Составить 8 сложноподчиненных предложений. СПП с несколькими придаточными: примеры

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Проверочная работа по русскому языку по теме

«Сложноподчинённое предложение»

8 класс

Вариант 1.

А. Барин смотрел на сад, и ему уже не хотелось уезжать отсюда.

Б. Открыли входную дверь, и с улицы повеяло запахом весны.

В. Конец зимы, и на деревьях без умолку кричат птицы.

Г. Он пригласил в гости товарища, который жил недалеко от него.

2. Найдите

А. Михаил Сергеевич даже не представлял, сколько сил отнимет болезнь.

Б. В саду красовались прекрасные цветы и кустарники, красивые деревья плодовые и хвойные.

В. Не то снег пошёл, не то кто-то разорвал перьевую подушку.

Г. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега полые холмы.

3. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания .

А. Всё произошло в мае когда деревья уже нарядились листвой.

Б. Дворник не рассказывал об этом случае никому, потому что ему никто бы не поверил.

В. Где нет любви к своему делу, там нет и критики.

Г. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.

4. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания .

А. Мария вбежала в коридор, где были разбросаны игрушки Феденьки.

Б. В том месте где зашло солнце, ещё рдели багряные полосы.

В. Теперь необычайная тишина стоит там, где раньше гремела война.

Г. Я отдыхал в роще, где красиво пел соловей.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждый надеялся(1) что(2) свернув на восток (3) товарищи большую часть пути пройдут по суровой местности(4) где не встретится ни одного поселения(5) и выйдут к южным склонам горного хребта.

А 1,3, Б 1,3,5 В 1,2,3,4. Г 1,2,4,5

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сегодня каждый слушает радио (1) смотрит телевизор (2) читает печатные издания(3) чтобы узнать всё (4) что происходит в нашем обществе (5) нашей стране.

А 1,2,3, Б 2,3,4, В3,4,5, Г 1,2,3,4,5

7. Укажите предложение с придаточным места.

А. В том саду, где маялись от солнца мелкие зверьки, пытались выжить и растения.

Б. Они не знали, где останутся на выходные.

В. Мы мечтали уйти туда, где можно спокойно поговорить наедине.

8. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.

А. Он поведал, где прошло детство брата.

Б. Он поспешил туда, где прошло детство брата.

В. Он побывал в городе, где прошло детство брата.

9. Укажите предложение с параллельным подчинением .

А. И потому, что я готовился все дни, я прошепчу, что всё на свете повторимо.

Б. Не думали они, что я в непроглядном тумане, в быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас страшный поток.

В. Мечталось мне, что сердце ярче вспоминает деревню, где под музыку сверчков я встретил тебя.

10. Укажите предложение, соответствующее данной схеме [ ,(), ]

А. Старик дошёл до нижнего пруда, куда врезался овраг, и повернул к деревне.

Б. Вот тот пригорок, где я недавно отдыхал.

В. Открыв глаза, я не смел подумать даже, где я, и долго-долго надо мной кружили птицы.

11. Укажите предложение, соответствующее данной схеме

, (), (), ()

А. Солнечным утром, когда пели птицы, когда ещё не просохла роса на кустарниках, вся команда прибежала встречать Гальку.

Б. В жизни девочки есть дни, которые ничто не радует из подаренных свертков, которые так ярко бросаются в глаза.

В. Мы отправились в путешествие, когда пошел теплый дождь, выглянуло из-за туч солнце.

12. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощь союзного слова.

А. Мирон исполнил так, как требовалось по закону.

Б. Пишу на фантике, потому что нет визитки.

В. С тех пор как я тебя нашел, прошло не меньше века.

13. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

А. В город мы попали вместе, что было всем понятно.

Б. Дожди размыли дорогу, так что дальше пришлось идти пешком.

