Симонов павел васильевич биография. Симонов, Павел Васильевич (физиолог)

Русский психофизиолог и нейрофизиолог.

«Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез.
Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций.
Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность».

Симонов В.П., Эмоциональный мозг, М., «Наука», 1986 г., с. 155.

«По мнению П.В. Симонова , преобладание у субъекта функций лобной коры и гипоталамуса будет определять частую актуализацию потребностей и целеустремлённое поведение, направленное на её удовлетворение.
При этом субъект будет игнорировать всё, что отвлекает его от намеченной цели. Эти особенности поведения характерны для холерического темперамента - сильного и возбудимого типа, по И.П. Павлову . Интересы холерика постоянны, устойчивы, и он упорен в достижении цели.
Функциональное преобладание системы гиппокамп - миндалина означает готовность реагировать на широкий круг сигналов, в том числе и на малозначимые. При затруднении выделить доминирующий мотив (миндалина) поведение такого субъекта отличается нерешительностью, бесконечными колебаниями при его повышенной чувствительности к стимулам и склонности переоценивать важность событий. Данная характеристика совпадает с описанием меланхолика - слабого типа, по И.П. Павлову .
Преобладание системы гипоталамус - гиппокамп создаёт сочетание доминирующей потребности с генерализованными реакциями на сигналы маловероятных событий и невыясненного назначения. Такая картина соответствует типичному сангвинику - сильному, уравновешенному, подвижному типу.
Доминирование системы миндалина - лобная кора определяет хорошо сбалансированные потребности без особого выделения одной из них. Субъект с подобными свойствами игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для флегматика - сильного, уравновешенного и инертного типа.
В модели четырёх структур их отношение к экстраверсии и интроверсии описывается следующим образом. Преобладание функций информационных структур - лобной коры и гиппокампа - определяет преимущественную ориентацию субъекта на внешнюю среду и его зависимость от происходящих в ней событий. Такие черты характерны для экстраверта. Преобладание мотивационных систем - гипоталамуса и миндалины - создает интроверта с его устойчивостью внутренних мотивов, установок и их малой зависимостью от внешних влияний. Интроверт малообщителен, застенчив, стремится к порядку».

Данилова Н.Н., Психофизиология, М., «Аспект Пресс», 2000 г., с. 199.

От авторов
Введение
Проблема познания человека и роль П.В.Симонова в разработке учения о мотивационно-эмоциональных аспектах мозга во второй половине XX века
Некоторые биографические данные и особенности личности П.В.Симонова
Научные школы и П.В.Симонов
Существует ли в настоящее время опасность превращения науки в разновидность "чистого товара"?
Особенности П.В.Симонова как человека, ученого и научного руководителя
П.В.Симонов: "Я считаю, что каждый ученый должен обладать уникальным сочетанием мыслительной способности и художественным видением мира"
Опыты П.В.Симонова по выявлению "эгоистов" и "альтруистов"
Следствия, вытекающие из закона сохранения "эгоистов" и "альтруистов"
Концепция П.В.Симонова об "эгоистах" и "альтруистах" и наши "вечные" проблемы
П.В.Симонов как психолог
Какую роль играем мы в этой жизни?
П.В.Симонов: "Что мы потеряли вместе с научно-технической революцией?"
П.В.Симонов и его отдельные поступки в контексте времени
П.В.Симонов: "Каковы они -- "плюсы" и "минусы" жизни прежней и настоящей?"
П.В.Симонов: "Мы в ответе за то, что происходит в мире, и, особенно, за то, что происходит вокруг нас"
Последние годы жизни П.В.Симонова
Вместо эпилога
Список основных трудов П.В.Симонова, представленных в системе PubMed
Приложение

