Почему бог допускает страдания. Почему Бог допускает столько зла и страданий

— Если человек никогда не пробовал мороженого, ему будет трудно описать его вкус. То же самое относительно жизни в Боге. Можно сто раз о ней говорить, но все слова будут пусты.

Так, очень часто люди, плохо понимающие пути жизни в Боге, не знающие сладости жизни с Богом, пытаются объяснять другим людям волю Божию. Если умирает ребенок, они говорят несчастной маме: «Господь захотел себе ангелочка взять…». Если гибнут люди в теракте, объясняют родным: «Погибли лучшие…». То есть делают из Бога такого фашиста. Но что это за Бог, который забирает у меня самое любимое?

Это неправда, Господь не хочет, чтобы кто-то погиб. И Он доказал это, Он сам пошел на смерть. Бог оплакивает каждого убиенного ребенка, каждую жертву катастрофы. Он создал нас и взял ответственность за всё, происходящие с человеком, в том числе и за наше падение.

Обвиняя Бога в какой-либо катастрофе, теракте, надо помнить, что Бог Сам отдает Свою жизнь ради спасения человека.

Поэтому мы как христиане должны понимать, что при всей боли и нелепости смерти в мире, винить никого нельзя, а нужно каждому в самом себе пытаться сразиться со смертью.

Мир всегда будет нас как образ Божий испытывать на прочность – насколько этот образ красив или насколько он поругаем. Вспоминая слова Христа «мертвые погребают своих мертвецов», мы можем умереть так и не живя. Потому что жизнь человека реальна только тогда, когда его смерть не бессмысленна, когда он может ее чему-то посвятить.

Мы не должны рассуждать о вкусе мороженого, ни разу не попробовав его, но должны попробовать вкусить его. Быть с Богом – значит иметь опыт молитвы, опыт внутреннего разговора с Ним. И тогда только, уже исходя из этого настоящего опыта, человек сможет и других людей утешить.

И очень важно помнить, что перед лицом смерти и беды мы все стоим на суде Божием. Умер человек, которого я любил –застала ли его смерть в старости или случилась авария – я как христианин понимаю, что этот человек сейчас отвечает перед Богом за всю свою жизнь и за меня в том числе. А значит и я тоже на этом суде. Вот почему мы молимся за умерших.

Почему Бог допускает войны? Почему Бог допускает смерть детей? Почему Бог допускает терракты?

Самый жесткий вопрос, который люди предъявляют: Почему Бог допускает смерть детей? Почему в мире есть боль и страдания? Чтобы по-христиански говорить о таких проблемах, нам нужно хорошо знать основы нашей веры. И первый, самый важный вопрос в таком серьезном разговоре – вопрос о происхождении зла. Откуда в мире появилось зло, кто несет за него ответ?

Наличие зла в мире мы наблюдаем с первых дней человеческой жизни: маленькие дети сражаются за свои игрушки, не умея говорить, проявляют ревность, отстаивают свое первенство и так далее. Библейский ответ на вопрос о происхождении зла кроется в той катастрофе, в том падении, которое мы называем первородным грехом.

Дело не в том, что первые люди согрешили, съев запретный плод. Такое название «запретный плод» – неверно. Человеку было сказано, что есть с дерева нельзя, и объяснено почему: потому что еще не время, потому что человек еще не готов, не созрел для того чтобы вкусить этот плод. Не было прямого запрета, потому что Бог не балуется. Если бы Он сделал для человека что-то невозможное – это было бы просто человеку невозможно. Но это было воспитание свободы.

И это единственный истинный ответ, ведь Спаситель пришел в наш мир для того, чтобы, разделив с нами весь этот ужас и всю эту скорбь, преобразить его изнутри, а не для того, чтобы переключить кнопки и перенастроить программу…

прот. Максим Козлов

– Как говорить о случившемся? Можно только плакать и молиться. Все время обвинять и упрекать Бога – Где Ты был, где Ты был? – невозможно. Мы живем в таком мире, когда каждое наше слово, каждое наше дело отражается на этом мире.

Любая большая война начинается с ссоры в коммунальной квартире. Но мы об этом не думаем, не замечаем этого.

По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.

И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров.

Протоиерей Алексий Уминский

– Преступления и несчастья преследовали нас во все времена. К сожалению, уже стали привычным и обычным делом − теракты и другие намеренные убийства людей. Все это грешно и ужасно, но убийства ежедневно во множестве совершаются во всем мире. Если говорить о массовых убийствах, то можно вспомнить нацистскую Германию, начало прошлого века в нашей стране, да и в других местах по всей планете.

Но Бог есть Любовь, и это неизменно. Апостол Петр ясно ответил на вопрос “как Бог допускает зло?”. Господь не медлит, Он долготерпит, даёт нам время покаяться и исправиться, призывает нас к единению с Собой. Наступит момент, когда Бог вмешается и истребит всякое зло, это и будет концом света. Благодать Божия, Божественная Любовь исполнит Собою всё и вся. Люди, которые примут это с радостью, обретут вечное блаженство. Люди, для которых жизнь с Богом нежеланна, этим нежеланием и обрекут себя на вечную муку.

Страшный Суд ждёт каждого из нас, а не только террористов. Готовы ли мы? О себе скажу: не готов, и поэтому не тороплю второе пришествие Христово, а каждый о себе пусть сам решает. Бог даёт нам время на покаяние и подготовку к концу света, который для каждого лично наступит с окончанием его земной жизни, а потом – воскресение и Страшный Суд.

Возвращаясь к гибели людей в Брюсселе, скажу: несчастья случаются, но нам следует со смирением и терпением принимать волю Божью.

Не стоит создавать себе психозы в спокойной квартире, бесконечно читая новости.

Да, такие события напоминают нам о том, что мы смертны, можем умереть неожиданно по дороге с работы или на работу. Поэтому нам следует готовиться к встрече с Богом и во благо использовать отпущенное нам время.

И последнее. Молимся ли мы об убийцах, телесно губящих других людей, а духовно губящих себя?

Протоиерей Константин Островский

Не хочется говорить банальностей. Сказано много. Все очевидно и очень страшно. Страшно, потому что не оставляет ощущение того, что мы все-таки приближаемся к какой-то тяжелой развязке. Впрочем, ощущение это не ново и переживается нами уже не так остро, как теми, кто видел и слышал Спасителя еще во дни Его земного пребывания с нами. С момента же Его Вознесения те, кто последовал за Ним, чаяли его славного и великого возвращения, наверное, больше даже чем завтрашнего дня. Вот и самая таинственная и страшная книга Нового Завета завершается призывом к Тому, Кто придет в этот мир для Суда: «Ей, гряди, Господи Иисусе…» ( .).

Видимо, на этой земле уже совсем не осталось места, где бы ни было боли и страданий. Смерть в этом мире процесс, увы, неотменимый. Даже в кругу близких, со стаканом воды, с молитвой и благословением, но человек умрет. Умрет он и в нищете и в скорби, одинокий и озлобленный. И это еще страшнее. А еще это может произойти на борту воздушного лайнера, в жилом доме, в аэропорту и в метро. И самое страшное во всем этом, что человек, как бы он ни был собран, какой бы ни обладал верой и стойкостью, все равно не будет полностью к этому готов. Не будет, потому что смерть для смертного человека, как это не парадоксально, все равно противоестественна. Не создавался он для смерти и скорбей. Но то, что случилось, не имеет обратного хода, включить реверс на момент «до встречи со змеем» нельзя, да и не надо. Потому что цена за это беспечное согласие уже оплачена. Она безмерна высока. И это цена крови. Его Крови.

А значит, что во всем этом безумии и ужасе самое время вспомнить о том, что всякая слеза отрется и скорбь получит утешение. Но это не случится благодаря совместным заявлениям или всевозможным действиям и операциям. И уж тем более никакая на свете компенсация не сможет восполнить потерю близкого человека.

Я верю в то, что если человек, увидев, пусть даже на экране, в выпуске новостей, чью-то страшную чужую беду вздохнет хотя бы с капелькой сострадания к тому, кто терпит бедствие, или же погиб, лишен крова и отчаялся, то зло обязательно споткнется.

Хотя бы в его сердце. Этих мест, где ужас и смерть уже едва ли не влились в цвет глаз, уже слишком много в этом мире. И сострадать надо не думая о том, а сострадают ли нам? Какая польза в том, чтобы любить только тех, о ком мы точно знаем, что и они нас любят. Таких вот мнений в интернете за последние дни было немало: «ну и что взрывы, ну и что в Брюсселе, а кто из них переживал за наши лайнеры, за атаки на наши города и школы, а санкции кто вводил?……и т.д.». С такой логикой недалеко и до радости «что у соседа корова сдохла». С такой же логикой заливают гудроном детские горки и предлагают их еще и зарином пропитать.

