Сергей чекмарев. Чекмарёв Сергей Иванович Сергей Иванович Чекмарёв

Он стал одним из любимых поэтов поколения шестидесятников. Человек из поколения"отцов"оказался близок и понятен тем,кто мечтал вернуться к Ленину, построить "социализм с человеческим лицом". Подкупали искренность и страстность навеки молодого поэта, его не поддельный и, если так можно выразиться, деловой энтузиазм. Ну и,разумеется, ярко выраженная литературная одаренность. Хотя для печати все опубликованное не предназначалось:"Вначале я буду жить, любить, а потом уже писать о жизни и любви. Первую половину жизни буду писать для себя, вторую - для всех".

Человек, успевший столь талантливо раскрыться до 23 лет, наверняка занял бы видное место в советской литературе или журналистике... Не было ему дано второй половины жизни.Но вторая жизнь оказалась

под стать первой.

Сергей Иванович Чекмарев родился в Москве в последний день 1909г. по старому стилю в семье зубного техника. "Непролетарское происхождение" не помешает ему стать сознательным строителем новой жизни, хотя сложностей в самореализации принесет достаточно. Сергей был старшим ребенком в большой семье. С пяти лет, едва научившись читать, не расставался с книгами. В семье,в школе и для себя - до

последних дней жизни -"издавал"рукописные журналы. В них нашли отражение все увлечения юного редактора - и математика, и шахматы, и фотография, и (в первую очередь) литература. Стихи, рассказы, литературно-критические статьи, рецензии и научно-популярные очерки - все жанры были

ему интересны.

1926 - окончание школы-девятилетки. Три года попыток поступить в МВТУ и МГУ. Ни в инженеры, ни в математики Чекмарева не принимали, хотя экзамены он сдавал на"отлично", демонстрировал незаурядные математические способности. "Непролетарское происхождение"...Помог бы рабочий стаж, но школьная практика (счетоводом на книжном складе) таковым не считалась. Биржа труда, где Сергей регулярно отмечался, предпочитала предоставлять работу людям квалифицированным и членам профсоюза. Заколдованный круг!

Чекмарев не отчаивается, тщательно готовится к очередным экзаменам, много читает, много пишет"для себя"и для домашнего журнала. Интересна миниатюра "Викторина (картинка с натуры) "-знание сельских реалий, вели

Лучшие дня

колепный язык, юмор...

1929 - третья неудачная попытка поступить в московский вуз. Сергей не может оставаться пассивным наблюдателем "великих исторических событий" .Начинается массовая коллективизация, новорожденные колхозы испытывают острую нехватку"спецов". Чекмарев становится студентом Воронежского сельхозинститута. Его приняли в дополнительную группу,без стипендии и общежития. Новоиспеченный студент счастлив, о бытовых и учебных проблемах пишет с юмором, активно (и талантливо!) "ликвидирует безграмотность" в подшефном селе, агитирует крестьян "за колхоз".

1930 - в связи с ликвидацией животноводческого факультета в ВСХИ Чекмарев переводится в Московский мясо-молочный институт. Активно сотрудничает в институтской многотиражке - по две-три заметки в номере, стихи-агитки (очень чувствуется влияние Маяковского). Практика на Урале - увлеченная работа на курсах полеводов, в комсомольских кружках Еманжелинки, Еткуля, Коелги... Есть, кстати, основания полагать, что убежденный комсомольский пропагандист еще не состоял формально в комсомоле. Но он полностью разделял идеалы и заблуждения своего поколения. Интересно, что его размышления о счастье в дневнике почти дословно совпадают со знаменитым монологом Павки Корчагина (роман Н.Островского еще не был опубликован).

Вероятно, Чекмарев считал свои патриотические, публицистические стихи более важными, чем лирику, посвященную Тоне - его единственной, сложной и трудной любви. Впрочем, эти две темы вплне органично сливаются в его стихах: Я буду там, где должен быть,

Куда поставит класс,

Но мне нигде не позабыть

Сиянья серых глаз...

В одном библиотечном сборнике я увидел, что две последние строки кем-то зачеркнуты. Вероятно, сегодняшний молодой читатель зачеркнул бы две первые строки. Но все дело именно в единстве этих строк - такими они были, наши деды и отцы. Класс поставил выпускника московского вуза, "красного зоотехника" Сергея Чекмарева на трудный пост: пришлось создавать новый совхоз в Башкирии, все с нуля, с "торичеллиевой пустоты".