Павел Васильевич Симонов был одним из ведущих физиологов второй половины XX и начала XXI в. В 1981 г. он стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1987 г. -- академиком АН СССР. С 1982 по 2000 гг. П.В.Симонов возглавлял Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР, а затем РАН. В 90-х (постперестроечных) годах XX в. он был академиком-секретарем отделения "физиология". За время своей научной деятельности П.В.Симонов опубликовал 16 книг и более 400 статей. За монографии "Теория отражения психофизиологических эмоций" и "Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты" П.В.Симонов был удостоен премии им.И.П.Павлова. Он разработал, теоретически обосновал и высказал представления о сфере применения целого комплекса методов диагностики и прогнозирования функционального состояния мозга человека. За эти исследования П.В.Симонов был удостоен в 1987 г. Государственной премии. Для тех читателей, кто не любит авторские предисловия, но, тем не менее, желает узнать, о ком и о чем же наша книга, мы можем кратко ответить следующим образом. Наша книга о физиологе Павле Васильевиче Симонове и тайных, еще далеко непознанных структурах, лежащих в основе нашего "Я", которые открываются в поведении. П.В.Симонов был естествоиспытателем-философом. Однако его работы имели чрезвычайно важное практическое значение и были способны (при правильном их использовании) принести миллиардную прибыль, а также могли быть использованы для предотвращения демографических катаклизмов.

В небольшой книге, посвященной памяти Павла Васильевича Симонова, мы не сможем ни пересказать, ни раскрыть то богатство идей, концепций и теорий, которые содержатся в его книгах и статьях. Какова же тогда цель написания этой работы? Нам хотелось бы рассказать о П.В.Симонове -- человеке, ученом и педагоге, вернее, о том образе, который сохранился в нашей памяти. Известно, что никто еще не выработал общие правила для написания воспоминания, хотя многие и осознали, что факты констатировать иногда удобнее, чем высказывать собственные мысли, суждения и представления. Необходимо также учитывать, что память каждого человека избирательна, поэтому все известные воспоминания отличаются не только стилем написания, но и тем, о чем одни предпочитают рассказывать, а другие умалчивать. Между тем отмечено, что чем ярче и субъективнее воспоминания, тем больше они вызывают спор у современников. Впрочем, иногда случается и так, что воспоминания косвенно говорят о самом авторе больше, чем о людях, о которых он вспоминает. Говорят также, что воспоминания о современниках нельзя написать так, чтобы они понравились всем. Однако можно постараться сделать так, чтобы они минимально раздражали всех, кто считает, что именно он , она или они лучше других знают и помнят героя воспоминаний. Наша скромная задача состояла лишь в том, чтобы выразить личные представления о Павле Васильевиче Симонове. В этих воспоминаниях найдут отражения только те факты, события и мысли П.В.Симонова, которые сделали нашу собственную жизнь осмысленнее. Поэтому наши воспоминания и личная точка зрения на события прошлого субъективны, носят односторонний характер, и, как сейчас пишут в средствах массовой информации, могут отличаться от других официально или неофициально признанных точек зрения.

Книга, посвященная Павлу Васильевичу Симонову, написана в форме эссе. Первоначально мы не думали, что отдельные размышления, записанные в разные годы, когда-либо найдут своего читателя. Они записывались "для себя". Почему? Наверное, потому что они не могли не писаться: никто не чешется, если не зудит. Так, однажды ответил А.Эйнштейн на вопрос: почему вообще существует наука и культура? Все написанное нами было искренним. Однако наши отдельные обобщения на протяжении длительного времени писались "в стол". По мере заполнения "стола" вдруг обнаружилось, что часть из них была связана с деятельностью Павла Васильевича Симонова. Более того, некоторые мысли не могли возникнуть, если бы не было периодических выступлений Павла Васильевича во время конференций, заседаний Ученых советов и отдельных встреч с ним по самым различным поводам. Так постепенно идея обрела смысл. Затем появилось желание написать. Известно, что всегда интересно себя попробовать в том, что раньше еще не делал. Постепенно стало появляться ощущение некоторого единства, словно отдельные мазки импрессионистской живописи оказались объединенными одной общей идеей, которую можно было бы назвать: научная деятельность Павла Васильевича Симонова.

Каждый ученый должен обладать благодарностью к предшественникам, уважением к современникам и ответственностью перед будущими учеными. Тогда дело его будет многолетним на Земле...
Д.С.Лихачев

Подлинная истина возможна лишь там, где она ищется не для самоутверждения, а ради нее самой.
А.А.Ухтомский

Ученые относятся к той категории людей, которых редко показывают по телевидению, их не узнают на улице, у них никто не просит автографов. Ореол славы среди людей науки обретают немногие. Далеко не все нобелевские лауреаты имеют возможность увидеть свой прижизненный портрет в книгах и учебниках. Мало кто из них уверен, что его имя будут знать и помнить потомки. Говорят, что ученые широко известны в узком кругу профессионалов. Однако именно из этой среды малоизвестных профессионалов выходят люди, оказывающие наиболее сильное влияние на научно-технический прогресс общества.

