Правописание неопределенных местоимений. Не с неопределёнными местоимениями правило Правописание не с отрицательными и неопределенными местоимениями

Цель урока: сформировать умение различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений, развивать внимание и память, стимулировать творческую активность детей

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (лист ответа для тестовой работы, справочные материалы)

  1. Организационный момент. Введение в тему.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по необъятным просторам русского языка. Много тайн и загадок таится в глубинах каждого языка. Целью нашего путешествия станет поиск ответов на вопросы:

  • как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?
  • как правильно писать местоимения?
  1. Игра “Поймай местоимение”.

Найдите местоимения, определите разряд, объясните правописание. (Сайды 20-26)

Задание. Поймайте местоимение и посадите его в свою лодку.

  1. По острову бродил одинокий, грустный, никому не знакомый пират.
  2. Что-то ему подсказывало: никуда не надо уходить от воды.
  3. Обвинять пирату было некого и не в чем: он получил по заслугам
  4. Через некоторое время вдали показался какой-то корабль.
  5. Пират решил где-нибудь спрятаться, чтобы его никто не обнаружил.
  6. Кое у кого из прибывших на корабле в руках было нечто удивительное.

Проверка на интерактивной доске.

  1. “Пристань чудес”.

Задание:

  1. объясните правописание;
  2. сделайте так, чтобы местоимение писалось раздельно (слайд 27)
  • нечему огорчаться – не к чему огорчаться
  • никого не спрашивать – ни у кого не спрашивать
  • нет никакой лодчонки – нет ни у какой лодчонки
  • некому приходить – не к кому приходить
  • нечем связать – не с чем связать
  1. “Морские байки”

Задание . Придумать подписи к рисункам (слайды 28-30)

  • С кем бы поговорить моряку? - Моряку не с кем было поговорить, потому что на острове никого не было.
  • У какого острова Флинт увидел свой корабль? - Ни у какого острова Флинт не увидел своего корабля.
  • Откуда пират ждал помощи? - Пирату неоткуда было ждать помощи.
  1. Диктант с самопроверкой.

(Слайд 31)

Предварительно объяснить правописание местоимений и не с глаголами, постановку знаков препинания. Затем закрыть шторкой. Дополнительное задание: найти другие местоимения.

Жило-было ничто.
Не умело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило.
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это ничего
И сказать-то
Нечего!
И.Михайлов

Как вы поняли смысл стихотворения?

Дополнительно. Р абота с программой “Уроки русского языка “Кирилла и Мефодия” 6 класс". Местоимения. Морфологический разбор местоимений. Слайд “Правописание отрицательных и неопределённых местоимений”

  1. Подведение итогов урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в родной гавани. (Слайд 32). Чему мы научились сегодня на уроке?

  • Как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?
  • Что нужно знать, чтобы грамотно писать местоимения?

Исключите лишнее:

  • ТО, либо, нибудь, кое с неопределёнными местоимениями пишутся (слитно, через дефис)
  • Под ударением в местоимении пишется (НЕ-НИ), без ударения – (НЕ-НИ)
  • Если между КОЕ, НЕ, НИ и местоимением окажется предлог, то пишем (в одно слово, в два слова, в три слова)

Список литературы:

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

Приложение 1 . Презентация в формате PowerPoint 2007

Приложение 2 . Пояснения по работе с презентацией.

Приложение 3. Справочные материалы “Правописание неопределённых и отрицательных местоимений”

03.04

7 класс

Занятие № 14

Тема: Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

Цель урока : сформировать умение различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений, развивать внимание и память, стимулировать творческую активность детей

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (лист ответа для тестовой работы, справочные материалы)

Ход занятия

    Организационный момент. Введение в тему.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по необъятным просторам русского языка. Много тайн и загадок таится в глубинах каждого языка. Целью нашего путешествия станет поиск ответов на вопросы:

    как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?

    как правильно писать местоимения?

