Образование будущего. Каким будет образование в будущем 8 технологий которые изменят будущее образование

Шестой технологический уклад, который развивается в мире уже несколько лет, должен основываться на энергии сетей и ансамбле частиц. Но, как это у нас обычно бывает, мы чуть-чуть опаздываем, однако наши перспективы лучше, чем у многих развитых стран.

Мы находимся сейчас в пятом техноукладе, при котором общество базируется на энергии информации. Соответственно, современная система образования - это тот первичный инструмент, с помощью которого должны обучать обрабатывать информацию.

Когда в мире происходит инновационный скачок - смена экономических укладов, геополитические сдвиги, которых не было уже лет четыреста, - то происходят такие изменения, которые свести к изменениям предыдущей сущности невозможно. Например, попробуйте ответить на вопрос: сколько реальных лошадей в двигателе внутреннего сгорания 100 лошадиных сил? Ответ: ни одной! С возникновением двигателей мы перешли в совершенно иную систему измерений. Возникающая сущность стала совершенно другая, измерить её по старинке, опираясь на наши прежние представления, не удастся.

Слава богу, на Западе этот вопрос тоже не решён, он забалтывается наличием больших денег и нагромождением электронных технологий. Главный вопрос - что такое образование, зачем оно нужно? - не решён. Люди, получившие современное образование, неконкурентоспособны. А система образования отдельно от конкурентоспособности невозможна.

Какова сегодня компетенция выпускаемых вузами специалистов? За последние 20 лет срок компетенции сократился с 30 до 5 лет. Если раньше вы, приобретая какую-нибудь специальность (компетенцию), были уверены, что практически всю трудовую деятельность она будет нужна, то теперь студент-первокурсник приходит в университет, и в этот момент его специальность в мире максимально востребована. Через 5 лет выпускник вуза приходит к тому, с чего начал: его специальность только что умерла, и он как специалист становится больше не нужен. Соответственно, до того, как начать обучать людей, вы должны понять, что происходит в мире и каковы перспективы развития той или иной компетенции. Вам нужно создать из этого понимания концепцию и теорию, разработать курсы будущего, утвердить их в министерствах, и это при том, что ничего из предыдущих систем образования вы вынести не можете.

Для того чтобы создать адекватное образование, в сфере обучения должна быть настроена непрерывная электронная действенная среда, которая будет работать в режиме онлайн. Например, представьте: у вас есть симулятор управления металлургическим комплексом, на котором одновременно учатся студенты и работают технологи этого металлургического комплекса. На нём задействованы все кафедры университета: экономическая физика, теоретическая физика, математика, электроника, сопромат… Теория в полной мере сплетена с практикой. Если вносятся какие-то изменения - образовательная программа сразу изменяется. Университеты меняют базу, если она становится неконкурентоспособна и не может обеспечивать их суперсовременной образовательной программой. Таким образом, формируется пространственно-временной континуум, при котором обучение, производство и наука взаимодействуют друг с другом в режиме онлайн, с мгновенной передачей данных.

Сегодня, в современных экономических условиях нам необходимо обратить внимание на образование профессионалов 55-60 лет. Сейчас они возглавляют российские концерны, оборот которых составляет, допустим, 5 млрд. долл. при норме 15 млрд. Если на обучение этого человека потратить 50 млн. долл., он буквально в следующие два года принесёт прибыль в 2-3 раза больше. Зачем сейчас, в кризис, тратить деньги на людей, которые в лучшем случае через 5 лет только закончат вуз, а ещё через 5 достигнут хоть какой-то управляющей должности?! К этому моменту все наши рынки умрут.

Если мы говорим об экономике знаний, то должны учитывать и наличие сырья, и способы переработки этого сырья, и качество получаемого продукта, который должен приносить прибыль. Мы живём в информационном обществе, где на 6 порядков, то есть в миллион раз вырос объём информации. В 1991 году компьютеры были с жёстким диском 1 Мб. Это было гигантское хранилище. Сейчас домашний ноутбук рассчитан на терабайт информации, и есть ещё дополнительные диски. Это говорит о том, что общество информации начало производить беспрецедентное количество информации. У нас появилось новое сырьё, по масштабам превосходящее нефть и уголь, но мы не умеем его перерабатывать. Этому надо учиться. Обучение предполагает: первый уровень - получение данных; второй уровень - сравнение данных, синтез информации; третий уровень - создание научных паттернов, того, что мы называем научными знаниями; четвёртый уровень - компетенции, научные знания, теоретически применённые в реальной жизни, в экономической и социальной реальности. Здесь учитывается и методология - когда вы в компетенциях разных индустрий вдруг находите общее, и аксиология - система ценностей.

