Как получить электронную подпись для участия в закупках. Назначение контрактным управляющим сотрудника без эцп Пошаговая инструкция настройки ЭЦП

Электронная подпись (ЭП) сегодня широко применяется различными субъектами хозяйственной деятельности. Без нее невозможно удаленно подать отчетность, обратиться в государственный орган, подписать электронный документ. Для участия в торгах электронная подпись необходима и заказчику, и исполнителю. Какая именно ЭЦП подойдет? Как ее получить? Об этом расскажем в статье.

Что такое ЭЦП

Цифровая подпись - эта информация о лице в электронной форме, которая хранится на специальном носителе в закодированном виде. Сертификат ЭП содержит данные о наименовании или ФИО лица, его ИНН, КПП (для организаций), ОГРН, должность и полномочия владельца.

Правовая основа применения электронной подписи - Федеральный закон № 63-ФЗ от 6 апреля 2013 года. В нем определено, какие существуют виды подписей, в каких случаях должна применяться каждая из них, в каком порядке признается юридическая сила подписанных ЭЦП документов и много других нюансов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

В соответствии с этим законом ЭП бывают трех видов :

  • простая электронная подпись;
  • усиленная неквалифицированная электронная подпись;
  • усиленная квалифицированная электронная подпись.

Для участия в торгах оформляются подписи с полномочиями :

  • администратор организации;
  • уполномоченный специалист;
  • специалист с правом подписи контракта.

Подписи конкретного лица можно присвоить любые из этих полномочий и даже несколько. Все зависит от того, что нужно организации.

Какая подпись нужна для торгов по 44-ФЗ

Всем участникам торгов, которые проводятся , понадобится обзавестись ЭП:

  • заказчикам - усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • поставщикам - усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Подпись пригодится на каждом из этапов торгов и при проведении любых операций на ЭТП. Также стоит учесть, что требования к наличию подписи не зависит от того, на федеральной или коммерческой площадке собирается работать организация. Подпись понадобится на любой ЭТП , однако разная. Существуют ЭЦП, которые позволяют участвовать в торгах только на федеральных площадках, но есть и такие, которые включают и работу на коммерческих.

Обратите внимание! Подпись, которая оформлена для участия в аукционах по 223-ФЗ, не подойдет для торгов по 44-ФЗ.

Короткое видео о выборе ЭЦП для поставщика:

Где взять электронную подпись?

Куда обратиться за подписью, зависит от того, в каком качестве организация собирается принимать участие в торгах:

  1. В качестве заказчика . В этом случае ЭЦП выдает территориальный орган Федерального казначейства. Полученный сертификат будет действовать на любой федеральной площадке.
  2. В качестве поставщика (исполнителя, подрядчика). За ЭЦП следует обращаться в удостоверяющий центр (УЦ).

Как выбрать удостоверяющий центр?

Разные площадки устанавливают собственные требования к удостоверяющим центрам. Поэтому начать процесс следует с выбора ЭТП , на которой будет производиться участие в торгах.

  • посетить сайт ЭТП и найти на нем перечень удостоверяющих центров;
  • выбрать один из них и уточнить, какие документы понадобятся;
  • собрать пакет документов и отправляться за подписью.

Нередко у заказчиков возникает вопрос: на кого необходимо делать электронную подпись - на руководителя, на , на них обо и х? Ответ прост - на того, кто будет подписывать документы на ЭТП, в том числе контракты. Кого наделить такими полномочиями - руководителя или специалиста по закупкам - это решает сам заказчик.

Комплект для документов для оформления ЭЦП

Минимальный набор документов обычно примерно таков:

  • заявление на изготовление ключ ЭЦП;
  • документы, на основании которых действует организация и ее руководитель - копия Устава, выписка из реестра, копия приказа о назначении директора;
  • документы лица, на которого будет оформлена ЭЦП, в том числе доверенность на осуществление полномочий, которые будут в ней прописаны;
  • если владелец подписи подает документы через представителя, то доверенность на его имя.

Когда подпись готова, удостоверяющий центр выдаст:

  1. Токен . Ключ ЭЦП - это файл, который размещается на специальном устройстве - токене. На нем должны находиться:
    • файл ключа;
    • файл сертификата ключа проверки ЭЦП.
  2. Копию сертификата проверки ключа на бумаге с подписью и печатью УЦ.
  3. Лицензию на право использования средства электронной подписи (программа для ПК).
  4. Цифровой носитель с установочными файлами этой программы и документацией.