Павел Васильевич Симонов был одним из крупнейших физиологов в области высшей нервной деятельности. Он создал "потребностно-информационную теорию эмоций и поведения", которая позволила понять механизмы возникновения положительных и отрицательных эмоций, их роль в организации поведения. Благодаря теории П.В.Симонова удалось найти экспериментальные подходы к изучению мотиваций и эмоций, обнаружить новые стадии и закономерности возникновения эмоционального стресса у человека-оператора, разработать методы объективной оценки эмоционального напряжения. В 1979 г. П.В.Симонов был удостоен премии им.И.П.Павлова за монографии "Теория отражения психофизиологических эмоций" и "Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты". Он разработал, теоретически обосновал и высказал представления о сфере применения целого комплекса методов диагностики и прогнозирования функционального состояния мозга человека. За эти исследования П.В.Симонов был удостоен в 1987 г. Государственной премии. "Потребностно-информационная теория эмоций и поведения", созданная П.В.Симоновым, нашла свое развитие в его книгах: "Эмоциональный мозг" (1981), "Мотивированный мозг" (1987) и "Созидающий мозг" (1993). Труды П.В.Симонова заложили основы для нового подхода к целому комплексу проблем сознания, памяти, осознаваемых и неосознаваемых внутренних состояний в организации сознательной деятельности человека.

П.В.Симонов многим известен, прежде всего, как ученый, который создал потребностно-информационную теорию поведения. До Павла Васильевича о потребностях говорили многие. Однако он был первым, кто объявил потребности главным первоисточником активности поведения, регулятором эволюции, координатором истории, источником творческого процесса и движущей силой всякого индивидуального и коллективного действия, как человека, так и животных. Павел Васильевич Симонов впервые в истории показал, что в мире не существует независимости действия. Любое поведение, действие или бездействие определяются удовлетворенной или неудовлетворенной потребностью. Потребность, по определению П.В.Симонова, есть "специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития... Сохранение и развитие человека -- суть проявления этой силы..."

Естествоиспытатели неоднократно подтверждали положение, согласно которому теория обобщает предшествующий этап знания. Однако теория не только обобщает предшествующий этап знания. Она всегда представляет собой новый, вполне определенный и зафиксированный этап истории познания. Это связано, прежде всего, с тем, что при теоретическом освоении объекта или предмета исследования ученый всегда стремится иметь целостный охват, когда объект выступает не только в качестве наблюдаемого явления, но и как уже выведенная закономерность. Таким образом, создание П.В.Симоновым потребностно-информационной теории поведения впервые вывело многие неосознаваемые потребности из бездны неосознанного (грубо земного) человеческого естества в область "освещенного круга сознания", где они стали осознаваемыми мотивациями.

На страницах краткой брошюры мы не можем вдаваться в подробности сложной и, вместе с тем, красивой потребностно-информационной теории поведения . Ю.П.Вяземский в книге "Вооружение Одиссея" в краткой, занимательной и доступной для широкого читателя форме проанализировал теорию П.В.Симонова. В нашей работе мы хотели бы обратить внимание читателей только лишь на некоторые положения учения П.В.Симонова о мотивационно-эмоциональных аспектах мозга, которые можно было бы кратко определить как концепцию об "эгоистах" и "альтруистах". Эти положения, с нашей точки зрения, имеют большую практическую значимость и весьма актуальны в наше время.

Академик Симонов Павел Васильевич всю свою жизнь посвятил изучению психофизиологии и биофизики. Он являлся специалистом в области экспериментальной нейрофизиологии эмоций, а также занимался изучением нервной деятельности и возможных проблем, связанных с ней. Каким был его путь к мировому признанию научного сообщества, чему посвятил свою жизнь, какие труды оставил потомкам и где работал на протяжении своей ученой деятельности? Об этом и не только дальше.

