Политическая история парфянского царства. Энциклопедия Границы парфянской империи на карте

ПАРФЯ́НСКОЕ ЦÁРСТВО – гос-во, возникшее ок. 250 до н. э. на Ю. и Ю.-В. от Каспийского м. в результате ослабления власти Селевкидов в их вост. сатрапиях и вторжения в Парфию сакского кочевого племени парнов (дахов); существовало до 20-х гг. 3 в. н. э. По традиции первым царем П. ц. был глава парнов Аршак – родоначальник династии "Аршакидов" . В 239–238 парны нанесли поражение сатрапу Парфии Андрагору, ранее отложившемуся от Селевкидов, и овладели Парфиеной, Апаварктикеной, Астауеной и др. областями Парфии, а также Гирканией. Селевк II после неудачного похода 232–231 был вынужден признать власть Тиридата I (брата и преемника Аршака) над всей Парфией. Столицей нового гос-ва стал Гекатомпил (к Ю.-З. от совр. Дамгана), позднее царскими резиденциями были также Экбатана, Селевкия (на Тигре) и Ктесифон, но родовые усыпальницы Аршакидов вплоть до 1 в. н. э. находились в Нисе (совр. Багир, 18 км к С.-З. от Ашхабада). Парны были ассимилированы "парфянами" – коренным населением Парфии, восприняли их культуру, парфян. яз. и местные верования.

Внеш. политика и границы П. ц. определялись отношениями с соседями – Селевкидами и (с 1 в. до н. э.) Римом – на З., Греко-Бактрией и кочевыми племенами – на В. В 209 Антиох III вторгся в Парфию и взял Гекатомпил, однако должен был вскоре заключить мирный договор, сохранявший власть Аршакидов над Парфией. При Митридате I [ок. 170 – 138/37] границы П. ц. были расширены на В. за счет Бактрии и на З., где к сер. 2 в. до н. э. прежние владения Селевкидов превратились в ряд мелких гос-в. В 161–155 он овладел Мидией, в 141 – Селевкией на Тигре, был провозглашен "царем Вавилона", взял Урук, а затем Элимаиду с Сузами. П. ц. превратилось в крупную державу, охватывавшую почти весь Иран и всю Месопотамию. Дальнейшая экспансия на З. была приостановлена передвижениями кочевых племен у вост. границ П. ц. В 30–20-х гг. 2 в. до н. э. П. ц. вело трудную борьбу с саками, под натиском к-рых пало Греко-Бактрийское царство, и одновременно с Селевкидами, предпринявшими последнюю попытку восстановить свое господство, завершившуюся разгромом Антиоха VII в 129. На В. саки опустошили сев. области Парфии и, повернув на Ю., заняли Дрангиану. При Митридате II [ок. 123 – ок. 87] Дрангиана, занятая саками, была превращена в парфян. сатрапию Сакастан; в состав П. ц. вошли также Арейя и Маргиана. Продолжая ахеменидскую традицию, Митридат II принял титул "царя царей". В этот период установились дипломатич. связи с Китаем. В сферу влияния П. ц. была включена Армения, где парфяне посадили на престол Тиграна II. Борьба Рима с "Митридатом VI" , к-рого поддерживал Тигран II, привела к первому соприкосновению П. Ц. с Римом. По соглашению 92 до н. э., границей между двумя державами был признан Евфрат.

Первое вооруженное столкновение произошло в 65 в Кордуэне (область к Ю. от озера Ван). П. ц. стало непосредственным соседом Рима; усилившиеся в П. ц. междоусобицы сопровождались вмешательством Рима. При Ороде II [ок. 57– ок. 37 до н. э.] рим. войска под команд. М. "Лициния Красса" вторглись в Месопотамию. В 53 около г. "Карры" парфяне нанесли решит. поражение армии Красса. К 40 парфяне захватили почти всю М. Азию, Сирию и Палестину. П. ц. угрожало владычеству римлян в Вост. Средиземноморье. Однако П. ц., представлявшее собой неустойчивое объединение полусамостоят. областей (Плиний насчитывал в нем 18 "царств") с разным уровнем обществ. развития, не могло сломить экономич. и политич. могущества Рим. державы. В 39–38 до н. э. М. Азия, Сирия и Палестина вновь были завоеваны Римом. Провал вторжения армий Антония (36 до н. э.) в Мидию Атропатену вновь на время приостановил продвижение Рима за Евфрат. Борьба за престол между Фраатом IV [ок. 37 – 2 до н. э.] и Тиридатом II, в к-рой первый опирался на помощь саков, а второй – на поддержку Рима, привела к новому ослаблению П. ц. В 20 до н. э. П. ц. было вынуждено заключить договор с Октавианом Августом, признать права Рима в Армении и возвратить знамена и пленных из армий Красса и Антония. Граница была восстановлена по р. Евфрату.

В 1–2 вв. н. э. становится все более заметным процесс распада П. ц. Усиливается вмешательство во внутр. дела П. ц. Рима, использующего антипарфян. настроения жителей эллинистич. городов-полисов. Обостряются противоречия между группировками парфян. знати и династич. распри, увеличивается роль местных иранских элементов во всех областях идеологии и культуры. Новый курс политики парфян. знати проявился уже при Артабане III [ок. 12 – 38 или 42], трижды боровшемся за престол со ставленниками Рима и греч. городов Месопотамии. Попытки усиления центр. власти не принесли значит. результатов. Война с Иберией, новое столкновение с Римом из-за Армении и вторжение в пределы П. ц. алан заставили Артабана III искать помощи у саков и сосредоточить все силы для обороны своих осн. владений. В 36 вспыхивает восстание в Селевкии на Тигре – в течение 7 лет город сохраняет независимость. После смерти Артабана III наступает длительный период борьбы за престол, завершившийся приходом к власти Вологеса I [ок. 51 – ок. 80]. П. ц. удается упрочить свое влияние в Армении, где в 66 утверждается Тиридат, брат Вологеса (см. "Аршакиды" армянские). Отношения П. ц. и Рима несколько стабилизируются, но вторжения саков, алан (72–75) и отпадение Гиркании и Маргианы не дали возможности использовать передышку в войнах с Римом для упрочения П. ц. Кон. 1 – нач. 2 вв. отмечены новыми внутр. смутами и обострением борьбы с Римом. Во 2 в. рим. войска трижды прошли по Армении и Месопотамии и разорили парфян. столицу Ктесифон (в походах 114–117, 163–165, 194–198).

Последний период истории П. ц. (кон. 2 – нач. 3 вв.) характеризуется окончат. ослаблением центр. власти, усилением нажима кочевников и неудачами в войнах с Римом. Однако окончательно сокрушить П. ц. римляне не смогли. Упадок П. ц., связанный в конечном счете с кризисом рабовладельч. системы в Средиземноморье во 2–3 вв., ростом неравномерности в развитии отдельных областей державы и возникновением на терр. П. ц. политически и экономически самостоят. "варварских" кн-в, был ускорен изнурительными войнами с Римом и почти беспрерывной борьбой за престол. В нач. 3 в. одновременно правят Вологес V, опирающийся на Месопотамию, и Артабан V, поддерживаемый Мидией. В апр. 224 владетель ранее зависимого от П. ц. Парса Ардашир Папакан нанес Артабану V решительное поражение в битве на равнине Ормиздагана в Мидии. Сын Артабана V Артавазд до 228 еще чеканит монету, но П. ц. уже не существует – оно пало под ударами новых сил, объединившихся вокруг основанной Ардаширом Папаканом династии "Сасанидов" .

В гос. устройстве П. ц. переплетались элементы, унаследованные от Селевкидов, родовые традиции парнов и система управления собственно Парфии, восходящая еще ко времени Ахеменидов. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. Терр. П. ц. (исключая зависимые кн-ва – Парс, Элимаиду и др.) делилась на сатрапии; в центр. и зап. областях сатрапии подразделялись на гипархии, а последние – на статмы, состоявшие из неск. селений. В сатрапиях имелись царские х-ва, с к-рых поступали подати в казну. Эллинистич. города-полисы сохраняли свое самоуправление и привилегии (показательно письмо Артабана III г. Сузам и тексты, найденные в Дура-Европос); особую категорию составляли т. н. "восточные" эллинизированные города (Урук и др.). Данных об общественно-экономич. строе П. ц. очень немного. Наиболее экономически развитой была Месопотамия. Несмотря на значит. число рабов, работавших в царских, храмовых и частновладельч. поместьях, основной хоз. ячейкой оставалась сел. община. Надел общинника или его часть, как показывают Авроманские контракты (греч. 1 в. до н. э. и парфян. – 1 в. н. э.), мог быть продан с согласия соседей. Парфян. архив из Нисы (1 в. до н. э.) позволяет судить о системе натуральных и ден. податей. Через терр. П. ц. проходили важнейшие пути транзитной торговли, в т. ч. часть "Вел. шелкового пути", соединявшего Д. Восток с Римом. Из П. ц. в Рим шли кожи, ткани, железо и особенно шелк (привозимый из Китая). Парфян. караваны ходили в Пальмиру, Армению, Египет и Палестину, парфян. купцы оседали в городах Китая. С З. шли в П. ц. ремесл. изделия, в т. ч. стекло. Монетная система П. ц. первоначально копировала селевкидскую; новый стандарт был установлен во 2 в. до н. э. Парфян. надписи появляются на монетах лишь в 1 в. н. э. при Вологесе I (к-рому приписывается и кодификация "Авесты"), в чем обычно видят проявление антиэллинистич. реакции. Однако документы из Нисы указывают на преобладание местных иран. традиций и зороастризма в вост. областях и в более раннее время. Единой гос. религии в П. ц. не существовало. В культуре П. ц. четко видны процессы взаимодействия эллинских и местных элементов. В зап. областях П. ц. в 1–2 вв. н. э. возрождаются семитские культурные традиции, выступающие в сочетании с греч. и иранскими (Дура-Европос, Хатра). На В. (храмы Нисы, росписи Кухи-Ходжа) иран. начало уживается с греческим.