В. Свет был очень тусклый, так что пришлось включить лампу.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

г

а

а

б

в

г

в

б

а

а

а

б

а

Вариант 2

1.Найдите сложноподчинённое предложение

А. Не соседи говорят о человеке, а те, кто с ним живет

Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

В. Их было очень много, все хотели пить.

Г. Кофе подали на веранде, где еще догорали последние лучи солнца.

2.Найдите сложноподчинённое предложение

А. Он то поднимался вверх, то начинал спускаться, то выбегал из дома.

Б. К утру совсем потеплело, зато в квартире стало заметно холоднее.

В. По вибрации пола можно было догадаться, едет машина или нет.

Г. Чем больше он слышал, что она пела, тем быстрее ему хотелось сбежать.

3. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания.

А. Наконец все знали, что Тамара не могла играть и, что недостаток это ничем нельзя было исправить.

Б. Скоро ты поймешь, сколько горя она тебе принесет.

В. Санки катились с горки словно, имели сзади огромный мотор.

Г. Ты не думай, что я шучу.

4. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания .

А. Мы совсем не помнили где сестра, оставила свою шубу и туфли.

Б. Как ни старался сторож, огурцы исчезали с поля всё чаще.

В. Все понимали, как Санька страдал в последние дни.

Г. Мари часто провожала сиротку до школьного забора, где всегда встречала подружка.

5. Укажите предложение, в котором на месте всех цифр должны стоять запятые.

А. Смысл задания заключался в том (1) чтобы все вовремя прибежали к столбу (2) окрашенному красной лентой (3) и поставили флаг на место.

Б. Мы с тобой еще не знали (1) мама (2) и папа с Таней будут ждать до вечера.

В. Снег падал крупными хлопьями (1) поэтому нам очень хотелось (2) чтобы он не заканчивался.

Г. Пес жалобно посмотрел на хозяина(1) который стоял (2) не двигаясь (3) и начал жалобно (4) во весь голос скулить.

6. Укажите цифры в каждом предложении, на месте которых должны стоять запятые.

А. А я утверждал ( 1 ) что все вместе ( 2 ) должны покупать продукты.

Б. Оттуда ( 1 ) где до этого теплился огонек ( 2 ) веяло совсем не добром ( 3 ) и заботой.

В. Трясясь все больше ( 1 ) при одной мысли ( 2 ) что они не вернутся ( 3 ) Василий понимал ( 4 ) всю опасность операции.

Г. Мишка долго не мог заснуть (1) потому что в мечтах приходила она (2) и манила мысль в те моменты совсем в другую сторону.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м времени .

А. Только на сегодня было заказано меню, когда приезжали на целую неделю.

Б. Мы проснулись ровно в тот момент, когда все уже собирались по домам.

В. Ты знаешь, сколько времени?

8 . Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м времени .

А. Человек живет ровно столько, сколько ему отмерил Бог.

Б. Ты спроси, как долго он будет меня изводить.

В. Машка знала, как долго продлится наказание.

9 . Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

А. В то время проходили солдаты, поэтому в деревне было шумно, а собаки лаяли все разом.

Б. Мы знали, как больно было расставаться, как слезы капали из глаз.

В. Самой большой ошибкой в своей жизни она считала момент, когда поступила в колледж и стала заниматься этим делом.

10.Укажите предложения, соответствующие схемам:

1. , (что), (что) и ().

2. , (которая), (как будто).

А.Когда я вспомню, что это случилось на моем веку и что нынче дожил я до царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения.

Б. Он вдруг перестал думать о войне, которая уже с год грозила государству, как будто опасности вовсе не было.

В. Пьер подумал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается и что Пьер должен прийти на помощь ему.

Г. Я был твердо убежден, что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос, выдержу ли я экзамен.

11. Укажите предложение, соответствующее схеме [ ,(), ].

А) Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких-нибудь глупостей.

Б) Чтоб избавиться от них, он закрыл глаза.

В) Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шепот.

12. Укажите предложение, соответствующее схеме:

, (когда…), (где).

А) Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

Б) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски.

В) Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.

Г) Никогда не следует одному бродить по тем местам, где вы были вдвоем.

Ответы.

1-В 2-Б

Понятия главного и придаточного предложения были введены в русскую синтаксическую науку в начале XIX столетия Н. И. Гречем. Он же подразделил придаточные предложения на предложения-существительные, предложения-прилагательные и предложения-обстоятельства (в последнем случае последовательней было бы сказать «предложения-наречия»).

Например, что дом его сгорел - придаточное-существительное, которого вы знаете - придаточное-прилагательное, когда возвратились из города - придаточное-обстоятельство (или, если быть последовательным, наречие).

Итак, в основе классификации Н. И. Греча лежит хотя и не вполне выдержанная, но достаточно ясная идея о параллелизме между придаточными предложениями и частями речи. Такой параллелизм действительно существует, и иметь его в виду необходимо.

На ином основании строится классификация Ф. И. Буслаева, разработанная в середине XIX столетия. В ней последовательно проведена идея о параллелизме между придаточными предложениями и членами простого предложения. Ф. И. Буслаев выделяет придаточные подлежащные (Кто вспыльчив, тот не зол), дополнительные (Говори, что полезно), определительные (Интересно беседовать с человеком, который многое испытал), обстоятельственные (Иди, куда должно). В свою очередь, обстоятельственные делятся на придаточные места, времени, образа действия, меры и счёта, причины, условные, уступительные и сравнительные. Ф. И. Буслаев не выделяет придаточного сказуемостного, т. к. преувеличивает организующую роль сказуемого и считает, что оно не может быть выражено придаточным предложением1 . (Этот тип выделил в начале XX столетия Д. Н. Овсянико- Куликовский. Пример сложноподчинённого предложения с придаточным сказуемостным: Я тот, кого никто не любит.)

Несомненно, что и параллелизм придаточных с членами предложения - это также реальный факт.

Грамматистам следующих поколений оставалось преодолеть частные упущения этих двух подходов и увязать их, как были увязаны теория частей речи и теория членов предложения. Однако развитие теории сложноподчинённого предложения пошло иным путём, путаным и полным разного рода неувязок. Обе теории стали подвергаться критике, зачастую необоснованной. Так, оба подхода оценивались как сводящие классификацию сложноподчинённых предложений к классификации придаточных. И если относительно подхода Н. И. Греча это было справедливо, то Ф. И. Буслаева в этом обвиняли напрасно: ведь он классифицировал в сущности не сами придаточные, а занимаемые ими позиции, вопрос же о наличии той или иной позиции того или иного члена предложения решается лишь в рамках предложения в целом, а не его придаточного звена. Скорее у Ф. И. Буслаева преувеличена как раз роль главного предложения, наличия в нем «свободного места» для того или иного члена, замещаемого придаточным. Но база для подхода к сложноподчинённому предложению как к целостному явлению в буслаевской концепции всё-таки есть.

Более обоснованным является упрёк этой теории в том, что не все типы придаточных укладываются в принятую схему. И если обстоятельства условия или уступки, не выделявшиеся в старых синтаксических работах, впоследствии были выделены, то так называемые относительные придаточные, которые относятся к главному в целом, явно нарушают определяющий принцип данной классификации.

Примеры таких предложений: Неисправная машина вышла в рейс, что и стало причиной катастрофы. Как уже говорилось ранее, не все мухоморы ядовиты. Из двадцати участников концерта вовремя прибыли только семеро, отчего начало представления сильно задержалось. Но и этот недостаток рассматриваемой классификации, как мы увидим далее, оказывается мнимым.

Тем не менее на протяжении всего XX столетия в русском синтаксисе предпринимаются попытки построить классификацию сложноподчинённых предложений на каких-то иных основаниях.

