Чья вера лучше? Магнус I Добрый Происхождение и дети.

Тайна короля Магнуса.

Могила Магнуса имеется на старом братском кладбище Валаамского монастыря, где он назван «Схимонах Григорий, шведский король Магнус».

Однако Шведские хроники утверждают, что Магнус II утонул в 1374 г. у берегов Норвегии. При этом его останки не были найдены, так что его захоронение в Швеции (и Норвегии) отсутствует.



Могила короля на Валааме

Немного о нем. В три года наследовал норвежский престол и был избран на шведский.

Магнус вызвал недовольство дворянства (1338 г.); особенно сильно проявила себя оппозиция в Норвегии, где в 1343 году был избран королём его сын Хакон.
В 1344 году второй сын Магнуса был избран его наследником в Швеции. Неудачно закончились попытки Магнуса захватить Эстляндию и Ливонию. Стеснения, каким он подвергал немецких купцов, торговавших в Новгороде, привели к столкновению с ганзейцами. Посредником между королем и городами неоднократно выступал герцог Альбрехт Мекленбургский.
Чтобы пополнить казну, истощенную войнами, Магнус присвоил себе часть десятины, шедшей в Рим. Папа грозил ему за это отлучением. К недовольным дворянам присоединилось и духовенство. Во главе всех недовольных встал сын Магнуса, Эрик (1356 г). Королю пришлось в 1357 году поделить королевство со своим сыном.

Враждебные отношения между ними, однако, скоро возобновились; на этот раз Магнус нашёл союзника против Эрика в лице Вальдемара Датского. Внезапная смерть Эрика в 1359 году сделала помощь Вальдемара излишней и Магнус отказался уступить ему ранее обещанные провинции. Это стало причиной войны, в которой успех склонялся на сторону Дании.
Сын Магнуса Гакон, чтобы положить конец войне, женился на дочери Вальдемара Mapгарите; но этой женитьбой он восстановил против себя всю аристократию, настаивавшую на его браке с Елизаветой Голштинской. Недовольные сгруппировались около герцога Альбрехта Мекленбургского и провозгласили королём его сына. Альбрет прибыл в Швецию в 1363 году, а в следующем году был торжественно избран в короли в Упсале. Область за областью присягали новому королю; в 1365 году Магнус стал пленником Альбрехта и получил свободу лишь в 1371 году. Умер в Норвегии в 1374 году. Внутренние реформы Магнуса коснулись суда, крепостных отношений, земского мира и др.

Магнус Эрикссон и Валаамский монастырь

Шведские хроники утверждают, что Магнус II утонул в 1374 г. у берегов Норвегии. При этом его останки не были найдены, так что его захоронение в Швеции (и Норвегии) отсутствует.
Однако могила Магнуса имеется на старом братском кладбище Валаамского монастыря, где он назван «Схимонах Григорий, шведский король Магнус».
Согласно этой версии событий, Магнус со своим войском предполагал совершить набег на Валаам или, возможно, на какой-либо из других православных монастырей Ладожского озера. Однако его корабль потерпел кораблекрушение. Проведя несколько суток в бушующем море, король вместе со своими спутниками был подобран и спасён монахами, которые в его несчастии увидели промысел Божий. После всего пережитого Магнус обратился в православную веру и решил недолгий остаток своих дней посвятить Богу: он принял монашество (великую схиму) с именем Григорий. Будучи уже монахом, Магнус написал завещание, обращенное ко всему шведскому народу, в котором наказывал никогда на Новгородские земли войной не ходить, церкви русские не разорять и с верой Православной не враждовать. Текст этого завещания содержится в одной из новгородских летописей (в Софийской первой летописи). Вскоре после этого бывший король скончался.
Замалчивание этой версии событий шведскими источниками того времени вполне оправдано: в эпоху, когда важнейшей стратегической целью западных стран было обращение православных земель в католичество, было невыгодно знать о короле, отказавшемся от этой цели и ревностно обратившемся в православие. Поэтому вполне возможно, что история о потоплении Магнуса у берегов Норвегии представляет собой преднамеренную фальсификацию римского происхождения.

