Православное и католическое Рождество: сходство и различие. Почему отличаются даты православного и католического рождества

Католики придумали и приняли григорианский календарь в 1582-ом году. Римский папа Григорий XIII это провернул. План реформы был и до него, но до него не решились.

Сделано это было ради того, чтобы дни весеннего равноденствия астрономические соответствовали календарным. А они постепенно расходились, так как длина года в юлианском календаре не точно соответствовала реальной длине года (в григорианском неточность сильно меньше).

Дата весеннего равноденствия является определяющей для даты празднования Пасхи.

Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Связано это с последовательностью евангельских событий.

Вот тут то и начинаются проблемы.

Дело в том, что изначально каждая поместная церковь и даже отдельные общины сами определяли конкретную дату празднования Пасхи. Почему так?

Обратите внимание на слово полнолуние в словесной формуле Пасхалии. Иудеи, как и прочие древние культуры пытались совместить солнечный годичный круг с лунным. Что это и откуда -- кратко тут:

А римляне ко временам Рождества Христова уже догадались, что идеальный лунно-солнечный календарь составить невозможно и решили ориентироваться только на длину солнечного года. Это сделал тот самый знаменитый Юлий Цезарь, откуда и календарь стал называться Юлианским. Авторы календаря -- александрийские (это Египет) ученые во главе с Созигеном. Соотношением месяцев и фаз Луны, которые и породили понятие месяцев, пренебрегли -- теперь полнолуния и новолуния не приходятся на одни и те же дни месяцев. Проблема в том, что лунный цикл (~29,5 суток) не укладывается кратно в солнечный цикл (~365,2425 суток).

Теперь вспоминаем, что для определения даты Пасхи нам требуются данные о полнолунии.

Иудеи поступали в те времена просто -- они во многом пользовались непосредственными наблюдениями.

А как поступать разбросанным в разных далеких городах христианским общинам? Цель -- отпраздновать Пасху в один день (надо сказать, что эта хорошая цель не всегда достигалась ещё и из за политики). Как провести непосредственные наблюдения (а ведь ещё и фактор погоды, и понимающего человека может не быть)? Приняв решение о дате, как успеть от всех получить подтверждение, что они согласны с этим решением основанным на наблюдении?

Вот тут и принимается решение взять за основу Юлианский календарь, и составить как можно более простую формулу которая учтет полнолуния, которых в календаре нет (полнолуния не приходятся на одни и те же числа месяцев каждый месяц, каждый год). По такой формуле даже и на чужой стороне только имея календарь и номер года человек узнает когда ему вместе со всеми отпраздновать Пасху.

Такая формула и была найдена в Александрии. Она была основана на том, что в 433 году до Р.Х. афинский астроном Метон нашел, что каждые 19 лет лунный цикл завершается в тот же день солнечного года. То есть полнолуния раз в 19 лет снова приходятся на те же числа месяцев.

Итак, примерно с четвертого века по Р.Х. большинство церквей договариваются считать дату Пасхи по этой формуле. Рождество же празднуется просто 25 декабря.

На самом деле всё сложнее и Рим предпочитал уже тогда использовать свою формулу Пасхалии. Иногда лет на 50 удавалось согласовать даты заранее.

Теперь вернемся к реформе календаря. Составители Юлианского календаря были в курсе о его неточности, но считали простоту календаря более важной и не принимали во внимание такую важность для календарей как непрерывный счет. То есть они считали, что при желании люди просто реформируют календарь снова и всё (как это часто и делалось в Древнем Риме). А ко времени Григорианской реформы люди уже 1500 лет жили с одним календарем и полюбили стабильность:) Поэтому реформа Римского папы была рискованной и, действительно, на новый календарь переходили очень долго, не одна только Россия долго собиралась.

Реформировав календарь и сместя даты, чтобы учесть набежавшую ошибку (равноденствие реальное и календарное) Папа ввел и новую формулу Пасхалии. Но православные церкви её не приняли, так как предпочитали и дальше вычислять дату по едино принятой в православии формуле. Дата Пасхи у католиков с православными и до того часто не совпадала, а теперь разошлись и другие праздники -- Рождество, Крещение и остальные с фиксированной по календарю датой.

