Национальные музыкальные инструменты Бразилии. Инструменты Основные функции этнических барабанов

"Оркестр" изменяется в зависимости от исполняемого музыкального направления и может насчитывать более 20 различных инструментов одновременно.

Агого (порт. Agogo ) - двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков. Является дополнением к вышеперечисленным инструментам.

Рeку-рeку (порт. Reco - Reco ) - представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность-трещётку, по которой проводят палочкой, извлекая «треск». Также как и у агого звуки реку-реку являются дополняющими.

Алфаия (Alfaia) – большой деревянный барабан с двух сторон закрытый толстой кожей. Издает очень низкий, но громкий звук. Натяжение кожи зависит от натяжения переплетенных веревок вдоль корпуса инструмента. Играют на этом барабане двумя толстыми палочками. Это основной инструмент в «Maracatu de Baque Virado».

Стал популярным в начале 90-х годов благодаря тому, что был задействован различными музыкантами современной музыки. Теперь он используется не только в традиционных направлениях таких как: маракату, афоше, но и современных - фанкеаду, эмболада и другие.

Куика (Cuica) – Бразильский музыкальный инструмент из группы фрикционных барабанов, наиболее часто применяемый в самбе. Звук, издаваемый им, похож на вскрикивающий человеческий голос. У куики обычно металлический или деревянный корпус в форме цилиндра, кожаная мембрана диаметром 6- 10 сантиметров, к центру которой изнутри привязан нитками деревянный стержень (бамбуковая палочка). Музыкант, с зажатым в руке кусочком материи, трет палочку вверх и вниз, давя большим пальцем другой руки на кожаную мембрану с внешней стороны. Под воздействием трения кожа барабана начинает вибрировать.Тон звука изменяется в зависимости от степени давления на мембрану. Куика играет важную роль в традиционной бразильской танцевальной музыке.

Апиту (Apito) – деревянный или пластмассовый свисток. Бразильские музыканты не только сигнализируют с его помощью окончание мелодии или смену ритма, но и выдают целые сольные партии. Музыкант может одновременно вести ритм на Алфаия или Сурду и подыгрывать на Апиту.

Ганза (Ganza) – металлический шейкер в виде одинарной или сдвоенной трубки, запаянный со всех сторон, наполненный мелкими камешками или дробью. При встряхивании создает звучное шуршание. Игра на инструменте кажется простой, но требует от исполнителя много силы и хорошего чувства ритма.

Кавакиньу, каваку (Cavaquinho) – внешне напоминает гитару, но в три раза меньше по размеру. Инструмент, популярный в Португалии и Бразилии. Кавакиньу - прототип гавайской гитары. Это инструмент всего с четырьмя струнами, настроенными как четыре верхние струны обычной гитары. В мире известна благодаря направлению музыки Босанова.

Тамбурим (Tamborim) – небольшой высоко настроенный бубен с пластиковой мембраной диаметром 6 дюймов. На нем играют пластиковой палочкой или щеточкой, состоящей из прутиков нейлона. Держа его одной рукой, разворачивая вниз и вверх, ударяют палочкой, извлекая звуки. Он не только держит ритм, но и расставляет акценты в мелодиях самбы.

Тимбау (Timbal) – конусообразный барабан, с одной стороны с пластиковой мембраной. Имеет четкий звонкий звук и сильный бас, которым порой напоминает западноафриканский инструмент Джамбе. Бывает деревянный и пластиковый, на подставке и на ремне, разных размеров. Играют на нем руками, это дает возможность произвести множество звуков: от глубокого, но четкого глухого стука до высокого звучного акцента.

Сурду (Surdo) – очень глубокий, громкий бразильский басовый двухголовый барабан. Сделан из металла или тонкого дерева, "головы" покрыты козлиной кожей (в наши дни - часто пластиком). Необходим в самба-парадах. Звук извлекают деревянной колотушкой и рукой или двумя колотушками. Это сердце и пульс любого оркестра батукады. Держит основной ритм, на который основываются все другие инструменты.

Агбе (Agbe) – африканский инструмент, который прочно укрепился в Бразилии. Сделан из высушенной тыквы, сверху обтянутой сеткой из бусин. При сотрясении этого инструмента получается характерный шуршащий звук. Звук очень громкий, в подзвучивании не нуждается, поэтому не заменим в оркестре из Алфаия и др. громких барабанов.

Репенике (Repinique) – небольшой барабанчик на ремне. Мембрана из пластика диаметром 10- 12 дюймов. Звуки извлекаются при помощи одной деревянной палочки. В Рио встречаются варианты репенике, где звуки извлекаются с двух сторон с помощью пластиковых палочек. Является постоянным инструментом в оркестрах самбы. Руководит изменениями ритма всего оркестра и исполняет сольные рисунки.

Корни бразильского фольклора уходят в далекое прошлое тех трех народов, которые составили ядро современной бразильской нации,- португальцев, индейцев и негров. В народном творчестве бразильцев слились такие различные по форме народные искусства, как искусство индейцев тупи- гуарани, негров банту, суданцев и жителей Иберийского полуострова. Однако нельзя считать, что бразильский фольклор - это простая смесь индейских легенд, африканских сказок и португальских притч и рассказов. На бразильской земле возник свой оригинальный фольклор, связанный с образом жизни бразильца, с природой этой страны. Для бразильского фольклора произведения народного творчества индейцев, негров и португальцев послужили как бы канвой, по которой бразильский народ вышил прекрасный узор, воплотивший и отблески индейских костров, и великую тоску негров-рабов по свободе, и страх первых европейских поселенцев перед неприступной природой Бразилии.

Любовь индейцев к природе отразилась в бразильском фольклоре. Герои многих бразильских легенд говорят языком, для которого характерны частые сравнения человеческих поступков, стремлений, порывов с явлениями природы и ее стихиями. Прекрасным образцом такого рода произведения является обработанная Жозе де Аленкар легенда Северо- Востока под названием «Ирасема» (что на языке тупи означает девушка с медовыми устами). Образная речь, характерная для многих легенд индейского происхождения, отражает миропонимание, которое было свойственно индейцам, населявшим Бразилию. Окружающая природа для них была суровой школой, в которой они многому научились. Много полезного усваивал индеец из наблюдений за повадками лесных зверей и птиц. Отсюда и такое разнообразие сказок, восхваляющих мудрость различных животных. Особенной популярностью в бразильских сказках пользуется за свой ум и хитрость черепаха - жаботй (jaboti). Она сродни русской лисе Патрикеевне. Жаботи хитрее всех лесных зверей, ее боится даже ягуар, ее замыслы не может разгадать сам злой дух леса Кайпора^ В поступках и словах мудрой черепахи сквозит народная смекалка. Цикл сказок о жаботи является ценным сокровищем бразильского фольклора.

