История возникновения и развития психологии физической культуры. История психологии спорта

Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки. Понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игр современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне, она получила свое «крещение».

Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конгресс послужили стимулом к изучению проблем психологии спорта. В период с 1920 по 1940 год их изучение довольно активно велось в Германии, США и других странах. Однако глубокой научной разработки проблемы психологии спорта тогда не получили.

Психология спорта интенсивно развивалась уже после второй мировой войны. Причиной тому послужил бурный рост спортивных достижений во всем мире и повышение престижности спорта. Особенно ярко это проявлялось на олимпийских играх и мировых первенствах по видам спорта.

В 1965 году по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Было создано Международное общество психологии спорта (ИССП). Это стало свидетельством международного признания психологии спорта.

После Римского состоялись еще три конгресса: в 1968 году в Вашингтоне, в 1973 году – в Мадриде и в 1977 году – в Праге. С 1970 года издается официальный орган ИССП – «Международный журнал психологии спорта».

Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так, в 1967 году возникло Североамериканские общество психологии спорта, в 1969 – Европейская ассоциация психологии спорта (ФЕПСАК). В разные годы затем организовывались национальные общества спортивной психологии в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии и других странах.

Доклады по психологии спорта содержатся в программах XVIII и XX Международных психологических конгрессов, Олимпийского научного конгресса 1972 года в Мюнхене, Всемирного конгресса «Спорт в современном обществе», состоявшегося в 1974 году в Москве.

В настоящее время научная разработка психологии спорта ведется в большинстве стран мира.

В истории отечественной психологии временем рождения психологии физического воспитания и спорта можно считать даты выхода в свет первых научных работ. Первыми в 1925-1926 годах были исследования, выполненные проф. П.А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК («Влияние мускульной работы на процесс реакции», «Исследование реакции в применении к основным вопросам физической культуры») и Т.Р. Никитиным («Значение внушения и подражания в деле физического воспитания»).

В 1927 году в Москве была издана, а в 1930 – переиздана монография профессора А.П. Нечаева «Психология физической культуры». В эти же годы были опубликованы работы А.Ц. Пуни, посвященные изучению влияния соревнований по настольному теннису, лыжных гонок и др. на психическую сферу спортсменов, и работы профессора Украинского психоневрологического института З.И. Чучмарева о влиянии школьных уроков физической культуры на интеллектуальные функции школьников и их умение управлять собой. С 1930 года началась разработка вопросов психологии физического воспитания и спорта на кафедре психологии института им. П.Ф. Лесгафта.

В те годы основными центрами разработки психологии спорта были кафедры психологии Центрального института физической культуры и института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, а также психотехнические отделения Ленинградского (зав. проф. А.К. Борсук) и Центрального (зав. проф. П.А. Рудик) научно-исследовательских институтов физической культуры. В середине тридцатых годов в ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта изучение вопросов психологии спорта было включено в курс психологии, читавшийся студентам. Были разработаны первые программы специального курса «Психология спорта».

Во время Великой Отечественной войны психологи спорта занимались разработкой научно обоснованных путей восстановления функций центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также восстановлением высших психических функций (гнозиса, праксиса, мышления, речи и др.).

В послевоенные годы психология физического воспитания и спорта развивалась очень интенсивно. В этот период расширилась база научных исследований. В них принимали участие кафедры педагогики и психологии целого ряда институтов физической культуры. Расширился круг решаемых проблем. Основные направления исследований включали изучение: психологии личности спортсмена и тренера, психологических особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения и воспитания в спорте. Изучались также психологические аспекты спортивного соревнования, психологические основы подготовки спортсменов к соревнованиям, регуляции и саморегуляции деятельности и состояний спортсменов до, во время и после соревнований. Уделялось внимание также социально-психологическим аспектам физического воспитания и спорта, возрастным психологическим особенностям физического воспитания и спорта.

В 1952 году в Институте психологии АПН РСФСР А.Ц. Пуни защитил первую в истории психологии докторскую диссертацию на тему «Психология спорта». Позже появились монографии по психологии спорта О.А. Черниковой, А.Ц. Пуни, В.Г. Норакидзе, С.Ч. Геллерштейна, Г.М. Гагаевой, А.В. Родионова, Н.А. Худадова, А.А. Лалаяна и др. Стали издаваться сборники трудов по психологии спорта. В 1958 году вышел первый учебник по психологии для институтов физической культуры, написанный П.А. Рудиком. Специальный раздел учебника посвящен психологии спорта.

Психология физического воспитания и спорта как специальная отрасль психологической науки входила в программы Всесоюзных совещаний по психологии, а затем Всесоюзных съездов общества психологов СССР. Традиционными были специальные Всесоюзные совещания и конференции по психологии спорта. Первое такое совещание по инициативе кафедры психологии ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта было организовано в 1956 году в Ленинграде.