Источники по истории П. ц. немногочисленны. Правления Аршакидов с трудом устанавливаются по монетам и вавилонским таблеткам. Парфян. письменных памятников немного. Осн. сведения по истории П. ц. содержатся у античных авторов; наиболее важны сочинения Помпея "Трога" , "Плутарха" , Исидора Харакского. Памятники материальной культуры изучены еще плохо. Наиболее значит. результаты дали археологич. раскопки Нисы (M. E. Массон, СССР), Дура-Европос (Ф. Кюмон, Франция, М. "Ростовцев"), а также раскопки в Сузах, Селевкии на Тигре, в Хатре, Ашшуре и в Пальмире. Данные античных авторов и нумизматики были наиболее полно обобщены в работах 19 в. Г. "Роулинсона" (Англия) и А. Гутшмида (Германия). Лучшая сводка сведений по политич. истории П. ц. принадлежит Н. Дибвойсу (США). Проблемам возникновения П. ц. посвящен ряд работ польского историка И. Вольского. Много внимания социально-экономич. и культурной истории П. ц. уделили М. Ростовцев, а также У. Тарн (Англия), определявшие П. ц. как типично феод. гос-во. Эта точка зрения, весьма распространенная среди зап. ученых, встретила возражение в трудах сов. историков (С. П. Толстов, М. Е. Массон, М. М. Дьяконов и др.), в самое последнее время ее отвергают и нек-рые зап. авторы (амер. ученый Р. Фрай). Для истории культуры П. ц. большое значение имеют работы нем. ученого Э. Херцфельда, М. Ростовцева, франц. ученых Р. Гиршмана, Д. Шлюмберже, Э. Вилла и сов. ученых К. В. Тревер, М. Е. Массона, Г. А. Пугаченковой, Г. А. Кошеленко.

Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961; Массон M. E., К вопросу о времени возникновения Парфянского государства, "ИАН Туркм. ССР", 1962, № 5; его же, Народы и области южной части Туркменистана в составе Парфянского государства, "Тр. ЮТАКЭ", т. 5, Аш., 1955; Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, ч. 1–2, М., 1960–66; Кошеленко Г. Α., Городской строй полисов Западной Парфии, "ВДИ", 1960, № 4; Дьяконов И. М., Лившиц В. Α., Документы из Нисы I в. до н. э., Предварительные итоги работы, М., 1960; Кошеленко Г. Α., Культура Парфии, М., 1966; Массон М. Е., Пугаченкова Г. Α., Парфянские ритоны Нисы, Аш., 1959; Rawllnson G., The Sixth Great Oriental Monarchy, Ν. Υ., 1872; Gutschmid A., Geschichte Irans..., Tübingen, 1888; Tarn W. W., Seleucid-Parthian Studies, "Proceedings of the British Academy", L., 1930, № 16; Herzfeld Ε., Sakastan, "Archaeologische Mitteilungen aus Iran", 1931, Bd 4; Debevoise N., A political history of Parthia, Chi., 1938; Rostovtzeff M., Dura-Europos and its art, Oxf., 1938; Kahrstedt U., Artabanos III und seine Erben, Bern, 1950; Wolski J., The decay of the Iranian Empire of the Seleucids and the chronology of Parthian beginnings, "Berytus", 12, 1956–57; Frye R. N.. The heritage of Persia, L., 1962; Ghirshman R., Parthes et Sassanides, P., 1962; Ziegler K. H., Die Beziehungen zwischen Rom und dem Partherreich, Wiesbaden, 1964.

В. А. Лившиц. Ленинград.

(330-150 до н. э.).
Аршакиды (247 до н. э. - 224 н. э.).

Парфянское Царство было основано племенами, пришедшими с севера, часть этих племён во времена Парфии оставалась на берегах Аральского моря. Это были сарматы, скифы и массагеты - прародители ряда современных индоевропейских народов, в том числе славян.
В V-III вв. до н.э. массагеты были одним из прославленных своими победами народом. Тогда они отражали натиск переднеазиатских держав - Ассирии, потом Ахменидской Персии и других государств.
Аршак возглавил парнов (или дахов) - кочевников, которые жили в степях между Амударьёй и Каспийским морем. Парны были племенным союзом, названным так по одному из племён, входивших в него.
В III в. до н. э. начались затяжные войны между Селевкидами и Птолемеями за южную Сирию («сирийские войны»). Центр тяжести политики Селевкидов переместился на запад, тогда как восточные сатрапии рассматривались лишь как объект эксплуатации. В результате этого к середине века от Селевкидов отпал ряд восточных областей, во главе которых стояли греческие наместники: Диодот в Бактрии, Евтидем в Согде и Андрагор в Парфии.
Вскоре в Парфию вторглись парны во главе с Аршаком. Андрагор погиб, контроль над страной перешёл в руки Аршака. Это произошло, скорее всего, в 247 г. до н. э., хотя называют и другие даты.

Династия Аршакидов

247 г. до н.э. Аршак I основал Парфянское царство/"Страна Аньси"/страна асов .
247 г. до н.э. - 224 г. н.э. в Парфии правит династия Аршакидов (Арсакидов). Родоначальник Аршакидов - Аршак являлся вождём племени парнов. Аршак I - основатель Парфянского царства, родоначальник династии Аршакидов, «человек неизвестного происхождения, но большой доблести» (по свидетельству римского историка Помпея Трога). Не исключено, что Аршак был выходцем из Бактрии.
Селевкидский царь Селевк II укрепил позиции на западе и начал войну (230-227 гг.до н. э.) с целью возвратить потерянные «верхние сатрапии». Первоначально селевкидские войска имели успех, но затем парфяне при поддержке кочевых племён (апасиаков) сумели одержать победу. Хотя она и не была решительной, мятежи в Сирии не позволили Селевку продолжать войну.
Аршак в городе Ассак провозгласил себя царём Парфии. В древности была страна Аньси. Так она называется в китайских источниках. Другое её название - Парфия. Именно город Арсаак с его освновой "Ас" дал имя Аньси с той же основой "Ас", "Анс". Вечный огонь в городе Асааке упоминается Исидором Харакским ("Парфянские стоянки", 11-13), это символ мировоззрения того времени. Сам же город располагался в области Астауэна, содержащей ту же основу "Ас". По соседству располагалась другая область Парфии (её древнее ядро) - Парфиена с гробницей царей (обожествлённых предков). Город, где находились гробницы, так же назван. Это Парфавниса или Нисая, причём Исидор Харакский указывает, что Нисая - греческое название. надо полагать, в самой Парфии было гораздо более распространено местное название - Парфавниса. Старая Ниса и Новая Ниса - эти названия дожили до сегодняшнего дня. Городища расположены под Ашхабадом.
«…Большой горный хребет тянется с северо - востока на юго-запад (Урал). Он отделяет Великую Швецию (Великую Скифию) от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок (Туркмения). Там были у Одина большие владения…» Китайский путешественник Чжан Цянь указывал: "От Давани до Аньси, хотя и говорят различно, но в обыкновениях весьма сходствуют и в разговорах понимают друг друга..." "Государство Давань располагалось в Фергане (Узбекистан) и горах Тянь-Шаня. Аньси - это Парфия".
"Они бородатые, выпуклоглазые, и по большей части высокорослы и светловолосы. Они искусные в торговле и ремесле. Это древние земледельцы и скотоводы, оседлые племена и полукочевые".
С кушанских и парфянских фресок и росписей на нас смотрят своими выпуклыми глазами бородатые арийцы, создавшие миф об Асгарде и воплотившие его в одном из арийских государств-в Аньси-Парфии.

Культ обожествления предков

АСГАРД - , парализованной ростом в историческом Слое христианства. Катастрофа произошла в 12-м веке.

