Правила постановки ударения в словах. Акцентология

Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ударение всегда падает на гласный звук в слоге.

Примечания:

1. Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак вверху над ударной гласной.

2. В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: тво́рог и творо́г, одновре́менно и одновреме́нно, ке́та и кета́ и др.

3. В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть и побочное, более слабое ударение, например: ме́лкомасшта́бный

Правила постановки ударения:

1) Ударный слог полной формы ряда прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: прекрАсный – прекрАсен – прекрАсна – прекрАсны

2) У некоторых прилагательных ударение подвижно и тогда оно часто попада­ет на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: пОлный – полнА – пОлон.

3) Если ударение падает на окончание в краткой форме женского рода, то в сравни­тельной степени оно будет на суффиксе -ее: полнА - полнЕе; при этом ударение сохраняется на основе в сравнительной степени, если оно в полноей форме в женском роде стоит на основе: кра­сИва - красИвее. То же касается и формы превосходной степени.

4) Ударение в прошедшем времени глагола обычно падает на тот же слог, что и в ин­финитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла, прЯтать - прЯтала, начинАть -начинАла.

5) Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода прошедшего времени переходит на окон­чание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Жить - жил - жИло - жИли, но жилА; ждать - ждал - ждАло- ждАли, но жда-лА; лить - лил - лИло - лИли, но лилА.

Примечание:

Исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с пристав­кой вы-, которая перетягивает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить -вЫлила, вЫзвать - вЫзвала;

У глаголов класть, красть, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, поелАла, отослАла.

6) Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание или суффикс (в глаголах про­шедшего времени мужского рода): начАться- начался, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

7) Ударение в глаголе звонить и образованных от него приставочным способом глаго­лах позвонить, перезвонить при спряжении падает на окончание: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт; позвонИшь, позвонИт,позвонИм, позвонИте, позвонЯт; перезвонИшь, перезвонИт, перезвонИм, перезвонИте, перезвонЯт.

8) Если ударение в полной форме причастий падает на суффикс -ённ-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённый - проведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый - завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ.

9) Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУтъ - сОгнутый, завернУть - завЁрнутый.

10) Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: задАть - задАв, залИть - залИв, занЯть - занЯв, на-чАть - начАв, поднЯть - поднЯв, пожИть - пожИв, положИтъ - положИв, по-нЯть - понЯв, предАть - предАв, предпринять - предприняв, прибЫть - прибЫв, принЯть - принЯв, продАть - продАв, пропИть ~ пропИв,создАтъ - создАв. Ис­ключение : исчЕрпать - исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв).

Фразеологизмы.

Фразеологи́зм - это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм (или же идиому) невозможно перевести дословно (теряется смысл), часто возникают трудности перевода и понимания. С другой стороны такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску. Часто грамматическое значение идиом не отвечает нормам современного языка, а являются грамматическими архаизмами. Пример таких выражений в русском языке: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «дурака валять», «точка зрения» и т. п.

Концепция фразеологических единиц (фр. unité phraséologique ) как устойчивого словосочетания, смысл которого невыводим из значений составляющих его слов, впервые была сформулирована швейцарским лингвистом Шарлем Балли в работе Précis de stylistique , где он противопоставил их другому типу словосочетаний - фразеологическим группам (фр. séries phraséologiques ) с вариативным сочетанием компонентов. В дальнейшем В. В. Виноградов выделил три основных вида фразеологизмов: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства и фразеологические сочетания . Н. М. Шанский выделяет также дополнительный вид - фразеологические выражения



Лексические ошибки.

Уместное и правильное употребление слов в речи определяется лексическими нормами.
Лексические нормы - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и её правильности.
Нарушение лексических норм приводит к лексическим ошибкам разного типа.

Типы лексических ошибок
-Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слов.
-Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.
Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
Например: адресат – адресант; советник – советчик; болотный – болотистый

синонимы различаются либо сферой употребления – глаза, либо оттенками значения – мастер, виртуоз, либо и тем, и другим – миловидный, хорошенький, смазливый.

Синонимы могут в большей или в меньшей степени избирательно сочетаться с теми или иными словами – карие глаза, коричневое платье.

Если не учитывать данные особенности употребления синонимов, то это может привести к речевой ошибке

Например, во фразе: Вчера мне было печально – неудачно использовано наречие печально. В данном контексте более точным будет использование синонима грустно, но можно: грустно/печально улыбнулся.

Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов.
Омонимы – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.

Ср. : брак – супружество и брак – испорченная продукция.

Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но всё же в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.

Это явление может обыгрываться, например, в каламбурах* (Хорошее дело браком не назовут) , анекдотах (Реклама на дом. Новые подушечки «Стиморол» – теперь без наволочки) .

Однако чаще в речи мы встречаемся с ненамеренной двусмысленностью.

Например, фраза: Экипаж находится в отличном состоянии – является двусмысленной, поскольку она не позволяет понять, о чём идёт речь – о повозке (У ворот дома остановился новенький экипаж) или о команде (Экипаж корабля чувствует себя хорошо) .

Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов – разных слов, одинаково звучащих, но имеющих разное написание (луг – лук, туш – тушь) , омоформ – разных слов, совпадающих в звучании лишь в отдельных формах (лечу больных и лечу на самолёте; ветер стих и декламировать стих) .
Так, двусмысленной является фраза: «Я экскурсии вожу» , поскольку её можно понять двояко: говорящий водит экскурсии – говорящий возит экскурсии.
Кроме того, в ряде случаев говорящий может просто не разграничивать значений омонимов, омофонов, что также приводит к лексической ошибке.
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений.
Например, фраза: Профессор на экзамене полгруппы зарезал – звучит двусмысленно, поскольку остаётся неясным, то ли профессор – опасный маньяк, то ли – просто очень строгий преподаватель
Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов.
не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз) ;
уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта) ;
встреча созвана (правильно: встреча состоялась) ;
повысить кругозор (правильно: расширить кругозор) .
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

немотивированный пропуск компонента фразеологизма:

Хоть об стенку бейся – опущен компонент – головой;

Немотивированная замена одного компонента другим:
Всё возвращается на спирали своя; правильно – на круги своя;

Правила постановки ударения в словах, входящих в орфоэпический минимум.

1. В глаголах прошедшего времени женского рода ударение, как правило, падает на окончание А:

бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсъ, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсъ, дождалАсь, ждалА, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, лгалА, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсъ, назвалАсъ, налилА, нарвалА, началА, облилАсъ, обня- лАсъ, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, по- лилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

Примечание:

  • исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой ВЫ-, которая перетягивает ударение на себя:
    вЫлила, вЫзвала ;
  • у глаголов класть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание А, а остаётся на основе:
    клАла,крАлась, слАла, послАла, отослАла.

2. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание А:

занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА

3. В глаголах, оканчивающихся на-ИТЬ. при спряжении ударение падает на окончание -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ:

включить - включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
вручить - вручИмь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;
дозвониться - дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся;
кровоточИть - рана кровоточИт;
исключить - исключИшь, исключИт, исключИм, исключИте, исключАт;
звонить - звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
наделить - наделИшь, наделИт, наделИм, наделИте, наделЯт;
накрениться - ветер накренИт судно;
насорить - насорИшь, насорИт, насорИм, насорИте, насорЯт;
обзвонить - обзвонИшь, обзвонИт, обзвонИм, обзвонИте, обзвонЯт;
облегчить - облегчИшь, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт;
ободрить - ободрИшь, ободрИт, ободрИм, ободрИте, ободрЯт;
ободриться - ты ободрИшься;
одолжить - одолжИшь, одолжИт, одолжИм, одолжИте, одолжАт;
окружить - окружИшь, оккружИт, окружИм, окружИте, окружАт;
повторить - повторИшь, повторИт, повторИм, повторите, повторЯт;
перезвонить - перезвонИшь, перезвонИт, перезвонИм, перезвонИте, перезвонЯт;
позвонить - позвонИшь, позвонИт, позвонИм, позвонИте, позвонЯт;
сверлить - сверлИшь, сверлИт, сверлИм, сверлИте, сверлЯт;
укрепить -укрепИшь, укрепИт, укрепИм, укрепИте, укрепЯт;
щемить - сердце щемИт.

Примечание: В следующих глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить (= сделать пОшлым) - они опОшлят;
освЕдомиться - ты освЕдомишься.

4. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:

быстрый - убыстрИть;
острый - обострИть;
лёгкий - облегчИть;
бодрый - обод-рИть;
глубокий -углубИть.

Примечание: Этой закономерности не подчиняется глагол озлОбить , образованный от имени прилагательного «злой ».

5. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -BШ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этим суффиксом:

нажИвший, начАвший, понЯвший, прожИвший.

6. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть, ударение падает на приставку:

изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

7. Причастия прошедшего времени, образующиеся при помощи всегда ударного суффикса -ЁНН-, в краткой форме мужского рода сохраняют это ударение, а в краткой форме причастий с суффиксом -ЁНН- в женском и среднем роде ударение переходит на окончание:

включЁнный - включЁн - включенА - включенО
довезЁнный - довезЁн - довезенА - довезенО
заселЁнный - засенЁн - заселенА - заселенО
наделЁнный - наделЁн - наделенА - наделенО
низведЁнный - низведЁн - низведенА - низведенО
ободрЁнный - ободрЁн - ободренА
обострЁнный - обострЁн - обостренА - обостренО
отключЁнный - отключЁн - отключенА - отключенО
повторЁнный - повторЁн - повторенА - повторенО
поделЁнный - поделЁн - поделенА - поделенО
приручЁнный - приручЁн - прирученА - прирученО

8. На корень БАЛ- в словах со значением «плохо себя вести», «выполнять любые капризы», «быть излишне изнеженным и капризным» ударение НЕ падает:

балОванный, баловАть, балУясь, избалОванный, набаловАть

9. В деепричастиях с суффиксами -ВШ-. -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:

начАв, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, начАвшись.

