Занятие с родителями по профилактике семейных конфликтов. Конспект консультации для родителей «Конфликты в семье и их влияние на развитие личности ребёнка

КММ «Пухальская основная школа» акимата Зерендинского района

«Способы разрешения конфликтов в семье»

работа с родителями детей ГР

Провела: Сатанова Д.К.

2015-2016 оқу жылы

Цель тренинга: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.

Задачи:

Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.

Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

Оборудование: рисунки по теме, слайдовая презентация, видео ролики, рисунок треугольника, кувшина, сердечки.

Участники: родители детей ГР.

Ход тренинга:

Вступительное слово:

Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони не далеко падает», «он своего отца», «впитал с молоком матери».

Каждый родитель должен понимать, что задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить их.

Конфликт – вот-вот может уже произойти или уже произошел. Что делать?

Обсуждение с родителями.

Как не допустить возникновение конфликта?

Лучший способ разрешения конфликтной ситуации – ее недопущение.

Чтобы не допустить конфликтной ситуации важно, чтобы каждый член семьи чувствовал атмосферу в ней, тогда и супруги и дети вовремя заметят ухудшение обстановки и смогут каждый сам или сообща принять меры для устранения причин назревающего конфликта.

Как прекратить конфликт?

Наиболее правильный порядок действий при наличии конфликтной ситуации представляется таким:

Выявить причину конфликта.

Определить глубину и степень конфликтной ситуации.

Наметить пути выхода из конфликта.

Не прекращать меры по устранению конфликтной ситуации до ее разрешения

Агрессивное поведение ребенка является наиболее распространенным способом реагирования на поведение взрослых и попыткой отстаивать свои права. Дети ранимы, их легко обмануть или обидеть и в большинстве случаев агрессия является способом для отстаивания своих границ.

Сейчас, я вам предлагаю немного поиграть.

Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Если бы..., я стал бы...

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Обсуждение.

Ну, а сейчас, проведем тренинг, который называется «Давайте начнем с себя».

Во время обучения ребенка в школе, мы (дети, учителя, родители) составляем треугольник.

( Рисунок 1)

Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

А что сказано в басне И.А. Крылова «Лебедь, раз и щука»? «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука».

Отсюда вывод: нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его «втором» доме – в школе.

Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для учителей, и для самих родителей.

Уважаемые родители, я приготовила на наш тренинг притчу, и хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды: надо было встретить Путника Вечности.

Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачен в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

(-А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плач новорожденного! – ответили люди.

Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребенка – свою надежду.

Беседа с родителями.

Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

Ведь именно ему жить в будущем.

Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из бумаги)

( Рисунок 2)

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из вас и у меня есть сердечки, поместите их в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.

(При помощи скотча родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)

( Рисунок 3)

Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, здоровыми, заботливыми…

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других-жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н.Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитать детей, не воспитывая себя!»

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнем его и бросим на «чашу избавления». Итак, мы избавились от своих пороков, и нам стало легче, и свободнее на душе.

Давайте подведем итоги нашей встречи.

Сегодня мы с вами разговаривали на тему «Способы разрешения конфликтов в семье». Как вы считаете, бывают ли, не разрешаемые конфликты?

Что можно и нужно сделать для того, чтобы конфликты в семье не происходили, или если и происходили, то мы находили бы решение?

Обсуждение, ответы родителей.

Милые бранятся – только тешатся… Ой, что-то я мало видела пар, которые тешатся ссорами. Профилактика семейных конфликтов подсказывает, что ссора всегда останется ссорой, нарушением отношений, которые потом не всегда успешно восстанавливаются. Ну, кому нравятся ссоры? Мало кому, но почему-то в семьях нередко слышны крики, обвинения, оскорбления, а иногда и посуда бьется, и даже телевизоры…

По статистике поисковиков гораздо больше семейных людей ищут в поиске ответ на вопрос, как решать конфликты, а не ответ, как их не допустить. По-моему мнению, как-то это неверно. Однако, наверное, менталитет у нас такой: мы не думаем о здоровом образе жизни, но с удовольствием лечимся и опять живем по-прежнему. Так и в семейных отношениях: мы думаем, как решать конфликты, но не заботимся о том, чтобы их не допускать. Некоторые говорят, что конфликт — это всего лишь разногласие, а в семье должны быть разные мнения. Но сегодня мы поговорим о негативных конфликтах, которые не являются просто высказыванием разных точек зрения.