Приезжает Тоня с чужим ребенком, Сергей готов стать мальчику настоящим отцом, он счастлив, он пытается заразить жену своим энтузиазмом:Скажи мне, неужели ты со скукой смотришь на небо?

И жизнь тебя измучила

и кажется сера?

И как в реку бросаются,

не глядя, хоть куда-нибудь,

Бежать тебе хотелось бы

из этого села?

А мне минуты кажутся

чудесными и гордыми,

По книгам буквы ползают,

беснуется метель,

И лошади проносятся

с опущенными мордами,

И избы озаряются

улыбками детей.

Это не поза. Сергея призывают в армию, он готов к службе, но выясняется - негоден по зрению. Плная свобода, можно не возвращаться в совхоз, в Москве - родные, друзья, литературная жизнь...

Знаменитые "Размышления на станции Карталы "предельно честны: физически и морально измученный

тяжелой работой, Сергей все-таки предпочитает "оставаться на посту". Он возвращается в Башкирию, он работает с увлечением и не чувствует себя "жертвой". Нужная людям работа, любимая женщина, стихи: "Я только здесь нашел себе,что всю жизнь искал..."

У каждого поэта есть строки пророческие. Таковы стихи Чекмарева "Где я?Что со мной?", написанные задолго до гибели, в Еткуле:Ты думаешь: "Письма

В реке утонули,

А наше суровое

Время не терпит.

Его погубили

Кулацкие пули,

Его засосали

Уральские степи.

И снова молчанье

Под белою крышей,

Лишь кони проносятся

Ночью безвестной.

И что закричал он -

Никто не услышал,

И где похоронен он -

Неизвестно"...

Сбылось все, разве что насчет кулацких пуль - обошлось. 11 мая 1933г. тело молодого зоотехника нашли в горной башкирской реке. Возможно - несчастный случай... Есть в этих местах три обелиска, а могила - не сохранилась.

Состоится ли третья жизнь Сергея Чекмарева? Скомпрометированы многие дорогие ему слова, устарели риторические рифмованные "агитки". Но разве сегодня, когда Родине так трудно, не нужны ей энтузиазм, бескорыстие, искренняя готовность молодых терпеть лишения и тяжко работать для лучшего

Он стал одним из любимых поэтов поколения шестидесятников. Человек из поколения"отцов"оказался близок и понятен тем,кто мечтал вернуться к Ленину, построить "социализм с человеческим лицом". Подкупали искренность и страстность навеки молодого поэта, его не поддельный и, если так можно выразиться, деловой энтузиазм. Ну и,разумеется, ярко выраженная литературная одаренность. Хотя для печати все опубликованное не предназначалось:"Вначале я буду жить, любить, а потом уже писать о жизни и любви. Первую половину жизни буду писать для себя, вторую - для всех".

Человек, успевший столь талантливо раскрыться до 23 лет, наверняка занял бы видное место в советской литературе или журналистике... Не было ему дано второй половины жизни.Но вторая жизнь оказалась

под стать первой.

Сергей Иванович Чекмарев родился в Москве в последний день 1909г. по старому стилю в семье зубного техника. "Непролетарское происхождение" не помешает ему стать сознательным строителем новой жизни, хотя сложностей в самореализации принесет достаточно. Сергей был старшим ребенком в большой семье. С пяти лет, едва научившись читать, не расставался с книгами. В семье,в школе и для себя - до

последних дней жизни -"издавал"рукописные журналы. В них нашли отражение все увлечения юного редактора - и математика, и шахматы, и фотография, и (в первую очередь) литература. Стихи, рассказы, литературно-критические статьи, рецензии и научно-популярные очерки - все жанры были

ему интересны.

1926 - окончание школы-девятилетки. Три года попыток поступить в МВТУ и МГУ. Ни в инженеры, ни в математики Чекмарева не принимали, хотя экзамены он сдавал на"отлично", демонстрировал незаурядные математические способности. "Непролетарское происхождение"...Помог бы рабочий стаж, но школьная практика (счетоводом на книжном складе) таковым не считалась. Биржа труда, где Сергей регулярно отмечался, предпочитала предоставлять работу людям квалифицированным и членам профсоюза. Заколдованный круг!

