Разделительный мягкий знак и смягчающий. Примеры слов с разделительными мягким Ь и твердым Ъ знаками? Задание на закрепление правила

Класс) является сложной для понимания и усваивается далеко не всеми учащимися прочно и надолго. В данной статье доступно и подробно описывается порядок изучения правила по написанию слов с разделительным "ь", а также приведены примеры заданий для закрепления полученных умений и навыков.

Изучение темы целесообразно разбить на этапы:

  1. Постановка проблемной задачи. На доске записываются слова:обезяна, пют, вороби, хлопя, вюга. Учащимся предлагается прочитать слова, обнаружить несоответствие. Как результат рассуждений, учащимися делается вывод о том, что в предложенных словах не хватает мягкого знака. Далее акцентируется внимание на роли мягкого знака в этих словах, иными словами, для чего он здесь необходим. Следует ответ учащихся о том, что в данных словах мягкий знак разделяет гласный и согласный. В таких случаях "ь" получил название разделительного.
  2. Не менее важно для учащихся - уметь находить в словах разделительный "ь" и понять, какую функцию он выполняет в слове. Практическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя - пья, ню - нью, лё - льё, би - бьи. Во втором случае губы наши "улыбаются" немного шире. Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда? Учащиеся указывают на присутствие между согласным и гласным звуком звука [й’]. Далее необходимо закрепить добытые знания, используя двигательную память. При помощи руки учащиеся пусть покажут дорогу, по которой необходимо проехать какому - нибудь Слоги, в которых присутствует разделительный мягкий знак, будут обозначать кочки. Маршрут может выглядеть примерно так: ти - не- лья - пя - сьё - вя. Далее можно устроить среди учащихся соревнование на определение самого опытного гонщика.
  3. Наблюдение за предложенными словами (ночью, шьёт, сыновья, воскресенье, ручьи), позволит учащимся определить место, где требуется разделительный мягкий знак.

Правило: "Разделительный "ь" следует писать внутри слов после согласных букв перед гласными я,е, ю, ё, и".

Для прочного запоминания правило необходимо оформить в виде опорной таблицы.

Для закрепления изученного используем следующие упражнения:

1.Записываем слоги с разделительным ь и без него под диктовку.
Ню, нье, пя, рье...

2. Тренируемся произносить слова с разделительным мягким знаком. Чистоговорки:

Ткач ткёт ткани на платье Татьяне.

На дороге Дарья Увидала Марью. Дарья Рада Марье. Марья Рада Дарье.

Пословицы:

Уменьем города берут.

Сам с воробья, а сердце с кошку.

[л’ис’тй’а] - листья

[ноч’й’у] - ночью

Я белю стены. - К новому белью пришили пуговицы.

Голодный зверь всегда лют. - Дожди осенью часто льют.

Рады дорогому гостю. - Приглашай сюда нашу гостью.

5. Образовываем прилагательные:

бык - бычья;

собака - собачья;

ворона - воронья;

лиса - лисья.

6. Упражняемся в образовании слов с разделительным мягким знаком по образцу:

друг - друзья;

воробей - воробьи;

стул - стулья.

7. Образовываем отчества от имён собственных по образцу:

Юра - Юрьевич, Юрьевна;

Илья - Ильч, Ильинична;

Валера - Валерьевич, Валерьевна.

8. Находим и подчёркиваем в текстах слова с разделительным мягким знаком.

9. Распределяем в 2 столбика слова с мягким знаком. В первый записываем слова с разделительным мягким знаком, в которых "ь" будет обозначать мягкость согласного, во второй - разделять согласный и гласный.

10. Записываем с комментированием и разгадываем загадки:

Вокруг вода, но с питьём беда. (Море).

Кто осенью а весной встаёт? (Медведь.)

11. Самостоятельное составление учащимися небольших словарных диктантов, которые будут содержать слова на изученное правило.

Пример: сидел у огонька, вьют воробьи, по сучьям деревьев, играют у ручья, осыпается хлопьями, затянуты льдом, пение соловья, птичьи крики, пьют воду.

