Еврейские корни комсомола. Первые секретари цк влксм - наши современники Первые секретари влксм ссср

29 октября исполняется 95 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи /ВЛКСМ/.

У истоков комсомола стоял Ефим Цетлин. Он был председателем оргбюро по созыву первого съезда комсомола, а с октября по декабрь 1918 года председателем ЦК РКСМ. В 1937 году Ефима Цетлина репрессировали. Посмертно реабилитирован в 1962 году.

В 1918 - 1920 годах председателем ЦК РКСМ был Оскар Рывкин. На первом съезде комсомола он выступил с докладом об уставе будущего союза, был автором первой книги о комсомоле "Под красное знамя Союза". В последующие годы был на партийной работе, избирался членом ЦКК ВКП /б/. В 1937 году был арестован и расстрелян. Посмертно реабилитирован.

С 1920 года первым секретарем ЦК РКСМ /1920 - 1922 гг./ был Лазарь Шацкий. Он работал в Коминтерне и КИМе, написал много работ по проблемам международного молодежного движения. После комсомола находился на партийной и государственной работе. В 1935 году арестован и погиб в 1937 году. В 1963 году реабилитирован.

В 1922 - 1924 годах пост первого секретаря ЦК РКСМ занимал Петр Смородин. В последующие годы работал в партийных организациях Ленинграда и Сталинграда. Был репрессирован и погиб в 1939 году. В 1956 году реабилитирован.

В 1924 - 1928 годах первым, а затем генеральным секретарем ЦК комсомола /такая должность была в 1924-1938 гг./ был Николай Чаплин. После комсомольской работы он трудился в партийных органах, был депутатам Верховного Совета СССР, членом ЦИК СССР. Репрессирован и погиб в 1938 году. Реабилитирован в 1955 году.

Александр Мильчаков прошел путь от секретаря Сибирского бюро ЦК в 1919 году до генерального секретаря комсомола в 1928 - 1929 годах. Затем он работал в партийных и государственных органах. В 1937 году был репрессирован, более 15 лет провел в лагерях. В 1954 году реабилитирован. Впоследствии Александр Мильчаков много сделал для пропаганды комсомола, подготовил и издал книгу "Первое десятилетие. Записки старого комсомольца" о первых руководителях Союза Молодежи. Умер в 1973 году.

В 1929 - 1938 годах генеральным секретарем ЦК ВЛКСМ был Александр Косарев. Он был членом ЦКК, ЦК и Оргбюро ЦК ВКП / б/. Избирался депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦИК СССР. Александр Косарев был одним из немногих, кто действовал наперекор прямым указаниям Сталина. В 1938 году был репрессирован и погиб в 1939 году. Реабилитирован в 1954 году.

Самое продолжительное время возглавлял комсомол Николай Михайлов /1938 - 1952 гг./. Затем избирался членом Президиума ЦК КПСС, первым секретарем Московского обкома партии, был министром культуры СССР, председателем Комитета по печати при Совете министров СССР, послом в Польше и Индонезии. Выпустил ряд книг о комсомоле и молодежном движении. Умер в 1982 году.

В 1952 - 1958 годах ЦК ВЛКСМ возглавлял Александр Шелепин. После работы в комсомоле был заведующим Отделом партийных органов ЦК КПСС, председателем КГБ СССР, секретарем ЦК КПСС, членом Политбюро и одновременно заместителем председателя Совета Министров СССР, председателем Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС И Совета Министров СССР, председателем ВЦСПС. Умер в 1994 году.

В 1958 - 1959 годах первым секретарем ЦК ВЛКСМ был Владимир Семичастный. В последующие годы работал в ЦК КПСС, избирался вторым секретарем ЦК КП Азербайджана, был председателем КГБ СССР, заместителем председателя Совета Министров УССР, заместителем председателя правления Всесоюзного общества "Знание". Умер в 2001 году.

Сергей Павлов возглавлял ЦК ВЛКСМ с 1959 по 1968 год. Затем работал председателем Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. За проведение Олимпийских игр в 1980 году был награжден орденом Ленина. Был послом СССР в Монголии и Бирме. Умер в 1993 году.

В 1968 году первым секретарем ЦК ВЛКСМ был избран Евгений Тяжельников. Он проработал на этом посту до 1977 года. Был членом ЦК КПСС. В последующие годы находился на партийной и дипломатической работе. В настоящее время - пенсионер.

В 1977 - 1982 годах на посту первого секретаря ЦК ВЛКСМ был Борис Пастухов. После работы в комсомоле он занял должность председателя Госкомитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Затем перешел на дипломатическую службу: посол СССР в Дании, в Афганистане, заместитель, первый заместитель министра иностранных дел России, министр РФ по делам СНГ. Избирался депутатом Госдумы РФ третьего и четвертого созывов. Ныне преподает в Московском гуманитарном университете.

