Практическое занятие по дифференциации г к. Тема: дифференциация согласных г-к

Конспект занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме"

Подгрупповое занятие

Цель: дифференциация звуков и букв Г-К

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить детей различать буквы К и Г и звуки, которые они обозначают в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

Коррекционно-развивающие : развивать фонематический слух, анализ и синтез; развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность при оформлении записей в тетрадях, умение слушать товарищей .

Оборудование: написанные слова с пропущенным слогом; предметные картинки; мяч.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте дети. Сегодня наше занятие мы начнём с загадок.

В воде купался да сух остался.

(гусь)

Не зверь, не птица, а нос как спица.

(комар)

Какой первый звук вы слышите в слове «гусь», « комар»?

2. Сообщение темы занятия:

Будем различать буквы Г и К и звуки, которые они обозначают.

Дети дают характеристику звуков.

-[г]-согласный, звонкий, на письме обозначается буквой Г.
-[к]-согласный, глухой, на письме обозначается буквой К.

3.Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка-трубочка»

«Толстушки-худышки»

«Лопатка»

«Иголочка»

«Качели»

4. Внимательно слушайте и повторяйте слоги

га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

5. Игра «Доскажи словечко». Логопед показывает написанное слово с пропущенным слогом. Учащиеся называют этот слог. По слогам вспоминают слова.

РУ -, - ЗЕТА, МА - ЗИН, СОБА -.


6. Игра "Листики дрожат – не дрожат”.


Логопед называет слова, если дети слышат в слове [г] - шевелят пальцами (листики дрожат), если слышат [к] – листики не дрожат.

7.Работа с картинками. Дети получают набор картинок.

Запишите слова в два столбика 1-с буквой Г, 2-с буквой К

огурцы, горох, морковь, лук.

8. Физминутка.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

9. Составьте предложения из данных слов и прочитайте

Дифференциация Г – К в словах

Цель: развитие умения различать звуки и буквы г-к устно и на письме.

Ход занятия:

I . Повторение.

Ребята, давайте вспомним, что такое звук и буква.

(Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем)

II . Знакомство с темой

Послушайте стихотворение С.Погореловского «Как Мишка деда рассердил». А потом ответите на вопрос: В чемзаключалась ошибка Миши?

Пишет Миша – Михаил:

«Дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты

Дедовы портреты!

Нет, - сказал сердито дед, -

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктант он в школе,

А думал о футболе.

Оттого – то КОЛ

Превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ

Получил он КОЛ!

В чем заключалась ошибка Миши?

Какие два значения имеет слово КОЛ?

Назовите первые звуки в словах - КОЛ, ГОЛ.

Что общего в этих звуках (звуки К, Г – согласные)

Чем различаются эти звуки? (звук г – звонкий, а к - глухой)

III . Закрепление.

    Соотнести звуки с буквами к, г

Задание: найдите букву, соответствующую звуку [к]; найдите букву, соответствующую звуку [г].

    Игра «Доскажи словечко». Подними соответствующую букву.

Я услышал: у ворот

Замяукал громко … (кот)

Вышел суп совсем не плох

В нем картофель и … (горох)

Почему же Ким веселый?

Он идет сегодня в … (школу)

Бегать быстро я могу

И по улице … (бегу)

Утром к реке по чудесной дороге

Быстро бегут загорелые …(ноги)

Для больного человека

Нужен врач, нужна …(аптека)

Идут морозные деньки

Нужны нам лыжи и …(коньки)

Свой железный язычок

Прячу я под колпачок

Созываю на урок

А зовут меня…(звонок)

    Игра «Один - много» с перебрасыванием мяча.

Задание: изменить слова так, чтобы после согласного г или к появился гласный.

Утюг-… молоток-…

Листок-… берег-…

Овраг-… сапог-…

Галстук-… клубок-…

    Работа в тетради по карточкам

Задание: Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите проверочное слово.

Сне..., кула..., пау..., столби..., замо..., пиджа..., каблу..., шлан...,

зна..., рыно..., клубо..., вра…

IV . Физминутка.

