Аргументация собственной позиции . Урок "Аргументация: виды и структура" Аргументация собственной позиции
Основу речи также составляют два важных понятия: тезис и аргументация.
Тезис - это основная мысль речи, которую оратор хочет доказать с помощью подобранных аргументом. Тезис всегда должен быть доказан. Тезис может быть ложным либо истинным. На мой взгляд, хорошая речь состоит из плавного раскрывания тезиса.
Аргументация - это привидение доказательств, объяснений и примеров для обоснования своей мысли перед аудиторией. По степени воздействия на ум и чувства аудитории выделяют сильные, слабые и несостоятельные аргументы. Сильные аргументы не вызывают критики среду слушателей, их нельзя опровергнуть, и не принять во внимание. Слабые аргументы вызывают сомнения оппонентов. Несостоятельные аргументы позволяют разоблачить оратора, и применить против него контраргументы.
Если разбирать речь Прохорова, то в его речи присутствуют тезисы и аргументы. "Если мы посмотрим на рейтинг успешности и эффективности развития государства, то Россия из 144 стран занимает почетное 133-е место. Мы стали аутсайдерами. А в современном мире с аутсайдерами не считаются. Вы помните эти обсуждения о том, чтобы вернуть ГТО как элемент спортивной подготовки? Я напомню для молодого поколения, как расшифровывается ГТО - готов к труду и обороне. Так вот я ставлю вопрос, готова ли наша страна к труду и обороне? Получили бы мы сейчас значок ГТО как страна? Я отвечаю: нет." Данное высказывание является тезисом, и главная цель данного тезиса сказать слушателям о том, что в государстве образовалась плачевная ситуация, и о том, что нынешняя власть не справляется со своими обязательствами. Именно этот смысл вложил оратор в свои слова.
Если рассматривать аргументы, то М.Д. Прохоров приводит их в достатке. Вот все аргументы, которые мне удалось найти: " В современном мире, и все это знают, именно качество государственного управления определяет конкурентоспособность любой страны. Мы живем в модели нефтегазовой экономики и военно-промышленного комплекса прошлого. Эта модель затратна, эта модель неэффективна и крайне ненадежна для лидерских амбиция нашей страны." "Россия не богаче Евросоюза. А где же на этой мировой картинке место России? Ее еле видно, потому что мы отошли, мы подошли к самому краю. Ну посудите сами, что в экспорте наукоемких технологий у нас всего жалких 0,25%.
Если мы посмотрим на наши предприятия, то меньше 10% наших предприятий занимается инновационной деятельностью." "Дело в том, что в современном мире качество жизни определяется не количеством часов работы, а именно качеством труда. Именно труд позволяет создать добавленный продукт, и он является основой национального богатства. То, что больше всего губит неэффективное государство, - это потеря идеи созидательного, производительного труда, тот труд, который как раз и создает все, чем пользуется человек. Людям не нужна оппозиция-катастрофа, им нужна альтернатива. И вот эту альтернативу мирового лидерства России в глобальном мире я готов дать нашим гражданам." " Мы должны привести к власти лидеров перемен и показать каждому человеку, что, если он захочет, он может стать лидером. Н
аша позиция в лидерстве крайне проста - это позиция производства, это позиция свободного труда и предпринимательства, это позиция безопасности семей и лидерский дух нашей страны. И ориентируемся мы на тех людей, которые живут и работают, несмотря ни на что, и выбрали своим домом Россию. Они хотят здесь жить, хотят здесь работать, хотят, чтобы их дети росли здесь и преуспевали. Это те люди, ради которых мы работаем"
Данными аргументами оратор пытается убедить граждан голосовать за его кандидатуру. Аргументы довольно просты. Таким образом мы можем наблюдать, что аргументы являются важной частью речи доказывая правоту выступающего, подтверждая его тезис.
Произведем разбор аргументов по средствам нашей речи
Аргументы направлены на мотивацию граждан отказа от старой устойчивой экономической системы. Новое всегда дается с трудом и воспринимается с некоторым опасением. Для достижения отказа в первую очередь гражданам нужно посмотреть на статистические данные, и не бояться принять решение.