12. Читаем текст и записываем его по памяти:

Птичья дружная семья носит сучья для жилья. Солнышко пригреет - справит новоселье.

13. Читаем, записываем и объясняем значение словосочетаний:

черепашьим шагом

наши меньшие братья

Выполняя предложенные упражнения дети закрепят полученные знания и навсегда запомнят, как пишутся слова с разделительным мягким знаком.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: формирование новых знаний (1-й урок).

Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного;
  • наблюдать произношение слов с разделительным мягки знаком;
  • познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака;
  • тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;
  • определять, каким правилом регулируется написание разделительного мягкого знака;
  • применять правило о разделительно мягком знаке на практике;
  • осуществлять орфографический контроль.

Развивающие:

  • развивать навыки орфографической зоркости;
  • способствовать развитию основ мыслительной деятельности;
  • развивать речь;

Воспитательные:

  • формировать потребности писать грамотно;
  • формирование навыков сотрудничества;
  • расширение знаний о родном языке;
  • воспитание учебной активности;
  • работать в парах и группах.

Формы работы: фронтальная,индивидуальная, работа в паре.

Планируемы результаты:

Научатся:

  • писать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласного звука на письме.

Получат возможность научиться:

  • безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач.

Предметные:

  • Умение различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного и с разделительным мягким знаком;
  • Объяснять написание раздельного мягкого знака в словах.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Умение определять цель деятельности урока, планировать (в соответствии с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • Ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкции (памятка-схема), содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник, вносить коррективы (осуществлять самоконтроль по ходу письма), проверять написанное, находить и исправлять ошибки;
  • Оценивать свои и товарища достижения.

Коммуникативные:

  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;
  • Осуществлять взаимоконтроль;
  • Проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Познавательные:

  • Осуществлять анализ, синтез. Сравнение. Классификацию языкового материала по заданным критериям.

Личностные

  • Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией;
  • Считаться с мнением другого человека.

Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 2 класса, 2 часть/ В.П. Канакиной. – 3-е изд. М.: “Просвещение”,2011г.

Оборудование:

  • У учителя:
мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Разделительный мягкий знак”, карточки задания для учащихся, схема-памятка для учащихся.
  • У учащихся:
  • карточки с заданиями, тетрадь-памятка, сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цветов.

    Ход урока

    I. Организационный момент (2 мин.).

    Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, то мы знаем и умеем работать.

    Присаживаемся. Проверим посадку.

    Открыли тетради, отступили одну строчку вниз от предыдущей работы и записали число, на следующей строчке классная работа. Посмотрите на слайд и запишите прописными буквами.

    Слайд 2.

    На полях с помощью простого карандашаизобразите ваше настроение: солнышко, тучку или солнышко, спрятанное за тучкой. Если у вас хорошее настроение – нарисуйте солнышко, если вам грустно – тучку нарисуйте, а если вы серьезны, изобразите солнышко, спрятанное за тучкой.

    II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте.Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

    Что за буква, кто узнает:
    Звука не обозначает,
    Может только показать,
    Как согласную читать:
    Лес, лось, жар, жарь,
    Мол, моль, кон, конь.

    Да, сегодня будем писать ь. Вспомните, как пишется ь, из каких элементов он состоит?

    Посмотрите на слайд, вы видите прописные буквы? мягкий знак, один ь пишется после согласного в конце слова, второй – в середине, запишите по образцу ь от начала строки до конца.

    Подчеркните самую красивую букву ь .

    Молодцы, вы все постарались при написании этой буквы.

    III. Актуализация знаний (создание условий для возникновения у учеников потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний) (5 мин.).

    Ребята, что вы знаете о букве мягкий знак? Какая особенность этой буквы?

    Какую работу выполняет в русском языке мягкий знак?

    Посмотрите на слайд, прочтите слова.

    декабрь, мебель, коньки, январь, ноябрь

    Ребята, а что это за слова?

    А почему вы так решили?

    Какие надо запомнить буквы в данных словах?

    Что объединяет эти слова?

    Посмотрите на слайд, проверьте, верны ли ваши предположения.

