Задания для токарей. Методическая разработка открытого урока «Введение в профессию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Краевой многопрофильный техникум»



Методическая разработка

Введение в профессию

Открытый урок по дисциплине «Технология металлообработки на токарных станках»

Профессия «Токарь - универсал»

1курс

Гордеева Светлана Ивановна - преподаватель специальных дисциплин

высшей квалификационной категории

Пермь 2017

Пояснительная записка

Урок по теме «Введение в профессию» проводится в самом начале изучения дисциплины «Технология металлообработки на токарных станках»

при обучении профессия «Токарь - универсал» на первом курсе. Главная цель данного занятия состоит в том, чтобы уже с самого начала занятий пробудить интерес к получаемой профессии, показать особенно особую значимость токарного дела в промышленном производстве государства.

Занятие проводится по типу урока получения новых знания с применением информационно-компьютерных технологий. Также на занятии вводился активизирующий методический момент: встреча с интересными людьми.

Много времени было уделено пропаганде знаний о самой профессии. Можно ли себе представить сложный высокоточный механизм без огромного количества самых разных деталей: болтов, гаек, втулок, муфт и т.д.? А газопровод или водопровод без заглушек и вентилей? Конечно же, нет! В любом механизме, агрегате, машине, приспособлении или сооружении присутствует множество самых разных деталей, обеспечивающих их бесперебойную работу и безопасность. Каждая такая деталь - это результат упорной работы токаря - специалиста, от труда которого напрямую зависит научно-технический прогресс.

Его работа незаметна, но совершенно необходима. Ведь именно от точности и мастерства токаря напрямую зависит благополучие страны и здоровье человека. Например, неточно нарезанная резьба не даст надежно завинтить вентиль на газопроводе - и последствия могут стать необратимыми. Неаккуратно выточенные детали в сложном приборе приведут к сбоям, а дальше все будет разворачиваться по сценарию «эффекта бабочки».

Токарь - специалист, работающий на токарном станке, с помощью которого он осуществляет механическую обработку деталей из разных твердых материалов (металла, дерева, пластмассы и т.д.) согласно чертежам и технической документации. Профессия является одной из специализаций станочника.

Название профессии произошло от праслявянского tociti (точить) и буквально означает “вытачивающий”. Своими истоками профессия уходит в глубокую древность, когда человек понял, что из металла или дерева можно выточить любую нужную ему деталь. В древнем Риме для этих целей использовали прообраз современных токарных станков - ось, которую вращали двое рабочих. На ось насаживали заготовку и в момент вращения приставляли режущий инструмент, придавая, таким образом, деталям более-менее правильную форму. С тех пор утекло немало воды, прошли века, а суть практически не поменялась: процесс все тот же, а вот станки и детали усложнились в сотни, если не в тысячи раз.

Токарь работает на станках, как металлообрабатывающих, так и деревообрабатывающих. Стало быть, его специализация связана с технологией обработки. Специалист этого дела обтачивает, делает нарезку и калибрует детали после первичной обработки заготовки.

Профессия токаря, как таковая, на сегодняшний день подразумевает творческий подход к решению вопросов, которые возникают в каждодневной профессиональной деятельности. Это связанно с созидательным характером данной профессии и заложенных в ней видов практической деятельности. Поэтому развитие творческого потенциала у обучаемых является необходимым фактором в обучении профессии.

Очень важно было вовлечь студентов, которые только начали знакомиться с особенностями профессии, увидели собственными глазами то, что может делать токарь-универсал. Поэтому часть урока была отведена показу изделий, изготовленных на токарном станке.

Неизгладимое впечатление осталось у студентов от встречи с мастерами-универсалами с предприятия, а также с врачом профессиональной направленности, который объяснил обучающимся, как важно иметь крепкое здоровье, в особенности, хорошее зрение для обучения профессии «Токарь-универсал».

На завершающей стадии урока преподавателем были даны сведения о квалификационных требованиях к работе по третьему и четвёртому разряду профессии «Токарь-универсал».

ПЛАН УРОКА

Тема урока: «Введение в профессию»

Дисциплина: «Технология металлообработки на токарных станках»

Профессия: «Токарь - универсал»

Цели урока:

Образовательная - познакомить студентов с историей токарного дела и дать первичные знания по избранной профессии.

Развивающая - развивать творческое и профессиональное мышление, внимание и профессиональную речь.

Воспитательная - прививать интерес к избранной профессии, повышать мотивацию.

Тип урока: Получение новых знаний.

Метод ведения урока: Репродуктивный

Ход урока

п/п

Этапы урока

Время

в мин.

Деятельность

Преподавателя

Обучающихся

Организационная часть

8-10

1.Приветствие обучающихся.

2.Отметка присутствующих и заполнение журнала.

3.Объяснение темы и плана урока, его цели и задачи.

1.Приветствие преподавателя и всех присутствующих.

Введение в профессию - исторический курс в специальность.

10-12

Рассказать об истории профессии «Токарь», об этапах ее развития, о востребованности. Показ образцов изделий. Показ образцов станков.

Обучающиеся внимательно слушают и вступают в диспут.

Специфические требования

ГОСТ - стандарта

12-15

Лекция - беседа мед. работника о психофизиологических и медицинских показаниях и требования к обучающимся профессии «Токарь»

2.Вредная привычка - причина производственного травматизма при работе на станке.

Обучающиеся внимательно слушают и задают по возможности вопросы.

Анкета для обучающихся

12-15

1.Раздать листки и объяснить вопросы анкеты.

2. Собрать анкеты.

Заполнение пунктов анкеты.

Квалификационные требования Госстандарта по профессии.

25-27

Рассказать и объяснить квалификационные требования 2,3и 4 разрядов по профессии «токарь»

1. Обучающиеся внимательно слушают.

2. Обучающиеся переписывают квалификационные требования основного разряда.

Домашнее задание, подведение итогов.

3-5

1.Выдать домашнее задание.

2.Поблагодарить обучающихся и мед. работника за плодотворно проведенный урок.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К УРОКУ

Материал №1. История токарного станка

История относит изобретение токарного станка к 650 гг. до н. э. Станок представлял собой два установленных центра, между которыми зажималась заготовка из дерева, кости или рога. Раб или подмастерье вращал заготовку (один или несколько оборотов в одну сторону, затем в другую). Мастер держал резец в руках и, прижимая его в нужном месте к заготовке, снимал стружку, придавая заготовке требуемую форму.

Позднее для приведения заготовки в движение применяли лук со слабо натянутой (провисающей) тетивой. Тетиву оборачивали вокруг цилиндрической части заготовки так, чтобы она образовала петлю вокруг заготовки. При движении лука то в одну, то в другую сторону, аналогично движению пилы при распиливании бревна, заготовка делала несколько оборотов вокруг своей оси сначала в одну, а затем в другую сторону.

В XIV - XV веках были распространены токарные станки с ножным приводом. Ножной привод состоял из очепа - упругой жерди, консольно закрепленной над станком. К концу жерди крепилась бечевка, которая была обернута на один оборот вокруг заготовки и нижним концом крепилась к педали. При нажатии на педаль бечевка натягивалась, заставляя заготовку сделать один - два оборота, а жердь - согнуться. При отпускании педали жердь выпрямлялась, тянула вверх бечевку, и заготовка делала те же обороты в другую сторону.

Примерно к 1430 г. вместо очепа стали применять механизм, включающий педаль, шатун и кривошип, получив, таким образом, привод, аналогичный распространенному в XX веке ножному приводу швейной машинки. С этого времени заготовка на токарном станке получила вместо колебательного движения вращение в одну сторону в течение всего процесса точения.

В 1500 г. токарный станок уже имел стальные центры и люнет, который мог быть укреплен в любом месте между центрами.