ЭПИЗОДЫ ДАВНЕЙ ИСТОРИИ
Однако кто такой король Магнус и что с ним приключилось? В 1316 году в Швеции в семье герцога Эйрика Магнуссона и принцессы Ингеборг, дочери норвежского короля Хакона V, родился сын, названный Магнусом. В 1319 году был свергнут с шведского престола Биргер, родной дядя Магнуса, и трехлетний ребенок стал королем. В том же году скончался и его дед, норвежский король Хакон V, и наш герой получил еще один престол. При этом он официально именовался в Швеции Магнусом II, а в Норвегии – Магнусом VII.
Поначалу мать Магнуса была регентшей. Но в 1327 году она вышла замуж за герцога Готландского Кнута Порзе, потеряла власть в обоих королевствах и влияние на сына. Теперь за юного короля правил совет опекунов, руководимый Биргером Персоном. В год воцарения Магнуса дочь Персона,16-летняя Биргитта (Бригитта) вышла замуж за принца Альфе. После смерти мужа Биргитту охватила религиозная экзальтация. На всю оставшуюся жизнь безутешную вдову обуяли две мании – крестовый поход на Восток и создание «смешанных монастырей».
На протяжении многих-многих веков христианские обители были или женскими, или мужскими. Биргитта же считала, что вера поможет человеку «победить свою природу». В основанных ею монастырях женщины и мужчины селились примерно поровну. Что там творилось – предлагаю судить самим читателям.
Простой человек в XIV веке за пропаганду подобных идей мог легко угодить на костер. Но у Биргитты было три важных козыря: во-первых, огромное состояние; во-вторых, влияние на молодого короля, и, наконец, завладение землями Господина Великого Новгорода было давней мечтой большинства шведских феодалов.
Если говорить честно, то победа Александра Невского на реке Неве в 1240 году была лишь эпизодом в серии бесконечных войн Новгорода со Швецией. К примеру, 9 сентября 1284 года новгородцы в устье Невы перебили шведское войско воеводы Трунды. Уйти удалось совсем немногим.
Как правило, вслед за очередным шведским нашествием новгородские ладьи-ушкуи объявлялись в Финском и Ботническом заливах. Так, в мае 1318 года русские суда прошли в Або-Аландские шхеры и по «Полной реке» (Аурайоки) поднялись до Або (ныне Турку) – тогдашней столице Финляндии. 23 мая 1318 года город был взят и основательно разрушен, в частности, сожжен абовский собор. Новгородцы захватили собранный за 5 лет со всей Финляндии церковный налог, предназначенный к отправке в Рим, а затем морским путем благополучно вернулись в устье Невы и, как сказано в летописи, «приидоша в Новгород вси здорови».
Шведские хроники переполнены жалобами на «кровожадных русских». Вот запись под 1322 годом: «Георгий, великий король Руссов, осадил замок Выборг с великой силой в день святой Клары». Современные финские историки оценивают численность новгородского войска в 22 тыс. человек. На самом деле к Выборгу приходил служилый новгородский князь Юрий Данилович с несколькими сотнями дружинников. Выборг был спален, но взять каменный замок Юрию не удалось.
12 августа 1323 года на Ореховом острове в истоке Невы шведы заключили с Новгородом «вечный мир». Новгородцы не хотели длительной войны и согласились отдать шведам половину Карельского перешейка в направлении с юга на север. Далее граница шла до бассейна озера Сайма, а затем до побережья Ботнического залива там, где в него впадает река Пюзайоки. Это была древняя племенная граница между карелами и финнами – сумью (суоми), и она подтверждалась и сохранялась. Таким образом, вся средняя Финляндия оставалась за Господином Великим Новгородом.

НОВАЯ ВОЙНА
Четверть века после заключения договора мир худо-бедно сохранялся. Но в конце концов Биргитта, своего рода «шведский Распутин», убедила Магнуса начать новую войну. 6 августа 1348 года королю удалось захватить крепость Орешек (будущий Шлиссельбург).
Магнус не рискнул зимовать на Неве. Он оставил гарнизон в 800 человек в Орешке и отправился в Швецию. Едва король уехал, как 15 августа у крепости появилась сильная новгородская рать. Тысяча воинов была отправлена на «зачистку» от шведов окрестностей города Корелы. Пришельцев там перебили вместе с их воеводой Людкой (видимо, Людером). Вскоре шведское войско осталось только в Орешке. Но настал и его черед. 24 февраля 1349 года русские дружины пошли на штурм. Им удалось поджечь деревянные стены крепости и ряд построек внутри нее. Часть шведов сгорела, часть была перебита, а остальные взяты в плен и отправлены в Новгород.
В начале лета 1350 года Магнус совершил новый поход на новгородские владения. Согласно шведским источникам, флот короля прибыл к устью реки Наровы. Однако после приближения новгородской рати корабли ушли в Финский залив и почти все погибли во время шторма. Сам Магнус едва уцелел и с остатками войска добрался до Швеции. В новгородской летописи под 1350 годом есть на сей счет следующее сообщение: «А рать немецкая истопе (утонула) в море».