Для экономики знаний важен когнитивный капитал, поскольку человек - это единственная структура, способная хранить большую информацию и обрабатывать её. Этот капитал конечен, именно поэтому существуют специализации самой разной сложности. Инженеры по отношению к рабочим - это люди, у которых когнитивная ёмкость гораздо больше. Генеральный конструктор - это человек с беспрецедентным когнитивным капиталом. Для производства одного самолёта нужен один гений (генеральный конструктор) и десять "почти гениев", работающих с ним. Если самолёт состоит из 2 миллионов компонентов, то корабль - из 5 миллионов, авианосец - из 50 миллионов, из скольких состоит космическая станция - даже не берусь сказать. В 70-е-80-е годы когнитивный капитал общества закончился. Развитые страны отправили в университеты людей, не способных вообще ни к какому мышлению, с когнитивным капиталом чернорабочего. В результате они не стали инженерами, и в странах начался социальный кризис.

Сегодня две мировые суперкомпании, обеспеченные лучшими инженерами, сделали два коммерчески-недееспособных самолёта, опоздав с их выпуском на четыре года. Это не что иное, как серьёзный кризис инженерной аксиологии. Мы должны начать выстраивать другую аксиологию конструирования. Как было раньше? Какой бы ни был разнообразный конструктор, в результате получался жёстко оговорённый конечный продукт, причём того производителя, который выпустил этот конструктор. Сможем ли мы теперь сделать конструктор с открытым кодом, для которого запчасти всех других конструкторов бы подходили, допустим, используя специальные переходники? Это сложная задача, но её нужно решить.

Семантика систем говорит, что все системы одинаковы, они созданы по одному своду законов. Господь Бог не мог создать отдельно химические, технологические, информационные, социальные, биологические системы. Семантика подразумевает, что мы можем найти синонимичные или антонимичные системы, и одна из версий, что в человеческом обществе есть два типа эволюции: один - биологический, где скорость невысокая, второй тип - информационная эволюция… Вы не можете иметь социум, не имея информационной эволюции, информационных связей. Это взаимоувязанные вещи. Я говорю именно про информационную, а не социальную эволюцию, так как животные тоже собираются в стаи и муравейники, но, тем не менее, они с точки зрения информации не эволюционируют с такой скоростью, как человек.

Ресурсы - всегда дефицит. Поэтому ничего неполезного системы не создают, они не могут себе этого позволить. Если что-то выделяется - искусство, наука или образование, - то у этого направления есть серьёзнейшая функциональная польза. Это аксиома, которую мы зачастую не замечаем. Возьмём гуманитарные науки. Технари мне говорят, что это вообще не науки, там нет чёткости, строгости, присущей настоящей науке. Но посмотрите на квантовую физику. Она неопределённа, размыта. И потом, каждый гуманитарий знает, насколько сложны гуманитарные аспекты. Гуманитарные науки с самого начала занимались столь сложными понятиями, что к ним первоначально невозможно было подобрать математический и философский аппарат! Только после того, как мы создали электронный мир, начали заниматься искусственным интеллектом, проблемой передачи информации и так далее, мы поняли, насколько биологические системы сложнее технологических и информационных, а социальные, которые выше биологических, ещё на порядки сложнее. Весь мир сейчас ополчился против гуманитарных наук, а между тем наступает их время. Проблема гуманитариев в том, что они говорят старым языком, их перестали понимать. Их речь надо технологизировать, усовершенствовать.

Мы говорим о понятии "экономика знания", но знание - это литературный термин, не научный и не технологический. Знание священно, мы не можем его использовать, перерабатывать и так далее. Кризис образования в мире начался с возврата к знаниям. До 40% выпускников в Европе, особенно гуманитарных специальностей, не могут выплатить кредиты за обучение. В Америке растущий долг студентов по кредитам сегодня составляет примерно 1,3 трлн. долл. Есть люди, которые окончили университет 20 лет назад, и до сих пор не могут выплатить кредит, потому что их работа не соответствует квалификации. Система нам говорит: если ты такой обученный человек - покажи возвратные инвестиции. Чтобы уйти от краха, надо уйти от знаний и вернуться к системам.