На таких станках обрабатывали довольно сложные детали, представляющие собой тела вращения, - вплоть до шара. Но привод существовавших тогда станков был слишком маломощным для обработки металла, а усилия руки, держащей резец, недостаточными, чтобы снимать большую стружку с заготовки. В результате обработка металла оказывалась малоэффективной. Необходимо было заменить руку рабочего специальным механизмом, а мускульную силу, приводящую станок в движение, более мощным двигателем.

Появление водяного колеса привело к повышению производительности труда, оказав при этом мощное революционизирующее действие на развитие техники. А с середины XIV в. водяные приводы стали распространяться в металлообработке.

В середине XVI Жак Бессон (умер в 1569 г.) - изобрел токарный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов. В начале XVIII века Андрей Константинович Нартов (1693-1756), механик Петра первого, изобретает оригинальный токарно-копировальный и винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес. Чтобы по-настоящему понять мировое значение этих изобретений, вернемся к эволюции токарного станка.

В XVII в. появились токарные станки, в которых обрабатываемое изделие приводилось в движение уже не мускульной силой токаря, а с помощью водяного колеса, но резец, как и раньше, держал в руке токарь. В начале XVIII в. токарные станки все чаще использовали для резания металлов, а не дерева, и поэтому проблема жесткого крепления резца и перемещения его вдоль обрабатываемой поверхности стола весьма актуальной. И вот впервые проблема самоходного суппорта была успешно решена в копировальном станке А.К. Нартова в 1712 г.

К идее механизированного передвижения резца изобретатели шли долго. Впервые эта проблема особенно остро встала при решении таких технических задач, как нарезание резьбы, нанесение сложных узоров на предметы роскоши, изготовление зубчатых колес и т.д. Для получения резьбы на валу, например, сначала производили разметку, для чего на вал навивали бумажную ленту нужной ширины, по краям которой наносили контур будущей резьбы. После разметки резьбу опиливали напильником вручную. Не говоря уже о трудоемкости такого процесса, получить удовлетворительное качество резьбы таким способом весьма трудно.

А Нартов не только решил задачу механизации этой операции, но в 1718-1729 гг. сам усовершенствовал схему. Копировальный палец и суппорт приводились в движение одним ходовым винтом, но с разным шагом нарезки под резцом и под копиром. Таким образом, было обеспечено автоматическое перемещение суппорта вдоль оси обрабатываемой заготовки. Правда, поперечной подачи еще не было, вместо нее было введено качание системы "копир-заготовка". Поэтому работы над созданием суппорта продолжались. Свой суппорт создали, в частности, тульские механики Алексей Сурнин и Павел Захава. Более совершенную конструкцию суппорта, близкую к современной, создал английский станкостроитель Модсли, но А.К. Нартов остается первым, кто нашел путь к решению этой задачи.

Вторая половина XVIII в. в станкостроении ознаменовалась резким увеличением сферы применения металлорежущих станков и поисками удовлетворительной схемы универсального токарного станка, который мог бы использоваться в различных целях. В 1751 г. Ж. Вокансон во Франции построил станок, который по своим техническим данным уже походил на универсальный. Он был выполнен из металла, имел мощную станину, два металлических центра, две направляющие V-образной формы, медный суппорт, обеспечивающий механизированное перемещение инструмента в продольном и поперечном направлениях. В то же время в этом станке отсутствовала система зажима заготовки в патроне, хотя это устройство существовало в других конструкциях станков. Здесь предусматривалось крепление заготовки только в центрах. Расстояние между центрами можно было менять в пределах 10 см. Поэтому обрабатывать на станке Вокансона можно было лишь детали примерно одинаковой длины. В 1778 г. англичанин Д. Рамедон разработал два типа станков для нарезания резьб. В одном станке вдоль вращаемой заготовки по параллельным направляющим передвигался алмазный режущий инструмент, скорость перемещения которого задавалась вращением эталонного винта. Сменные шестерни позволяли получать резьбы с разным шагом. Второй станок давал возможность изготавливать резьбу с различным шагом на детали большей длины, чем длина эталона. Резец продвигался вдоль заготовки с помощью струны, накручивавшейся на центральную шпонку.

В 1795 г. французский механик Сено изготовил специализированный токарный станок для нарезки винтов. Конструктор предусмотрел сменные шестерни, большой ходовой винт, простой механизированный суппорт. Станок был лишен каких-либо украшений, которыми любили украшать свои изделия мастера прежде.

Накопленный опыт позволил к концу XVIII века создать универсальный токарный станок, ставший основой машиностроения. Его автором стал Генри Модсли. В 1794 г. он создал конструкцию суппорта, довольно несовершенную. В 1798 г., основав собственную мастерскую по производству станков, он значительно улучшил суппорт, что позволило создать вариант универсального токарного станка. В 1800 г. Модсли усовершенствовал этот станок, а затем создал и третий вариант, содержавший все элементы, которые имеют токарно-винторезные станки сегодня. При этом существенно то, что Модсли понял необходимость унификации некоторых видов деталей и первым стал внедрять стандартизацию резьб на винтах и гайках. Он начал выпускать наборы метчиков и плашек для нарезки резьб. Одним из учеников и продолжателей дела Модсли был Р. Робертс. Он улучшил токарный станок тем, что расположил ходовой винт перед станиной, добавил зубчатый перебор, ручки управления вынес на переднюю панель станка, что сделало более удобным управление станком. Этот станок работал до 1909 г.

Другой бывший сотрудник Модсли - Д. Клемент создал лоботокарный станок для обработки деталей большого диаметра. Он учел, что при постоянной скорости вращения детали и постоянной скорости подачи по мере движения резца от периферии к центру скорость резания будет падать, и создал систему увеличения скорости. В 1835 г. Д. Витворт изобрел автоматическую подачу в поперечном направлении, которая была связана с механизмом продольной подачи. Этим было завершено принципиальное совершенствование токарного оборудования.

Следующий этап - автоматизация токарных станков. Здесь пальма первенства принадлежала американцам. В США развитие техники обработки металлов началось позднее, чем в Европе. Американские станки первой половины XIХ в. значительно уступали станкам Модсли. Во второй половине XIХ в. качество американских станков было уже достаточно высоким. Станки выпускались серийно, причем вводилась полная взаимозаменяемость деталей и блоков, выпускаемых одной фирмой. При поломке детали достаточно было выписать с завода аналогичную и заменить сломанную деталь на целую без всякой подгонки.

Во второй половине XIХ в. были введены элементы, обеспечивающие полную механизацию обработки - блок автоматической подачи по обеим координатам, совершенную систему крепления резца и детали. Режимы резания и подач изменялись быстро и без значительных усилий. В токарных станках имелись элементы автоматики - автоматический останов станка при достижении определенного размера, система автоматического регулирования скорости лобового точения и т.д.

Материал №2. ПРОФЕССИОГРАММА

151902.04 ТОКАРЬ-УНИВЕРСАЛ

Квалификация: токарь; токарь - карусельщик; токарь-расточник; токарь-револьверщик

Диапазон тарифных разрядов:

- токарь 2-6 разряд

- токарь - карусельщик 2-6 разряд

- токарь-расточник 2-6 разряд

- токарь-револьверщик 2-4 разряд

Общая характеристика профессии . Токарь выполняет на токарном станке операции по обработке и расточке разнообразных поверхностей, торцевых плоскостей, а также нарезание резьбы, сверление, зенкерование, калибровку, используя в качестве заготовок металл и другие материалы. Определяет или уточняет скорость и глубину резания, выбирает режущий инструмент с учетом свойств материала и конфигураций резца, закрепляет (выставляет) резец, регулирует процесс обработки. Обеспечивает соответствие детали размерам, указанным на чертеже, заданную чистоту и точность. Применяет оснастку, измерительный инструмент, в том числе сложные приборы (индикаторы, микрометры). В группу токарных станков входят станки, выполняющие как отдельные, так и универсальные операции (различные виды токарной обработки, фрезерные, сверлильные и др. операции). В соответствии с этим различают группы токарных специальностей: токарь-универсал, токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь-расточник. Наиболее квалифицированной является специальность токаря-универсала, работающего на токарно-винторезных станках выполняющего все операции.