Такие неслучайности и явно нечеловеческий расчет на них тоже надо учитывать. Учитывать, чтобы знать, кто и зачем по настоящему радуется боли и смерти, страданиям и хаосу. Учитывать, чтобы ужаснуться этому и не пройти мимо. Чтобы понять, что равнодушие, особенно осознанное, это самая питательная почва для страшной и смертельной пустоты в душе, занять которую стремиться тот, кому плоть и кровь не нужны.

Время Поста дано для того, чтобы учиться любить. Об этом в молитве Ефрема Сирина мы просим ежедневно вместе целомудрием и смирением. Там не указано, кого конкретно и за что. Если нет любви, то нет и молитвы, а если нет молитвы, то мы и не ищем возможности быть с Ним, дышать тем, чем исполнено Его Царство. Как будет сделано «одному из малых сих» так будет сделано и Ему. Тем более, что слова «Ей, гряду скоро» были произнесены уже очень давно. И дай-то Господь, чтобы это скоро не стало для кого-то болезненным и нежданным.

Священник Андрей Мизюк

«В мире столько безумия, что извинить Бога может лишь то, что он не существует» - сказал когда-то Стендаль. Вся история человечества - это история страданий. Испокон веков людей преследуют бесконечные войны, насилие, притеснения и издевательства, жуткие преступления, жесточайшие казни, вопиющее к Небу торжество несправедливости. Даже в мирное время землян терзают и истребляют болезни, голод и всевозможные природные катаклизмы. И, казалось бы, действительно - ну почему Господь так и не навёл на Земле порядок, допускает столько зла и позволяет своим созданиям так мучиться?

Искушение Адама и Евы

Если Бога нет, то всё земное безумие можно объяснить исключительно человеческой дуростью, естественным отбором, вечной борьбой за место под солнцем и нелепыми случайностями. Но в таком случае само существование людей и их страдания, по сути, становятся безсмысленными и безысходными. С точки же зрения православных христиан - всё в мире имеет глубокий смысл и может быть объяснено.

Первые люди на земле счастливо жили в прекрасном и гармоничном Божьем раю. Однажды Адам и Ева легкомысленно послушались змия-искусителя и нарушили единственную заповедь, данную им Богом. Когда они съели некий запретный плод с древа познания добра и зла, мир атаковало зло, а природа всех живых существ была повреждена и искорёжена. Первородители потеряли связь с Богом, стали грешными и были изгнаны из рая. Земной мир был создан Творцом для людей и взаимосвязан с ними. Когда хозяева природы потеряли величие и бессмертие, изменилась и вся среда их обитания. Из-за Адамова падения и грехов его потомков человек из владыки превратился в раба природы, своего тела и страстей, земля потеряла способность обильно плодоносить, и все живые существа, так или иначе, обречены на страдания.

Многие недоумевают: если Господь не хотел, чтобы люди познали добро и зло, то зачем Он вообще повесил на дерево запретный плод?! Это ведь всё равно, что в комнате с малыми детьми повесить оголённый провод и требовать, чтобы они к нему не прикасались, а когда их всё-таки стукнет током - ещё и жестоко наказать за любопытство! Зачем Бог допустил до людей дьявола и не препятствовал надвигающейся катастрофе? Попробуем разобраться.

Согласно учению Церкви, первозданный человек обладал полнотой ведения и глубочайшим знанием сотворенного мира. Бога он знал лично, так близко и очевидно, как ни единому святому не удавалось впоследствии узнать. Уже поэтому сравнение Адама с маленьким ребенком не может быть объективно.

Лишь в одном аспекте ведение прародителей было неполным. Они не знали на практике, что такое зло, не имели реального опыта соприкосновения с ним и плохо себе представляли, что такое бытие без Бога, и в какое ничтожество превращается человек, отпав от Создателя. Предостережение Бога «смертию умрешь» было для них лишь теоретическим знанием. Не подкрепленная практикой теория не смогла удержать от нарушения рокового табу. Но вряд ли стоит винить Адама и Еву в этой глупости. Окажись любой из нас на их месте - наверняка и мы поступили бы точно так же.

Шутка Марка Твена: «Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел» очень близка к истине. Ведь самая первая заповедь была установлена Богом, чтобы человек мог непринуждённо реализовать свою любовь к Нему, либо - так же свободно отказаться от этой любви. В древнееврейском языке словосочетание «древо познания добра и зла» является устойчивой идиомой, означающей абсолютную полноту познания, делающую человека равным Богу и независимым от Него. Посему запретный плод нельзя воспринимать примитивно и буквально. Прародителей погубило не само его употребление, а - мотивация их действий и состояние их душ в момент, когда они усомнились в благости и правде Божией, поверили сатане и решили стать «как Бог», самодостаточными и великими. Нарушив заповедь, человек, по сути, предал Господа, растоптал любовь к Нему и заразил смертью собственную душу.

Дальнейшие печальные последствия были не наказанием, а естественным следствием отпадения от Источника всего бытия. Чтобы образно понять суть этой катастрофы, представьте себе отломанную от дерева ветку, которая хотя и будет некоторое время зеленеть в вазе, но неизбежно обречена засохнуть, потеряв связь с корнями, дававшими ей жизненную силу. Или вообразите разумный компьютер, который по локалке был соединен с мощнейшим сервером, а потом вдруг решил, что он вполне самодостаточен и порвал с ним связь, став беззащитным перед сетевыми вирусами, хакерами и программными ошибками. Так уж устроено, что полнота бытия человека осуществима лишь в его союзе с Богом. Разрыв с Ним неизбежно влечет за собой деградацию, разрушение и прочие тяжкие последствия.

Искорёжив свои души и собственную природу, Адам и Ева уже не могли оставаться в раю. Их тяготило общение с Богом и чувство собственной нераскаянной вины. Дальнейшее пребывание в Едемском саду становилось мучительным. Эта тягота присутствием Божиим и желание укрыться от Него, будет преследовать падшего человека до самого окончания земной истории.

Все разговоры о том, что Бог кого-либо наказывает и карает - не более чем фигура речи, которую примитивным людям понять проще, чем рассуждения о Боге-Любви. На самом деле никакого наказания со стороны Отца Небесного не было. Главная сущность зла кроется в отходе от Бога и разрыве с Ним. Адам и Ева сами себя наказали, вступив на путь зла и попав во власть закона смерти и страдания. Все заманчивые обещания дьявола оказались гибельной ложью.

Змий и его команда

Доктор С. был великолепно образован, пользовался уважением и подавал большие надежды. Но однажды он захотел стать самым главным доктором на свете. Однако все его интриги и попытки добиться руководящего поста закончились крахом. С. сошёл с ума, был уволен и стал опасным шарлатаном, создав собственный «центр», где пациентов только обдуривают и калечат, к тому же обдирая как липку. Пока что его ещё терпят, предупреждая людей об опасности лечения у сего безумца. Но рано или поздно горе-доктору придётся дать ответ за всё, что он за эти годы натворил…

Нечто похожее на эту образную историю произошло и в небесных сферах. Первыми в мироздании, ещё до сотворения материального мира, пали сотворённые Богом ангелы. Один из главных помощников Бога - Денница, он же Люцифер, однажды от безмерной гордыни повредился рассудком. Божье создание захотело стать Богом и занять Его место, и примерно треть небесных духов поддержали его. Столь неадекватная оценка Люцифером своего могущества и совершенства вылилась в войну, в результате которой бунтари были побеждены и низвергнуты.

Падение возгордившихся ангелов создало не само зло, а его бесплотных носителей, бытие которых превратилось в унылый безысходный ад. Когда же Господь создал человека, одаренного свободой и имеющего плоть, перед злыми духами открылась возможность соблазнять людей и уже через них вносить в земной мир дисгармонию, злобу и страдания.

Завидуя Богу, но, не имея ни малейшей возможности причинить Ему вред, демоны всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творения. Их злоба настолько велика и безгранична, что они ненавидят даже друг друга. Сам факт собственного бытия является для них весьма мучительным, хуже, чем у любой бешеной собаки. Смыслом существования для них стало стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли приложить свои «грязные лапы».

Любовь Божия беспредельна, и в случае покаяния демоны могли бы вернуться в ангельский чин. Но их чудовищная неистребимая гордость и злобность навеки закрыла для них путь к спасению. Они способны лишь неуклонно развиваться во зле и зависти.