Как живешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как плывешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как бежишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

В даль глядишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ждешь обед? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Машешь в след? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ночью спишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

А шалишь?… Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

    Работа по карточкам

    Слоговой состав.

Задание: Разложи картинки под цифрами 1,2,3 в зависимости от количества слогов в слове. Запиши слова в 3 столбика.

Перечень картинок: гитара, гвоздь, глаз, компас, кот, гуси, клубок, косы, горох, грабли, капуста, собака, носки, голубь.

V . Домашнее задание

Задание: Разгадайте кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова только те, в названии которых есть звук г или к.

По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

По горизонтали: 2.То, что остается после сгорания дров.

3. Весенняя птица.

4. Мужское имя.

5. Ракообразный обитатель моря.

6. То, что вдевают в иголку.

7. Вид обуви.

8. Аккуратно смотанные нитки.

9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

VI . Итог.

- какие буквы различали на письме?

Как проверить сомнительную согласную в конце слова?

К. Г.У «Специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей с ограниченными возможностями»

города Риддера управления образования

Восточно – Казахстанской области

Логопед: Шамонаева Е.В

г.Риддер 2012 - 2013 уч.год

Тема: Дифференциация звуков [к ] и [г]

Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к ] и [г], учить различать звуки [к ] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корригировать речевые навыки,

Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

Ход урока:

    Орг. момент ППН

Прозвенел звонок, начался урок.

    Сообщение темы и целей урока

Сегодня наше занятие будет не совсем обычным, потому, что к нам пришло много гостей, и мы устроим соревнования. А перед соревнованиями спортсмены всегда разминаются, то есть подготавливаются, и мы тоже сейчас проведем небольшую разминку.

    Пальчиковая гимнастика (разобрать фасоль по цветам: белую в одну тарелку, красную – в другую)

    Артикуляционная гимнастика: выполнение упражнений перед зеркалом – «Вкусное варенье, Маляр, Почистим зубки (внутри и с наружи), Горка»

    Гимнастика для глаз

    Вот мы подготовились, размялись и готовы для соревнований, но давайте вспомним

Из чего состоит наша речь? (звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, связная речь).

На какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Какие могут быть согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

На какие две группы делятся гласные звуки? (показывающие мягкость и твердость согласных).

7 . Уточнение артикуляции звуков [к ] и [г]

А) уточнение правильной артикуляции звука [г]

1) губы в улыбке

3) кончик языка опущен вниз, спинка языка касается твердого нёба.

5) Характеристика звука Г – согласный, звонкий, твердый, мягкий.

Б) уточнение правильной артикуляции звука [к ]

1) губы в улыбке

2) зубы сближены, но несомкнутые

3) кончик языка опущен вниз, спинка языка опущена к мягкому нёбу.

5) Характеристика звука К – согласный, глухой, твердый, мягкий.

1 задание «Слушай внимательно»

Предлагается звуковой ряд, если учащиеся услышат звук [г] – поднимают красный кружок, если звук [к ] – поднимают синий кружок.

М К Л Г Р С К А Г И Г Ш К О Ф К Х Г Т В К Ц Г

2 задание «Скажи наоборот».

Логопед произносит слоги, дети должны назвать слог наоборот

КА ГУ ЯК ОГ

КЕ ИГ УК ГА

ЮГ УК ГЕ КО

КИ ГО АК ГО

3 задание «Шифровки»

Где может в словах стоять звук (в начале, в середине и в конце)

АБКЕВГАЕРМИОУТМ (аквариум, бегемот)

УОЛГИУТРКЕАЦ (улитка, огурец)

ПБОАПБУОГЧАКЙА (попугай – бабочка)

СКАОПМОПГАИС (сапоги, компас)

РЯАБДЛУОГКАО (радуга, яблоко)

ГПИЕТРАСРИАК (гитара – персик)

УГТУКСАЬ (утка, гусь)

ГКЛАОРБТУАС (глобус, карта)

4 задание «Грузовик»

Дети выполняют по компьютеру задание, а параллельно идет работа по карточкам – соединить картинки в названии, которых есть звук с соответствующей буквой.

5 задание «Грамотеи»

Вспомнить правило правописания парных согласных. Предлагаются слова, дети должны вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово.

