Рудольф II, император Священной Римской империи — Все монархии мира. История Чехии

Прага - город, являющийся не просто географическим фоном, но полноправным героем произведений моих любимых писателей (мастеров жанра «магический реализм») Густава Мейринка и Лео Перуца. Город, связанный с именем Римского Кесаря Рудольфа II Габсбурга - самого «странного» (можно с уверенностью сказать, единственного странного) в династии Габсбургов. Который, кстати, в творчестве Мейринка и Перуца - очень важный персонаж.

Личность Императора Рудольфа II Габсбурга

Будущий правитель Священной Римской Империи Германской Нации родился в 1552 году в Вене. Его родители были двоюродными братом и сестрой, и на этот факт стоит обратить внимание. Несомненные признаки дегенерации в нем присутствовали. К сожалению, с давних времен в Западной Европе (откуда это потом перешло на Россию) у Монархов утвердился принцип так называемых «равнородных» браков, который привел к тотальному инцесту и вырождению.

Практически все детство будущий Рудольф провел при дворе своего дяди (брата матери) - Короля Испании Филиппа II. Воспитан он был в самых строгих католических правилах; а вот держава, доставшаяся в управление Рудольфу после смерти отца, склонялась к протестантству. Это одна из самых больших и совершенно неразрешимых проблем, которая будет преследовать его с первых дней и до конца правления.

2 октября 1576 года Рудольф стал Императором. К тому времени у него сложились ключевые черты личности, которые историки характеризуют так: «Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией… Однако ему был присущ такой серьезный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась все более характерным признаком его правления».

Периоды апатии резко сменялись у Рудольфа немотивированными вспышками гнева, когда он буквально крушил все, что попадалось на его пути. Многие исследователи сходятся на том, что он вообще был изначально психически нездоров (да еще сказывалось заболевание сифилисом), что лишь усугубилось с годами. Во многом история его правления является историей болезни.

Первые годы своего правления он провел в Вене. Однако через два года после коронации с Рудольфом случилось некое событие (формально говорят о какой-то тяжелой болезни, когда Император в течении долгого времени находился на грани жизни и смерти), которое нанесло огромный вред как его физическому здоровью, так и психическому состоянию. Приступы меланхолии стали практически постоянными. Император никого не хотел видеть, всячески стремился ограничить общение с внешним миром, забросил все государственные дела.

Наконец, в 1583 году, несколько оправившись от многолетней депрессии, он вдруг совершил нетривиальный шаг: перенес свою резиденцию и перевел Императорский двор в Прагу. Город, которому он придал в моих глазах яркий мистический ореол.

Странные пражские коллекции и увлечения Рудольфа II

Говорить о государственной деятельности Рудольфа практически бесполезно; при нем они были запущены и запутаны. Впрочем, не в этом предмет моей записи. Главное, что интересовало Рудольфа (и меня в нем) - алхимические поиски и коллекционирование предметов искусства и разных примечательных артефактов, назначение многих из которых было известно только их владельцу. Итальянский писатель Риппелино, знаток Праги и исследователь жизни Императора Рудольфа, подробно описывает уникальную во всех смыслах коллекцию Императора:

«Среди многих специфических предметов, которые он собрал: железный стул, удерживавший всякого, кто на него садился, словно путами; музыкальные часы с позолоченной крышкой, украшенные изображением скачущих по лесу оленей; орган, который сам по себе исполнял ричеркаты, мадригалы и канцоны; чучела страусов; кубки из кости носорога, предназначенные для того, чтобы варить в них ядовитые микстуры; обетный медальон с иерусалимской землей; кусок глины из долины Хеврон - фрагмент той самой глины, из которой Яхве Элохим сотворил Адама; корни мандрагоры, напоминающие крошечных человечков альраунов, что будто отдыхают на мягких бархатных подушках в подобиях кукольных кроватей…» . Список на этом далеко не заканчивается…

Смотрителем бесконечной коллекции Рудольфа был антиквар Джакопо Страда, который не только пополнял ее новыми талисманами, но и трудился как ученый, составляя словари на одиннадцати языках. Кстати, от его дочери Катерины у Рудольфа было шесть незаконнорожденных детей.

Обязательно упомяну о том, что Рудольф приобрел загадочную рукопись Войнича.

Еще одно увлечение Императора - экзотические хищные животные. Он приручил льва, нескольких леопардов и пару орлов, и все время ходил в сопровождении своего зверинца, получая истинное удовольствие от того, какую панику вызывает его «свита» у царедворцев.

Пражский Град и Испанский зал

Резиденцией Рудольфа в Праге был Град, окруженный историческим районом Градчаны и возвышающийся над районом Малая Страна:

Большая часть Града не имеет отношения к Рудольфу - его в основном строили либо перестраивали позже. Я хочу сказать несколько слов только о самом представительном помещении Пражского Града - Испанском зале:

Испанский зал Рудольф II приказал построить в 1602–1606 годах для придворных праздников, но сегодняшний его интерьер оформлен в стиле нового барокко. Испанский зал возник одновременно с северным крылом, в котором уже с начала XVI века были конюшни.

Сегодня здесь расположена Картинная галерея Пражского Града. Но это не те картины, которые собирал Рудольф - сокровища его коллекции сразу же после смерти Императора начали покидать Пражский Град. Сначала путь отдельных произведений лежал в Вену, часть коллекций украли шведы в 1648 году, а то, что оставалось, распродал Император эпохи Просвещения Иосиф II. Хотя здешняя коллекция не может соревноваться с богатством Рудольфа, она служит достойным продолжением его коллекции (Кранах–старший, Гольбейн–младший, Шпрангер, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Рубенс и другие мастера).

Поиск «философского камня», астрология и алхимия. Злата уличка и «Дом у последнего фонаря»

Рудольф был всерьез одержим поиском «философского камня». По его приглашению в Праге жили и занимались наукой астрономы–астрологи Тихо Браге и Иоганн Кеплер, а также огромное число алхимиков, которые трудились в лабораториях на Викаржской улице (к северу от Собора Св.Вита). Самым известным среди них был великий ученый–искатель Джон Ди, чья история описана . Кроме алхимии и некромантии, он изучал географию и математику, писал труды по навигации и летоисчислению, собирал книги. Некоторое время с ним сотрудничал авантюрист и шарлатан Эдвард Келли. А вообще мошенников на этой ниве было занято великое множество. Их карьера при пражском Императорском дворе порой была головокружительна, но кратковременна. Если Император обнаруживал обман, то мог приказать арестовать или даже казнить алхимика.

Легенды связали алхимиков со знаменитой Златой уличкой в Праге. Для поддержания этой легенды администрацией Града была установлена восковая фигура усатого алхимика, склонившегося над множеством колб.

На самом деле в маленьких домиках жили не алхимики, а семьи замковых стражей. И название улицы вовсе не связано с золотом, изготовленным алхимиками; возможно, оно является прозвищем, которое намекает на канавку помоев, находившихся в середине улицы. По другой версии, название появилось из-за того, что здесь селились торговцы и ремесленники (среди которых были ювелиры), поскольку в XVI веке в Граде был единственный рынок в Праге.