Биография Симонова Павла Васильевича

Родился Павел Васильевич 20 апреля 1926 года в Ленинграде в семье репрессированного (как «врага народа») офицера Станислава Станкевича. Его мать - Мария Карловна Станкевич - и сестра мальчика Галина были высланы из Ленинграда. Такая "тень", брошенная на семью, долгие годы не давала Павлу Симонову спокойно существовать. К счастью, на новом месте жительства соседом Павла Васильевича и его семьи стал известный скульптор Симонов Василий Львович. Он оказал большую поддержку маленькому Павлу, усыновил его, дал мальчику не только свою фамилию, но и позаботился о том, чтобы способный ученик получил хорошее образование. Сестра Симонова - Галина Станиславовна Станкевич - переехала в Швецию, где по сей день проживает со своей семьей.

Учеба

В 1944 году, всего за год до окончания войны, Павел Васильевич Симонов получил возможность обучаться в летном училище, но из-за слабого здоровья не смог продолжить обучение дольше года. Он перевелся в Военно-медицинскую академию. В 1951 году он закончил ее с отличными результатами.

Личная жизнь

У Павла Васильевича Симонова двое детей: дочь - известная актриса сын - - пошел по стопам отца и стал профессором. Супруга Симонова старшего - Ольга Сергеевна Вяземская - работала преподавателем иностранного языка. У четы Симоновых четверо взрослых внучек: Анастасия, Зоя, Ксения и Мария.

Профессиональная деятельность

Сразу после окончания Военно-медицинской академии Павел Васильевич стал работать в лаборатории Главного военного госпиталя имени Н. Н. Бурденко. На должности научного сотрудника и руководителя лаборатории он провел 9 лет. Дальше один год он проработал старшим научным сотрудником Физиологической лаборатории АН СССР. В 1962 году Симонов стал заведовать лабораторией в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Руководителем на новом месте работы стал Э. А. Асратян.

Карьера быстро пошла в гору и в скором времени Павел Васильевич Симонов стал заместителем директора, а затем и директором в этом институте. С 1991 года Симонов является Академиком РАН. Имеет звание В 1996 году он стал работать на В 1999 году был удостоен звания "Заслуженный профессор Московского университета". Симонов являлся профессором кафедры высшей нервной деятельности. Также работал в отделении физиологии АН СССР.

Своими знаниями, кроме написания большого количества книг, делился в «Журнале высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», где занимал редакторскую должность. Состоял в редакторской коллегии журнала "Наука и жизнь", который очень любят люди, близкие к науке и просто интересующиеся ей. Редактировал он и издание "Классики наук" от РАН. За свои научные разработки он входил в состав Международной академии астронавтики, в Нью-Йоркскую Академию Наук, Американскую ассоциацию авиационной и космической медицины и стал почетным членом Павловского научного общества США.

Симонова Павла Васильевича

Научно-исследовательская работа всегда привлекала Павла Васильевича. Он начал увлеченно заниматься ей с самого начала своей врачебной практики. Большое внимание академик уделял особенностям мозгового поведения. В 1964 году он разработал потребностно-информационную теорию эмоций, в которой объяснил, что эмоция является отражением актуальной потребности мозга. Он смог обосновать одни из основных терминов психологии, например, "воля", "эмоции", "сознание" и другие.

Многие ученые отмечают труды, описывающие созданную Симоновым классификацию человеческих потребностей. Интересна работа Павла Симонова и в создании формулы всех факторов, которые влияют на создание эмоции. Такой истинно математический подход к естественному человеческому процессу заставил говорить о Симонове все научное российское сообщество. За свой труд в разработке диагностирования и состояния мозга человека он получил Государственную премию СССР. Также был удостоен золотой медали имени И. М. Сеченова, получил ордена "Трудового красного знамени", "Знак почета", "За заслуги перед Отечеством" 4 степени и другие.

Книги

За свою жизнь Павел Васильевич написал немало книг, учебных пособий, издал много научных трудов. За его работу ему благодарны не только студенты, но и преподаватели, а также множество ученых по всему миру. Книги Павла Васильевича Симонова скачивают десятки раз каждый день и не теряют популярности в специализированных отделах книжных магазинов. Одной из самых известных книг, написанных Симоновым, является сборник лекций о работе головного мозга. В ней он рассматривал сознание как знание, разделил подсознание и сверхсознание как две разновидности психического неосознаваемого. Эта работа стала научным откровением. До Павла Васильевича никто так подробно и полно не углублялся в изучение этой темы.