Асгард

Жилище асов называется Асгард (затомис). Расположен Асгард близ Идавелль-поля. Когда боги только начинали строиться, пришёл к ним мастер - великан и обещал за три полугодия построить крепость, неприступную для великанов, а в награду потребовал богиню Фрейю, солнце и луну. По совету Локи асы согласились, но когда они увидели, что великан успеет построить крепость в срок, то пригрозили Локи лютой смертью, если он не помешает мастеру выполнить условия сделки. Пришлось Локи пойти на хитрость. Великану помогал в работе конь Свадильфари. Превратившись в кобылу, Локи отвлекал коня от работы, и строитель не успел закончить её в срок. Понял великан, что обманут, и впал в ярость. Тогда асы позвали Тора, и он убил великана своим молотом. А у Локи родился жеребёнок о восьми ногах - будущий конь Одина Слейпнир.
С начало боги воздвигли святилище с двенадцатью тронами и престолом Одина. Всё в нём как из чистого золота, и называется оно Чертогом Радости. Потом построили они столь же прекрасное святилище богинь - Вингольв и дом, в котором поставили кузнечный горн, и сделали наковальню, молот и другие орудия. Делали они вещи из камня, из дерева и из металла, что зовётся золотом. И поэтому назывался тот веком золотым.
Из камней, которые лизала корова Аудумла, возник человек Бури. Его сын Бор взял в жёны Бестлу, дочь великана Бельторна, и родились у них три сына (три культуры, три демиурга) - Один, Вили и Ве.
Один - Отец всех Павших. Ему принадлежит чертог, который называется Валгалла. Живут в нём эйнъерии - павшие в бою храбрые воины. Отбирают воинов в Валгаллу валькирии, прислуживающие им там во время пиров.
На пирах в валгалле пьют эйнхерии медовое молоко козы Хейдрун, которая щиплет листья ясеня Иггдрасиль, и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира - его варит повар Андхримнир в котле Эльдхримнир. Один же бросает всю еду двум волкам - Гери и Фреки - и пьют только вино. На плечах у него сидят вороны Хугин и Мунин. От них он узнает обо всём, что происходит на свете.
У входа в Валгаллу-ворота Вальгрид, а перед ними-Роща Гласир ("Сияющая"), все листья в ней как бы из красного золота.
Один часто является в виде змеи, ворона, орла, коня и волка. Это бог магического знания, знающий руны - сакральные письмена… чтобы узнать руны, сам себя приносит в жертву и, пронзённый собственным копьём, девять дней висит на ясене Иггдрасиль (Древо Жизни).

Восточные руны

Общее начертание и все элементы божественных скандинавских рун соответствуют найденным в Монголии (более старым).
Божественные Руны II тысячелетия до н.э. оставлены на скалах Монгольского Алтая. Вместе с ними на скалах изображены Солнце, кони, хищные звери. В местах их находок (долина Цаган-Гол) совсем не встречаются тюркские Руны. Знаки и рисунки выбиты на тёмных выходах скал.
Те же арийские тамги, или руны, прослеживаются в последующие века в Средней Азии и в Причерноморье.
Потомком Велеса почитается Арий Оседень (Ясон), у него был брат Троян. У Ария и Трояна был отец Двоян и дед Один. Один считался воплощением Велеса. Сотворение Рун Одином произошло в результате мистического прозрения, когда Один пронзил себя копьём на Мировом Древе, ясене Игдрассиль.
"Ведомо мне, что висел я на ветреном древе
Девять целых ночей, пронзённый копьём,
Отданный Одину, себе самому;
На Древе, о котором никто не знает,
Откуда корни его восходят.
Они не давали мне ни еды, ни рога (питья);
Я вглядывался вниз, я ловил Руны,
И сколь учил их, столь плакал..."
Одинец, владыка Асъ-града, дал праславянам и праскандинавам руническую письменность. Земной Один передал Руны асам (ясуням), Даин передал Руны альвам, Двалин передал Руны двергам, а Алевид передал их великанам-йотунам. И было это у Ирийского Древа, у истоков священной Ра-реки (Волги).
В Скандинавии журавль ассоциировался с Одином, которому в облике рун были открыты "живые шифры" Вселенной. Шаманы древней Британии и Северной Европы носили мешочки, сделанные из кожи журавля, в которых хранились руны или другие предметы силы.
Крылатый конь фигурирует в мифах и преданиях большинства мировых культур. В скандинавских мифах это был Слейпнир, восьминогий скакун, уносивший бога Одина в иные миры. Его зубы были расписаны рунами, указывая на то, что он носит в себе язык Космоса.

Славянские руны

СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ представляют из себя смешение северных и южных Рун. Славянские Руны использовались не только для передачи звуков речи. Руны почитались священным даром богов и предков, им приписывалась волшебная сила. Овладение тайнами Рун почиталось необходимым для гадания по Рунам, для наделения силой оружия (на котором высекались руны), для совершения волшбы. Каждый род имел родовой знак, вязанный из рун. Славяне полагали, что Руны давали покровительство пращуров. Главный рунический ряд был выстроен по славянскому Зодиаку.

Тюркские руны

К VIII в. н.э. относятся самые ранние из дошедших до наших дней памятников тюркской письменности. Выполнены они на камне и состоят из одних согласных букв(гласные подразумевались)-такие тексты носят название рунических. На некоторых скалах уцелели записи чёрной и красной тушью, указывающие на использование писчих приборов, кисти, тростникового пера. В курганах поблизости находят перочинные ножи, была также найдена и чернильница.
Изложены тюркские руны при помощи разных алфавитов, но на одном и притом вполне литературном языке. Известно, что первые письменные свидетельства о тюркоязычных народах относятся к III веку до н.э.
По тюркским рунам Центральной Азии и Южной Сибири можно судить о степени образованности разных слоёв общества того времени. Тексты, например, нанесённые на скалы в Хакассии, Туве и Монголии, подписаны титулованными именами феодалов IX-X вв. н.э. О своём высоком социальном положении знать напоминала даже там, где уместнее было бы смирение. На стенах некоторых восточно-туркестанских храмов VII-XII вв. н.э. указаны титулы, не имеющие себе равных по пышности. Эта традиция распространялась на всех членов аристократических семей.
По надписям на енисейских и орхонских памятных стелах можно судить о том, что их авторы и исполнители были профессионалами.
Среди текстов попадаются церковные гимны, легенды, религиозно-философские записи и т.д. Некоторые из них содержат тысячи знаков и частично изложены на среднеперсидском и иных языках. Составление подобных текстов требовало знаний в разных областях науки, и можно утверждать, что в эпоху рунического письма у тюрков уже существовал особый образованный слой.
Бальдр (сын Одина, культура родственная культуре Одина),самый красивый и мудрый из асов, жил в чертоге Брейдаблик ("Широкий блеск"), прекраснее которого нет в Асгарде. Вдруг стали ему сниться сны, предвещающие опасность. Тогда Фригг взяла клятву со всех вещей и существ, что они не тронут Бальдра. А когда она рассказала об этом, стали Бальдр и другие асы забавляться: Бальдр становился на поле тинга (собраний), а другие бросали в него каменья, пускали стрелы, рубили его мечом. Но ничто не вредило Бальдру. Его неуязвимость пришлась не по душе завистливому Локи. Выведал он у Фриг, что не взяла она клятвы с молодого побега омелы, растущего к западу от Валгаллы. Вырвал Локи этот побег и пошёл на поле тинга. Там дал он побег слепому Хеду, и тот метнул его в Бальдра, как ему указа Локи. Пронзил прут Бальдра, и упал он мёртвым на землю. И было это величайшее горе для богов и людей. Асы перенесли тело Бальдра к морю и положили в ладью, но только великанше Хюррокин удалось столкнуть эту ладью в воду. Не выдержав горя, умерла жена Бальдра Наина (соборная душа этого народа), и её сожгли в ладье вместе с Бальдром. А брат Бальдра Хермод отправился к хозяйке царства мёртвых Хель, чтобы вернуть его назад в Асгард. И обещала Хель, что Бальдр вернётся к асам, если всё живое и мёртвое на земле будет по нему плакать. И плакали все, кроме великанши Текк, а был это перевоплотившийся Локи. И остался Бальдр в царстве мёртвых. Сурово отомстили асы Локи за Бальдра. Поймали они его и связали кишками, а Скади повесила над лицом Локи ядовитую змею, яд которой приносил ему мучения, хотя жена его Сигюн и подставляла чашу под капающий яд. Когда капли яда попадали на Локи, он содрогался, вызывая землятрясения. И мучиться ему до конца мира. У каждого аса в Асгарде свой чертог. Чертог Одина (демиург), украшенный серебром, называется Валаскьяльв. В нём восседает он на престоле, который зовётся Хлидскъяльв. Отсюда он видит все миры.