Послевоенное развитие психологии физического воспитания и спорта характеризуется большим сближением ее с практикой. Послевоенный период характеризуется также организационным укреплением психологии физического воспитания и спорта. В 1948 году была создана комиссия по психологии спорта при научно-методическом (впоследствии научном) совете Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Она по существу стала органом, объединявшим советских психологов спорта. Психологи спорта всегда играли активную роль в работе Общества психологов СССР. В мае 1987 года впервые в СССР создана Федерация спортивной психологии.

Невозможно представить развитие современной спортивной психологии без трудов И. П. Павлова, ставшего кандидатом естественных наук в 26 лет, доктором медицины - в 34 года, лауреатом Нобелевской премии - в 55 лет. Огромный вклад сделал В. М. Бехтерев, открывший первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике в Казани (1885) и разработавший теоретические основы психотерапии.

В свою очередь И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и многие другие выдающиеся ученые того времени опирались на работы основоположника российской физиологической школы и материалистической психологии Ивана Михайловича Сеченова (1829- 1905). Основатель ленинградской (петербургской) школы спортивной психологии А. Ц. Пуни писал о том огромном значении для развития психологии физического воспитания и спорта, которое имели идеи Сеченова. Пуни отмечал актуальность его работ, посвященных управлению движениями, заученным действиям (т.е. навыкам); единству внутренних механизмов и внешних проявлений психической деятельности. Заслуги И. М. Сеченова, много и плодотворно работавшего на стыке медицины и психологии, были признаны международным сообществом. В 1889 г. он, врач, был избран почетным председателем первого международного психологического конгресса в Париже.

Первая в мире научно обоснованная концепция физического воспитания, опирающаяся на анатомо-физиологические, гигиенические и психологические основы, была разработана российским врачом и педагогом Петром Францевичем Лесгафтом (1837-1909). П. Ф. Лесгафт окончил Петербургскую военно-хирургическую академию в 1861 г., спустя четыре года получил степень доктора медицины, а спустя еще три - доктора хирургии. За выступление в печати против административного произвола в 1871 г. был лишен права заниматься педагогической деятельностью, однако через три года в правах восстановлен. В период 1874-1886 гг. занимался вопросами физического воспитания в Главном управлении военно-учебных заведений.

По инициативе Лесгафта в Петербурге были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования в воинских частях (1881). На курсах изучались как анатомо-физиологические, так и психологические особенности произвольных движений. Это произошло за десять лет до того, как американец Г. Кольб провел свои первые исследования в сфере психологии двигательной активности. В известном труде Петра Францевича "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" (1901) был отдельный раздел, который так и назывался - "Психология движений". В признание заслуг ученого в 1919 г. его имя было присвоено созданному на базе Лесгафтовских курсов Государственному институту физической культуры в Петрограде.

"Психология движений" была опубликована российским ученым П. Ф. Лесгафтом за 10 лет до того, как американец Г. Кольб, которого в США считают родоначальником спортивной психологии, провел свои первые исследования в сфере психологии двигательной активности.

Большой вклад в развитие отечественной психологии и, в частности, психологии спорта, внес Владимир Федорович Чиж (1855-1914 или 1924). В 1878 г. он окончил Петербургскую Медико-хирургическую академию. В 1884 г., через год после защиты докторской диссертации, Чиж продолжил свое образование за границей, в частности у В. Вундта. К тому времени созданная Вундтом психологическая лаборатория превратилась в Институт экспериментальной психологии. Отметим, что в этом институте, помимо В. Ф. Чижа, прошли обучение такие российские ученые как В. М. Бехтерев и Н. Н. Ландау.

Ученого привлекали проблемы психологии различных социальных явлений, что нашло отражение в его работах "Психология любви", "Психология властелина", "Психология злодея" и др. В 1911 г. он опубликовал работу "Психология спорта", в которой обратил внимание на спорт как комплексное явление. Спорт, по мнению Чижа, представляет собой нечто большее, нежели предмет, укрепляющий здоровье или привлекательный с точки зрения физической активности.

Еще одним ученым, стоявшим у истоков многих отраслей отечественной психологии и, в том числе психологии спорта, был Александр Петрович Нечаев (1870-1948). В 1894 г. он окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, а спустя три года был зачислен в состав университетских приват-доцентов. В 1897 г. был направлен в Германию на стажировку по экспериментальной психологии, результатом которой был ряд статей и критически осмысленный взгляд на работы зарубежных коллег. Одной из важнейших заслуг А. П. Нечаева перед отечественной психологией была в том, что его научный подход, в отличие от подхода одного из главных мэтров того времени В. Вундта, носила практико-ориентированный характер. Именно такой стала, хотя и не сразу, психология спорта и физической культуры.