Аргумент содержит личностный интерес граждан. Если посмотреть данную речь, видно, что Михаил переживает за свою страну, и ему не безразлична судьба граждан. Он состоявшийся человек, миллиардер, и, если бы ему была безразлична судьба граждан, он просто бы не стал выступать с данной речью, и пробовать баллотироваться в президенты.
Аргументация велась в напряженной эмоциональной установке, которая позволила понять слушателям о серьезности намерений выступающего, и максимально обратила внимание на данную проблему.
Урок в 11 классе
Цели урока:
1)закрепить навыки работы над пониманием художественного текста, авторской позиции по поднятой им проблеме при подготовке к сочинению по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
2)отработать умения оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём критериям;
3)совершенствовать написание всех частей сочинения соответственно критериям.
Оборудование: рабочий лист, тексты художественного произведения, критерии оценки сочинения-рассуждения
Ход урока.
1.Орг. момент. Отметить отсутствующих.
2.Сообщение темы и цели урока.
Ребята, наш урок я хочу начать строчками из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных не бывает…»:
Что знаем мы про братьев, про друзей,
И про отца родного своего мы,
Зная всё, (н..) знаем (н..) чего.
Орфографическая разминка.
Объясните орфограммы и пунктуацию.
Составьте схему 1 предложения.
Дайте синтаксическую характеристику 2 предложению (устно).
Найдите инверсию во 2 предложении.
Как соотнести строчки этого стихотворения с художественным текстом, предложенным вам на дом для анализа? Какая проблема их объединяет? (проблема равнодушного отношения людей друг к другу).
Прочитаем текст. (заранее подготовленный ученик).
3.Проверка Д\З.
Напомните, пожалуйста, композицию сочинения – рассуждения.
Что такое проблема?(Это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.)
Какие проблемы обозначены в этом тексте ?(проблема равнодушного отношения к окружающим тебя людям, проблема милосердного отношения к ближнему, п роблема воздействия искусства на душу человека).
Мы остановились на проблеме равнодушного отношения человека к окружающим. Как вы сформулировали проблему текста? Прочитайте.
Следующий абзац нашего сочинения комментарийпроблемы. Какой комментарий составили вы? Предлагаю вам проверить этот фрагмент сочинения. Как справилась с этим заданием Ксюша?
Пожалуйста, какие ошибки вы увидели? В чем недостатки этой работы? В чем положительные моменты?-Оцените работу по критериям сочинения К2.
Обменяйтесь работами с соседом по парте. Оцените работу товарища по критериям К2 и заполните соответствующую графу.
Следующий этап в написании сочинения рассуждения – это аргументация собственной позиции.
ФИЗ. МИНУТКА
4.Объяснение нового материала.
Для того чтобы сформулировать собственную позицию, недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с мнением автора. Ваша позиция должна быть сформулирована в отдельном предложении. Например : Я согласен с мнением автора: речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Структура аргумента. Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
Тезис (положение, которое надо доказать);
Аргументация (доказательства, доводы);
Микровывод
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь.
Существуют аргументы, оцениваемые 2 баллами: примеры из художественной литературы; примеры из публицистической литературы; примеры из научной литературы.
Такие аргументы предполагают ссылку на автора и название произведения. Необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами произведения с рассматриваемой проблемой.
Существуют аргументы, оцениваемые 1 баллом: примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, примеры из кинофильмов .
5. Аргументация собственной позиции по исходному тексту.
- Ребята, можно ли взять строчки из стихотворения Е.Евтушенко, с которыми мы работали в начале урока, как один из аргументов?
В каких произведениях художественной литературы поднимается проблема равнодушия людей? (Андрей Платонов «Юшка», К.Обойщиков и его стихотворение «Сосед», Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»)
Пользуясь полученными сведениями, напишите фрагмент своего сочинения. (в это время учитель проверяет у 2-х учеников комментарий)
6.Чтение учащимися полученных фрагментов (2 человека) и обсуждение по критериям К4
Оценивание аргументации собственной позиции по критериям К4(Работа в парах).
