Занятия лучше всего подойдет индивидуальное. Как лучше изучать английский: в группе или индивидуально

"Как лучше изучать английский в группе или индивидуально?"- такой вопрос задают многие люди, решившие пойти на курсы английского для взрослых . Нельзя однозначно ответить на него, так как здесь необходимо учитывать множество факторов. В статье вы узнаете про особенности каждого из этих способов изучения английского языка.

Индивидуальное изучение английского

Итак, начнем с индивидуальных занятий. Данная форма обучения очень подходит для занятых людей и отличается более гибким графиком занятий. У этой формы обучения есть свои положительные и отрицательные стороны.

Преимущества индивидуального обучения

1. Индивидуальная программа обучения

Преподаватель при составлении программы обучения обязательно учтёт все ваши пожелания и особенности. В итоге курс обучения будет включать те темы, которые вам интересны, и проблемы, которые вы хотите разобрать.

2. Гибкий график

Вы выбираете время и длительность занятий. Гибкость графика дает вам возможность самому планировать ваше время, что является важным фактором для занятых людей.

3. Обучение на дому или в офисе

Вы можете заниматься, где вам удобно. Достаточно договориться с преподавателем, чтобы он приезжал к вам.

Помимо преимуществ индивидуальное обучение включает в себя и минусы .

Минусы индивидуального обучения

1. Трудность в преодолении языкового барьера

Привыкнув общаться на английском только с преподавателем, в дальнейшем при общении с незнакомыми людьми у вас могут возникать трудности из-за страха общения. Языковой барьер можно разрушить, только общаясь с большим количеством людей.

2. Сложность в понимание английской речи

Слушая одного человека, вы привыкаете к его произношению. Так как занятия проходят с преподавателем, то, скорее всего, произношение у него хорошее, и он старается говорить вам слова понятно. В реальной жизни у всех людей произношение разное. И никто не будет специально выговаривать слова для вас.

3. Высокая стоимость обучения

Индивидуальные занятия обходятся недешево. Такие ваши пожелания, как гибкость графика и занятия на дому, несомненно, отразятся на стоимости уроков.

Изучение английского языка в группе

Групповые занятия в отличие от индивидуальных включают в себя намного больше разговорной практики, что очень положительно сказывается на развитии навыков: понимание речи, разговорный навык, беглость речи.

Преимущества групповых занятий

1. Низкая стоимость занятий

Уроки в группе намного дешевле занятий один на один с преподавателем. 1 час индивидуальных занятий дороже групповых примерно в 4-5 раз. Естественно, речь идет о профессиональных преподавателях с опытом работы.

2. Легко преодолеть языковой барьер

В группе у вас появляется возможность общения. Ведь язык нам нужен именно для этого. И общаться мы хотим со всем миром, а не только с одним человеком. Занятия в группе часто намного динамичнее и разнообразнее. На них вы получаете много разговорной практики, так как общаетесь с разными людьми. Поэтому в реальной жизни при общении с незнакомыми людьми у вас не возникнет трудностей и страха общения.

3. Улучшение навыка понимания иностранной речи

В группе вы общаетесь с разными людьми. Во время общения вы не только улучшаете разговорный навык, но и учитесь понимать произношение разных людей. Благодаря этому за границей вы намного быстрее адаптируетесь к произношению именно тех людей, которые там живут. И чем больше вы будете общаться и слушать, тем легче вы будете понимать речь.

3. Конкуренция внутри группы

Это дополнительная мотивация заниматься и не отставать от других. Репетитор может пойти на уступки и простить нехватку времени и несделанное домашнее задание (ведь это вы платите ему деньги). Но занимаясь в группе, вам просто не захочется чувствовать себя хуже остальных. Вы будете выполнять все задания, даже если вам лень или не хватает времени. Ведь осознание того, что вы отстаете от остальных людей, будет неприятно в первую очередь именно вам.

4. Регулярность занятий

Репетитору можно позвонить и отменить занятие - очень удобно. Так можно сделать один, два, три раза подряд, а потом и вовсе забыть о том, что такое английский. В группе такое не получится, регулярный график будет отличным стимулом не пропускать.

