Культурология радугин. А

Хрестоматия по культурологии (Радугин А.А.)

Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы. В соответствии с требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в текстах освещаются сущность и предназначение культуры, основные школы в культурологии, история мировой и отечественной культуры, вопросы сохранения мирового и национального культурного наследия.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Предисловие

Раздел первый. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

тема 1. Культура как предмет культурологии

Э. Дюркгейм 12

тема 2. Основные школы и концепции культурологии

И.Г. Гердер 27

Г.В.Ф. Гегель 43

А. Шопенгауэр 49

Ф. Ницше 51

О. Шпенглер 58

Н.А. Бердяев 81

Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда

З. Фрейд 104

Культура и коллективное бессознательное: концепция К.Г. Юнга

К.Г. Юнг 126

Й. Хейзинга 131

К. Леви-Строс 133

Ж. Деррида 137

тема 3. Культура как система

Н.П. Огарев 144

Р. Белла 145

М.М. Бахтин 155

С. Норман 156

К.Д. Кавелин 161

тема 4. Взаимоотношения идеологической и гуманистической тенденции в художественной культуре

Н.Г. Чернышевский 203

Ж.П. Сартр 205

К. Маркс 206

Ф. Энгельс 206

В.С. Соловьев 207

С.Н. Булгаков 210

М.М. Бахтин 213

М. Хайдеггер 214

Раздел второй. РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

тема 5. Миф как форма культуры

А.Ф. Лосев 218

С.А. Токарев 219

А.А. Потебня 223

Д.Д. Фрэзер 232

Э. Кассирер 236

А. Белый 244

тема 6. Культура Древнего Востока

Бхагавадгита 249

Махабхарата 250

Рамаяна 255

Типитака 258

Нирвана 259

Лао-Цзы 261

Конфуций 263

тема 7. История античной культуры

Платон 266

Аристотель 276

Гораций 283

тема 8. Христианство как духовный стержень европейской культуры

Библия 288

М. Вебер 292

тема 9. Культура Западной Европы в средние века

Августин 305

Ценность как основополагающий принцип культуры

П.А. Сорокин 308

Р. Генон 311

Ле Гофф Ж. 319

тема 10. Культура западноевропейского Возрождения

Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения

Л. Валла 335

Д. Пико Дела Мирандола 345

Д. Бруно 353

М. Монтень 355

тема 11. Реформация и ее культурно-историческое значение

М. Вебер 373

тема 12. Культура эпохи Просвещения

Н. Буало 386

тема 13. Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления

Н.А. Бердяев 404

тема 14. Художественная культура ХХ века: модернизм и постмодернизм

Технический манифест футуристической литературы 416

Первый манифест футуризма Ф.Т. Маринетти 421

Манифест сюрреализма 1924 год. Андре Бретон 426

Манифест дадаизма 446

Хаусман и другие 448

Манифест сюрреализма. Иван Голль 449

Ю. Хабермас 451

Ж.-Ф. Лиотар 467

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ России

тема 15. Становление и развитие культуры России

С.М. Соловьев 472

П.Н. Милюков 480

Л. Шестов 487

Г.П. Федотов 488

В.И. Иванов 495

Д.С. Лихачев 498

В.В. Вейдле 505

Д.С. Лихачев 517

Н.А. Бердяев 521

И.А. Ильин 528

М. Горький 529

В.И. Ленин 546

тема 16. "Серебряный век" русской культуры

В.Я. Брюсов 552

В.И. Иванов 558

тема 17. Советский период развития культуры России

А.А. Жданов 556

Название: Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие
Автор: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. (сост.)
Издательство: М.: Центр
Год: 1998
Страниц: 592
Формат: PDF
Размер: 2,78 Мб
Качество: отличное
Язык: Русский
ISBN 5-88860-044-Х
Серия: Alma mater

Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы. В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в текстах освещаются сущность и предназначение культуры, основные школы в культурологии, история мировой и отечественной культуры, вопросы сохранения мирового и национального культурного наследия.Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.
Содержание
Предисловие Статья c. 10-10
Культура как предмет культурологии Статья c. 11-26
Основные школы и концепции культурологии Статья c. 27-80
О культуре Статья c. 81-104
Культура и бессознательное начало человека. Концепция Фрейда Статья c. 104-126
Культура и коллективное бессознательное: концепция К. Г. Юнга Статья c. 126-130
Homo Ludens Статья c. 131-133
Структурная антропология Статья c. 133-137
Письмо японскому другу Статья c. 137-142
Культура как система Статья c. 144-145
Социология религии Статья c. 145-154
Литературно - художественные статьи Статья c. 155-156
Социология науки Статья c. 156-161
О задачах искусства Статья c. 161-202
Взаимоотношение идеологической и гуманистической тенденций в художественной культуре.
Этническое отношение искусства к действительности (Диссертация) Статья c. 203-205
Экзистенциализм - это гуманизм Статья c. 205-206
Немецкая идеология Статья c. 206-207
Шаг первый к положительной эстетике Статья c. 207-210
Чехов как мыслитель Статья c. 210-212
Искусство и ответственность Статья c. 213-213
Взаимоотношение идеологической и гуманистической тенденций в художественной культуре Статья c. 214-216
Миф как форма культуры Статья c. 217-231
Миф об Адонисе Статья c. 232-236
Определение человека в терминах человеческой культуры Статья c. 236-244
Пути культуры Статья c. 244-248
Культура Древнего Востока Статья c. 249-265
История античной культуры Статья c. 266-287
Христианство как духовный стержень европейской культуры. Библия Статья c. 288-292
Протестанство, этика и дух капитализма Статья c. 292-304
Культура Западной Европы в средние века. Об истинной религии Статья c. 305-308
Кризис нашего времени Статья c. 308-310
О смысле `карнавальных` праздников Статья c. 311-319
С небес на землю Статья c. 319-334
Культура Западноевропейского Возрождения Статья c. 335-355
Опыты Статья c. 355-372
Реформация и ее культурно - историческое значение Статья c. 373-385
Культура эпохи Просвещения Стихи c. 386-403
Кризис культуры XX века и пути его преодоления Статья c. 404-415
Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм.
Технический манифест футуристической литературы Статья c. 416-421
Первый манифест футуризма Статья c. 421-426
Манифест сюрреализма 1924 года Статья c. 426-448
Что такое дадаизм и какие цели он ставит Статья c. 448-449
Манифест сюрреализма. Художественное произведение должно создавать
сверхреальную реальность. Лишь это поэзия Статья c. 449-451
Модерн - незавершенный проект Статья c. 451-467
Заметка о смыслах `пост` Статья c. 467-470
Основные этапы развития культуры России Статья c. 471-551
`Серебряный век` русской культуры Статья c. 552-565
Советский период развития культуры России Статья c. 566-571
Коротко об авторах Статья c. 572-589

Предисловие................................................................................................................6

Раздел первый. Сущность и предназначение культуры...................................................7

Глава 1. Культура как предмет культурологии............................................................7

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека...........................................7

1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. ...........................................8

1.2. Человек как творец и творение культуры............................................................9

1.3. Диалог культур........................................................................................................9

1.4. Основные формы духовной культуры....................................................................10

2. Культурология как гуманитарная наука....................................................................11

2.1. Истоки культурологии как науки............................................................................11

2.2. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога культур...........11

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................12

Глава 2. Основные школы и концепции культурологии.......................................................12

1. Философия Гегеля как теория культуры.........................................................................12

2. Философия культуры Освальда Шпенглера..................................................................14

3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева..................................................17

3.1. Свободный человеческий дух как творец культуры. ......................................................17

3.2. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества.............17

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда.18

5. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга 20

5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы...................................20

