Научно-исследовательская работа «Эксперимент в детском саду. Исследовательская деятельность в детском саду Детская исследовательская работа в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

    Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

    Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

    Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

    Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

    Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    Стимулировать желание детей экспериментировать.

При организации исследовательской деятельности с детьми в нашем детском саду мы используем следующие формы работы :

    НОД;

    беседы познавательно-эвристического характера;

    дидактические и развивающие игры, упражнения;

    эксперименты и опыты;

    наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

    экскурсии и целевые прогулки;

    работа в уголках природы;

    трудовые поручения, действия

    коллекционирование.

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста, направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов.
Таким образом, работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Структура детского экспериментирования

      • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

        целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

        выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

        проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

        анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);

        формулирование выводов.

Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах были созданы уголки «Детские лаборатории», находящиеся в уголках природы. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности, наблюдательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. В то же время лаборатория – это место для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты редких предметов (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

3)Место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

В экспериментальных уголках могут быть:

    приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы, весы, песочные часы, компас и т.д.);

    разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл) разного объема и формы;

    природный материал (камешки, песок, ракушки, птичьи перья, глина, шишки, спилы деревьев, мох, семена растений и т.д.);

    утилизированный материал (проволока, пробки, мех, ткани, пластмасса, кусочки кожи, дерева и т.д.);

    технические материалы (гайки, винтики, шурупы, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т.д.);

    разные виды бумаги;

    красители: пищевые и непищевые;

    медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

    прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.).

Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:

памятка о проведении занятия-экспериментирования;

конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах;

картотека опытов;

Карточки-схемы;

Методическая литература и тд.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

С помощью наблюдений дети познают не только внешние параметры объектов природы (строение, окрас, запах и др.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и тд.).

Во время проведения прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Опыты, наблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Список использованной литературы

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012.

Проектно-исследовательская деятельность в последнее время приобретет все большую популярность. Данные тенденции связаны как с эффективностью метода, так и с общими тенденциями в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения.

Темы, разрабатываемые в рамках экологических проектов, могут быть самыми разнообразными. Рассмотрим несколько проектов различной тематики и характера, осуществленных в детских дошкольных учреждениях нашей страны.

Так в детском саду № 2333 города Москвы были разработаны проекты по темам: "Мини-музеи в детском саду", "Мир бумаги", "Мир глины", "Сказка в экологическом образовании" и многие другие.

Н.А. Рыжовой был разработан и активно используется в образовательных учреждениях проект "Здравствуй, дерево!". Данный проект включает в себя две ступени: проект "Наше дерево" для дошкольников и проект "Мое дерево" для младших школьников. Такой подход к проектной деятельности обеспечивает преемственность в системе непрерывного экологического образования.

Проект "Здравствуй, дерево!" заключается в ознакомлении детей с определенным деревом путем наблюдения сезонных изменений, ведения календаря наблюдений. Результаты наблюдений и исследований дети представляют в форме рисунков и небольших рассказов. При этом с возрастом изменяется роль педагога в данном процессе - чем старше становятся дети, тем более самостоятельными и объемными становятся исследования. Формы представления и обобщения материалов исследования также становятся более разнообразными.

В процесс реализации проекта активно вовлекаются и родители. Удачным является вариант, когда детский сад и школа могут совместно работать поданному проекту.

Продолжительность проекта "Здравствуй, дерево!" составляет не менее одного года, это связано с тем, что дети должны иметь возможность проследить сезонные изменения в жизни дерева. Регулярность осуществления отдельных наблюдений и исследований зависит от времени года: в периоды смены сезонов (август-сентябрь, март-апрель и т.д.) их частота увеличивается, т.к. в это время изменения в жизни всех растений и деревьев в том числе, наиболее заметны.

Деревья в качестве объекта наблюдений и исследовательской деятельности были выбраны не случайно. Они обладают рядом свойств, делающих их удобным объектом наблюдений Рыжова Н.А. "Экологический проект "Здравствуй, дерево!", Дошкольное воспитание №3, 7, 10 - 2002 г. :

1. Деревья произрастают практически везде, но в т же время ни дети, ни взрослые, обычно, не обращают на них особого внимания. Существенно большее внимание детей привлекают яркие растения и животные. Зачастую дети считают растения неживыми, поскольку они не обладают свойством, присущим, по мнению детей, живым существам - движением.

2. Деревья являются превосходным объектом для осуществления фенологических наблюдений. Лиственные деревья имеют заметные, ярко выраженные изменения по сезонам.

3. По внешнему облику, состоянию деревьев можно оценивать экологическую обстановку территории.

4. Деревья являются крупными объектами, в связи с чем, общаться с ними детям гораздо проще, чем с мелкими травянистыми растениями.

Проект "Здравствуй дерево!" как и любой исследовательский проект осуществляется в несколько этапов.

1 этап - Выбор цели и объекта наблюдения. На данном этапе необходимо определиться с тем, что станет объектом исследования, причем с одной стороны выбор объекта должен оставаться за детьми, а с другой стороны, педагогу следует направлять процесс принятия решения таким образом, чтобы группа пришла к единому мнению. Для этого педагогу следует обратить внимание детей на определенное растение, рассказать что-нибудь интересное о нем.