    Какую роль здесь выполняет мягкий знак?

    IV. Формирование новых знаний и умений (постановка проблемного вопроса) (7 мин).

    Поработаем в парах.Посмотрите на экран, перед вами таблица, прочитайте слова в ней. Что объединяет эти слова?

    Слайд 6 (1).

    У вас на столе лежат жёлтые карточки с такими же словами. Ваша задача, попытаться разделить данные слова на две группы, показывая направление слов стрелочками.

    Проверим, правильно ли вы расставили стрелочки.

    Слайд 6 (2).

    Поднимите руки, у кого все стрелки правильно расставлены. У кого была одна ошибка. Кто не справился совсем. Объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы? Докажите.

    Возникали ли какие проблемы при выполнении данного задания?

    Как вы думаете, какая тема нашего урока?

    Слайд 7.

    Какие цели стоят перед нами на уроке?

    V. Открытие нового знания (7-8 мин.).

    Обратили внимание на слайд, прочитайте слова.

    Слайд 8 (1).

    Солю (воду) солью (воду).

    Сравним написание и произношение слов. Какой буквой они различаются?

    Какое имеет значение каждое это слово?

    Сколько букв и звуков в слове солю , а в слове солью ?

    Прочитайте слова с правой стороны и с левой стороны по слогам, послушайте, как они звучат. –Что мы можем сказать о втором слоге в этих словах.

    – Какими звуками обозначены гласные буквы, находящиеся во втором слоге?

    – Как вы думаете, почему буква ю в слове солью обозначает два звука?

    – Посмотрите, между какими буквами стоит ь ?

    Предположите, какая роль у мягкого знака в слове солью?

    Сделайте вывод, каким может быть мягкий знак.

    Слайд 8 (2).

    На письме после согласной буквы “эль” перед гласной буквой ю пишется мягкий знак, который в русском языке называется разделительным мягким знаком.

    Обратимся к учебнику с.32, найдите сведения о языке, прочитайте самостоятельно.

    Прочитайте вслух, пожалуйста.

    Попытаемся создать схему, в каких же случаях пишется разделительный мягкий знак?

    Обратимся к слайду, правильно ли мы сказали.

    Прочитайте слова, скажите, какими звуками обозначены буквы е, ё, я, и, ю, стоящие после мягкого знака?

    Молодцы, ребята, вы справились, вы получили такую же схему-сигнал, как и на слайде. Эту схему вы можете вклеить в тетрадь-памятку.

    Физкультминутка. (Для глаз, спины).

    VI. Первичное закрепление (4-5 мин).

    Ребята, обратимся к упражнению 52. Прочитайте задание самостоятельно. Прочитайте вслух. Что необходимо сделать в упражнении?

    Определить, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. Списать слова. Подчеркнуть одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами – буквы, перед и после которыми он пишется.

    Давайте выполним это упражнение у доски. Вы записываете слова, диктуя по слогам, определяя какими звуками обозначены буквы, стоящие после мягкого знака.

    Какую роль здесь играет знак?

    Ребята, правильно ли выполнено задание на доске? Оцените с помощью “Ладошки”.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин).

    А теперь поработаем самостоятельно.Внимание на слайд.

    Слайд 10 (1).

    Зверьки, листья, борьба, друзья, соль, здоровье, пальто, веселье, ночью.

    Даны слова, прочитайте их. Ребята, у вас на столе карточки синего цвета с такими же словами. Возьмите их. Послушайте задание.

    Спишите только те слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Подчеркните те буквы, которые указывают, что мягкий знак является разделительным. Используйте схему-памятку, которые вы получили.

    Ребята, всем задание понятно? Если да, то выполняем.

    Взгляните н слайд. Проверьте, всё ли верно написано. Оцените себя: если все слова выписаны правильно – поднимите зелёный цвет, если не верно 1-2 слова – поднимите жёлтый цвет, если больше? поднимите красный цвет.

    Физкультминутка.

    VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.).

    Посмотрите на доску, вы видите картинки.

    Проговорите название картинок про себя. Попытайтесь понять, в каких словах пишется разделительный мягкий знак. Выпишите их.