Примечание: Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола:
задАть - задАв,
залИть - залИв,
занЯть - занЯв,
начАть - начАв,
поднЯть - поднЯв,
пожИть - пожИв,
положИть - положИв,
понЯть - понЯв,
предАть - предАв,
предпринЯть - предпринЯв,
прибЫть - прибЫв,
принЯть - принЯв,
продАть - продАв,
пропИть - пропИв,
создАть - создАв.

Запомните: исчЕрпать - исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв).

10. В именах существительных иноязычного происхождения (чаще всего французского) ударение падает на последний слог:

дефИс, диспансЕр, еретИк, жалюзИ, каталОг, квартАл, некролОг, партЕр, экспЕрт.

11. Место постановки ударения в отглагольном существительном обычно совпадает с местом постановки ударения в исходном глаголе, от которого оно образовано:

вероисповЕдание (в этом отглагольном имени существительном сохраняется то же ударение, что и в исходном глаголе, от которого оно образовано: (веру) исповЕдатъ);
обеспЕчение (в этом отглагольном имени существительном сохраняется то же ударе¬ние, что и в исходном глаголе, от которого оно образовано: обеспЕчить);
газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд (= то, что газ, мусор, нефть провОдит).

12. В некоторых именах существительных ударение является неподвижным и падает на КОРЕНЬ во ВСЕХ ПАДЕЖАХ:

аэропОрт - аэропОрты (им. п. мн.ч.)
бАнт - бАнты - с бАнтами
бухгАлтер - бухгАлтеров (род. п. мн.ч.)
Икс - Иксы - с Иксом
крАн - крАны
лЕктор - лЕкторы - лЕкторов
мЕстность - мЕстностей
тОрт - тОрты - с тОртом - тОртами
шАрф - шАрфы - нет шАрфа

13. В следующих именах прилагательных ударение такое же, как и в исходном имени существительном, от которого это имя прилагательное образовано:

слИва - слИвовый
кУхня - кУхонный

14. При образовании простой формы сравнительной или превосходной степени от имени прилагательного «красИвый» ударение остаётся неизменным и падает на гласную букву И основы:

красИвый - красИвее - красИвейший

15. В следующих наречиях ударение падает на приставку ДО:

дОверху, дОнизу, дОсуха

Примечание: Этому правилу не подчиняется постановка ударения в наречиях донЕльзя, добелА, докраснА.

16. В следующих наречиях ударение падает на приставку ЗА:

зАгодя = заранее
зАтемно
зАсветло

Примечание: Этому правилу не подчиняется постановка ударения в наречии завИдно (в нём сохраняется то же ударение, что и в исходном глаголе, от которого оно образовано: завИдоватъ).

1. В существительных ж.р. в форме В.п. ед.ч. ударение падает на окончание или

на основу – страна – странУ, рука – рУку (уточняется по словарю).

2. В существительных 3 скл. в Р.п. мн.ч. ударение падает на основу или на

окончание шАлость - шАлостей, Отрасль-Остралей и отраслЕй.

3. Некоторые существительные 3 скл. с предлогами в, на имеют ударение на

окончании – в грудИ, на печИ, иногда ударение падает на предлог – бЕз толку, зА ухо, Из лесу, нА два, пО трое, пОд вечер.

4. Если ударение прилагат. в кратк. форме ж.р. падает на окончание, то кратк.ф.

ср.р. и м.р. ударение падает на основу и совпадает с ударением в полной форме – белА, бЕлый, бЕл, бЕло.

5. У прилагательных в кратк.ф. во мн.ч. могут быть колебания ударения – бЕлы-

белЫ, нИзки-низкИ (искл. ЛегкИ, прАвы).

6. Если в кратк.ф. прилагат. ж.р. ударение падает на окончание, то в сравнит. степ.

На суффикс – полнА –полнЕЕ.

7. Если в кратк.ф. прилагат. ж.р. ударение на окончании, то в сравнительной

степени, оно падает на основу – красИва-красИвее.

8. В глаг. прош. вр. ед.ч. ж.р. правильным будет ударение не на основе слова, а на

окончании – бралА, а не брАла. Приставка вы- «перетягивает» ударение на себя – вЫгнала, вЫзвала, но прогналА, позвалА.

9. Частица ся- изменяет ударение в глаг. мн.ч., иногда в глаг. ср.р. ед.ч., в которых

оно совпадает с ударением в нач.ф. – звАть – звАл, звАло-звАли, но звалОсь, звалИсь.

10. У большинства глаг. 2 спряж. Ударение в формах наст.вр. ставится на основе, а

не на окончании – дрУжит, мАнит, но звонИт.

11. В глаг. на –ировать выделяется две группы – с ударением на И и на А –

телеграфИровать, форсИровать, группировАть, маршировАть.

12. В страдательных прич. Прош.вр. ударение в ф. ж.р. в одних случаях падает на

окончания, в других - на приставку – зАдрана, Избрана, нАзвана.

13. Страдательные прич. Прош.вр., образованные от глаг. на –ированный

(иллюстрИровать-иллюстрИрованный), а форме на –ировАть соответствует форма на –ирОванный (формировАть – формирОванный).