2 этап - Подготовка необходимых материалов и оборудования.

На данном этапе необходимо произвести подготовку всего, что будет требоваться в процессе исследовательской деятельности и при представлении результатов.

Для оформления результатов работы необходим "Дневник наблюдений", представляющий собой отдельный альбом или просто тетрадь. Также понадобится папка с прозрачными файлами, для хранения результатов исследований, детских рисунков, листьев и т.п.

На первой странице альбома дети должны изобразить портрет дерева и написать его имя, можно использовать и фотографию детей с деревом.

Вторая страница альбома носит называние "Что нужно нашему дереву?". Здесь ребята должны определить и изобразить, что необходимо дереву, без чего оно не может существовать.

Обычно дети изображают солнце, поскольку дереву необходимы свет и тепло, воду, почву, ветер, дождевого червя, пчелу. В процессе этой деятельности у детей формируется представление о наличии тесных взаимосвязей растений с объектами живой и неживой природы, и формируется понимание того, что никакой живой организм не может существовать отдельно от других, жизнь зависит от многих факторов.

Третья страница альбома называется "Паспорт нашего дерева". На данной странице фиксируется общая информация о дереве: его возраст, высота, диаметр ствола, соседние деревья, наличие рядом молодых деревьев этого же вида или поросли, наличие птичьих гнезд и т.п.

Остальные страницы альбома предназначены для записи впечатлений, высказываний детей, результатов наблюдений, рисунков детей.

Отдельно в альбоме дети должны нарисовать "портрет дерева" в различные сезоны. Страницу, содержащую стихи, загадки, пословицы и поговорки могут помочь сделать родители.

Таким образом, основные задачи подготовительного этапа проекта следующие: Рыжова Н.А. "Экологический проект "Здравствуй, дерево!", Дошкольное воспитание №3, 7, 10 - 2002 г.

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее "имя".

3. Узнать, кто посадил это дерево. Поинтересоваться, не связана ли с ним какая-нибудь интересная история.

4. Познакомиться со своим деревом - подойти к нему, сказать "Здравствуй!", шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать.

5. Подготовить оборудование для исследований и альбом, в котором отмечаются результаты наблюдений за жизнью дерева.

Исследовательский этап . На данном этапе осуществляются наблюдения за жизнью выбранного дерева, включая его сезонные изменения, наблюдения за птицами, производится изучение листьев, коры и др. частей дерева, а также почвы и ее обитателей.

Исследовательская деятельность в рамках проекта должна комбинироваться с другими видами деятельности: сочинением рассказов, изобразительной деятельностью, игровой и др. видами деятельности детей.

Большое значение имеет эмоциональное восприятие детьми исследуемого дерева, а также природы в целом, развитие способностей видеть красоту природы.

Трудовая деятельность является также неотъемлемым элементом проекта. В рамках трудовой деятельности дети осуществляют уход за растением, изготавливают кормушки, скворечники и т.п.

Обобщающий этап проекта заключается в анализе и обобщении результатов проведенных исследований, закреплении у детей приобретенных знаний и поведенческих навыков. На данной стадии проекта производится разработка различных рекомендаций на основе произведенных исследований.

На данном этапе деятельность детей состоит в сочинении рассказов и сказок, их иллюстрации, отражении результатов исследований в играх, разработке природоохранных знаков, проведении праздника "День дерева", составлении рекламы дерева, подборе литературы о нем.

Данные рекомендации являются для педагога своего рода формой диагностики результатов работы по проекту, поскольку они являются отражением происходящих изменений в поведении и отношении детей к окружающей природной среде. В рамках составления рекомендаций дети отвечают вопросы: "Что я могу сделать для данного дерева?", "Что я могу сделать для всех деревьев?". На основе рекомендаций возможно осуществление дальнейшей практической деятельности детей - разработки природоохранных знаков, сбора макулатуру, посадки деревьев и т.д.

По образцу данного проекта возможна разработка проектов по другим темам.

В рамках работы с младшими школьниками в образовательных учреждениях нашей страны также осуществляется проектно-исследовательская деятельность. Некоторые проекты при некоторой переработке вполне подходят и для детей дошкольного возраста.

Проект "Птичья столовая" . Данный проект должен осуществляться в зимний период. Его суть заключается в организации работы на территории образовательного учреждения птичьей "столовой". Для этого производится изучение взаимоотношений между различными видами зимующих птиц, на основе чего предлагаются варианты размещения "столовой", виды и формы кормушек.

Открытие "столовой" можно превратить в своеобразный праздник. После этого организуются наблюдения за птицами, прилетающими в столовую, а также дежурства. Во время наблюдений дети ведут дневники, записывая виды прилетающих птиц, отражают характер взаимоотношений между различными видами. На основе наблюдений делаются выводы.

Проект "Лесная аптека". Целью данного проекта является знакомство детей с лекарственными растениями. В процессе осуществления проекта выясняется, какие лекарственные растения произрастают в данной местности, каковы их целебные свойства.

Растения для аптеки собираются во время прогулок и экскурсий в парк или лес. Среди растений могут быть мать-и-мачеха, цветы липы, крапива, шиповник, лопух, подорожник и т.п.

Результатом проекта является открытие лесной аптеки. Дети рассказывают о лекарственных растениях и своих исследованиях родителям и другим детям.