5. Приятное времяпрепровождение

Наконец, группа — это просто возможность пообщаться, встретить интересных людей, завести друзей.

Минусы обучения английского в группе

1. Особенности характера

Некоторые люди слишком стеснительные, им сложно общаться с большим количеством незнакомых людей, и они некомфортно чувствуют себя на групповых занятиях. Но именно таким людям, занимаясь в группе, можно догнать сразу двух зайцев: и английский выучить, и преодолеть страх общения. Ведь в любом случае язык мы учим именно для того, чтобы общаться на нем.

2. Отсутствие индивидуальной программы

Занимаясь в группе, вы будете проходить только то, что предусмотрено в программе. С одной стороны, это хорошо, так как в основном проходятся самые популярные темы, которые нужны для жизни. С другой стороны, у вас не будет возможности самому выбрать тему, интересную именно вам.

3. Непонимание материала

У всех людей разная способность к обучению. Одним хватает услышать что-то один раз, и они схватывают на лету. Другим нужно разбираться и осмысливать информацию чуть дольше. Занимаясь в группе, некоторые люди боятся переспрашивать что-либо у преподавателей, если они не поняли или упустили какой-то момент. Из-за этого материал может плохо усвоиться.

Какой вариант лучше выбрать?

Если вы очень занятой человек и не можете ходить в группу по определенному расписанию, то для вас подойдет только индивидуальное обучение. Но это выйдет дороже в несколько раз.

В остальных случаях лучше ходить в группу, так как именно там лучше всего развиваются навыки английского. Вы не только улучшите понимание речи и разговорный навык, но и сможете легко и быстро сломать барьер. Особенно этот способ хорошо подойдет тем, кто уже учил английский ранее (в школе, например), но ничего не помнит или забыл.

Друзья, а какой вариант больше нравится вам? Как вы учитесь: в группе или индивидуально?

Варианты заданий для парной и групповой работы

1 этап.

Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе в курсе ""школоведение"" (Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг, 1990.). в это время закладываются навыки взаимопонимания, ""клише"" для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.

В 1 классе на фронтальную работу может отводиться лишь 10% всего времени. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.

2 этап: парная работа.

Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:

1) Работа ""хором"": учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

2) По операциям: 1-й ученик называет слово,

2-й ученик кладет карточку,

1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

Сначала учитель сам говорит парам. Каким образом они должны работать. Позже пары выдирают тот вариант, который им удобнее.

Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма,

счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами.

Первые полгода осуществляется систематизация имеющихся знаний учащихся. ""Открытие"" нового для основного количества детей происходит в процессе систематизации или коррекции представлений о том или ином процессе. Небольшое количество детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют группу и под руководством педагога осуществляет совместное ""открытие"". При этом учитель использует технологию деятельностного подхода.

3 этап: групповая работа.

Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.

Рефлексия (для культивирования которой и строится сотрудничество детей) возникает, вспыхивает в разрывах взаимодействия . Поэтому для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через разрывы, конфликты. Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе. Таким образом, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект.

Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить. Заострить конфликтную сторону взаимодействия). Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но и вывести. Осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный, деструктивный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам (разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).

Варианты ""негативных"" образцов:

1) задания с выходом на вопрос: ""Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?""

2) задания с выходом на вопрос: ""что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?""

3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить, поляризовать класс на группы, высказывающие столь разные точки зрения что эта разница очевидна даже самому эгоцентрическому сознанию.

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.

2) Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики. Здесь учителю необходимо знать, что понятийное мышление не станет подлинно содержательным, понятийная точка зрения не станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет в явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке зрения (пример: червяк – змея, корова – теленок). Если подобные задания сразу выносить на общеклассную дискуссию, то эффект от такой работы небольшой. Необходимо вначале организовывать микродискуссии.

3) Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.

4) Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми.

5) Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.

Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

Образование групп.

