Роль воображения в художественном творчестве. Воображение как творческий процесс Связь воображения и творчества в психологии

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Однако поведение человека может определяться нс только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент нс существуют, но впоследствии могут быть воплощены. В этом смысле они являются отражением будущего, формой преобразующего отражения действительности. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека. Такая способность формировалась вместе с трудом и развитием сознания, поскольку трудовая деятельность всегда требует предвидения ее результата, осознания того, что и как надо делать.

Воображение – это познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не воспринимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

С. Л. Рубинштейн писал: "Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение".

Воображение неразрывно связано с речью. Словами можно выразить то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений, то, чего человек никогда не видел. Только при помощи речи и других звуков человек получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений.

С появлением воображения познавательные возможности и формы поведения человека существенно расширились. Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и сторонами личности. Взаимодействуя с перцептивными процессами, воображение накладывает на них свой отпечаток, делает сугубо индивидуальными. Например, любуясь плывущими по небу облаками, каждый человек воспринимает их по-разному, так как образ реальных облаков достраивается образом воображаемых картин. Неповторимые образы возникают и у каждого из людей, прослушивающих музыкальное произведение.

Процессы памяти и воображения тестю связаны между собой. Воспоминание о каком-либо событии редко бывает точным. Человек чаще всего что-то искажает, что-то приукрашивает, добавляет или изменяет некоторые детали. Чем богаче у человека прошлый опыт, чем более он насыщен яркими представлениями, впечатлениями, тем значительнее его роль в создании образов воображения.

Воображение и мышление – процессы, близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их "чрезвычайно родственными", отмечая общность их происхождения и строения. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует и мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляет мотивацию поиска и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Значение воображения в получении истинного знания о мире Л. С. Выготский сформулировал в виде научного парадокса: "Правильное познание действительности невозможно без отлета от нее, от тех непосредственных конкретных единичных впечатлений, которыми эта действительность представлена в элементарных актах нашего сознания".

Воображение представляет собой инструмент, с помощью которого такой "отлет" становится возможным. Во всех видах познавательной деятельности воображение позволяет человеку более свободно относиться к реальным объектам действительности, преобразовывать их, находить и устанавливать между ними новые связи, что расширяет его возможности как познающего субъекта.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом "эмоциональной реальности воображения ".

пример

Человеку, например, нужно переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять и на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше его побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным.

Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей.

Активное воображение – создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Воображение связано с волей человека, на основании чего выделяют:

  • непроизвольное воображение , когда образы создаются при ослабленной деятельности сознания. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания;
  • произвольное воображение – осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов.

Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществится. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

По связи с прошлым опытом выделяют:

  • воссоздающее воображение – создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению – чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа;
  • творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Рисуя различные образы в своем воображении, люди оценивают возможность их реализации в действительности. Если человек верит (и вера эта основательна) в возможность воплощения создаваемых образов, имеет место реалистическое воображение . Если он не видит такой возможности – это фантастическое воображение .

Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра – сказок, научной фантастики, жанра фэнтези (англ, fantasy – фантазия).

Создание образов сильно желаемых объектов или событий характерно для мечты как особого вида воображения. Ребенок мечтает о новой игрушке, подросток о том, чтобы завоевать авторитет в классе, актер – о новой роли, спортсмен – о победе на соревнованиях. Генетически мечта вырастает из игры. Как в игре ребенок может примерить на себе любую роль – героя, спасателя, покорителя космоса, так любой человек в мечтах видит себя таким, каким он хочет быть – сильным, умным, способным преодолеть все препятствия, счастливым. Человек обычно мечтает о том, что вполне достижимо, или о том, что является пределом его желаний, или о том, что не осуществимо вовсе. В мечтах воплощается активность личности, поэтому они различным образом связаны с реальной деятельностью. В одних случаях мечта заменяет реальное действие воображаемым, снижая активность личности. В других – создаст модель будущего, которая становится побудительной причиной, мотивом активной деятельности. Мечты отражают направленность личности и влияют на ее развитие. Человек стремится к тому, о чем мечтает, но мечты у всех различны. Кто-то мечтает о счастье всех людей на Земле, а кто-то только о личном благополучии. В мечтах очень ярко проявляется то, каким человек видит будущее и чего он от будущего хочет.

