Ты ничто твой народ все. Жизнь в трех эпохах

Эта книга задумана не как мемуары в настоящем смысле слова. Моя жизнь не настолько насыщена интересными и тем более необычайными событиями, чтобы имело смысл рассказывать о ней публично. Но дело в том, что в течение этой достаточно долгой жизни я много видел и еще больше слышал из того, что может представлять интерес для тех, кому не безразлична история нашей страны за последние полвека с лишним. Немало любопытных (на мой взгляд, конечно) и характерных для нашей эпохи деталей так и останутся неизвестными, если я не поделюсь с читателем тем, свидетелем чего я был.

Я не занимал никаких важных постов, не был знаком с выдающимися государственными деятелями, хотя мне доводилось видеть своими глазами Сталина, Хрущева, Брежнева, Микояна, Горбачева и многих других, а с Примаковым я учился в институте и долгое время вместе работал. Обо всех этих людях я успел создать собственное мнение. Еще важнее то, что, как мне кажется, я смог ощутить дух времени, дух каждой из трех эпох, в которых мне довелось жить. При мне Советский Союз пережил времена расцвета, упадка и крушения, и типичные приметы каждого из этих периодов врезались в мою память. Я попытался в этой книге найти ответы на некоторые весьма существенные вопросы, касающиеся причин загнивания и гибели Советской власти. Будучи всего лишь научным работником, руководителем одного из подразделений Академии наук, я, тем не менее, на протяжении длительного времени имел доступ к верхним эшелонам власти - к ЦК КПСС и Министерству иностранных дел, а также имел возможность объездить всю страну в качестве лектора-международника и тем самым ознакомиться со многими сторонами жизни нашего общества. Некоторые из моих коллег и знакомых рассказывали мне о вещах, которые были практически мало кому известны, и я их запомнил.

Мне довелось писать разделы докладов, речей и интервью для Хрущева, Брежнева, Суслова, Громыко и пр., читать лекцию для Горбачева, участвовать в парламентских слушаниях в нашей Государственной Думе и в Конгрессе Соединенных Штатов Америки. Постепенно накопился довольно большой материал, дающий пищу для анализа событий, и стало казаться, что есть смысл об этом рассказать. Мои друзья в России и в Америке советовали мне написать книгу, в которой, на фоне событий моей жизни, главное внимание было бы уделено особенностям общественной атмосферы советского и постсоветского времени. Я решился это сделать. Данная книга - не автобиография. За ее рамками осталась моя личная жизнь в буквальном смысле слова; жены, дети, друзья, встречи, романы - все это представляет интерес лишь для меня и небольшого круга близких мне людей, больше никому это не надо. А вот если эта книга хоть в небольшой степени поможет воссоздать картину жизни страны за несколько десятков лет, я буду считать свою задачу выполненной.

Московская коммуналка

Сейчас большинство людей, даже если и слышали это слово, с трудом могут себе представить, что оно на самом деле значило. Родившись в семье скромных служащих, я, естественно, жил в коммунальной квартире, как практически и все мои ровесники, и вообще знакомые. (Насколько я помню, лет до двадцати пяти я даже не бывал в гостях у людей с отдельной квартирой.) В нашей квартире у Патриарших прудов проживало шесть семей, всего примерно пятнадцать человек; была одна ванная, одна уборная, общая кухня и телефон в прихожей. Это считалось хорошими условиями, во многих коммуналках плотность населения была гораздо выше. Ванная комната состояла из умывальника, в котором все и мылись по очереди, и собственно ванной (разумеется, без душа, о котором тогда и не слыхали), обычно заполненной бельем; стирали по очереди, раз примерно в десять дней удавалось на несколько минут принять ванну, но вообще-то, чтобы помыться как следует, приблизительно раз в месяц ходили в баню.

Мне приходилось читать ностальгические воспоминания о коммуналках с их дружной жизнью и общинной солидарностью. Отчасти это так и было, все зависело от характера жильцов; к счастью, у нас не было ни пьяниц, ни дебоширов, отношения между людьми были приличные, хотя и не без склок и скандалов. Впоследствии, когда мы с матерью первыми в квартире купили телевизор, мы всегда приглашали соседей смотреть фильмы. Но это было уже лет десять спустя после окончания войны, а в тридцатых годах в каждой комнате была только радиотарелка. Все друг о друге почти все знали - у кого что на ужин (на кухне шумели шесть примусов), к кому кто приходит, какие разговоры ведутся по телефону, висевшему в передней (рядом висела бумажка с карандашом, и отмечалось, кто сколько раз звонит, чтобы в конце месяца вычислить, сколько каждая семья должна платить).

Опять же сейчас некоторые говорят: «Вот при Сталине не было воровства». На самом деле жуликов-кар-манников в Москве было полно, но о квартирных кражах в коммуналках я действительно не слышал. А что было красть? Уровень жизни был настолько скудным и убогим, что у людей практически не было имущества. В моем школьном классе, например, только у одного мальчика были наручные часы, у двоих - велосипед, у одного или двух - авторучка («самописка»); это были дети относительно высокопоставленных служащих, а у подавляющего большинства не было вообще ничего.

Столь же скудным было и питание. Вспоминая сейчас, что я ел в детстве, вижу перед глазами только тарелку с супом без мяса, котлеты, кашу (гречневую, манную, пшенную), жидкий чай с сахаром, кусок хлеба с маслом (изредка с колбасой, иногда с сыром, но вот о ветчине я и не слыхал), селедку, дешевые конфеты, печенье.

В таких условиях я провел все детство (за исключением войны, когда было гораздо хуже, но об этом дальше), юность и молодость. Отец умер от инфаркта перед войной, когда мне было четырнадцать лет; много лет спустя, когда я заполнял очередную анкету, кадровик потребовал, чтобы я в графе об отце указал не просто, что он «умер в 1940 г.», но и где похоронен. Я сначала не понял, зачем нужна такая деталь, а потом сообразил: ведь многие в те годы умирали отнюдь не своей смертью, и в кадрах надо было знать, не в лагере ли умер человек. И после смерти отца мы с матерью жили вдвоем в той же комнате долгие годы. Лишь в возрасте тридцати семи лет я смог, благодаря Хрущеву, организовавшему кооперативное строительство, купить на нас двоих кооперативную двухкомнатную квартиру, а еще спустя шестнадцать лет, уже став доктором наук и профессором, приобрести и отдельную однокомнатную квартиру неподалеку для матери. Итого, выходит, до сорока трех лет я не имел собственного жилища.