Чекмарев не отчаивается, тщательно готовится к очередным экзаменам, много читает, много пишет"для себя"и для домашнего журнала. Интересна миниатюра "Викторина (картинка с натуры) "-знание сельских реалий, вели

колепный язык, юмор...

1929 - третья неудачная попытка поступить в московский вуз. Сергей не может оставаться пассивным наблюдателем "великих исторических событий" .Начинается массовая коллективизация, новорожденные колхозы испытывают острую нехватку"спецов". Чекмарев становится студентом Воронежского сельхозинститута. Его приняли в дополнительную группу,без стипендии и общежития. Новоиспеченный студент счастлив, о бытовых и учебных проблемах пишет с юмором, активно (и талантливо!) "ликвидирует безграмотность" в подшефном селе, агитирует крестьян "за колхоз".

1930 - в связи с ликвидацией животноводческого факультета в ВСХИ Чекмарев переводится в Московский мясо-молочный институт. Активно сотрудничает в институтской многотиражке - по две-три заметки в номере, стихи-агитки (очень чувствуется влияние Маяковского). Практика на Урале - увлеченная работа на курсах полеводов, в комсомольских кружках Еманжелинки, Еткуля, Коелги... Есть, кстати, основания полагать, что убежденный комсомольский пропагандист еще не состоял формально в комсомоле. Но он полностью разделял идеалы и заблуждения своего поколения. Интересно, что его размышления о счастье в дневнике почти дословно совпадают со знаменитым монологом Павки Корчагина (роман Н.Островского еще не был опубликован).

Вероятно, Чекмарев считал свои патриотические, публицистические стихи более важными, чем лирику, посвященную Тоне - его единственной, сложной и трудной любви. Впрочем, эти две темы вплне органично сливаются в его стихах: Я буду там, где должен быть,

Куда поставит класс,

Но мне нигде не позабыть

Сиянья серых глаз...

В одном библиотечном сборнике я увидел, что две последние строки кем-то зачеркнуты. Вероятно, сегодняшний молодой читатель зачеркнул бы две первые строки. Но все дело именно в единстве этих строк - такими они были, наши деды и отцы. Класс поставил выпускника московского вуза, "красного зоотехника" Сергея Чекмарева на трудный пост: пришлось создавать новый совхоз в Башкирии, все с нуля, с "торичеллиевой пустоты".

Приезжает Тоня с чужим ребенком, Сергей готов стать мальчику настоящим отцом, он счастлив, он пытается заразить жену своим энтузиазмом:Скажи мне, неужели ты со скукой смотришь на небо?

И жизнь тебя измучила

и кажется сера?

И как в реку бросаются,

не глядя, хоть куда-нибудь,

Бежать тебе хотелось бы

из этого села?

А мне минуты кажутся

чудесными и гордыми,

По книгам буквы ползают,

беснуется метель,

И лошади проносятся

с опущенными мордами,

И избы озаряются

улыбками детей.

Это не поза. Сергея призывают в армию, он готов к службе, но выясняется - негоден по зрению. Плная свобода, можно не возвращаться в совхоз, в Москве - родные, друзья, литературная жизнь...

Знаменитые "Размышления на станции Карталы "предельно честны: физически и морально измученный

тяжелой работой, Сергей все-таки предпочитает "оставаться на посту". Он возвращается в Башкирию, он работает с увлечением и не чувствует себя "жертвой". Нужная людям работа, любимая женщина, стихи: "Я только здесь нашел себе,что всю жизнь искал..."

У каждого поэта есть строки пророческие. Таковы стихи Чекмарева "Где я?Что со мной?", написанн ые задолго до гибели, в Еткуле:Ты думаешь: "Письма

В реке утонули,

А наше суровое

Время не терпит.

Его погубили

Кулацкие пули,

Его засосали

Уральские степи.

И снова молчанье

Под белою крышей,

Лишь кони проносятся

Ночью безвестной.

И что закричал он -

Никто не услышал,

И где похоронен он -

Неизвестно"...

Сбылось все, разве что насчет кулацких пуль - обошлось. 11 мая 1933г. тело молодого зоотехника нашли в горной башкирской реке. Возможно - несчастный случай... Есть в этих местах три обелиска, а могила - не сохранилась.