Бог Тор


Бог Тор

Сыном Одина считается Тор, сильнейший из всех богов и людей. Владения Тора называются Трудвангар ("Поля Силы"), или Трудхейм. Там находится его чертог Бильскирнир, самый просторный в Асгарде: он вмещает пять сотен покоев и ещё сорок. Ездит Тор в колеснице, запряжённой двумя козлами. Есть у него три сокровища - молот Мьёлльнир, пояс силы и железные рукавицы, которые он надевает, когда хватается за молот. Тор защищает Асгард и Мидгард, мир людей, от великанов...
В чертоге Ноатун ("Корабельный сарай"), что расположен на небе и одновременно у моря, живёт Ньёрд. Он очень богат, управляет ветром, морем и огнём, покровительствует мореплаванию, рыболовству и охоте на морских животных. Сын Ньёрда Фрейр - самый славный из асов. Он - бог урожая и богатства, которому подвластны дожди и солнечный свет.
Дочь Ньёрда зовут Фрейей. Это богиня плодородия, любви и красоты. Ездит она в колеснице, запряжённой двумя кошками, а живёт в просторных и прекрасных палатах Сессрумнир, которые находятся в чертоге Фолькванг ("Поле боя"). С поля брани забирает Фрейя половину убитых, а другая достаётся Одину. Мужа Фрейи зовут Од. Он отправился в дальние странствия, а Фрейя ищет его и плачет по нему золотыми слезами. У них есть дочь Хносс ("Сокровище"), которая так прекрасна, что всё прекрасное в мире зовётся её именем.
Ньёрд и Фрейр по происхождению ваны (атланто-арийская культура). Боги - ваны живут в стране, которая называется Ванахейм.
У чертога, что зовётся Секквабекк, плещут холодные волны. Живёт в нём богиня Сага. Каждый день пьёт она с Одином из златокованных чаш.
И ещё живут в Асгарде богиня-врачевательница Эйр, юная дева Гевьон, Фулла с распущенными волосами и золотой повязкой на голове, богиня любви Сьёвн и богиня славы Ловн, умная и любопытная Вёр, от которой ничего не скроешь, мудрая Снотра. Вар подслушивает людские клятвы и обеты. Сюн сторожит в чертогах двери, чтобы не вошли в них те, кому не дозволено. Хлин бережёт всех от опасностей. Она скачет на своём коне в разные страны с поручениями от Фригг.
В краю, покрытом кустами и высокими травами, живёт молчаливый ас Видар, ещё один сын Одина. Он сильный почти как Тор и отомстит за своего отца во время гибели богов (гибель культуры Асгарда).
А сын Бальдра Форсети ("Председатель тинга") - владелец палат Глитнир, которые убраны столбами из золота и покрыты серебром. Так он разрешает споры, и все уходят от него в мире и согласии.
Тюр - бог победы, он самый отважный и смелый.
На краю небес, у самого моста Биврест, в чертоге Химинбьёрг (Мир Архангелов) живёт Хеймдалль, белый ас, страж богов, охраняющий их от великанов. У него есть рог Гьяллархорн, в который он затрубит перед концом мира".
В древнем сказании о Хельги можно найти валькирию, открыто покровительствующую герою. Она же его возлюбленная.
Подчиняются валькирии Одину, участвуют в присуждении побед и распределении смертей в битвах. И не только переносят воинов в Валгаллу, но ещё и подносят им питьё, следят за пиршественным столом. Одну из валькирий верховный ас примерно наказал за то, что она отдала победу не тому, кому следовало. Это страшное наказание для валькирии: она больше не могла участвовать в битвах и обязательно должна была выйти замуж.
Их имена: Хильд - "битва", Херфьётур - "путы войска", Хлёкк - "шум битвы", Христ - "потрясающая", Мист - "туманная", Труд - "сила"... Всего их 12.
В музеях Ашхабада и Москвы есть крылатые девы, изображённые на монетах и печатях Парфии. Они женственные, красивые, их крылья похожи на крылья ангелов..."
"Ардвисура Анахита - богиня-мать и богиня священных вод Асгарда. Ардви - означает воду.
Есть глаза - самоцветы, что солнечным
Светом полны.
Глаза Анахиты сияют собственным
Светом, как звёзды,
Как розы небесные!
Только не хватит сравнений,
В Асгарде цветов не хватит
С их ароматом,
Под золотыми кронами рощи Гласир,
Чтобы оттенки глаз богини
Запечатлеть.
Волна живых волос
Лучиста. Нет слов -
Ищу слова.

Пусть тайна не умирает... Анахита - это Багбарту - супруга, урартийского бога Халди, Афродита, которую чтили греки и Царевна-Лебедь (Богиня-Лебедь)".

Прототип Небесного Асгарда (Затомис) - города богов располагался в предгорьях Копетдага (Туркмения, Иран). На западе Асгард называли Нисой. Ниса, духовный центр Парфии, занимал две возвышенности поблизости от современного селения Багир неподалёку от Ашхабада. На одной из двух возвышенностей - царская крепость Аршакидов, там находились дворцы с хозяйственными службами, храмы, винохранилища, место пребывания гвардии. Это место называется сейчас Старой Нисой. Это была резиденция парфянских владык. Отдельные архитектурные объекты здесь исследованы. Удалось восстановить приблизительный облик некоторых из них.
Асгард был духовным центром самого сильного и обширного из государств Востока. Он был усыпальницей, городом поклонения древним царям, городом храмов и мавзолеев, удивительных сокровищниц царей Парфии.


Асгард. Валгалла – дворец скандинавского бога Одина в предгорьях Копетлага. Реконструкция.

Валгалла - Круглый храм Старой Нисы. В плане внешний контур стен этой постройки образует квадрат, а внутри располагалось единственное круглое помещение диаметром не менее 17 м. ("круглый замок", "Круглый храм" Старой Нисы). Высота стен этого круглого зала достигала 12 м. Стены состояли из двух ярусов. Первый ярус сиял белизной. Во втором ярусе (с высоты 6 м.) располагались колонны и раскрашенные статуи двенадцати асов (богов) во главе с Одином. Статуи второго яруса из глины-сырца. Обожествлённые предки, асы, встречали здесь гвардию и других воинов. Это их статуи вызывали как бы эффект их присутствия. В "Младшей Эдде" говорится, что Один пировал с воинами вместе, но никогда не притрагивался к еде, ему достаточно было одного вина. Двухъярусность "Круглого храма" соответствует особенностям других памятников, например, "Квадратного зала" в Старой Нисе. Площадь "Квадратного Зала" около 400 кв. метров, высота потолков достигала 9 м. Между колоннами в специальных нишах были установлены глиняные раскрашенные скульптуры. Они появились лишь в начале нашей эры, а до этого, вероятнее всего, зал служил для приёмов. Он располагался в центральной части Старой Нисы и был связан в единый ансамбль с Валгаллой.

"Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или жилищем асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями, или владыками" (Сага об Инглингах, II).
В "Квадратном Доме" располагались двенадцать однотипных помещений с сокровищами и произведениями искусства. Каждая из комнат была посвящена одному из двенадцати асов. Когда дары асам из разных земель наполнили эту сокровищницу, дверные проёмы комнат один за другим были замурованы и опечатаны. Это сделали жрецы. Жрецы в скандинавских мифах нередко отождествлялись с самими асами, и никто не смел входить в комнаты-сокровищницы после них.
Со временем все комнаты сокровищницы асов были заполнены дарами, поступавшими от многих родственных племён и даже из далёкой Фракии. После этого строится второй ряд кладовых. Но и эти кладовые были заполнены, и снова сокровищница асов расширяется.
В одной из комнат-сокровищниц хранились ритоны из слоновой кости высотой от 30 до 60 см. Они датируются II в. до н.э. Эти ритуальные сосуды оканчивались внизу фигурками животных и фантастических существ, многих из них можно узнать по описанию в исландских сагах. Некоторые из ритонов очень похожи на фракийские той же эпохи. Верхняя часть ритонов украшена рельефными фризами. Сокровищница с ритонами принадлежала главному богу Одину. В "Младшей Эдде" сказано, что ему не надо угощений, а нужно лишь вино. А рядом с сокровищницей располагалось большое винохранилище.
Внутренний двор, окружённый кладовыми, обведён колонным портиком. Владения Парфии простирались до Индии. В Старой Нисе найдены детали мебели, они из слоновой кости.

Идавелль-поле ("ида" - занятие, деятельность, исландское "вала" и русское слово "валун"- округлый камень, латышское "вельт" и древнеиндийское "валати" - "поворачивать", а также "катать") - "занятие шаром", "занятие катанием". Это поле для игры с шаром.
В "Прорицании вёльвы" говорится, "Встречаются асы на Идавелль-поле, о поясе мира могучем беседуют и вспоминают о славных событиях и рунах древних великого бога. Снова должны найтись на лугу в высокой траве тавлеи золотые, что им для игры служили когда-то". Идавелль-поле переводят как "вечнозелёное поле", "сияющее поле", "поле неустанной трудовой деятельности".
Шары для игры были сделаны из гипса, внутри них остатки растений. Сухие растения облегчали вес такого шара, делали его прочнее. Игра велась на поле, напоминающем современный стадион.
Поле, похожее на стадион, расположено близ Мансурдепе, недалеко от Нисы. Там собирались асы для игр и бесед.
Второе поле с гипсовыми шарами было в самой Нисе в центре Асгарда.
В Осетии когда-то тоже была распространена подобная игра - "игра в камни":
Раз на заре-ещё едва светало -
Отборные от каждого квартала
Все юноши с оружием вышли к бою,
Чтоб забавляться нартскою игрою.
К поляне игр участники стекались
И к состязанью там приготовлялись,
К борьбе сынаг, к метанию камней,
И лишь тогда оставили коней,
Когда уж были в поле для игры...
Вот начали играть: катали камни,
Испытывая силы в состязанье.
Вот первый камень катится с горы,
Гремит и скачет первенец игры.
Но Урызмаг рукой, что было сил,
Огромный камень на лету схватил.
Несутся камни, Урызмаг их ловит
И новый ряд камней уже готовит.
Хамыц же быстро камни те берёт,
По одному Борсе передаёт.

На втором холме находилась Новая Ниса . Храм Новой Нисы был сооружён в III-II вв. до н.э. и разрушенный в I в. до н.э. Храм возведён на платформе, сложенной из сырцового кирпича. Высота платформы - около метра. Тыльная часть его примыкала к городской стене, с трёх сторон оно было окружено колоннами. Вход располагался в центре длинной стороны. Здание это двухъярусное. Нижний ярус соответствовал по высоте колонному портику. Его украшали пристенные полуколонны и терракотовые плитки. Полуколонны и узкая полоса фриза были чёрными. А вся стена первого яруса - малиновая ("как бы из чистого золота"). Верхний ярус - белый ("он как бы из серебра").


Асгард. Храм у городской стены. Реконструкция.

