Современный транзактный анализ. Стюарт ян - современный транзактный анализ Современный транзактный анализ 2 издание

Ян Стюарт, Вэн Джойнс

«СОВРЕМЕННЫЙ ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ»

НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Сценарный процесс

До сих пор в IV части книги мы анализировали содержание жизненного сценария, а в этой и следующей главе мы рассмотрим сценарный процесс, то, как мы проживаем его во времени.

Анализ жизненного сценария выявил один интересный факт, заключающийся в том, что, по-видимому, существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Независимо от того, кто я - китаец, африканец или американец - я буду проживать свой сценарий в соответствии с одним или несколькими из этих шести паттернов, которые также справедливы для любого возраста, пола, образования и воспитания. Впервые шесть типов осуществления сценария были разработаны Берном. После этого в его классификацию несколькими теоретиками ТА, в частности Таиби Калером, были внесены некоторые изменения.

Шесть сценарных процессов. Известны шесть следующих паттернов сценарного процесса: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария. Берн проиллюстрировал каждую тему древнегреческим мифом.

Сценарий «Пока не». Если я проживаю, свой сценарий в соответствии с этим паттерном, лозунгом моей жизни является: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу». Существуют многочисленные варианты этого сценария, но в каждом содержится мысль о том, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится. Например: «Я должен до конца понять себя, прежде чем смогу измениться»; «Жизнь начинается после сорока»; «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать»; «В другой жизни мне воздается по заслугам».

Как и все остальные темы, паттерн «Пока не» проживается в течение короткого и длительного времени. Например, Джонатан считает:

«Когда дети вырастут и покинут дом, у меня будет время отдохнуть и делать то, что я хочу». Ожидая реализации своего «Пока не», он день за днем проживает этот же паттерн в течение коротких промежутков времени. Он может говорить своей жене: «Я сейчас приду и выпью с тобой, подожди, пока я вымою тарелки». Паттерн «Пока не» проявляется у Джонатана даже в структуре употребляемых им фраз, в которых он часто использует вводные предложения. Например: «Я говорил жене - имей в виду, то же самое я сказал только вчера дочери, - нам что-то нужно делать с домом». Он прерывает себя, чтобы вставить еще одну пришедшую на ум мысль. Строя предложения таким образом, Джонатан подтверждает приверженность паттерну «Пока не»: «Прежде чем отдохнуть, я должен успеть сделать все».

В древнегреческой мифологии сценарий «Пока не» был у Геракла.

Чтобы стать полубогом, он должен был выполнить целый ряд трудных задач, одна из которых заключалась в очистке от навоза Авгиевых конюшен.

Сценарий «После». Паттерн «После» представляет собой обратную сторону процесса в сценарии «Пока не». Человек, выполняющий сценарий «После», следует девизам: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить»; «Отличная вечеринка! Но завтра у меня будет болеть голова»; «После женитьбы (замужества) жизнь состоит из одних обязательств»; «День начинается у меня рано, но к вечеру я устаю». Человек, следующий сценарию «После», будет часто использовать структуру предложений первого и третьего примеров.

Сценарий «После» можно проиллюстрировать мифом о Дамокле, греческом царе, который все время пировал, а над его головой на конском волоске висел меч. Однажды он взглянул вверх, увидел меч и с тех пор не находил себе покоя, живя в постоянном страхе, что меч может упасть. Подобно Дамоклу, человек, имеющий сценарий «После», полагает, что он сегодня может веселиться, но завтра за это последует расплата.

Сценарий «Никогда». Тема этого сценария заключается в следующем: «Я никогда не получаю того, что больше всего хочу».

Например, Эндрю утверждает, что хотел бы иметь близкие взаимоотношения с какой-нибудь женщиной, но он никогда не ходил туда, где бы мог встретить незнакомых женщин. Он часто подумывал о том, чтобы поступить в аспирантуру, однако еще ничего не сделал для этого.

Сценарий «Никогда» Эндрю подобен Танталу, обреченному вечно испытывать муки жажды и голода. Стоя в бассейне, по краям которого находятся яства и кувшин с водой, он не может до них дотянуться.

Тантал не осознает, что ему лишь надо сделать шаг в сторону. Человек, имеющий сценарий «Никогда», также не понимает: чтобы добиться своего, нужно просто сделать первый шаг к цели. Однако он никогда его не делает.

Для этого типа сценария не было обнаружено характерного паттерна предложений. Однако люди со сценарием «Никогда» часто повторяются, изо дня в день, говоря о своих трудностях.

Сценарий «Всегда». Человек, имеющий сценарий «Всегда», задается вопросом: «Почему это всегда случается со мной?» Этому сценарию соответствует древнегреческий миф об Арахне - мастерице вышивать. Она неразумно вступила в спор с богиней Минервой, вызвав ее на состязание по вышивке. Разгневанная богиня превратила ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.

Допустим, Марта следует паттерну «Всегда». Она три раза выходила замуж и два раза разводилась. Первый раз она вышла замуж за тихого, спокойного и не очень общительного человека, которого она бросила, сказав своим друзьям, что хочет жить с более энергичным мужчиной. Однако, к удивлению друзей, она вскоре объявила о помолвке с другим человеком, точной копией первого мужа. Их брак также длился недолго. Третий муж Марты - человек тихий, спокойный, и она уже начинает жаловаться на него своим друзьям. Люди с паттерном «Всегда» могут проигрывать этот сценарий, как Марта, меняя одни неудовлетворительные взаимоотношения, работу, место жительства на подобные.

