) – стилистикой. Это наука о конкретном использовании языка в тех или иных стилях речи. Функциональные стили речи – это разговорная речь, деловая, научная, ораторская, специально-профессиональная, наконец, поэтическая речь, характерная для художественной литературы и особенно для лирической поэзии. В ней доминирует поэтическая функция, которая в других стилях выступает лишь как сопутствующее явление. Доминирование поэтической функции не исключает и других функций высказывания – экспрессивной, коммуникативной (познавательной), только подчиняет их главной, эстетической цели.

К важнейшим свойствам поэтической речи относятся следующие:

1) Оригинальная, необычная подача слова, вырванного из схематических, привычных связей и поставленного в непривычные, странные обстоятельства, сочетания («овдовевшая лазурь»). У Достоевского можно встретить выражения, которые говорят о нарушении норм словоупотребления: «В глазах его было что-то лупоглазое» («Братья Карамазовы»). Но у художника свои законы и права. Такая подача слова нарушает автоматизм применения слова.

2) Высокий уровень языковой организации. Это упорядоченность, которая выражается в делении на главы, сцены, строфы, это ритмико-композиционная организация в поэзии, наличие многочисленных стилистических фигур (параллелизмы, анафоры, эпифоры, градация, композиционные стыки, рефрены и т.д.)

3) Высокая степень полисемии (многозначность), причем эта полисемия не имеет стихийного характера, как в разговорном языке, а организуется целенаправленно. Образцом полисемии в художественной речи считается метафора.

4) Непереводимость поэтических высказываний на иной тип речи; данное содержание неотрывно от своего одноразового словесного выражения. В пересказе оно теряет поэтичность.

5) Особая звуковая организованность речи (аллитерации, ассонансы).

6) В художественном произведении на первый план выдвигается обычная человеческая речь. Часто в художественной речи возникают речевые портреты персонажей.

В художественном языкотворчестве особая роль принадлежит сравнению. Это главный способ образования новых представлений. Если А как Б, тогда в А мы открываем новые смыслы. Новый образ творится в силу того, что художник вводит равнозначащие, чуждые друг другу слова и понятия в системные отношения (Например, заржавевшая дверь в описании первой улыбки воскресающей Наташи Ростовой, простодушно непоэтичное определение духовного обновления Пьера Безухова – «морально из бани»). Сравнение служат для косвенной характеристики явления: «Мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир». Художественные сравнения могут быть короткие и развернутые. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» высказывает свой взгляд на реальное значение народной массы и истории при помощи развернутого сравнения, которое выражено в следующей образной формуле: «…до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору с своею утлою лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека».

Стих — строка в стихотворном произведении.

(от греческого букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы — четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

Рифмовка

Рифмы бывают мужские (когда ударение падает на последний слог в строке) и женские «когда последний слог в строке безударный).

Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе.

1. Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.

2. Перекрестная рифмовка — в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й. Схема — АБАБ.

3. Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й. Схема АББА.

— повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное — ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер.

Двусложные размеры

В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов — одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр.: «Мчатся тучи, вьются тучи...» — Пушкин. Или «Выхожу один я на дорогу...» — Лермонтов.

Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге. Напр. «Я вас; любил, любовь еще, быть может...» — Пушкин.

Или «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» — Пушкин.

Пиррихий — условное название пропуска схемного ударения в хореических и ямбических размерах. Напр. «Три девицы под окном» Пушкин.

(трехстопный хорей с пиррихием на месте первой стопы).

Или «И лучше выдумать не мог» — Пушкин.

(четырехстопный ямб с пиррихием на месте третьей стопы).

Спондей— условное название сверхсистемного ударения в стопе хорея или ямба. Напр.: «Швед, русский, колет, рубит, режет» — Лермонтов.

Трехсложные стихотворные размеры

Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.

Дактиль (от греческого букв, палец) — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Напр. «В полном разгаре страда деревенская...» — Некрасов.

(четырехстопный дактиль)

Амфибрахий (от греческого букв, с двух сторон краткий) — трехсложный метр с ударением на втором слоге. Напр.: «Гляжу, как безумный, на черную шаль...» — Пушкин.

(четырехстопный амфибрахий).

Анапест (от греческого — обратный дактилю, буквально — отраженный назад) — трехсложный метр с ударением на третьем слоге. Напр.: «Что ты жадно глядишь на дорогу...» — Некрасов.

(трехстопный анапест)

Аллитерация — повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. Является мощным художественно-изобразительным средством. Напр.: «Пора, перо покоя просит...» — Пушкин. Звукоподражательная аллитерация: в басне Сумарокова лягушки говорят: «О как, о как, нам к вам, к вам, боги, не гласить?..»

В древнескандинавской и древнегерманской поэзии получил распространение так называемый «аллитерационный стих», где в каждой строке по меньшей мере 2 или 3 слова должны были начинаться одним звуком.

Ассонанс— повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке. Также является изобразительным средством, составляет основу так называемых «неточных рифм», в которых совпадает ударный гласный и не совпадает согласный: рука — стена — удар — взмах и т. д.

Был широко распространен в средневековой романской поэзии («Песнь о Роланде»).

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Особенности поэтической речи и стихосложения. И в закладках появилось готовое сочинение.



Похожие публикации