У этого святилища (Новой Нисы) располагалась "Роща Гласир ".
В городе асов росли деревья с золотыми листьями. "Младшая Эдда" помнит о целой роще таких деревьев. Роща называлась Гласир. Золотая листва её радовала глаз. Речь идёт о декоративных персиковых деревьях с пурпурными листьями. Латинское название этой разновидности как важнейший признак отмечает золотой цвет листвы. Точнее, это цвет червонного золота (Щепотьев Ф.Л. Дендрология. М.- Л., 1949,с. 193).
В Копетдаге находились лишь культовые центры, посвящённые асам, обожествлённым предкам парфян и скандинавов. Эти предки пришли из юго-западной Монголии через Среднюю Азию (район плато Устюг), затем часть их спустились к Копетдагу. Они пришли из Великой Свитьод (Монголия) и назвали землю по своему имени-Парфия.
Авторитет Аршакидов был велик, многие кровные родственники парфянских владык были вождями и владыками соседних племён.
Сами Аршакиды старались, чтобы на престолах соседних народов были их родственники. Таким образом "кроме Персии, Аршакиды царствовали в Армении, Грузии, Агвании и у массагетов". Владения Парфии простирались до Индии. Одна из ветвей Аршакидов царствовала к северу от Кавказа над лпинами.

Формирование Парфии как независимой державы по времени совпадало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и предположительно относится к 250 г. до н. э. Первоначально царем Парфии объявил себя ее бывший селевкидский сатрап. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул. В своем развитии Парфия прошла долгий путь от одного из небольших окраинных владений тогдашнего культурного мира до могущественной державы, выступившей наследником Селевкидов и упорным соперником Рима.

Уже первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним соседнюю Гирканию (область на юго-востоке от Каспия). Вскоре ему пришлось столкнуться с Селевкидами, стремившимися восстановить свою власть на востоке, но победа осталась на этот раз за парфянами. Парфяне приступили к укреплению своего государства, постройке крепостей, выпуску собственной монеты. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве одного из тронных имен имя Аршак. На оборотной стороне монет нового государства стало помещаться изображение сидящего Аршака с излюбленным парфянским оружием-луком - в руке.

Серьезные испытания ждали молодое государство в 209 г. до н. э., когда Антиох III предпринял отчаянную попытку вернуть восточные сатрапии. Исход военных столкновений в целом был неудачным для Парфии, но страна сохранила независимость, возможно, формально признав верховенство Селевкидов. Воспользовавшись ослаблением Селевкидской державы, после смерти Антиоха III, окрепшая Парфия решительно перешла к активной внешней политике. Во главе страны стоял один из выдающихся представителей аршакидекой династии Митридат I (171 - 138 гг. до н. э.), который сначала присоединил Мидию, а затем распространил свою власть и на Месопотамию, где в 141 г. до н. э. был признан «царем» в Вавилоне. Попытки Селевкидов исправить положение окончились неудачно.

Но и Парфию ожидали трудности. Мощное движение кочевых племен, опрокинувших Греко-Бактрию, коснулось и восточных областей Парфии. Аршакидские правители настойчиво пытались оградить страну от новой опасности. В этой тяжелой борьбе погибло два парфянских царя. Лишь Митридату II (123-87 гг. до н. э.) удалось локализовать непрестанную угрозу, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке, которая получила имя Сакастан, сохранившееся до наших дней в форме Сеистан.

Теперь Аршакиды могли безбоязненно продолжать продвижение на запад, и Митридат II энергично взялся за осуществление этих планов. Поддержав одного из претендентов на армянский престол, он получил взамен существенные территориальные приобретения. Теперь Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и богатая Месопотамия. Торжествующий Митридат II принял титул «царь царей» и прозвище «великий». Продвижение на запад непосредственно вело к столкновению с Римом. Уже при Митридате II парфяне вели переговоры с римским полководцем СуллоЙ. Однако ни Парфия, ни Рим не предвидели всей остроты противоречий, разделивших эти две крупные державы и превративших их в перманентных противников. С полной силой они проявились лишь в середине I в. до н. э. Римляне уже прочно овладели Малой Азией и Сирией и убедившись в том, что именно парфяне стали главной преградой на пути их дальнейшей экспансии, предприняли первую попытку нанести Парфии решающий военный удар. Во главе римских войск на востоке встал полководец Красе. Однако в 53 г. до н. э. в Северной Месопотамии неподалеку от города Карры римляне потерпели сокрушительное поражение. Сам Красе и значительная часть его армии погибли. Многие римляне попали в плен и были поселены на восточной окраине Парфии - в Маргиа-не. Эта победа поколебала положение римлян в Азии и вселила надежду народам, оказавшимся под их игом. Парфяне перенесли свою столицу дальше на запад- в Ктесифон, на левом берегу Тигра. Однако дальнейшие попытки парфян развить столь эффектную победу не имели успеха. Они на время захватили Сирию, Малую Азию и Палестину, но удержать эти области не смогли. Постепенно парфяне были оттеснены к Евфрату, но и римский поход в Мидию в 38 г. до н. э. в конечном итоге окончился неудачей.

Начавшиеся вскоре в самой Парфии междоусобицы, умело используемые и разжигаемые Римом, свели на нет и эти временные успехи. На парфянском престоле оказывались римские ставленники. Политические круги, стремящиеся к стабилизации обстановки, приводят к власти в 11 г. Ш. э. представителя так называемых младших Аршакидов-Артабана III. Тесно связанный с кочевыми племенами глубинных областей Парфии Артабан III решительно выступает за развитие собственных, -арфянских традиций, делает попытку усиления централизации в управлении держа-зой, состоявшей из разнородных частей Ограничивается самоуправление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе, на троны подвластных парфянам владений возводятся представители аршакид-ской династии. Но частичные реформы не смогли привести к созданию централизованного государства, и внутренние смуты, часто связанные с вопросом о престолонаследии, то и дело вспыхивают с неослабевающей силой.

С конца I - начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы, отмеченное ростом самостоятельности отдельных провинций, во главе которых нередко стояли члены многочисленного рода Аршакидов или представители других знатных парфянских семей. Проявляет тенденции к сепаратизму Гиркания, направляющая своих послов прямо в Рим, утверждается независимый правитель в Маргиане, именующий себя на монетах так же, как й правящий Аршакид, «царем царей». В первой половине II в. н. э. Парфия несколько раз подвергается мощным ударам римских армий сначала во главе с императором Траяном, а затем с Адрианом. Армения и Месопотамия объявляются римскими провинциями, парфянская столица Ктесифок подвергается разграблению. Однако удержать захваченное Рим уже не в состоянии, и вскоре он отказывается от новых приобретений. Однако попытки парфян во второй половине II в. н. э. взять реванш вновь побуждают римлян перейти в наступление, ознаменовавшееся разрушением Ктесифона, однако у них не хватает сил, чтобы сохранить за собой захваченные районы. В итоге упорной борьбы, длившейся более двух столетий, ни одна из сторон так и не смогла одержать решающей победы.

Разумеется, военные поражения ослабляли Парфию, в которой все настойчивее давали о себе знать центробежные тенденции. Былые провинции и вассальные царства практически превратились в самостоятельные государства, трон «царя царей» то и дело оспаривали представители правящей династии, дополнительно разделяя державу на враждующие стороны. В этих условиях возвышение одного из вассальных царств- Персиды-было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х годах III в. аршакидская Парфия покоряется силам, сплотившимся вокруг нового претендента на верховную власть - Арташира Сасанида из Персиды.

Сложение Парфии как крупной державы было обусловлено целым рядом факторов. Немалую роль здесь играли и боевые качества парфянской кавалерии, состоявшей из подвижных лучников и тяжеловооруженных воинов в панцирях и доспехах. Но главное заключалось в уровне социально-экономического развития стран Ближнего и Среднего Востока и в сложившейся здесь политической ситуации. В IV-III вв. до н. э. повсюду наблюдалось интенсивное развитие городской жизни, ремесел, международной торговли. Однако Селевкиды были не в состоянии обеспечить политическое единство развивающихся областей и уступили эту роль Парфянскому государству.

Парфянское правительство уделяло большое внимание вопросам международной торговли. Составлялись специальные дорожники с описанием путей, выделялась стража для охраны купеческих караванов. Парфяне ревниво оберегали свою монополию на сухопутные торговые пути, соединявшие запад и восток, и препятствовали китайцам, пытавшимся самостоятельно достигнуть Рима. Показателен и значительный прогресс внутренней торговли в парфянский период, о чем свидетельствует, например, широкое распространение в Маргиане в I-III вв. н. э. мелких медных монет, предназначенных именно для розничной купли и продажи.

Заметный сдвиг в городской жизни произошел за время правления Аршакидов в восточных областях их владений. Так, целый ряд крупных городских центров сложился в самой Парфии. Из их числа самым известным был город Ниса, недалеко от которого находились царская резиденция и гробницы старших Аршакидов. Огромных размеров достигает столица Маргианы, занимающая территорию городища Гяур-кала в 4 кв. км.

Парфянское общество и культура.

Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношениях, достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Источники сообщают о значительном количестве рабов в Парфии, причем дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации рабов были весьма различны. Труд их применялся на рудниках, в сельскохозяйственных поместьях, в домашнем хозяйстве. В отдельных имениях работало до 500 рабов. В сельском хозяйстве использовался труд рабов, составлявших собственность рабовладельца, но посаженных на землю хозяина и могущих часть дохода использовать на удовлетворение собственных нужд. Такое частичное освобождение.рабов свидетельствует о поисках рентабельных форм эксплуатации подневольного населения. Нелегким было положение и рядовых общинников. Они выплачивали государству большие налоги, обработка ими земли рассматривалась как государственная повинность и строго контролировалась. Социальную верхушку обпества образовывал царский род Аршаки-ZOB, владевший обширными землями, и парфянская знать, экономическая самодеятельность которой во многом обусловила ее значительную роль в державе.