Основные решаемые задачи профессии "Токарь "
. подготовка токарного станка к работе;
. изучение чертежей, настройка станка, подготовка материала;
. осуществление токарных работ (обработка и расточка разнообразных поверхностей, торцевых плоскостей, нарезание резьбы, сверление, зенкерование, калибровка);
. контроль качества изготавливаемых изделий.

Требования к индивидуальным особенностям человека

Токарь должен обладать острым зрением, точным линейным и объемным глазомером, хорошей зрительно-моторной координацией, техническим мышлением, пространственным воображением, устойчивостью внимания.

Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и нервной систем, дыхательных органов (бронхиальная астма), а также сниженным зрением, заболевания органов зрения и слуха, повышенной раздражительностью кожи, нарушениями вестибулярного аппарата, эпилепсия.

Требования к профессиональной подготовке

Токарь должен иметь хорошую подготовку по арифметике и геометрии, в области физики (механика, электротехника).

Он должен знать : конструкцию и правила проверки на точность токарных станков различных конструкций; способы установки, крепления, выверки деталей и методы определения технологической последовательности их обработки; устройство и правила теплообработки, заточки и доводки всех видов режущего инструмента; способы достижения установленной точности и чистоты обработки; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка.

Токарь должен уметь выполнять работы по чертежам, определять режимы резания, выбирать оптимальный порядок обработки деталей, производить расчеты, связанные с выполнением особо сложных токарных работ.

Условия труда . Токарь работает в помещении, на постоянном рабочем месте. Рабочая поза — стоя, слегка согнувшись, или сидя (в зависимости от станка).
Работа индивидуальная, характеризуется узким кругом делового общения. Сопровождается воздействием профессиональных вредностей (повышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе).

Области применения профессии . Токарей принимают на механические и машиностроительные заводы. Любое крупное промышленное предприятие тоже имеет ремонтные мастерские и токарные станки. А в автомастерских токари вытачивают детали для автомобилей.

Перспективы карьерного роста. Спрос на представителей данной профессии стабильно устойчивый. Уровень доходов примерно равен средней зарплате в промышленности. В плане карьерного роста можно заниматься повышением квалификации, осваивать родственные профессии: станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник.

Токарь может создать малое предприятие по ремонту транспортных средств и другой техники.

Материал №3. Анкета

Ф.И. обучающегося, № группы

Ваше образование и возраст (полных лет)

Почему выбрал наше образовательное учреждение «Краевой многопрофильный техникум»?

Какой специальности ты ещё хотел бы обучаться?

Чем Вас привлекает профессия «Токарь-универсал»?

Приходилось ли вам работать на токарных станках в школе. Какие детали изготавливали на уроках трудах?

Имеются ли у Вас вредные привычки (алкоголь, курение, легкие наркотики)?

Что понравилось в первый месяц учебы в нашем техникуме?

Кто настоял на том, что Вы пришли обучаться именно сюда?

Изучали в школе черчение? (в каком классе)

Страница 1 из 5

1.Какие требования предъявляются к цилиндрическим поверхностям?

1. цилиндричность, прямолинейность;
2. прямолинейность образующей, цилиндричность, круглость, соосность;,
3. круглость, соосность, прямолинейность;

2. Что такое движение подачи?

1. это движение резца по заготовке;
2. это поступательное движение резца, обеспечивающее непрерывное врезание в новые слои металла;
3. это поверхность резания при обработке;

3. Что называется передним углом?

1. угол между передней и задней поверхностью;
2. угол между передней поверхностью и плоскостью перпендикулярной плоскости резания;
3. угол между передней поверхностью и плоскостью резания;

4. Какой инструмент используется для чистовой обработки отверстия?

1. сверло;
2. зенкер;
3. развертка;

5. К классу валов относят детали, у которых:

1.длина значительно больше диаметра;
2.длина значительно меньше диаметра;
3. длина равна диаметру;

6. Что необходимо учитывать при пользовании лимбами:

1. наличие смазки;
2. количество рисок на лимбе;
3. наличие люфтов;

7.Какая резьба характеризуется шагом профиль треугольный,угол профиля 60˚

1. метрическая;
2. дюймовая;
3. трапецеидальная,

8. Что такое припуск?

1. слой металла, снятый с заготовки;
2. слой металла под обработку;
3. слой металла, который удаляют с заготовки, чтобы получить из нее деталь;

9. Что называется геометрией резца?

1. углы резца;
2. форма передней поверхности;
3. величина углов головки резца и форма передней поверхности;

10.Какие стали называются легированными?

1. стали, выплавленные в электропечах;
2. стали, содержащие легирующие элементы;
3. стали, выплавленные в мартеновских печах

Приложение № 3

ООО УПФ «ПРОФЕССИОНАЛ» Экзаменационные вопросы по токарному делу

Что такое производственный и технологический процессы. Составные части техпроцесса и его роль на производстве. Из предложенного техпроцесса разобрать и объяснить одну токарную операцию.

Классификация резцов по назначению, материалу режущей части и конструкции. Рассказать об углах и элементах токарного проходного резца.

Методы обработки цилиндрических деталей, торцев и уступов, режущий инструмент. Методы контроля, виды брака и его причины при обработке цилиндрических поверхностей.

Обработка канавок и отрезание. Особенности геометрии отрезных резцов и канавочных резцов. Требование техники безопасности при отрезании деталей.

Виды стружек, наклёп и его влияние на процесс резания. Стойкость резцов и факторы, влияющие на ее повышение.

Правила техники безопасности при обработке конических, ступенчатых и цилиндрических поверхностей деталей, закрепленных в центрах и патронах при нарезании резьбы метчиками и плашками вручную.

Правила установки резца и настройки станка для нарезания наружной треугольной метрической резьбы.

Назначение и устройство 3-х и 4-х кулачковых и поводковых патронов, люнетов. Типы центров. Техника безопасности при работе с этими приспособлениями.

Назначение и кинематическая схема коробки подач токарного станка (по схеме изученного станка). Что называется подачей. #

Назначение и кинематическая схема коробки скоростей токарного станка (по схеме изученного станка). Определение скорости резания при точении.

Назначение и конструкция спиральных сверл. Порядок вь т 5ора режимов резания при сверлении. Причины поломок сверл.

Классификация резьб. Элементы резьбы. Назначение и конструкция метчиков, приемы нарезания резьбы, методы контроля, виды брака, причины их появления.

Назначение и конструкция плашек. Процесс нарезания резьбы, методы контроля, виды брака и причины их появления. Выбор диаметров отверстий для нарезания резьбы.

Назначение и конструкция зенкеров. Режим резания, величина припусков, достигаемые классы чистоты и точности.

Приложение № 3

Назначение и устройство суппорта, фартука и задней бабки токарного станка.

Назначение и конструкция разверток. Режимы резания, величина припусков. Достигаемые классы чистоты и точности. Методы контроля, виды брака и причины их появления.

Основные узлы токарного станка и из назначение. Правила ухода за станком, места смазки и ее. периодичность, наименование применяемых смазок.

Способы получения коротких и длинных конических поверхностей. Особенности обработки отверстий конической разверткой на токарном станке. Методы контроля, виды брака и причины их появления.

Основные физические и механические свойства металлов.

Как и какие свойства металлов испытывают в лабораторных условиях.

Основные технологические свойства металлов.

Что называется чугуном, его разновидности и основные свойства.

Что называется сталью, способы производства стали.

Способы получения заготовок на нашем заводе.