Очень разнообразны и красочны бразильские сказйи негритянского происхождения. Многие из них имеют свои прообразы на африканском берегу. Первоначально эти сказки были распространены только среди черных невольников, работавших на сахарных плантациях и рудниках Бразилии. В дальнейшем они проникли и в среду смешанного населения страны, т. е. метисов, мулатов, кафузо, и стали, наконец, общенациональным достоянием.

Многие африканские сказки сильно изменились на бразильской земле под влиянием других форм бразильского фольклора. В результате часть, из них до недавнего времени причисляли к сказкам индейского происхождения, пока не были найдены их двойники, имеющие хождение на африканском побережье. В качестве примера можно привести сказку «О водяной черепахе и ящерице» (очень распространенную в штате Сержипи); она повествует о том, как черепахе Кагадо при помощи хитрости удайось прокатиться на ящерице. Эта бразильская сказка имеет своим прототипом сказку «О черепахе и слоне», распространенную среди народностей Невольничьего Берега в Африке.

Бразильские этнографы Сильва Кампос и Нина Родригес опубликовали сборники сказок Баии. Главными героями в них являются мудрая черепаха, кимбунго - обезьяна, у которой пасть расположена на спине, и паук Анансй. Эти сказки имеют много общего со сказками народов Африки.

Эпоха походов во внутренние области Бразилии породила цикл легенд о происхождении тех или иных рек, гор, водопадов. В этих легендах действительность переплетается со сказкой; в них соединились путевые впечатления бандейрантес и мифы тех индейских племен, с которыми сталкивались участники походов. Эти легенды воспевают и одухотворяют буйную природу бразильской земли. Такова, например, «Легенда о горе двух братьев», повествующая о том, как два храбрых индейских воина превратились у речного потока в две скалы. Кстати сказать, в Бразилии очень часто географические названия связаны с теми или иными легендами и сказаниями индейского происхождения.

Многие представители бразильской литературы в своем творчестве обращались к богатому и разнообразному фольклору своей страны. Особенно это надо сказать о вдохновителях индеанистской школы, поэте Гонсалвесе Диасе (1823-1864) и романисте Жозе де Аленкаре (1829- 1877), которые резко порвали с португальской литературой как по содержанию, так и по форме. В лучших произведениях Аленкара, к которым следует отнести «Гуаранй» и «Ирасему», сказания бразильского народа о своей земле, о героической борьбе индейских племен за свободу приобрели форму романа. Среди произведений Гонсалвеса Диаса особенно выделяются «Песнь Тамойо», «И-жука-Пирама» и поэма «Тимбирас», повествующие о быте, обычаях, борьбе и страданиях бразильских индейцев. Из неиссякаемых источников народного творчества черпал свое вдохновение и крупнейший бразильский поэт Кастро Алвес (1847-1871). В его произведениях нашла отражение борьба бразильских негров против рабского ига. Поэзия и общественная деятельность Кастро Алвеса содействовали отмене рабства в Бразилии. Неразрывно связано с народом и творчество современных прогрессивных писателей Бразилии: Жоржи Амаду, Грасилиано Рамоса, Монтейро Лобато. Их произведения, посвященные актуальным народным проблемам, глубоко национальны и проникнуты духом патриотизма.

Музыка, танцы, праздники

Среди индейцев, населявших Бразилию, были широко распространены танцевальная музыка и военные песни, в которых прославлялись подвиги вождей. Уже первые миссионеры отмечали любовь и склонность бразильцев к музыке. В одном из документов XVI в. говорится, например, что «индейцы в общей своей массе очень музыкальны и любят танцы, особенно индейцы племени тамойо, которые отличаются своей способностью -сочинять новые мотивы». Француз Лери, посетивший Бразилию в 1556 г. и написавший книгу «История одного путешествия по Бразилии», приводит мелодии целого ряда индейских песен. Лери пишет, что однажды ему довелось слушать очень мелодичную песню. Эта песня в исполнении ‘600 человек продолжалась около двух часов, причем она несколько раз -прерывалась плясками

Музыка обрядовых, военных и охотничьих танцев и песен индейцев несомненно повлияла на характер народного музыкального творчества Бразилии. Еще больше повлияла на него негритянская музыка. В ней особенно интересны музыкальные инструменты, составляющие негритянский оркестр. Наиболее оригинальными инструментами этого оркестра были в первое время следующие: атабаке (atabaque) или тамбаке (tam- baque) - особый вид барабана с сильным трескучим звуком; канза (canza) - дудочка из тростника с отверстиями, забитая с обоих концов кусочками из того же материала.

Имелось еще матунго (matungo) - нечто вроде круглой деревянной чашки, утыканной тонкими железными стерженьками.

Барабан является и по сей день излюбленным инструментом бразильских негров. В первое время преобладала прямоугольная его форма, в дальнейшем же негры стали изготовлять барабаны самых различных форм и размеров. Так, например, выдалбливали внутри обрубок дерева, оставляя только тонкий слой древесины и*коры, а верхний его конец затягивали кожей. В такой барабан либо били палочками, либо же настукивали -костяшками пальцев, сжатых в кулак. В Мараньяне получил распространение тамбор-опса (tambor-onga), т. е. «барабан-ягуар». Внутри такого барабана натягиваются волокна пальмы буритй. При игре по ним медленно, но с силой проводят рукой, обернутой хлопковой ватой. При этом инструмент издает очень сильный глухой звук, похожий на рык ягуара и слышный на далеком расстоянии. Обычно на таком барабане играют двое, комбинируя глухой звук струн из бурити со звуком вибрирующей кожи, натянутой сверху. По словам очевидцев, у слушателей кровь застывает в жилах прц звуках тамбор-онса. Довольно любопытен также инструмент, известный под названием урусинго (urucingo), происходящий из Анголы. Это музыкальный лук, стянутый крепкой струной, которую заставляют вибрировать при помощи особой палочки. Внизу к луку подвешена тонкостенная чашка, служащая своеобразным резонатором.

В оркестрах батукажёс (batucajes), сопровождающих негритянские праздники в Байе, важную роль наряду с тамбором, тамбаке и канза играет инструмент под названием шаке-шаке (xaque-xaque); он был завезен в Бразилию неграми~жежё и наго и представляет собой пустую тыкву, обтянутую сеткой из скрученных волокон; в узлах сетки помещаются крупные бусины. Шаке-шаке перебрасывают с одной руки на другую на манер бубна, при этом он издает громкий звук, напоминающий треск погремушки. Само название как бы воспроизводит его звучание.

