«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся» классный час на тему. Занятие по эстетическому воспитанию " я рад общаться с тобой" Классные часы на тему эстетики
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»
Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а реальных, повседневных.
Важно не навязать ребенку то или иное убеждение, а помочь ему самому понять, что если ты по-доброму относишься к людям, то и мир поворачивается к тебе. Человек может быть счастлив только тогда, когда он умеет гармонично выстраивать отношения с самим собой и с другими людьми.
Зло не так примитивно, как его принято изображать. Под маской добра часто скрывается насилие и авторитаризм, недаром говорят «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Только путем тщательной и кропотливой работы можно научиться отличать доброе от злого, выбирать собственную нравственную позицию, и отстаивать ее. В результате многих размышлений ребенок приходит к выводу, что каждый добрый поступок делает мир радостнее, и шаг за шагом учится добру.
Мною был разработан конспект классного часа на тему «Доброта спасет мир», который я предлагаю вашему вниманию.
Тема занятия: «Доброта спасет мир».
Цели: Расширить знания учащихся о доброте, ее значении в жизни человека. Стимулировать детей к добрым поступкам. Учить делать выводы.
Развивать связную речь, умение выражать свои мысли, способствовать развитию творческой активности у учащихся
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим, дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья, активизировать их личную деятельность и развить способность помогать и сочувствовать людям.
Оборудование: карточки, альбомные листы, клубок ниток, звукозаписи детских песен, тематические плакаты, свеча. Клубок, листочки.
Ход занятия
Звучит песня из м/ф «По дороге с облаками»
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? Правильно, о доброте. Сегодня мы узнаем, какое значение имеет доброта в жизни каждого человека.
Мы очень часто слышим: добрый человек, добрый учитель. А что же значит быть добрым?
Игра «Микрофон».
Ребенок передает микрофон соседу и говорит: Добрый человек – это…заботливый человек» и т. п.
Но часто бывает так, что очень сложно распознать по-настоящему доброго человека. Вот послушайте притчу
2. Труба доброты А. Лопатина
Два друга много работали и много доброго сделали за свою жизнь. Когда они попали на Небеса, к ним подлетел ангел и сказал:
Ваше добро отворило перед вами двери в чертоги рая. Господь поручил мне одному из вас вручить трубу доброты. Музыка этой трубы будет попадать в сердца людей, живущих на Земле, и рассказывать им о доброте.
Обрадовались друзья и переглянулись.
Кому же из них достанется труба.
Я всегда по-доброму относился к своим родителям, детям и жене. Я часто помогал соседям без всякой платы и давал деньги беднякам, - сказал один.
Мой друг не раз выручал меня, - подтвердил его товарищ. - Слава Богу, мне повезло встретить в жизни множество добрых людей. Моя мать была ангелом доброты, я просто обязан был хотя бы частицу этого добра вернуть людям. Ангел жестом остановил его и вручил ему огромную сияющую трубу.
Почему вы решили вручить трубу моему товарищу? - обиженно спросил первый друг. - Я был богаче и больше помогал людям.
Уподобляйся трубе, когда говоришь о добре, полученном от другого. Будь подобен могиле, когда говоришь о добре, оказанном тобою, - ответил ангел.
Разве первый товарищ не был добр?
А чем отличался ответ второго товарища?
Почему же тогда трубу получил второй?
Как вы понимаете мораль притчи?
С каким качеством характера связано понятие доброты в этой притче?
Существует множество поговорок о доброте у разных народностей, и сейчас мы поиграем с вами в игру «Собери пословицу»
3. Игра «Собери пословицу»
Игра в паре. Пословицы разрезаны на слова, надо собрать их и пояснить значение.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Красота до вечера, а доброта на век.
Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
За добрым делом находишься, худое само навяжется.
Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
Добра соль, а переложить – рот воротит
От доброго кореня добрая и отрасль.
Доброму человеку, что день, то и праздник.
4. Физкультминутка-тренинг «Паутинка доброты»
Дети становятся в круг.
А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты .
Каждый из вас в свой день рождения принимал поздравления с пожеланиями. И желали все вам, конечно, самого- самого. Может быть того, чего вам не хватает в характере, может, того, чего вам от родителей не досталось. Сейчас внимательно посмотрите на своих соседей по ряду и подумайте, чего такого самого-самого вы хотели бы им пожелать?
6. Тренинг «Ладошка»
Дети обводят свою ладошку и в центре пишут имя. Затем передают ладошку соседу, и тот пишет пожелание. Например, «Будь здоровым». Если не уместится, можно писать в центре ладошки. Каждый получает лист с пожеланиями.
Так как вы думаете, зачем надо творить добро?
Послушайте притчу.
7. Притча «Зачем надо делать добро» А. Лопатина
Однажды учитель сказал ученикам:
Мы с вами говорили о том, почему нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро.
Ученики разошлись в разные стороны, а через неделю вернулись.
Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать, - сказал один.
Я ухаживал за больным, потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.
Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.
Я защитил ребёнка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвёртый.
Я старался делать добро всем. Наверное, я был не прав, - признался последний ученик.
Как вы думаете, прав был последний ученик?
Почему?
А первые три?
Какой можно сделать вывод?
В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:
Если бы я стал волшебником, я бы сделал..
8. Тренинг «Магическая свеча»
9. Рефлексия
Я вижу, как вы сегодня старательно занимались, знакомились с понятиями доброта, забота, скромность и т.п. узнали много новых пословиц о доброте, познакомились с притчами. Теперь подумайте и на этих листьях напишите самое важное, что вы вынесли с нашего занятия. А завтра мы в классе из ваших листочков сделаем дерево добра.
Звучит музыка из м/ф «Маленький Мук»
Список использованных источников информации:
- http://pritchi.ru/id_5518 - сайт «Притчи.ру» Притчи от А.Лопатиной
- А.Лопатина, М.Скребецкая «Притчи», книга 3, Издательский дом «Амрита-Русь», М.,2009
- О.П.Варенька «Пособие для учителей. Классный час» «Вако», М.,2008
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Мозырский государственный педагогический университет
имени И.П. Шамякина»
Кафедра педагогики
Час общения
«Культура внешнего вида»
(для учащихся 9 «Г» класса СШ №15)
Выполнила
студентка 4 курса 3 группы
физико-математического
факультета
Тукач Анна Сергеевна
Методист по педагогике: Кузьменко Е.В.__________
Классный руководитель: Станкевич Л.Д.__________
Оценка_____________
Дата проведения____________
Мозырь 2013
Методика подготовки и проведения мероприятия.
1. Установление места и роли данного воспитательного мероприятия в системе воспитания. Воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
2. Определение участников . Час общения «Культура внешнего вида» актуально проводить со школьниками, т.к. уже со школьной скамьи важно развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде, а ведь многие к этим навыкам стремятся.
3. Постановка цели : способствовать развитию эстетического вкуса учащихся, развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде.
4. Направление содержания воспитания. Мероприятие направлено на формирование нравственно-эстетических качеств личности.
5. Разработка плана подготовки мероприятия .
Мероприятия | Сроки исполнения |
|
Работа с методической литературой и интернет-ресурсами. | 14.10.2013-15.10.2013 |
|
Составление сценария мероприятия. | ||
Подготовка реквизита к мероприятию Распечатка правил, которых придерживается человек, имеющий хороший вкус. Распечатка осенней гаммы цветов, весенней гаммы цветов, зимней гаммы цветов и летней гаммы цветов. Распечатка цветового спектра. | ||
Объявление ребятам о проведении мероприятия. | ||
Оформление места проведения мероприятия. | ||
Уборка места проведения мероприятия. |
6. Разработка плана проведения мероприятия.
1. Организационный момент.
3. Основные функции одежды.
4. Что такое мода?
6. Роль цвета в одежде.
7. Основные стили одежды.
8. Подведение итогов.
Тема: Культура внешнего вида.
Цель: способствовать развитию эстетического вкуса учащихся, развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде; способствовать формированию нравственных, эстетических качеств личности.
План:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Основные функции одежды.
4. Что такое мода?
5. Что значит «иметь вкус» и 5 правил, которых придерживается человек с хорошим вкусом.
6. Роль цвета в одежде.