В 1901 г. при участии А. П. Нечаева была создана первая в России лаборатория экспериментальной педагогической психологии, что позволило российской психологии как науке сделать новый шаг вперед. Придавая большое значение аппаратурному обеспечению научных исследований, ученый разрабатывал приборы, которые с успехом экспонировались на международных выставках: трижды в России (1903, 1906, 1911) и трижды за рубежом: в Женеве (1908), Франкфурте-на-Майне (1909), Берлине (1912). А. П. Нечаев был одним из организаторов съездов по педагогической психологии в 1906 и 1909 гг., способствующих развитию отечественной психологии. Вместе с другими петербургскими учеными он принял участие в создании Педагогической академии, открытой в 1907 г. Многочисленные работы Нечаева издавались более чем на десяти языках.

В 1920-е гг. А. П. Нечаев работал в лаборатории экспериментальной психологии и психотехники. Среди приоритетных направлений работы лаборатории были исследования в сфере физической культуры и спорта. Серьезным результатом этой работы стала вышедшая в 1927 г. монография А. П. Нечаева "Психология физической культуры", переизданная в 1930 г.1 В 1928 г. выходит его работа "Психология побед и поражений в шахматной игре", в 1929 г. - "Психофизиологический контроль над занятиями гимнастикой по радио", в 1930 г. - второе издание монографии. Вклад ученого в развитие науки и, в том числе психологии спорта, мог быть намного больше, но в 1935 г. он был осужден как "враг народа" и сослан в Казахстан (реабилитирован посмертно).

Несмотря на разруху, нестабильность во всех сферах общественной жизни, спортивная наука продолжала развиваться. 1920 г. ректор московского института физической культуры В. Е. Игнатьев подписал приказ об образовании научного отдела. Отдел объединил четыре лаборатории: физиологии и физиологической химии (заведующий Д. В. Неюков), антропологии (проф. В. В. Бунак), гигиены (проф. В. Е. Игнатьев), экспериментальной психологии (П. А. Рудик). Все четыре руководителя были выпускниками МГУ.

Введение

Спортивная психология - это наука, которая изучает деятельность человеческой психики в ходе занятий спортом. Считается, это этот раздел быт открыт в психологии в 1913 году, когда эту инициативу предложил Международный олимпийский комитет. В результате этого был организован конгресс, а позже, уже во второй половине 20-го века, было создано Международное общество психологии спорта (ИССП). Именно 1965 год считают годом официального международного признания этой науки. Предметом спортивной психологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. Виды спорта многообразны, но все они требуют участие в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой - личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решению многих связанных с ней практических вопросов.

Возникновение и развитие спортивной психологии

спортивный психология волевой тренировка

В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа.

Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложивших основы становления спортивной психологии, четко прослеживается стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиции достижений обшей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта: московская и санкт-петербургская (ленинградская), возлагаемые соответственно П. А.Рудиком и А.Ц.Пуни.

Этап становления спортивной психологии может быть охарактеризован стремлением ее деятелей к обеспечению практики спортивной деятельности. Разрабатывался широкий круг вопросов, направленных на встраивание психологических достижений в культуру подготовки спортсменов и команд, где наряду с общефизической, специальной, технической, тактической была бы особо выделена психологическая подготовка. В русле этой идеи были определены психологические основы физической, технической и тактической подготовки, особенности достижения тренированности, спортивной формы, готовности к соревнованию, а также психологические предпосылки успешности соревновательной деятельности. Было продолжено изучение психологических особенностей различных видов спорта и развитие познавательных процессов. Изучались и возрастные особенности формирования двигательных навыков и психолого-педагогические условия успешного освоения спортивной деятельности.

Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления. Психологического мониторинга - регулярного наблюдения за динамикой психики. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьезных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений приоритетов и организованности. В настоящее время психология спорта ("спортивная психология" по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) - вполне определившееся и признанное направление отечественной психологии. Российская ассоциация психологов физической культуры и спорта - член Международной ассоциации спортивной психологии.

3. Цели и задачи психологии спорта

Основные цели психологии спорта - изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников), 1987). Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:

  • 1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
    • - а) психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
    • - б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
    • - в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
    • - г) определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
    • - д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
  • 2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

Все это требует от психологов:

  • - а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
  • - б) определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с «биологической обратной связью»);
  • - в) разработки методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
  • - г) разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.
  • 3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов. В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки - одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:
    • - а) изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
    • - б) исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;
    • - в) развитие психопрофилактики, формирование приемов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психо-травмирующим воздействиям.
  • 4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:
    • - а) изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
    • - б) изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;
    • - в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;
    • - г) изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды.
  • 4. Спортивная психология в системе наук

Спортивная психология - одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология учителя). Место спортивной психологии в системе наук определяется двумя характеристиками: ее местом как отрасли психологической науки и местом в системе наук о спорте.Как отрасль психологии спортивная психология занимает срединное положение в системе естественных, философских и социальных научных дисциплин, иногда формируя и собственные научные направления. В естественно-научном направлении происходят взаимные обогащение и взаимопроверка спортивной психологии с физиологией, психофизиологией, медициной, биологией, математикой, физикой. В философском аспекте - как с общенаучными методологическими исследованиями (историзм, системный подход, так к со специально - научными (деятельностный, личностный, комплексный) подходами. В социальном направлении спортивная психология теснейшим образом связана с педагогикой (обучение и воспитание спортсменов, психология тренера), социологией (социальная психология спорта), культурологией (педагогика спорта, социология спорта, психология физической культуры).