Почему Бог терпит зло?

Но почему Бог не уничтожил демонов и позволил им вредить и соблазнять людей на зло? Однозначного ответа на этот вопрос в земной жизни мы вряд ли получим, но кое-что в общих чертах можем понять.

Очень вероятно, что не будь дьявола - человек пал бы и без его помощи. Люди имеют дурную привычку погрязать в грехах, безверии и не приносящей пользу душе пустой суете, забывая о Боге. Многие сами себя отдают во власть сатаны. А ведь смысл жизни заключается отнюдь не в земных удовольствиях и благах. Истинная цель всей нашей земной жизни - подготовка к Вечности. Каждому из нас необходимо познать добро и зло, научиться их различению и сделать добровольный выбор. Наша участь после смерти напрямую зависит от того, насколько мы чисты и готовы соединиться с Господом. Неподготовленной грязной душе в загробном мире будет, мягко говоря, весьма неуютно и тяжко. Тот же, кто прожил жизнь не зря - обретёт вечную радость и счастье, и уже никогда не наступит на Адамовы грабли.

Если оказаться в помещении, наполненном природным газом, на котором мы готовим себе еду - можно смертельно отравиться или взорваться. В чистом виде газ не имеет запаха. Чтобы вовремя заметить и устранить его утечки, в него добавляют зловонный химический одорант, запах которого знаком каждому.

Людские страдания и боль тоже являются своего рода «одорантом», сигнализирующим, что наши тела и души - в опасности, и что ими завладели вредные разрушительные процессы. Например, любители самоотравляться алкоголем вынуждены мириться с тяжким похмельем и депрессиями. А человек, причиняющий своим ближним обиды и вред, или разлагающий душу безнравственными мыслями и поступками - мучается угрызениями совести.

Понятно, что можно глушить похмелье лекарствами и новыми дозами яда, а совесть злодеев со временем окаменевает и атрофируется, переставая причинять беспокойство и дискомфорт. Но результаты такой жизни довольно скоро приводят к необратимым последствиям. Представьте себе потерявшего чувствительность человека. Он пьёт кипяток, суёт руки в огонь, не чувствует боли от ожогов и ран. Разумеется, он вскоре неизбежно погибает.

«Я никому не делаю зла, не имею вредных привычек, и всё равно страдаю - за что мне это?!» - возмущаются иные люди. Но если тщательно разобраться, у любого из нас найдутся недостатки и грехи, мешающие прийти к совершенству, необходимому для спасения в Вечности. Без потрясений и страданий люди пребывают в мире иллюзий и самообольщения. Кто из нас полностью свободен даже от мыслей осуждения и гнева, от притворства и лжи в любых её проявлениях, от страстей и запретных желаний? Внешне мы можем казаться добрыми и праведными, но если хорошо и честно покопаемся в своей душе - то можем найти в ней такие язвы и чёрные пятна, о которых даже думать не хочется, и в которых мы подчас самим себе боимся признаться. А копаться в себе и признаваться в горькой правде ой как не хочется! Проще придумать отговорку, что некоторые Божьи заповеди «устарели» и уже неактуальны. Как сказал немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц: «Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против неё и нарушали её вопреки всем доказательствам».

В душе человека всю жизнь идет борьба добра и зла. Попуская нам скорби, Господь лечит наши внутренние «болячки». Зачастую, только после серьёзных падений люди приходят в себя и начинают борьбу со своим злым «вторым я», которое, кстати, притягивает к нам и нашим близким беды и страдания. Утешением же для нас может служить тот факт, что Бог, в отличие от неумолимой автоматической «кармы», в которую верят представители восточных учений, зачастую укрывает человека от последствий его грехов, отводя от него те вполне заслуженные «кары», которые он мог бы и не вынести. Попуская нам страдания только в той мере, которая способствует нашему исцелению. Именно поэтому не ведающий, что творит, хулиган и безобразник может долгое время казаться неуязвимым баловнем судьбы. А на без пяти минут праведника неудачи и скорби порой сыплются как из рога изобилия, даже за самые, казалось бы, пустяковые помыслы, делая его ещё крепче и закалённее.

Весьма поучителен «Предсмертный дневник» Иоанна Кронштадтского. Умирая от рака, он страдал сильнейшими болями. Есть запись, в которой он кается и сокрушается в том, что при очередном невыносимом приступе - сорвался и хулил Бога и Божию Матерь, за то, что он так страдает. Даже такой великий святой, исцеливший своими молитвами тысячи больных, способен через боль обнаружить в своей светлой душе тёмные пятна! Но он прекрасно понял суть своей столь болезненной реакции на страдание, и благодарил Бога за то, что Тот дал ему возможность увидеть - каково истинное состояние души, и какие ещё «болячки» надо залечить и очистить покаянием.

Как бы не мечтали демоны всё испортить, они отнюдь не свободны в своих действиях, и могут творить только то, что им попустит Бог. Укус ядовитой змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из её яда лекарство. Так и Господь, обращающий любые злые замыслы к благу, использует носителей зла как средство для исцеления человеческих душ. Сатана, бесы, а также творящие зло люди - на поверку оказываются своего рода «скальпелем» в руке милостивого Бога, старающегося каждую человеческую душу довести до ума и совершенства, исцелить и спасти, пусть даже ценой весьма болезненных «операций».

Увы, прожить на этой земле без страданий - невозможно. Но мы можем относиться к ним не как к неизбежному злу, а как к школе самопознания и личного воспитания, обучающей нас братской любви, смирению и мудрости, и отрешенности от всего мелочного и суетного. Искренне верующий христианин даже в самых ужасных и нечеловеческих условиях жизни может стать праведным и совершенным, и получить опыт райского бытия уже на Земле.

Священная свобода

Доводилось слышать недоуменные вопросы: «Почему всеведущий Господь, предвидевший, к чему приведут искушения добром и злом, не создал людей такими, чтобы грех и зло вообще не могли возникнуть в их душах?» Всё дело в том, что искусственно запрограммированные на послушание, лишенные свободы выбора существа уже не были бы людьми. Это были бы биороботы, зомби или если хотите - рабы. А Богу интересны и любы именно свободные личности , имеющие возможность искренне любить и выбирать добро без принуждения, по личному свободному выбору.

На эту тему существует старая философская загадка: «Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?». Казалось бы, если не может сотворить, значит - не всемогущ, а если сотворит, но не подымет - то всё равно не всемогущ. На самом деле, Господь уже создал такой «камень». Камень этот - человек, сотворённый для счастья и блаженства. В подчиняющемся своему Творцу огромном мире есть территория, над которой Он не имеет власти. Это - сердце человека, наделённого священной свободой любить или не любить своего Создателя и выбирать пути своей жизни. Именно на этой, неподвластной Богу территории так часто рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком.

Господь любит нас, и хочет, чтобы все мы были счастливы и спаслись. А все беды и несчастья мы накликиваем сами. Главное зло - это мрак, живущий в сердцах людей, не желающих впустить в себя свет Божией Любви. Если бы Бог насильно изгнал этот мрак - то ни о какой подлинной любви уже не могло бы быть и речи, ибо «роботы» не могут любить! Человеку позволено всё, и только ему самому решать - в каком направлении двигаться, к Свету или тьме.

Многим хотелось бы, чтобы Бог вовремя останавливал всех злодеев и нейтрализовывал всяких Гитлеров и Чикатило ещё до того, как они становились опасными для общества. Но в таком случае Ему опять придётся грубо попирать человеческую свободу.

Мы возмущаемся жестокостью злодеев, представших перед судом, даже не подозревая, сколько их еще не поймано, и как много вокруг нас людей, с виду вполне нормальных, но в душе имеющих тьму злых помыслов. Слишком многих из нас пришлось бы «заковывать в наручники» начиная с младенческого возраста. Нет, и не было на земле человека, который хотя бы однажды не причинил боли и зла другим людям. Бог же смотрит на всё происходящее с точки зрения Вечности, предоставляя каждому наиболее благоприятные условия для исцеления его души, в зависимости от его состояния. Он не спешит останавливать человека на его путанных житейских дорогах и долготерпит, ожидая, что несчастья и страдания образумят людей, обратят их сердца к правде и добру. И уничтожает зло только тогда, когда это действительно необходимо. Любое зло имеет свой предел. А любой злодей отвечает за содеянное не только перед Божьим Судом. Даже если его не покарает земной суд или людская месть - жизнь погрязшего во зле уже на этой земле превращается в настоящий ад.

Кем посылаются болезни и катастрофы?