Состоится ли третья жизнь Сергея Чекмарева? Скомпрометированы многие дорогие ему слова, устарели риторические рифмованные "агитки". Но разве сегодня, когда Родине так трудно, не нужны ей энтузиазм, бескорыстие, искренняя готовность молодых терпеть лишения и тяжко работать для лучшего

Сергей Иванович Чекмарёв

Чекмарёв Сергей Иванович - поэт.

Родился в семье зубного техника. Мать воспитывала помимо Чекмарёва еще двух младших сестер и брата. В 5 лет, научившись читать, охладел к игрушкам и с книгой уже не расставался. Позднейшие увлечения шахматами и фотографией также не смогли вытеснить книгу. В 11 лет он начинает сочинять стихи, а через год, сначала один, а затем с сестрами и братом, приступает к изданию домашних рукописных журналов «Звезда», «Метеор» и «Телескоп». Журналы носили литературно-сатирический и научно-популярный характер, иногда к ним подключался и отец, любивший и сам «побаловаться стишками». Здесь Чекмарёв пробует себя в разных литературных жанрах - стихах, поэмах, сказках, сатирах. Затем в них появляется его публицистика, литературная критика, очерки. Рано научившись ценить художественное слово, он хочет видеть в нем не одну красоту созвучий, но разум и смысл. В школьные годы наряду с литературой он увлекается и математикой, считая их близкими сферами творчества.

В 1926 после окончания средней школы-девятилетки со специализацией по конторскому делу Чекмарёва, мечтая получить профессию инженера, подает заявление для поступления на механический факультет Московского высшего технического училища им. Н.Э.Баумана (МВТУ). Все экзамены он выдерживает на «отлично», а за прекрасное знание математики даже удостаивается прозвища «Лобачевский». Однако в приеме ему отказывают, т.к. преимущественным правом поступления пользовались рабфаковцы, многодетные кормильцы и члены профсоюза, а он был выходцем из семьи служащего. 3 года он сдает экзамены в разные вузы на «отлично», но все 3 года ему в приеме отказывают. Наконец, узнав, что в Воронежском сельскохозяйственном институте создана дополнительная группа, он посылает документы в Воронеж. К этому времени, окончательно потеряв надежду стать инженером, он сохраняет стремление получить все же нужную для страны специальность. С осени 1929 до лета 1930 Чекмарёв живет в Воронеже и учится на животноводческом факультете сельскохозяйственного института. Сначала под Воронежем, а затем и на Урале во время летней студенческой практики, которая воспринимается им как боевое задание, Чекмарёв агитирует крестьян вступать в колхозы, налаживает работу сельского комсомола, занимается с неграмотными крестьянами, выпускает стенгазету, участвует в военных учениях студенческих лагерей. Вся целеустремленная жизнь Чекмарёва отражается в его многообразных литературных опытах - новеллах, очерках, литературных портретах, стихах. Новелла «Утонула собака», стих. «Где я? Что со мной?» и другие произведения уральского периода представляют собой сплав документалистики и поэзии.

В связи с ликвидацией факультета в Воронеже Чекмарёв переводится в Московский мясо-молочный институт. Здесь помимо разнообразных общественных обязанностей он с головой уходит в выпуск институтской многотиражки, которая оказалась единственной газетой, где при жизни печатался Чекмарёв. Учеба и окружающая действительность связываются для него в одно неразрывное целое: «Меня / С нетерпением / Ждет страна, / Послать меня хочет / Туда, / Где плачет / Дисковая борона / И грузно / Идут стада». В школьные и студенческие годы Чекмарёв является частым посетителем клуба писателей ФОСПа (Федерация объединений советских писателей), Политехнического музея и др. аудиторий, ставших ареной острой литературной борьбы. Самый яркий взлет поэтического мастерства Чекмарёва наступает с приходом к нему в 22 года первой настоящей любви, рождается неповторимая любовная лирика. В 1932 по окончании института Чекмарёв уезжает на работу в Башкирию. В Уфе Чекмарёв сначала работает инструктором совхоза, а затем получает должность зоотехника во вновь организованном, на базе Таналыкского, Баймакском совхозе. Драматически складывающиеся взаимоотношения с любимой женщиной рождают немало возвышенных, страстных поэтических строк: «Она, любовь, с тобой у нас / Не распускалась розою, / Акацией не брызгала, / Сиренью не цвела. / Она шла рядом с самою / Обыкновенной прозою, / Она в курносом чайнике / Гнездо свое свила».