В так называемой формальной грамматике, господствовавшей у нас в 20 - 30-е годы, была предпринята попытка сгруппировать придаточные предложения по тем союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединялись к главным предложениям. Фактически это был возврат к идее HL И. Греча, но возврат неосознанный и ослож ненный эклектическим соединением с «логико-грамматическим» (бус- лаевским) подходом. Выделялись, например, придаточные с союзом что, но вместо того, чтобы попытаться найти в этих предложениях какую-то общую грамматическую семантику, их делили на предложения изъяснительные (представляющие собой объединение подлежащных и дополнительных), образа действия, сравнительные, а затем эти же типы обнаруживали в придаточных с другими союзами или союзными словами и т. д.

Однако самой путаной и непоследовательной оказалась так называемая структурно-семантическая классификация сложноподчинённых предложений, которая появилась во второй половине 50-х годов и к концу 60-х была внедрена в большинство учебников синтаксиса, включая и школьные.

Положительной чертой этой классификации является стремление подойти к сложноподчинённому предложению как к целостной структуре. Но и это стремление реализовано крайне неудачно. Сложноподчинённые предложения делятся на одночленные и двучленные, или, в более поздней терминологии, на предложения нерасчленённой и расчленённой структуры. Не говоря уж о неудачности терминов (выражение «нерасчленённая структура» применительно к сложному предложению звучит странно), сама суть этих понятий оказалась очень зыбкой и не достигла той цели, с которой они вводились. Предложениями расчленённой структуры были объявлены сложноподчинённые с обстоятельственными придаточными без соотносительных слов в главной части. Без какой-либо аргументации объявлялось, что они относятся не к глаголу, а ко всей главной части в целом. Правда, некоторые факты столь явно этому противоречат, что авторы новой схемы вынуждены делать оговорки. Например, В. А. Белошапкова признаёт, что в предложении Я хочу, если у меня будет свободное время, сегодня же прочесть эту книгу придаточное относится к глаголу прочесть. 2 Ср. ещё такую конструкцию: Играть, как мы играем сейчас, я тогда не умел, как не умел этого и мой брат. Здесь два придаточных образа действия, и если принять, что оба относятся к главной части в целом, то они должны быть признаны однородными. Ясно, однако, что однородности здесь нет, поскольку первое относится к глаголу играть, а второе - к глаголу неумел. Видимо, под давлением подобных фактов в академической «Русской грамматике» констатируется даже, что «разграничение двух групп предложений по признаку присловности или неприсловн ости придаточной части или, что то же самое, по признаку нерасчленённости или расчленённости их структуры не является абсолютным: при определённых условиях это разграничение может быть ослаблено ми вообще теряет свою значимость»1®. При всём том и в этой книге оно поставлено во главу угла.

Между тем, придавая такое значение «присловности», то есть наличию соотносительного слова, авторы новой схемы повторили ошибку Ф. И. Буслаева - преувеличили роль структуры главного предложения. Разумеется, надо различать случаи, когда придаточная часть занимает позицию того или иного члена главной, и случаи, когда она раскрывает содержание того или иного семантически неполноценного слова, занимающего такую позицию, но вряд ли на этом основании можно относить к разным типам придаточные в таких, например конструкциях, как Я иду, куда меня послали и Я иду туда, куда меня послали. (Тем более что авторы структурно-семантической схемы критикуют «логикограмматическую» классификацию за то, что в ней к разным типам относится придаточное, например, что трудно было дышать при разной главной части; Было так жарко, что... - обстоятельственное, Наступила такая жара, что.. - определительное, Жара была такая, что... - сказуемостное) .