Функции воображения. При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека, – предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения:

  • а) стимулирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях;
  • б) планирующая. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего.

Основные процессы воображения. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами, или операциями, воображения являются анализ и синтез. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно

обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы. Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются:

  • преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки);
  • акцентирование – подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины);
  • агглютинация – соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки).

Связь воображения и творчества. Специфика процессов воображения состоит в том, что они не воспроизводят отдельные впечатления в тех же сочетаниях и формах, в которых они были восприняты и сохранены в виде прошлого опыта, а строят из них новые сочетания и формы. В этом проявляется глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое всегда направлено на создание нового – материальных ценностей, научных идей или художественных образов.

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни одно из них невозможно без участия воображения. В своей основной функции – предвосхищения того, что еще не существует, воображение обусловливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

пример

Английский физик Майкл Фарадей (1791 – 1867), изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явления электромагнитной индукции. Немецкий инженер Отто Лилиенталь (1848–1896) долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности ощущаются впоследствии читателями и вызывают у них чувство сотворчества. Л. Н. Толстой писал в своих дневниках, что "при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную вещь".

пример

Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

У всех людей способности к творчеству различны. Их формирование определяется большим числом факторов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, свойства окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный Университет Управления»

Институт инновационного управления экономикой

Кафедра менеджмента и инновационных технологий управления

Курсовая работа

По дисциплине: Основы теории управления

На тему: «Творчество в деятельности менеджера»

Выполнил: Хазанов Н.,

Проверил: Кузьмина Е.Ю.,

к.э.н., доцент

Москва 2012

менеджер управленческий руководитель

Введение

Основные понятия организации, управленца и менеджера

1 Кто такие менеджеры? И что они делают?

2 Различие менеджера от управленца

Работа Менеджера в современной практике

1 Барьеры для творческого подхода к работе

2 Творческое решение проблем

Заключение

Литература

Введение

«Несколько лет назад один наш друг решил, что жизнь чиновника со всем присущим ей самоограничением ему не подходит, собрал рюкзак и отправился в один из израильских кибуцев. Два года он укладывал трубы для ирригационных систем и постепенно оказался глубоко вовлеченным в повседневную организацию жизни общины. После его возвращения мы встретились, чтобы за бокалом вина обменяться впечатлениями. Описывая жизнь в пустыне и управление кибуцем, он сказал, что, пока он жил в кибуце, сменилось руководство общины и это привело к сокращению производительности труда, недовольству ее членов, уменьшению заботы об общем благосостоянии.

Когда ближе к ночи вино полилось щедрее, наш друг высказал свое неодобрение руководству кибуца. Он пожаловался, что его лидеры впустую растрачивали значительную часть человеческого потенциала, вводя излишние ограничения, которые не давали людям раскрыться полностью. Еще позднее он поднялся, с трудом удерживаясь на ногах, и сказал: «Мне кажется, что величайшая черта руководства - творческий подход». На этом довольно загадочном утверждении обсуждение было закрыто.»

Недостаток творческих способностей может серьезно подорвать эффективность менеджера. Некоторые из них думают, что им лично как раз не хватает таких способностей, и что вообще это качество довольно редко встречается в людях. Такой взгляд на творческие способности сам по себе является нетворческим. Творческий подход проявляется людьми во всех сферах жизни.

Учитель находит новый способ донести до учащихся идею фотосинтеза;

Железнодорожный чиновник находит новый способ украсить станцию;

Бизнесмен находит более простой способ упаковки товара;

Жена соединяет домашнюю работу с гимнастическими упражнениями.