В нояб. 1932 Чекмарёв неожиданно призывают в армию, но из-за плохого зрения он получает освобождение от службы. В ожидании поезда при возвращении в Уфу Чекмарёв пишет одно из лучших своих произведений - лирическую поэму «Размышления на станции Кар-талы»: «Я знаю: я нужен степи до зарезу. / Здесь идут пятилетки года. / И если в поезд сейчас я влезу, / Что же со степью будет тогда? /<...> У меня никогда не хватит духу - / Ни сердце, ни совесть мне не велят - / Покинуть степь, гурты, Гнедуху. / И голубые глаза телят». В Уфе Чекмарёв получает назначение в Инякский совхоз, находящийся в горной части республики: «Среди снежинок шелковых, / В нагроможденье скал, / Я только здесь нашел себе, / Чего всю жизнь искал...» Трудности работы в совхозе, острые материальные затруднения Чекмарёв по-прежнему не пугают. Здесь он даже стал издавать рукописный журнал «Буран». Однако семья его распадается: женщина, которую Чекмарёв любил, покидает его. На следующий день после ее отъезда Чекмарёва не стало. Его нашли мертвым при переезде через р. Большая Сурень. Телега, на которой он ехал, оказалась перевернутой. Обстоятельства его смерти остались невыясненными. Похоронили Чекмарёв на окраине с.Исянгулово под одиноко растущей березой. Позднее у переезда через Большую Сурень поставлен был обелиск, а в селе воздвигнут бронзовый бюст поэта.

Только через двадцать с лишним лет после его смерти в журнале «Новый мир» (1956. №1), на страницах газет и книг появилось никому не известное имя Чекмарёва. В литературу пришел новый поэт. Все им написанное пронизано чистотой, оптимизмом и свежестью; о стихах Чекмарёва высоко отзывались К.Федин, Б.Агапов, Д.Олдридж. В поэзии Чекмарёва привлекают цельное, жизнеутверждающее мировоззрение, лирический романтизм, высокая тема любви: «...расширьте глаза) Поднимите бровь! / Здесь написано про любовь!» В творчестве и лирике Чекмарёв речь идет не только о любви к женщине, но и о любви к жизни, искусству, мечте, познанию, к Человеку, к вечным эстетическим ценностям бытия: «Всему - даже нам с тобою - / Придет черед умереть. / И только красивой песне / Дано без конца звенеть».

В.С.Фёдоров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 636-637.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранная лирика / сост. С.Наровчатов. М., 1964;

Стихи, письма, дневники / предисл., подгот. текста и сост. С.Ильичевой. М.; 1968;

Письма из Воронежа / комм. М.Луконина // Из дневников современников: сб.2. М., 1969;

Уральская весна: стихи, письма дневники / литератрная композиция и подгот. текста С.Ильичевой. Уфа, 1979;

Штурмовой квартал: Избранные письма, отрывки из дневников, стихи. Челябинск, 1980;

Кубанев В.М., Чекмарев С.И. Стихи, дневники, письма. М., 1981;

Размышления на станции Карталы: стихи // Время вперед!: сб. М, 1986.

Литература:

Огнев В.Ф. Поэзия и современность: сб. статей. М., 1961;

Луконин М.К. Сергей Чекмарев: Жизнь, ставшая поэзией // Луконин М. Товарищ поэзия. М., 1963,

Наровчатов С. Поэзия в движении: статьи. М., 1965;

Панкин Б.Д. «Я полным человеком хочу быть...» // Панкин Б.Д. Время и слово: очерки. М. 1976;

Ильичева С.И. В будущее устремленный // Чекмарев С. Была весна.. Стихи, письма, дневники. М, 1978;

Абдуллин А.Х. «Не забывай меня, солнце». Челябинск, 1988.

Ежедневные рифмы
Сергей Чекмарев (1910-1933)

ПРОСТИ, ПРОСТИ...

