Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи "в гости к леснику". Познание Конспекты занятий по развитие грамматического

Учитель-логопед: Жильцова Е.В.,

высшей квалификационной категории

Программное содержание

Цель: создание педагогических условий для эффективного формирования лексико-грамматического строя речи по лексической теме: «Осень» у детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушением развития речи.

Задачи доминирующей образовательной области (речевое развитие):

1.Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными: предзимье, листобой, грязник;

2. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие?).

Задачи интегрируемых образовательных областей (познавательное развитие):

1.Развивать стремление к познанию нового, формировать интерес к родному языку, традициям, обычаям своего народа.

2.Познакомить со старинными русскими названиями осенних месяцев - сентябрь, октябрь, ноябрь, помочь понять содержание их, запомнить.

3.Познакомить детей с жизнью простых людей (крестьян), которые занимались сельским хозяйством, названием и назначением предметов русского быта: бочка, кадушка, чугунок, лукошко, туесок.

(физическое развитие):

1.Продолжать развивать слуховое внимание, память.

2.Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию и согласованность речи с движением.

(социально-коммуникативное развитие):

1.Формировать начала трудовой деятельности в быту русских людей, воспитывать желание трудиться.

2. Способствовать воспитанию гибкости ума, смелости, дружбы, добру через художественное слово (пословицы).

ИКТ методически использовано как метод и средство обучения. Цель применения - разнообразить, сделать интересной, форму подачи информационного материала детям.

Предварительная работа

Разучивание пальчиковой игры "Опавшей листвы разговор", словесной игры «Ты лети, лети, листок»; пословиц и поговорок об осени. Чтение сказок: «Репка», «Медведь и мужик», «Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?», «Найди лишний», «Один-много», «Весёлый счёт».

Экскурсия в осенний парк, наблюдения сезонных изменений в природе осенью.

Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».

Оборудование: столы, стульчики по количеству детей; скамья, покрытая половиком из «русской избы», стол со скатертью для старинной утвари; мультимедиа-проектор, экран.

ИКТ: презентация, аудиозаписи: голос бабушки-хозяйки русской избы, мелодии песен «От улыбки», «Фиксики» (часики), «Крылатые качели», «Белогривые лошадки».

Материалы: сухой бассейн (корзинка с сушеной фасолью и шишками); сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовый лист, сшитый из оранжевого фетра; картинки с изображением названия артикуляционных и голосовых упражнений; засушенный стручок гороха; старинная утварь: чугунок, корзина (лукошко), бочка, кадушка, туесок; пластиковые тарелки (по количеству детей) с ледяными шариками; теплая вода (в тазу), бумажные полотенца (по количеству детей); вилок капусты.

Ход занятия.

I часть - вводная (цель - концентрация внимания детей и мотивирование детей на образовательную деятельность, определение цели занятия)

Организация детей: произвольно входят в зал.

Мотивация, целеполагание: дети по очереди берут картинки с сюжетным изображением природных явлений осени из сухого бассейна. Дети называют то, что изображено, предложением.

Цель: концентрация внимания и развития мелкой моторики детей.

Логопед: Дети, когда это бывает? (осенью). Попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить на занятии? (об осени).

На экране появляется слайд 1 «Осень»

Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенним листочком (сшитым из фетра оранжевого цвета):

Цель: совершенствование у детей умения подбирать слова-признаки

«Ты лети, лети, листок

Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам.

Как в ладошки попадешь, слово об осени возьмешь»

Логопед: Какая осень? (золотая, красивая, холодная)

Какое осенью становится небо?(хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)

Какие осенью листья?(листья стали сухими, потемневшими, грязными, мокрыми)

Какие осенью гроздья рябины?(красивые, спелые, багряные)

Какая осенью вода в озере?(Чистая, прозрачная, холодная, замерзшая)

(хрупкая, тонкая, прозрачная)

Дети садятся на стульчики.

II часть - основная (цель - формирование у детей познавательного интереса к народным названиям осенних месяцев, как жили люди в старину, с помощью пословиц; отработка моторных и речевых умений)

Логопед: Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Хотите узнать, как в старину русские люди называли осенние месяцы? Каждый из осенних месяцев , как и все другие месяцы года, имеет свои народные названия. В этих названиях отражены не только погодные условия месяца, но и детали из крестьянской жизни.