Еще один проект, посвященный уже неживой природе, был реализован в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 116" Семицветик, города Рязани. Данный проект не носил непосредственно экологической направленности, однако при желании ему можно было бы легко придать экологический характер.

Проект назывался "Эта удивительная соль". Данный проект стал следствием отдыха одного из воспитанников МДОУ на соленом озере Баскунчак. В результате чего у детей возникло множество вопросов: "Что такое соль?", "Откуда она берется? Как ее добывают?", "Почему море соленое?" и др.

В работе над проектом "Эта удивительная соль" принимали участие и дети, и родители, и воспитатели.

Проект объединил два индивидуальных исследования:

· "Почему соль соленая и такая разная?"

· "Волшебница соль"

Цель проекта: Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.

1. Выяснить, откуда берется соль.

2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

3. Исследование свойства соли опытным путем.

4. Поиск информации о соли в художественных произведениях.

5. Стимулирование познавательной активности, создание условий для осуществления исследовательской деятельности.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

7. Развитие воображения, любознательности и уверенности в своих способностях.

8. Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству.

Исходя из доминирующего метода, данный проект носил исследовательский и творческий характер. Взаимодействие осуществлялось в рамках пары ребенок - взрослый. По характеру контактов проект являлся разновозрастным, по количеству участников проект - групповым, по продолжительности осуществления - среднесрочным.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

1. Этап проектирования включал в себя следующую деятельность:

· Беседы ("Что такое соль и для чего она нужна?", "Что мы хотим узнать о соли?", "Где можно найти нужную информацию");

· рассматривание энциклопедий, чтение книг;

· формулировка проблемных вопросов;

· выдвижение гипотез;

· планирование работы.

Целью данного этапа было научить детей задавать вопросы, самостоятельно выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.

Итогом первого этапа стал план дальнейшей работы:

· Сбор сведений о соли из разных источников информации.

· Знакомство с художественными произведениями, в которых есть упоминание о соли

· Исследование, почему соль бывает разного цвета.

· Выращивание кристаллов соли.

· Фотографирование

· Составление презентации: "Эта удивительная соль", "Такая разная соль".

Следующий этап проекта - технологический - включал в себя:

· сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет);

· беседы ("Соль в пословицах, поговорках, загадках", "Какая бывает соль?");

· сбор образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, "Экстра", соль для ванн);

· опыты ("Растворяется ли соль в воде?", "Как влияет соль на свойства воды?", "Куда девается соль при испарении?", "Выращивание кристаллов");

· наблюдения ("Как мама использует соль?").

Рефлексивный этап включал:

· обобщение и систематизация полученных знаний;

· фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка "Как вырастить кристалл?", выращенные кристаллы, слайды "Соляные пещеры");

· формулирование выводов;

· подготовку и проведение презентации.

Последний заключительный этап данного проекта заключался в интересном рассказе о проведенном исследовании детям, их родителям и воспитателям.

В том же учреждении осуществлялся и другой проект "Кора - одежда для растений".

Данный проект объединил три темы исследований:

· "Такая разная кора"

· "Берестяное кружево",

· "Кому кроме деревьев нужна кора (приносит ли кора кому-то пользу)".

Целью проекта было формирование представлений детей о защитных функциях коры и ее использовании.

Задачи проекта:

· формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольного возраста;

· развитие познавательного интереса к живой природе;

· формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и дошкольника поведения;

· формирование представлений о разнообразии коры и об использовании коры человеком;

· знакомство детей с корой как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения (народные промыслы);

· знакомство детей с применением коры в медицине.

Первый этап проекта являлся экспедиционным. На данном этапе дети познакомились:

· с особенностями коры разных деревьев (какого цвета, гладкая или шероховатая, имеет ли запах);

· сравнили кору молодых и старых деревьев;

· собрали кору для создания коллекции;

· природный материал для изготовления поделок;

· обнаружили следы повреждений, нанесенных деревьям человеком.

Во время экспедиции детей интересовало буквально всё:

· Зачем деревьям кора?

· Почему кора разная?

· Чем пахнет кора?

· Что будет с деревом, если содрать кору?

· Почему деревья не могут жить без коры?

· Зачем белят стволы деревьев?

· Почему у маленькой березки кора коричневая, а у большой - белая?

После экспедиции была проведена конференция, в ходе которой дети рассказали о том, что нового они узнали и чему научились, обменялись впечатлениями и поделились своими дальнейшими планами.

В процессе мозгового штурма дети сформулировали вопросы и выдвинули гипотезы своих будущих исследований.

Технологический этап включил в себя сбор информации из самых различных источников: дети обратились за помощью к взрослым, к энциклопедиям, книгам, сказкам, вели наблюдения за деревьями на территории детского сада. Была организована экскурсия в музей природы, где воспитанникам рассказали о деревьях, произрастающих в Мещере, о том, как используется кора различных деревьев.

С родителями дети посетили магазин, где продают сувениры, изготовленные из коры деревьев, аптеку, где получили информацию о целебных свойствах коры и приобрели ее.

Были проведены беседы:

· "Как человек использует кору";

· "Что такое берестяные грамоты и когда они появились?";

· "Как добывают бересту для поделок?