Эта узкая тупиковая улочка в Градчанах находится за бывшей резиденцией прелата монастыря Св. Иржи. Многие писатели собирались жить в этих домиках или, по крайней мере, писать. Уроженец Праги, высоко ценимый мной Франц Кафка жил здесь в доме № 22 зимой 1917 года и писал сборник рассказов «Сельский врач». В этом сборнике есть примечательный рассказ «Забота главы семейства» о загадочном существе одрадеке . На первый взгляд он напоминает плоскую звездообразную шпульку для пряжи, и действительно как будто обмотан нитками, вернее, обрывками ниток самых разных сортов и цветов, спутанных и кое-как скрученных. Но одрадек - это не просто катушка, ибо из середины звездочки торчит маленький деревянный колышек и к нему под прямым углом присоединена другая палочка. Благодаря этой палочке и одному из зубчиков самой катушки существо это может стоять как бы на двух ножках. Одрадек чрезвычайно подвижен и в руки не дается. Он прячется на чердаке, на лестнице, в коридоре или в прихожей. Иногда его не видно месяцами - вероятно, на время переселяется в другие дома, - но он всегда возвращается. Он умеет говорить, но часто подолгу молчит. Умеет смеяться, но смех его особенный - беззвучный, как шелест опавших листьев…

Со времен Императора Рудольфа существует и легенда о «Доме у последнего фонаря» - последнем доме по Златой уличке. Считалось, что войти в него можно только ночью, да и то далеко не каждой. Говорят, что именно здесь находится магический порог, разделяющий Прагу земную и Прагу небесную, мистическую… Густав Мейринк в романе «Голем» описал этот порог дверей в другой мир. Здесь появляется белый дом, который видно только во время тумана. Днем там можно увидеть только большую серую глыбу, за которой глубокая пропасть. Главный персонаж романа - Атанасиус Пернат (имя означает «Бессмертный», фамилия - «полыхающий», что означает вечный свет и неугасимый огонь) живет со своей возлюбленной Мириам (печаль) в «доме у последнего фонаря» - там, где никто не может жить. Последняя дверь в углу за последним домиком ведет в туалет, в место низкое, нежилое, откуда, однако, виден мраморный храм. Соприкосновение низкого с высоким - latrina и laterna - подтверждает старую мудрость алхимиков, что философский камень находится в грязи и испражнениях, не будучи ими осквернен.

Голем

Кстати, о Големе. Этот глиняный истукан, созданный рабби Лёвом, не мог появиться в Праге в иную эпоху, кроме Рудольфовской, ибо личность Короля-мистика откладывала на город особый отпечаток. И вот еще удивительное совпадение: своеобразный «последователь» Голема - робот - появился (на бумаге, в художественном произведении) тоже в Чехии; это слово придумал художник Йозеф Чапек для своего брата Карела, писавшего пьесу «R.U.R». Уверен, это неслучайно. Богемская почва щедра на искусственных гомункулов…
О моем поиске Голема в Праге можно прочитать под спойлером:

Как я искал Голема в Праге

Однажды ранним вечером я задумал совершить небольшой осмотр синагог, компактно расположенных в том квартале, где раньше было то самое гетто. Осмотр, правда, стоит признать провальным - снаружи эти сооружения воспринимаются как-то тускло, не проникают в душу. А, может, я был не настроен должным образом. После этого я посетил в том районе два магазина, в каждом из которых совершил маленькие покупки (и тем самым хорошо запомнил). В магазине стеклянных изделий (точно помню его название - Эйдельманн) я купил маленькую вазу из богемского стекла. А потом в маленькой сувенирной лавке, после небольшого, но очень теплого общения с пожилой интеллигентной продавщицей, приобрел две превосходные литографии, одна из которых изображает , а другая - какое-то абстрактное место старинного европейского города (например, Праги). Которое мне очень нравится.

Вообще нравится такой стиль, который несколько выспренне определю как «фантомный». И почему-то нечто фантомное ощущалось в этой лавке…

Здесь же я положил глаз на фигурку Голема - персонажа для меня в тот период жизни чрезвычайно притягательного, яркого, бьющего по самым глубинным пластам сознания. Но у меня не хватило денег, да и вообще бюджет поджимал, поэтому я решил отложить покупку на более поздний срок, когда у меня уже окончательно сложится картина расходов в Чехии. Хотя это было поверхностное объяснение для себя. Думаю, на самом деле меня смутил внешний вид фигурки. Как-то не так я себе представлял Голема. Точнее, я вообще не особо представлял себе образ сего творения рабби Лоэва. Но мне казалось, что он должен быть более человекоподобным. Не зря же согласно особому эзотерическому направлению в иудаизме, так называемому «меркаба-гнозису» - учению, связанному со школой пророка Иезекииля, - сам Адам, первый человек, был сотворен как голем.

А тут был какой-то грубый кусок то ли глины, то ли дерева (издали я не определил) с крайне смутными чертами человеческого образа. Что-то вроде такого.

Напоминал продукты творчества первобытных людей или маленьких детей. О какой-либо декоративной функции такого предмета не могло быть и речи.
Впоследствии я подумал, что такое физическое представление Голема имеет смысл. Но тогда мне это было неясно. Присутствовало какое-то сомнение.

Тем не менее, спустя два дня я снова вышел на тот же маршрут, нашел магазин стекла и еще один ранее знакомый ориентир - специализированный магазин, посвященный литературе Кафки. А сувенирную лавку - не нашел! Исходил не менее получаса, посетил буквально все тамошние лавки - и так и не обнаружил. Странно… Справедливости ради надо отметить, что во время этих безуспешных я был не один. Может быть, из-за того, что основное внимание я уделял живому человеку, Голем тогда ускользнул от меня. А может, это была какая-то мистическая контракция (запало в душу слово из лексического арсенала одного из моих любимых писателей - бельгийца Жана Рэя) пространства и времени…

На самом деле, конечно, фигурку Голема купить в Праге несложно. Но поразил сам факт, что я не нашел именно того магазина, который очаровал меня своей аурой.

Никакого огорчения я не испытал, было просто ощущение странного и забавного происшествия. Которое, кстати, закончилось выходом к памятнику Францу Кафке, произведшем на меня большое впечатление:

Впечатление столь сильное, что вернувшись домой, я в скором времени купил собрание произведений этого гения. Но это уже другая история…

Башня голода - Далиборка, и тюремная Белая башня

В конце Златой улички (восточный край) можно найти одну из самых нижних позднеготических башен Града. Не скажу, что на ней лежит печать мистики Рудольфа, но все же немного поведаю о ней хотя бы потому, что она сохранилась с его времени и «видела» Императора вживую. И, кстати, неоднократно упоминается в творчестве Мейринка. Башня называется Далиборка ; она завершает весь северный пояс всех укреплений над знаменитым Оленьим рвом:

Эти укрепления были построены ближе к концу XV века. Первоначально башня была намного выше, но до наших дней хорошо сохранились всего пять этажей. Самый верхний этаж не покрыт кровлей и находится под открытым небом. В подвале имеются мощные своды, там же расположены четыре камеры, а в полу есть круглое отверстие - это тюремное помещение для узников, приговоренных к голодной смерти.

Название она получила по имени первого узника «гладоморни» известного рыцаря Далибора из Козоед, которого бросили туда в 1498 году за то, что он посмел защищать восставших крестьян соседнего феодала. Башня выполняла функции тюрьмы вплоть до 1781 года. В ней побывали многие знатные особы.

Белая башня в Пражском Граде, которую иногда называют Новая Белая башня, чтобы отличать от Белой башни между Вторым и Третьим внутренним двором, расположена в западной части Златой улички:

Эта башня использовалась с 1584 года как тюрьма для дворян, последний заключенный покинул башню в 1743 году. Большинство заключенных были должниками и повстанцами; были здесь также убийцы. Согласно многим рассказам, одним из самых известных заключенных был ранее упомянутый мной Эдвард Келли. Также в Белой башне некоторое пребывал камердинер Рудольфа II Кашпар Рудски, который тут повесился. Примечательно, что повесился он на золотом шнурке, на котором в свое время носил ключи от казны, значительно уменьшившейся за время его нерадивой службы.