Как вы думаете, где можно узнать о названиях осенних месяцев? (Дети высказывают предположения и делают вывод)

Логопед (обобщает): знает бабушка (хозяйка), которая живет в русской избе. Пойдёмте! (приглашает присесть на скамью)

Слайд2 с изображением бабушки, слышится голос 1 за кадром

Дети садятся на скамью

Бабушка: (голос 2) "Добро пожаловать, милые ребятки, гости дорогие, милости прошу! Садитесь рядком да поговорим ладком. (дети садятся на скамью с половиком) Как поживаете?... Вот уж и осень к нам во двор пожаловала.

В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ Слайд 3- хмурое небо

Логопед: Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

Психогимнастика

Цель: развитие у детей психомоторных функций, умения применять эмоциональные состояния.

Логопед: Дети, но в сентябре же не только хмурится небо, но и улыбается солнышко.

Артикуляционная гимнастика (под музыку «От улыбки..», «Часики», «Крылатые качели», «Белогривые лошадки», с картинками, изображающие названия упражнений)

Цель: развитие подвижности артикуляционных органов.

Упражнения: «Улыбка», «Часики», «Качели», «Лошадка».

Слайд 4 - изображение бабушки-хозяйки

Слайд 5 - листопад

Логопед: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой). И получилось какое слово? (листобой)

Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»)

Пальчиковая игра (дети делают стоя)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Опавших листьев

Разговор еле слышен

Ладошки - «листья» падают, делают плавные движения вниз

Мы с кленов

Мы с вязов

Мы с вишен

С осинки

С черемухи

С дуба

С березы

Пальцы поочередно одновременно на 2-х руках постукивают по друг другу

Везде листопад:

Круговые вращения пальцами

На пороге - морозы!»

Провести ладонями от середины в

разные стороны.

Логопед: А что в народе про октябрь говорят, какие поговорки сложили? Слайд 6 - мнемодорожки пословиц

-«Октябрь кормит землю, когда листком, когда снежком».

-«Плачет октябрь холодными слезами».

-«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой».

Цель: развитие силы и высоты голоса

Повторить поговорки, согласно изображению на картинке.

Логопед: В старину русская деревня почти круглый год кормилась овощами с огорода. Не зря говорится в пословице: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

Поэтому осень в народе называли Осень - припасиха—время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Слайд 7 - урожай

Раньше магазинов не было и люди ели то, что они вырастили летом на своих полях и огородах. О том, что осенью русские люди припасали на зиму, мы можем узнать из сказок, пословиц, поговорок и загадок.
Сказку про картошку вы знаете? Нет. Потому что картофель раньше не выращивали. А про репку? Есть, и не одна. Слайд 8 - репа

( сказки: «Репка» , «Вершки и корешки», «Мужик и медведь». В сказке говорится про то, как мужик с медведем репу делили и хитрый мужик забрал себе все корешки (саму репу), а медведю оставил лишь вершки (одну ботву)).

А какие поговорки вы знаете про репку?

(Например, «проще пареной репы» о каком-нибудь очень простом деле говорят).

Что за пареная репа такая? Оказывается, любимое блюдо наших с вами пра-прадедушек и пра-прабабушек, которое очень просто готовилось. Резали репку, клали в горшок (показывает чугун), заливали водой и ставили в печь на пару часов. Потом вынимали—и готово.

И чего только из репки не готовили! Употребляли ее и сырую, и пареную, и вареную, сушеную, и даже пюре из репки делали, как сейчас, из картошки.

Разгадайте загадки про другие овощи: «сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковка), Слайд 9 «сто одѐжек и все без застежек» (капуста) Слайд10.
Конечно, любили и издавна выращивали на Руси морковку и капусту.

Если репка с морковкой могут всю зиму пролежать в холодном подполе (подвале), то капуста так долго хранится не может. А как же хранили капусту зимой? Капусту квасили и складывали вот в такую деревянную бочку и кадушку (показ).

А ещё раньше, чем репа, капуста и морковка, появился на Руси горох. Слайд 11 Есть поговорка, которая говорит нам о древности гороха. «При царе Горохе»-говорят о чем-то, что было очень- очень давно.

Дидактическая игра: «Что варили из гороха?» (дети играют стоя с засушенным стручком гороха).