ИНОК ГРИГОРИЙ И СВЯТАЯ БИРГИТТА
А вот согласно документам Валаамском монастыря, Магнус не только спасся во время бури, но и объявился потом отнюдь не в Швеции, а... на острове в Ладожском озере. Не исключена версия, что поначалу короля подобрали и выходили русские монахи другого монастыря и лишь потом неудачливый завоеватель прибыл на Валаам. Магнус постригся в монахи под именем Григория и умер в чине схимонаха в 1374 году в Валаамской обители.
Так ли все было? Ряд косвенных доказательств подтверждают правоту валаамских документов (среди которых был план старого кладбища с указанием расположения могил, позже монахов стали хоронить в ином месте). Однако 100-процентную гарантию можно дать, лишь исследовав ДНК из захоронения на Валааме и сравнив его с ДНК останков родственников Магнуса в Швеции. Российские археологи предложили провести экспертизу шведам, но те категорически отказались.
Возможно, кто-нибудь и с пониманием отнесется к позиции шведских властей: мол, зачем такой богатой, но бережливой нации тратить деньги на выяснение «преданий старины глубокой»?
Но, увы, в 2003 году в королевстве нашлись миллионы евро на помпезные торжества в честь празднования 700-летия святой Биргитты. Дело в том, что Биргитта умерла в 1377 году и была похоронена в монастыре в Пирите, в нескольких километрах от Ревеля (ныне Таллин). «Смешанные» монастыри, созданные ею, сразу прикрыли. Тем не менее в 1391 году Папа Римский причислил Биргитту к лику святых за активную проповедь крестовых походов против схизматиков, то есть православных. Храм, где она была захоронена, разрушен в 1577 году войсками Ивана Грозного в ходе Ливонской войны (1558–1583). Но это уже мало интересовало шведов, немцев и эстонцев, поскольку они к тому времени стали протестантами.
В 1718 году в Риме откопали великолепную статую Венеры (Афродиты) – римскую копию греческой статуи III в. до н.э. Находка поступила в собственность Папы Римского Климента XI. Слух о Венере дошел до Санкт-Петербурга. Царь Петр Алексеевич предложил Папе за нее большую сумму. Но Климент был большой любитель древностей и женских прелестей и категорически отказался продавать статую. Тогда Петр I предложил папе обменять изваяние языческой богини на мощи святой Биргитты. Представляете, какое выражение лица было у Климента?! Пришлось согласиться, и статуя отправилась на берега Невы. Одно время скульптура стояла в Таврическом дворце у князя Григория Потемкина, за что и получила название Венера Таврическая. Ныне же она находится в Эрмитаже.
Что же касается святой Биргитты, то после конфузии с Венерой римские власти о ней надолго забыли. Вспомнили о Биргитте лишь после распада СССР (с чего бы?). В ноябре 1999 года Иоанн Павел II освятил в Ватикане скульптуру святой Биргитты, которую назвал ангелом-хранителем Европы. В Ватикан для участия в оной церемонии прибыли 23 человека из Эстонии во главе с вице-спикером эстонского парламента Тунне Келамом. Пятиметровая статуя святой Биргитты была установлена в одной из внешних ниш базилики Святого Петра.
В 2003 году в Швеции в торжественной службе, которая была совершена в монастыре Вадстена, основанном святой Биргиттой, приняли участие король Швеции Карл XVI Густав и королева Сильвия, а также президенты Финляндии, Латвии, Эстонии и 1400 гостей из разных стран мира.
Итак, король-схимник, который мог стать символом примирения Запада с Востоком, не нужен ни правителям, ни церкви. Зато востребована воинственная, хотя и не вполне нормальная в сексуальном отношении монашка, которая в своем «Откровении» точно указала путь к «христианскому единству»: «начинать с увещаний, а в случае неуспеха действовать силой».

Статья А. Б. Широкорад с сайта

Магнус I Добрый родился в семье короля Олафа Святого и его жены Альвхильд. Назван он был в честь Карла Великого - правителя франков, Каролусом Магнусом. Когда Магнусу исполнилось 4 года, Олафу вместе с семьей пришлось бежать из своей страны в Новгород, где их принял князь Ярослав Мудрый. В 1030 году Олаф решил вернуться на родину, но Магнуса по настоянию княгини Ингигерды (сестры Альвхильд), оставил в Новгороде. Олаф в том же году погиб в сражении, а его сын остался на воспитании у Ярослава в Новгороде.

Несмотря на годы, проведенные в Гардарике, Магнус все же возвращается за короной Норвегии и получает поддержку от ярла Эдмунда. Ему предстояло победить Свена - сына Кнуда Великого, но сражения не произошло, поскольку войско Свена, из-за его непопулярности в народе, разбежалось, только узнав о подходе Магнуса к Тронхейму. Свен ушел в Данию к королю Хардекнуду, а Магнус был объявлен королем Норвегии, где правил с 1035 года до самой смерти.

Правление Магнус начал с мести за предательство отца: казнил виновных и конфисковал имущество и земли причастных к смерти Олава Святого, а его мощи поместил в специально изготовленную раку. Месть привела к тому, что население стало поднимать восстания и тогда Магнусу пришлось установить свод законов, который регулировал судебные и налоговые вопросы. Справедливость, великодушие, щедрость и смелость в бою сделали Магнуса любимым в народе. За это же его прозвали Добрым.

В 1038/1039 году Магнус и датский король Хардекнуд заключили договор о мире, по которому тот из них, кто умрет первым и не оставит наследника, передаст свои земли в руки второму. В 1042 году Кнуд III неожиданно умирает, завещав Данию и Англию своему брату Эдуарду. Магнус собирает войско и идет войной на датские земли, на которые также претендует брат Кнуда - Свен. Датчане избрали сторону Магнуса, провозгласили его королем, но Свен был назначен ярлом.

Про Англию Магнус тоже не забыл и отправил Эдуарду послание с требованием вернуть земли. Английский король обосновал свои права и дал понять Магнусу, что только своей жизнью, а не жизнями своих людей он будет решать этот вопрос. Магнус понял, что нападение на наследство Кнуда будет неразумным и отказался от Англии. В 1044 году Магнус отправляется в поход на вендов-язычников из-за случившегося восстания в Йомсбурге и, разрушив город, покоряет йомсвикингов.