Старая Градчанская ратуша

Объектом, символизирующим важную веху в истории Праги при Рудольфе II, является Старая Градчанская ратуша, построенная в 1604 году по случаю объявления Градчан самостоятельным Королевским городом:

Полустертые Императорский герб, аллегория Справедливости и герб Градчан над дверью остались со времен постройки. Прибитая на деревянных воротах справа железная рейка - старинная чешская мера длины, чешский локоть, составляющий 59.4 сантиметра. До нашего времени от ратуши сохранился лишь фасад, расписанный в технике сграффито.

Лишенный власти, изнуренный болезнью и помешательством, Рудольф II умер 20 января 1612 года, не оставив законного потомства, так как не был женат.

Рудольф похоронен в Пражском Соборе Святого Витта. Он был последним Монархом, погребенным в Чехии.

Рудольф II Габсбург - император огромной священной римской империи германской нации, которая существовала с конца Х века по 1806 год и объединяла большую часть германских и итальянских земель, да и значительную часть Европы. Именно там правила с 1438 года династия Габсбургов уже бессменно, хотя первый Габсбург на престоле священной римской империи появился еще в конце ХIII века. Так вот, одним из представителей этой династии был Рудольф II.

Правил он с 1576 по 1612 год и был, соответственно, правителем германских, части итальянских, чешских, швейцарских, нидерландских и многих других земель. Так уж получилось, что Рудольф II является одной из самых загадочных личностей в истории, потому что очень часто за особенности его поведения и правления его называют "Королем - Колдуном". Королем, который придал колдовской образ Праге - самому крупному из сохранившихся средневековых городов. Именно его стараниями Прага стала столицей колдовства, и этот сказочный, колдовской облик она сохраняет по сей день. Рудольф жил в Праге большую часть своей жизни, хотя обычно правители из дома Габсбургов, правители священной римской империи и австрийских земель, жили в вене. Но он полюбил Прагу, отстроил там императорский дворец, способствовал подъему этого города и за это был очень мы любим чехами, и чешским дворянством, и чешским народом.

Рудольф II Габсбург - одна из самых загадочных личностей в истории -.

Попробуем разобраться, что послужило причиной того, что про Рудольфа стали говорить как про колдуна. Действительно ли он колдовал, был каким-то очень известным мистиком и, может быть, наколдовывал себе какие-то политические действия, или это только легенда? Давайте посмотрим, как складывалась его судьба и что способствовало такой своеобразной, странной, необычной для европейского правителя славе.

Рудольф II родился 18 июля 1552 года, во времена, когда в германских землях пышным цветом расцветала реформация католической церкви. Поэтому германские земли на католиков и протестантов разделились. В 1555 году был заключен первый религиозный мир в городе аугсбург, под девизом: "Чья Власть, Того и Вера". То есть каждый правитель в соответствии со своими верованиями мог определять религиозный статус своих территорий. Император Карл V, дед Рудольфа, после этого мира отрекся от престола и поделил свою империю на австрийскую часть и на испанскую. Ветвь габсбургов разделилась. Отцом Рудольфа был Максимилиан II, отличавшийся веротерпимостью: он был католиком, но очень спокойно относился к протестантам. А матерью Рудольфа II была ревностная католичка мария испанская. И по настоянию матери наследник в детстве уехал в Испанию, дабы получить там строгое католическое воспитание. Когда Рудольф вернулся, родители его с трудом узнали, потому что он перенял тяжеловесную манерность и церемониальность испанского двора, одевался как истинный испанец, был ревностным католиком, поскольку получил в Испании католическое, ортодоксальное воспитание. Но Рудольф II сам по себе был человеком широких взглядов, интересовался науками и искусствами, и протестантство, вероятно, все-таки тоже проникло в его сознание и создало очень своеобразный конгломерат идей, которые влияли на его приверженность той или иной ветви католической церкви.

Далее Рудольф начинает подниматься по лестнице, ведущей к престолу. И хотя, в принципе, престол священной римской империи был избираемым, князья - избиратели зачастую (если правление династии их устраивало, если династия была крепкая) избирали на престол следующего представителя той же династии. С 1572 года Рудольф II стал королем венгерским, при том, что часть Венгрии входила в состав священной римской империи. Затем в 1575 году он стал королем богемии или Чехии. А 27 ноября 1575 года в городе Регенсбурге, в месте, где собирался средневековый рейхстаг священной римской империи, он был избран римским королем. Теперь это был уже официальный наследник, он мог представлять на имперских собраниях своего отца и получил должность наместника австрийских владений. В то время многие отмечали в этом молодом человеке очень хорошие для правителя черты. По мнению современников, он обладал глубоким умом, достаточно большой дальновидностью и был человеком приветливым, мог общаться с любым из своих подданных, чем располагал к себе людей.

От природы Рудольф II был робким, склонным к меланхолии -.

Однако вскоре, 12 октября 1576 года, умер его отец, и Рудольф стал императором. Его избрали на престол, после чего выяснилось, что несмотря на все положительные черты, политического опыта у него недостаточно. Кроме того, оказалось, что Рудольфу II присущ серьезный для правителя недостаток - робость, следствием которой стала нарастающая склонность к депрессии. И несмотря на то, что в нем отмечали и интуицию, и рассудительность, и сильную волю, вот эти две отрицательные черты стали со временем если не побеждать, то, по крайне мере, иметь очень большое значение для него как для правителя. Вероятно, Рудольфу было очень тяжело преодолевать робость каждый раз на больших, многолюдных собраниях. У него наметилось специфическое бегство от реальности, стремление уйти от принятия важных государственных решений. Он строил нереальные планы, которые было невозможно осуществить. Таким образом, политическая пассивность стала очень важной чертой его правления.

Во время похорон Максимилиана II в Праге произошел один своеобразный эпизод, который очень многие современники называли предзнаменованием. Когда шла похоронная процессия, вдруг один из знаменосцев, по неловкости, достаточно сильно ударил древком знамени о камни староместской площади. Звук как выстрел прозвучал. Это оказалось настолько внезапным и пугающим, что все разбежались, а у гроба отца остался стоять один Рудольф II, молодой наследник. И многие увидели в этом предзнаменование одиночества, в котором тот окажется. Впрочем, одиноким он стал по своей вине, потому что, действительно, начал вести себя странно, и эта странность проявлялась со временем больше и больше. Наверное, это была одна из первых черт, которая в совокупности с остальными позволила говорить о его склонности к колдовству.

Рудольф стал все меньше появляться на приемах, охотах, турнирах и празднествах. Он к уединению стремился. Боялся, что кто-то будет смотреть на него, когда он ест. Все хуже переносил многолюдные собрания, неприятные встречи, боялся дурных известий, предпочитал вообще не получать новостей. Но разве может правитель не получать иногда и тревожных сведений? С возрастом, с перенесенными физическими недугами, у Рудольфа обострилась мания преследования. Он считал, что его хотят убить, отравить. У императора был специальный штат людей, которые проверяли пищу. При этом порой Рудольф о самоубийстве помышлял. К сожалению, к концу жизни к этим обстоятельствам добавилось еще и пьянство, так как негативные обстоятельства продолжали пробиваться через ту стену, которую император выстраивал между собой и окружающим миром. Его стремление к одиночеству доходило до очень своеобразных форм: он мог удалиться в свои покои и не появляться в течение нескольких месяцев. Лишь самые близкие слуги и дама его сердца, дочь придворного ювелира Мария де ла страда, могли пройти к нему и подтвердить, что император, по крайней мере, жив. Конечно, для политической ситуации в священной римской империи подобные исчезновения не могли принести ничего хорошего.