Существующая система эксплуатации требовала четкой работы административного и фискального аппарата центрального гравительства. Однако внутренняя структура Парфянского государства отличалась известной противоречивостью и не отвечала z полной мере этим задачам. В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического: бщественного уклада. Так, царская власть рассматривалась как принадлежащая роду Аршакидов в целом, и царя выбирали зва совета - племенной знати и жрецов. Нередко царем становился не сын, а брат -«мершего владыки или еще более отдаленный родственник; имеются сведения и о смещении царей советом знати. С расширением границ Парфянской державы в ее состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города Месопотамии и других областей, по существу, пользовавшихся автономией. В результате Парфия не представляла единого централизованного государства, что было постоянным источником ее внутренней слабости.

Сложный и неоднородный состав Парфянской державы нашел яркое отражение в культуре парфянской эпохи. Месопотамия и соседние области, обладающие собственной культурной традицией, заметно отличались от самой Парфии и восточной части всего государства в целом. Формирование некоторых общих черт было вызвано активным использованием форм греческой культуры, отношение к которым менялось на протяжении многовековой истории государства Аршакидов. В ранний период, в III-I вв. до н. э., влияние греческих канонов было очень сильным и сами парфянские цари считали долгом в официальной титулатуре именовать себя эллин олюб ив ыми (филэллинами). Эллинизация широко охватила придворные круги и парфянскую знать. Особенно хорошо это видно на примере царской резиденции в Нисе, неподалеку от Ашхабада, тщательно изученной советскими археологами. Здесь отчетливо прослеживаются два мира, два культурных пласта. Древние традиции монументальной сырцовой архитектуры, тяжелые планы квадратных парадных залов, зороастрийские имена в документах дворцового архива и зороастриqский календарь ясно указывают на глубокие местные корни. Вместе с тем в архитектурном декоре широко используются пышные капители коринфского ордера, в царской сокровищнице бережно хранятся мраморные статуи, выполненные в лучших традициях эллинистической скульптуры. Соединение этих двух культурных традиций прослеживается на примере выточенных из слоновой кости крупных рогов-ритонов. Форма традиционно восточная, а некоторые сюжеты несомненно греческие, в том числе изображения двенадцати олимпийских божеств.

С I в. н. э. идет активное утверждение собственно парфянских, восточных мотивов и -канонов, греческое начало выступает уже в сильно переработанном виде. Так, на монетах появляются надписи на парфянском языке, постепенно вытесняющие греческие, которые становятся все более неразборчивыми и искаженными. В Месопотамии дворцовые строения греческого типа сменяются величественными комплексами с широким использованием крупных, открытых только с одной стороны помещений - айванов. Храмы иногда строятся по образцу более древней культовой архитектуры Месопотамии, а в ряде случаев просто копируются зороастрийские храмы огня. Для скульптуры этого времени характерны несколько тяжеловесные, как бы застывшие статуи богов и светских правителей, развернутые фронтально: фигуры в композиции монотонно повторяются, всякое движение и живость намеренно исключены. В искусстве наряду с культовыми и жанровыми сценами определенное внимание уделяется и личности царя, обожествлению его и всей династии в целом. Культура парфянской эпохи обнаруживает сложную картину взаимодействия различных элементов, а собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.

, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селевкидов была потеря самых дальних восточных областей - Бактрии (современный Северный Афганистан и частично правобережье р. Амударьи) и Парфии (горы Копетдаг и примыкающие к ним долины Юго-Западной Туркмении и Северо-Восточного Ирана). Они были утрачены в середине III в. до х.э. во время междоусобиц двух селевкидских царевичей - Селевка и Антиоха.
Парфянский период длился дольше, чем ахеменидский: на него приходится без малого пять веков - со второй половины III в. до х.э. (отложение Парфии от Селевкидов) по первую четверть III в. х.э. (возвышение и окончательная победа над последними парфянскими царями династии Сасанидов). Но позднейшая иранская историческая традиция (восходившая к Сасанидам) не сохранила об этом периоде почти никаких сведений. "Их корни и ветви были короткими, так что никто не может утверждать, что их прошлое было славным. Я не слышал ничего, кроме их имен, и не видел их в летописях царей". Такая память осталась о парфянах к Х в. х.э., когда персидский поэт Фирдоуси писал свою "Книгу царей".
Парфяне вошли в мировую историю прежде всего как могущественные и коварные противники римских легионов, сражавшихся на Востоке. И до самого недавнего времени, не имея других источников, историкам поневоле приходилось смотреть на парфян глазами латинских и греческих авторов. Естественно, что взгляд их был недружелюбным и настороженным, а главное, беглым и весьма поверхностным. Так из-за неполноты и односторонности источников возникло представление о "темных веках" в истории Ирана, когда эллинистическое наследие оказалось в руках варваров-эпигонов, а духовная культура находилась в упадке. Только в XX в. стали появляться новые материалы (в первую очередь археологические находки), позволившие взглянуть на историю Пафянской державы по-новому.
С разной степенью подробности исследованы в настоящее время десятки городов и поселений парфянского времени на всей обширной территории государства. Яркую картину жизни небольшого пограничного римско-парфянского города удалось воссоздать благодаря работам в Дура-Европос на среднем течении Евфрата. В 20-30-е годы проводились раскопки одного из наиболее крупных эллинистических городов в Месопотамии - Селевкии на Тигре. Менее детально исследованы парфянские слои Ктесифона, одной из столиц Парфянской державы (тоже на Тигре). Проводились раскопки и ряда других городов - Ашшура, Хатры и др., начаты исследования одной из столиц - Гекатомпила, большие результаты дает исследование парфянских памятников в Южной Туркмении (т.е. в Парфии собственно), и в первую очередь многолетние раскопки остатков парфянского города Михрдаткерта (городища Старая и Новая Ниса в 16 км от Ашхабада). Здесь раскопаны несколько храмов, зданий общественного назначения и некрополь. Из наиболее интересных находок в Нисе следует назвать памятники парфянского искусства (глиняная и каменная скульптура, резные роги для вина - ритоны из слоновой кости). Но особое место занимает находка хозяйственного парфянского архива - написанные тушью на остраках (глиняных черепках) документы, учитывающие поступления вина с окрестных виноградников в царские погреба Михрдаткерта, а также его выдачу. Всего архив из Нисы содержит более 2500 таких документов, относящихся к I в. до х.э.
Основателем Парфянского царства считается Аршак - "человек неизвестного происхождения, но большой доблести..." (пишет римский историк Юстин). Его имя дало название династии Аршакидов. Не исключено, что Аршак был выходцем из Бактрии. Но основной силой, на которую он опирался, были северные соседи Парфии - кочевые племена парны (или дахи - название большого племенного союза, в который входили и парны).
Отложение Бактрии и Парфии от Селевкидов относят к середине III в. до х.э., но захват власти Аршаком произошел несколько позже, вероятно в 238 г. до х.э. Первые десятилетия существования Парфянского царства были заполнены напряженной борьбой за расширение владений и отражением попыток Селевкидов вернуть себе власть над мятежной областью. В 228 г. до х.э., когда на парфянском престоле находился уже брат Аршака I Тиридат I, только помощь кочевых среднеазиатских племен спасла парфянского царя от поражения во время похода на Парфию Селевка II . В 209 г. до х.э. сын Тиридата I был вынужден, уступив часть владений, заключить мир с селевкидским царем Антиохом III , совершившим победоносный поход на восток.
К этому времени под властью Аршакидов уже находились богатая прикаспийская область Гиркания и частично Мидия. Но окончательное превращение Аршакидов из скромных владетелей сравнительно небольшой области в могущественных повелителей мировой державы - "Великой Парфии" - произошло только при Митридате I (171-138 гг. до х.э.). К концу его царствования владения Аршакидов простирались от гор Гиндукуш до Евфрата, включая (кроме собственно Парфии и Гиркании) на востоке области, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе - большинство областей Ирана и Месопотамию. Селевкиды безуспешно пытались противостоять напору Аршакидов: Митридат I взял в плен и поселил в Гиркании Деметрия II Никатора, а сын и преемник Митридата I Фраат II (138-128-27 гг. до х.э.) упрочил завоевания парфян, нанеся в 129 г. до х.э. поражение Антиоху VII. Парфянская экспансия на запад временно приостановилась, когда державе Аршакидов с востока стала угрожать нахлынувшая из степей Центральной Азии волна кочевых племен (в китайских династийных хрониках это племенное объединение, в состав которого входило и племя кушан, носило название "юэчжи"; античные авторы называли их тохарами). В борьбе с этими племенами нашли свою смерть и Фраат II, и правивший после него Артабан I (128-27 - ок. 123 гг. до х.э.). Дальнейшее продвижение этих племен удалось остановить только Митридату II (ок. 123 - ок. 88 гг. до х.э.). Упрочив границы своего царства, Митридат II сумел "присоединить к Парфянскому царству многие страны". Особенно активной была его внешняя политика в Закавказье (в частности, в Армении).
В 92 г. до х.э. Митридат II, отправив посольство к Сулле , открыл совершенно новую страницу во внешней политике Парфянской державы - контакт с Римом. В последующем отношения между двумя государствами имели далеко не мирный характер. Парфия оказалась главной силой, препятствовавшей проникновению Рима на Восток. Борьба, для которой находилось немало поводов, шла с переменным успехом в течение трех веков: закованных в цепи парфян разглядывали на нарядных улицах Рима во время очередного триумфа, а тысячи римских легионеров изведали тяготы плена в глубине Парфянской державы.
Самую яркую победу парфянам в этой борьбе принес 53 год до х.э., когда в битве при Каррах (Харран в Верхней Месопотамии) римское войско потерпело сокрушительное поражение (только убитыми римляне потеряли 20 тыс.).
В 52-50 гг. до х.э. парфянами была оккупирована вся Сирия, в 40 г. до х.э. парфянскую конницу видели у стен Иерусалима. В 39 и 38 гг. до х.э. успех был на стороне римлян, но в 36 г. до х.э. снова полной неудачей окончился большой поход римского войска против парфян. На этот раз римлян возглавлял Марк Антоний . Это произошло уже в царствование Фраата IV (38-37-3-2 гг. до х.э.), использовавшего победу для установления длительных мирных отношений с Римом. В 20 г. до х.э. Фраат IV совершил важный дипломатический шаг, который произвел огромное впечатление в Риме, - возвратил пленных и штандарты римских легионов, захваченные после побед над армиями Красса и Антония . После этого крупных столкновений между Римом и Парфией не было более ста лет.
Но в 115 г. х.э., уже при императоре Траяне , Армения и Месопотамия были объявлены римскими провинциями. В 116 г. х.э. создается новая римская провинция - "Ассирия", а войска Траяна вступают в Селевкию и в парфянскую столицу Ктесифон, где захватывают "золотой трон" Аршакидов. Только смерть Траяна (117 г.) поправила дела парфян. Однако в 164 г. х.э. (при императоре Марке Аврелии) римляне снова вторглись в Месопотамию, сожгли Селевкию и разрушили царский дворец в Ктесифоне. В 198-199 гг. армия императора Септимия Севера нанесла новое сокрушительное поражение парфянам и захватила в Ктесифоне царские сокровищницы и 100 тыс. пленных. Победа последнего парфянского царя, Артабана V (213-227), над римлянами в 218 г. возвратила Аршакидам Месопотамию, но их трон уже сотрясался в это время под ударами внутреннего врага - возвысившейся в провинции Парс династии Сасанидов, которым предстояло не только поставить последнюю точку в истории Аршакидов, но и продолжить их борьбу с Римом.