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5. Как объединять детей в группы?

    На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

    Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

    Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

    Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

    Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

    Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

    Лото. Дети берут картинки лото и ищут ""свое место"" на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ""сильного"" и ""слабого"" учеников, ""среднего"" и ""сильного"".

При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый.

При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.

Ролевые функции членов группы

Возможны следующие ролевые функции:

Начальная школа:

1) Писарь – записывает решение;

2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

4) планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;

5) исполнитель – осуществляет попытки решения;

6) критик -контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.

В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.

Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:

1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.

2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.

3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.

Задания для групп:

1) Все группы выполняют одинаковое задание;

2) Группы отличаются по типу работы, т.е.

1-ая группа – проектирует,

2-ая группа – проводит исследование;

3-я группа – решает проблему.

Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру

3) По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных природных зон и т.д..

4) По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.

5) По интересам.

Русский язык.

Парная работа

Групповая работа

Запись слов со взаимопроверкой.

Составление звуковых схем слов.

Составление схем предложений.

Работа с карточками в парах сменного состава

Разбор слов по составу.

Составление слов по звуковой схеме.

Составление предложений по схеме.

Проверка орфограмм.

Выбор способа проверки орфограмм.

Деление текста на логические части.

Составление плана.

Работа с деформированным предложением.

Работа с деформированным текстом.

Математика.

Приложение 3

Как организовать работу детей в парах сменного состава

Организовать работу в парах сменного состава поможет карточка-""посредница"", которая состоит из теоретической и практической частей. Например:

Карточка №1.

Лицевая сторона:

На обороте:

Карточка №2.

Лицевая сторона:

На обороте:

Алгоритм работы с карточкой может быть отпечатан для каждого ученика, а может быть общим для всех детей.

Один из вариантов алгоритма работы:

1. Получил карточку – поставь крестик в листе учета (см. таблицу ниже).

2. Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.

3. Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.

4. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

5. Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.

6. В листе учета обведи кружочком крестик той карточки, по которой ты работал и которую передал товарищу. Отметь крестиком ту карточку, которую получил.

7. Найди нового партнера, сядь на то место, которое освободилось, и начинай работать с пункта 2.

Лист учета.

п\п

Фамилия, имя

Существительное

Прилагательное

Глагол

Атеян Анна

Звир Лев

Часто родители задаются вопросом: лучше заниматься индивидуально или в группе? Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте сравним эти две разновидности занятий:

Индивидуальные занятия Групповые занятия
Учебный материал подбирается под конкретного ребенка, исходя из его потребностей. Берется во внимание материал, который ребенок плохо усвоил. В группе все дети занимаются по установленной программе. У тренера нет возможности уделить больше внимание теме, чем дано часов в программе.
Позволяют поставить индивидуальный дебютный репертуар, в соответствии с характером ребенка и психологии его игры. В группе все учат одинаковый дебютный репертуар, без учета особенностей ребенка.
При индивидуальных занятиях есть возможность более глубоко проанализировать все сыгранные ребенком партий. Это очень важно, так как при анализе тренер выявляет ошибки допущенные в различных стадиях партии. Есть вероятность, что в следующем турнире ребенок будет меньше допускать подобные ошибки. Также тренер, на основании выявленных ошибок может корректировать план занятий с ребенком. Не все партии представляется возможность проанализировать. Так как за турнир каждый ребенок играет 9 партий, а детей в группе не менее 15 человек. Проанализировать за 2 часа 135 партий невозможно и психологически они просто не выдержат.
При индивидуальных занятиях ребенок чувствует себя более комфортно, так как он не боится высказываться. Что позволяет тренеру увидеть степень овладения материалом, своевременно указать на ошибочность его суждений. Многие дети бояться высказывать свое мнение из-за насмешек со стороны одногруппников и предпочитают отмолчаться.
Идет активный диалог между тренером и ребенком. При занятиях в группе тренер не имеет достаточно времени выслушать всех детей в группе, так как ему нужно вычитать программу.
Индивидуальные занятия исключают игровую практику, позволяющую ребенку применить на практике полученные знания. На каждом занятии выделяется время для тренировочных партий.
Отсутствие общения с коллективом. Имеют возможность общаться с единомышленниками.