Цель системы - устойчивость. В динамике - адаптивность. Система живёт и устойчива, если она адаптируется к изменению внешней среды. Если она адаптируется со скоростью внешней среды, то это значит, что она находится в стабильном состоянии. Когда она адаптируется быстрее внешней среды - мы наблюдаем экспансию системы. Если медленнее - деградацию. Если опираться на эти постулаты, то получается, что знания - это информация об энергоэффективном поведении. Современные знания начинают носить вероятностный характер: вчера они ещё не были знанием, а были просто информацией… Исходя из этого определения, обучение - это изменение поведения в результате полученной информации. Сдача в институте экзаменов после курса - это краткосрочное узнавание информации. Сможете ли вы через 10 или 15 лет эту информацию применить, даже если когда-то за её знание получили высший балл? Если ваше поведение вследствие полученной информации не изменилось, то нет.

Сергей Хапров

В чём заключается главный недостаток используемой в настоящее время в школах и институтах системы получения знаний? Основная проблема состоит в том, что эта система формировалась в прошлые столетия, когда жизнь текла медленно и лениво. Учитель передавал своим ученикам знания в том же виде, в каком он сам получил их, и эта информация продолжала оставаться актуальной на протяжении очень долгого времени.

Сейчас мы живём в совершенно другую эпоху. Каждый день совершаются научные открытия, изобретаются новые устройства и технологии, появляются и исчезают разные профессии. Разумеется, старую систему образования необходимо каким-то образом приспосабливать к новым условиям, поэтому в мире всё большую популярность обретает совершенно новый формат получения знаний.

Что такое микрообучение

Микрообучение - это новый формат образования, предлагающий разбить процесс получения знаний на очень короткие интервальные занятия. Они могут длиться от одной до пяти минут, в течение которых ученик получает новую информацию, отвечает на контрольные вопросы или повторяет пройденный материал. Например, если речь идёт об изучении , то на смену 45-минутным изнуряющим традиционным урокам приходят короткие занятия, которые могут быть приостановлены и возобновлены в любое время. Хороший пример подобного подхода - популярное приложение Duolingo.

В чём преимущества этого формата

  • Концентрация внимания. Многочисленные исследования утверждают, что основная проблема молодого поколения - это рассеянное внимание. Среднее время, в течение которого современные ученики могут оставаться сфокусированными на одной задаче, составляет всего несколько минут, после чего их мозг начинает искать новый объект или вообще отключается. Формат микроуроков учитывает это обстоятельство и использует внимание учащихся на полную.
  • Доступность. Новая форма обучения подразумевает приход на смену традиционным учителям компьютерных систем обучения. Специальная программа на вашем смартфоне или ноутбуке прочитает вам новый материал, проверит его усвоение и примет экзамен. Это делает обучение более доступным, дешёвым и качественным.
  • Мобильность. Теперь во время обучения вы не будете привязаны к одному месту. Для прохождения курса совсем не обязательно присутствовать в классе или вообще физически находиться в определённом месте. Вы можете путешествовать, работать, болеть и при этом получать качественное образование.
  • Модульность и гибкость. Микрообучение подразумевает получение знаний в виде небольших блоков, каждый из которых можно легко изменить, переставить или вообще исключить. Таким образом курс становится более гибким, а полученная информация - более актуальной.

Где я могу начать микрообучение

Как вы уже, вероятно, догадались, микрообучение неразрывно связано с современными информационными технологиями. В Сети уже существуют тысячи различных онлайн-курсов, мобильных приложений создано не меньше. Однако далеко не каждое образовательное приложение или сервис вписывается в формат микрообучения. Для этого, как я писал выше, занятия должны быть очень короткими, интерактивными и самодостаточными. Подобрать себе подходящий курс вы сможете на популярном образовательном ресурсе Coursmos , который содержит тысячи лекций самой разной тематики.

Есть ли у микрообучения будущее

Судя по тому, с какой скоростью плодятся приложения и сервисы, использующие этот метод обучения, у него, несомненно, есть перспектива. Возможно даже, что постепенно он полностью вытеснит традиционную систему образования и ваши внуки будут удивлённо слушать рассказы о том, что раньше школьники вставали с восходом солнца, собирались все вместе в тёмном душном классе и слушали живого преподавателя.

А вы что думаете по этому поводу? Каким будет образование будущего?

Люди любят мечтать. Кое-что из мечт сбывается, кое-что забывается, и забытое изобретается вновь. И в образовании всё точно так же.