Со временем в бразильской народной музыке наметились три основные формы, отличавшиеся друг от друга не только мелодией и ритмом, но и происхождением.

Португальцы завезли в Бразилию свои грустные песни модас, солас и серранилъяс, которые исполнялись под аккомпанемент виол. Эти песни явились родоначальниками бразильской модйнъи - народного мотива, под который обычно поют злободневные или лирические куплеты. В бразильских танцевальных ритмах, обобщенно называемых дундочень, сильно сказывается влияние негритянской музыки. В то же время танцевальные и песенные мотивы, объединяемые под названием тиррана, тяготеют к испанским танцам болеро, исполняемым под сопровождение гитары и кастаньет.

В результате взаимодействия музыкальной культуры европейских поселенцев и музыкального творчества негров и индейцев бразильская музыка получила свойственную ей яркость и многообразие. В Бразилии любят и грустные, немного монотонные песни северо-восточных кабокло, и бравурные карнавальные марши, и дезафиос-задорные частушки* носящие обычно форму диалога.

Очень оригинальны по своему звучанию и конструкции бразильские танцевальные ритмы - самба и батуке, исполняемые небольшими оркестрами ударных инструментов. Обе эти музыкальные формы несут на себе отпечаток негритянской музыки. Они ведут свое происхождение от танцев, привезенных в Бразилию неграми-рабами, доставлявшимися с западного побережья Африки. Наиболее значительным изменениям подверглась негритянская музыка в штате Мараньян, где на нее сильно повлияло индейское и португальское музыкальное творчество. Этот штат можно» считать родоначальником собственно бразильского самба.

Колоритные, своеобразные народные песни, танцы, мотивы оказывают большое влияние на развитие современной бразильской национальной музыки. Еще сравнительно недавно бразильские композиторы писали свою музыку по европейским классическим образцам, не признавая народных песен своей страны. Бразильский искусствовед Гилерме Мелло с сожалением отмечал, что в Бразилии еще не появилось своего Глинки и своего Грига. Сейчас положение несколько изменилось. В Бразилии по» явились композиторы, которые сумели воплотить яркие народные мотивы в фундаментальные симфонические произведения. Наиболее крупными бразильскими композиторами являются Вила Лобос и Камарго Гуар- ниери. Глубоко национальны такие произведения Камарго Гуарние- ри, как его «Третья симфония», где звучит индейская торжественная тема «Тейру»; «Второй концерт для фортепиано»; «Цветок из Тремембе» и др.

Бразилия славится разнообразием народных танцев. Очень популярны, например, в стране массовые танцы, исполняемые под аккомпанеменг виол, виолан де арме и сопровождаемые обычно прихлопыванием в ладоши. В Рио-де-Жанейро такие танцы называются гаиба, а в Минае Жераисе - кашеретё (названия происходят из словаря индейцев тупи- гуарани, хотя сам танец по своему характеру ближе к негритянским танцам). Многие бразильские пляски представляют собой короткие импровизированные сцены из жизни народа. Таковы, например, «Пастушеские танцы», из которых можно назвать «Танец четырех охотников и старила», «Охотник», «Четыре стороны света». В бразильских танцах-представле- ниях, называемых гиегансас, исполнители разыгрывают сцены из жизни моряков. Исполнители под музыку проделывают различные движения с воображаемыми парусами, изображают морской бой и т. д. Эти танцы - отблеск морских экспедиций первого периода колонизации Бразилии. Однако наиболее яркими и непосредственно связанными с историей бразильского народа являются танцы кикумбрес и киломбо, в которых с большим искусством воспроизводятся бои беглых рабов с карателями. Очень колоритны и другие негритянские танцы.

Собравшись потанцевать, негры обычно образуют тесный круг. Здесь же вперемежку со всеми располагаются и музыканты. Обычно все аккомпанируют танцующему, напевая и прихлопывая в ладоши. Исполнитель же, отплясав свой номер, подскакивает к кому-нибудь из круга и, вытолкнув его на середину, предлагает продолжать танец. Таким образом по очереди каждый из присутствующих принимает участие в пляске. Быстро притопывая на месте, танцоры стремятся воспроизвести движениями музыкальный ритм сопровождения. Весь танец проходит в быстром темпе.

Как уже упоминалось выше, многие танцы бразильских негров получили название тех инструментов, под аккомпанемент которых исполняется тот или другой из них. Названия эти ицеют чаще всего чисто африканское происхождение: таковы кандомблё, батуке, батукажёс в Байе, а также имеющий широкое распространение в Алагоас и Пернамбуку танец мара- кату. Со временем словами батуке, кандомблё стали называть вообще негритянские танцы, праздники и шествия.

Оригинальны и динамичны негритянские шуточные танцы - кбнгос и тайёрас, чаще всего исполняемые во время праздника «носа сеньора до Розарио». Во время таких танцев одна группа негров защищает трех девушек, наряженных «королевами», от нападения другой группы. Нападающие стремятся сорвать с «королев» их шуточные короны. Тот, кому удается это сделать, считается победителем игры . На Северо-Востоке, особенно в штате Алагоас, среди народа пользуется большой популярностью танец кбко. Его исполняют многочисленные пары юношей и девушек, образующие круг. Танец этот очень быстр и сопровождается игрой на канзе. Популярны среди бразильского народа и танцы под песни. Часть из них носит название кантйгас-да-руа. Для их исполнения парни, девушки и подростки образуют большой круг. В середину круга встают певец и одна из участниц танца. К ней и обращается певец со своими куплетами, при этом он не перестает танцевать, а круг танцоров, старается воспроизвести его движения.

Многие из перечисленных выше танцев исполняются обычно во время народных праздников. Большинство бразильских праздников по своему происхождению связано с религиозными католическими праздниками. Это и понятно. В течение веков в общественной жизни страны господствовали сначала португальские колонисты, а затем местная знать, сеньоры энженьо и фазенд, для которых католическая религия была одной из самых крепких опор. В результате индейцев или негров так или иначе лишали возможности отмечать свои традиционные праздники. Однако сами католические праздники не избежали влияния негритянских и индейских традиций; многие из них, потеряв свое первоначальное значение, изменились по форме и наполнились новым содержанием, связанным с конкретными условиями жизни бразильцев.