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый -ошибка (правильно зАпертый)

облЕгчит – ошибка (правильно облегчИт)

ненадОлго

загнУтый – ошибка (правильно зАгнутый)

заселенА

опломбИровать – ошибка (правильно опломбировАть)

наделЁнный

премИровать – ошибка (правильно премировАть)

зАгнутый

красИвее

обОдрить – ошибка (правильно ободрИть)


дозвонИтся

прИнятый

вероисповЕдание

прозОрлива – ошибка (правильно прозорлИва)

средствА – ошибка (правильно срЕдства)

знАчимый

пОняла – ошибка (правильно понялА)

аэропОрты

красИвейший

докумЕнт

донЕльзя

клалА – ошибка (правильно клАла)

зАсветло

защЕмит – ошибка (правильно защемИт)

красИвее

бантЫ – ошибка (правильно бАнты)

красИвейший

перелилА

намЕрение

водопрОвод – ошибка (правильно водопровОд)

надЕлит – ошибка (правильно наделИт)

поделЁнный

начАвшись

понЯвший

дОсуг – ошибка (правильно досУг)

аэропОрты

катАлог – ошибка (правильно каталОг)

кУхонный

прирУченный – ошибка (правильно приручЁнный)

слИвовый

довезЁнный

зАсветло

отозвалА

дЕфис - ошибка (правильно дефИс)

бухгалтерОв – ошибка (правильно бухгАлтеров)

красИвее

тортОв – ошибка (правильно тОртов)

облегчИть

отклЮченный – ошибка (правильно отключЁнный)

плодоносИть

договОренность – ошибка (правильно договорЁнность)

обнялАсь

мозаИчный

дозвонИтся

прИбыв – ошибка (правильно прибЫв)

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший – ошибка (правильно нажИвший)

кранЫ – ошибка (правильно крАны)

снЯла – ошибка (правильно снялА)

повтОрит – ошибка (правильно повторИт)

Отрочество

свЕрлит – ошибка (правильно сверЛит)

опломбировАть

диспансЕр

ободралА

тортЫ – ошибка (правильно тОрты)

слИвовый

наделЁнный

запЁртый – ошибка (правильно зАпертый)

углубИть

новостЕй

откУпорил

красивЕе - ошибка (правильно красИвее)

нАчавший – ошибка (правильно начАвший)

озлОбить

ДТО Орфоэпия

Стили произношения.

Акцентология. Закономерности постановки ударения.

Стили произношения

Слова "орфоэпия"(дословно "правильное звучание") и "орфография" являются однокоренными: общий элемент орфо- переводится с греческого как "прямой, правильный". Как трудно назвать образованным того, кто не умеет писать грамотно,- так и невозможно назвать хорошей речь человека, который неправильно произносит те или иные слова и неверно ставит в них ударение.При этом под правильным произношением подразумевается не столько чёткая артикуляция слов или отсутствие нарушений дикции, сколько соблюдение орфоэпических (произносительных) и акцентологических (связанных с постановкой ударения) норм языка.

Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Соблюдение единообразия произношения имеет важное значение и для отдельного человека, и для общества в целом.Орфоэпические ошибки, неправильное произношение слова или неправильная постановка ударения мешают воспринимать речь: слушатель обращает внимание не столько на то ,что говорит его собеседник, сколько на то, как он это делает.



Стили произношения

В зависимости от темпа речи, соответствующего определённой ситуации общения (дружеская беседа или публичное выступление),различаются полный и неполный стили произношения.

Полный характеризуется медленным темпом речи, отчётливым произношением, тщательностью артикуляции и минимальной степенью редукции (сокращения) звуков. Этот стиль обязателен для дикторов радио и телевидения.

Неполный произносительный стиль характеризуется быстрым темпом речи, нечётким произношением, сильной редукцией звуков, иногда выпадением целых слогов. Этот стиль используется в бытовых диалогах или в дружеской беседе.

В зависимости от соотношения стилей произношения со стилями языка и различной степенью выразительности различают нейтральный (разговорный, стилистически не окрашенный), высокий (книжный, академический), сниженный (просторечный) стили произношения. Для высокого стиля характерно произношение с(о)нет,(о)азис, к(о)нцерт.В случае повседневного общения эти слова будут произноситься в нейтральном стиле: с(а)нет, (а)азис, к(а)нцерт. Просторечный стиль охватывает слова и формы, употребляющиеся в обиходно-бытовых ситуациях: когда (када), тысяча (тыща),шестьдесят (шыс"ат) ит.д.

Характеристика современного русского литературного произношения

Произношение гласных в первом предударном слоге

Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а], [о], [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а], [о], [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.

В первом предударном слоге гласные [а], [о], [е] редуцируются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам.

После твердых согласных на месте букв а, о произносится звук [Λ] при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом: сады, валы, лоза, коса, жара, шары, жокей, шофер, цари - [сΛды], [вΛлы], [лΛза], [кΛса], [жΛра], [шΛры], [жΛке ], [шΛфор], [цΛри]. На месте буквы е после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится [ы], склонное к [э] - [ы э ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жы э лток], [жы э сток], [шы э сток], [шы э сто ], [цы э на], [цы э пно ].