6
Раздел первый. Сущность и предназначение культуры...................................................7
Глава 1. Культура как предмет культурологии............................................................7
1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека...........................................7
1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. ...........................................8
1.2. Человек как творец и творение культуры............................................................9
1.3. Диалог культур........................................................................................................9
1.4. Основные формы духовной культуры....................................................................10
2. Культурология как гуманитарная наука....................................................................11
2.1. Истоки культурологии как науки............................................................................11
2.2. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога культур...........11
ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................................................12
Глава 2. Основные школы и концепции культурологии.......................................................12
1. Философия Гегеля как теория культуры.........................................................................12
2. Философия культуры Освальда Шпенглера..................................................................14
3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева..................................................17
3.1. Свободный человеческий дух как творец культуры. ......................................................17
3.2. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества.............17
4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда.18
5. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга 20
5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы...................................20
5.2. Культура и проблема целостности человеческой души..................21
6. «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби....................22
7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) .23
8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) ...............24
9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). ...........25
ЛИТЕРАТУРА .......................................................................................26
Глава 3. Культура как система......................................................................26
1. Структурная целостность культуры.....................................................27
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек - системообразующий фактор в развитии культуры......27
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность.28
2. Многомерность культуры как системы.....................................................31
2.1. Предназначение культуры..........................................................................31
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека.................32
2.3. Взаимоотношение культуры и общества....................................33
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................36
Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства.37
1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры..............................37
2. Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии........40
3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях.......41
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................43
Глава 5. Массовая и элитарная культура.....................................................43
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры............................43
2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры..........................44
3. Философские основы массовой культуры...................................45
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................48
Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре...............49
1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии..........................49
2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры.................................................................50
3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций ..................52
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................54
Раздел второй. Развитие мировой культуры..........................54
Глава 1. Миф как форма культуры....................................................54
1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа.............54
2. Миф и магия..................................................................................56
3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы 57
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................58
Глава 2. Культура Древнего Востока....................................................59
1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока 59
1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур 59
1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока 60
1.3. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.................62
1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе..................63
1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия..............64
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................70
Глава 3. История античной культуры....................................................70
1. Характерные черты древнегреческой культуры..........................70
2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры 74
3. Художественная культура Древнего Рима..........................77
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................80
Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры 80
1. Коренное отличие христианства от языческих верований.............81
2. Исторические предпосылки христианства..........................81
3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы.............81
4. Почему христианство стало мировой религией..........................83
5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди.............83
5.1. Противоречие между Духом и миром....................................................83
5.2. Парадоксы христианской морали....................................................84
6. Значение христианства для развития европейской культуры.............85
Литература ..................................................................................85
Глава 5. Культура Западной Европы в средние века..........................85
1. Периодизация средневековой культуры....................................................86
2. Христианское сознание - основа средневекового менталитета 87
3. Научная культура в средние века....................................................88
4. Художественная культура средневековой Европы..........................89
4.1. Романский стиль...................................................................................89
4.3. Средневековая музыка и театр....................................................91
5. «Духовные леса» культуры Нового времени..........................93
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................93
Глава 6. Культура западно-европейского Возрождения.............93
1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения.............93
2. Отношение к античной и средневековой культуре..........................95
3. Особенности художественной культуры Ренессанса.............96
3.1. Итальянское Возрождение.................................................................97
3.2. Северное Возрождение.................................................................98
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................98
Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение.............99
1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации 99
2. Духовная революция Мартина Лютера....................................................100
3. Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза» .............101
4. Свобода и разум в протестантской культуре..........................101
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................103
Глава 8. Культура эпохи Просвещения....................................................103
1. Основные доминанты культуры европейского просвещения.............103
2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия 104
3. Расцвет театральной и музыкальной культуры..........................105
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей.........106
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................108
Глава 9. ...................................................................................112
Глава 10. Xудожественная культура XX века: модернизм и постмодернизм 112
1. Мировоззренческие основания модернистского искусства.............112
2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма 113
3. Попытки создания синтетических форм искусства..........................119
4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века 120
ЛИТЕРАТУРА ..............................................................................121
Раздел третий. Основные этапы развития культуры России.............121
Глава 1. Становление культуры России.......................................121
1. Языческая культура древних славян.......................................122
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры.....123
3. Культура Киевской Руси.................................................................125
ЛИТЕРАТУРА ......................................................................127
Глава 2. Расцвет российской культуры 128
1. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.) ..........................128
2. Культура императорской России (начало XVII - конец XIX века) 132
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................135
Глава 3. «Серебряный век» российской культуры.............135
1. Особенности русской культуры на «стыке веков» .............135
2. Художественная культура «серебряного века» .............136
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................140
Глава 4. Советский период развития культуры России.............141
1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре.....141
2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России 142
4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России.............144
5. Советская культура 80-х годов XX века 145
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................145
Глава 5. Охрана национального культурного наследия.............146
1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия..146
2. Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия.............147
3. Возрождение религиозно-культовой культуры..........................148
4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России» 149
5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России 150
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................151
Заключение ...................................................................................151