Самым массовым народным праздником в Бразилии, особенно в городах, несомненно является карнавал, связанный с католической масленицей, предшествующей христианскому великому посту. Его празднуют в течение трех дней в середине или конце февраля. При этом организуются массовые гулянья и шествия ряженых. Так называемые карнавальные клубы устраивают представления под открытым небом. На улицах звучит самба. Группы юношей и девушек распевают злободневные частушки; с песнями и плясками двигаются по улицам процессии под звуки карнавальных маршей. Вечером устраиваются фейерверки. Необходимо отметить, что в бразильском карнавале очень сильно негритянское влияние. Это чувствуется и в музыке, и в танцах, и в масках, которые фигурируют на празднике. Долгое время реакционная часть бразильской интеллигенции пыталась бороться с негритянским влиянием. Бразильские газеты начала XX в. полны выпадов против негров и мулатов, которые включались в карнавал со своими кандомблё (традиционное праздничное шествие негров). Расисты призывали полицию запретить неграм исполнять во время карнавала свои танцы и песни. Однако жизнь показала, что полицейскими мерами невозможно уничтожить народную традицию. Негритянская музыка, танцы, сказочные персонажи так же, как и ряд обычаев, имеющих индейское происхождение, составляют теперь неотъемлемую часть бразильского карнавала. И именно поэтому бразильский карнавал так самобытен и красочен.

Особенным размахом и народностью славится карнавал Рио-де-Жанейро. Если в других городах, например в Сан-Паулу, празднование карнавала происходит главным образом в клубах, на балах, то в Рио ареной праздника становятся улицы и площади. Именно здесь, как любят говорить бразильцы, «народ дает представление народу». Карнавал оказывает огромное влияние на общественную жизнь и художественное творчество в Бразилии. Особенно велико влияние карнавала на развитие музыкальной культуры.

Начиная с 1910-1913 гг. для карнавала пишут специальные музыкальные произведения: карнавальные марши, самбы, шуточные и лирические песни. До 1930 г. композиторы сами исполняли свои произведения перед карнавалом в карнавальных клубах или во время карнавала устраивали музыкальные состязания и прямо на улицах и площадях завоевывали признание публики. После 1930 г. в празднование карнавала вторглось радио. Сотни мелодий записывались и распространялись во время карнавала. Карнавальная музыка стала предметом бизнеса. Прибыли от удачной карнавальной песенки иногда достигали 300 тыс. крузейро. В надежде на удачу все большее число музыкантов включается в карнавальные соревнования. Характерно, например, что в 1918 г. для карнавала было написано всего восемь произведений, в 1930 г. их было уже 130, а сейчас число их достигает 500 и более за один год. Парадоксальным образом отрицательное влияние на карнавал оказало учреждение муниципальных премий за лучшее произведение. Это внесло нездоровый ажиотаж. Дельцы стремятся подкупить членов жюри. Нередко дело доходит до избиения участников конкурсных комиссий. Многие бразильские композиторы справедливо заявляют, что хорошую песню оценит сам народ без всяких искусственных мер: это выразится в том, что ее будут петь на улицах. Кстати, многие бразильские музыкальные деятели выступают против применения мощных радиосредств во время карнавала. Они отмечают, что громкоговорители, расставленные по улицам, оглушают толпу; участникам карнавала навязывается та или иная песня. Ведь люди выходят на улицу не для того, чтобы слушать заготовленные передачи, а для того, чтобы самим петь, танцевать, создавать мелодии. Характерна тематика карнавальных песен и маршей. До правления диктатора - президента Варгаса - очень большой популярностью пользовалась политическая сатира. Народ высмеивал в песнях и частушках политических деятелей, их интриги и сделки. Начиная с 30-х годов XX в. власти запретили публично высмеивать политических деятелей; с тех пор создатели песен могут только восхвалять правителей и министров. Но это не соответствует духу карнавала. В последнее время снова в тематику карнавала начали проникать социальные мотивы. Их несут жители беднейших кварталов города - фавел и пригородов.

Большинство бразильских композиторов и музыкантов признает, что карнавал сильно изменился за последнее время; однако, несмотря на стремление властей ввести его в официальные рамки, карнавал продолжает оставаться народным праздником. Особенно показательно, что, хотя разрушительное влияние США на культурную жизнь Бразилии, в том числе на музыкальную культуру, значительно, карнавал подвергся наименьшему иноземному влиянию и продолжает сохранять свою самобытность. Именно в карнавал вкладывают бразильцы свои лучшие национальные традиции и берегут его как национальное достояние.

В бразильских деревнях и на плантациях популярны шествия, называемые тперно и раншо. Это разновидности одного и того же праздника.

В терно участвует обычно более зажиточная часть сельских жителей. Участники терно, одевшись в белое, изображают пастухов и пастушек.

В сопровождении трех или шести музыкантов они ходят от дома к дому, поют у дверей, танцуют вальсы и польки и угощаются вместе с хозяевами домов.

Раншо более народно. Его состав более пестр, чем в терно. Сопровождающий раншо оркестр состоит из подлинно народных инструментов - виола, виолан, канза. Участвующие наряжаются различными животными, которых символические пастухи гонят в лапинъя (специально сооруженный для этой цели декоративный загон для скота). Раншо движется от плантации к плантации. При этом исполняются различные танцы, главным образом негритянские. Первому, кто добирается до импровизированного загона, вручается зеленая ветка. В раншо особенно ярко проявляется характерное для Бразилии смешение традиционных обычаев трех различных этнических групп населения, образовавших бразильский народ. По своему происхождению раншо связан с праздником рождества; но сцены, которые в нем разыгрываются, костюмы участников, танцы, песни тяготеют к мифологии негритянско-индейского фольклора.

Значительное распространение имеет в Бразилии культ терейрос. В церемониях терейрос самым удивительным образом сочетаются религиозные обряды народов Африки и индейцев с простонародным католицизмом. Эти церемонии в каждом уголке Бразилии носят свое особое название: китимбо - в северных районах, макумба - в Рио-де-Жанейро, ксанго - в Пернамбуку, кандомблё - в Байе. Зачастую власти препятствуют проведению терейрос, и участникам приходится собираться тайно. Бразильская писательница Зора Брага, которой удалось побывать на таком тайном терейрос в предместье Рио-де-Жанейро, так описывает праздник.