7. Основные стили одежды.
8. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент (приветствие учащихся, сообщение темы классного часа и т.д.).
2. Вступительное слово учителя . А.П. Чехов говорил, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», он должен быть красив не только в чувствах и мыслях, но и внешне. Во внешнем виде немаловажную роль играет одежда. Одежде, умению правильно одеваться мы посвящаем сегодня наш классный час.
3. Основные функции одежды.
4. Что такое мода? Люди придумали зеркало к III тысячелетию до нашей эры. Для чего человеку зеркало? (Мнение детей ).
Зеркало отвечает человеку на один вопрос: «Красив ли я?» Но разве это так уж важно? Во все времена, во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми.
Одежда накладывает отпечаток даже на самое правильное лицо, выявляет дурные качества, плохой характер, вкус.
Внешний вид – самая первая информация, которую мы получаем о незнакомом человеке, а первая информация наиболее устойчивая. Вспомните пословицу: «Встречают по одежке, провожают по уму». Конечно, ум, духовное богатство – главное. Но встречают-то по одежке! Одежда многое может рассказать о своем владельце.
Зачем человек стал одеваться? (Утилитарное значение одежды, оберег, украшение).
Украшение диктует мода .
Мода (слово латинское и означает: мера, способ, образ действия) для нас означает временное преобладание тех или иных вкусов.
Какова роль моды в нашей жизни?
Есть люди, которые заявляют, что не признают никакой моды, однако, как и все, они во что-то одеты, следовательно, можно «признавать» или «не признавать» моду, быть ее творцом или рабом, но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода – явление социальное .
Одежда – предмет первой необходимости, ее производством заняты различные отрасли промышленности, а продажей – огромная сеть магазинов, значит, мода – явление экономическое.
Мода как искусство создания костюма наряду с другими видами искусства – явление эстетическое .
Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит от возраста, воспитания, культуры, характера, одним словом, от личности. Мода для любого из нас есть часть нашего внутреннего мира, значит, мода – явление психологическое. А отношение к ней, выбор – явление нравственное .
Мода также явление сезонное .
Игра «Гардероб». Класс делится на 4 группы, каждая называется одним из времен года. Группы рассказывают о том, что носят в разные времена года, а затем загадывают название одной одежды, описывая ее.
5. Что значит «иметь вкус» и 5 правил, которых придерживается человек с хорошим вкусом . Мы хотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными людьми. Что для этого необходимо? Самое главное: чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус .
Многие люди ударяются в крайности, одеваются по последнему слову моды, покупают «фирменные» вещи, переплачивая большие деньги, становятся вывеской пустоты, превращаются в «опознавательный знак» людей определенного круга, для которых вещи становятся смыслом жизни.
Вопрос о вкусе является непростым. Вкус – это прежде всего чувство меры во всем (что, где, когда надеть, как относиться к своей внешности, как держаться).
Человек с хорошим вкусом придерживается нескольких простых, но очень важных правил.
I . Одежда должна соответствовать своему назначению (нарядная, домашняя, рабочая).
Как вы думаете, о какой одежде мы должны заботиться больше всего? Правильно, о рабочей. Ваша работа – это учеба в школе, поэтому школьной форме – основное внимание. Рабочая одежда должна быть удобной и красивой.
II . Одежда должна соответствовать возрасту.
6. Роль цвета в одежде . Возрасту должна соответствовать не только форма, модель, но и цвет . Установлено, что они влияют на нашу энергетику и тем самым на наше самочувствие. Люди издавна приметили, например, что мужские цвета – это черный, синий, т.е. те, что сдвинуты к короткой длине волны, - это спектр ультрафиолетовый.
А вот женская одежда должна обязательно соответствовать длинной волне излучения: красный цвет и все то, что в ту сторону. Это издавна известно, недаром новорожденных мальчиков, пеленая, перевязывали голубой ленточкой, а девочек – розовой.
Цвет – одно из самых ярких выразительных средств костюма. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось в условиях окружающей среды, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные закономерности восприятия цветов.
Красный цвет – символ чего? (Солнца, огня, крови, жизни.) С чем он связывается? (С радостью, красотой, добром, но и он же означает тревогу, опасность, угрозу для жизни.)
