Тема урока: «Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон

Льняные ткани – это высокопрочный материал из волокон растительного происхождения. Гладкая поверхность волокон объясняет то, что они практически не загрязняются и легко отстирываются. Кроме этого, отличительными характеристиками льна являются:

  • гигроскопичность, что с успехом применяется в полотенцах и простынях;
  • теплопроводность – это нашло применение в белье и летних одеждах;
  • слабая растяжимость позволяет их использовать в виде прокладочных материалов, например, бортовки.

А вот плохая упругость льняных тканей относится к недостаткам, из-за этого они сильно сминаются. Кроме этого к недостаткам относят:

  • существенную усадку после стирки (поэтому прежде раскроя ткань необходимо увлажнить и высушить);
  • сильную осыпаемость на срезах;
  • необходимость прикладывать усилия для того, чтобы разрезать ткань;
  • отсутствие формоустойчивости.

Чаще всего льняные ткани производятся с добавками хлопчатобумажных и химических волокон. Выпуск полульняных смесовых тканей обусловлен экономическими причинами, снижением их стоимости (льняное волокно дорогостоящее и трудозатратное), улучшением эстетического вида и эксплуатационных свойств. В смеси с хлопчатобумажной пряжей лен улучшает свой внешний вид, способность окрашиваться, его цена снижается.
При добавлении в смесь волокон вискозы улучшается внешний вид льняной ткани, ее окрашиваемость, лен меньше сминается, сочнее получается окраска, улучшается его драпируемость.
Широко используется в изготовлении льняных тканей волокно лавсан. В смеси оно вводится от 33 до 66%. Это значительно повышает упругие свойства льна, а значит, снижает сминаемость – единственный минус льняных тканей. В современном мире налажен выпуск тканей из смеси льна, вискозы, лавсана. Ткани, полученные из этой смеси отлично драпируются, прекрасно окрашиваются, они износоустойчивы и мало сминаются.

Классификация тканей по видам отделки

По видам отделки льняные ткани бывают:

  • суровыми – полотно с матовой поверхностью, образованное нитями шероховатой структуры, с небольшими уплотнениями;
  • отваренными – обработанными щелочными растворами с добавлением специальных веществ при высокой температуре. С поверхности ткани удаляется воскообразные примеси, жиры, что улучшает гигроскопичность и внешний вид материала;
  • кислованными. Ткани в результате воздействия раствора серной кислоты становятся более мягкими и приобретают серый оттенок.
  • полубелыми и отбеленными льняные ткани становятся в результате обработки щелочами. Ткань становится белой, удаляются посторонние примеси.
  • гладкокрашеными ткани становятся после окраски в массе.
  • пестроткаными - в результате переплетения пряжи разного цвета и оттенка;
  • меланжевыми – если в переплетении участвуют нити нескольких разных цветов и оттенков;
  • набивными льняные ткани становятся после окрашивания готового полотна.

Классификация по назначению льняных тканей

Ткани льняные бельевые могут иметь различную ширину и степень отбелки. Их используют при изготовлении комплектов постельного и нижнего белья. Здесь используют в основном полульняные с добавлением хлопчатобумажных волокон, вискозы или лавсана. Ткани шириной 80-110 см используют для столовых салфеток, небольших наволочек, нательного белья, широкие ткани от 140 до 220 см идут на постельное белье, скатерти. Льняное полотно для столового текстиля имеет жаккардовое переплетение с цветочным, геометрическим или тематическим узором. На постельное белье используют ткани с полотняным переплетением, некоторые с жаккардовым, ткани для нательного белья имеют полотняное переплетение и небольшую плотность.

Ткани льняные костюмно-платьевого ряда - постоянно развивающаяся группа тканей. Ассортимент их ежегодно обновляется примерно на 40%. Костюмные ткани имеют плотность переплетения 250-290 г/кв.м, ткани для платьев 100-220 г/кв.м. Они выпускаются преимущественно в смеси с хлопком, вискозой, химическими волокнами. Платья, блузки, сорочки , костюмы, брюки, джинсы, комплекты одежды для молодежи и детей в последние годы ассортимент этих изделий из льна неуклонно растет.