С 1982 по 1986 год ЦК ВЛКСМ возглавлял Виктор Мишин. В 1986 году он перешел на профсоюзную работу, стал секретарем ВЦСПС. С 1991 года работал первый заместитель управляющего делами ЦК КПСС, затем заместителем генерального директора корпорации "Экопром", генеральным директор совместного предприятия "Олимпийская лотерея", вице-президентом фонда "Реформа". В настоящее время - председатель правления коммерческого банка "Крокус-банк".

В 1986 - 1990 годах первым секретарем ЦК ВЛКСМ был Виктор Мироненко. Он был членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР, членом президиума Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР. Работал в "Горбачев-Фонде" советником экс-президнта СССР. Кандидат исторических наук. Руководит центром Института Европы РАН.

Последним руководителем ЦК ВЛКСМ с апреля 1990 года по сентябрь 1991 года был Владимир Зюкин.

Поздравляю комсомольцев всех поколений с 95 -летием ВЛКСМ

29 октября 2013 года исполняется 95 лет ВЛКСМ

Комсомол (сокращение от Коммунистический союз молодежи), полное наименование — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) — политическая молодёжная организация в СССР. Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ) был создан 29 октября 1918 года, в 1924 году РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина — Российский ленинский коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ), в связи с образованием Союза ССР (1922) комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ). В 1977 году в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте 14—28 лет. На сегодняшний день в России правопреемником ВЛКСМ является ЛКСМ РФ.


Комсомольская юность моя...
Мы с тобою сроднились навеки.
Ты - судьбы моей крупные вехи,
Дом, работа, друзья и семья.

Ты звенела победным клинком,
Ты огнём пятилеток горела,
Воевала, работала, пела,
В бой с рутиной ты шла напролом.

Комсомольская юность моя...
По ухабам кидала немало.
То журила меня, то ласкала.
Школа жизни от А и до Я.

Жизнь стремительно мчится вперёд,
Наши головы стали седыми,
Но душою мы все молодые,
В сердце юность, как прежде, живёт

Комсомольская юность моя...
Дым костра, солнца лучик в ненастье,
Ты бурлила, кипела от счастья,
Крылья вскинув, звала за моря.

Целина, звёздный космос, Земля.
БАМ и Тында, просторы вселенной,
Ты, как прежде в строю, неизменно.
Комсомольская юность моя.

Татьяна Лаврова

ПИОНЕРЫ КОМСОМОЛА

Борис Бажанов, личный секретарь Сталина, бежавший на Запад, писал в своих воспоминаниях, что основателем комсомола был Лазарь Шацкин. Он был очень умным, культурным и способным юношей из богатой еврейской семьи. Шацкин придумал комсомол, был его создателем и организатором. Так считал Бажанов и имел для этого все основания.