Как хранить ЭЦП

К хранению электронной подписи следует относиться ответственно. По правилам свою ЭЦП запрещено передавать для пользования другим лицам, но на практике это случается повсеместно.

Вместе с токеном будет выдан защищающий его пин, который следует хранить конфиденциально. В этом случае даже при утере носителя никто не сможет воспользоваться цифровой подписью. Если носитель утерян , необходимо обратиться в удостоверяющий центр. Старый ключ будет аннулирован, а вместо него для пользователя будет изготовлен новый. Правда, придется вновь оплатить изготовление ЭЦП.

Организовывать госзакупки в учреждениях и ведомствах РФ позволено только специалистам этой сферы - контрактному управляющему или же контрактной службе. В статье мы рассмотрим, что необходимо учитывать при создании такой службы или назначении управляющего.

Обязанности контрактного управляющего или контрактной службы

Согласно ст. 38 Закона 44-ФЗ о контрактной системе закупок, создавать контрактную службу должны те учреждения, годовой объем закупок которых, указанный в их плане-графике, составляет 100 млн. рублей. В тех учреждениях, в которых эта сумма меньше, а контрактная служба в них вовсе отсутствует, должно быть назначено должностное лицо, отвечающее за проведение закупок - контрактный управляющий.

Согласно ст. 38 Закона 44-ФЗ, среди обязанностей контрактной службы или управляющего наличествуют:

  • проведение разработки планов и планов-графиков закупок и их размещение в единой информационной системе (ЕИС);
  • организация закупок и заключение контрактов по ним;
  • принятие участия в рассмотрении дел, касающихся обжалования результатов определения победителей тендеров закупок и подготовка материалов, необходимых для претензионной работы;
  • проведение консультаций с исполнителями контрактов для того, чтобы определить уровень конкуренции на рынке, поиска лучших решений в организуемых госзакупках и выполнения других функций.

В пункте 3 ст. 38 Закона 44-ФЗ сказано, что контрактная служба должна действовать в соответствии с регламентом, который был разработан и утвержден на основе типового регламента, который, в свою очередь, был утвержден органом федеральной исполнительной власти, отвечающим за регулирование в области сферы закупок по контрактной системе. Для предварительной подготовки регламента учреждения можно воспользоваться регламентом, разработанным Минэкономразвития.

Образование специалистов по закупкам

Согласно ст. 9 Закона 44-ФЗ, к заказчикам применим принцип профессионализма. Он предусматривает, что заказчик должен привлекать к работе с закупками квалифицированных специалистов, которые имеют как теоретические знания, так и навыки работы в сфере закупок.

В учреждениях должны быть приняты меры для поддержания и повышения уровня профессионализма и квалификации специалистов по закупкам. В том числе - и путем их переподготовки в соответствии с законами РФ. Но тут важно отметить, что работников, имеющих высшее или дополнительное образование в сфере закупок в России не так много.

Сейчас ни вузы, ни другие образовательные учреждения не обучают специалистов по закупкам в необходимом количестве. В Минобрнауки согласовывают планы по подготовке соответствующих методических рекомендаций для создания программ дополнительного профобразования.

Но прежде чем направлять работника в образовательное учреждение на обучение по курсу госзакупок и закупок частных компаний, стоит ознакомиться с лицензией на предоставление этим заведением образовательных программ.

Особенно остро кадровый вопрос закупочной сферы стоит в тех организациях, которые занимаются закупочной деятельностью в больших масштабах и нуждаются в услугах контрактной службы. Так как деятельность таких организаций обширная, то знаний у специалистов по закупкам должно быть достаточно для принятия решений по юридическим, бухгалтерским, экономическим или другим вопросам.

До 1 января 2016 года место специалиста по закупкам в учреждении может занимать лицо, обучившееся в высшем учебном заведении или на дополнительных образовательных курсах по программе размещения заказов. Это те специалисты, которых готовили для работы по закону 94-ФЗ «О размещении заказов на выполнение работ, поставки товаров или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд».

Обучение закупочной деятельности своих сотрудников

Контрактную службу на предприятии можно создать и из числа работающих сотрудников. Для этого необходимо издать соответствующий приказ, а новые дополнительные обязанности сотрудников отразить в трудовых договора и должностных инструкциях.

Такая возможность реализуется на основе ст. 74 Трудового кодекса России, которая регламентирует возможность изменения трудового договора по причинам, связанным с тем, что в условия труда были внесены организационные или технологические правки. Если по технологическим и организационным причинам сохранения ранее составленного трудового договора невозможно, то работодатель вправе изменить его, но с сохранением трудовой функции сотрудника. О внесении изменений и вызвавших их причинах работодатель должен проинформировать работника в письменной форме в срок не позже 2 месяцев до внесения изменений.