Ткани мебельно-декоративного назначения по своему составу полульняные с добавлением хлопкового, лавсана и вискозы. Это портьерные и мебельные ткани, полотна для покрывал и т.д. Они вырабатываются переплетением жаккард или мелкоузорчатым.

Лен для полотенец представлен тканями шириной до 75 см. Креповые, жаккардовые, махровые, атласные полотенца имеют поверхностную плотность примерно 200-300 г/кв.м. Холсты для полотенец бывают гладкие, жаккардовые (или камчатные), креповые.
Льняные ткани спецназначения имеют полотняное переплетение, могут быть суровыми, пестроткаными, могут иметь цветные и суровые полосы, например:

  • ткани для чехлов полотняного переплетения, имеющие узкие продольные полосы из отбеленной пряжи;
  • ткани матрацные - это пестротканые полотна, имеющие продольные полосы из полубелой и цветной суровой пряжи, саржевым или полотняным переплетением.;
  • суровые полотна грубые (театральные, палаточные, холсты для живописи и др.), которые производят из пряжи низкого сорта;
  • упаковочные и мешочные и ткани для мягкой упаковки и иных технических целей;

Льняные и смешанные с хлопком или другими волокнами полотна с успехом используются в трикотаже . Созданные европейскими и отечественными модными домами, модели трикотажных изделий ценятся самыми утонченными модницами. Наибольшее распространение до сих пор имел верхний шерстяной трикотаж, популярный в прохладный сезон. Применение в трикотаже льняной пряжи дает возможность носить верхнюю трикотажную одежду летом, даже в странах, расположенных в теплых климатических поясах.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении;
  • формировать представление о ткани как о двух системах нитей;
  • ознакомить со свойствами х/б и льняных тканей;
  • научить определять направления нитей основы и утка;
  • воспитывать уважение к труду старших поколений, любви к природе, бережливости.

МТО: Коллекции "Хлопок", "Лён"; волокна (вата), веретено, прядильная машина, образцы тканей с кромками, макет ткацкого станка, презентация "Основы материаловедения" (презентация)

Оборудование: прядильная машина, компьютер, проекционная система

Методы ведения: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, решение УПЗ, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Межпредметные связи: ботаника, география.

Учащиеся должны уметь: Определять в ткани нити утка и основы, лицевую и изнаночную стороны.

Оформление доски: "Пушинка к пушинке и вый дет перинка".Выписаны термины: материаловедение, натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён-долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, полотняное переплетение.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала (1часть).

Тканью человек пользуется с древних времён.

Давайте, сравним, ткань с бумагой? Что прочнее?

Как используют ткань на производстве и в быту?

Мы настолько привыкли к ткани, что даже не задумываемся, когда шьём изделия, как получают ткани и из какого сырья. На эти вопросы отвечает материаловедение .(Показ слайда1)

Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие волокна в длинные нити и делать из неё ткани.

Швейное материаловедение - изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий

Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие: Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?

Посмотри на разные ткани через увеличительное стекло: всюду нити переплетены! (рассматривание образцов ткани)

Теперь понятно, почему нити у тканей так крепко держатся друг за друга? Кто же их переплёл?

Ткацкий станок - вот кто! Продольные нити, то есть те, что натянуты вдоль станка, всё время прыгают - вверх-вниз, вверх-вниз. Не сами прыгаю, конечно, подниматься и опускаться их заставляют решётки с колечками, сквозь которые эти нити продеты. А поперёк, в просветы между этими продольными нитями, летают челноки - туда-обратно, туда-обратно. Каждый челнок тянет за собой поперечную нить (она сматывается с катушки, спрятанной внутри челнока). Почему ткацкий челнок так назван, ясно с первого взгляда. Он не только формой напоминает лодку, но и тем, что "возит груз". Этот груз - катушка, с которой сматывается поперечная нить. (Показ слайдов 3-5, демонстрация ткацкого станка)

А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заострённой палки.

Отсюда, кстати, и само слово "ткач": он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова "тыкать" букву "ы": Какое слово получилось? Ткать!

Но сначала люди научились не ткать, а плести - из веток, тростника, травы: Может, сами додумались, а может, у птиц подсмотрели.

Вот какое гнездо плетёт африканская птичка ткачик. (Показ слайдов 6-7)

Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить.