В период «большого террора» Шацкин в числе первых подвергся репрессиям. Имя его было предано забвению. И даже после ХХ съезда КПСС, после его реабилитации, руководители ВЛКСМ и их старшие наставники из ЦК КПСС никак не хотели вспоминать, что создателем комсомола был еврей Шацкин. А может быть не один, а даже три еврея, ибо Оскар Рывкин и Ефим Цетлин вместе с Лазарем создавали комсомол, и в первые годы его существования были первыми секретарями ЦК комсомола.
И только уже в период горбачевской перестройки появились интересные публикации о первых организаторах комсомола в старейшем молодежном журнале «Смена».
Александр Галаган и Анатолий Зиновьев опубликовали в этом журнале (№ 1460 за март 1988 года) очерк о Лазаре Шацкине. Авторы подчеркивают, что это был самый молодой руководитель за всю историю ВЛКСМ — он возглавил Центральный Комитет, когда ему только исполнилось восемнадцать лет. Три года Лазарь пробыл на этом посту, но его вклад в становление комсомола был значительным. Весомым был и его вклад в создание Коммунистического интернационала молодежи. Шацкин был одним из первых теоретиков истории комсомола, автором многих книг и брошюр. Его работы и по сей день интересны. Мы не погрешим против истины, если назовем Лазаря Шацкина самой популярной фигурой в коммунистическом молодежном движении 20-х годов.
Что же был за человек Лазарь Шацкин, который стал одним из организаторов и руководителей комсомола? Лазарь Шацкин прожил до обидного короткую, но удивительную по насыщенности значительными делами и событиями жизнь. Судьба отвела ему только 35 лет жизни, при этом все свершения, связанные с комсомолом и международным молодежным движением, были осуществлены им задолго до его тридцатилетия.
Родился Шацкин в 1902 году в Сувалках на территории нынешней Польши в очень состоятельной семье купца 1-й гильдии. Его отец был владельцем сети магазинов. Родители дали ему хорошее образование. Он даже научился играть на рояле и скрипке, и перед ним, с детских лет проявившим исключительную одаренность буквально во всем, открывались широкие перспективы на любом поприще, будь то коммерция, наука или искусство. Но молодой человек, почти мальчик, выбрал себе иной путь. Лазарю Шацкину было только пятнадцать лет, когда в мае 1917 года он вступил в большевистскую партию. Тогда же он становится одним из организаторов комсомола, избирается секретарем, а затем первым секретарем ЦК РКСМ.
C 29 октября по 4 ноября 1918 года в Москве проходил Первый Всероссийский съезд рабочей и крестьянской молодежи, который провозгласил создание комсомола — Российского коммунистического союза молодежи. Присутствовало 176 делегатов. Они представляли 22100 членов молодежных организаций. Лазарь на съезде был основным докладчиком по Программе комсомола, которую сам же написал. На съезде его избрали секретарем ЦК комсомола.
Если по вопросу создания комсомола возникали иногда сомнения — предложил ли эту идею только Шацкин, или Шацкин, Рывкин и Цетлин совместно, то по вопросу создания Коммунистического интернационала молодежи сомнений нет и быть не может. Эту идею предложил и реализовал Лазарь Шацкин. В Большой Советской энциклопедии пишется, что идея создания Коммунистического интернационала молодежи принадлежит Ленину. Но это не так. В действительности же эту идею высказал Лазарь Шацкин. Он изложил ее Ленину — Владимир Ильич одобрил. И предложил, не откладывая, развернуть подготовительную работу по созданию КИМ. Лазарь возглавлял делегацию РКСМ на Первом Учредительном конгрессе КИМ, который состоялся в Берлине 20-26 ноября 1919 года. Присутствовали представители молодежных организаций 13 стран — России, Германии, Австрии, Италии, Франции, Швейцарии и др. Конгресс избрал Шацкина секретарем и членом исполкома Коммунистического интернационала молодежи.
Слово «КИМ» прочно вошло в обиход. И сейчас можно нередко встретить людей в возрасте далеко за 70, которые носят имя Ким или Кима. Это когда-то родители-комсомольцы так их назвали в честь Коммунистического интернационала молодежи. И еще теперь в Тульской области есть город Кимовск и Кимовский район.
Лазарь неоднократно встречался с В.И.Лениным. Во многом благодаря Шацкину состоялось выступление В.И.Ленина на III съезде РКСМ. Владимир Ильич выступил с речью «Задачи союзов молодежи». Он выдвинул тогда задачу — учиться, учиться, учиться коммунизму. Делегированный от ЦК комсомола к Владимиру Ильичу. Лазарь информировал его о положении в Союзе молодежи и заручился согласием выступить на съезде; он же и председательствовал на заседании комсомольского форума вечером 2 октября 1920 года, открыв съезд пламенным вступительным словом. Затем предоставил слово Ленину.
Как видим, даже простой перечень (далеко, заметим, не полный) основных дел Шацкина показывает, что их с лихвой хватило бы, чтобы украсить революционную биографию доброго десятка его сверстников. Взять хотя бы встречи с В.И.Лениным. Строго говоря, это были не просто встречи, а деловые, рабочие беседы по актуальным для того времени проблемам молодежного движения. Так было, к примеру, в мае 1919 года, когда В.И.Ленин принял секретаря ЦК РКСМ Лазаря Шацкина и молодого немецкого коммуниста Альфреда Куреллу для обсуждения вопроса о характере создаваемого Коммунистического интернационала молодежи — КИМа. На этот раз речь шла не только о политических аспектах намечавшейся акции, но о вопросах чисто технических, в частности конспирации. Ведь посланцу комсомола предстояло нелегально добираться в Европу через охваченную кольцом фронтов гражданской войны и внешней контрреволюции страну. В конце беседы В.И.Ленин собственноручно написал документ, удостоверяющий, что «тов. Шацкин едет по партийному поручению и его вещи никакому осмотру и обыску не подлежат. Прошу все советские власти оказывать ему содействие. В.И.Ленин».
Юный посланец блестяще справился с партийным поручением. Его инициатива, ум и решительность во многом содействовали созданию КИМа — международной организации молодых коммунистов, действовавшей почти четверть века.
В 1925 году комсомол проводил Лазаря на учебу в Институт красной профессуры. В 1928-1929 гг. Шацкин — член редколлегии газеты «Правда». 18 июля 1929 года Лазарь опубликовал в «Правде» статью «Долой партобывательщину». В ней он подверг критике партбюрократов, бездушное высокомерное отношение к людям. Статья очень не понравилась Сталину. По его команде в центральной печати появились осуждающие Шацкина статьи. ЦК ВЛКСМ даже принял постановление «О грубых ошибках тов. Шацкина».
Лазарь Шацкин по ряду важных вопросов выступал вместе с секретарем Закавказского крайкома партии Ломинадзе. Они активно поддержали кандидата в члены Политбюро, председателя Совнаркома Российской Федерации Сергея Сырцова, который предпринял попытку сместить Сталина. Попытка была неудачной. 4 ноября 1930 года состоялось объединенное заседание Политбюро и Центральной Контрольной комиссии (ЦКК), на котором с докладом выступил Г.Орджоникидзе. Был обсужден вопрос «О фракционной работе тт. Сырцова, Ломинадзе, Шацкина и др». Шацкин был исключен из Центральной Контрольной комиссии — ЦКК ВКП (б) и редколлегий «Правды» и «Комсомольской правды». В 1931 году работал в Центросоюзе. В следующем году отправлен в Ташкент заместителем председателя Среднеазиатского бюро Госплана. Затем был директором Института экономических исследований Госплана СССР.
10 января 1935 года Лазарь Шацкин был арестован, два года находился в заключении, в 1937 году расстрелян. Было ему тогда всего лишь 35 лет. В марте 1963 года реабилитирован.