Красный цвет – ассоциируется с энергией, активностью, оптимизмом, подчас даже с агрессивностью. Применяют красный цвет, когда нужно выглядеть смело, энергично, темпераментно.
Оранжевый и желтый цвета – заставляют нас вспомнить о солнечном свете, пляжном песке. Их применяют, когда нужно выглядеть оптимистично, раскованно, весело, молодо, спортивно.
Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, но может обозначать безжизненность и даже траур у некоторых народов.
Черный цвет – называют «королем элегантности». Применяют, когда хотят проявить во внешнем облике индивидуализм, независимость, изысканность, загадочность и авторитетность.
Пастельные цвета – нежные, светлые, сильно разбеленные оттенки ярких тонов. Подходят всем девушкам.
Темные цвета – ассоциируются с покоем, мудростью, зрелостью, опытом («осень жизни»). Эти цвета для серьезных, осмотрительных, умудренных опытом людей.
Серый цвет – выбирают, когда надо предстать спокойной, сдержанной, невозмутимой персоной, не подверженной воздействию эмоций.
Другие цвета тоже несут «смысловую нагрузку», но она достаточно условна и неоднозначна.
Существует целое учение о цветах – цветоведение. Основные – красный, синий, желтый. Остальные – ахроматические – получаются путем добавления белого, черного.
Какие вы знаете холодные цвета? Теплые?
При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Светлые, чистые, теплые цвета увеличивают предмет, делают легче. Темные, холодные уменьшают, придают тяжесть.
Всякий человек имеет свои внешние данные. Вам нравится цвет, но он вам не всегда идет. Например, коричневый, золотистый, оливковый, зеленый – весенние гаммы.
Подберите осеннюю гамму.
Осень Весна Лето Зима
Упражнение «Гармония цвета»
1. Представьте себе, что у вашей бабушки день рождения. Вы выбираете ей платок. Каких тонов он может быть?
2. У вашей мамы голубые глаза. Вы хотели бы подарить ей блузку. Какую вы выберете гамму. Почему?
III . Не может быть красивым то, что может нанести ущерб твоему здоровью.
IV . Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека.
Через нашу одежду и поведение проявляются личные черты личности – образ мыслей, уровень культуры.
Не только создание новых моделей, но и подбор своей повседневной одежды есть процесс творческий – значит, каждый может быть художником, творить свой собственный неповторимый образ, стиль, вкус.
V . Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться по назначению, цвету, по ткани, по стилю .
7. Основные стили одежды . Стиль – это совокупность деталей внешнего вида, существующих в одобряемом обществом единстве. Стиль складывается из определенного набора деталей одежды, обуви, прически, украшений. А может ли выбор одежды сформировать индивидуальный стиль? Несмотря на то, что мода всегда диктует некий усредненный образец внешности, это совершенно не мешает проявлению индивидуальности. Ваш индивидуальный выбор состоит в том, что посредством одежды вы создаете тот внешний образ, в котором хотели бы предстать перед окружающими. Что же является индивидуальным стилем?
Индивидуальный стиль – это совокупность деталей внешнего вида, отличающая конкретного человека от других людей и обеспечивающая ему непохожесть на других и личную привлекательность. В настоящее время основными стилями являются:
Классический стиль. Этот стиль потому и называют классическим, что он подходит большинству людей и уместен в большинстве ситуаций (кроме турпохода и дискотеки). Классическому стилю характерны костюмы, строгие виды верхней одежды. Для женской одежды - костюмы (с английскими воротниками, воротником апаш), прямые или зауженные к низу юбки, брюки. В мужской одежде к классическому стилю относят пиджаки (с воротниками английского типа, карманами в рамку или с клапанами прямоугольной формы), костюмы, брюки, галстуки. Особое внимание следует обратить на цветовую гамму наряда. В ней доминируют темные оттенки – черный, темно-синий, темно-серый, но не исключены и светлые тона – беж, карамель, светло-серый. Обычно носителя классического стиля воспринимают как излучающего надежность, силу, внушающего доверие и уважение профессионала.