Одри Уотерс, которая ведёт один из самых влиятельных и скептичных блогов о современном образовании, в прошлом году выпустила книгу . Один из разделов этой книги почти полностью посвящён истории технологий в образовании и тому, каким представляли обучение будущего наши прародители. Там очень много всего интересного о создании первых обучающих машин с возможностью выбора вариантов ответа, первых дистанционных школ с доставкой учебных материалов по почте, изобретении аппарата о проверке правописания и предшественника iPad.

Вообще история использования технологий в образовании - занятная вещь. Вот ради примера фотография одной из первых проведённых телелекций, которую можно назвать прародительницей современных MOOC. Лекция была проведена удалённо профессором Кларком в Университете Нью-Йорка в 1938 г.: в аудитории было расставлено 15 телевизоров, вещавших для примерно 200 студентов. Тремя годами ранее этот же профессор провёл первую радиолекцию для своих студентов.

Крайне любопытно взглянуть не только на свершившиеся исторические факты, но и на мечты людей прошлого: удивиться, порой снисходительно улыбнуться, а порой и задуматься - сбылись или нет эти видения, многие из которых сегодня могут показаться наивными. А ещё можно поразмыслить о природе нынешних технологий, которые мы называем «инновационными» - так ли уж они инновационны, как принято считать?

Давайте вместе с Одри Уотерс и любовно собранными фактами и изображениями блога Paleofuture посмотрим на историю образования будущего.

Одними из самых известных и цитируемых в интернете изображений о том, какими в прошлом представляли сегодняшние школы, является серия французских открыток, выпущенных в 1899, 1900, 1901 и 1910 гг. Эти открытки распространялись вместе с упаковками табака или сигар, а затем и по почте.

Работа почтовой службы в 2000 г. Источник: Викимедия

Эти открытки стали частью Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Все они, пусть и изображают разные сферы человеческой деятельности, схожи в одном: всё больше труда отдаётся машинам и роботам, всё меньше остаётся человеку. Образование не стало исключением: учебники загружаются в механическую «книгорубку», которая их магическим образом перерабатывает и отправляет прямо в мозг ученикам. Учитель и его ассистент всё равно остаются в классе - надо же кому-то обслуживать эту несовершенную машину.

В школе Франции XXI века. Источник: Викимедия

Примечательно, что идеальное образование представлялось как возможность в короткие сроки вложить в головы учеников как можно больше информации. Ещё более примечательно, что не только профессия учителя, но и профессия парикмахера, модельера, музыканта оказались во власти машин.

Разве не странно, что человечество мечтает отдать не только физический труд, но и творческую, интеллектуальную деятельность своим маленьким механическим помощникам?

В 1913 г. легендарный американский изобретатель Томас Эдисон утверждал:

Книги вскоре полностью исчезнут из школы.

Вовсе не потому, что он мечтал сжечь всё накопленное веками достояние, как в «451 градус по Фаренгейту», а потому что верил - книги, как и учительское дело, смогут быть заменены кинематографом.

С каждым днём технологии передачи и приёма радиосигналов становятся всё совершеннее, и совсем скоро они станут привычным явлением. На снимке маленькая Мэри Джейн с помощью нового устройства может слушать радиоуроки или сказки на ночь. Ей будут доступны все знания мира. Аккуратный корпус, обитый кожей, заменит тяжёлые учебники. Выполнение домашнего задания станет настоящим удовольствием.

Как же долго мы ждём, что коробочка небольшого размера сделает нашу жизнь проще, а получение знаний - веселей! Сегодня дисплеи стали цветными, звук чище, производителей контента стало в сотни раз больше, но что-то революции мы пока не видим.

В 1930-х годах появились первые предсказания использования в образовательных целях возможностей передачи голоса и изображения на расстоянии - спасибо радио и телевидению. Именно эти новые для того времени медиа виделись технологиями будущего. В одной из статей издания Short Wave Craft было опубликовано схематичное изображение образовательного вещания для широкой аудитории. Профессор в студии читает лекцию, теле- или радиовышка транслирует сигнал, учащиеся дома принимают сигнал с помощью теле- и радиоприёмников. Кстати, интересно, что в той же статье были упомянуты возможности применения широковещательных медиа в коммерческих целях - для передачи рекламной информации. Там даже говорилось, что телереклама станет новым видом искусства, которое в будущем достигнет совершенства. Как в воду глядели.