7. Итог урока.
Что значит аргументировать свою позицию?
Что вы должны помнить при выборе аргументов?
8.Выставление оценок за работу на уроке.
9.Учащиеся сдают рабочие листы для проверки.
10. Д\З. подобрать аргументы к тезису: Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу. (Петр Чайковский)
Комментарий к д/з.
Одна из проблем текста Сергея Качалкова, которую мы назвали на предыдущем уроке: влияние искусства на души людей. Предлагаю вам подобрать аргументы к тезису: «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу». (Петр Чайковский). Помните о том, что больший «вес» имеют аргументы из читательского опыта. Предлагаю просмотреть несколько слайдов презентации, которые, я надеюсь, помогут вам позитивно настроится на выполнение домашнего задания. (демонстрация слайдов с картинами различных художников).
Рабочий лист к уроку русского языка 11 класс ___________________________________________
Фамилия, имя
Тема: Аргументация собственной позиции. Виды и структура аргументов.
1.Орфографическая разминка.
Что знаем мы про братьев про друзей
Что знаем о единстве..ой своей?
И про отца родного своего мы
Зная всё (н..) знаем (н..) чего.
Евгений Евтушенко «Людей неинтересных не бывает…»
Объясните орфограммы, восстановите пропущенные знаки препинания.
Составьте схему 1 предложения.
_____________________________________________________________________________
Дайте (устно) синтаксическую характеристику 2 предложения.
Что такое инверсия? Найдите инверсию во 2 предложении. С какой целью используется инверсия?
Как соотнести строчки этого стихотворения с художественным текстом, который вы анализировали дома? Какая проблема их объединяет?
2. Чтение текста Сергея Качалкова.
Вспомните композицию сочинения – рассуждения.
3.Проверка Д\З. (Оценка каждого фрагмента сочинения – по критериям К1-К3).
4. ФИЗ. МИНУТКА
5. Объяснение нового материала.
Структура аргумента
Тезис (положение, которое надо доказать);
Аргументация (доказательства, доводы);
Микровывод
6.Аргументация собственной позиции ОЦЕНКА:__К4-_______
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок « Аргументация: виды и структура »Тема урока: Аргументация: виды и структура
Цели урока:
– образовательные: дать понятие об аргументации, о видах и структуре аргументов, показать способы подбора аргументов;
– развивающие: развивать умения анализировать, определить проблему текста, обобщать и делать выводы;
– воспитательные: побудить учащихся к активности, воспитывать коммуникативной культуры учащихся
Тип урока : урок развития речи.
Вид урока : комбинированный.
Методические приемы: логико-структурный анализ текста-образца, выявление структурных компонентов аргументации, выявление основной проблемы текста, авторской позиции и формулирование собственного тезиса по выявленной проблеме.
Основные понятия : проблема текста, комментарий, позиция автора, аргументация собственного мнения.
Оборудование : ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал (тексты).
Использованная литература:
Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
Егораева Г.Т. Русския язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами.–М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 318 с.
Риторика. 11 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Издательство «Ювента»; Издательство «Баласс» 2004. – 224.:
План урока:
1. Организационный момент.
2. Работа над темой урока:
3. Закрепление изученного материала. Практикум по теме урока.
4.Домашнее задание
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный этап.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Наш урок мы посвятим разговору об аргументации собственного мнения. Мы рассмотрим ее виды и особенности, познакомимся со способами подбора аргументов.
2. Работа над темой урока.
1) Актуализация опорных знаний.
Напомните, пожалуйста, композицию сочинения-рассуждения. (Проблема – Комментарий к проблеме – Позиция автора – Собственное мнение – Аргумент 1 – Аргумент 2 - Вывод ).
Вспомните: в чем цель рассуждения? (Доказать истинность какого-либо положения (тезиса).
2) Знакомство с понятием аргументация и ее компонентами.
