Социальная и личностная значимость образования. Образование в современном мире Приобщение индивида к достижениям цивилизации


Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования - обучение и самообразование , т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Функции образования

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

Система образования в России
Совокупность образовательных стандартов и программ
Органы управления образованием
Сеть - образовательных учреждений:
. Дошкольные образовательные учреждения
. Общеобразовательные школы (гимназии)
. Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи)
. Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.)
. Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.)
. Университеты, колледжи, технические школы
. Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров
. Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)
Комплекс принципов, определяющих функ-ционирование системы образования:
. Гуманистический характер образования
. Приоритет общечеловеческих ценностей
. Право личности на свободное развитие
. Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур
. Общедоступность образования
. Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых
. Светский характер образования в государственных учреждениях
. Свобода и плюрализм в образовании
. Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений

Общие тенденции в развитии образования
Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образования Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образования В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образования Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
Гуманитаризация образования Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе - таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
Интернационализация процесса образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация процесса образования Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.12. Образование

1.12. Образование

Самообразование – знания, умения и навыки, приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1) признание приоритетности сферы образования;

2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

6) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека и т. д.

7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

10) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;

11) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Функции образования

* Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.).

* Накопление и хранение культуры общества.

* Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

* Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи.

* Экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека.

* Введение социокультурных инноваций.

* Социальный контроль.

Общие тенденции в развитии образования

1) Демократизация системы образования (образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются).

2) Рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения).

3) Непрерывность образования (в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии).

4) Гуманизация образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям).

5) Гуманитаризация образования (повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе: экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний).

6) Интернационализация процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем).

7) Компьютеризация процесса образования (использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба).

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители);

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование – бакалавриат; 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура; 8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живет, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т. д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учетом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.

Из книги Эти странные немцы автора Зайдениц Штефан

Образование Немецкая система образования не ставит своей задачей формирование характера или воспитание моральных качеств. Ее цель – вложить в вас профессиональные знания, которые помогут вам занять достойное место в мире бизнеса и будут способствовать вашему

Из книги Эти странные французы автора Япп Ник

Образование Проблемы, связанные с попытками как-то изменить во Франции систему образования, обнажают самую суть французской души – можно сколько угодно изменять надстройку, но поведение французов изменить невозможно.После волнений 1968 года практически все, кроме самых

Из книги Путь менеджера от новичка до гуру автора Сообщество менеджеров E-xecutive

Образование ГЛЕБ АРХАНГЕЛЬСКИЙ,генеральный директор компании «Организация времени», автор книг «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» и «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы», член Сообщества E-xecutive с 2001 года:«Пятьдесят лет назад можно было

Из книги Большая книга афоризмов автора

Образование См. также «Высшая школа», «Интеллигенты», «Школа» Образование - это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили. Джордж Галифакс (XVII в.) Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Б. Ф. Скиннер (ХХ в.) Образование - это знания,

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО… Образование – это процесс метания фальшивого бисера перед натуральными свиньями. Приписывается Ирвину Эдману Образование – замечательное дело, надо лишь хоть иногда вспоминать о том, что ничему, что стоит знать, научить невозможно. Оскар

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги Азбука эффективного пчеловодства автора Звонарев Николай Михайлович

Образование яиц Половые органы матки состоят из двух больших яичников; внутри каждого из них находится от 110 до 180 яйцевых трубочек. Эти трубочки разделены на отдельные камеры (в среднем по 13 в каждой трубочке), в которых развиваются яйца.Яйца зарождаются в начале яйцевых

Из книги Все о Риме автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Образование Рим является крупным образовательным центром, известным не только в Италии, но и за ее пределами. Немалая заслуга в этом принадлежит Римскому университету (Universita degli studi), с XVII века известному под названием «La Sapienza» («Мудрость»). Днем рождения университета

Из книги Англия. Билет в одну сторону автора Вольский Антон Александрович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ОБРАЗОВАНИЕ - многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. отображает в себе развитие культуры в целом. Задача всякого О. - приобщение

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

1.12. Образование Самообразование – знания, умения и навыки, приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Функции образования.

  1. Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).
  2. Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведёт к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурно целостности.
  3. Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования.
  4. Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы.
  5. Обеспечение профессиональной ориентации человека.
  6. Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций.
  7. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.

Основные направления проводящейся реформы образования:

  1. демократизация системы обучения и воспитания;
  2. гуманизация процесса образования;
  3. компьютеризация;
  4. интернационализация.

В ходе их реализации предполагается:

  1. видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса;
  2. выбрать новую систему критериев эффективности результатов образования.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в процессе социализации.

Основные элементы системы образования

Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:

  • органы управления образованием и подведомственные им учреждения и
  • организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);
  • нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.);
  • образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);
  • образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.);
  • учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);
  • образовательные концепции, программы, стандарты;
  • учебную и методическую литературу;
  • периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.

ТЕМА 7. ОБРАЗОВАНИЕ и НАУКА

Образование – это процесс получения знаний о мире, приобщения к культуре, ценностям общества, мировой цивилизации.