* * *
Оскар Рывкин также был одним из создателей Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Он родился в 1899 году в еврейской семье служащего в Петербурге. Работал учеником в типографии, затем в аптеке. В марте 1917 года вступил в партию большевиков. Был командиром созданного им боевого отряда в период Октябрьской революции. В декабре 1917-апреле 1918 г. участвовал в боях с контрреволюционными частями под Петроградом. Активно поддержал идею создания коммунистического союза молодежи и участвовал в подготовке и проведении первого съезда комсомола, был избран первым секретарем ЦК РКСМ. До 1924 года работал в комсомоле, входил в состав Бюро ЦК РКСМ. С 1924 года на партийной работе. В 1927-1934 гг. член ЦКК ВКП (б). С 1934 г. — секретарь Краснодарского горкома партии.
В 1937 году арестован. Приговорен к смертной казни. Посмертно реабилитирован.

* * *
Ефим Викторович Цетлин родился в 1898 году. Активный участник Октябрьской революции в Петрограде. Много сил и энергии вложил в подготовку Первого съезда комсомола. Был избран секретарем ЦК РКСМ.
В 1920 году — секретарь ЦК РКСМ и Московского комитета комсомола. В 1922 году избран членом исполкома Коммунистического интернационала молодежи. Направлен для ведения большевистской агитации в Германию. Однако долго агитировать не пришлось. Был арестован и выслан обратно в СССР. В 1925-1926 гг. на партийной работе в Ленинграде, затем работал в исполкоме Коминтерна, в редакции «Правды», заведовал секретариатом Бухарина. В 1930 году перешел на работу в Наркомат тяжелой промышленности и одновременно был секретарем Бухарина.
Ефим Цетлин был в дружеских отношениях с Александром Слепковым, который в 1925 году стал первым редактором начавшей тогда выходить газеты «Комсомольская правда». Затем Слепков работал в партаппарате. Выступил против линии Сталина. Возникло дело Слепкова, к которому оказался причастен и Ефим Цетлин. В феврале 1933 года он был арестован ОГПУ и помещен во Владимирский централ. За Ефима заступился Бухарин, который обратился с просьбой к Сталину. Цетлина снимают с этапа и возвращают в Москву. Однако с Бухариным у него все равно отношения разладились. По многим вопросам они расходятся во взглядах.
Ефим уезжает в Свердловск. Здесь он работал на Уралмаше, заведующим бюро технической информации. В 1936 году Ефим Цетлин был арестован. В 1937 году осужден и расстрелян.

Евгений Михайлович (р. 7.I.1928), сов. парт. и комсомольский деятель. Член ВЛКСМ с 1943, член КПСС с 1951. Род. в д. Верхняя Санарка Пластского р-на Челябинской обл. в крестьянской семье. В 1950 окончил Челябинский гос. педагогич. ин-т; до 1952 работал ассистентом кафедры марксизма-ленинизма и одновременно был секретарем к-та ВЛКСМ ин-та. В 1952-54 зам. зав. отделом пропаганды и агитации Челябинского обкома ВЛКСМ. В 1957 окончил аспирантуру при Челябинском педагогич. ин-те; канд. историч. наук (1960), доцент (1962). До 1961 преподавал историю КПСС и одновременно работал секретарем парткома ин-та. В 1961-64 ректор Челябинского педагогич. ин-та. С 1964 секретарь Челябинского обкома КПСС. В 1968 на пленуме ЦК ВЛКСМ избран первым секретарем ЦК ВЛКСМ. Автор работ по истории партии и комсомола, по вопросам коммунистич. воспитания молодежи. Возглавлял делегации сов. молодежи и комсомола на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (1968), на ряде междунар. конференций и встреч прогрессивных молодежных орг-ций. В 1977–82 зав. отделом пропаганды ЦК КПСС; в 1983–90 посол СССР в Румынии, референт Мин-ва иностр. дел. Избирался нар. деп. Верх. Совета СССР 7–10-го созывов. Делегат 23–27-го съездов КПСС и 19-й Всесоюз. конференции КПСС. Чл. ЦК КПСС (1971–90). Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла; почетный чл. ВЛКСМ. Работал советником рук. аппарата Гос. думы по молодежной политике, проф. Академии молодежи. Руководил авторским коллективом по изданию 2-томника "Славный путь Ленинского комсомола". .Награжден орд. Труд. Кр. Знамени (1966), Окт. Рев-ции (1976), Ленина (1971, 1988), Дружбы народов (1980) и др. орд. и медалями СССР м ряда стран. .Делегат XXIII - XXIV съездов партии, на XXIV избран членом ЦК КПСС. Дед. Верх. Совета СССР 7-го и 8-го созывов. .Почетный профессор МосГУ, Почетный член ВЛКСМ.