И еще одна сторона жизни рудольфа II весьма странной оставалась. Он никогда не был женат, хотя породниться с ним мечтали очень многие европейские правящие дома и европейские принцессы, ведь император священной римской империи - фигура очень знаковая. До брака дело никогда не доходило, но когда его невесты со временем предпочитали других женихов, Рудольф впадал в смертельную ярость. Так, например, когда его стареющая невеста Изабелла кастильская вышла замуж за его же брата эрцгерцога Альберта Габсбурга, он затаил на брата такую злобу, что отстранил его от престолонаследия. Тем не менее, у Рудольфа II была дама сердца, которая родила ему шесть детей, - уже упомянутая Мария де ла страда. Один из детей Рудольфа, дон Джулио, стал жестоким убийцей и умер в заточении.

Рудольф II - самый "Пражский" император из всех Габсбургов -.

Это мрачные черты, а было ли что-то светлое? Конечно, было. И было этого очень много, потому что Рудольф II при всем, казалось бы, неблаговидном политическом облике был большим любителем искусства. Он очень много сделал для того, чтобы в Австрию и в Чехию, в Прагу, которую он очень любил, привлечь ученых и деятелей искусства. За это император большого уважения достоин.

История его любви к праге такова. Сначала он жил попеременно то в вене, то в Праге, и никак не мог выбрать, где остановиться. Потом все же выбрал Прагу. С 1583 года Рудольф II уже окончательно живет только там. И даже после отстранения от правления остается в этом городе до своей смерти. Конечно, пребывание императора в богемии способствовало процветанию этой страны и Праги как города. Император начал там чрезвычайно широкое строительство. Кстати, Прага была протестантской, там было много лютеран, сторонников учения Мартина Лютера. Кроме того, в Чехии в ХV веке развивалось гуситское движение за самостоятельную церковь, поэтому богемия была протестантской страной. Протестантизму Праги, протестантизму Чехии Рудольф не противился, ему нравилось все в этой стране, в этом городе. Он императорский дворец в пражском граде построил. Вообще, при пражском дворе Рудольфа II существовал удивительный мир, и это сделало Прагу известной всей Европе.

Император увлекался латинской поэзией, историей, естественными науками: математикой, физикой, астрономией. Много читал, владел немецким, испанским, французским, итальянским, латинским и чешским языками. При его дворе находились крупнейшие астрономы того времени, из них двое самых известных - это теоретик тихо де браге и практик - исследователь Иоганнес кепплер. Они были астрономами и астрологами, так как в те времена две эти сферы деятельности были неразделимы. В увлечении астрологией кроется еще одна причина того, что Рудольфа II считали колдуном. Император не мог сделать ни одного решительного политического шага, не испросив совета звезд. Лишь в том случае, если он иногда находил в себе мужество и появлялся на пирах и других приемах, то всегда в сопровождении тихо де браге и Иоганнеса кепплера.

И здесь, собственно, начинается та область оккультизма, которая и делает личность Рудольфа такой таинственной и непонятной. За Прагой, за пражским двором, закрепилась слава столицы магии. При дворе Рудольф держал целую армию астрологов, колдунов и, конечно, алхимиков. Алхимией он чрезвычайно увлекался. Алхимия - это лженаука, но во времена Рудольфа II она шла рука об руку с наукой. Рудольф целый штат придворных алхимиков имел. Работали они тут же, в пражском граде, и именно с их деятельностью связано появление замечательного памятника архитектуры - золотой улочки, которая находится позади всемирно известного пражского собора святого вита. Золотая улочка представляет собой череду маленьких домиков, в которых, по легенде, жили алхимики Рудольфа II. На самом деле, домики эти появились чуть позже, но в башню, которая стоит там же, в конце золотой улочки, Рудольф действительно спускался неоднократно, чтобы ставить различные алхимические опыты.

Искал он философский камень, но, прежде всего, искал золото. Делал вид, что нашел, синтезировал его. В некоторых пражских музеях до сих пор можно увидеть золотые монетки, надпись на которых гласит, что они отчеканены из золота, добытого в мастерских Рудольфа II, то есть из золота, добытого алхимиками.

Еще одна черта, связывающая Рудольфа II с миром оккультизма - возможное общение со знаменитейшим раввином левом - святым, ученым и чернокнижником, главой иудейской общины Праги в этот период. Раввину леву приписывают создание голема - глиняного человека, которого раввин оживлял каббалистическими заклинаниями. Конечно, это одна из самых известных легенд средневековой Праги, а вот раввин лев действительно существовал, его могилу можно и сейчас отыскать на старом иудейском кладбище в Праге. Так вот, говорили, что Рудольф приходил под покровом ночи к раввину леву, поскольку тот владел волшебным фонарем, вызывающим тени предков. И Рудольф II беседовал со своими предками, спрашивал у них совета.

Рудольф II был крупнейшим меценатом и коллекционером своей эпохи -.

Очень большую роль Рудольф сыграл в культурной жизни священной римской империи в целом и богемии в частности. Художественные сокровища, которые были собраны Рудольфом II в Праге, имели мало равных себе в Европе на тот момент. Он крупнейшим меценатом и собирателем своего времени был. Предметом особого восхищения императора было творчество Альбрехта Дюрера и питера Брейгеля старшего. Император собрал многие полотна, основал художественную галерею в Праге. К несчастью для богемии, во время тридцатилетней войны очень многие картины и скульптуры из коллекции Рудольфа II были вывезены, Прага была разграблена.

И еще один момент. Рудольф, как я сказала, синтезировал золото. Золото он очень любил и финансировал своих многочисленных ювелиров. Кульминацией ювелирного мастерства была великолепная императорская корона Рудольфа II, которая впоследствии стала символом австрийской империи. Ей короновались все следующие правители священной римской империи, а затем (с 1806 года) австрийской империи и австрийской части Австро-венгрии. То есть, это уже была коронационная регалия, которую Рудольф II передал своим потомкам.

Как видите, "Колдовал" он весьма умеренно. Может быть, более чем некоторые другие европейские правители занимался науками и почти совсем не занимался военным искусством. Но с учетом его интереса к оккультизму и алхимии сложилось впечатление, что император больше колдует, чем правит. Однако политические поступки ему тоже были свойственны. В то время шла упорная борьба с османской империей за присоединение Венгрии либо к Турции, либо к Австрии. В борьбе с турками за присоединение венгерских территорий Габсбурги столкнулись с османами, и Рудольф тоже боролся, но самостоятельные политические и военные действия ему давались плохо, поэтому он использовал одного из своих братьев, эрцгерцога Маттиаса. Сначала Рудольф пользовался его помощью, а потом стал ревновать к власти. В итоге между братьями вспыхнула борьба за власть, поскольку Маттиас набирал все больше политического влияния и решил добиться короны. А Рудольф, конечно, не хотел ее отдавать. Для того чтобы получить поддержку, Рудольф обратился к чешским протестантам.

9 июля 1609 года по требованию чешских протестантов Рудольф II выдал им грамоту на религиозную свободу, так называемую "Грамоту Величества". В результате чехи - протестанты получили возможность сформировать свой правительственный орган, орган самоуправления, комитет дефензоров. Это был сословный орган, туда избирались представители дворянства, духовенства и буржуазии. Они могли принимать решения в отношении политики чешских земель, могли собирать налоги и даже содержать свою армию. Государство в государстве сформировалось. Но последовательность не самой главной чертой Рудольфа была. Через несколько лет он попытался вернуть себе неограниченную власть силой. Чешские сословия обратились за помощью к Маттиасу и к правителям остальных земель. Маттиас решил воспользоваться этим обстоятельством для продвижения к власти и принудить императора отказаться от престола. Он испросил согласия папы римского, испросил согласия испанских Габсбургов и пошел на Рудольфа войной. В марте 1611 года к Праге подошли войска эрцгерцога Маттиаса, которые были поддержаны еще и частью чешских сословий. И Рудольф II был вынужден отказаться от престола в пользу своего брата.