Как думаете, многое ли изменилось в наших представлениях об использовании технологий с тех пор?

1960 год. Вышел очередной выпуск журнального комикса популярного в те времена иллюстратора-футуриста Артура Рэйдбо из серии Closer Than We Think («Ближе, чем мы думаем»). В комиксе изображалась домашняя обучающая консоль будущего - с видеоинструктором, электронной панелью для записей и программой для выполнения тестов.

Автоматизация приведёт к исчезновению зданий школы. Уроки будут транслироваться прямо домой к школьникам, где они смогут сразу выполнить домашнюю работу и отослать её обратно для оценки и исправлений. Доктор наук Донадьд Смит из Мичиганского университета полагает, что такие обучающие машины совсем скоро появятся во всех школах.

На Нью-Йоркской Всемирной выставке в 1964 г. Зал Образования занимал площадь в 8 300 кв.м. Одним из экспонатов выставки стал «Авто-наставник» - обучающая автоматическая машина, умеющая воспроизводить звук, показывать визуальную информацию и давать отклик при нажатии на кнопки ответов. Этот концепт, как и многие другие подобные машины с кнопками, так никогда и не был выпущен в массовое производство.

Автор исследования PISA и руководитель Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер на конференции в ВШЭ рассказал о десяти главных тенденциях в международном образовании. Эти тенденции отражают его взгляд на образование будущего, а именно – каким оно будет к 2035 году.

1. Информационная грамотность

Школьники должны уметь не только грамотно писать и считать, но и правильно работать с информацией. Умение искать нужные данные в море информации, и правильно их использовать станет жизненно важным навыком.

2. Применение талантов

Исследователь уверен, что в России умеют работать с одаренными детьми. Но для того, чтобы это приносило пользу, нужно научиться применять их таланты на пользу обществу. Для примера он приводит США – там эффективность применения знаний, производительность труда и качество жизни намного выше.

3. Лучше меньше, да глубже

По мнению Шляйхера, не нужно стараться «впихнуть» в школьников как можно больше информации. Нужно стараться их научить мыслить как ученые, анализировать процессы и факты, проводить эксперименты.

4. Равный доступ к образованию

Во всех странах благополучие семьи определяет успехи ребёнка в школе. Но сейчас существует большой разрыв в качестве образования между странами. Поэтому важной задачей должно стать преодоление этого барьера во всем мире.

5. Обмен опытом между учителями

По его мнению, учитель должен стать самостоятельным и перенимать опыт лучших коллег. Единые обязательные программы убивают любую инициативу и отталкивают молодежь.

6. Отказ от системного контроля

Государственный системный контроль за работой педагогов должен исчезнуть, уверен ученый. Это поможет саморазвитию учителей и позволит достигнуть более эффективных результатов при минимуме затраченного времени.

7. Индивидуализация образования

Стандартизация и единые подходы ко всем детям вредят образованию. По его мнению нужно разработать проектный подход в образовании и отойти от дисциплинарного.

8. Высокая продуктивность учёбы

Оказывается, чем больше времени отводится на образование, тем ниже его эффективность. Результаты школьников из Европы намного выше, хотя учебного времени там меньше.

9. Новая оценка качества

Механическое заучивание должно уйти из процесса обучения. Творческое мышление, по мнению эксперта, никак нельзя проверить с помощью тестов.

10. Заимствование лучшего

Оптимальная модель заимствования лучшего, по мнению Шляйхера, создана в Сингапуре - там ничего не изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям. «Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав одну из самых передовых систем образования в мире», - объяснил он свой выбор.

От развития новых технологий выиграет самая интеллектуальная часть населения земного шара, а низкоквалифицированным работникам будет трудно. У них возникнет необходимость искать менее развитые страны, куда еще не пришли инновации. Массовый рост безработицы может вызвать новые социальные взрывы, поэтому имущественное неравенство в мире будет только расти.

Изменения, которые происходят в мире, требуют оперативного реагирования. Четвертая индустриальная революция привнесет в нашу жизнь немалое количество перемен. И крайне важно позаботиться об изменении подходов к образованию. Пришло время ломать психологию существующих образовательных процессов. Ведь нам так или иначе придется столкнуться с действительностью, которая уже не за горами.