Можно привести тысячи примеров, как в разной - большей или меньшей - степени люди проявляют творческий подход. Жаль, что многие позволяют своим новаторским способностям вянуть, не осознавая свой творческий потенциал.

В этой работе мы излагаем два основных подхода к наращиванию личных творческих способностей. Во-первых, мы изучим психологические препятствия, ограничивающие ваши творческие способности. Во-вторых, мы исследуем, как можно систематизированно применять творческие методы к решению проблем. В работе также излагаются некоторые идеи, связанные с применимостью творческого мышления в деятельности рабочих групп и организаций.

1. Основные понятия организации, управленца и менеджера

1 Кто такие менеджеры, и что они делают?

Как мы только что узнали, все организации имеют некоторые общие характеристики, включая и необходимость управления. Неудивительно поэтому, что управленческая работа также имеет много общих характеристик. Руководитель - это руководитель, и, хотя организации, сферы и ответственность могут различаться, работа Президента США имеет много общего с работой мастера на сборочном конвейере завода фирмы «Хонда» в штате Огайо.

Общие факторы в работе руководителей

Аспекты управленческой деятельности, которые являются общими для всех руководителей во всех организациях, гораздо менее очевидны, чем различия в их работе.

СУТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В качестве убедительного примера, подтверждающего, что увидеть общее в работе всех руководителей довольно трудно, можно указать на суть управленческого труда, т.е. того, в чем состоит работа по управлению в повседневной практике. Большинство людей, в том числе и сами руководители-практики полагают, что рутинная работа начальника цеха не намного отличается от работы тех, кем он руководит. Это тем более кажется резонным, если принять во внимание, что они постоянно взаимодействуют и получают почти одинаковое вознаграждение за свою работу. Но исследования показывают, что управленческая работа по сути своей очень сильно отличается от неуправленческой. И действительно, работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Комментируя это, Минцберг, обобщивший более ранние исследования и проведший фундаментальное исследование по изучению труда пяти руководителей высшего звена, отмечает в своей книге «Природа управленческого труда»:

«Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Гест, согласно исследованиям которого, мастера выполняют в среднем 583 различных операции по управлению в день, замечает:

«Интересно отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие, прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны работе многих механиков-повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера».

РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ. Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы - роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Точно так же, как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение. «Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей».

В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. В табл. 1.2. представлена такая типизация ролей и приводятся примеры для каждой роли. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

Например, заведующий секцией магазина «Сиро» каждый день взаимодействует с продавцами. Они приходят к заведующему для получения специального инструктажа о запросах и нуждах клиента, для решения своих проблем, связанных с работой, а часто просто пообщаться. Заведующий получает большой объем информации о том, как работают секции. Например, в отношении высказывания клиентов о товарах, информация, по большей части, не может быть получена из формальных источников, таких, например, как отчет о проданной продукции. Информация помогает руководителю принимать правильные решения для урегулирования существующих или потенциальных проблем. И когда заведующий или руководитель низового звена видится с управляющим магазина, он передает своему начальнику особенно важные части информации. Они-то и обеспечивают основу для управленческих решений на более высоком уровне.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. Хорошо воспринятый анализ Минцберга о содержании управленческой работы является полезным объяснением того, чем занимается руководитель. Однако не все авторы согласны с Минцбергом в части его определений и классификаций. Не существует такого описания работы менеджера, которое устраивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда. Даже в таких простых вопросах, каким, на первый взгляд, кажется определение управления, в управленческой мысли нет готовых ответов. Рис. 1.2. дает один из вариантов трактовки функций руководителя.

Однако, широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Более подробно мы остановимся на этом в гл. 2, но сейчас можно лишь сказать, что нет единого мнения и по вопросу о том, что это за управленческие функции, однако, чаще всего эти разногласия объясняются различиями семантического характера. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.

УПРАВЛЕНИЕ - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает иное определение (пример 1.1.).