Добившись трона, Маттиас сразу вернулся к централизаторским, абсолютистским действиям. Протестанты опять потеряли свои позиции, а у католиков были развязаны руки. Начали нарастать конфликты, и вскоре в Чехии и во всей священной римской империи началась череда войн, которые были названы тридцатилетней войной. Конечно, у Рудольфа присутствовало понимание политических процессов, определенный политический талант и чутье. Но некая душевная слабость привела к тому, что он предпочитал скрываться от печальной действительности, уходя либо в таинственный мир науки.

Рудольф II дети. Рудольф II (граф Альтдорфа)

(Rudolf Graf von Altdorf) - граф Альтдорфа из рода.

Сын Рудольфа I. Родился в середине X века. Средневековые хронисты и Historia Welforum называют его братом, епископа Констанца в 934-975 гг. Однако в таком случае выходит, что к моменту женитьбы ему уже было около 60 лет, что маловероятно. В настоящее время принято считать, что братом Святого Конрада был Рудольф I.

Жена - Ита фон Энинген, дочь швабского герцогаи его жены Рихлинты. Дата рождения Иты - промежуток 945/960, так как её предполагаемый отец родился в 925 г.

Дети Рудольфа II и Иты фон Энинген:

  • Генрих (ум. 15 ноября 1000), граф в Альтдорфе,
  • Вельф II (ум. 10 марта 1030), граф Альтдорфа,
  • Рихлинда (ум. 12 июня 1045). Муж - граф Адальберо фон Эберсберг, сын Удальриха, маркграфа Крайны.

Возможно, сыновьями Рудольфа II и Иты также были:

  • Эберхард, епископ Бамберга (1007-1041)
  • Куно I (ум. после 1020), граф Зуалафельд.

Рудольф II умер ок. 990 г. в Альтдорфе, где и похоронен.

Видео Рудольф II, пражский император-алхимик

Рудольф 1. Рудольф I

Рудольф I (Rudolf) (1.V.1218 - 15.VII.1291) - германский король с 1273 года, первый из династии Габсбургов. Сын графа Альбрехта IV Габсбурга, владельца земель в Южном Эльзасе и Северной Швейцарии. Заложил основы могущества габсбургского дома, отняв в 1276-1278 годы у Пржемысла II Чешского Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну и передав Австрию и Штирию своим сыновьям (1282). Опираясь на фамильные владения Габсбургов, Рудольф I пытался укрепить центральную власть во всей Германии, пришедшую в полный упадок в период междуцарствия (1254-1273). Делал попытки укрепить королевскую власть на местах через имперских ландфохтов, а также установить «Земский мир». Этим завоевал некоторую популярность, в частности среди бюргеров. Централизаторская политика Рудольфа I в условиях прогрессировавшего усиления территориальных князей успеха не имела.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Рудольф I (1218–1291), германский король и император Священной Римской империи, основатель династии Габсбургов. Рудольф, сын графа Альбрехта IV Габсбурга, родился в замке Лимбург (близ современного Эммендингена) 5 мая 1218. От отца, умершего в 1239 году, он унаследовал земли в Эльзасе, но особенно значительно расширил владения, став наиболее могущественным князем Швабии, когда в 1263 году присвоил земли своего покойного дяди Гартмана, графа Кибурга, противостоявшего Гогенштауфенам, сторонником которых был Рудольф. В 1273 Рудольф был избран во Франкфурте королем Германии, 24 октября того же года в Ахене состоялась его коронация, а в сентябре 1274 года папа Григорий X признал его, на условии организации нового крестового похода и отказа от притязаний на Италию, императором Священной Римской империи. Тем самым завершился период так называемого «междуцарствия» (лат. Interregnum), когда, после смерти Конрада IV из династии Гогенштауфенов в 1254, императорский трон оставался вакантным. Папа также убедил согласиться с избранием Рудольфа короля Кастилии Альфонса Х, который сам претендовал на титул императора с тех пор, как в 1257 сразу двое, Альфонс и Ричард Корнуоллский, были избраны императорами. Четырехлетняя борьба с последним соперником императора королем Чехии Пржемыслом II Отакаром завершилась его поражением и гибелью в 1278. В 1282 Рудольф распространил свою власть на Австрию и Штирию, в связи с чем передал эти герцогства сыновьям, Альбрехту и Рудольфу, на рейхстаге, состоявшемся в Аугсбурге в том же году. Так были заложены основы могущества династии Габсбургов. Умер Рудольф в Шпейере 15 июля 1291.

Рудольф 2. Религиозная политика

Став императором, Рудольф II шесть лет не собирал имперского сейма, но должен был созвать его в 1582 году, ввиду необходимости просить у империи помощи против турок, а также ввиду религиозных споров. Рудольф II начал искоренять протестантизм в Австрии, Чехии и Венгрии. В Австрии почти все дворянство и все города исповедовали протестантизм. С восшествием на престол Рудольфа здесь началась сильная католическая реакция, а также борьба абсолютизма с областными сеймами и самоуправлением городов. То же произошло и в Чехии. В 1583 Рудольф перенес имперскую резиденцию в Прагу, и вместе с ним прибыло много фанатиков, а также иезуиты. Протестанты стали вытесняться с крупных и мелких должностей, а в 1602 году была запрещена деятельность Общины Чешских братьев. Когда у Османской империи была отвоевана значительная часть Венгрии, Рудольф запретил там всякое некатолическое вероисповедание, что привело к восстанию.

Рудольф II – личность преинтереснейшая!

Период его правления часто называют эпохой. Пожалуй, это правильно. Для двух десятилетий его активной деятельности характерен резкий скачок научного и культурного развития Праги. После переезда Императора из Вены в Прагу сюда начинают, как никогда раньше, съезжаться ученые, художники и поэты. Рудольф им благоволит и всячески поддерживает. Всем известна его тяга к астрологии и алхимическим опытам. Так же известно и о его странном характере и непонятных поступках. К примеру, он всех удивляет, разгуливая по Пражскому Граду с любимым львом на поводке…

С другой стороны, по причине нерешительности Рудольфа, если не сказать попустительства, именно в период его правления начинает раскручиваться маховик протестантского движения, что приводит к Тридцатилетней войне.

Рудольф родился в 1552 году в Вене. Его отец император Максимилиан II отправил сына на воспитание и обучение в Испанию. Там при дворе строгого католика Филиппа II он получил хорошее образование и приобрел манеры, за которые его потом часто осуждали. Не всем было по душе его высокомерие, повышенное внимание к соблюдению придворного этикета, некоторая грубость и умение долго молчать.

Известно, что с 1578 по 1581 годы Рудольф перенес какую-то тяжелую душевную травму. Поскольку ни о какой адекватной диагностике в те времена говорить не приходилось, то и о диагнозе этого психического расстройства сказать ничего нельзя. Однако с этого момента Рудольф стал депрессивным и раздражительным. При этом он оставался дальновидным и рассудительным, был человеком с сильной волей и интуицией. Но всему мешала природная робость и склонность к меланхолии. Все время казалось, что Рудольф стремится сбежать от действительности и отгородиться от всего мира. История эпохи Рудольфа II – это история его нездоровья…

Переехав в 1583 году в Прагу, он остается в ней навсегда. С годами его болезнь развивается в манию преследования, сменявшуюся буйными вспышками ярости. Рудольф никогда не был формально женат. Однако много лет он прожил с итальянкой Катериной Страдой. У них родилось шестеро детей, но все они – незаконнорожденные. Один из его сыновей, дон Джулиан Австрийский, унаследовал психическое расстройство и, совершив жестокое убийство своей возлюбленной умер, заключенный под стражу.

Являясь королем Венгрии, Рудольф II за всю жизнь не побывал в ней ни разу. Будучи ортодоксальным католиком, Рудольф пытался излишне давить на протестантов. Все это вместе взятое раздражало не только подданных, но и членов королевской семьи.