Но как быть с природными стихиями, сносящими с лица земли целые города и континенты? Тут вполне может срабатывать метафизическая взаимосвязь между погрязшим в грехах обществом и ответными реакциями со стороны природы. Бог до последнего оттягивает роковой исход и ждёт людского покаяния и исправления, но рано или поздно чаша терпения переполняется, и случаются катаклизмы.

Куда больше досаждают нам рукотворные беды и катастрофы. Вспомним, сколько зла цивилизованный человек натворил только за последнее столетие, как он непоправимо загадил землю и воздух химическими отходами и радиацией, надругался над природой и её гармонией грубым недальновидным вмешательством.

Не менее болезненный вопрос - откуда берутся патогенные вирусы и микробы, и почему Бог их не уничтожит? Некоторые люди полагают, что эту пакость насылает на людей дьявол, вызывающий патогенные мутации. Но более вероятна другая версия. Изначально человек был неуязвим перед любыми созданными Богом микробами и вирусами. Но после грехопадения мир перестал воспринимать человека как своего владыку. Наше естество изменилось, и некоторые микроорганизмы стали для нас вредными и опасными. Нас защищает иммунитет, но и он не всегда может с ними совладать. В пользу этой версии можно привести пример аллергий на самые безобидные вещества, когда человек может даже умереть, понюхав обычные полевые цветы или, скажем, съев фрукт, являющийся для него аллергеном.

Некоторые болезни вроде онкологических возникают при повреждении и мутациях клеток человеческого организма. Но зачастую люди сами порождают эти мутации собственными мыслями и словами.

Знакомый врач рассказывал мне о пациентке О., болевшей раком груди. До поры до времени она была абсолютно здоровой и крепкой, но однажды сильно разозлилась на одного человека и пожелала ему, чтобы он сдох от рака. Вскоре её пожелание бумерангом ударило по ней же самой. До болезни О. мало кто любил, она слыла злой и легкомысленной безбожной особой. Но стремительно прогрессирующая смертельная болезнь привела её к вере и благодатно изменила её душу. Когда подруга цитировала ей её же собственные высказывания из недалёкого безоблачного прошлого, О. искренне недоумевала и не верила, что это были её собственные мысли и слова. Болезнь, способная погубить только тело, привела её к полному нравственному выздоровлению и помогла обрести блаженную Вечность.

С другой стороны, молитвы людей порой вытаскивают их родных со смертного одра. Во времена начала «лихих 90-х», когда в провинции не хватало элементарных лекарств, жена моего друга Александра буквально вымолила своего сына, умиравшего от тяжелейшей пневмонии. В какой-то момент она почувствовала, что её молитва услышана. И буквально сразу малыш выкашлял, вытошнил целый комок зеленой слизи. Не проходившая много дней температура на глазах начала падать, и уже спустя пару дней ребёнок был здоров.

Другой удивительный случай поведала в одном из интернет-форумов Вера Данилова. У её друзей в лучшей московской больнице умирала 1,5-годовалая дочка. Из ее крови один за другим исчезали нужные для жизни химические элементы. Врачи сказали, что шансов на выздоровление - нет. И тогда, по совету знакомого, отчаявшийся отец, прежде не замеченный в религиозности, поехал в Троице-Сергиеву Лавру и несколько часов провел на коленях у мощей святого Сергия Радонежского, умоляя спасти жизнь дочери. И случилось чудо - его дочка пошла на поправку, и через месяц врачи признали её полностью выздоровевшей. После этого вся семья - отец, мать и двое их детей крестились и стали искренне верующими людьми.

Почему страдают невинные?

Знаю семью, потерявшую маленького ребёнка. Трагедия привела зацикленных на материальных благах родителей к вере и духовному перерождению. Они родили дочку, а покойного сына считают ангелом-хранителем своей семьи. С другой стороны, не всем удаётся пережить подобное горе. Не так давно, не вынеся душевных мук, выбросился из окна онкоцентра отец смертельно больной девочки.

Но почему, за что страдают в мире невинные дети?

Причины могут быть самые разные. Одна из них - взаимосвязь родителей и их детей. Грехи отцов и матерей частенько заставляют страдать самых невинных - их любимых деток. Подобные случаи могут попускаться Богом, чтобы подтолкнуть погибающих грешных родителей к исправлению. Мой друг А. поведал мне о случаях, когда его разнузданная жизнь непосредственно влияла на здоровье его любимой дочери. Когда он напивался водки и страдал похмельем - его маленькая крошка в унисон с ним страдала упадком жизненных сил, желудочными болями и тошнотой. А стоило ему совершить серьёзный проступок, который он вполне мог бы и не делать - как дочка тяжело заболела и попала в больницу. Поняв эту взаимосвязь, ради здоровья любимого ребёнка он бросил пить и покончил со многими грехами.

С точки зрения Вечной Жизни, ни одно детское страдание не проходит безследно и безполезно. Так уж устроен лежащий во зле мир, что очень часто самые хорошие и чистые люди вынуждены страдать и даже погибать «за други своя». Души таких героев, вольно или невольно приносящих себя в жертву, соединяются с Богом и обретают вечное счастье и умиротворение. Мученическая смерть, согласно канонам христианства - является вершиной праведности и максимумом потенциально возможного стяжания духовных благ. А окружающие мучеников люди получают шансы начать новую жизнь и стать лучше, чище и добрее. Важно только сделать правильные выводы и никогда не отчаиваться.

Рано или поздно земная история закончится, и человечество перейдёт в иную форму бытия. Все души от Адама до последнего человека Земли, желающие спастись и соединиться с Богом, обретут новые, вечные тела. В новом мире уже не будет ни зла, ни страданий, а только вечная любовь, радость и безграничное счастье. Чтобы стать жителями того, будущего мира - надо всего лишь здесь и сейчас стараться жить по совести, никого не обижать и творить добро ради любви к самому добру. Тогда даже этот, земной мир, станет чище и лучше, а сами мы ещё при жизни ощутим, что доброе райское состояние души - не миф, а вполне осязаемая реальность.

Ждет ли нас в будущем еще что-то, подобное Всемирному потопу? Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?

За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению и т. п.?

Сама подобная постановка вопроса - «за что?» - с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге - мстителе за зло, о Боге - погубителе грешников. Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития. А в те времена этот уровень у народа Израиля мало чем отличался от культуры окружавших Израиль языческих племен. И образ грозного Бога, карающего людей за их грехи, был просто наиболее понятным для иудеев ветхозаветной эпохи. Святитель Иоанн Златоуст прямо об этом пишет: «Когда ты слышишь слова „ярость“ и „гнев“ в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых ».

С пришествием Христа - воплотившегося Бога, любые иносказания, образы и культурологические трактовки стали излишни и бессмысленны. Евангельский рассказ о Христе прямо, без всяких аллегорий показывает, каковы на самом деле свойства Бога. Может ли Он повелевать стихиями? Да, конечно. Но не стирает Христос с лица земли города вместе с их жителями, напротив - укрощает бурю, смертельно испугавшую галилейских рыбаков. Не обрушивает на головы еретиков-самарян огонь с неба, но запрещает своим ученикам думать о Нем в ветхозаветных категориях: …и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение » (Лк. 9:52–56).

На страницах Евангелия раскрывается такая полнота представлений о Боге, которую даже ученикам Христа было непросто воспринять. «Не погубить, а спасти » - как понять эти слова, если речь в них идет о том же Боге, Который сказал когда-то во времена Ноя: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни » (Быт. 6:17).

Казалось бы - вот, прямое и ясное указание на причину катаклизма, погубившего допотопное человечество: Бог истребил людей за их грехи. На таком понимании Библии были воспитаны апостолы, подобным же образом они собирались поступить и с жителями самарянской деревни - грешниками, отказавшимися принять у себя Мессию. И вдруг - слышат от Христа упрек в том, что их понимание отношений Бога с грешниками - неверное. Такой же упрек потом, в Гефсиманском саду, услышит апостол Петр, попытавшийся с мечом в руках защищать Христа от пришедшей за Ним храмовой стражи. Если внимательно рассмотреть все подобные ситуации, описанные в Евангелии, вывод окажется вполне однозначным: Христос - воплотившийся Бог, много раз показывал Свою ничем не ограниченную власть над природой и стихиями, но ни разу не употребил эту власть для наказания людей за их грехи. Он чудесным образом восполнял недостаток еды и питья, исцелял болезни, возвращал людям зрение и способность двигаться, воскрешал мертвых. Но нигде мы не найдем в Евангелии упоминания о том, как Христос навел потоп или устроил землетрясение.