Песни тридцатых годов

Много славных девчат в коллективе, но ведь влюбишься только в одну. Можно быть комсомольцем ретивым и весною вздыхать на луну». Это куплет одной из популярных песен той эпохи. Ключевые слова здесь - «в коллективе». Этот знаменитый термин «коллектив» определял суть нашей жизни. Мы жили в коллективистском, а точнее говоря - в псевдоколлективистском обществе. С самого начала жизни нас приучали к тому, что главное, единственно ценное - это не отдельный человек, а народ. «Единица - что? Единица - малость», как писал Маяковский. «Человек - винтик», «Незаменимых у нас нет» - считалось у нас. До чего же похожи все тоталитарные системы! Один из лозунгов гитлеровской Германии гласил: «Ты ничто, твой народ - все!» Правда, у нас термин «народ» подразумевал не все население, а прежде всего рабочих и крестьян, они считались хозяевами страны, остальные - осколки, остатки эксплуататорских классов, хотя часть из них могла «перековаться», и таким образом возникла «трудовая интеллигенция», которой было милостиво предоставлено право быть частью народа - не классом, но хотя бы «прослойкой». А эксплуататоры - их не было вообще, ведь это были уничтоженные революцией капиталисты и помещики.

Мы их должны были заочно ненавидеть, этих врагов трудовою народа. То, что помещики и капиталисты (а заодно, конечно, и попы) были ликвидированы, было доказательством уничтожения всех видов гнета и эксплуатации; если бы кто-то сказал, что само государство может быть эксплуататором, на него посмотрели бы в лучшем случае как на идиота. Но такая мысль даже никому не могла придти в голову. Невежество наше было безгранично. Если бы меня в десятилетнем возрасте, например, спросили: «Как живут люди в капиталистических странах?» - я бы ответил: «Ужасно. Угнетенные, задавленные, половина из них безработные, голодают, ночуют под мостами». Мы искренне верили, что наш строй - самый лучший и справедливый, ведь у нас нет господ и слуг, правит сам народ, мы - хозяева страны!

Спенсер полагал, что общество существует для

+: блага всех его членов

-: индустриального развития

-: обеспечения контроля высших слоев над низшими

-: мобилизации ресурсов на благо государства.

Г. Спенсер придерживался идей:

+: индивидуализма

-: протекционизма

-: этатизма

-: расизма

Лучшей формой правления Ф. Ницше считал

-: монархию

+: аристократию

-: демократию

-: тиранию.

L1: Г. Спенсер

L2: Л. Гумплович

L3: Л. Блан

L4: Р. Иеринг

R1: Англия

R2: Австро-Венгрия

R3: Франция

R4: Германия

«Юриспруденцией интересов» называется доктрина

+: Р. Иеринга

-: Л. Гумпловича

-: Дж. Остина

-: Г. Спенсера

Право, развивалось в ожесточенной борьбе классов, по мнению

+: Р. Иеринга

-: Б. Чичерина

-: Дж. Остина

-: Г. Спенсера

По Б. Чичерину наибольшее зло в России исходит от

-: императора

-: революционеров

+: бюрократии

L1: Чаадаев

L2: Гегель

L3: Вольтер

L4: Прудон

R1: Философические письма

R2: Философия права

R3: Философские письма

R4: Философия нищеты

По Ф. Ницше «волей к смерти» обладают

-: правящие слои

+: низшие слои

L2: Гегель

L4: Иеринг

R1: Нищета философии

R2: Философия права

R3: Так говорил Заратустра

R4: Борьба за право

Российские либералы 1860-70–х гг. были сторонниками созыва **** Собора

+: Земского

Основоположником российского либерализма считается

+: П. Чаадаев

-: Б. Чичерин

-: К. Победоносцев

-: Н. Карамзин

Последовательность деятельности лидеров общественного движения и мысли в России

1: западники

2: Н. Чернышевский

3: «Народная воля»

4: марксисты

Основателем русского марксизма является

-: М. Бакунин

-: П. Лавров

+: Г. Плеханов

-: В. Ульянов (Ленин)

Сторонником построения социализма на базе крестьянской общины был ***

+: А. Герцен

Политические идеи Н. Чернышевского изложены в труде

+: Что делать?

-: Кто виноват?

-: Былое и думы

-: Города и годы

Образцом для мастерской Веры Павловны Н. Чернышевского были идеи

+: Ш. Фурье

-: Р. Оуэна

-: К. Маркса

-: А. Сен-Симона

Издателем «Колокола» был

+: А. Герцен

-: В. Белинский

-: Н. Добролюбов

-: П. Лавров

Последовательность появления политико-правовых теорий в Западной Европе в 19в.

1: революционно-утопический коммунизм

2: марксизм

3: анархизм

4: демократический социализм

Классический марксизм рассматривает государство и право как

-: основные общественные институты

+: надстройку

-: два антагонистических явления.

Соответствие между политической теорией и временем ее зарождения

L1: марксизм

L2: утопический социализм

L3: либерализм

L4: ленинизм

По Марксу вместо буржуазного общества появится ассоциация, где свободное развитие всех станет условием свободное развития ***

+: каждого

Коммунизм, по учению марксизма, предполагает реализацию принципа: «От каждого по способностям каждому по ***».

Потребностям

Социализм, по учению марксизма, предполагает реализацию принципа: «От каждого по способностям каждому по ***».