В 1606 году Габсбурги на своем семейном совете постановили отстранить императора от власти и передать правление в Австрии и Венгрии младшему брату Рудольфа Матиашу. Первым делом Матиаш отменил радикальные законы против некатоликов, принятые Рудольфом в Венгрии. Следующим шагом Матиаша был военный поход на Прагу. Испуганный Рудольф, признал за братом Венгрию, Австрию и Моравию. А в Чехии объявил его своим наследником.

В 1609 году чешские протестанты вынудили Рудольфа подписать так называемый королевский рескрипт, предоставляющий протестантам свободу вероисповедания. Протестанты начали строить свои школы и церкви. Император по-прежнему не терял надежды расправиться с ними. С его разрешения эрцгерцог Штирии Леопольд организовал поход на Прагу, подошел к городу вплотную и напал на Малу Страну, где устроил кровавую резню. После отступления Леопольда пражские протестанты взяли Рудольфа в плен. И в 1611 году Рудольф был вынужден отречься от чешской короны, уступив ее Матиашу. Номинально Рудольф еще оставался Императором Священной Римской Империи, но эта корона в общем не значила ничего…

В 1612 году смерть любимого льва и двух орлов из его питомника окончательно сломила Рудольфа и вскоре он умер.

Рудольф II – личность преинтереснейшая!


Период его правления часто называют эпохой. Пожалуй, это правильно. Для двух десятилетий его активной деятельности характерен резкий скачок научного и культурного развития Праги. После переезда Императора из Вены в Прагу сюда начинают, как никогда раньше, съезжаться ученые, художники и поэты. Рудольф им благоволит и всячески поддерживает. Всем известна его тяга к астрологии и алхимическим опытам. Так же известно и о его странном характере и непонятных поступках. К примеру, он всех удивляет, разгуливая по Пражскому Граду с любимым львом на поводке…

С другой стороны, по причине нерешительности Рудольфа, если не сказать попустительства, именно в период его правления начинает раскручиваться маховик протестантского движения, что приводит к Тридцатилетней войне.

Рудольф родился в 1552 году в Вене. Его отец император Максимилиан II отправил сына на воспитание и обучение в Испанию. Там при дворе строгого католика Филиппа II он получил хорошее образование и приобрел манеры, за которые его потом часто осуждали. Не всем было по душе его высокомерие, повышенное внимание к соблюдению придворного этикета, некоторая грубость и умение долго молчать.

Известно, что с 1578 по 1581 годы Рудольф перенес какую-то тяжелую душевную травму. Поскольку ни о какой адекватной диагностике в те времена говорить не приходилось, то и о диагнозе этого психического расстройства сказать ничего нельзя. Однако с этого момента Рудольф стал депрессивным и раздражительным. При этом он оставался дальновидным и рассудительным, был человеком с сильной волей и интуицией. Но всему мешала природная робость и склонность к меланхолии. Все время казалось, что Рудольф стремится сбежать от действительности и отгородиться от всего мира. История эпохи Рудольфа II – это история его нездоровья…

Переехав в 1583 году в Прагу, он остается в ней навсегда. С годами его болезнь развивается в манию преследования, сменявшуюся буйными вспышками ярости. Рудольф никогда не был формально женат. Однако много лет он прожил с итальянкой Катериной Страдой. У них родилось шестеро детей, но все они – незаконнорожденные. Один из его сыновей, дон Джулиан Австрийский, унаследовал психическое расстройство и, совершив жестокое убийство своей возлюбленной умер, заключенный под стражу.

Являясь королем Венгрии, Рудольф II за всю жизнь не побывал в ней ни разу. Будучи ортодоксальным католиком, Рудольф пытался излишне давить на протестантов. Все это вместе взятое раздражало не только подданных, но и членов королевской семьи.

В 1606 году Габсбурги на своем семейном совете постановили отстранить императора от власти и передать правление в Австрии и Венгрии младшему брату Рудольфа Матиашу. Первым делом Матиаш отменил радикальные законы против некатоликов, принятые Рудольфом в Венгрии. Следующим шагом Матиаша был военный поход на Прагу. Испуганный Рудольф, признал за братом Венгрию, Австрию и Моравию. А в Чехии объявил его своим наследником.

В 1609 году чешские протестанты вынудили Рудольфа подписать так называемый королевский рескрипт, предоставляющий протестантам свободу вероисповедания. Протестанты начали строить свои школы и церкви. Император по-прежнему не терял надежды расправиться с ними. С его разрешения эрцгерцог Штирии Леопольд организовал поход на Прагу, подошел к городу вплотную и напал на Малу Страну , где устроил кровавую резню. После отступления Леопольда пражские протестанты взяли Рудольфа в плен. И в 1611 году Рудольф был вынужден отречься от чешской короны, уступив ее Матиашу. Номинально Рудольф еще оставался Императором Священной Римской Империи, но эта корона в общем не значила ничего…

В 1612 году смерть любимого льва и двух орлов из его питомника окончательно сломила Рудольфа и вскоре он умер.

Всю свою жизнь Рудольф II, стремясь отгородиться от своих государственных обязанностей, окружал себя людьми науки и искусства. Он страстно собирал коллекции живописи и всяких чудачеств. После него в Пражском Граде остались коллекции монет, картин, кунсткамера, коллекция драгоценных камней, редких минералов и библиотека. В эпоху Рудольфа в Праге жили такие знаменитости, как астрономы Иоганн Кеплер и Тихо Браге, художники Бартоломей Шпранглер, Джузеппе Арчимбольдо, скульптор Адриан де Врис. Алхимики Эдвард Келли и Джон Ди под патронажем императора отчаянно пытались найти философский камень и добыть золото…

Рудольф II похоронен в Пражском Граде . И это последний из чешских правителей похороненный здесь…

Рудольф II (1552-1612) - император Священной Римской империи с 1576 по 1612 (в последние годы фактически лишён власти), сын и преемник Максимилиана II. Воспитывался при дворе своего двоюродного дяди короля Испании Филиппа II и совершенно не походил на своих непосредственных предшественников; католики возлагали на него большие надежды, так как он вынес из Испании ненависть к ереси и мог быть послушным орудием в руках иезуитов. Он отличался вялым, апатичным характером, был крайне подозрителен, склонен к меланхолии. Его своенравие, трусость и грубость, вместе с чувственностью и капризным деспотизмом, лишали его популярности и влияния. Досадуя на своё бессилие, он занимался только астрологией и алхимией. В пражском дворце, где жил Рудольф, была собрана им громадная коллекция книг, рукописей, картин, монет и всяких редкостей. Любимцами его были люди продажные и фанатики.

Став императором, Рудольф II шесть лет не собирал имперского сейма, но должен был созвать его в 1582 г., ввиду необходимости просить у империи помощи против турок, а также ввиду религиозных споров. Рудольф II начал искоренять протестантизм в Австрии, Чехии и Венгрии. В Австрии почти все дворянство и все города исповедывали протестантизм. С восшествием на престол Р. здесь началась сильная католическая реакция, а также борьба абсолютизма с областными сеймами и самоуправлением городов. Особенной силой отличалась реакция в Моравии.

Протестантские члены верхнеавстрийского и нижнеавстрийского ландтагов заключили между собою союз (1603) для защиты протестантизма; католики также составили унию (1605). В Венгрии владычество австрийцев переносилось весьма неохотно. Видя общее недовольство, Рудольф II думал привлечь общественное мнение на свою сторону войной с турками. Всеобщее восстание продолжало, однако, быть неизбежным, и родственники Рудольф сочли необходимым отнять у него власть в пользу его брата Матфея или Матвея (апрель 1606 г.), сделавшего громадные уступки протестантам (см. Матвей). По договору 1608 г. Рудольф II отдал Матфею Венгрию, эрцгерцогство австрийское и Моравию и объявил его своим наследником в Богемии.