На сегодняшний день ситуация стала особенно интересной. Нынешний Римский Папа Франциск этой (2015) весной выступил с сенсационным заявлением (но не оформленным в виде официального решения или предложения), что ради единства в праздновании Пасхи католики готовы принять православную пасхалию и не считают её какой-то неправильной. Это предложение сложно обсуждать, так как, в принципе, если так, то от православных ничего и не требуется, католики могут присоединиться и это хорошо. Т.е. это на деле какое-то дипломатическое заявление в которых мастера и Рим, и Византия.

Рождество Христово - один из главных духовных православных праздников, который отмечается 25 декабря католиками и 7 января православными.

В обеих религиях отмечают Сочельник - вечер накануне рождественской ночи (Иисус родился именно ночью - отсюда другая легенда про Вифлеемскую звезду.) Название в русском языке происходит от слова сочиво - пшеничные зерна, смоченного соком ягод или медом. Сам праздник Рождества является датой разговления - освобождения от поста и предания чревоугодию.

Чем же отличается католическое и православное Рождество?

Дата

Несовпадение празднования Рождества Христова западными и восточными церквями объясняется принятыми ими различными системами летосчисления. После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных. Обращаем внимание читателей на тот факт, что дата на самом деле одна, а разница - в календаре.

У католиков даже новогодняя ёлка называется рождественской. Её ставят в канун праздника - 24 декабря - когда в западной традиции отмечается день Адама и Евы.

Богослужение

В православии принято одно рождественское богослужение, которое длится до утра, и в котором соединены Великое Повечерие, Утреня и Литургия.

У католиков служат три раздельные мессы - ночью, утром и днем. Это символизирует как бы рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека.

Фото: www.russianlook.com / Рождество у католиков - главный праздник.

Отношение к празднику в обществе и в церкви

Православное Рождество - это духовный, церковный праздник, а не семейный. Пост проходит очень строго — каждый верующий должен сдерживать себя и много трудится, духовно и телесно, чтобы в итоге наградить себя возможностью празднования и отдыха. За пять дней до Рождества в церквях поминаются библейские события, связанные с Рождеством. Сама церковная служба протекает так же, как и несколько веков назад — все традиции тех времен соблюдаются из года в год. При этом Пасха почитается больше, чем Рождество. То есть, для православных важнее, что Христос воскрес, а для католиков - что родился. ​

У католиков Рождество - это любимейший семейный праздник. Церковные службы о других библейских событиях проходят после Рождества, начиная с первого января. Пост перед Рождеством «слабее» православного — разрешается расслабляться. Самая церковная служба адаптирована под современный мир и упрощена.

У католиков очень много разнообразных блюд под Рождество, но главное всё же - гусь с яблоками. Православные уделяют основное внимание праздничному столу в Сочельник, когда на стол ставят 12 постных блюд. Для праздничного рождественского стола рекомендуем испечь , пошаговый рецепт которого опубликован на сайте АиФ-Красноярск.

Обязательные блюда, которые должны стоять на столе православного в Рождество - сочиво и взвар. Сочиво готовят из пшеничной крупы или риса с добавлением меда, сухофруктов, орехов. Взвар - это компот из сухофруктов.

Рождественский стол. Фото: www.russianlook.com

На Рождество католики дарят всем подарки. По традиции никто не должен остаться без сюрприза - ни родственник, ни добрый знакомый. В православной традиции такого внимания к подаркам нет, хотя детей подарками традиционно одаряют.

Кто главный персонаж праздника?

Если православные чтят, безусловно, родившегося Христа, который появился на свет, то у католиков главный «фигурант» торжества - Святой Николай или Санта Клаус, в обязанности которого входит одаривать подарками детей. При этом сам Санта-Клаус не приходит к детям с мешком подарков, как русский Дед Мороз. Подарки он прячет ночью в носки, развешивает их над камином, а сам исчезает незаметно в каминную трубу. В этом обычае переплетаются христианские и языческие обряды, и не все священники положительно относятся к этому почти языческому святому.