Суп из гороха - гороховый

каша из гороха -гороховая,

кисель из гороха -гороховый,

Пироги с горохом - гороховые;

пюре из гороха - гороховое;

сыр из гороха - гороховый;

блины из гороха - гороховые;

мука из гороха - гороховая.

Логопед: Наших предков кормил не только огород, но и лес. Что же собирали в лесу? Конечно, грибы. Собирали в корзины и лукошки, сушили, солили и хранили в бочках и кадушках. (показ)

Дидактическая игра «Собери в лукошко» Слайд 12

Цель: закрепление умения детей называть грибы и определять съедобный-несъедобный.

Дети называют съедобные грибы, изображённые на картинке, чтобы «положить» в лукошко.

Логопед: А что еще собирали в лесу? (ягоды). Собирали ягоды обычно в туесок—круглую коробочку, сделанную из бересты. (показ)

Что сейчас из ягод варят? (варенье, сок, компот).

Дидактическая игра «Какое варенье?» Слайд 13 - варенье

Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)

Варенье из клубники-клубничное

Варенье из крыжовника - крыжовничное

Варенье из черники - черничное

Варенье из брусники - брусничное

Варенье из ежевики - ежевичное

Варенье из голубики - голубичное

Варенье из малины - малиновое

Варенье из вишни - вишнёвое

Логопед: Раньше варенья не варили. Для варенья необходим сахар, а он в был очень дорогой. Поэтому ягоды просто сушили, а некоторые виды (бруснику, клюкву) мочили - заливали водой. Моченые ягоды могли стоять в деревянных кадушках (показ) до самой весны и не портится. Вместо сахара добавляли мѐд! Хранили мѐд тоже в туесках и бочонках. (показ)

Бабушка: НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы. Слайд 14 и голос 4 за кадром

Логопед: Почему называли воротами зимы?(Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше) Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.

Какое знакомое слово слышится? (Зима).

Как вы думаете, что обозначает слово предзимье? (Это время перед зимой). Когда начинает появляться снег и лёд.

Упражнения с ледяными шариками за столом

Цель: развитие мелкой моторики рук.

1. На столе перед каждым ребенком стоит пластиковая тарелка с ледяными шариками. Дети накрывают шарики ладошкой, катают их в тарелке по часовой стрелке, произнося тест. Затем они опускают ладони в мисочки с теплой водой. Упражнение сначала делают правой, затем левой рукой.

На столе лежат горошки.
Прижимаю их ладошкой
И катаю их по кругу
Друг за другом,
Друг за другом.
Тают гладкие горошки
Под горячей под ладошкой.

2. Дети берут по два ледяных шарика, зажимают по одному шарику в ладошке, смотрят, как из ладошек капают капельки, при этом ритмично сжимают и разжимают кулачки и произносят текст. Затем дети кладут шарики обратно в ведерко и опускают руки в мисочки с теплой водой.

Ледышки-горошки
Сжимаю в ладошке.
И капельки-крошки
Текут из ладошки.
Ледышки в ведерко скорей положу
И руки в водичке чуть-чуть подержу.

Дети опускают ладошки в теплую воду, вытирают полотенцами.

III часть - заключительная (цель - подведение итогов занятия и перспектив дальнейшей работы, рефлексия детской деятельности)

Бабушка: (голос 5) Самое романтическое название этого месяца— «СВАДЕБНИК». Работы по сбору урожая закончены, свободного времени стало больше. Крестьяне в это время дружно справляли свадьбы. Люди устраивали и праздник урожая—наряжались в свои лучшие наряды, пели и плясали. Слайд 15 (1)

Дети исполняют осеннюю песню

Логопед: Ребята вы умницы и молодцы! Теперь вы знаете не только природные явления осени, но еще и как жили осенью в старину.

Вы в группе нарисуйте своё самое яркое впечатление от занятия, что вам больше всего запомнилось и понравилось.

Бабушка прощается с вами и предлагает вилок капусты - изучить рецепты как солить и квасить капусту, а потом в группе засолить вместе с воспитателями.

Анисимова Татьяна Викторовна

Тема: «Кто в зоопарке живет?»

Программное содержание:

1. Уточнить знания детей о животных, живущих в зоопарке.

2. Продолжать учить детей быстро подбирать слова-отгадки, подходящие по смыслу и рифме.

3. Активизировать умение согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

5. Продолжать учить детей согласовывать существительные с числительными (два-пять).