Помнишь, в сказке Пушкина: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком:"? На чём они пряли? Возможно на прялке. (Показ слайда 8, практическая работа по скручиванию ваты в пряжу)

Прялки на Руси служили не только инструментом для прядения, но и украшением жилища.

В древние времена нить скручивали пальцами. Потом изобрели веретено. (Показ слайда 9, показ веретена)

А может быть, к тому времени уже изобрели самопрялку? Работать на ней было легче, но и на самопрялке многого не напрядешь. Другое дело - прядильная машина.

Первой прядильной машиной была машина Харгревса, сконструированная им в 1764-1767 годах. Благодаря изобретению стало возможным обслуживание нескольких веретён одним рабочим. (Показ слайдов10-11, демонстрация работы электрической прядильной машины)

Волокно - очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

Текстильные волокна - это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей:(показ слайда12-13)

Хлопчатник - это однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. (слайд 14-15)

Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет, лопаются коробочки с семенами, и в каждой - будто кусочек ваты!

Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн.

Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.

Семена тоже идут в дело - из них выжимают хлопковое масло.

Без тканей из хлопка мы сейчас и жизни себе не представляем. А ведь их начали ткать в нашей стране меньше 200 лет назад. (Демонстрация коллекции "Хлопок", тканей)

Как же обходились без хлопка?

Из каких нитей делали ткани, из каких волокон пряли?

Из льняных! Древние египтяне хлопка не знали. Они сеяли лён.

В старину тонкое льняное полотно называли в Европе "русским шёлком". Его умели ткать только в России. Но и сейчас русские льняные ткани славятся на весь мир.

До чего красив цветущий лён - всё поле в голубеньких цветочках!

Отцветёт лён, созреют на нём семена - тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие в земле микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. После этого лён можно будет расчесать - расщепить его стебельки на отдельные волокна.

Из этих волокон спрядут льняные нити. А из нитей соткут ткань

На свете больше 200 видов льна, но выращивают лишь 40 видов.

Ради волокон сеют лён-долгунец, ради масла - лён-кудряш. (Показ слайдов 16-19, демонстрация коллекции "ЛЁН")

Из более толстых льняных нитей ткут парусину. Парусину можно пропитать веществом, которое отталкивает воду, - и тогда с неё "как с гуся вода". Такую непромокаемую парусину называют брезентом.

Если спросить старого морского волка: "Знаете ли вы ещё какие-нибудь растительные волокна, кроме тех, которые даёт нам лён и хлопок?", он ответит: "А как же!" И назовёт волокна, дорогие сердцу каждого моряка: пеньку, джут и капок. За что же любят их моряки?

Из пеньки делают верёвки, морские канаты, мешковину - грубую ткань, из которой шьют мешки.

Но самые лучшие мешки получаются из мешковины, которые изготовляют из джута.

А самые лучшие канаты (знаменитый манильский трос) - из манильской пеньки.

А как используют в море волокно со странным именем "капок"? Оно спасает человеческие жизни! Этим волокном набивают спасательные круги и спасательные жилеты - оно лёгкое, не намокает и вообще не смачивается водой, не гниёт от сырости. (Показ слайдов20-24)

Основные понятия

Пряжа - нити, полученные в процессе прядения

Прядение - процесс в результате которого из коротких тонких волокон получают непрерывную нить.

Ткань - текстильное изделие, полученное путём переплетения двух систем нитей в процессе ткачества.

Основа - долевые нити - нити, идущие вдоль ткани. (прочные, не тянутся, прямая)

Уток - поперечные нити - нити, идущие вдоль ткани. (менее прочные, тянутся при растяжении, извитая).

Кромка - уплотнённое переплетение нитей по краям ткани.

Нити основы прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину.

Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края - кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

3. Практическая работа.

Определение в ткани направления нитей и утка.

По кромке (вдоль или поперёк кромки)

По степени растяжения (растягивается больше или меньше)

По звуку (звук звонкий или глухой)

По виду нитей. Толщина (толстая или тонкая). Гладкость (гладкая или пушистая)

Ткацкие переплетения

Ткацкое переплетение - это переплетение нитей основы и утка.

Полотняное переплетение. Основные и уточные нити чередуются через одну (показ слайда 28)

Последний этап - отделка ткани - придание красивого внешнего вида.

Сначала ткань отбеливают.