После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] - [и е ]: часы, часок, щадить, щавель, сняла, взяла, песок, лесок - [ч"и е сы], [чи е сок], [ "и е д"ûт], [ "и е в"êл"], , [в"з"и е ла], [п"и е сок], [л"и е сок]. Произношение в данном случае отчетливого [и] воспринимается как просторечное: [ч"иво].

Произношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого

Во втором и третьем предударных слогах гласные подвергаются более значительной редукции, чем в первом слоге. Степень редукции гласных в этих слогах практически не различается. Звуки, произносимые на месте букв а, я, о, е в указанных слогах, различаются по качеству, которое зависит от качества предшествующего согласного.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку языка несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку языка несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. Например: Караганда, колокола, жернова, шерстяной, цеховой - [къръгΛнда], [кълъкΛла], [жърнΛва], [шърс"т"и е но ], [цъхΛво ].

После мягких согласных на месте букв о, я, е произносится звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [и е ], Например: частокол, черенок, щекотать, пятачок, деревенька - [ч"ъстΛкол], [ч"ри е нок], [ "ькΛтат"], [п"ьтΛч"ок], [д"р"и е в"êн"ка].

Произношение гласных в заударных слогах

Произношение гласных в заударных слогах в основном аналогично произношению гласных во всех предударных слогах, кроме первого. Редуцированные звуки, произносимые в заударных слогах, по качеству не отличаются от соответствующих гласных предударных слогов и в фонетической транскрипции имеют те же обозначения [ъ], [ь]. Однако произношение заударных гласных отличается рядом частных особенностей, касающихся произношения гласных в составе различных морфем.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Например: выдал, выпала, слово, олово, кошек, ложек, пальцем - [выдъл], [выпълъ], [словъ], [олъвъ], [кошък], [ложък], [пал"цъм].

После мягких согласных различаются следующие случаи:

1. На месте букв а, я произносится редуцированный звук в двух разновидностях [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказывается произносимый звук.

Звук [ъ] произносится в окончаниях: 1) им. п. ед. ч. существительных женского и среднего рода; 2) род. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) им. п. мн. ч. существительных мужского и среднего рода; 4) в суффиксе деепричастия несовершенного вида; 5) им. п. ед. ч. прилагательных женского рода. Например: воля, туча, роща, имя; вара, горя; братья, звенья; видя; злая - [вол"ъ], [туч"ъ], [ро "ъ] [им"ъ]; [варъ], [гор"ъ]; [брат" ъ], [з"в"êн ъ]; [в"ид"ъ]; [зла ъ].

Звук [ь] произносится в конечном слоге, если он не представляет собой окончание, перед мягким согласным: память, площадь, участь, поняли, начали - [пам"ът], [пло ьт], [уч"ьс"т"], [пон"ьл"и], [нач"ьл"и].

2. На месте буквы е произносится звук [ь] в окончаниях: 1) дат., тв., пр. п. ед. ч. существительных женского рода; 2) пр. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) род. п. мн. ч. существительных с окончанием -ей; 4) им. п. мн. ч. существительных на ан(е); 5) в неконечном и конечном слогах, если они не составляют окончания. Например: к пуле, тучей, в чаще; в доме, в горе; оленей; римляне; пасека, палец - [к-пул"ь], [тучь ], [ф-ч"ä ь]; [в-дом"ь], [в-гор"ь]; [Λл"êн"ь ]; [р"имл"ьн"ь]; [пас"ьк"ъ], [пал"ьц].

Произношение гласных в начале слова

1. На месте букв а, о в начале слова (если слог не ударный) произносится звук [Λ]. Например: агент, осока, оболочка, основоположник - [Λгент], [Λсокъ], [ΛбΛлочкъ], [ΛснъвъпΛложник].

2. Буквы я, е в начале слова обозначают два звука , , из которых первый является мягким согласным [j], поэтому на месте этих букв произносятся звуки [и е ] (первый предударный слог) и [ь] (прочие предударные слоги). Например: ярмо, яровой, езда, ездовой - [ и е рмо], [ ьрΛво ], [ и е да], [ ьздΛво ].

Переход (и) в (ы)

На месте буквы и в начале слова, при слиянии в произношении этого слова с предыдущим, которое заканчивается на твердый согласный, а также на месте союза и в определенных условиях, произносится гласный [ы].

Переход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке приставки на согласный и корня, начинающегося звуком [и] (возможна и вторая приставка с начальным [и]): под-[ы]скать, не-без-[ы]звестный; 2) при произношении двух самостоятельных слов, соединенных союзом и, не отграниченных паузой, в том случае, если первое слово кончается, а второе начинается твердым согласным: стол и дом [стол-ы-дом], а также в словосочетаниях, если первое слово заканчивается твердым согласным, а второе начинается с [и]: сын Иван [сын-ыван], но дочь Ивана [доч"-иванъ]; 3) после предлогов, входящих, как правило, в состав следующего слова: к Ивану [к-ывану], из игры [из-ыгры]; 4) на стыке частей сложносокращенных слов: Политиздат [пъл"итыздат].