Одним из вариантов сценария является сохранение первоначального неудовлетворительного положения вместо того, чтобы достигнуть лучшего. Человек со сценарием «Всегда» может сказать: «У меня мало что получается с этим терапевтом, но, я думаю, мы будем работать, и надеюсь, что что-то получится». Марта часто использует один паттерн предложения, характерный для сценария «Всегда». Она начинает говорить о чем-то одном, затем прерывает фразу и говорит о другом, и так ее мысль бесконечно перескакивает с одного предмета на другой:

«Я зашла к тебе для того, чтобы… ах да, по дороге к тебе повстречалась с подругой, которая… - да, между прочим, у меня с собой немного денег и…».

Сценарий «Почти». Сизиф прогневал греческих богов. Он был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень. Когда он почти достигал вершины горы, камень выскальзывал у него из рук и снова катился к подножью. Подобно Сизифу, человек, имеющий сценарий «Почти», говорит: «В этот раз я почти достиг своего».

Фред берет у своего друга почитать книгу. Отдавая ее назад, он говорит; «Спасибо за книгу. Я ее прочитал всю, кроме последней главы». Когда Фред моет машину, он это делает почти до конца, оставляя колеса грязными. Проживая свой сценарий в течение долгого времени, Фред почти добился продвижения по службе. Хотя он и приблизился к креслу начальника, но не стал им. Каждый раз, когда предоставляется возможность занять место начальника, Фред не может показать себя во время собеседования.

Берн назвал этот тип сценария «Снова и снова». Однако последующие авторы обнаружили, что все паттерны проживаются снова и снова, и поэтому было принято название «Почти».

Таиби Кейлер выдвинул идею о существовании двух типов паттерна «Почти». Описанный нами выше паттерн он называет «Почти - 1 тип». «Почти - тип 2» характерен для людей, которые достигают вершины горы, однако вместо того, чтобы оставить камень и отдохнуть, такие люди не замечают, что они на вершине. Они сразу же ищут более высокую гору и тут же начинают толкать на нее свой камень. Это повторяется бесконечно.

Человек с паттерном «Почти - тип 2» будет достигать значительных успехов. Джанет, например, хорошо закончила школу и сразу же поступила в колледж. Еще до успешного окончания вуза она уже решила продолжить учебу в аспирантуре. Сейчас она много работает, чтобы стать членом одного научного общества. Несмотря на зависть коллег, Джанет совсем не считает, что чего-то достигла. Став членом общества, она говорит друзьям о своем намерении стать профессором. Это потребует еще больше труда, поэтому у Джанет совсем нет времени на общение с друзьями.

Существует несколько типов предложений, указывающих на их принадлежность к сценарию «Почти». Человек может начать какое - то предложение, затем перейти к другой теме разговора и закончить ее, например: «Сегодня я хотел бы рассказать вам о… между прочим, у меня есть кое-какой материал, который я хочу вам сейчас раздать».

Кроме того, человек, имеющий сценарий «Почти», может сделать несколько положительных высказываний, за которыми следует одно отрицательное, например: «Деревья осенью прекрасны, не правда ли?

И солнце такое яркое. Однако воздух прохладный».

Сценарий с открытым концом (Открытый сценарий). Этот паттерн напоминает сценарии «Пока не» и «После» тем, что в нем присутствует точка раздела, после которой все меняется. Человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто бы часть театрального сценария была утеряна.

Альфред после 40 лет службы недавно вышел в отставку. Он проводит время дома среди своих наград и мраморных часов, при этом он хочет хорошо отдохнуть. Но вместо того, чтобы наслаждаться отдыхом, он почему-то чувствует себя неспокойно. Чем ему заняться?

Как заполнить свое время? Анна прощается с младшим из четырех детей, когда тот, став взрослым, покидает дом, при этом она с облегчением вздыхает. После многих лет не надо будет хлопотать по дому, и заботиться о детях! Однако спустя несколько дней, Анна чувствует себя потерянной. Без хлопот по дому, связанных с детьми, она чувствует растерянность и не знает, что делать дальше.

Открытый сценарий может проживаться в течение короткого и длительного времени. Некоторые люди вообще ставят перед собой только кратковременные тактические цели. Поэтому достигнув их, они мечутся, не зная, что предпринять, пока не появится очередная цель.

Тогда они опять ставят перед собой тактическую задачу достигнуть чего-либо, и весь процесс повторяется заново. Девиз открытого сценария: «Достигнув очередной цели, я не знаю, что делать дальше».

Этот паттерн напоминает миф о Филемоне и Баукисе, пожилой супружеской паре, которые заслужили одобрение богов тем, что приютили их в обличий усталых путников в своем доме, в то время как другие отказали им в пристанище. В качестве награды за их доброту боги продлили им жизнь, превратив их в растущие рядом деревья с переплетающимися ветвями.

Комбинация сценарных тем. Каждый человек проявляет все шесть паттернов сценарного процесса, но для многих из нас один из них является доминирующим. Джонатан в основном проявлял сценарий «Пока не», Марта проживает сценарий «Всегда» и так далее.

Некоторые комбинируют в своем поведении два паттерна. Обычно один из них главный, второй - подчиненный. Например, люди со сценарием «Почти - тип 2» могут проявлять паттерн «Пока не», что справедливо в примере с Джанет. Ее девиз заключается в следующем:

«Я не могу отдохнуть, пока не достигну вершины. Но я никогда не достигну ее, так как всегда где-то есть еще одна вершина. Поэтому мне, никогда нельзя отдыхать». Человек, сочетающий в себе сценарии «Пока не» и «Никогда», следует убеждению: «Мне нельзя веселиться, пока я не закончу работу. Но я никогда не закончу ее, поэтому никогда не смогу весело отдохнуть». Другими часто встречающимися комбинациями являются сценарии «После» и «Почти - тип 1», а также «Всегда» и «Никогда». Попробуйте сами разработать типичные для этих сочетаний девизы.