В канун праздника верующие пробираются по темным улицам к дверям терейро. (Раньше терейро называли дворик перед фазендой, где полагалось танцевать рабам; впоследствии терейро стали называть любое помещение, где устраивались религиозные народные праздники негритянского происхождения). Церемонию начинает «матерь всех святых». Она открывает дверь помещения, отведенного для божества Эксю, и зажигает свечи. Одна из «дочерей всех святых» (женщина, участвующая в таинствах) и один из Ога (мужчина, участвующий в таинствах) приводят черную козу. Верующие поверяют на ухо козе свои тайные желания, надеясь, что таким образом их услышит сам Эксю. «Матерь всех святых» запевает гимн. Вслед за этим убивают жертвенное животное. Жертвоприношение совершают и другим божествам. Изображения божества (ориша) соответствуют христианским иконам. Святой Георгий, он же Огум (железное божество - владыка дорог), почитается главой, отцом церемонии. Вероятно, это видоизмененный образ нигерийского божества железа и войны Огуна. Ксанго - повелитель громов, он же святой Иероним, тоже почитается владыкой терейро. Очевидно, это видоизмененный образ нигерийского бога грозы Шанго. После песнопения божествам присутствующие начинают славить добродетели «старых негров», т. е. предков, негров-рабов. Перед праздником, во время поста, вся земля терейро бывает усеяна трубками, соломенными шляпами, ножами, принадлежавшими «старым неграм», и покрыта рисунками, выполненными мелом. «Матерь всех святых» впадает в транс и призывает «старых негров» посетить терейро. Молодые люди поют гимны, женщины до самого вечера готовят жертвоприношения. В сумерках «дочери» и верующие разносят блюда и горшки с жертвенными яствами. Дары, предназначенные для Эксю, относятся на перекресток дорог; богу Агуну - на берег, Огуму-лесовику - в чащу, Ксанго - в каменоломни и т. д. Все эти церемонии совершаются втайне.

Праздник для друзей терейро начинается только с наступлением ночи. Присутствующие поют псалмы, а «дочери» исполняют оритас. И песни и танцы идут в заранее установленном порядке и сообразно степени родства богов между собой. Танцы продолжаются до самого обеда. Затем верующие рассаживаются вокруг огромных котлов, которые Ога заранее помещает посреди терейро, и каждый получает свою долю. Одни только мужчины имеют право вкушать козлятину, принесенную в жертву Эксю, женщины едят курицу «Помбы Сира».

С первыми проблесками зари праздник несколько стихает. Матери будят своих ребятишек, которые тем временем успели заснуть, а мужья заводят споры с женами, которые не желают уходить домой.

«Старые негры», которые «вселялись» в медиумов, «возносятся обратно на небеса», предварительно вволю наплясавшись, наевшись, накурившись, выпив и одарив всех своими советами.

И, наконец, звучит заключающая праздник песня:

«Посланец богов,

Открой мне путь И закрой терейро...»

Несмотря на запрещение, терейро весьма распространены в Бразилии. Корни терейро уходят в далекое прошлое бразильского народа, когда ритуальные танцы и песни были чуть ли не единственным средством сохранения традиций негров и индейцев.

Зора Брага приводит рассказ одного хозяина дома из Белемо (штат Пара), где совершались терейро. Этот рассказ как нельзя лучше раскрывает причины стойкости терейро и других народных праздников в Бразилии.

«Наш культ,- рассказывает хозяин терейро,-зародился в Мараньяне. Мои предки были рабами у некоей Анны Янсен, белой женщины, отличавшейся неслыханной жестокостью. Когда она выходила из лодки, все рабы должны были ложиться прямо в грязь, чтобы она могла сойти по ним, как по мосткам. У каждого негра был выжжен на спине свой номер. Если кто-нибудь осмеливался шевельнуться, его подвергали пыткам и убивали.

Единственным утешением для рабов было выполнение культа, который они отправляли под покровом ночной тьмы на другом берегу реки...

Хозяйка однажды услышала их песни и спросила у своей прислуги, что это за странные ритмы.

Это наши африканские танцы, госпожа,- ответила прислуга.

Хозяйка захотела поглядеть поближе. Если они придутся ей по душе, заявила она, она позволит рабам танцевать перед фазендой. В противном случае она прикажет стегать их кнутом. Боги сжалились над муками негров и не дали (белой женщине) понять, что это за танцы. Таким образом, рабы могли открыто выполнять свои обряды и обучили им своих детей» \

Приведем описание еще одного очень любопытного с этнографической точки зрения праздника, возникшего непосредственно на бразильской земле под влиянием долгой и упорной борьбы бразильских негров за свое освобождение. Праздник этот, носящий имя киломбо, характерен главным образом для Северо-Востока, но встречается также и в некоторых центральных штатах Бразилии. Память о героической обороне «Республики Палмарес», живущая в бразильском народе, способствовала возникновению этого праздника. Для его проведения на центральной площади поселка или города сооружался редут из жердей, украшенный пальмовыми ветками и банановыми листьями. К веткам подвешивались флаги и связки фруктов. В центре палисада сооружались два «трона», сплетенные из ветвей. Один оставался пустым, а другой занимал «вождь», одетый в белую блузу, с перекинутым через плечо синим плащом. Негры, одетые в синие одежды, танцевали вокруг под звуки канзы и других инструментов и исполняли песни следующего содержания:

«Танцуй, негр,

Белый сюда не придет,

А если придет,

Будет избит палками».

Затем с воинственными криками негры разбегались по поселку и при помощи различных маневров похищали у хозяев их домашний скот. Весь похищенный скот доставлялся в киломбо, где происходила шуточная торговля животными. Хозяева получали обратно своих животных после того, как вносили несколько мелких монет в качестве выкупа. После этого «вождь» во главе с неграми отправлялся на поиски «принцессы» - маленькой девочки, одетой в белое. Ее с пением водружали на плетеный «трон», танцы и песни продолжались до полудня, когда обычно появлялись первые «неприятельские» разведчики, одетые в капюшоны из перьев и вооруженные луками и стрелами. Негры начинали готовиться к «бою». Спустя некоторое время появлялись основные силы «неприятеля» во главе с командиром, одетым в красный плащ. На площади происходило «сражение», после чего негры отступали к центру палисада, который разрушался «неприятелем». Праздник заканчивался «распродажей» негров, «захваченных в плен». Как видим, праздник в основных чертах воспроизводит историю и гибель негритянской вольницы Палмареса.

Беримба́у (порт. berimbau) — однострунный ударный музыкальный инструмент, родом из Бразилии.

Происхождение беримбау до конца не установлено, но, наиболее вероятно, он имеет африканские корни. Много африканских инструментов похожи на современный вид беримбау. Считается что прообразом беримбау служит музыкальный лук, резонатором к которому служит рот играющего. В некоторых районах Африки на беримбау запрещалось играть молодежи, пасущей скот. Считали, что его звук может увести душу неопытного ребенка «в страну откуда нет возврата».

На Кубе этот инструмент, носящий название бурумбумба, используется для общения с духами мертвых прародителей на церемониях некромантии.

Аккомпанимент беримбау также использовался во многих областях Африки и Бразилии 19 века для пения песен, декламации повествований и стихов.