Мы кратко определим функции планирования, организации, мотивации и контроля, когда будем описывать в следующей главе подход к управлению как к процессу, а затем подробно остановимся на них во второй части книги. Очень важно, чтобы вы поняли суть этих функций и то, как они взаимодействуют между собой, формируя единый процесс, т.е. непрерывную цепь взаимосвязанных действий.

1.2 Менеджер в сравнении с предпринимателем

Термин предприниматель был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII века. И с тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Очень важно понимать, что слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Основы американской индустрии были заложены горсткой смелых предпринимателей в конце XIX - начале XX веков. Вот их имена: Джон Д. Рокфеллер (нефть), Дж.П. Морган (сталь и банковское дело), Эндрю Меллон (аллюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Генри Форд (автомобили). Они знакомы каждому американцу. Не менее известны и имена выдающихся предпринимателей последних десятилетий: Дж. Пол Гетти (нефть), X. JI. Хант (пищевая промышленность), Аристотель Онассис (суда), Эдвин X. Ленд (корпорация «Полароид»), Джон Д. МакАртур (страхование). Пример 1.2. рассказывает о начале деятельности одного предпринимателя.

Сотни тысяч людей, которые каждый год начинают новый бизнес, тоже относятся к классу предпринимателей, хотя их именам никого не суждено попасть в учебники истории. Эти люди играют ключевую роль в экономике. Малый бизнес предпринимательского характера играет важнейшую роль в экономике США. По данным Несбитта, 10,8 млн. предприятий из 11 млн. их общего числа в Америке, - это малый бизнес. В нем занято 60% всей рабочей силы. Более того, за период с 1972 по 1979 гг. на 25% возросло количество супер-малых предприятий индивидуально-трудовой деятельности*.

«В настоящее время в США действует свыше 20 млн. предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6% относятся к категории малых, имеющих численность менее 500 чел. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40%, а в численности занятых - больше половины.»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В КАЧЕСТВЕ УПРАВЛЯЮЩИХ. Поскольку все предприниматели активно участвуют в формировании целей предприятия или организациии управляют этой организацией в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами. Некоторые оказываются весьма успешными в своей управленческой деятельности не только в самом начале развития предприятия, но и в течение долгого периода работы предприятия. Мао Цзедуи, основатель КНР, управлял страной так, что создал из нее мировую державу. Основатель компании «Ай Би Эм» Томас Уотсон разработал и внедрил многочисленные приемы в практику управления, которые позволили превратить «Ай Би Эм» в бесспорного лидера компьютерной промышленности. Хотя Рей Крок купил имя «МакДоналдса», а не основал свою собственную новую компанию, его предпринимательская акция по переводу на индустриальную основу приготовление гамбургеров произвела настоящую революцию в бизнесе быстрого обслуживания в сфере общественного питания. Этот и многие другие инновационные приемы в управлении, внедренные в те времена, когда Крок стоял во главе компании «МакДоналдо, привели компанию к успеху, о котором мы знаем по настоящее время. Фредерик Смит также четко продемонстрировал управленческий талант, реализуя идею, которая привела к успеху «Федерал Экспресс».

Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Автор одного исследования, в котором сравниваются характеристики успешного предпринимателя и успешного менеджера, приходит к следующему выводу:

«Успешные иерархи (руководителя) в бизнесе были способны внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации. Такие руководители способны принимать решения. У предпринимателей, однако, такая линия поведения не прослеживалась», (кроме того) успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к власти. А предприниматель по своему характеру, кратко говоря, не желает признавать и подчиняться власти, проявляет неспособность работать под руководством и, как следствие, стремится взбежать такой ситуации».

Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не особенно эффективным менеджером. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. В исследованиях, проведенных по государственной линии, указывается, что на практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи.