Большой интерес Симонов проявлял к изучению человеческих эмоций. Одной из написанных им по этой теме книг стало издание "Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций". В ней он раскрыл принципы влияния коры головного мозга на проявление эмоциональности человека, также он написал о выводах изучения связи речи и движений человеческого тела. Затем Симонов пополнил отдел библиотек об общей психологии своими изданиями о мозге. Он издал несколько сборников статей, посвященных своим научным исследованиям мозга, а также разнице в работе мозга творческих людей, ученых и среднестатистического работника.

Известны и работы Павла Васильевича Симонова в области изучения характера личности. Многие отмечают, что в учебе им очень пригодилась книга "Болезнь неведения", автором которой также является Симонов.

Последние годы жизни

Не стало великого академика Павла Симонова 6 июня 2002 года. Погиб он в Москве, где прожил всю свою жизнь. Похоронен ученый на Хованском кладбище в столице России.

Вместе с Павлом Васильевичем ушла целая эпоха советской и российской науки. Но надо сказать, что он оставил огромный след в истории нейро- и психофизиологии. Его трудами, книгами, сборниками лекций пользуются до сих пор: студенты продолжают писать по ним дипломные работы, научные работники - докторские диссертации. Его имя часто вспоминают на конференциях, а в МГУ, где Симонов проработал много лет, ежегодно вспоминают своего заслуженного профессора.

Симонов, Павел Васильевич -

(р. 20.04.1926) - спец. по психофизиологии, выступает по филос. аспектам проблемы сознания; д-р мед. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончил Военно-мед. академию им. С.М.Кирова (1951). С 1960 - в Ин-те высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Канд. и докт. дисс. посвящены проблемам психофизиологии. Акад. РАН. С. занимается проблемами психофизиологии мотиваций, эмоций и сознания. В своих трудах рассматривает потребности как основу и движущую силу поведения. С. предлагает классификацию потребностей, разделив их на витальные, соц., идеальные, потребности вооруженности (компетенции) и преодоления препятствий (воля). Различает соц. потребности "для себя" и "для других". Трактует эмоции как отражение актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения в данный момент. Обосновывает положение о принципиальной дополнительности детерминизма и свободы воли, зависящей от позиции наблюдателя. Различает сознание, подсознание и сверхсознание (творч. интуиция). Творч. рассматривает как частный случай процессов саморазвития живой природы, самодетерминацию поведения - как происходящую благодаря деятельности сверхсознания, его способности создавать такие рекомбинации следов памяти, к-рые ранее никогда не встречались в опыте субъекта. История цивилизации, по С., - это история средств удовлетворения потребностей, оказывающих влияние на развитие (возвышение) самих потребностей.

Соч.: Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970; Категория сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С.Станиславского // Бессознательное. Т.2. Тбилиси, 1978; О познавательной функции сопереживания // ВФ. 1979. № 9; Эмоциональный мозг. М., 1981; Эмоции и воспитание // ВФ. 1981. № 5; Детерминизм и свобода выбора // Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности. М., 1982; Темперамент. Характер. Личность. [В соавт.]. М., 1984; О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознание // Бессознательное. Т.4. Тбилиси, 1985; Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М., 1987; Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход. М., 1989; Происхождение духовности. [В соавт.]. М., 1989; Анатомия совести // Человек. 1990. № 5; Мозг и творчество // ВФ. 1992. № 11; Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М., 1993.

Симонов, Павел Васильевич

Действительный член РАН (1987), академик-секретарь Отделения физиологии РАН, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии; родился 20 апреля 1926 г.; окончил в 1951 г. Военно-медицинскую академию; главные направления научной деятельности: нейрофизиология и психофизиология мотиваций и эмоций; лауреат Государственной премии СССР (1987); женат, имеет двоих детей; увлечения: лыжные и пешие походы.