Экстравагантный стиль. Экстравагантный стиль – полная противоположность классическому. Он является привилегией молодежи, для него характерны смелые, резкие краски и формы, необычный покрой, неожиданное сочетание фактур ткани, ассиметричные детали, острые углы. Для полноты самовыражения авангардной одежде часто сопутствуют не менее экстравагантные прическа и макияж.
Спортивный стиль . Если Вы цените в одежде свободу, удобство и комфорт, если Ваша фигура подтянута и спортивна, если Вы предпочитаете подвижный образ жизни, то Вам подойдет спортивный стиль одежды. Главная задача одежды спортивного стиля – обеспечить ее владельцу максимальную свободу, удобство и комфорт, не забывая, при этом, подчеркивать все достоинства фигуры.
Романтический стиль . Романтический стиль обязан своим появлением эпохе Романтизма. Эпохе красивых романов, подчеркнутой хрупкости и нежности женщины. Эпохе Пушкина, Лермонтова. Романтический стиль одежды несет в себе стремление к любви, чувствам, романтическая одежда выделяет красоту женской фигуры, при этом оставляя женщину скромной, слегка кокетливой, нежной.
Даже если одежда стандартная, именно дополнениями, аксессуарами можно ее сделать индивидуальной. Именно дополнения часто говорят об умении видеть себя и окружающих, об интересах, о вкусе.
Как вы думаете, обязательно ли только новые вещи могут быть красивыми? С раннего детства приучали детей ценить одежду. Ее часто в семье носило несколько поколений, передавая как самое ценное. И действительно, она представляла для человека большую ценность, т.к. вбирала в себя жизненные ремесла: ткачество, шитье, плетение, вышивание. Одежду в крестьянской семье не выбрасывали. Ненужную отдавали чужим людям. Из старых, обношенных рубах шили одежду детям.
8. Подведение итогов . Ребята, с какими важными правилами мы сегодня познакомились? Всегда ли вы бережливы? Всегда ли ценим, что носим? В чем больше ценности, на ваш взгляд: в том, что куплено, или в том, что сделано своими руками?
В заключение пожелание, чтобы каждый из вас нашел свою гавань в жизни, где будут прекрасна ваша душа, тело, мысли и одежда.
Инсценированный классный час. Тема: Чудеса народного искусства
Цель : формировать у детей эстетический вкус посредством знакомства с народными промыслами и русскими народными песнями.
Оборудование : дымковские, абашевские, богородские, филимоновские игрушки; красочно оформленный плакат с названием классного часа (на доске), балалайка, короб (сундучок).
Ход занятия
Под русскую народную музыку в класс заходят дети в русских народных костюмах. Садятся.
Ведущий. Не правда ли, как красиво! Сколько различных игрушек. Наша страна богата талантливыми людьми, которые создают такие удивительные вещи. Люди эти - народные мастера. Из дерева, глины, железа и кости они создавали и создают настоящие чудеса. Народные мастера столько создали игрушек и посуды, что решили продавать их всем, кто захочет. Много красивых вещей продавалось на ярмарках, которые были шумными, веселыми народными праздниками. Ходили на них не только продавать или покупать, но и просто полюбоваться работами народных умельцев, посмотреть веселое представление бродячих шутов-скоморохов.
Дети заводят хоровод «Ах, улица, улица широкая». Заходят скоморохи, показывают народные игрушки: дымковскую барыню, абашевского козла - и выкрикивают:
Ай да кукла, ай да Малаша,
Неслыханное чудо!
Невиданное диво!
Игрушечка - диво!
Нарядна, красива!
Угодно купить?
Могу уступить!
Ведущий. А вот что купил на ярмарке наш Иванушка.
Дети инсценируют песню «Где был, Иванушка?».
Ведущий. На ярмарках часто звучала музыка, например такая...
Дети исполняют «Светит месяц».
Ведущий (берет балалайку). Ребята, кто из вас знает, как называется этот инструмент?
Дети. Балалайка!
Скоморох.
Правильно!
Балалаечка-игрунья,
Развеселая певунья,
Просто ты устроена -
Из дощечек скроена,
Три струны да три угла -
Вот и все дела.
В окне появляется Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, ребята!