6. Способствовать закреплению названий детенышей диких и домашних животных.

Словарная работа:

учить осмысливать образные выражения в загадках.

Оборудование:

мяч, атрибуты на голову детей, иллюстрации к загадкам – добавлялкам, корзина, макеты или иллюстрации овощей и фруктов.

Ход занятия:

- Ребятки, кто из вас был в зоопарке?

Каких животных вы там видели? (медведя, лису, белку, волка, верблюда и т. д.)

- А хотите, мы сегодня мы с вами отправимся зоопарк для того, чтобы узнать от них самих кое-что интересное? (да)

- Но с пустыми руками мы отправиться не можем. Давайте что-нибудь возьмем. Как вы думаете, что мы можем взять с собой, чтобы угостить зверей? (фрукты, овощи)

- А конфетами можно кормить зверей? (нет)

- Почему? (От этой пищи животные могут заболеть).

Предлагаю детям сесть на стульчики, которые стоят на ковре полукругом.

Игра «Два – пять».

2 морковки

2 апельсина

- Наверное, этого мало будет животным в зоопарке. А если бы мы взяли всего по 5.

То как скажем?

5 бананов

5 морковок

5 апельсинов

- Вот теперь мы молодцы! Много взяли овощей и фруктов.

Дети встают. Звучит волшебная музыка.

- Слушайте внимательно и выполняйте движения:

Повертитесь, покружитесь (закрывают глаза)

В зоопарке очутитесь!

Дети открывают глаза, а перед ними стоят звери (дети с изображением животных на груди)

Я задаю вопрос в стихотворной форме, а дети-зверушки мне отвечают:

1. Отчего тигренок- крошка,

Ты похож на нашу кошку?

Потому что для меня кошка-близкая родня!

2. Хобот, слон, тебе зачем?

А в жару облиться чем? Чем тогда мне воду пить? И во что тогда трубить?

3. Обезьянка, ты послушай

Что на завтрак будешь кушать?

Отвечает обезьяна:

Принесите мне бананов!

4. Не простудишь, кенгуру кенгурёнка по утру?

Я его не простужу

в сумку сына посажу!

5. Эй, жираф, ответь скорее

Почему ты с длинной шееей?

Мне с таким высоким ростом доставать до листьев просто.

6. Зебра, будь добра, скажи

Кто тельняшку одолжил?

Это мне подарочек от любимой мамочки!

Спасибо вам зверушки за все! А у нас для вас тоже есть подарочек! (подаю корзину с фруктами и овощами)

Под волшебные слова возвращаемся в группу:

Повертитесь, покружитесь

Снова в группе окажитесь!

Игра «Доскажи словечко».

Очень медленны движенья

И походка как скольженье

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши… (черепаха)

Он живет среди болот,

У него большой живот.

И огромный страшный рот!

Это толстый …. (бегемот)

Вот бежит колобок

У него колючий бок,

Его в руки не возьмешь

Потому что это… (еж)

В реке Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б на встречу не проплыл

Всех проглотит… (крокодил)

Косолапый, неуклюжий,

Любит мед, не любит стужи.

До весны привык храпеть.

Как зовут его (медведь)

Ходит в шубе золотистой

Хвост у кумушки пушистый

Очень хитрые глаза

Как зовут ее?. (лиса)

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз присядка, два прыжок,

Это заячья зарядка,

А лисички как проснуться,

Обязательно зевнут

Ну и хвостиком вильнут,

Ну а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте,

А наш Петя петушок

Подняв красный гребешок

Важно по двору шагает

Свою песню распевает.

Игра с мячом «Чей, чья, чье»

Бросаю мяч ребенку и начинаю фразу. Ребенок заканчивает и бросает мяч обратно.

У медведя хвост… медвежий

У медведя ухо… медвежье

У медведя лапа чья… медвежья

У медведя нос. медвежий

У медведя шерсть… медвежья

У медведя сон… медвежий

Ребятки, а ведь в зоопарке у зверей рождаются детеныши.

А вы знаете, у кого кто рождается?

У волчицы -волчонок (показываю иллюстрации)

У лисицы –лисенок

У львицы –львенок

У медведицы –медвежонок

У жирафа –жирафенок

У оленя –олененок

Какие вы молодцы!

Все справились!