На хлопчатобумажные ткани наносят рисунок с помощью печатных машин.

Печатание (набивка) - процесс нанесения на ткань цветного рисунка. (показ слайда 29)

Как определить лицевую сторону ткани?

Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

Рисунок более яркий, чем на изнаночной,

Рисунок переплетения более чёткий,

Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону

Свойства хлопка (показ слайда 25)

Гигроскопичность - способность волокон поглощать влагу из окружающей среды. У хлопка высокая - быстро впитывает влагу и быстро высыхает.

Светостойкость - сохранять прочность при действии солнечного света.У хлопка низкая.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух. У хлопка высокая.

Усадка - способность ткани после замачивания уменьшаться в размерах. У хлопка значительная.

На ощупь волокна мягкие, тепловатые, горят, как бумага.

Свойства льна (показ слайда 26)

Цвет волокна - от светло-серого до тёмно-серого.

Обладает характерным блеском, так как волокна имеют гладкую поверхность.

Гигроскопичность больше, чем у хлопка.

Воздухопроницаемость -высокая

Светостойкость немного больше, чем у хлопка.

На ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие.

Горит так же, как хлопок.

Сильно сминается.

4. Заключительная часть.

Раздать учащимся карточки-задания для закрепления, пройденного материала (№1-6).

Анализ выполненных работ, оценка работы.

Цели урока:

Дидактическая - ознакомитьучащихся с историческими сведениями о натуральных волокнах растительного происхождения и их получением; со свойствами натуральных волокон растительного происхождения, сравнительной характеристикой хлопчатобумажных и льняных волокон; получением пряжи, прядении;

способствовать формированию понятий: волокна, натуральные волокна растительного происхождения; сырьё для получения волокон; волокна хлопка и льна; пряжа, прядение;

способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

обеспечить реализацию межпредметных связей;

способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности;

способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.

Развивающая - развивать цвето- и форморазличение, обратное мышление, память, развивать интерес к профессиям текстильного производства.

Воспитательная - воспитывать товарищескую взаимопомощь, дисциплинированность, творческую личность.

Оборудования и наглядные пособия: Коллекция «Хлопок», «Лен», схема получения льняной ткани, схема получения хлопчатобумажной ткани, таблица свойств тканей, лоскуты для опыта, карточки для входного контроля, задания на развитие внимания, образного мышления, призы.

Используемое оборудование: проектор, компьютер

С лова для запоминания: лен, хлопок, конопля, джут, кенаф, пенька.

Профориентация: художник, колорист.

Межпредметные связи: биология: части растения; рисование: понятия «колорит», «цвет»; обслуживающий труд: производство тканей.

Здоровьесберегающие технологии: физминутки, музыкальная терапия. Педагогические технологии: проблемное обучение, опережающие задания, ИКТ-технологии.

Методическое обеспечение уроков:

1. Материально-техническая база:

Мультимедиа, компьютерный класс;

2. Дидактическое обеспечение:

Учебник «Технология» 5 класс, под редакцией В.Д. Симоненко, § 1;

Рабочие тетради;

Презентации;

Раздаточный материал (схемы, таблицы, наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», образцы волокон и тканей, лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей)

3. Материалы для контроля знаний учащихся;

Тесты Слайд № 1, 2, 3;

Образцы тканей;

Методы обучения: объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом); репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично -поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Урок-исследование

Работа в бригадах (3 бригады - по количеству рядов в кабинете).

За каждый правильный ответ бригада получаете бонус /в конце урока - оценки/.

Методы обучения:

объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом);

словесные: загадки, вопросы;

тестирование, беседа - при повторении;

экспресс-опрос;

лабораторная работа учащихся;

слайдовая презентация.

частично -поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы);

Краткое описание: Знакомство с основами материаловедения, с видами растений, используемых для получения тканей, классификацией волокон, этапами производства ткани.

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный момент 1 мин.

Повторение пройденного материала 3 мин.

Актуализация опорных знаний, умений, навыков 4 мин.

Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация 2 мин.

Сообщение темы, цели и задач урока 1 мин.

Сообщение новых знаний...................... 14 мин.

Физкультминутка. 3 мин.

Лабораторно-практическая работа 5мин.

Заключительный инструктаж 3 мин.