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО - государство, существовавшее с середины III века до нашей эры до 226/227 годов нашей эры.

Максимальные гра-ни-цы: от реки Ев-фрат до реки Инд и среднего те-че-ния Аму-да-рьи, от пус-ты-ни Ка-ра-кум и За-кав-ка-зья до Ин-дий-ско-го океана. Основными ис-точ-ни-ка-ми для ре-кон-ст-рук-ции ис-то-рии Парфянского царства слу-жат све-де-ния ино-зем-ных (в основном вра-ж-деб-ных Парфянскому царству) ав-то-ров. С XX века в вос-соз-да-нии куль-ту-ры и внутренней жиз-ни Парфянского царства всё боль-шую роль иг-ра-ют дан-ные ар-хео-ло-гии, эпи-гра-фи-ки, ну-миз-ма-ти-ки . Осо-бен-но важ-ны рас-коп-ки в круп-ных цен-трах Парфянского царства - Ни-са, Ду-ра-Ев-ро-пос и другие. Мно-гие во-про-сы ис-то-рии Парфянского царства ос-та-ют-ся дис-кус-си-он-ны-ми (в том числе суть со-бы-тия, по-ло-жив-ше-го на-ча-ло «пар-фян-ской эре» (с 247 года до нашей эры), пол-ный спи-сок ца-рей). В от-но-ше-нии ста-нов-ле-ния Парфянского царства боль-шин-ст-во современных ис-сле-до-ва-те-лей при-ня-ло кон-цеп-цию польского ис-то-ри-ка Й. Воль-ско-го, по-ка-зав-ше-го, что дан-ные тра-ди-ции, пред-став-лен-ной у Юс-ти-на и Стра-бо-на, бо-лее дос-то-вер-ны, чем све-де-ния Ар-риа-на и за-ви-ся-щих от не-го позд-них ав-то-ров.

В середине III века до нашей эры, вос-поль-зо-вав-шись ос-лаб-ле-ни-ем вни-ма-ния Се-лев-ки-дов к восточным об-лас-тям их дер-жа-вы, от центральной вла-сти от-де-лил-ся сат-рап Пар-фии Ан-д-ра-гор. Вско-ре он по-гиб в борь-бе с ко-чев-ни-ка-ми-пар-на-ми (часть да-хов, близ-ких мас-са-ге-там). Их пред-во-ди-тель Ар-шак (смотреть Ар-ша-ки-ды пар-фян-ские) ос-но-вал собственное не-за-ви-си-мое Парфянское царство, не-ко-то-рое вре-мя спус-тя при-сое-ди-нив-шее Гир-ка-нию. По-сле смер-ти Ар-шак был обо-же-ст-в-лён, его имя ста-ло трон-ным име-нем всех по-сле-дую-щих пра-ви-те-лей Парфянского царства. При пре-ем-ни-ке Ар-ша-ка, его сы-не Ар-ша-ке II, но-вое го-су-дар-ст-во бы-ло под-чи-не-но се-лев-кид-ским ца-рём Ан-ти-охом III (смотреть Ан-ти-ох), но со-хра-ни-ло свою це-ло-ст-ность, хо-тя его пра-ви-тель ли-шил-ся цар-ско-го ти-ту-ла и пра-ва че-ка-нить мо-не-ту. По-ра-же-ние Ан-ти-оха от рим-лян в бит-ве при Маг-не-сии при-ве-ло к но-во-му от-па-де-нию пар-фян, а за-тем к по-сте-пен-но-му воз-ро-ж-де-нию их мо-щи. Царь пар-фян Мит-ри-дат I (около 171-138 годов) за-вое-вал Мар-гиа-ну и, воз-мож-но, Арейю (вхо-ди-ли в Гре-ко-Бак-трий-ское цар-ст-во), при-над-ле-жав-шие Се-лев-ки-дам Ми-дию, Ва-ви-ло-нию, Эли-маи-ду. По-пыт-ки Се-лев-ки-дов при Де-мет-рии II в 140 году и Ан-ти-охе VII в 130-129 годы вер-нуть ут-ра-чен-ное за-кон-чи-лись не-уда-чей. Даль-ней-шим за-вое-ва-ни-ям по-ме-ша-ло по-яв-ле-ние на вос-то-ке Парфянского царства ко-чев-ни-ков, в вой-нах с ко-то-ры-ми по-гиб-ли два пар-фян-ских ца-ря. В ко-неч-ном счё-те ко-чев-ни-ки осе-ли на восточных ру-бе-жах Парфянского царства в об-лас-ти, ко-то-рая ста-ла на-зы-вать-ся Са-ка-стан (ны-не Сис-тан), и при-зна-ли сю-зе-ре-ни-тет Ар-ша-ки-дов. При Мит-ри-да-те II (около 123-88/87) Парфянское царство дос-тиг-ло тер-ри-то-ри-аль-но-го мак-си-му-ма. Бы-ли ус-та-нов-ле-ны ди-пло-ма-тические от-но-ше-ния с Ки-та-ем и Ри-мом, на-чал ак-тив-но функ-цио-ни-ро-вать Ве-ли-кий шёл-ко-вый путь, став-ший важ-ным ис-точ-ни-ком до-хо-дов Парфянского царства. Под ко-нец жиз-ни Мит-ри-дат II при-нял ти-тул «царь ца-рей». По-сле его смер-ти в Парфянском царстве на-сту-пил пе-ри-од смут и усо-биц, за-кон-чив-ших-ся при Си-нат-ру-ке (около 77-70).

Вско-ре Парфянское царство столк-ну-лось с Ри-мом, раз-гро-мив-шим Пон-тий-ское цар-ст-во , Ар-ме-нию, окон-ча-тель-но ос-лаб-ших Се-лев-ки-дов. Про-ти-во-стоя-ние двух дер-жав ста-ло од-ним из важ-ней-ших фак-то-ров ис-то-рии Древ-не-го ми-ра. Вес-ной 53 римская ар-мия Крас-са дви-ну-лась в глубь Парфянского царства, но бы-ла раз-гром-ле-на под Кар-ра-ми. Од-на-ко и по-сле-до-вав-шие втор-же-ния пар-фян в Си-рию, Па-ле-сти-ну, Ма-лую Азию за-кон-чи-лись их по-ра-же-ни-ем. В 36 рим-ля-не под пред-во-ди-тель-ст-вом Мар-ка Ан-то-ния пред-при-ня-ли но-вый по-ход на Парфянское царство, и опять не-удач-но. В 20 до нашей эры ме-ж-ду ца-рём ца-рей Парфянского царства Фраа-том IV и римским императором Ав-гу-стом был за-клю-чён «веч-ный» мир.