Произношение сочетаний безударных гласных

Сочетания безударных гласных звуков образуются при слитном произнесении служебного слова и последующего знаменательного, а также на стыке морфем. Литературное произношение не допускает стяжения сочетаний гласных. Произношение [събрΛзил] (сообразил) имеет просторечный характер.

Произношение сочетаний безударных гласных отличается некоторым своеобразием сравнительно с произношением одиночных безударных гласных, например сочетания аа, ао, оа, оо произносятся как [аа]: н[а-а]бажур, з[а-а]кеан, п[а-а]рбузу, д[а-а]стровка.

Произношение звонких и глухих согласных

В речевом потоке согласные звуки современного русского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изменяются в своем качестве в зависимости от своего положения в слове.

Различаются два случая таких изменений: а) на конце слов перед паузой и б) на конце слов не перед паузой, а также внутри слова. Изменения согласных, парных по звонкости-глухости и парных по мягкости-твердости, объясняются действием регрессивной ассимиляции.

1. Оглушение звонких согласных на конце слова . Все звонкие согласные на конце слова произносятся как парные им глухие (кроме сонорных р, л, м, н); два конечных звонких переходят в соответствующие глухие: клуб, нрав, рог, ложь, вяз, лязг, изб, трезв - [клуп], [нраф], [рок], [лош], [в"ас], [л"аск], [исп], [тр"есф] (см. § 57, п. 1).

Оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.

2. Оглушение и озвончение согласных, парных по звонкости-глухости, внутри слова . Звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими (кроме в) - озвончаются: трубка, низко, просьба, сзади, к жене - [трупк"ъ], [н"искъ], [прозб"ъ], [ ад"и], [г-жи е н"е].

Произношение твердых и мягких согласных

Различение при произношении согласных, парных по твердости-мягкости, имеет фонематическое значение, так как в русском языке твердые и мягкие согласные различают звуковые оболочки слов (ср. был - быль, брат - брать и т.п.). Произношение мягких согласных отличается от произношения соответствующих твердых согласных «йотовой» артикуляцией, которая заключается в том, что средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба.

На конце слова и перед некоторыми согласными, а также перед гласными звуками [а], [о], [у] твердость и мягкость согласных четко различаются. Мягкость согласных в указанных положениях обозначается в письменной речи: на конце слова и перед некоторыми согласными - буквой ь (ср. ряб - рябь, клад - кладь, удар - ударь, галка - галька, экономка - экономь-ка и т.п.), а перед гласными [а], [о], [у] - буквами я, ё, ю (ср. мать - мять, тук - тюк, нос - нёс). Употребление буквы ь после шипящих [ж], [ш], [ч], [щ] не отражается на произношении этих согласных, так как имеет морфологическое значение, указывает на форму слов (ср. нож - умножь, наш - дашь, лещ - вещь, ткач - вскачь, клич - стричь и т.п.).

1. Мягкость согласных, обозначаемая на письме (ь и буквами я, е, ё, ю): брат - брать, галка - галька, вал - вял, нос - нёс, тук - тюк - [брат - брат"], [галкъ - гал"къ], [вал - в"ал], [нос - н"ос], [тук - т"ук].

Конечные губные в соответствии с написанием произносятся мягко: цеп - цепь, кров - кровь, раб - рябь - [цэп - цэп"], [кроф - кроф"], [рап - р"ап"].

Мягкие губные перед я, ё, ю произносятся без дополнительной артикуляции мягкости: пять, мять, мёл, вёл, гравюра, пюре - [п"äт"], [м"äт"], [м"ол], [в"ол], [грав"уръ], [п"ype].

Мягкость [м] в словах семь, восемь сохраняется в сложных числительных: семь - семьдесят - семьсот, восемь - восемьдесят - восемьсот - [с"ем" - с"ем"дьс"ът - с"и е м"cот], [вос"ьм" - вос"ьм"д"ьс"ът - въс"и е м"cот).

2. Мягкость согласных, не обозначаемая на письме . В положении перед согласными твердость и мягкость согласных часто имеет несамостоятельный, ассимилятивный характер, т.е. зависит от твердости и мягкости последующего согласного. Мягкость согласных в этом случае на письме не обозначается.

Смягчение твердых согласных перед мягкими находится в зависимости от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных, к какому стилю речи относится то или другое слово:

а) внутри слова перед звуком [j] согласные в некоторых случаях смягчаются: рыбья, листья, судья, гостья - [рыб" ъ], [лûст" ъ], [суд"jа], [гос"т" ъ];

б) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь, грусть - [грус"т"], [грус"т"], стена, песня - , [п"ê"с"нъ]. В ряде слов смягчение вариативно: спелый, звезда, твердый, дверной - [с"п"елы ] и [сп"елы ], [з"в"и е зда] и [зв"и е зда], [т"в"орды ] и [тв"орды ], [д"в"и е но ] и [дв"и е рно ];

в) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з], [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко: кантик, бандит, конник, пенсионер, претензия, птенчик - [кан"т"ик], [бΛн"д"ит], [ко "ик], [п"ьнс"иΛнер], [пр"и е тен"з"и ь], [пт"êн"ч"ик];