    Найдите в выписанных словах буквы, обозначающие два звука, напишите, какие звуки они обозначают. Попытайтесь выполнить самостоятельно.

    Всемзадание понятно? Выполняйте.

    Проверим вашу работу на слайде.

    Если все правильно, крестик на верхней черте, если одно слово неверно, крестик посередине, если написано 1 слово или слова со смягчающим мягким знаком, поставьте крестик на нижней черте.

    IX. Рефлексия деятельности.

    Ребята, а теперь немного поиграем, я вам читаю предложение, если вы согласны, то вы поднимаете зелёный цвет сигнала, если нет – то красный.

    Приготовились.

    • Мягкий знак бывает смягчающим.
    • Мягкий знак бывает разделительным.
    • Разделительный мягкий знак стоит после согласного в конце слова.
    • Разделительный мягкий знак разделяет гласный и согласные звуки.

    Молодцы! Почти все справились с заданием. На следующем уроке мы продолжим работать с данной темой.

    X. Итог урока.

    Что узнали нового о Ь знаке?

    Где стоит разделительный мягкий знак?

    Что было легко? Что было трудно на уроке?

    Какое задание было самым интересным?

    Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

    -Изобразите в тетради на полях свое настроение с помощью солнышка, тучи, или солнышка скрывшегося за тучкой.

    Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно?

    Оценим вашу работу на уроке. У тех, кто при выполнении всех заданий получал высший балл получает пятёрки.

    У тех, кто при выполнении всех заданий были недочеты, неточности получает четверки.

    У тех, кто при выполнении заданий были ошибки, удовлетворительно.

    Домашнее задание.

    Учитель: Запишите домашнее задание на выбор, оно написано на слайде (на выбор).

    Записать слова, вставляя пропущенные слоги. Подчеркнуть разделительный мягкий знак (с.32) упр. 53.

    Объясни, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Записать любое слово по памяти.

    Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В парах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.

    >>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

    Разделительный мягкий знак (ь)

    Роль и значение мягкого знака в русском языке

    Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

    Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

    Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

    И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

    Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
    В качестве разделительного знака;
    Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

    Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

    Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

    Например: Семя и семья

    Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

    А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

    Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

    Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

    Правила написания разделительного мягкого знака

    Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

    Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

    Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

    В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

    Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

    Во-первых, вначале слова;
    Во-вторых, после приставок.



    А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:



    Домашнее задание

    1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

    Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

    2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

    Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

    3. Запиши слова во множественном числе:

    Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

    4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
    5. Разгадайте кроссворд.


    Вопросы к кроссворду:

    1. Как еще можно назвать снежную бурю?
    2. Где живут пчелы?
    3. Папа, мама, я – дружная ….
    4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
    5. Любимое лакомство Карлсона.

    ) и выполняет несколько служебных функций:

    • разделительная функция,
    • обозначение мягкости согласного на письме,
    • показатель грамматических форм.

    Разделительный мягкий знак.

    • Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. :
      семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].

      После приставок Ь никогда не пишется

      Ь разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’] (- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
      Я солю [сал’У] щи солью [сал’й’У].
      Пылю пылью .
      Коля несёт колья .
      Сначала полю , потом полью .

      Неразделительный мягкий знак.

      Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).

      • Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
        моль , роль , пять , фонарь .
        При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
        тол — толь, угол — уголь, вес — весь, ясен — ясень, ел — ель, дан — дань.
      • в середине слова Ь обозначает:
        • мягкость согласного перед твердым согласным:
          Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма;
        • Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:

          Кузь ме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);

          Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвозд одёр, где з — твердый звук.

        • мягкость согласного Л перед любыми другими согласными (не Л):
          маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.