Последовательность, по учению марксизма, появления общественно-экономических формаций

1: первобытно-общинная

2: рабовладельческая:

3: феодальная

4: буржуазная

5: коммунистическая

Соответствие между основными слоями общества и общественно-экономической формацией

L1: первобытно-общинная

L2: рабовладельческая

L3: феодальная

L4: буржуазная

R1: пастухи, земледельцы

R2: рабы, рабовладельцы

R3: крестьяне, помещики

R4: рабочие, капиталисты

Основной труд марксизма называется «Манифест *** партии»

+: коммунистической

Соответствие между политической теорией и ее автором

L1: коммунизм

L2: меньшевизм

L3: анархизм

L4: большевизм

R3: Кропоткин

Соответствие между понятием в учении марксизма и его определением

L2: Надстройка

L3: Пролетарская революция

L4: Диктатура пролетариата

R1: совокупность производственных отношений

R2: совокупность таких явлений, как государство, право, мораль

R3: насильственное ниспровержение буржуазии

R4: сосредоточение всей государственной и политической власти в руках пролетариата

Государство переходного периода между капитализмом и коммунизмом Маркс назвал государством

+: диктатуры пролетариаты

-: общенародным

-: социалистическим

-: демократическим

Соответствие между названием документа и программой изложенной в нем

L1: «Манифест коммунистической партии»

L2: «Манифест плебеев»

L3: «Манифест о вольности дворянской»

R1: программа действий пролетариата в ходе революционного переустройства общества

R2: программа коммунистического преобразования Франции

R3: оформление привиллегий российской элиты

R4: начало буржуазного конституционализма в России

Соответствие между деятелем и направлением общественной мысли

L1: К. Победоносцев

L2: Б. Чичерин

L3: П. Кропоткин

L4: П. Лавров

R1: консервативно-охранительное

R2: либерализм

R3: анархизм

R4: народничество

Из достижений современной ему западной цивилизации К. Победоносцев выступал за использование только

+: заводов

-: конституции

-: всеобщего избирательного права

+: П. Струве

-: В. Ленин

-: В.Засулич

-: Г. Плеханов

«Антимарксом» в западной традиции именуют

+: М. Вебера

-: Ф. Ницше

-: О. Гирке

-: Х. Чемберлена,

Политические и правовые учения в современном мире (ХХ в.)

Сборник произведений русской интеллигенции, оценивавший события революции 1905-1907 гг., называется

-: «Из глубин»

-: «От марксизма к идеализму»

-: «Истоки и смысл русского коммунизма».

+: Н. Бердяев

+: Б. Кистяковский

-: М. Горький

-: Г. Плеханов

Учение об усилении классовой борьбы по мере построения социализма разработал

+: И. Сталин

-: В. Ленин

-: Н. Бухарин

-: Л. Троцкий

Учение о перманентной революции разработал

-: И. Сталин

-: В. Ленин

-: Н. Бухарин

+: Л. Троцкий

Коммунистическую партию с орденом крестоносцев сравнил

+: И. Сталин

-: В. Ленин

-: Н. Бухарин

-: П. Сорокин

Соответствие между теоретиком и советской правовой концепцией

L1: право – как орудие диктатуры пролетариата

L2: право – порядок общественных отношений

L3: меновая концепция права

L4: психологическая концепция классового права

R1: Д. Курский

R2: П. Стучка

R3: Е. Пашуканис

R4: М. Рейснер

Аш-Шура, по М. Абдо, является синонимом

+: демократизма

-: деспотии

-: олигархии

-: тоталитаризма

Дж. Афгани в качестве основного фактора единства называл ***

+: религию

Последнюю серьезную попытку разработки теории халифата предпринял

-: Дж. Афгани

-: А. Разек

Во вторичные правила, по Харту, не входят:

-: правила признания

-: правила изменения

+: правила вероучения

-: правила вынесения судебных решений.

Политико-правовой доктриной Л. Дюги является

-: аналитическая теория права

-: позитивистский нормализм

+: солидаризм

-: социологическая юриспруденция.

В тройственную систему нацистской политической общности не входило:

-: государство

-: движение

В число «первичных благ» по Дж. Роулсу не входят:

-: свобода

-: равные возможности

+: всеобщее образование

-: определенный уровень материального достатка.

Ж. Маритен участвовал в разработке документа, принятого ООН в 1948 году, под названием « Всеобщая **** прав человека»

+: декларация

Последовательность в хронологическом появление порядке политических движений в 20 в.

1: коммунизм

3: национал-социализм

L1: Кельзен

L2: Маритен

R1: «Чистое учение о праве»

R2: «Права человека и естественный закон».

R3: «Курс конституционного права»

R4: «Основы социологии права»

Соответствие между определением права и его автором

L1: совокупность психических переживаний долга и обязанностей

L2: высокоспециализированная форма социального контроля

L3: совокупность правовых норм, иерархия норм

L4: общественное явление, всеобщий регулятор поведения людей

R1: Л. Петражицкий

R2: Р. Паунд

R3: Г. Кельзен

R4: Ж. Маритен

Соответствие между разработанной теорией права и мыслителем

L1: психологическая

L2: социологическая

L3: нормативная

L4: неотомистская

R1: Л. Петражицкий

R2: Е. Эрлих

R3: Г. Кельзен

R4: Ж. Маритен

Соответствие между учением и теоретиком

L1: И. Сталин

L2: А. Гитлер

L3: Б. Муссолини

L4: Мао Цзедун

R1: советский марксизм–ленинизм

R2: национал-социализм

+: П. Сорокин

-: Е. Эрлих

-: Н. Бердяев

-: П. Струве

Элементами концепции Л. Дюги являются (два правильных ответа)

+: институционализм

+: синдикализм

-: клерикализм

-: монархизм

Соответствие между мыслителем и государством в котором он жил и работал

L1: Г. Моска

L2: П. Сорокин

L3: Л. Дюги

L4: Р. Паунд

R1: Италия

R2: Россия

R3: Франция

Представителями теории естественного права в 20 в. являются (два правильных ответа)

+: Ж. Маритен

-: П. Бурдье

Термин «правящая элита» ввел

+: В. Парето

-: Г. Моска

-: М. Вебер

В число правил поведения по П. Сорокину не входят

-: дозволенные

+: предопределенные

«Тысячелетний рейх» просуществовал **** лет

В соответствии с теорией нацизма фюрер является лидером

+: харизматическим

-: традиционным

-: бюрократическим

-: демократическим

Фюрер персонифицрует *** народа

«Ты –ничто, твой народ – все» является принципом

+: нацизма

-: коммунизма

-: солидаризма

-: синдикализма

В число сторонников концепции солидаризма в праве не входит

-: Э. Дюркгейм

Под правом в действии Р. Паунд понимает (2 правильных ответа)

+: правопорядок

+: совокупность предписаний

-: систему исполнения наказаний

-: философию права

Л. Петражицкий помимо официального права различает (2 правильных ответа)

+: книжное право

+: договорное право

-: право сильного

-: право толпы

Право – есть разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях, согласно

+: Л. Фуллеру

-: Г. Кельзену

-: П. Сорокину

-: Ж. Маритену

Термин «политический класс» ввел

-: В. Парето

+: Г. Моска

-: М. Вебер

В число видов капитала по П. Бурдье не входит

-: экономический

-: символический

-: политический

+: религиозный

1Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВО «РГУП».

2Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВО «РГУП»

3Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВО «РГУП»

Наряду с «фюрер принципом» категория «народ», подвергну­тая нацистской обработке, предназначалась для искоренения теории и практики демократического правового государства. С ее помощью старались, в частности, опрокинуть один из устоев либерализма: взгляд на свободного независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном государственно-орга­низованном обществе. Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: «Ты- ничто, твой народ- все!"

Народ становился неким боготворимым сверх-Я, инстанцией, которая определяет человеческое существование вообще, де­терминирует все деяния людей. Дабы покончить со свободной автономной личностью, растворить гражданина в безликой унифицированной массе «народной общности», пропагандиро­валось то мнение, что отдельно взятый человек принадлежит в первую очередь не самому себе, а своему народу, ибо от него он получает жизнь и место в социальной жизни. Распространяя столь превратное мнение, нацистская пропаганда создавала миф об устранении в «третьем рейхе» дифференциации «наро­дной общности» на гражданское общество и государство, об отсутствии при нацистском строе противостояния личности государству.

Индивид, заключенный в железные тиски «народной общнос­ти», лишен пространства своей автономной жизнедеятельности, гарантированного от произвольного вторжения партии и государ­ства. Такое пространство исчезло, как исчез и свободный граж­данин. Его заменил преданный член «народной общности», совершенно всем ей обязанный и полностью ей подчиненный. Он существует ради нее. Его ничуть не заботит защита и реализа­ция собственных прав и свобод. Он озадачен лишь тем, чтобы содействовать сохранению и преуспеванию народа как целостности. Согласно нацистскому канону истинный немец, «народный товарищ», повязан непреходящей ответственностью перед гер­манской нацией.

Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) был и, пожалуй, остается наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии. Но она, как показывает истори­ческий опыт, может существовать и утверждаться также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людей иными лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение и упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необходимо ясно представлять себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных окрасок, чтобы проти­востоять ему и одерживать над ним верх.

1.7. Теории элит

Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централиза­цией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отра­жение в теории элит Вильфредо Парето (1848-1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моска (1858-1941). В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на упорядочивающую, роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве (М. Вебер). Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии (Д. Белл, М. Дюверже и др.)

Первым наброском теории политического класса стала работа 26-летнего итальянского правоведа Г. Моски "Теория правления и парламентское правление» (1884). Более развернутый вариант обоснования этой концепции был представлен затем в его работе «Основы политической науки» (2тома, 1886,1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В. Парето в его «Трактате общей социологии" (1916), в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и соци­ально-философской. Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно заинтересовался полит­экономией и социологией.

Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп - правя­щих и управляемых. Самое большое новшество, предложен­ное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утвержде­нии, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето).

Согласно разъяснениям Моски, «во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом широком смысле слова, включа­ющее административное, военное, религиозное и моральное руководство, осуществляется постоянно особым, т, е. организо­ванным, меньшинством». Это меньшинство Моска, по всей види­мости не без влияния Маркса, именовал также господствующим классом, руководящим классом, правящим классом.

Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из предположения, что каждое общество можно разде­лить на две страты, или слоя, - высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое (элите) две подгруппы - правящую и не правящую элиты, а в низшей страте такое разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное различие у Парето выглядит как различие между элитой и массой.

Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией (власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией (власть достойных). Такое понимание исходит из того представления, что узкий слой лучших из лучших всегда обнаруживает себя в каждой обособленной общественной деятельности или в иерархии профессионального престижа. Если мы станем присваивать тому, кто превосходней­шим образом делает свое дело, индекс 10, а самому нерадиво­му 1 и поставим ноль полному не умельцу, то подобное разделе­ние получит свою логику и оправдание. Область индексируемой деятельности может быть связана не только с политикой или бизнесом, но также с просвещением, поэтическим ремеслом и т. д. Ловкому жулику, который обманул многих и еще не по­пал под карающий меч правосудия, тоже следует поставить индекс 8, 9 или 10. Легче всего ставить индексы шахматистам, основываясь на количестве побед и поражений. Однако в делах управления к правящей элите должны быть отнесены те, кто прямо или косвенно заметно влияет на правительственную политику. Остальные образуют не правящую элиту. Понятное дело, что известный шахматист или писатель-властитель дум также входят в элиту.

ВЫВОДЫ

Особенность современной государственно-политической мысли отмечена разнообразием теорий и концепций государства, что обусловлено историческими особенностями развития тех или иных стран; разнообразием методологических подходов в решении сущности, социального предназначения государства; существованием стран с различными уровнями развития и другими факторами.

В отличие от концепций происхождения государства до второй половины ХIХ века, которые рассматривали государство как способ классового господства одних классов, социальных групп, страт над общей массой людей, современные подходы к пониманию государства в условиях формирования цивилизованного общества, нового государственно-политического мышления на основах деидеологизации международных отношений, приоритета общечеловеческих ценностей, в большинстве своем видят в государстве механизм обеспечения целостности общества, решение общих проблем социального компромисса.

Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безответно верит в бога,
Кто лоб свой расшибать готов,
Молясь у каждого церковного порога.
Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесное слаба -
Я верю в знание и силу человека!
Я знаю, что идя по верному пути,
Здесь на Земле, не расставаясь с телом,
Не мы - так кто-нибудь ведь должен же дойти,
К поистине божественным пределам!

/С. Есенин./

Ниже приведённый анализ не оставит равнодушным ни одного из внимательно прочитавших это повествование, которое поможет каждому получить ответ на поставленный в заголовке вопрос...

Следует сказать о том, что истинный смысл слова ВЪРА - это просветление знанием, т.е. саморазвитие и самообразование, а любая религия - это повторное общественное движение основанное на фантазиях сочинителей той или иной религии с целью подчинения легкоманипулируемых обывателей, утративших способность развития..