В случае несогласия работника на новые условия, работодатель должен предложить ему в письменной форме другую имеющуюся работу, соответствующую квалификации этого сотрудника или нижестоящую по должности и оплате работу, выполнимую работником с учетом состояния его здоровья. Если такая работа отсутствует у работодателя или работник отказывается от имеющейся работы, трудовой договор между ними разрывается, что соответствует ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса России.

№ 12-673/2016

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Советского районного суда г. Махачкала Махатилова П.А., рассмотрев жалобу главного врача ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ» ФИО1, на постановление заместителя Службы государственного финансового контроля РД ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении предусмотренном ч.4.2 ст. РФ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем Службы государственного финансового контроля РД ФИО2 в отношении должностного лица – Главного врача ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ» ФИО1, вынесено постановление по делу об административном правонарушении№05-42/244/16 от которым должностное лицоФИО1, являющийся Главным врачом ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2ст. РФвыразившегося в том, что аукционная документация не содержит условия банковской гарантии, предусмотренные ст. 45 Закона о контрактной системе, а также в связи с нарушением п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе

Не согласившись с данным постановлением, главный врач ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ» ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление Службы в сроки, установленныест.30.3 КоАП РФ, в которой просит отменить обжалуемое постановление, поскольку Служба нарушила нормы процессуального права и в нарушении ст. РФ привлекло должностное лицо, которое не подлежало привлечению к административной ответственности. Обжалуемое постановление вынесено в нарушении правил, установленные нормами ст. РФ. Просил суд, признать вынесенное постановление незаконным.

В судебном заседании представитель главного врача ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ» по доверенности адвокат ФИО3 жалобу поддержал по указанным в нем основаниям, просил отменить постановление должностного лица Службы от ДД.ММ.ГГГГ № и пояснил, что в ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ» приказом от ДД.ММ.ГГГГ № была создана контрактная служба. В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона № –ФЗ было утверждено положение о контрактной службе от ДД.ММ.ГГГГ. На основании созданной контрактной службы, приказом назначен контрактный управляющий и в соответствии с должностными инструкциями определены права и обязанности. Ст. РФ предусматривает, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как установлено примечанием к ст. РФ, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.7.29-7.32, несут административную ответственность как должностные лица. Таким образом, нарушение ФЗ- 44 подлежит ответственности контрактный управляющий, а не Главный врач, которым были предприняты все, необходимые меры по исполнению закона, создана контрактная служба, определено должностное лицо, утверждено типовое положение.

Представитель Службы по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что должностное лицо - главный врач ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ» ФИО1 обосновано привлечен к административной ответственности, так как им были нарушении положения Закона ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее –ФЗ-44).

В соответствии с должностными инструкциями в обязанности контрактного управляющего не входит утверждение документации о закупке, следовательно, ответственность за данное правонарушение он нести не может.

Возложение на должностное лицо дополнительных обязанностей является нарушением трудового законодательства.

Руководитель заказчик, как должностное лицо, которое действует от имени бюджетного учреждения без доверенности, должен сам утверждать документацию о закупке, либо назначить должностное лицо, ответственное за ее утверждение.

Каких-либо доказательств, что на контрактного управляющего были возложены обязанности по утверждению документации о закупке в материалах дела не имеется. Таким образом, в связи с тем, что обязанности не были возложены на контрактного управляющего, ответственность несет именно ФИО1, как должностное лицо.

Контрактный управляющий не был наделен правом использования электронной цифровой подписи главного врача при размещении информации в ЕИС, в частности, извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещены с использованием электронной цифровой подписи ФИО1

В связи с изложенным просил суд, отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав участников процесса, исследовав материал дела, суд приходит к следующему.

В силуст. 24.1 КоАП РФзадачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласност. 26.1 КоАП РФпри разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласност. 2.4 КоАП РФдолжностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Как установлено примечанием к ст. РФ, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.7.29-7.32, несут административную ответственность как должностные лица.