Профилактика семейных конфликтов помогает супругам правильно решать разногласия, не доводя их до критической точки. На одном сайте недавно прочитала мысль, которая меня задела:

«Обмен враждебностью, «сброс» негативных эмоций необходим для того, чтобы правильно действовал обмен любовью».

Не хотела б я, чтобы со мной обменивались враждебностью и сбрасывали на меня негатив 🙂 . Предлагаю не издеваться над любимым человеком, а учиться таким взаимоотношениям, чтобы можно было решать все вопросы полюбовно. Ну, а если захочется покричать и побить посуду, то не тратьте зря энергию! Ведь негативная энергия очень мощная и может помочь таких дел натворить! – к примеру, сделать в доме ремонт. У меня такое в жизни было – я от злости за два дня переклеила в квартире обои с полуторагодовалой дочерью на руках, которая вся была в клейстере и обоях. Сейчас только представлю такой подвиг – волосы на голове поднимаются, а тогда — все не одном дыхании!

Ладно, буду заканчивать лирическое отступление о необходимости профилактики семейных конфликтов и перейду к делу. Что же все-таки делать, чтобы дети не жались в угол от разборок между родителями, соседи не стучали по батареям, пытаясь вас угомонить, а все проблемы во взаимоотношениях решались «малой кровью»?

1. Учитесь общаться. Психология семейных отношений говорит, что качественное – один из козырей, помогающих противостоять проблемам. Общение в браке должно осуществляться на глубоком уровне. Супруги должны уметь делиться друг с другом не только событиями дня, а и чувствами и эмоциями по тому или иному поводу.

2. Проводите интересно совместное время. Мы можем потратиться на проведение времени с друзьями, но нам жалко расходовать деньги на проведение времени с супругом. В итоге это приводит к скуке в семейных отношениях, неудовлетворению и, как следствие, напряженности в отношениях.

3. Изучайте своего супруга или супругу. Знаете ли вы темперамент своей второй половины, язык любви, что его (ее) радует, а что огорчает? Каким образом можно с ним (с ней) договориться, сколько времени ему (ей) надо на размышления? К примеру, Дима имеет темперамент флегматика, он не может принимать решения сразу. Если Лена, его супруга, требует моментального решения проблемы, Дима злится и возникает конфликт. Зная об этом (хотя бы из практического опыта прошлых ссор), Лене стоит заранее закидывать мысль, о которой она хочет поговорить. Можно сказать мимоходом: «Дима, это так скрепляет семьи, если они вместе ходят на выходных куда-нибудь отдыхать. Может, и нам куда-то сходить?» Если Дима ответит: «Может быть…» этого будет достаточно для первого раза. Кстати, долго думают не только флегматики, а и многие мужчины, так как им свойственно все взвешивать по причине того, что они чувствуют ответственность за семью. И иногда они предпочитают не принять никакого решения, чем принять неправильное или с последствиями.

4. Проявляйте любовь к своей второй половинке. Опять же, чтобы проявлять любовь к супругу или супруге, надо знать язык любви и говорить на нем. Человек, который уверен, что его любят, не так болезненно воспринимает критику и готов пойти на уступки любимому человеку.

5. Удовлетворяйте потребности супруга. Если только в семье есть неудовлетворенность, каждая мелочь будет приводить к конфликтам. Понимайте друг друга, ищите, что каждому из вас важно, тогда вы будете ценить друг друга и заботиться друг о друге. А любимому человеку не захочется портить настроение…

6. Осознайте критические точки в семье. Это те точки, из-за которых раз за разом возникают проблемы. Посмотрите на список и определите свои критические точки:

— не удовлетворяется потребность в ценности и важности одного из партнеров, нарушается в разных вариантах чувство достоинства, имеется пренебрежительное отношение;
— измена или проблемы сексуального характера;
— недостаток внимания, ласки, заботы, подарков, понимания;
— как проводить совместное время, хобби и увлечения;
— ;
— вредные привычки одного из супругов, азартные или компьютерные игры;
— создание и ;
— домашние обязанности, обустройство домашнего очага;
— потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

Именно пара критических точек портит зачастую семейные отношения. Зная о них, старайтесь осторожно подходить к их разрешению, не спешите, наберитесь терпения. Может понадобиться время, психологическая помощь, чтение литературы по этой теме, чтобы проблему можно было разрешить. Говорите с партнером периодически на эти темы и помогите друг другу разобраться в этом вопросе.