Происхождение сценарного процесса. Почему в сценарном процессе насчитывается только шесть тем? Почему они применимы для всех? Никто не может дать точные ответы на эти вопросы. Поиск решений этих проблем является перспективным направлением исследований в ТА. В целом мы имеем представление о том, как сценарный процесс передается от родителей к детям. По-видимому, он является частью контрсценария, передаваемого в основном путем копирования родителей.

Ломка паттернов сценарного процесса. Были вы неудовлетворенны своим сценарным процессом, то можете выйти из него. В ТА эта цель достигается легче всего. Необходимо начать с выявления своих паттернов сценария, их осознания, а затем, осуществляя контроль Взрослого над своим поведением, разрушить эти паттерны.

Если вашим основным паттерном является сценарий «Пока не», сломайте его, радуясь и получая удовольствие еще до завершения этой работы. Для человека со сценарием «После» выход из сценарного процесса заключается в том, чтобы жить и радоваться сегодня, предварительно решив, что и завтра он будет радоваться. Например, если вы на вечеринке, пейте в свое удовольствие, но не слишком много, чтобы у вас назавтра не болела голова. Для слома паттерна «Никогда» решите, что вы действительно хотите. Составьте список из пяти пунктов, которые можете осуществить для удовлетворения вашего желания, а затем ежедневно выполняйте один из этих пунктов. Если вы проживаете тему «Всегда», осознайте, что вам не следует постоянно повторять одни и те же ошибки. Если хотите, то можете бросить неудовлетворяющую вас работу, изменить плохие взаимоотношения или найти новое место жительства. Из паттерна «Почти - тип 1» можно выйти, убеждаясь в том, что доводите свои дела до конца. Если вы убираете комнату, не оставляйте ее неприбранной, если читаете книгу, читайте все главы.

Для ломки паттерна «Почти - тип 2» займитесь приятным занятием и радуйтесь любому достигнутому успеху. Составьте список ваших целей и при достижении вычеркивайте их. Не стремитесь к очередной цели, не добившись предыдущей.

Если вы считаете, что вам был передан сценарий с открытым концом, осознайте, что ваши родители, не ведая того, преподнесли вам подарок. Поскольку финальные страницы вашего первоначального сценария утеряны, вы можете свободно написать желаемую концовку.

Каждый раз, когда вы поступаете вразрез с вашим сценарным паттерном, то ослабляете его для будущего, облегчая себе задачу последующего выхода из своей старой сценарной темы.

Паттерн вашего сценарного процесса. Просмотрите приведенные выше описания различных типов сценарного процесса. Выберите паттерн или паттерны, которые подходят к вам больше всего. Будете ли вы чувствовать себя уютно, если поступите в соответствии с этим паттерном или паттернами? Если нет, то выработайте пять типов поведения, которые идут вразрез с вашим сценарным процессом. Начните их осуществление немедленно, выполняя в день по одному пункту.

Работайте до тех пор, пока не будете удовлетворены произошедшими изменениями.

Ян Стюарт, Вэн Джойнс «Современный транзактный анализ». Социально – психологический центр. Санкт – Петербург 1996 г.

Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа.
Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …5
ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ В ТА
Глава 1. Что такое ТА? …7
Ключевые идеи ТА …8
Философия ТА …11
ЧАСТЬ II ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ
Глава 2. Модель эго-состояний …14
Определение эго-состояний …18
Действительно ли существуют различия между эго-состояниями? …20
Эго-состояния и суперэго, эго, ид …20
Эго-состояния — названия, а не вещи …22
Сверхупрощенная модель …22
Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний …24
Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок …24
Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель …28
Взрослый …29
Эгограммы …30
Глава 4. Структурная модель второго порядка …34
Структура второго порядка: Родитель …36
Структура второго порядка: Взрослый …37
Структура второго порядка: Ребенок …38
Отличие структуры от функции..41
Глава 5. Распознавание эго-состояний …43
Поведенческий диагноз …43
Социальный диагноз …48
Исторический диагноз …49
Феноменологический диагноз..50
Диагноз эго-состояний на практике …51
Исполнительное и реальное Я …52
Глава 6. Структурная патология …56
Контаминация …57
Исключение …60
ЧАСТЬ III ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Глава 7. Трансакции …63
Параллельные (дополняющие) трансакции …63
Пересекающиеся трансакции …66
Скрытые трансакции …69
Трансакции и невербальные факторы …72
Выбор …73
Глава 8. Поглаживания …76
Жажда стимула …76
Виды поглаживаний …77
Поглаживание и подкрепление поведения …79
Раздача и прием поглаживаний …80
Экономия поглаживаний …83
Профиль поглаживаний..86
Самопоглаживание …89
Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания? …91
Глава 9. Структурирование времени …94
Уход …95
Ритуалы …95
Времяпровождение …97
Деятельность …98
Игры …99
Интимность …101
ЧАСТЬ IV НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 10. Природа и происхождение сценария жизни …105