Довод представителя Службы о том, что контрактный управляющий не был наделен полномочиями по утверждению документации о закупке, является несостоятельным.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе, контрактный управляющий осуществляет функции и полномочия, определенные п. 1-6 ч. 4 ст. 38 Закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ Контрактная служба и контрактный управляющий осуществляют следующие основные функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, подготавливают вносимые в него изменения, размещают указанные документы в ЕИС (п. 1 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

2) разрабатывают план-график и вносимые в него изменения, размещают указанные документы в ЕИС (п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

3) подготавливают и размещают в ЕИС извещения, документацию о закупках (при необходимости), подготавливают и направляют приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов (п. 4 ч. 4 ст. 38 N 44-ФЗ);

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков и подготавливают материалы для выполнения претензионно-исковой работы (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

6) при необходимости организовывают консультации с поставщиками и участвуют в них (п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

7) выполняют иные полномочия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 38 данного Закона).

К указанным полномочиям относится, в том числе и обязанность по утверждению документации о закупках.

Приказом главного врача ГБУ «Буйнакская ЦГБ» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № в ГБУ РД «Буйнакска» была создана контрактная служба. На основании указанного приказа было утверждено положение о контрактной службе от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № назначен контрактный управляющий - бухгалтер ФИО5, для которой утверждена должностная инструкция контрактного управляющего, хотя она в силу закону не является обязательным локальным актом.

В материалах дела отсутствует приказ главного врача ГБУ «Буйнакская ЦГБ» ФИО1 о возложении на ФИО5 обязанностей по утверждению документации о закупках.

Между тем, в п. 2.3 в обязанности контрактного управляющего входит осуществление подготовки и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов.

По мнению председателя Службы, эти обязанности должны быть дословно прописаны в должностной инструкции. Указанный довод представителя Службы не основан на законе.

Отсутствие указанного приказа или прямого указания в должностной инструкции, не свидетельствует об отсутствии у ФИО5 обязанности по утверждению документаций о закупках, поскольку такая обязанность у контрактного управляющего возникает в силу п.п.3, 7 ч. 4 ст. 38, ч, а также из под. «ж» п. 13 Положения о контрактной службе, утвержденной главным врачом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ

Полномочия контрактной службы подробно определены в Типовом положении.

Нормативно-правовой акт, детализирующий полномочия контрактного управляющего, отсутствует.

Из данного перечня, а также из целей создания контрактной службы, определенных в Типовом положении следует, что контрактная служба, контрактный управляющий призваны обеспечивать выполнение всех полномочий заказчика, а также всех необходимых мер для своевременного направления информации о заключенных контрактов, а также принятие всех мер, предусмотренных законодательством о контрактной системе, в том числе и обязанности по утверждению документаций о закупках.

Таким образом, довод, что в должностные обязанности КУ не входит обязанность по утверждению документаций о закупках, несостоятелен.

При указанных обстоятельствах неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности, контрактный управляющий подлежит административной ответственности. Суд также не может согласиться с доводами представителя Службы о нарушении главным врачом ГБУ «Буйнакская ЦГБ» ст. ФЗ «Об электронной подписи».

В соответствии с Положением о контрактной службе ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ работники контрактной службы, виновные нарушении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иных нормативных правовых актов, предусмотренных указанным Законом, а также норм настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из толкования п.1 ст.10 Закона N 63-ФЗ «Об электронной подписи» предполагает не передачу права использования усиленной электронной подписи другому лицу на основании какого-либо распорядительного документа либо доверенности (ст. ), а только указывает на техническую возможность простановки электронной подписи другим лицом с согласия, и под контролем владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, что не мешает ФИО5 под контролем ФИО1 устанавливать карту памяти с ключом в компьютер, для выполнении своих функций.

Непосредственно же передачу права использования ЭЦП, от её владельца иному лицу Закон N 63-ФЗ не предполагает и потому ФИО1 права на использование ЭЦП никому не передавал, да и не может в силу Закона и поэтому такие доказательства, в подтверждении наделения контрактным управляющим правом использования ЭЦП, не имеются. То обстоятельство, что в контрактных документах стоит подпись ФИО1, с учетом жёстких ограничений на передачу права пользования ЭЦП не опровергает, что подпись технически возможным путем осуществлена именно ФИО5

Из обжалуемого постановления следует, что при его составлении присутствовал представитель заказчика ФИО6, который привел конкретные доводы, по которым он посчитал, что в действиях ФИО1 нет состава административного правонарушения. Однако оценка указанных доводов была дана в нарушении ст. ст. , РФ.

решил:

Жалобу главного врача ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ» ФИО1, удовлетворить.