    Актуализация знаний:

Моряков в плавании нередко подстерегают опасности, поэтому каждый член экипажа должен быть уверен в своих силах. Давайте проверим свою смекалку, умение принимать правильное решение.

Тест

1. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая

1) называет предметы, признаки, количества
2) указывает на предметы, признаки, количества
3) обозначает предметы, признаки, количества

2. Укажите ряд, в котором допущена ошибка:

1)местоимения-существительные: кто-то, с кем-нибудь, к нему
2) местоимения-наречия: где, неоткуда, когда-либо
3) местоимения-прилагательные: свой, тебе, никакой

3. Найдите неопределённое местоимение:

1) нечего
2) некто
3) себя

4. Местоимения пишутся через дефис, если есть

1) приставка ПО и суффиксы ОМУ-ЕМУ
2) БЫ, ЛИ, ЖЕ
3) ТО, ЛИБО, НИБУДЬ

5. В этом ряду все слова пишутся через дефис:

1) (кое)где, поступил (по)своему
2) кое(с)кем, какой(либо)
3) чей(то), сделал (по)своему плану

Результат: “Вперёд, УДАЧА вас ждёт!”

    В поисках сокровищ”

Цель: повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений.

Словарный диктант (один человек у интерактивной доски; проверку осуществляет ученик-эксперт). Дополнительное задание для эксперта – указать местоимения.

Одноногий моряк на деревянной ноге, матросский сундук, карта какого-то острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание на шхуне, судовой повар, джентльмены удачи, поиски чьих-либо сокровищ, кто-нибудь будет исследовать неприступные скалы, приключения на суше и на море, кое у чего развевался пиратский флаг.

    Остров исследователей”. Изучение нового материала.

    Сравните!

какой-то остров

где-нибудь плавали

кое с кем познакомились

увидели нечто

встретился некто

    никакого острова

    нигде не плавали

    ни с кем не познакомились

    нечего запоминать

    не встретился никто

ВОПРОСЫ:

    Найдите сходства и различия

    Как же отличить неопределённые местоимения от отрицательных?

    Почему у одних местоимений пишется приставка НЕ , а у других НИ ?

    Почему НЕЧЕГО написано слитно, а НИ с КЕМ раздельно?

    Посмотрите мультфильм, сформулируйте правило. Закончите составление схемы

Стихотворение-запоминалка

Вот это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.

Эмоциональный итог работы: “Да, всякий раз убеждаешься, что НИКОМУ НИКОГДА не обойтись без ЗНАНИЙ, которые и приносят УДАЧУ”

Примечание . После того как дети сформулировали выводы, им раздаются справочные материалы

    Игра “Поймай местоимение”.

Найдите местоимения, определите разряд, объясните правописание.

Задание. Поймайте местоимение и посадите его в свою лодку.

    По острову бродил одинокий, грустный, никому не знакомый пират.

    Что-то ему подсказывало: никуда не надо уходить от воды.

    Обвинять пирату было некого и не в чем: он получил по заслугам

    Через некоторое время вдали показался какой-то корабль.

    Пират решил где-нибудь спрятаться, чтобы его никто не обнаружил.

    Кое у кого из прибывших на корабле в руках было нечто удивительное.

    Пристань чудес”.

Задание:

    объясните правописание;

    сделайте так, чтобы местоимение писалось раздельно

    нечему огорчаться – не к чему огорчаться

    никого не спрашивать – ни у кого не спрашивать

    нет никакой лодчонки – нет ни у какой лодчонки

    некому приходить – не к кому приходить

    нечем связать – не с чем связать

    Морские байки”

Задание . Придумать подписи к рисункам

    С кем бы поговорить моряку? - Моряку не с кем было поговорить, потому что на острове никого не было.

    У какого острова Флинт увидел свой корабль? - Ни у какого острова Флинт не увидел своего корабля.

    Откуда пират ждал помощи? - Пирату неоткуда было ждать помощи.