Природа и определение жизненного сценария …106
Происхождение сценария …108
Глава 11. Как проживается сценарий …114
Сценарий победителя, побежденного и не-победителя …114
Сценарий во взрослой жизни …118
Почему необходимо понимание сценария …121
Глава 12. Жизненные позиции …125
Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал …127
Изменение личности и ОК Коррал …131
Глава 13. Сценарные послания и сценарная матрица …134
Сценарные послания и восприятие ребенка (младенца) …134
Виды сценарных посланий …134
Сценарная матрица …138
Глава 14. Приказания и решения …143
Двенадцать приказаний …143
Эпискрипт …151
Связь между решениями и приказаниями …152
Антисценарий …156
Глава 15. Сценарный процесс …159
Шесть сценарных процессов …159
Комбинация сценарных тем …164
Происхождение сценарного процесса …164
Ломка паттернов сценарного процесса …165
Глава 16. Драйверы и минискрипт …166
Способы обнаружения драйверного поведения …167
Главный драйвер …170
Драйверы и типы сценарного процесса …171
Драйверы и жизненная позиция …175
Пять разрешений …175
Происхождение драйверов …176
Минискрипт …176
Четыре мифа …180
ЧАСТЬ V РЕАЛЬНОСТЬ И НАШ СЦЕНАРИЙ: ПАССИВНОСТЬ
Глава 17. Игнорирование …182
Природа и определение игнорирования …182
Преувеличение …183
Четыре типа пассивного поведения …184
Игнорирование и эго-состояния …187
Обнаружение игнорирований …189
Глава 18. Матрица игнорирования …191
Области игнорирования …191
Типы игнорирования …192
Уровни (способы) игнорирования …192
Диаграмма матрицы игнорирования …193
Использование матрицы игнорирования …196
Глава 19. Мировосприятие и искажение …199
Мировосприятие (система отсчета) …199
Мировосприятие и эго-состояния..200
Мировосприятие и сценарий …201
Природа и функция искажения …202
Трансакции при искажении …202
Глава 20. Симбиоз …205
Здоровый и нездоровый симбиоз …210
Симбиоз и сценарий …211
Приглашение к симбиозу …213
Симбиоз второго порядка …214
ЧАСТЬ VI ОПРАВДЫВАЯ НАШИ СЦЕНАРНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ: РЭКЕТ И ИГРЫ
Глава 21. Рэкет и марки …217

Определение рэкета и чувства рэкета …219
Рэкет и сценарии …220
Чувства рэкета и аутентичные чувства …223
Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем …225
Рэкет как процесс …228
Марки …230
Глава 22. Система Рэкета …232
Сценарные убеждения и чувства..233
Рэкетные проявления …237
Подкрепляющие воспоминания …239
Выход из Системы Рэкета …242
Глава 23. Игры и анализ игр …245
Примеры игр …245
Футболки …248
Различные степени интенсивности игр …249
Формула И …250
Драматический треугольник …251
Трансакционный анализ игр …253
План игры …255
Определение игры …256
Глава 24. Почему люди играют в игры …258
Игры, марки и сценарная расплата …258
Подкрепление сценарных убеждений …259
Игры, симбиоз и мировосприятие …260
Игры и поглаживания …262
Шесть преимуществ игр Э. Берна …263
Позитивная расплата в играх …264
Глава 25. Как относиться к играм …265
Нужно ли давать название играм? …265
Некоторые известные игры …266
Возможность выбора …269
Как избежать негативной расплаты …271
Замена игровых поглаживаний …273
ЧАСТЬ VII ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА
Глава 26. Контракты на изменение …275

Четыре условия Стайнера …276
Зачем нужны контракты? …276
Как составить эффективный контракт …279
Глава 27. Цели изменения в ТА …282
Автономность …282
Свобода от сценария …283
Решение проблем …284
Различные подходы к проблеме излечения …284
Глава 28. Терапия ТА …287
Самотерапия …287
Зачем нужна терапия? …288
Характерные черты терапии ТА …289
Три школы ТА …290
Глава 29. ТА в образовании и организациях …295
Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике …295
Применение в организациях …297
ТА в образовании …299
Глава 30. История возникновения ТА …301
Эрик Берн и истоки ТА …302
Ранние годы …304
Годы распространения …305
Международная консолидация …306
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ …309
Первая монография по трансактному анализу, ставшая классическим текстом и основным источником по этому направлению. В книге содержится вся стройная теория Э.Берна, причем не только ее основные блоки, развернутые в последующих публикациях,- анализ игр и сценариев,- но и аспекты, которые автор в других своих книгах не излагает. Предназначена для психологов и психотерапевтов.

Эрик Берн . Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
Впервые публикуемая на русском языке книга известного американского психиатра - своеобразная энциклопедия психологии и психиатрии, повествующая об организации психики, о жизненных целях и путях их достижения, проблемах влияния психических факторов на телесное здоровье, причинах нервных срывов, наркоманий и психических заболеваний, внутрисемейных отношениях и формировании личности ребенка.

Эрик Берн . Игры, в которые играют люди
Перед вами одна из основополагающих культовых книг по психологии человеческих взаимоотношений.
Система, разработанная Берном, призвана избавить человека от влияния жизненных сценариев, программирующих его поведение, научить его меньше "играть" в отношениях с собой и другими, обрести подлинную свободу и побудить к личностному росту. В этой книге читатель найдет много полезных советов, которые помогут понять природу человеческого общения, мотивы собственных и чужих поступков и причины возникновения конфликтов. По мнению автора, судьба каждого из нас во многом определяется еще в раннем детстве, однако в зрелом возрасте она вполне может быть осознана и управляема человеком, если он этого захочет. Именно с публикации этого международного бестселлера в нашей стране начался "психологический бум", когда миллионы людей вдруг осознали, что психология может быть невероятно интересной.