Gaudeamus igitur
Juvenes dum sunuis!
Post jucundam juventutem,
Post molestam senectutem
Nos habebit humus
Ubi sunt qui ante nos in mundo fuere?
Vadite ad superos Transeans ad inferos
Quos si vis videre!
Vita nostra brevis est, Brevi finietur;
Venit mors velositer, Rapit nos atrociter Neminu parcetur!
Vivat academia!
Vivant professores! Vivat memorum quodlibet!
Vivat memobra quodlibet!
Semper sint in flore!

Составитель и ответственный редактор проф. А. А. Радугин
Божий дар - красота;
и если прикинуть без лести,
То ведь придется признать:
дар этот есть не у всех,
Нужен уход красоте,
без него красота погибает,
Даже если лицом схожа Венере самой.
Овидий
alma mater

Рецензенты: Титов С. Н.,
доктор философских наук,
профессор кафедры философии
Воронежского государственного университета; кафедра истории и теории культуры Воронежского государственного педагогического университета
Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.
К 90
ISBN 5-88860-046-6
Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматривается сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия.
Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.
Без объявления ISBN 5-88860-046-6
ББК 71.0.я73
A.A. Радугин, 2001


Под редакцией А.А. Радугина

х рестоматия по культурологии

Учебное пособие

Божий дар - красота;

и если прикинуть без лести,

То ведь придется признать: дар этот

есть не у всех,

Нужен уход красоте,

без него красота погибает,

Даже если лицом схожа Венере самой.

Овидий

Москва 1998

Издательство

УДК008(09)(075.8)

ББК 63.3(0-7)я73

Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители:

Х91 Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А.

Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с.

ISBN 5-88860-044-Х

Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы. В соответствии с требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в текстах освещаются сущность и предназначение культуры, основные школы в культурологии, история мировой и отечественной культуры, вопросы сохранения мирового и национального культурного наследия.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Без объявления