Хотя, конечно же, связь человеческого греха и происходящих на земле катастроф в христианстве ни в коем случае не отрицается. Но сводить эту связь лишь к примитивной схеме «человек согрешил - Бог покарал» было бы принципиально неверно.

Как такое может быть, чтобы добрый Бог был способен убить во время Потопа почти все человечество?

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их » (Быт. 6:5–7).

Этот библейский текст в самом деле звучит очень страшно и вызывает множество нареканий как у самых разнообразных критиков христианства, так и у некоторых верующих. Но, помня мысль Антония Великого о том, что «…нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих», было бы столь же нелепо считать, будто Господь и в самом деле может «восскорбеть» или «раскаяться». Все это, безусловно, лишь образы, призванные показать всю глубину нравственного развращения допотопного человечества, по словам прп. Ефрема Сирина, «…дошедшего до такой степени невоздержания, что ни в чем не раскаивающегося Бога как бы доводит до раскаяния ».

Бог ни в чем не раскаялся и не перестал любить людей даже после того, как вся жизнь их стала сплошным злом. И, конечно же, Бог участвовал в судьбе погрязшего в грехах человечества, вот только характер этого участия был совсем иным, нежели может показаться на первый взгляд.

В Библии сказано, что Господь повелел единственному праведнику допотопного мира строить огромный корабль. Это была очень тяжелая, трудоемкая работа, на которую у Ноя ушло сто лет. Но посмотрите, какими удивительными словами комментирует это строительство прп. Ефрем Сирин: «…Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников ». По мнению авторитетнейшего толкователя Библии, Бог не желал потопа! Так почему же потоп все-таки обрушился на землю?

Дело в том, что, творя зло, человек нарушает вовсе не какие-то формальные и внешние по отношению к нему повеления Бога, а идет наперекор собственной богоданной природе, мучает и разрушает ее своими грехами. Но ведь природа человека не является чем-то изолированным от остального творения, а напротив - теснейшим образом связана с ним. Более того, церковное Предание прямо называет человека венцом творения, неким средоточием всего сотворенного бытия. Поэтому все, что происходит в духовной жизни человека, неизбежно оказывает сильнейшее влияние на окружающий его мир. Так, Писание прямо свидетельствует, что грехом Адама была проклята земля, потерявшая после грехопадения способность обильно плодоносить, и что именно из-за людских грехов вся тварь совокупно стенает и мучится доныне .

Наглядный пример этой связи духовного состояния человечества со всей природой - экологический кризис, в который люди ввергли свою планету всего за одно только столетие научно-технического прогресса. Марина Цветаева еще в первой половине прошлого века писала:

Мы, с ремеслами, мы, с заводами,
Что мы сделали с раем, отданным
Нам?.. Планету, где все о Нем -
На предметов бездарный лом?
Слава разносилась реками,
Славу возвещал утес.
В мир - одушевленней некуда! -
Что же человек принес?

В ответ на горький вопрос Цветаевой сегодня можно с еще большей горечью констатировать: ничего хорошего. Уничтожение лесов, истребление целых видов животных, загрязнение рек, атмосферы, ближнего космоса… Нравственное состояние человечества эпохи НТР оказалось вопиюще не соответствующим тому уровню власти над миром, который люди получили с помощью науки и техники. Конечно, и озоновые дыры, и дефицит пресной воды, и глобальное потепление с религиозной точки зрения можно считать наказанием Божиим за людское сребролюбие, сластолюбие и славолюбие (которые, собственно, и являются причиной сегодняшнего безудержного развития материального производства и потребления). Но вот вопрос: если алкоголик сгорел заживо на собственном матрасе, который он спьяну поджег непотушенной сигаретой, то можно ли считать такую смерть наказанием от Бога? Наверное, все же разумнее предположить, что Бог просто предоставил ему возможность следовать собственной греховной воле, в которой он так упорствовал всю жизнь и которая его в конце концов убила.

Очевидно, нечто подобное происходило и с допотопным человечеством, мысли которого были зло во всякое время. Библия не говорит, в чем конкретно выражалось это зло, но понятно, что столь беспрецедентное стремление людей к греху неминуемо должно было вызвать такой же беспрецедентный катаклизм в природе. Всеведущий Бог знал о надвигающейся катастрофе и еще за сто лет до ее начала повелел Ною строить ковчег спасения, тем самым предупреждая о грядущей беде все человечество. Ведь Ной строил свой ковчег не таясь, на виду у всех, и само это строительство по сути уже было проповедью покаяния. Любой человек мог бы при желании построить себе такой же корабль и спасся бы так же, как и Ной. А если бы все люди осознали серьезность грозящей им опасности и начали строить себе ковчеги, это уже означало бы, что они поверили Богу и покаялись. И тогда вполне возможно, что никакого потопа не было бы вообще. Ведь уцелела же Ниневия, жители которой также получили предупреждение от пророка Ионы о том, что мера их грехов превысила критический порог и через сорок дней Ниневия погибнет. Жители обреченного города перестали грешить, и город уцелел. Но не Бога они ублажили, не «гнев» Его отвели от себя, а покаявшись, устранили саму причину надвигавшейся катастрофы.

К сожалению, допотопное человечество оказалось менее разумным и не вняло Божиему предостережению, хотя им было отпущено для этого гораздо больше времени. Ефрем Сирин пишет:

«Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно… то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои ».

Трудно себе представить, будто все это Бог совершал для того, чтобы уничтожить грешных людей. Описанные прп. Ефремом Сирином события напоминают скорее спасательную операцию, во время которой подавляющее большинство терпящих бедствие почему-то вдруг отказалось от спасения.

Опять, как и в Райском саду, человек не захотел поверить Богу. А ведь любой поверивший мог бы спастись, подобно Ною, и именно к этому призывал Бог всех людей древнего мира накануне катастрофы. Но, увы, никто, кроме Ноя и его семьи не внял призыву Господа. И то, что произошло с допотопным человечеством, вполне можно определить как массовое самоубийство посредством неверия Слову Божиему.

Наверное, главный урок этой трагедии в том, что любое стихийное бедствие не случайность и не карательная акция со стороны Бога, а прямое следствие человеческих грехов . И когда нежелание людей следовать добру становится для них основным жизненным принципом, Господь не казнит их, а просто перестает защищать от последствий их же собственной греховной жизни. Не «гнев» Божий был причиной человеческих страданий и гибели во все времена, а злоба и безжалостность людей друг к другу и к самим себе .

Согласно Библии, нас ожидают еще глобальные потрясения в будущем?

Да, в Библии прямо говорится об этом. Апостол Петр пишет о финале истории человечества: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят » (2 Пет. 3:10).

Апостол Иоанн в Откровении говорит, что предшествовать этой последней глобальной катастрофе будет ряд других катаклизмов: «И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. И всякий остров убежал, и гор не стало, и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжка я» (Откр. 16:18–21).

Точно так же можно было бы спросить, например: «Правильно ли считать, что цирроз печени посылается алкоголику за его грех пьянства? » Безусловно, праведная или греховная жизнь отдельного человека или целого народа влияет на внешние обстоятельства их жизни. Таким обстоятельством вполне может оказаться и катастрофа - землетрясение или наводнение.

Эта зависимость жизни людей от их нравственного состояния называется у святых отцов законом духовным . К сожалению, сегодня люди об этом законе практически ничего не знают, поэтому и не находят для себя ответы на вопросы о соотношении человеческих грехов и последующих за ними воздаяний. Поэтому приведем здесь слова преподобного Марка Подвижника, в которых святой подробнейшим образом разъясняет эту проблему именно с точки зрения закона духовного:

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; Он не приводится к действиям страстью гнева, не вымышляет способов к наказанию за согрешения, не изменяется соответственно достоинству каждого, но все сотворил премудро, предопределив, чтоб все было судимо по духовному закону. По этой причине Он не сказал Адаму и Еве „…в тот день, в который вы вкусите запрещенного плода, Я умерщвлю вас“; но, предостерегая и утверждая их, предъявил им закон правды, сказав: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2:17). Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму, и злому, последовало естественно надлежащее возмездие. Воздаяние не вымышляется при каждом случае, как думают некоторые, не знающие закона духовного ».