Если все-таки есть проблема, то:

— решайте проблему по мере ее возникновения, а не накапливайте их до той поры, когда вы уже не сможете разговаривать спокойно. Если вы до крайности раздражены и наполнены негативом, то не стоит его выливать на свою вторую половинку. Может, человек и сам понимает, что сделал что-то не то. В любом случае в таком состоянии вы явно получите полноценный конфликт, а нам он сейчас не нужен, ведь мы говорим о профилактике:).

— подбирайте правильное время для обсуждения проблемы. Вы не должны быть уставшими, раздраженными, голодными;

— ведите разговор спокойным тоном, пригласив супруга обсудить с вами вопрос;

— не нападайте на супруга, не критикуйте, не обвиняйте;

— озвучьте проблему, объясните, почему ее решение важно для вас, спросите, как ваша вторая половина видит решение ситуации;

— не имейте намерение сразу же решить проблему, дайте созреть решению и вернитесь к ней, если возможно, позже;

— покажите, что вы готовы так же что-то сделать для исправления ситуации, а не намекаете на то, что все должен решить ваш супруг или супруга;

— умейте прощать;

— используйте в разговоре чувство юмора.

Вообще, как я уже говорила в статье « », женщина зачастую показывает мужчине, как надо вести разговоры, как надо общаться, относиться к детям, потому что именно она создает психологическую атмосферу в доме. Поэтому женщине не стоит истерить, хлопать дверью, рыдать и т.д. Спокойный доброжелательный разговор помогает удачнее разрешать ситуацию. Хотя, согласитесь, есть немало примеров тому, что мужчина гораздо быстрее выполняет женскую просьбу после женских истерик. Однако даже самому стойкому мужчине могут надоесть такие «просьбы» и однажды он может поступить как-то необычно, к примеру, хлопнуть дверью и уйти на всю ночь…

Понимает, что иметь хорошие семейные отношения не так-то просто: приходится много трудиться, разочаровываться. На практике все выглядит не так легко, как на бумаге. Но поверьте, очень важна для семейных отношений, которые могут приносить радость и уверенность в завтрашнем дне.

Если вам не трудно, нажмите на красивую кнопочку 🙂

Вконтакте

семья конфликт образование личность

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом, но не привлекали такого пристального внимания. Кроме того, и сам человек стал более требователен в любви, в духовной близости и взаимопонимании, сексе. Но пути к счастью у каждого свои. Вступление в брак не гарантирует человеку полного счастья, разрешения всех проблем сразу. Люди в семьях стремятся удовлетворить потребности в любви, детях, в понимании и т.д. Большинство людей относятся к браку серьезно. Они надеются прожить долгую и счастливую совместную жизнь. Почему возникают конфликты и что же это такое?

Все люди неодинаковы, и, как всем известно, отношение к любви у всех различное. Молодые люди часто не понимают, что семья - это умение и желание дарить счастье другому человеку, постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений и любви. Очень жаль, когда обиды уже переполнили чашу терпения и ничего нельзя вернуть.

Конфликт является столкновением противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей. Каждый из нас сможет выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье:

  • üразные взгляды на семейную жизнь;
  • üнеудовлетворенные потребности и пустые ожидания;
  • üпьянство одного из супругов;
  • üневерность; неуважительное отношение друг к другу;
  • üнежелание участвовать в воспитании детей;
  • üбытовая неустроенность;
  • üнеуважение к родственникам;
  • üнежелание помогать по дому;
  • üразличия в духовных интересах;
  • üэгоизм;
  • üнесоответствие темпераментов;
  • üревность и т. д.

Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всего причин несколько, и последняя не является основной.

В отечественной конфликтологии все семейные конфликты принято разделять на три классификационные группы по основаниям конфликтного взаимодействия:

По субъектам семейные конфликты разделяются на три подгруппы:

1 Супружеские конфликты

2 Конфликты между родителями и детьми;

3 Конфликты между родственниками.

По источнику возникновения семейные конфликты разделяются на пять подгрупп:

1 Ценностные конфликты;

2 Позиционные конфликты;

3 Сексуальные конфликты;

4 Эмоциональные конфликты;

5 Хозяйственно-экономические конфликты;

По поведению конфликтующих сторон различаются две подгруппы:

1 Открытые конфликты;

2 Скрытые конфликты.

И во всех отношениях успешной, на первый взгляд семье, может возникнуть такое явление как конфликт между ребенком или родителем. Некоторые родители считают, что проблемы у детей существуют лишь в неблагополучных семьях. Однако это мнение ошибочно. Казалось бы, ребенку уделяют достаточно времени, а он почему-то становится агрессивным или, напротив, замыкается в себе или каким-то еще образом демонстрирует, что не все так гладко. По каким же причинам возникают проблемы ребенка в семье? В ряде ситуаций родители склонны обвинять в этом школу, неблагополучную компанию, с которой общается ребенок. Хотя на самом деле следует обратить внимание на обстановку внутри семьи. Многие факторы влияют на поведение ребенка в семье, но огромную роль играют взаимоотношения родителей. Зачастую многие недоумевают по поводу того, откуда у их сына или дочери появляются проблемы.

Очень часто, в силу своей незащищенности, идентифицированными пациентами оказываются дети. В качестве симптомов при этом может выступать все что угодно: школьная успеваемость, плохая дисциплина, различные заболевания ребенка (например, энурез), всевозможные страхи и фобии и т. д. В итоге внимание и забота, которых ему так не хватало, получены. Пусть хоть и в такой форме, но это лучше, чем ничего. Путь к решению проблемы найден - для того, чтобы родители его не забывали, ребенку необходимо плохо учиться. Когда в семье появляется идентифицированный пациент, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за помощью в связи с ним, формулируя свой запрос в таком духе: "что нам делать с этим ребенком?", или "сделайте с ним что-нибудь!". Парадокс заключается в том, что помочь таким детям невозможно, не изменив существующей системы взаимоотношений в семье, которая и привела к проблеме. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то ничего не выйдет.

Существует множество малоэффективных путей решения семейных конфликтов, использование которых, может не только отнять у вас драгоценное время, но и усугубить конфликт в семье. Для решения конфликтных ситуаций в вашей семье лучше всего обращаться за помощью к семейным психологам, а не проверять на своей семейной жизни советы соседей, знакомых или родителей. Невозможно, чтобы конфликтов в семье не было совсем, поскольку особенностью семейных отношений является то, что в брак вступают люди противоположного пола с абсолютно разными историями жизни и разным воспитанием и при этом они вынуждены каким - то образом уживаться друг с другом под одной крышей. Всё, что можно сделать в таком случае, так это проводить профилактику семейных конфликтов.

Практикум по конфликтологии Емельянов Станислав Михайлович

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов следует рассматривать как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами. Часто при разрешении семейных конфликтов пользуются услугами посредника.

Предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и прежде всего от супругов. При этом следует иметь в виду, что некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направленность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предотвратить более крупный конфликт. Но в большинстве случаев семейных конфликтов допускать не следует. Основные пути предупреждения семейных конфликтов зависят от потенциальных субъектов конфликтного взаимодействия (супруги, родители, дети, родственники и т. д.). По каждому конкретному случаю в рекомендованной литературе можно найти полезные советы. Здесь мы назовем лишь самые общие пути предупреждения семейных конфликтов, вытекающие из социально-психологических закономерностей развития семьи. Такими путями являются:

Формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений (в первую очередь это касается супругов);

Воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также эмоциональных состояний;

Организация семьи на полноправных началах, формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения;

Формирование культуры общения.