Эрик Берн. Люди, которые играют в игры
Из нашумевшей работы Эрика Берна миллионы людей впервые узнали о том, что они играют в игры, причем зачастую отнюдь не по правилам, и именно неверный выбор сценария поведения обрекает их на хронические неудачи. Бестселлеры знаменитого американского психиатра полностью перевернули наш взгляд на "человеческие проблемы" и предложили совершенно новый подход, позволяющий нам сохранить психическое здоровье.

Эрик Берн. Групповое лечение
«Немало людей наивно верят, что где-то есть Санта-Клаус, который с помощью волшебства избавит их от уродующих жизнь комплексов, пагубных влечений, психологических травм. Но годы идут, Санта-Клауса все нет, и отчаявшиеся обращаются к психотерапевту...»

Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.

Йен Стюарт, Вэнн Джойнс. Современный транзактный анализ
Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа.
Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

Харрис Т.А. Я - О"кей, ты - О"kей
Эта книга - результат поиска ответа для тех людей, которым нужны надежные факты, чтобы понять, как функционирует сознание, почему мы поступаем так, а не иначе, и как перестать делать что-то, если мы этого хотим. Ответ лежит в одном из самых ярких направлений в психологии - трансактном анализе. Он дал новый ответ тем, кто ориентирован скорее на изменение, чем на установление порядка, людям, желающим трансформировать, преобразовать себя. Он реалистичен, поскольку ставит пациента перед фактом, что тот ответственен за все, что случится в будущем, независимо от того, что произошло в прошлом...

Мэри Гулдинг, Роберт Гулдинг. Психотерапия нового решения
В книге известных американских психотерапевтов в живой и увлекательной форме описывается оригинальный метод позволяющий быстро и безболезненно изменить то что отравляет нам жизнь и мешает эффективной работе или полноценному общению.
Множество примеров из психотерапевтической практики автора убедят вас в том, что никогда не поздно пересмотреть свою жизнь и принять другое решение.

Мюриэл Джеймс, Дороти Джонгвард. Рожденные выигрывать
Роли, которые мы выбираем или роли, которые кто-то выбирает для нас… Право и свобода выбора, данные нам от рождения – что же с ними делать: отдать окружению ближнему и дальнему или, наконец, воспользоваться самим? Каждый решает сам, кем он предпочитает быть – Победителем или Побежденным. А потому – читайте и выбирайте...

Райнер Шмидт. Искусство общения
Прекрасная монография, посвященная вопросам делового общения и применению трансактного анализа в производственной деятельности.

Материалы найдены в открытом доступе в сети Интернет.
Просим сообщать о неработающих ссылках.

Со времён Эрика Берна (умер в 1970 году) транзактный анализ серьёзно вырос и изменился. Однако основа осталась прежней - модель эго-состояний и концепция сценария жизни.

Личное изменение в современном ТА рассматривается с точки зрения модели решений. В основе всей терапии в современном ТА лежит убеждение в том, что эти ранние решения могут быть изменены.

В современной ТА-терапии клиент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на обеспечение выхода из сценария и достижение автономии.

Взаимоотношения в современной ТА-терапии базируются на посылке о том, что все люди ОК, при этом клиент и терапевт рассматриваются как равные и стоящие на одном уровне. В терапии ТА соблюдают принцип открытой коммуникации, который заключается в том, что терапевт и клиент говорят на простом языке и используют обычные слова. Кроме того, клиенту рекомендуют читать книги по ТА или пройти вводный курс. Если терапевт делает какие-то записи в процессе работы, то они всегда открыты для клиента. Благодаря всем этим подходам последний хорошо осведомлен обо всем происходящем и принимает активное участие в процессе терапии.

Главной целью терапии в современном ТА является ее ориентировка на изменение личности. Понимание проблем личности не рассматривается как конечная цель. Напротив, осознание их представляет собой инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения на изменение, а затем активного процесса по его реализации.

Цели изменения в современном ТА. Автономность

Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности. Он не дал определение этому понятию, однако отметил, что автономность <характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности>.

Осознание - это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения о мире так, чтобы они подходили под определения Родителя. При этом он находится в тесном контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.

В процессе развития большинство из нас систематически обучают тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, оценке своего поведения и поведения других людей. Например, предположим, что я присутствую на концерте. Во время игры музыкантов я могу внутренне проигрывать такой монолог: <Эта вещь написана, кажется, в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотел бы я знать, когда все это кончится? Сегодня нужно пораньше лечь спать, завтра так много работы…>. Если я позволю себе осознать, что происходит, то выключу этот внутренний голос, буду слушать только музыку и получать от нее наслаждение.

Спонтанность - это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения. Как человек осознающий ощущает мир, так же и спонтанный человек реагирует на него: прямо и открыто, воспринимая отдельные части реальности и не искажая ее в угоду Родительским определениям.
Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния. При этом он может думать, чувствовать и вести себя как взрослый, используя эго-состояние Взрослого. При желании он может войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми он обладал в детском возрасте. Он может также прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая мысли, чувства и поведение, которым он научился у родителей или парентальных фигур. И независимо от используемого им эго-состояния, спонтанный человек будет свободен в своем выборе, в том, как реагировать на конкретную ситуацию, и не будет следовать устаревшим Родительским правилам.

Интимность. Интимность представляет собой открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком. При этом высказываемые чувства являются аутентичными или подлинными. Таким образом интимность исключает возможность рэкета и игр. Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.

Свобода от сценария. Хотя Э. Берн нигде не написал об этом прямо, под автономностью он понимал то же самое, что и свободу от сценария. Большинство теоретиков ТА разделяют эту точку зрения. Таким образом, мы можем предложить следующее определение: автономность - это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность <здесь и теперь>, а не на сценарные убеждения.