Если организации повезет, то у руля встанет хороший руководитель, прежде чем она распадется. «Сиро, например, не становился гигантской фирмой розничной торговли пока им руководили его основатели, которые даже дали ему название. Джулиус Розенвальд, купивший «Сирс» на грани краха, как и генерал Роберт Б. Вуд были людьми, которые превратили «Сирс» в лидера своей отрасли благодаря новаторской политике управления и маркетинга. Точно также, компания «Эппл» пережила потрясающий взлет и впечатляющее увеличение объема продаж своей продукции после того, как Джои Скалли отобрал место у председателя правления фирмы и основателя компании Стивена Джобса.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Пеншо ввел слово предприимчивость, означающее такого рода отношение к делу и сами действия. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предприниматеяю.

Крупные предпринимательские действия, которые сопряжены со значительным риском для организации, требуют решений, которые выносятся на высший уровень управления. Но решения эти обычно опираются на информацию и на мысли, высказанные руководителями среднего звена. Если менеджеры среднего звена не могут или не хотят рисковать в связи с возникновением новых идей, - предпринимательская способность организации серьезно ограничивается. Руководители на всех уровнях, даже младшие начальники, должны искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей организации. Мастер, который разрабатывает и внедряет более эффективный способ проведения конкретной операции, по духу своему такой же предприниматель, как и руководитель предприятия, который решает вложить 10 млн. долл. в разработку новой продукции.

Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в структуре сложившейся компании. Как организации, так и общество стремятся сопротивляться переменам, какими бы полезными они ни были. В последующих главах мы познакомимся с приемами, которыми пользуется руководство, для того чтобы расширить возможности организации отвечать на изменяющиеся потребности общества и облегчить отдельным руководителям возможность принимать предпринимательские решения.

Компания «Ар Си Эй» потерпела неудачу в компьютерном бизнесе, потому что не была по-настоящему предпринимательской организацией. Основной подход руководства «Ар Си Эй» к бизнесу был сформирован телевидением, а телевидение не испытывало серьезных изменений со времени внедрения цветных телевизоров. Поскольку компания не предоставляла своим ведущим компьютерным инженерам той же степени творческой свободы, которую им предоставляли «Ай Би Эм» и другие конкуренты, «Ар Си Эй» не удалось ни привлечь, ни удержать их. В результате «Ар Си Эй» оказалась просто неспособной разрабатывать и продавать свою продукцию достаточно быстро, чтобы не отставать от радикальных изменений в компьютерной технике. К тому же компания была не в состоянии предложить такой уровень обслуживания, который вправе были ожидать покупатели крупных систем, руководствуясь опытом «Ай Би Эм». «Эппл», «Компак» и многие другие малые компании преуспели в данной области, главным образом, потому, что они могли очень быстро разрабатывать новую продукцию, не будучи связанными структурами крупных, устоявшихся организаций. Многие полагают, что успех компании «Ай Би Эм» объясняется тем, что ей удается быть предпринимательской, несмотря на громадные размеры.

Выводы по главе:

В заключение главы нам хотелось бы сделать следующие выводы. А именно то, что под организацией следует представлять не только заводы, фабрики, предприятия. А то, что организация это-группа людей, да именно группа людей, деятельность которых направлена на достижения единой цели.

То, что менеджер это не руководитель. Но хотя он может стать им. Ключевым отличием менеджера от руководителя является то, что менеджер- наемный работник, а руководитель он не посредственно наниматель. И эту суть не изменить!

2. Работа Менеджера в современной практике

1 Барьеры для творческого подхода к работе

Как только вы осознаете, что обладаете куда большими возможностями, чем те, которыми вы пользуетесь, следующим важным шагом в вашем личном развитии должно быть выявление и устранение препятствий, ограничивающих ваши природные способности.

Международная конференция «Перспективные вопросы мировой науки»

Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов

Тихомирова Н.Ф.

Детская школа искусств при Луганском областном колледже культуры и искусств, Украина

Воображение и творчество.

Творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта. Творческому акту предшествует длительный процесс накопления соответствующего опыта, знаний, умений и навыков. И характеризуется он переходом количества различных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное новое качество, которое и будет решением данной проблемы.

Воображение и творчество тесным образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного ему порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно. .