Закрепление новых знаний 5 мин.

Домашнее задание 1 мин.

Подведение итогов урока. 2 мин.

Уборка рабочих мест 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Отметить отсутствующих

Проверить наличие спецодежды и готовность к уроку.

II . Повторение пройденного материала (Слайд №4).

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?лайд№4

1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете "Трудового обучения"?

2.Что надо помнить учащимся во время работы?

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

Ш.Актуализация опорных знаний (Слайд№5-№8).

У окна сидит портной-

Он парнишка озорной!

Ножницами щелк, щелк, щелк,

В своем деле знает толк!

Подумайте, что было бы

Когда б сказал портной:

Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой!

Каменщик строит жилища,

Платья - работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, натачает?

Сталь быть, так и выходит: Все что мы делаем - нужно Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно!

Как Вы думаете:

1.Из чего изготовлена ваша одежда?

2. Откуда берутся ткани?

3.Как вы думаете, какими знаниями должен обладать человек, желающий изготовить швейное изделие?

IV . Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация.

(Слайд№9- №10).

Каким же образом из растений можно получить ткань?

Какую часть растения берут для получения тканей?

Что влияет на свойства тканей?

Проблемная ситуация :

От чего зависят особенности и качество тканей?

Что влияет на свойства тканей

Чтобы ответить на все вопросы отправимся в страну «Материаловедения»(Слайд№11).

V .Сообщение темы, цели и задач урока.

Тема: (Слайд№12)

Цель: (Слайд№13)

V I .Сообщение новых знаний. (Слайд№14- Слайд№38)

Вы прекрасно справились с заданиями, и теперь мы можем отправиться в страну «Материаловедения»

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. (Слайд№14).

Классификация текстильных волокон(Слайд№15).

Хлопчатник - кустарниковое растение высотой около 1 метра. Хлопковое волокно получают после созревания семян, покрытых тонкими волосками. Семена собраны в коробочку. На каждом семени от 7 000 до 15 000 волосков.

Хлопок получают из семенных коробочек хлопчатника. Такие волокна называют семенными. Он представляет собой тонкие, короткие, мягкие и пушистые волокна называются семенными, они являются хлопком-сырцом. Обычно волокна имеют белый цвет. Но уже выведен натуральный цветной хлопок, из которого изготавливают цветные ткани. (Слайд№16-№19).

Первичная обработка хлопка(Слайд№20).

Теперь давайте рассмотрим схему получения хлопчатобумажных тканей (Слайд№21). (учащиеся работают с коллекциями, учитель демонстрирует у доски наглядные пособия коллекции «Хлопок»)

Свойства хлопка(Слайд№22).

Ткани из хлопка имеют положительные и отрицательные свойства(Слайд№23).

Лён (Слайд№24-№29).

Для получения волокна возделывают лен- долгунец, имеющий соцветия синего цвета.

Схема получения льняной ткани (Слайд№26). Сбор и получение льняной соломы (лён-долгунец). Вымочка льняной соломы. Сушка Мятьё. Трепание льна. После этого льняное волокно готово для изготовления ровницы.

Схема получения льняной ткани (Слайд№27).

Свойства льна(Слайд№28).

Ткани из льна имеют положительные и отрицательные свойства(Слайд№29).

Ассортимент изделий из льняной ткани(Слайд№30).

Конопля - травянистое однолетнее растение. Человеку конопля известна 3500 лет. Волокна конопли называют пенькой. (Слайд№31).

Джут - тропическое растение (родина Ю. Америка, Африка) (Слайд№32).

Кенаф - тропическое растение (родина Индия, Китай) (Слайд№33).

Юта -тропическое растение (родина Индия, Китай) (Слайд№33).

Волокна названных тропических растений служат для технических целей (мешки, изоляционный материал, брезент, рыболовные сети, канаты, упаковочная ткань(, а также в быту (ковры, покрывала, обивка для мебели).

Схема изготовления ткани(Слайд№34). Учащиеся получают распечатанные «Схема изготовления ткани», которые вклеивают в тетрадь.

Вопрос к учащимся: Какой должна быть логическая цепочка «Изготовление ткани»? (Слайд№35).

Ответ: Логическая цепочка «Изготовление ткани» (Слайд№36).