Соч.: 50 лет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, М., 1968; Речь В. И. Ленина на III Всероссийском съезде РКСМ и ее значение для коммунистического воспитания молодежи в современных условиях, М., 1970; Советская молодежь и научно-технический прогресс, "Коммунист", 1971, No 16; О задачах комсомола, вытекающих из решений декабрьского (1972) Пленума ЦК КПСС и доклада Л. И. Брежнева "О 50-летии Союза Советских Социалистических Республик", в кн. Док-ты и мат-лы VIII пленума ЦК ВЛКСМ, М., 1973. (ссылка БСЭ)


. Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

  • Пастухов Борис Николаевич - Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1977-1982гг.)
  • Мишин Виктор Максимович - Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1982-1986гг.)
  • Мироненко Виктор Иванович - Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1986-1990гг.)

ТЯЖЕЛЬНИКОВ

Евгений Михайлович (р. 7.I.1928), сов. парт. и комсомольский деятель. Член ВЛКСМ с 1943, член КПСС с 1951. Род. в д. Верхняя Санарка Пластского р-на Челябинской обл. в крестьянской семье. В 1950 окончил Челябинский гос. педагогич. ин-т; до 1952 работал ассистентом кафедры марксизма-ленинизма и одновременно был секретарем к-та ВЛКСМ ин-та. В 1952-54 зам. зав. отделом пропаганды и агитации Челябинского обкома ВЛКСМ. В 1957 окончил аспирантуру при Челябинском педагогич. ин-те; канд. историч. наук (1960), доцент (1962). До 1961 преподавал историю КПСС и одновременно работал секретарем парткома ин-та. В 1961-64 ректор Челябинского педагогич. ин-та. С 1964 секретарь Челябинского обкома КПСС. В 1968 на пленуме ЦК ВЛКСМ избран первым секретарем ЦК ВЛКСМ. Автор работ по истории партии и комсомола, по вопросам коммунистич. воспитания молодежи. Возглавлял делегации сов. молодежи и комсомола на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (1968), на ряде междунар. конференций и встреч прогрессивных молодежных орг-ций. Делегат XXIII - XXIV съездов партии, на XXIV избран членом ЦК КПСС. Дед. Верх. Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Соч.: 50 лет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, М., 1968; Речь В. И. Ленина на III Всероссийском съезде РКСМ и ее значение для коммунистического воспитания молодежи в современных условиях, М., 1970; Советская молодежь и научно-технический прогресс, "Коммунист", 1971, No 16; О задачах комсомола, вытекающих из решений декабрьского (1972) Пленума ЦК КПСС и доклада Л. И. Брежнева "О 50-летии Союза Советских Социалистических Республик", в кн. Док-ты и мат-лы VIII пленума ЦК ВЛКСМ, М., 1973.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Центральный комитет ВЛКСМ (ЦК) Глава: первый секретарь

Центральные комитеты республик и краев Глава: первый секретарь

Обком (областной комитет) Глава: первый секретарь

Горком (городской комитет) Глава: первый секретарь

Райком (районный комитет) Глава: первый секретарь

Комсомольский комитет первичной комсомольской организации (на предприятиях, в институтах, университетах, средних школах и так далее)

Глава: секретарь комитета

Состав: пять - десять членов комитета

Комсомольская группа (первичной организации)

Глава: комсорг (комсомольский организатор)

Состав: рядовые члены ВЛКСМ

Деятельность большинства рядовых членов комсомола ограничивалась комсомольскими группами и первичными организациями и заключалась в участии в различных мероприятиях и ритуалах, а также выполнении различных «комсомольских поручений». Поручения формулировались, выдавались и проверялись централизованно, по иерархической цепочке: вышестоящие комсомольские органы выдавали поручения нижестоящим и контролировали их выполнение. Поручения могли заключаться в организации политинформаций, идеологических проверок, ленинских зачетов, выступлений на комсомольских собраниях, летней студенческой работы в стройотрядах или колхозах, шествия на демонстрациях, помощи ветеранам войны, членства в различных комиссиях по контролю деятельности других комсомольских групп или профессиональных коллективов и так далее. Комсомольская литература подчеркивала, что комсомольские поручения отличаются четкой организацией, их смысл понятен каждому рядовому комсомольцу, а их выполнение гарантируется высоким сознанием комсомольцев, а также системой поощрений и наград. Все это, согласно официальным публикациям, якобы наглядно демонстрировало активное отношение рядовых комсомольцев к работе в комсомольской организации144. Такое описание комсомола, однако, расходилось с реальностью комсомольских будней - со сложными и подчас неожиданными отношениями, которые возникали между комсомольским руководством и рядовыми членами, с теми методами по реализации комсомольских поручений, которые придумывались на местах, и, в конечном счете, со сложной, многообразной и незапланированной системой знаний и смыслов, которые возникали в процессе этой деятельности145.