Как одна из наук о спорте спортивная психологии более всего связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной медициной, биомеханикой спорта, кинезиологией, спортивной метрологией и т.д.Не следует забывать и о том, что в спортивной психологии используется значительный арсенал вспомогательных методов, реализующих достижения математики, статистики, кибернетики, электроники, моделирования. Вместе с тем достижения спортивной психологии находят применение в создании различной гоночной техники, в приборном и демонстрационном обеспечении судейства соревнований, входят органичной составной частью в многочисленные информационные формы (телевидение, радио, печать).

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта

Психология физического воспитания и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.

Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.

1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

В физическом воспитании четко определена роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитываемых (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Система занятий в физическом воспитании практически соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако имеет свои специфические особенности. Во-первых, это непрерывный многолетний процесс, распространяющийся на все периоды жизни каждого человека, начинается сразу после рождения. Во-вторых, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в зависимости от особенностей закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека.

Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и психических свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза. Ярким свидетельством этого является схема соотношения возрастных периодов физического развития человека и доминирующих форм физического воспитания (рис. 1).

Рис. 1. Схема соотношения возрастных периодов индивидуального физического развития (в онтогенезе) и доминирующих форм (видов и разновидностей) многолетнего процесса физического воспитания

Физическое развитие человека как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массы тела, прогресс в функциональных возможностях и т. д.). Обусловленные особенностями онтогенеза закономерности определяют основу физического развития. Но, развертываясь по естественным законам, этот процесс одновременно находится в определенной зависимости от конкретных условий жизни и деятельности человека. В данном случае физическое воспитание играет особую роль. Зная и умело используя объективные закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позволяющие обеспечить оптимизацию развития жизненно важных физических качеств, двигательных способностей и умений, предпочтительных для формирования личности отдельного человека и общества в целом.

Важно отметить, что основным фактором практической реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий и других педагогических задач.

Учитывая, что психология - наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности , можно сделать вывод, что основное предназначение психологии физического воспитания - это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.

Таким образом, психология физического воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением психологических особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организации педагогического процесса.

1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.

Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.

Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.

Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т. д.). Особое место в психологии спорта занимает решение проблем, существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта. Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным.

Психология спорта - молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю.

1. На первом этапе развития, этапе зарождения, психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортивной деятельности. Ее отличала познавательная направленность. Вначале изучался вопрос о влиянии занятий физическими упражнениями на психические процессы человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека.

В этот период большое значение уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигательных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям предстартовых и стартовых психических состояний и т. д. В этот период началось и изучение специфики различных видов спорта.

Период зарождения связан в основном с двумя школами: ГЦОЛИФКа (руководитель профессор П.А. Рудик) и ГДОИФКа им. П.Ф.Лесгафта (руководитель профессор А. Ц. Пуни).

2. На втором этапе, этапе становления, психология спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта.

Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и развитию волевых качеств, затем сформировалась идея психологической подготовки спортсменов, столь же необходимой, как техническая или физическая.

Разрабатывались проблемы общей психологической подготовки, совмещающей особенности технической, физической и тактической, а кроме того, и вопросы воспитания личности спортсмена и формирования спортивного коллектива. Особое место занимали исследования в области психологических особенностей «спортивной формы».

3. Для современного этапа характерно сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины. Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня проблемы психологии спорта, этот этап развития психологической науки о спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

Итак, психология спорта - это наука о человеке в сфере спорта.

Какое же место психология спорта занимает в системе наук о человеке?

Психология взаимосвязана со всеми этими группами наук и находится в центре. По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта - общетеоретическое основание для психологии спорта, социальные основы дают ему социальную ориентацию, а естественные выявляют «природную» организацию субъекта спортивной деятельности, создавая материальную основу психологии спорта.

На схеме 1 показано, какое место занимает психологическая наука в целом.

В свою очередь, все эти основы спортивной научной базы имеют обратную связь с психологией спорта: философские основы черпают соответствующий материал (психологические данные о субъекте спортивной деятельности) для философского обобщения; социальные - используют данные психологических исследований при решении социальных проблем спорта; а естественные, учитывая психологические закономерности и особенности спортивной деятельности человека, выделяют более значимые стороны человеческого организма в сфере спорта.