Постановление заместителя Службы государственного финансового контроля РД № от ДД.ММ.ГГГГ о привлеченииглавного врача ГБУ РД «Буйнакская ЦГБ» ФИО1 к административной ответственности по ч. 4.2ст. РФ - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. РФв отношенииФИО1 прекратить, на основании п. 2 ч.1ст. РФ, т.е. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья ФИО7

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Суд:

Советский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Ответчики:

ГБУ РД "Буйнакская ГЦБ" Мамаев Магомед Ахмедович

Судьи дела:

Махатилова Патимат Абдусамедовна (судья)

Судебная практика по:

По доверенности

Судебная практика по применению норм ст. 185, 188, 189 ГК РФ

В настоящей статье мы расскажем, что такое электронная подпись, какие виды электронных подписей предлагаются на рынке и как выбрать то, что Вам действительно необходимо.

В современной экономике с развитием информационных технологий и появлением электронного документооборота подписание файла графическим способом не имеет никакого смысла. Подпись уполномоченного лица, внесенную в электронный документ графическим способом, можно легко подделать. Это привело к появлению электронной подписи, математический алгоритм которой исключает возможность подделки.

Что же такое электронная подпись. Ответить на этот вопрос несложно. Электронная подпись (ранее употреблялся термин «электронно-цифровая подпись») - это информация в электронной форме, служащая для идентификации лица, подписывающего электронный документ.

Если графическая подпись наряду с печатью (для юридического лиц) входит в перечень обязательных реквизитов бумажного документа, то электронная подпись является полноценным реквизитом документа в электронном виде. Она защищает информацию от подделки, внесения искажений и позволяет однозначно идентифицировать подписавшееся лицо, которое владеет ключом.

В сертификате ключа проверки электронной подписи содержатся:

Уникальный номер сертификата ключа проверки электронной подписи, дата начала и окончания срока действия такого сертификата;

Фамилия, имя и отчество (для физических лиц), наименование и место нахождения - (для юридических лиц) и иная информация, позволяющая идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи (ИНН, ОГРН, КПП, ФИО и должность владельца и т.п.);

Уникальный ключ проверки электронной подписи;

Наименование удостоверяющего центра, который выдал сертификат ключа проверки электронной подписи.

Использование электронной подписи в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В соответствии со ст. 5 федерального закона № 63-ФЗ видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. При этом различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

Избегая сложных технических терминов можно сказать, что простая электронная подпись и усиленная неквалифицированная электронная подпись аналогичны графической подписи на документах, а усиленная квалифицированная электронная подпись равнозначна подписи, заверенной печатью организации. Для создания усиленной квалифицированной электронной подписи используются механизмы криптозащиты, прошедшие сертификацию в ФСБ РФ.

Электронная подпись обычно изготавливается в виде USB-брелоков («флешка», «токен»). Реже для хранения ключа используются смарт-карты, дискеты, «таблетки» Touch-Memory .

Электронная подпись может использоваться для целей ведения документооборота как внутри компании, так и с внешними структурами, для взаимодействия с государственными органами, а также для доступа к государственным услугам или для участия в торгах на электронных торговых площадках.

Электронная подпись для торгов предоставляет доступ к электронным торговым площадкам закупок федерального и муниципального уровня, коммерческим площадкам и площадкам по банкротству и реализации имущества.

Попробуем разобраться, какая именно электронная подпись требуется для участников госзакупок . Для этого обратимся к Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вступившая в силу с 1 июля 2018 года редакция статьи 5 Федерального закона № 44-ФЗ дает ответ на этот вопрос:

Допускается обмен электронными документами между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки.

- квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами), создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Итак, если Ваша компания планирует принять участие в государственных закупках, проводимых в электронной форме, для подачи заявок Вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись .

Для организации документооборота с другими государственными органами - например, ФНС, ПФ, ФСС, или подачи жалобы в ФАС также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.

На кого стоит оформлять электронную подпись участнику закупок. Самый простой и логичный вариант - на руководителя компании, если конечно он не против этого. Если же руководитель предпочитает сосредоточиться на управлении компанией, не имеет свободного времени лично заниматься участием компании в госзакупках и предпочитает возложить эту обязанность на своих подчиненных (согласитесь, его тоже можно понять), то возможно следующее распределение ролей пользователей электронной подписи в организации:

Администратор - управляет учетными записями, регистрирует или блокирует электронные подписи, вносит изменения в сведения об организации;

Уполномоченный специалист - направляет запросы на разъяснение условий закупки, подает заявки на участие в аукционах, подает ценовые предложения (участвует в торгах), оформляет возврат обеспечения тендерных заявок;

Специалист с правом подписи контракта - подписание контрактов в случае победы в аукционе.