Вопрос к учащимся: Чем отличаются волокна хлопка и льна? (Слайд№37).

Учащиеся делают вывод. (Слайд№38).

Учащиеся получают распечатанные «Основные понятия», которые вклеивают в тетрадь. (Слайд№39-№40).

Основные понятия :

ВОЛОКНО- это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

ПРЯЖА - тонкая нить, полученная путем скручивания волокон.

ПРЯДЕНИЕ - процесс получения пряжи.

ТКАНЬ - это материал, который получают на ткацком станке путем переплетения двух систем нитей.

ТКАЧЕСТВО - процесс получения ткани.

НИТИ ОСНОВЫ - это нити, идущие вдоль ткани.

НИТИ УТКА - это нити, идущие поперек ткани.

VII .Физкультминутка. (Слайд№41).

VIII . Лабораторно- практическая работа (Слайд№42).

«Исследование волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей». Работа в бригадах.

Ход работы.

1.Провести исследование образцов ткани. Определить образцы хлопчатобумажных и льняных тканей

2.Определить лицевую сторону образцов ткани.

3.Вклеить образцы в тетрадь лицевой стороной вверх. Подписать.

I X. Заключительный инструктаж. (Слайд№43-№44).

Учитель просит учащихся сформулировать ответ на проблемный вопрос: от чего зависят особенности и качество тканей? Что влияет на свойства тканей?

От чего зависят свойства тканей?(Слайд№43-№44).

Учитель обобщает ответы учащихся:

Особенности и качество тканей зависит от особенностей волокон, из которых они изготовлены. Чем тоньше и длиннее волокна, тем тоньше и крепче ткани

Вывод: (Слайд№45).

Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены.

Выбор ткани зависит от назначения изделия, требований, которые предъявляются к особенностям ткани.

X .Закрепление новых знаний. (Слайд№46-№58).

1. Игра «Блеф-клуб» . (Слайд№46-№47).

Определите истинные и ложные утверждения

1.Волокна растительного происхождения получают из крапивы.

2. Изнаночная сторона ткани имеет ворсинки.

3.Процесс получения ткани из пряжи, называется прядением.
4. Материаловедение изучает устройство швейной машины.

5.Волокна хлопка получают из семенных коробочек хлопчатника.
6. Волокна растительного происхождения относятся к волокнам натуральным

7.Ткани из хлопка более жёсткие и прохладные

8. Гигроскопичность это способность хорошо впитывать влагу.

9.Ткань изготавливают на швейной фабрике.

10.Сырьем для получения хлопчатобумажной ткани является лен.

11.На ткацких фабриках работают ткачих:

12. Лицевая сторона ткани имеет четкий рисунок.

2. Загадки : (Слайд№48).

1.Били меня, колотили,

Во все чины производили,

На престол царем посадили…

2.Пушист, да не пух,
И бел, да не снег,
На поле растёт
Замечательный мех.

3. Игра «Поле чудес» (Слайд№49-№58).

X I . Подведение итогов урока. (Слайд№59-№60).

Рефлексия урока

Учитель: Молодцы!

Наш закончился урок -

Вместе подведём итог:

Материалы - хлопок, лён

Хороши со всех сторон!

Всем спасибо говорю

От души благодарю!

Вы все хорошо поработали.! Надеюсь, что на следующем урок, вы будете также активны и любознательны!

Бригадиры подсчитывают заработанные бонусы, учитель характеризует работу каждой бригады, даёт объективную оценку их деятельности, выставляет оценки, благодарит бригады за активную работу на уроке.

X II .Домашнее задание. (Слайд№61).

Повторить основные понятия

Творческое задание:

Подобрать образцы изученных тканей и оформить в тетради

Попробуйте найти дополнительную информацию по этой теме и удивить.

X III .Уборка рабочих мест.

Литература

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Технология. Обслуживающий труд: 5 класс для учащихся общеобразовательных учреждений -4-е изд., пераб./ Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: “Вентана-Граф”, 2010-192 с.:ил.

Домоводство и обучающий труд: Учеб.пособие для учащихся 5-х кл./ Сост. А.П.Тарасова/ Дизайн обл. А.С.Андреев. - СПб.: “МиМ-Экспресс”, 1996.

Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.

Тема урока № 2: «Хлопчатобумажные и льняные ткани.