Освобожденный секретарь

На разных уровнях иерархической лестницы комсомольские руководители были более или менее профессионально подготовлены для ведения комсомольской работы. Чем выше должность руководителя, тем серьезнее была его подготовка (то же относилось и к руководителям разных уровней в иерархии коммунистической партии). Различие в уровне обучения означало, например, что большая часть тех, кто занимал низшие ступени в структуре ВЛКСМ, не получала четких инструкций о том, как следует писать идеологические тексты и составлять документы. Руководители более высокого ранга, напротив, получали специальное идеологическое образование, включавшее, среди прочего, знания о том, что собой представляет идеологический язык, и как им пользоваться, и как следует организовывать и проводить идеологические мероприятия.



Рассмотрим, как велось это комсомольское обучение на примере секретаря комсомола, Александра П. Александр родился в начале 1950х годов в Ленинграде. После окончания технического вуза в середине 1970-х годов он начал работать инженером-химиком в одном из ленинградских НИИ. Через несколько лет Александр занял пост секретаря комитета ВЛКСМ этого института, продолжая работать инженером-химиком. В 1981 году Александра, который зарекомендовал себя как отличный секретарь комитета комсомола, пригласили на постоянную идеологическую работу в местный райком ВЛКСМ, который курировал комсомольскую организацию его НИИ (а также других предприятий этого района Ленинграда). Александр согласился, уволился с должности инженера-химика и перешел в райком на должность инструктора, сменив профессиональную карьеру инженера на стезю «освобожденного» комсомольского работника. Теперь ему не надо было совмещать идеологическую работу с профессиональной деятельностью. Почти сразу после перехода Александра в райком его направили на годовое обучение в северо-западный филиал Высшей партийной школы (ВПШ), расположенный в Ленинграде, - партийное учебное заведение для подготовки профессиональных специалистов по идеологической работе, уже имеющих высшее образование в какой-то иной области. В ВПШ вместе с Александром обучались работники райкомов комсомола из различных областей Северо-Запада РСФСР. Одним из курсов, которые изучал Александр, были «Основы марксистско-ленинской риторики». Здесь студентов обучали навыкам идеологического письма и речи. Александр вспоминает, что на занятиях им давали список ключевых слов. Надо было их использовать в комментарии на заданную тему - например, связать какой-то недавний фильм или общественное мероприятие с политическими событиями в стране: «Нам давалось минут двадцать на обдумывание, и потом преподаватель спрашивал, кто хочет попробовать»146. Преподавателем была филолог из университета, которая была членом партбюро университета и давно преподавала по совместительству в ВПШ. «Она отмечала ошибки, советовала, как усилить аргументы, как улучшить структуру выступления, как использовать ключевые слова и тому подобное». Кроме специальных ключевых слов студентам требовалось использовать другие стандартные выражения - «более-менее избитые фразы, которые у всех были на слуху и легко приходили на ум»147. Студенты учились составлять правильные с идеологической точки зрения аргументы и фразы, а также изучали структуры типичных речей в авторитетном жанре - например, речи секретаря райкома на отчетно-перевыборном собрании в крупной комсомольской организации и так далее. Подобные речи, вспоминает Александр, должны были начинаться с «политической части», в которой использовались цитаты, тезисы и цифры из недавних речей руководства партии или выступлений на последнем пленуме ЦК, опубликованных в печати. Кроме того, в ней должны были упоминаться успехи и достижения советского народа, для чего использовались стандартные фразы и обороты. Александр рассказывает:



Предположим, Брежнев упомянул в своей речи, что производительность труда за последний период увеличилась на полпроцента, а что-то еще увеличилось на один процент. Мы должны были использовать эти цифры в своих текстах. О чем бы ты ни писал, сначала надо было сослаться на эти цифры и цитаты. Обычно мы их брали из газет и вставляли в свой текст почти без изменений.148

Одной из важных черт обучения в ВПШ было то, что детальный разбор и обсуждение структуры и формы идеологических текстов допускались только в стенах школы. Слушателям запрещалось выносить из помещения школы спецлитературу и методические пособия, по которым они занимались. Таким образом, занятия в ВПШ были примером идеологического метадискурса (дискурса по поводу идеологии) позднего социализма, который, в отличие от метадискурса более ранних периодов советской истории, был полностью скрыт от большинства советских граждан и исчез со страниц прессы и массовых изданий.