Какие стали называются углеродистыми. Основные свойства и назначение углеродистых сталей (привести примеры).

Какие стали называются легированными. Основные свойства и назначение легированных сталей (привести примеры).

Какие химические элементы применяются в качестве легирующих при производстве легированных сталей. Привести примеры влияния легирующих элементов на качество сталей.

Каковы свойства и назначение сталей Ст 3, 45, У 7, У 8А, 37ХНЗА, Р 9, Г 13.

Каков состав и какие металлы обрабатываются твердыми сплавами группы ТК (привести примеры).

Каков состав и какие металлы обрабатываются твердыми сплавами группы ВК.

Привести примеры марок углеродистых, легированных сталей и твердых сплавов, из которых изготавливают режущий инструмент.

Основные виды термической обработки и их краткая характеристика.

Какой сплав называют бронзой. Основные свойства бронз и их назначение. Определить состав бронз марок: БрАЖН 10-4-4, БРОЦ 10-2.

Какой сплав называют латунью. Основные свойства латуней и их назначение. Определить состав латуней марок: Л 62, ЛАЖМц 70-6-3-4.

Основные свойства пластмасс и их применение. Преимущества и недостатки пластмасс.

Виды коррозии. Какие способы защиты металлов от коррозии применяются в машиностроении.

Приложение № 3

Расскажите о назначении чертежей в технике, общих требованиях, предъявляемых к выполнению, оформлению и обращению конструкторской документации.

Что называется масштабом. Какие масштабы приняты на заводе и как они называются.

Назовите основные принципы нанесения размеров на чертеж.

Дать понятие вида. Основные виды, дополнительные, местные - их определение и обозначение на чертеже.

Какие изображения предмета называются разрезами, их классификация и обозначение.

Выполнить эскиз детали с изображением разреза.

Какое различие существует между сечением и разрезом.

Выполнить эскиз детали с обозначением конусности, уклона сторон.

Перечислить виды допуска формы и расположения поверхностей, их обозначение на чертеже.

Выполнить эскиз детали с обозначением допуска перпендикулярности.

Выполнить эскиз детали с обозначением несоосности отверстий.

Начертить и объяснить, как на чертежах обозначается допускаемое торцевое биение.

Шероховатость поверхности. Как на чертежах обозначается шероховатость: -поверхности, которая. образована удалением слоя материала (точением, фрезерованием и т.д.), поверхности, которая

Изображение резьбы на чертежах. Классификация резьб, обозначение на чертежах наружной и внутренней резьбы.

образована без удаления слоя материала (литьем, ковкой, прокатом).

Изображение на чертежах сварочных соединений.

Общие сведения о зубчатых передачах. Как изображается на чертежах зубчатое колесо.

Последовательность чтения сборочных чертежей."

Что такое взаимозаменяемость деталей и какое значение она имеет в производстве. Полная и неполная взаимозаменяемость.

Что называется номинальным и действительным размерами, верхним и нижним отклонением? Определение предельных размеров.

Что называется допуском и его значение в машиностроении? Графическое изображение поля допуска.

Что называется зазором. Чему равны наибольший и наименьший зазоры. Что называется натягом. Чему равны наибольший и наименьший натяги.

Что называется посадкой. На какие группы подразделяются посадки.

Устройство и назначение штангенциркуля. Правила пользования и точность измерения. Прочитать установленный размер.

Устройство и назначение штангенрейсмуса. Правила пользования и

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся, направлена на совершенствование качества профессиональной подготовки и развитие творчества в современных условиях конкурентоспособности обучающихся.

Методическая разработка состоит из описания этапов конкурса (теоретический, практический). На каждый этап устанавливается определенное время, оценивание происходит по разработанным критериям. Теоретическая часть представлена в виде теста.

Данная методическая разработка конкурса предназначена для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин по профессии «Токарь-универсал» и «Станочник (металлообработка)».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

151902.04 «Токарь-универсал» 17.06.2015 г.

(Правильный ответ или ответы подчеркнуть)

Ф. И. обучающегося, группа _________________________________________________________

А) свободный покрой; Б) облегающая; В) короткие рукава.

А) включить станок; Б) проверить наличие и исправность заземления; В) включить систему охлаждения.

А) линейкой; Б) индикатором; В) штангенциркулем.

А) 100,00; Б) 42,55; В) 17,53.

А) Да; Б) Нет.

А) Т15К6; Б)У12А; В) 12ХН10Т.

А) 200 об/мин; Б) 180 об/мин; В) 160 об/мин.

А) скоростью резания; Б) требованиями к качеству на обработку; В) частотой вращения шпинделя.

  1. В марках легированных сталей буква Н указывает на содержание в стали: А) ниобия; Б) никеля; В) натрия.

А) числами;

В) прописными и строчными буквами латинского алфавита и цифрой обозначающей квалитет.

А) действительным; Б) номинальным; в) измеренным.

Б) вывезти на свалку;

В) сдать на очистку и восстановление.

А) форму клина; Б) форму плоскости; В) форму прямой линии.

А) из быстрорежущей и легированной стали; Б) из твердых сплавов и легированной стали; В) из быстрорежущей стали и твердых сплавов.

А) для закрепления инструмента; Б) для закрепления и перемещения инструмента; В) для перемещения инструмента или заготовки.

А) 59,5; Б) 1; В) 0,5.

Б) введением в работу дополнительной пары зубчатых колес;

А) для нежестких валов, длина которых превышает 12-15 диаметров;

А) 1,5-2 высоты резца; Б) 1-1,5 высоты резца; В) 2 высоты резца.

А) 5 мм; Б) 3 мм; В) 4 мм.

В) Резьба метрическая (М), номинальный диаметр (20), шаг резьбы (1), резьба левая (LH), поле допуска на средний и на наружный диаметры (6h), квалитет (6), ряд основных отклонений на средний и наружный диаметры в системе вала (h), длина свинчивания (30 мм).

А) увеличить подачу; Б) увеличить глубину резания; В) уменьшить скорость резания; Г) увеличить скорость резания.

А) пересечением передней поверхности с главной задней поверхностью;

Б) пересечением передней поверхности с вспомогательной задней поверхностью;

  1. Какая резьба характеризуется шагом профиль треугольный, угол профиля 60˚:

А) дюймовая; Б) трапецеидальная; В) метрическая; Г) трубная.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

за тестовые задания

к теоретической части конкурса профессионального мастерства

по профессии среднего профессионального образования

151902.04 «Токарь-универсал» 17.06.2015 г.

Время выполнения тестов – 45 минут.

При выполнении задания получать консультации, использовать учебную, справочную или иную литературу, пользоваться мобильной связью запрещается .

Тестовые задания содержат 25 вопросов. Правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 25.

Если в предложенных вариантах ответов – 2 правильных ответа, то 1 балл начисляется при условии выбора учащимся обоих правильных ответов. В случаях, если выбран один правильный ответ или выбран один правильный ответ и один неправильный – ставится 0,5 балла.

Если в предложенных вариантах ответов – 1 правильный ответ, а учащийся выбрал 2 ответа, один из которых правильный, а другой – неправильный, то начисляется 0,5 балла, так как учащийся сомневается в правильности выбора.

Эталоны ответов к тестовым заданиям

теоретической части конкурса профессионального мастерства

по профессии среднего профессионального образования

151902.04 «Токарь-универсал» 17.06.2015 г.

  1. Какие требования предъявляются к спец. одежде:

А) свободный покрой; Б) облегающая; В) короткие рукава.

  1. Что нужно сделать перед началом работы:

А) включить станок; Б) проверить наличие и исправность заземления; В) включить систему охлаждения.

  1. Чем измеряется размер просверленного отверстия:

А) линейкой; Б) индикатором; В) штангенциркулем .

  1. Какой размер нельзя измерить штангенциркулем (цена деления нониуса 0,05):

А) 100,00; Б) 42,55; В) 17,53 .