Также звуки беримбау являются частью традиции Кандомбле (афро-бразильская религиозная традиция, в основе которой лежит поклонение духам Ориша́, связанным со стихиями, различными родами человеческой деятельности и духовными аспектами бытия).


Беримбау тесно связан с бразильским боевым искусством Капоэйра - сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и в некоторых направлениях, обилием акробатики.


Беримбау состоит из деревянного прута verga (верга), длиной от 150 см до 170 см (для различных по тональности инструментов) и 2 -2,5 см в диаметре. Чаще всего для изготовления верг используют дерево biriba (бириба). На более толстом торце вырезается небольшой выступ для зацепа стальной струны arame (араме). На другом торце устанавливается набойка из плотной кожи, чтобы предотвратить расщепление дерева струной. Струну в наше время обычно изготавливают из корда старых автопокрышек. В древности для этого использовались сухожилия и внутренности животных.


Высушенная полая тыква cabaça (кабаса) служит в качестве резонатора. Широкое круглое отверстие проделывается в горловине бутылочной тыквы. С другой стороны просверливаются два небольших отверстия, через которые продевают веревочную петлю, с помощью которой тыква крепится на верге.


Добрау (камень или монета, который прижимают к струне для изменения звука), кашиши (плетёная корзинка, которая издаёт дополнительный звук при игре) и бакеты (палочка, которой извлекают звук).


Существует 3 вида беримбау, различающиеся по тону: виола (высокий тон), медиу (средний тон) и гунга (низкий тон). В современных школах капоэйры используют все три вида беримбау, но в капоэйре режионал использовали только гунгу.


При игре для капоэйры используются три звука беримбау: открытый (тон), закрытый (динь) и шуршащий (чч).


Открытый звук достигается при ударе по струне, когда добрау не касается струны. Закрытый звук достигается при сильно прижатом к струне добрау (беримбау звучит выше). Шуршащий звук достигается тогда, когда добрау едва касается струны.

Конга (исп. Conga)
Ударный инструмент африканского происхождения. Тип цилиндрического барабана с сужающимся книзу корпусом. Высота инструмента - 70-80 см. Звук извлекается пальцами и ладонями обеих рук. Широко распространена в Латинской Америке.

Джембе (англ. Djembe)
Западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи - чаще всего козьей. По форме относится к так называемым барабанам в форме кубка, по звукообразованию - к мембранофонам. Играют на джембе руками.

Дарбука (Darbuka)
Старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки.

Бонги (англ. Bongs)
Ударный музыкальный инструмент. Представляет собой небольшой сдвоенный барабан. Барабаны имеют разный размер. Больший барабан настроен более низко чем меньший. Играют на бонго барабанах сидя, удерживая бонго между ног.

Сурдо (порт. Surdo)
Бразильский басовый барабан. Используется в батукаде и во время карнавалов.

Пандейру (порт. Pandeiro)
Ударный музыкальный инструмент, используемый в Южной Америке, Португалии и других странах. На инструменте играют как на бубне: ударяя по мембране, встряхивая весь инструмент. Пандейру отличается от бубна возможностью настройки.

Тамбурин (фр. tambourin)
Ударный музыкальный инструмент. Представляет собой один обод, звучащей же частью инструмента являются, закрепленные на нем металлические тарелочки. Форма тамбурина может быть круг или полукруг. Современные тамбурины могут иметь любую форму (например, форму звезды).

Беримбау (порт. Berimbau)
Однострунный ударный музыкальный инструмент, родом из Бразилии. Происхождение беримбау до конца не установлено, но, наиболее вероятно, он имеет африканские корни. Беримбау тесно связан с бразильским боевым искусством капоэйра, также является частью традиции Кандомбле.

Кашиши (порт. caxixi)
Ударный музыкальный инструмент в виде корзинки с плоским дном. Имеет африканское происхождение, но широко известен и в Бразилии.Инструмент представляет собой одну две плетёные из соломы корзинки, внутри которых насыпаны зерна или иные мелкие предметы.

Шейкер (англ. shaker - «to shake» - трясти)
Используется для создания ритмов, а также придания музыке оригинального звучания. Представляет собой закрытую емкость, частично наполненный мелким сыпучим содержимым. Шейкеры имеют разнообразные размеры, форму и вид: цилиндр, шар, яйцо и т.п.

Маракасы (англ. maracas)
Латиноамериканский инструмент индейского происхождения. Представляют собой пустотелые шары с рукояткой, и наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая таким образом звонко-шуршащий звук.

Гуиро (исп. guiro)
Латиноамериканский музыкальный инструмент, изготовлявшийся из плодов горлянкового дерева, с нанесёнными на поверхность засечками. Современные гуиро часто имеют вид металлической трубки с насечками. Играющий на гуиро водит по нему скребком пуа (pua), извлекая характерный стрекочущий звук.

А-го-го (порт. A-go-go)
Бразильский народный инструмент из двух-трёх разнотоновых блоков. Агого изготавливают из металла или дерева, придавая блокам форму овечьего колокольчика без язычка. Агого традиционно используется при создании основы ритмического рисунка самбы и капоэйры.

Блок
Один из самых древних и самых распространённых перкуссионных инструментов. Издают характерное «цоканье», окраска которого изменяется в зависимости от конструкции и материала блока. Блоки широко распространены как в оркестровой музыке, так и в народной музыке Южной Америки, Дальнего Востока и Африки.

Каубелл (англ. Cowbell — коровий колокольчик)
Ударный музыкальный инструмент, Представляет собой четырёхугольную металлическую призму с открытой передней гранью. Имеет резкий, пронзительный, хорошо читаемый звук. Используется в танцевальных жанрах латиноамериканского происхождения; а также в популярной музыке и рок-музыке.

Флексатон (нем. Flexaton)
Язычковый самозвучащий ударный инструмент. Сконструирован в 1920-х гг. Состоит из язычка – тонкой стальной пластинки, укрепленной на проволочной раме с рукояткой; по обе стороны пластинки прикреплены друг против друга 2 стерженька с шариками на концах. При игре издает звенящий, несколько воющий звук.

Основные сведения Агого - бразильский народный ударный музыкальный инструмент, представляющий собой два разнотоновых овечьих колокольчика без языков, соединенные металлической изогнутой ручкой. Существуют различные вариации агого. Например, с тремя колокольчиками; или агого, изготовленные полностью из дерева (также с двумя или тремя колокольчиками). Ритмический рисунок, который исполняют музыканты на агого, является основой полиритмической структуры бразильской карнавальной самбы.