Для удержания за собой чехов Рудольф II вынужден был подписать 9 июля 1609 г. составленный сеймом акт, получивший название «грамоты величества» (Majestätsbrief). На основании этой грамоты утраквисты и чешские братья были уравнены в правах с католиками. Чехи-протестанты получили право строить храмы, заводить училища, иметь свои синоды и избирать комитет из 24 дефенсоров, по 8 от каждого из 3-х сословий сейма. Комитет должен был руководить действиями консистории, управлять делами пражского университета, собирать войско, взимать налоги для его содержания, а в случае надобности - созывать представителей протестантского населения для совещаний об общем деле.

Рудольф II придумывал средства отнять у Матфея отданные ему земли, интриговал против него, но все-таки должен был отречься от чешской короны. 23 мая 1611 г. Матфей был коронован, а Рудольфу дали пенсию и сохранили за ним внешний почёт. Лишённый власти, изнурённый болезнью и помешательством, Рудольф II умер 20 января 1612 г., не оставив законного потомства, так как не был женат.

Ярослав Шимов (Прага)

20 января очередной габсбургский юбилей: 400 лет со дня смерти императора Рудольфа II, одного из самых известных и самых странных Габсбургов. Нижеследующее - глава из моей первой , посвященная императору Рудольфу.

Рудольф II (1576–1612) - самый «пражский» император из всех представителей габсбургской династии, и чешская столица не забывает государя, при котором она пережила свой второй расцвет (первым было царствование Карла IV Люксембурга в XIV в. ). По преданию, незадолго до смерти, окруженный врагами, вынудившими его отказаться от чешской короны, Рудольф воскликнул, обращаясь к городу, где он провел большую часть жизни: «Прага, неблагодарная Прага, я принес тебе славу, а ты нынче отвергаешь меня, своего благодетеля… ». Однако в своих бедах император должен был винить не «неблагодарный» город и его жителей, а главным образом самого себя. Ведь его долгое правление было несомненно незаурядным, весьма оригинальным и даже странным - словом, каким угодно, только не политически успешным.

Императорскую корону Рудольф получил в 24 года. Большую часть детства и юности он провел при дворе дяди, испанского короля Филиппа, и это усилило черты, присущие характеру Рудольфа - замкнутость, склонность к меланхолии и одиночеству, несмелость в обращении с малознакомыми людьми (хотя в кругу близких друзей и тех, кто был ему интересен, Рудольф II, по воспоминаниям современников, мог быть совершенно очаровательным, любезным и обаятельным человеком, чему немало способствовали его хорошие манеры и глубокая образованность). У Филиппа II, относившегося к племяннику с симпатией, будущий император перенял строгую приверженность испанскому придворному церемониалу, который в годы его правления активно внедрялся при габсбургском дворе.

Обладая крепким телосложением, Рудольф, однако, не мог похвастаться железным здоровьем, которое вдобавок подрывал пьянством, особенно в последние годы. Алкоголь на время спасал его от меланхолии, приступы которой уже в молодости стали первыми признаками душевной болезни, очевидно, унаследованной императором от прабабки - Хуаны Безумной. Трудно не согласиться с мыслью, что «история правления Рудольфа во многом есть история его болезней». Через пару лет после вступления на престол император тяжело заболел, и с начала 80-х гг. его физические и душевные недуги переплетаются в трагический клубок, в котором почти невозможно разобрать, что было причиной, а что - следствием. Во всяком случае, тяга Рудольфа к затворничеству и все возрастающая апатия, не дававшая ему заниматься государствеными делами, появились именно тогда.

В 1583 г. император перебрался из Вены в Прагу - как оказалось, навсегда. Легко увидеть в этом бегство Рудольфа II от суеты двора, государственных забот и от людей вообще, что было свойственно этому странному государю. Впрочем, для переезда имелись и политические основания: в Чехии Рудольф был полновластным королем, в то время как значительная часть австрийских владений находилась к тому времени под управлением штирийских родственников императора, лишь номинально подчинявшихся главе габсбургского дома. Рудольф обосновался на Градчанах, где прожил почти 30 лет практически безвылазно. Там он предавался занятиям, которые, собственно, и принесли славу этому никчемному монарху, но весьма неординарному человеку.

Прага при Рудольфе II стала настоящей Меккой для людей науки и искусства - а также тех, кто выдавал себя за таковых. В окружении императора были знаменитые астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, художники Бартоломеус Шпрангер и Джузеппе Арчимбольдо (его кисти принадлежит, наверное, самый странный портрет Рудольфа II, на котором лицо и фигура императора выложены из множества фруктов, цветов и растений), скульптор Адриан де Врис, множество ремесленников, ювелиров и, конечно, астрологов, алхимиков и колдунов, к деятельности которых император, несмотря на католическое воспитание, испытывал огромный интерес. Один из этих людей, некий англичанин Эдуард Келли, выдававший себя за мага, буквально околдовал Рудольфа своими обещаниями найти способ производить золото «столь же быстро, как курица клюет зерна ». На подобные прожекты император не жалел сил и средств, хотя его финансовое положение далеко не всегда было блестящим. Интересовался Рудольф и мистикой, в часности, еврейским каббалистическим учением. Многочисленная еврейская община Праги при нем чувствовала себя весьма комфортно, практически не подвергаясь гонениям (Однако еврейским погромам в других городах империи Рудольф II никак не препятствовал ). В эту эпоху возникло множество легенд и преданий, которые стали частью истории чешской столицы и придали ей загадочный, мистический оттенок. В XIX столетии эти легенды были литературно обработаны чешскими и немецкими авторами и получили большую популярность. Наиболее известная из них - история создания пражским раввином Лёвом глиняного великана Голема, который ожил после того, как раввин вложил в него свиток с магическими заклинаниями.

Рудольф II был крупнейшим меценатом и коллекционером своей эпохи. Он собирал драгоценные камни и ювелирные изделия (подобно своему прапрапрадеду Фридриху III, столь же странному человеку и неудачливому монарху), картины - в том числе Дюрера и Тициана - и древности из стран Востока, минералы и различные приборы, бывшие последним словом тогдашней техники, а также чучела редких зверей и птиц. Звери были на Градчанах не только в виде чучел: император завел целый зоопарк, в котором содержались главным образом «благородные» животные, соответствовавшие высокому положению их хозяина - орлы, львы, леопарды… (Одно из наиболее интересных изданий, посвященных Рудольфу II и культурному облику пражского императорского двора в начале XVII века, вышло в 1988 г. в виде каталога выставки, посвященной рудольфинской эпохе: Prag um 1600. Kunst und Kultur am Hofe Rudolfs II. Bd. 1 - 2. Essen. 1988 ).

Впрочем, все эти увлечения могли лишь ненадолго вывести Рудольфа II из тягостного душевного состояния. Он страдал манией преследования, страшился яда и наемных убийц, а весть о гибели французского короля Генриха IV, заколотого в 1610 г. фанатиком Равальяком, нанесла страшный удар по расшатанным нервам Рудольфа: он боялся повторить судьбу Генриха. Одиночество Рудольфа усугублялось отсутствием у него нормальной семьи. Сыновья Максимилиана II вообще отличались странным отвращением к институту брака. Из шести братьев женились только двое - Матиас (будущий император ) и Альбрехт, оба в зрелом возрасте, причем их браки остались бездетными. Изабелла Испанская, дочь Филиппа II, была помолвлена с Рудольфом, но нерешительный император так долго тянул с заключением брака, что его младший брат Альбрехт, приехав в Мадрид, просто увел у Рудольфа 29-летнюю - далеко не молодую по тогдашним канонам - невесту. Впрочем, вряд ли император был очень огорчен этим: поговаривали, что многолетняя любовница, дочь придворного антиквара Катарина Страда так привязала его к себе, что он и думать перестал о женитьбе.