На первый взгляд, здесь можно усмотреть прямую аналогию с кармическим принципом воздаяния или с атеистическим детерминизмом, при котором каждое событие в жизни мира является неизбежным следствием предшествующих событий. Однако это лишь кажущаяся аналогия. Согласно христианскому вероучению, помимо духовных причин и их следствий в мире действует еще и всемогущий Бог, способный разорвать связь между человеческим грехом и его, казалось бы, неизбежными результатами. Говоря образно, в кармических учениях пущенная стрела обязательно должна поразить цель, даже если пустивший ее человек вдруг с ужасом понял, что эта стрела направлена в его сына. В христианстве же такую «греховную стрелу» Бог может остановить даже в миллиметре от цели или даже после поражения цели. Поэтому даже самые страшные катастрофы, которые люди или целые народы уже навлекли на себя своими грехами, Бог может предотвратить, если люди покаются, осудят свой греховный образ жизни, и начнут жить праведно. Именно такая ситуация описана в библейской истории о пророке Ионе, когда покаяние жителей Ниневии спасло их город от неминуемой гибели.

Поэтому правильнее было бы говорить, что бедствия не посылаются людям, а попускаются любящим их Богом, но попускаются лишь в той мере, которая может оказаться полезной для нас. Это и есть наказание Божие. Но не в юридическом смысле, а в исходном, корневом значении этого слова - наказ, научение, средство к исправлению. Здесь есть еще один очень важный момент: наше личное отношение к таким попущениям Божиим. Если рассматривать наводнения, катастрофы или даже обычную болезнь какого-либо человека в категориях «за что» и считать эти бедствия наказанием, посланным от Бога за грехи, тогда очень легко можно и самому впасть в осуждение этого человека или даже целого народа. Действительно, почему бы не подражать Богу в Его отношении к наказанным грешникам? Однако Бог не посылает людям бедствия, а лишь попускает им произойти - как следствию человеческих грехов. И ждет от нас не безжалостного осуждения таких наказанных людей, а совсем другого к ним отношения. Вот как об этом пишет преподобный авва Дорофей:

«…Всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани - всё сие бывает не по благоволению но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поскольку есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно ».

Правда ли, что верующим запрещено паниковать и бояться катастроф - ведь «на все воля Божия» и без нее «не упадет с головы человека даже волосок»?

Дело тут не в каком-то формальном запрете. И вовсе не грядущих катастроф нужно бояться человеку, а совсем других вещей, куда более близких и очевидных. Каждый верующий человек должен когда-нибудь задаться простым вопросом: каким же образом Бог участвует в воздаянии, которое мы получаем за соделанный нами грех? По здравому рассуждению, ответов на это может быть три:

Бог усиливает естественные последствия нашего греха, чтобы наказать нас как можно больнее.
Бог никак не участвует в этом наказании, полностью и безраздельно отнеся его в область действия некоего «автоматического» принципа воздаяния.
Бог различными средствами делает так, чтобы закономерные последствия наших грехов не уничтожили нас вконец и чтобы мы, даже согрешив, имели возможность покаяться и спастись.

Первый вариант даже рассматривать нет смысла: это картина, не имеющая и малейшего подтверждения в Евангелии. Второй тоже нельзя отнести к христианству: это кармическое миропонимание в чистом виде, где Богу попросту нет места. Лишь третий вариант соответствует тому знанию о Боге, которое нам открывают Священное Писание и Предание Церкви. Именно благодаря такому, действию Божьему, «сдерживающему» последствия наших грехов, мы всё еще существуем на этой земле, несмотря на то, что мир тысячелетиями лежит во зле из-за нашей греховной жизни.

Святой Исаак Сирин пишет: «Будь проповедником благости Божией, потому что Бог окормляет тебя, недостойного, и потому что много ты должен ему, а взыскания Его не видно на тебе; и за малые дела, соделанные тобой, воздает он тебе великим. Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен ».

И уж коль скоро мы, христиане, веруем именно в такого - благого и благостного Бога, тогда вовсе не грядущих катастроф, потопов и землетрясений следует нам бояться. Все это будет лишь неким божественным инструментом нашего спасения в тот момент истории, когда все прочие способы окажутся для нас уже бесполезными.

И в какую бы безнадежную катастрофу мы себя ни ввергли, Господь всегда протягивает нам руку помощи. Нам остается только поверить Ему или, не поверив, - погибнуть.

В этом и будет заключаться выбор людей в последние времена. Перед концом света отвергающие Бога будут …издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк. 21:26). Тем же, кто сохранит веру, Христос говорит: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лк. 21:28). Одни и те же признаки приближающегося финала человеческой истории будут действовать на людей совершенно по-разному. Для одних эти приметы станут причиной страха, уныния и жестоких страданий. Для других - радостным известием о скором прекращении всех бед и несчастий человечества и наступлении новой эры в истории этого мира.

И бояться верующему человеку нужно не самих грядущих катастроф, а утраты веры в Бога, а также своей привязанности к благам этого мира. Бояться нужно собственных грехов, которые отделяют нас от Бога и заставляют полагать свое упование в земной жизни не на Его заступничество и помощь, а лишь на земные же учреждения: государство, МЧС, армию, полицию, мудрых правителей… Вот такого греховного устроения собственной души нужно бояться верующему человеку, а не потопов и землетрясений. Ведь в катастрофе ли, или в собственной постели - но каждому из нас раньше или позже предстоит дать ответ Богу и закончить свое земное существование. Потоп и землетрясение могут обойти нас стороной, но еще никто на свете не смог избежать смерти . Поэтому, хотя это и непросто, нужно учиться жить так, чтобы в любой день быть готовым умереть и предстать на суд Божий . Других рецептов от страха бедствий, грядущих на вселенную, у Церкви нет.

Мы просим Бога оградить нас от «землетрясения, голода, потопа, огня, меча», зная, что это по Божьему попущению может с нами случиться. О чем же именно эта молитва? Получается, мы, зная, что «всему этому надлежит быть», тайно надеемся, что нас минует чаша сия?

Это вовсе не тайная надежда. Слова «О еже милостивно услышати глас молитвы нашея и избавити нас от глада, губительства, землетрясения, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменник, междоусобныя брани и всякая смертоносныя язвы - Господу помолимся » священник вполне открыто произносит на православном богослужении в храме. И просьба эта основана на нашей вере в милосердие и долготерпение Божие. Мы просим Господа защитить нас от закономерного последствия наших же грехов, просим Его «…не помянути беззаконий и неправд людей Своих ».

Основание для надежды на то, что Бог может оградить покаявшегося человека от губительных результатов его прошлой греховной жизни, можно увидеть в Библии: «…Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его » (Пс. 102:10–11).

Как не превратить готовность к любым бедам в постоянное депрессивное ожидание худшего, а смирение перед Божьей волей и Его Промыслом не спутать с апатией и отказом от борьбы за свою жизнь?

Говорить о том, как правильно настраивать свою душу в отношении к грядущим бедам, имеет моральное право лишь тот, кто эти беды пережил. Но все же какие-то минимальные представления об этом можно и даже нужно иметь заранее. В фильме «Титаник» (режиссер Р. Линдерман, 1996 год) есть короткий эпизод, где раскрывается вся глубина настоящего христианского отношения к катастрофе. В числе прочих пассажиров на корабле путешествует многодетная семья. Дети совсем еще маленькие, старшему нет и десяти. И вот, когда корабль уже начал погружаться в воду, семья выбралась, наконец, на палубу с нижних ярусов, и оказалось, что все шлюпки спущены на воду, а значит - они обречены на гибель. Отец семейства в отчаянии растерянно говорит:

Что я наделал? Какая жестокая шутка - вот так, отдать наши жизни ни за что…

На что жена отвечает, глядя ему в глаза:

Мы никогда не боялись трудностей, мы всегда встречали их с поднятой головой. Ты хороший человек, Билли Джек. Ты честный, трудолюбивый и добрый. Ты сильный духом. И за это я тебя люблю.

Они укутывают детей потеплее, садятся на скамейку и начинают читать молитву «Отче наш». А в это время мимо них по палубе носятся толпы обезумевших от ужаса людей, пытающихся спастись от неминуемой гибели…

Наверное, это и есть единственно верное отношение к грядущим бедам: до самого последнего момента делать все, что можешь, для спасения своих близких и себя, надеясь на Божью помощь. А если вдруг окажется, что дальнейшие усилия уже не имеют смысла - найти добрые слова для прощания с любимыми людьми, и просить у Господа сил на принятие неизбежного. Ведь молитва в подобной ситуации - это тоже борьба. Борьба против тех самых апатии и депрессии, которые обязательно поселяются в душе, утратившей молитву.

Александр Ткаченко

Справка. История Библейских катастроф

Грехопадение и изгнание из Эдема

Библия описывает, как первые люди, обольщенные дьяволом, нарушили Божье повеление и съели запретный плод росшего в Эдеме дерева. После безуспешной попытки призвать Адама и Еву к покаянию Господь изгнал их из рая.