Для того, чтобы компенсировать недостатки одного или другого вида занятий необходимо их комбинировать. Тогда возникает вопрос: Сколько и каких занятий нужно?

Групповые занятия нормируются программой, а индивидуальные занятия регулируются исходя из:

1.Возрастных особенностей ребенка.

Для возрастной группы от 4 до 6 лет лучше индивидуальные занятия не более 30-40 минут по 2-3 раза в неделю. Это необходимо, из-за того, что данная категория детей не усидчивая и быстро забывает материал. Для успеха нужны регулярные занятия.

— Для возрастной группы от 7 до 9 лет при условии посещения всех групповых занятий, индивидуальных необходимо 1-2 раза в неделю не более 60 минут. Если не получается посещать групповые (учеба, болезнь), тогда лучше увеличить количество индивидуальных занятий, чтобы ребенок догнал материал.

— В возрастной группе от 10 до 12 лет при условии посещения всех групповых занятий, индивидуальных необходимо 2-3 раза в неделю от 1час 30 мин. и более.

— В возрастной группе от 13 до 17 лет при условии посещения всех групповых занятий, индивидуальных необходимо 2 раза в неделю от 3 часов и более.

2.Уровня игры. Чем выше уровень игры, тем больше материала необходимо усвоить. Иногда дети за 1 год обучения успевают выполнить три разряда, а перекомплектование групп идет в следующем учебном году. Чтобы не терять драгоценное время можно добавлять знания ребенку путем индивидуальных занятий.

3.Индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок индивидуален и каждому необходимо разное количество времени на освоение того или иного материала.

Бесплатные вебинары

Показать меню страницы ▼

В группе или индивидуально? Что эффективнее?

Преимущество 1. Расширение кругозора

Групповые занятия – это настоящий источник информации для тех, кто хочет получить новые знания и расширить свой кругозор. Благодаря наглядному материалу, интересным примерам, вопросам, дискуссионным темам Вы научитесь воспринимать лица детально, а не общим пятном, как это принято в обществе. Вы получите массу новых сведений, информации, сможете посмотреть на свой организм с новой точки зрения.

Преимущество 2. Формирование нового «видения» лица

Благодаря групповому обучению Вы сможете научиться читать лица, как открытую книгу, и в первую очередь, свое собственное. Мы научим Вас смотреть на него без заезженных штампов и стереотипов. Это новое видение будет формироваться правильной практикой «видения» лица, которому Вас научит тренер на примерах Ваших товарищей по парте. Овладев этим универсальным «видением», Вы получите ключ к дверям, за которыми находится Ваша молодость.

Преимущество 3. Осознанное выполнение упражнений

Благодаря вопросам, уточнениям и реальным примерам, Вы сможете лучше уловить тонкости упражнений, на которые бы просто не обратили внимания сами из-за отсутствия минимального опыта.

Занятия проводятся в малых группах (не более 6 человек) в уютной аудитории, тренер-миологист имеет возможность уделить индивидуальное внимание каждому ученику. Пока тренер разбирает прием с Вашей «соседкой по парте», у Вас есть прекрасная возможность понаблюдать процесс со стороны, еще раз проверить себя, «набить руку», потренироваться в нюансах выполнения упражнения. А ведь практика – это главная составляющая наших занятий, моторная память здесь подчас срабатывает лучше зрительной или слуховой.

Преимущество 4. Общение с единомышленниками

Очень часто на занятиях завязываются приятельские и дружеские отношения, полезные знакомства, которые потом продолжаются за стенами школы. Мы не перестаем удивляться, как интересно подбираются группы – как будто специально вместе оказываются люди, которые могут помочь и развить друг друга в разных областях жизни – начиная от здоровья и кончая творчеством.