ISBN 5-88860-044-Х

ББК63.3(0-7)я73

© Радугин А. А., 1998

Предисловие

Раздел первый

^ СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Э. Дюркгейм 12

^ Основные школы и концепции культурологии

И.Г. Гердер 27

Г.В.Ф. Гегель 43

А. Шопенгауэр 49

Ф. Ницше 51

О. Шпенглер 58

Н.А. Бердяев 81

Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда

^ З. Фрейд 104

Культура и коллективное бессознательное: концепция К.Г. Юнга

К.Г. Юнг 126

Й. Хейзинга 131

К. Леви-Строс 133

Ж. Деррида 137

Культура как система

Н.П. Огарев 144

Р. Белла 145

М.М. Бахтин 155

С. Норман 156

К.Д. Кавелин 161

Взаимоотношения

идеологической и

гуманистической

тенденции в художественной культуре

Н.Г. Чернышевский 203

Ж.П. Сартр 205

К. Маркс 206

Ф. Энгельс 206

В.С. Соловьев 207

С.Н. Булгаков 210

М.М. Бахтин 213

М. Хайдеггер 214

Раздел второй

^ РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Миф как форма культуры

А.Ф. Лосев 218

С.А. Токарев 219

А.А. Потебня 223

М. Мид 228

Д.Д. Фрэзер 232

Э. Кассирер 236

А. Белый 244

Культура Древнего Востока

Бхагавадгита 249

Махабхарата 250

Рамаяна 255

Типитака 258

Нирвана 259

Лао-Цзы 261

Конфуций 263

История античной культуры

Платон 266

Аристотель 276

Гораций 283

Христианство как духовный стержень

европейской культуры

Библия 288

М. Вебер 292

Культура Западной Европы

в средние века

Августин 305

Ценность как основополагающий принцип культуры

П.А. Сорокин 308

Р. Генон 311

Ле Гофф Ж. 319

Культура западноевропейского Возрождения

^ Гуманизм  ценностная основа культуры Возрождения

Л. Валла 335

Д. Пико Дела Мирандола 345

Д. Бруно 353

М. Монтень 355

Реформация

и ее культурно-историческое значение

^ М. Вебер 373

Культура эпохи Просвещения

Н. Буало 386

Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления

^ Н.А. Бердяев 404

Художественная культура ХХ века:

модернизм и постмодернизм

Технический манифест футуристической литературы 416

^ Первый манифест футуризма Ф.Т. Маринетти 421

Манифест сюрреализма 1924 год. Андре Бретон 426

Манифест дадаизма 446

Хаусман и другие 448

Манифест сюрреализма. Иван Голль 449

Ю. Хабермас 451

Ж.-Ф. Лиотар 467

Раздел третий

^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Р оссии

Становление и развитие культуры России

С.М. Соловьев 472

П.Н. Милюков 480

Л. Шестов 487

Г.П. Федотов 488

В.И. Иванов 495

Д.С. Лихачев 498

В.В. Вейдле 505

Д.С. Лихачев 517

Н.А. Бердяев 521

И.А. Ильин 528

М. Горький 529

В.И. Ленин 546

"Серебряный век" русской культуры

В.Я. Брюсов 552

В.И. Иванов 558

Советский период развития культуры России

А.А. Жданов 556

^ А.Д. Сахаров 570

Предисловие

Система современного образования ориентирована на актуализацию всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Значительную роль в решении этой задачи призвано сыграть изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ключевая роль в гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культурологии. В соответствии с общеобразовательным стандартом  "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в ходе изучения культурологии студент должен научиться понимать и уметь объяснить явления культуры, их роль в человеческой жизнедеятельности, различать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы, знать историю мировой и отечественной культуры, заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

Определенную помощь в освоении этих проблем способны оказать учебники и учебные пособия по культурологии. Однако глубокое постижение явлений культуры возможно только в результате ознакомления с первоисточниками  трудами мыслителей разных эпох, а также литературными памятниками мировой культуры. Познакомить читателя с основными трудами в области культурологии, дать почувствовать своеобразие культурологической мысли, ее особенности и многообразные формы одна из главных целей предлагаемого учебного пособия.

Решению этих задач и был подчинен отбор материала для книги. Составители стремились, чтобы представленный в данном издании материал представлял культурологический процесс целостно и всесторонне. Подбор фрагментов был нацелен на то, чтобы они адекватно выражали взгляды соответствующих мыслителей и при этом были доступны для понимания широкой читательской аудитории. Структура учебного пособия соответствует программе курса "Культурология".

Раздел первый

СУЩНОСТЬ

^ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

КУЛЬТУРЫ

Культура как предмет культурологии

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

О разделении общественного труда.-М.: Наука,1991-С. 52 55

На первый взгляд нет ничего, по-видимому, легче, чем определить роль разделения труда. Разве действие его не известно всем и каждому? Поскольку оно увеличивает одновременно производительную силу и умение работника, оно составляет необходимое условие материального и интеллектуального развития общества, источник цивилизации. С другой стороны, так как цивилизации охотно приписывается абсолютная ценность, то даже не помышляют о том, чтобы искать другую функцию для разделения труда.

Что разделение труда действительно дает этот результат – этого невозможно и пытаться оспаривать. Но если бы оно не имело другого результата и не служило для чего-нибудь другого, то не было бы никакого основания приписывать ему моральный характер.