    Диктант с самопроверкой.

Предварительно объяснить правописание местоимений и не с глаголами, постановку знаков препинания. Затем закрыть шторкой. Дополнительное задание: найти другие местоимения.

Жило-было ничто.
Не умело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило.
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это ничего
И сказать-то
Нечего!
И.Михайлов

Как вы поняли смысл стихотворения?

Дополнительно. Р абота с программой “Уроки русского языка “Кирилла и Мефодия” 6 класс". Местоимения. Морфологический разбор местоимений. Слайд “Правописание отрицательных и неопределённых местоимений”

    Подведение итогов урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в родной гавани. . Чему мы научились сегодня на уроке?

    Как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?

    Что нужно знать, чтобы грамотно писать местоимения?

Исключите лишнее:

    ТО, либо, нибудь, кое с неопределёнными местоимениями пишутся (слитно, через дефис)

    Под ударением в местоимении пишется (НЕ-НИ), без ударения – (НЕ-НИ)

    Если между КОЕ, НЕ, НИ и местоимением окажется предлог, то пишем (в одно слово, в два слова, в три слова

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе.

Правописание неопределенных местоимений.

Учитель: Фролова О.Н.

Класс – 6-ой (общеобразовательный).

Тип урока – обобщение и закрепление изученного.

Тема лингвистическая – правописание местоимений. .

Тема коммуникативная – пословицы русского народа.

Тема по развитию речи – сочинение повествовательного характера.

Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементарная отработка умений и навыков при закреплении); самоконтроль выполнения заданий; работа со словарем и опорными схемами.

Применяемые технологии: урок-практикум (относится к вузовским технологиям), личностно-ориентированный урок, предметно-ориентированный (разноуровневые задания), игровые технологии, компьютерные технологии.

Средства обучения – учебник; дидактический материал, тестовые задания, словарь, схемы, компьютерная презентация.

Цели урока.

1. Познавательные:

повторить основные ранее изученные сведения о местоимении (его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении, орфограммы, связанные с правописанием местоимений).

2. Практические:

закрепить умение определять местоимение по морфологическим признакам, умение выделять орфограммы и применять необходимое правило для правописания.

Ход урока.

1. Организационный момент. Объяснение темы урока.

Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие задачи вы ставите перед собой?

Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

2. Повторение изученных сведений о местоимении .

1.Расскажите о местоимении по плану.

1. Местоимение как часть речи.

2. Назовите разряды местоимений по значению.

3. Как изменяются местоимения.

4. Синтаксическая роль в предложении.

2. Найдите правильное определение местоимения.

Местоимение – часть речи, которая:

А) обозначает предмет, признак, количество;

Б) указывает на предмет, но не называет его;

В) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их;

Г) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо.

3. В данных пословицах укажите все известные вам местоимения.

Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь. (Личное)

Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце. (Относительное)

Кто в нраве крут, тот никому не друг. (Относительное)

Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг. (Личное)

Держись за землю-матушку - она одна не выдаст. (Личное)

Жаль друга, да не как себя . (Возвратное)

4. Укажите ошибку в определении падежа.

1. собой - творительный падеж

2. себе - дательный падеж

3. о себе - винительный падеж

4. с собой - творительный падеж.

5. В каком примере нет грамматической ошибки?

1. ихние книги

2. сел напротив его

4. у некоторых участников

6. Выберите правильный ответ.

3. Повторение и закрепление изученного о неопределенных местоимениях.

1. - Назовите разряды местоимений в последнем задании. (Личные, неопределенное)

Почему неопределенные местоимения так называются? Как вы понимаете значение слова «неопределенный»? (Указывают на неопределенный признак. По словарю С.И.Ожегова: « 1. Точно не установленный. 2. Не вполне отчетливый, неточный, неясный.»)

2. Из предложенного текста выпишите неопределенные местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто, кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

Все ли слова в тексте вам известны?