Классификация наук (по акад. Б.М. Кедрову)

Следует учитывать, что название науки - психология спорта - детерминируется двумя науками: психологической и спортивной. Именно они составляют основу психологии спорта, это ее «теоретические корни».

Как известно, спортивные науки призваны создавать сферу теоретических знаний в области спортивной деятельности человека. Они направлены на разработку основ физической, технической и тактической подготовки и деятельности спортсмена для создания оптимальных условий индивидуальной и коллективной готовности к соревнованиям и успешного выступления в них. Если говорить о психологической основе подготовки спортсменов к соревнованиям, то следует помнить, что именно психология, как наука, изучает закономерности поведения, состояния и деятельности человека в целом. Спортивная сфера деятельности не является исключением. Многочисленные научные исследования показывают, что спортивная деятельность находится в большой зависимости от психологических факторов и процессов, состояний, поведения человека: его мотивационной и эмоциональной сфер, индивидуальных способностей, темперамента и черт характера, волевых качеств и функциональных особенностей мышления, памяти, внимания и т. д.

Итак, можно сделать вывод, что психология спорта не случайно выделена как отдельная наука, призванная изучать специфический, глубоко особый вид деятельности человека - спорт.

1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта

Рассматривая данный вопрос, следует дать краткую характеристику, во-первых, психологии физического воспитания и, во-вторых, психологии спорта.

1. Основная задача психологии физического воспитания - помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.

В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

2. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. У него развиваются и совершенствуются двигательная память, мышление, воля, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке. Спорт - это особый, специфичный вид деятельности человека.

Данные характеристики, а также некоторые частные особенности физического воспитания и спорта дают нам право сформулировать отличительные и связующие черты психологии физического воспитания и спорта.

А. Отличительные черты

1. Цель физического воспитания - развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.

Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.

2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т. д.); при этом решаемые задачи носят общий характер.

Спорт, как специфичный вид деятельности, в основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач.

3. Практически занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности.

Спортивная деятельность обязательна не для каждого человека. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди, которых называют спортсменами. Спортивная деятельность достаточно трудоемка и требует от человека значительных физических и психологических напряжений. Поэтому занятия спортом - это приоритет немногих.

4. Физическое воспитание - обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений, вузов).

Спортивные организации - это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.

Б. Связующие черты

1. Структура деятельности, направленная на занятия физическими упражнениями, объединяет как физическое воспитание, так и спорт.

2. И в физическом воспитании, и в спортивной деятельности целенаправленно осуществляются процессы развития и совершенствования психологических качеств, умений и навыков (саморегуляции, самоконтроля и т. п.), а также психологических процессов (двигательной памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.) и свойств личности (характера, воли, способностей, личностных установок, эмоций и мотивационной сферы).

3. Процессы воспитания моральных, нравственных, этических и эстетических норм личности и поведения человека в результате составляют единое целое.

4. Достаточно схожи межличностные отношения членов спортивных групп и групп, работающих по программе физического воспитания, в плане общения, лидерства и средств обмена информацией.

5. Как в физическом воспитании, так и в спортивной деятельности связующей чертой являются схема построения занятий и планирование дальнейшей деятельности, рассчитанное на многолетний период.

1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта

В настоящее время нет единого взгляда на сущность понятия «физическое воспитание». Одни авторы представляют его как процесс целенаправленного развития функциональных возможностей человека, опираясь в основном на биологизаторское понимание закономерностей психофизиологического развития. Другие рассматривают физическое воспитание как развитие физических качеств человека и обучение движениям.

Вероятно, в широком смысле понятие «физическое воспитание» тождественно понятию «физическое образование».

Итак, физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.

Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).

1. Специфические задачи

а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;

б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

2. Общепедагогические задачи

а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;

б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.

Основные цели психологии спорта - это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена

Следует отметить следующие конкретные задачи:

а) психологический анализ соревнований;

б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;

д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки

Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:

а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;

б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психических функций, а также создавая специальные методы тренировки;

в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;

г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.

3. Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям

Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.

На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.

Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов - одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее - значит:

а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;

б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;

в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности

Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.

Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:

а) охарактеризовать психологические закономерности, необходимые для формирования и сохранения динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности - спортивная среда»;

б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;

в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);

г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;

д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессе спортивного совершенствования.

5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе

Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.

Для решение этой задачи предполагается:

а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т. д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;

б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;

в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;

г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.

1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте

Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.

Однако и в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями.

Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение - это еще одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психических качеств, а в спорте - росту спортивных результатов.

Только к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной деятельности - соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми.

Цели деятельности в физическом воспитании и спорте объединяются общей направленностью: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании - обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально-прикладной подготовленности к труду, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях реальной действительности; а в спорте - достижение максимально высокого спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определенным видом спорта.

Мотивы деятельности в физическом воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.

В процессе развития мотивационной сферы человека особую роль играют первичные мотивы.