Функции образования:

-обеспечение непрерывности образования – постоянное обновление знаний

-обеспечение самообразования – самостоятельная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области

-экономическая – подготовка к получении профессии

-культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, передача и сохранение духовных ценностей

Основные принципы современного образования:

-демократизация – расширение прав участников образовательного процесса

-гуманитаризация образования - выдвижение в учебном процессе на первый план овладение способами самостоятельного труда по приобретению знаний, увеличение учебного времени на изучение гуманитарных дисциплин (экономики, права, обществоведения, истории)

-профилизация – углубленная подготовка по отдельным предметам

-повышение конкурентоспособности ученика - научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конкурентоспособностивыпускника.

-гуманизация образования - возрастание роли образования в формировании гражданских качеств и развития личности, предоставление учащимся возможности выбора образовательных услуг: развитие дистанционного образования, расширение возможностей для детей с ограниченными возможностями, расширение сети учреждений дополнительного образования

-информатизация образования – внедрение ИКТ в учебный процесс

-интернационализация образования – стремление соответствовать международным образовательным стандартам, приравнивание российского диплома о высшем образовании к дипломам других стран

-рост продолжительности (непрерывности) образования

Ступени образования

Общеобразовательное образование (задача образования на этой ступени - формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору и освоению профессии 1. Дошкольное образование (детский сад)
2. Начальное образование (1-4 класс)
3. Общее основное образование (5-9 класс)
4. Среднее (полное) общее образование (10-11 класс)
Профессиональное образование (обеспечивают последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов) 1. Начальное профессиональное образование (профессионально-технические училища) 2. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи) 3. Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии) 4. Послевузовское профессиональное образование (институты повышения квалификации)

Формы получения образования:

-самообразование - самостоятельное получение знаний в области науки, техники, культуры

-семейное обучение - обучение ребенкародителями

-экстернат – досрочное окончание школы

-обучение на дому – обучение детей с ограниченными возможностями педагогами школы

-дистанционное обучение - обучение через Интернет

Наука

Существует несколько подходов к пониманию что такое наука

Наука – это:

· особая система знаний (опирается на факты, доказательства, законы, теории, методы исследования)

· особый вид духовной деятельности людей, направленный на производство знаний, цель которого – постижение истины (принимают участие миллионы лю-дей - в современном мире 5 млн. ученых)

· отрасль духовного производства – создаются ценности, в результате которых происходит развитие общества

· социальный институт – имеет систему организаций и учреждений

Особенности науки:

Наука как особая система знаний в отличие от опыта и здравого смысла имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно отбираются, описываются, перепроверяются и обобщаются.

Научные знания по своей природе являются систематизированными .

Классификация науки

В систему научного знания входят не только научные факты , но также законы и теории , и методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

Особенность науки проявляется и в том, что она стремиться объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия.

Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами – от логичных доказательств до сложных экспериментов.

Наука представляет собой особую сферу деятельности ученых , в которой принимают участие миллионы людей, например, в настоящее время в научных исследованиях занято более 5 млн. человек.

Учеными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научных знаний.

Нравственные принципы труда ученых:

-осуждение плагиата – присвоения чужих идей

-научная честность и объективность – в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с другими обстоятельствами. Он должен руководствоваться изречением Аристотеля «Платон мне друг – но истина дороже».

-социальная ответственность за последствия научных открытий , использования их в антигуманных целях (например, создание водородной бомбы)

Тестирование:

1. 1, Саша учится в 4 классе школы, занимается в изостудии. На какой ступени образования находится Саша?

1) начальное образование

2) среднее (полное) образование

3) основное общее образование

2. Что из перечисленного не является методом научного познания?

1) наблюдение

2) эксперимент

3) выдвижение гипотезы

3. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука не может предвидеть будущее.

Б. Наука всегда опровергает заблуждения людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) В современном обществе растут требования к образованию. (Б) Несомненно, что система образовательных учреждений будет совершенствоваться. (В) Наверное, только качественное образование может обеспечить процветание любой стране.

1) отражает факты

2) выражает мнения

5. Арсений учится в колледже, посещает авиамодельный кружок. На какой ступени образования находится Арсений?

1) начальное образование

2) среднее профессиональное образование

3) среднее (полное) образование

4) высшее профессиональное образование

6. Одним из примеров научного знания является

1) доказательность

2) примерность

3) использование методов

4) сложность

7. Человек в процессе жизни проходит несколько ступеней образования. Сравните две ступени образования – основное общее и среднее профессиональное. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) получение знаний о природе и обществе

2) приобретение общих умений

3) формирование специальных навыков

4) изучение специальных предметов

5. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Наука является источником знаний о человеке. (Б) За последние годы особенно в этом направлении стала развиваться медицина. (В)Очевидно, что остается много неизученного в человеке даже при таком уровне развития науки.

Определите, какое положение текста

3) отражает факты

4) выражает мнения

8. К научным учреждениям относится

1) средняя школа

2) гимназия

3) Академия наук

4) колледж

9. В стране Z государство создало условия для обучения инвалидов. Какую тенденцию в образовании иллюстрирует этот факт?

1) всеобщая грамотность населения

2) гуманизация образования

3) проблема неграмотности инвалидов

4) непрерывность образования

10. Установите соответствие между типами учебных заведений и ступенью образования.


Похожая информация.




Похожие публикации