6 задание «Составь словосочетания»

На какие группы делятся слова?

Составить словосочетания

Колючий груша

Глиняный радуга

Квадратный огурец

Желтая кувшин

Кирпичный попугай

Кислое сапоги

Говорящий кубик

Разноцветная ёжик

Солёный гараж

    задание «Придумай предложение»

С составленными словосочетаниями придумать предложении.

8 задание « Говорушка»

Разучивание скороговорки

Купили Егорке санки для горки

Всю зиму Егорка катался на горке.

7 . Итог урока, награждение победителей. С какими звуками мы сегодня работали, чем похожи эти звуки, чем различаются

Самоанализ урока

Тема: Дифференциация звуков [к] и [г]

Это фронтальное занятие, на котором присутствовали учащиеся 3 класса, диагнозами: ОНР 3 уровня и нарушением звукопроизношения

Цели:

Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к] и [г], учить различать звуки [к] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корригировать речевые навыки,

Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

Данная тема запланирована в общей системе логопедической работы. Речевой материал соответствует теме и целям занятия, которое было построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности учащихся способствовала форма проведения и приемы занятия, что сделало занятие единым целым, захватило чувства детей. На занятии учила постоянно мыслить, помогая при этом, вопросами и заданиями. В ходе занятия соблюдался охранительный режим, а используемые методы и приемы не вызывали у детей переутомления. На занятии осуществлялся индивидуально – дифференцированный подход – проследить можно было при работе на компьютере. Тон, речь учителя были доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе с детьми. Дети на занятии были активны, с большим удовольствием выполняли предложенные задания. Тема занятия раскрыта, цели достигнуты.

Логопедическое занятие в 3 классе

Тема. Дифференциация Г-К в словах, предложении.

Цели:

1.

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5.

Задачи:

Образовательные:

учить различать звуки [Г] - [К];

выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов;

учить дифференцировать буквы Г - К на письме.

Коррекционные:

Развивающие:

1. Организационный момент.

Отгадайте загадки:

Звук [К]:

Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! - кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко...(Курица)

Звук [Г]:

Норовит щипнуть за ноги,
Я гоню его с дороги:
"Прочь! Тебя я не боюсь!"
"Га-га-га!" - смеётся… (гусь)

Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

На какие звуки начинаются слова?

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

II. Основная часть.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

Давайте сравним звуки Г -К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

Положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.

Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

Звук Г - согласный, твердый, звонкий.

Произнесите звук К.

Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

Звук К - согласный, твердый, глухой.

Значит звуки [Г] - [К] являются парными.

Работа в тетрадях: записать число.

Логопед проговаривает обучающимся, слог со звонким звуком. Ребята должены назватьи записать слог с глухим согласным звуком.

Га - ка, го - ко, гу - ку, ги - ки

Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К.

Га-га-га - вышли гуси на луга.

КА-ка-ка - наша елка высока.

Го-го-го - не увижу никого.

Ко-ко-ко - по теченью плыть легко

Гу-гу-гу - много пчелок на лугу

Ку-ку-ку - Катя сыпала муку.

Вставить пропущенный слог ГА или КА. Запиши в тетрадь.

ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Физминутка.

Закончите предложения, используя слова для справок, подчеркнуть к -г.

Молоко жидкое, а сметана ……………..

Малина сладкая, а калина ……………..

Ручей узкий, а река ……………..

Петь хорошо вместе, а …………….. отдельно.

Слова для справок: _устая, _орькая, широ_ая,_оворить.

Подберите на дисках слова, противоположные по значению.

Запиши слова парами вставляя г или к.

горе - радость

чистота - грязь

богатый - бедный

восход - закат

громко - тихо

Вставь в слова буквы г или к.

Составь слова парами на доске.

кора - гора

кол - гол

горка - корка

калька - галька

Дифференциация звуков на уровне текста.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы Г или К.

Собака грызет …ости. В четверг к нам придут …ости. Гриша любит хлебную …орку. В понедельник весь класс ходил на …орку. Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра. В саду цветет …алина. Катину подругу зовут…алина.

III Итог занятия.

С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

Дайте характеристику данным звукам.