Впрочем, в жизни этого аполитичного монарха случались периоды спонтанной политической и даже военной активности. Один из них пришелся на 90-е гг. XVI в. - время очередной войны с турками, по-прежнему беспокоившими юго-восточные границы габсбургских владений. Несколько лет император, несмотря на отсутствие воинских навыков и полководческого таланта, пристально следил за ходом боевых действий и участвовал в командовании войсками.

Главной ареной сражений стала Венгрия, где счастье попеременно улыбалось обеим сторонам. Армия Рудольфа II взяла крепости Дьёр и Эстергом, отбила у врага Пешт, однако Буда осталась в руках османов. К тому же венгерская шляхта снова разделилась на два лагеря - сторонников и противников императора, что было вызвано не в последнюю очередь суровой антипротестантской политикой имперского правительства. Мятежники провозгласили венгерским государем богатого землевладельца Иштвана Бочкая, который начал упорную борьбу против Рудольфа. Между тем войска султана опустошали Хорватию и придунайские области. Сложилось, по сути дела, патовое положение, и в 1606 г. с турками и венграми был заключен мир.

Венское соглашение с венгерскими повстанцами гарантировало дворянам и горожанам Венгрии, а также пограничной страже, охранявшей рубежи габсбургских земель от турок, свободу вероисповедания. Были подтверждены основные привилегии венгерского дворянства, обещано расширение прав королевского совета и восстановление в Венгрии должности канцлера. Трансильванское княжество признавалось независимым. Некоторые историки даже считают Венский мир прототипом дуалистического компромисса (Ausgleich ) 1867 г. В этом есть некоторое преувеличение, но, как бы то ни было, Венгрия получила особый статус в рамках империи Габсбургов - и, хотя этот статус в XVII столетии неоднократно нарушался, прецедент был создан. Отныне Венгрия, точнее, дворянство как ведущий в политическом отношении слой венгерского общества, имела юридически закрепленное признание собственной особости. Традиция венгерского если не сепаратизма, то партикуляризма оказалась очень прочной и, как мы увидим дальше, в значительной степени определила судьбу всей габсбургской монархии.

В первые годы XVII века вновь обострились религиозные противоречия в империи. Аугсбургский мир 1555 года был лишь временным компромиссом, поскольку не обеспечивал ни подлинной религиозной свободы, ни постоянных границ между соперничающими конфессиями в империи. Принцип cujus regio, ejus religio («Кто правит, того и религия» - т. е. религия подданых определяется религией сюзерена ) не исключал возможности перехода имперских князей из одного вероисповедания в другое, и такие случаи, становившиеся все более частыми, нарушали хрупкое политическое равновесие в Германии. Кроме того, Аугсбургский мир учитывал интересы католиков и лютеран, но не кальвинистов, которых в империи становилось все больше - в том числе и среди владетельных особ. Наконец, вымирание династий, правивших в тех или иных княжествах, вызывало споры о наследстве, в которых интересы католической и протестантской партий также сталкивались. Происходила концентрация сил враждующих группировок: были созданы протестантская Уния (1608) и католическая Лига (1609). Лидером первой стал курфюрст Фридрих Пфальцский, второй - герцог Максимилиан Баварский.

Пассивность Рудольфа II, сомнения в его душевном здоровье и опасения за судьбу не только империи, но и наследственных владений Габсбургов подтолкнули родственников императора к действиям. В австрийском доме случилось нечто из ряда вон выходящее: младшие члены семьи объединились против ее главы. В апреле 1606 года в Вене собрались братья императора, эрцгерцоги Матиас (наместник в Австрии) и Максимилиан, а также Фердинанд и Максимилиан Эрнст, представлявшие штирийских Габсбургов. Было подписано тайное соглашение, в котором остальные члены семьи признавали Матиаса главой рода вместо Рудольфа.

Матиас был самым честолюбивым из сыновей Максимилиана II. По завещанию отца все наследство досталось старшему - Рудольфу, и Матиас долгое время добивался у брата какой-нибудь значительной должности. В 1578 г. он даже пустился на авантюру, бежав в Нидерланды, где сторонники независимости подняли восстание против испанского владычества. Генеральные штаты - сословное собрание Нидерландов - провозгласили молодого Габсбурга штатгальтером (высшим должностным лицом). Однако лишенный политических дарований эрцгерцог стал игрушкой в руках противоборствующих группировок и через три года бесславно вернулся в Вену, где выслушал от брата-императора немало гневных упреков. Отношения Матиаса с Рудольфом II с той поры были испорчены. Тем не менее в конце 90-х гг. император назначил брата наместником в Австрии и несколько раз поручал ему командование войсками, сражавшимися против турок. Лавров на этом поприще Матиас, впрочем, тоже не снискал. Большинство историков считает Матиаса одним из наименее одаренных Габсбургов. Некоторые полагают, впрочем, что Матиас был скорее фигурой трагической. Обладая определенными способностями и большим честолюбием, он умело плел интриги и в конце концов добился вожделенной власти, однако впоследствии оказался слишком слабым для того, чтобы противостоять могущественным религиозно-политическим группировкам и предотвратить их столкновение, переросшее во всеевропейскую войну.

Властолюбивому эрцгерцогу приходилось изворачиваться, стремясь угодить как католической партии, душой которой были штирийские Габсбурги, так и протестантам, на помощь которых Матиас рассчитывал в борьбе против императора. Ближайший советник эрцгерцога, кардинал Мельхиор Клезль, которому Контрреформация была обязана многими успехами, предостерегал своего господина против чрезмерного сближения с протестантами. Сам Матиас, при всем его легкомыслии, тоже не мог не понимать, что предоставление больших вольностей сословиям неизбежно аукнется ему после того, как Рудольф II будет устранен и высшая власть окажется в его, Матиаса, руках. Видимо, этими соображениями были вызваны колебания эрцгерцога, который только в 1608 г. решил пойти на открытый разрыв с братом.

Начавшаяся война оказалась недолгой. Рудольф был вынужден пойти на компромисс и передать Матиасу в суверенное владение Верхнюю и Нижнюю Австрию и Моравию. Чехи остались верны императору, который подтвердил привилегии их сословий специальным манифестом (Majestat , 1609 г. ). Однако эти уступки были вынужденными, и Рудольф не переставал мечтать о реванше. Возможность отомстить и брату, и подданным представилась императору в начале 1611 года, когда один из родственников Рудольфа, эрцгерцог Леопольд, предоставил в его распоряжение свою армию, набранную им первоначально для войны за юлих-клевское наследство. Наемники Леопольда («воинство из Пассау») вторглись в Чехию, заняли Прагу и подвергли город и окрестности страшному грабежу.

Бесчинства этого войска вызвали всеобщее возмущение, которым воспользовались Матиас и его сторонники. Чешские сословия обратились к Вене с призывом о помощи, и Матиас выступил в поход. Мародеры эрцгерцога Леопольда струсили и отступили, оставив градчанского затворника в полном одиночестве. Проклиная все и вся, Рудольф II отрекся от чешской короны в пользу брата, который в мае 1611 года был коронован в пражском соборе св. Витта. У Рудольфа остался лишь императорский титул, не значивший уже практически ничего. Поражение было жестоким и окончательным, последние попытки императора восстановить против Матиаса курфюрстов успеха не имели. Рудольф II быстро угасал, началась водянка, и 20 января 1612 года он умер - к нескрываемой радости брата-победителя.

Это был последний из правивших Габсбургов, похороненный в Праге. По преданию, за несколько дней до кончины императора испустили дух его любимые звери - лев и два орла, которых он кормил собственноручно.



Похожие публикации