Материал подготовлен с помощью общедоступных источников.

Рождество Христово – один из самих главных христианских праздников. Только вот отмечают 25 декабря, а православное – 7 января

Чем отличается католическое и православное Рождество? И почему католическое Рождество отмечается раньше?

Начнем с того, что точная дата рождения Иисуса Христа неизвестна. Поэтому день для празднования рождения Христа во плоти просто назначили. В Римской империи с 4-го века начали отмечать Рождество Христово 25 декабря, в день старого языческого праздника Солнца и зимнего солнцестояния.

Как же случилось так, что теперь католическое Рождество отмечается раньше, а православное «отстает»?

Несоответствие астрономического календаря и номинального все больше нарастало, наконец, папа Григорий XIII в 1582 году объявил о реформе календаря. Чтобы восстановить разницу во времени, пропустили 10 дней, и после 4 октября, по указу Папы Римского, настало сразу 15-е октября.

Папа Римский Григорий XIII — реформатор календаря

В григорианском календаре, правда, лишнее время тоже набегает, но не так быстро: всего лишь 1 лишний день за 10 тысяч лет. Все потому что он предусматривает меньше високосных лет.

В ночь с 6 на 7 января Рождество празднует также Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, которые придерживаются Юлианского календаря, и некоторые поместные католические церкви. Так, Украинская Греко-Католическая Церковь отмечает Рождество тоже 7 января.

В то же время все остальные православные церкви, Римская католическая церковь и протестанты празднуют Рождество в ночь с 24 на 25 декабря.

Рождество - самый светлый праздник для верующих христиан. В 11 веке произошло его разделение на две части: православное и католическое. Каждая из церквей отмечает сочельник в разные дни: православные - в ночь с 6 на 7 января, католики - в ночь с 24 на 25 декабря. Какие еще отличия существуют между православным и католическим Рождеством?

1. Празднуют католическое и православное Рождество по - разному: первое с 24 на 25 декабря, второе - с 6 на 7 января. Это смещение в датах произошло из-за разницы между юлианским и григорианским календарями.

2. Поста у католиков, как такового, нет. Есть так называемый Адвент – время ожидания праздника. Ревностные католики в течение месяца перед Рождеством стараются больше времени посвящать молитвам и посещению церкви, общению с семьей. А некоторые даже ограничивают себя в пище – не едят мясо.

У православных - Рождественский пост - последний многодневный пост в году, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты. По выходным можно рыбу.

3. Традиционным православным рождественским блюдом у православных считается гусь с яблоками. У католиков при этом очень много разнообразных блюд (хотя у некоторых есть в меню и гусь), которые они готовят под Рождество. Для разных стран разные. А в Португалии они разные даже для разных районов.

4. На Рождество католики дарят всем подарки. Мы же дарим их на Новый год и даже ёлка у них называется «рождественская» - «Christmas tree», а не «новогодняя», как принято говорить у нас.

Главный герой Рождества католического – это, как правило, не новорожденный Спаситель, а Санта Клаус. Именно от Санты дети, развесив над камином красивые носочки, ждут подарков. Все рождественские чудеса связаны с действиями смешного толстячка, который забавно смеется и любит пошалить. Кстати, не все католические священники поддерживают этот почти языческий культ.

У православных Рождество - это праздник рождения Иисуса Христа. Это сугубо духовный, церковный праздник.

5. В православной церковной традиции есть одно ночное Рождественское богослужение, в котором соединены Великое повечерие, Утреня и Литургия. А в католической церкви служат три рождественских мессы раздельно – ночью, утром и днем. Это символизирует рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека.

6. У католиков есть одно важное понятие, которое удивительно точно характеризует то настроение, которое охватывает людей в предрождественские дни – Christmas Spirit (дословно «дух Рождества»). Это время, когда все верят в чудеса, когда нехорошие люди вдруг становятся добрыми и ласковыми, когда чувствуешь себя словно в сказке. Это время покоя, радости и любви.