За этим платьем, ярче меди,
За этой лентой голубой,
Прости меня, я не заметил,
Что у тебя на сердце боль.
Что ты измучена любовью,
Что эта жизнь тебе узка,
Что под твоею черной бровью
Такая черная тоска...
Прости... Быть может, даже пошлым
И глупым иногда я был
И, незнакомый вовсе с прошлым,
Тебя невольно оскорбил.
Прости... Но этим страшным ядом
И я отравлен, как и ты.
И я ловлю печальным взглядом
Свои печальные мечты.
Быть может, знай я все вначале,
Я прежнем парнем мог бы быть!..
Но уж теперь моей печали
Не разогнать, не потушить...
Я буду здесь и буду злиться,
Я буду верен до конца.
Из сердца все на свете лица
Не выжгут твоего лица.

***
Ты скажешь "нет"? Ты скажешь "да"
Пока - одно из двух.
Но, Тоня, помни: я всегда,
Всегда твой верный друг.
Я буду там, где должен быть,
Куда поставит класс.
Но мне нигде не позабыть
Сиянья серых глаз.

Сергей Чекмарёв: что может успеть поэт за 23 года жизни?
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/33553/

Еще не из сборника:

***
Когда я беру твою руку,
Руки ты не отнимаешь,
Но в глазах твоих видится мука,
Такая печаль немая!..
И в жилках руки капризных
Я слышу тоски трепетанье.
Он здесь еще, этот призрак,
Над нами его дыханье!
И я своею рукою
Коснуться тебя не смею,
Я только смотрю с тоскою,
Я только сижу и краснею.

***
Ты говоришь:"Всему конец!
Забудь, уйди, не надо злиться".
И взгляд твой, серый, как свинец,
В мои глаза не хочет влиться.
И я гляжу в твои глаза
И наклоняюсь ниже, ниже...
Тех дней уж не вернуть назад,
Тех поцелуев с губ не выжечь.
Но этот лоб и прядь волос,
Все это - смех, и жест, и брови, -
Оно с душой моей сжилось,
Оно впиталось в плазму крови.
И каждый вечер, в поздний час,
Любовь приходит, как удушье.
Но у тебя в пещерах глаз
Ложится тигром равнодушье.
В улыбке, в линии плеча,
Как лунный свет, скользит усталость.
И мне теперь одна печаль,
Одна тоска теперь осталась...

***
Я от взгляда её краснею,
Любуясь жилкою на виске,
Но наша дружба сердечная с нею -
Дом, построенный на песке.

Она целует меня, балуясь,
Я уеду, она - в Москве.
Что все мечты мои, все поцелуи?
Дом, построенный на песке.

Но как-то я удивился очень,
Прочитав в календарном листке:
"Как раз бывает особенно прочен
Дом, построенный на песке".

Снег колючий падает с веток...
Может, и правда, конец тоске?
И будет сиять таким чудным светом
Дом,
построенный
на песке?!

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА СТАНЦИИ КАРТАЛЫ

И вот я, поэт, почитатель Фета,
Вхожу на станцию Карталы,
Раскрываю двери буфета,
Молча оглядываю столы.

Ночь. Ползут потихоньку стрелки.
Часы говорят: «Ску-чай, ску-чай».
Тихо позванивают тарелки,
И лениво дымится чай.

Что же! Чай густой и горячий.
Лэкин карманда акса юк!
В переводе на русский это значит,
Что деньгам приходит каюк.

Куда ни взглянешь - одно и то же:
Сидят пассажиры с лицами сов.
Но что же делать? Делать что же?…
Как убить восемнадцать часов?

И вот я вытаскиваю бумагу,
Я карандаш в руках верчу,
Подобно египетскому магу,
Знаки таинственные черчу.

Чем сидеть, уподобясь полену,
Или по залу в тоске бродить,
Может быть, огненную поэму
Мне удастся сейчас родить.

Вон гражданка сидит с корзиной -
Из-под шапки русая прядь, -
Я назову её, скажем, Зиной
И заставлю любить и страдать.

Да, страдать, на акацию глядя,
Довольно душистую к тому ж…
А вон тот свирепый усатый дядя
И будет её злополучный муж.

Вы поглядите, как он уселся!
Разве в лице его виден ум?
Он не поймёт её пылкого сердца,
Её благородной… Но что за шум?

Что случилось? Люди свирепо
Хватают корзины и бегут,
Потом зажигается много света,
Потом раздаётся какой-то гуд.