Что означает слово «зубрит»? (Зубрить – бессмысленно заучивать.)

Почему же Витька зубрит, а не учит неопределенные местоимения? Кто мешает ему сосредоточиться? (Ему очень хочется погулять с друзьями, а не учить слова, не выполнять домашнее задание, поэтому-то у него ничего и не учится)

А у вас так бывало?

Проверим выписанные слова. (Чьи-то, несколько, кем-то, некто, кое-кто, кое в чем, кто-нибудь, с кем-нибудь, кое за кем)

Что вы можете рассказать о правописании выписанных неопределенных местоимений? (В неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько и др. Приставка НЕ- всегда находится под ударением и пишется слитно.

Приставка кое- , суффиксы -либо, -то, -нибудь пишутся через дефис.

Местоимения с предлогом пишутся в три слова.)

Запоминалка для дефисов в местоимениях

КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ

Про дефис не позабудь!

(Кое-что, что-либо, когда-то, когда-нибудь…)

3. Спишите, раскрывая скобки. (если время не позволяет, то задание выполняется в этих же листочках)

Поговорить кое(с)кем, подойти кое(к)кому, чей(либо) предмет, встретиться с кем(либо) , подозвать кого(нибудь), увидеть кое(у)кого, заметить что(либо), сделать что(нибудь), отойти от кого(то), присмотреться к чему(нибудь).

Ключ к заданию. Поговорить кое с кем, подойти кое к кому, чей-либо предмет, встретиться с кем-либо, подозвать кого-нибудь, увидеть кое у кого, заметить что-либо, сделать что-нибудь, отойти от кого-то, присмотреться к чему-нибудь.

5. Игра «Редактор». Найдите и исправьте ошибки. Выпишите с тем словом, к которому относится местоимение.

Три чёрных собаки на чём то сидели,
Три чёрных собаки куда то глядели,
Три чёрных собаки увидели что то,
Три чёрных собаки вскочили с чего то,
Три чёрных собаки к чему то подкрались,
Три чёрных собаки за чем то погнались,
Но кто то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое чем и на что то взобрался.
(А. Хургин)

Ключ к заданию: на чем-то сидели, куда-то глядели, увидели что-то, вскочили с чего-то, к чему-то подкрались, за чем-то погнались, кто-то, вильнул кое-чем, на что-то взобрался.

6. Словарный диктант.

Кое-кто, кое у кого, кое-чему, кое-как, кое с чем, какой-то, у кого-либо, к кому-нибудь, что-либо, перед кем-то, кое-каким, некоторый, несколько, от кого-то.

Составьте с любым местоимением 1 – 2 предложения на тему «Дружба. Друзья».

4. Проверочная работа.

А1. какое местоимение является неопределенным?

  1. некоторый

А2. В каком случае падеж определен неверно?

1. кое с кем - творительный падеж

2. о ком-либо - предложный падеж

3. кому-то - дательный падеж

4. какой-нибудь - предложный падеж

А3. В каком случае местоимение пишется слитно?

    (не)который

    кое(у)кого

  1. чем(нибудь)

А4. В каком случае местоимение пишется через дефис?

    кое(с)кем

    кое(у)кого

  1. кем(нибудь)

А5. В каком случае местоимение пишется раздельно?

  1. что(либо)

    кое(у)кого

    какой(нибудь)

В1. Выпишите неопределенные местоимения.

(1) Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. (2) Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. (3) Я сидел и не шевелился, видел, как она исчезла под кустами. (4) Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.

(По И.Соколову-Микитову)

В2. Укажите в предложенном тексте предложения, в которых есть относительные местоимения.

Ответ: ________________________________________________________________

В3. Выпишите из текста личные местоимения.

Ответ: ________________________________________________________________

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Ключ к проверочной работе.

В1. что-то, что-нибудь

В2. 1,2

В3. я, она, я, она, мне

5. Задание для работы дома.