Действительно, услуги, оказываемые им таким образом, весьма далеки от моральной жизни или, по крайней мере, имеют к ней весьма косвенное и отдаленное отношение. Хотя теперь и принято отвечать на суровую критику Руссо дифирамбами обратного содержания, однако совсем не доказано, что цивилизация – нравственная вещь. Чтобы решить этот вопрос, нельзя обращаться к анализу понятий, которые неизбежно субъективны, но надо бы найти факт, пригодный для измерения уровня средней нравственности, и затем наблюдать, как он изменяется по мере прогресса цивилизации. К несчастью, у нас нет такой единицы измерения; зато у нас есть в отношении коллективной безнравственности. Действительно, среднее число самоубийств, преступлений всякого рода может служить для того, чтобы обозначить высоту безнравственности в данном обществе. Но если обратиться к опыту, то он мало говорит в пользу цивилизации, ибо число этих болезненных явлений, по-видимому, увеличивается по мере того, как прогрессирует наука, искусство и промышленность (См.: Alexander von Oettingen. Moralstatistik. Erlangen, 1882. параг. 37 etc.; Tarde. Criminalite comparee (P., F. Аlcan)/гл. II (О самоубийствах, см. ниже, кн. II, гл. 1, параг. II). Конечно, было бы несколько легкомысленно заключать отсюда, что цивилизация безнравственна, но можно, по

Крайней мере, быть уверенным, что если она оказывает на моральную жизнь положительное, благотворное влияние, то это влияние довольно слабо.

Впрочем, если проанализировать тот плохо определяемый комплекс, который называют цивилизацией, то можно обнаружить, что элементы, из которых он состоит, лишены всякого морального характера.

Особенно это верно для экономической деятельности, постоянно сопровождающей цивилизацию. Она не только не служит прогрессу нравственности, но преступления и самоубийства особенно многочисленны в больших промышленных центрах. Во всяком случае, очевидно, что она не представляет внешних признаков, по которым узнаются моральные факты. Мы заменили дилижансы железными дорогами, парусные суда – громадными пароходами, маленькие мастерские – мануфактурами; весь этот расцвет деятельности обычно рассматривается как полезный, но он не имеет ничего морально обязательного. Ремесленник, мелкий промышленник, которые сопротивляются этому всеобщему течению и упорно держатся за свои скромные предприятия, так же хорошо исполняют свой долг, как и крупный мануфактурист, покрывающий страну сетью заводов и соединяющий под своим началом целую армию рабочих. Моральное сознание нации не ошибается; оно предпочитает немного справедливости всем промышленным усовершенствованиям в мире. Конечно, промышленная деятельность имеет свое основание: она удовлетворяет известным потребностям, но эти потребности не морального порядка.

Еще с большим основанием можно сказать это об искусстве, которое абсолютно противостоит всему, что похоже на долг, так как оно – царство свободы. Оно – роскошь и украшение, иметь которые, может быть, и прекрасно, но приобретать их необязательно; то, что излишне, необязательно. Наоборот, нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества и не могут жить. Искусство отвечает нашей потребности расширять свою деятельность без цели, из удовольствия распространять ее, между тем как нравственность заставляет нас идти по определенной дороге к определенной цели; кто говорит «долг», тот говорит вместе с тем и «принуждение». Поэтому искусство, хотя и может быть одушевляемо моральными идеями или переплетаться с эволюцией собственно моральных явлений, не морально само по себе. Наблюдение, может быть, даже установит, что у индивидов, как и у обществ, неумеренное развитие эстетических наклонностей представляет серьезный симптом с точки зрения нравственности.