Дополнительное задание

1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

2. Запишите слоги с буквами г и к.

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери

г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, ветки, клетка

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

горка — корка гости — кости кол — гол калька — галька

трот — крот икра — игла Галина — калина голос — колос

4. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите букву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответствующее ей слово.

куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблу-ки, голуби, сапоги, скакалка, каблук.

6. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

город — городок, игла — ..., газета — ..., гриб — …, голос - …, графин - …, кора — ..., голова—..., голубь—..., губы - …, гармонь — ...

8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

нит... ...зета ру… но... ро-… лу... ре…

кочер... соба... баран... лопат... бере... ма...зинру...ва

ро…тыйма…роныбо...тый бит... сем... вет... нор...

Ражи...рета...питан...чели

9. Закончите слова, добавив слог га или ка.

но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро...

ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад...

10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с…аз…а, я…од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил

11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к. появился гласный.

утюг—... молоток—... когти—... листок—... берег—... ногти—...

овраг — ... полог — ... локти — ... галстук — ... сапог — ... легкий — ...

стог—... клубок—... мягкий—...

12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите про-верочное слово.

сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дуршла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу…, клубо..., лу..., четвер...

13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

Вопросы: Что на спине у верблюда? (Или характерный признак верблюда.)

Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Где устанавливают общую телевизионную антенну?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, погре-мушка, гром, парк, на крыше, градусником.

14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к. разными

карандашами.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков;

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый мальчик

В свой чуланчик.

Без головы, а в шляпе.

Одна нога, и та без сапога.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью.

Красные лапки

Щиплют за пятки,

Беги без оглядки.

Черный, проворный

Кричит: «крак!»

Червякам враг.

Он качалка и кровать.

Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу

Покачает на весу.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

Голубочка бела

В дом прилетела.

Что, где видала,

Про все рассказала.

Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

15. Диктанты.

Предупредительный диктант

Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствую-щим словом надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске .

главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, геогра-фия, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, карандашик, гадюка, галстуки.

Послоговой диктант (с проговариванием слогов)

гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, колхозники, кружечка, белка, лук, горе, горький

Проверочный диктант

буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, каль-ка, глубокий, галька, крыжовник, сапог, пирог, мак, гамак, рогатый, рог

Дифференциация г — к в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

гости - кости Собака грызет....

В четверг к нам придут....

горка — корка Гриша любит хлебную....

В понедельник весь класс ходил на

гол — кол Галкин Коля забил в ворота....

Строители вбили первый....

галька — калька На море много... .

У копировщицы много... .

Галина — калина В саду цветет....

Катину подругу зовут....

икра — игра Во дворе шла интересная....

Очень полезна черная... .

2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий

б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец

3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голу-бей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните буквы г, к.

грозди калины кисти винограда мешок картошки

горсть крупы высоко прыгнул скакал галопом

громко говорили кормила голубей грызла кость

копал грядки кивнул головой раскрасил гуашью

загадал загадку купил гармошку грелся на солнышке

катился с горки скакал по дороге качался в гамаке

играл на скрипке скрылся за горизонтом прыгнул через канаву

5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

Сегодня на уроке мы отгадывали... . Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует... . На доме развевался красный... . Галя сма-тывает нитки в... . Замяукал маленький, серенький... . Машина еха-ла по асфальтовой... . Галя раскрашивает картинку цветными... . В лесу ребята собрали белые... и спелые... . Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с... .

6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните согласные г, к.

Летнее утро.

Небо...олубое. Бри...ада работала на лу...у. ...олхозни...и во-зили душистое сено и с...ладывали его в сто...а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачествомоло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода...олхозни...и получают дру...иепроду...ты.

Кабачок.

Абачо…-толстячо...

Ле... на...ряд...у —

И молчо... .

Он лежит на...ряд...е

С мая,

Оловы не поднимая.

Маленькое и большое.

Малень...ая Маня

Малень...ой лопат...ой

Бережно вс...опала

Малень...ую...ряд...у.

Малень...ое семя

В...ряд...у посадила,

Малень...им забором

Е...о о...ородила.