Учитель: Для того чтобы сформулировать собственную позицию, недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с мнением автора. Ваша позиция должна быть сформулирована в отдельном предложении. Например : Я согласен с мнением автора: речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.
Структура аргумента. Как аргументировать свою позицию?
Аргументом называется мысль или положение, которое используется для доказательства истинности или ложности тезиса. Аргументация – это процесс доказательства. Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
тезис (положение, которое надо доказать);
аргументация (доказательства, доводы);
микровывод.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь.
Существуют аргументы, оцениваемые 2 баллами: примеры из художественной литературы; примеры из публицистической литературы; примеры из научной литературы.
Такие аргументы предполагают ссылку на автора и название произведения. Необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами произведения с рассматриваемой проблемой.
Существуют аргументы, оцениваемые 1 баллом: примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, примеры из кинофильмов .
Существуют определённые виды аргументов:
логические (выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев);
иллюстративные (литературный пример);
предположительные (ссылки на авторитет: мнение учёного, философа).
3. Закрепление изученного материала. Практикум по теме урока.
Упражнения на осознание структурно-семантических особенностей рассуждения и структуры аргументации: логико-структурный анализ текста-образца, выявление структурных компонентов аргументации.
Прочитайте текст. Рассмотрите схему к нему.
Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!
«Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше», – писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель.
«Высекать огонь из сердец людей» – вот к чему стремился великий Бетховен.
Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».
Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..»
Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.
Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. (По Д. Кабалевскому)
Относиться к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение.
так как так как так как так как
Музыка делает людей лучше
Музыка высекает огонь из сердец
Музыка приносит людям утешение
Музыка пробуждает чувства добрые
Музыка – могучее средство духовного обогащения
Какую информацию вы получили из этого текста? О чем этот текст?
Согласны ли вы с тем, что схема сделана правильно? Обоснуйте свое мнение. Возможны ли варианты схемы?
Расскажите о роли аргументов (доводов, выводов) в раскрытии основной мысли: как с их помощью передаваемая информация становится полной? Какие аргументы использует автор?
Поможет ли вам проведенная работа пересказать текст?
Прочитайте текст и выполните задания.
Чехов вырос в Таганроге – портовом, разноязыковом городе, в ту пору оживленном центре международной торговли на Азовском море. Отец писателя Павел Егорович был человеком недюжинным: он рисовал, играл на скрипке, любил пение, руководил церковным хором. И всю жизнь восхищенно вспоминал степь, на которой смолоду гонял гурты скота. Однако, стремясь во что бы то ни стало выбиться в люди, обеспечить семью, дать детям образование, пустился в коммерцию, завел лавку в Таганроге. Не имея способностей к торговле, он терпел вечные неудачи в своих делах. Может быть, поэтому отец в семье часто становился раздражительным и грубым. Много лет спустя Чехов писал братьям: «… деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомните ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой. Отец теперь никогда не может простить себе всего этого».
Антон Чехов и старшие его братья с малых лет часами сидели в лавке, часто до поздней ночи маялись на спевках церковного хора, которым руководил отец, и в праздники, поднявшись еще до рассвета, отправлялись петь в церковь. Порку как воспитательное средство Павел Егорович применял постоянно.
И все-таки это была дружная семья. Несдержанность отца смягчалась сердечностью матери. Все дети – пятеро сыновей и дочь – были привязаны к родителям и друг к другу. И все были одаренными. В семье любили выдумку, шутку, ценили искусство.
(М. Качурин)
1. Назовите проблемы, которые поднимает автор в данном тексте.
2. К какому разряду можно отнести данную проблему?
А) философская
Б) психологическая
В) нравственная
Г) экологическая
4. Домашнее задание : В творчестве каких писателей XIX - XX веков поднимается данная проблема? Назовите их произведения. Сформулируйте свое мнение и приведите аргументы .
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Таким образом, аргументация собственного мнения по проблеме очень важный критерий оценивания ваших письменных работ.
– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились на уроке?