Вы можете спросить: <А разве эго-состояние Взрослого - это не определенный набор поведений, мыслей и чувств при реакции на <здесь и теперь>? Тогда быть автономным означает все время находиться во Взрослом?> Ответ на этот вопрос - <нет>. Мы уже видели, что спонтанный человек может иногда при реагировании на <здесь и теперь> быть в эго-состоянии Ребенка или Родителя. При автономности выбор эго-состояния реагирования происходит свободно. Когда же человек находится в сценарии, он, напротив, будет переходить из одного эго-состояния в другое в соответствии со своими ограниченными детскими представлениями о жизни и сценарными убеждениями.

Хотя автономия не означает постоянное нахождение во Взрослом, она тем не менее предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознания Взрослого при выборе необходимого для реагирования эго-состояния. Быть автономным вначале трудно, так как автономия предлагает гораздо больше возможностей для выбора, нежели сценарий. Интимность также может вначале казаться менее удобной и предсказуемой по сравнению с играми или рэкетом. С практикой автономный выбор эго-состояния становится более свободным и легким. Со временем он может оказаться настолько быстрым и естественным, что эго-состояние Взрослого будет включать характеристики позитивного Ребенка и позитивного Родителя. Для этого состояния Берн предложил термин интегрированный Взрослый.

Решение проблем. Автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности. В данном случае <решение проблем> включает не только мышление с целью решения проблемы, а предполагает также эффективное действие, направленное на осуществление поставленной задачи.
Выражение аутентичных чувств также способствует решению проблем. Поэтому в современном ТА большое значение уделяется развитию эмоциональной грамотности, эмоционального интеллекта.
Когда человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает и реагирует на реальность. Таким образом, он не игнорирует реальность и не искажает ее, а это означает, что он свободен от сценария.

Три школы ТА

В современном ТА существуют три школы, каждая из которых имеет свою теоретическую модель и набор терапевтических техник. Лишь немногие терапевты ТА принадлежат в настоящее время только к какой-то одной из этих трех школ. В целом, для того чтобы сдать экзамены и получить профессиональную аккредитацию, терапевт должен продемонстрировать понимание и владение техниками всех трех школ.

Классическая школа называется так потому, что ближе всего придерживается подхода, который был разработан в первые годы существования ТА Э. Берном и его коллегами. Терапевты этого направления используют широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Основные техники классической школы: Драматический треугольник, эгограммы, профиль поглаживания, выбор и так далее.

Таким образом, в классическом подходе первый шаг клиента состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Затем он заключает контракт на изменение своего поведения для избавления от старых сценарных паттернов и достижения автономии. Считается, что при изменении клиентом своего поведения он также начинает и чувствовать по-другому, хотя изменение его чувств не является главной задачей классической школы.

Особое внимание в классической школе уделяется групповому лечению, а групповой процесс рассматривается как главный метод. При этом предполагается, что при взаимодействии клиента с членами группы проигрывается та проблема, с которой клиент пришел в терапию, связанная, в свою очередь, с проигрыванием неразрешенных в детстве ситуаций. Роль терапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит членов группы с приемами, которые помогают им осознать свои игры, рэкет и сценарные паттерны, проявляемые ими во время взаимодействия с другими членами группы и терапевтом.

С точки зрения классической школы, одна из важных задач для терапевта - дать клиенту новые Родительские послания. Пэт Кроссман предложила <три пи> (три английских слова, начинающиеся на букву <пи>): разрешение, защиту и силу (власть), выполнение которых должен обеспечить терапевт для достижения эффективного результата.

Давая разрешение, терапевт тем самым дает клиенту послания, которые активно противоречат приказаниям или негативным контр-приказаниям сценария. Эти послания могут передаваться вербально, например: <Не работай так много!>. Терапевт может также формулировать и другие послания. Если клиент принимает разрешение терапевта, то в Ребенке он должен воспринимать терапевта как Родителя и как более могущественного и обладающего большей силой (властью), чем реальный родитель, от которого изначально и исходят негативные послания. Клиент также должен видеть, что терапевт способен обеспечить защиту от любых разрушительных последствий, которые, как он опасается, могут произойти из-за неподчинения негативным приказаниям родителя.

Школа повторного принятия решения. Боб и Мэри Гулдинг выдвинули новый терапевтический метод, который сочетает в себе теорию ТА и технику гештальт-терапии. Гулдинги отмечают, что ранние решения принимаются скорее под действием чувств, нежели мышления. Следовательно, для того чтобы выйти из сценария, человек должен повторно заключить контракт на чувства Ребенка, которые он испытывал во время принятия раннего решения, выразить эти чувства и изменить старое решение, приняв новое. Достичь этого можно с помощью фантазии или работы над сновидениями, или благодаря работе над ранней сценой сценария, в которой клиент вспоминает раннее травматическое событие и вновь проживает его.

Терапевты, работающие в технике повторного принятия решения, чаще других практиков ТА делают акцент на личной ответственности. В этом плане терапевтический контракт рассматривается не как двухстороннее соглашение между клиентом и терапевтом, а как приверженность клиента самому себе. При этом терапевт выступает в роли наблюдателя и не <дает клиенту разрешения>. Клиент сам <разрешает> себе чувствовать и вести себя по-новому. Аналогичным образом сила скорее рассматривается как качество, уже присущее клиенту, а не условие, обеспечивающееся терапевтом.

Терапевты этой школы часто работают с группами, но не фокусируют внимание на групповом процессе. Терапия в этом случае проходит один на один, а остальные члены группы являются свидетелями и дают позитивные поглаживания, которые усиливают процесс изменения.