Большая биографическая энциклопедия2009

Па́вел Васи́льевич Си́монов (урожд. Станке́вич , 20 апреля , Ленинград - 6 июня , Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог . Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Мозг и движение - Вячеслав Дубынин

    ✪ Мозг и любопытство - Вячеслав Дубынин

    ✪ Устройство и работа мозга

    Субтитры

    Говоря о биологических потребностях, Павел Васильевич Симонов особо выделил потребности саморазвития, потребности, направленные в будущее. Симонов отнес к ним программы любопытства, подражания и программы, связанные с движениями, игрой и свободой. Движения - ключевой момент. Большая часть нейронов головного мозга человека задействована в управлении движениями, в запоминании двигательных программ, структуры моторной коры, мозжечка, базальных ганглиев. Во многих случаях для того, чтобы движения действительно эффективно реализовались, их нужно повторять и проходить процедуру двигательного обучения. А для этого необходимо положительное подкрепление, положительные эмоции. В данном случае работает медиатор, который называется дофамин, его основным источником являются нейроны компактной части черной субстанции. Их аксоны идут в базальные ганглии и там обеспечивают основу для формирования двигательных навыков. Кроме того, обучение идет на уровне мозжечковых структур. Самые разные типы движений - рефлекторные, локомоторные, произвольные, - которые мы генерируем корой больших полушарий, прописываются в мозжечке базальных ганглиев после многократных повторов. Все это происходит на фоне выделения дофамина, на фоне положительных эмоций, поэтому повторять движения приятно. Особенно эффективно эта функция реализована у маленького мозга, у новорожденного, у ребенка, который растет и должен сформировать эти двигательные навыки. Например, вы смотрите на мальчика Петю Иванова трех лет и видите, что он залез на табуретку, спрыгнул с табуретки, залез на табуретку, спрыгнул с нее и так 50 раз. Так мальчик тренируется. Сам он это не осознает, но мозг об этом знает, его нейросети знают, исправно платят дофамином за то, чтобы он осваивал двигательные навыки. Взрослый мозг все это умеет, поэтому данный блок у взрослых часто слабеет, мы уже не так охотно двигаемся. Предложение маленького ребенка: «Мама, папа, давай попрыгаем, поиграем» у взрослого мозга часто вызывает глубокое недоумение: «А зачем? Я и так это все уже умею делать». Все мы разные. Если у вас активно установлена черная субстанция, вы по жизни можете быть двигательно очень легким на подъем и будете испытывать положительные эмоции. Такие люди охотно гуляют, охотно занимаются спортом, танцуют, хотя это кажется совершенно бессмысленным занятием. Для танцев на дискотеке есть несколько мотивов, а танцы перед зеркалом - это чистый дофамин и работа нейронных контуров черной субстанции, мозжечка, базальных ганглиев. Биологический смысл двигательного обучения очевиден: для удовлетворения самых разных потребностей нужно хорошо двигаться. Козленок бегает, и ему это нравится, а потом ему пригодится убегать от волка. Котеночек бегает за бумажкой, и ему это нравится, а потом ему догонять мышку. Козленок и котенок об этом не знают, но знают их глобальные программы, направленные в будущее, подталкивают их оттачивать эти двигательные навыки. Молекулы, похожие на дофамин, способны активировать движение и вызывать положительные эмоции, связанные с движениями. Такие молекулы являются наркотикоподобными препаратами, как амфетамин, кокаин. Они хорошо известны и оказывают на мозг достаточно серьезное травмирующее действие. Движения вставлены в самые разные поведенческие программы. Организм не просто двигается, а часто как бы прозванивает биологические программы, которые в будущем будут использоваться, для того чтобы убегать от опасности, добывать пищу. Отдельная очень важная категория таких программ - это программы, связанные с общением в социуме, стае, коллективе. Мы видим, как котята или щенята борются друг с другом, дерутся понарошку, играют, но на самом деле это очень серьезный компонент поведения. Во-первых, при этом тестируются нейросети, которые отвечают за движения. Во-вторых, маленький мозг учится оценивать силы противника: насколько он мощный, кто победит. В будущем при реальных столкновениях всю эту информацию можно использовать и не ввязываться в совершенно безнадежные предприятия. Игра животных сама по себе имеет очень большое значение, подкрепляется дофамином. В человеческом поведении это тоже занимает очень большое место. Недаром голландский философ Йохан Хёйзинга написал книгу «Человек играющий», где поставил игру во главу угла и написал, что в человеческой культуре игра, похоже, самое главное. Она лежит в основе культовых явлений, в основе искусства, в основе науки, то есть подобного рода действия занимают огромное место в нашем поведении. Хёйзинга даже охарактеризовал основные черты игры. Например, игра идет понарошку, в свободное время, в определенном месте, но все равно вызывает положительные эмоции. И таких проявлений игрового поведения в нашей жизни очень много. Примером является спорт, когда две команды гоняют мяч, при этом радуются тысячи болельщиков, но они понимают, что это понарошку. И если ваша команда проиграла, вы, конечно, огорчаетесь, но не очень сильно, зато если победила с разгромным счетом, то положительные эмоции зашкаливают. Если удается сочетать между собой свободу и игру, то получается очень здорово и эффективно. Например, люди идут на флешмоб. Мы никогда этого не делали, это новизна, это движение. Кроме того, это проявление свободы: делаю что хочу. Свобода - это важнейший компонент игры. Движения, которые мы совершаем, как правило, имеют цель. И если