По доминирующему методу данный проект являлся социально-исследовательским, по содержания включал ребенка и природу, носил межпредметный характер, по характеру участия - ребенок являлся участником проекта от идеи до результата. Проект осуществлялся внутри одной возрастной группы, по количеству участников являлся групповым, по продолжительности - долгосрочным.

Итогом проекта стали:

· Коллекция "Такая разная кора";

· Панно "Кора лечит", "Кора кормит", "Чем пахнет кора?";

· Коллекция поделок и сувениров из коры.

Проект "Биоценоз березовой рощи поселка Южный". В состав данного проекта входят следующие направления: формирование знаний об окружающем мире, в том числе о природе, развитие речи детей, художественное воспитание. Проектно-исследовательская деятельность при этом органично входит во все остальные виды деятельности, составляя с ним единое целое.

Цель проекта - формирование исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения живой природы.

Задачи проекта:

· Сформировать знания о живой и неживой природе

· Привить навыки экологически грамотного поведения в природе;

· Дать представления о березовой роще как о зеленом доме растений и животных

· Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

· Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов;

· Расширить представления детей о социальной значимости березовой рощи.

В рамках проекта осуществлялась разработка следующих тем индивидуальных исследований дошкольников:

· Кто посадил березку?

· Как березка готовится к холодной зиме?

· Кому нужна березка?

· Что для меня моя березка?

Данный проект - это методическое пособие для работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада при изучении базового курса "Ознакомление с окружающим" по программе С.Н. Николаевой "Экологическое воспитание в детском саду". При некоторой адаптации с проектом можно работать по пособию А.И. Ивановой "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду".

Продолжительность проектно-исследовательской деятельности определялась следующими факторами:

· Особенностями изучаемого явления (сезонные изменения в жизни дерева, осень-зима);

· Наличием свободного времени;

· Заинтересованностью детей, их отношением к предлагаемому виду деятельности.

Поэтому проект носил долгосрочный характер.

На подготовительном этапе были обсуждены вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью, определены цель и задачи проекта, составлен список необходимого оборудования, разработан план-график работы, подготовлена методическая и художественная литература, дидактические игры по теме проекта, приобретены необходимые принадлежности для практических занятий, создана лаборатория "Маленькие волшебники" для экспериментальной деятельности.

В ходе реализации проекта было организовано выполнение дошкольниками самостоятельных исследований (экспериментов, опытов, наблюдений), проведены дидактические игры, ознакомление с литературой по теме проекта.

В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом был создан Музей природы "Человек, деревья, птицы и трава - едины корни нашего родства!", альбом "Березонька", фотоальбом, книги-самоделки.

Презентация проекта проходила в форме просмотра видеофильма "Экспедиция в березовую рощу поселка "Южный", концерта, где были продемонстрированы итоги реализации проекта.

Проектная деятельность не обязательно может носить чисто экологическую направленность. Возможно объединение нескольких направлений в рамках одного проекта. Примером этого является проект, осуществленный в МДОУ №225 "Лето - удивительная пора!".

Данный проект был реализован в рамках ДОУ в летний период и был нацелен на то, чтобы деятельность детей в это т период была более содержательной, интересной и познавательной.

В проекте участвовали: дети дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: обогащение впечатлений детей о разнообразии природы в летний период.

Задачи проекта:

1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей посредством использования природных факторов.

2. Воспитание у детей любви к живому, желания оберегать и защищать природу.

3. Развитие познавательного интереса и формирование навыков экспериментирования.

4. Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.

5. Воспитание привычки повседневной физической активности.

6. Способствование вовлечению родителей дошкольников в совместную с ребенком деятельность.

Реализация проекта велась через различные виды деятельности по нескольким направлениям:

1. Беседы "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!", "Советы доктора Пилюлькина", "Уроки Бронхи - брата"

2. Физкультурное развлечение "Быстрее, выше, дальше", "В гостях у Нептуна"

3. День здоровья "Весёлый мяч"

4. Сбор лекарственных растений: "От болезней и мучений нас спасут плоды растений!"

1. Беседа "В природе нет ничего лишнего".

2. Фотовыставка "Удивительное - рядом".

3. Акция "Озеленение территории детского сада - посадим дерево".

4. Целевая экскурсия на луг "Здравствую, луг!".

5. Праздник цветов (в программе: стихи, загадки, спортивные этюды, подвижные игры, приметы, головоломки).

6. Викторина "Природа - наш друг!", "Знатоки леса".

7. Экологические игры "Что было бы, если из леса исчезли…", "Где что зреет?", "Распределение плодов по вкусу, цвету, форме".

1. Составление рассказов "Приключение Муравьишки", "Мой любимый вид спорта" (создание малой спортивной энциклопедии).

2. Речевые физкультминутки.

3. Придумывание загадок о деревьях, цветах.

4. Копилка загадок, пословиц, поговорок о лете.

5. Инсценировка стихотворения "Цветное молоко".

1. Сюжетно - ролевые игры "Садовник", "Юные строители".

2. Словесные игры "Кто больше заметит небылиц?", "Назовите растение", "Четвёртый лишний".

3. Коммуникативные игры "Кто больше назовёт?", "Придумай небылицу".

4. Пазлы, разрезные картинки "Животный мир"

1. Проведение опытов с песком и с водой.