Ветхий завет. Анализ. Откуда взялся иудохристианский Бог и каковы его цели

Попробуем разобраться в истории появления на земле того самого Бога, в причинах и целях его появления. Сделаем это на основании первоисточника - Слов самого бога, которые он говорит своему народу (цитируем и коментируем в хронологическом порядке):

"...Из народов, никого небыло со мной, и я топтал их в гневе моём, и попрал их в ярости моей. Кровь их брызгала на ризы мои, и я запятнал всё одеяние моё. Ибо день мщения в сердце моём. И попрал я народы в гневе моём, и сокрушил их в ярости моей, и вылил их кровь на землю." (Книга пророка Исайи гл.63 с.3-6)

Здесь видим, что изначально этот Бог был Богом без собственного народа. Т.е. народы уже были, а у него народа небыло. Это вызывало в нем какую-то непонятную ярость. Здесь он предстаёт перед нами неким озлобленным на мир монстром, с ног до головы обрызганным человеческой кровью. Он мстит народам за то, что ими не признан и отвергнут. Видимо, отчаявшись обратить народ к себе, он решил создать народ для себя, и понятное дело что речь идёт о Евреях, и именно их он называет своими рабами:

"...Этот народ я решил образовать для себя. Он будет возвещать Славу мою. Виноградник дома господа Саваоффа есть дом израилев, и мужи Иуды любимое насаждение моё. Ты мой, ибо Я Господь Бог твой. Ты мой раб, я образовал тебя." (Исайи)

Бог образовал народ, но каким образом он это сделал? Послушаем самого Бога:

"...Так говорил Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка; ...При рождении твоём, ты выброшена была на поле, по презрению к жизни твоей, в день рождения твоего... И проходил я мимо, и увидел тебя, брошенную на попранье в кровях твоих... И сказал тебе: "В кровях твоих живи"... Ты выросла, достигла превосходной красоты, поднялись груди, и волосы у тебя выросли... И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею."

Это Бог говорит ей, дщери Израилевой (женщине). Получается, что некую выброшенную в поле девочку он подобрал, выростил для себя, и овладел ею как муж (в библии есть упоминания о некоем "выброшенном краеугольном камне" который станет "...во главе угла". Можно провести аналогию, что эта новая девочка стала основой фундамента нового народа). И от этого союза родились дети.

"И взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне..."

Развивается вполне земной семейный сюжет, где Бог смотрит на девочку вполне мужскими глазами, грудь... волосы... красота... И ухаживает за ней, даря шелка и драгоценности, и овладевает ею как женщиной, и детей как на земле рожают... но и далее мы видим продолжение вполне земное, и богу присуща ревность. Он говорит жене своей:

"...пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему;...Блудила с сыновьями Египта, соседями твоими, людьми великорослыми, и умножала блудодеяния твои, прогневляя Меня"...за то вот, Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и которых ты любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят весь срам твой;...предам тебя в руки их и они разорят блудилища твои, и раскидают возвышения твои, и сорвут с тебя одежды твои, и возьмут наряды твои, и оставят тебя нагою и непокрытою. И созовут на тебя собрание, и побьют тебя камнями, и разрубят тебя мечами своими."

Здесь мы можем обратить внимание на очень интересный момент. Это и многое другое ей сказал Бог, всемогущий, сильный... Однако сам он со своей женой не разбирается, а предпочитает натравить на неё любовников её. Что это, изощрённая месть? Скорее другое, "понты"... Этот бог, ничего по сути человеку сделать не может своими руками, а посему здесь мы видим момент расправы чужими руками, самих же людей. Подобное стравливание народов такими же богами, как этот, мы видим на примере строительства Вавилонской башни. Тогда они сказали "...давайте спустимся и помешаем им.", после чего люди утратили общий язык, взаимопонимание и началась резня. Можно снова сделать вывод, что эти Боги не властны над человеком, и сами сделать ему ничего не могут, и единственный способ уничтожить кого-то, это натравить другого.

Но вернёмся к теме, и продолжим. Дети Его тоже его не слушаются и он не властен над ними.

"...Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня... Они отвергли закон Господа Саваоффа... Забыли Бога своего... Возвратитесь мятежные дети, я исцелю Вашу непокорность... За то, что забыли Бога своего, возлится гнев Господа на народ Его, и прострет он руку свою на него, и поразит Он его, так что содрогнутся горы, и трупы их как помёт на улицах будут Валяться."

Что же получается? Взял он себе женщину, взрастил её, овладел, создал свой народ, но раньше он был зол, потому как его не признавали другие народы, а теперь жена гуляет с кем попало, и дети его отвернулись от него. Он снова не признан. Да и вообще, то, что от него все отворачиваются, а он потом всем мстит, проходит толстой красной нитью по всей Библии. Он всех устрашает и пытается подавить, а все на него внимания не обращают, и он опять мстит - то потопы, то язвы, то ещё что-то нашлёт. Ну как-то с самого начала у него всё не заладилось с людьми, не умеет он строить отношения...

"... Во что бить Вас ещё, продолжающие упорствовать? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло, от подошвы ноги и до темени головы, нет у Вас здорового места. Язвы, пятна, гноящиеся раны, ваша земля опустошена, города сожжены огнём... Но народ не обращается к бьющему его, и к Господу Саваоффу не прибегает. Не отомстит ли душа моя такому народу за это?..."

Это мы называем "духовностью"? Месть, гнев, хажда власти, это то, что во все времена все духовные люди пытались в себе преодолеть. Здесь же мы видим совсем другое. Мы видим как Бог наказывает собственных детей, жену, собственный народ который он создал для себя... Здесь мы видим линию его поведения, что им движет, его внутреннюю суть, его "духовность". И далее, как же он месть осуществляет по отношению к соему народу, своим детям - Евреям?

"...И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять;... и отдам их на озлобление всем царствам земли;...поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя... Я устал миловать;...Я развеваю их веялом за ворота земли; лишаю их детей, гублю народ Мой; но они не возвращаются с путей своих.... Я сделаю тебя малым между народами, презираемым между людьми..."

Прошло время...

"... Мерзостью сделал ты нас среди народов... Господь дал повеление об Иакове Врагам его, окружите его, Иерусалим сделайте мерзостью среди них... Кто предал Иакова на разорение и Израиль грабителям, не Господь ли?..."