Разрешение семейных конфликтов может быть обеспечено достижением согласия по спорным вопросам. Это самый благоприятный вариант разрешения любых семейных конфликтов. Но есть и другие формы разрешения таких конфликтов, которые не являются конструктивными. Примером этого может быть уход детей из семьи, лишение родительских прав и т. п. Такое разрешение тяжелым бременем ложится на родителей или детей, вызывает у них тяжелые эмоционально-психологические переживания.

Особой формой разрешения супружеских конфликтов является развод. Многим развод приносит освобождение от накопившихся проблем. Но часто он удовлетворяет интересы только одной из сторон и вызывает тяжелые нервно-психические переживания у другой. Особые негативные последствия развод несет детям. Кроме того, следует иметь в виду и то обстоятельство, что в результате развода общество получает неполноценную семью, а это в свою очередь порождает преступность, наркоманию и другие формы девиантного поведения среди подростков.

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 25.

2. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996.

3. Сулимова М. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., Ин-т практ. психологии, 1996. – С. 44–45.

4. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. – М.: Владос, 1999. – Гл. IV.

Контрольные вопросы

1. Приведите определение семейных конфликтов.

2. Перечислите и раскройте особенности семейных конфликтов.

3. Перечислите причины конфликтов в семье.

4. Назовите социальные факторы микро– и макросреды, обусловливающие семейные конфликты.

5. Приведите классификацию семейных конфликтов.

6. Назовите кризисные периоды семьи.

7. Перечислите пути предупреждения семейных конфликтов.

8. Назовите и раскройте основные формы разрешения семейных конфликтов.

9. Перечислите причины супружеских конфликтов.

10. Перечислите причины конфликтов между родителями и детьми.

Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

Разрешение внутренних конфликтов Джо был студентом старшего курса богословского факультета. Вечерами он работал в магазине. Каждый раз, когда он оставался в магазине один, он не мог удержаться от того, чтобы не посмотреть на обложки порнографических журналов. Джо был

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов Непосредственными субъектами, деятельность которых связана с предупреждением и разрешением конфликтов в сфере управления, являются сами руководители. Причем главная роль в этом процессе отводится руководителю

Из книги Быть вместе нельзя расставаться. Как спасти отношения автора Целуйко Валентина

ВИДЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ Существует множество различных типологий семейных конфликтов. К числу наиболее распространенных можно отнести разделение всех конфликтов на конструктивные и деструктивные. Признаками конструктивного конфликта является возникновение в

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ Как уже отмечалось выше, разногласия в любой семье, какой бы дружной она ни была, неизбежны, потому что в ней живут бок о бок люди с разными потребностями, взглядами, интересами, установками и, наконец,

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Схема 5.1.5 Предупреждение конфликтов должностных позиций Для каждой позиции должны быть четко определены: каналы передачи и формат информации, вышестоящие и нижестоящие сотрудники, права и полномочия, обязанность и ответственность, цели и технологии деятельности. Такие

Из книги Психология конфликта автора Гришина Наталья

Разрешение конфликтов Если ваша проблема не в застенчивости, а наоборот - вы достаточно нетерпимы к чужим мнениям, вам тоже может помочь развитие навыков слушания. Вместо того чтобы реагировать, агрессивно набрасываясь на точку зрения другого человека в стремлении

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Часть III. Разрешение конфликтов В главе 9 «Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция» рассматривается становление практики управления конфликтами – основные представления, существующие в этой области, практические формы работы, прежде всего разные виды

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

Разрешение межличностных конфликтов Общие подходы к разрешению любых конфликтов представлены в главе 13. Здесь мы укажем лишь те, которые используют специфику межличностных конфликтов. Немецкие конфликтологи В. Зигерт и Л. Ланг сформулировали ряд правил, которыми

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Разрешение ученических конфликтов Как старший по возрасту и положению, учитель несет ответственность за исход своих столкновений с учащимися и последних – друг с другом.Ему нередко приходится выступать в роли «третейского судьи», помогая преодолевать межличностные и

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

11.5. Разрешение конфликтов Конфликты представляют собой «айсберг», у которого доступная наблюдению часть составляет 10 %, а 90 % скрыто от наблюдателя (особенно стороннего). Суть конфликта обычно не лежит на поверхности. Пока объем добытой скрытой информации не превысит в

Из книги автора

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ Предупреждение конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

7. Разрешение конфликтов Метод решения проблем все больше и больше используется, чтобы помочь людям в разрешении их межличностных конфликтов, и оказывается очень эффективным. Вот несколько ссылок.BRISCOE, R. V., HOFFMAN, D. B., BAILEY, J. S. (1975). Behavioral community psychology: Training a community board to problem solve.