В чем разница между старым и новым стилем? Почему католики и православные празднуют Рождество в разные дни? Многие задавались этими вопросами, но отвечают на них обычно просто – разные календари, и все тут. А что если взять и договориться привести календари в соответствие?

Попробуем разобраться. Действительно ли это принципиально и почему – в материале портала Москва 24.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

На первый взгляд единая дата Рождества сразу бы многое упростила – православные верующие снова как и в дореволюционные годы стали бы отмечать Рождество 25 декабря, им не нужно было бы соблюдать рождественский пост во время Нового года, а иностранным друзьям не пришлось бы каждый раз объяснять, почему мы не празднуем главный христианский праздник со всем остальным миром. На самом деле все не так просто, но для начала придется разобраться в отличиях календарей и во всем том, к чему они в конечном итоге привели.

Юлианский календарь был введен в Римской империи по указу Юлия Цезаря, в честь которого он и был назван, 1 января 45 г. до н.э. До этого год у римлян длился 355 дней, из-за чего периодически вводили дополнительный месяц, чтобы поспевать за тропическим годом – тем реальным отрезком времени, за который солнце завершает цикл смены времен года. По структуре год юлианского календаря выглядит так, как мы к тому привыкли, – 365 дней, каждый четвертый год – високосный. Таким образом, средняя продолжительность года получается 365 ¼ дня. Такой календарный год в отличие от предыдущего стал уже длиннее тропического. Всего на 11 минут и 15 секунд – казалось бы, совсем немного, а каждые 128 лет накапливалось по одному лишнему дню. Из-за этого Рождество постепенно сдвигалось от близости к зимнему солнцестоянию в сторону весны, смещался и день весеннего равноденствия – а от него отсчитывается Пасха. В конечном итоге расхождение календарного времени с реальным сложно было игнорировать. Тогда и возникла необходимость в новом календаре.

Григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года – там после этого дня наступило сразу 15 октября. Эта система исчисления времени и получила название нового стиля (а юлианский календарь, соответственно, стал известен как старый стиль). Россия на григорианский календарь не перешла и продолжила жить в юлианском. Так что Рождество у нас было, как и у всех, 25 декабря. Только у католиков в это время был уже январь. А потом случилась революция, и Совнарком принял декрет - перейти на одну систему исчисления со всем миром. Это произошло 31 января 1918 года – после него в РСФСР наступило 14 февраля, таким образом, мы "синхронизировались" с другими странами.

А как же Церковь?

Здесь и начинается самое интересное. В светском летоисчислении мы стали жить одновременно с Западом. А вот Русская православная церковь (а вместе с ней – Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Афон) менять календарь отказалась. И дело здесь вовсе не в упрямом нежелании следовать за католиками – за этим решением стоят очень важные для церкви причины.

Прежде всего по христианским канонам новозаветная Пасха должна идти за ветхозаветной. Это продиктовано хронологическими соображениями – Иисус Христос был распят накануне иудейской Пасхи, а воскрес на ее третий день. У христиан, живущих по григорианскому календарю, это правило иногда нарушается, что, по идее, искажает логику богослужебного времяисчисления – а в православном церковном календаре события жизни Иисуса Христа строго следуют одно за другим. Кроме того, именно накануне православной Пасхи на Гроб Господень в Иерусалиме традиционно снисходит Благодатный огонь, а в крещенскую ночь – освящается вода. Эти чудеса являются еще одним доводом православных христиан в пользу истинности своего календаря. Согласитесь, причины более чем серьезные, так что позиция большинства православных церквей ясна – пусть уж католики возвращаются к правильному календарю. А мы подождем.

На заметку

Интересно, что 11 поместных православных церквей (среди них – Греческая, Румынская, Болгарская и другие) празднуют Рождество, как и католики, в ночь на 25 января. В 1923 году они перешли на новоюлианский календарь – то есть фактически календарь с юлианской пасхалией и григорианским календарем одновременно. Получается, что Пасху они празднуют с православными, а непереходящие праздники – с католиками.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей постоянно увеличивается – каждые 400 лет на трое суток. Таким образом, православные церкви, использующие юлианский календарь, с 2101 года начнут праздновать Рождество 8 января.



Похожие публикации