Получается прямо холокост... Озлобление и натравливание других народов против собственного провоцируется их же Богом, Отцом-Создателем, против собственных детей, как месть за непослушание и непокорность. Какие претензии со стороны Евреев могут быть к нам? Ведь это их Бог устроил всё так, чтобы мы их ненавидели и уничтожали. По сути Гитлер прав получается, волю Господа Выполнял... Да и до Гитлера все цари и народы гнали Евреев со своих территорий, есть исторические свидетельства. Далее еще интереснее, кстати применимо и к нашим нынешним дням:

"... И дам им отроков в начальники, и дети будут Господствовать над ними; Юноша будет нагло возвышаться над старшим, а простолюдин над вельможею"

Гражданская война, культурная революция в Китае... Да чего там далеко ходить, политика омоложения кадров в наши дни во всех государствах. Детям дают власть в руки, предварительно убедив их в том, что они умнее старших, и что нефиг их слушать этих старших. Они мол своё отжили... Вот основной принцип, по которому идёт стравливание народов, как внутри себя, так и наружу. И Это говорит сам Бог.

***************

В последствии подробные инструкции для евреев их поводыри излогали в распространяемых текстах: "25 принципов ордена Иллюминатов (1776), "Протоколы сионских мудрецов", "Катехизис еврея в СССР"

***************

"...И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе... И накормлю их плотью сыновей их и плотью дочерей их; и будет каждый есть плоть своего ближнего... Руки мягкосердечных женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищей во время гибели дочери народа моего;... отцы будут есть сыновей среди тебя, а сыновья будут есть отцов своих;... И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои"

Священное писание господа. Что уж тут поделать. Чтиво не для слабонервных. Современная церковь до сих пор (хоть и символично) делает нас ПРИЧАСТНЫМИ (обряд причастие) к каннибализму, когда мы едим тело Христово и пьём кровь его. Подсознанию наплевать, что это вино и просвирка, ваше внутреннее "Я" причастно к каннибализму, так как Вы допускаете физическое действие связанное с ритуалом поедания плоти, пускай даже символично... Но всё вышенаписанное по сути ерунда, по сравнению с тем, каковы же планы этого самого Бога на земле. Почему те же самые Евреи не слушались своего Господа, кем они были, и что являлось причиной неповиновения? Не будем ничего выдумывать,и послушаем что об этом говорит сам Бог:

"... жертвенники Ваши будут опустошены, столбы Ваши в честь солнца будут разбиты... И положу трупы Израилевы перед идолами их."

Вот здесь уж как никогда комментарии излишни. Евреи были солнцепоклонниками, как в принципе и славяне, наши далёкие предки. Именно здесь и становится ясно, почему они были так Ему непослушны... Пришол какой-то чел непонятный, угрожает, Богом себя обьявил, Веру новую навязывает... По сути, так же как и этот бог поступили и христиане, когда шла христианизация Руси. Во время христианизации было тупо вырезано 3/4 населения тогдашней Руси, причем христиане, как и учил их Бог, не щадили ни женщин, ни детей. А изощренности пыток и наказаний инквизиции мог бы позавидовать сам Чикатило. Так вот за то, что Евреи поклонялись Солнцу, и отказывались подчиниться, на них и был обрушен гнев того самого новоиспеченного Бога, пришедшего навязать новую веру:

"...Господа Саваоффа, его чтите Святого;... и будет он освещением, и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля... Петлёю и сетью для жителей Иерусалима. И многие в них приткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены..."

Ага... Значит так, жена гуляет, дети не слушаются, истреблять я их уже устал... Не попробовать ли сменить тактику порабощения собственного народа? Попробуем кроме силы, применить еще хитрость, обман, коварство и другие низменные эмоции. И по прошествии времён, когда они уже были "уловлены в сети", Бог им и говорит:

"...Мерою ты наказал Его когда Отвергал Его, и через это загладилось беззаконие Иакова... И плодом сего, будет снятие греха с него, когда Все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы Солнца".

Вот так... Бог назначил этому народу цену за искупление своей "вины". Цена за искупление этого народа перед их Богом (которого они уже признали) - полное уничтожение культа солнца на планете. Получается, что евреи, когда то сами будучи солнцепоклонниками и уловленные в сети обмана своим Богом, должны уничтожить ранее дружественные по вере народы, и их "ЯЗЫЧЕСКИЕ" (а если быть точным то ВЕДИЧЕСКИЕ) культы солнцепоклонения.

Здесь остаётся только добавить, что по мнению церкви, до христианизации, все народы населяющие землю были Язычниками и Варварами, и только благодаря церкви они сейчас и стали нормальными людьми. Так Вот, после того как они это сделают (а они это уже практически и сделали):

"...Господь возвратит себе ОСТАТОК народа своего, какой останется... Прощу тех, кто останется в живых... Тогда для остатка народа Его будет большая дорога."

Класс... Истреблял он свой народ непокорный, душил язвами, гнобил, издевался, натравливал друг на друга, в сети ловил, заставил подчиниться, обещал простить оставшихся в живых, если они уничтожат все народы с Ведическими культами и обратят их в свою новую веру, и после всего этого выдаёт им такую фразу:

"...не для Вас я это сделал, а ради Сятого Имени Своего"

Ну что же, Бог есть Бог. Какие можно после всего этого сделать выводы. Он не только ненавидит свой народ (не для него он работает и не во имя его), но и все народы на земле. Сам против людей он ничего не может сделать, а посему натравливает свой собственный народ на другие народы, собственно ради чего он и создавал свой народ. Это просто ничего не значащее быдло для него, обреченное на смерть, и являющееся только инструментов для достижения собственной цели - полной власти и господства на земле. Но какая же награда ждет народ, который выполнил то, что от него потребовал Бог?

"...Тьма накроет землю и мрак народы, а над тобой воссияет Господь. И слава его явится пред тобой. И придут народы к свету твоему. Достояние народов перейдет е тебе... Все они придут и принесут золото... Сыновья иноземцев будут строить стены твои, а цари их служить тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться они ни днем ни ночью, чтобы приносимо тебе было достояние народов. И Вы будете называться священниками Господа, будете пользоваться достоянием народов, и славиться славою их."