2. Изучение энциклопедий: "Почему песок бывает разным?", "Почему в пустыне растут кактусы?", "Растения - фитоспасатели: мята, календула, подорожник, ромашка".

3. Занятие "Солнечные зайчики".

4. Интегрированное занятие "Путешествие в Фитоландию".

1. Акция "Трудовой десант" (совместно с родителями) - уборка мусора, обрезка кустов, посадка цветов.

2. Конкурс детских работ по ручному труду: создание книжек - малышек "Лето - удивительная пора".

3. Работа в цветнике и на огороде "Растут цветы для красоты, а овощи - для здоровья".

1. Открытие на участке "Творческой мастерской".

2. Оформление выставки "Летние виды спорта". Создание малой спортивной энциклопедии.

3. Конкурс рисунков "Вода и краски".

4. Смотр-конкурс "Юный флорист".

5. Изготовление из бумаги панамок.

6. Изготовление игрушек - животных из природного материала.

1. Спартакиада "Спорт и смех - в семье успех!".

2. Изготовление атрибутов для спортивных и подвижных игр "Умелые руки не знают скуки".

3. Турпоход "Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!".

4. Изготовление семейных фотоальбомов "Лето - 2009".

1. Конкурс стихов о лете.

2. Развлечение "Страна загадок".

3. Литературные посиделки "Читаем вместе о лете": Н. Калинина "Как Сашу обожгла крапива", В. Берестов "Весёлое лето", Н. Полякова "Доброе лето", М. Пришвин "Золотой луг", З. Александрова "Дождик".

1. Утренник "Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!".

2. "Музыкальная копилка" (слушаем и поём песни о лете).

3. Хороводные игры

4. Беседа "Природа и музыка".

5. День именинника.

Таким образом, в рамках данного проекта был в полной мере реализован интегрированный подход.

Исходя из рассмотренных проектов, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес, они с удовольствием участвуют в проектах, вносят свой вклад в его организацию и развитие. Соответственно и эффективность полученных знаний существенно выше, т.к. невозможно забыть ту информацию, которую нашел и подготовил сам.

При подготовке проекта и педагогам следует проявлять фантазию. Как видно из приведенных примеров проекты могут осуществляться по различным темам, включать в себя различные виды деятельности - не только исследовательскую, носить как экологический, как и комплексный характер, осуществляться в рамках ДОУ или совместно со школами и т.д.

Однако в любом случае требуется четкое планирование и организация деятельности. Для этого педагогам следует ответить на следующие вопросы:

· Какова цель проекта?

· Кто будет участвовать в данном проекте (какие педагоги, дети, будут ли принимать участие родители и т.д.)

· Какова направленность проекта? (будет ли он носить сугубо экологический характер или являться комплексным)

· Будет ли проект осуществляться только силами ДОУ или совместно со школами, музеями и т.д.

· Какова планируемая продолжительность проекта? (продолжительность во многом зависит от выбранной темы).

· Какова тема проекта? (ответ на этот вопрос может дать общение с детьми, поскольку тема проекта должна быть им интересна).

· Какое оборудование и материалы необходимы для реализации проекта?

· Какое финансовое обеспечение необходимо для проекта? (возможно необходима закупка оборудования и т.п.)

· Какие этапы будут выполняться в процессе реализации проекта?

· Какую роль будут выполнять участники проекта на каждом этапе?

· Какие результаты должны быть достигнуты в конце каждого этапа?

· Какие результаты должны быть достигнуты в результате реализации сего проекта и как они будут представлены.

Выводы

В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.

При этом проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам, так и в рамках программам экологического направления.

Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического образования приобретает в последнее время все большую популярность. Это связано с его эффективностью, а также с общей тенденцией в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения.

Тематика экологических проектов может быть самой разнообразной.

Однако в любом случае цели проектно-исследовательской деятельности как метода экологического образования будут достигнуты только в случае, если педагоги придерживаются определенных правил, основные из которых следующие:

· работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу,

· необходимо предоставить детям свободу выбора.

· Необходимо избегать назидательности и лозунгов, поскольку экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.

Любая проектно-исследовательская деятельность вне зависимости от темы исследования должна включать такие этапы, как выбор темы и объекта, подготовка материалов и оборудования, получение начальных теоретических знаний об объекте, проведение исследований, обобщение результатов исследований, выводы, представление результатов.

Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №33 «Радуга», Белгородская обл. г. Губкин.

Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева» (для детей 4-5 лет)

Вид проекта : Познавательно-практический.

Срок реализации проекта: Средняя продолжительность (1 месяц).

Актуальность проекта:

Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались - как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Помочь героям сказки можно, если использовать деревянную пластину. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея проекта и желание познакомиться со свойствами древесины.

Цель проекта:

Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Гипотеза : Обладает ли дерево различными свойствами?

Задачи:

Расширение представлений детей о дереве, его качествах и свойствах.

Установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования.

Уточнение знаний о дереве и его переработке в производстве.

Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.).

Развивать умение делать выводы.

Методы исследования: Подбор материала по теме; проведение опытов с изделиями из древесины; чтение художественной литературы; изготовление альбомов; экскурсия в столярную мастерскую; составление схем;

Ожидаемые результаты:

Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:

В исследовательской деятельности;

В выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;

В активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;

В выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;

План реализации:

Опыт 1.

Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес - наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево. Узнали, за что человек так ценит дерево, какой ценный материал получает из него и каким способом. Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.

Опыт 2.

Для закрепления знаний о древесине и его переработке на производстве, организовали экскурсию в столярную мастерскую. Наблюдая за работой плотника, увидели, что дерево можно строгать, пилить и после работы остаются опилки - древесная стружка, которую также используют для изготовления мебели на фабриках.

Опыт 3.

Придумали продолжение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Что же случилось с нашими героями дальше? Перебравшись через реку, они долго гуляли по лесу, но вскоре устали и замёрзли. Как быть? Решили смастерить себе дом. Какой материал лучше использовать? Проведя эксперимент, решили, что лучше построить дом из дерева. В лесу много деревьев, древесина твёрдая, не пропускает холод, хорошо поддаётся обработке - её можно пилить, строгать, в неё можно вбивать гвозди.

Опыт 4.

Наши герои проголодались. Решили приготовить себе обед. Из чего можно развести костёр? Проведя опыт, установили, что дерево хорошо горит, можно развести костёр из кусочков дерева и веток. На обед - каша. Как известно, кашу нужно постоянно помешивать. Какой ложкой удобнее это делать? Проверили: лучше мешать деревянной ложкой, потому что она не нагревается, не обожжёшь руки.

По результатам проведённого исследования сделали вывод:

Дерево лёгкое, плавает в воде.

Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.

Дерево хорошо горит, но предметы из него не нагреваются.

Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.

Итог: Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек её широко использует.

Исследовательская работа с детьми на тему "Пейте дети молоко будете здоровы"

Введение.

Цель проекта: Определить качество молока трех производителей.
Задачи
1. Провести эксперименты на выявление качества продукта.
2. Выявить лучшего производителя молока.
3. Сформировать привычку употреблять молоко.

Актуальность проекта:
Всем известно, что обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. поэтому меня и детей моей группы (подготовительная группа) волнует вопрос: качественное ли молоко продаваемое в магазине и как можно в домашних условиях проверить его качество?
«Любят ли дети молоко? А если любят, то почему?» с такими вопросами мы обратились к своим воспитанникам и их родителям.
Результаты проведенного опроса показали. Что 94% опрошенных детей любят молоко и регулярно его употребляют.
Из них 46% ответили, что причина по которой они любят молоко в том, что оно вкусное, 42% потому, что оно полезное, 7% потому, что хотят побыстрее вырасти, 5% потому, что так хочет мама.
Вывод: дети понимают то, что молоко полезно, но в большей степени они оценивают его только вкусовые характеристики. И поэтому мы решили провести качественный анализ молока трех торговых марок продаваемых у нас в магазине.

Обоснование темы.

Немного истории о молоке. Древнему человеку, чтобы догадаться, что молоко есть пища, видимо, не требовалось много времени и смекалки. Женщина грудным молоком кормила своего ребенка. Охотники наблюдали как дикие животные молоком растят своих детенышей.
Только откуда взять его для племени - вот была задача. Ее надо было решать. Это наших предков со временем подтолкнуло к мысли - нельзя ли тех животных, которые имеют молоко, приручить, одомашнить. Тогда дополнительная пища, без поисков вдали, была бы под рукой. Мало-помалу люди начали одомашнивать животных. Научились их доить. Нет сомнений, что первое появившееся в рационе человека молоко было козье. На это указывают, как археологические находки (первыми, были приручены овцы и козы, около 10-12 тыс. лет назад), так и народная память. Во многих мифах и легендах, различных народов, присутствуют козы выкармливающие младенцев или козье молоко, как пища Богов и Героев. Даже в Библии, самое упоминаемое животное это коза.

Виды молока:
Козье молоко по своему составу оно не уступает коровьему, а по ценности даже выше него.

Овечье молоко в полтора раза питательнее коровьего и содержит в 2-3 раза больше витаминов А, В, В2. Широко используется для приготовления простокваши, кефира, сыра, масла и других продуктов.

Кобылье молоко - белое, с голубоватым оттенком, сладкое и немного терпкое на вкус. В нем в 2 раза меньше жира, чем в коровьем. Однако высокое содержание витамина С (в 6 раз больше, чем в коровьем!)

Коровье молоко это белая вязкая жидкость приятного вкуса и без запаха. Биологическая и пищевая ценность его очень высока.

Верблюжье молоко отличается специфическим вкусом. Консистенция его гуще, чем коровьего.

Оленье молоко, оно в 4 раза калорийнее коровьего. При использовании цельного оленьего молока для питья рекомендуется разбавлять

Из молока готовятся весьма ценные пищевые продукты: сухое и сгущенное молоко, сливки, масло, сыр; разнообразные молочнокислые продукты: творог, простокваша, кефир, кумыс, ацидофилин и другие.
Сыр и творог богаты белком и также являются хорошим источником кальция. Сливки, сливочное масло и сметана представляют собой в основном молочный жир.
Интересные факты о молоке.
Сколько в мире молока
В мире производится от 650 до 700 миллиардов литров молока в год. Большая часть – это молоко, йогурты, сливки и десерты. На изготовление сыра идет от 10 до 15 процентов производимого в мире молока, на производство масла – 8%. Оставшаяся часть идет на производство сухого молока.