Причины неудач

Неудачи учебных групп часто связаны либо с нежеланием, либо с неумением учеников действовать вместе. Внутреннее сопротивление, нежелание, неумение налаживать взаимодействие преодолеваются приемами создания атмосферы доверия, взаимной поддержки, защищенности. Совокупность этих приемов обычно называют «техники строительства группы».

Естественная реакция учителя - предоставить ребятам возможность самим выбирать партнеров. Обычно это далеко не лучший вариант. В этом случае они часто объединяются в те мини-коллективы, которые уже были созданы для других задач, обычно используют группы разнородного состава: отличники и троечники, сильные и слабые, мальчики и девочки, дети с различным социальным и этническим опытом. Разнородный состав создает больше возможностей для успешного воспитания и обучения, освоения навыков работы в группе.

Конечно, ребята противятся объединению в непривычные компании. Тут на помощь учителю приходят разные техники строительства группы. Проведение различных процедур «знакомства», разработка общей символики, выполнение упражнений (типа «поводырь») позволяют преодолеть начальное сопротивление. Здесь у школьников вырабатывается чувство команды. Они начинают идентифицировать себя с группой, проявляют желание быть вместе. Техники строительства группы - мощный педагогический инструмент. Владея ими, педагог может решать самые разные задачи, включая налаживание кооперации между членами враждующих юношеских группировок. Периодическое использование соответствующих приемов в ходе повседневной групповой работы помогает поддерживать команду, укреплять желание работать вместе.

Групповая работа может оказаться неудачной, несмотря на то что все ее участники готовы работать вместе. Искреннего желания недостаточно, если отсутствуют умения работать сообща. Если сильный, быстро соображающий ученик из самых лучших побуждений начинает указывать остальным членам группы, что им надлежит делать, в группе мгновенно возникнут обида и негодование, а желание работать вместе исчезнет. Иногда один из членов группы может «забастовать». Групповую работу разрушает попытка отличника подсказать готовый ответ остальным. Он не знает правила: «Непрошеная подсказка злит коллег; демонстрация способа получения ответа помогает напарникам». У него отсутствует умение помогать. Зачастую школьники шумят, грубо осаживают друг друга. Они редко умеют выслушивать друг друга, принимать и обсуждать чужие идеи. Они не знают, как поступать с «трудными» партнерами, которые пытаются доминировать в группе, слишком застенчивы, враждебны, несговорчивы или просто хотят поработать самостоятельно. В этом нет ничего удивительного, ибо ни в рамках школы, ни за ее пределами умениям работать вместе не учат. А когда таких умений нет, настрой на совместные действия быстро разрушается.

Освоение навыков групповой работы требуется не только для повышения эффективности занятий в классе. Это умение становится одним из главных требований к современному работнику. Россия быстро движется навстречу информационному обществу. Теперь командная работа становится нормой не только на космической станции или подводной лодке. Она проникает во все сферы нашей жизни. Школа получает все более явный социальный заказ на изменение содержания обучения, включение навыков групповой работы в состав обязательных результатов общего образования.

Проблем, возникающих при этом, можно избежать, если знать соответствующие приемы общения. Школьники с ними, как правило, незнакомы (возможно, они слышали о них, но не владеют ими на практике), поэтому их необходимо изучать. Это умения, требующиеся от школьников в ходе групповой работы. Эти умения могут использоваться в разных ситуациях и в различных целях. Однако в условиях групповой учебной работы каждому из них может соответствовать своя роль, в которой данное умение проявляется наиболее отчетливо.