В ходе грехопадения в самой душе человека произошел переворот.

В сознании Адама и Евы Бог стал чужим для них, и они начали в Нем видеть не любящего Отца, а грозного тирана, который хочет их поработить. Первое следствие грехопадения - отпадение человека от Бога.

Также в Эдеме изменились отношения между людьми, они перестали воспринимать друг друга как единое целое. Человек стал смотреть на другого, пусть даже и любимого, человека одновременно и как на объект своих желаний и страстей, и как на источник опасности. Разобщенность людей - второе следствие грехопадения.

И третьим следствием райской катастрофы стал разлад в самом человеке. Человек, объединяющий в себе духовную и материальную часть, отпав от Бога, уже не мог держать эти начала в равновесии. Но, наверное, наибольшее поражение было причинено воле человека - она стала уклоняться во тьму и плохо различать добро и зло.

Грехопадение Адама и Евы стало событием, которое в корне изменило ход мировой истории. Через человека зло проникло и в мир, который с момента райской катастрофы, по словам апостола Павла, вместе с нами ощущает на себе всю тяжесть последствий грехопадения.

Всемирный потоп

Потоп. Фрэнсис Дэнби. 1840

Эта вселенская драма была следствием всеобщего нравственного упадка и тотальной духовной деградации. Человеческая этика стала настолько примитивной, что практически сближала людей с животными. Не видя иного пути исправления ситуации, Бог допустил уничтожение всего населения Земли, даровав спасение только семье одного праведника по имени Ной.

В общей сложности наводнение длилось около года. Оно стало следствием небывалого разлива рек и водоемов из-за непрекращающихся ливней и подъема уровня грунтовых вод. Стихия унесла жизни всех людей, сухопутных животных и птиц. Спасся лишь Ной, его супруга, трое их сыновей и три невестки. Праведное семейство укрылось на борту огромного корабля-ковчега, который строился почти сто лет и вместил в себя не только Ноя с домочадцами, но и заранее избранных Богом живых существ. Именно им довелось восстанавливать биологическое разнообразие на планете.

Гибель Содома и Гоморры

Уничтожение Содома и Гоморры. Джон Мартин. 1852

До недавнего времени педофилия, инцест, скотоложство и многие другие подобные вещи были известны под общим названием «содомские грехи». Это словосочетание тесно связано с городами Содомом и Гоморрой, где широко практиковались различные сексуальные извращения. Сейчас на месте легендарных населенных пунктов простирается безжизненная гладь Мертвого моря, напоминая нам о еще одной масштабной катастрофе.

На древние города разврата обрушился град огненных камней и потоки серы, которые оставили после себя дымящуюся и выжженную землю. Сейчас трудно сказать, чтó это было, однако вероятнее всего, речь идет о землетрясении, сопровождавшемся активным выбросом пепла, газов и расплавленных пород. Сложность изучения содомского катаклизма состоит в том, что проводившиеся в окрестностях Мертвого моря раскопки положительных результатов не дали.

Но для верующих история Содома и Гоморры - нечто большее, чем просто катастрофа. На земле были, есть и будут города, где уровень порока зашкаливает, но в отличие от, например, Вавилона, Древнего Рима или современного Амстердама, содомиты не идеализировали свой образ жизни. Разврат погибших библейских городов - неприкрытый, ярко выраженный и выставленный в самых уродливых своих формах. Катастрофа на берегах Мертвого моря - пример того, какая участь постигает общество, когда оно скатывается до животного уровня. И совсем необязательно умереть под камнями и потоками серной жижи - можно просто самоуничтожиться, окончательно утратив человеческий облик.

Десять казней Египетских

Казни египетские.Жан Лепотр. XVII в.

Природные катастрофы всегда трудно себе представить до тех пор, пока сам не стал их очевидцем. А еще труднее представить целую череду бедствий, которые обрушиваются за короткое время на одну страну. Но самое сложное - представить ужас древних египтян, которые за несколько недель пережили целых десять катаклизмов.

За то, что фараон отказался дать свободу своим рабам-евреям, Бог через пророка Моисея последовательно наводил на страну «казни». Сначала во всех египетских реках и водоемах вода стала кроваво-красной и была чиста только в сосудах евреев. Затем гниющее месиво стало кишеть лягушками и ящерицами, позже образовалась мошкара, которая впоследствии нападала на скот и разносила различные инфекции. Это привело к массовому мору домашних животных и людей. Те же, кто выжил, страдали от язв и укусов. Следующим испытанием стал небывалый град, истребивший посевы на полях. То, что сохранилось после града, доела саранча, налетевшая на Египет в небывалом количестве. За саранчой пришла трехдневная тьма, окутавшая всех жителей и не коснувшаяся евреев. И последней казнью стала гибель всех старших сыновей в каждой семье.

Особняком среди этих испытаний, после которых фараон все-таки отпустил евреев на свободу, стоит гибель элитной фараоновой армии в водах Красного моря. Пропустив беглецов по обнаженному дну залива, его воды сомкнулись, накрыв собою преследовавшие евреев отряды.
Десять казней тоже рассматриваются не только в историческом, но и в философском ключе. Если внимательно посмотреть на детали этих бедствий, то они обрушились на вещи и явления, которые обожествлялись египтянами. Например, нашествие пресмыкающихся - это удар по знаменитой египетской брезгливости, которая не давала свободным жителям даже прикасаться к нечистоте. Тьма кромешная - удар по «престижу» бога Ра, считавшегося покровителем солнца. Своими «казнями» Господь разрушил все то, на что полагался фараон вместе с народом Египта. Эти катастрофы были платой египтян за самонадеянность и гордыню. А также - напоминанием всякой развитой цивилизации, что любая экономическая и военная мощь может рухнуть в одночасье.

Несбывшееся пророчество

Пророк Иона в пасти кита. Средневековая
немецкая миниатюра

Особое место в Библии занимают катастрофы, которые и не назовешь катаклизмами, однако в культурно-историческом плане они действительно были настоящими трагедиями. Речь идет о гибели крупнейших городов Древнего мира. В разные времена Божьи пророки предсказывали крушение практически всех государств, притеснявших еврейский народ. Со временем эти мегаполисы и страны погибали в огне пожарищ, и даже камня на камне от них не оставалось. Самая страшная участь постигла столицу Ассирии - древнюю Ниневию. Археологи до сих пор находят на руинах прекрасной столицы следы жесточайшего разорения и безжалостной резни, которую в 612 году до Р. Х. учинили вавилоняне.

Однако с этим городом связано одно предсказание, которое по милости Божьей не сбылось. Примерно в 800 году до Р. Х. пророк Иона был послан Богом в Ниневию, чтобы предупредить ее жителей о надвигающемся на них Господнем гневе. Несколько дней, рискуя быть схваченным, пророк исполнял поручение Божье и проповедовал о скорой гибели мегаполиса. Все окончилось неожиданным для пророка образом: правитель и подданные раскаялись в своем нечестии, и Господь отменил Свое решение.

Несмотря на то, что Ниневия все равно пала через двести лет, история с несбывшимся пророчеством Ионы очень показательна. Она свидетельствует, что любой нависшей над нами катастрофы (все равно - политической ли, техногенной или социальной) можно избежать искренним покаянием и изменением.

Армагеддон

Четыре всадника Апокалипсиса. Альбрехт Дюрер. 1498

Все описанные в Библии катастрофы уже давно произошли. Кроме одной. Она описана в книге Апокалипсис и получила название Армагеддон. Это слово переводится с иврита как «холм Мегиддо» и отсылает нас к древнему палестинскому городу Мегиддо, близ которого в XV веке до Р. Х. впервые в истории человечества произошла точно датируемая в документах битва.

Буквально Армагеддон - это последняя война между силами добра и зла. Нам не дано знать подробности этого сражения, но общий тон книги Откровения указывает на то, что Судный день будет действительно ужасным и катастрофическим. Он повлияет на судьбу каждого жителя планеты и станет последним моментом мировой истории. События конца света завершатся Страшным судом и окончательной победой света над тьмой, Бога над дьяволом, добра над злом.

Армагеддон катастрофичен еще и тем, что после него вся нынешняя вселенная перестанет существовать. Однако это также и самая радостная для верующих катастрофа, поскольку на смену поврежденному грехом и смертью миру грядет новый мир - тот самый, который изначально задуман Богом, но был искажен грехопадением первых людей.