г) согласный приставки с- и созвучного с ней предлога, а также конечные согласные приставок на з и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным ь произносятся мягко: бездельник, без дела, изделия, из дела, изъять - [б"и е з"д"êльн"ьк], [б"и е з"-делъ], [из"д"êл"и ь], [из"-д"елъ], [из"jат]. В других случаях мягкость вариативна: снял, с него - [с"н"ал] и [сн"ал], [с"-н"и е во] и [с-н"и е во];

д) губные перед задненёбными не смягчаются: ставки, ломки, цепки - [стафк"и], [ломк"и], [цэпк"и];

е) конечные согласные [т], [д], [б] в приставках перед мягкими губными и разделительным ъ не смягчаются: отъел, отпить - [Λтjeл], [Λтп"ит"];

ж) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [щ] произносится твердо: артель, корнет, кормить, самоварчик, сварщик - [Λрт"êл"], [кΛрн"ет], [кΛрм"ûт], [съмлварч"ûк], [свар "ик].

Произношение сочетаний согласных

В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу. Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова.

1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный , : сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ ал], [б"и е ыръ], [ ыл], [б"и е ыны], [н"о ы ], [вл"е ы ].

2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный [ "]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj "у], [в"и "у], [по "ь], [во "и], [дро "и] (допустимо произношение жж как ).

3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий или [ш"ч"]: переписчик [ "ик], [-ш"ч"ик], заказчик [- "ик], [-ш"ч"ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш"ч"]: без числа [б"ьш"ч"исла], расческа [рΛшчоскъ].

4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [ "]: летчик [л"о "ик], молодчик [мΛло "ик], отчет [Λ "от].

5. Сочетание тс на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый : гордится и гордиться [гΛрд"и ъ];

тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки ], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво].

6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной : братца [бра ъ], подцепить [пъ э ы п"ит"], двадцать [два ът"].

7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.

8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто.

9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м"ахк"и ], легче [л"ехч"ь].

Непроизносимые согласные

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);

2) д - в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца);

3) в - в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать);

4) л - в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце).

Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами

В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова, по мере их освоения русским языком, утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср. то[н]ель, те[р]аса, а[п]арат, а[п]етит, ко[р]ектор, ко[м]ерция и т.п.).

Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного гласного (ср.: ва[нн]а, ма[сс]а, гру[пп]а, програ[мм]а и т.п.). На конце слова двойные согласные, как правило, не произносятся (ср. криста[л], мета[л], гри[п], гра[м] и т.п.).

Произношение двойных согласных как в русских словах, так и в иноязычных регламентировано в словарном порядке (см.: «Орфоэпический словарь русского языка»).

Произношение отдельных звуков

1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова - как [к]: ожегся, ожег [Λж"окс"ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.

2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем - [кΛнца], [кΛнцом], [с"и ъм]. но в слове жюри предпочтительно произношение [ж"ÿр"и].

3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур - [ч"ас], [ч"ох], [ч"ур]; роща, Щорс, щебет, щука - [ро "ъ], [ "орс], [ "еб"ьт], [ "укъ].

4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл], [цыкл].

5. На месте буквы с в аффиксах -ся - -сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [бΛjус"], [бΛjалс"ъ], [бΛjалъс"].

6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т.п.) [с"ел], [п"ел], [м"ел], [д"ел], [т"ел].

Произношение отдельных грамматических форм

1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужского рода имен прилагательных -ый, -ий произносится соответственно написанию: [добры ], [горды ], [пр"ежн"и ], [нижн"и ].

Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] предпочтительнее в мягком варианте: [н"иск"и ], [убог"и ], [тих"и ].

2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода -ого и -его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [тΛво], [кΛво]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.

3. Безударные окончания прилагательных -ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръ ь - добръ ъ].

4. Окончание (безударное) прилагательных -ую - -юю произносится в соответствии с написанием: теплую, летнюю - [т"оплу у], [л"ет"н"у у].

5. Окончания -ые, -ие в именительном падеже мн. ч. прилагательных, местоимений, причастий произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син"ии].

6. На месте безударного окончания 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения -aт - -ят произносится [ът]: дышат, ходят - [дышът], [ход"ът].

7. Формы глаголов на -кивать, -гивать, -хивать произносятся с мягкими [к], [г], [х]: [вскак"ивъл], [вздраг"ивъл], [рΛзмах"ивьл].

Акцентология. Закономерности постановки ударения

Признаки русского ударения:

1) силовое (динамическое) - ударный слог отличается большей силой, напряжённостью, звучностью.

2) разноместное, т.е. не фиксированное на каком-либо слоге.

3) подвижное, т.е. при изменении форм одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой.

Ударение в русском языке выполняет различные функции:

1.Смыслоразличительная - ударение-дополнительное средство для различения слов (за мок и замо к, про пасть и пропа сть).

2. Морфологическая - ударение - дополнительное средство для различения грамматических форм слова (во ды и воды ).