В 1045 году начинается борьба Магнуса со Свеном за Данию. Ярл Свен решил стать королем, но борьбы с Магнусом не выдержал и после нескольких сражений бежал в Швецию. Через год Свен нашел поддержку у Харальда Сурового - дяди Магнуса. Норвежский король сделал Харальда соправителем, но раздоры не стихли. Обстановка не обострилась только из-за скорой смерти Магнуса в октябре 1047 года. Норвегию он успел завещать Харальду, а Данию - Свену.

Правление Магнуса I Доброго для Норвегии стало значительным периодом. Магнус сделал из Норвегии сильное государство, присоединил Данию, дал свод первых законов, освободил от язычников-вендов. Хотя на Магнусе пресеклась мужская линия Олава Святого, но его правнук все же стал королем Дании.

В далеком 1974 году мне в первый раз довелось побывать в Валаамском монастыре. Правда, в ту пору древняя обитель была превращена в дом инвалидов. Однако старое монастырское кладбище уцелело, и один из жителей острова на Ладоге привел меня на могилу со старой треснувшей плитой, сказав, что под ней покоятся останки шведского короля Магнуса II. Честно скажу, что я эту информацию пропустил мимо ушей, посчитав ее местной легендой.

Спустя четверть века, работая над книгой "Северные войны России", вспомнил о той поездке и решил упомянуть об услышанном предании, далее написав примерно следующее: "...а на самом деле шведский король был похоронен..." Но выяснилось, что королевской могилы в Швеции нет. Точнее, была в виде нагромождения больших камней на берегу моря, и в XIX веке туда водили туристов. Но позже, раскопав могилу, археологи пришли к заключению, что это захоронение бронзового века. Согласно же норвежской хронике, король Магнус утонул в море близ Бергена.

Эпизоды давней истории


Однако кто такой король Магнус и что с ним приключилось? В 1316 году в Швеции в семье герцога Эйрика Магнуссона и принцессы Ингеборг, дочери норвежского короля Хакона V, родился сын, названный Магнусом. В 1319 году был свергнут с шведского престола Биргер, родной дядя Магнуса, и трехлетний ребенок стал королем. В том же году скончался и его дед, норвежский король Хакон V, и наш герой получил еще один престол. При этом он официально именовался в Швеции Магнусом II, а в Норвегии - Магнусом VII.

Поначалу мать Магнуса была регентшей. Но в 1327 году она вышла замуж за герцога Готландского Кнута Порзе, потеряла власть в обоих королевствах и влияние на сына. Теперь за юного короля правил совет опекунов, руководимый Биргером Персоном. В год воцарения Магнуса дочь Персона,16-летняя Биргитта (Бригитта) вышла замуж за принца Альфе. После смерти мужа Биргитту охватила религиозная экзальтация. На всю оставшуюся жизнь безутешную вдову обуяли две мании - крестовый поход на Восток и создание "смешанных монастырей".

На протяжении многих-многих веков христианские обители были или женскими, или мужскими. Биргитта же считала, что вера поможет человеку "победить свою природу". В основанных ею монастырях женщины и мужчины селились примерно поровну. Что там творилось - предлагаю судить самим читателям.

Простой человек в XIV веке за пропаганду подобных идей мог легко угодить на костер. Но у Биргитты было три важных козыря: во-первых, огромное состояние; во-вторых, влияние на молодого короля, и, наконец, завладение землями Господина Великого Новгорода было давней мечтой большинства шведских феодалов.

Если говорить честно, то победа Александра Невского на реке Неве в 1240 году была лишь эпизодом в серии бесконечных войн Новгорода со Швецией. К примеру, 9 сентября 1284 года новгородцы в устье Невы перебили шведское войско воеводы Трунды. Уйти удалось совсем немногим.

Как правило, вслед за очередным шведским нашествием новгородские ладьи-ушкуи объявлялись в Финском и Ботническом заливах. Так, в мае 1318 года русские суда прошли в Або-Аландские шхеры и по "Полной реке" (Аурайоки) поднялись до Або (ныне Турку) - тогдашней столице Финляндии. 23 мая 1318 года город был взят и основательно разрушен, в частности, сожжен абовский собор. Новгородцы захватили собранный за 5 лет со всей Финляндии церковный налог, предназначенный к отправке в Рим, а затем морским путем благополучно вернулись в устье Невы и, как сказано в летописи, "приидоша в Новгород вси здорови".

Шведские хроники переполнены жалобами на "кровожадных русских". Вот запись под 1322 годом: "Георгий, великий король Руссов, осадил замок Выборг с великой силой в день святой Клары". Современные финские историки оценивают численность новгородского войска в 22 тыс. человек. На самом деле к Выборгу приходил служилый новгородский князь Юрий Данилович с несколькими сотнями дружинников. Выборг был спален, но взять каменный замок Юрию не удалось.