Вы сегодня узнали о том, что аргумент должен соответствовать утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается); аргументация должна быть убедительной. Аргумент, приведенный пример, должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.
Аргументация собственного мнения по проблеме.
Что такое аргумент?
В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Обратите внимание
Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.
Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.Аргументация - это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, всё, что может подтвердить тезис.
Иллюстрирование аргумента
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.
Коллекция аргументов:
Аргументы, оцениваемые двумя баллами
Виды аргументов
Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы - доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).
Главное, что должен знать пишущий сочинение: используемые вами аргументы «имеют различный вес», то есть оцениваются различными баллами.
Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие - двумя.
Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения (О проблеме патриотизма размышляет Л.H.Толстой в романе «Война и мир» ), необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.
Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.
В качестве аргумента, оцениваемого 2 баллами, могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями, вашими размышлениями над их содержанием. Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдёшь - береги»... Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.
Надо сказать, что любой пример из художественной, научной или публицистической литературы должен быть «обрамлён» вашими рассуждениями, подчеркивающими связь приведённого примера с рассматриваемой вами проблемой.
Приведя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.
Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте www.gazeta.ru. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис - кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе - удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения - просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.
Всё, что было сказано ранее, касается и примеров из научной литературы.
Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, - это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внёс свой вклад в развитие общества.
В поисках весомых аргументов некоторые ученики смело придумывают фамилии «известных публицистов» или названия несуществующих произведений, приписывая их порой знаменитым писателям. Например: В одном из своих произведений «Природа» русский писатель И. С. Тургенев размышляет о взаимосвязи природы и человека.
Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал о том, что люди должны помогать друг другу.
Также можно привести в пример рассказ А. Приставкина «Война русских и чеченцев».
Не сомневайтесь: все подобные «опусы» будут квалифицированы как фактические ошибки, а значит, вы не только не заработаете баллов за аргументацию, но и потеряете 1 балл за нарушение фактической точности.
Аргументы, оцениваемые одним баллом
Аргументы, оцениваемые 1 баллом, как правило, подобрать проще, поэтому и «удельный вес» их ниже. Большинство из них так или иначе опирается на наш жизненный опыт, наши наблюдения над своей жизнью, жизнью других людей или общества в целом.
Примеры из жизни. Несмотря на то, что жизненный опыт выпускника ещё не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.
Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками и убедительность подобных доводов весьма сомнительна. Например:
Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!
Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.
К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.
Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:
Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.
Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.
Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.
Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:
Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда - случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.
Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:
Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.
Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:
Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.
Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:
Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.
«У слепой веры - злые глаза»,- точно заметил однажды польский писатель Станислав Ежи Лец.
О сущности писательского таланта размышлял Фёдор Михайлович Достоевский: «Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно». «Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», - писал Михаил Пришвин.
Помните, что лица, на высказывания которых вы ссылаетесь, действительно должны быть авторитетными в той или иной области. Например, нидерландский философ Бенедикт Спиноза вообще сомневался в значимости подобных аргументов, считал, что «ссылка на авторитет - не довод».
По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Помните, что простое упоминание пословиц, поговорок, крылатых слов, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.
Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится; Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
Ссылки на кинофильмы, в последнее время часто встречающиеся в сочинениях, чаще всего свидетельствуют об узости кругозора, о небольшом читательском опыте. Мы убеждены, что примеры дружбы, гуманного отношения к людям или подвига всегда можно найти не только в фильмах «Аватар» или «Гарри Поттер и философский камень», но и на страницах художественных произведений.
Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребёнка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха - стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать её осуществление.
(Можно заметить, что подтверждение мысли автора можно было бы найти и в судьбе Александра Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана», или привести в пример Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», или вспомнить Ассоль из одноимённой повести А. Грина.)
Структура аргумента
При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» - высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.,
Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам.
Типичные ошибки аргументации
Что проверяет эксперт?
Эксперт выделяет ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Затем он устанавливает соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается), оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.
Эксперт определяет количество аргументов, а также соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.
Максимальный балл (3) по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).