Основные сведения Асатаяк - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау - колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк,


Основные сведения Ашико - западноафриканский ударный музыкальный инструмент, барабан в форме усечённого конуса. Играют на ашико руками. Происхождение Родиной ашико считается Западная Африка, предположительно Нигерия, народ йоруба. Название чаще всего переводят как «свобода». Ашико использовались для излечения, при проведении ритуалов посвящения, воинских ритуалах, общении с предками, для передачи сигналов на расстояния и т. д. Барабаны


Основные сведения Баниа (бахиа) - бенгальский ударный музыкальный инструмент, распространён в Северной Индии. Представляет собой односторонний барабан небольших размеров с кожаной мембраной и чашеобразным керамическим корпусом. Звук извлекается ударами пальцев и кисти руки. Употребляется вместе с табла. Видео: Баниа на видео + звучание Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии! Продажа: где купить/заказать?


Основные сведения Баньгу (даньпигу) - китайский ударный музыкальный инструмент, небольшой односторонний барабан. От китайского бань — деревянная дощечка, гу — барабан. Различают женский вариант баньгу и мужской вариант баньгу. Имеет деревянный корпус в форме чаши с массивными стенками, обращённый выпуклой стороной вверх. В середине корпуса имеется небольшое отверстие. Кожаная мембрана натягивается на выпуклую часть корпуса


Основные сведения Бар чаймс - самозвучащий ударный музыкальный инструмент, родственный традиционным азиатским ветряным колокольчикам. Инструмент был введён в обиход перкуссионистов американским ударником Марком Стивенсом, в честь которого получил оригинальное название Mark Tree, широко распространённое на Западе. В России больше распространено название Bar Chimes. Металлические трубочки разной длины, из которых составлен инструмент, звучат от соприкосновения друг


Основные сведения, устройство Барабан - ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны (сейчас используются пластиковые мембраны). Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой,


Основные сведения Бойран - ирландский ударный музыкальный инструмент, напоминает бубен диаметром примерно полметра (обычно 18 дюймов). Ирландское слово bodhran (по-ирландски произносится борОн или бойрОн, по-английски – бОуран, по-русски принято произносить бОйран или бОран) переводится как «гремящий«, «оглушающий» (а также –»надоедающий«, но это только в некоторых случаях). Держат бойран вертикально, играя на нем специфическим образом деревянной


Основные сведения Большой барабан (бас-барабан), также называемый иногда турецким барабаном или «бас-бочкой» - ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звука, низкого регистра. Представляет собой барабан - широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом. При необходимости исполнения сложных


Основные сведения Бонанг - индонезийский ударный музыкальный инструмент. Представляет собой набор бронзовых гонгов, при помощи шнуров укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке. Каждый гонг имеет в центре выпуклость (пенчу). Звук извлекают, ударяя по этой выпуклости деревянной палочкой, обмотанной на конце хлопчатобумажной тканью или верёвкой. Иногда под гонгами подвешиваются шарообразные резонаторы из жжёной глины. Звук


Основные сведения Бонго (исп. bongo) - кубинский ударный музыкальный инструмент. Представляет собой небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения, играют на котором обычно сидя, удерживая бонго зажатым между икрами ног. На Кубе бонго впервые появился в провинции Орьенте около 1900-го года. Барабаны, составляющие бонго, имеют разный размер; меньший из них считается «мужским» (мачо - исп. macho, дословно


Основные сведения Бубен - ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов


Основные сведения Бубенец (бубенчик) - ударный музыкальный инструмент, небольшая металлическая погремушка (колокольчик); представляет собой полый шарик с маленьким цельным шариком (несколькими шариками) внутри. Может крепиться к конской упряжи («Тройка с бубенцами»), одежде, обуви, головным уборам (колпак шута), бубну. Видео: Бубенец на видео + звучание Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии! Продажа: где


Основные сведения Бугай (бербеница) - акомпанирующий фрикционный ударный музыкальный инструмент, звучанием напоминающий рёв бугая. Бугай представляет собой деревянный цилиндр, верхнее отверстие которого обтянуто шкурой. К шкуре в центре прикреплён пучок конских волос. Используется как басовый инструмент. Музыкант увлажнёнными в квасе руками дёргает за волосы. В зависимости от места соприкосновения меняется высота звука. Бугай широко распространён


Основные сведения Вибрафон (англ. и фр. vibraphone, итал. vibrafono, нем. vibraphon) - ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов. Инструмент обладает широкими виртуозными возможностями и используется в джазе, на эстраде и в ансамблях ударных инструментов, реже - в симфоническом оркестре и как сольный инструмент.


Основные сведения Гавал (даф) - азербайджанский народный ударный музыкальный инструмент. Очень схож с бубном и тамбурином. Один из тех редких музыкальных инструментов, который сохранил до наших дней свою первоначальную форму. Устройство Гавал представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей осетра. В современных условиях мембрана гавала также делается из пластика, чтобы предотвратить увлажнение. К


Основные сведения, устройство, строй Гамбанг - индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из деревянных (гамбанг кайю) или металлических (гамбанг гангза) пластинок, закреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке, нередко пышно украшенной росписью и резьбой. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек с плоской шайбообразной обмоткой на концах. Их держат свободно между большим и указательным пальцами, остальные пальцы


Основные сведения Гендер (гендир) - индонезийский ударный музыкальный инструмент. В гамелане гендер осуществляет вариационную разработку основной темы, задаваемой гамбангом. Устройство Гендер состоит из 10-12 чуть выпуклых металлических пластин, укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке при помощи шнуров. К пластинам подвешиваются бамбуковые трубки-резонаторы. Пластины гендера подбираются в соответствии с 5-ступенным звукорядом слендро


Основные сведения Гонг - старинный ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра, представляющий собой свободно подвешенный на опоре вогнутый металлический диск сравнительно большого размера. Иногда гонг ошибочно путают с там-тамом. Разновидности гонгов Существует огромное количество разновидностей гонгов. Они отличаются размером, формой, характером звучания и происхождением. Самыми известными в современной оркестровой музыке являются китайские и яванские гонги. Китайский


Основные сведения Гуиро - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент, первоначально изготовлявшийся из плодов горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэро», с нанесёнными на поверхность засечками. Слово «гуиро» происходит из языка индейцев таино, населявших Антильские острова до испанского вторжения. Традиционно в меренге чаще используется металлический гуиро, имеющий более резкий звук, а в сальсе


Основные сведения Гусачок (гусек) - необычный старинный русский народный шумовой ударный музыкальный инструмент. Происхождение гусачка веьма туманно и неоднозначно. Возможно, на нём играли ещё скоморохи, однако в современных экземплярах глиняная крынка (или «глечик») заменяется на такой же формы модель из папье-маше. У гусачка есть близкие родственники в разных странах мира. Скажем прямо, все родственники очень