Свойства и применение х/б и льняных тканей».

Цель урока : Ознакомить обучающихся со свойствами х/б и льняных тканей и способами их определения.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.

Сохраняющие здоровье технологии : Музыкальная терапия, физкультминутка

Наглядные пособия: - альбом по материаловедению;

Коллекции тканей;

Инструкционные карты.

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер;
  2. мультимедийный проектор; экран.

Ход урока

I. Организационная часть

1. Проверить подготовку учащихся к уроку;

2. Отметить отсутствующих.

II. Вопросы для повторения

  1. Использование тканей в быту. (Одежда, обувь, мягкая мебель и т.д.)
  2. Из чего получают волокна для изготовления тканей?
  3. Дайте сравнительную характеристику волокон хлопка и льна.
  4. Из чего состоит ткань? (из тонких, переплетённых между собой нитей, которые называют пряжей)
  5. Какие направления нитей вы знаете?
  6. Какие нити проходят вдоль кромки?
  7. Производство пряжи. (Кратко рассказать о процессе прядения)
  8. Производство ткани. (Кратко рассказать о процессе изготовления ткани)

III. Технические сведения

Свойства х/б и льняных тканей.

Применение х/б и льняных тканей.

Конспект урока (сопровождается презентацией)

Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, способов приготовления пряжи и тканей и их отделки.

Все свойства тканей можно разделить на физико - механические, гигиенические и технологические.

Физико – механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил (прочность, сминаемость, износостойкость, драпируемость и мягкость).

Прочность – способность ткани противостоять разрыву; зависит от прочности волокон, структуры ткани, характера разрыва.

Сминаемость ткани – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и морщины; зависит от свойств волокон, от структуры пряжи и ткани, характера отделки ткани.

Ткань слабо сминается, если она выработана из волокон, обладающих упругостью и эластичностью (шерсть с лавсаном). Волокна хлопка и льна обладают слабой упругостью, поэтому ткани из этих волокон сминаются в значительной степени.

- Износостойкость – способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

Драпируемость и мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало кручёная. Х/б ткани в основном мягкие (ситец, сатин, батист), а льняные – жёсткие (льняное полотно).

Гигиенические свойства тканей направлены на сохранение здоровья человека (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность, пылеёмкость и др.).

- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Самыми гигроскопичными тканями являются ткани из натуральных волокон (х/б, лён, шерсть и шёлк).

- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух.

- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела.

Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

Технологические свойства тканей – свойства, появляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО (осыпаемость нитей, усадка ткани, скольжение).

- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.

Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия (срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать).

Усадка – это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке. Х/б и льняные ткани обладают значительной усадкой, поэтому перед раскроем их декатируют.

Скольжение – может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

Применение х/б и льняных тканей

Ассортимент х/б тканей очень разнообразен. Из них шьют нательное и постельное бельё, платья, халаты, сорочки, костюмы, пальто, плащи, спортивную и спец. одежду, портьеры, занавески, обивку для мебели, тарные и упаковочные изделия.

Ассортимент льняных тканей меньше, чем х/б. Их используют для изготовления постельного и столового белья, полотенец, покрывал, портьер, платьев, мужских сорочек, а также тарных и упаковочных изделий.

Х/б и льняные ткани по своим свойствам различны.

Итак, льняные ткани прочнее х/б. Они мало растяжимы по утку и по основе, жёсткие, толстые. Они гигроскопичны и гигиеничны. Хорошо стираются.

Х/б ткани мягкие и прочные. Меньше тянутся по основе, больше по утку. Они имеют хорошие гигиенические свойства - гигроскопичны, легко стираются и гладятся. При стирке садятся по нити основы (в длину).