Итог:

Где сегодня мы с вами были?

Кого видели?

В какие игры играли?

Какая игра понравилась больше всего?

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

ТЕМА: «Наш дом»

Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение словаря по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:

Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

Где живет лиса? (Лиса живет в норе)

(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. - А где живет человек? (В доме)

Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

О большом доме? (домище)

Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка - это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. - В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

Кто строит дома? (строители)

Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)

Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физминутка

Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

6. - Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

7. - Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) - кирпичный дом.

из бетона - из пластмассы - из бумаги -

из камня - из металла - изо льда -

из глины — из стекла - из дерева -

9. - Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

ТЕМА: «Наш дом»

Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение словаря по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:

Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

– Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

– Где живет лиса? (Лиса живет в норе)

(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. – А где живет человек? (В доме)

– Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

– О большом доме? (домище)

– Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

– Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

– Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

– Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. – В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

– Кто строит дома? (строители)

– Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)

– Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

– Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физминутка

– Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

6. – Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

– Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

– В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

– Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

– Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

7. – Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

– Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

– Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы – из бумаги –

из камня – из металла – изо льда –

из глины – из стекла – из дерева –

9. – Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животных

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животных

Задачи:

1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище («Познание») .

2. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; поддерживая активность детей поощрять образование сложных прилагательных («Коммуникация») .

3. Развивать грамматически правильную речь, на основе ответов на вопросы. Упражнять в образовании однокоренных слов (лиса-лисенок), продолжать формировать обобщающие понятия, умение образовывать слова при помощи суффиксов (лапы-лапки-лапищи) («Коммуникация») .

4. Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности, выполнять поставленные задачи, взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия, развивать фонематический слух. («Социализация»)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

Письмо!

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас в гости! Буду очень рад встрече с вами. Лесник.»

А вы знаете кто это? Где он живет? Как называется его домик? (сторожка)

(Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)

Вы согласны пойти?

А кто же покажет нам дорогу?

Смотрите – пчелка! Давайте у нее спросим!

Пчелка, пчелка – покажи

Пчелка, пчелка – расскажи

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Покажу, конечно. Но вначале я хочу спросить, знаете ли вы песенку комарика? (з-з-з), песенку жука (ж-ж), ветра (ш-ш-ш), водички (с-с-с)

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите

Песенку комарика (з) – зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор.

Песенку жука (ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ежик, ножик.

Песенку ветра (ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина.

Песенку воды (с) – стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

Белка, белка – расскажи

Белка, белка – покажи

Как найти дорожку,

К леснику в сторожку

Д/И «Назови одним словом»

Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – насекомые.

Береза, дуб, ель, клен, сосна, кедр – деревья.

Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка – птицы.

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик – животные

Ромашка, колокольчик, василек, роза, ландыши – цветы.

Молодцы! Еще игра «Большой – маленький»

У ежика маленькие лапки, а у медведя большие лапищи.

У ежика маленький носик, а у медведя большой носище.

У ежика маленькие глазки, а у медведя большие глазищи.

У ежика маленькая головка, а у медведя большая головища.

Д/И «Назови ласково»

Лист – листочек

Гриб – грибочек

Ветка- веточка

Куст – кусточек

Ягода – ягодка

Трава – травушка

Гусеница - гусеничка

Жук – жучок

Елка – елочка

Цветок – цветочек

Дождь – дождичек

Словесная игра «Кто кем был?»

Лиса – лисенком

Волк – волчонком

Медведь – медвежонком

Белка – бельчонком

Заяц – зайчонком

Еж – ежонком

Ежик, ежик – расскажи

Ежик, ежик – покажи

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Покажу и расскажу только поиграйте со мной в игру «Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

1. Корова – волк – лиса – медведь.

2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

3. Волк – лиса- петух – еж.

4. Лиса – медведь – волк – морж.

5. Волк- кошка- лиса-заяц.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Кто живет в лесу?

Как называются животные, которые живут в лесу?

Кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?

Что делают птицы весной?

Какие деревья летом и зимой стоят зеленые?

Что нельзя делать в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных, надо беречь красоту, лес нельзя загрязнять.)

Молодцы! Вы порадовали меня своими ответами, каждый из вас чем-то отличился, вы много знаете! А вот и лесник!

Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. Мне мои жители передали по почте, что вы с ними играли, не обижали! С кем же вы встретились в лесу? В какие игры играли?



Похожие публикации