Сколько корова дает молока
Коровье вымя может содержать от 11 до 23 литров молока. В день корова дает в среднем 90 стаканов молока или 200 тысяч стаканов за всю жизнь.


Лягушка - консервант

На Руси в сосуд с молоком часто запускали лягушку, чтобы оно не скисло.

Скорость ручной дойки

До изобретения доильного аппарата фермер мог выдоить не более шести коров в час.

Молоко верблюдицы - друг путешественника
Молоко верблюдицы не сворачивается. Верблюжье молоко является одним из основных продуктов питания пустынных регионов Африки.

У кого самое жирное молоко

Самое жирное молоко - у тюленей (более 50% жира) и у китов (до 50% жира). Самое нежирное молоко у ослиц и кобылиц.

Как же избежать обмана?
Для эксперимента мы взяли молоко известных производителей:
Молоко «Домик в деревне» - образец №1
Молоко «Ситниковское» - образец №2
Молоко «Любинское» - образец №3
и сравнили их.

Опыт №1.
Качество молока можно определить по внешнему виду.
1. Налили в стакан молока до середины объёма.
2. Отметили однородность.
3. Дали молоку отстояться в течение 3-5 минут и отметила наличие осадка

Все три образца не имеют загрязнений и осадка, однородны по составу.

Опыт № 2.
Определение наличия крахмала в молоке.
1. В стакан налили 5-10 мл молока.
2. Добавили в молоко несколько капель йода.
Молоко с добавлением крахмала синеет, а чистое молоко желтеет.
По результатам опыта видно, что все три образца не имеют в своем составе крахмала.

Опыт №3.
Определение воды в молоке 2 способами.
1 способ.
1. В стакан налили теплую воду.
2. Тонкой струйкой добавила в воду молоко.
Некачественное разбавленное молоко тут же растворится в воде, окрасив его в грязно-белый цвет, а качественное соберется в виде белого сгустка и дальше останется нерастворенным.
Опыт показал, что все три образца молока разбавлены водой.
2 способ , показывает на сколько примерно процентов молоко разбавлено водой.
1. В блюдце налили 2 столовые ложки молока и 4 ложки спирта.
2. Смесь взбалтывают в течении 30 секунд.
Если молоко не разбавлено водой, то по истечении 5 –7 секунд, иногда даже раньше, в жидкости вылитой на блюдечко, появятся хлопья. Если же хлопья появятся спустя значительно больший промежуток времени до 20 минут значит, молоко разбавлено водой примерно на 20%, чем более требуется времени для появления хлопьев, тем больше оно разбавлено водой.
Наш опыт показал следующее время свертывания:
Образец №1 - 9 мин.
Образец №2 – 15 мин.
Образец №3 – 13 мин.

Опыт №4.
Определение наличия в молоке соды.
1.Налили в стакан молоко.
2.Опустили в него лакмусовую бумажку.
Если лакмусовая бумажка окрасится в красный цвет, значит в молоке присутствует сода, ее добавляют для продления срока годности молока. В образце №1 лакмусовая бумага приобрела розовый оттенок, это свидетельствует о наличии соды в молоке. Остальные образцы успешно прошли испытание.

Опыт № 5.
Определения наличия в молоке химических добавок удлиняющих срок годности молока.
1. Налили в стакан молоко.
2. Оставили молоко при комнатной температуре.
Если молоко качественное, то приблизительно через сутки оно скиснет. Результаты опыта следующие: образец №1 скисло на 4 сутки, образец № 2 скисло через сутки, образец № 3 через сутки.

Опыт №6.
Определение вкусовых характеристик молока.
1.Предложили детям 3 образца молока попробовать.
2.Голосование за понравившийся образец.
Результаты следующие:
Образец №1 оценили на вкус 35% детей, образец №2 понравился 17% детей, и образец №3 выбрали 48% детей.

Заключение.

Анализируя результаты опытов, можно сделать вывод, что все представленные образцы разбавлены водой, примерно на 20%, на вид не имеют загрязнений, в их составе точно нет крахмала, в образце №1 в составе присутствует сода, и он имеет очень длинный срок скисания, можно предположить, что в него, добавлены и другие химические добавки для продления срока годности, так как в норме качественное молоко должно скиснуть за сутки. Из чего следует, что из всех представленных образцов, образец №2 и №3 заслуживают 1 место. А вот на вкус не всегда можно определить качество молока, это доказали наши эксперименты.
Мы считаем, что используя эти не сложные опыты, в домашних условиях можно и нужно оценить качество молока, так как только качественное молоко полезно для здоровья детей и их родителей.

Районный конкурс исследовательских работ

старших дошкольников "Юный исследователь"

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждением

"Детский сад №4"

Направление исследовательской работы: социальное

Исследовательская работа

" Перепись нашего детского сада"

Работу выполнили:

Пестова Нина 6 лет 4 месяца

воспитатель МДОУ

"Детский сад № 4"

Тип: познавательно - исследовательский

Участники проекта: Нина Пестова (6лет 4месяца)

Масштаб: 2 месяца

Основание для разработки:

Пе́репись населе́ния - единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных. Перепись 2010 проходила на глазах подрастающего поколения, где они могли сами воочию видеть и переписные листы и портфели с документами, слышали вопросы, задаваемые взрослым переписчиком.