Из всех элементов цивилизации только наука при известных условиях носит нравственный характер. Действительно, общества все более стремятся признавать обязанностью индивида развитие

Своего ума путем усвоения установленных научных истин. В настоящее время существует некоторое количество знаний, которыми мы все должны обладать. Человек не обязан бросаться в грандиозную промышленную схватку или становиться художником; но всякий теперь обязан не быть невеждой. Эта обязанность дает себя знать так сильно, что в некоторых обществах она санкционирована не только общественным мнением, но и законом. Впрочем, можно увидеть, откуда берется эта характерная для науки привилегия. Дело в том, что наука есть не что иное, как сознание, доведенное до высшей степени своей ясности. Но для того, чтобы общества могли жить при теперешних условиях существования, необходимо, чтобы поле сознания, как индивидуального, так и общественного, расширилось и прояснилось. Действительно, среда, в которой они живут, становится все более сложной и, следовательно, более подвижной, поэтому, чтобы долго существовать, им надо часто изменяться. С другой стороны, чем темнее сознание, тем оно неподатливее для изменения, потому что оно не видит достаточно быстро ни того, что надо произвести изменения, ни того, в каком направлении производить их. Наоборот, просвещенное сознание умеет заранее найти способ к ним приспособиться. Вот почему необходимо, чтобы разум, руководимый наукой, принял более активное участие в ходе коллективной жизни.

Но наука, овладение которой теперь требуют от всякого, почти не заслуживает этого названия. Это не наука – это в лучшем случае наиболее общая и простая часть ее. Она сводится на самом деле к незначительному числу обязательных сведений, которые требуются от всех только потому, что они предназначены для всех. Настоящая наука бесконечно превосходит этот обыденный уровень: включает в себя не только то, чего стыдно не знать, но все то, что знать возможно. Она предполагает у занимающихся ею не только те средние способности, которыми обладают все люди, но и специальные склонности. Следовательно, будучи доступна только избранным, она не обязательна. Эта полезная и прекрасная вещь, но не необходимая в такой степени, чтобы общество ее повелительно требовало. Выгодно заручиться ею; но нет ничего безнравственного в том, чтобы ею не овладеть. Это – поле действия, открытое для инициативы всем, но на которое никого не принуждают ступить. Быть ученым так же необязательно, как художником. Итак наука, как и искусство, и промышленность, находятся вне нравственности («Существенная черта добра по сравнению с истиной – это быть обязательным. Истина сама по себе не имеет этого характера» (Janet. Morale, p.139).

Причина многих разногласий относительно нравственного характера цивилизации состоит в том, что очень часто моралисты не имеют объективного критерия для того, чтобы отличить моральные факты от тех, которые таковыми не являются. Обыкновенно моральным

Называют все то, что обладает благородством и ценностью, все, что является предметом каких-то возвышенных стремлений, – и только благодаря этому чрезмерному расширению значения слова удается ввести цивилизацию в область нравственности. Но область этики не так неопределенна; она охватывает все правила, которым подчинено поведение и с которыми связана санкция, но не более того. Следовательно цивилизация, поскольку в ней нет ничего, что содержало бы этот критерий нравственности, морально индифферентна. Поэтому, если бы разделение труда не создавало бы ничего другого, кроме самой возможности цивилизации, оно бы участвовало в формировании той же нравственности нейтральности...

С.225 - 227:

Конечно, есть много удовольствий, которые теперь нам доступны и которых не знают более простые существа. Но зато мы подвержены многим страданиям, от которых они избавлены, и нельзя быть уверенным, что баланс складывается в нашу пользу. Мысль, без сомнения, является источником радостей, которые могут быть весьма сильными; но в то же время сколько радостей нарушает она! На одну решенную задачу сколько поднятых и оставшихся без ответа вопросов! На одно разрешенное сомнение сколько смущающих нас тайн! Точно так же, если дикарь не знает удовольствий, доставляемых активной жизнью, то зато он не подвержен скуке, этому мучению культурных людей. Он предоставляет спокойно течь своей жизни, не испытывая постоянной потребности торопливо наполнять ее слишком короткие мгновения многочисленными и неотложными делами. Не будем забывать, кроме того, что для большинства людей труд является до сих пор наказанием и бременем.