Узнаете меня?
Я веселая игрушка,
А зовут меня...
Дети. Петрушка!
Петрушка.
Верно, Петрушка!
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.
Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.
А где же они?
И на лавке нет,
И под лавкой нет.
Они, наверное, на ярмарку убежали.
Ведущий. Не волнуйся, Петрушка, они давно уже здесь и находятся вот в этом коробе.
Петрушка. Я хочу их познакомить с ребятами.
Ведущий. С кого начнем?
Достает из сундучка дымковскую игрушку «Индюк».
Первый чтец.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У меня совсем не прост.
Второй чтец.
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк красочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
Затем ведущий достает игрушку «Водоноска».
Третий чтец.
За студеною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво!
Водоноска так красива,
Как лебедушка, плывет,
Песню тихую поет.
Ведущий сообщает краткие сведения о дымковской игрушке.
Петрушка. А теперь ребята пусть сами отгадают, кто пришел еще в гости.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети. Матрешка.
Скоморох. Я о матрешках знаю стихи.
Все они матрешеньки,
Все они милешеньки.
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
Чуть на меня похожие.
Петрушка. А еще, ребята, я захватил с собой старого друга. Угадайте, кто он?
Ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Лето гуляет,
А зимой спит, отдыхает.
Дети. Медведь!
Петрушка. Молодцы, угадали!
Ведущий (показывает игрушку «Медведь»), Но это не простой медведь. Его сделали мастера из села Богородское. В этом селе мастера режут игрушки из дерева.
Петрушка. Делают медведей, лис, коней, птиц.
Скоморох. С ними можно поиграть: куры клюют, щука трепещет, кузнецы стучат. Убедились, какие выдумщики богородские мастера?! С помощью веревочек, планочек заставляют зверей двигаться. И эти звери не злые, потому что их делают добрые руки мастеров.
Дети исполняют песню «Во кузнице». Слышится свист.
Ведущий. Ой, что это за звук?
Петрушка. Это мои друзья. Надоело им лежать в коробе, вот они и просятся на праздник.
Ведущий. Сейчас, сейчас, подождите! Мы вас выпустим.
Вынимает из короба коньков.
Скоморох. Это два брата - конек Огонек из села Филимо- ново, конек Дымок из села Дымково. Ребята, из чего сделаны эти коньки?
Дети. Из глины!
Ведущий. Правильно. Ребята, посмотрите, это простой конек?
Дети. Сказочный.
Ведущий. А почему он похож на сказочного?
Дети отвечают.
Ведущий. Дымковский конек необычный, сказочный, потому что он украшен ярким узором.
Петрушка. Кони всегда помогали людям.
Ведущий. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских и филимоновских игрушках и появились яркие круги и полосы.
Петрушка. Похожи на солнце и его лучи.
Скоморох.
Налетайте, налетайте!
Покупайте, покупайте!
Покупайте-ка игрушки -
Водоноски и зверушки!
Посмотрите, как живой,
Есть и конь здесь удалой!
Петрушка.
Идет весна, идет красна!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Не зря весенний праздник.
Скоморох.
Ой, игрушки и народ,
Становитесь в хоровод.
Будем праздник продолжать,
Будем петь и танцевать.
Звучит любимая русская народная мелодия.
Скоморох.
Под березки на лужки
Выбегайте, петушки,
Красные сережки,
Зеленые сапожки
У вас очень хороши!
Веселитесь от души!
Четвертый чтец.
А вот курский соловей.
Не ест, не пьет,
Весь век поет.
Никому покоя не дает.
Пятый чтец.
Грибки, яички,
Шкатулки, птички,
Пушки, матрешки,
Расписные ложки,
А вот гриб боровик.
Над грибами полковник!
Шестой чтец.
Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые,
Ждем вас на дорожке,
Разомните ножки!
Петрушка.
Бока крутые,
Ушки золотые,
Шапка с оборкой,
На спине Егорка.
Скоморох.
Тень-тень - потетень!
Плясать будем целый день!
Играйте громче, балалайки,
В хоровод вставайте, зайки!
Седьмой чтец.
Ой, люли, ой, люли!
Кони на лужок пошли!