Я подумал, ...лядя

На ее работу:

«Вырастет, наверное,

Малень...ое что-то».

Но ошибся...реп...о

Я в своей до...ад...е:

Вели...ан арбузище

Вырос тут на...ряд...е.

На школьном участке.

Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ручей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. О...тябрятапомо...ают пионерам.

7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишитеих. Подчеркните в них буквы г, к.

Вопросы: Какие птицы прилетают весной?

Где растут овощи?

Какой город-герой находится на реке Неве?

Куда выезжают пионеры летом?

Кто воркует, а кто гогочет?

Чем сгребают сено?

Какая птица кукует в лесу?

Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом. Грелась, на, гадюка, солнышко. Колхозники, в, складывать, сено, стог. Покрыто, кругом, снегом, всё. Под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев. Класс, наш, ходил, выставка, картины, на , графики, и. Скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются. Дорога, усыпана, вся, галькой. Отправились, на, гурьбой, октябрята, про-гулка.

Тема. Дифференциация З-С в словах, предложении.

Цели:

1. Учить различать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Задачи:

Образовательные:

учить различать звуки [З] - [С];

выделять звуки [З] - [С] в ряду других звуков, слогов, слов;

уточнить акустико - артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове;

учить дифференцировать буквы З - С на письме.

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

зуб — суп, роза — роса, коза — коса, Зоя — соя

2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук

с или з.

сок, зонт, сук; зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, васи-лек, пузырек

3. Определите наличие и место звуков с, з: в словах

Приблизительный перечень слов: выставка, кра-сота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весенние, стакан, забор.

слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конеч-ный"слог.

а) сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны

б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези

5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вто-рую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыду-щих заданий.)

6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Такан, ...акон, ...покойно, ...ладкий, ...лой, ...абота, ...лово, ...доровье, ...оловей, ...а...лонка, ...драв...твуй, ...па...ибо, ...анаве...ка, ...о...нательный, ...али...ать, ...о...тавить, ...а...тавить, ...ано...а

7. Допишите недостающий слог с буквой з или с.

та..., ко..., ко..., ва..., у..., ро..., бу..., ро..., ва...

Слова не должны повторяться, при затруднении логопед может дать картин-ки:

тазы, косы, козы, ваза, вазы, усы, розы, бусы, росы.

8. Закончите и запишите слово, добавив слоги:

а) за или са:

ли… …пог …бота пи...тель

Ли… …мок …гадка вя…ли

ко… …хар …погипи…ла

мимо… …жег …веса ли…ла

б) зы или сьг.

но... воло... зано... на…вать

ва... моро... занаве... на…пать

ро... стреко... капри... по…пать

9. К данным словам присоедините приставку за, назовите и запишите получившеся слова.

Образец: нести — занести.

вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить

10. Составьте схемы слов, звуки з, с запишите над соответствующим слогом.

Образец: забор з, записка з с.

сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть.

11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы з, с. Запишите слова, разделите на слоги.

Приблизительный перечень: зана-веска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо.

12. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, под-черкните и назовите последний слог.

Образец: вяз — вя зы , лес — ле са .

глаз — … нос — … мороз - … овес — … грязь - …

пояс — … арбуз — груз - … компас - … заказ — …

насос — ... водолаз — ... вкус — ...

автобус — ... занос — … трус— ... воз — ...

13. Измените, слово так, чтобы после согласных з, с появилась гласная. Подчеркните эту гласную. Объясните, как проверить звонкий согласный в середине слова.

Образец: низко — низ о к, коляска — коляс о чка.

низко — ... узкий — ... близко — ... скользко — …

сказка - … березка - … коляска - … указка - …

замазка — ... повязка — ... краска — ... маска — ...

стамеска — ... просьба — ... дерзкий — ... редиска — ...

14.Вставьте пропущенную букву з или с. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы проверили эти согласные.

Образец: у...кий (уз е нький), кра...ка (крас о чка).

кра...ка, совхо..., тру..., зака..., дер...кки, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку.... водола..., автобу..., троллеибу..., сколь...кии, ни...ко, повя...ка, свя... ка

15. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте проверочные слова к словам раз,ваз. Выпишите слова парами. Подберите проверочное слово к слову таз.