по ходу движения возникают препятствия, то они воспринимаются мозгом как серьезная проблема. Здесь включается дополнительный блок программ, которые можно назвать рефлексами свободы. Если что-то ограничивает свободу ваших передвижений, это встречает сопротивление со стороны нейросетей и добавляет энергии в процесс, для того чтобы решить проблему, преодолеть препятствие или его обойти. Еще Иван Петрович Павлов отдельно писал о программах свободы, анализируя реакции своих собак, экспериментальных животных. В мае 1917 года он прочел небольшой доклад «Рефлекс свободы», в котором подчеркнул, что преодоление ограничений - это такая же важная программа, как еда и безопасность. На таком глобальном уровне биологическая целесообразность программ свободы очевидна. Если в природе жучок упал в ямку, а олень зацепился рогами за кусты, то нужно срочно выбираться, потому что вы умрете от голода и жажды или придет хищник и вас сожрет. Жучок об этом не знает, и олень, скорее всего, тоже не знает. Но знает их глобальная биологическая программа, которая заглядывает в будущее. Это группа программ, связанных с саморазвитием, программы свободы, это часть программ саморазвития. И это заглядывание в будущее, экстраполяция в данном случае достаточно очевидна. Дальше организм направляет кучу усилий, для того чтобы преодолеть ограничения. Жучок, посаженный в коробочку, всю ночь ее грызет, а волнистый попугайчик в клетке пытается ее раскурочить и расщепить прутья, чтобы вырваться на волю, а граф Монте-Кристо скребет стенки замка Ив. Само ограничение в свободе передвижений, то есть замкнутое пространство, привязи, путы - это источник отрицательных эмоций. Павлов описывает, как многие собаки, которые шли в его эксперименты, исходно протестуют против этого и приходится сначала их привязывать и кормить, чтобы у них возникла ассоциация, что в этом положении не будет ничего плохого, а, наоборот, еда. Павловские камеры достаточно небольшие по размеру, и, кроме того, на собаку вначале надевается шлейка, чтобы она не ушла куда-то в угол и не легла спать. Тогда, пишет Иван Петрович Павлов, программы, рефлексы свободы слабеют, и можно заниматься уже обучением. И дальше он указывает, что если переборщить с этим подавлением программ свободы, то мы получаем программы рабства, то есть антитезу программ свободы. Это отдельная сторона работы нашего мозга, которая связана больше с иерархическим поведением, с тем, что есть лидер и подчиненный. Большое значение имеет миндалина - структура, которая выстраивает отношения особей внутри стаи. Ограничения свободы - это мощнейший заряд отрицательных эмоций. Недаром в педагогике и каких-то более серьезных ситуациях подобного рода ограничения применяются как отрицательное подкрепление. Если ребенка поставили в угол, это ограничение в свободе передвижений, и на фоне возникших отрицательных эмоций он должен понять, что он сделал что-то не то. А если вы совершили какое-то серьезное противоправное действие и вас уже поместили в места не столь отдаленные, то тут все серьезно. Можно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который сам в тюрьме не сидел, но в ссылку-то его отправляли. И это «Сижу за решеткой в темнице сырой…» очень прочувствовано. Или «Придет ли час моей свободы? Пора, пора! - взываю к ней…» Это очень важный компонент нашей жизни, особенно если у вас мозг так установлен. Потому что есть люди более свободолюбивые, есть менее свободолюбивые. Судя по всему, стремление к свободе, к ситуации, когда вы можете выполнять выбранную программу, - это результат работы конкретных нейросетей. Пока все идет нормально, данная функция мозга не включается. Но если возникает препятствие, если возникает рассогласование между ожидаемыми результатами поведения и реальными результатами, тут-то и срабатывают данные нейросети, которые обеспечивают сравнение того, что случилось, с тем, что хотелось. За это во многом отвечает поясная извилина. Возникают негативные эмоции, которые вливают дополнительную энергию, и прежде всего в работу ассоциативной лобной коры, и она более настойчиво может стремиться к достижению цели. Здесь достаточно тонкая грань, потому что еще чуть больше отрицательных эмоций - и возникнет агрессия. Между свободой и агрессией небольшая грань. И если дверь не открывается, то поначалу вы и ее дергаете, а затем начинаете злобно пинать. У свободы есть и темная сторона. Борцы за свободу часто переходят на такую агрессивную сторону, когда деструктивные действия начинают разрушать всю ту пользу, которую могла бы принести свобода. Можно вспомнить самые разные религиозные и политические системы, проанализировать, как в каждой из них учитываются важнейшие биологические программы, свобода, подчинение лидеру, эмпатия, то есть свобода, равенство и братство. И в мозге каждого из нас уникальный коктейль из данных программ, это основа нашего темперамента. И когда мы начинаем жить, над каждой из этих программ, в том числе над программами свободы, формируются, как говорил Иван Петрович Павлов, условные рефлексы, то есть мы учимся более эффективно реализовывать программы, достигать успеха. И если обучение ведет к достижению цели, то положительные эмоции и этот поведенческий блок становится в наших реакциях более выраженным. А неудачи можно, наоборот, подавить. За счет воспитания можно сделать человека более свободолюбивым, более инициативным, более эмпатичным и, наоборот, менее эмпатичным, менее свободолюбивым. Огромная ответственность лежит на педагогах и воспитателях, например, на средствах массовой информации, которые порой вываливают на нас новости, совершенно не думая о тех перепрограммирующих последствиях, которые случаются с нервной системой слушателей и зрителей.