Но это, пожалуй, актуально только для крупных компаний. На практике, в малых и средних компаниях электронная подпись часто оформляется на руководителя, а пользуется ей от его имени уполномоченный руководителем сотрудник, которому передается электронный носитель.

Для получения электронной подписи необходимо обратиться в любой из аккредитованных удостоверяющих центров, предоставив необходимый пакет документов. Для юридических лиц примерный перечень документов будет выглядеть следующим образом:

1. Анкета-заявление на изготовление электронной подписи.

2. Копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

3. Копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

4. Копия документа о назначении руководителя, заверенная подписью руководителя и печатью организации, если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя руководителя организации.

5. Доверенность, подтверждающая полномочия владельца сертификата ключа ЭЦП, заверенная подписью руководителя и печатью организации, если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя уполномоченного представителя организации.

6. Копия паспорта гражданина Российской Федерации, на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП (владелец сертификата).

7. Согласие на обработку персональных данных пользователя.

Состав пакета документов для различных удостоверяющих центров может незначительно отличаться.

Для работы с электронной подписью необходимо соответствующим образом настроить компьютер (рабочее место) пользователя. В частности, необходимо установить:

Программу "Крипто-ПРО" - платная лицензия (на год) и сама программа (дистрибутив) обычно продаётся в комплекте с электронной подписью. Возможна бесплатная установка программы без номера лицензии на ознакомительный период 3 месяца;

Библиотеку CAPICOM (скачивается бесплатно);

Для некоторых электронных торговых площадок может понадобиться установка дополнительных программ-клиентов и настройщиков.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на процессе настройки рабочего места пользователя электронной подписи. В случае необходимости, рекомендуем Вам воспользоваться услугами специалистов. Работа по настройке рабочего места может быть выполнена дистанционно.

А что же заказчик государственных закупок - ему также необходима электронная подпись. Также как и участнику закупок, заказчику необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Но получать он ее будет не в удостоверяющем центре, а в соответствующем территориальном управлении Федерального Казначейства. На официальном сайте этого учреждения можно ознакомиться с порядком получения электронных подписей.

В отличие от участников закупок, государственным заказчикам требуется оформить усиленную квалифицированную электронную подпись.

В заключение темы скажем несколько слов об использовании электронной подписи для организации закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ.

Для юридического лица, выступающего в роли заказчика, необходимо пройти процедуру обязательной регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Данная система создана Минкомсвязи РФ в рамках инфраструктуры электронного правительства и предназначена для упорядочивания и централизации процесса регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей.

Для регистрации в ЕСИА необходимо использовать квалифицированную электронную подпись, выданную на имя руководителя юридического лица или на лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица. Такие сертификаты выдаются аккредитованными Минкомсвязью России удостоверяющими центрами.

В то же время, для размещения в ЕИС допускается использование заказчиками по 223-ФЗ как сертификатов, выданных удостоверяющим центром Федерального Казначейства, так и сертификатов, выданных аккредитованными удостоверяющими центрами. Сертификат должен содержать следующую информацию: ФИО пользователя, СНИЛС пользователя.

Все особенности работы в ЕИС в рамках закона № 223-ФЗ, включая регистрацию и размещение информации, подробно описаны в инструкциях, размещенных в общедоступной части сайта zakupki.gov.ru.

Что касается участников закупок, проводимых в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, то требования к используемым электронным подписям определяют соответствующие электронные торговые площадки, на которых проводятся электронные процедуры. Учитывая, что количество коммерческих ЭТП превышает 4 тысячи, то мы не будем подробно останавливаться на этой теме. Отметим только, что подобная информация может быть без особых сложностей найдена на сайте соответствующей электронной торговой площадки.

Несколько особняком стоят закупки, проводимые в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно коммунального хозяйства". В рамках этого закона территориальными организациями Фонда проводятся закупки работ по капремонту многоквартиных домов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 615 от 01.07.2016 года порядок проведения закупок аналогичен порядку закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ). Соответственно, аналогичным образом выглядят требования к электронной подписи.

Если же у Вас возникают сложности с выбором или получением электронной подписи, Вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Кредитно-Страхового агентства, оставив заявку на сайте: Мы поможем Вам получить необходимую электронную подпись в самые короткие сроки по ценам удостоверяющего центра.

Используйте свое время для развития бизнеса, доверьте решение проблем с участием в государственных или корпоративных закупках специалистам!

Кредитно-Страховое агентство - Ваш надежный помощник в сфере госзакупок!



Похожие публикации