Кони удалые,
Гордые, лихие!
Ой, медведи бурые,
Почему вы хмурые?
Мы забыли вас позвать?
Выходите танцевать!
Скоморох.
Раз, два, три, четыре!
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
Веселей пляши вприсядку!
Влево - вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Все дети пляшут с игрушками.
Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные
Веселы и ярки,
А вот наши подарки!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям,
Пришло время расставанья.
Дети. До свиданья, до свиданья!
Под русскую народную мелодию дети уходят.
Воспитание эстетического вкуса учащихся;
Воспитание нравственной культуры поведения учащихся;
Воспитание толерантных отношений между детьми;
Развитие у детей творческих способностей и ораторского мастерства;
Изучение жанров фольклора и народного прикладного искусства;
Связь народного творчества с современной жизнью.
- Развитие навыков коллективного творчества в групповой работе.
Оборудование:
Мел, доска;
Фрагмент мультфильма “Царевна-лягушка” и фрагмент фильма “Кощей Бессмертный” (видеонарезка) + проектор с экраном + компьютер;
Примеры докучных сказок (народные и детские);
Аудиозапись детских народных частушек + минусовка частушек;
Матрёшки;
Плеер с наушниками (записана минусовка частушек);
Корзинка с Чупа-чупсами.
Стулья в классе можно поставить полукругом для вступительной беседы, столы в центре класса подготовлены для групповой работы (3 группы).
Раздаточный материал:
Таблички для столов с названиями и символикой художников, музыкантов и писателей;
Листы бумаги и ручки (простые карандаши) для записи сказок;
Листы бумаги с рифмами для частушек и простые карандаши;
Листы бумаги с силуэтами матрёшек (деревянная болванка матрёшки);
Ручки, простые и цветные карандаши, ластики, фломастеры;
Ход классного часа
1. Оргмомент (1 мин.).
Учащиеся рассаживаются на стулья. На доске тема классного часа: “В наш мир народною тропой”.
Мотивация к деятельности.
Добрый день, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени, в прошлое нашей родины к истокам народного творчества. А нашей путеводной звездой в этом путешествии станет свеча. Сейчас я зажгу эту свечу, и мы перенесёмся в стародавние времена. А нашим экскурсоводом в прошлом будет ни кто иной, как сама Василиса Прекрасная.
2. Вступительная беседа (2 мин.).
Итак, мы с вами попали в стародавние времена. В те времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни электричества, да и книг тоже не было. И страна наша была небольшим государством. А люди в том государстве жили мастеровые, да песенные, и речи их были мелодичными, да неспешными, как течение полноводных равнинных рек. И звали их всё Иванушками да Марьюшками.
Сегодня на занятие мы с вами пройдём народною тропой из стародавних времён в современный мир и проверим, не растратили ли мы, жители современной России, умения наших предков.
А где же наш экскурсовод?
На экран проецируется фрагмент мультфильма “Царевна-лягушка” (1-й фрагмент 0:00 – 1:10).
3. Актуализация знаний и беседа об устном народном творчестве и прикладном искусстве (частушки, докучные сказки и о русские матрёшки) (12 мин.).
1. Актуализация знаний об устном народном творчестве.
Ну вот, не успели поздороваться, как сразу же расстались. Жалко Василису, надо её спасать от Кощея Бессмертного. А где же смерть Кощея найти, он же Бессмертный?
Дети дают ответ на поставленный вопрос, цитируя русские народные сказки (“...Смерть Кащея на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе, дуб...”)
Правильно ребята, но пусть этим займётся жених Василисы Прекрасной – Иван Царевич, а мы с вами отправимся в путешествие самостоятельно. Ведь в стародавние времена мы попали не надолго, лишь пока горит свеча.
Ребята, а о каком виде народного творчества мы с вами вспомнили? Правильно, о сказке. Сказки народ складывал разные: волшебные, о животных и бытовые. Но были ещё сказки – докучные. Знаете ли вы такие?
Послушайте их:
Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.Жил-был журавль,
Поставил он стожок сенца –
Не сказать ли опять с конца?
Как вы думаете, когда их рассказывали? Правильно, когда не хотели ничего рассказывать.