Проблемы, возникающие в процессе групповой работы

Возникающие проблемы

Группа в целом:

слишком шумная

отвлекается от учебной задачи

не может определить своих целей

порождает конфликты

увязает в задаче, не может двинуться вперед

Учащиеся часто:

«наезжают» друг на друга

подсказывают

говорят одновременно

не обращаются за помощью

не предлагают помочь

не слушают друг друга

хватают бумаги (материалы)

не благодарят друг друга

не уважают чужого мнения

Отдельные школьники:

выполняют всю работу в группе

мало что делают в группе

не уверены в себе и отказываются от совместной работы

пытаются всеми командовать

проявляют враждебность

Недостающие умения

Контролировать процесс решения задачи

Принимать и модифицировать план работы

Разрешать конфликты

Проводить «мозговую атаку», подбадривать

Одобрять

Помогать

Уметь слушать друг друга

Задавать вопросы

Активно слушать

Обращаться за разрешением

Благодарить

Резюмировать чужие высказывания

Уравнивать участие членов группы

Поощрять

Одобрять

Разрешать конфликты

Таким образом, задача обучения умениям работать в группе разбивается на серию задач по овладению поведением в соответствующих ролях.

Еще один подход к классификации умений работы в группе был сформулирован на основе результатов исследований по групповой динамике. Авторы этого подхода предлагают различать четыре пакета умений.

1. Формирование группы. Эти умения помогают группе сложиться и не распадаться в ходе работы. В пакет включают следующие основные умения:

спокойно (привычно) собираться в группы;

не покидать группу;

говорить тихо и спокойно;

соблюдать очередность;

сознательно пользоваться позами и жестами;

использовать взгляд;

обращаться по имени;

вести себя неконфликтно (не задираться).

2. Функционирование группы. Эти умения помогают эффективно выполнять стоящие перед группой задачи, способствуют ее продуктивной работе. В пакет включают следующие основные умения:

делиться своими идеями и мнениями;

задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах);

направлять групповую работу («Мы должны были...», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?», «А что, если попробовать это?»);

поощрять участие других членов группы («А что вы думаете...?»);

обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что вы имели в виду...»);

выражать (формально и неформально) поддержку и одобрение;

предлагать объяснение или разъяснение;

перефразировать («Верно ли я понял, что...?»);

воодушевлять группу («Это не беда!»);

делиться своими чувствами.

3. Формулирование. Эти умения помогают членам группы эффективно обмениваться информацией, серьезнее обсуждать предлагаемый материал, глубже понимать его и усваивать. В пакет включают следующие основные умения:

суммировать вслух;

уточнять («Согласен! А точнее будет сказать...»);

просить развить идею («А как это связано с...?»);

поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо...»);

проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились...»);

планировать вслух («Я мог бы изложить это так...»).

4. Стимулирование. Эти умения помогают процессам переосмысления материала, преодоления познавательных конфликтов, поиска дополнительной информации. Они позволяют членам группы обсуждать возникающие вопросы по существу. В пакет включают следующие основные умения:

критиковать идеи, а не людей («Елена молодец, но эта идея выглядит странно...»);

сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»);

объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою...»);

спрашивать о суждениях («Почему ты думаешь, что это верно?»);

продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент...»);

задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если...?»);

предлагать альтернативы («Есть еще два возможных варианта решения...»);

проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы (время, ресурсы).

Мы рассмотрели два подхода к определению перечня навыков работы в группе. Очевидно, что они не противоречат друг другу и могут использоваться как взаимодополнительные. В зависимости от конкретной ситуации учитель обращает внимание на работу с отдельными умениями учащихся или учит их осваивать определенные роли.

Умения и соответствующие им роли, где эти умения хорошо проявляются

Умение работать в группе:

Воодушевлять членов группы

Поощрять членов группы

Отмечать групповые свершения

Обеспечивать равное участие членов

Оказывать помощь

Просить о помощи

Убеждать в понимании

Не забывать о задаче

Записывать идеи

Рефлектировать групповую работу

Не беспокоить окружающих

Эффективно использовать материалы

Соответствующая групповая роль

Поощритель

Заводила

Координатор

Инструктор

SOS-директор

Секретарь

Методолог

Ответственный за тишину

Умения и навыки групповой работы

Активное участие в групповой работе - первое необходимое (хотя и недостаточное) условие успеха. Второе - сознательный и организованный процесс совершенствования самого себя.

Подобно любому другому навыку коммуникационные навыки подвижны. Они перестраиваются в зависимости от изменения ситуации, совершенствуются по мере накопления опыта (или, наоборот, разрушаются, если их не поддерживать).