Однако структура главной части не выдерживается как основание рассматриваемой классификации. Так, придаточные определительные, включённые в разряд присловных, квалифицируются как присубстан- тивные независимо от наличия при существительном соотносительного словам Я беспокоюсь о молодёжи, которая не нашла себя е новых условиях и...о той молодежи, которая не нашла себя в новых условиях - там и там придаточное присубстантивное. Между тем во втором случае придаточное относится к соотносительному слову, что видно из такой, например, перестройки: Я беспокоюсь о тех из молодёжи, которые..., а не которая (не говоря уж о возможности конструкций вида о тех, которые..., т. е. вообще без субстантива). Кроме того, определительным признаётся лишь предложение с относительной связью. Не включаются в этот разряд конструкции типа Я подобрал такую ширину дверного полотна, что (чтобы) дверь подходила к двум из четырёх проёмов. С явной натяжкой они включаются в придаточные степени. Таким образом, в данном случае во главу угла ставится уже структура придаточной части. Но и это не все. В конструкциях Дед ушёл в комнату, которую ему отвели под жильё и Дед ушёл в комнату, которую больше уже не покидал придаточные также квалифицируются как различные, несмотря на идентичность структуры обеих частей, главной и придаточной: во втором случае обнаруживается так называемое повествовательно-распространительное предложение - на основании семантики придаточной части.

Таким образом, в разных случаях в рассматриваемой

классификации за основу берется то структура главной части, то структура придаточной, то семантика (имеется в виду лексическая семантика) той или другой. Лишь в условиях стремления к безальтернативности учебников столь неудачная и непоследовательная схема могла столь широко распространиться в учебной литературе.

Возвращаясь к «логико-грамматической» классификации,

рассмотрим внимательнее тот тип придаточных, который не укладывается в параллели с членами простого предложения, - придаточные относительные. Вот несколько примеров: Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами (А. Пушкин); На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся (К. Чуковский); Случай этот, как я понял впоследствии, свидетельствовал о необыкновенном творческом покое артиста (R Черкасов). Почему во всех этих случаях в главной части действительно невозможно найти слово, к которому относится придаточное звено? Почему здесь придаточное действительно относится ко всему главному в целом? Потому что если в других конструкциях придаточные либо замещают, либо разъясняют член главной части, то здесь, наоборот, главные разъясняют член придаточной части: в 1-м примере - подлежащее что, во 2-м - дополнение чего, в 3-м обстоятельство как. Уже из этих трёх примеров видно, что на самом деле перед нами не однотипные, а весьма разнообразные придаточные, объединяемые однако тем, что главная часть здесь как бы включается в придаточную.

В данной главе:

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: .

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений - СПП.

Независимая часть СПП - главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП - подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов . Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее )

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление - это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что , как , чтобы , ли ):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой , который , чей , что ; где , куда , откуда , как ):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными : (с союзными словами что (в любом падеже), отчего , почему , зачем ):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными :

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где , куда , откуда ):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если , коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что ):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя ):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как , будто , словно , чем ):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что , чтобы и союзные слова: сколько , насколько ):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что , чтобы , будто , как будто , точно , словно и союзное слово как ):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто , как только , лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как ; несмотря на то что ; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время , причина , цель , условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как ; в то время пока ; с той целью чтобы ; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто , что , какой , каков , который , чей , сколько , стоящие в разных формах, а также наречия где , куда , откуда , когда , зачем , как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую - союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что , как , когда .

Я думаю, что она приедет завтра.

(что - союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что - союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда )

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ] 1 , (чтобы…) 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю 1 ,/чтобы она была счастлива 2 .

(чтобы…) 1 , […] 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива 1 ,/ Митя сделает всё 2 .

[… , (чтобы…) 2 …] 1 - сложноподчинённое предложение, например:

Митя 1 ,/ чтобы она была счастлива 2 ,/ сделает всё 1 .

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?

  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?

  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?

  5. К какому типу относится СПП: Я думаю, что мы обязательно встретимся.?

  6. К какому типу относится СПП: Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?

    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?

    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: Я спал, когда он пришёл .?

    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?

    • союзное слово

Правильные ответы:

  1. СПП с придаточным изъяснительным
  2. СПП с придаточным определительным
  3. СПП с придаточным присоединительным
  4. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  5. союзное слово
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Вконтакте



Похожие публикации