12 августа 1323 года на Ореховом острове в истоке Невы шведы заключили с Новгородом "вечный мир". Новгородцы не хотели длительной войны и согласились отдать шведам половину Карельского перешейка в направлении с юга на север. Далее граница шла до бассейна озера Сайма, а затем до побережья Ботнического залива там, где в него впадает река Пюзайоки. Это была древняя племенная граница между карелами и финнами - сумью (суоми), и она подтверждалась и сохранялась. Таким образом, вся средняя Финляндия оставалась за Господином Великим Новгородом.

Новая война


Четверть века после заключения договора мир худо-бедно сохранялся. Но в конце концов Биргитта, своего рода "шведский Распутин", убедила Магнуса начать новую войну. 6 августа 1348 года королю удалось захватить крепость Орешек (будущий Шлиссельбург).

Магнус не рискнул зимовать на Неве. Он оставил гарнизон в 800 человек в Орешке и отправился в Швецию. Едва король уехал, как 15 августа у крепости появилась сильная новгородская рать. Тысяча воинов была отправлена на "зачистку" от шведов окрестностей города Корелы. Пришельцев там перебили вместе с их воеводой Людкой (видимо, Людером). Вскоре шведское войско осталось только в Орешке. Но настал и его черед. 24 февраля 1349 года русские дружины пошли на штурм. Им удалось поджечь деревянные стены крепости и ряд построек внутри нее. Часть шведов сгорела, часть была перебита, а остальные взяты в плен и отправлены в Новгород.

В начале лета 1350 года Магнус совершил новый поход на новгородские владения. Согласно шведским источникам, флот короля прибыл к устью реки Наровы. Однако после приближения новгородской рати корабли ушли в Финский залив и почти все погибли во время шторма. Сам Магнус едва уцелел и с остатками войска добрался до Швеции. В новгородской летописи под 1350 годом есть на сей счет следующее сообщение: "А рать немецкая истопе (утонула) в море".

Инок Григорий и Cвятая Биргитта


А вот согласно документам Валаамском монастыря, Магнус не только спасся во время бури, но и объявился потом отнюдь не в Швеции, а... на острове в Ладожском озере. Не исключена версия, что поначалу короля подобрали и выходили русские монахи другого монастыря и лишь потом неудачливый завоеватель прибыл на Валаам. Магнус постригся в монахи под именем Григория и умер в чине схимонаха в 1374 году в Валаамской обители.

Так ли все было? Ряд косвенных доказательств подтверждают правоту валаамских документов (среди которых был план старого кладбища с указанием расположения могил, позже монахов стали хоронить в ином месте). Однако 100-процентную гарантию можно дать, лишь исследовав ДНК из захоронения на Валааме и сравнив его с ДНК останков родственников Магнуса в Швеции. Российские археологи предложили провести экспертизу шведам, но те категорически отказались.

Возможно, кто-нибудь и с пониманием отнесется к позиции шведских властей: мол, зачем такой богатой, но бережливой нации тратить деньги на выяснение "преданий старины глубокой"?

Но, увы, в 2003 году в королевстве нашлись миллионы евро на помпезные торжества в честь празднования 700-летия святой Биргитты. Дело в том, что Биргитта умерла в 1377 году и была похоронена в монастыре в Пирите, в нескольких километрах от Ревеля (ныне Таллин). "Смешанные" монастыри, созданные ею, сразу прикрыли. Тем не менее в 1391 году Папа Римский причислил Биргитту к лику святых за активную проповедь крестовых походов против схизматиков, то есть православных. Храм, где она была захоронена, разрушен в 1577 году войсками Ивана Грозного в ходе Ливонской войны (1558-1583). Но это уже мало интересовало шведов, немцев и эстонцев, поскольку они к тому времени стали протестантами.

В 1718 году в Риме откопали великолепную статую Венеры (Афродиты) - римскую копию греческой статуи III в. до н.э. Находка поступила в собственность Папы Римского Климента XI. Слух о Венере дошел до Санкт-Петербурга. Царь Петр Алексеевич предложил Папе за нее большую сумму. Но Климент был большой любитель древностей и женских прелестей и категорически отказался продавать статую. Тогда Петр I предложил папе обменять изваяние языческой богини на мощи святой Биргитты. Представляете, какое выражение лица было у Климента?! Пришлось согласиться, и статуя отправилась на берега Невы. Одно время скульптура стояла в Таврическом дворце у князя Григория Потемкина, за что и получила название Венера Таврическая. Ныне же она находится в Эрмитаже.

Что же касается святой Биргитты, то после конфузии с Венерой римские власти о ней надолго забыли. Вспомнили о Биргитте лишь после распада СССР (с чего бы?). В ноябре 1999 года Иоанн Павел II освятил в Ватикане скульптуру святой Биргитты, которую назвал ангелом-хранителем Европы. В Ватикан для участия в оной церемонии прибыли 23 человека из Эстонии во главе с вице-спикером эстонского парламента Тунне Келамом. Пятиметровая статуя святой Биргитты была установлена в одной из внешних ниш базилики Святого Петра.

В 2003 году в Швеции в торжественной службе, которая была совершена в монастыре Вадстена, основанном святой Биргиттой, приняли участие король Швеции Карл XVI Густав и королева Сильвия, а также президенты Финляндии, Латвии, Эстонии и 1400 гостей из разных стран мира.