Созданы педагогические техники, которые призваны помочь педагогу найти свой собственный набор средств (приемов) групповой работы в условиях конкретного класса. Учитель должен сознательно относиться к накапливаемому опыту групповой работы:

анализирует и оценивает его;

пытается соотнести свой личный опыт с имеющимися теоретическими схемами и представлениями (с которыми специально знакомится);

стремится усовершенствовать свою работу, планирует необходимые для этого практические действия;

пытается реализовать свои планы и вновь возвращается к ним при анализе результатов работы.

Обучение навыкам групповой работы можно представить в виде следующей схемы:

Демонстрация. Убеждение учеников в необходимости освоения соответствующего умения. В результате они должны отчетливо осознать, в чем оно состоит, как выглядит соответствующее поведение на практике (как действует, что говорит человек, демонстрирующий это поведение), и уметь имитировать соответствующие действия.

Освоение умения. Умение осваивается в ходе практической работы, когда школьник:

выполняет соответствующую роль (может быть, не всегда правильно);

получает замечания о том, насколько он в ней преуспел;

целенаправленно (с учетом полученных замечаний) изменяет свое поведение и снова выполняет эту роль.

Формирование. Освоение роли и соответствующего умения продолжается (возможно, с перерывами) до тех пор, пока не выработан эффективный навык.

Демонстрация

Отработку нового умения, как правило, начинают с его демонстрации. В традиционном классе учитель моделирует соответствующую ситуацию и демонстрирует поведение, в котором проявляется данное умение. Например, если необходимо обучить использованию парафраз, учитель может начать так: «Разговаривая с другим человеком, вы должны показать, что слушаете его и понимаете. Это особенно важно, если вы с ним не согласны. Один из главных приемов, который позволит сделать разговор конструктивным, - использование парафраз, т.е. повторение вами сказанного собеседником. Указанный прием не только помогает установить надежную коммуникацию, но и демонстрирует ваше уважение к собеседнику. Он дает возможность смягчить конфликт в ходе переговоров».

Другой традиционный прием - вовлечение учащихся в обсуждение нужного навыка или роли. Используется вопрос «Что, если...?» Например, если надо освоить коммуникационные умения Заводилы, задается вопрос: «Могли бы болельщики на футбольном матче дружно поддерживать свою команду, не будь среди них заводилы?» В младших классах хорошо работает прием «театр», когда двух ребят просят продемонстрировать соответствующее поведение всему классу. Можно использовать и более эффективные приемы. Пусть они обсудят, какие коммуникационные умения важны, например, для Бодрилы. Каждая группа готовит перечень и аргументы в защиту выделенных умений, а затем предлагает свое решение на обсуждение всем. Необходимо напомнить, что описать соответствующее умение - значит описать, как выглядит и что говорит использующий его человек.

Еще один традиционный прием - моделирование. Часто учителя, недолго думая, предлагают ученикам продемонстрировать один из навыков (например, подбадривание) перед классом. Это не всегда эффективно. Существенно лучше показать видеофрагмент, где соответствующий навык демонстрируется в естественных условиях. Любимый актер (актриса) могут стать хорошим примером (образцом) для подражания.

Каждая роль в ходе групповой работы достаточно подвижна. Ребята могут меняться ролями. Выбор тех или иных ролей зависит прежде всего от качества демонстрируемой школьниками кооперации, от замеченных недочетов, от характера обсуждаемого предметного материала и практически целиком определяется стоящей перед педагогом задачей.

Один говорит - все слушают

Хорошие условия для распределения ролей и отработки навыков групповой работы предоставляет групповой проект. Координатор помогает создать условия для равного участия в работе всех членов. В ходе выполнения проекта Мудрец, Секретарь, Идеолог могут почувствовать, что они внесли незаменимый вклад в достижение общей цели.