Проблема: Всеобщая перепись населения 2010 года проводилась с целью того, чтобы узнать сколько человек живет в нашей стране, их возраст, чем они занимаются, есть ли у них дети, сколько их. Также задавались вопросы разного характера о жилье, об образовании, о семейном положении.

Нина активный, любознательный ребенок. Ее интересует много вопросов из разных областей знаний, на которые она пытается найти ответ.

После проведения переписи дома, ее заинтересовал данный вопрос. Ей стало интересно, а можно ли провести перепись в детском саду, чтобы узнать сколько детей и взрослых в детском саду, какие есть игрушки и сколько их, а также посчитать стулья, столы и тому подобное.

Работа по данному вопросу предстояла большая, одной Нине было бы не справится с большим объемом, поэтому она попросила помощи у взрослых и детей. Мы все вместе придумали вопросы и схемы, обсудили, что нужно выяснить, как это сделать, разработали переписные листы.

Гипотеза: Можно ли провести перепись в детском саду

Цель (ребёнка): проведение переписи и оформление итогов в книгу.

Цель (педагогов): формирование у детей представления о детском саде как единой целостности людей, объединенных идеей заботы, взаимопомощи и взаимопонимания .

Задачи (педагогов):

1.Совершенствовать представления детей о детском саде, его сотрудниках, детях, условиях совместного существования.

2.Развивать основы информационной компетенции: представления об источниках получения информации, умения обобщать информацию.

3.Формировать навыки публичной презентации полученных сведений.

Подготовка к проведению переписи:

- О чём хотел бы ты узнать? (Возможно ли провести перепись в детском саду?)

-Что знаешь об этом? (Перепись нужна для того, чтобы узнать сколько мужчин и женщин в стране, их возраст, место работы, а также были вопросы о детях)

- Как ты об этом можешь узнать? (Спросить у взрослых, у детей нашей группы, подумать самой над этим вопросом.)

План исследования

Подумать самой

Спросить у взрослого

4

Понаблюдать за работой переписчика


Всю нашу работу по проведению переписи мы вам предлагаем прочитать в нашем стихотворении

Перепись устроил президент в стране,

Порешил узнать он сколько, кто и где.

Очень интересно было наблюдать,

Когда семью всю нашу пришли переписать.

Потом я долго думала, сидела и гадала.

И вот я к воспитателю с вопросом прибежала.

«А можно в детском садике все переписать?

Узнать: кто, где и сколько

И всем порассказать.»

Сказала воспитатель:

«Что это все возможно»

И вот работа наша тут закипела дружно.

Вначале все вопросы мы стали составлять.

Потом значки и схемы придумали опять.

И вот листы готовы, они для всех одни.

И дружною командою по саду мы пошли

Вопросы задавали, значками отмечали.

Считали все игрушки, цветы и всех детей.

Окончена работа, листы все со значками

Лежали перед нами и ждали окончания.

В конце мы дружно вместе сидели и считали,

Чего, когда и сколько мы все на отмечали.

Но всем давно известно, что дело идет быстро,

Когда тебе поможет и взрослый и твой друг.

Все цифры посчитали картинки подобрали,

И книжку мы создали про перепись в саду.

Результаты переписи получились следующие :

1. Сколько всего детей посещает детский сад? (136 человек)

2. Сколько в детском саду девочек? (59 человек)

3. Сколько в детском саду мальчиков? (77 человек)

4. Сколько цветов в детском саду? (201цветок)

5. Сколько окон? (54 окошка)

6. Сколько дверей? (68 двери)

7. Сколько балконов? (2 балкона)

8. Сколько кукол? (37 кукол)

9. Сколько машинок? (87 машинок)

10. Сколько стульев? (больших 37, маленьких 179)

11. Сколько столов? (больших 19, маленьких 52)

12. Сколько кроватей? (115 штук)

13. Сколько групп7 (5 групп)

14. Сколько кабинетов? (8 кабинетов)

15. Сколько залов? (2 зала)

16. Сколько участков? (5 групповых и 1 спортивный)

17. Какие самые редкие имена у детей? (Самира, Рафаил, Жанна, Гера, Нина, Ефим)

18. Какие самые редкие имена у взрослых7 (Захида, Рафида, Маргарита)

19. Какие самые часто встречающиеся имена у взрослых? (Ольга. Татьяна)

20. Какие самые часто встречающиеся имена у детей? (Аня, Юля, Дима. Даша, Артем)

Вывод: В детском саду можно провести перепись. По результатам переписи мы узнали много интересного о своем детском саде, о сотрудниках и детях, узнали много новых редких имен, запомнили названия цветов.

Результат: рассказ ребёнка о проделанной работе и презентация результатов переписи перед детьми.

Рефлексия:

Понравилось ли работать? (Да.)

Почему получилось все быстро, ладно да складно? (помогали друг другу)

Какая работа была для тебя самой интересной? (Составлять схемы и проводить опросы)

Как ты думаешь, понравилось ли ребятам помогать тебе в переписи? (Понравилась)

О чём ты хотела бы ещё узнать? (Еще хочется узнать как возникла перепись, но об этом я узнаю сама, когда пойду в школу.



Похожие публикации