Итак, король-схимник, который мог стать символом примирения Запада с Востоком, не нужен ни правителям, ни церкви. Зато востребована воинственная, хотя и не вполне нормальная в сексуальном отношении монашка, которая в своем "Откровении" точно указала путь к "христианскому единству": "начинать с увещаний, а в случае неуспеха действовать силой".

Епископ Эзельский

19-летний герцог Магнус весной 1560 года явился в Аренсбурге (остров Эзель). В надежде, что Дания его поддержит, дворянство острова поддержало его.

В отличие от Эзеля, пильтенская монастырская область была территориально разрозненной и состояла из трех частей - из епархий Пильтен , Донеданген , Эрвален в северной Курляндии, епархий Хазенпот , Нойхаузен , Амботен , лежащих изолированно на юге, и епархии Сакенхаузен на побережье.

Молодой герцог оказался в сложном положении. С одной стороны ещё существующий Ливонский орден пытался опротестовать продажу Пильтена и Эзеля, так как она должна была быть согласована с орденом. С другой стороны Русское государство открыто старалось овладеть прибалтийскими землями.

Король Ливонии

Магнус привел с собой лишь малый контингент солдат, но в качестве короля Ливонии он был назначен командующим русскими войсками, посылаемыми против шведов. 25 июня его армия совместно с русскими отрядами двинулась в поход и 21 августа приступила к осаде Ревеля .

Дания не послала флот на помощь Магнусу. У русских не было собственной флотилии, только несколько каперов , базировавшихся в Нарве и на реке Неве . На море, таким образом, главенствовали шведы, которые могли послать ревельскому гарнизону подкрепления и амуницию. 16 марта 1571 года Магнус вынужден был снять осаду Ревеля.

В целом идея создания вассального королевства оказалась удачной: Магнус, сын европейского короля, был в глазах немецкого и датского ливонского дворянства гораздо притягательнее Ивана Грозного . При этом его лояльность Москве не вызывала сомнений.

Царь подарил королю Ливонии эстонский город Оберпален и выдал грамоту на включение в земли королевства территории, в настоящее время входящей в Волховский район Ленинградской области, а также права на Карельские земли. В это время внезапно умерла невеста Магнуса княжна Евфимия Старицкая. Иван IV предложил ему руку её младшей тринадцатилетней сестры - Марии .

Пытаясь упрочить своё шаткое положение в 1577 году Магнус начал тайные переговоры с королём Польши Стефаном Баторием , после которых уступил трон роду Батори. Магнус обратился к населению с призывом, чтобы они сдавались, если не хотят быть захвачеными Иваном Грозным. Таким образом был взят и присоединен к Ливонскому Королевству ряд городов том числе Валмиера , Кокенхаузен и Венден .

Царь, прослышав о таком, осадил Венден, вызвал Магнуса на переговоры и арестовал его. Венден после жестокой бомбардировки был захвачен . Остатки солдат Магнуса взорвали себя в западном крыле орденского замка, а сам он был подвергнут заключению. (По другим данным, был восстановлен в титуле короля Ливонии, а затем вновь предал царя). Дания, ни разу не оказавшая поддержки Магнусу, после некоторого торга всё же оставила за собой права на Эзель и Пильтен.

В 1580 году Магнус участвовал в войне на стороне Батория и совершил набег на Дерптскую область.

После войны в 1583 году Магнус умер в Пильтене, оставив вдову с детьми на руках. Позднее Борис Годунов обманом пригласил вдову Марию в Москву, где её насильно постригли в монастырь. Сделано это было, дабы поляки не смогли воспользоваться Марией как претенденткой на российский престол. Дело в том, что в России , в отличие от большинства стран католической Европы , признавали возможность престолонаследия по женской линии. Дочь, предположительно, была отравлена.

Напишите отзыв о статье "Магнус (король Ливонии)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Магнус (король Ливонии)

– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.
С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота.
Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке.
Как ветер по листьям пронесся взволнованный шопот: «едут! едут!» Послышались испуганные голоса, и по всем войскам пробежала волна суеты последних приготовлений.
Впереди от Ольмюца показалась подвигавшаяся группа. И в это же время, хотя день был безветренный, легкая струя ветра пробежала по армии и чуть заколебала флюгера пик и распущенные знамена, затрепавшиеся о свои древки. Казалось, сама армия этим легким движением выражала свою радость при приближении государей. Послышался один голос: «Смирно!» Потом, как петухи на заре, повторились голоса в разных концах. И всё затихло.
В мертвой тишине слышался топот только лошадей. То была свита императоров. Государи подъехали к флангу и раздались звуки трубачей первого кавалерийского полка, игравшие генерал марш. Казалось, не трубачи это играли, а сама армия, радуясь приближению государя, естественно издавала эти звуки. Из за этих звуков отчетливо послышался один молодой, ласковый голос императора Александра. Он сказал приветствие, и первый полк гаркнул: Урра! так оглушительно, продолжительно, радостно, что сами люди ужаснулись численности и силе той громады, которую они составляли.
Ростов, стоя в первых рядах Кутузовской армии, к которой к первой подъехал государь, испытывал то же чувство, какое испытывал каждый человек этой армии, – чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества.
Он чувствовал, что от одного слова этого человека зависело то, чтобы вся громада эта (и он, связанный с ней, – ничтожная песчинка) пошла бы в огонь и в воду, на преступление, на смерть или на величайшее геройство, и потому то он не мог не трепетать и не замирать при виде этого приближающегося слова.
– Урра! Урра! Урра! – гремело со всех сторон, и один полк за другим принимал государя звуками генерал марша; потом Урра!… генерал марш и опять Урра! и Урра!! которые, всё усиливаясь и прибывая, сливались в оглушительный гул.
Пока не подъезжал еще государь, каждый полк в своей безмолвности и неподвижности казался безжизненным телом; только сравнивался с ним государь, полк оживлялся и гремел, присоединяясь к реву всей той линии, которую уже проехал государь. При страшном, оглушительном звуке этих голосов, посреди масс войска, неподвижных, как бы окаменевших в своих четвероугольниках, небрежно, но симметрично и, главное, свободно двигались сотни всадников свиты и впереди их два человека – императоры. На них то безраздельно было сосредоточено сдержанно страстное внимание всей этой массы людей.
Красивый, молодой император Александр, в конно гвардейском мундире, в треугольной шляпе, надетой с поля, своим приятным лицом и звучным, негромким голосом привлекал всю силу внимания.
Ростов стоял недалеко от трубачей и издалека своими зоркими глазами узнал государя и следил за его приближением. Когда государь приблизился на расстояние 20 ти шагов и Николай ясно, до всех подробностей, рассмотрел прекрасное, молодое и счастливое лицо императора, он испытал чувство нежности и восторга, подобного которому он еще не испытывал. Всё – всякая черта, всякое движение – казалось ему прелестно в государе.
Остановившись против Павлоградского полка, государь сказал что то по французски австрийскому императору и улыбнулся.
Увидав эту улыбку, Ростов сам невольно начал улыбаться и почувствовал еще сильнейший прилив любви к своему государю. Ему хотелось выказать чем нибудь свою любовь к государю. Он знал, что это невозможно, и ему хотелось плакать.
Государь вызвал полкового командира и сказал ему несколько слов.
«Боже мой! что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов: – я бы умер от счастия».
Государь обратился и к офицерам:
– Всех, господа (каждое слово слышалось Ростову, как звук с неба), благодарю от всей души.
Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.

Кто такой король Магнус и что с ним приключилось? В 1316 году в Швеции в семье герцога Эрика Магнуссона и принцессы Ингеборг, дочери норвежского короля Хакона V, родился сын, названный Магнусом. В 1319 году был свергнут с шведского престола Биргер, родной дядя Магнуса, и трехлетний ребенок стал королем. В том же году скончался и его дед, норвежский король Хакон V, и наш герой получил еще один престол. В Швеции он официально именовался Магнусом II, а в Норвегии – Магнусом VII.

Завладение землями Господина Великого Новгорода было давней мечтой большинства шведских феодалов. Победа Александра Невского на реке Неве в 1240 году была лишь эпизодом в серии бесконечных войн Новгорода со Швецией. К примеру, 9 сентября 1284 года новгородцы в устье Невы перебили шведское войско воеводы Трунды. Уйти удалось совсем немногим.

Новгородцы не хотели длительной войны и согласились отдать шведам половину Карельского перешейка в направлении с юга на север. Это была древняя племенная граница между карелами и финнами. Таким образом, вся средняя Финляндия оставалась за Великим Новгородом.

Четверть века после заключения договора мир худо-бедно сохранялся, но в конце концов Магнус Эриксон начал новую войну. 6 августа 1348 года королю удалось захватить крепость Орешек (будущий Шлиссельбург). Магнус не рискнул зимовать на Неве, он оставил гарнизон в 800 человек в Орешке и отправился в Швецию. Едва король уехал, как 15 августа у крепости появилась сильная новгородская рать. Тысяча воинов была отправлена на «зачистку» от шведов окрестностей города Корелы. Пришельцев там перебили вместе с их воеводой Людером.

Вскоре шведское войско оставалось только в Орешке, но настал и его черед. 24 февраля 1349 года русские дружины пошли на штурм. Им удалось поджечь деревянные стены крепости и ряд построек внутри нее. Часть шведов была перебита, а остальные взяты в плен и отправлены в Новгород. В начале лета 1350 года Магнус совершил новый поход на новгородские владения.

Согласно шведским источникам, флот короля прибыл к устью реки Наровы, однако после приближения новгородской рати корабли ушли в Финский залив и почти все погибли во время шторма. Сам Магнус едва уцелел и с остатками войска добрался до Швеции. В новгородской летописи под 1350 годом есть на сей счет следующее сообщение: «А рать немецкая истопе (утонула) в море». А вот согласно документам Валаамском монастыря, Магнус не только спасся во время бури, но и объявился потом отнюдь не в Швеции, а... на острове в Ладожском озере.

Существует версия, что короля подобрали и выходили русские монахи другого монастыря, и лишь потом неудачливый завоеватель прибыл на Валаам. Магнус постригся в монахи под именем Григория и умер в чине схимонаха в 1371 году в Валаамской обители.