Распределение ролей очень полезно при проведении групповой дискуссии. Если роли не определены, не исключено, что будут солировать всего один-два участника. Хорошим инструментом для Координатора может стать, например, «жезл спикера». Говорить может только тот, кто держит «жезл» в руках. Передавая «жезл» друг другу (как это делали сенаторы в Древнем Риме), члены группы выполняют одно из условий дискуссии: «один говорит - все слушают».

Итак, следует назначать роли и отрабатывать связанное с ними поведение только тогда, когда без них действительно не обойтись, когда это поведение осмыслено существом стоящей перед школьниками задачи.

Одна из обязанностей учителя - следить за тем, как школьники используют навыки работы в группе. Эта информация постоянно используется при обсуждении результатов занятия.

Следует обратить внимание на формулировку задания для групповой работы. Учитель может формулировать его с различной степенью четкости. «Члены группы по очереди берут интервью у одного из своих коллег» - это пример нечеткой формулировки. Пример четкой формулировки будет выглядеть иначе: «Члены группы интервьюируют своего товарища, который идет под номером 2. На интервью отводится ровно 3 минуты. Каждый может задать несколько вопросов. Однако второй вопрос нельзя задавать до тех пор, пока все члены группы не задали свой первый вопрос. Координатор следит за тем, чтобы это правило не нарушалось». Во многих случаях можно сформулировать задание так, что использование соответствующей роли становится обязательным.

Четкая формулировка помогает включать в рассмотрение соответствующие навыки, однако не дает возможности школьникам выработать собственное умение различать, когда и какие роли надо использовать. Вначале рекомендуется четко формулировать задание, а затем постепенно переходить к нечетким формулировкам. В результате школьники начнут выполнять соответствующие роли без напоминаний. Произойдет интериоризация соответствующих действий, свидетельствующая, что обучение навыкам групповой работы развивается успешно. Школьники переходят от демонстрации умения кооперироваться к реальной кооперации в обучении.

По мере того как ребята получают все менее четкие формулировки, учитель должен выделять все больше времени на проведение рефлексии. Скажем, если требуется, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, школьникам нужно время, чтобы оценить, насколько активным было участие каждого, и выработать план повышения активности отдельных членов группы.

Процедура рефлексии

Самое эффективное средство коррекции поведения учащихся - самооценка. Если у кого-то из учеников есть видеокамера и он может снять работу своих товарищей, учитель получает уникальную возможность просмотреть отснятый материал вместе с классом, обращая внимание на положительные примеры и мягко комментируя недостатки. Достаточно двух-трех таких упражнений, чтобы заметно улучшить умения совместной деятельности школьников. Если видеосъемка невозможна, стоит организовать самооценку членов группы с помощью специальной формы анкеты.

Одновременно предложите Координатору фиксировать поведение членов группы, составить протокол наблюдений. Этот материал может послужить хорошей основой для проведения процедуры рефлексии, дополняя данные самооценки школьников. Если в качестве Координатора назначить ученика, у которого некое умение сформировано плохо, то, выполняя свою роль, он увидит, как этим умением пользуются другие.

Процедуру рефлексии с использованием специальной формы самооценки можно организовать по-разному. Например, каждый член группы заполняет свою форму индивидуально. Используя структуру «Круглый стол», группа обсуждает индивидуальные оценки и вырабатывает согласованную групповую оценку (заполняется сводная форма). В процессе обсуждения члены группы делают упор на позитивные сдвиги, вырабатывают рекомендации по совершенствованию работы и утверждают разработанный план действий. Он будет служить материалом при проведении следующей процедуры рефлексии. Примерные вопросы для анкеты: как ваша группа работала сегодня? Какой вам хотелось бы видеть свою группу? Каждый ли член группы активно участвовал в работе? Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую атмосферу? Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться? Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу? Другие вопросы могут предложить сами ребята.

Практика показывает, что наилучших результатов можно добиться, если учитель выбирает один из навыков, тщательно отрабатывает его с учениками в течение достаточно продолжительного времени, а потом переходит к следующему, следя за тем, чтобы предыдущий постоянно закреплялся.

Андрей Уваров



Похожие публикации