Нам возразят, что у цивилизованных народов жизнь разнообразнее и что разнообразие необходимо для удовольствия. Но цивилизация вместе с большей подвижностью вносит и большее однообразие, ибо она навязала человеку монотонный, непрерывный труд. Дикарь переходит от одного занятия к другому сообразно побуждающим его потребностям и обстоятельствам; цивилизованный человек целиком отдается всегда одному и тому же занятию, которое представляет тем менее разнообразия, чем оно ограниченнее. Организация необходимо предполагает абсолютную регулярность в привычках, ибо изменение в способе функционирования органа не может иметь места, не затрагивая всего организма. С этой стороны наша жизнь оставляет меньше места для непредвиденного и в то же время, благодаря своей большей неустойчивости, она отнимает у наслаждения часть безопасности, в которой оно нуждается.

Правда, наша нервная система, став более тонкой, доступна слабым возбуждениям, не затрагивавшим наших предков, у которых она была весьма груба. Но в то же время многие возбуждения,

Бывшие прежде приятными, стали слишком сильными и, следовательно, болезненными для нас. Если мы чувствительны к большему количеству удовольствий, то так же обстоит дело и со страданиями. С другой стороны, если верно, что, как правило, страдание производит в организме большее потрясение, чем удовольствие(См. :Hartmann. Philosophic de 1"inconscient, П), что неприятное возбуждение доставляет нам больше страдания, чем приятное – наслаждения, то эта большая чувствительность могла бы скорее препятствовать счастью, чем благоприятствовать ему. Действительно, весьма утонченные нервные системы живут в страдании и в конце концов даже привязываются к нему. Не примечательно ли, что основной культ самых цивилизованных религий – это культ человеческого страдания? Несомненно, для продолжения жизни теперь, как и прежде, необходимо, чтобы в среднем удовольствия преобладали над страданиями. Но нельзя утверждать, что это преобладание стало значительней.

Наконец, и это особенно важно, не доказано, чтобы этот излишек вообще служил когда-нибудь мерой счастья. Конечно, в этих темных и еще плохо изученных вопросах ничего нельзя утверждать наверняка; представляется, однако, что счастье и сумма удовольствий – не одно и то же. Это – общее и постоянное состояние, сопровождающее регулярную деятельность всех наших органических и психических функций. Такие непрерывные виды деятельности, как дыхание или циркуляция крови, не доставляют положительных наслаждений; однако от них главным образом зависит наше хорошее расположение духа и настроение. Всякое удовольствие – своего рода кризис: оно рождается, длится какой-то момент и умирает; жизнь же, наоборот, непрерывна. То, что составляет ее основную прелесть, должно быть непрерывно, как и она. Удовольствие локально: это – аффект, ограниченный какой-нибудь точкой организма или сознания; жизнь не находится ни здесь, ни там: она повсюду. Наша привязанность к ней должна, значит, зависеть от столь же общей причины. Словом, счастье выражает не мгновенное состояние какой-нибудь частной функции, но здоровье физической и моральной жизни в целом. Поскольку удовольствие сопровождает нормальное осуществление перемежающихся функций, чем более места в жизни занимают эти функции. Но оно не счастье; даже уровень его оно может изменять только в ограниченных пределах, ибо оно зависит от мимолетных причин, счастье же – нечто постоянное. Для того чтобы локальные ощущения могли глубоко затронуть это основание нашей чувственной сферы, нужно, чтобы они повторялись с исключительной частотой и постоянством. Чаще всего, наоборот, удовольствие зависит от счастья: сообразно с тем, счастливы мы или нет, все улыбается нам или печалит на. Не зря было сказано, что мы носим наше счастье в самих себе.

Но если это так, то незачем задаваться вопросом, возрастает ли счастье с цивилизацией. Счастье – указатель состояния здоровья. Но здоровье какого-нибудь вида не полнее от того, что вид этот высшего типа. Здоровое млекопитающее не чувствует себя лучше, чем столь же здоровое одноклеточное. Так же должно быть и со счастьем. Оно не становится больше там, где деятельность богаче; оно одинаково повсюду, где она здорова. Самое простое и самое сложное существа наслаждаются одинаковым счастьем, если они одинаково реализуют свою природу. Нормальный дикарь может быть так же счастлив, как и нормальный цивилизованный человек...



Похожие публикации