От древних времен здесь сохранилась лишь загадочная могила на старом монастырском кладбище, в которой, по преданию, и похоронен Магнус Эриксон. Первым, кто упомянул об этом необычном надгробии, был академик Озерецковский, посетивший Валаам в 1785 году. Он писал: «Видел могилу некоторого шведского принца. Могила сия не имеет никакого надгробного камня, а лежит на ней тонкая большая плита, которая, по небрежению жителей, была раздавлена лошадью.

По сказкам монахов, погребенный там некогда принц занесен был на Валаам сильною бурею и, потеряв у сего острова свое судно, остался там до конца своей жизни»;.

P.S. В Швеции могилы Магнуса II не существует: по шведским хроникам, он утонул...

Немного Мистики :

Существует официальная церковная мистика Востока и Запада, мистика православная и мистика католическая. Различием в строе мистического опыта и объясняется различие в мировых путях православного Востока и католического Запада. Есть глубокое различие в первоначальном отношении к Богу и Христу. Для католического Запада Христос объект, Он вне человеческой души, Он предмет устремленности, объект влюбленности и подражания. Поэтому католический религиозный опыт есть вытягивание человека ввысь, к Богу. Католическая душа – готична. В ней холод соединяется со страстностью, с распаленностью. Католической душе интимно близок конкретный, евангелический образ Христа, страсти Христовы. Католическая душа страстно влюблена в Христа, подражает страстям Его, принимает в своем теле стигматы. Католическая мистика насквозь чувственна, в ней есть томление и мление, для нее чувственное воображение есть путь. В ней напрягается антропологическая стихия. Католическая душа восклицает: мой, мой Иисус, мой близкий, мой любимый. В католическом храме, как и в душе католической, есть холод – точно сам Бог не сходит в храм и в душу. И душа страстно, томительно рвется вверх, к своему объекту, к предмету любви. Католическая мистика – романтична, полна романтического томления. Католическая мистика – голодна, в ней нет насыщенности, она знает не брак, а влюбленность. Католическое отношение к Богу как объекту, как к предмету устремления создает внешнюю динамичность католичества. Католический опыт создает культуру, на которой отпечатлевается влюбленность в Бога, томление по Богу. В католичестве энергия переливается в пути исторического делания, она не остается внутри, так как Бог не принимается внутрь сердца – сердце стремится к Богу на путях мировой динамики. Католический опыт рождает красоту от духовного голода и неудовлетворенной религиозной страсти.

Для православного Востока Христос – субъект, он внутри человеческой души, душа принимает Христа внутрь себя, в глубь своего сердца. В православной мистике невозможна влюбленность в Христа и подражание Ему. Православный опыт есть распластание перед Богом, а не вытягивание. Храм православный, как и душа, так противоположен готике. В православии нет ни холода, ни страсти. В православии – тепло, даже жарко. Для православной мистики не так близок конкретный, евангельский образ Христа. Православная мистика не чувственна, чувственность считает "прелестью", отвергает воображение, как ложный путь. В православии нельзя сказать: мой Иисус, близкий, любимый. В храм православный и в душу православную нисходит Христос и согревает ее. И нет в православной мистике томительной страсти. Православие – не романтично, оно реалистично, трезво. Трезвение и есть мистический путь православия. Православие – сыто, духовно насыщенно. Мистический православный опыт – брак, а не влюбленность. Православное отношение к Богу как к субъекту, принимаемому в глубь своего сердца, внутренняя духовность этого отношения не создает динамики во вне, все направлено на внутреннее богообщение. Православный мистический опыт не благоприятствует культуре, не творит красоты. В православном мистическом опыте есть какая-то немота для внешнего мира, невоплотимость. Православная энергия не переливается на путь истории. Сытость православного опыта не творит во вне, человек не напрягается и не вытягивается. В этом различии путей религиозного опыта скрыта великая тайна. И оба пути – подлинно христианские.

Существует официально православная и официально католическая мистика, но природа мистики сверхконфессиональна. Мистика всегда лежит глубже конфессиональных церковных распрей и противоположностей. Но типы мистического опыта могут порождать церковные разделения. Лишь углубление в мистику может оживить церковную жизнь, противодействовать омертвению видимой церкви. Живые корни церковной жизни – в мистике. Бытовая церковность остается на поверхности, на периферии. Церковь, воплощенная в физическом плане истории, всегда периферична. И в глубь мистики нужно уйти от периферической церковности не только для оживления религиозной жизни, но и для того, чтобы исследовать природу той мистики, которая, быть может, должна быть отвергнута. Есть мистический опыт, который хочет вернуть к состоянию первоначального покоя в лоне Божьем и отвергает всякое движение, всякую творческую динамику, т.е. самый смысл мирового божественного развития. Мистика доныне была порождением отдельных индивидуальностей, она оставалась случайной и скрытой. Ныне настали времена универсальной, объективной и выявленной мистики. Выявление мистики характерно для нашего времени. И время налагает обязанность осознать, какая мистика может быть обращена к творческому будущему.



Похожие публикации