Ни разу!

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз. (А. Кондратьев.)

16. Запишите слова в три колонки: с буквой з — в первую, с буквой с — во вторую, с буквами з, с — в третью. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим. К звонким согласным подберите проверочное слово. Выделенные слова пишите по слогам.

санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка , стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, запис-ка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада, зазевался.

17. Словарный диктант (с опорой на графическую схему слова).

Методические указания:

а) логопед произносит слово, Обучающиеся дают графическое изображение этого слова, надписывают буквы з, с, затем пишут слово целиком.

резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень

заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы

Приблизительный перечень: глаза, волосы, санки, сосна, костер, земляника, капуста, корзина.

18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите выделенные слова по слогам.

Методическое указание. Логопед выписывает загадку на доску или индивидуаль-ные карточки. Оучающиеся читают загадку и выполняют данное задание. Правиль-ность выполненного задания проверяется по ходу работы.

Летом серый, зимой белый. Эта хищница болтлива.

Воровата, суетлива,

Серебристые подвески - Стрекотунья белобока.

След январского мороза - А зовут ее … .

Белоствольная … . Слово для объяснения: суетлива.

Слова для объяснения:

подвески, перлески.

Бел как снег, Дом открыт со всех сторон,

В чести у всех. В доме - тысячи колонн.

В рот попал - Над колоннами шатры,

Там и пропал. Под колоннами - ковры.

Тут живут и на коврах,

Объяснить выражение: И в колоннах,

«в чести у всех». И в шатрах.

Слово для объяснения: шатер.

Золотое решето Тает снежок,

Черных домиков полно. Ожил лужок.

Сколько черненьких домков, День прибывает.

Столько беленьких жильцов. Когда это бывает.

Снег на полях, Иней сверкает,

Лёд на реках. Когда это бывает?

Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, зи-мой, весной.

Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.

зуб — суп У Зои разболелся коренной … .

Бабушка сварила вкусный … .

коза — коса У Зины красивая, пышная … .

В огород забрела … .

зыбь — сыпь У больного высыпала красная … .

На болоте страшная … .

солить — залить Огурцы надо … рассолом.

Надо … на зиму огурцы.

сев — зев У больного красный … .

Начался весенний … .

злить - слить Не надо … собаку.

Остатки воды можно … .

2. 3акончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.

Образец: Вязать носок.

Нести... . Занести... . Везти... . Завезти... . Вязать... . Завя-зать... .

Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.

3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.

а) морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая. Крем-левские, высокий, знойная, зыбкая

б) сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина

4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строчки подходящие по смыслу из второй. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.

а) самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея

б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, застреко-тал, зазвенел

5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения.

Спелый арбуз. Сильный мороз. Зимняя спячка.

Загорелая спина. Злая собака. Здоровые зубы.

Старый зонтик. Морозный воздух. Спелый колос.

Заботливая сестра. Смелый поступок. Звездное небо.

6. Выпишите из текстов слова с буквами з, с. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим.

Ждите нас.

Улыбнись, луна, засмейся.

Мягкий свет, вокруг разлейся.

Два луча пусть перед нами

Лягут словно рельсы.

Оторвемся от земли мы.

Так взлетим, что только звезды

Пронесутся мимо!

Вы не бойтесь — мы вернемся

Живы, невредимы.

Зарядка.

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Мы растем смелыми,

На солнце

Загорелыми.

Ноги наши

Быстрые.

Метки

Наши выстрелы.

Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды. Поздно приходит рассвет.

Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быстро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на колхозный ры-нок. Колхозники вовремя скосили спелый овес.

Золотой луг.

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрыл-ся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.

Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрыва-ются и как луг становится опять золотым.

Какие интересные цветы, одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

(По М. Пришвину.)

7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Зазвенел... , и ученики вошли в.... Пошел дождь, люди раск-рыли.... Самолет набрал... и.... После... наступает весна. На елку к детям пришел Дед... . Солнце... мало. Вот пришли... и зима... .