Из потребности в движении рождается мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе которого - механизмы переживания удовлетворения от процесса выполнения упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет потребность в сохранении здоровья, жизни, в результате чего рождаются мотивы укрепления здоровья, физического развития собственного тела, развития силы, ловкости и выносливости.

Систематические занятия физическими упражнениями, достижение определенных успехов, возрастные особенности, половая принадлежность, индивидуальные личностные установки, принципы, социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы - все это определяет дальнейшее развитие мотивов занятий физической культурой и спортом.

В данном случае в силу вступают вторичные потребности, которые в психологии связывают с развитием личности человека.

Мотивы в спорте зависят от целей деятельности. Они могут полностью соответствовать им. В таких случаях, как правило, эффективность спортивной деятельности бывает особенно высокой. Если же наблюдается расхождение между мотивами и целями, то результативность деятельности значительно снижается.

Действия - основное средство деятельности в физическом воспитании и спорте. В структуре понятия «деятельность» действия всегда определяются как направленные на решение конкретных задач. Действия - это то, с помощью чего достигается результат деятельности. В физической культуре и спорте действия как основное средство достижения цели называются физическими упражнениями.

Продуктом (результатом) деятельности в физическом воспитании является оздоровительный и образовательный эффект от занятий физическими упражнениями. В спорте - спортивное достижение, результат спортивных действий, выполняемых спортсменом на тренировках и соревнованиях.

Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная организация действий спортсменов (их деятельность) одновременно содержит:

1) действия, направленные на подготовку организма к физическим и психологическим нагрузкам, развитие и совершенствование технических умений и навыков, развитие и формирование личностных качеств, умений и свойств (тренировочный тип деятельности);

2) действия, направленные на достижение целей спортивной деятельности (соревновательный тип деятельности).

Спортивная деятельность может быть представлена в виде следующей схемы.

Структура спортивной деятельности

Все это дает возможность выделить ряд психологических особенностей спорта как специфического вида деятельности.

Психологические особенности тренировочной деятельности:

обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;

совершенствование психологических процессов и свойств личности;

адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам;

систематическое повышение ранее достигнутого и ставшего уже привычным уровня физического и психического развития (преодоление самого себя);

подчинение себя строгой дисциплине, режима жизни решаемым задачам;

отношение спортсмена к тренировочной деятельности и совершенство его системы мотивации;

наличие специфического общения: 1) с тренером, который стремится побудить спортсмена к объемной и качественной работе (часто на пределе возможностей); 2) с товарищами, которые часто выступают в роли соперников или конкурентов;

наличие психического напряжения, которое при определенных условиях может привести к психическому перенапряжению.

Психологические особенности соревновательной деятельности:

соревнование обладает стимулирующим влиянием;

во время участия в соревнованиях у спортсмена присутствует стремление к победе или к улучшению результативности выступления;

соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную известность и оценку;

результаты соревнований лично значимы для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;

соревнования - это специфический фактор, создающий экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена.

1.7. Психологическая систематика видов спорта

Современный спорт многообразен. Многообразие его выражается: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).

Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений.

Наиболее рациональна систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т.Джамгаровым.

Предлагая свою систематику, автор использовал независимые от вида спорта положения, выражающие характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, при этом главной целью было рассмотреть взаимодействия, регламентированные соответствующими правилами соревнований. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику - противоборство; 2) по отношению к партнерам - взаимодействие.

Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.

Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.

Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.

Эти две основные формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили основание для определения критериев систематики Т.Т.Джамгарова, которые сводятся к следующему:

противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта). Обязательное условие - наличие психического контакта;

взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.

В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп (см. схему 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.

Пользуясь данной информацией, выполните следующее задание.

Задание

Определите для каждой группы видов спорта (от 1 до 9) соответствующие формы противоборства соперников и взаимодействия партнеров, используя предлагаемую Т. Т.Джамгаровым схему.

Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений (по Т.Т.Джамгарову)

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом изучения психологии физического воспитания?

2. Что исследует психология спорта?

3. Как вы можете объяснить педагогическую направленность психологии физического воспитания?

4. Какие этапы развития психологии спорта вы знаете?

5. В чем сущность задач психологии физического воспитания?

6. Сравните задачи, стоящие перед психологией спорта и психологией физвоспитания.

7. Какие специфические задачи физического воспитания вы можете назвать?

8. Назовите связующие черты психологии физического воспитания и психологии спорта.

9. Какая задача психологии спорта направлена на изучение психологических проблем отбора и спортивной ориентации?

10. Какие еще мероприятия относятся к этой глобальной задаче психологии спорта?

11. Чем определяются психологические особенности спортивной деятельности?

12. Какие психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельностей вы знаете?

Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. - Смоленск, 1989.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.

Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 1995.

Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М., 1987.