Думаю комментарии излишни. Что касается церкви, так она давно уже присвоила чужую славу, назвав себя ПРАВОСЛАВНОЙ, присвоив себе все подвиги и достижения Славянских народов. Знаете например икону - "Георгий победоносец", где некий дядя сидя на коне пронзает копьём змея, дракона? Так вот, дядю звали вовсе не Георгий, и никакая эта икона не Христианская. Сие полотно было написано в честь события, которое было 7520 лет назад, когда наши древние предки славяне одержали победу над народом "Великого Дракона" (нынешний китай), и заключили мирный договор в Звёздном Храме (СМЗХ). Христианством в те времена вообще и не пахло. А что касается золота и имущества - так уже всем известно, что нынешняя система выстроена таким образом, что всё принадлежит банкам и корпорациям, и все народы уже давно в кредитном рабстве у небольшой кучки людей, которым принадлежит 80% всех денег на планете, а народы несущие им деньги и днём и ночью давно находятся в кредитном рабстве и зависимости от нынешней технократической, потреблядской системы. Не об этом ли говорится в следующих словах? -

"... Имя Господа идёт издали, горит гнев его, чтобы развеять народы до истощания;... И будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению. А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой."

Ислам, Иудаизм, Христианство - это узда, ведущая людей к заблуждению. А Те, кто её одел - правят миром и имеют все богатства и славу народов, и у них веселье и праздник. В принципе всё как сказал Бог.

"Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и всё рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, --все погибнут, ..."

Интересно, о ком это он тут? Не о нас ли? Не о предках ли наших Славянах, у которых рощи и дубравы были священным местом, и там они проходили очищение? То что он ненавидит все народы земли, и собирается их уничтожить, в том числе и свой собственный, это мы уже поняли. А кого же он любит, или точнее кто ему нужен? Чего он добивается? Каков же итог всей этой затеи?

"...Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него;...Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю;...Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится;...Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим... Перестаньте Вы надеятся на человека, ибо что он значит..."

История славянства на этой планете насчитывает не одну сотню тысяч лет. Нашим далёким Предкам давно было известно и о так называемых "Серых", и о их хозяевах КОЩЕЯХ. Наши далёкие предки давно ведут во вселенной войну (Великая Асса) с этими самыми Кощеями, и последняя закончилась примерно 160000 лет назад, когда Кощеи уничтожили планету Дею (ныне пояс астероидов между Марсом и Юпитером), Наши далёкие предки спасли остатки населения с этой планеты и перетащили луну этой планеты, Фатту к земле, и запустили по орбите. На этой луне эти самые кощеи образовали Базу, для захвата земли, но вместе с этой луной Были уничтожены Нашим далёким предком Тархом (Даждьбогом) сыном Перуна. Это было 111 818 лет назад... Но Эти кощеи не только нам доставляют неприятности. Вот что Сказал Перун последний раз посещая землю 40000 лет назад:

Отвечал им Перун Многомудрый:
Знайте, Хранители Врат Междумирья,
в Сварге Великая Асса вершится...
В Макоше, в Раде, в Свати и в Расе
ныне Великая Брань произходит,
в ней с Чужеземными воями Пекла,
Светлые Боги из Прави
вступили в жестокую Сечу...
Сваргу Великую они защищают...
и Мир очищают Чертог за Чертогом,
от воинов Мрака, из Темного Мира...

От тех злобных ворогов,
что Земли цветущие во прах превращали,
что кровь проливали невинных созданий,
нигде не щадили ни малых, ни старых...
Поэтому многие Врата закрылись,
чтоб не попали враги Чужеземные
в Светлые Земли Сварги Великой...
и не постигла их участь Троары,
что в Раде Пресветлой,
Мудрой Любовью Миры озаряла...

Ныне Троара пустынна, без Жизни...
Круг Многовратный разорван на части,
на многие Иглы обрушены горы...
и пепел пожарищ лежит в семь саженей...
Такой же образ, печальный, унылый
я видел в Аркольне, на Рутте-Земле,
что раньше сияла во Макоши Светлой...

А вот Как говорит Перун о Серых и Кащеях, Предсказывая будущее Родов Славянских, Где предсказывает события Домоисеевских времён, и заканчивает Христовыми Временами, предсказывая рождение нового течения, частью которого и стало Христианство.

Но придут из Мира Тьмы чужеземные вороги,
и начнут глаголить Детям Человеческим
слова льстивые, ложью прикрытые.
И станут совращать старых и малых,
и дочерей Человеческих будут брать себе в жены...
Иринировать будут между собой...
и между людьми... и между животными...
И приучать к этому начнут
все народы Мидгард-Земли,
а тех, кто не станет внимать словам их,
и следовать деяниям низменным Чужеземцев,
предадут мучениям со страданиями...


По серой коже их, вы узнаете Чужеземных ворогов...
Глаза цвета Мрака у них, и двуполы они,
и могут быть женой, аки мужем.
Каждый из них может быть отцом, либо матерью...
Разукрашивают они красками лица свои,
чтобы походить на Детей Человеческих...
и никогда не снимают одеяний своих,
дабы не обнажилась нагота звериная их...


Ложью и лестью неправедной
захватят они многие края Мидгард-Земли,
как они уже поступали на других Землях,
во многих Мирах во Времена прошлой Великой Ассы,
но побеждены будут они,
и сосланы в страну Гор Рукотворных,
где проживать будут люди с кожей цвета Мрака
и потомки Рода Небесного
пришедшие из земли Бога Ния.
И дети Человеческие начнут учить трудиться их,
дабы могли они сами выращивать злаки
и овощи для питания детей своих...

Но отсутствие желания трудиться,
объединит Чужеземцев,
и покинут они страну Гор Рукотворных,
и расселятся по всем краям Мидгард-Земли.
И создадут они веру свою,
и объявят себя сынами Бога Единого,
и станут кровь свою и детей своих
приносить в жертву богу своему,
дабы существовал кровный союз
между ними и богом их...

И станут Светлые Боги посылать к ним
Странников Многомудрых,
ибо не имеют они ни Духа, ни Совести.
И Чужеземцы станут слушать Мудрое Слово их,
а выслушав, будут приносить жизнь Странников,
в жертву богу своему...
И создадут они Золотого Тура,
как символ своего могущества,
и будут поклонятся ему,
тако же, как и богу своему...