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требования жизненной реальности .

Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются вообще и не могут быть осуществлены .

В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является обязательным атрибутом учебной деятельности и проявляется при чтении литературы. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Объективно новые образы – это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое – это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Образы воображения создаются с помощью разных способов и приемов. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации. Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается. Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь двумя способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшив его (литола). Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. Если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения – типизации, процессу разъединения и соединения, в результате чего возникает определенный образ.

Связь образов с действиями и операциями прослеживается по нескольким линиям. Во-первых, действия являются средством формирования образов. Образ всегда есть результат, продукт определенных действий: восприятие как чувственный образ – результат действия восприятия, понятие – продукт мыслительных действий и т.д. Во-вторых, операции составляют психологический механизм образов. Актуализация образа, восстановление его субъектом – это всегда выполнение им тех операций, которые лежат в основе образа. Использование образа в процессе решения различных задач происходит путем включения его в то илииное действие.

Таким образом, хотя связь между образами и действиями является двусторонней, ведущая роль принадлежит действию. Образ без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован. Следовательно, управлять формированием образов можно только через посредство действий .

Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого человека, но оно занимает больше места в его жизни. В школе детское воображение становится важной предпосылкой и обучения, и эстетического воспитания. Ученик представляет себе ситуации, с которыми не сталкивался на собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, и это способствует усвоению знаний и развитию творческого мышления. Учителя часто опираются на возможности воображения школьников, когда необходимо построить чувственный или рациональный (понятийный) образ на основе изучаемого материала .

Музыка – это искусство слуховых впечатлений. На основе слуховых впечатлений и создается представление о различных музыкальных явлениях. Поэтому среди многих качеств, характеризующих творческое лицо музыканта-исполнителя, его слуховые способности занимают центральное место. Музыкальный слух четко расслаивается на две области проявлений, неразрывно связанных и взаимно обусловливающих функциональные возможности друг друга, -сферу музыкального восприятия и сферу музыкально-слуховых представлений.

Исполнительская концепция музыкального произведения возникает на основе внутреннеслуховых образов. Глубина и полноценность ее зависит от способности исполнителя к представлению «звуковой картины» во всех ее подробностях. Опираясь на запас представлений своей внутреннеслуховойсферы, исполнитель планирует и вынашивает звуковой образ музыкального произведения в своем воображении. Многообразие музыкально-слуховых представлений, накопленных памятью, является тем строительным материалом, из которого слуховое воображение музыканта создает свои яркие красочные обобщающие образы. .

Музыкальный образ, возникающий как результат функционирования музыкального воображения, динамичен. Подчиняясь общей психологического закономерности, музыкальный образ развивается от простого к сложному и постоянно совершенствуется. В процессе формирования исполнительской концепции музыкального произведения внутреннеслуховой образ всегда предвосхищает реальное звучание. Он как бы является тем внутреннеслуховым идеалом выразительности музыкального образа, который направляет творческий поиск музыканта-исполнителя. Именно поэтому полноценное воплощение художественного замысла музыкального произведения предполагает наличие большого арсенала музыкально-слуховых представлений. Подчеркивая невозможность созидательной человеческой деятельности без предваряющих возможностей воображения, следует отметить следующее: «Воображение всегда несколько упреждает, забегает вперед и тем самым направляет и совершенствует идеальный образ» .

Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направление личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему .

Литература.

1.Гржибовская Р.Н. Музыкальное воображение // Теория и методика обучения игре на фортепиано [под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И.Николаевой].- М.: Гуманист.изд.центр ВЛАДОС,2001.- 368с. С.172-188.

2.Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью //Вопросы психологии труда.- Ярославль, 1966.

3.Общая психология /Сост. Е.И.Рогов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 448с.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком,1999.-720с.

5.Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний.- М., 1975.

6.Фридман Л.М. Психология детей и подростков.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.- 480с.

Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творческое воображение протекает как анализ (разложение на составные части) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ воображения, выступают всегда в сочетаниях и комбинациях. В большинстве случаев результаты творческого воображения могут быть материализованы или как предметный продукт - создана новая машина, прибор, новый сорт растений, или идеальное содержание в виде научной монографии, романа, поэмы и т. д.

Творческое воображение теснейшим образом связано с мышлением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выделяют несколько приемов преобразования представлений в воображении: агглютинация, аналогия, преувеличение-преуменьшение, акцентирование, типизация.

Агглютинация - прием соединения («склеивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах в виде образов избушки «на курьих ножках», русалки, Царевны-Лебедь (рис. 14). Используется агглютинация и в реальных образах, например, танк-амфибия, аккордеон, в котором сочетаются элементы пианино и баяна, ковер-самолет, где свойство летать придается вещи.

Аналогия - прием построения образа по принципу подобия, например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши создан локатор.

Рис. 14.

Преувеличение-преуменьшение - с помощью данного приема стремятся показать преобладающие качества человека, например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце мальчи-ка-с-пальчик. Это прием, близкий к преувеличению, выявляющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах. Акцентирование - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом пользуется карикатура. Она воспроизводит черты оригинала, утрируя их. Акцентирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное и существенное в наглядном образе. Типизация - обобщение и эмоциональное насыщение образа. Например, Отелло - обобщенный образ ревнивца.

Значение воображения особенно велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается в создании новых образов, способных быть пластическим носителем идейного содержания; новой ситуации не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности. Соблюдение жизненной реальности не означает фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. Задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, с той же достоверностью, чтобы это увидели и другие.

Творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события, а также фантастического будущего. Примером могут служить картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (рис. 15), А. А. Леонова «В космосе», А. Ретель «Богиня возмездия» и другие.

Художественное творчество имеет различные проявления. Так, оно включает и сказку, и фантастический рассказ. В них отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе эти отклонения должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах.

Не менее необходимо воображение, только в других формах, и в научном творчестве. Еще английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от функции мышления. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Значима роль воображения в экспериментальном исследовании, поскольку, задумывая постановку опыта, экспериментатор должен, исходя из своих теоретических гипотез и учитывая уже установленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу.

Индивидуальные особенности воображения проявляются в степени легкости (трудности) создания образов, самом его характере (нелепое или оригинальное), яркости создаваемого образа. В любом виде деятельности творческое воображение оценивается по тому, как человек может преобразовать действительность.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ МОДЫ»

Факультет «Связи с общественностью»

по дисциплине: «Психология творчества».

ТЕМА: «Воображение и творчество».

Выполнена студенткой 3 курса

Форма обучения заочная

Специальность «Связи с общественностью»

Волковой Т.П.

___________ «____» ___________ 2006г

(подпись)

Работа защищена

«_____» _____________2006 г.

____________________

Москва – 2006 г

ПЛАН

Вступление………..………………….……………………………………………3

1. Психология творчества…………….………………………………………….4

1.1. Определение воображения…………………………………………………...4

1.2 Предрасположенность к творчеству…………..…………………...................6

1.3 Психологические механизмы художественного творчества………………..8

2. Принципы интерпретации творчества………………………………………11

3. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации……………………………………………..……….…………………………13

Заключение……………….………………………………………………………16

Список использованной литературы……………………………………………18

Вступление

“Можно полагать, если в CC в. больше всего превозносился “человек разумный”, то CCI в. будет жить под знаком “человека творческого””.

Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, П. Ришар, Б. Гейтс, М. Тайсон, А. Свиридова, безвестный пекарь из соседней булочной и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список – список людей проявивших творческий подход в каком либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком либо поприще.

Как правило, родные и близкие, склонившиеся над колыбелью младенца, улавливая его первые движения и реакцию на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Фантазия родителей в данной сфере не имеет границ. Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы по поводу того, кто находится перед ними. Скорее всего - это будущий великий (великая): учёный; полководец; композитор; эстрадный исполнитель; спортсмен; фотомодель; предприниматель; религиозный деятель и т.д. Но данные предположения остаются только предположениями, не более того, т.к. поле реализации личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации – это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.