Основные сведения Дангыра - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. Она представляла собой бубен: ободок, обтянутый с одной стороны кожей, внутри которого были навешаны металлические цепочки, колечки и пластинки. И дангыра, и асатаяк, были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили широкого распространения в музыкальном быту народа. Уже начиная с начала 19-го века оба


Основные сведения Дарбука (тарбука, дарабука, думбек) - старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к


Основные сведения Деревянная коробочка или вуд-блок - ударный музыкальный инструмент. Один из самых распространённых ударных музыкальных инструментов с неопределённой высотой звучания. Звучание инструмента - характерный цокающий звук. Представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или


Основные сведения Джембе - западноафриканский ударный музыкальный инструментв форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи - чаще всего козьей. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность. По форме джембе относится к так называемым goblet drums, по звукообразованию - к мембранофонам. Происхождение, история Джембе


Основные сведения Дхолак - ударный музыкальный инструмент, деревянный барабан бочкообразнорй формы с двумя мембранами разного диаметра. Играют на дхолаке руками или специальной палочкой; можно играть сидя по-турецки, положив его на колени, или же стоя, используя ремень. Сила натяжения мембран регулируется системой колец и верёвочных перетяжек. Дхолак распространён в Северной Индии, Пакистане и Непале; очень популярен


Основные сведения Карильон - ударный музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию, подобно тому, как вращающийся вал приводит в движение орган. Часто используется в церквях, особенно в Нидерландах, в Китае известен был уже в глубокой древности. На карильоне играют «вручную» посредством специальной клавиатуры. Всего в мире существует 600-700 карильонов. Известные музыканты


Основные сведения Кастаньеты - ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используются стеклопластик. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке. Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца


Основные сведения Кимвал - древний восточный ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки (чаши), посреди которой прикреплялись ремень или верёвка, для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего название этого инструмента употребляется во множественном числе: кимвалы. При ударе друг о друга кимвалы издаюь резкий звенящий звук. У евреев


Основные сведения Клаве (исп. clave, дословно - «ключ») - простейший кубинский народный ударный музыкальный инструмент. Идиофон африканского происхождения. Представляет собой две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Музыкант, играющий на клаве (обычно - певец), держит одну из палочек в руке таким образом, чтобы ладонь образовывала своего рода резонатор, а другой


Основные сведения Колокол - металлический ударный музыкальный инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в


Основные сведения Колокола оркестровые - ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра (идиофон). Представляет собой набор 12-18 цилиндрических металлических трубок диаметром 25-38 мм, подвешенных в раме-стойке (высота около 2 м). Ударяют по ним колотушкой, головка которой обтянута кожей. Звукоряд хроматический. Диапазон 1-1,5 октавы (обычно от F; нотируется октавой выше, чем звучит). Современные колокола снабжены демпфером. В оркестре


Основные сведения Колокольчики (итал. campanelli, фр. jeu de timbres, нем. Glockenspiel) - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в пиано, блестящим и ярким - в форте. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные. Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматизму металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной


Основные сведения Конго - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из рода мембранофонов. Представляет собой вытянутую по высоте бочку, с одного торца натянута кожаная мембрана. Используется в паре — два барабана разного диаметра (один настроен пониже, другой повыше), часто на конго играют одновременно вместе с бонго (собирают на одной перкуссионной установке). Высота конго 70-80


Основные сведения Ксилофон (от греч. ксило - дерево + фон - звук) - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»). Тембр ксилофона


Основные сведения Куика - бразильский ударный музыкальный инструмент из группы фрикционных барабанов, наиболее часто применяемый в самбе. Имеет скрипучий, резкий тембр высокого регистра. Куика представляет собой цилиндрический металлический (первоначально деревянный) корпус, диаметром 6-10 сантиметров. На одну из сторон корпуса натягивается кожа, другая сторона остается открытой. С внутренней стороны, к центру и перпендикулярно кожаной мембране крепится


Основные сведения Литавры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) - ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверствие. Происхождение Литавры - инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие


Основные сведения Ложки - древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или


Основные сведения, устройство Малый барабан (также иногда называемый военным барабаном или «рабочим«) - ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к мембранофонам с неопределённой высотой звучания. Один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, а также джаза и других жанров, где входит в состав ударной установки (часто в нескольких экземплярах разных размеров). Малый барабан представляет собой металлический, пластиковый или


Основные сведения Марака (маракас) - древнейший ударно-шумовой музыкальный инструмент коренных жителей Антильских островов - индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек - по одной в каждой


Основные сведения Маримба - клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Возникла маримба в


Основные сведения Музыкальная подвеска (ветерок) - ударный музыкальный инструмент. Представляет собой связку мелких предметов, издающих приятный перезвон при дуновении ветра, широко используемая в ландшафтном дизайне, особенно при украшении крылец, веранд, террасс, навесов и т. д., примыкающих к дому. Используется и как музыкальный инструмент. Музыкальные подвески наиболее широко распространены в южных регионах как антистрессовое средство и


Основные сведения Пхачич - адыгейский и кабардинский народный ударный музыкальный инструмент, родственник трещотки. Представляет собой 3, 5 или 7 пластинок из высушенной твёрдой древесины (самшита, ясеня, каштана, граба, чинары), свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью. Обычные размеры инструмента: длина 150-165 мм, ширина 45-50 мм. Пхачич держат за рукоять, натянув петлю,


Основные сведения Сенсерро (кампана) - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из семейства идеофонов: металлический колокольчик без языка, на котором играют деревянной палочкой. Другое его название - кампана. Современные сенсерро имеют форму несколько сплющенного с обеих сторон раструба. Появление сенсерро в латиноамериканской музыке связывают с ритуальными колокольчиками экон конголезских религиозных культов. Считается, что в


Основные сведения Табла - индийский ударный музыкальный инструмент. Большой барабан называется — байна, маленький — дайна. Одним из самых известных музыкантов прославивших этот инструмент на весь мир стал легендарный таблист — Рави Шанкар. Происхождение Точно о происхождении табла неясно. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чье происхождение неизвестно) приписывают Амиру


Основные сведения Тала (или талан; санскр. Tala - хлопанье в ладоши, ритм, такт, танец) - южно-индийский парный ударный музыкальный инструмент из разряда ударных, разновидность металлических тарелок или кимвал. Позади каждой из них имеется шёлковая или деревянная рукоятка. Звук талы довольно мягок и приятен. Видео: Тала на видео + звучание Видео с этим инструментом очень скоро



Похожие публикации