А) Да; Б) Нет .

  1. Какая сталь относится к конструкционной легированной?

А) Т15К6; Б)У12А; В) 12ХН10Т .

  1. Расчетная чистота вращения шпинделя равна 190 об/мин. Какое число оборотов вы поставите из имеющихся на станке?

А) 200 об/мин; Б) 180 об/мин ; В) 160 об/мин.

  1. Глубина резания определяется:

А) скоростью резания; Б) требованиями к качеству на обработку ; В) частотой вращения шпинделя.

  1. В марках легированных сталей буква Н указывает на содержание в стали: А) ниобия; Б) никеля ; В) натрия.
  2. Предельные отклонения размеров детали указываются:

А) числами;

Б) буквами латинского алфавита;

В) прописными и строчными буквами латинского алфавита и цифрой обозначающей квалитет .

  1. Размер установленный в результате измерения с допустимой погрешностью, называется:

А) действительным ; Б) номинальным; в) измеренным.

  1. С точки зрения экологии отработанные масла необходимо…

А) слить в водосточную канаву;

Б) вывезти на свалку;

В) сдать на очистку и восстановление .

  1. Какую форму имеет режущая часть любого инструмента?

А) форму клина ; Б) форму плоскости; В) форму прямой линии.

  1. Из какого материала изготовляют резцы?

А) из быстрорежущей и легированной стали; Б) из твердых сплавов и легированной стали; В) из быстрорежущей стали и твердых сплавов .

  1. Для чего предназначен суппорт токарного станка?

А) для закрепления инструмента; Б) для закрепления и перемещения инструмента ; В) для перемещения инструмента или заготовки.

  1. Чему равно поле допуска при указанном размере 60 ± 0,5?

А) 59,5; Б) 1 ; В) 0,5.

  1. Чем обеспечивается реверс главного движения в станке 16К20?

А) реверсом электродвигателя;

Б) введением в работу дополнительной пары зубчатых колес ;

В) изменением конструкции коробки скоростей.

  1. Дополнительные опоры (люнеты) применяются:

А) для нежестких валов, длина которых превышает 12-15 диаметров ;

Б) для обработки нежестких валов;

В) для обработки длинных валов.

  1. Вылет резца из резцедержателя должен быть:
  2. При установки резца по центру следует применять:

А) 1,5-2 высоты резца; Б) 1-1,5 высоты резца ; В) 2 высоты резца.

  1. Допустимый зазор между подручником и кругом при затачивании инструмента не должен превышать:

А) 5 мм; Б) 3 мм ; В) 4мм.

  1. Расшифровать М20 × 1-LH-6h-301:

А) Резьба метрическая (М), шаг резьбы (1), левая (LH), поле допуска на средний диаметр (6h), квалитет (6), ряд основных отклонений на средний и наружный диаметры (h), длина свинчивания (30 мм);

Б) Резьба метрическая (М), шаг резьбы (1), правая (LH), поле допуска на средний и на наружный диаметры в системе отверстия (6h), квалитет (6), ряд основных отклонений на средний и на внутренний диаметры (h), длина свинчивания (30 мм);

В) Резьба метрическая (М), номинальный диаметр (20), шаг резьбы (1), резьба левая (LH), поле допуска на средний и на наружный диаметры (6h), квалитет (6), ряд основных отклонений на средний и наружный диаметры в системе вала (h), длина свинчивания (30 мм) .

  1. При обработке металла образуется наклеп обрабатываемой поверхности. Укажите из приведенных способы уменьшения наклепа:

А) увеличить подачу; Б) увеличить глубину резания; В) уменьшить скорость резания ; Г) увеличить скорость резания.

  1. Определите, какими из указанных поверхностей образованы режущие кромки токарного резца:

А) пересечением передней поверхности с главной задней поверхностью ;

Б) пересечением передней поверхности с вспомогательной задней поверхностью ;

В) главной и вспомогательной задними поверхностями.

  1. Какая резьба характеризуется: профиль треугольный, угол профиля 60˚:

А) дюймовая; Б) трапецеидальная; В) метрическая ; Г) трубная.


Разработала преподаватель спецпредметов Косякова Е. В.

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

участников конкурса профессионального мастерства

17.06.2015 г.

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на токарных станках допускается обученный персонал, прошедший медицинский Осмотр, инструктаж по охране труда на рабочем месте, ознакомленный с правилами пожарной безопасности и усвоивший безопасные приемы работы.

1.2. Токарю разрешается работать только на станках, к которым он допущен, и выполнять работу, которая поручена ему администрацией цеха.

1.3. Рабочий, обслуживающий токарные станки, должен иметь: костюм хлопчатобумажный или полукомбинезон, очки защитные, ботинки юфтевые.

1.4. Если пол скользкий (облит маслом, эмульсией), рабочий обязан потребовать, чтобы его посыпали опилками, или сделать это сам.

1.5. Токарю запрещается: работать при отсутствии на полу под ногами деревянной решетки по длине станка, эмульсии, масле, керосине и вытирать их обтирочными концами, загрязненными стружкой.

1.6. О каждом несчастном случае токарь обязан немедленно поставить в известность мастера и обратиться в медицинский пункт

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы токарь обязан:

  • принять станок от сменщика:
  • проверить, хорошо ли убраны станок и рабочее место.
  • не следует приступать к работе до устранения выявленных недостатков;
  • надеть спецодежду, застегнуть рукава и куртку, надеть головной убор, проверить наличие очков;
  • проверить наличие и исправность защитного кожуха зажимного патрона, защитного экрана, предохранительных устройств защиты от стружки, охлаждающих жидкостей;
  • отрегулировать местное освещение так, чтобы рабочая зона была достаточно освещена и свет не слепил глаза;
  • проверить наличие смазки станка.
  • при смазке следует пользоваться только специальными приспособлениями.
  • проверить на холостом ходу станка:

а) исправность органов управления;

б) исправность системы смазки и охлаждения;

в) исправность фиксации рычагов включения и переключения;

г) срабатывание защиты – патрон должен остановиться при откинутом кожухе, станок не должен включиться, пока кожух не будет поставлен в исходное положение.

2.2. Токарю запрещается:

  • работать в тапочках, сандалиях, босоножках и т.п.;
  • применять неисправные и неправильно заточенные режущие инструменты и приспособления;
  • прикасаться к токоведущим частям электрооборудования, открывать дверцы электрошкафов.

В случае неисправности электрической части оборудования следует обращаться к электромонтеру.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы токарь обязан:

  • устанавливать и снимать тяжелые детали со станка только с помощью грузоподъемных средств;
  • не опираться на станок во время его работы и не позволять делать это другим;
  • поданные на обработку и обработанные детали укладывать устойчиво на подкладках;
  • при возникновении вибрации остановить станок, проверить крепление заготовки, режущего инструмента и приспособлений, принять меры к устранению вибрации;
  • при обработке деталей из металлов, дающих ленточную стружку, пользоваться стружколомателем;
  • остерегаться наматывания стружки на обрабатываемую деталь или резец и не направлять вьющуюся стружку на себя;
  • для удаления стружки со станка использовать специальные крючки и щетки-сметки;
  • не допускать уборщицу к уборке у станка во время его работы;
  • остановить станок и выключить электрооборудование в следующих случаях:

а) уходя от станка даже на короткое время;

б) при временном прекращении работы;

в) при перерыве в подаче электроэнергии;

г) при уборке, смазке, чистке станка;

д) при обнаружении какой-либо неисправности, которая грозит опасностью;

е) при подтягивании болтов, гаек и других крепежных деталей;

  • в кулачковом патроне без подпоры задней бабки можно закреплять только короткие, длиной не более 2 диаметров, уравновешенные детали;
  • в других случаях для подпоры следует пользоваться задней бабкой;
  • при обработке в центрах деталей длиной, равной 12 диаметрам и более, а также при скоростном и силовом резании деталей длиной, равной 8 диаметрам и более, применять дополнительные опоры (люнет);
  • при обработке деталей в центрах проверить крепление задней бабки, смазать центр после установки изделия;
  • при работе с большими скоростями применять вращающийся центр, прилагаемый к станку; при обточке длинных деталей следить за центром задней бабки;
  • следить за правильной установкой резца и не подкладывать под него разные куски металла;
  • использовать подкладки, равные площади резца;
  • резец зажимать с минимально возможным вылетом и не менее чем тремя болтами.