Правильное ударение в слове - необходимый признак культурной, грамотной речи. Ударение своеобразный фонетический «паспорт» слова. Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать от человека звОнишь вместо звонИшь, красивеЕ вместо красИвее , чтобы составить не слишком лестное мнение о его образованности.

Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящего, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры.

Речь на уровне звука должна быть не только правильной, соответствовать произносительным (орфоэпическим) нормам, но и благозвучной, интонационно богатой, точной и выразительной.

Вместе с тем и благозвучная, интонационно богатая, точная и выразительная речи может не возыметь действия, если не соблюдены основные орфоэпические нормы. А они достаточно сложны. Наибольшие трудности обычно вызывают следующие типы норм:

1. Ударение в словах и их формах (ср.: квАртал вместо правильного квартАл, благА вместо правильного блАга).

1. Произношение фонемы [е] или [о] после мягких согласных и шипящих под ударением (ср.: афёра вместо правильного афера; опёка вместо правильного опека).

1. Произношение[ч’] в местоимении [что] и его производных, в сочетании –чн- в середине слова (ср.: [что],[чо] вместо правильного [што], коне [ч’] но вместо правильного коне [ш] но ).

1. Произношение твердых или мягких согласных в заимствованных словах(ср.: шин [э] ль вместо правильного ши [н’] ель )/

Произношение отдельных слов и форм (ср.:частотное выпадение звука в словах и формах: комбинзон вместо правильного комбинезон, брелка вместо правильного брелока).

Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом.

Важной особенность русского ударения является его подвижность, т.е. в разных формах одного и того же слова оно может перемещаться с одного слога на другой. Например, дом- дома, город- города, понял- поняла. Ударение может служить средством разграничения грамматических форм(трАвы - И.п. мн.ч., травЫ – Р.п. ед.ч.; нарЕзать - сов.вид., нарезАть - несов. вид) и отдельных лексических единиц (вЫкупать- выкупАть; дорОга – дорогА).

Акцентологические нормы, объясняющие и регулирующие в устной речи постановку словесного ударения, отличаются еще большей сложностью и разнообразием, чем фонетические нормы, потому что русское словесное ударение характеризуется такими признаками, как разноместностью (ср.: кУхонный, экспЕртный, проходнОй ) и подвижностью (ср.: начАть, нАчал, началА, нАчало.

Кроме того, ударение меняется с течением. Так, у Пушкина мы читаем: «ПогаслоПогасло днЕвное светило» . А сейчас мы произносим – « дневнОе освешение ». Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления: литературный и нелитературный(т.е. просторечный, жаргонный, диалектный),основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный(допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).

В современном русском языке употребляются двоякие формы ударения. Здесь сказываются различные причины:

1. Равноправные варианты: кулинАрия и кулинарИя; бАржа и баржА; твОрог и творОг.

2. Книжный и разговорный варианты: баловАть и бАловать; договОр и дОговор.

3. Общелитературные и профессиональные: Атомный и атОмный (у физиков); Искра и искрА (у шахтеров); добЫча и дОбыча(у горняков).

Постановка ударения может зависеть от значения слова. Обратите внимание на произношение следующих слов и форм:

привОд в милицию – прИвод в механизме;

языковОй барьер – языкОвая колбаса;

занятОй человек – зАнятое место;

шАбаш ведьм – шабАш работе.

Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вышедшие в язык слова. Однако колебания наблюдаются и в некоторых широко употребительных словах.

Произнеси следующие слова, обратите внимание на ударения в них:

АлфавИт, акрОполь, анАтом, апартамЕнты, апокАлипсис, апострОф, аскЕт, атлЕт,(тяжелоатлЕт, легкоатлЕт), афИняне, ни за какие блАга мира, тайная вЕчеря, всЕнощная, вчернЕ, гЕнезиз, досУг, доцЕнт, еретИк,

жалюзИ, завИдно, Иконопись, инсУльт, алкоголь, Искус, каталОг, каучУк, клЕить, коклЮш, коллЕдж, лассО, ломОть, маркЕтинг,молОх войны, начАть, несессЕр, огнИво, Омнибус, отзЫв депутата, Отзыв на статью, партЕр, пиалА, пУрпур, пулОвер, ракУшка, гУсеница, рЕкрут, рЕфери, свЁкла, созЫв депутатов, стАтуя, большие срЕдства, столЯр, табУ, тамОжня, танцОвщица, трАпеза, фетИш, цЕнзор, цемЕнт, цыгАн, шестернЯ, шофЁр, щАвель, Экскурс, экспЕрт, Яства.

Если произношение некоторых из этих слов вызвало у вас затруднение, то обратите внимание на следующие замечания. В языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов. Однако большинство из них действует лишь как тенденция, то есть возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели.

Называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му-жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне...

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что , которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом . Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные .

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле .

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

    Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред-последний слог, в чешском языке - на первый слог.

    В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

    Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор - догово́р, нача́ть - на́чал, сирота́ - сиро́ты.

3. Именно ударение может:

    отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас - атла́с.

    быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки - руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала ; а сейчас мы произносим - му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной , а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й ) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду ) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

    Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́ ), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся ).

    Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь . Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

    При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.



Похожие публикации