Признаки определения х/б и льняных тканей

Характерные признаки определения тканей

Ткани

хлопчатобумажные

льняные

Блеск

Гладкость поверхности

Равномерность нитей по толщине

Мягкость

Растяжимость

По основе

По утку

Гладкость нитей

Вид обрыва нитей

Тонина волокон

Извитость волокон

Матовая

Шероховатая

Равномерные

Мягкая

Небольшая

Большая

Пушистые

В виде ватки

Тонкие

Слабо извитые

Блестящая

Гладкая

Неравномерные

Жёсткая

Небольшая

Небольшая

Гладкие

В виде кисточек

Толстые

Прямые

IV. Лабораторно – практическая работа № 2

«Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей»

Свойства тканей

Ткани

Хлопчатобумажные

Льняные

Физико – механические:

Прочность

Сминаемость

Мягкость (жёсткость)

Драпируемость

Менее прочные

Сминаемые

Мягкие

Хорошая

Прочные

Сильно сминаемые

Жёсткие

Очень малая

Гигиенические:

Гигроскопичность

Теплозащитность

Воздухопроницаемость

Пылеёмкость

Высокая

Средняя

Высокая

Средняя

Выше, чем у х/б

Слабая

Средняя

Слабая

Технологические:

Осыпаемость нитей

Усадка

Слабая

Значительная

Средняя

Значительная

Ход работы:

1.Определение прочности нитей. Из каждого образца с помощью иглы вынимают по одной долевой нити, разрывают каждую и определяют, какая из них прочнее.

2.Определение мягкости ткани производят на ощупь.

3.Для определения сминаемости ткани каждый образец сминают в руках и держат в таком состоянии около 30 сек., затем расправляют и сравнивают.

4.определение осыпаемости нитей в ткани производят иглой, снимая с края образца сначала одну нить, затем две, три и т.д., и таким образом определяют, из какого образца вынимается сразу больше нитей. Эта ткань и обладает большей осыпаемостью.

5.Заполнить таблицу, приклеить образцы.

V. Проверка выполненной работы и оценка её качества.

VI. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.


Урок 5 класса

Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Цели:


  • ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей;

  • научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними;

  • развивать логическое мышление;

  • прививать эстетический вкус;

  • воспитывать внимательность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция образцов хлопчатобумажной и льняной тканей, ножницы, клей.
Ход урока

I Организация урока.

Проверка готовности учащегося к уроку.


II Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения:

1. Что изучает материаловедение?

2.Что называют волокном?

3. На какие два класса делятся текстильные волокна?

4. Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения?

5. Что вы знаете о хлопке?

6. Что вы знаете о льне?

7. Из чего состоит ткань?

8. По каким признакам определяют нити основы в ткани?

9. Каковы особенности полотняного переплетения нитей в ткани?

10. Назовите ткани по способу отделки?
III Изучение нового материала

Задача нашего урока состоит в том, чтобы ознакомить учащихся со свойствами натуральных волокон, научить, как правильно подбирать ткани к швейным изделиям, как с этими тканями обращаться в процессе изготовления. Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства. Основные свойства тканей: механические, физические, технологические.

К физико-механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость.

Гигиенические свойства: гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность.

Гигроскопичность - свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух.

Технологические свойства: осыпаемость, усадка.

Волокнистый состав тканей определяется их свойствами.
Положительные свойства хлопчатобумажных тканей:


  • хорошие гигиенические и теплозащитные свойства;

  • прочность;

  • светостойкость;

  • хороший внешний вид;

  • удобность в носке;

  • при намокании волокна хлопка набухают и увеличивают прочность.

Недостатки хлопчатобумажных тканей:


  • сильная сминаемость;

  • ткани теряют красивый внешний вид при носке;

  • небольшая стойкость к истиранию;

  • малая носкость.

Положительные свойства льняных тканей:


  • высокая гигроскопичность;

  • средняя воздухопроницаемость;

  • высокая носкость;

Недостатки льняных тканей:


  • сильная сминаемость;

  • малая драпируемость;

  • жесткость;

  • большая усадка;

IV Закрепление материала .

Проводится при помощи фронтальной лабораторно-практической работой. Учащиеся получают по два пронумерованных образца хлопчатобумажной и льняной тканей. Раскладывают перед собой, сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в форме отчета в рабочую тетрадь. Затем определяют вид ткани каждого образца и записывают в рабочую тетрадь, какой образец хлопчатобумажной, а какой льняной. Сданные отчеты учитель проверяет и ставит оценки.


V Подведение итогов урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, объявляет оценки за рок.


Домашнее задание: составить самостоятельно коллекцию образцов из хлопчатобумажных и льняных тканей, повторить свойства этих тканей. Стр.(5-8) учебник В.Д. Симоненко.

Похожие публикации