8. Составьте предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно. За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след. Оборва-лась, песня, внезапно, звонкая. В, стог, змея, сена, уползла. Звон-ко, в, запел, саду, соловей. Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз. На, засверкала, кустах, роса.

розы и ваза, стрекоза и кузнечик, таз и кастрюля, слон и зебра, змея и ман-густа.

Дифференциация з — с в связных текстах

Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

На...тупила...има. Были...ильные моро...ы. ...ина в...яла...анки и пошла на горку. Она катала...ь на...анках с горки. За ней бегала...обакаТре...ор. Не боит...я...инаморо...а.

Березка.

В...аду бере...ка. Бере...ка была...ухая. На бере...кегне...до...яблика. ...яблик та...кал в гне…до ли…тики.

Гвоздика.

Погляди-ка, погляди-ка, Все бере…ы - …еркала

Что за кра…ный огонек? Из …еленого …текла.

Это дикаягво…дика

Новый пра…днует денек. Белка пе…енки поет

Да орешки в…е гры…ет,

имним утром от моро…а А орешки не про…тые

На …аре …венятбере…ы. В…е …корлупки …олотые.

Тема. Дифференциация З-Ж в словах, предложении.

Конспект фронтального логопедического занятия

«Дифференциация звуков [Г]-[К] »

Образовательные: учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове; учить дифференцировать буквы Г – К на письме.

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Оборудование: предметные картинки, карточки – символы, карточки с письменным заданием на каждого ребёнка.

Ход занятия:

I .Организационный момент:

Сообщение темы занятия.

У леса на опушке, высоко на суку

С утра поёт кукушка: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»

Внизу бежит речушка по жёлтому песку,

Поёт кукушка звонко: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»

ГА-ГА-ГА – гогочет гусь,

Я семьёй своей горжусь,

На гусят и на гусыню

Всё гляжу - не нагляжусь.

II . Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

А звук [К] согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Значит звуки [Г] - [К] являются парными.

III . Формирование фонематического восприятия, операций фонематического анализа и синтеза.

    определить наличие / отсутствие заданного звука в ряду других звуков.

Инструкция 1:

[Г] среди других звуков:

Г, к, н, м, п, г, л.

Инструкция 2:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] среди других звуков:

Г, к, н, м, п, к, л.

    определить наличие / отсутствие заданного звука в слогах.

Инструкция 1:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в слогах:

Инструкция 2:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в слогах:

Га- ка- га- ха- ого – уку – ыгы.

    определить наличие / отсутствие заданного звука в словах.

Инструкция 1:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в словах:

Инструкция 2:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в словах:

Игра – икра – гол – кол – игра - икра.

    определить позицию звука в слове:

Инструкция 1:

Определи место звука [Г] :

ГАЗЕТА, РОГА, ГАРМОНЬ, ГОЛУБЬ, РАДУГА, ОГОНЬ,ГРИБ, ГНЕЗДО.

Инструкция 2:

Определи место звука [К] в словах и распредели их по вагонам :

КАБАН, РЕКА, РАК, КАМЕНЬ, ОКНО, ХОМЯК, КАПУСТА, ВОЛК.

    вставить пропущенный слог ГА или КА (устно с перекидыванием мяча):

Инструкция:

Я кину мяч и назову часть слова, а вы вставьте пропущенный слог ГА или КА:

ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

IV . Физ.минутка:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И крутим головой.

V . Дифференциация букв Г - К на письме.

1. Распределение слов на 2 группы (письменно):

Инструкция:

В 1-ый столбик запишите слова с буквой Г, а во 2-ой столбик – с буквой К:

КРЕПОСТЬ, КИРПИЧ, ГЛУБИНА, ОГОРОД, ГРАЧИ, ЗАКАТ, МАГАЗИН, ПРЫЖОК.

2. Вставить пропущенный слог ГА или КА (письменно):

Инструкция:

Вставь пропущенный слог ГА или КА в слова:

- ПУСТА, … - ЗЕТА, … - ТЕР, … - РАЖ, … - ЛИТКА, … - ПЕЛЬ, … - НАВА, … - РАНДАШ.

VI . Итог занятия:

Логопед: Какие звуки мы учились различать? Чем различаются эти звуки?



Похожие публикации