2. Актуализация знаний о песенном народном творчестве.
Мы с вами очутились на деревенской площади.
Что, ребята вы увидели и услышали на деревенской площади? Правильно. И былину, и заклички, и частушки – всё это малые фольклорные жанры. А кто знает, что такое частушки и для чего русский народ их исполнял?
Дети дают ответ на поставленный вопрос.
Конечно, это небольшие народные песенки, полные веселья и задора. Исполняли их быстро, часто перебирая слова. Отсюда и пошло название – частушки. А пели их, чтобы посмеяться над собой и повеселиться.
Послушайте частушки наших прабабушек:
Как на нашем на лугу
Укусил комар блоху.
Сидит дятел на берёзе
Умирает со смеху.Маша любит наряжаться
Да не любит умываться.
Хоть и личиком красива,
Но плаксива и ленива.
3. Актуализация знаний о прикладном искусстве.
Долгими зимними вечерами любили люди мастерить. Какие виды народного прикладного искусства вы знаете?
Верно. И кружевоплетение, и роспись и резьба по дереву, и вышивка, и вязание были милы русской душе. Но детям больше всего интересны были игрушки. И сегодня давайте вспомним об одной игрушке, которая не так стара. Ей чуть больше 100 лет. Угадайте, о какой игрушке я хочу вспомнить?
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Показать матрёшку в собранном и разобранном виде.
Первую матрёшку сделали в Москве. Она появилась на свет в облике девочки-подростка, одетой в зелёную кофту и сарафан. В руках держала петуха и улыбалась. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин и назвал её – Матрёной. Действительно, Матрена оказалась не такой уж простушкой. Кукла раскрывалась, и в ней находили сестренку Матрешку. В той - следующую.
Потом шел русоголовый мальчик в красной рубахе, он последним проявлялся. Всего было в первой матрешке 8 кукол. Игрушка полюбилась и детям и взрослым.
Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, так же были очарованы русской многоместной куклой.
В Москву посылались заказы на большие партии матрешек. И сегодня русская матрешка - желанная гостья в каждом доме. География ее местожительства охватила многие страны мира.
Ой, ребята смотрите, наша свеча почти догорела, а это значит, что нам пора возвращаться в современный мир. А как же поживает Василиса? Сумел ли Иван Царевич одолеть Кощея Бессмертного и найти свою суженую?
На экран проецируется фрагмент мультфильма “Царевна-лягушка” (3-й фрагмент 3:55 – 4:10).
Какая беда, найти нашёл да расколдовать не может. Давайте ему поможем.
Для этого мы с вами попробуем вдохнуть современную жизнь в народное творчество и расколдовать Василису Прекрасную.
4. Творческая мастерская (15 мин).
Есть ли среди вас есть художники, поэты и писатели? Пересядьте за столы, согласно своим желаниям.
Сейчас каждая группа создаст свой современный шедевр.
Писатели придумают и запишут докучные сказки (на столе приготовлены листы линованной бумаги и ручки),
Песенники придумают на заданные рифмы частушки (на столе приготовлены листы с готовыми рифмами из современных слов и ручки),
Художники придумают роспись для современной матрёшки (на столе приготовлены листы с силуэтами матрёшек, цветные карандаши, фломастеры).
Но сначала давайте вспомним правила работы в группах:
Ученики, используя современные слова, сюжеты, изобразительные элементы работают над созданием групповых произведений.
5. Подведение итогов занятия (10 мин.).
Слушание придуманных частушек, рассматривание эскизов матрёшек, чтение докучных сказок (обязательно подчёркивать современные элементы).
Ребята, интересно ли вам было заниматься народным творчеством?
Живо ли прикладное искусство и фольклор в современном мире?
Так давайте сохранять и преумножать творчество наших предков!
А что же Василиса Прекрасная?
На экран проецируется фрагмент мультфильма “Царевна-лягушка” (4-й фрагмент 4:10 – 5:13).
Смотрите, она оживает, оживает и всё царство Кощеево.
А в завершение классного часа, согласно народной традиции, можно угостить ребят сладкими колобками, только в современном исполнении (Чупа-чупсами).