Раздел I. Введение в психологию

Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел Николаевич

Часть I Введение в психологию

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 1 Введение в психологию личности Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о психологии личности, коснемся вопроса о соотношении основных понятий: «человек», «индивид» и «личность».Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида

Из книги Введение в психологию автора Фет Абрам Ильич

Глава 10 ЗАДАЧИ ПО ПСИХОЛОГИИ СПОРТА 10.1. Спортивная деятельностьЗадача 1. Опираясь наличный спортивный опыт, необходимо письменно ответить на вопросы, приводя конкретные факты.1. Какие внешние условия деятельности обычно остаются в вашем сознании при выполнении

автора Майерс Дэвид Дж

А. И. Фет. Введение в психологию

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Глава 1. Введение в социальную психологию Когда-то давно жил-был один мужчина, его вторая жена была тщеславной и эгоистичной женщиной. У нее были две дочери, такие же самодовольные и эгоистичные, как она сама. В отличие от них Золушка - а именно так звали родную дочь мужчины

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

Глава 8. Введение в социальную психологию В данной главе мы будем говорить о социальной психологии. И, прежде всего, поговорим об основных определениях и терминах, которые приняты в этой

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Социальная психология автора

автора Овсянникова Елена Александровна

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

Раздел 1 Введение в социальную психологию 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2011, том 32, № 1, с. 111-119

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

© 2011 г. А. В. Родионов*, Л. Г. Уляева**

* Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; ** Кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры психологии, там же

e-mail: [email protected]

Рассматриваются исторические аспекты зарождения, становления психологии физической культуры и психологии спорта. Раскрываются основные исторические периоды и современные тенденции развития отечественных и зарубежных школ спортивной психологии. Обоснована специфика исследования проблемы двигательной активности и выделены важные структурные компоненты психологии спортивной деятельности.

Ключевые слова: история физической культуры, история психологии спорта, психология двигательной активности, психология спортивной деятельности, развитие психологии спорта.

ЗАРОЖДЕНИЕ СПОРТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

История психологии спорта - своеобразное отражение двух исторических процессов: развития общей психологии и специальной педагогики, связанной с теорией и методикой спортивной тренировки. Это в равной степени относится как к отечественной, так и зарубежной психологии спорта.

Одним из тех, кто не только стоял у истоков системы физического воспитания, но и разрабатывал психологические подходы к этой отрасли деятельности, был российский ученый П.Ф. Лес-гафт. В 1901 г. он выпустил "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста", в котором есть раздел "Психология движений". В качестве основания учения о физическом воспитании Лесгафтом выделено: единство человеческой личности, интегративная роль движения, гармоничность развития, сознательное освоение движений . Он рассматривал физическое воспитание ("физическое образование") как важнейший раздел педагогической работы, призванной способствовать осуществлению всестороннего воспитания детей: "...будить мысль, содействовать развитию понятия о личности и научить владеть и управлять своим телом, проверять свои мысли и самостоятельно проявляться. Последние задачи достигаются только при посредстве физического образования" . Лесгафт писал, что развитие всех органов чувств определяется

исключительно упражнением, а отсюда возникает настоятельная необходимость для учителя познакомиться с психологией движений.

По мнению психологов спорта из США, "местом рождения" этой отрасли науки надо считать Северную Америку середины 20-х годов, а ее "отцами-основателями" - американских врачей-психиатров Нормана Триплетта (Norman Triplett) и Колмана Гриффита (Coleman Griffith). Европейские спортивные психологи с этим не согласны. Достаточно вспомнить, что первая в истории психологическая лаборатория была основана в 1879 г. Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете . Как известно, в этой лаборатории изучались проблемы двигательных реакций человека, быстрота и адекватность которых являются непременным условием эффективности деятельности в большинстве видов спорта.

Термин "спортивная психология" был впервые употреблен основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном. Он же написал и первую книгу по этой проблеме, которую так и назвал - "Психология спорта". Эта книга, как и ряд других его работ, касающихся вопросов психологии спорта, публиковались в самом начале XX столетия. Они имели описательный характер и широкого общественного резонанса не получили.

Начало XX века характеризовалось развитием различных видов спорта, а также организацией международных спортивных федераций. Соответственно возникла необходимость в научном сопровождении спортивной деятельности. Это

инициировало проведение Первого международного конгресса спортивных психологов, который состоялся в 1913 г. в швейцарском городе Лозанна. Конгресс во многом был организован по инициативе Пьера де Кубертена . Следует отметить, что психологов как таковых на конгрессе практически не было, главную роль играли психиатры. Вскоре после смерти основателя Олимпийских игр организация распалась, и по существу прекратились первые попытки развития этой отрасли психологической науки.