      Мягкий знак пишется (орф. №9):

      • в конце слов для обозначения мягкости согласных: конь, пять ;
      • Мягкий знак в числительных (№41)
        • В Именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак Ь: семьдесят, семьсот .
        • в падежах числительного восемь : восьми (род., дат., пр. падежи), восьмью или восемью (тв.падеж) ;
      • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя ;
      • в стечении согласных после л , перед м, б, г, к : мольба, письмо, резьба, возьму ;
      • в середине слова между двумя мягкими согласными : скользить ;
      • у возвратных глаголов в повелительном наклонении и большинства глаголов в неопределенной форме: одевать — одеваться, бежать, мыть — мыться ; приготовь, приготовься, приготовьтесь (повелительное наклонение); назначьте;
      • в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский ): июньский, сентябрьский .

      Мягкий знак не пишется

      • внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч, щн, ст, нт, нн :
        ночк а, ночн ик, конч ик, барабанщ ик, спорщ ик, испорч енный, помощн ик, мост ик, банти к, осенн ий.
      • между двумя мягкими Л : илл юзия, колл екция .
      • у числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова: пятьдесят, пятьсот.

      Ь — показатель грамматических форм.

        • Ь пишется после шипящих (орфограммы 8,20,22,48, 64)

          • в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
            дочь , мышь , ночь , тишь .
            Сравните с существительными мужского рода ед.числа: мяч, шалаш, ёж.
          • в глагольных формах (во всех формах после шипящих):
            • во 2-м лице ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени: идёшь , поёшь , решаешь , спишь, учишь ся, бросишь , бросишь ся;
            • в инфинитиве (неопределенной форме глагола): беречь , беречь ся, стеречь , лечь , жечь , обжечь ся;
            • в глаголах повелительного наклонения: спрячь , отрежь , отрежь те, съешь , съешь те.
          • в наречиях с основой на шипящую: вскачь , наотмашь , навзничь .
            Исключение : Уж замуж невтерпёж .
          • в : вишь , лишь , ишь , бишь .
        • Ь после шипящих не пишется:

          • у существительных не 3-го склонения:
            • в существительных 2 склонения (мужской род единственное число, нулевое ): грач, луч, шалаш.
            • в существительных в форме родительного падежа множественного числа: (нет) задач, туч, луж, рощ.
          • в кратких прилагательных: горяч, тягуч.
          • у наречий на —ж (кроме настежь ): уж, замуж, невтерпёж .
      • -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах (№ 23)

        • Если глагол на -тся, -ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени (нет Ь в вопросе), то перед -ся мягкий знак не пишется: Купается (что делает? наст.вр.) . Если глагол отвечает на вопросы неопределенной формы (есть Ь в вопросе), то мягкий знак пишется: купаться (что делать? — неопр.ф.) .

    План.

    I. Актуальность проблемы.

    II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».

    III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.

    IV. Основные принципы работы.

    V. Направления логопедической работы.

    VI. Логопедическая работа
    - на уровне слога
    - на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

    VII. Результативность работы.

    VIII. Литература.

    Актуальность проблемы.

    Тема «Разделительный мягкий знак» является одной из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Ошибки по написанию слов с разделительным мягким знаком являются очень распространенными и стойкими у большинства детей и, особенно у детей с нарушениями письма.

    Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.

    Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.

    Виды и проявления ошибок.

    Возможные их причины

    Приёмы выявления

    Способы устранения.

    I. Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови -

    1. Незнание правила.

    2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит)

    3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия.

    1. Попросить ребенка рассказать правило.

    3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без,

    например: ля – лья - ля,

    солю - солью,

    полет - польет,

    Коля – колья,

    показать нужную картинку,

    Например: покажи, где Коля, а где колья.

    1. Выучить или повторить правило.

    2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение).

    3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы:

    а) Зрительный анализатор:

    * дидактическое пособие ля- лья;

    *слоговая таблица с опорными знаками ле – лье;

    *индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку).

    б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад.

    в) Кинетический (двигательный) анализатор - слог без разделительного Ь - движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд.

    г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й.

    II. Неуместное использование разделительного Ь знака в словах,

    1.Несформированность или нарушение фонематического слуха.

    2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

    1.См. I, п.3.

    2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п.

    1.См. I, п. 3.

    2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

    III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например:

    платие – платье,

    веюга – вьюга,

    леу – лью

    1.Неправильное произношение слов.

    2. Нарушение фонематического восприятия.

    IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например:

    вйут - вьют

    семйя – семья

    Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком.

    Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком.

    Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком.

    Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.

    Цель коррекционной работы:

    формирование у детей правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.

    Задачи.

    1. Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
    2. Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
    3. Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

    На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».

    Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).

    В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.

    1. Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
    2. Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
    3. Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
    4. Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).

    Направления логопедической работы.

    I.Повторение правила.

    II.Формирование правильных произносительных навыков.

    III.Формирование фонематических представлений.

    IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

    Рассмотрим подробнее эти направления.

    I. Повторение правила.

    Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я. и. Например: платье, муравьи, вьюга.

    II.Формирование произносительных навыков.

    1. Слушание образца правильного произношения.
    2. Сопряжённое воспроизведение.
    3. Отражённое воспроизведение.
    4. Самостоятельное воспроизведение.

    Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.

    Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
    -Поля поле пашет, Коля колья колет.
    - У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
    - Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
    -Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
    -Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
    -У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

    III. Формирование фонематического восприятия.

    1. С опорой на зрительный анализатор.

    -Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. На обратной стороне пособия при желании можно нарисовать подсказку - улыбку, которая растягивается с появлением мягкого знака.
    -Слоговая таблица, предназначенная для чтения, дополнена знаками опорами - дугами, которые показывают, где согласный с гласным сливаются, читаются слитно, а где не сливаются и смягчённый согласный звучит отдельно от гласной.
    -Индивидуальные зеркала, в которых дети наглядно видят изменения в положении своих органов артикуляции при произнесении слогов без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком попарно, например: ля - лья. не – нье. При произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку.

    2. С опорой на кинестетический анализатор.

    Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».

    Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).

    3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.

    Логопед просит детей показать движением руки «дорожки» при звучании слога без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком

    Слог без разделительного мягкого знака - движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком - волнообразное движение руки («съехали с горки»).

    4. С опорой на слуховой анализатор.

    Слуховой анализатор в конце нашей работы должен стать основным при определении наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах и словах. Дети должны будут научиться слышать раздельное звучание согласного звука и гласного 2 ряда, появление звука Й.

    IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

    Нередко дети, чувствующие раздельное звучание согласного и гласного звука на слух, неправильно записывают слово. Они вместо мягкого знака пишут букву й, либо вместо буквы и после разделительного мягкого знака пишут букву й, то есть записывают слово, так как оно слышится. Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком.

    1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
    - чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
    - вставка буквы ь в слова,
    -нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.

    Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.

    Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
    Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].

    Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).

    Цель.

    Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.

    На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.

    Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).

    А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.

    Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.

    1.Уточнение правила.

    Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.

    Логопед вывешивает плакат.
    Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).

    Задание на закрепление правила.

    Подчеркните разделительный мягкий знак среди буквосочетаний, данных на карточке, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:
    тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, жьё.

    Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака - он стоит между согласной и гласной 2 ряда.

    2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.

    Ля – лья
    Ви – вьи
    Не – нье
    Тё – тьё
    Дю – дью

    Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно).

    Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)

    Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).

    На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.

    Это 2 способ - определение разделительного мягкого знака на слух.

    Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).

    Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.

    3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.

    Дети должны почувствовать и увидеть изменения, которые происходят с органами речи при попарном произнесении слогов с разделительным мягком знаком и без него. Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак,губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад. Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.

    Это третий способ - губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.

    Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».

    А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).

    Это четвёртый способ - рука «рисует» волну.

    Логопед и дети зарисовывают знак-опору.

    А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.

    Упражнения для закрепления.

    1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ - прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ - «волна».

    2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.

    3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:

    «Добавь разделит. мягкий знак»:
    зя - зья
    бе -
    ря -
    чи -
    ся -
    лю -

    «Убери разделит. мягкий знак»
    лья - ля
    рью -
    бьи -
    сья -
    нья -
    пью –

    4.Игра «Внимательные ушки»

    (выполни определённое действие, если в слоге есть разделительный мягкий знак): ни, ньи, ре, рье, чьи, чи, жи, жьи, зья, зя и т.д.

    Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.