Классный час: Способы решения конфликтов с родителями
Цель: воспитание уважительного отношения и любви к родителям.
Задачи: расширить представление детей о том, что такое конфликт, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: презентация, мультимедиа, карточки для инсценировки.
План классного часа:
1. Организационный момент.
2. Проблемная ситуация «На приеме у психолога».
3. Интерактивная беседа.
5. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».
6. Ролевая игра «Если бы психологом был я...».
7. Сценка (мамы и дочери, с комментарием учителя).
8. Заключительное слово.
10. Подведение итогов (рефлексия).
Ход.
Классный руководитель. Здравствуйте ребята.
(просмотр ролика)
- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово - конфликт? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, и т.п.)- Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.
- Могут ли люди обходиться без конфликтов?
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни… Но всякий конфликт можно решить мирным путем. Вот и сегодня мы постараемся найти верные решения конфликта родителей и детей.
Проблемная ситуация «На приеме у психолога»
Классный руководитель. Сейчас мы проведем с вами игру «На приёме у психолога». Для этого вам нужно выбрать двух участников на роль мамы и дочери.
Классный руководитель. Рассказывает ситуацию, мама.
Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Классный руководитель. Вот что рассказала Даша.
Даша. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
Интерактивная беседа
Классный руководитель. Вот такие пациенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:
хорошо ли все чувствуют себя в семье Даши?
можно ли назвать их семью счастливой?
Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?
Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?
Классный руководитель. Даша конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
Классный руководитель. Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Даша хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.
- К какой категории детей относитесь вы?
- Поднимите руки те, кто считает себя конфликтным ребенком…
- А сейчас поднимите руки те, кто умеет находить контакт с родителями…
- Бывают ли в вашей семье такие конфликты?
- Как вы их решаете?
Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»
Классный руководитель. Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? (На слайде 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации.)
а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уход от конфликта (уклонение);
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
Ролевая игра «Если бы психологом был я...»
Классный руководитель. Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Дашей. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали?
Классный руководитель. Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.
Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.
Диалог матери и дочери.
Классный руководитель: Сейчас разыграем сценку действующие лица мать и дочь. Выберите одного участника из своей группы.
Классный руководитель: Дочь собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.
Девочка «Пальто не одену».
Мать: (на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»
Девочка: (на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»
Мать: (на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»
Девочка: (крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»
Классный руководитель: Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома она его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать "пилить" отца, которому наплевать на поведение дочери... Короче, день у нее наверняка сложится скверно.
Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.
Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка «Пальто не одену».
Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –
Девочка кивает.
Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»
Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»
Мать: «Прекрасная мысль».
Классный руководитель: На этом инцидент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.
Классный руководитель: Предлагаю разыграть несколько ситуаций
Ситуация 1:
Дочь в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся ее разговор с дочерью.
Ситуация 2:
Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.
Ситуация 3:
Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ему, что сделать это сейчас нет возможности.
Заключительное слово
Классный руководитель. Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь».
Чтобы избежать конфликтов, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к родителям так, как хотел бы ты, чтобы они относились к тебе».
Итог.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит стихотворение, которое написал Омар Хайям
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головойВедь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
Рефлексия.
- А теперь продолжите фразы…:
Мои отношения с родителями станут лучше, если...
Я больше не буду ссориться с родителями из-за...
Нельзя допускать в отношениях с родителями...
Родители никогда не должны...
Идеальными родителями я считаю...
Своей семье я желаю…
На слайде вы видите три смайлика. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих смайликов.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
Спасибо. До свидания.



Похожие публикации