Выполните упражнение 405 учебника (рассказ по картинке).

6. Подведение итогов урока.

Понравился ли вам урок?

Довольны ли вы своими результатами?

Пригодятся ли нам на последующих уроках орфограммы, которые мы сегодня изучили? В каких случаях.

7. Минутка для шутки.

1. Какое местоимение можно записать одной буквой? (Я)

2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)

3. Какие местоимения самые чистые? (Вы – мы – ты)

4. Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (Я – майка)

5. Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? (Ничья)

Список литературы.

    Русский язык. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцоа и др. – М.: Просвещение, 2010.

    Русский язык. 6 класс. Тематические тестовые задания для подготовки в ГИА/ Авт.-сост. Н.В. Бутыгина. – Ярославль: Академия развития, 2010.

    Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 6 класс: псобие для учащихся/ Л.А.Ахременкова. – М.: Посвещение, 2007.

    Л.Н.Ситников. Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2003.

    А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся/Под ред. Доктора филологических наук Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.

Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо. При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.

У отрицательных местоимений под ударением пишется не, без ударения ни: нЕкто, нЕкоторый, нИкто, нИ­какой. Частицы не и ни у отрицательных местоимений пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога (ни у кого).

Упр. 105. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Упр. 106. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) (Н...)что не трогало его, не замечал он (н...)чего. (Пушкин) 2) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гончаров) 3) Тут - делать (н...)чего - друзья поцеловались. (Крылов) 4) Клим (н...)(с)кем не говорил так, как с Мариной. (Горький) 5) Он все понимал и (н...)(во)что не хотел вмешиваться. (Губанов)

    НЕ- под ударением

некто нечего некуда некому незачем

    НИ- без ударения

некто ничего никуда никому никак

    слитно при отсутствии предлога

некем никого нечем ничто

    раздельно при наличии предлога

не с кем ни у кого не о чем ни за что

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.

Спряжение глаголов настоящего времени

Особенности спряжения некоторых глаголов:

    От глагола победить 1-е лицо ед. числа не образуется.

    1-е и 2-е лицо ед. и мн. ч. наст. вр. от глагола быть не употребляется.

    Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить:

хочет, хочет - по I спр..; хотим, хотите, хотят - по II спр.; бежишь, бежит, бежим, бежите - по II спр.; бегут - по I спр.; брезжит - по I спр.; брезжут - II спр.

Употребление ь в глагольных формах

Буква Ь пишется:

    в неопределенной форме:

мыть - мыться беречь - беречься

    в окончании 2-го лица ед. ч.:

радуешь - радуешься

    в повелительном наклонении после согласных:

взвесь - взвесьте

    в возвратной частице (суффиксе), находящейся после гласной:

учись вернись скрылись

Гласные в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Причастие как особая форма глагола

какой? какая? какое? какие?

Склонение причастий

Действительные и страдательные причастия

    действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие:

Солнце, нагревающее землю.

    страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает не себе действие другого предмета:

Земля, нагреваемая солнцем.

Действительные причастия настоящего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Исключение: движимый (от старого глагола движити)

Страдательные причастия прошедшего времени

Анн- ->

указанный

Янн- ->

затеянный

Енн- ->

виденный

изранить

Енн- ->

израненный

Енн- ->

вывезенный

Причастный оборот

Книга, написанная известным писателем , вышла из печати.Написанная известным писателем книга вышла из печати.

НЕ с причастиями

раздельно

    Без НЕ не употребляется:

ненавидимый негодующий

    С полными причастиями без зависимых слов и противопоставления:

непрочитанная книга

    Со словами совершенно, очень, крайне, чрезвычайно, совсем (= очень):

совсем непродуманное решение

    С краткими причастиями:

работа не закончена

    С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления:

не прочитанная мною книга не прочитанная, а лишь просмотренная книга

    С усиливающими отрицание мест., нареч.:

ничем не оправданный поступок



Похожие публикации