    При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. Логопед напоминает, а дети самостоятельно используют специальные приёмы, данные на уровне слога.

    На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.

    На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.

    На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.

    Задания и упражнения для закрепления.

    1.Игра " Внимательные ушки".

    а) хлопни, если почувствуешь, что в слове есть разделительный мягкий знак: ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.

    б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п. Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.

    2. Игра "Четвёртое лишнее".

    а) в слогах не – не – нье – не

    б) в словах
    - на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
    - с опорой на самостоятельное проговаривание:
    - по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
    - по картинкам

    3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.

    Обязательно даются слова - «ловушки» без разделительного знака. а) слова: листья - ____тья, лимон - ________

    б) словосочетания: птичьи перья - _____чьи ______рья

    в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.

    4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.

    ля – Оля, лямка, поляна и т.д.

    лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.

    5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.

    Даются и "слова-ловушки".

    а) с опорой на речь логопеда - оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)

    б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.

    6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.

    Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.
    Л и с т ь я

    Из почек появляются,
    Весною распускаются.
    Осенью опадают
    И все увядают.

    7. Задания на вставку буквы ь.

    а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица

    б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.

    в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.

    г) в текстах:

    Апр...ель.
    Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
    Прокат…ился в н…ебе гром.
    Мурав…и под старой ел…ю
    Вс…ей сем…ёю строят дом.

    8. Работа со словами-паронимами.

    Здесь важно показать смыслоразличительную функцию разделительного мягкого знака (если исчезает разделительный мягкий знак, то изменяется значение слова). а) Вставка буквы ь в слово с опорой на картинку.

    б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
    Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.

    в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.

    г) Физкультминутка.
    Игра с перекидыванием мяча
    "Добавь разделительный мягкий знак в слово": Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
    "Убери разделительный мягкий знак ": полью – полю, пылью – пылю

    9. Задания на словоизменение и словообразование.

    а) образование множественного числа слов:
    - на уровне слова: лист – листья, крыло – крылья, колос - колосья
    - на уровне словосочетания: заячий хвост – заячьи хвосты, волчий зуб – волчьи зубы.
    - на уровне предложения: Улетели на юг …………….(соловей) Желтеют в саду ……………….(дерево)

    б) образование отчеств от данных имён:
    Анатолий – Анатольевич,
    Василий –
    Юрий -
    Илья –
    Савелий –
    Сергей –
    Евгений –

    в) образование притяжательных прилагательных
    Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
    У лисы голова чья? Лисья
    У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы? У медведя? У кошки? У собаки?

    г) Задания на самостоятельное словоизменение:
    - на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак - ночь – ночью, вить - вьют, вьёт, сидеть - сиденье, Наташа - Наталья, весело – веселье.
    - на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
    весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__

    10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.

    Подбор антонимов: болезнь – здоровье, скука – веселье, враги – друзья, легкомысленный – серьёзный, работа - безделье.

    11. Выразительное чтение стихотворений.

    12. Пересказы текстов.

    13. Слуховые диктанты (задания на проверку).

    - слова: клочья, Софья, весна, ружьё, ветер, прутья, вьюга.
    - предложения: Без терпенья нет ученья.
    - текст

    Белочка.
    У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.

    Результативность работы

    За период с 2008 по 2011 годы логопедические занятия посетили 50 учащихся, допускавших ошибки по теме «Разделительный мягкий знак»

    После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме. 10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.

    В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.

    1. Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
    2. Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
    3. Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.

    Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.

    Литература.

    1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1-4 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
    2. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта, 1997.
    3. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО "АКВАРИУМ БУК", К.:ФГУИППВ, 2004.
    4. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс. пособие по русскому языку для начальной школы. /Уроки русского языка. – М.: "Аквариум", 1997.
    5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы./ Уроки русского языка. – М.: "Аквариум", 1997.
    6. Узорова О.В. Разделительный мягкий и твёрдый знаки: все основные орфограммы русского языка: 1-4 кл. /О.В. Узорова, Нефёдова Е.А. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.
    7. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, К: ГИППВ, 1998.


    Похожие публикации