Несмотря на то, что выражение чувств является самым главным, терапевты этой школы также считают, что клиенту необходимо понимать, что происходит. За работой над чувствами сразу же следует анализ Взрослого. Для клиента также важно заключение контракта на изменение своего поведения и укрепление своих новых решений.

Школа Катексиса. Школа Катексиса (КАТЕКСИС (CATHEXIS) - психическая энергия, которая постулируется Берном для объяснения смещений из одного эго-состояния в другое) - и её основатели супруги Шифф сделали важный вклад в теорию ТА. В самом начале Шиффы создали свой Институт Катексиса как центр для лечения психических больных, используя метод, который они назвали воссозданием родителя или перевоспитанием. Суть его заключается в том, что сумасшествие является результатом действия разрушительных и непоследовательных посланий Родителя. Клиента приглашают вернуться в свое младенчество, при этом он подавляет эго-состояние <сумасшедшего Родителя>, лишая его всей энергии. Затем ему дается шанс изменить свое воспитание, в этом случае терапевт выступает в роли позитивного и последовательного Родителя. К счастью, на этот раз процесс воспитания и роста протекает гораздо быстрее, чем в жизни. Тем не менее, перевоспитание означает, что вполне повзрослевший <младенец> будет в течение некоторого времени в большой степени зависеть от своей новой <матери> и <отца>. Таким образом, при подобном подходе терапевт должен обеспечить безопасность лечения и организовать психиатрическую поддержку. В начале школы Катексиса Шиффы официально усыновили своих <детей>, некоторые из которых являются известными теоретиками, терапевтами и учителями в современном ТА.

Метод Шиффов оказался также эффективным и в терапии с психически здоровыми клиентами. При занятиях с ними особое внимание уделяется постоянной работе с искажениями и игнорированиями. Вместо того чтобы быть пассивными, людей призывают думать и действовать для разрешения своих проблем. Интенсивная терапия в процессе перевоспитания не подходит для работы со здоровыми клиентами, однако терапевт этой школы может заключить со своим клиентом контракт на <воспитание>. В этом случае он указывает в контракте, что клиент всегда может с ним встретиться и он будет выступать в роли <замещающего родителя>, предоставляя клиенту новые позитивные определения вместо ограничивающих посланий, которые могут исходить от реальных родителей.

Когда терапия Шиффов проводится в группе, то группа должна представлять собой реактивное (отзывчивое) окружение. Это означает, что все ее члены, включая терапевта, живо реагируют на действия друг друга. Если вы делаете что-то, что мне не нравится, то я должен прямо сказать вам об этом. Если кто-то в группе ведет себя пассивно или игнорирует что-то, остальные должны бороться с этим и призывать к активному решению проблемы. В данном случае борьба не означает Преследование, а включает в себя прямое требование к другому человеку, основанное на позиции Я+Ты+. Человек, вступающий в борьбу, искренне заботится о себе и своем партнере. Для лучшего понимания этого процесса Шэа Шифф использует фразу <заботливая конфронтация>.

За пределами трех школ. Некоторые важные достижения современного ТА получены за пределами трех школ. Примерами могут служить Система Рэкета Эрскина и Зальцман и концепция минисценария Кейлера. Каждая из этих теоретических моделей имеет свой четко определенный терапевтический подход.

Одной из важных позитивных черт современной терапии ТА является его способность включать идеи и техники других направлений в терапии, которые доказали свою готовность соперничать с теоретическими основами ТА. В результате этого современный терапевт ТА обладает большим и гибким набором различных техник, которые можно использовать в зависимости от потребностей клиента. Большинство практиков ТА прошли также подготовку в других областях и привнесли накопленный опыт в терапию ТА. Терапевты ТА также используют концепции и техники, взятые из психоанализа, биоэнергетики, нейро-лингвистического программирования, теории систем и многих других областей в зависимости от образования и интересов терапевта. Однако модель эго-состояний и теория жизненного сценария всегда лежат в основе организационных принципов, которыми руководствуются в ТА при использовании этих разнообразных техник и методик.

Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа. Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ТА
Глава 1. Что такое ТА?
Ключевые идеи ТА
ФИЛОСОФИЯ ТА
ЧАСТЬ II. ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. МОДЕЛЬ ЭГО -СОСТОЯНИЙ
Глава 2. Модель эго-состояний
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ
Действительно ли существуют различия между эго-состояниями?
Эго-состояния и СУПЕРЭГО , Эго, ид
Эго-состояния - названия, а не вещи
Сверхупрощенная модель
Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний
Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок
Контролирующий родитель и Воспитывающий родитель
Взрослый
Эгограммы
Глава 4. Структурная модель второго порядка
СТРУКТУРА второго порядка: родитель
Структура второго порядка: Взрослый
Структура второго порядка: Ребенок
Отличие структуры от функции
Глава 5. Распознавание эго- состояний
Поведенческий диагноз
СОЦИАЛЬНЫЙ диагноз
Исторический диагноз
Феноменологический диагноз
Диагноз эго-состояний на практике
Исполнительное и реальное
Глава 6. Структурная патология
Контаминация
Исключение
ЧАСТЬ III. ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Глава 7. Трансакции
Параллельные (дополняющие) трансакции
Пересекающиеся трансакции
Скрытые трансакции
Трансакции и невербальные факторы
Выбор
Глава 8. Поглаживания
Жажда стимула
Виды поглаживаний
Поглаживание и подкрепление поведения
Раздача и прием поглаживаний
Экономия поглаживаний
Профиль поглаживаний
Самопоглаживание
Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания?
Глава 9. Структурирование времени
УХОД
РИТУАЛЫ
Времяпровождение
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Игры
ИНТИМНОСТЬ
ЧАСТЬ IV. НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 10. Природа и ПРОИСХОЖДЕНИЕ сценария жизни
Природа и ОПРЕДЕЛЕНИЕ жизненного сценария
Происхождение сценария
Глава 11. Как проживается сценарий
Сценарий победителя, побежденного и не-победителя
Сценарий во взрослой жизни
Почему необходимо понимание сценария
Глава 12. Жизненные позиции
Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал
Изменение личности и ОК Коррал
Глава 13. Сценарные послания и сценарная матрица
Сценарные послания и ВОСПРИЯТИЕ ребенка (младенца)
Виды сценарных посланий
Сценарная матрица
Глава 14. Приказания и решения
Двенадцать приказаний
Эпискрипт
Связь между решениями и приказаниями
Антисценарий
Глава 15. Сценарный процесс
Шесть сценарных процессов
Комбинация сценарных тем
Происхождение сценарного процесса
Ломка паттернов сценарного процесса
Глава 16. Драйверы и минискрипт
Способы обнаружения драйверного поведения
Главный драйвер
Драйверы и ТИПЫ сценарного процесса
Драйверы и жизненная позиция
Пять разрешений
Происхождение драйверов
Минискрипт
Четыре мифа
ЧАСТЬ V. РЕАЛЬНОСТЬ И НАШ СЦЕНАРИЙ: ПАССИВНОСТЬ
Глава 17. Игнорирование
Природа и определение игнорирования
Преувеличение
Четыре типа пассивного поведения
Игнорирование и эго-состояния
Обнаружение игнорирований
Глава 18. Матрица игнорирования
Области игнорирования
Типы игнорирования
Уровни (способы) игнорирования
ДИАГРАММА матрицы игнорирования
Использование матрицы игнорирования
Глава 19. Мировосприятие и искажение
Мировосприятие (система отсчета)
Мировосприятие и эго-состояния
Мировосприятие и сценарий
Природа и ФУНКЦИЯ искажения
Трансакции при искажении
Глава 20. Симбиоз
Здоровый и нездоровый симбиоз
Симбиоз и сценарий
Приглашение к симбиозу
Симбиоз второго порядка
ЧАСТЬ VI. ОПРАВДЫВАЯ НАШИ СЦЕНАРНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ:
РЭКЕТ И ИГРЫ
Глава 21. Рэкет и марки
Определение рэкета и чувства рэкета
Рэкет и сценарий
Чувства рэкета и аутентичные чувства
Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем
Рэкет как процесс
Марки
Глава 22. Система Рэкета
Сценарные убеждения и чувства
Рэкетные проявления
Подкрепляющие воспоминания
Выход из Системы Рэкета
Глава 23. Игры и анализ игр
Примеры игр
Футболки
Различные степени интенсивности игр
Формула И
Драматический треугольник
Трансакционный анализ игр
План игры
Определение игры
Глава 24. Почему люди играют в игры
Игры, марки и сценарная расплата
Подкрепление сценарных убеждений
Игры, симбиоз и мировосприятие
Игры и поглаживания
Шесть преимуществ игр Э. Берна
Позитивная расплата в ИГРАХ
Глава 25. Как относиться к играм
Нужно ли давать название играм?
Некоторые известные игры
Возможность выбора
Как избежать негативной расплаты
Замена игровых поглаживаний
ЧАСТЬ VII. ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА
Глава 26. Контракты на изменение
Четыре условия Стайнера
Зачем нужны контракты?
Как составить эффективный контракт
Глава 27. Цели изменения в ТА
Автономность
Свобода от сценария
Решение проблем
Различные подходы к проблеме излечения
Глава 28. Терапия ТА
Самотерапия
Зачем нужна терапия?
Характерные черты терапии ТА
Три школы ТА
Глава 29. ТА в образовании и ОРГАНИЗАЦИЯХ
Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике
Применение в организациях
ТА в образовании
Глава 30. ИСТОРИЯ возникновения ТА
Эрик Берн и истоки ТА
Ранние годы
Годы распространения
Международная консолидация
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Характеристики "Современный транзактный анализ"

Формат: djvu. Размер: 3 Mb. Страниц: 335. Издательство: Социально-Психологический Центр. Год издания: 1996. Книга

Скачать книгу

Скачивая файл, Вы соглашаетесь со следующими правилами:
Вся информация, размещённая на сайте, собрана из общедоступных публичных ресурсов сети интернет и предназначена исключительно для ознакомительных целей. Вся информация, которую содержит сайт, не может быть использована ни в каких иных целях, кроме ознакомления.
Данный проект является некоммерческим и авторы не несут никакой материальной ответственности.
После ознакомления файл должен быть удален с Вашего компьютера - иначе все последствия - полностью под Вашу ответственность и на Ваше усмотрение.
Если Вы являетсь автором или владельцем авторских прав произведений, информация о которых размещена на сайте - Вы можете дополнить, изменить или удалить информацию о вашем произведении, связавшись с администрацией сайта - ramir&ua.fm.
Администрация сайта напоминает - мы не изготавливаем электронные версии произведений, не храним и не рапространяем файлы - мы лишь РАЗМЕЩАЕМ ИНФОРМАЦИЮ о доступных в сети ресурсах для ознакомления.
Обратите внимание, чтобы началась закачка откроется новая вкладка, а затем вернется обратно. Если Вы не можете скачать файл - проверьте свои настройки. Увы, но такова реализация скачивания у нас на ресурсе, дабы избежать ненужных хлопот.


Похожие публикации