Армагеддон - самый главный катаклизм, самый разрушительный, самый масштабный. Но в отличие от эдемского падения, он приведет не к позору, а к вечной славе и вечной жизни.

У верующих людей есть понимание того, что Промысл Божий - благой и совершенный. Об этом трудно говорить перед лицом страдания. Мы своим человеческим разумом не можем проникнуть в эти таинственные, неведомые для нас пути Божии. Но знаем только одно - что, поскольку жизнь человеческая не кончается с физической смертью его тела, Бог творит с нами по воле Своей то, что имеет отношение и к земной жизни, и к вечности. А если нет вечности, то всё становится бессмысленным - и жизнь, и смерть, и радость, и страдание, - всё теряет свой смысл, всё становится неким безумием. Ибо скоротечна земная жизнь человека - 70, от силы 80 лет, как говорит слово Божие (Пс 89:10).

Но мы верим в вечную жизнь, мы ее чувствуем, мы ее духовно созерцаем в момент совершения Божественной литургии, в момент причастия Святых Христовых Таин. Каждая Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», потому что через Таинство мы прикасаемся к вечности. Именно в перспективе вечной жизни призван христианин взирать и на радости, и на скорби своей жизни, понимая ограниченность, конечность этих скорбей. Смерть не есть абсолютное явление, разрушающее человеческую жизнь. И это наш ответ на страдания, смысл которых так тяжело понять».

Патриарх Кирилл, из слова в храме Архангела Михаила,
Крымск, 23 июля 2012 года

Спрашивает Виктор
Отвечает Александра Ланц, 23.03.2011


Вопрос : "Скажите пожалуйста,зачем Бог поступает так жестоко, наказывая детей? Что-бы что-то там проверить или выяснить,должны в муках быть невинные дети?Это не по доброму!Это как опыты над животными!"
Здравствовать вам с Правде, Виктор!

Ваш вопрос звучит из сердца, которое всё ещё не питается напрямую от Слова Божия, но получает информацию через социально-культурные установки общества, в котором вы живёте. Вы сами того не замечаете, как впитываете прочно утвердившиеся в мире ложные идеи об Истинном Боге.

Правда - только в Библии, а всё остальное, даже если талантливо прикидывается правдой, - ложь, которая в данный момент разрушает вашу жизнь и не позволяет вам установить прочные, основанные на любви, взаимоотношения с Небесным Отцом, а значит, заставляет вас мучиться и страдать там, где вы могли бы радоваться и побеждать.

Давайте всё же рискнём посмотреть на происходящее с вами (и со всеми нами) с точки зрения Библии? И хотя наше исследование может оказаться довольно длинным, я прошу Истинного Бога даровать вам терпение, желание уразуметь правду и способность уразуметь ее.

Многие из нас, даже изучая Библию, не осознают, что слово "адам" в ней может быть переведено так...

… Адам - как личное имя первого человека,
… человек - как обозначение человека вообще
… люди, человек - как обозначение всех людей вместе взятых.

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на некоторые тексты:

И сказал Бог: сотворим *адама* по образу Нашему по подобию Нашему
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему

И были оба наги, *адам* и жена его, и не стыдились.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

не одним хлебом живет *адам* , но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет *адам* ...
не одним хлебом живет человек , но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек ...

И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на *адама* , и на скот, и на всякий ручной труд.

И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека , и на скот, и на всякий ручной труд.

Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как *единый адам* .

Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди .


Если вы внимательно присмотритесь хотя бы к этим текстам, то увидите, что слово АДАМ передаёт нам мысль Бога о человечестве, как таковом. АДАМ - это все мы, всё человечество. Мы были созданы для существования, как отдельные личности, но одновременно в одном теле человечества под названием АДАМ . Бог видит нас всех как единое целое и видит нас всех, как Своего ребёнка. Мы называем себя человечеством, а Бог называет нас адамом, что по сути, одно и то же.

Так вот в связи с тем, что первый человек, из которого начало расти всё тело человечества , отказался находиться в присутствии Бога, т.е. в присутствии Жизни, Света, Тепла... то тело человечества начало претерпевать изменения, которые бывают, например, с растением, если убрать его от солнца, воды, питательных веществ. Клеточки (=люди по отдельности) всего тела АДАМА начали чахнуть, болеть, предавать детям плохое генетическое наследство и пр.

Другими словами, тело человечества (АДАМА ) оказалось попорченным. Но заметьте, что это случилось не по желанию Бога, а по желанию самого человечества.

В итоге мы имеем то, что имеем: болезни, боль, мучающиеся своим телом дети, мучающиеся своим телом взрослые. Тело человечества исковеркано, испорчено, разорено из-за того, что оно отказалось от Света, Воды, Воздуха, которые исходят только от Жизнедателя Бога, поэтому нет ничего удивительного в бесплодии, в рождении больных детей, в приобретённых заболеваниях. Удивительно как раз то, что в этом ужасе, в этой абсолютной отделённости от Бога с нашей стороны, ещё почему-то рождаются здоровые дети! Как впрочем удивительно, что мы все вообще ещё существуем.

Так вот, рождённый больным ребёнок, - это не наказание от Бога, это не попытка Бога поиздеваться над людьми или поставить какой-то опыт, а грустное последствие того, что тело АДАМА (человечества) больно, в этом теле сейчас нет вообще ни одной здоровой клетки, просто одни клетки больны более, чем другие.

Дети, рождённые больными, - это результат деятельности человечества как такового, это выбор АДАМА жить под началом сатаны. Так же, как несчастные случаи - это результат деятельности не Бога, а человечества, это сумма тех выборов, которые совершает АДАМ , избравший жить под началом хитрого змея.

Но всё же остаётся вопрос: почему Бог не оградил вас , Виктор, от рождения в вашей семье больного ребёнка? Ведь вот в других семьях, даже у неверующих, рождаются же более-менее здоровые дети. Вопрос в том, почему Бог допустил мучения в вашей жизни? ведь вы мучаетесь болью вашего ребёнка даже больше, чем сам малыш, не так ли? Ведь всегда больнее смотреть на того, кто мучается (особенно если это твоя кровь и плоть, такая беззащитная и слабая), чем мучиться самому. Можно отдать всё на свете, можно самому встать на место этих мучений, только бы тот, слабый, любимый, такой драгоценный твоему сердцу ребёнок не проходил бы через всё это.

Мой ответ на этот вопрос может показаться вам безумным, поэтому прежде, чем продолжу, я хочу попросить вас не отбрасывать мой ответ, но дать себе время подумать и тем более вопросить прямо к Богу: «так ли это?»

Господь Христос не прикрыл вас от приближающейся беды, потому что Он точно знает, что для вас и вашей семьи - это единственный путь спасения для Вечности.

Он не наказал вас, но, напротив, открыл перед вами путь, пройдя по которому, вы сможете отвернуться ото лжи и повернуться к Правде, спасительной Правде. Христос рискнул Своей репутацией Бога, Который есть любовь, и ненадолго убрал от вас Свою защищающую руку, позволив сатане действовать. Христос знал, что вы в первую очередь начнёте обвинять Его, но Он всё же пошёл на этот риск и всё же допустил сатану до вас, позволив ему сделать то, что он желает сделать с каждым ребёнком этого мира.

Но при этом Христос протягивает вам силу и мудрость, приняв которые вы все, вся ваша семья, сможете посрамить сатану, который причиняет вам боль. Виктор, что если вам всё же рискнуть и потянуться к Иисусу для того, чтобы принять от Него то, что позволит вам встать прямо и уверенно, смело свидетельствуя всему миру, что вы, не смотря на боль тела вашей семьи, имеете от Бога силу справляться с этой болью и уверенность с надеждой смотреть в будущее, когда Христос Сам проведёт вас через все испытания, а потом возложит на ваши головы венцы победителей, утрёт с ваших глаз все слёзы и введёт вас в Его Царствие, где у АДАМА (человечества) будет новое святое, не подверженное никаким болезням тело.

Дорогой Виктор, Бог совсем не Такой, Каким представили Его вам те, кто сами ходят во лжи, называя чёрное белым и белое чёрным. Ищите знания о Боге у Него Самого, в Его книге, в молитвенном с Ним общении. Придите к Нему, а не к тем, кто называют себя Его священниками, придите к Нему, потому что только Он может успокоить вас и дать вам такую уверенность в Нём, Истинном Боге, которая превратит вашу слабость в бесконечную силу во славу Божию. Сатана будет жалить вас в пяту, а вы силою Христа будете наносить ему смертельные удары по голове.

С любовью и молитвой о вас и вашей семье,

Читайте еще по теме "Разное":



Похожие публикации