3.2. Во время работы на станке токарю запрещается:

  • работать на станке в рукавицах или перчатках, а также с забинтованными пальцами без резиновых напальчников;
  • удалять стружку непосредственно руками и инструментом;
  • обдувать сжатым воздухом из шланга обрабатываемую деталь; пользоваться местным освещением напряжением выше 42 В;
  • брать и подавать через работающий станок какие-либо предметы, подтягивать гайки, болты и другие соединительные детали станка;
  • тормозить вращение шпинделя нажимом руки на вращающиеся части станка или детали;
  • на ходу станка производить замеры, проверять рукой чистоту поверхности обрабатываемой детали, производить шлифовку шкуркой или абразивом;
  • находиться между деталью и станком при установке детали грузоподъемным краном;
  • во время работы станка открывать и снимать ограждения и предохранительные устройства;
  • работать со сработанными или забитыми центрами;
  • затачивать короткие резцы без соответствующей оправки;
  • пользоваться зажимными патронами, если изношены рабочие плоскости кулачков;
  • при отрезании тяжелых частей детали или заготовок придерживать отрезаемый конец руками;
  • применять центр с изношенными или забитыми конусами.
  • размеры токарных центров должны соответствовать центровым отверстиям обрабатываемых деталей;
  • оставлять ключи, приспособления и другие инструменты на работающем станке.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае поломки станка, отказа в работе пульта управления токарь должен отключить станок и сообщить об этом мастеру.

4.2. В случае загорания замасленной ветоши, оборудования или возникновения пожара необходимо немедленно отключить станок, сообщить о случившемся администрации и другим работникам цеха и приступить к ликвидации очага загорания.

4.3. В случае появления аварийной ситуации, опасности для своего здоровья или здоровья окружающих людей следует отключить станок, покинуть опасную зону и сообщить об опасности непосредственному руководителю.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работы токарь обязан: выключить станок и электродвигатель; привести в порядок рабочее место:

  • а) убрать со станка стружку и металлическую пыль;
  • б) очистить станок от грязи;
  • в) аккуратно сложить заготовки и инструменты на отведенное место;
  • г) смазать трущиеся части станка.

5.2. Сдать станок сменщику или мастеру и сообщить обо всех неисправностях станка; снять спецодежду и повесить ее в шкаф, вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

№ п/п

Ф.И.О. участника конкурса

Подпись должностного лица проводившего инструктаж

Подпись участника конкурса

Примечание

Богомазов Илья Андреевич

Грищенко Дмитрий Дмитриевич

Колтунов Дмитрий Андреевич

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ЗАДАНИЕ

для по профессии среднего профессионального образования 151902.04 «Токарь-универсал»

17.06.2015 г.

Инструкция

Задание: Изготовить штуцер

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Изучите чертеж.
  3. Ознакомьтесь с критериями оценвания работы.
  4. Самостоятельно разработайте техпроцесс изготовления детали: определите последовательность обработки поверхностей, необходимый режущий и контрольно-измерительный инструмент, а также режимы обработки. Тип производства – единичное.
  5. Подготовьте инструмент к работе.
  6. Получите у жюри заготовку и определите ее годность.
  7. Выполните обработку детали.
  8. Проверьте качество работы.
  9. Сдайте выполненную работу жюри.
  10. Произведите уборку станка и рабочего места.

Вы можете воспользоваться справочной литературой. В случае затруднения вы можете получить консультацию мастера п/о.

Максимальное время выполнения задания 2 час.

Задание к практической части конкурса профессионального мастерства по профессии «Токарь-универсал»

Штуцер

Буква

Масса

Масштаб

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Разработал

Проверил

Жданов А. А.

Т. контр.

Лист 1

Листов 1

Шестигранник

ОГАОУ СПО «Белгородский машиностроительный техникум»

Н. контр.

Утвердил

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОЦЕНКИ

теоретической части конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования

п/п

Ф. И. группа

Итоговый балл

(max=25)

Распределение мест

Богомазов Илья

гр. 21

Грищенко Дмитрий

гр. 21

Колтунов Дмитрий

гр. 21

Председатель конкурсной комиссии: _______________ Холопов А. Ф. – зам. директора по УПР

Члены конкурсной комиссии: _____________________ Лысак М. И. – зам. Директора по УР

Игнатенко Елена Павловна – зам. директора по УМР

Жданов А. А. – мастер п/о

Титов С. Н. – мастер п/о

Косякова Е. В. – преподаватель спец.предметов, председатель МК

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ОЦЕНКИ

практической части конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования

151902.04 «Токарь-универсал» 17.06.2015 г.

Задание: Изготовление детали «Штуцер»

п/п

Кол-во баллов (max)

Ф. И. группа

Соблюдение правил т/б

Организация рабочего места и внешний вид участника

Заточка и установка резцов (проходных, отрезного, резьбового, расточного)

Настройка станка на частоту вращения, подачу и шаг резьбы

Резьба М27 ×1,5-6g

Канавка Ø24,7 -0,1

Ø22

Отверстие Ø13

Ø22

Конус 37°±1°

Конус D=20ммd=16ммL=8мм

По каждому участку

L=20мм

L=50мм

L=84-0,3

Шероховатость поверхностей

Итого-вый балл

Распре-деление мест

(max=4)

(max=4)

(max=4)

(max=4)

(max=10)

(max=5)

(max=4)

(max=4)

(max=4)

(max=4)

(max=12)

(max=3)

(max=3)

(max=3)

(max=5)

(max=5)

Богомазов Илья

гр. 21

Грищенко Дмитрий

гр. 21

Колтунов Дмитрий

гр. 21

Председатель конкурсной комиссии: ____________________ Холопов А. Ф. – зам. директора по УПР

Члены конкурсной комиссии: __________________________ Лысак М. И. – зам. Директора по УР

Игнатенко Елена Павловна – зам. директора по УМР

Жданов А. А.– мастер п/о

Титов С. Н. – мастер п/о

Косякова Е. В.– преподаватель спец.предметов, председатель МК

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Белгородский машиностроительный техникум»

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНОК

за теоретическую и практическую части конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования

151902.04 «Токарь-универсал»17.06.2015 г.

п/п

Ф. И. группа

Баллы за теоретическую часть

(max=25)

Распределение мест за теоретическуючасть

Баллы за практическую часть

(max=75)

Распределение мест за практическую часть

Итоговый балл (max=100)

Итоговое распределение мест

Богомазов Илья

гр. 21

Грищенко Дмитрий

гр. 21

Колтунов Дмитрий

гр. 21

Председатель конкурсной комиссии: ________________ Холопов А. Ф. – зам. директора по УПР

Члены конкурсной комиссии: ______________________ Лысак М. И. – зам. Директора по УР

Игнатенко Елена Павловна – зам. директора по УМР

Жданов А. А. – мастер п/о

Титов С. Н. – мастер п/о

Косякова Е. В. – преподаватель спец.предметов, председатель МК


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

профессиональный модуль ПМ.01. Программное управление металлорежущими станками

Саратов, 2014

Организация-разработчик : ГАПОУ СО «Саратовский политехникум»

Разработчики :

Красильников Владимир Викторович - преподаватель первой квалификационной категории_____________

Рецензенты:

Султанова М.К., заместитель директора по УР______________

Михайлова И.Е. методист_________________

Программа рассмотрена на заседании МК машиностроительных профессий. Протокол №1 от «26»августа 2014 г.