И пошлют к ним Боги... Великого Странника,
любовь несущего, но жрецы Золотого Тура
придадут его смерти мученической.
И по смерти его, объявят БОГОМ его...
и создадут Веру новую, построенную на лжи,
крови и угнетении...
И объявят все народы низшими и грешными,
и призовут пред ликом ими созданного Бога каяться,
и просить прощения за деяния свершенные и не свершенные...

С воей статьёй я поднимаю главные Вопросы. Кто Вы, Славяне или Евреи? Кто Ваш Бог, кому Вы служите, превращая нашу планету в промышленную Свалку, поддерживая своими действиями процветание Банков и Корпораций, растя ненависть в сердцах своих против своих же Братьев-Славян? Почему потакаете еврейскому Богу в его делах? Хотите заработать милость его, путём предательства своих же Братьев, Отцов, Предков, Богов??? Думайте Сами, дорогие мои читатели.

/по материалам периодической печати/

Фашизм

Является порождением ХХ века, конкретно периодом между двумя мировыми войнами. Его проявлением была фашистская диктатура Б.Муссолини в Италии (1922-1943 гг.) и нацистская диктатура А.Гитлера в Германии (1933-1945 гг.).

Фашизм оформился как протест против ценностей западной демократии: рационализма, свободы, прогресса, равенства. Противопоставив им идеи гегемонии, вождизма, войны и героики.

Центральная тема:

– «все для государства, ничего против государства, ничего вне государства» – для итальянского фашизма и превосходство арийской (высшей) расы – для германского национал-социализма;

– формирование единой нации по принципу «сила через единство»;

– личность полностью растворяется в коллективе, группе;

– воспитание «нового человека» – героя с чувством долга, чести, самоотверженности;

– готовность ради фюрера(вождя), своей нации или расы пожертвовать жизнью.

В начале 20-х гг. текущего столетия в Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, обремененной множеством экономических и социальных трудностей, политических и идеологических конфликтов, возникло национал- социалистическое движение . Оно явилось своеобразным выражением того глубокого общественного кризиса, который охватил в ту пору одну из крупнейших стран Европы. Национал- социалистическое движение выступило с собственной программой преодоления трудного кризиса и развернуло борьбу за переустройство Германии на принципах национал- социализма.

С 1933 по 1945 г. немецкие национал-социалисты стояли у власти, непосредственно внедряя в государственно-правовую практику, в науку о государстве и праве исповедуемые ими принципы.

Идейное ядро этих национал-социалистических представлений – проект тоталитарной политической власти. По убеждению национал-социалистов государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе не главным) германской политической общности . Она имеет тройственное членение. Ее образуют:

1) "движение" (т. е. национал-социалистическая немецкая рабочая партия);

2) "государство" (собственно государственный аппарат);

3) "народ" (т. е. немцы, сорганизованные в различные непартийные и негосударственные объединения).

В структуре германской политической общности безоговорочно приоритетной ее частью идеологами фашизма признаваласьих партия – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (немецкая аббревиатура –НСДАП).

Диктат нацистской партии над государством предлагалось обеспечить с помощью ряда средств. В особенности упор делался на "унификацию" партии и государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партии с государством и на осуществление этой партией полновластного руководства им. Конкретно под "унификацией" понималось проведение комплекса определенных практических мер. Укажем некоторые из них.



– Назначение на все мало-мальски заметные государственные посты исключительно членов нацистской партии. Принадлежность к ней – первая и важнейшая привилегия при занятии государственной должности.

– Сосредоточение на самом верху политической пирамиды государственной и центральной партийной власти в одних и тех же руках.

– Узаконение самим государством повсеместного партийного контроля над всеми государственными органами, их кадрами и деятельностью.

– Передача государственных функций органам нацистской партии. Слияние родственных, "однопрофильных" государственных и партийных формирований.

– Установление государственной платы (подобно жалованью чиновникам) партийным функционерам, которые занимаются собственно партийно-организационной и агитационно-разъяснительной работой.

Руководство таким государством должно было осуществляться (либо уже осуществлялось) исключительно вождем (фюрером ) – Гитлером. Постулат о необходимости именно такого политического руководства государством, движением, народом, или "фюрер-принцип", также входит в ядро фашистской идеологии.

Ее приверженцы видят в вождизме (Гитлер – олицетворение верховного вождя) естественное следствие и завершение иерархического построения всякой расовой социально-политической общности. Для них вождизм – наилучшая форма организации власти, упорядочения властных отношений. Вождистская система предполагает на каждой ступени партийной и государственной иерархии соответствующего назначенного чиновника – начальника, который самолично и правильно решает все, отнесенное к его компетенции. Свою власть он получает от вышестоящего начальствующего лица, от него полностью зависит и непосредственно перед ним отвечает. Никакие представительные учреждения, тем более "низы", не могут вмешиваться в прерогативы и деятельность начальствующих лиц (т. е. "фюреров" разных рангов).

На вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигура – фюрер, вождь. Фюрер персонифицирует волю народа, точно выражает его расовый дух. Поэтому авторитет его непререкаем, власть безгранична . Она носит по преимуществу (в плане обоснования) мистический и личностный характер. Вождь – харизматический лидер . Беспрекословное выполнение приказов фюрера или приказов подчиненной ему касты фюреров меньшего калибра и есть осуществление чаяний народа. Между фюрером и народом нет (и быть не может) каких-либо посредников. Вождь и народ едины . Никакие представительные учреждения не в состоянии выражать общенародные интересы. На это способен только фюрер. Посему никто не должен хоть в малейшей степени ограничивать его власть, его служение идее народа.

Субстратом государственности выступает "народ", "народная общность". Нацисты уверяли, будто "народ" для них – основополагающая ценность. Наряду с "фюрер-принципом" категория "народ", подвергнутая нацистской обработке, предназначалась для искоренения теории и практики демократического правового государства. С ее помощью старались, в частности, опрокинуть один из устоев либерализма: взгляд на свободного независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном государственно-организованном обществе. Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: "Ты – ничто, твой народ – все!"

Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) был и, пожалуй, остается наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии. Но она, как показывает исторический опыт, может существовать и утверждаться также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людей иными лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение и упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необходимо ясно представлять себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных окрасок, чтобы противостоять ему и одерживать над ним верх.



Похожие публикации