И вот, промчав сквозь овраги и горы,
Разгоняя ночей тоску,
Останавливается скорый -
Из Магнитогорска в Москву.

Чтоб описать, как народ садится,
Как напирает и мнёт бока,
Конечно, перо моё не годится,
Да и талант маловат пока.

Мне ведь не холодно и не больно
Они уезжают, ну и пусть!
Отчего же в душе невольно
Начинает сгущаться грусть?

Поезд стоит усталый, рыжий,
Напоминающий лису.
Я подхожу к нему поближе,
Прямо к самому колесу.

Я говорю ему: - Как здоровье?
Здравствуй, товарищ паровоз!!
Я заплатил бы своею кровью
Сколько следует за провоз.

Я говорю ему: - Послушай
И пойми, товарищ состав!
У меня болят от мороза уши,
Ноет от холода каждый сустав.

Послушай, друг, мне уже надоело
Ездить по степи вперёд-назад,
Чтобы мне вьюга щёки ела,
Ветер выхлёстывал глаза.

Жить зимою и летом в стаде,
За каждую тёлку отвечать.
В конце концов, всего не наладить,
Всех буранов не перекричать.

Мне глаза залепила вьюга,
Мне надоело жить в грязи.
И как товарища, как друга
Я прошу тебя: отвези!

Ты отвези меня в ту столицу,
О которой весь мир говорит,
Где электричеством жизнь струится,
Сотнями тысяч огней горит.

Возьми с собой, и в эту субботу
Меня уже встретит московский перрон,
И разве я не найду работу
Где-нибудь в тресте скрипеть пером?

Я не вставал бы утром рано,
Я прочитал бы книжек тьму,
А вечером шёл бы в зал с экраном,
В его волшебную полутьму.

Я в волейбол играл бы летом
И только бы песни пел, как чиж…
Что ты скажешь, состав, на это?
Неужели ты промолчишь?

Что? Распахиваешь ты двери?
Но, товарищ, ведь я шучу!
Я уехать с тобой не намерен,
Я уехать с тобой не хочу.

Я знаю: я нужен степи до зарезу,
Здесь идут пятилетки года.
И если в поезд сейчас я залезу,
Что же будет со степью тогда?

Но нет, пожалуй, это неверно,
Я, пожалуй, немного лгу.
Она без меня проживёт, наверно, -
Это я без неё не могу.

У меня никогда не хватит духу -
Ни сердце, ни совесть мне не велят
Покинуть степи, гурты, Гнедуху
И голубые глаза телят.

Ну так что же! Ведь мы не на юге.
Холод, злися! Буран, крути!
Всё равно, сквозь завесу вьюги
Я разгляжу свои пути.

Из Википедии:
Сергей Иванович Чекмарёв окончил Московский мясомолочный институт (1932) и был направлен на работу зоотехником в Башкирию. Работал старшим зоотехником Таналыкского совхоза Хайбуллинского района, а затем тоже старшим зоотехником совхоза "Иняк" Зианчуринского района. Жил в деревне Ибраево. 11 мая 1933 года Сергей Чекмарёв уехал на лёгком тарантасе на ферму Чебеньки. Около деревни Ала-Байтал его мёртвым вытащили из реки Сурень. До сих пор неизвестно, была ли это трагическая случайность при переходе реки вброд или комсомолец был убит. Стихи Чекмарёва, хранившиеся у его родных, были впервые опубликованы в 1956 году в журнале «Новый мир». Составитель книги Светлана Ильичёва в 1968 году опубликовала отдельным изданием биографический очерк о Сергее Чекмарёве. В 1963 году башкирский писатель и драматург А. А. Абдуллин написал пьесу «Не забывай меня, солнце!», посвящённую жизни поэта Сергея Чекмарёва. Пьеса была поставлена во многих театрах СССР (в частности она около 10-ти лет шла на сцене Казахского ГАТД имени М. О. Ауэзова), дважды издавалась на башкирском языке в Уфе и дважды на русском языке в Москве. В 1971 году режиссёром Владимиром Акимовым снят художественный фильм «Нам некогда ждать» (другое название «Страницы»), посвященный Сергею Чекмарёву. Премьера фильма состоялась 23 июля 1973 года.



Похожие публикации