Вопрос о присутствии у человека воображения, творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

Как объекты исследований, воображение и творчество представляют интерес для таких наук как – философия, психология, социология и др.

В настоящей работе рассматриваются принципы интерпретации воображения и творчества – философский, психологический, социологический, культурологический аспекты анализа основ творчества.

Воображение и творчество являются производной реализации индивидом уникальных потенций в определённой области. Нами также уделяется внимание такому явлению как самореализация личности. Здесь, реализация способностей в самодеятельности человека рассматривается как потребность в самореализации, которую личность никогда не может полностью удовлетворить.

Также, большой интерес вызывают взгляды и индивидуальные точки зрения на процесс творчества известных личностей, отраженные в настоящей работе. Знакомство с ними является полезным и обязательным, т.к. в соответствии с тематикой данной работы мы не можем обойти своим вниманием мнения по данному вопросу великих мастеров искусства и деятелей культуры, представителей золотого творческого фонда нашего общества.

Естественное желание и потребность человека внести свой вклад во благо общества, а также потребность в самореализации, предоставляет личности возможность прожить прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность жить в веках в своих творениях и наследии оставленном потомкам.

1. Психология творчества

1.1. Определение воображения

Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное , репродуктивное и творческое воображение.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выгодский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.

“Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”.

“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.

Подобное можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

1.2. Предрасположенность к творчеству

Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества.

Рассматривая процесс художественного творчества, психология не может обойти своим вниманием психологические его аспекты.

В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: “…Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого”.

А. С. Пушкин писал: “Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? – Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею…”

Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Так, Ч. Ламброзо писал: “Какой бы жестокой и мучительной не выглядела теория, отождествляющая гениальность с неврозом, она не лишена серьёзных оснований…” Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр: “Как известно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям”. Однако, по справедливому суждению Н. В. Гоголя “искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства”.

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность.

По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.

Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.

1.3 Психологические механизмы художественного творчества

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает “редкие впечатления”, умение их удержать в памяти и осмыслить.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память . У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс немыслим без воображения , которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

Воображение имеет много разновидностей:

· философско-лирическое – у Ф. И. Тютчева,

· романтически-возвышенное – у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное – у С. Дали,

· полное таинственности – у И. Бергмана,

· реально-строгое – у Ф. Феллини и т.д.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание , разум и интуиция . При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались “интуитивными личностями” (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). Высокая роль подсознательного в художественном творчестве приводила уже древнегреческих философов (в особенности Платона) к трактовке этого феномена как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния.

Идеалистические концепции в эстетике абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе. Так, Ф. Шеллинг писал: “…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества… Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной”.

В CC в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов, личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов.

По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: “Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника”.

И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает “светлое пятно” в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.

Особенно важна роль сознательного начала при создании крупномасштабных произведений. Если миниатюру можно исполнить и по наитию, то крупное произведение нуждается в глубоком, серьёзном обдумывании. Уместно вспомнить в этой связи, что Л. Н. Толстой писал по поводу “Войны и мира”: “Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 – ужасно трудно”.

Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения . Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего “выброса” накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является крылатый конь – Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

2. Принципы интерпретации творчества

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её “необходимое, существенное, неотъемлемое свойство”. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.

Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.

Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой – творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.

Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.

Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства.

Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.

Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.

3. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации .

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в “стремлении к удовольствию”, присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинктоподобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего “Я”. Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то “ощущение”, которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о “Я”, и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность – психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием “второй человеческой природе”, которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми – общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал “общественным животным”. Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации “вообще”. Самореализации “вообще” не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Заключение

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

Воображение и творчество является атрибутом человеческой деятельности – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Таким образом, творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении “играть” на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему он да научит.



Похожие публикации