По окончании курсов ВПШ Александр приступил к работе в качестве инструктора райкома. Теперь он вновь получал распечатки с цифрами, фактами, цитатами и ключевыми терминами, которые ему и другим идеологическим работникам необходимо было использовать в своих текстах, выступлениях и отчетах. Большая часть этих материалов приходила из горкома, а некоторые - напрямую из ЦК ВЛКСМ. По словам Александра, «в этих выражениях и цитатах говорилось об общей деятельности СССР под руководством партии… Как правило, они были написаны так искусно, что их можно было вставлять в свой текст целиком, даже если речь в нем шла о местных событиях и фактах»149.

Неосвобожденный секретарь

Руководителями первичных организаций ВЛКСМ, то есть самого нижнего уровня комсомольской иерархии, были сотни тысяч «неосвобожденных» секретарей и комсоргов - обычных школьников, студентов, рабочих, служащих, которые совмещали свои занятия в институте или работу на предприятии с выборной должностью в комсомоле. В отличие от «освобожденных» секретарей райкомов или крупных производств руководители этого нижнего уровня не получали зарплаты за свою идеологическую деятельность и не имели специального идеологического образования. Навыки по написанию идеологических текстов и организации идеологических мероприятий они приобретали в основном в процессе самой комсомольской деятельности и иногда из небольших семинаров и конференций при райкомах. Обычно эти люди довольно быстро усваивали, что при точном воспроизводстве формальной стороны авторитетного дискурса и идеологических ритуалов у них появлялась возможность, по словам одного секретаря комитета комсомола, заниматься не только «чисто идеологическими мероприятиями», но и «осмысленной деятельностью». Осмысленная деятельность отличалась от бессмысленной и бесполезной тем, что ее смысл не обязательно соответствовал официально заявленной интерпретации комсомольских задач. Именно благодаря деятельности этих комсомольских руководителей - через посредство текстов, которые они составляли, и мероприятий, которыми они руководили, - миллионы молодых людей, рядовых комсомольцев и некомсомольцев, вовлекались в реально существующую практику советской идеологии.

Рассмотрим несколько примеров деятельности руководителей этого нижнего звена ВЛКСМ. Андрей К., 1954 года рождения, работал инженером в том же ленинградском НИИ, что и Александр, о котором мы только что писали. В течение нескольких лет Андрей занимал пост комсорга одного из научных отделов института, а затем стал членом институтского комитета комсомола, который в то время возглавлял Александр. В 1981 году, как мы видели выше, Александр перешел на профессиональную работу в райком комсомола, а на освободившееся с его уходом место секретаря комитета был избран Андрей. Когда Александр начал работать инструктором райкома (после его учебы в ВПШ), в его обязанности входило курирование комитетов комсомола нескольких местных предприятий, включая комитет его бывшего НИИ. До ухода в райком Александр проработал с членами этого комитета несколько лет и со многими сохранил дружеские отношения. Иногда он приходил в свой бывший НИИ пообщаться с ними или дать совет. А порой малоопытный Андрей, ставший новым секретарем комитета, сам звонил Александру и просил его совета по организации какого-то мероприятия или написанию какого-то выступления. Андрей вспоминает:

Когда я обращался к Саше за помощью в составлении какого-нибудь идеологического текста, он сначала долго отшучивался и тянул. Но потом садился, откашливался, говорил четким голосом: «Ну ладно, приступим» и начинал диктовать целые параграфы гладких фраз. Это, конечно, был не Лев Толстой или что-то в этом роде. Это был обычный комсомольско-партийный язык, которым Саша владел в совершенстве150.

В ноябре 1982 года, по истечении года работы на посту секретаря комитета, Андрей должен был сделать свое первое серьезное выступление на большом ежегодном отчетно-перевыборном собрании комсомольской организации института. Аудитория таких собраний превышала 400 человек, рядовых комсомольцев института. Обычно на отчетно-перевыборном собрании присутствовали представители райкома ВЛКСМ, а также партийного комитета института. Выступление секретаря комитета комсомола должно было быть длинным и обстоятельным, и Андрей, естественно, волновался. Из редких семинаров при райкоме Андрей в принципе знал общую структуру таких выступлений. Он знал, что в общей части выступления необходимо было коснуться стандартных тем - о ценностях социализма, о роли партии, об обязанностях членов ВЛКСМ, об идеологическом воспитании молодежи, о противостоянии коммунистической и буржуазных идеологий и так далее. Затем он должен был упомянуть текущие решения партии и правительства, связать их с текущей работой их НИИ, остановиться на достижениях и недостатках в работе комсомольской организации института, отметить работу конкретных комсоргов и комсомольских групп некоторых отделов, изложить планы комитета на будущий год и так далее151. Написать все это было непросто, тем более что писать надо было в жанре авторитетного языка, с использованием стандартных фраз, выражений и грамматических конструкций. Не имея опыта подобного сочинительства, Андрей обратился за помощью к Александру, позвонив ему в райком. Александр ответил ему по телефону: «Слушай, не ломай голову. Найди мой старый текст в архиве комитета и возьми его за основу. Что-то можешь оттуда скопировать. Остальное напишешь сам. Будут проблемы, я помогу»152. Андрей так и поступил, взяв за основу своего первого выступления (1982 года) речь Александра, произнесенную им в 1978 году. По словам Андрея, «с тех пор я писал все свои тексты именно так. И все, кто писал после меня, делали то же самое».