Биография

Отца П. В. Симонова - бывшего офицера Станислава Станкевича - репрессировали в 1937 году . Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Их соседом в доме по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов, который в дальнейшем принял деятельное участие в устройстве судьбы мальчика, усыновил его и дал свою фамилию.

В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию , которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951-1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко . С 1961 по 1962 год - старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.

В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института.

Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь ».

Удостоен звания «Заслуженный профессор Московского университета» (1999).

Научные исследования

Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественнонаучное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность , эмоция , воля , сознание . Междисциплинарный характер исследований П. В. Симонова создаёт основу для комплексного изучения человека физиологами, психологами, социологами, представителями других областей знаний. «Наука опирается на принципы презумпции доказанного… - писал академик П. В. Симонов. - Все остальное принадлежит царству веры, а верить можно во что угодно, поскольку свобода совести гарантируется законом» .

Информационная теория Симонова

Симонов попытался в краткой символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу :

Э = f [П, (Ис - Ин), …] ,

где Э - эмоция (её сила, качество и знак); П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Собственно, вышеприведённая формула является очень общей, и в упрощённом виде может быть представлена так:

Э = П · (Ис - Ин) .

Из этой упрощённой формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин - отрицательный.

(с 1999).

  • Один из почетных основателей фонда «Наука Долголетия».
  • Председатель редколлегии серии изданий РАН «Классики науки ».
  • Член редколлегии иллюстрированного научно-публицистического и информационного журнала «Наука в России».
  • Член исполкома Международной организации изучения мозга (1985-1997).
  • Член Международной академии астронавтики.
  • Член Нью-Йоркской академии наук.
  • Член Американской ассоциации авиационной и космической медицины (1971).
  • Почетный член Павловского научного общества США.
  • Награды

    Мать - Мария Карловна Станкевич.

    Сестра - Станкевич Галина Станиславовна, проживает в Швеции с семьей.

    Жена - Ольга Сергеевна Вяземская, преподаватель иностранного языка.



    Похожие публикации