По-сле ди-на-стического кри-зи-са в начале I века нашей эры трон Парфянского царства за-нял гла-ва бо-ко-вой вет-ви Ар-ша-ки-дов Ар-та-бан II. Пра-ви-те-ли про-вин-ций по-лу-чи-ли боль-шие при-ви-ле-гии, обо-со-би-лись са-ки, ос-но-вав-шие Ин-до-Пар-фян-ское цар-ст-во. Воз-ник-ли соб-ственные ди-на-стии в Мер-ве, Гир-ка-нии и других об-лас-тях. Во-зоб-но-ви-лись столк-но-ве-ния с Ри-мом - в ре-зуль-та-те войн в 36 году и 58-63 годы в Ар-ме-нии ут-вер-ди-лась ветвь Ар-ша-ки-дов, но она при-ня-ла римский про-тек-то-рат. В 114-117 годы римский император Тра-ян за-хва-тил ряд об-лас-тей Парфянского царства и вы-шел к Пер-сид-ско-му заливу, но при-об-ре-те-ния бы-ли ут-ра-че-ны. В 161 году пар-фя-не вторг-лись в Си-рию, од-на-ко вско-ре бы-ли из-гна-ны. В хо-де по-сле-дую-щих войн II - начала III веков рим-ля-не не-од-но-крат-но за-хва-ты-ва-ли Ме-со-по-та-мию, но удер-жать-ся там не смог-ли. Вой-ны силь-но ос-ла-би-ли Парфянское царство (его западную сто-ли-цу Кте-си-фон во II веке рим-ля-не за-хва-ты-ва-ли три-ж-ды), Ри-му и Ку-шан-ско-му цар-ст-ву уда-лось на-пра-вить часть тор-го-вых по-то-ков Ве-ли-ко-го шёл-ко-во-го пу-ти в об-ход Парфянского царства, а во II веке из-за не-уря-диц в Ки-тае по-сту-п-ле-ние китайскмх то-ва-ров пре-кра-ти-лось, что ещё бо-лее ос-ла-би-ло эко-но-ми-ку Парфянского царства. В начале III века под-нял вос-ста-ние пра-ви-тель Пар-са Ар-та-шир (Ар-да-шир) из ро-да Са-са-ни-дов. Боль-шин-ст-во влия-тель-ных ро-дов, в том числе пар-фян-ских, за-ня-ло вы-жи-да-тель-ную по-зи-цию. Царь ца-рей Ар-шак, из-вест-ный и под лич-ным име-нем Ар-та-бан (Ар-та-ван; раз-ные ис-сле-до-ва-те-ли счи-та-ют его IV или V) по-гиб в бою. Ар-та-шир под-чи-нил всё го-су-дар-ст-во и в 227 году тор-же-ст-вен-но ко-ро-но-вал-ся в Кте-си-фо-не, по-ло-жив на-ча-ло но-вой им-пе-рии - Са-са-нид-ской.

Парфянское царство име-ло слож-ную об-щест-вен-но-по-ли-тическую струк-ту-ру. Пли-ний Стар-ший на-зы-вал его объ-е-ди-не-ни-ем 18 царств. Бы-ли со-хра-не-ны многие государственные ин-сти-ту-ты, су-ще-ст-во-вав-шие при Се-лев-ки-дах. Ви-ди-мо, сре-ди пар-фян бы-то-ва-ло пред-став-ле-ние о при-над-леж-но-сти цар-ской вла-сти все-му ро-ду Ар-ша-ки-дов, что при-во-ди-ло к ди-на-стическим кон-флик-там. При ца-ре су-ще-ст-во-ва-ли два со-ве-та, один со-сто-ял из его род-ст-вен-ни-ков, дру-гой - из ма-гов. Счи-та-ет-ся, что ог-ром-ным влия-ни-ем поль-зо-ва-лись 7 знат-ных фа-ми-лий, об-ла-дав-ших тра-диционными при-ви-ле-гия-ми. Пред-ста-ви-те-ли ро-да Су-ре-нов, в ча-ст-но-сти, по-лу-чи-ли пра-во по-вя-зы-вать диа-де-му на го-ло-ву вновь из-бран-но-го Ар-ша-ка. На вос-то-ке Парфянского царства бы-ли силь-ны по-зи-ции ко-че-вой ари-сто-кра-тии. Греческие по-ли-сы, вклю-чён-ные в Парфянское царство, во вре-мя войн с Се-лев-ки-да-ми не-ред-ко вы-сту-па-ли про-тив пар-фян. В об-мен на ло-яль-ность пар-фя-не во мно-гом со-хра-ни-ли тра-диционный ук-лад гре-чес-ких, а до середины I века и ва-ви-лон-ских го-ро-дов. На-ря-ду с пар-фян-ским, офи-ци-аль-ным яв-лял-ся греческий язык. Был ши-ро-ко рас-про-стра-нён и ара-мей-ский язык. Со-блю-да-лась ве-ро-тер-пи-мость.

Пар-фян-ское ис-кус-ст-во в ши-ро-ком смыс-ле - искусство на-ро-дов, вхо-див-ших в Парфянское царство. При та-ком под-хо-де мож-но го-во-рить о «пар-фян-ском» пе-рио-де в искусстве многих ре-гио-нов и на-ро-дов. При другом под-хо-де это - син-те-зи-ро-ван-ное исксусство, соз-дан-ное в рам-ках Парфянского царства и ори-ен-ти-ро-ван-ное на за-про-сы цар-ско-го дво-ра и государственной эли-ты, пред-став-лен-ной в основном пар-фя-на-ми. На ран-них эта-пах его ос-но-ву со-став-ля-ло эл-ли-ни-стическое искусство. Ран-не-пар-фян-ская ар-хи-тек-ту-ра из-вест-на по па-мят-ни-кам Ни-сы и Ку-хе-Ход-жа. Для неё ха-рак-тер-но со-че-та-ние ахе-ме-нид-ских и ближ-не-во-сточ-ных черт (мас-сив-ные ку-бо-вид-ные объ-ё-мы, 4-столп-ные за-лы) с де-ко-ра-тив-ным оформ-ле-ни-ем, за-им-ст-во-ван-ным из эл-ли-ни-стического ре-пер-туа-ра (эле-мен-ты клас-сических ор-де-ров, мо-ну-мен-таль-ная скульп-ту-ра, на-стен-ная рос-пись). Греческие мас-те-ра стоя-ли у ис-то-ков многих от-рас-лей пар-фян-ско-го искусства (вая-ние, глип-ти-ка, ко-ро-пла-сти-ка и другие). По-сте-пен-но их дос-ти-же-ния пе-ре-ни-ма-ли и пе-ре-ос-мыс-ля-ли ме-ст-ные ху-дож-ни-ки и ре-мес-лен-ни-ки. В I-II веках ве-ду-щая роль в соз-да-нии про-из-ве-де-ний пар-фян-ско-го искусства уже при-над-ле-жа-ла иран-цам и се-ми-там, оби-тав-шим в Парфянском царстве. В скульп-ту-ре и жи-во-пи-си фор-ми-ру-ет-ся «пар-фян-ский стиль», основными осо-бен-но-стя-ми ко-то-ро-го М.И. Рос-тов-цев счи-тал фрон-таль-ность, ие-ра-тич-ность, спи-ри-туа-лизм. В ар-хи-тек-ту-ре са-мо-быт-ность ме-ст-ной куль-ту-ры на-шла от-ра-же-ние в соз-да-нии осо-бо-го кон-ст-рук-тив-но-го эле-мен-та - свод-ча-то-го ай-ва-на, став-ше-го ук-ра-ше-ни-ем многих двор-цо-вых и куль-то-вых по-стро-ек, например двор-ца в Аш-шу-ре (I века). Важ-ным де-ко-ра-тив-ным эле-мен-том в ар-хи-тек-ту-ре Парфянского царства, а по-сле его па-де-ния - ря-да других на-ро-дов ста-ла резь-ба по сту-ку (стук-ко). Многие тен-ден-ции пар-фян-ско-го искусства по-лу-чи-ли раз-ви-тие в са-са-нид-ский пе-ри-од.

Му-зы-каль-ная куль-ту-ра. Для пар-фян ха-рак-тер-но со-су-ще-ст-во-ва-ние восточных музыкальных ин-ст-ру-мен-тов (вер-ти-каль-ная уг-ло-вая ар-фа, лют-ня с длин-ной шей-кой, бу-бен, та-рел-ки - ме-со-по-там-ско-го про-ис-хо-ж-де-ния; лют-ня с ко-рот-кой шей-кой сред-не-ази-ат-ско-го про-ис-хо-ж-де-ния) с древне-греческими ин-ст-ру-мен-та-ми (ки-фа-ра, ав-лос, си-рин-га). Со-хра-ни-лись изо-бра-же-ния му-зы-кан-тов в сце-нах дио-ни-сий-ских празд-неств на ри-то-нах сло-но-вой кос-ти из Ста-рой Ни-сы, тер-ра-ко-то-вые фи-гур-ки му-зы-кан-тов из Мер-ва Древ-не-го (в том числе жен-ские фи-гур-ки с лют-ней средне-азиатского про-ис-хо-ж-де-ния с боль-шим ок-руг-лым кор-пу-сом и ко-рот-кой шей-кой), па-мят-ни-ки Хат-ры (2 мра-мор-ные жен-ские порт-рет-ные ста-туи с греческой ли-рой и восточным буб-ном; рель-еф-ный хра-мо-вый фриз пред-по-ло-жи-тель-но со сце-ной свадь-бы, с изо-бра-же-ни-ем му-зы-кан-тов с буб-на-ми, та-рел-ка-ми и ду-хо-вы-ми ин-ст-ру-мен-та-ми).



Похожие публикации