Слушатели Андрея не могли заметить, что часть его выступления является почти полным повторением конкретного выступления, прозвучавшего на аналогичном собрании несколькими годами раньше. Ведь одной из главных черт авторитетного дискурса была его ярко выраженная цитируемость и интертекстуальность вообще, а значит, похожесть фраз, выражений и целых кусков текста и так всеми ожидалась. Конечно, Андрей не мог просто скопировать весь текст Александра, ведь от него требовалось упомянуть новый пленум ЦК, недавние партийные инициативы, текущие события в деятельности института и так далее. Текст должен был звучать согласно фиксированному стандарту авторитетного дискурса, но при этом быть связан с текущим моментом и контекстом. Необходимо было балансировать между стандартной формой и конкретными фактами. Как же Андрей подошел к решению этой задачи?

Для ответа на этот вопрос сравним несколько фрагментов из выступлений Андрея и Александра, а также сравним их с другими авторитетными текстами того периода, которые широко циркулировали в советской печати. В следующих отрывках совпадающие места подчеркнуты153:

Из выступления Александра, 1978 год:

Одна из главных задач комсомола - идейно-политическое воспитание молодежи. Основным средством ее решения является всесоюзный ленинский зачет и система комсомольского политпросвещения .

Из выступления Андрея, 1982 год:

Одним из важнейших направлений работы комсомола является идейно-политическое воспитание молодежи . Формирование марксистско-ленинского мировоззрения, непримиримого отношения к буржуазной идеологии и морали, воспитание юношей и девушек в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма - вот первейшие задачи, стоящие перед идеологическим активом нашей комсомольской организации. Основными средствами решения задач идейно-политического воспитания молодежи являются всесоюзный Ленинский зачет и система комсомольского политического просвещения .

В этом параграфе, как и во всей речи, объясняет Андрей, он сначала скопировал у Александра общую структуру и некоторые выражения, после чего отдельные фразы он слегка изменил и добавил несколько новых фраз, «чтобы не чувствовать себя попугаем»154. В приведенном отрывке Андрей заменил слово «задач» на слово «направлений» и заменил именительный падеж творительным. В итоге «одна из задач» стала «одним из направлений». Фраза осталась в рамках стандарта, а дословный смысл ее не изменился. Далее, составное существительное «политпросвещения» он заменил на его развернутую форму «политического просвещения». Поскольку между двумя предложениями в отрывке Александра Андрей вставил новое предложение (начинающееся словом «формирование»), ему пришлось изменить третью фразу в своем отрывке, добавив к ней «задач идейно-политического воспитания молодежи», что позволило вновь связать текст с «задачами» («направлениями»), упомянутыми выше.

Новых предложений (типа предложения, начинающегося со слова «формирование») Андрей вставил в свой текст немало, напоминая самому себе, что он сделал часть работы сам. Насколько оригинальными были эти добавления? Легко показать, что абсолютно каждое из добавленных предложений в очень близкой форме встречается в многочисленных текстах авторитетного жанра того времени, и Андрей мог без труда найти их в газетах и партийных бюллетенях. Например, в новом предложении Андрея в вышеприведенном отрывке содержится фраза «непримиримого отношения к буржуазной идеологии и морали». Эта фраза является очевидным штампом авторитетного дискурса тех лет, который повторяется в различных, близких по форме вариантах в многочисленных газетных статьях. Случайным примером может служить передовица «Правды» за 1977 год, которую мы разбирали в главе 2. Фраза из параграфа 9 того текста гласит: «непримиримое отношение к любым проявлениям буржуазной идеологии, политического неблагоразумия и самодовольства». Другая фраза, которую Андрей добавил сам, - «образование юношей и девушек в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма» - тоже имеет массу аналогов в публикациях тех лет. Например, в книге о комсомоле, упомянутой в главе 2, эта фраза звучит так: «образование молодежи в духе коммунистической идеологии, советского патриотизма, интернационализма»155.

Очевидно, что в процессе подготовки своей речи Андрей старался максимально воспроизвести распространенные формы авторитетного языка. Для этого он копировал целые куски из речи Александра, добавлял к ним стандартную фразеологию из партийных публикаций и печати и составлял свои собственные новые фразы, руководствуясь стандартными лингвистическими приемами этого языка. Андрей прекрасно понимал, что он должен следовать стандартной и неизменной форме на всех уровнях текста, от общей нарративной структуры до грамматики и фразеологии отдельных предложений. Оставаясь личным текстом Андрея, это выступление должно было как можно меньше походить на уникальный продукт индивидуального творчества.



Похожие публикации