Если в XIX веке ремесло передавалось от одного поколения к другому, если в XX-м были приняты семейные династии врачей, юристов, инженеров, то сегодня молодому поколению приходится привыкать к необходимости несколько раз менять профессию в течение жизни. Система высшего образования должна в этом помогать. В современном университете недостаточно просто давать человеку знания и навыки по какой-то одной узкой специальности. Вузы должны давать человеку «удочку», при помощи которой он сможет в будущем расти и развиваться. Ведь существует огромная вероятность того, что сама профессия изменится, модернизируется или преобразуется за те пять лет, которые студент проведет в университете.

Современная система образования должна строиться таким образом, чтобы человек в этой системе обрел уверенность и готовность к изменениям, стал менее зависимым от фактов и узких знаний, научился развиваться вместе с технологиями. Школа и университет должны учить:

  • Оперативно и комплексно решать поступающие задачи.
  • Мыслить критически и делать ставку на творческие способности.
  • Развивать талант управления.
  • Координироваться с коллегами и работать в команде;
  • Развивать эмоциональный интеллект.
  • Развивать умение принимать решения.
  • Развивать навыки ведения переговоров и когнитивную гибкость.

Система образования будущего впитает в себя все технические, маркетинговые и управленческие достижения. Через считанные десятилетия вещи научатся сами общаться с центрами для их изготовления и доставки. По мере исчерпания ресурса или устаревания устройство само будет подавать сигнал производителю. И через некоторое время потребитель будет получать новый продукт с индивидуальными настройками. Причем так будет происходить не только с гаджетами, но и с нашими любимыми шампунями, зубной пастой, продуктами питания, одеждой... Глобальная база данных, которая будет включать персонализированные медицинские показатели и все наши предыдущие действия, будет помогать нам эффективнее заниматься, заботиться о своем здоровье и учиться.

С другой стороны, новые модели бизнеса все чаще ставят совершенно . В будущем людям остается только творческая работа, креативность станет основным инструментом развития и будет ключевой точкой дифференциации людей. И система образования должна ответить на эту тенденцию.

Какая модель бизнеса уже сегодня объединяет самые успешные компании? Uber придумал план эффективного управления миллионами автомобилей. Airbnb построила сетевую платформу управления огромным количеством разнообразного жилья, сдаваемого в аренду. Не имея ни одного собственного ресторана, у Subway больше точек фаст-фуда, чем у сети McDonald"s , причем персонала в 500 раз меньше. С появлением компании Lyft знания, которые были абсолютно необходимы для таксистов Лондона, чтобы эффективно передвигаться по сложной сети городских улиц, стали совсем ненужными. Все это тоже нужно учесть.

Мичио Каку , известный американский физик, футуролог, основатель теории струн Каку, таким видит будущее образовательной сферы :

  • Обучение не будет базироваться на запоминании. Наш мозг не нужно загружать лишней информацией, а освободившийся ресурс можно использовать для развития навыков анализа, аргументации и принятия решений.
  • Обучение станет индивидуальным и автономным . Мы будем сами нести ответственность за свое образование и выбирать, что на данный момент нам нужно усвоить и с кем общаться. Профессия учителя полностью исчезнет из нашей жизни.
  • Дипломы учебных заведений потеряют всякое значение. Популярность приобретут персональные учебные и сертификационные портфолио, которые будут определять возможность кандидата занимать соответствующую должность.
  • Учебники будут иметь искусственный интеллект , который сможет менять содержание каждой последующей страницы с учетом интересов читателя. Они будут в автоматическом режиме осуществлять апдейт всей учебной информации.
  • Для достижения успеха нужно будет развивать только те способности, которые недоступны роботам: воображение, креативность, инициативность и лидерство. Общество перейдет от товарной экономики к интеллектуально-креативной. Страны, которые будут ориентироваться исключительно на сырье, обеднеют и придут в упадок.
  • Знания как таковые будут стоить немного: их легко можно будет найти в свободном доступе. Но придется активно развивать навыки переработки знаний. Цениться будут люди, умеющие создавать новое на основе общедоступных фактов. В самом деле, вся наука движется не к сложности, а к упрощению. Истина лежит не на глубине, а на поверхности: об этом говорят многие нобелевские лауреаты. Однако до сих пор мало кто способен увидеть простоту.

Очень многое будет зависеть от того, насколько хорошо мы научимся оперировать новыми данными, сгенерированными другими. Кто-то продвинется в программировании. И затем один человек использует его достижения в экономике, затем другой – в физике... Такой будет наука будущего.



Похожие публикации