Председатель МК машиностроительных профессий

Красильников В.В.________________

Введение

Виды и формы внеаудиторной самостоятельной работы, обучающихся по ПМ

Распределение часов на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по разделам и темам

План-график выполнения ВСР

Общие правила (подходы) при организации и проведении

самостоятельной работы обучающихся

Виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и методические рекомендации по их выполнению

Мотивация обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе

Приложения

  1. Виды и формы внеаудиторной самостоятельной работ обучающихся.
  • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
  • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной литературе.
  • Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
  • Выполнение рефератов, докладов, сообщений, презентаций, проектов, тестовых заданий.
  • Подготовка к контрольным работам, дифференцированному зачёту.

2. Распределение часов на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Таблица 1

Наименование раздела, темы

Количество часов на ВСР

Тема 1.1.Станки с программным управлением

Тема 1.2. Управление станками с программным управлением

Тема 1.3. Подготовка управляющих программ

Тема 1.4.Эксплуатация и обслуживание станков с программным управлением

Тема 1.5. Технологическая оснастка станков с программным управлением

Итого

  1. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Формы самостоятельной внеаудиторной работы, предлагаемые задания должны иметь дифференцированный характер, учитывать специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся, профессию.

Таблица 2

Примерные нормы времени, отводимые на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

№ п/п

Виды заданий для самостоятельной работы

Отчётный материал

Время для подготовки

Отметка о включении в портфолио

Составление плана

текста объёмом до

20 страниц

План

минут

Конспектирование

с комментариями

(анализ текста)

Конспект

1 час

Выполнение

творческих

домашних заданий

Творческое

задание

2 часа

Разбор кейсов

Оформление

проблемы

2 часа

Индивидуальная

самостоятельная

работа в виде

выполнения

упражнений,

решения ситуаций,

задач

Упражнения,

решение задач,

ситуаций

1 час

Написание

реферата,

подготовка

презентации

Реферат,

презентация

6 часов

Проведение

мини-

исследований

Отчёт о мини-

исследовании

8 часов

Разработка и

проведение

проектов

Проект

8 часов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО

МДК. 01.01. Технология металлообработки на металлорежущих станках с программным управлением.

Таблица 3

Наименование темы (вопроса)

Задание

Форма представления выполненной работы

Форма контроля

Срок выполнения

Трудоемкость в часах

Тема доклада:

«Прецизионные токарные станки с ЧПУ»

Семинар

январь

Тема доклада: «Мехатронные узлы- модули станочного оборудования»

Составьте и подготовьте доклад по предложенной тематики.

На формате А4 в напечатанном виде. И в форме оформления сообщения.

Семинар

январь

Презентация на тему: «Условная сигнализация на рабочем месте оператора»

Защита презентации

Круглый стол

январь

Расчет величины коррекции положения режущего инструмента .

Составьте тезисы по предложенной теме из литературного источника

Учебное занятие

февраль

«закрепления заготовки с использованием правила шести точек»

Составьте конспект

Учебное занятие

февраль

Реферат на тему: Составление технологического процесса токарной обработки детали

Подготовьте реферат по предложенной тематике

На формате А4 в напечатанном виде.

Профессиональная неделя

февраль

«Шпиндельные узлы для высокоточных станков»

Составьте тестовые задания по предложенной тематике

На формате А4 в напечатанном виде.

Учебное занятие (закрепление материала)

февраль

Условная сигнализация на рабочем месте оператора

Составить таблицу

Оформления в печатном виде в формате А4

Практическое занятие

февраль

Презентация на тему: технологический процесс фрезерной обработки детали

Выполнить презентацию в программе Power Point.

Защита презентации

Круглый стол

Февраль

Доклад на тему: критерии оценки качества токарно обработанной поверхности

Практическое занятие

Март

Доклад на тему: критерии оценки качества фрезерно обработанной поверхности

Подбор дополнительного материала, оформить доклад

В печатной форме на формате А4

Практическое занятие

Апрель

Итого:

  1. Общие правила (подходы) при организации и проведении самостоятельной работы обучающихся

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся в данном руководстве рассматривается, как средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью.

Основные цели внеаудиторной работы обучающихся:

  • овладение знаниями, умениями и основанными на них профессиональными и общими компетенциями;
  • формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
  • развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Общие методические указания руководства ВСР для преподавателя:

  • Четко ставить задачу предстоящей самостоятельной работы.
  • Добиваться, чтобы обучающиеся выполняли самостоятельную работу осознанно, т.е. ясно представляли теоретические основы выполняемых действий.
  • Вовремя предупреждать обучающихся о типичных ошибках и возможных способах их избежания.
  • Оказывать обучающимся помощь, не вмешиваясь в их работу без необходимости.
  • При допущении обучающимися ошибок подводить их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок, с тем чтобы они самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения.
  • Практиковать промежуточный контроль хода и результатов самостоятельной работы обучающихся.
  • Рационально распределять задания самостоятельной работы по сложности с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающихся.
  • Стимулировать и поощрять проявления творческого подхода обучающихся к выполнению заданий.
  • Умело сочетать индивидуальную и коллективную работу обучающихся.
  • При оценке хода и итогов самостоятельной работы, обучающихся исходить из положительных моментов в их работе.
  • Постоянно практиковать в ходе самостоятельной работы обращение обучающихся к разным источникам информации.

Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой обучающихся

Внеаудиторная самостоятельная работа является отдельным жанром образовательного процесса и строится по определённому технологическому

циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение

самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Таблица 4

внеаудиторной самостоятельной работы

Характеристики деятельности

Преподаватель

Обучающийся

Цель ВСР

Объясняет, даёт инструктаж о целях и способах работы

Осознаёт и принимает цель, знакомится с требованиями

Мотивация

Раскрывает теоретическую и практическую значимость работы, мотивирует студента на успех

Осознание потребности в выполнении, установка на реализацию

Управление

Осуществляет целенаправленное воздействие, даёт общие ориентиры выполнения работы

Осуществляет управление (проектирует, планирует, распределяет время и др.)

Контроль

Предварительный рубежный и итоговый контроль

Оперативный текущий контроль и коррекция способов деятельности и результатов

Оценка

Общая оценка работы указание на ошибки, рекомендации

Самооценка, самокоррекция

6. Виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и методические рекомендации по их выполнению

Преподаватель самостоятельно подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки.

К видам ВСР можно отнести следующие виды внеаудиторной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
  2. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе.
  3. Написание и защита реферата, доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
  4. Составление тестовых заданий по заданной теме.
  5. Запись выписок или цитат
  6. Составление тезисов литературного источника
  7. Написание аннотации, рецензии к статье, рукописи, книге
  8. Выполнение расчетных заданий.
  9. Работа со справочной литературой.
  10. Выполнение проекта или исследования.
  11. Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам, и подготовка к их защите.
  12. Подготовка к контрольным работам, экзамену.

1. Написание реферата, доклада, сообщения.

Реферат - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, где Вы раскрываете суть исследуемой проблемы, приводите различные точки зрения, собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логическим, изложение материала носит проблемно- тематический характер.

Отличие доклада от реферата в том, что он отражает одну точку зрения на проблему, не предполагает ее исследования в сравнении и анализе.

  • Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
  • Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при разработке реферата или доклада используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке лицея или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет ресурсов.
  • Составьте библиографию.
  • Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме.
  • Разработайте план реферата или доклада исходя из имеющейся информации.
  • Напишите реферат или доклад на компьютере.
  • Подготовьте публичное выступление по материалам реферата или доклада.

План - это «скелет» текста, компактно отражающий последовательность изложения материала.

  • Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам дайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просмотрите прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.
  • Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
  • Записи делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Критерии оценки реферата, доклада, сообщения

  • Актуальность темы исследования
  • Соответствие содержания теме
  • Глубина проработки материала
  • Правильность и полнота использования источников
  • Соответствие оформления реферата или доклада предъявляемым требованиям

2. Составление тестовых заданий по заданной теме

Прежде чем приступить к составлению теста необходимо ограничить область знаний (тема, раздел, дисциплина), по материалам которого он будет составляться, выделить наиболее существенные вопросы учебного материала, разбить каждый вопрос на понятия, подлежащие усвоению.

Основные требования к тестам.

Важнейшими критериями тестов являются: действенность, определенность, простота, однозначность.

Действенность теста – это четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний.

Определенность теста означает, что читая его Вы хорошо понимаете, какую деятельность должны выполнить, какие знания продемонстрировать и в каком объеме.

Простота теста означает наличие в нем четкой и прямой формулировки задания на деятельность. Используйте в заданиях такие формулировки как «укажите», «перечислите», «сформулируйте» и т.п.

Однозначность теста предполагает, что правильный ответ существует только один.

Но Вы должны знать, что существуют различные уровни (виды) тестов. Прежде чем составлять свой тест, определите его вид, т.к. от этого зависит техника построения теста.

В технике построения тестов можно выделить следующие уровни:

I уровень - тесты, требующие выполнения деятельности по узнаванию, когда на первый план выступает лишь индикация явлений. На этом уровне используются подсказки в виде ответов и тестирующемуся достаточно ответить «да» или «нет».

Например: Клавиатура – это периферийное устройство. Да, нет.

II уровень - тесты, позволяющие воспроизводить правильные ответы по памяти, без помощи подсказок. Наиболее простыми тестами этого вида являются тесты-подстановки, в которых намерено пропущено слово, фраза, термины, понятия, и т. д.
Например: Левая панель клавиатуры компьютера включает в себя…

III уровень - разрабатываются специальные задания, требующие выполнения многоэтапной деятельности, когда не существует готовых алгоритмов и решение ведет к получению новой информации.

Тестовые задания в одном тесте могут быть как одного уровня (вида), так и представлять собой комбинацию разных уровней (видов).

При оформлении тестов указывайте название темы и дисциплины по которой они составлены.

Например: Тесты на тему «Системный блок и его компоненты» по учебной дисциплине «Основы информационных технологий».

  • Как правило, тестовые задания располагаются с левой стороны листа друг под другом. Напротив каждого задания, с правой стороны листа, даются варианты ответов. Возможно другое расположение заданий и ответов: задания располагаются в строчку, а варианты ответов под строкой в столбик.
  • Обязательным элементом теста является лист правильных ответов, который прилагается к тесту. В листе правильных ответов указывается номер задания и цифровое, буквенное, словесное обозначение правильного ответа. Например: 1. – а; 2. – в; 3. – б и т.д.
  • Особое внимание следует обратить на грамотное правописание тестовых заданий, на правильное употребление профессиональной лексики. Во многом мнение о Вас, как об обучающемся, складывается из впечатления от внешнего вида представленной работы. Поэтому, тест должен быть выполнен аккуратно, без исправлений, иметь эстетический вид.

3. Составление тезисов литературного источника

Тезисы позволяют обобщить изученный материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. В отличии от цитат тезисы являются кратким изложением основных мыслей доклада или реферата, выписанных непосредственно из текста.

  • При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, чтобы не потерять документальность и убедительность.
  • Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки, в каждом из которых выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
  • Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (делайте ссылки на страницы книги).
  • По окончании работы над тезисом сверьте их с текстом источника.

4. Конспектирование материала по теме

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

  • Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.
  • Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.
  • Выделите тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
  • Составьте план текста - он поможет вам в логике изложения, сгруппировать материал.
  • Изложите каждый вопрос плана. Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», «раскрывает...» и т.д.).
  • Текст автора оформляйте как цитату.
  • В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.
    Оформите конспект: выделите разными цветами наиболее важные места так, чтобы они легко находились взглядом. Избегайте пестроты.

Конспект - схема - это схематическая запись прочитанного материала.

  • Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные, общие понятия.
  • Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
  • Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным пунктам.
  • Заполните схему данными.

Пример конспект – схемы:

5. Выполнение проекта или исследования

Работа над проектом или исследованием поднимает у обучающихся уровень их самооценки, как уже сформировавшихся специалистов, групповое выполнение заданий развивает коммуникативную компетентность, каждому дается возможность внести свой вклад в разработанный проект (исследование).

Учебные проекты (исследования) - самостоятельно разработанные проектные решения или проведенные исследования направленные на решение значимых практикоориентрованных проблем, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и при консультировании преподавателя.

Основные этапы работы над проектом:

1 Разработка проектного задания или задания для исследования

На данном этапе осуществляется выбор темы проекта, постановка целей, выделение основополагающих и проблемных вопросов.

2. Разработка проекта

Этап реализации проекта в соответствии с коллективными и индивидуальными задачами, поставленными перед участниками группы. Часть группы собирает всю необходимую информацию, другая часть производит практическую часть работы (расчеты, затем вся группа анализирует, делает определенные выводы и готовит презентацию проекта).

3. Оформление результатов

На данном этапе обучающиеся в процессе группового обсуждения выбирают приемлемую и адекватную форму представления результатов выполненной работы, которая должна хорошо отражать выполнение поставленных задач.

4. Презентация

На этапе презентации все группы демонстрируют результаты своей работы. Основными критериями успешности проекта можно считать следующие:

Глубокое изучение содержания проблемного вопроса;

Точность и правильность произведенных расчетов;

Активность каждого участника при выполнении проекта;

Убедительное обоснование сделанных выводов;

Умение отвечать на вопросы аудитории и защищать свой проект.

5. Самооценка

Завершающий этап работы над проектом проходит в форме открытого обмена мнениями. Оценивание происходит с опорой на критерии успешности проекта.

Исследовательская работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение

Правила оформления проектов, исследований

  1. Титульный лист является первой страницей и заполняется по определенным правилам. – приложение № 3.
  2. Следующим после титульного листа помещается оглавление, в котором

приводятся пункты работы с указанием страниц.

3. Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и

содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость или прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Объем введения должен составлять две-три страницы текста.

  1. В основной части работы подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать только тот материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Весь материал лучше всего распределить по главам, согласно поставленным задачам. Каждая глава должна иметь название, отражающее ее основное содержание. Основная часть работы, кроме содержания, выбранного из различных источников, может также включать в себя собственное мнение самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
  2. Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала. При этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов. Большая роль отводится грамотности изложения текстового материала.
  3. В конце работы приводится список использованной литературы

(библиографический список). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

  1. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

7.Мотивация обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе

Эффективная внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы

обучающихся:

1. Осознание полезности выполняемой работы.

Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

2. Творческая направленность деятельности обучающихся.

Участие в научно-исследовательской, проектной работе в лицее для ряда обучающихся является значимым стимулом для активной внеаудиторной работы.

3. Участие в научно – практических конференциях, конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, по учебным дисциплинам.

4. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг).

5. Дифференциация заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с учётом интересов, уровня подготовки обучающихся по дисциплине.

Чтобы развить положительное отношение обучающихся к внеаудиторной

самостоятельной работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание обучающимися, знакомить обучающихся с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у обучающихся навыков по самоорганизации познавательной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Внешние запоминающие устройства

доклад (информационное сообщение)

по МДК. 01.01. Технология металлообработки на металлорежущих станках с программным управлением.

(Название работы без слова "тема" и без кавычек. Ниже, под названием указывается вид работы и учебный предмет (/доклад по УД/МДК…/).

Саратов, 2014

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



Похожие публикации