Первая мировая война остановила процесс развития спортивной психологии, но в 1920 г. в Берлине в Германской высшей школе физических упражнений (German High School for Physical Exercise) начала работать психотехническая лаборатория под руководством Д. Шульте (D. Schulte). Только спустя пять лет, в 1925 г., американец Гриффит открыл подобную лабораторию в Илли-нойском университете. Исследования берлинской лаборатории охватывали самые различные темы, в том числе влияние спорта на развитие личности и когнитивные способности, психомоторные особенности различных спортивных навыков . В 1922 г. Гриффит, работавший в 20-30-х гг. психологом в Иллинойском университете, написал книгу "Психология спортсменов". Именно поэтому многие зарубежные специалисты называют его отцом современной спортивной психологии.

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР

В Советском Союзе рождение и развитие спортивно-психологической науки определялись фактом появления институтов физической культуры, в которых психология двигательной активности неизбежно должна была стать обязательным предметом преподавания. Именно в тот период эта психологическая наука получила свое полное официальное наименование - "Психология физической культуры и спорта".

В 1917-1920 гг. такие направления советской науки о физическом воспитании, как физиология и биохимия спорта, динамическая анатомия и биомеханика физических упражнений, не выделялись в специальные разделы физиологии и анатомии, но были созданы некоторые предпосылки для их формирования: накоплен материал, подготовлены кадры. В исследуемый период ведущей среди медико-биологических дисциплин выступала теория врачебного контроля. В целом же в этот период был заложен фундамент для естественнонаучного подхода к физическому воспита-

нию и спорту. Роль же психологии из-за ее медленной переориентации или в силу наступившего кризиса психологической науки и затянувшегося поиска объективных методов исследования сводится практически к минимуму. Психология в своем прикладном аспекте работала лишь на таком материале, как обучение (педагогика и педология) и аномальное развитие (патопсихология). Много было сделано и практически, и теоретически, но основное состояло в том, что в рассматриваемый период психология выступила в качестве методологического, а не только идеологического основания для этих областей. Подчеркнем также, что зарождающуюся спортивную культуру не интересовали теоретические коллизии психологии, ей нужны были практические выкладки, результаты, а получить их она могла теперь только опосредствованным путем.

1920-1925 гг. - этап, когда вначале практики, а затем теоретики физического воспитания стали рассматривать спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, подчиненный всем принципам и правилам коммунистического воспитания. Другими словами, психология теоретически была ассимилирована в предмет педагогики, а методически - заменена объективным "псевдопсихологическим" физиологическим методом. Психологические феномены и явления уже не исследуются, они описываются и объясняются .

Экспериментальные исследования в области спортивной психологии были начаты в нашей стране в 1920-х гг., когда в Государственном центральном институте физической культуры Нар-комздрава была открыта лаборатория экспериментальной психологии и психотехники. В 1927, 1930 гг. двумя изданиями вышла монография "Психология физической культуры" А.П. Нечаева - первого отечественного спортивного психолога. В 1930 г. по его инициативе была открыта кафедра психологии, которую с 1932 г. возглавил Петр Антонович Рудик. Практически одновременно с московской кафедрой была открыта кафедра соответствующего профиля под руководством Авксентия Цезаревича Пуни в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта .

Реально психология спорта как наука зародилась в нашей стране после публикаций научных трудов П.А. Рудика ("Влияние мускульной работы на процесс реакции", 1925) и Т.Р. Никитина ("Значение внушения и подражания в деле физического воспитания", 1926). Работы профессора З.И. Чучмарева (1929) показали влияние уроков

физической культуры на интеллектуальные функции школьников и их умение управлять собой. А.Ц. Пуни (1929) определил влияние соревнований на психику спортсмена. Эти исследования наметили предмет психологии физического воспитания, проблематику и методы научного исследования.

К середине 30-х гг. курс психологии спорта читался студентам Государственного центрального ордена В.И. Ленина института физической культуры (ГЦОЛИФК) и Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, впоследствии получившего название Государственный дважды орденоносный институт физической культуры (ГДОИФК).

Приходится констатировать, что в период 30-х гг. усилился, а впоследствии, в 40-х гг., закрепился разрыв между предметом и методом психологии вообще и психологии спорта в частности. Методика "условно-безусловных рефлексов" стала надолго и методологией, и онтологией психологического исследования, при этом все остальное "выносилось за скобки". Механизм возникновения координации движения, формирование условных (в том числе и двигательных) рефлексов, морфологические и функциональные особенности кровообращения, дыхания, обмена веществ, нервной системы и др. стали основной областью проблем того периода.

Однако исследование влияния систематических занятий физическими упражнениями включало в себя и психологические измерения. Изучались процессы восприятия, внимания, памяти, реакции и другие проявления психики в спортивной деятельности (П.А. Рудик, 1930). Результаты физиологических и биометрических измерений соотносились с течением психических процессов и позволяли определить характер и степень положительного влияния занятий физическими упражнениями.

КАЗАКОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - 2014 г.

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    БУРЦЕВ В.А., БУРЦЕВА Е.В., ДРАНДРОВ Г.Л. - 2013 г.



  • Похожие публикации